cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Кроссворд по теме рождение новой европейской науки – Ответ § 10. Рождение новой европейской науки

Ответ § 10. Рождение новой европейской науки

1. Заполните схему "Основные положения учения о строении Вселенной".

Учение
Н. Крперника Дж. Бруно Г. Галилея
Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна "Звездный вестник"
Новые представления о строении Вселенной
Все небесные тела имеют одну природу. Планеты солнечной системы вращаются по определенной орбите и вокруг своей оси. Вселенная бесконечна

 

2. На суде Джордано Бруно воскликнул, обращаясь к судьям: "Вы с большим страхом объявляете мне приговор, чем я выслушиваю его!" Письменно ответьте на вопросы: 1) Кто были судьи? 2) Почему Джордано Бруно считал, что они испытывают чувство страха?

  • Ответ: 1) Инквизиторы. 2) Возможно он считал, что инквизиторы, отправляя его на костер, понимали, что не могут противостоять свободомыслию и развитию науки.

3. Установите соответствие между суждением и автором, которому оно принадлежит: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. Будьте внимательны: не все суждения из первого столбца принадлежат указанным авторам.

Суждение Автор

А) "Земля шарообразна, потому что со всех сторон тяготеет к своему центру"

Б) "Любовь к Богу удаляет человека от мира, а любовь к миру - от Бога"

В) "Самое лучшее из всех доказательств есть опыт"

Г) "Я мыслю - следовательно, существую"

Д) "Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна"

Е) "Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь"

1) Фрэнсис Бэкон

2) Рене Декарт

3) Исаак Ньютон

4) Джордано Бруно

5) Николай Коперник

А
Б В Г Д Е
5 - 1 2 4 3

4. Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в выделенном столбце прочитаете понятие. Раскройте его сущность.

1) Ученый, которому приписывают высказывание: "А все таки она вертится". 2) Ученый-астроном XVI в., сожженый по приговору инквизиции. 3) Великий голландский художник XVII в. 4) Великий художник итальянского Возрождения. 5) Французский мыслитель XVI в. 6) Польский астроном, первый отказавшийся от учения о неподвижности Земли. 7) Великий английский поэт и драматург. 8) Великий английский ученый, физик, математик, астроном.

  • Ответ: Гуманист - просвещенный, свободомыслящий человек.
  •  

tetrab.ru

Рождение новой европейской науки - Юдовская, Ванюшкина 7 класс 1 часть (ГДЗ, ответы)

1. Заполните схему "Основные положения учения о строении Вселенной"

Учение
Н. Коперника Дж. Бруно Г. Галилея
Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна "Звездный вестник"
Новые представления о строении Вселенной
Все небесные тела имеют одну природу. Планеты солнечной системы вращаются по определенной орбите и вокруг своей оси. Вселенная бесконечна

2. На суде Джордано Бруно воскликнул, обращаясь к судьям: "Вы с большим страхом объявляете мне приговор, чем я выслушиваю его!" Письменно ответьте на вопросы

1) Кто был судьи?

Инквизиторы

2) Почему Джордано Бруно считал, что они испытывают чувство страха?

Возможно он считал, что инквизиторы, отправляя его на костер, понимали, что не могут противостоять свободомыслию и развитию науки



3. Установите соответствие между суждением и автором, которому оно принадлежит: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. Будьте внимательны: не все суждения из первого столбца принадлежат указанным авторам

СуждениеАвтор

А) "Земля шарообразна, потому что со всех сторон тяготеет к своему центру"

Б) "Любовь к Богу удаляет человека от мира, а любовь к миру - от Бога"

В) "Самое лучшее из всех доказательств есть опыт"

Г) "Я мыслю - следовательно, существую"

Д) "Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна"

Е) "Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь"

1) Фрэнсис Бэкон

2) Рене Декарт

3) Исаак Ньютон

4) Джордано Бруно

5) Николай Коперник

А
Б В Г Д Е
5 - 1 2 4 3

4. Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в выделенном столбце прочитаете понятие. Раскройте его сущность

Ответы:

1) Галилей

2) Бруно

3) Рембрандт

4) Рафаэль

5) Монтень

6) Коперник

7) Шекспир

8) Ньютон

Гуманист - просвященный, свободомыслящий человек


poistorii.ru

Тест по истории Рождение новой европейской науки 7 класс

Тест по истории Рождение новой европейской науки для учащихся 7 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 8 заданий.

1 вариант

1. Развитие точных научных знаний было вызвано

1) развитием мануфактурного производства
2) ростом численности работников ремесленных мастер­ских
3) натуральным характером хозяйства
4) заботой церкви о распространении христианского ми­ровоззрения

2. Одна из основных идей учения Николая Коперника состоит в том, что

1) Солнце вращается вокруг Земли
2) Земля вращается вокруг Солнца
3) Земля вращается вокруг Луны
4) Земля неподвижна

3. Джордано Бруно впервые высказал идею о том, что

1) Земля вращается вокруг Солнца
2) Земля вращается вокруг своей оси
3) Вселенная не имеет края, она бесконечна
4) все небесные тела двигаются вместе со Вселенной

4. Сфера научных интересов Исаака Ньютона

1) математика
2) биология
3) физика
4) география

5. Кто из астрономов XVI-XVII вв. подвергся особо жестким гонениям со стороны инквизиции?

1) Николай Коперник
3) Джордано Бруно
2) Галилео Галилей
4) Исаак Ньютон

6. Кто первым наблюдал в телескоп горы на Луне и пятна на Солнце?

1) Фрэнсис Бэкон
2) Николай Коперник
3) Исаак Ньютон

4) Галилео Галилей

7. Установите соответствие между произведением и его автором.

Автор

А) Николай Коперник
Б) Галилео Галилей
В) Исаак Ньютон

Название произведения

1) «Диалоги о двух системах мира»
2) «О вращении небесных сфер»
3) «Математические начала на­туральной философии»

8. Выберите два лишних имени в списке ученых-астрономов и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рене Декарт
2) Галилео Галилей
3) Николай Коперник
4) Фрэнсис Бэкон
5) Джордано Бруно

2 вариант

1. Развитию точных научных знаний способствовало

1) развитие мирового рынка
2) усиление влияния религии в жизни людей
3) ограничение торговли масштабами региональной торговли
4) распространение идеи скорого конца света

2. Николай Коперник впервые

1) опроверг учение о неподвижности Земли
2) доказал, что Луна вращается вокруг Солнца
3) предположил, что Земля не является центром Вселенной
4) открыл, что Земля является спутником Луны

3. Галилео Галилей открыл и обосновал

1) существование спутника Юпитера

2) законы движения Луны вокруг Земли
3) бесконечность Вселенной
4) вращение Земли вокруг своей оси

4. Рене Декарт считал, что научное познание должно опирать­ся на

1) признанные авторитеты
2) описания
3) наблюдения
4) использование математических методов

5. Сфера научных интересов Галилео Галилея

1) биология
2) математика
3) астрономия
4) химия

6. Кто из ученых-астрономов был сожжен на костре инквизиции?

1) Николай Коперник
2) Рене Декарт
3) Исаак Ньютон
4) Джордано Бруно

7. Установите соответствие между высказыванием и его автором.

Высказывание

А) «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт»
Б) «Я мыслю, следовательно, я существую»
В) «Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна»

Автор

1) Джордано Бруно
2) Фрэнсис Бэкон
3) Рене Декарт

8. Выберите два лишних имени в списке ученых-астрономов и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Джордано Бруно
2) Фрэнсис Бэкон
3) Галилео Галилей
4) Рене Декарт

5) Николай Коперник

Ответы на тест по истории Рождение новой европейской науки
1 вариант
1-1
2-2
3-3
4-3
5-3
6-4
7-213
8-14
2 вариант
1-1
2-1
3-1
4-3
5-3
6-4
7-231
8-24

testschool.ru

Рождение новой европейской науки

Рождение новой европейской науки

 

Предпосылки первой научной революции

Николай Коперник

Джордано Бруно

Фрэнсис Бэкон

Галилео Галилей

Рене Декарт

Исаак Ньютон

 

Все достижения периода Нового времени сделаны благодаря изменяющемуся взгляду человека на окружающий мир. XV – XVII века стали временем первой научной революции.

Предпосылки первой научной революции. Что же стало предпосылками ее появления?

·        Во-первых, это великие географические открытия, которые расширили представление человека о Земле и людях, которые ее населяют.

·        Начался быстрый рост городов. Именно представители городского населения и занимались наукой.

·        Переход от церковных идей к идеям гуманистическим. Человек стал основным объектом изучения.

·        Люди стали больше наблюдать за природой. Постепенно формировалось новое видение явлений природы и объяснение их причин.

Таким образом, в период Нового времени люди поверили, что только от них зависят изменения в мире и только они способны сделать его таким, каким хотят видеть.

Познакомимся с учеными и философами Нового времени.

Никола́й Копе́рник. Родился 10 февраля 1473 года в То́руни, Польша. Учился Николай Коперник в Краковском и Болонском университетах, где увлекся астрономией. В 1506 году он вернулся в Польшу и стал личным врачом своего дяди. Затем переехал во Фро́мборк и стал там каноником. Почти 30 лет Коперник вел астрономические наблюдения из башни монастыря с помощью изобретенных самостоятельно приборов. Помимо этого, ученый был автором новой польской монетной системы, во Фромборке он построил гидравлическую машину.

 

Свой главный труд «О вращении небесных сфер» Николай Коперник писал 40 лет. А изданным увидел его буквально перед самой смертью, в 1543 году. Книгу сначала восприняли с большим интересом, однако уже в 1616 году она была внесена церковью в «Индекс запрещенных книг». В ходе своих изучений Коперник пришел к созданию гелиоцентри́ческой системы, которая, в отличие от геоцентри́ческой, в центр Вселенной ставила Солнце, а не Землю.

 

 

Вот некоторые положения теории Коперника:

·        небесные сферы и орбиты не имеют общего центра;

·        центр Земли не является центром Вселенной;

·        ежедневное перемещение Солнца по небу, которое наблюдают люди, вызвано движением Земли, а не Солнца.

Николай Коперник высказал очень смелое предположение, которое впоследствии помогло ученым в описании Вселенной. Его научные предположения не могли быть не замечены. На могиле Коперника высечена надпись «Остановившему Солнце, толкнувшему Землю». Подумайте, что она значит. 

Джорда́но Бру́но. Родился в 1548 году в городе Но́ла, недалеко от Неа́поля. При крещении ему дали имя Фили́ппо, и только когда он стал по́слушником монастыря, он принял имя Джордано. Однако надолго Бруно в монастыре не задержался. Он подвергал сомнению учение церкви, выносил из кельи иконы, считая, что истинным символом веры может быть только крест. Позже он отрекся и от этого. В 1584 году Джордано Бруно выпустил книгу «О бесконечности, вселенной и мирах». В ней он поддерживал и развивал идеи Николая Коперника.

 

 

Все произведения Бруно были внесены в «Индекс запрещенных книг» вплоть до 1948 года. Идеи, которые провозглашал Джордано Бруно, были невозможны для понимания людьми того времени. Так, например, он выдвинул теорию о бесконечности и множественности миров. Утверждал, что мир, в котором мы живем, – это звезда, и другим мирам он кажется звездой. А те звезды, которые видим мы, — это далекие солнца, и вокруг них тоже вращаются планеты. Там, возможно, живут животные или другие существа. Джордано Бруно предположил, что земной шар имел начало и может иметь свой конец, в то время как Вселенная вечна и всегда где-то будет существовать жизнь.

 

 

Не найдя поддержки своих идей, мыслитель был вынужден отправиться в странствия, так как подвергался гонениям практически во всех европейских государствах. Несколько лет он прожил во Франции у Генриха III Французского. Однако и оттуда был вынужден уехать. В Венеции попал в руки инквизиторов, которые держали его в тюрьме, позже они переправили Джордано Бруно в Рим, где еще 6 лет он провел в тюрьмах и подвергался допросам. Но от своих идей не отказался. Инквизиция признала Бруно еретиком. 17 февраля 1600 года он был сожжен на костре в Риме на Площади цветов. До сих пор философ и мыслитель не реабилитирован римской католической церковью.

Однажды, будучи еще в монастыре, Джордано Бруно гадал по книге. Ему выпало стихотворение, которое начиналось: «Враг всякого закона, всякой веры». Оно как нельзя лучше описывает всю его жизнь.

Фрэ́нсис Бэ́кон. Родился 22 января 1561 года в Лондоне. Уже в 23 года он стал членом английского парламента. В 1617 году Бэкон был избран Лордом-хранителем печати, а позже – Лорд-канцлером. Однако в 1621 году он был осуждён за взяточничество и отстранен от всех должностей. Впоследствии его оправдали, но возвращаться Бэкон не захотел.

 

Известность Фрэнсису Бэкону принесли его научные труды. Одной из самых известных и значимых работ является «Новый органо́н». В нем целью науки Бэкон ставит увеличение власти человека над природой. Ученый доказывает, что лучший способ изучения природы

 

Инду́кция – это исследование от частного, конкретного к общему. 

При этом все доказательства должны быть подтверждены экспериментом. Он считал необходимым соединение теории и практики. Работы Бэкона стали основой дальнейших научных исследований.

Галиле́о Галиле́й. Родился 15 февраля 1564 года в Пи́зе, Италия. Учился в Пизанском университете, где изучал медицину. Там же он и познакомился с теорией Коперника, которая очень его заинтересовала. Галилей был вынужден оставить учебу и уехать во Флоренцию, где его знания и способности были оценены по достоинству. Там он начал работу над своими первыми научными трудами. Позже вернулся в Пизанский университет уже в качестве профессора математики. В 1592 году его пригласили в Падуа́нский университет, где Галилей преподавал астрономию, механику и математику.

 

В 1609 году он услышал об изобретении «голландской трубы», с помощью которой можно рассмотреть далекие предметы. Это натолкнуло его на изобретение телескопа, который давал увеличение в 30 раз.

 

 

С помощью него Галилею удалось рассмотреть горы на Луне и 4 спутника Юпитера. Позже он открыл пятна на Солнце и заметил, что Солнце вращается вокруг своей оси. Телескоп получил огромную популярность. Галилей даже отправился в Рим, чтобы продемонстрировать его работу папе Павлу V и кардиналам. Это было очень рискованно, так как церковь осторожно относилась ко всему новому. Однако это изобретение заинтересовало представителей церкви.

Галилей активно защищал теорию Коперника о том, что Земля вертится вокруг Солнца, а не наоборот. Это дало повод инквизиции начать против него дело. Гелиоцентризм был признан опасной ересью. Но Галилей по характеру был очень настойчив и упрям. Он пишет книгу «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой». В ней представлены доводы за и против теории Коперника. Папа Урбант VIII увидел себя в одном из персонажей книги, который отстаивал идею птолемеевой теории. Галилей был вызван в Рим, где ему предъявили обвинение. В течение нескольких месяцев он находился в тюрьме, пока не дал согласие на отречение от своих идей. Остаток жизни он провел с запретом заниматься научными исследованиями в области астрономии. Умер Галилео Галилей 8 января 1642 года в Арче́три.     

Рене́ Дека́рт. Родился 31 мая 1596 года в Лаэ́. Происходил он из дворянского рода. Декарт получил религиозное образование, но уже в процессе обучения подвергал сомнению многие церковные догмы. После окончания колле́жа он уехал в Париж. Оттуда отправился на военную службу в Нидерланды. Участвовал в Тридцатилетней войне. За это время он успел познакомиться со многими учеными и сам уже начал заниматься наукой. Но его исследования не встретили одобрения во Франции, и Дека́рт был обвинен в ереси. От инквизиции он скрылся в Голландии. В 1634 году Рене Дека́рт написал «Трактат о свете» и «Трактат о человеке». Однако побоялся печатать их. Как раз в это время проходил суд над Галилеем, и Дека́рт не рискнул повторить судьбу этого ученого.

 

 

На протяжении жизни Декарт занимался и математикой, и физикой, и философией. И во всех сферах оставил после себя весьма значительный след. Именно он изобрел систему координат, которой вы сейчас пользуетесь на уроках.

 

 

Вот некоторые идеи из философии Декарта. Декарт доказывал беспредельность могущества человеческого разума. Его философское изречение «Мыслю, следовательно, существую» очень популярно до сих пор. Чтобы справиться с проблемой, ее необходимо разделить на такое большое количество частей, насколько это возможно, и каждую часть решать отдельно. Такой метод называется деду́кцией. Также ученый убеждал всех не принимать ничего на веру. Любой вопрос необходимо было детально изучить опытным путем.

Следующий ученый – Исаа́к Нью́тон. Родился 25 декабря 1642 года в деревне Ву́лсторп, Англия. С раннего детства он отличался замкнутым характером, общению предпочитал конструирование игрушек. Образование получил в Кембриджском университете. Так как денег на оплату обучения не было, он выполнял работы в университете. Возможно, это способствовало его еще большему погружению в себя и в науки. Его судьбу определило знакомство с Исаа́ком Ба́рроу, преподавателем математики. Именно благодаря ему Ньютон увлекся этим предметом.

 

Во время чумы в Лондоне Ньютон уехал в родную деревню. За несколько лет уединения он совершил большинство своих открытий. Сумел доказать, что белый цвет – это смесь всех остальных цветов. Открыл закон всемирного тяготения. Позже его биограф придумал легенду об упавшем яблоке, благодаря которому и было совершено открытие.

 

Вернувшись в Лондон, Исаак Ньютон стал преподавать в Кембриджском университете.

Ему принадлежит создание небольшого по размеру телескопа, который давал большое увеличение благодаря выпуклой линзе. Ньютон сформулировал три закона механики.

С помощью математики он занимался изучением истории и ее периодизации.

Таким образом, итогами первой научной революции стали:

·        изменение картины мира – появление гелиоцентрической системы;

·        активное использование экспериментального метода исследования явлений природы;

·        описание земных явлений с помощью математики;

·        возникновение механики.

 

             

videouroki.net

Рождение новой европейской науки

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык

resheba.me

Тест по истории "Рождение новой европейской науки"

Тест по новой истории. 7 класс. Рождение новой европейской науки

1. Представителем какой страны является Николай Коперник:

А) Венгрия Б) Польша В) Россия Г) Италия

2. Кто из ученых произвел сильное влияние на Дж.Бруно:

А) Ф.Бэкон Б) Н.Коперник В) Г.Галилей Г) М.Лютер

3. Труды какого ученого позволили многое узнать о строении человеческого организма:

А) Р.Декарт Б) И.Ньютон В) У.Гарвей Г) Ф.Бэкон

4. Кто сказал фразу, известную всему миру: «Мыслю, следователь, существую…»

А) Д.Локк Б) Р.Декарт В) Г.Галилей Г) Н.Коперник

5. Этот ученый отказался от принятого в течение тысячелетий учения о неподвижности Земли

А) Г.Галилей Б) Н.Коперник В) Д.Бруно Г) Ф.Бэкон

6. Важнейшим научным достижением этого ученого стало открытие закона всемирного тяготения:

А) Н.Коперник Б) И.Ньютон В) Д.Бруно Г) Г.Галилей

7. Это был первый ученый, наблюдавший небо в телескоп:

А) Н.Коперник Б) Г.Галилей В) Д.Бруно Г) Р.Декарт

8. Кто считается создателем новой философии:

А) У.Гарвей Б) Д.Локк В) Р.Декарт Г) М.Лютер

9. Этот ученый разработал учение о естественных правах человека:

А) Р.Декарт Б) Д.Локк В) У.Гарвей Г) Ф.Бэкон

10. Он предложил новые методы изучения явлений природы – наблюдение и опыты:

А) Ф.Бэкон Б) Р.Декарт В) Д.Локк Г) Н.Коперник

11. Открыл секрет кровообращения:

А) У.Гарвей Б) Д.Локк В) Р.Декарт Г) И.Ньютон

12. Кто является автором трактата: «О вращении небесных тел»?:

А) Г.Галилей Б) Н.Коперник В) Д.Локк Г) Д.Бруно

13. Представитель какой страны Р.Декарт:

А) Италия Б) Англия В) Франция Г) Ирландия

14. В отличие от средневековых ученых этот ученый отводил разуму главную роль в исследовании

А) Р.Декарт Б) Д.Локк В) Ф.Бэкон Г) И.Ньютон

infourok.ru

Trojden | Рождение новой европейской науки: Юдовская А. Я.

Какие представления о мире существовали у европейцев в Средневековье? Какие процессы и события в развитии европейского общества в XV-XVI вв. повлияли на изменение старых представлений о мире? Какую роль в развитии научных знаний сыграло изобретение книгопечатания?

Рождение науки, основанной на опытном знании. Одной из черт Нового времени стало усиление интереса человека к окружающему миру. Великие географические открытия раздвинули границы мира, подтвердили мысль европейцев о шарообразности Земли, дали новые знания о живущих на ней людях. Рост городов, развитие мануфактурного производства и мирового рынка рождали потребность в точных научных знаниях.

Изменилась и духовная жизнь людей. Рядом с постоянной заботой верующих о вечном, о душе всё ярче проявляется интерес к жизни земной.

В эпоху Средневековья европейская наука соблюдала принцип авторитета — за истину принимались мысли великих учёных древности. Географию изучали по Птолемею, медицину — по Гиппократу, а физику — по Архимеду. Однако рост любознательности и критического отношения к действительности заставляет людей раннего Нового времени лично наблюдать явления природы. Первыми на этот путь встали учёные-гуманисты, признавшие за человеческим разумом возможность понять и объяснить мир. Их деятельность подготовила революцию в естествознании XVII в., положившую конец средневековым взглядам на мир. И хотя наука в то время ещё не была свободна от религиозных взглядов, а многие великие учёные являлись верующими и оставляли за Богом роль Творца человека и Вселенной, образованные люди хотели найти разумное объяснение всех явлений природы и в своих исследованиях уже не опирались на религию. Не «Как возник наблюдаемый мир?», а «Каков он?» — вот важнейший вопрос, вставший перед людьми Нового времени.

Николай Коперник

Эпоха Возрождения подарила европейцам независимость мышления, и главным достижением нового мышления было растущее убеждение, что человечество может улучшить мир, в котором живёт, а для этого стали нужны обоснованные достоверные знания.

«Он подрывал фундамент веры». В маленькой башне крепостной стены, окружавшей собор в Фромборке, 30 лет жил одинокий тихий человек — великий польский астроном Николай Коперник (1473—1543). Именно он совершил переворот в науке, отказавшись от принятого в течение тысячелетий учения о неподвижности Земли.

Николай Коперник получил прекрасное образование, учился в Краковском университете и университетах Италии, изучал живопись, математику, философию, греческий язык, астрономию, юридические науки, медицину... Эти годы и превратили его в исследователя, стремящегося познать законы развития Вселенной. В 24 года, вернувшись на родину, он стал каноником. Теперь у него были средства для жизни и время.

Тридцать лет наблюдал Коперник небесные светила с помощью простых приспособлений. Сложные вычисления помогли ему сделать вывод: Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Но надо ли об этом заявить миру, считавшему, что Земля неподвижна? И вот он решился: свои знания надо оставить людям. Сомнений в правоте не было. В 1543 г. книга «О вращении небесных сфер» была напечатана, но её автор был уже при смерти.

Сегодня никто не знает, где могила Николая Коперника, но его книга осталась. Учение нашло своих последователей.

«Враг всякого закона, всякой веры». В 1600 г. в Риме на площади Цветов по приказу «отцов церкви» был сожжён на костре Джордано Бруно (1548—1600). Родился он в маленьком итальянском городе Нола, в 17 лет стал послушником в монастыре. В великолепной монастырской библиотеке он и приобрёл обширные знания. Но чем больше узнавал Бруно, тем больше сомнений возникало у него в истинности религиозного учения. Особенно сильное влияние произвела на него книга Коперника.

Джордано Бруно

Развивая учение Коперника, Бруно пришёл к выводу, что «Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна». Она не имеет центра — ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира. Вселенная — это бесчисленное множество звёзд. Вселенная существует вечно и исчезнуть не может.

В 28 лет ему пришлось бежать из Рима из-за преследования инквизиции. Началась жизнь, полная скитаний. Всюду проповедовал он своё учение, но мало кто был способен понять его.

В Женеве Бруно посадили в тюрьму, и его чуть было не сожгли на костре. В Париже он был в чести и даже давал уроки королю, но и во дворце учёный отстаивал свои взгляды. Снова дорога. Англия. Диспуты с учёными мужами. Его не понимают, над ним смеются. Опять Франция, затем Германия... И всюду гонения, толпы разъярённых людей. Но он убеждён в том, что «вера не совместима с разумом». Одну уступку Бруно делал — признавал необходимость религии для невежественного народа.

Тоска по родине не оставляла его, он возвращается в Италию. По ложному доносу его арестовывает инквизиция. Обвинения глупы и бездоказательны за них не может быть серьёзного наказания. Надо только подождать. Но и в тюрьме продолжает Джордано Бруно споры о вере и о Боге. И вот новый донос — от соседей по камере.

Восемь лет сидел в тюрьме великий мыслитель, но не отказался от своего учения. А когда инквизиторы зачитывали Бруно приговор, учёный воскликнул: «Вы с большим страхом объявляете мне приговор, чем я выслушиваю его!» И вот последний путь — на костёр. Его сожгли на рассвете.

Впоследствии на месте казни ему поставили памятник. На памятнике — слова: «Он поднял свой голос за свободу мысли для всех народов и за эту свободу пошёл на смерть».

Галилео Галилей

«Человек незаурядной воли, ума и мужества!..» Галилео Галилей (1564—1642) был великим учёным, первым астрономом, наблюдавшим небо в телескоп, физиком, поэтом, автором комедий. Его вклад в познание окружающего мира огромен.

Галилей происходил из знатной, но небогатой семьи, получил образование в университетах Флоренции и Пизы. Имя молодого профессора быстро приобрело известность.

Первые наблюдения небесных светил в телескоп помогли открыть новые звёзды — спутники Юпитера.

Правда, пришлось назвать их «Звёздами Медичи»... А затем он наблюдает горы на Луне, пятна на Солнце... и многое другое. Все открытия, сделанные с помощью телескопа, подтверждали учение Коперника и означали переворот в представлении людей о строении Вселенной.

Галилей открыл не только новые миры — он сформулировал законы падения тел, движения маятника и другие законы физики. Свои наблюдения в области астрономии учёный изложил в «Звёздном вестнике». Инквизиция осудила его работу. Когда в 1616 г. учение Коперника запретили, Галилей пошёл на хитрость — он выступил с учением о Священном Писании и природе. «Диалоги о двух системах мира» стали главной книгой его жизни. Ватикан пришёл в ярость. Папа вызвал Галилея в Рим 70-летний учёный должен предстать перед судом святой инквизиции. Пять месяцев продолжались допросы, убивая волю больного человека. «Унижение великого человека было глубокое и полное, — писал один из французских биографов Галилея. — В этом унижении он был доведён до отречения от самых горячих своих убеждений и до мучения человека, побеждённого страданием...»

22 июня 1633 г. в церкви монастыря Святой Минервы в присутствии всех членов суда, подчиняясь приговору, в одежде кающегося грешника Галилей, опустившись на колени, прочитал отречение.

До конца своих дней, ослепший и больной, находился он под надзором инквизиции. Ему было запрещено писать книги.

Позже люди сложили легенду, что после слов отречения, встав с колен, учёный воскликнул: «А всё-таки она вертится!» Хотелось верить, что задушить науку нельзя.

Он завершил создание новой картины мира. Исаак Ньютон (1643—1727), опираясь на труды Коперника и Галилея, завершил создание новой картины мира. За заслуги в развитии науки восхищённые современники избрали его членом Королевского общества. Ньютон стал академиком, не достигнув ещё и 30 лет.

В 1661 г. Ньютон начал учиться в Кембридже, где затем получил кафедру физики и математики и стал самым молодым профессором в университете. В 1665 г. Ньютон получил степень бакалавра (первая учёная степень). В это время Англия переживает тяжёлые времена — свирепствует чума. Молодой учёный покидает университет и едет на родину, в деревню Вулсторн, где живёт около двух лет. Это годы удивительных открытий. Именно здесь он открыл закон всемирного тяготения, своими руками создал оптическую лабораторию, произвёл легендарный опыт разложения солнечного света.

Уже в 1671 г. Ньютон сам построил маленький зеркальный телескоп, позволяющий видеть небесные тела лучше, чем с помощью самых больших телескопов со стеклянными линзами.

В книге «Математические начала натуральной философии» (1687) учёный изложил основные понятия и аксиомы классической механики, в частности: масса, количество движения, сила, ускорение, центростремительная сила и три закона движения (законы Ньютона). Открытие закона всемирного тяготения знаменовало переход от простого описания солнечной системы к объяснению законов её движения и окончательно утвердило победу учения Коперника. Учёный открыл законы распространения света и новые методы математических вычислений.

Открытия Исаака Ньютона имели огромное значение как для науки, так и для мировоззрения людей. Его теория утверждала, что природа подчиняется точным законам механики. Открытые им законы носили универсальный характер — их можно было применить к любому явлению. Учёный завершил создание новой картины мира.

«Самое лучшее из всех доказательств есть опыт...» Эти слова принадлежат удивительному человеку — юристу и дипломату, политику и оратору, историку и литератору — англичанину Фрэнсису Бэкону (1561—1626), который по праву считается создателем новой философии. Он происходил из дворянской семьи, учился в Оксфордском университете, сам преподавал в университетах Оксфорда и Парижа, при Якове I Стюарте был лордом-хранителем печати, а затем лордом-канцлером Англии.

Фрэнсис Бэкон

Какие детали изображения свидетельствуют о роде занятий Ф. Бэкона?

Крупнейшая заслуга учёного заключается в том, что он предложил новый метод изучения природы — рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данных. Ведь только при помощи опыта, опирающегося на эксперимент, можно проверить достоверность знаний. Бэкон считал, что истинные знания могут быть получены только при соединении теории с практикой.

Учёного, делающего научные открытия на основе наблюдений и опытов, философ сравнивал с пчелой: «Пчела... извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению... Итак, следует возложить добрую надежду на более тесный и нерушимый (чего до сих пор не было) союз этих способностей — опыта и рассудка».

Бэкон умер, простудившись во время одного из физических опытов. Уже тяжелобольной, в последнем письме к одному из своих друзей он с торжеством сообщает, что этот опыт удался.

Учёный был уверен в том, что наука должна дать человеку власть над природой и тем улучшить его жизнь.

«Я мыслю, следовательно, я существую». Французский учёный Рене Декарт (1596—1650), как и Фрэнсис Бэкон, считается основоположником науки и философии Нового времени.

Жизнь Декарта складывалась непросто. Сначала обычная жизнь французского дворянина, находящего удовольствие в верховой езде, фехтовании, кутежах и картах. Затем неожиданно для окружающих он в течение двух лет ведёт жизнь затворника, отдавая всё время изучению математики. Потом Декарт отправляется в Голландию, где живёт 20 лет и совершает свои важнейшие открытия в области философии и математики.

Рене Декарт видит главную цель науки в достижении человеком господства над силами природы, которые следует заставить служить людям. Наука должна приносить практическую пользу, но для этого ей следует основываться на достоверных знаниях. Источником таких знаний Декарт считал разум человека. Человек мыслит, он бесконечно сомневается в правильности своих научных предположений, и в этом движении мысли рождаются научные знания. «Я мыслю, следовательно, я существую», — говорил он.

В познании мира Декарт огромное значение придавал математике, считая её идеалом и образцом для всех других наук. Он создал аналитическую геометрию, ввёл понятие переменной величины, на уроках алгебры вы и сейчас пользуетесь введёнными им алгебраическими обозначениями.

В отличие от средневековых учёных, Рене Декарт отводил разуму главную роль в научном исследовании.

В XVI—XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области математики и естествознания. Законы, открытые учёными Нового времени, носят всеобщий характер. Рождаются новые методы исследования природы — сочетание опыта (практики) и теории (разума).

1. Как вы думаете, почему в начале Нового времени резко усилился интерес человека к окружающему миру? 2. Заполните в тетради таблицу «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и на общество». Графы таблиц: «Учёные и мыслители», «Страна», «Основные идеи», «Открытия», «На формирование каких новых взглядов они влияли». 3. Расскажите о строении Вселенной на основе учений Н. Коперника, Дж. Бруно и Г. Галилея. 4. Объясните название части параграфа, где рассказывается о научных открытиях И. Ньютона.

1. Назовите основные трудности в деятельности учёных раннего Нового времени. 2. Сравните методы познания мира, предложенные Ф. Бэконом и Р. Декартом. Почему Бэкон и Декарт считаются создателями философии Нового времени? 3. Объясните, чем отличалась новая картина мира, созданная европейской наукой в XVI—XVII вв., от средневековой картины мира. 4. Обсудите в классе: в чём заключается независимость мышления? Должен ли учёный обладать независимым мышлением? Подтвердите своё мнение фактами из жизни учёных раннего Нового времени.

Из трактата Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер» (1543)

...В сравнении с небом Земля не более как точка или как бы определённое количество в сравнении с бесконечным. Невозможно, чтобы Земля представляла центр мира. Как! Неизмеримое будет вращаться в 24 часа вокруг ничтожества.

Из протоколов судебного процесса над Джордано Бруно

...Я полагаю Вселенную бесконечной, то есть созданием бесконечного божественного могущества. Ибо я считаю недостойным божественной благости и могущества, чтобы Бог, обладая способностью создать, помимо этого мира, другой и другие бесконечные миры, создал конечный мир. Таким образом, я заявлял, что существуют бесконечные миры, подобные миру Земли, которую я вместе с Пифагором считаю светилом, подобным Луне, планетам и иным звёздам, число которых бесконечно. Я считаю, что все эти тела суть миры без числа, образующие бесконечную совокупность в бесконечном пространстве, называющуюся бесконечной Вселенной, в которой находятся бесконечные миры. Отсюда косвенно следует, что истина находится в противоречии с верой...

Прочитайте документы и найдите в них аргументы, которыми пользуются Коперник и Бруно для доказательства того, что Солнце не вращается вокруг Земли, Вселенная бесконечна.



trojden.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *