cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Начало реформации в европе обновление христианства – Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

Содержание

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

 

Реформация и ее предпосылки

Реформации в Германии

Мартин Лютер

Крестьянская война

 

Вы уже знаете, что в XV–XVI веках зародились и быстро развивались в Европе идеи гуманизма. Люди уже не придавали значения загробной жизни, их все больше интересовала жизнь земная. А самое главное, теперь они осознали, что от самого человека, а не от высших сил, зависит жизнь, успехи и поражения. Это не могло не повлиять на роль церкви в обществе.

На этом уроке вам предстоит узнать, что такое Реформация, ее предпосылки, познакомиться с одним из первых реформаторов Европы – Ма́ртином Лю́тером, узнать о событиях Крестьянской войны.

Итак, Реформа́ция – это движение за переустройство церкви.

Обратите внимание, что слово пишется с большой буквы, так как обозначает целый период в жизни людей. Однако зачем понадобилось добиваться переустройства того, что уже давно укоренилось и имело в обществе достаточно значимое влияние?

Предпосылки Реформации

Во-первых, как уже говорилось, человек задумался о своей земной жизни. Основные идеи католической церкви уже не находили поддержки среди людей. Ведь они проповедовали мысль о неважности нынешней жизни, это всего лишь подготовка к будущей вечной жизни. В это же время гуманисты в один голос твердили, что жизнь на Земле – это все, что у нас есть, и прожить ее надо хорошо, получая от жизни удовольствие. Наступило время, когда стали цениться знания. Церковь этого боялась, так как думающий и знающий человек мог легко опровергнуть многие утверждения богословов.

 

Во-вторых, в обществе сформировался новый класс – буржуазия. Это были люди, которые обеспечивали свою жизнь самостоятельно и были заинтересованы в накоплении капитала. Им было не выгодно вкладывать огромные средства в содержание епископов и священников, строить пышные и дорогие соборы. Буржуазии была нужна новая религия, простая и понятная каждому, не требующая пышных обрядов. Также они выступали за то, чтобы Библия была переведена на национальные языки европейских государств. Таким образом ее текст станет доступным всем грамотным людям.

 

 

В-третьих, обрядовая деятельность церкви. Не всегда у простых людей была возможность заказывать дорогостоящие обряды в церкви. Было давней традицией платить деньги, чтобы за твое здоровье или упокой отслужили мессу. С каждым годом этот обряд становился все более дорогим и все менее доступным для большей части населения Европы. Бесплатных обрядов и проявлений религиозных чувств церковь не признавала.  

Еще одним немаловажным моментом была массовая продажа индульге́нций – документов, которые подтверждают, что церковь отпускает человеку совершенные им грехи.

Право выдавать индульгенции церковь обосновала тем, что заслуги святых и Христа перед Богом создали запас благодати, которой может распоряжаться католическая церковь. К началу XVI века получение индульгенции стало очень простой процедурой. Их можно было купить абсолютно везде. Священники, монахи организовывали торговлю, как в городах, так и в деревнях.

В-четвертых, десяти́на – это налог, который все верующие уплачивали церкви в размере одной десятой части своих доходов.

Изначально поступающие средства делились на три группы:

·        украшение и построение церквей;

·        на богомольцев и бедных;

·        на содержание духовенства.

Но с течением времени все большее количество денег шло в казну папства и священников. Это вызывало недовольство простых людей, так как они видели роскошь, в которой пребывают церковные служители.

Следует помнить еще и о том, что церковь являлась крупнейшим землевладельцем. Ей принадлежало до 1/3 всей обрабатываемой земли.

Таким образом получалось, что существующим положением в католической церкви были недовольны все слои населения. Правители хотели вернуть контроль над доходами. Дворяне были заинтересованы в церковных земельных владениях. Горожане выступали против пышной обрядности и богатого убранства. А простым людям и крестьянам не всегда по силам было оплачивать десятинный налог.

Начало Реформации в Германии.

Все, о чем мы говорили, происходило по всей Европе. Однако Реформация началась в Германии. Именно здесь противоречия между людьми и церковью достигли того уровня, когда были необходимы перемены. Вспомните: Германия не была централизованным государством, в отличие от Англии или Франции. Она была разделена на множество земель, каждой из которых правили феодалы. К началу XVI века в городах был заметен рост производства, здесь стали скапливаться большие капиталы. В то же время в деревне все еще крепкой была феодальная зависимость крестьян, которые были недовольны своим положением. Крестьяне даже начинали выступления против феодалов, объединившись в

тайный союз «Башмака». И горожане, и крестьяне были недовольны положением церкви. Они стремились лишить ее имущества и сократить количество духовных лиц. Таким образом, страна, в которой скопились многочисленные противоречия между всеми слоями общества, была идеальным местом для начала реформационного движения.

Ма́ртин Лю́тер

Был необходим человек, который сможет объединить недовольных, предложит новую идею. Им стал Мартин Лютер. Родился он 1 ноября 1483 года в Айсле́бене в семье бывшего рудокопа, а затем преуспевающего бюргера. Мартин Лютер окончил университет в Э́рфурте, готовился стать юристом. Однако что-то произошло в его жизни, что заставило молодого человека уйти в монастырь. Уже в 1507 году он стал священником, а в 1512 году получил степень доктора богословия.

Долгое время Лютер преподавал в Ви́ттенберге, имел большую популярность среди студентов. Размеренная жизнь закончилась 18 октября 1517 года, когда Папа Лев X издал бу́ллу, в которой говорилось о продаже индульгенций для сбора средств на строительство Собора святого Петра и спасения человеческих душ. В скором времени в окрестностях Виттенберга появился монах Те́цель, который ездил с двумя большими ящиками. Один из них был наполнен индульгенциями, а другой – деньгами, вырученными за их продажу. Мартин Лютер пытался всячески отговорить людей покупать индульгенции, однако его проповеди не находили отклика. Тогда 31 октября 1517 года в канун Дня Всех Святых Лютер прикрепил к дверям церкви написанные им 95 тезисов против индульгенций. Он рассчитывал, что, выходя из церкви, люди будут останавливаться и читать их. И его расчет оправдался. Очень быстро его идеи распространились в народе. Тецель пытался их опровергнуть, однако не нашел поддержки.

 

 

Что же было в этих тезисах? Мартин Лютер утверждал, что покаяние человека за грехи длится в течение всей жизни и отпустить их может только Бог. Лютер был убежден, что некоторые грехи человек не может даже запомнить, а некоторые совершает неосознанно. Поэтому указать на них может только сам Бог, а не папа римский. Нельзя, заплатив какую-либо сумму денег, за несколько минут избавиться от всех прегрешений. В тезисах ставилась под сомнение действительность индульгенций. Ведь не существовало никаких гарантий, что при покупке документа на самом деле прощаются все грехи. Источником веры признавалась только Библия. И спасения человек мог достигнуть только через веру, а не через проведение пышных обрядов в церкви.

В течение нескольких лет Мартин Лютер вел споры с различными богословами. В 1520 году папа Лев X издал буллу об отлучении Лютера от церкви. Однако священник сжег ее в присутствии своих студентов, навсегда тем самым порвав с католической церковью.

В 1521 году новый германский император Карл V пригласил Лютера в Вормс, где проходил сейм. Император лично хотел заняться делом Лютера. Реформатор осознавал опасность, которая грозила ему, однако решился ехать. Во время заседания несколько раз Карл V предлагал Лютеру отречься от своего учения. Но тот оставался непреклонен и сказал свою известную фразу: «На том стою и не могу иначе».

 

 

Уже через месяц императором был издан Во́рмсский эди́кт

, в котором Мартин Лютер и его последователи объявлялись еретиками. Спас его от верной смерти Фри́дрих Саксо́нский, укрывший Лютера в своем замке, где тот долгое время жил. Именно в этом замке был сделан перевод Библии на немецкий язык, что сделало ее доступной к пониманию народом.

Идеи Лютера взволновали народ. И хотя он сам выступал за мирное переустройство, предпочитая опираться на князей, его последователи решили прибегнуть к более решительным действиям.

Крестьянская война

В 1524 году началась Крестьянская война, длившаяся до 1525 года. Причинами войны стали:

·        увеличившиеся налоги;

·        расширение прав феодала над крестьянами;

·        реформационное движение.

Вдохновителем крестьян на восстание стал То́мас Мю́нцер. Он считал, что, если крестьяне и ремесленники возьмут власть в свои руки, они смогут восстановить в мире порядок, который будет соответствовать божественному замыслу. Свои мысли он изложил в «

Стате́йном письме», изданном в 1524 году. Его идеи сразу нашли поддержку среди взволнованного Реформацией населения.

В 1524 году были собраны и обобщены около трехсот крестьянских жалоб, которые вышли под названием «12 статей», автором которых стал Христофо́р Шаппеле́р. Крестьяне требовали решения давно назревших проблем. Они хотели самостоятельно назначать и смещать священников. Деньги с десятины должны были идти на поддержку бедных и в общую казну. Выступили за освобождение от зависимости и ограничение штрафов и налогов.

Восстание сопровождалось массовыми разграблениями замков и убийствами феодалов. Так, например, в замке Ве́йнсберг во время нападения крестьяне встретили 17 рыцарей, которых сразу же и убили. Мартин Лютер выступал с резкой критикой происходившего. Однако уже ничего не мог сделать.

Вскоре к крестьянам присоединились горожане, которые выдвинули свой проект развития Германии – «Гейльбро́ннскую программу», которая предусматривала:

·        лишение духовенства власти;

·        роспуск монастырей;

·        введение единой монеты, единой системы мер и весов;

·        отмену таможенных пошлин.

Однако все эти программы не были приведены в действие. Войска феодалов разгромили восставших. Итогом войны стало ухудшение положения крестьян. Для них были увеличены налоги и повинности. Но эта война была первым голосом народа, который стремился к свободе. Позже это нашло отражение в европейских революциях.

В это же время князья заинтересовались идеей секуляризации церковных земель. Карл V запретил присваивать церковное имущество и выступил против Реформации. Лютеране выразили ему свой протест. С тех пор появилось слово протеста́нты – сторонники Реформации.

Протестанты представили императору документ «А́угсбургское вероиспове́дание», в котором изложили свое видение лютеранства.

Они признавали только два таинства из семи:

·        во время службы главной была проповедь священника,

·        церковь отказалась от пышного убранства.

Последователями Лютера и его учения была основана новая церковь, получившая название лютеранская.

После протяженных военных действий между католиками и последователями Реформации, которые не привели ни к чьей победе, был заключен в 1555 году А́угсбургский мир. Согласно ему, католики и протестанты уравнивались в правах. А жители каждой земли исповедовали ту религию, которой придерживался князь.

Таким образом, Реформация только увеличила разногласия между феодалами и закрепила раздробленность германских земель. Хотя первоначально ставила себе целью объединение государства. Идеи реформаторов получили распространение по всей Европе и привели к появлению новых религиозных течений и последовавших за ними политических разногласий. Но об этом мы узнаем на следующих уроках.

 

videouroki.net

Начало реформации в Европе – обновление христианства. Чистота веры и свобода

Начиная с XIV века в Европе начинаются перемены. Средневековый аскетичный характер жизни меняется на светский. Это связано с ростом городов и усилением влияния торговцев, банкиров, мастеровых, ремесленников. Человек в это время стал рассматриваться как свободная личность.

Идеалы чистоты

В католицизме многие стремились видеть не распущенность монахов и Папской курии, но чистоту их поведения, близкую к заповедям Евангелия. Но фактически этого не было. Более всего люди возмущались продажей индульгенций, что в переводе с латинского означает «снисхождение». За деньги, не молясь и не постясь, не осуждая себя, можно было купить у монахов прощение за совершенные грехи. Было также не понятно, куда идут эти деньги, так как мастеровые и банкиры хорошо умели и копить, и считать их. И появляется движение, которое, как огненным пожаром, захлестнет всю Северную Европу и которое назовут Реформация, то есть обновление Церкви. Начало Реформации в Европе, обновление христианства положит в Германии Лютер.

Крамольные идеи и мысли

Мартин Лютер (1483–1546) происходил из бедной семьи, где главным воспитательным моментом была порка. Но этот умный, способный и глубоко верующий человек ушел в монастырь, чтобы постичь христианскую премудрость, читать Библию в оригинале, изучать творения лучших проповедников. К своему ужасу он быстро разобрался, как далеки Церковь и Папа, которого он просто обожествлял, от заповедей Христа.

Власть Папы была абсолютной, и для него не было судьи на земле. В папских дворцах пировали, вели себя разгульно, и все это проникало в монашескую среду. Монахи сладко ели, пили прекрасные вина, не придерживались постов, брали непомерные деньги с населения, владели богатейшими угодьями. Это никак нельзя было согласовать с евангельскими заповедями. И он создал новое учение, которое положило начало Реформации в Европе, обновление христианства. Его основными идеями были:
  • Отказ от индульгенций.
  • Только для объяснения Священного Писания нужны людям священники.
  • Отказ Церкви от земельных владений.
  • Отказ от монашества.
  • Подчинение Церкви светским властям.
  • Богослужение должно вестись на родном языке.

Его учение называлось «Спасение верой». Его судили.

Но князь Саксонии спас его от костра. Реформация началась сначала в Виттенберге, а затем по всей Германии. Ее с восторгом поддержали все слои населения от князей до священников. Новое течение назвали протестантство.

Франция

Из Франции в независимую протестантскую Женеву прибыл, скрываясь, Жан Кальвин (1509-1564). Юрист по образованию, он начал изучать богословие, а также труды Лютера и стал протестантом.

Он успешно выступает в городе с проповедями. В своих работах Кальвин строже, чем Лютер, подходит к христианскому учению. Он считает необходимым устранить всякую пышность и украшательство в церкви, запретить танцы и пение, громкий смех, то есть развлечения: человек должен спасать душу. Во Франции у него, изгнанника, появляются сторонники, которых называют гугенотами. С ними ведутся кровавые расправы и религиозные войны (1562-1594). Так продолжается начало Реформации в Европе, обновление христианства.

Англия

Идеи реформаторства проникают в Англию. Генрих VIII (1491-1547) активно их поддерживает, становясь главой англиканской церкви и уничтожая власть Папы, наделяя его властью Кентерберийского епископа. Все культовые отправления — крещение, венчание, отпевание — совершают англиканские священники на английском языке независимо от Рима. Более того, они имеют право заводить семьи, что было совершенно невозможно в католичестве. Других отклонений от католицизма в Англии не было. Народ активно поддерживает реформы Генриха VIII, громя монастыри. Именно в Англии было начало Реформации в Европе, обновление христианства. Англия первой вышла из-под власти Папы Римского.

Нидерланды

Во Фландрии протестанты борются с оккупационными войсками Испании. Богатые банкиры, бедные горожане и ремесленники равным образом не желают отдавать деньги церкви. Свое протестантское государство они основали, сбросив власть католической Испании в XVI веке.

Разрушение средневековых установлений положило начало Реформации в Европе, обновление христианства. Кратко это можно изложить, что человек спасается верой сам, независимо от церкви. Только Священное Писание должно служить человеку поддержкой и опорой. Так шло начало Реформации в Европе, обновление христианства. 7 класс должен представлять, что практически произошел болезненный раскол, сохранившийся и вполне закрепившийся до наших дней. Но сегодня он воспринимается естественно.

fb.ru

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Причины начала Реформации :: SYL.ru

В современной исторической науке под термином «Реформация», который переводится с латинского языка как «преобразование» или «исправление», принято понимать общественно-политическое движение, охватившее страны Центральной и Западной Европы в период XVI-XVII вв. Его целью было преобразование погрязшего в меркантильных интересах католичества и приведение его в соответствие с библейским учением.

Тормоз социального развития Европы

По мнению исследователей, история начала Реформации (обновления христианства) в Европе неразрывно связана с зарождением нового и быстро развивавшегося класса буржуазии. Если в период Средневековья католическая церковь, являясь неусыпным стражем феодальных устоев, полностью отвечала интересам господствующих классов, то в условиях новых исторических реалий она стала тормозом общественного развития.

Достаточно сказать, что в ряде европейских государств церковной собственностью являлось до 30% земель, обрабатываемых крепостными крестьянами. При монастырях создавались различные производственные мастерские, продукция которых не облагалась налогом, что приводило к разорению светских ремесленников, повсеместно уступавшим им в конкурентной борьбе.

То же относится и к сфере торговли, где церковь имела различные льготы, тогда как миряне, пытавшиеся заняться этим родом деятельности, облагались непомерными пошлинами. Ко всему прочему, и сами клерикалы были неистощимы на разного рода поборы и вымогательства, находя для них обоснования в умышленно искажавшемся ими христианском учении.

Буржуазия как движущая сила реформ

В сложившейся обстановке именно буржуазия, появившаяся ещё в XV веке и к началу следующего столетия набравшая силы, способствовала началу реформации — обновлению христианства — в Европе. Представители этого класса не только сумели занять ведущие позиции в экономике страны, но и стали претендовать на политическую гегемонию. Не желая отказываться от христианства, буржуазия, тем не менее, восставала против существовавшей формы католицизма, требуя её упрощения и удешевления.

Деловые люди, которых с каждым годом становилось всё больше, не желали тратить деньги на возведение грандиозных храмов и организацию пышных молебнов. Они предпочитали вкладывать их в производство, создавая всё новые и новые предприятия. Всеобщую ненависть также усиливало и откровенно непристойное поведение самих священников, беззастенчиво попиравших моральные принципы, заповеданные Христом.

Кроме того, одной из причин начала Реформации в Европе стало изменение в ней интеллектуальной среды и установление принципов гуманизма, являвшихся характерной чертой эпохи Возрождения. Установившийся с годами дух свободной критики дал возможность не только передовым людям того времени, но и широким массам по-новому взглянуть на явления культуры и религии. Однако в каждой из европейских стран этот процесс имел свои характерные отличия. В частности, отмечается, что там, где произвол духовенства был ограничен законодательными мерами, церкви удавалось дольше сохранять свои позиции.

Вольнодумец с берегов Британии

Начало Реформации в Англии было положено профессором Оксфордского университета Джоном Виклифом. В 1379 году он выступил с обращением, направленным против основного догмата Римской церкви о непогрешимости папы. Кроме того, маститый учёный и педагог ратовал за секуляризацию (изъятие в пользу государства) церковных земель и упразднение большинства институтов католицизма. Он же открыто заявлял о том, что главой церкви является Иисус Христос, а вовсе не римский понтифик, самовольно присвоивший себе эту честь.

Чтобы придать своим высказываниям большей убедительности, Виклиф впервые перевёл Библию на английский язык, чем сделал её чтение доступным для широких масс светского населения страны. Чуть позже его соотечественникам стал доступен и полный текст Ветхого Завета. Таким образом, народ смог постигать христианское учение в его истинном виде, а не в той редакции, которую им предлагало католическое духовенство. Это также в значительной степени послужило неким стимулом и положило начало Реформации в Англии.

Чешский последователь Джона Виклифа

Говоря о том, кто положил начало Реформации в Чехии, обычно упоминают имя её национального героя Яна Гуса, выступавшего против засилья в его стране духовенства, присланного из Священной Римской империи. На формирование его мировоззрения во многом оказали влияние чешские студенты, вернувшиеся на родину после обучения в Англии и попавшие там под влияние идей Джона Виклифа.

Став в 1409 году ректором Пражского университета, Ян Гус широко пропагандировал взгляды английского реформатора и на их основе призывал к радикальным изменениям чешской церкви. Его выступления нашли отклик у широких народных масс, и чтобы пресечь нарастающие волнения, римский папа Мартин IV при поддержке императора Сигизмунда I инициировал судебный процесс, на котором чешский реформатор и его ближайший сподвижник Иероним Пражский были приговорены к сожжению на костре.

Зарождение лютеранства

Однако, несмотря на всю значимость деятельности Джона Виклифа и Гуса, начало Реформации в Европе (обновления христианства) принято связывать с именем видного немецкого богослова Мартина Лютера. Именно его именем названо одно из зародившихся в начале XVI века религиозных направлений ─ лютеранство. Остановимся вкратце на том событии, которое принято считать началом Реформации в Германии.

Благодатную почву для проведения в жизнь религиозных реформ создало охватившее все слои населения недовольство церковью. Крестьяне не могли больше терпеть губительнный для них десятинный налог, а ремесленники разорялись, не выдерживая конкуренции с освобождёнными от налогов монастырскими цехами, о чём уже говорилось выше. Получая огромные прибыли, духовенство ежегодно отправляло большую часть доходов в Ватикан, потакая ненасытным аппетитам римских пап. Кроме того, в городах с каждым годом расширялись земельные владения церкви, что грозило ввергнуть их жителей в кабалу.

О том, какое событие послужило началом реформации в Германии

Однако главным событиям суждено было разыграться не на островах Британии, и не в Чехии, а в Германии. На фоне всеобщего недовольства 31 октября 1517 года (обычно считают именно эту дату началом Реформации) на дверях собора города Виттенберга появилась копия письма, направленного доктором богословия Мартином Лютером архиепископу Мейнцскому. В этом документе, состоявшем из 95 пунктов, он подверг жёсткой критике многие устои современного ему католицизма.

В частности, он выступал против продажи индульгенций ─ грамот об отпущении грехов, выдаваемых всем желающим за определённую плату. Такой род бизнеса приносил церковникам колоссальную прибыль, хотя и шёл вразрез с христианским учением. Как известно, Христос в качестве единственного пути к спасению души называл веру, даруемую человеку свыше, а вовсе не церковные обряды.

Ещё в самом начале Реформации в Германии Лютер учил, что ни папа, ни духовенство не являются посредниками между людьми и богом, и их претензии на право отпущения грехов через святые таинства являются ложными. Кроме того, немецкий вольнодумец ставил под сомнение легитимность всех папских декретов и постановлений церкви, указывая на то, что единственным авторитетом в духовной жизни может являться Священное Писание.

Под его критику попал и целибат ─ обет безбрачия и вечного целомудрия, приносимый всем католическим духовенством. Лютер указывал на то, что это противление человеческой природе на деле оборачивается впадением в тягчайшие грехи. В документе, появившемуся на дверях собора, были и другие, не менее жёсткие упрёки в адрес церкви. Поскольку в то время печатное дело в Германии было уже налажено, обращение Мартина Лютера, растиражированное в местных типографиях, стало достоянием всех жителей страны.

Разрыв с официальной церковью

Получив известие о случившемся, Ватикан не придал этому серьёзного значения, поскольку случаи единичных бунтов в среде духовенства имели место и раньше. Именно поэтому начало Реформации в Германии прошло без каких-либо драматических событий. Однако ситуация в корне изменилась после того, как Лютер открыто поддержал осуждённого прежде Яна Гуса и выразил недоверие церковному трибуналу, вынесшему приговор. Это уже рассматривалось как попрание авторитета не только церковных иерархов, но и самого папы.

Не остановившись на этом, в декабре 1520 года Лютер публично сжёг папскую буллу ─ послание, в котором осуждались его взгляды. Это был беспрецедентный по своей смелости поступок, означавший полный разрыв с церковью. Светские власти пытались как-то замять скандал, и вновь избранный к тому времени глава Священной Римской империи, в которую, кроме Германии, тогда входила Италия, Чехия и частично Франция, вызвал к себе вольнодумца и попытался убедить в необходимости отречься от еретических взглядов.

Вне светских законов

Ответив отказом и оставшись непреклонным в своих убеждениях, дерзкий богослов поставил себя вне закона на всей подконтрольной императору территории. Однако ничто уже не могло остановить надвигавшуюся волну религиозной реформации в Европе. Мартин Лютер благодаря своему выступлению получил широкую известность не только в Германии, но и за её пределами, и приобрёл много сторонников.

Полоса преследований и гонений

Если начало Реформации (обновления христианства) в Европе ограничилось относительно малой кровью, то после открытого разрыва Лютера не только с церковной, но и со светской властью последовали репрессии. Первыми на кострах инквизиции погибли два монаха, дерзнувшие вести антипапскую пропаганду в Нидерландах.

Вслед за ними на алтарь реформации положили свои жизни десятки других вольнодумцев. Сам Лютер спасся от верной гибели лишь благодаря Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому, почти силой укрывшему того, кто положил начало Реформации, в одном из своих замков. Спасаясь от преследований, Лютер не потратил время даром: переведя на немецкий язык текст Библии, он сделал её доступной всем своим соотечественникам.

Начало массовых выступлений

Но пожар религиозных мятежей разгорался с неудержимой силой, вылившись, наконец, в серьёзные социальные потрясения. Несмотря на то что представители каждого из слоёв населения по-своему трактовали учение Лютера, вся Германия вскоре была охвачена народными волнениями. Особенно ощутимый вклад в дело реформации внесло бюргерское движение, участниками которого были жители городов, возглавляемые Габриэлем Цвиллингом и Андреасом Карлштадтом.

Требуя от властей проведения немедленных и радикальных реформ, они проявляли исключительную сплочённость и организованность. Вскоре к ним примкнули и широкие массы сельских жителей, также кровно заинтересованных в изменении существовавших порядков. Следует отметить, что, как те, так и другие выступали не против христианства, а лишь осуждали алчность и корыстолюбие тех, кто присвоил себе право быть выразителями божьей воли и извлекать из этого немалые доходы.

Мятеж, переросший в Крестьянскую войну

Как это нередко бывало в истории, справедливые требования очень быстро переросли в «бессмысленный и беспощадный» бунт. Толпы народа принялись громить храмы и монастыри. В огне пожаров тогда погибли многие архитектурные памятники Средневековья и целые библиотеки уникальных манускриптов.

Вслед за чернью в ряды реформаторов влилось и рыцарство, представители которого также имели веские основания ненавидеть римское духовенство. Апогеем всего стала Крестьянская война под предводительством Томаса Мюнцера, охватившая Германию в 1524 году и вскоре переметнувшаяся на всю Центральную Европу.

Кто такие протестанты?

В завершение рассказа о том, какие события послужили началом реформации в Германии, следует пояснить происхождение термина «протестантизм», которым впоследствии стало именоваться направление христианства, основанное Мартином Лютером в первой половине XVI века. Дело в том, что после окончания в 1526 году Крестьянской войны был отменён так называемый Вормосский эдикт, которым император Священной Римской империи Карл V объявлял Лютера преступником и еретиком.

Однако всего через три года на заседании Рейхстага ─ высшего законодательно-совещательного органа империи ─ этому документу вновь была придана юридическая сила, что вызвало протест представителей 14 городов, где идеи мятежного богослова нашли всеобщее признание. Именно благодаря этим протестующим все сторонники Реформации впоследствии стали именоваться протестантами, а само направление религии ─ протестантизмом.

Заключение

Начало Реформации (обновления христианства) в Европе, кратко описанное в этой статье, вылилось в длительный процесс, в результате которого, наряду с католицизмом и православием, появилось ещё одно направление последователей учения, дарованного Иисусом Христом ─ протестантизм. Впоследствии и оно разделилось на несколько реформационных церквей, наиболее многочисленными из которых сегодня являются Лютеранская, Кальвинистская и Англиканская.

www.syl.ru

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка

resheba.me

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

1. Прочитайте текст и подчеркните те черты в деятельности католической церкви и в повседневной жизни священнослужителей и монахов, которые вызвали протест у части верующих (прим.: здесь выписаны словосочетания, которые нужно будет подчеркнуть в тексте)

Городской поэт Фрейданк писал о папской власти:

Ручьи сокровищ…

…на дыру без дна похож

Ручьи грехов…

…людям отпускают

Немецкий поэт Ганс Сакс (XVI в.) писал:

Есть у попов про всех товар…

Дом Божий превращают в рынок

…реликвии доход…

Продажа индульгенций бойко…

Толпа церковников жадна.

Привыкнув грабить издавна,

Живя бессовестным обманом…

К болящему — и дань сберет…

Коль не заплатишь, проклянут…


2. Заполните пропуски в схеме. Сформулируйте и напишите ее название

Реформация в Германии

Причины Реформации

1. Возмущение образом жизни духовентсва, его роскошью и развлечениями

2. Продажа духовных должностей и получение взяток

3. Продажи индульгенций

4. Недовольство обязанностью платить церковную десятину

Реформация — это движение за переустройство церкви
Повод
Борьба между теми, кто представлял зарождавшийся капиталистический способ производства, и защитниками феодального строя


3. Каковы основные идеи Мартина Лютера?

А) Богослужение должно вестись на латинском языке

Б) Человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога

В) Церковь должна подчиняться папе Римскому, а не светским владыкам

Г) Церковь не является посредником между человеком и Богом

Д) Милость Бога не зависит от заслуг человека

Е) Церковь должна быть дешевой и отказаться от владения землями и ольшим имуществом

Ж) Монашество должно развиваться

Правильный ответ:

4) БГДЕ


4. Продолжите предложения

1) Реформация в Германии началась с того, что 31 октября 1517 г. Мартин Лютер прибил на дверях университетской церкви Виттенберга документ — 95 тезисов против индульгенций

2) Церковь, основанная на учении Лютера, стала называться лютеранская

3) К 1525 г. вся Германия была охвачена восстанием, получившим название Кестьянская война

4) Сторонников Реформации церкви стали именовать протестантами

5) На основании Аугсбургского религиозного мира в Германии признавались два христианских вероучения: католичество и протестанство

6) Главой церкви в каждом немецкой княжестве признавался князь



5. Выполните задание по контурной карте «Реформация в Европе в XI в.»

1) Отметьте границы Священной Римской империи германской нации

2) Отметьте знаком город, в котором началась Реформация в Германии. Подпишите его названия

3) Закрасьте разным цветом территории, в которых: а) сохранилось католичество; б) распространилось лютеранство. Подпишите их названия


6. Как вы оцениваете учение Лютера с точки зрения свободы личности? Свой ответ обоснуйте

Я согласна с учением Мартина Лютера, так как считаю, что нельзя брать денег за индульгенцию и «общение с Богом»


poistorii.ru

Trojden | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства: Юдовская А. Я.

Какие изменения произошли в сознании людей в начале Нового времени? Что повлияло на изменение их сознания?

Великие географические открытия и идеи гуманизма изменили жизнь европейского общества. В XVI в. происходит ещё одно крупнейшее явление европейской и всемирной истории, связанное с появлением новых христианских вероучений и отходом от католицизма большой части верующих. Происходит раскол римско-католической церкви и образование новых христианских церквей. Этот процесс называется Реформацией (от слова «реформа» — преобразование, переустройство). В данном случае Реформация — это движение за переустройство церкви. Как вы заметили, термин «Реформация» пишется с большой буквы (так же как и Возрождение) и обозначает целую эпоху.

Причины религиозной революции. Реформацию часто называют религиозной революцией. Революции бывают в разных сферах жизни: в общественных отношениях, в технике, культуре, науке, сфере сознания. Вы уже знаете о революции цен в Европе, явившейся одним из последствий Великих географических открытий. Это была революция в области хозяйственной жизни. Реформация стала революцией в сфере сознания. Рассмотрим её причины.

В XVI в. католическая церковь переживала кризис. Нод влиянием идей гуманистов, признающих в человеке единство телесного и духовного начал, шёл процесс обмирщения сознания: человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире — его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.

Папа римский и католические богословы. Карикатура XVI в.

Объясните замысел автора карикатуры. Какие детали изображения помогли вам сделать вывод?

Менялся мир, менялся человек, а католическая церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, культы святых и мощей, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры — это уже не удовлетворяло многих верующих и толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.

Католической церкви всё труднее становилось сохранить своё монопольное влияние на души и умы верующих. Невежество и безграмотность в среде духовенства, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и свершалось на деле, вызвали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества. Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела (они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне — на увеличение церковных владений и огромные поборы.

Недоверие к церкви усиливалось невежеством и безнравственностью части священнослужителей, разочаровывал и сам папа римский.

«Тремя вещами подчиняет себе Рим: насилием, хитростью и лицемерием». Увидеть папу римского, получить его благословение — не было большего желания у верующего человека. Десятки, сотни тысяч людей из всех европейских стран и из всех слоёв общества отправлялись в далёкую Италию, в Рим, чтобы исполнить свою мечту. Но зачастую это путешествие верующих разочаровывало.

Торговля индульгенциями

Останавливаясь на ночлег в крестьянских домах или придорожных гостиницах, паломники с огорчением и возмущением рассказывали о той роскоши, в которой живут папа и кардиналы, об их жадности, об их образе жизни, никак не соответствовавшем служителям Бога.

И вправду, было чем возмущаться! Любимым развлечением многих священнослужителей были пиры и охота. Очень любил охотиться и папа Лев X. Когда он сидел на коне в охотничьей одежде, кто мог подумать, что это духовный, а не светский владыка.

Приблизившись к папе римскому, все католики в знак почтения должны были целовать папскую туфлю. А тут вместо сафьяновой туфли — облепленный грязью сапог. И целовали, но это вызывало совсем не религиозные чувства.

Дух наживы и предпринимательства коснулся и католической церкви. Её попытки приспособиться к возрастающей роли денежных отношений и увеличить свои огромные богатства привели к росту в ней жажды наживы, а это плохо сочеталось с христианским вероучением.

Все католики, от простого крестьянина до могущественного князя, должны были платить десятую часть своих доходов церкви. Большие суммы денег приносили папской казне назначения на высшие духовные должности — епископов и аббатов. Бесконечная армия папских чиновников занималась бесстыдным вымогательством. Без подкупа папских властей и чиновников нельзя было оформить в папской канцелярии ни одного документа. Без богатых подарков в Рим не ездили — взятки брали не только кардиналы, но и сам папа.

Вы помните об индульгенциях — папских грамотах об отпущении грехов? За деньги церковь давала отпущение не только уже совершённых грехов, но и будущих.

В первом десятилетии XVI в. по приказу папы Юлия II в Ватикане шло строительство не знающего себе равных по величию собора Святого Петра, что требовало огромных денег. Средства добывали продажей индульгенций, принявшей совсем уж бесстыдный характер. Их продавали на каждом углу, особенно активно этим занимались монахи. Всюду, где было скопление народа: на рынках, ярмарках, в церквях, — предлагали они купить индульгенцию, заполнить её на своё имя и обрести спасение души.

Особое возмущение политика католической церкви вызывала в раздробленной Германии, где во главе некоторых земель стояли духовные владыки и не было сильной центральной власти, способной защитить своих подданных, как, например, во Франции.

В результате в обществе стали распространяться различные религиозные течения, где основной акцент делался не на внешнее обрядовое выражение религиозности, а на внутреннее индивидуальное устремление человека к Богу.

Родиной Реформации стала Германия, где это движение поддержали часть князей, горожане, крестьянство.

Мартин Лютер. На развитие Реформации в Европе повлияло учение Мартина Лютера (1483—1546). Предки Лютера были крестьяне, от них он унаследовал умение выстоять в самых трудных ситуациях. Отец Мартина сначала был простым рудокопом, но затем разбогател и стал владельцем шести литейных мастерских. Воспитание дома было строгое, побои служили главным «педагогическим средством». Образование Мартин получил в религиозных школах, но и школьные учителя в качестве основного воспитательного средства предпочитали розги. В 18 лет юноша поступил учиться в Эрфуртский университет, а закончив его, постригся в монахи. Затем он продолжает изучать теологию в Виттенбергском университете, становится его профессором, доктором богословия.

Мартин Лютер

Борьба за Реформацию началась. Как же произошёл разрыв между Лютером и Римом?

В 1517 г. монах Иоганн Тецель разъезжал по Германии с ворохом индульгенций, предлагая свой товар в городах и деревнях. Его бесстыдство поражало. «Гоните монету, — кричал Тецель, — спасайте ваших близких! Как только монета окажется в моей кружке, душа грешника попадёт в рай!»

31 октября 1517 г. Мартин Лютер прикрепил к дверям церкви несколько листков бумаги. Это были знаменитые 95 тезисов против индульгенций. Они всколыхнули всю Германию.

Ещё через 3 года, в 1520 г., Лютер в присутствии своих студентов сжёг папское послание об отлучении его от церкви. А ещё через год, в 1521 г., его вызвали на императорский суд в Вормс.

«На этом я стою. И не могу иначе». Друзья Лютера, беспокоясь за его жизнь, предлагали ему не ехать в Вормс. «Ожидайте от меня всего, но только не побега и не отречения. Я не убегу и не отрекусь от своего учения, которое буду признавать до последнего дня», — так ответил своим сторонникам этот мужественный человек. И продолжил: «Если бы на дороге к Вормсу стояли костры и их огонь доходил бы до неба и если бы в Вормсе было столько чертей, сколько черепиц на крышах домов, то я и тогда бы поехал…»

По дороге к Вормсу Лютеру устраивали торжественные встречи, собирались толпы народа, и он проповедовал им своё учение.

Звёздным часом для него стал суд в Вормсе. Люди запрудили улицы и площади средневекового города, солдаты силой расталкивали народ, чтобы проложить Лютеру путь к ратуше, где происходило заседание.

Император Священной Римской империи германской нации Карл V потребовал, чтобы Лютер отрёкся от своего учения и подчинился папе, но получил отказ. Обращаясь к собранию, Лютер произнёс свои знаменитые слова: «На этом я стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь». Во время его речи из зала доносились возгласы одобрения. Многие думали, что после суда Лютера ждёт судьба Яна Гуса, однако саксонский князь Фридрих помог ему бежать, укрыл в одном из своих замков, где Лютер жил под именем рыцаря Георга и переводил на немецкий язык Библию и другие религиозные тексты.

Восставшие крестьяне. Заглавный лист брошюры «12 статей» (программа восставших крестьян)

А в это время в немецких землях началось ниспровержение католицизма. По дорогам Германии передвигались бродячие проповедники, призывая народ сбросить власть не только папы римского, по и светских князей.

Лютер не мог принять этих призывов. Он резко выступил против своих вчерашних сторонников и призвал князей установить над церковью свою власть.

«Спасение верой» — это основополагающая идея учения Лютера. Он предложил верующим ответ на главный волнующий их вопрос: как достичь спасения души? Лютер не только осуждал отпущение грехов за плату, считая это злоупотреблением со стороны церкви и папства, но отвергал учение церкви о возможности спасения души лишь при посредстве священнослужителей. В душе каждого верующего, учил он, существует Божий глас — это собственная совесть, моральные принципы. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек сам принимает решения и совершает поступки и сам несёт за них ответственность. В отличие от учения католической церкви о спасении делом, о том, что добрые дела служат цели всеобщего спасения, учение Лютера указывало, что спасение верующего — это его индивидуальное дело.

Учение Лютера можно свести к трём главным положениям: человек спасается только верой; вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека; только Священное Писание, слово Божье, является авторитетом в делах веры.

Лютер учил, что священники должны растолковывать верующим Библию, научить их читать священные книги — быть наставниками в религиозной жизни. «У нас одно Крещение, одно Евангелие, одна вера», — писал Лютер, доказывая, что священнослужитель — это должность, на которую может быть избран каждый верующий. Учение Лютера не признавало монашества. Он считал, что священники могут жениться, носить обычную одежду. Лютер заявлял, что церковь не должна владеть землями и большим имуществом, она должна стать дешёвой — освободиться от длительных обрядов, пышных одежд священнослужителей, богатого внутреннего убранства. И подчиняться церковь должна не папе, а светским владыкам, князьям и императорам. Богослужение в такой церкви ведётся на родном языке.

Основанная на учении Лютера церковь стала называться лютеранской. Учение Лютера было связано с распадом традиционного общества и постепенным превращением человека в индивидуальность. Такому человеку не нужны были посредники для общения с Богом.

Дальнейшее развитие событий показало, что учение Лютера нашло широкий отклик в народе. Некоторые из его последователей призывали к немедленному выступлению против церкви, уничтожению господ и имущественного неравенства.

Города и деревни заволновались. Население изгоняло католических священников и закрывало церкви. В 1524—1525 гг. в центральных и южных районах Германии вспыхнула Крестьянская война. Крестьяне поджигали дворянские замки и монастыри, отказывались от несения повинностей, грабили господское имущество. Их борьба закончилась поражением.

Лютер выступления народа не поддержал и заклеймил их, назвав «разбойничьими шайками».

«Чья страна, того и вера…» После разгрома Крестьянской войны началась княжеская, или умеренная, Реформация. Князья захватывали монастырские земли, некоторые духовные князья отказывались от своего сана и объявляли себя государями своих бывших духовных княжеств. Часть князей, напуганная Крестьянской войной и считавшая её причиной движение за реформу церкви, сохранила верность католицизму. Вся Германия оказалась ввергнутой в вооружённое противостояние, князья и дворяне раскололись на два лагеря.

В 1529 г. император Карл V подтвердил решение Вормского рейхстага о запрете лютеранства и запретил присвоение князьями монастырского и церковного имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово протестант. Сторонников Реформации церкви стали называть протестантами. В Германии начались религиозные войны между католиками и протестантами.

Карл V пытался защитить католическую церковь, и не только потому, что сам был ревностным католиком, а потому, что боялся: вслед за борьбой против папы начнётся борьба против светских владык, не станут платить десятину папе — перестанут платить налоги князьям и императору.

Но остановить реформационное движение было уже невозможно. В 30—40-е гг. XVI в. Реформация в Германии продолжалась. Карл V, занятый войнами с Францией и Турцией и почти не бывавший в Германии, начал опасаться, что на сторону Реформации перейдёт большинство курфюрстов и императорская корона будет потеряна для католиков Габсбургов. Он поспешил заключить мир с французами, двинулся в Германию и разгромил протестантских князей.

Боязнь потерять власть всполошила всех германских князей — и протестантов, и католиков. Некоторые князья-католики присоединились к князьям-протестантам и разбили армию Карла V. Император сам чуть было не попал в плен. Уставший от войн и преследовавших его неудач, Карл V в 1555 г. заключил с князьями в Аугсбурге религиозный мир, по которому устанавливалось равноправие католиков и протестантов, князья получили право определять религию своих подданных. Подданный был обязан исповедовать ту религию, которой придерживался его князь. Это положение было выражено словами: «Чья страна, того и вера…»

Главой церкви в каждом немецком княжестве признавался князь; ему было подчинено особое ведомство, распоряжавшееся церковными делами. Протестантские проповедники — пасторы — находились на государственной службе. Лютеранская церковь стала учреждением, подчинённым князю. Пышные церковные обряды отменили, из церквей убрали скульптуры, упразднили поклонение иконам и святым мощам. Церковь стала дешёвой.

Северные и северо-восточные земли Германии, а также некоторые княжества в центральной Германии приняли лютеранство, юг остался католическим.

Князья заставили императора подчиниться своей воле. Аугсбургский религиозный мир закрепил политическую раздробленность Германии, что надолго затормозило процесс создания единого национального государства.

1. Выпишите термины, характеризующие процесс Реформации. 2. Составьте в тетради план по теме «Причины Реформации в Германии». 3. Укажите, каких целей в движении за реформу церкви добивались князья, феодалы, горожане и крестьяне. 4. Используя материал параграфа и документ, изложите основные идеи учения М. Лютера. 5. Объясните высказывание: «Чья страна, того и вера…» Какое значение имело заключение Аугсбургского религиозного мира?

1. Как связаны между собой гуманизм и Реформация? Объясни те высказывание: «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел». 2. Об судите в классе, почему идея создания лютеранской церкви нашла широкий отклик среди различных слоёв населения Германии. 3. Сравните, что получили от Реформации различные слои населения Германии. 4. Подумайте, какое значение для европейцев имело создание лютеранской церкви. В чём вы видите причины того, что лютеранская церковь существует и в XXI в.?

Из воззвания Мартина Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» (1520)

…Выдумали, будто бы папу, епископа, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленников и крестьян — к светскому сословию. Всё это измышление и надувательство… ведь все христиане воистину принадлежат к духовному сословию и между ними нет иного различия, кроме разве что различия по должности и занятию… А если папа или епископ совершают помазание… посвящают в сан, освящают, одеваются не так, как миряне, то всё это возносит только лицемеров и болванов, но никогда не превращает в христианина или духовное лицо…

…И вообще каждый крестившийся может провозглашать себя рукоположенным во священники, епископы и папы, хотя не каждому из них подобает исполнять такие обязанности. И хотя мы все в равной степени священники, никто не должен ловчить и выдвигаться по своей воле без нашего согласия и избрания, то есть делать то, на что мы все имеем равные права. Ведь то, что принадлежит общине, никто не может, помимо воли и разрешения общины, присвоить себе. И если случится, что кто-нибудь, избранный на такое служение, будет смещён за какие-то злоупотребления, то он снова станет тем, кем был прежде. Поэтому необходимо, чтобы священник христиан был только должностным лицом. Пока он служит, он возвышается, когда его смещают, он такой же крестьянин, как другие.

Карл V Габсбург

В 1519 г. императором Священной Римской империи был избран король Испании Карл I (внук великих Фердинанда и Изабеллы), он стал императором Карлом V.

О владениях Карла V говорили, что это империя, где никогда не заходит солнце. Император властвовал над Испанией, Нидерландами, немецкими землями, Неаполем и Сицилией, колониями Нового Света.

О Карле V говорили, что это король, у которого нет отечества. Родился он в Нидерландах и прожил там до 17 лет. В юности Карл получил разностороннее образование, знал фламандский, испанский, немецкий, французский и итальянский языки. Карл был неутомим в работе и настойчив в достижении своих целей, умел преодолевать любые препятствия. Но при этом он был скрытен, упрям и недоверчив.

Карл V мечтал объединить все королевства, тесно связанные христианской верой, создать единую мировую католическую державу. Конечно, Реформацию он встретил враждебно.

trojden.com

«Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.»по ФГОС ООО

Технологическая карта урока

Предмет: История

Класс: 7

Автор УМК: А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина

Тип урока: комбинированный

Учитель: Коротеев А.М.

Предметные: устанавливать причины и участников Реформации, высказывать суждения о действиях первых реформаторов, описывать события и анализировать первые результаты Реформации.

Личностные: определять и объяснять свое отношение к Реформации в Европе;

Метапредметные: проводить поиск информации о причинах и последствиях Реформации в Европе, умения работать с текстом учебника; умения строить монологическое высказывание, работать самостоятельно.

Основные понятия

Реформация, революция, лютеранская церковь, протестант

Межпредметные связи

Обществознание, ОРКиСЭ, экономика

Ресурсы

Доска, мел, учебник «Новая история, 1500-1800». А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. 7кл., тетрадь, проектор, презентация

Организация пространства

Обучающиеся занимают рабочие места (по 2 человека за партой)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Этап урока

Цель этапа

УУД

Деятельность

1.Организационный

Организация направленного внимания на начало

Проверка готовности к уроку, определение места урока в теме

Приветствие учителя, проверяют наличие необходимого учебного материала на парте

2. Проверка Д/з

Проверить усвоение полученных знаний

Тест по теме: «Мир художественной культуры Возрождения».

Индивидуальная работа

3.Формулировка проблемы, мотивация

Формулировка целей и задач урока, определение области «знания — незнания» по теме

— Какую проблему нам предстоит решить?

Сформулируем цель урока.

Узнать, что такое Реформация? Каковы ее причины, последствия и значение? Как она повлияла на европейское общество и т.д.

4.Создание проблемной ситуации

Постановка проблемного вопроса, формулирование темы урока

Хотите ли вы узнать о событиях 1517 года и его последствиях больше?

Озвучивает тему урока

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

Записывают в тетрадь

5. Домашнее задание

Развитие опыта самостоятельной опережающей подготовки обучающихся

Организует обучающихся на самостоятельную деятельность дома.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания §11

Записывают домашнее задание в дневник

6.Решение учебной задачи

Формирование коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД. 

Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов

От какого слова происходит термин «Реформация»?

Действительно – это была реформа, но своего рода реформа церкви.

Давайте разберемся с ее причинами(стр.98-99), какие вы выделили?

В результате в обществе стало распространятся недовольство католической церковью

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Реформация в Германии и ее ход.

Сделайте вывод – к каким последствиям привела Реформация в Германии?

От слова «Реформа»

В тетрадь: Реформация – движение за переустройство церкви.

Работают с учебником:

  1. Обмирщение сознания — жажда познания, активной деятельности

  2. Падение авторитета церкви, доверия к ней из-за падения нравов и морали церкви и Папы

Обмениваются информацией, работают по вопросам презентации.

7.Разрешение проблемы

Систематизация материала, формулировка выводов

Стр. 105-106 учебника, поиск нужной информации

Работа с учебником. Индивидуальный ответ

8.Оценивание. Рефлексия деятельности

Рефлексия

Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.

  1. Больше всего мне запомнилось…

  2. Больше всего мне понравилось…

  3. Я научился…

Высказывают суждения.

Работа на уроке учитывается с результатами выполнения теста.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *