cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока звук с буква с – Конспект урока: «Звук (С). Буква С»

Конспект урока по чтению на тему:»Согласны звук С и буква с»

Урок чтения в 1 классе

с легкой степенью умственной отсталости.

Согласный звук С и буква Сс.

Тема урока: Согласный звук С и буква Сс.

Цель: познакомить с новой буквой Сс и уметь находить звук с в словах.

Задачи: познакомить с новыми согласными звуками [с], [с] и буквой «с»;

упражнять в чтении слов с новой буквой;

формировать навык сознательного чтения;

расширять словарный запас обучающихся и кругозор;

учить писать строчную букву «с»;

развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: разрезная азбука, карточки, ленточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя

— Ой, ребята, тише, тише,

Что-то странное я слышу:

Гость какой-то к нам спешит

И как будто бы свистит.

Кто бы ни был, заходи

Да ребяток научи!

II. Объявление темы и постановка целей урока.

– Сегодня к нам на урок пришел гость. Отгадайте, кто это:

Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает. (Сова.)

Совушка-сова, большая голова,

На суку сидит, головой вертит,

Во все стороны глядит.

– Кто видел сову? Какая она? (Учитель показывает картинку.)

– Мудрая сова пришла познакомить с новой буквой, научить читать слова и предложения. Но прежде чем дать новые знания, мудрая сова интересуется, насколько прочные знания у вас уже есть.

III. Повторение изученного материала.

– Произнесите звуки, которые обозначены буквами (к доске прикреплены карточки-буквы А, О, И, У, Н).

– Как образуются звуки? (Воздух проходит через горло, нос, рот; участвуют зубы, губы, язык.)

– Почему получаются разные звуки? От чего это зависит? (Разные звуки получаются в зависимости от того, в каком положении находятся губы, язык, зубы, как широко открывается рот.)

– Как называются буквы, записанные на доске? (Гласные и согласные.)

– Почему они так называются? (Гласные – голосовые, голос льется свободно, легко, плавно, их можно петь. Согласные при произнесении наталкиваются на преграду: зубы, губы, язык.)

Физминутка

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать

Руки вытянуть пошире,

1,2,3,4,5.

Наклонится — 3, 4.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

IV. Изучение нового материала.

— Найдите среди букв разрезной азбуки большую букву С. Обведите букву пальчиком. Какая по форме большая буква С? Сделайте букву с из ленточки.

Работа по «Азбуке».

— Назовите все предметы,нарисованные на картинке (Стол, стул, сахар, сосульки и т.д.) в которых есть буква с.

— чтение слогов-слияний: си, са, со, су.

— чтение слов

осина сосна

— Игра «Кто внимательный».

Учитель читает стихотворение Т. Синицыной «Алфавитная семья».

– Посчитайте количество слов на букву с.

Как старательно трудился

Звук согласный – буква С!

В результате получился

Слов прекрасных целый лес:

Солнце, счастье, свет, страна,

Серебристая луна,

Синий вечер, звезд сияние,

Сон, волшебное сказание.

Вот трещит в траве сверчок,

Светит нежно светлячок,

Соловей залился трелью,

Звонкой, радостной свирелью.

Сани, снег, слеза, снежинка,

В море рыбка есть – сардинка,

Скрипка, струны и смычок,

Гриб растет в лесу – сморчок.

Есть на С любые птицы:

Совы, снегири, синицы,

Страус, сокол и скворец.

Буква С, ты – молодец! (Всего 32 слова.)

V. Закрепление изученного, развитие речи.

– Работа над скороговоркой.

Слоны умны.

Слоны смирны.

Слоны спокойны и сильны.

Чистоговорки.

Са-са-са- в лесу бегает лиса.

Со-со-со- у Вовы колесо.

Ос-ос-ос- на поляне много ос.

Су-су-су- было холодно в лесу.

Усь-усь-усь- на лугу пасется гусь.

5. Подведение итогов. Обобщение

-Назовите, какие вы буквы выучили?

Физминутка для Е.Д.

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

infourok.ru

конспект уроку на тему » Буква с, звук (с) «

ТЕМА: Звуки [с], [с´]. Буквы С с.

ЦЕЛЬ: дать понятие о звонких и глухих согласных; познакомить со звуками [ с ], [с´], буквами С с; учить читать открытые и закрытые слоги с изученными буквами и слоги с постепенно усложняющейся звуко-слоговой структурой; расширить знания детей по теме „Зоопарк”; прививать навыки культуры поведения в зоопарке, любовь к животным.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, звуковые модели, таблица „Город букв”.

ХОД УРОКА

І. Актуализация опорных знаний

1.Разминка.

— Какие согласные звуки мы выучили на прошлых уроках?

— На все мои последующие вопросы вы должны отвечать словом, где первый звук будет [ м ] или [м´].

— Что ты любишь из еды?

— Какие вывески можно увидеть в городе?

— Какие ты знаешь города?

— Какой вид транспорта тебе больше всего нравится?

— Какие овощи растут на грядке?

— Какая ягода растет в саду?

— Как можно назвать ребенка по-другому?

— Какие имена ты знаешь?

— Назови весенние месяцы.

2.Выделение одинакового начального звука.

— Какой первый звук в каждом слове?

Семь суток сорока старалась, спешила,

Себе сапоги сшила.

Сказала со смехом соседка синица:

Стать самой скрипучей сорока стремится.

ІІ. Сообщение темы и задач урока

На уроках мы узнаем все о звуках [с], [с´] и буквах, их обозначающих. Будем учиться читать более сложные слоги.

ІІІ. Первичное восприятие и осознание нового материала

  1. Практические упражнения.

  • Произнесем звук [с] несколько раз, следим за артикуляционным аппаратом. А теперь звук [с´]. Что вы можете о них сказать?

Мы знаем, что согласные различаются не только по признаку твердости-мягкости. Но и по звонкости-глухости.

— Что вы можете сказать о звуках [с], [с´]?

2. Игра „ Поймай звук”.

Хлопните в ладоши, если услышите звук [с], хлопните два раза, если услышите звук [с´].

Слова: суббота, свисток, осень, рис, Сергей, сорока, Саша, север, сила.

3.Робота с чистоговоркой и скороговоркой.

а) Са-са-са в лесу бегает лиса.

Со-со-со вдруг сломалось колесо.

Су-су-су потерялись мы в лесу.

Си-си-си едим с мамой мы в такси.

Усь-усь-усь на лугу пасется гусь.

б) Саша любит сушки,

Соня – ватрушки.

4. Физкультминутка.

5.Составление звуковых схем.

Отгадайте загадку и составте звуковые модели слов-отгадок.

а)Бивни-клики толсты, велики,

Хобот силен. Кто это?.. (Слон)

б)Горбоносый длиннноногий,

Великан ветвисторогый,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелоь

Встретить вам, то это …

(Лось)

Сравните звукавые модели. Чем они похожи. Чем отличаются?

Дайте характеристику первому звуку в слове слон и последнему звуку в слове лось.

6. Знакомство с буквами С с.

Для записи звуков [с], [с´] существует буква с.

— На что она похожа?

Сравните большую и маленькую буквы. Что вы заметили?

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

IV.Закрепление и осмысление знаний учащимися

1.Работа с учебником (с.38).

а) Чтение слогов хором, цепочкой, индивидуально:

са а│с

со о│с

сы ы│с

си и│с

б) Чтение слогов с примыканием слога-слияния к согласному:

с│ма с│мо с│мы с│ми

в) Задания для читающих детей.

Зачеркни лишнее слово в каждом столбике:

лось мо-ло-ко тыква

слон ке-фир слива

орел сме-та-на груша

тигр хлеб яблоко

г) Обозначение точкой безударных гласных.

Читаем слово: са-ма

— Что вы можете сказать о гласных?

— Чем они отличаются?

— Какой слог ударный?

— Как называют гласный в ударном слоге?

— А если гласный без ударения, как бы вы его назвали?

Безударный звук мы обозначили буквой с красной точкой – она указывает на безударный гласный.

— Какое слово записано ниже? Мы изменили слово, и что произошло?

Безударный слог стал ударным.

Читаем первое слово второго столбика.

Вы прочитали слово, как написано, а теперь произнесите его так, как мы его слышим в речи — [самы].

-Что вы заметили? Какой слог ударный?

— Что можно сказать о втором слоге? А о гласных?

Прочитай слово ниже. Что произошло?

— Какой гласный слышался в безударном слоге?

— А какую букву написали?

Это тайна русского языка. Мы постепенно будем открывать потайные дверцы и узнаем, почему слышится звук[а], а записываем букву о

.

д) чтение словесно-графических схем.

Рассмотрите рисунки посередине справа. Кого вы видите?

— Где находятся мама с дочкой?

— Кого вы успели навестить в зоопарке?

— Что у девочки в руках? А у мамы?

— Как вы думаете, какая табличка висит у входа в слоновник?

А подходит ли схема под рисунком к этому слову?

Мы прочитаем предложения и узнаем, как зовут девочку.

(Чтение индивидуально.)

— Как зовут девочку?

Посмотрите на нижний рисунок. Что делают дети? Дополним предложение словами. Что обозначает эта схема ________?

— Какие слова подошли б этой схеме?

Дополни предложения по схеме.

2. Физкультминутка.

V. Обобщение и систематизация знаний

1. Игра „Зоопарк”.

Ученик за доской выбирает картинку животного, в названии которого есть изучаемые нами звуки. Не называя предмет, описывает его, а дети класса должны догадаться, о ком идет речь.

Например: это животное большое, серого цвета. У него большие уши, добрые глаза, короткий хвост, толстые ноги. Вместо обычного носа у него хобот. Кто это?

Проверьте, есть ли в названии нужные звуки. Значит, слона мы помещаем в наш зоопарк.

(Картинки лисы, лося, страуса, рыси и т.п.)

  1. Беседа.

— Какие звуки встретились в этих словах?

— Что вы о них можете рассказать?

— Какой буквой они обозначаются?

3. Работа по таблице „Город букв”.

— Можно ли поместить букву С рядом с буквой М? Почему?

— Значит, для глухих согласных нужно другое место? Поселим ее на проспекте Глухих согласных.

VI. Итоги урока

— Что новое изучили на уроке?

— Что научились делать?

Поиграйте дома в игру „Зоопарк”.

infourok.ru

Конспект урока » Звук и буква С»

Тема урока: «Звуки [с] и [с’]. Буква С, с»

Тип урока: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ

Цели и задачи урока:

— Познакомить учащихся с буквами С, с.

— Формировать умение выделять звуки [с], [с’].

— Формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного чтения.

— Прививать интерес к чтению.

Оборудование: Компьютер, проектор , экран, пропись, карточки с рисунками, карточки с заданием.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Ребята, смотрите, что-то опустилось мне на ладошку.

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Мягкие пушинки,

Милые…( снежинки ).

Разжимаю ладонь и показываю «СНЕЖИНКУ». Посмотрите в окно. Все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

— Давайте покажем, как кружатся снежинки. (Дети танцуя в такт музыке, медленно поднимают и опускают руки. Сегодня у нас праздник новой буквы. На чем же мы поедем в сказочную страну Азбуковедение ? ( На санках.) Но волшебные санки могут появиться только тогда, когда вы правильно составите схему слова САНИ. ( Один ученик работает у доски, остальные — в индивидуальных кассах букв.)

Изучение нового материала

— Какой одинаковый звук в словах: снег, снежинки, санки ? ( ЗВУК [C].) Какие еще «снежные» слова вы знаете ? ( Снежная баба, снеговик, и т.д.) Прежде чем сесть в волшебные сани, нужно три раза повторить скороговорку : « По семеро в сани уселись сами».

— А теперь отправляемся в зимний…. Ой, ребята, вам нужно самим догадаться, куда мы поедем, так как у нашего слова заблудился звук. Помогите, иначе санки не поедут.

На пожелтевшую траву

Бросает лев (лес) свою листву.

— Правильно лес. О каком лесе здесь идет речь ? А мы с вами поедем в зимний лес. Держитесь крепче!

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех!

Потом в лес все побежали ,

И в снежки играть мы стали.

( Во время физкультминутки дети приседают ,быстро шагают на месте, руки сзади, потом имитируют игру в снежки.)

— А теперь вы будете не просто играть в снежки, а при каждом броске по моей просьбе называть любое слово со звуком [C] и определять место этого звука в слове. Ну вот, поиграли и снова садимся в сани. Едем по зимнему лесу .Как вы думаете , все птицы улетают в теплые края ? Прислушаемся.

Там, где пел зяблики,

Сегодня посмотри,

Как розовые яблоки,

На ветках……( снегири).

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей бояться этих.

Мыши прячутся, дрожа.

Очень уж суровы

Филины и… ( совы).

— Вспомните других птиц , в названии которых есть этот звук. ( Детям предлагается узнать птиц по картинке, описанию, отгадать загадки про синицу, скворца, расшифровать ребус про сороку, решить несложный кроссворд . Рассказ детей о птицах дополняются учителем .)

— А вот еще задание. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите звук [C] в словах:

Снегирь сидит на ветке

В розовой жилетке.

А дятел в ярко — красной

Шапочке атласной.

Вдали мелькают сойки –

Синие ковбойки.

На доске рисунок зимнего леса , на одной из сосен сидит синица , а под сосной – лисица. Дети несколько раз проговаривают скороговорку : « На сосне — синица, под сосной – лисица».

Правильная артикуляция звука «С».

-Когда мы произносим этот звук:

-губы принимают положение следующего гласного;

-зубы сближены на расстояние около 1 мм;

-кончик языка упирается в нижние резцы;

-спинка языка выгнута, и посередине её образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам;

— боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов;

— нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что образует препятствие для выхода воздуха через нос;

-голосовые связки разомкнуты.

-Звук [с] бывает мягкой и твердой.

-Что вы узнали о звуках с — сь?

(с) – согласный, глухой, твёрдый.

(сь) – согласный, глухой, мягкий.

2.Речевая зарядка.

Са-саса в лесу бегает лиса.

Со-со-соу Вовы колесо.

Усь—усь—усь на лугу пасется гусь.

Су-су-су холодно в лесу.

Си—си-си — сук в руке неси.

3.»Доскожите словечко».

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На бруски набил я планки.

Дайте снег! Готовы…(санки)

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок-

Взрослая …(собака)

На шесте — дворец,

Во дворце — певец,

А зовут его…(скворец)

-Какой звук слышится вначале у этих слов?

-Молодцы!

IV. Физкультминутка.

Разминка с музыкальным сопровождением.

(1)Головами покиваем,
Носиками помотаем
И зубами постучим.
(2)И немножко помолчим,

(3)Плечиками мы покрутим
(4) И про ручки не забудем,
Пальчиками потрясём
(5) И немножко отдохнём

(6) Мы ногами поболтаем.
И чуть — чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём,
(7) И с начала всё начнём…
1 (и далее) — действия соответствуют тексту песни.
2 — прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»).
3 — поставив пальцы на плечи, вращаем плечами.
4 (и далее) – по тексту
5 — наклонившись, качаем руками («чтобы ручки отдохнули»)
6 (и далее) – по тексту
7 — прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.
В остальных случаях действия соответствуют текст

V. Закрепление изученного материала.

1.Развитие навыков звукового анализа.

Определите, какой звук с или сь встречается в слове, где он стоит: в начале,в середине или в конце слова.

Стул, собака, самолет, сирень, сосиска, стрекоза, снеговик, слон. (С. 9)

2. ) Выбери предмет в названии которого есть звук [cь] ?(С.10) ( Детям раздаются картинки)

3.Запомните слова со звуком [с] , которые встретятся вам в сказке.

“Свинья в гостях”.

Однажды собака пригласила свою соседку свинью на обед.Накрыла в саду стол, красивую скатетерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.

Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в сметане, сок сливовый, а себе- сосисок нажарила с салом.

Свинья была очень довольна за такое угощение.

-Спасибо тебе сосед! Приходи и ты к нам в гости.

-Какие слова запомнили в сказке со звуком [с]?

4.Мультимедийная игра.                                           

1. Поставь в названии деревьев нужные буквы.

 _ С И Н А,          _ _ _ Н А (С.11)

2.Покажите картинки с одним слогом (С.12).

3.Назовите картинки с двумя слогами (С.13).

4.»4-й лишний».

-Посмотрите внимательно на рисунки, как вы думаете какой рисунок лишний? (С.14).

-Какой звук слышится вначале у этих слов?

VI. Работа в тетрадях (С.15-16).

-А теперь мы с вами научимся писать строчную и заглавную букву с. Работа в прописях.

VII. Подведение итогов урока.

1.Найди все буквы С. (С. 17)

2.Работа над вопросами.

— С какой буквой сегодня познакомились?

-Какой звук обозначает буква С?

— Чему научились на уроке?

— Что интересное было на уроке?

— Что осталось непонятным?

multiurok.ru

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Звуки [с] и [с’]. Буква С.с.

Тема урока: «Звуки [с] и [с’]. Буква С,с»

Тип урока: комбинированный

Педагогические технологии:

игровые

информационные

здоровьесберегающие  

Цели и задачи урока:

— Познакомить учащихся  с буквами С,с.

— Формировать умение выделять звуки [с], [с’].

— Формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного чтения.

— Прививать интерес к чтению.

Оборудование: Компьютер,  мультимедиапроектор , экран, пропись, карточки с рисунками, карточки с заданием.

 Ход урока.

I. Организационный момент.

—  Если хочешь много знать,
   Многого добиться

   Обязательно читать

   Должен научиться! (С. 2)

_ Ребята , посмотрите внимательно, кто у нас сегодня в гостях? (Мудрая сова).

-Молодцы!

II. . Сообщение темы и цели урока.

-Она пришла к нам на урок с интересными загадками. Будем отгадывать загадки? А теперь слушаем ее внимательно.

1.Отгадывание загадок.

Сто одёжек, все без застёжек. (капуста)(С.3)

Хвост пушистый, мех ворсистый, в лесу живёт в деревне кур крадёт. (лиса).(С.4)

Летит птица – небылица, а внутри народ сидит,

Меж собою говорит. (самолёт)(С.5)

Верещунья белобока,  а зовут её … (сорока)(С.6)

-Молодцы ребята! Ответы правильные.

-Какой звук встречается во всех этих словах? (с)

-Какой воздух выходит из шарика?(С-с-с…)

-Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить?» (о звуках с, с’).

-Правильно!

Правильная артикуляция звука «С».

-Когда мы произносим этот звук:

-губы принимают положение следующего гласного;

-зубы сближены на расстояние около 1 мм;

-кончик языка упирается в нижние резцы;

-спинка языка выгнута, и посередине её образуется желобок, по которому   выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам;

— боковые края языка прилегают к внутренней стороне   верхних коренных зубов;

— нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке   глотки, так что образует препятствие для выхода    воздуха через нос;

-голосовые связки разомкнуты.

-Звук [с] бывает мягкой и твердой.

-Что вы узнали о звуках с — сь?

(с) – согласный, глухой, твёрдый.

(сь) – согласный, глухой, мягкий.

III. Работа над новым материалом.

1. Игра «Узнайте звук».

-Хлопайте, если услышите в слове звуки [с], [с’]: слон, семечки, корова, миска, фара, лисица, нора, автобус, малина, Карлсон.

— Объясните, где находится звук: в конце, начале, середине слова.

2. Знакомство с новыми буквами.(С.7)

(показ букв С с)

— На что похожа буква? (С.8)

(Чтение учителем стихотворений)

Радугою до небес                                   Полумесяц в небе темном

Изогнулась                                              Буквой С повис над домом.

Буква «С».

Напрягла

Свои бока —

Подпирает

Облака.

2.Речевая зарядка.

Са-са—са — в лесу бегает лиса.

Со-со-со— у Вовы колесо.

Усь—усь—усь — на лугу пасется гусь.

Су-су-су — холодно в лесу.

Си—си-си — сук в руке неси.

3.»Доскожите словечко».

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На бруски набил я планки.

Дайте снег! Готовы…(санки)

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок-

Взрослая …(собака)

На шесте-дворец,

Во дворце-певец,

А зовут его…(скворец)

-Какой звук слышится вначале у этих слов?

-Молодцы!

IV. Физкультминутка.

Разминка с музыкальным сопровождением.

(1)Головами покиваем
Носиками помотаем
И зубами постучим
(2)И немножко помолчим

(3)Плечиками мы покрутим
(4) И про ручки не забудем
Пальчиками потрясём
(5) И немножко отдохнём

(6) Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем
Ножку ножкой подобьём
(7) И с начала всё начнём…
1 (и далее) — действия соответствуют тексту песни.
2 — прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»).
3 — поставив пальцы на плечи, вращаем плечами.
4 (и далее) – по тексту
5 — наклонившись, качаем руками («чтобы ручки отдохнули»)
6 (и далее) – по тексту
7 — прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.
В остальных случаях действия соответствуют текст

V. Закрепление изученного материала.

1.Развитие навыков звукового анализа.

Определите, какой звук с или сь встречается в слове, где он стоит: в начале,в середине или в конце слова.

Стул, собака, самолет, сирень, сосиска, стрекоза, снеговик, слон. (С. 9)

2. ) Выбери предмет  в названии которого есть звук [cь] ?(С.10) ( Детям раздаются картинки)

3.Запомните слова со звуком [с] , которые встретятся вам в сказке.

“Свинья в гостях”.

Однажды собака пригласила свою соседку свинью на обед.Накрыла в саду стол, красивую скатетерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.

Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в сметане, сок сливовый, а себе- сосисок нажарила с салом.

Свинья была очень довольна за такое угощение.

-Спасибо тебе сосед! Приходи и ты к нам в гости.

-Какие слова запомнили в сказке со звуком  [с]?

4.Мультимедийная игра.                                           

1. Поставь в названии деревьев нужные буквы.

 _ С И Н А,              _ _ _ Н А (С.11)

2.Покажите  картинки с одним слогом (С.12).

3.Назовите картинки с двумя слогами (С.13).

4.»4-й лишний».

-Посмотрите внимательно на рисунки, как вы думаете какой рисунок лишний? (С.14).

-Какой звук слышится вначале у этих слов?

VI. Работа в тетрадях  (С.15-16).

-А теперь мы с вами научимся писать строчную и заглавную букву с. Работа в прописях.

VII. Подведение итогов урока.

1.Найди все буквы С. (С. 17)

2.Работа над вопросами.

— С какой буквой сегодня  познакомились?

-Какой звук обозначает буква С?

— Чему научились на уроке?

— Что интересное было на уроке?

— Что осталось непонятным?

nsportal.ru

Конспект урока по теме: «Буква эС и звук С/С*»

Вот уже звенит звонок

Начинается урок.

Встали ровно , подтянулись,

Все друг другу улыбнулись,

Тихо, тихо, словно мышки сели на свои места

Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я, а зовут меня Екатерина Яковлевна.

1. Иллюстрация с беседой

Ребята, к нам на урок пришел африканский слон, на спине несет он корзину с овощами, ему ее подарили, потому что такие овощи он никогда не ел т.к они росли в нашем огороде. Узнаем какие овощи никогда не ел слон:

— Назовите первый звук слова (тыква, укроп, морковь). Какой он? глас или согл? Почему? Какой буквой обозначим?

— Назовите ударный звук слова помидор. Какой он? глас или согл? Почему? Какой буквой обозначим?

— Назовите последний звук слова баклажан. Какой он? глас или согл? Почему? Какой буквой обозначим?

-Молодцы, мы повторили звуки которые уже прошли. Я вижу, вы умеете различать гл. и согл. звуки и обозначать их буквами.

-А вот что нового вы узнаете , и какова тема сегодняшнего урока — попробуйте догадаться сами.

-Сейчас я вам прочитаю слова. Вы должны внимательно послушать. А затем вы должны назвать первый звук в этих словах.

1) санки,сказка, снег, сугроб.

-Какой звук мы слышим первым? Какой он гл. или согл.? Почему? Квадратом какого цвета обозначим? (прикреп. на доску)

2)сироп, сено, село.

-Какой звук мы слышим первым? Какой он гл. или согл.? Почему? Квадратом какого цвета обозначим? (прикреп. на доску)

— Мы познакомились с 2-мя звуками С и С*

-А чтобы научить правильно, произносить эти звуки, мы с вами выучим скороговорки, в которых встречаются эти звуки.

Итак, сначала слушайте меня, а затем проговариваем вместе.

-Са са са- села на цветок оса

-Су су су- девица заплела косу.

-Со со со- отвалилось колесо

-Си си си- друзей в гости пригласи.

-Молодцы! теперь вы умеете правильно произносить звуки с и с*.

Дидактическая игра

-Ребята на нашем пути встретился лесной житель, угадайте какой?

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

-Кто это?

-правильно, это лиса.

-У лисы есть два любимых цвета зеленый и синий, поэтому она предлагает сыграть в игру «Угадай-ка».

-Я буду называть слова со звуками с и с*, а вы должны услышать твердый это звук или мягкий и показать мне синюю или зеленую карточку.(карандаш)

— Если в слове нет этих звуков , то показывайте красный

Слова: оса, сон, сосна, мост, сосиски, курица, село, сова, заяц, сом, сила, космос.

-Как вы думаете почему лиса предложила нам слова курица, заяц в которых нет звуков с и с*, она очень любит погоняться за курицами и зайцами поэтому не смогла пропустить такие важные для нее слова.

-Лисе понравилось как вы отвечали , и она желает вам удачи в следующих заданиях.

Физминутка

(про Жирафа)

-Звуки с и с* на письме обозначаются буквой эс

Ребята, а на что похожа буква с?

Из каких элементов она состоит?

-Ребята а откройте букварь на странице 2 и 7, посмотрите в правый верхний угол. Кто скажет почему буква с помещена в сине –зеленый квадратик?

Правильно ребята, молодцы!

(картинный букварь, на что похожа буква — показ)

-У Нашего гостя Слона есть друг зайка, он уже знаком с буквой эс и предлагает нам прочитать слоги с буквой С

-Сначала читаю я, а затем все вместе:

Су , ус, са, ас, ос, си, сы, со.

Столбики слов: Сначала читаю я, затем хором и разбираем каждый

сам сами сом оса ус

сама сани сон осы усы

Теперь хором прочитаем столбики.

Теперь читаем по цепочке.

— Когда говорим сами? когда мы одни или когда нас много?

-Ребята, а когда мы говорим оса?

-А когда говорим осы?

— Почитайте слова в которых буква с находиться вы начале, в середине, в конце.

Итог: мы научились читать слова в которых есть звук с.

-Ребята, у нас на пути у нас препятствие. У нас зашифрованы слова, вы должны отгадать какое слово загадано на картинке.

Часы, колесо ,самовар, сумка, сирень .

-В слове часы звук с твердый или мягкий?

-В слове колесо? (самовар, сумка)

-В слове сирень?

-Молодцы , вы справились с этим заданием.

-Посмотрите на доску , что вы видите? (иллюстр. санки) — на доске

-Все вместе произнесем слово санки.

Давайте разделим его на слоги.

Прохлопаем. Сан-ки.

Два слога. Давайте позовем это слово.

На какой слог падает ударение?

Назовите 1 звук первого слога сан

-Он гласный или согласный?

-почему?

-Квадратом какого цвета мы обозначим этот звук на письме, синим или красным?

Назовите второй звук первого слога сан

-Он гласный или согласный?

-Почему?

-Квадратом какого цвета его обозначим?

-Назовите третий звук первого слога сан?

-Какой он гласный или согласный?

-Твердый или мягкий?

-Квадратом какого цвета его обозначим?

-Назовите первый звук второго слога ки.

-Какой он гласный или согласный ?

-Твердый или мягкий?

-Квадратом какого цвета его обозначим?

-Назовите второй звук второго слога ки.

-Какой он, гласный или согласный?

-квадратом какого цвета его обозначим?

-Итак , мы с вами провели слого-звуковой анализ слова санки и составили схему этого слова.

Работа с букварем

— А сейчас я предлагаю поработать с букварем.

-Давайте прочитаем:

У мамы сум а.

— Назовите 1 звук слова сумка. Какой он?

— Назовите 2 звук слова сумка? Какой он?

— Назовите 3 звук слова сумка? Какой он?

— Назовите 1 звук 2 слога слова сумка. Какой он?

Квадратом какого цвета обозначим?

Назовите последний звук в этом слове. Какой он?

-Ребята, а это предложение?

-Почему?

-Молодцы вы справились с заданием.

Работа в прописях

-Откройте свои прописи на с.1 и3 .

-Ребята, из скольких элементов состоит буква эс?

-Пишем строчную букву эс.

Начинаем ниже верхней линейки. Справа налево прописываем закругление, касаемся верхней линейки, опускаем полуовальную линию вниз, закругляем вправо, коснувшись нижней линейки.

(Показ у доски)(в воздухе)

-Пишем красиво и подчеркните ту букву, которая больше всего вам понравилась и которая самая красивая.

Теперь научимся писать заглавную букву С (показ)

-(С- начинаем писать с середины нерабочей строки, справа налево прописываем закругление, касаемся середины нерабочей строки, опускаем вниз полуовальную линию, закругляем вправо, коснувшись нижней линии строки).

Давайте подведем итог нашего урока.

Какова же все таки была тема нашего урока?

Что вы узнали нового?

-Как вы считаете , вы хорошо работали на этом уроке?

-Кто был самым активным?

Оценивание.

-Спасибо всем, кто не ленился на этом уроке.

2ой урок.

Прозвенел уже звонок,

Начинать пора урок.

Нужно нам спокойно встать,

Чтобы время не терять,

-Посмотрите все ли у вас готово к уроку?

-Сейчас проверим как вы усвоили прошлый урок.

-ребята, давайте вспомним какую букву и звук мы проходили на предыдущем уроке,

— сегодня мы научимся читать слова и предложения с буквой эс.

-Послушайте стихотворение: «Слоненок удивил ребят, слоненок встал на самокат, немножко покатался – и самокат сломался!»

-ребята кто это?

-Давайте произнесем это слово!

-Какой первый звук этого слова гласный или согласный?

-а почему он согласный?

-а кокой он, твердый или мягкий?

-каким квадратом мы его обозначим?

-А сейчас отгадайте загадку. На каток ушла с утра, моя младшая…

Правильно, сестра

-Давайте произнесем это слово!

— с какого звук начинается слово сестра? Гласного или согласного?

-а почему согласный?

-какой он, твердый или мягкий?

-каким квадратом мы его обозначим?

-правильно!

-а теперь ответьте с каким звуком мы познакомились на прошлом уроке?

Работа с букварем.

-вы уже умеете обозначать буквой звуки с и с*, а сейчас давайте научимся читать предложения в которых есть слова с буквой эС. Сейчас давайте поработаем по букварю, откройте книги на странице 2 и 8

-посмотрите на картинку на этой странице.

— Кто изображен на картинке?

— Как назовем девочку?

— Как назовем мальчика?

— Что они делают?

— А где они катаются на санках?

-Назовите слова в которых есть звук с и с*.

-Ребята мы рассмотрели картинку и этой картинке соответствует текст, который называется «Сани».

-я читаю, вы внимательно слушайте.

-ребята, о ком говорится в этом тексте?

-прочитайте этот текст в полголоса!

Работа с текстом.

— К то у моста?

Прочитайте это предложение.

-что Сима сказала Самату? Прочитайте

-что Сима предложила Самату?

Прочитайте.

-ребята, а как мы будем читать предложение с точкой? А как будем читать с восклицательным знаком?

-назовите слова в которых есть звук с и с*

-ребята сколько слогов в слове Сима? Давайте прохлопаем.

— а в слове Самат? Давайте прохлопаем

-ребята, а давайте найдем слова которые состоят из одного слога.

Давайте проверим. Прохлопаем

-назовите слово, в котором 2 слога?

-назовите первый звук?

-назовите слово, в котором 3 слога.

-давайте прочитаем все вместе

На доске:

Сани у Симы.

Самата.

— Прочитайте текст с левой стороны

-сани у – это предложение?

-почему?

-А сани у Самата. Это предложение?

-а с какой буквы начинается предложение?

-и что ставится в конце предложения?

-молодцы, вы умеете составлять предложение

Работа в прописях.

-ребята вы уже умеете писать

Прописную и сточную букву эс. Теперь научимся писать букву с в соединении с др. буквами.

откройте свои прописи на странице 1 и 3,

Сы — какое соединение, верхнее или нижнее?

Си — какое соединение, верхнее или нижнее?

Итог: Молодцы, вы научились писать букву эс.

-Вы справились со всеми заданиями.

-Работа со словами в прописи.

сейчас мы научимся писать слова в которых есть буква эс.

-посмотрите на 8ую строчку вашей прописи .

-сперва посмотрите на доску внимательно, я вам покажу как писать, следите за моим показом

САМ…

Разминка.

-ребята, а сейчас давайте поиграем! Я буду загадывать загадки, а вы попытайтесь их отгадать:

Гладишь — ласкает, дразнишь-кусает,

На цепи сидит, дом сторожит.(собака)

Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло- спать летит в дупло (сова)

Все лето стояли, зиму ожидали.

Дождались поры- помчались с горы(сани)

С неба к нам он прилетел, покружился, тихо, сел, замерзающую землю, в шубу белую одел (снег)

Золотое яблочко, по небу катается, с утра улыбается, а улыбки- лучи очень горячи (солнце)

Спереди пятачок, сзади- крючок, посредине спинка, а на ней щетинка (свинья)

Практическая работа. Слогозвуковой анализ слов: осина, сом, собака.

(1 слово – 1 уч-ся к доске) – остальные самостоятельно

— Назовите слово

— Разделите его на слоги

— Выделите ударный слог.

— Назови 1 звук 1 слога. Какой он. Квадратом какого цета обозначим? (заштриховка)

— Назови 2 звук 1 слога. Какой он. Квадратом какого цета обозначим? (заштриховка)

— Назови 31 звук 1 слога. Какой он. Квадратом какого цета обозначим? (заштриховка)

— Назови 1 звук 2 слога. Какой он. Квадратом какого цета обозначим? (заштриховка)

— Назови 2 звук 2 слога. Какой он. Квадратом какого цета обозначим? (заштриховка)

(под каждым звуком подпис. буква)

-сегодня мы с вами познакомились с новым звуком С и С*. Научились различать их, а также научились читать и писать букву эс в сочетании с другими буквами. До свидания!!!

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по чтению 1 класс на тему » Звук и буква С «

Тема урока: «Звуки [с] и [с’]. Буква С, с»

Тип урока: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ

Цели и задачи урока:

— Познакомить учащихся с буквами С, с.

— Формировать умение выделять звуки [с], [с’].

— Формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного чтения.

— Прививать интерес к чтению.

Оборудование: Компьютер, проектор , экран, пропись, карточки с рисунками, карточки с заданием.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Ребята, смотрите, что-то опустилось мне на ладошку.

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Мягкие пушинки,

Милые…( снежинки ).

Разжимаю ладонь и показываю «СНЕЖИНКУ». Посмотрите в окно. Все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

— Давайте покажем, как кружатся снежинки. (Дети танцуя в такт музыке, медленно поднимают и опускают руки. Сегодня у нас праздник новой буквы. На чем же мы поедем в сказочную страну Азбуковедение ? ( На санках.) Но волшебные санки могут появиться только тогда, когда вы правильно составите схему слова САНИ. ( Один ученик работает у доски, остальные — в индивидуальных кассах букв.)

Изучение нового материала

— Какой одинаковый звук в словах: снег, снежинки, санки ? ( ЗВУК [C].) Какие еще «снежные» слова вы знаете ? ( Снежная баба, снеговик, и т.д.) Прежде чем сесть в волшебные сани, нужно три раза повторить скороговорку : « По семеро в сани уселись сами».

— А теперь отправляемся в зимний…. Ой, ребята, вам нужно самим догадаться, куда мы поедем, так как у нашего слова заблудился звук. Помогите, иначе санки не поедут.

На пожелтевшую траву

Бросает лев (лес) свою листву.

— Правильно лес. О каком лесе здесь идет речь ? А мы с вами поедем в зимний лес. Держитесь крепче!

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех!

Потом в лес все побежали ,

И в снежки играть мы стали.

( Во время физкультминутки дети приседают ,быстро шагают на месте, руки сзади, потом имитируют игру в снежки.)

— А теперь вы будете не просто играть в снежки, а при каждом броске по моей просьбе называть любое слово со звуком [C] и определять место этого звука в слове. Ну вот, поиграли и снова садимся в сани. Едем по зимнему лесу .Как вы думаете , все птицы улетают в теплые края ? Прислушаемся.

Там, где пел зяблики,

Сегодня посмотри,

Как розовые яблоки,

На ветках……( снегири).

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей бояться этих.

Мыши прячутся, дрожа.

Очень уж суровы

Филины и… ( совы).

— Вспомните других птиц , в названии которых есть этот звук. ( Детям предлагается узнать птиц по картинке, описанию, отгадать загадки про синицу, скворца, расшифровать ребус про сороку, решить несложный кроссворд . Рассказ детей о птицах дополняются учителем .)

— А вот еще задание. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите звук [C] в словах:

Снегирь сидит на ветке

В розовой жилетке.

А дятел в ярко — красной

Шапочке атласной.

Вдали мелькают сойки –

Синие ковбойки.

На доске рисунок зимнего леса , на одной из сосен сидит синица , а под сосной – лисица. Дети несколько раз проговаривают скороговорку : « На сосне — синица, под сосной – лисица».

Правильная артикуляция звука «С».

-Когда мы произносим этот звук:

-губы принимают положение следующего гласного;

-зубы сближены на расстояние около 1 мм;

-кончик языка упирается в нижние резцы;

-спинка языка выгнута, и посередине её образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам;

— боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов;

— нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что образует препятствие для выхода воздуха через нос;

-голосовые связки разомкнуты.

-Звук [с] бывает мягкой и твердой.

-Что вы узнали о звуках с — сь?

(с) – согласный, глухой, твёрдый.

(сь) – согласный, глухой, мягкий.

2.Речевая зарядка.

Са-саса в лесу бегает лиса.

Со-со-соу Вовы колесо.

Усь—усь—усь на лугу пасется гусь.

Су-су-су холодно в лесу.

Си—си-си — сук в руке неси.

3.»Доскожите словечко».

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На бруски набил я планки.

Дайте снег! Готовы…(санки)

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок-

Взрослая …(собака)

На шесте — дворец,

Во дворце — певец,

А зовут его…(скворец)

-Какой звук слышится вначале у этих слов?

-Молодцы!

IV. Физкультминутка.

Разминка с музыкальным сопровождением.

(1)Головами покиваем,
Носиками помотаем
И зубами постучим.
(2)И немножко помолчим,

(3)Плечиками мы покрутим
(4) И про ручки не забудем,
Пальчиками потрясём
(5) И немножко отдохнём

(6) Мы ногами поболтаем.
И чуть — чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём,
(7) И с начала всё начнём…
1 (и далее) — действия соответствуют тексту песни.
2 — прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»).
3 — поставив пальцы на плечи, вращаем плечами.
4 (и далее) – по тексту
5 — наклонившись, качаем руками («чтобы ручки отдохнули»)
6 (и далее) – по тексту
7 — прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.
В остальных случаях действия соответствуют текст

V. Закрепление изученного материала.

1.Развитие навыков звукового анализа.

Определите, какой звук с или сь встречается в слове, где он стоит: в начале,в середине или в конце слова.

Стул, собака, самолет, сирень, сосиска, стрекоза, снеговик, слон. (С. 9)

2. ) Выбери предмет в названии которого есть звук [cь] ?(С.10) ( Детям раздаются картинки)

3.Запомните слова со звуком [с] , которые встретятся вам в сказке.

“Свинья в гостях”.

Однажды собака пригласила свою соседку свинью на обед.Накрыла в саду стол, красивую скатетерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.

Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в сметане, сок сливовый, а себе- сосисок нажарила с салом.

Свинья была очень довольна за такое угощение.

-Спасибо тебе сосед! Приходи и ты к нам в гости.

-Какие слова запомнили в сказке со звуком [с]?

4.Мультимедийная игра.                                           

1. Поставь в названии деревьев нужные буквы.

 _ С И Н А,          _ _ _ Н А (С.11)

2.Покажите картинки с одним слогом (С.12).

3.Назовите картинки с двумя слогами (С.13).

4.»4-й лишний».

-Посмотрите внимательно на рисунки, как вы думаете какой рисунок лишний? (С.14).

-Какой звук слышится вначале у этих слов?

VI. Работа в тетрадях (С.15-16).

-А теперь мы с вами научимся писать строчную и заглавную букву с. Работа в прописях.

VII. Подведение итогов урока.

1.Найди все буквы С. (С. 17)

2.Работа над вопросами.

— С какой буквой сегодня познакомились?

-Какой звук обозначает буква С?

— Чему научились на уроке?

— Что интересное было на уроке?

— Что осталось непонятным?

infourok.ru

Конспект занятия звук и буква С

Тема: Звук [С] и буква С

Цели:

Образовательные: 

1.Уточнение артикуляции и звучания звука [с]. 

2.Закрепить правильное произношение звука [с] в слогах, словах.

3. Соотнесение звука и буквы.

Коррекционные: 

1.Развитие  фонематического слуха.

2. Развитие артикуляционной, тонкой, общей моторики.

Воспитательные: воспитание познавательного интереса к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов, умения работать в группе.

Оборудование: Зеркало, предметные картинки, карточка с буквой.

Ход занятия:

I.Орг. момент.

1. Психогимнастика «Грустный и веселый клоун»- указательный и средний палец двигаются от носогубной складки по верхней губе до уголков рта, путем легкого надавливания вверх/вниз.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.  «Сказка о Весёлом Язычке»

   — Чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Будем с ним сейчас играть, упражнения выполнять: «Часики», «Заборчик», «Окошко», «Лопатка», «Лошадка».

2. Сообщение темы занятия.

    — Звук [ С ] и буква С

3. Уточнение артикуляции [с]. 

   — В каком положении находятся губы, зубы, язык?

   Характеристика звука [с] – согласный, парный, глухой, твёрдый.

4. Развитие фонематического восприятия. (Игра «Кто самый внимательный?»)

    — Хлопните в ладоши, когда услышите звук [с].

     с, с, н, а, в, з, ж, с, у, д, с, с.

     са, мо, су, лы, ар, ос, ус, по, сы, жа, со

     сумка, кот, сапоги, бусы, лыжи, нос

 5. Автоматизация звука [с] в словах.

   Работа по карточкам.

   — назвать предметы, изображенные на картинках, и выбрать те, в названии которых есть звук  [с]

   (сапоги, стул, часы, кукла, кубики)

6.Физминутка

Скок-скок, скок-поскок,
Сел мышонок на конек,
На разминку всех зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапку ставим на носок,
А потом на пятку,

На носочках скок-поскок,

А потом вприсядку.

Пляшут мышки-шалунишки,

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, тише, тише мышки

Не мешайте спать братишки

7. Соотнесение звука и буквы.

        — На что похожа буква С?

   Села мышка в уголок

   Съела бублика кусок.

  Полумесяц в небе тёмном

  Буквой «С» повис над домом.

 — Построим из пальцев букву «С». ( Из большого и указательного пальцев левой руки.)

8. Упражнение «Найди букву»

     — Найдите букву С в каждом ряду. Обведите  букву С.

    С-?    С  А У С  О С  А  О   С  У

     с-?     с  м  о  у   с  а  с  о  у  с

 9.  Игра «Какой  сок приготовил Буратино?»

— Буратино угощал своих друзей соком из абрикосов, ананаса, сливы и смородины.   Помогите назвать, какие соки у него получились.

   Сок из абрикосов – абрикосовый

  Из ананаса – ананасовый.

   Из смородины – смородиновый.

   Из сливы – сливовый.

— Какой звук мы слышим в словах?  (Звук  [с].)

10. Звуковой анализ слова сок.

-Определить количество звуков.

-Определить 1,2, 3 звук.

III.   Итог занятия.

— С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Дать характеристику звуку.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *