cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Неизменяемые по числам существительные – Имена существительные, не изменяющиеся по числам

Содержание

Имена существительные, не изменяющиеся по числам

Существительные только в форме единственного числа

1. Вещественные существительные:

  • соль
  • сено
  • горох
  • медь
  • пшено
  • баранина
  • виноград
  • сахар

 

3. Отвлечённые существительные: косьба, белизна, гордость, успеваемость, жар, скука, тишь.

 

4. Собственные существительные (наименования единичных предметов): Россия, Москва, Байкал, Иссык-Куль.

 

 

Существительные только в форме множественного числа

1. Конкретные существительные, называющие парные или составные предметы: брюки, вилы, гусли

  • очки
  • ножницы
  • сани
  • весы
  • ворота
  • кусачки

2. Отвлечённые существительные, обозначающие действие или состояние, явления природы, общественные события, обряды, отрезки времени, игры: смотрины, именины, выборы, заморозки, каникулы, жмурки, горелки.

 

3. Вещественные существительные, обозначают вещества или материалы, а также их остатки: дрова, опилки, отруби, сливки.

 

4. Собирательные существительные со значением сложной совокупности: всходы, деньги, финансы, тропики.

 

5. Собственные географические и астрономические названия: Весы, Близнецы, Рыбы, Гагры, Афины, Карпаты, Сокольники.

 

 


Поделиться публикацией:

goldrussian.ru

Неизменяемые существительные — Уроки Русского

Некоторые имена существительные не изменяются по падежам и числам. К неизменяемым существительным относятся:

1) нарицательные и собственные имена существительные иноязычного происхождения. Например:

ситро, какао, кофе, пальто, радио, метро, кенгуру, шимпанзе

 

2) название девушки или замужней женщины. Например:

фрейлин, фрау, мадам, мадемуазель, мисс

 

3) некоторые  иноязычные географические наименования, имена и фамилии. Например:

Баку, Онтарио, Сочи, Гюго, Франсуа

 

4) славянские фамилии, оканчивающиеся на –ко,  ударение на первую гласную, но “о” произнести чётко –аго (-яго), —ово, —ых (-их). Например:

СлавЕнко, КучкО, ЖивАго, Седых

 

5) славянские фамилии,  оканчивающиеся на согласный и обозначающие лиц женского пола. Например:

Елене Вершок, Ольге Сергун (Но: Виктору Вершку, Дмитрию Сергуну)

 

6) многие аббревиатуры. Например:

МВД, ООН, ЭВМ, АЭС

 

Число и падеж неизменяемых существительных можно определить в словосочетании и предложении. Например:

Надо выбрать одно из двух красивых пальто.

В предложении присутствует неизменяемое существительное ~ пальто. От него зависит прилагательное ~красивых, ~ которое стоит в форме множественного числа.

Выбрать из чего?~ Из пальто. Вопрос родительного падежа.

Следовательно, существительное пальто стоит в форме родительного падежа множественного числа.

 

Повторим

К неизменяемым

существительным относятся:

1) нарицательные и собственные имена существительные иноязычного происхождения.

2) название девушки или замужней женщины.

3) некоторые  иноязычные географические наименования, имена и фамилии.

4) славянские фамилии, оканчивающиеся на –ко,  –аго (-яго), —ово, —ых (-их).

5) славянские фамилии,  оканчивающиеся на согласный и обозначающие лиц женского пола.

6) многие аббревиатуры.

Число и падеж неизменяемых существительных можно определить в словосочетании и предложении.

urokirusskogo.ru

Неизменяемые имена существительные

Разделы: Начальная школа


Цель: Обучение правильному употреблению неизменяемых существительных в речи.

Задачи:

  • Активизировать знания по данной теме.
  • Развивать аналитическое мышление.
  • Воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока

Оргмомент

— Посмотрите, какой сегодня прекрасный день! Представьте своего любимого животного. Посмотрите на него ласково. Улыбнитесь от всей души. Надеюсь, что такое хорошее настроение сохранится до конца урока.

— Давайте, скорее, приступим к работе, пусть интересным будет урок!

— Отгадайте, какое животное нравится мне: оно обитает в тропическом тепловом поясе, его можно встретить только на материке Австралия, оно хорошо прыгает и даже боксирует.

— Это кенгуру. (на доске открывается картинка животного).

— Кенгуру поможет нам открывать тайны русского языка.

Сообщение темы и цели урока

— В сумке у кенгуру слова: кенгуру, фламинго, шимпанзе, пеликан, страус.

— Что объединяет их? Разделите на 2 группы.

— Что общего у слов этой группы? (неизменяемые)

— Сформулируйте тему урока, для чего изучаем ее?

Объяснение нового материала

— Почему эти слова неизменяемые? Ксюша поработала в библиотеке со словарем. Давайте послушаем, что она узнала. (сообщение ученицы). Сделайте вывод. (слова иностранного происхождения)

— Давайте посмотрим, как они ведут себя на «своей территории». Вы тоже изучаете иностранный язык. Вспомним одно стихотворение:

A dog went to town to by a frog.
What? A dog with a frog?
A frog for a dog?
Who ever saw a dog with a frog?

— Назовите имена существительные. Меняется ли их форма?

— Значит, когда слова-иностранцы попадают к нам , они ведут себя так же — не изменяются.

Закрепление

— Поупражняемся употреблять неизменяемые существительные в речи. Откройте тетради, запишите число, классная работа, упражнение 116.(составление словосочетаний с неизменяемыми именами существительными)

Физминутка

— Если весело тебе, то делай так:

— Продолжим нашу работу. В сумке у кенгуру транскрипция некоторых слов. Какую ошибку можно допустить при написании несклоняемых имен существительных? ([т’ирэ], [кафэ], [купэ])

— Запишите эти слова правильно. Проверьте. (перевернуть карточки)

— Еще можно ошибиться при определении рода. Его нужно просто знать или обращаться к словарю.

— Составьте словосочетания прилагательное + существительное со словами кенгуру, фламинго, какаду, шимпанзе. А если речь идет о множественном числе, что произойдет с прилагательным и существительным?

— В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с неизменяемыми именами существительными. Чтобы понять, о чем нам хотят сообщить, надо знать значение слова.

— Посмотрите на доску (на доске написаны слова: кашне, эскимо, ралли, драже, желе, пенальти, плиссе, ситро, пальто). Какие слова вам непонятны? (толкование слов по словарю).

— Разделите данные слова на 3 группы. Объясните свое решение. Посмотрите, как сделала я. (1 группа: кашне, плиссе, пальто; 2 группа: желе, ситро, драже, эскимо; 3 группа: пенальти, ралли) По какому принципу?

Домашнее задание

— Чтобы вы хорошо запомнили неизменяемые имена существительные, мы с кенгуру приготовили для вас памятки и вложили в учебники. Они помогут вам выполнить домашнее задание — написать фэнтэзи о кенгуру (фэнтэзи — сказка, фантастика, приключения).

Памятка

Колибри, кенгуру, шоссе,
фламинго, пони шимпанзе,
какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье —
Ты все слова запоминай, но никогда их не склоняй!

Итог

— Сегодня весь урок мы говорили о неизменяемых именах существительных. Подведите итог, опираясь на таблицу: Я знаю :

  • Я умею :
  • Я применяю :
  • Рефлексия

    — Найдите у себя в учебнике кенгуренка. Если урок был для вас полезен, нарисуйте ему улыбку.

    — Спасибо за работу. Урок окончен.

    Список литературы

    1. Вартаньян Э. Рождение слова Детская литература, М., 1970
    2. Волина В. Учимся играя «Новая школа», М., 1994
    3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка М., 1997
    4. Я познаю мир Русский язык АСТ, М., 1997

    27.11.2011

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Несклоняемые существительные / Склонение имен существительных / Имя существительное / Морфология и морфологический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы

    1. Главная
    2. Справочники
    3. Справочник по русскому языку для начальной школы
    4. Морфология и морфологический разбор
    5. Имя существительное
    6. Склонение имен существительных
    7. Несклоняемые существительные

    В русском языке есть несклоняемые (неизменяемые) существительные (т. е. не имеющие склонения) — какао, метро, авокадо, пальто, кино, эскимо, кенгуру, кофе, купе, меню и другие. Несклонеямыми называют имена существительные, которые имеют одинаковую форму во всех падежах и числах.

    Например: купил авокадо (В. п.) — авокадо (И. п.) растет на дереве — достал косточку из авокадо (Р. п.)

    У несклоняемых существительных нет окончаний!

    Например: авокадо, кофе, кино

     

    У несклоняемых существительных нет категории числа. Поэтому, их количество показывают:

    • окончания связанных с ними слов (как правило, это прилагательные) — зеленое авокадо — зеленые авокадо
    • количественные числительные — одно авокадо — четыре авокадо

     

    Неизменяемые существительные чаще всего среднего рода: кафе, такси, эскимо и другие.

    К мужскому роду относятся неизменяемые существительные:

    • названия лиц мужского пола: денди, маэстро, портье;
    • названия животных и птиц: шимпанзе, какаду, колибри, кенгуру, пони, фламинго;
    • слова: кофе, шампунь, пенальти и др.

    К женскому роду относятся:

    • названия лиц женского пола: мадам, леди;
    • слова кольраби, авеню.

    У несклоняемых существительных — географических названий — род определяется по определяющему их слову:

    Калахари – пустыня – женский род

    Тбилиси – город – мужской род

    Онтарио – озеро – средний род

    Поделись с друзьями в социальных сетях:

    Советуем посмотреть:

    Склонение имен существительных во множественном числе

    Особенности склонения слов «мать» и «дочь»

    Разносклоняемые существительные

    Склонение существительных на -ия, -ий, -ие

    Нарицательные и собственные имена существительные

    Одушевленные и неодушевленные имена существительные

    Род имен существительных

    Число имен существительных

    Падеж имен существительных

    Склонение имен существительных

    Морфологический разбор имени существительного

    Части речи

    Имя существительное

    Имя прилагательное

    Имя числительное

    Местоимение

    Глагол

    Наречие

    Частица

    Союз

    Предлог

    Морфология и морфологический разбор

    Правило встречается в следующих упражнениях:

    3 класс

    Упражнение 189, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

    Упражнение 34, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

    Упражнение 47, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

    Упражнение 72, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

    Упражнение 77, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

    Упражнение 45, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

    Упражнение 1, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

    Упражнение 6, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

    Упражнение 242, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

    Упражнение 3, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

    4 класс

    Упражнение 152, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

    Упражнение 124, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

    Упражнение 135, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

    Упражнение 170, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

    Упражнение 64, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

    Упражнение 23, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

    Упражнение 167, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

    Упражнение 168, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

    Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

    Упражнение 3, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

    6 класс

    Упражнение 272, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

    Упражнение 273, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


    © 2019 — budu5.com, Буду отличником!

    budu5.com

    НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: Урок в 4 классе по русскому языку .Тема «Неизменяемые имена существительные»

    Какие слова вы узнали на уроке? Как вы думаете неизменяемые слова – это исконно русские или пришли к нам из других языков? Падеж имен существительных. Число имени существительного. Каждый падеж имеет свою название и значение. Неодушевленные существительные называют предметы неживой природы(что?): камень, парта. Падежи показывают отношение существительного к другим словам в предложении. Некоторые существительные в русском языке не изменяются по падежам и числам. На падеж таких существительных могут указывать предлоги. Окончание винительного падежа?

    Еще интересное:

    • Написать уравнение прямой, перпендикулярной данной прямой, и проходящей через заданную точку В средней школе на уроках геометрии доказывается следующая теорема: через заданную точку плоскости можно провести единственную прямую, перпендикулярную заданной прямой. Однако, через […]
    • Как упасть в обморок специально, чтобы из-за обморока пропустить занятия? К сожалению, управлять сознанием, чтобы отключить его на некоторое время, мы не можем. Поэтому не помешает узнать, как упасть в обморок. Но чтобы все подумали, что это настоящий обморок. […]
    • Как сшить пиджак для куклы выкройка Дальше — всё как в классическом пиджаке из прямоугольника. Складываем ткань пиджака и подкладку лицом к лицу (в моем случае это одна ткань. Обводим выкройку, прострачиваем, оставив […]
    Навигация по записям

    callbollonez.ru

    какие существительные не изменяются по числам.??тоесть те сущ. которые имеют либо форму мн.ч либо форму ед.ч..

    Только единственное число: эскимо монпасье манто метро кенгуру кино пальто дружба молодежь посуда мёд молоко пластилин листва жара счастье Только множественное брюки грабли духи сутки шахматы жмурки бусы Достаточно? А то можно еще напридумывать

    ножницы например

    Существительные иностранного происхождения среднего рода — например, кофе, налей кофе, много кофе, пальто, тюль, бизе, и т. п.

    солнце, золото, серебро и т. д.

    какао, окно, очки, утро, солнце

    ткань все таки ед ч или мн

    шоссе кафе метро

    touch.otvet.mail.ru

    План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Технологическая карта урока : «Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам». 2 класс

    Этапы  урока

    Деятельность  учителя

    Деятельность  учащихся

    Универсальные  действия

    1. Организационный  момент.

    Приветствие,  проверка  подготовленности  к  учебному  занятию,  организация  внимания  детей.                                                   Я  рада  всех  вас  видеть. Давайте  улыбнёмся  друг  другу, пожелаем  успеха в  работе.                    Вспомним  наш  девиз:                 Вместе  не  трудно,                         Вместе  не  тесно,                          Вместе  легко  и  всегда  интересно!                                     Правила  посадки.                       Гимнастика  для  пальчиков.                  Солнце  стало  пригревать,                     Стали  капельки  стучать,                          Капля  раз,  капля  два,                   Капли  медленно  сперва,                                 А  потом  быстрей,  быстрей                    Побежали  ручейки,                            Их  попробуй,  догони!                              Чтение  и  запись  числа.

    Подготовка  класса  к  работе,  настрой  на  доброжелательное  сотрудничество.  Создание  комфортной  обстановки.

    Личностные:  самоопределение.  Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование  учебного  сотрудничества  с  учителем  и  сверстниками.

    2.Актуализация  знаний.

    Актуализирует  учебное  содержание, необходимое  и  достаточное  для  восприятия  нового  материала. Создаёт  условия  для  активной  деятельности  учащихся  на  уроке  при  изучении  нового  материала.          Словарная  работа (СЛАЙД 2) Прочитайте  слова  на экране:                         …зык,  Р…ссия, н…род,  род…на, М…сква,  к…никулы.                         – Что общего  у  этих  слов?  Почему  мы называем  их  словарными?                               Запишем  их  в  тетрадь, вставив  пропущенную  букву.      Посмотрите  на экран  и  проверьте  свою  работу. (СЛАЙД 3).                                      Что посоветуем  тем ученикам, кто допустил ошибки в словарных словах?                                            Какой  частью  речи  являются  все  слова?  Что  такое  имя существительное?  Назовите  собственные  имена  существительные?  Какое  слово  лишнее? Что  вы знаете о числе имён существительных?

    Отвечают  на  вопросы. Записывают   словарные  слова  в  тетрадь.  Сравнивают  с  эталоном. Самооценка.

    Предметные:   создание  условий  для  активной  работы  учеников  при  изучении  нового  материала. Регулятивные: осознание  учащимися  того, что  уже  освоено, осознание  уровня  усвоения. Коммуникативные: умение  точно  и  полно  выражать свои  мысли.

    3.Поста новка  учебной  задачи.                         Цель: выявле ние  причины  затруднения. Постановка  цели  урока.

    Создание  проблемной ситуации.                                       Назовите, в каком  числе  стоят данные  имена  существительные? Измените число у выделенных  слов. (СЛАЙД 4).                                Язык – языки,                                      народ – народы,                               Москва -?                                         каникулы — ?                                          Что заметили? Встречаются ли ещё в русском языке  такие слова? Давайте проверим.                  Определите, в каком числе стоит слово «молоко»? Можно изменить число? Значит, что мы можем сказать о том, как изменяется по числам это существительное?                    Аналогично со словом «брюки». Как думаете, какова тема нашего урока? Какова цель урока?

    Отвечают  на  вопросы. В ходе  работы  выясняют, что не все существительные  изменяются по числам.               Слово «молоко» обозначает вещество, его мы не можем посчитать  как другие предметы   (яблоко, стол, книга и т. д.) Значит это существительное не изменяется по числам.                           Тема урока: «Имена существительные, которые не изменяются по числам».                        Цели урока: узнать какие имена существительные не изменяются по числам, научиться находить имена существительные, не изменяемые по числам.                  (СЛАЙД 5-6)

    Регулятивные: Целеполагание. Коммуникативные: постановка вопроса. Познавательные: формулирование проблемы.

    4.Объяснение нового материала.

    Кто знает, какой праздник отмечает русский народ в конце зимы?  Масленица — великий праздник на Руси. Народ её отмечал шутками, играми, плясками и обязательно с блинами. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму. Люди катались на лошадях « по солнышку» — то есть по часовой стрелке вокруг деревни. (СЛАЙД 7).               Мужчины в этот день устраивали игру «Взятие снежного городка».  (СЛАЙД 8).  Сегодня в гости к нам на урок пришла главная героиня этого праздника – Масленица. (СЛАЙД 9).                                    К нам сюда скорее просим, Подходи, честной  народ. Веселиться  начинайте.                   Всех нас ярмарка зовёт! Подходите, граждане,                    Угодим каждому!                        Раздадим мы вам предметы, Определите их приметы,-               Коль предмет всего один – его  в сани поместим.                                      А коль в количестве большом – На прилавок отнесём.                    Задание 1.                                         Слова в ед. ч. кладём в сани. Слова во мн. ч. на прилавок.  Работа в парах.                        Вспомним правила работы в паре.  Задание 2.                                 Выпишите сначала имена существительные, которые употребляются только в ед. ч., затем только во мн. ч.              Проверка (СЛАЙД 10).                    Какой мы можем сделать вывод? Проверим наше предположение по учебнику стр.64.

    Масленица. Проводы русской зимы. Дети выполняют задание: по очереди берут карточки со словами (яблоко, мука, соль, санки, брюки, торты, банты, картина, книга, грибы, сахар, ножницы, стол, конфеты, пирог, игрушки, шашки, молоко).             Остальные  ученики оценивают ответ одноклассников с помощью сигнальных карточек. Дети вспоминают правила работы в паре:                                   1. Будь вежлив. Помни, мы делаем общее дело.                          2. Чётко высказывай своё мнение.                    3. Умей слушать других.                                4. Не смейся над чужими ошибками.

    Регулятивные: работать по плану, отличать верно выполненное задание, от неверного, осуществлять самоконтроль. Познавательные: овладевать умением поиска и выделения необходимой информации, уметь сравнивать. Коммуникативные: слушать и понимать речь других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    5.Физкультми нутка.                      Цель: здоровьесбере жение, умение заботиться о своём здоровье.

    Солнышко, солнышко, золотое донышко!                                         Гори, гори ясно, чтобы не погасло!                                               (Идут по кругу).                             Побежал в саду ручей.                      (Бегут по кругу).                          Прилетели сто грачей,                   (Машут руками).                                  А сугробы тают, тают, (Приседают).                                             А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх).

    Коммуникативные: сотрудничество в выполнении  упражнений. Личностные:                  какое значение  имеет для меня физкультминутка.

    6. Закрепление. Включение в систему знаний.

    Работа с текстом. (Приложение 1) В каком предложении выражена главная мысль текста?                          Как вы понимаете выражения: «Без блинов нет Масленицы», «Блин хорош  не один». Выпишите предложение, в котором встречаются не изменяемые имена существительные, подчеркните эти слова, напишите над ними в форме какого числа они употребляются.                              Найдите в тексте однокоренные слова, спишите, выделите корень.

    Выполняют задание.

    7.Рефлексия. Цель: самооценка результатов деятельности, осознание полученных знаний.

    (СЛАЙД 11)                                       Тема:                                                 Знал:                                                  Узнал:                                      Продолжите высказывание.  Приведите примеры имён существительных, употребляемых только в форме единственного числа. Приведите примеры имён существительных, употребляемых только в форме  множественного числа.                                        (СЛАЙД12)                                Предлагаю вам закончить предложения:                                      На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за то …                                              После урока мне захотелось…

    Участвуют в рефлексии, устно оценивают содержание урока. Дополняют высказывания. Приводят примеры существительных, не изменяемых по числам.

    Личностные: рефлексивность, любознательность. Регулятивные: оценка, самооценка.

    8. Домашнее задание.

    Задаёт домашнее задание: выписать из орфографического словарика существительные, не изменяемые по числам.

    Записывают домашнее задание.

    nsportal.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *