Правописание приставок раз и рас – правило. Приставки на «з» и «с»: правило
правило. Приставки на «з» и «с»: правило
Ра…пирает от желанья ра..бираться в написанье?
Тогда начнём.
Приставки на –з и –с
В нашем языке действует морфологический принцип орфографии, который основывается на том, что все морфемы пишутся обычно одинаково. Морфема — это часть слова, имеющая какое-то значение: изменяет словоформу (окончание), образует новое слово (приставка или суффикс) или заключает в себе главное лексическое значение (корень). В соответствии с этим принципом правописание согласных и гласных в приставках определяется таким правилом:
Приставки всегда одинаково пишутся, и их правописание не зависит от того, как они произносятся.
Примеры вы можете видеть ниже.
Так обычно пишутся приставки, но не приставка рас- и раз- . Правило правописания для этого случая своеобразное, так называемое фонетическое: как слышится так и пишется. Правило это имеет отношение ко всем приставкам, у которых на конце есть буквы –з или –с.
Примеры:
раз-, рас-: развести, раскрыть;
из-, ис-: изливать, искоренить;
воз-, вос-: возвыситься, восходящий;
вз-, вс-: взвесить, вскрыть;
без-, бес-: безгрещный, бесхитростный;
низ-, нис-: низвергать, нисходить;
через-, черес-: черезвычайный, чересстрочный.
Правописание приставок на з–с, раз-, рас- в том числе, определяется правилом:
Буква з пишется перед согласными звонкими, буква с пишется перед согласными глухими.
Теперь не помешает вспомнить, что мы называем согласными звонкими, а что глухими:
Звонкие согласные произносятся, когда напрягаются голосовые связки. Приложив к горлу ладонь при их произнесении, можно почувствовать дрожь. | Глухие согласные произносятся без напряжения голосовых связок, они произносятся без дрожания в горле. |
Так пишется приставка рас- и раз-, правило обозначено выделением | |
разбег развод разгром раздача разжалобить раззадорить разлом разморило разнести разрубить | расправить расфокусировать раскатать раструбить расширить рассорить расходиться расцепить расчёт расщелина |
Итак, из всего вышеизложенного следует подтверждение фонетического принципа написания приставки с -с и -з на конце.
Приставки на –з и –с необходимо отличать от приставки с-
Главное отличие приставки с— от приставок на –з и –с в том, что с- состоит из одной буквы и всегда пишется одинаково, а перед –з и –с должны быть какие-то буквы.
Сделать – разделаться, сбросить – разбросать, сживать – разжиться, сжигать – разжигать, сжимать – разжимать, сдобрить – раздобрел, сговор – разговор, сберечь – разбирать, свить – развить, сгинуть – разгибаться, сгрести – разгрести.
Слова без приставок
Приставку с- и приставки на —з и –с (правило, регулирующее правописание дано выше) нельзя путать со словами без приставок: здание, здесь, здоровье, зрение, зги (не зги не видать).
В начале этих словах пишется буква з.
Приставки раз-, рас-, роз-, рос- имеют чередование гласных
Существует ещё одна трудность, которую может преподнести приставка рас- и раз-. Правило правописания для приставок на –з и –с не единственное. Есть в этой приставке ещё одна орфограмма.
Правописание гласных в приставке раз-, рас- — роз-, рос- представлено морфемой с чередованием и не подчиняется общепринятому правилу. Как пишется раз-, рас-, роз-, рос-? Для этой орфограммы существует особое правило: без ударения пишем раз-(рас-), а в ударном положении будем писать роз-(рос-): раздать – розданный, разливать – розлив, разыграть – розыгрыш, расписывать – роспись, расчеркать – росчерк.
Повторим изученное
В начале нашего исследования мы задались вопросом:
Ра…пирает от желанья ра..бираться в написанье?
Вернёмся к нему.
Как пишутся приставки на -з и -с? Правило о правописании –з и –с на конце приставок даёт возможность произвести следующее рассуждение:
В слове «распирает» — приставка рас-, потому что после приставки находится глухой согласный звук – [п].
В слове «разбираться» – приставка раз-, так как следует после неё звонкий согласный – [б].
Правило о чередовании о/а в приставке рас- — рос-, раз- — рас- применяем в рассуждении:
В словах «распирает» и «разбираться» безударная приставка, значит, нужно писать букву «А» в этих словах.
Тест
Итак, нами получено знание о том, как пишется приставка рас- и раз-, правило правописания усвоено и отработано. Самое время перейти к практической части и выполнить тест.
Из данных предложений из произведения А. Грина выпишите слова, в которых есть приставки с изученными орфограммами.
1) Пройдёт немало лет, и расцветёт одна сказка, которая запомнится надолго. Однажды, когда ты будешь большой, в морской дали сверкнёт алый парус. Корабль с алыми парусами, рассекая волны, поплывёт прямо к берегу. На берегу будет стоять толпа людей, и ты будешь там. Корабль будет приближаться под звуки прекрасной музыки, и от него поплывёт лодка, вся в коврах, цветах и золоте. В лодке будет стоять прекрасный принц, он протянет к тебе руки и скажет: «Здравствуй, Ассоль! Ты приснилась мне во сне, и вот я приехал за тобой». Ты сядешь с ним в лодку и уплывёшь далеко-далеко в волшебный край, где просыпается солнце. И звёзды опустятся с небес, чтобы увидеть тебя и поздравить с прибытием.
2) Она жила в полусне обеспеченности. Но странная привязанность к сыну была, наверное, одной из склонностей, которые смутно ощущаются, оставляя волю бездейственной. Холодная и неприступная, Лилиан Грэй, оставаясь наедине с сыном, становилась просто мамой, разговаривавшей ласковым голосом о всяких сердечных пустячках, вся сила которых не в смысле, а в чувстве. Она решительно не могла в чём бы то ни было отказать ему и прощала всё.
3) В четырнадцать лет Артур тайком покинул дом. Вскорости из порта вышла шхуна, увозя юнгу с внешностью девочки, переодевшейся для маскарада. Этим юнгой был Грэй. В течение года Артур помотал своё имущество, состоящее из лакированных сапожек и тонкого батистового белья, на пирожном, а остальную часть промотал в карты. Он пил, задыхаясь, водку, с замирающим сердцем на купанье прыгал головой вниз с борта корабля в морскую глубину. Он понемногу растерял всё, кроме своей странной души, летящей и устремлённой. Он потерял слабость и изящество стана, став широк в кости и крепок мускулами, благородная бледность сменилась тёмным загаром, изысканная манера движений исчезла, уступив место уверенной точности работающей руки. Речь утратила текучесть, стала точной и короткой.
Капитан шхуны, суровый моряк, увидев однажды, как мастерски Артур вяжет парус на рею, позвал его к себе в каюту и сказал, раскрыв истрёпанную книгу:
— Слушай внимательно. Начинаем делать из щенка капитана.
4) Она уходила на берег и, дождавшись рассвета, волнуясь и робея, совершенно серьёзно всматривалась в горизонт, ожидая появления алых парусов. Эти минуты были для неё самыми счастливыми среди серых будней, и ей было трудно отказаться от них, хотя они отделали её от всех других людей, делая её посмешищем и изгоем. Одиночество безмерно тяготило её, и у губ уже легла та страдальческая морщинка, которую не изгладить ничем, только радостным оживлением.
5) Ассоль спешила к морю. Иногда крыши домов или сараев скрывали от неё белый корабль и алые паруса. Тогда Ассоль, боясь исчезновения видения, торопилась изо всех сил, и только снова увидев алые паруса, останавливалась, облегчённо вздохнув. Как только Ассоль появилась в толпе, все замолкли и расступились перед ней в страхе, и она осталась одна в пустоте, растерянная, счастливая и пристыженная. С щеками не менее алыми, чем паруса, с которых она не сводила глаз, она беспомощно протянула руки к чудесному высокому кораблю. От волнения, блеска воды и сияния алого шёлка девушка уже не могла различать, что движется: она сама, корабль или лодка, отделившаяся от корабля.
Проверь себя
1) Расцветёт, рассекая, восходит.
2) Бездейственной, разговаривавшей.
3) Растерял, раскрыв, истрёпанную.
4) Рассвета, безмерно, изгладить.
5) Вздохнув, растерянная, беспомощно, различать.
fb.ru
Правописание приставок рас и раз / Открытый урок
Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, развития критического мышления
Цель урока: Ознакомление с правописанием приставок РАЗ- и РАС-
Задачи урока:
Обучающие::
1. Выявить условия выбора гласных з-с в приставках;
2. Формировать навык написания приставок раз-/рас-;
3. Повторить морфемный разбор слов;
4. Развить умение формулировать определение понятий;
5. Обогащать словарный запас учащихся;
6. Совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
1. Осуществление системно-деятельностного подхода;
2. Развитие внимания;
3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
4. развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
5. развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
6. развивать умение применять новые знания;
7. развитие творческих, речевых способностей учащихся;
8. формирование логических умений;
9. развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
10. развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;
2. Воспитание ценностного отношения к слову;
3. Развитие коммуникативных УУД:
4. Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ЦОР,используемые на уроке. Ход урока Громко прозвенел звонок-Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно
Слушаем внимательно.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
2. Актуализация знаний
— Сегодня урок у нас с вами необычный. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя оценивать. А я буду помогать, если потребуется. Ну а начнем наш урок с повторения изученного материала. Проверим, насколько хороши ваши знания по теме «Морфемика». Для этого проведем небольшую игру «Веришь – не веришь». Я буду читать утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку “1”, если нет – “0”.
1. Раздел науки о языке, изучающий части слова – основа.
2. Значимая часть слова – морфема.
3. Основа- часть слова без окончания.
4. Окончание — морфема, стоящая после корня, образующая новые слова.
5. Корень — главная значимая часть слова.
6. Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень.
7. Приставка — морфема, стоящая перед корнем, образующая новые слова.
— А теперь давайте проверим ваши ответы. Все справились с заданием? Оцениваем работу по критериям. Критерии у вас у всех есть. Если вы не допустили ни одной ошибки — ставьте в «Лист достижения» «5», если же у вас 1-2 ошибки – «4», кто допустил 3-4 ошибки – «3», ну а у кого больше 4 ошибок, тот соответственно получает только 2 .
3. Постановка учебной цели.
— Ребята, утром на своем рабочем столе я обнаружила листок с текстом. Только вот незадача: я не смогла его прочесть — некоторые буквы куда-то подевались. Давайте вместе попробуем прочитать.
1. Посреди леса, на ра..чищенной и ра..работанной поляне, во..вышалась одинокая усадьба Хоря. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
2. Дверь совершенно бе..шумно ра..пахнулась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом и господином. (М. А. Булгаков, «Собачье сердце»)
3. Офицер, ра..горяченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве …хватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио… (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
4. Я …хватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не ра..каялся. (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
5. Попробуй в…глянуть на молнию, когда, ра…кроивши черные, как уголь, тучи, не…терпимо затрепещет она целым потопом блеска. (Н. В. Гоголь, «Рим»)
6. Во…вратясь в гостиную, они уселись втроем: старики в..помнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей ра…мышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы. (А.С. Пушкин, «Барышня-крестьянка»)
— Легко ли читать текст? Почему? (трудно, так как пропущены буквы)
— Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы з-с).
— А в какой части слова пропущены буквы? (в приставках)
— Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок раз- и рас-).
— Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании приставок РАЗ- и РАС- .Запишите число и тему урока.
— Ребята, а смогли бы вы вставить пропущенные буквы правильно? (нет)
— Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)
— Вы правы. Так какова цель нашего урока? Чему мы должны научиться за урок, какими умениями должны овладеть?(научиться правильно писать слова с такими приставками, при каком условии надо писать раз-, а когда рас-.)
-Мы должны научиться определять правильный выбор написания приставки. У вас на столе лежат карточки со словами ра..пределить, ра..будить, ра..сказать, ра..деться, ра..смотреть, ра..бушеваться, ра..вести, ра..смешить. Попробуйте распределить их на 2 столбика, слова, которые пишутся с приставкой РАЗ-, а во второй столбик РАЗ-.
-Молодцы, теперь давайте с вами попробуем сформулировать правило. (затем обратимся к учебнику на с.58)
Алгоритм рассуждения
З или С?
Смотри на следующий после приставки согласный
если звонкий пиши З если глухой пиши С
без- бес
воз – вос
раз – рас
Вывод: от чего зависит написание З, С в конце приставок? ( от звонкости и глухости следующего за приставкой согласного)
Правильно мы сформулировали правило?(да)
Нам удалось узнать что-то новое о приставках?(да)
О каких приставках вы узнали?(раз-и рас-)
Продолжим узнавать новое о приставках рас, раз.
— Упражнение в правописании приставок раз- и рас-.
— Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки. (с объяснением у доски)
Ра…терзаю, ра…несу, ра…кидаю, ра…пугаю, ра…одеться.
— Сделайте вывод.
— Предположите, будет ли действовать это же правило в отношении приставок из-\ис-, без-\бес-, воз-\воз-
Работа с пословицами и поговорками. БЕЗ или БЕС?
-Прочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл этих изречений? А какие пословицы знаете вы?
Дерево без птиц – бе..плодное дерево.
У сильного всегда бе..сильный виноват.
Глупый осудит, умный ра..судит.
Спишите пословицы, графически обозначив выбор орфограммы.
!!! Объясните написание букв СС в словах бессильный, рассудит.
Вывод: на стыке приставки и корня пишется две СС и ЗЗ, если одна из них относится к приставке, а другая к корню.
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой
2. Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась — и расцвела.
3. Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок вспорхнул со спицы
4. «Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась…»
5. Испугался бесенок, да к деду,
Рассказывать про Балдову победу
Молодцы. Я очень рада, что вы так хорошо знаете сказки Пушкина.
Наше следующее задание — решение тестовОтметьте правильный ответ:
1. Слово с приставкой без-
а) бе..предельный
б) бе..численный
в) бе..болезненный
г) бе..шумный
2.
а) ра..статься
б) ра..думать
в) ра..давать
г) ра..говориться
3. Слово с приставкой бес-
а) бе..радостный
б) бе..шумный
в) бе..заветный
г) бе..брежный
4. Слово с приставкой раз-
а) ра..шумелся
б) ра..щелина
в) ра..винтить
г) ра..четливый
Работа в группах.
1 группа – образуйте от данных слов прилагательные
- Небо без звёзд (беззвёздное)
- Вход без платы (бесплатный)
- Пустыня без воды (безводная)
- Дорога без конца (бесконечная)
- Ребенок без помощи (беспомощный)
- Жидкость без цвета (бесцветная)
- Плач без звука (беззвучный)
- Движение без шума (бесшумное)
- Шоколад без вкуса (безвкусный)
2 группа – присоедините к глаголам приставки раз- (рас-), вз- (вс-), из-(ис-).
Бить, кинуть, бежать, смотреть, править
Рефлексия деятельности. (подведение итогов занятия)
— Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итоги.
1. Какова была цель нашего урока?
2. Выполнили мы поставленные цели?
3. Понравился ли вам урок? Если да, то хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове , нет – топните ногой.
4. Довольны ли вы своей работой в течение урока?
Да — хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове , нет – топните ногой.
5. Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?
Да — хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове , нет – топните ногой.
6. Какая форма работы вам понравилась больше?
— Подсчитайте свои баллы , выставьте соответствующую оценку за работу.
Ребята, сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).
Домашнее задание
А теперь настала очередь домашнего задания. Задание на ваш выбор. (Задание дифференцированное)
Выберите одну карточку для работы.
1. Карточка с красным заголовком – трудная, на «5»
Составить алгоритм написания приставки РАЗ- и РАС- в словах в форме сказки, то есть описать необходимые действия , а также порядок их выполнения с целью решения поставленной задачи. (Что надо делать, чтобы правильно написать приставку в слове?)
2. Карточка с зелёным заголовком – средней трудности, на «4».
Распределить слова по столбикам.
Р_здать, р_списание, р_списка, р_спись, р_склад, р_зливать, р_слый, р_зыскивать, р_зыск, р_зжиг, р_спуск, р_зыграть, р_зыгрыш, р_схаживать, р_счёсывать.
3. Карточка с синим заголовком – простая, на «3».
Составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо беречь лес Учащиеся получают карточку:
Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты.
В лесу………(не ра…жигайте, может во…пламениться, ра…цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не бе…различными; не допустим, чтобы исчезли).
— Завершая урок, хочу
пожелать вам цвести, расти,
копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Спасибо за урок!
open-lesson.net
Правописание приставок РАЗ и РАС
Тема: «Правописание приставок РАЗ- и РАС-»
Учитель: Мелехина Алена Мирославовна
Предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, развития критического мышления
Цель урока: Ознакомление с правописанием приставок РАЗ- и РАС-
Задачи урока:
Обучающие::
1.Выявить условия выбора гласных з-с в приставках;
2.Формировать навык написания приставок раз-/рас-;
3.Повторить морфемный разбор слов;
4.Развить умение формулировать определение понятий;
5.Обогащать словарный запас учащихся;
6.Совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
1.Осуществление системно-деятельностного подхода;
2. Развитие внимания;
3.Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
4.развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
5.развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
6.развивать умение применять новые знания;
7.развитие творческих, речевых способностей учащихся;
8.формирование логических умений;
9.развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
10.развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
1.Воспитание интереса и уважения к родному языку;
2.Воспитание ценностного отношения к слову;
3.Развитие коммуникативных УУД:
4.Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ЦОР,используемые на уроке.
Ход урока:
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно
Слушаем внимательно.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
2. Актуализация знаний
— Сегодня урок у нас с вами необычный. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя оценивать. А я буду помогать, если потребуется. Ну а начнем наш урок с повторения изученного материала. Проверим, насколько хороши ваши знания по теме «Морфемика». Для этого проведем небольшую игру «Веришь – не веришь». Я буду читать утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку “1”, если нет – “0”.
1. Раздел науки о языке, изучающий части слова – основа.
2. Значимая часть слова – морфема.
3. Основа- часть слова без окончания.
4. Окончание — морфема, стоящая после корня, образующая новые слова.
5. Корень — главная значимая часть слова.
6. Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень.
7. Приставка — морфема, стоящая перед корнем, образующая новые слова.
— А теперь давайте проверим ваши ответы. Все справились с заданием? Оцениваем работу по критериям. Критерии у вас у всех есть. Если вы не допустили ни одной ошибки — ставьте в «Лист достижения» «5», если же у вас 1-2 ошибки – «4», кто допустил 3-4 ошибки – «3», ну а у кого больше 4 ошибок, тот соответственно получает только 2 .
3. Постановка учебной цели.
— Ребята, утром на своем рабочем столе я обнаружила листок с текстом. Только вот незадача: я не смогла его прочесть — некоторые буквы куда-то подевались. Давайте вместе попробуем прочитать.
1. Посреди леса, на ра..чищенной и ра..работанной поляне, во..вышалась одинокая усадьба Хоря. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
2. Дверь совершенно бе..шумно ра..пахнулась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом и господином. (М. А. Булгаков, «Собачье сердце»)
3. Офицер, ра..горяченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве …хватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио… (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
4. Я …хватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не ра..каялся. (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
5. Попробуй в…глянуть на молнию, когда, ра…кроивши черные, как уголь, тучи, не…терпимо затрепещет она целым потопом блеска. (Н. В. Гоголь, «Рим»)
6. Во…вратясь в гостиную, они уселись втроем: старики в..помнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей ра…мышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы. (А.С. Пушкин, «Барышня-крестьянка»)
— Легко ли читать текст? Почему? (трудно, так как пропущены буквы)
— Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы з-с).
— А в какой части слова пропущены буквы? (в приставках)
— Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок раз- и рас-).
— Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании приставок РАЗ- и РАС- .Запишите число и тему урока.
— Ребята, а смогли бы вы вставить пропущенные буквы правильно? (нет)
— Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)
— Вы правы. Так какова цель нашего урока? Чему мы должны научиться за урок, какими умениями должны овладеть?(научиться правильно писать слова с такими приставками, при каком условии надо писать раз-, а когда рас-.)
-Мы должны научиться определять правильный выбор написания приставки. У вас на столе лежат карточки со словами ра..пределить, ра..будить, ра..сказать, ра..деться, ра..смотреть, ра..бушеваться, ра..вести, ра..смешить. Попробуйте распределить их на 2 столбика, слова, которые пишутся с приставкой РАЗ-, а во второй столбик РАЗ-.
-Молодцы, теперь давайте с вами попробуем сформулировать правило. (затем обратимся к учебнику на с.58)
Алгоритм рассуждения
З или С?
Смотри на следующий после приставки согласный
если звонкий пиши З если глухой пиши С
без- бес
воз – вос
раз – рас
Вывод: от чего зависит написание З, С в конце приставок? ( от звонкости и глухости следующего за приставкой согласного)
Правильно мы сформулировали правило?(да)
Нам удалось узнать что-то новое о приставках?(да)
О каких приставках вы узнали?(раз-и рас-)
Продолжим узнавать новое о приставках рас, раз.
— Упражнение в правописании приставок раз- и рас-.
— Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки. (с объяснением у доски)
Ра…терзаю, ра…несу, ра…кидаю, ра…пугаю, ра…одеться.
— Сделайте вывод.
— Предположите, будет ли действовать это же правило в отношении приставок из-\ис-, без-\бес-, воз-\воз-
Работа с пословицами и поговорками. БЕЗ или БЕС?
-Прочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл этих изречений? А какие пословицы знаете вы?
Дерево без птиц – бе..плодное дерево.
У сильного всегда бе..сильный виноват.
Глупый осудит, умный ра..судит.
Спишите пословицы, графически обозначив выбор орфограммы.
!!! Объясните написание букв СС в словах бессильный, рассудит.
Вывод: на стыке приставки и корня пишется две СС и ЗЗ, если одна из них относится к приставке, а другая к корню.
Молодцы ребята! А теперь нам предстоит встретиться с героями пушкинских сказок. Сейчас я буду читать отрывки из известных вам сказок, а вы попробуйте отгадать, из какой сказки отрывок, найти слово на изученную орфограмму…
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой
2.Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась — и расцвела.
3.Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок вспорхнул со спицы
4.«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась…»
5.Испугался бесенок, да к деду,
Рассказывать про Балдову победу
Молодцы. Я очень рада, что вы так хорошо знаете сказки Пушкина.
Наше следующее задание — решение тестов
Отметьте правильный ответ:
1.Слово с приставкой без-
а) бе..предельный
б) бе..численный
в) бе..болезненный
г) бе..шумный
2.Слово с приставкой рас-
а) ра..статься
б) ра..думать
в) ра..давать
г) ра..говориться
3.Слово с приставкой бес-
а) бе..радостный
б) бе..шумный
в) бе..заветный
г) бе..брежный
4.Слово с приставкой раз-
а) ра..шумелся
б) ра..щелина
в) ра..винтить
г) ра..четливый
Работа в группах.
1 группа – образуйте от данных слов прилагательные
Небо без звёзд (беззвёздное)
Вход без платы (бесплатный)
Пустыня без воды (безводная)
Дорога без конца (бесконечная)
Ребенок без помощи (беспомощный)
Жидкость без цвета (бесцветная)
Плач без звука (беззвучный)
Движение без шума (бесшумное)
Шоколад без вкуса (безвкусный)
2 группа – присоедините к глаголам приставки раз- (рас-), вз- (вс-), из-(ис-).
Бить, кинуть, бежать, смотреть, править
Рефлексия деятельности. (подведение итогов занятия)
— Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итоги.
1. Какова была цель нашего урока?
2.Выполнили мы поставленные цели?
3.Понравился ли вам урок? Если да, то хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове , нет – топните ногой.
4.Довольны ли вы своей работой в течение урока?
Да — хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове , нет – топните ногой.
5.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?
Да — хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове , нет – топните ногой.
6.Какая форма работы вам понравилась больше?
— Подсчитайте свои баллы , выставьте соответствующую оценку за работу.
Ребята, сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).
Домашнее задание
А теперь настала очередь домашнего задания. Задание на ваш выбор. (Задание дифференцированное)
Выберите одну карточку для работы.
1. Карточка с красным заголовком – трудная, на «5»
Составить алгоритм написания приставки РАЗ- и РАС- в словах в форме сказки, то есть описать необходимые действия , а также порядок их выполнения с целью решения поставленной задачи. (Что надо делать, чтобы правильно написать приставку в слове?)
2. Карточка с зелёным заголовком – средней трудности, на «4».
Распределить слова по столбикам.
Р_здать, р_списание, р_списка, р_спись, р_склад, р_зливать, р_слый, р_зыскивать, р_зыск, р_зжиг, р_спуск, р_зыграть, р_зыгрыш, р_схаживать, р_счёсывать.
3. Карточка с синим заголовком – простая, на «3».
Составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо беречь лес Учащиеся получают карточку:
Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты.
В лесу………(не ра…жигайте, может во…пламениться, ра…цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не бе…различными; не допустим, чтобы исчезли).
— Завершая урок, хочу
пожелать вам цвести, расти,
копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Спасибо за урок!
infourok.ru
Правописание приставок | LAMPA — онлайн-учебник, который каждый может улучшить
Трудный случай 3. Приставки раз— (рас-) и роз— (рос-)
В этих приставках под ударением пишется о, а без ударения — а.
россказни — рассказать, роспись — расписать, розыгрыш — разыграть
Остальные приставки
Остальные приставки всегда пишутся одинаково. Как правило, приставки пишутся так же, как соответствующие предлоги.
д или т
Приставки над-, под-, пред— пишутся с буквой д.
Приставка от— пишется с буквой т.
надстроить, подпереть, предписать (сравните: надорвать, подослать, предопределить)
отдавать, отбить (сравните: отослать)
а или о
Приставки за-, на— и наи— всегда пишутся с буквой а.
Приставки по-, до— и недо— всегда пишутся с буквой о.
заняться, налить (сравните под ударением: занял, насыпь), наилучший
подумать, доделать, довести (сравните: поступь, довод), недоделать, недосмотреть
Приставка пра— присутствует в словах со значением родства. В словах без значения родства используется приставка про-.
прабабушка, прадедушка, праматерь, прародительница, праотец (сравните: правнук)
прообраз, проректор, провидец, проделать и др. (сравните: проблеск, прорубь)
Когда за приставками, оканчивающимися на согласную (с-, под-, об-, от-, над-, раз— и др.), следует два согласных звука, в конце приставки может появиться дополнительная гласная. Это всегда буква о и никогда не а.
соблюсти, подорвать, обогнуть, отобрать, надорвать, разогнать
lampa.io
правило. Приставки на «з» и «с»: правило
Образование 7 августа 2016Ра…пирает от желанья ра..бираться в написанье?
Тогда начнём.
Приставки на –з и –с
В нашем языке действует морфологический принцип орфографии, который основывается на том, что все морфемы пишутся обычно одинаково. Морфема — это часть слова, имеющая какое-то значение: изменяет словоформу (окончание), образует новое слово (приставка или суффикс) или заключает в себе главное лексическое значение (корень). В соответствии с этим принципом правописание согласных и гласных в приставках определяется таким правилом:
Приставки всегда одинаково пишутся, и их правописание не зависит от того, как они произносятся.
Примеры вы можете видеть ниже.
Так обычно пишутся приставки, но не приставка рас- и раз- . Правило правописания для этого случая своеобразное, так называемое фонетическое: как слышится так и пишется. Правило это имеет отношение ко всем приставкам, у которых на конце есть буквы –з или –с.
Примеры:
раз-, рас-: развести, раскрыть;
из-, ис-: изливать, искоренить;
воз-, вос-: возвыситься, восходящий;
вз-, вс-: взвесить, вскрыть;
без-, бес-: безгрещный, бесхитростный;
низ-, нис-: низвергать, нисходить;
через-, черес-: черезвычайный, чересстрочный.
Правило правописания приставок на –З и –С
Правописание приставок на з–с, раз-, рас- в том числе, определяется правилом:
Буква з пишется перед согласными звонкими, буква с пишется перед согласными глухими.
Теперь не помешает вспомнить, что мы называем согласными звонкими, а что глухими:
Звонкие согласные произносятся, когда напрягаются голосовые связки. Приложив к горлу ладонь при их произнесении, можно почувствовать дрожь. | Глухие согласные произносятся без напряжения голосовых связок, они произносятся без дрожания в горле. |
Так пишется приставка рас- и раз-, правило обозначено выделением | |
разбег развод разгром раздача разжалобить раззадорить разлом разморило разнести разрубить | расправить расфокусировать раскатать раструбить расширить рассорить расходиться расцепить расчёт расщелина |
Итак, из всего вышеизложенного следует подтверждение фонетического принципа написания приставки с -с и -з на конце.
Приставки на –з и –с необходимо отличать от приставки с-
Главное отличие приставки с— от приставок на –з и –с в том, что с- состоит из одной буквы и всегда пишется одинаково, а перед –з и –с должны быть какие-то буквы.
Сделать – разделаться, сбросить – разбросать, сживать – разжиться, сжигать – разжигать, сжимать – разжимать, сдобрить – раздобрел, сговор – разговор, сберечь – разбирать, свить – развить, сгинуть – разгибаться, сгрести – разгрести.
Слова без приставок
Приставку с- и приставки на —з и –с (правило, регулирующее правописание дано выше) нельзя путать со словами без приставок: здание, здесь, здоровье, зрение, зги (не зги не видать).
В начале этих словах пишется буква з.
Приставки раз-, рас-, роз-, рос- имеют чередование гласных
Существует ещё одна трудность, которую может преподнести приставка рас- и раз-. Правило правописания для приставок на –з и –с не единственное. Есть в этой приставке ещё одна орфограмма.
Правописание гласных в приставке раз-, рас- — роз-, рос- представлено морфемой с чередованием и не подчиняется общепринятому правилу. Как пишется раз-, рас-, роз-, рос-? Для этой орфограммы существует особое правило: без ударения пишем раз-(рас-), а в ударном положении будем писать роз-(рос-): раздать – розданный, разливать – розлив, разыграть – розыгрыш, расписывать – роспись, расчеркать – росчерк.
Повторим изученное
В начале нашего исследования мы задались вопросом:
Ра…пирает от желанья ра..бираться в написанье?
Вернёмся к нему.
Как пишутся приставки на -з и -с? Правило о правописании –з и –с на конце приставок даёт возможность произвести следующее рассуждение:
В слове «распирает» — приставка рас-, потому что после приставки находится глухой согласный звук – [п].
В слове «разбираться» – приставка раз-, так как следует после неё звонкий согласный – [б].
Правило о чередовании о/а в приставке рас- — рос-, раз- — рас- применяем в рассуждении:
В словах «распирает» и «разбираться» безударная приставка, значит, нужно писать букву «А» в этих словах.
Тест
Итак, нами получено знание о том, как пишется приставка рас- и раз-, правило правописания усвоено и отработано. Самое время перейти к практической части и выполнить тест.
Из данных предложений из произведения А. Грина выпишите слова, в которых есть приставки с изученными орфограммами.
1) Пройдёт немало лет, и расцветёт одна сказка, которая запомнится надолго. Однажды, когда ты будешь большой, в морской дали сверкнёт алый парус. Корабль с алыми парусами, рассекая волны, поплывёт прямо к берегу. На берегу будет стоять толпа людей, и ты будешь там. Корабль будет приближаться под звуки прекрасной музыки, и от него поплывёт лодка, вся в коврах, цветах и золоте. В лодке будет стоять прекрасный принц, он протянет к тебе руки и скажет: «Здравствуй, Ассоль! Ты приснилась мне во сне, и вот я приехал за тобой». Ты сядешь с ним в лодку и уплывёшь далеко-далеко в волшебный край, где просыпается солнце. И звёзды опустятся с небес, чтобы увидеть тебя и поздравить с прибытием.
2) Она жила в полусне обеспеченности. Но странная привязанность к сыну была, наверное, одной из склонностей, которые смутно ощущаются, оставляя волю бездейственной. Холодная и неприступная, Лилиан Грэй, оставаясь наедине с сыном, становилась просто мамой, разговаривавшей ласковым голосом о всяких сердечных пустячках, вся сила которых не в смысле, а в чувстве. Она решительно не могла в чём бы то ни было отказать ему и прощала всё.
3) В четырнадцать лет Артур тайком покинул дом. Вскорости из порта вышла шхуна, увозя юнгу с внешностью девочки, переодевшейся для маскарада. Этим юнгой был Грэй. В течение года Артур помотал своё имущество, состоящее из лакированных сапожек и тонкого батистового белья, на пирожном, а остальную часть промотал в карты. Он пил, задыхаясь, водку, с замирающим сердцем на купанье прыгал головой вниз с борта корабля в морскую глубину. Он понемногу растерял всё, кроме своей странной души, летящей и устремлённой. Он потерял слабость и изящество стана, став широк в кости и крепок мускулами, благородная бледность сменилась тёмным загаром, изысканная манера движений исчезла, уступив место уверенной точности работающей руки. Речь утратила текучесть, стала точной и короткой.
Капитан шхуны, суровый моряк, увидев однажды, как мастерски Артур вяжет парус на рею, позвал его к себе в каюту и сказал, раскрыв истрёпанную книгу:
— Слушай внимательно. Начинаем делать из щенка капитана.
4) Она уходила на берег и, дождавшись рассвета, волнуясь и робея, совершенно серьёзно всматривалась в горизонт, ожидая появления алых парусов. Эти минуты были для неё самыми счастливыми среди серых будней, и ей было трудно отказаться от них, хотя они отделали её от всех других людей, делая её посмешищем и изгоем. Одиночество безмерно тяготило её, и у губ уже легла та страдальческая морщинка, которую не изгладить ничем, только радостным оживлением.
5) Ассоль спешила к морю. Иногда крыши домов или сараев скрывали от неё белый корабль и алые паруса. Тогда Ассоль, боясь исчезновения видения, торопилась изо всех сил, и только снова увидев алые паруса, останавливалась, облегчённо вздохнув. Как только Ассоль появилась в толпе, все замолкли и расступились перед ней в страхе, и она осталась одна в пустоте, растерянная, счастливая и пристыженная. С щеками не менее алыми, чем паруса, с которых она не сводила глаз, она беспомощно протянула руки к чудесному высокому кораблю. От волнения, блеска воды и сияния алого шёлка девушка уже не могла различать, что движется: она сама, корабль или лодка, отделившаяся от корабля.
Проверь себя
1) Расцветёт, рассекая, восходит.
2) Бездейственной, разговаривавшей.
3) Растерял, раскрыв, истрёпанную.
4) Рассвета, безмерно, изгладить.
5) Вздохнув, растерянная, беспомощно, различать.
Источник: fb.rumonateka.com
Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание приставок раз-, рас-«
Русский язык урок №
Тема: правописание приставок раз-, рас-.
Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью научиться правильно писать слова с приставками раз- и рас- и выделять приставки в словах.
Задачи:
Предметные:
· знать, как пишутся приставки раз-, рас-;
· находить в тексте слова с приставками раз-, рас-;
· правильно выделять приставки в словах;
· уметь работать с Обратным словарём и находить в нём слова с приставками раз-, рас-;
· уметь работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.
Метапредметные:
Регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные: различать приставки и предлоги; знать, как правильно писать слова с приставками раз- и рас-; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; уметь самостоятельно создать алгоритм правописания приставок раз-, рас-; уметь формулировать правило по написанию приставок раз-, рас-.
Коммуникативные: уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; помочь осознать смысл изучения правописания приставок и успешного применения их в словах; понимать значимость правильного написания приставок.
Методы обучения.
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые. правописание приставка слово речевой
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Предметные: на уроке ученик получит знания о правописании приставок раз-, рас-; научится находить в тексте слова с приставками раз-, рас-; научится правильно выделять приставки в словах; закрепит умение работать с Обратным словарём и находить в нём слова с приставками раз- рас-; закрепит умение работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.
Метапредметные:
регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший план действий; осуществлять итоговый контроль по результату;
познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников
Ресурсы:
1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. «Русский язык, 3 класс», учебник, ч.2; ч.3. Москва: Академкнига/ Учебник, 2010.
2. Байкова Т.А. «Русский язык, 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 2». — Москва: Академкнига/Учебник, 2011.
3. ИКТ
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
Слайд 1
Приветствие
— Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. (Учащиеся здороваются с гостями.)
— Оцените свою готовность к уроку. Познакомьтесь с листом самооценивания. Все ли понятно?
— Начинаем урок. Я приготовила для вас небольшое стихотворение. Послушайте его.
Слайд 2
Зачем нужна грамматика?
Чтоб грамотно писать.
Чтоб грубые ошибки
На письме не допускать,
Чтоб с детства знали дети
И каждый ученик,
Что лучше всех на свете —
Его родной язык!
Слайд 3
— Запишите в тетради число, классная работа.
2. Актуализация знаний. Мотивация учащихся на изучение темы. Определение темы и целей урока.
Слайд 4
На доске заранее написаны слова с пропущенными буквами в приставках
РА(З/С)ШИРИТЬ РА(З/С)УЧИТЬ РА(З/С)ДВИНУТЬ
— Анишит Йокоповна попросила Машу написать слова в которые нужно правильно вставить согласные буквы з или с. Прочитайте слова. (Вызванный ученик с места читает: «Расширить, разучить, раздвинуть»).
— В каких частях слова пропущены буквы? (В приставках.)
— Что такое приставка?
— А сможем ли мы с вами сейчас выбрать нужную букву? (Нет.)
— Действительно. Мы с вами ещё не знаем правила. Вставить буквы в данные слова мы с вами сможем позже, после того, как узнаем привило их написания. А теперь попытайтесь сформулировать тему нашего урока. (Выслушиваются ответы детей.)
Слайд 5
— Итак, тема урока звучит так: «Правописание приставок раз-, рас-».
— Откройте учебник и проверьте правильно ли мы сформулировали тему урока.
— На какой странице начинаем работать?
— Какие цели сегодня мы перед собой поставим?
3. Работа над новой темой
Слайд 6
1. — Откройте учебники на стр. 17 и прочитайте, о чём спорили Миша и Костя на
заседании клуба «Ключ и заря».
— Согласны ли вы с Анишит Йокоповной? Или может быть с Мишей?
Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения 10 на стр. 18.
Задание: открой обратный словарь на стр. 179. используй для работы все глаголы на –ать из первых двух столбиков слов. Выпиши словарные слова с
приставками раз-, рас-, в два столбика. Подчеркни в каждом слове букву, с которой начинается корень. Какая приставка пишется, если корень слова начинается со ЗВОНКОГО согласного? А если с ГЛУХОГО согласного?
Фронтальная проверка:
разломать расписать
разбросать расхватать
разболтать раскатать
размешать распечатать
расшатать
рассчитать
растоптать
расслышать
— С каких согласных начинается корень в словах в первом столбике? (Со звонких).
— С каких согласных начинается корень в словах во втором столбике? (С глухих).
— Какой вывод можем сделать?
^ Вывод: если корень начинается со звонкой согласной, пишем приставку раз-; если корень начинается с глухой согласной, пишем приставку рас-.
Оцените свою работу на данном этапе урока
3. Динамическая пауза. Соревнование.
— А сейчас игра-соревнование. Кто быстрее? Объединитесь в группы. Выполните задания в группах. Цель игры — сделать новое открытие знаний.
Задание: Прочитай слова. Выдели в них приставку. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает? Какой вывод ты можешь сделать.
1-я гр: разобидеть разоружить разучиться разуметь
2-я гр: разочаровать разохаться разубедить разодеться
3-я гр: разулыбался разукрасил разобщать разахаться
4-я гр: разузнать разувериться разутюжить разыграть
(вывешиваю на доске листы, дети комментируют «Что заметили интересного? Получилось ли открыть новые знания?)
Вывод: приставка раз- пишется в словах, у которых корень начинается с гласных.
Оцените свою работу на данном этапе урока
4. Чтение привила в учебнике на стр. 18.
Слайд 7
— Анишит Йокоповна создала нам одну трудность. Сейчас нам предстоит не просто прочитать правило, а выбрать из двух вариантов слов верное, чтобы получилось правило.
Приставка РАЗ- пишется в словах, корни которых начинаются с гласных или (звонких? глухих?) согласных.
Приставка РАС- пишется в словах, корни которых начинаются с (звонких? глухих?) согласных.
(Учащиеся читают правило, выбирают верное слово и называют его.)
— Кто выбрал такие же слова?
Оцените свою работу на данном этапе урока
5. Решение проблемной задачи
Слайд 8
— Теперь мы можем вставить буквы в приставки слов, написанные Машей. (Ученики, вызванные к доске вписывают нужные буквы, объясняя свой выбор правилом.)
РАс ШИРИТЬ РАзУЧИТЬ РАзДВИНУТЬ
Те, кто отвечал оцените свою работу на данном этапе урока
4. Закрепление умения применять новые знания
1. Динамическая пауза. Дид.игра «Хлопаем-топаем».
— Я буду читать текст. Если услышите слово с приставкой раз- – хлопаем. Если рас- – топаем.
2. — Дальше вы будете работать в парах. Договоритесь, какое из трех заданий вы будете выполнять.
1-е: Упражнение 12 с.19
Выписать выделенные слова. Выделить в них приставку. Подчеркнуть гласную, с которой начинается корень слова. Устно доказать правильность написания этих слов.
2-е: Тест
В каждом вопросе выбрать один правильный ответ. Выбранные слова списать. Выделить в них приставку. Подчеркнуть гласную, с которой начинается корень слова. Устно доказать правильность написания этих слов. Составить с одним из этих слов предложение
Отметьте правильный ответ:
1. Слово с приставкой раз-
а) ра..шуметься
б) ра..утюжить
в) ра..толочь
г) ра..шевелить
2. Слово с приставкой рас-
а) ра..статься
б) ра..думать
в) ра..давать
г) ра..говориться
3. Слово с приставкой рас-
а) ра..задорить
б) ра..водить
в) ра..шуметься
г) ра..жимать
4. Слово с приставкой раз-
а) ра..шумелся
б) ра..щелина
в) ра..винтить
г) ра..четливый
3-е: Творческое задание
Заменить выделенные слова синонимами с приставками РАЗ-, РАС- (из слов для справок). Записать эти слова. Выделить приставку. Подчеркнуть гласную, с которой начинается корень слова. Устно доказать правильность написания этих слов.
Грачи давно ходили (…) по двору и начали вить гнёзда в берёзовой роще. Скворцы тоже переселялись (…) поближе к человеческому жилью. Отец сообщал (…), что видел стаю лебедей. Они летели на большой высоте, и отец едва мог их увидеть (…).. Река Тверца вышла из берегов (…) и затопила луга.
Слова для справок: рассказывать, разглядеть, разлиться, расхаживать, располагаться.
Оцените свою работу на данном этапе урока
5. Домашнее задание
Слайд 9
Из учебника «Литературное чтение» выбрать 10 слов с приставками раз-, рас-. Обозначить в этих словах изученную орфограмму.
6. Итог урока. Рефлексия.
Слайд 10
— Правописание какие приставок мы сегодня изучали?
— В каких случаях пишется приставка раз-?
— Когда мы пишем приставку рас-?
7. Оценивание работы учащихся.
infourok.ru
Правописание приставок раз-/рас-, без-/бес-.
Тема: «Правописание приставок РАЗ- и РАС-, БЕЗ- и БЕС-»
Учитель: Белякова Наталья Александровна
Предмет: русский язык
Класс: 6 класс
Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, развития критического мышления
Цель урока: Ознакомление с правописанием приставок РАЗ- и РАС-, БЕЗ- и БЕС-.
Задачи урока:
Обучающие:
1.Выявить условия выбора гласных з-с в приставках;
2.Формировать навык написания приставок раз-/рас-;
3.Повторить морфемный разбор слов;
4.Развить умение формулировать определение понятий;
5.Обогащать словарный запас учащихся;
6.Совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
1.Осуществление системно-деятельностного подхода;
2. Развитие внимания;
3.Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
4.развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
5.развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
6.развивать умение применять новые знания;
7.развитие творческих, речевых способностей учащихся;
8.формирование логических умений;
9.развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
10.развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
1.Воспитание интереса и уважения к родному языку;
2.Воспитание ценностного отношения к слову;
3.Развитие коммуникативных УУД:
4.Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ЦОР,используемые на уроке.
Ход урока:
Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
2. Актуализация знаний
Восстановите слово. Вставьте приставки пре-, при-; пропущенные буквы. Обозначьте следующие орфограммы : « Приставка пре-, при-», «Корни с чередованием», «Безударные гласные в корне».
Пр..г..рел, пр..р..стает, пр..р..щение, пр..р..с, пр..л..гательное, пр..л..жение, пр..к..саться, пр..к..сновение, пр..б..рает, пр..гр..дить, пр..уд..вительный, пр..д..рается, пр..д..рется, пр..т..рмозить, пр..т..рпеть.
3. Постановка учебной цели.
— Ребята, утром на своем рабочем столе я обнаружила листок с предложениями. Только вот незадача: я не смогла их прочесть — некоторые буквы куда-то подевались. Давайте вместе попробуем прочитать.
1. Посреди леса, на ра..чищенной и ра..работанной поляне, возвышалась одинокая усадьба. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
2. Дверь совершенно бе..шумно ра..пахнулась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом и господином. (М. А. Булгаков, «Собачье сердце»)
3. Офицер, ра..горяченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве …хватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио… (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
4. Я схватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не ра..каялся. (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
5. Попробуй взглянуть на молнию, когда, ра…кроивши черные, как уголь, тучи, нестерпимо затрепещет она целым потопом блеска. (Н. В. Гоголь, «Рим»)
6. Возвратясь в гостиную, они уселись втроем: старики вспомнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей ра…мышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы. (А.С. Пушкин, «Барышня-крестьянка»)
Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом.
7. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми.
8. Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле.
— Легко ли читать текст? Почему? (трудно, так как пропущены буквы)
— Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы з-с).
— А в какой части слова пропущены буквы? (в приставках)
— Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок раз- и рас-, без- и бес-).
— Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании приставок РАЗ- и РАС, БЕЗ- и БЕС-.Запишите число и тему урока.
— Ребята, а смогли бы вы вставить пропущенные буквы правильно? (нет)
— Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)
— Вы правы. Так какова цель нашего урока? Чему мы должны научиться за урок, какими умениями должны овладеть? (научиться правильно писать слова с такими приставками, при каком условии надо писать раз-, а когда рас-.)
-Мы должны научиться определять правильный выбор написания приставки. У вас на столе лежат карточки со словами ра..пределить, ра..будить, ра..сказать, ра..деться, ра..смотреть, ра..бушеваться, ра..вести, ра..смешить. Попробуйте распределить их на 2 столбика, слова, которые пишутся с приставкой РАЗ-, а во второй столбик РАЗ-.
-Молодцы, теперь давайте с вами попробуем сформулировать правило.
Алгоритм рассуждения
З или С?
Смотри на следующий после приставки согласный
если звонкий пиши З если глухой пиши С
без- бес
раз – рас
Вывод: от чего зависит написание З, С в конце приставок? ( от звонкости и глухости следующего за приставкой согласного)
Правильно мы сформулировали правило?(да)
Нам удалось узнать что-то новое о приставках?(да)
О каких приставках вы узнали?(раз-и рас-)
Продолжим узнавать новое о приставках рас, раз.
— Упражнение в правописании приставок раз- и рас-.
— Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки. (с объяснением у доски)
Ра…терзаю, ра…несу, ра…кидаю, ра…пугаю, ра…одеться.
— Сделайте вывод.
— Предположите, будет ли действовать это же правило в отношении приставок без-\бес-.
Работа с пословицами и поговорками. БЕЗ или БЕС?
-Прочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл этих изречений? А какие пословицы знаете вы?
Дерево без птиц – бе..плодное дерево.
У сильного всегда бе..сильный виноват.
Глупый осудит, умный ра..судит.
Спишите пословицы, графически обозначив выбор орфограммы.
!!! Объясните написание букв СС в словах бессильный, рассудит.
Вывод: на стыке приставки и корня пишется две СС и ЗЗ, если одна из них относится к приставке, а другая к корню.
Молодцы ребята! А теперь нам предстоит встретиться с героями пушкинских сказок. Сейчас я буду читать отрывки из известных вам сказок, а вы попробуйте отгадать, из какой сказки отрывок, найти слово на изученную орфограмму.
1. Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась — и расцвела.
3.Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок вспорхнул со спицы
5.Испугался бесенок, да к деду,
Рассказывать про Балдову победу
Молодцы. Я очень рада, что вы так хорошо знаете сказки Пушкина.
Наше следующее задание — решение тестов
Отметьте правильный ответ:
1.Слово с приставкой без-
а) бе..предельный
б) бе..численный
в) бе..болезненный
г) бе..шумный
2.Слово с приставкой рас-
а) ра..статься
б) ра..думать
в) ра..давать
г) ра..говориться
3.Слово с приставкой бес-
а) бе..радостный
б) бе..шумный
в) бе..заветный
г) бе..брежный
4.Слово с приставкой раз-
а) ра..шумелся
б) ра..щелина
в) ра..винтить
г) ра..четливый
Работа в группах.
1 группа – образуйте от данных слов прилагательные
Небо без звёзд (беззвёздное)
Вход без платы (бесплатный)
Пустыня без воды (безводная)
Дорога без конца (бесконечная)
Ребенок без помощи (беспомощный)
Жидкость без цвета (бесцветная)
Плач без звука (беззвучный)
Движение без шума (бесшумное)
Шоколад без вкуса (безвкусный)
2 группа – присоедините к глаголам приставки раз- (рас-)
Бить, кинуть, смотреть, править, ложить, критиковать, хвалить, рекламировать.
Рефлексия деятельности. (подведение итогов занятия)
— Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итоги.
1. Какова была цель нашего урока?
2.Выполнили мы поставленные цели?
3.Понравился ли вам урок? Если да, то хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове , нет – топните ногой.
4.Довольны ли вы своей работой в течение урока?
Да — хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове , нет – топните ногой.
5.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?
Да — хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове , нет – топните ногой.
6.Какая форма работы вам понравилась больше?
Ребята, сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).
Домашнее задание
Составить орфографическую разминку, используя слова с приставками раз- и рас-, без- и бес-.
infourok.ru