cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Религия древних египтян урок – Конспект урока «Религия древних египтян»

Конспект урока «Религия древних египтян»

План урока по истории в 5 классе Дата 15.10.2014 №11

Тема урока: Религия древних египтян

Цели:

знакомство учащихся с верованиями, зародившимися еще в первобытные времена;

дать представление об особенностях религиозного мировоззрения, появление которых стало возможным только в классовом обществе;

продолжение воспитания у детей интереса к религии Древнего Египта;

Основные понятия: религия, храм, статуи, Боги Амон-Ра, Тот, Осирис, Сет, миф.

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

Оборудование: презентация, учебник, контурные карты, тесты.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Цель этапа: психологический настрой.

  1. Проверка знаний и умений.

Цель этапа: актуализация знаний о причинах, ходе и значение военных походов фараонов.

1. Исторический диктант.

Самые крупные завоевания совершил фараон… (Тутмос ІІІ) около…(1,5 тыс.) лет до н.э.

Войсками фараонов были завоеваны в Африке… (Нубия) богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… (Синайский) полуостров и страны (Палестина, Сирия, Финикия)

 У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… (бронзы). Так называется сплав… (меди + олова)

2.Устно:

А) Что собой представляло войско фараона?

Б) Как были устроены колесницы и какую роль они играли в сражениях?

В) Найдите на карте и расскажите о походах фараонов?

3. Контурная карта: военные походы фараонов.

III. Изучение новой темы.

Цель этапа: знакомство учащихся с верованиями, зародившимися еще в первобытные времена.

Работа с презентацией.

Слайд 1

1. Боги и жрецы.

Рассказ учителя.

— Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта.

Наряду с этим у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.

Стр. 51-52.

Слайд 2

Храмы – это жилища богов

Слайд 3

Жрецы – это служители богов

2. Боги Древнего Египта.

Слайд 4

А) Амон – Ра – бог солнца (смена дня и ночи)

В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Ведь солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Оно же может нещадно палить, сжигая посевы, высушивая водоемы, превращая землю в каменную твердь. Египтяне верили в могущество бога солнца.

Работа с текстом учебника.

Стр. 52 п. Что рассказывали египтяне о своих богах.

Прочитав пункт, расскажите каким богам поклонялись древние египтяне? Перечислите их.

Работа с презентацией и запись новых понятий

Слайд 5

Б) Геб — бог Земли

В) Нут – богиня неба.

Слайд 6

Г) Тот – бог мудрости (возникновение письменности)

Слайд 7

Д) Бастет – богиня женской красоты

Слайд 8

Е) Осирис и Исида – смена времен года.

Рассказ учителя.

Весной  у нас расцветает вся природа. А в Египте май и июнь – худшее время года. 50 дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары все гибнет. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, в чем причины этого ежегодного повторяющегося явления природы, египтяне придумали сказание.

Миф об Осирисе и Исиде

Некогда царем в Египте был бог Осирис. Большие темные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама земля на берегах Нила. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб.

Слайд 9

Младший брат Осириса – Сет был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка.

Сет завидовал Осирису и ненавидел его.

Слайд 10

Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. «Кому этот драгоценный гроб придется впору, — сказал Сет, — тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Настала очередь Осириса. Едва он лег на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.

Слайд 11

Горько плакала верная жена Осириса – богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила.

Слайд 12

Нянчила там маленького сына – бога Гора.

Слайд 13

Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть Отца. Гор вступил с ним в единоборстве и в жестокой схватке одолел противника.

Слайд 14

Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса.

Слайд 15, 16

Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Стал он царем и судьей в «стране мертвых», а Гор – покровителем земных фараонов. Исида же стала защитницей всех жен и матерей.

Почему они часто изображали Осириса сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей фигуру?

Вывод: В мифе говорится о том, как Осирис научил людей земледелию, разведению винограда, ремеслам.

Коварство Сета, его стремление занять престол говорит о борьбе за власть, междоусобных войнах между правителями государств.

В этом мифе отражены представления людей о загробной жизни. В качестве подарка Осирису был преподнесен гроб. Трудно представить нашу реакцию в подобном случае. Для древних египтян же такой подарок считался самым лучшим, т. к. к загробной жизни люди готовились еще при жизни.

В мифе отражена вера в справедливость: сын Осириса бог Гор одержал победу над злым и коварным богом Сетом (бог песчаных бурь, войны, зла и коварства).

Физминутка

Мы гуляем по Египту (топ, топ)

Мы заходим в пирамиду (Цок-цок)

Открываем двери шире (вжик-вжик)

Там на троне фараон (вау)

А там Ра – вот это да.

Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу)

Рядом с нею Апис – бык, он рогами Вжик-вжик.

Мы со всеми попрощались, бай-бай.

И бегом из пирамиды мы помчались топ-топ.

Рассказ учителя.

Погребальные обряды Египта

Египтяне верили, что человек после смерти переселяется в царство мертвых. Там тоже есть свет и тепло, течет голубая вода, зреет зерно на полях. Но для существования в царстве мертвых человеку нужно тело, жилье и пища. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Тело превращали в мумию, которую клали в саркофаг, на котором писали заклинание и изображали богов. Гробница где стоял саркофаг, считался домом покойного. Для знатных людей гробницу строили из камня – ведь она должна была стать вечным жилищем.

Работа с текстом учебника.

Стр. 56

Вывод: так как фараон являлся сыном бога и его представителем на земле ему были необходимы помощники, чтобы донести до простых людей «слова богов».

Работа с понятиями.

Жрецы – служители богов. Считалось, что они лучше всех умеют общаться с богом – знают особые молитвы, которые хранят в тайне от других людей.

IV.Закрепление пройденного на уроке.

Цель этапа: выяснить на сколько учащиеся усвоили новый материал, необходимый для решения поставленной проблемы.

  1. Каких богов и почему особенно почитали древние египтяне?

  2. Как в верованиях египтян объяснялись важнейшие явления природы?

  3. «Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?»

V. Итог урока.

Цель этапа: выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Цель этапа: разъяснение домашнего задания.

П. 10, нарисовать Богов Древнего Египта или сцену из какого-либо мифа.

infourok.ru

Конспект урока по истории на тему «Религия древних египтян» (5 класс)

Тема урока: Религия древних египтян

Дата проведения: 14.10.2016.

Тип урока: изучение нового материала

Технологии урока: информационно-коммуникационные, технология проблемного обучения

Цели:

1. Образовательные:

1.1. Познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян, зародившимися еще в первобытные времена.

1.2. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты, формировать не сложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.

2. Развивающие:

    1. Способствовать развитию мыслительных операции учащихся: сравнение, анализ;

    2. Продолжить развитие общих учебных навыков и умений: работа с текстом; развитие внимания и различных видов памяти.

  1. Воспитательные:

    1. Продолжить воспитание у учащихся интереса к религии Древнего Египта.

    2. Воспитывать чувство прекрасного.

Задачи:
1. Способствовать созданию благоприятного психо — эмоционального климата на уроке;

2. Систематизировать полученные данные;

3. Закрепить фактологические знания учащихся;

4. Воспитывать дисциплинированность учащихся

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: Познакомиться с религией Древнего Египта; основными видами религиозного культа; с мифами, именами богов.

Метапредметные: Извлекать информацию из разного рода источников; развивать умение переводить текстовую информацию в конспект и кратко преподносить информацию; формировать умение самостоятельно строить рассказ на основе нескольких источников информации.

Личностные: Воспитывать уважение к культурному наследию других народов, осознавая его как часть мировой культуры; развивать творческую активность; воспитывать чувство прекрасного.

Основные термины, понятия:

Храм, жрец, статуя, саркофаг, мумия.

Оборудование:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

2. Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего мира 5 класс. М.: Просвещение, 2015

3. Карта «Древний Восток, Египет и передняя Азия».

4. Раздаточный материал по теме урока.

План урока

1. Организационный момент. (2 мин.)

ІІ. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (10 мин.)

ІІІ. Изучение нового учебного материала. (20 мин.)

IY. Закрепление учебного материала (10 мин)

Y. Задание на дом. (3 мин)

Ход урока

1. Организационный момент. (2 мин.)

Психологическая установка на урок

Прозвенел звонок и мы начинаем наш урок.

Здравствуйте, присаживайтесь. Проверим, всё ли готово у вас к уроку?

На прошлых уроках мы с вами говорили о жизни и деятельности людей древнейшей цивилизации-цивилизации древнего Египта. Сегодня мы вновь отправляемся в страну сфинксов и пирамид.

Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников. Я уверена, у нас всё получится.

Выполняют психологическую установку на урок.

ІІ. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (10 мин.)

Повторение изученного материала (слайд №1)

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать государство, которое располагается на берегу Нила.

-Как называется это государство?

Давайте вспомним географическое положение Древнего Египта

А теперь мы с вами проведем проверку ваших знаний по ранее изученной теме.

Карточка

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

  • Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

  • Как было вооружено войско фараона?

  • Как выглядели боевые колесницы?

  • Что привозили из походов их участники?

  • Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?

Сделай вывод.

Заслушивается устный ответ по карточке, дается отзыв на ответ.

Индивидуальная работа. Письменно на листочках.

— Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом или левом столбиках пропущенные строки.

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы

для письма.

3. Фараон

3. …

4. …

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5. …

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,

дерева, металла.

6. …

6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия

7. …

8. …

8. Сбор в пользу государства.

Собираются на проверку индивидуальные задания.

Постановка проблемы (слайд №2)

Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Задача для учащихся: Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

Сегодня на уроке мы должны с вами решить проблему: какую роль в жизни египтян играли религиозные верования? (слайд 3)

Ответы учащихся

Египет

Работа с картой.

Рассказ учащихся:

Древний Египет располагается в северо-восточной части Африки. С Юга на север страну пересекает река Нил. Египет располагается от первого порога в верх по течению и до Средиземного моря. С Восточной стороны Египет омывается Красным морем. В Египте очень жаркий климат. В дали от Нила среди песков пустыни редко встречаются островки зелени-оазисы. С июля в Египте начинаются проливные дожди. Лишь в ноябре река входит в свои берега, оставляя на них плодородный ил.

Примерный ответ учащихся: Фараоны организовывали военные походы для того, чтобы расширить территорию своего государства, обогатиться. Войско фараона имело на вооружении копья, топорики, луки, дротики. Наконечники этого оружия были сделаны из бронзы. Угрозой для врага была египетская конница, которой управлял колесничий, а другой воин отстреливался. Из походов привозили все ценное, а главное – рабов. Таким образом, фараоны, вельможи в походах обогащались, а рядовые воины ничего не получали.

Ответы: 1 – место, где река делилась на несколько рукавов; 2 – папирус; 3 – повелитель всего Египта; 4 – крестьянин; 5 – ремесленник; 6 – архитектор; 7 – вера в сверхъестественные существа; 8 – налог.

Выдвижение гипотез:

у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.

Религия древних египтян.

ІІІ. Изучение нового учебного материала. (20 мин.)


Поиск решения проблемы.

Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о религии древних египтян.

Открыли тетради и записали тему сегодняшнего урока (слайд №4)

Боги и жрецы.

Так как фараон являлся сыном бога и его представителем на земле ему были необходимы помощники, чтобы донести до простых людей «слова богов». Прочитайте п.1 параграфа 10 и ответьте на вопрос: « Почему жрецы выполняли эти обязанности?»

(слайд 5)


Боги и мифы древнего Египта.

Открыли учебник на стр. 53, самостоятельно прочтите пункт 2, после чего вам необходимо ответить на вопрос: «Какие боги изображены на слайде и чему они покровительствовали?» (слайд №6,7).

Молодцы! Мы познакомились с основными, верховными богами древнего Египта, среди которых один олицетворяет свет — «Амон Ра», второй – тьму «Апоп». Давайте вместе с Вами прослушаем краткие информацию от двух учащихся, которые подготовили небольшие сообщения.

«Амон Ра» — подготовил Родионов Андрей. А об боге «Апоп» нам расскажет Жидких Александр.

После чего вам необходимо ответить на вопрос: «С каким природным явлением древние египтяне соотносили данных богов?»

Какие ещё боги олицетворяли явления природы?(слайд8)

О каких богах вы ещё узнали? (слайд 9,10)

Запишем имена богов в тетрадь.

Продолжим работу с учебником (стр. 53-54). Познакомимся с мифом об Осирисе и Исиде. После чего вы должны ответить на вопрос: «Какое явление природы получило отражение в этом мифе?» (слайд №11)

Из двух прочитанных вами пунктов данного параграфа можно сделать вывод, что каждому явлению природы, которое египтяне не могли объяснить, соответствовал тот, или иной бог. (слайд 12)

Запишите и немного отдохнём.

Физминутка

Мы гуляем по Египту (топ, топ)

Мы заходим в пирамиду (Цок-цок)

Открываем двери шире (вжик-вжик)

Там на троне фараон (вау)

А там Ра – вот это да.

Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу)

Рядом с нею Апис – бык, он рогами Вжик-вжик.

Мы со всеми попрощались, бай-бай.

И бегом из пирамиды мы помчались топ-топ.

А сейчас узнаем, что рассказывали египтяне о «стране мёртвых» (слайд13)

Египтяне верили, что человек после смерти переселяется в царство мертвых. Там тоже есть свет и тепло, течет голубая вода, зреет зерно на полях. Но для существования в царстве мертвых человеку нужно тело, жилье и пища. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Тело превращали в мумию, которую клали в саркофаг, на котором писали заклинание и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считался домом покойного. Для знатных людей гробницу строили из камня – ведь она должна была стать вечным жилищем. (слайд 14)

Из выше услышанного формируется вывод: египтяне верили, что после земной смерти жизнь не заканчивается. (слайд 15)

Фараон и религия.

Прочтём п.5 и ответим на вопрос: Почему люди молили фараона об урожае? (слайд16)

А так как в Египте было множество богов, давайте с вами потренируемся в умении угадывать их и соотносить с тем или иным явлением жизни древних египтян.

Работаем в группах.

1 группа называет богов, которые олицетворяли явления природы

2 группа называет богов связанных с другими сторонами жизни египтян

Выполняют запись в тетради.

Считалось что жрецы лучше всех умеют разговаривать с богом. Они были богаты и могущественны.

Поиск необходимой информации в тексте учебника. Фронтальный ответ на поставленный вопрос.

Прослушивание новой информации. Расширение собственного кругозора.

Фронтальный ответ учащихся на поставленный вопрос (Амон Ра — движение солнца, Апоп – наступление ночи. Оба – время суток).

Геб, Нут.

Тот и Бастет

Записывают имена богов в тетради.

Поиск необходимой информации в тексте учебника. Фронтальный ответ на поставленный вопрос.

Записывают вывод в тетрадь.

Повторение под диктовку учителя различных движений.

Слушают объяснения учителя.

Запись вывода в тетрадь.

Потому-что египтяне обожествляли фараона и называли его сыном бога. Они верили, что Амон Ра – царь среди богов, а его сын фараон – царь среди людей населяющих Египет. Всё должно подчиняться воле фараона – не только люди но и сама природа.

Обсуждают в группах задание, озвучивают результат.

IY. Закрепление учебного материала (10 мин)

Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с религиозными верованиями Древних Египтян. Давайте вспомним проблему, которая была поставлена в начале нашего урока. А именно: «Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?» (Слайды № 17)

Хорошо. Давайте так же ответим с вами на ряд вопросов:

-Фараон считался сыном бога?

-Существовала ли связь между фараоном и жрецами?

-Наличие одного или множество богов?

-Что играло главенствующую роль в жизни египтян?

(слайд 18)

Молодцы! Мы с вами решили поставленную проблему.

Рефлексия.

А теперь составьте синквейн со словом «религия»

Вы хорошо потрудились (выставляет оценки ).

Осознают новый опыт, размышляют, делают самоанализ.

Отвечают на вопрос учителя (Религия в Древнем Египте играла важную роль. С момента появления человека на свет и до его последних дней, он готовился к загробной жизни. Здесь земная жизнь рассматривалась, как некий переход в другой мир.

У древних египтян, так же, как и у первобытных людей, была особенность обожествлять все то, чему они не могли найти объяснений.)

Отвечают на вопросы учителя (- да египтяне считали его богом на земле

-фараон совершал обряды в качестве верховного жреца.

-связь существовала, так как жрецы являлись главными помощниками фараона

-у египтян было множество богов.

-. Религия играла главную роль в жизни древних египтян.)

Составляют синквейн, несколько учеников зачитывают

Y. Задание на дом. (3 мин) (дифференцированное)

Подводит итоги урока. Организует запись домашнего задания: (слайд19)

1УРОВЕНЬ – Прочитать параграф 10 и подготовить пересказ прочитанного.

2УРОВЕНЬ- Прочитать параграф и выполнить задание на стр.56

3УРОВЕНЬ — Составить кроссворд по теме «Боги Древнего Египта»

Запись домашнего задания. Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания.

infourok.ru

Урок по истории древнего мира «Религия древних египтян»

История Древнего мира. 5 класс

Тема: Религия древних египтян.

Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ)

Цель урока: ознакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян; продолжить формирование умений анализировать исторические факты на элементарном уровне, формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.

Задачи:

  1. Рассказать учащимся об особенностях мировоззрения древневосточного человека.

  2. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты на элементарном уровне. Формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.

  3. Способствовать формированию интереса учащихся к культурному наследию древних стран, в частности стран Древнего Востока, подвести их к пониманию существования универсальных моральных норм и принципов в религиозном наследии древнейших культур. На примере понимания древним человеком неразрывной связи человека с природой подвести учащихся к осознанию необходимости бережного отношения к ней, как основного условия сохранения нашей цивилизации.

Планируемые результаты:

Предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение систематизировать информацию из различных исторических источников

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, ценностям народов мира, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Метапредметные: способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, рисунок и др.) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Учебное оборудование: учебник, карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», презентация «Религия древних египтян», рисунок для работы в парах и индивидуально, индивидуальные карточки для работы с понятийным аппаратом.

Основные факты и понятия

Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов и т. д.

Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.

Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.

Культ – Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Преклонение перед кем- или чем-либо.

Жрец – служитель культа.

Фараон – титул египетских царей.

Саркофаг— гроб

Гробница –  Сооружение из камня, в к-ром хранится гроб

Мумия — сохранённое бальзамированием тело.

Храм — жилище богов

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Работа с понятийным аппаратом.

1.сл.№2-работа с классом

2. Индивидуальная работа. Письменно на листочках.

— Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом или левом столбиках пропущенные строки.

1. …

2. …

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы

для письма.

3. Фараон

3. …

4. …

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5. …

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,

дерева, металла.

6. …

6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия

7. …

8. …

8. Сбор в пользу государства.

Ответы: 1 – место, где река делилась на несколько рукавов; 2 – папирус; 3 – повелитель всего Египта; 4 – крестьянин; 5 – ремесленник; 6 – архитектор; 7 – вера в сверхъестественные существа; 8 – налог.

III.Мотивационный. Постановка проблемы. Актуализация знаний.

Под аудиосопровождение идет видеоряд, подводящий учащихся к постановке проблемы и формулировке темы урока (Сл. № 4,5)

Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.

Задача для учащихся: Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

IV. Открытие новых знаний. Решение проблемы.

План

1) Боги древних египтян.

2) Погребальные обряды египтян.

3) Религиозные верования древних египтян.

4) Религия и власть фараона.

На доске написана тема урока.

  1. Рассказ учителя, показ слайдов.

Египтяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов. Согласно верованиям египтян, различные силы природы находились в подчинении у различных богов. Одним из важнейших божеств был бог Ра – бог солнца, который также считался хранителем фараона. Большое значение придавалось и богу подземного царства Осирису: каждый умерший переходил в подчинение к этому богу.

Боги изображались в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.

Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.

Рассказ о жрецах и храмах.

Жреческое сословие в Египте всегда находилось в тесном единении с государством. Жрецы составляли отдельную, относительно замкнутую корпорацию, вся их жизнь была подчинена, даже в мелочах, нормам старинного устава. Этим уставом жрецам разрешалось носить только полотняную одежду и лишь плетеную обувь – сандалии. В остальном же одежда жрецов была различна и зависела от положения, занимаемого каждым отдельным лицом в жреческой иерархии. Роскошь, которая начала распространяться в Египте, коснулась и этого сословия.

Жрецы могли надевать шкуры не всех животных, этот элемент одежды был также регламентирован, так шкуру леопарда, наброшенную на правое плечо, носили жрецы Анубиса. Помимо шкуры леопарда жрецам было позволено носить шкуры тигров и пантер, которые изначально считались необходимой принадлежностью одежды высших сословий, и до окончательного падения древнеегипетского государства служили знаками отличия высших жреческих должностей как одеяние, освященное древностью.

Вообще в Древнем Египте шкура животного являлась важнейшим символом внешнего превращения, с помощью которого человек хотел указать, а затем и получить, в конечном счете, изменение внутреннее. Шкура же при этом – символ переходной стадии.

Жрецы составляли определенный коллектив, который традиционно принято называть клиром, главной целью которого было «обслуживание» того или иного божества.

  1. Боги Древнего Египта.

— Проверка опережающего задания: 3 ученика готовят сообщение о богах: Амон-Ра, Осирисе и Исиде, Горе, Гебе.

А) Амон – Ра – бог солнца (смена дня и ночи)

Б) Осирис и Исида– смена времен года

В) Гор

Г )Геб — бог Земли

Учитель рассказывает об остальных богах египтян.

Слайд В) Нут – богиня неба.

Слайд 6 Г) Тот – бог мудрости (возникновение письменности)

Слайд 7

Д) Бастет – богиня женской красоты

Слайд 8 Миф об Осирисе и Исиде

Задание классу: прослушать и сказать какие явления природы отразились в данном мифе

Весной  у нас расцветает вся природа. А в Египте май и июнь – худшее время года. 50 дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары все гибнет. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, в чем причины этого ежегодного повторяющегося явления природы, египтяне придумали сказание.

Некогда царем в Египте был бог Осирис. Большие темные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама земля на берегах Нила. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб.

Слайд 9

Младший брат Осириса – Сет был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка.

Сет завидовал Осирису и ненавидел его.

Слайд 10

Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. «Кому этот драгоценный гроб придется впору, — сказал Сет, — тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Настала очередь Осириса. Едва он лег на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.

Слайд 11

Горько плакала верная жена Осириса – богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила.

Слайд 12

Нянчила там маленького сына – бога Гора.

Слайд 13

Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть Отца. Гор вступил с ним в единоборстве и в жестокой схватке одолел противника.

Слайд 14

Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса.

Слайд 15, 16

Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Стал он царем м судьей в «стране мертвых», а Гор – покровителем земных фараонов. Исида же стала защитницей всех жен и матерей.

Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зеленый цвет? Почему они часто изображали Осириса сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей фигуру?

Вывод: В мифе говорится о том, как Осирис научил людей земледелию, разведению винограда, ремеслам.

Коварство Сета, его стремление занять престол говорит о борьбе за власть, междоусобных войнах между правителями государств.

В этом мифе отражены представления людей о загробной жизни. В качестве подарка Осирису был преподнесен гроб. Трудно представить нашу реакцию в подобном случае. Для древних египтян же такой подарок считался самым лучшим, т. к. к загробной жизни люди готовились еще при жизни.

В мифе отражена вера в справедливость: сын Осириса бог Гор одержал победу над злым и коварным богом Сетом (бог песчаных бурь, войны, зла и коварства).

  1. Работа с историческими документами.

«Книга мертвых» (вера в загробную жизнь)

«Слава тебе, бог великий, владыка обогодной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал… Я не делал зла. Не делал я того, что для богов мерзость… Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей… Я чист, я чист, я чист, я чист…»

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 47.

— Кого в Древнем Египте считали добрым и хорошим человеком?

— Где человек произносил подобную клятву? (На суде Осириса.)

— Для чего нужна была эта клятва? (Для того чтобы попасть на чудесные поля царства мертвых.)

3. Рассказ учителя.

В храмах, посвященных богам, устраивались богослужения в их честь. Правители щедро одаривали храмы, особенно после успешных завоевательных походов. Жрецам полагалась определенная часть военной добычи. Главной задачей жрецов являлось исполнение ритуалов. Так, во время церемоний они пели различные гимны, читали молитвы и заклинания, а во время заупокойных служб – отрывки из так называемой «Книги Мертвых».

Тело умершего бальзамировали – натирали специальными мазями. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики – саркофаги. Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга. Верхним саркофагам придавались черты умершего. Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов), или пещере (для вельмож). Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет. Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире. Чтобы гробницу не обокрали — вход в нее замуровывали, а внутри строили ловушки.

4. Решение задачи.

Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.

— О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существуют между религией и государственной властью? (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра. Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын) – царь среди людей. Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.)

V. Включение новых знаний в систему и повторение.

Беседа по вопросам.

— Дайте определение понятию «религия».

— Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

— Какая связь существует между религией и государственной властью? (Религия–опора государственной властью).

— Представьте себе, что вы попали в Древний Египет. По дороге навстречу вам идут несколько человек. По каким внешним признакам вы могли бы узнать в одном из них жреца?

VI. Рефлексия деятельности на уроке.










Жрец – служитель культа.

Гробница –  Сооружение из камня, в к-ром хранится гроб

Мумия — сохранённое бальзамированием тело.

Храм-жилище богов

Домашнее задание:

  1. Прочитать §10 учебника.

  2. Подготовить ответ на вопрос «Какие боги и религиозные верования существовали у древних египтян?». Выполнить задание по карточке

Приложение 1.

Карточка №2

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы

для письма.

3. Фараон

3. …

4. …

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5. …

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,

дерева, металла.

6. …

6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия

7. …

8. …

8. Сбор в пользу государства.

Приложение № 2

infourok.ru

Урок-исследование по теме «Религия древних египтян»

Разделы: История и обществознание


Цель: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян

Задачи:

1. Познакомить с Богами и мифами Египтян.

2.Погребальные обряды Египта.

3. Религиозная реформа Эхнатона.

4.Фараон и религия.

5. Жрецы-служители бога.

Тип урока: объяснения нового материала

Форма урока: урок исследования.

Комментарий: Если класс большой можно разделить на группы, и будет групповая работа.

Ход урока

1. Организационный момент

Презентация.

Здравствуйте! Садитесь!

Сегодня на уроке мы с Вами продолжим изучать государство, которое располагается на брегу Нила.

— Что это за государство?

Давайте вспомним географическое положение Древнего Египта

Работа с картой

— Рассказать о географическом положении Древнего Египта

Древней Египет располагается в Северо-Восточной части Африки. С юга на север реку пересекает река Нил. Египет располагается от первого порога в верх по течению распадается на рукава и образуя дельту и впадает в средиземное море. С восточной стороны Египет омывается Красным морем. В Египте очень жаркий климат. Вдали от Нила среди песков пустыни лишь изредка встречается островки зелени Оазисы.

С июля в Египте начинаются проливные дожди. Лишь в в ноябре месяце Нил становится в свои берега оставляя по берегам плодородный ил.

2. Основная часть

— Вот мы с вами повторили Расположение Древнего Египта.

— Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об религии Древних Египтян .

— А что такое религия?

Религия — это вера в сверхъестественные существа.

Сегодня на уроке мы с вами будем проводить исследования, и каждый из вас проведет свое исследования.

У каждого из вас лежит рабочий лист исследования , на этом листе вы будите записывать результаты исследования вас и ваших товарищей.

Рабочий лист исследования

Тема: Религия древних Египтян.

План:

1. Боги и мифы Египта.

2. Погребальные обряды Египта.

3. Религиозная реформа Эхнатона.

4. Фараон и религия.

5. Жрецы-служители бога.

Каждому из вас будет дан пункт плана и задания для исследования. Все свои результаты вы должны будете записать в рабочем листе исследования.

На работу вам будет дано 7 – 10 минут.

— Но исследования не получится если у нас с Вами не будет гипотезы, которую мы в результате исследования должны подтвердить или опровергнуть.

Гипотеза: Религия древних Египтян основана на поклонении множеству богам. Египтяне верили в загробную жизнь с чем связано совершение похоронных обрядов и воздвижение пирамид.

— Вам все понятно?

— Да

— Приступим к исследованию?

— Да

Выдаются задания.

При выступлении вас и ваших товарищей вы результаты выступления будите ставить в “Оценочный лист” в результате, чего в конце урока поставите оценки.

На столах у Вас лежат рабочая папка, где вы найдете основные материалы к уроку.(Приложение1)

1. Боги и мифы Египта.

1 Группа

Задания: У египтян единого бога не было.

Прочтите в учебнике стр. 49 пункт 2 и определите:

Какие боги были у древних Египтян и опишите их.

Заполнить таблицу.

Название Бога Описание Бога .
Бог солнца – Ра, Амон — Ра На голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск
Бог тьмы – Апоп В виде змеи
Бог земли — Геб Человек с головой змее: — самое “Земляное животное”
Бог неба — Нут Представляли огромной коровой ее тело осеяно звездами.
Бог мудрости — Тот У него голова птицы ибиса с длинным клювом.
Богиня Бастет –покровительница женщин и их красоты. гибкая черная кошка
Бык — Апис Черный бык с белой отметиной на лбу

Вывод: ______________________________________

2. Погребальные обряды Египта.

2 группа

Задания:

1.Прочитайте в учебнике Миф об Осирисе и Исиде. “Царство мертвых”.

(с.51-52).Какое явление природы получило отражение в этом мифе?

О каких Богах идет речь.

2. Прочтите документ и ответьте на вопрос: Как проходили похоронные обряды Египтян.

Погребальные обряды Египта.

Тело умершего бальзамировали-натирали специальными мазями

Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики-саркофаги

Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга

Мумия фараона Тутанхамона помещалась в 9 саркофагов

Верхним саркофагам придавались черты умершего.

Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов),или пещере(для вельмож).

Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет.

Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире.

Чтобы гробницу не обокрали — вход в нее замуровывали, а внутри строили ловушки.

Заполните таблицу:

Миф об Осирисе и Исиде “Царство мертвых” Погребальные обряды Египтян
   

Вывод: ___________________________________

3. Религиозная реформа Эхнатона. 3 группа

Работа с документом

Задания: В чем суть реформы Эхнатона и ее результаты.

Религиозная реформа Эхнатона.

Реформа Эхнатона

С целью объединения Египта фараон Аменхотеп IV-Эхнатон, в 1365 г.до н.э провел религиозную реформу. По его реформе люди должны были поклонятся только одному Богу. “Один бог на небе -один фараон на земле”(Эхнатон). Эхнатон хотел, чтоб его египтяне считали Богом который находится на земле и е ему поклонялись. Но египтяне привыкли поклоняться многим богам, поэтому реформа не удалась.

Заполни таблицу.

Суть Реформы Эхнатона Результаты реформы
1365 г.до н.э провел религиозную реформу. По его реформе люди должны были поклонятся только одному Богу. “Один бог на небе -один фараон на земле”(Эхнатон). Но египтяне привыкли поклоняться многим богам, поэтому реформа не удалась.

Вывод: _________________________________

4. Фараон и религия. 4 группа

Задания:

1. Как Египтяне обожествляли фараона. Стр 52 – 53.

2.Рассмотрите золотую маску фараона Тутанхамона и попытайтесь определить какие предметы были символами Власти?

Египтяне обожествляли фараона и называли его Богом солнца. Они верили, что Амон – Рак – царь среди Богов, а его сын фараон – царь среди людей населяющий Египет.

Основными предметами, которые были символами власти фараона была плеть и скипетр.

Символы власти

Нехех (Плеть): Так называемая плеть (по-египетски «нехех») состоит из короткой рукоятки с двумя или тремя свисающими полосками или нитками жемчуга. Она толковалась как пастуший кнут, который стал знаком власти через бога Анецти, «Главы восточных номов». Другое первоначальное значение плети — опахало от мух. Плеть — постоянный атрибут богов Осириса и Мина. Уже в древнем царстве она располагается на спинах у животных, освящённых богами. Плеть как символ власти служит также царям.

Хека (Крюк): — это скипетр, который носили не только боги и цари, но также и высшие чиновники. Более ранняя, иногда в человеческий рост, форма жезла была первоначальна палкой пастуха и стала атрибутом пастушьего бога Ацепти; отсюда развилась известная форма меньшего размера и сильно искревлённая. Знак-картинка этого скипетра служил для обозначения слова «править». Во времена Среднего царства крюк как знак Осириса помещался на фризах гробниц.

Заполните таблицу:

Обожествление фараона Символы власти
   

Вывод: ______________________________________

5. Жрецы-служители бога. 5 группа

Задания:

1. Кто такие жрецы. П 1 стр .48.

2. Рассмотрите по схеме “обязанности жрецов” и почему именно жрецы выполняли эти исследования.

3. Из приведенного списка выберите функции государство, которые относятся к жрецам.

2. “Обязанности жрецов”

3. Какие функции государства выполняли жрецы.

Функции государства:

  • Защита
  • Управление
  • Поддержание порядка
  • Управление хозяйством
  • Установление законов
  • Представительство страны перед другими государствами
  • Обозначение государственной принадлежности.

Заполните таблицу

Жрецы – это служители богов. Считалось, что именно жрецы лучше всех умеет разговаривать с богом – он знает особые молитва, хранимые в тайне от других людей.
“Обязанности Жрецов”

Служители культа

Наблюдение за звездами

Строительство пирамид

Медицина

Математика

Роль жрецов в Египетском государстве.

Управление

Поддержание порядка

Управление хозяйством

Вывод: ____________________________________________

3. Закрепление.

Работа с гипотезой урока.

Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с религиозными верованиями Древних Египтян. В результате нашего исследования мы с Вами подтвердили или опровергнул гипотезу, которая стояла в начале нашего урока.

Гипотеза: Религия древних Египтян основана на поклонении множеству богам. Египтяне верили в загробную жизнь с чем связано совершение похоронных обрядов и воздвижение пирамид.

4. Выставление оценок за урок.

Оценочный лист

5. Домашнее задание.

Параграф 10.

Написать выводы исследования.

6. Рефлексия.

“Выбери цвет”

  • Красный — мне понравилась на уроке
  • Зеленый – так себе
  • Синий – мне не понравилось на уроке

18.05.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока по истории на тему » Религия Древнего Египта»

Предмет: История Древнего мира

Класс,: 5 класс.

Тема урока: Религия древних египтян

Цель:

познакомить учащихся с верованиями, зародившимися еще в первобытном обществе;

дать представление об особенностях религиозного мировоззрения египтян, продолжить воспитывать у детей интерес к религии Древнего Египта;

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

Оборудование: ИКТ, учебник Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2007.

Ход урока:

I. Повторение изученного материала

1. Исторический диктант.

Египет – так называется страна, которая располагалась… (В Северо –Восточной Африке)

Какие два моря омывают Египетское государство? (Средиземное и Красное моря)

Первой столицей Египта был город… (Мемфис)

Царей древнего Египта называли… (Фараон)

Когда образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н.э.)

Самые крупные завоевания совершил фараон… (Тутмос ІІІ) около…(1,5 тыс.) лет до н.э.

Войсками фараонов были завоеваны в Африке… (Нубия) богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… (Синайский) полуостров и страны (Палестина, Сирия, Финикия)

 У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… (бронзы). Так называется сплав… (меди + олова)

2. Составьте и запишите предложения со следующим набором слов:

Нил, Северо – Восточная Африка, плодородный ил, разлив, Средиземное море, дельта, Египет.

3. Письменно: выполнение теста по теме « Походы египетских фараонов»

4.Устно: А) Что собой представляло войско фараона?

Б) Как были устроены колесницы и какую роль они играли в сражениях?

В) Найдите на карте и расскажите о походах фараонов?

II. Новая тема.

Слайд 1

1. Боги и жрецы.

— Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Эти верования называются тотемизмом.

Наряду с этим у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.

— Прочитайте п.1

Кто такие жрецы? Что такое храмы?

Слайд 2

Храмы – это жилища богов

Слайд 3

Жрецы – это служители богов

2. Боги Древнего Египта.

Слайд 4

А) Амон – Ра – бог солнца (смена дня и ночи)

В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Ведь солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Оно же может нещадно палить, сжигая посевы, высушивая водоемы, превращая землю в каменную твердь. Египтяне верили в могущество бога солнца.

— Прочитайте, что об этом говорится в учебнике.

Слайд 5

Б) Геб — бог Земли

В) Нут – богиня неба.

Слайд 6

Г) Тот – бог мудрости (возникновение письменности)

Слайд 7

Д) Бастет – богиня женской красоты

Слайд 8

Е) Осирис и Исида – смена времен года.

Весной  у нас расцветает вся природа. А в Египте май и июнь – худшее время года. 50 дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары все гибнет. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, в чем причины этого ежегодного повторяющегося явления природы, египтяне придумали сказание.

2) Миф об Осирисе и Исиде

Некогда царем в Египте был бог Осирис. Большие темные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама земля на берегах Нила. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб.

Слайд 9

Младший брат Осириса – Сет был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка.

Сет завидовал Осирису и ненавидел его.

Слайд 10

Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. «Кому этот драгоценный гроб придется впору, — сказал Сет, — тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Настала очередь Осириса. Едва он лег на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.

Слайд 11

Горько плакала верная жена Осириса – богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила.

Слайд 12

Нянчила там маленького сына – бога Гора.

Слайд 13

Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть Отца. Гор вступил с ним в единоборстве и в жестокой схватке одолел противника.

Слайд 14

Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса.

Слайд 15, 16

Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Стал он царем м судьей в «стране мертвых», а Гор – покровителем земных фараонов. Исида же стала защитницей всех жен и матерей.

Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зеленый цвет? Почему они часто изображали Осириса сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей фигуру?

Вывод: В мифе говорится о том, как Осирис научил людей земледелию, разведению винограда, ремеслам.

Коварство Сета, его стремление занять престол говорит о борьбе за власть, междоусобных войнах между правителями государств.

В этом мифе отражены представления людей о загробной жизни. В качестве подарка Осирису был преподнесен гроб. Трудно представить нашу реакцию в подобном случае. Для древних египтян же такой подарок считался самым лучшим, т. к. к загробной жизни люди готовились еще при жизни.

В мифе отражена вера в справедливость: сын Осириса бог Гор одержал победу над злым и коварным богом Сетом (бог песчаных бурь, войны, зла и коварства).

3) «Царство мертвых»

Слайд 17

«Осирис вершит суд в царстве мертвых. А суд Осириса справедлив. Так же справедлив суд фараона».

Слайд 18

Что же нам рассказывают египтяне о «царстве мертвых»?

Прочитайте п. 4 и рассмотрите рисунок. Кто же по верованию египтян мог попасть в «царство мертвых»? Почему все стремились попасть в эту страну?

Слайд 19, 20

— Египтяне обожествляли фараона. Они верили, что он не просто человек, а земной бог, и называли его сыном Солнца. Бог солнца – царь среди богов, а его сын, фараон, царь среди людей.

Слайд 21

  1. Закрепление.

  1. Каких богов и почему особенно почитали древние египтяне?

  2. Особую любовь и почтение древние египтяне испытывали к кошкам. Как вы думаете, почему кошка была в Египте священным животным?

  3. Как в верованиях египтян объяснялись важнейшие явления природы?

infourok.ru

Конспект урока по истории Древнего мира. Религия древних египтян

История Древнего мира. 5 класс

Тема: Религия древних египтян.

Цели урока:

1.Педагогические: способствовать пониманию религиозной системы древнего Египта, развитию умения характеризовать понятие жречество как особого сословия в древневосточном обществе; содействовать формированию представлений о пантеоне древнеегипетских богов.

Тип урока: усвоение знаний, навыков и умений, урок-путешествие.

Планируемые результаты (предметные): способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, умение изучать и систематизировать информацию из различный исторических источников.

Личностные результаты: осознанное, уважительно и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, ценностям народов мира.

Метапредметные результаты: способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, историческое сочинение, рисунок, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение).

Основное содержание темы, понятия, термины: религиозные верования египтян, общеегипетские боги (Амон-Ра, Геб, Нут, Тот, Исида, Гор). Миф об Осирисе. Представление о суде Осириса.

Образовательные ресурсы: Учебник, рабочая тетрадь, наглядный материал.

Основные факты и понятия

XIV век до н. э. – религиозная реформа Эхнатона. Объявление Атона верховным богом Древнего Египта.

Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов и т. д.

Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.

Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.

Культ – Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Преклонение перед кем- или чем-либо.

Жрец – служитель культа.

Фараон – титул египетских царей.

Организационная структура урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Военные походы фараонов».

1. Подготовка устного ответа по карточке.

Карточка

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?».

Для этого вспомни:

  • Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

  • Как было вооружено войско фараона?

  • Как выглядели боевые колесницы?

  • Что привозили из походов их участники?

  • Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащихся: Фараоны организовывали военные походы для того, чтобы расширить территорию своего государства, обогатиться. Войско фараона имело на вооружении копья, топорики, луки, дротики. Наконечники этого оружия были сделаны из бронзы. Угрозой для врага была египетская конница, которой управлял колесничий, а другой воин отстреливался. Из походов привозили все ценное, а главное – рабов. Таким образом, фараоны, вельможи в походах обогащались, а рядовые воины ничего не получали.

2. Индивидуальная работа. Письменно на листочках.

— Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом или левом столбиках пропущенные строки.

1. Дельта

1. …

2. …

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы

для письма.

3. Фараон

3. …

4. …

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5. …

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,

дерева, металла.

6. …

6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия

7. …

8. …

8. Сбор в пользу государства.

Ответы: 1 – место, где река делилась на несколько рукавов; 2 – папирус; 3 – повелитель всего Египта; 4 – крестьянин; 5 – ремесленник; 6 – архитектор; 7 – вера в сверхъестественные существа; 8 – налог.

  1. Работа с классом по карте.

— Где находится Египет? (Северо-восточная часть Африки.)

В какие страны совершали походы фараон Тутмос III со своим войском? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию. Финикию.)

4. Беседа по вопросу.

— Почему говорят, что военные походы фараонов постепенно приводили к ослаблению царства? (1. Погибало много простых жителей Египта, участки земли не кому было обрабатывать, рабов они себе приобрести не могли. 2. Огромное количество рабов в стране – это источник недовольства властью, своим положением. В любой момент они могут поднять восстание.)

5. Заслушивается устный ответ по карточке, дается отзыв на ответ. Собираются на проверку индивидуальные задания.

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.

Задача для учащихся: Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

IV. Изучение новой темы

План

1) Боги древних египтян.

2) Погребальные обряды египтян.

3) Религиозные верования древних египтян.

4) Религия и власть фараона.

  1. Рассказ учителя.

Сегодня мы отправимся в Древний Египет в гости к египетским богам.

Египтяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов. Согласно верованиям египтян, различные силы природы находились в подчинении у различных богов. Одним из важнейших божеств был бог Ра – бог солнца, который также считался хранителем фараона. Большое значение придавалось и богу подземного царства Осирису: каждый умерший переходил в подчинение к этому богу.

Боги изображались в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.

Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.

2. Работа с текстом учебника.

— Прочитайте п.2 §10 (стр. 49-50) учебника.

— Дайте определения понятиям: религия, религиозные верования.

— Выясните, какие боги существовали у древних египтян?

— В чем сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей?

— Заполните таблицу в тетрадях.

Боги

Какие силы природы и занятия они отражали?

1. Ра, Амон, Амон-Ра

Бог солнца

2. Апоп

Бог тьмы

3. Геб

Бог земли

4. Нут

Богиня неба

5. Тот

Бог мудрости

6. Бастет

Покровительница женщин и их красоты

3. Работа с текстом учебника.

— Прочитайте п.3 §10 (стр. 50-51) учебника.

— Какое явление природы получило отражение в этом мифе?

4. Рассказ учителя.

В храмах, посвященных богам, устраивались богослужения в их честь. Правители щедро одаривали храмы, особенно после успешных завоевательных походов. Жрецам полагалась определенная часть военной добычи. Главной задачей жрецов являлось исполнение ритуалов. Так, во время церемоний они пели различные гимны, читали молитвы и заклинания, а во время заупокойных служб – отрывки из так называемой «Книги Мертвых».

Тело умершего бальзамировали – натирали специальными мазями. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики – саркофаги. Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга. Верхним саркофагам придавались черты умершего. Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов), или пещере (для вельмож). Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет. Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире. Чтобы гробницу не обокрали — вход в нее замуровывали, а внутри строили ловушки.

5. Решение задачи.

Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.

— О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существуют между религией и государственной властью? Какой была власть фараона в Древнем Египте? (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра. Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын) – царь среди людей. Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.)

6. Рассказ учителя.

Жреческое сословие в Египте всегда находилось в тесном единении с государством. Жрецы составляли отдельную, относительно замкнутую корпорацию, вся их жизнь была подчинена, даже в мелочах, нормам старинного устава. Этим уставом жрецам разрешалось носить только полотняную одежду и лишь плетеную обувь – сандалии. В остальном же одежда жрецов была различна и зависела от положения, занимаемого каждым отдельным лицом в жреческой иерархии. Роскошь, которая начала распространяться в Египте, коснулась и этого сословия.

Жрецы могли надевать шкуры не всех животных, этот элемент одежды был также регламентирован, так шкуру леопарда, наброшенную на правое плечо, носили жрецы Анубиса. Помимо шкуры леопарда жрецам было позволено носить шкуры тигров и пантер, которые изначально считались необходимой принадлежностью одежды высших сословий, и до окончательного падения древнеегипетского государства служили знаками отличия высших жреческих должностей как одеяние, освященное древностью.

Вообще в Древнем Египте шкура животного являлась важнейшим символом внешнего превращения, с помощью которого человек хотел указать, а затем и получить, в конечном счете, изменение внутреннее. Шкура же при этом – символ переходной стадии.

Жрецы составляли определенный коллектив, который традиционно принято называть клиром, главной целью которого было «обслуживание» того или иного божества.

V. Закрепление изученного на уроке.

Беседа по вопросам.

— Дайте определение понятию «религия».

— Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

— Какая связь существует между религией и государственной властью? (Религия–опора государственной властью).

— Представьте себе, что вы попали в Древний Египет. По дороге навстречу вам идут несколько человек. По каким внешним признакам вы могли бы узнать в одном из них жреца? В чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе?

VI. Итог урока.

Домашнее задание:

  1. Прочитать §10 учебника, выучить термины.

  2. Подготовить ответ на вопрос «Какие боги и религиозные верования существовали у древних египтян?».

kopilkaurokov.ru

Конспект урока «Религия древних египтян»

Урок 13. Религия древних египтян.

Тема – Древний Египет.

Тип урока – урок усвоения знаний, навыков и умений.

Планируемые результаты.

  • Предметные: способность применять понятийный аппарат, приемы исторического анализа, изучать и систематизировать информацию из различных источников.

  • Метапредметные: способность представлять результаты своей деятельности в разных формах, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать свою точку зрения.

  • Личностные: осознанное и уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религиозным представлениям, готовность вести диалог и достигать взаимопонимания.

Образовательные ресурсы:

  1. Организационный этап. Приветствие учителя, проверка готовности обучающихся к уроку.

Ребята приветствуют учителя. Проверяют рабочее место.

  1. Актуализация знаний по теме «Военные походы фараонов»

  1. Используя карту, расскажите о военных походах фараона.

  1. Инд. задание. Карточка (первый уровень).

— Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом и левом столбиках пропущенные строки.

1. Дельта 1. …

2. … 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма.

3. Фараон 3. …

4. … 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5. … 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла.

6. … 6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия 7. …

8. … 8. Сбор в пользу государства.

Ответы: 1 — место, где река делилась на несколько рукавов; 2 — папирус; 3 — повелитель всего Египта; 4 — крестьянин; 5 — ремесленник; 6 — архитектор; 7 — вера в сверхъестественные существа; 8 — налог.

III. Постановка учебной задачи.

— В ходе военных походов фараона он и его ближайшее окружение обогащались. Чем более высокое положение занимали вельможи, чем богаче они были, тем богаче были их захоронения. В усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. Тело умершего бальзамировали – натирали специальными мазями. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики – саркофаги. Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга. Верхним саркофагам придавались черты умершего. Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов), или пещере (для вельмож). Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет.

О чем свидетельствуют такие погребения?

(Древние египтяне верили в существование загробного мира, а значит, у них были религиозные верования)

— Что такое религия? (Вера в сверхъестественных существ)

— Почему возникают религиозные верования? (Не имея научных объяснений происходящим в природе явлениям, люди верили в сверхъестественные силы, способные вызвать эти явления).

— Сегодня мы отправляемся в Египет, в гости к египетским жрецам – служителям богов. Что мы должны у них узнать? (Какие были боги, как они выглядели, что олицетворяли)

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.

  1. Рассказ учителя «Боги и жрецы» в рамках учебника (стр. 51-52)

— Почему жрецы Древнего Египта были богаты и могущественны?

  1. Рассказ подготовленных учащихся о египетских богах от имени жрецов.

Класс заполняет таблицу «Боги Древнего Египта»

Имя бога

Облик

Какие явления природы олицетворяли

  1. Чтение мифа об Осирисе и Исиде, суд Осириса.

— Какие явления природы объяснены в данном мифе? (Смена времен года, разлив Нила)

— В чем клялся умерший на суде Осириса?

— Какие качества человека ценились в Египте?

Учащиеся продолжают заполнение таблицы.

— Почему в облике многих богов сочетались черты человека и животного?

(Боги изображались в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным. Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.)

  1. Решение задачи.

— Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию. О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существуют между религией и государственной властью? (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра. Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын) – царь среди людей.  Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.)

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. С какими богами древнего Египта мы познакомились?

2. Какой бог стал главным богом египтян? ( Бог солнца – Ра, Амон или Амон-Ра)

3. — Какая связь существует между религией и государственной властью? (Религия–опора государственной власти).

4. Назовите какие из этих черт являются общими для религиозных верований египтян и первобытных людей? (Вера в духов, вера в волшебную силу неодушевленных предметов, принесение в жертву богам людей, обожествление явлений природы, вера в загробную жизнь, строительство жилья для богов, наличие священных животных)

VI. Инструктаж о домашнем задании.

На выбор.

  1. Составить коллаж на тему «Религия Древних Египтян»

  2. Подготовить пересказ мифа об Осирисе от лица Исиды.

  3. Составить кроссворд по параграфу 10.

Приложение.

Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом и левом столбиках пропущенные строки.

1. Дельта 1. …

2. … 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма.

3. Фараон 3. …

4. … 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5. … 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла.

6. … 6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия 7. …

8. … 8. Сбор в пользу государства.

Амон — главный бог города Фив, с возвышением которых стал верховным божеством, покровителем царской власти и военных походов. Был также отождествлен с богом солнца Ра, после чего получил имя Амон-Ра. Изображался в высоком венце из двух перьев, иногда с головой барана.
Культ: Фивы
Животные: гусь, баран, змей

Нут — богиня неба. Дети Нут — звезды, движением которых она управляет, и солнце — Ра. Нут ежедневно проглатывает их, а затем рождает снова (так происходит смена дня и ночи). Изображение Нут, как бы смотрящей на мумию, нередко помещалось на внутренней стороне крышки саркофага.

Геб — бог земли, сын Шу и Тефнут, муж Нут и отец Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. В текстах пирамид ему приписывается также покровительство умершим. Изображался в виде старца с бородой и царскими украшениями или распростертым во всю длину, с опирающейся на него Нут

Тот — бог мудрости и луны. Постоянный спутник и советник верховного бога Ра, создатель письменности и календаря. Изображался в облике человека с головой ибиса, часто с папирусом и письменным прибором. Священные животные — ибис и павиан.

Бастет – богиня любви и веселья, а также материнского начала. Дочь бога солнца Ра, исцеляла болезни и взращивала злаки.
Культ: Бубастис
Животное: кошка

Осирис — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии.

Сет — бог «чужих стран» (пустыни), олицетворение злого начала, убийца Осириса. Священными животными Сета были свинья, антилопа, окапи (жираф) и др., главным был осел. Сет в пластике и рисунках изображался человеком с тонким длинным туловищем и головой осла.

Маат – общеегипетская богиня истины и справедливости — олицетворяла мировую гармонию и верховный порядок, поддерживаемый фараоном.
Символ: перо

Анубис (Инпу) — бог-покровитель мертвых, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования. При жизни он призван вести души сквозь тьму невежества, а после смерти был проводником души в Дуат небесный. Изображался в виде шакала или человека с головой шакала. Помогал Исиде собирать части тела Осириса, после того, как Сет разбросал их по всему Египту.

Исида — супруга и сестра Осириса, мать Гора, олицетворение супружеской верности и материнства; богиня плодородия, воды и ветра, волшебства, мореплавания, охранительница умерших. Изображалась женщиной с головой или рогами коровы.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *