cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Команды для робота кумир – Исполнитель Робот — Среда программирования Кумир

Программа Кумир — исполнитель Робот

Программа Кумир

Исполнитель Робот

Кто такой исполнитель Робот?

  • Представьте себе клетчатое поле (как лист из тетради в клеточку) на котором находится некий объект, который мы назовем Робот. Используя специальные команды, мы можем этим Роботом управлять — перемещать его по клеткам, закрашивать клетки. И в большинстве случаев наша задача будет заключаться в том, чтобы написать такую программу для Робота, выполняя которую он будет закрашивать определенные клетки.

Настройка среды Кумир для исполнителя Робот

  • Запущенная программа Кумир выглядит так.

Стартовая обстановка Робота

  • Перед началом выполнения программы необходимо задать исполнителю Робот стартовую обстановку. Это значит установить Робота в нужную позицию, расставить стены, закрасить нужные клетки и т. п. Этот шаг очень важен. Если его проигнорировать, то программа может работать неправильно или вообще завершится аварийно.

Нажмите на Редактировать обстановку

  • Перенесите Робота в нужное место, установите стены и укажите клетки, которые необходимо закрасить:

Исполнитель Робот. Простые команды.

  • вверх
  • вниз
  • влево
  • вправо
  • закрасить

Результат выполнения этих команд понятен из их названия:

  • вверх — переместить Робота на одну клетку вверх
  • вниз — переместить Робота на одну клетку вниз
  • влево — переместить Робота на одну клетку влево
  • вправо — переместить Робота на одну клетку вправо
  • закрасить — закрасить текущую клетку (клетку в которой находится Робот).

Пример алгоритма

  • Сначала необходимо написать фразу:
  • использовать Робот

Если известно сколько клеток нужно закрасить, то алгоритм решения будет следующим!

Задание №1

  • Напишите программу для решения следующей задачи, если известно сколько клеток нужно закрасить

Циклы

  • 1. Цикл со счетчиком  применяется когда заранее известно сколько повторений необходимо сделать.

нц раз

кц

Здесь мы должны указать количество повторений (число) и команды, которые будут повторяться.  Команды, которые повторяются в цикле называют  телом цикла.

Пример для цикла со счетчиком

Задание №2

  • Напишите программу для решения следующей задачи, используя цикл со счетчиком
  • 2. Цикл с условием- пока условие истинно-цикл выполняется, если ложно-то не выполняется
  • У исполнителя Робот есть несколько условий

сверху свободно

снизу свободно

слева свободно

справа свободно

сверху стена

снизу стена

слева стена

справа стена

  • Можно использовать частицы: НЕ, И, ИЛИ

Структура цикла с условием

нц пока справа свободно

вправо

закрасить

кц

Пример цикла с условием

Задание №3

  • Напишите программу для решения следующей задачи, используя цикл с условием:

Задание №4

  • Напишите программу для решения следующей задачи, используя циклы с условием:

Решение для задачи №4

Пример задачи

Решение задач:

  • 2. Робота  надо  перевести  из  стартового  положения  в  конечное, закрашивая стенки

Ответы

Задание №5

  • На бесконечном поле имеется горизонтальная стена. Длина стены неизвестна. Робот находится сверху от стены в левом ее конце. На рисунке приведено расположение робота относительно стены (робот обозначен буквой «Р»):

Ответ на задание №5

  • нц пока не (снизу свободно)

вверх

закрасить

вниз

вправо

кц

Начало цикла (нц) и условие (пока не(снизу свободно)) — пишутся на одной строчке.

Задание №6

Конструкция если

  • сверху свободно  снизу свободно  слева свободно  справа свободно

 

  • Эти команды можно использовать вместе с условием «если» , имеющим следующий вид:
  • если условие то
  • последовательность команд
  • все
  •  
  • Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
  • если справа свободно то
  • вправо
  • закрасить
  • все

Задание №7

Длины стен неизвестны.

В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны.

Ответ на задание №7

нц

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

кц

 

нц

пока свер­ху сво­бод­но

впра­во

кц

 

нц

пока спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

кц

 

нц

пока не спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

вниз

кц

 

нц

пока спра­ва сво­бод­но

вниз

кц

 

нц

пока не спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

вниз

кц

Задание №8

Длины стен неизвестны.

В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны.

Ответ на задание №8

нц

пока свер­ху сво­бод­но

вверх

кц

 

нц

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить

влево

кц

 

нц

пока свер­ху сво­бод­но

влево

кц

 

нц

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить

влево

кц

 

вверх

впра­во

 

нц

пока не снизу сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

кц

 

нц

пока снизу сво­бод­но

впра­во

кц

 

нц

пока не снизу сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

кц

Задание №9

Длины стен неизвестны.

В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны.

Ответ на задание №9

нц

пока снизу сво­бод­но

вниз

кц

 

нц

пока не снизу сво­бод­но

за­кра­сить

влево

кц

 

нц

пока снизу сво­бод­но

влево

кц

 

нц

пока не снизу сво­бод­но

за­кра­сить

влево

кц

 

вниз

впра­во

 

нц

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

кц

 

нц

пока свер­ху сво­бод­но

впра­во

кц

 

нц

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

кц

Задание №10

Длины стен неизвестны.

В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны.

Ответ на задание №10

нц

пока с­ле­ва сво­бод­но

влево

кц

 

нц

пока не слева сво­бод­но

за­кра­сить

вниз

кц

 

нц

пока слева сво­бод­но

вниз

кц

 

нц

пока не с­ле­ва сво­бод­но

за­кра­сить

вниз

кц

 

влево

вверх

 

нц

пока не спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

вверх

кц

 

нц

пока спра­ва сво­бод­но

вверх

кц

 

нц

пока не спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

вверх

кц

Задание №11

Длины стен неизвестны.

В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны.

Ответ на задание №11

нц

пока не свер­ху сво­бод­но

влево

кц

 

впра­во

 

нц

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

кц

 

влево

 

нц

пока снизу сво­бод­но

вниз

кц

 

впра­во

вниз

влево

 

нц

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить

влево

кц

Задание №12

На бес­ко­неч­ном поле име­ет­ся лест­ни­ца. Сна­ча­ла лест­ни­ца спус­ка­ет­ся вниз спра­ва на­ле­во, затем спус­ка­ет­ся вниз слева на­пра­во. Вы­со­та каж­дой сту­пе­ни — одна клет­ка, ши­ри­на — две клет­ки. Робот на­хо­дит­ся спра­ва от верх­ней сту­пе­ни лест­ни­цы. Ко­ли­че­ство сту­пе­нек, ве­ду­щих влево, и ко­ли­че­ство сту­пе­нек, ве­ду­щих впра­во, не­из­вест­но. На ри­сун­ке ука­зан один из воз­мож­ных спо­со­бов рас­по­ло­же­ния лест­ни­цы и Ро­бо­та (Робот обо­зна­чен бук­вой «Р»).

Ответ на задание №12

Дви­га­ем­ся вниз под лест­ни­цей спра­ва на­ле­во, пока не дой­дем до стыка лест­ниц:

нц пока снизу сво­бод­но

вниз

влево

влево

кц

 

Дви­га­ем­ся вниз до конца спус­ка­ю­щей­ся лест­ни­цы, за­кра­ши­вая нуж­ные клет­ки на пути:

нц пока не слева сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

за­кра­сить

впра­во

вниз

кц

Задание №13

Ответ на задание №13

нц пока слева сво­бод­но

за­кра­сить

влево

кц

 

вверх

нц пока не слева сво­бод­но

за­кра­сить

вверх

кц

Задание №14

На бес­ко­неч­ном поле име­ет­ся пря­мо­уголь­ник, огра­ни­чен­ный сте­на­ми. Длины сто­рон пря­мо­уголь­ни­ка не­из­вест­ны. Робот на­хо­дит­ся внут­ри пря­мо­уголь­ни­ка. На ри­сун­ке ука­зан один из воз­мож­ных спо­со­бов рас­по­ло­же­ния стен и Ро­бо­та (Робот обо­зна­чен бук­вой «Р»).

Ответ на задание №14

нц

пока спра­ва сво­бод­но

впра­во

кц

 

нц

пока свер­ху сво­бод­но

вверх

кц

 

за­кра­сить

 

нц пока слева сво­бод­но

влево

кц

 

за­кра­сить

Задание №15

Ответ на задание №15

нц

пока спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

кц

 

нц

пока снизу сво­бод­но

за­кра­сить

вниз

кц

 

за­кра­сить

 

нц

пока не (снизу сво­бод­но)

влево

кц

 

вниз

 

нц

пока не (спра­ва сво­бод­но)

за­кра­сить

вниз

кц

 

за­кра­сить

впра­во

 

нц

пока не (свер­ху сво­бод­но)

за­кра­сить

впра­во

кц

Задание №16

Ответ на задание №16

нц

пока не спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

вниз

кц

 

за­кра­сить

впра­во

 

нц

пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

кц

 

нц

пока свер­ху сво­бод­но

вверх

кц

 

нц

пока спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

кц

 

нц

пока не спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

вниз

кц

Задание №17

Задание №18

multiurok.ru

Управление исполнителем Робот в системе кумир

скачать Управление исполнителем Робот в системе КУМИР

Робот существует в определенной обстановке ( прямоугольном клетчатом поле). Между некоторыми клетками поля могут быть расположены стены. Некоторые клетки могут быть закрашены (рис. 3.11).

Робот занимает ровно одну клетку поля.

По командам вверх, вниз, влево и вправо Робот перемещается в соседнюю клетку в указанном направлении. Если на пути оказывается стена, то происходит отказ — выдается сообщение о невозможности выполнить очередную команду.

По команде закрасить Робот закрашивает клетку, в которой стоит. Если клетка уже была закрашена, то она закрасится повторно, хотя никаких видимых изменений не произойдет.

Робот может исполнять только правильно записанные команды. Если вместо команды вниз написать внис, то Робот эту запись не поймет и сразу же сообщит об ошибке.

Ошибки: 1 синтаксические; 2. логические

Описания обстановок хранятся в текстовых файлах специального формата (формат .fil).

Текущая — обстановка, в которой находится Робот в данный момент (включая информацию о положении Робота).

Стартовая — обстановка, в которую принудительно помещается Робот в начале выполнения программы, использующей Робот.

Порядок работы:



  1. Задать стартовую обстановку по условию задачи:

Меню Инструменты → Сменить стартовую обстановку Робота (нарисовать обстаковку по условию задачи, дать имя, сохранить в Личной папке)

2. Указать Исполнителя:

Меню Вставка →Использовать Робот

3. Написать алгоритм решения задачи.

4. Выполнить алгоритм (Меню Выполнение →Выполнить непрерывно /F9)

5. Меню Программа – Сохранить программу как…(указать папку, дать имя файлу, расширение файла .kum)

Система команд исполнителя Робот в системе КУМИР


Команда

Действие

вверх

Робот перемещается на 1 клетку вверх

вниз

Робот перемещается на 1 клетку вниз

влево

Робот перемещается на 1 клетку влево

вправо

Робот перемещается на 1 клетку вправо

закрасить

Робот закрашивает клетку, в которой находится

справа свободно

Робот проверяет выполнение соответствующего простого условия

слева свободно



сверху свободно



снизу свободно



клетка закрашена



клетка чистая



Циклические алгоритмы

Цикл – организация повторения действий, пока верно некоторое условие.

Тело цикла – набор повторяемых действий.

Условие – логическое выражение (простое или сложное ( составное))
Типы циклов:

1.Цикл «Повторять n раз» 2. Цикл «Пока»
нц n раз нц пока
. . Тело цикла . . Тело цикла
кц кц

Пример: нц пока справа свободно

вправо


Общий вид цикла «Повторять n раз:

ПОВТОРИТЬ n РАЗ

КОНЕЦ
кц

Общий вид цикла «пока»:

ПОКА ДЕЛАТЬ

КОНЕЦ
Составные условия образуются из одного или нескольких простых условий и служебных слов И, ИЛИ, НЕ.


Составное условие А И В ( где А, В — простые условия), выполнено, когда выполнено каждое из двух входящих в него простых условий.

Пусть А — сверху свободно, В — справа свободно, тогда составное условие А И В — сверху свободно И справа свободно.


Составное условие А ИЛИ В выполнено, когда выполнено хотя бы одно из двух входящих в него простых условий: сверху свободно ИЛИ справа свободно
Составное условие НЕ А — выполнено, когда не выполнено условие А.

Пример: Пусть А – клетка закрашена (простое условие).

Проверка составного условия НЕ А:

а) А — выполнено, НЕ А (НЕ закрашено) — не выполнено.

б) А — не выполнено, НЕ А (НЕ закрашено) — выполнено.


Команда ветвления

Ветвление — форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.

Общий вид команды ЕСЛИ:

ЕСЛИ ТО ИНАЧЕ

КОНЕЦ

В языке КУМИР:

Полное ветвление: Неполное ветвление:
если то если то

иначе

все все

Вспомогательный алгоритм — алгоритм, решающий некоторую подзадачу основной задачи.

В системе КУМИР вспомогательные алгоритмы пишутся в конце основной программы (после служебного слова кон), вызываются на выполнение в основой программе по имени.

Вопросы и задания

1. Приведите все алгоритмы из трех команд, которые переместят Робота из исходного положения в клетку Б.

Существует ли для этой задачи алгоритм, при выполнении которого Робот делает:

а) два шага; б) четыре шага; в) пять шагов; г) семь шагов?


  1. Петя составил алгоритм, переводящий Робота из клетки А в клетку Б с закрашиванием каких-то клеток. Что должен сделать Коля с этим алгоритмом, чтобы получить алгоритм, переводящий Робота из Б в А и закрашивающий те же клетки?

  1. Петя составил алгоритм, при выполнении которого Робот вернулся в исходное положение. Коля стер одну из команд. При выполнении Колиного алгоритма Робот также вернулся в исходное положение. Какую команду стер Коля?

  2. Маша придумала узор для Робота. Коля стер ровно половину закрашенных клеток. Восстановите рисунок, зная, что он симметричен относительно вертикальной оси. Напишите программу для Робота.

  3. Напишите программу, с помощью которой Робот сможет попасть в клетку Б во всех трех лабиринтах.

  1. Напишите программу, с помощью которой Робот попадет в клетку Б

7. Известны два вспомогательных алгоритма Робота

алг узор_1

нач


вверх; закрасить; вниз

вправо; закрасить; влево

вниз; закрасить; вверх

влево; закрасить; вправо

кон


алг узор_2

нач


вверх; вправо; закрасить

вниз; вниз; закрасить

влево; влево; закрасить

вверх; вверх; закрасить

вправо; вниз

кон


Нарисуйте, что получится при выполнении Роботом следующих основных алгоритмов:

а)

нц 5 раз


узор_1

вправо; вправо;

кц


б)

нц 7 раз


узор_2

вправо; вправо

кц


в)

узор_1


вправо; вправо; вправо

вверх; вверх

узор_1

вправо; вправо; вправо

вниз; вниз

узор_1



г)

узор_1


вправо; вправо

узор_2


вправо; вправо

узор_1


8. Составьте алгоритмы, под управлением которых Робот закрасит указанные клетки:


9. Известно, что где-то правее Робота есть стена. Составьте алгоритм, под управлением которого Робот закрасит ряд клеток до стены и вернется в исходное положение.

10. Известно, что где-то правее Робота есть закрашенная клетка.

Составьте алгоритм, под управлением которого Робот закрасит ряд клеток до закрашенной клетки и вернется в исходное положение.

11. Известно, что Робот находится рядом с левым входом в горизонтальный коридор.

Составьте алгоритм, под управлением которого Робот закрасит все клетки этого коридора и вернется в исходное положение.

12. Известно, что Робот находится где-то в горизонтальном коридоре. Ни одна из клеток коридора не закрашена.

Составьте алгоритм, под управлением которого Робот закрасит все клетки этого коридора и вернется в исходное положение.


13. В ряду из десяти клеток правее Робота некоторые клетки закрашены.

Составьте алгоритм, который закрашивает клетки:

а) ниже каждой закрашенной клетки;

б) выше и ниже каждой закрашенной клетки.


14. Что можно сказать о правильности следующего фрагмента алгоритма?

нц пока клетка закрашена

ЕСЛИ справа свободно ТО

вправо; закрась

все

кц

15. Напишите программу, с помощью которой Робот сможет попасть в клетку Б во всех трех лабиринтах.


16. Напишите программу, следуя которой Робот сможет пройти по коридору от левого нижнего угла поля к правому верхнему. Коридор имеет ширину одна клетка и тянется в направлении слева-снизу вправо-вверх. Пример возможного коридора изображен на рисунке.

Задачи ГИА


  1. Коридор1. Робот находится где-то в вертикальном коридоре. Ни одна из клеток коридора не закрашена. Составить алгоритм, под управлением которого Робот закрасит все клетки этого коридора и вернется в исходное положение.

  1. К
    Надо

    Дано
    оридор2. Робот находится в верхней клетке узкого вертикального коридора. Ширина коридора – одна клетка, длина коридора может быть произвольной.


Возможный вариант начального расположения Робота приведён на рисунке (Робот обозначен буквой «Р»)

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки внутри коридора и возвращающий Робота в исходную позицию. Например, для приведенного выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см.рисунок):


  1. На бесконечном поле имеется длинная горизонтальная стена. Длина стены неизвестна. Робот находится в одной из клеток непосредственно сверху от стены. Начальное положение Робота также неизвестно. Одно из возможных положений:

Н
Надо

Дано
апишите алгоритм для Робота, закрашивающий все клетки, расположенные выше стены и прилегающие к ней, независимо от размеров стены и начального положения Робота. Например, для приведенного рисунка Робот должен закрасить следующие клетки:

Конечное положение Робота может быть произвольным. При выполнении алгоритма Робот не должен разрушаться.


  1. Робот находится в левом верхнем углу огороженного пространства, имеющего форму прямоугольника. Размеры прямоугольника неизвестны. Один из возможных размеров прямоугольника и расположение Робота приведены на рисунке. Робот находится в левом верхнем углу огороженного пространства, имеющего форму прямоугольника. Размеры прямоугольника неизвестны. Один из возможных размеров прямоугольника и расположение Робота приведены на рисунке. Конечное положение Робота может быть произвольным. При выполнении алгоритма Робот не должен разрушаться.


  1. На бесконечном поле имеется длинная вертикальная стена. Длина стены неизвестна. Робот находится в одной из клеток, расположенной непосредственно справа от стены. Начальное положение робота также неизвестно. Одно из возможных положений робота приведено на рисунке (робот обозначен буквой «Р»):Напишите для работа алгоритм, закрашивающий все прилегающие к стене клетки: слева, начиная с верхней не закрашенной и через одну; справа, начиная с нижней закрашенной и через одну. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведенного выше рисунка робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок): Конечное расположение робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера стены и любой допустимой начальной позиции робота. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.

  1. Демо2012. На бесконечном поле имеется вертикальная стена. Длина стены неизвестна. От верхнего конца стены вправо отходит горизонтальная стена также неизвестной длины. Робот находится в клетке, расположенной слева от нижнего края вертикальной стены. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные левее вертикальной стены и выше горизонтальной стены и прилегающие к ним. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

  1. На бесконечном поле клеток имеется горизонтальная стена. Длина стены неизвестна. Робот расположен в одной из клеток непосредственно под стеной. Точная начальная позиция Робота неизвестна. Возможное начальное положение Робота приведено на рисунке а) (см. букву Р).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий прилегающие к стене клетки, сверху и снизу, начиная с левой и через одну. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведѐнного рисунка а) Робот должен закрасить следующие клетки (см. рис. б).

Конечное положение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера стены и любой допустимой начальной позиции Робота.



  1. На бесконечном поле имеется длинная вертикальная стена. Длина стены неизвестна. Робот находится в одной из клеток, расположенной непосредственно слевав от стены. Начальное положение робота также неизвестно. Одно из возможных положений робота приведено на рисунке (робот обозначен буквой «Р»):

Напишите для работа алгоритм, закрашивающий все прилегающие к стене клетки:

  • слева все;

  • справа, начиная с верхней незакрашенной и через одну.

Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию.

B1102_ГИА2011

На бесконечном поле имеются две горизонтальные стены. Длина стен неизвестна. Расстояние между стенами неизвестно. Робот находится над нижней стеной в клетке, расположенной у ее левого края. Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные выше нижней стены и ниже верхней стены и прилегающие к ним. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведенного выше рисунка робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок):

Конечное расположение робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.

В1103_ГИА_2011


На бесконечном поле имеется горизонтальная стена. Длина стены неизвестна. От правого конца стены вниз отходит вертикальная стена также неизвестной длины. Робот находится над горизонтальной стеной в клетке, расположенной у ее левого края. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные выше горизонтальной стены и правее вертикальной стены и прилегающие к ним. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

скачать

nenuda.ru

«Управление исполнителем «Робот». Работа в среде «Кумир»»

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Расширить представления учащихся об исполнителях алгоритмов;
  • закрепить представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя.
  • сформировать умение записи, исполнения и отладки алгоритмов с использованием команд робота в среде “Кумир”

Обеспечение урока:

  • система Кумир;
  • мультимедийный проектор;
  • карточки-задания;
  • компьютеры.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка усвоения изученного материала.

  1. Блиц-опрос учащихся на знание основных характеристик исполнителя чертежник: круг решаемых задач, среда исполнителя, система команд исполнителя, система отказов исполнителя, режимы работы исполнителя.
  2. Обсуждение № 17 из д/з
  3. Визуальная проверка № 18-19 из д/з.

3. Объяснение нового материала.

Исполнитель Робот действует на прямоугольном клетчатом поле. Между некоторыми клетками поля могут быть расположены стены. Некоторые клетки могут быть закрашены.

Робот занимает ровно одну клетку поля. По командам вверх, вниз, влево и вправо Робот перемещается в соседнюю клетку в указанном направлении. Если на пути оказывается стена, то происходит отказ – выдается сообщение о невозможности выполнить очередную команду.

По команде закрасить Робот закрашивает клетку в которой стоит. Если клетка уже была закрашена, то она закрасится повторно, хотя никаких видимых изменений не произойдет.

Важно помнить, что Робот может исполнять только правильно записанные команды. Например, если вместо команды вниз написать внис, то Робот эту запись не поймет и сразу же сообщит об ошибке.

Вопрос: Вспомните, как называются ошибки в записи команд. (Синтаксические и логические.)

Напишем программу, исполняя которую Робот нарисует на клетчатом поле меандр из четырех витков.

 

нач
. нц 4 раз
. . вправо
. . закрасить
. . влево
. . закрасить
. . влево
. . закрасить
. . вверх
. . закрасить
. . вверх
. . закрасить
. . вправо
. . закрасить
. . вправо
. . вправо
. . вправо
. . вниз
. . вниз
. кц
.
кон

Исполнитель Робот может принять любую стартовую обстановку. Инструменты → Редактировать стартовую обстановку Робота. В окошке строим стартовую обстановку и сохраняем как стартовую под любым именем.

Задания:

  1. Выполните тот же рисунок с помощью вспомогательного алгоритма.
  2. Предложите свой вариант программы.

использовать Робот
алг
нач
. меандр
. меандр
. меандр
кон

алг меандр
нач
. вправо
. закрасить
. влево
. закрасить
. влево
. закрасить
. вверх
. закрасить
. вверх
. закрасить
. вправо
. закрасить
. вправо
. вправо
. вправо
. вниз
. вниз
кон

Итог урока.

Домашнее задание.

§ 3.1, 3.2 (1, 2) РТ № 1, 2, 7, 11 (стр. 85) Босова Л. Информатика 7 кл.

6.02.2013

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Практическая работа по информатике. Исполнитель Робот

Исполнитель Робот

Среда программирования КуМир

Часто на уроках  и в задании 20.1 ОГЭ по информатике требуется исполнителем «Робот» спускаться или подниматься по лестнице. Надо понимать, что спуск или подъем по лестнице осуществляется одним циклом. Как правило, чтобы проверить работоспособность алгоритма необходимо добавлять ступени на лестнице. Алгоритм должен выполнятся независимо от количества ступеней, например, как для двух ступеней, так и для двадцати.

ЗАДАЧА

На бесконечном поле имеется горизонтальная стена, бесконечно продолжается влево и заканчивается лестницей, которая спускается слева направо. Высота каждой ступени — две клетки, ширина — две клетки. Робот находится на горизонтальной стене для спуска по лестнице. На рисунке указан один из способов расположения лестницы и Робота( Робот обозначен символом ).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные на ступенях лестницы. Требуется закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию.

Например, для приведенного выше рисунка Робот должен закрасить клетки:

Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого количества ступеней. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.

РЕШЕНИЕ

Данную задачу будем решать в среде программирования КуМир. Откроем программу и перейдем в меню Робот — > Редактировать обстановку

Строим лестницу. тЛевой кнопкой мыши щелкаем по стенкам клетки. Ромб (робот) перемещаем в нужное место, зажав левую кнопку мыши

 

Выходим из режима редактирования меню Робот — > Редактировать обстановку. Далее напишем на первой строчке команду «использовать Робот».

Сначала вспомним некоторые команды для исполнителя Робот.

№ п/пКомандаОбозначение
1нцначало цикла
2кцконец цикла
3закраситьзакрашиваетcя клетка
4вверх, вниз, влево, вправодвижение робота
5нач, конначало и конец программы

 

В задании сказано, что

Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого количества ступеней

Это означает, что Робот должен передвигаться с помощью цикла «Пока». Рассуждаем так: снизу под роботом стена, значит снизу не свободно. На 4 строчке редактора пишем команду

нц пока снизу не свободно.

Внутри цикла необходимо последовательно выполнить команды:

вправо
вниз
закрасить
вправо
закрасить
влево
вниз
закрасить
вправо
закрасить

Полностью готовая программа выглядит так:

использовать Робот
алг
нач
нц пока снизу не свободно
вправо
вниз
закрасить
вправо
закрасить
влево
вниз
закрасить
вправо
закрасить
кц
кон

Для проверки алгоритма добавим ещё несколько ступеней и проверим результат

 

 

Исполнитель Робот итоговый результат

Итак, алгоритм закрашивает клетки при любом количестве ступеней лестницы.

amlesson.ru

Практическая работа «Простые программы в среде программирования КуМир (исполнитель Робот)»

Исполнитель Робот. Простые команды

Простые команды Робота

У нашего Робота тоже есть система команд. Сегодня мы рассмотрим простые команды Робота. Всего их 5:

  • вверх

  • вниз

  • влево

  • вправо

  • закрасить

Результат выполнения этих команд понятен из их названия:

  1. вверх — переместить Робота на одну клетку вверх

  2. вниз — переместить Робота на одну клетку вниз

  3. влево — переместить Робота на одну клетку влево

  4. вправо — переместить Робота на одну клетку вправо

  5. закрасить — закрасить текущую клетку (клетку в которой находится Робот).

Эти команды можно писать с клавиатуры, а можно использовать горячие клавиши (нажав их команды будут вставляться автоматически):

  • вверх — Escape, Up (стрелка вверх)

  • вниз — Escape, Down (стрелка вниз)

  • влево — Escape, Left (стрелка влево)

  • вправо — Escape, Right (стрелка вправо)

  • закрасить — Escape, Space (пробел)

Обратите внимание, что набирать нужную комбинацию горячих клавиш нужно не привычным нам способом! Мы привыкли нажимать клавиши одновременно, а здесь их нужно нажимать последовательно. К примеру, чтобы ввести команду вверх, нужно нажать Escape, отпустить ее и после этого нажать стрелку вверх. Это нужно помнить.

Теперь мы готовы написать первый алгоритм для Робота. Предлагаю начать с простого — нарисуем квадрат со стороной 3 клетки.

Наша программа выглядит так:

использовать Робот

алг Квадрат

нач

закрасить

вправо

закрасить

вправо

закрасить

вниз

закрасить

вниз

закрасить

влево

закрасить

влево

закрасить

вверх

закрасить

кон

Задание 1. попробуйте написать программу, рисующую букву П, Р, Ш, Щ, М. А 

Задание 2.  Составьте программу закрашивания клеток, отмеченных звездочкой. Начальное положение Робота — где-то в центре поля.

Задание 3.  Необходимо перевести Робота из начального положения (◊) в точку A за минимальное число шагов любым из возможных способов.

Задание 4.  Необходимо перевести Робота по лабиринту из начального положения (◊) в точку A.

infourok.ru

Урок на тему «Среда программирования Кумир. Исполнитель Робот «. 9-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (999,3 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс: 9

Тип урока: формирование новых знаний.

Цель урока: сформировать представление у учащихся о возможностях программирования на примере конкретного исполнителя  Робот с использованием среды КУМИР; дать практические навыки работы с исполнителем.

Задачи урока:

  • Образовательные: сформировать представление у учащихся об исполнителе алгоритма Робот; познакомить учащихся с командами исполнителя и средой программирования КуМир; закрепить полученные знания на практике.
  • Развивающие: способствовать развитию у учащихся стремления к активной познавательной деятельности, работе самостоятельно и в группе и пытаться самим разрешать возникающих проблем. Развивать активную речь, навыки абстрактно-логического мышления и креативной деятельности.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию познавательных интересов, трудолюбия, усидчивости, культуры умственного труда, бережного отношения к школьному имуществу,  умения работать в группе и самостоятельно, умения адекватно оценивать результаты своей работы.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • исполнитель алгоритма Робот;
  • СКИ Робота, среду исполнителя Робот;
  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; 
  •  назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов.

Учащиеся должны уметь:

  • понимать  описания  алгоритмов  на  учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления  исполнителя Робот;  выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Техники и технологии: здоровьесберегающая технология, ИКТ-технология

Оборудование: Презентация к уроку: «Среда программирования Кумир. Исполнитель Робот», ПК, мультимедийный проектор, электронная доска, раздаточный материал с условиями задач разного уровня сложности.

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник — Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса/Н.Д. Уцгринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 212 с.

Содержание урока

1. Организационный момент (2 мин)

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, фиксирует отсутствующих. Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку — наличие всего необходимого на парте для урока.

2. Актуализация знаний (5 мин)

Повторение пройденного материала. Учитель осуществляет фронтальный опрос учащихся на проверку изученного материала:

— На прошлом уроке мы с вами изучили тему «Алгоритм. Исполнители алгоритма».

— Давайте вспомним: «Что такое алгоритм?».

— Кто такой исполнитель алгоритма?

— Кто может являться исполнителем алгоритма?

Визуальная проверка выполнения домашнего задания.

Задание 1.

У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:

1. вычти 1

2. возведи в квадрат

Первая из них уменьшает число на экране на 1, вторая возводит его во вторую степень. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 2 числа 64, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.

(Например, 11121 — это алгоритм: вычти 1, вычти 1, вычти 1, возведи в квадрат, вычти 1, который преобразует число 7 в 15.) Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

Ответ: 21212

Задание 2.

Цепочка из трёх бусин, помеченных латинскими буквами, формируется по следующему правилу:

– в середине цепочки стоит одна из бусин C, E, D, A;

– в конце – одна из бусин H, A, C, которой нет на втором месте;

– на первом месте – одна из бусин H, A, E, D, не стоящая в конце.

Определите, сколько из перечисленных цепочек созданы по этому правилу?

HCA AEA DAH ECC EEH ADE CEA AED EHA

В ответе запишите только количество цепочек.

Ответ: 3

Задание 3.

Автомат получает на вход четырёхзначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам.

1. Вычисляются два числа – сумма четных цифр и сумма нечетных цифр заданного числа.

2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке неубывания (без разделителей).

Пример. Исходное число: 2177. Сумма четных цифр — 2, сумма нечетных цифр — 15. Результат: 215.

Определите, сколько из приведённых ниже чисел могут получиться в результате работы автомата.

419 1319 2014 1811 1212 205 322 294 55 

В ответе запишите только количество чисел.

Ответ: 3

Задание 4.

Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она нечётна, то удваивается первый символ цепочки символов, а если чётна, то в конец цепочки добавляется буква С. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А — на Б, Б — на В и т. д., а Я — на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма.

Например, если исходной была цепочка ЛЕС, то результатом работы алгоритма будет цепочка ММЁТ, а если исходной была цепочка ПОЛЕ, то результатом работы алгоритма будет цепочка РПМЁТ.

Дана цепочка символов РУЧЕЙ. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)? Русский алфавит:

АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ.

Ответ: ТТХЩЖЛТ

Рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашней работы.

3. Постановка учебной задачи (3 мин)

Учитель направляет детей для формулирования темы урока, вовлекает учащихся в процесс определения цели урока, задавая наводящие вопросы. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе, выдвигают предположения относительно темы и цели урока.

Совместно с учителем формулируют тему и цель урока.

Слайд 1 – Учащиеся записывают тему урока в рабочие тетради «Исполнитель алгоритма Робот».

4. Изучение нового материала

Новый материал излагается в сопровождении презентации «Среда программирования Кумир. Исполнитель Робот».

Слайд 2 – Учитель формирует представление у учащихся, об исполнителе алгоритма Робот.

Робот – это условный исполнитель. Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.

Слайд 3 – Учитель знакомит учащихся с системой команд исполнителя Робот. Учащиеся записывают в рабочие тетради основные команды выполняемые Роботом.

У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы:

вверх вниз влево вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →.
Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.

Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно

Слайд 4-16 – Учитель знакомит учащихся с программой Кумир, с основными правилами работы с исполнителем алгоритма Робот в среде программирования в программе Кумир. Учащиеся записывают в рабочие тетради основные команды выполняемые Роботом.
Запуск программы:

Пуск – Все программы – НИИСИ РАН – Кумир

Выбор условного исполнителя:

Вставка – использовать Робот

Перед началом выполнения программы необходимо задать исполнителю Робот стартовую обстановку. Это значит установить Робота в нужную позицию, расставить стены, закрасить нужные клетки и т. п.

Запустив среду Кумир в меню Инструменты выбираем пункт Редактировать стартовую обстановку Робота.

Откроется окно с синим фоном. Это и есть стартовая обстановка Робота. И мы ее можем изменить.

По умолчанию, размер окна 10 на 15 клеток. Если нам необходимо изменить количество строк и столбцов, то щелкаем Обстановка — Новая обстановка и задаем необходимые значения

  • Чтобы переместить Робота в новую позицию, щелкаем по нему левой кнопкой мыши и не отпуская ее тащим Робота в нужное место.
  • Чтобы добавить/удалить стену, щелкаем левой кнопкой мыши по границе клетки.
  • Чтобы закрасить/очистить клетку, щелкаем по ней левой кнопкой мыши
  • Чтобы добавить или убрать точку в клетку щелкаем по клетке, удерживая клавишу Ctrl

Для того чтобы сохранить (Обстановка — Сохранить  или Обстановка — Сохранить как).

После этого закрываем окно Обстановка и в основном окне программы выбираем Робот — Сменить стартовую обстановку

Находим сохраненную ранее обстановку и загружаем ее. После этого убедимся, что загрузили правильную стартовую обстановку, щелкнув по кнопке Показать окно Робота

Алгоритмические конструкции:

алг
нач
<команда 1>
<команда 2>

<команда n>
кон

 

если <условие> то
<команда 1>
иначе <команда 2>
все

 

Цикл со счетчиком применяется когда заранее известно сколько повторений необходимо сделать. 

нц <количество повторений> раз
<команда 1>
<команда 2>

<команда n>
кц

Цикл с условием выполнение действий до тех пор, пока не перестанет выполняться условие

нц пока <условие>
<команда 1>
<команда 2>

<команда n>
кц

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не

Для запуска программы на выполнение: Выполнение – Выполнить непрерывно

5. Первичное закрепление полученных знаний

Слайд 17, 18 – Учитель на примере подробно разбирает решение задачи № 20.1 ОГЭ с использованием исполнителя Робот в среде программирования Кумир.

Пример

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные над горизонтальной стеной и ниже горизонтальной стены. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию.

Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.

Решение:


 

6. Физкультминутка

Слайд 19 – Учащиеся выполняют упражнения для глаз под руководством учителя.

Упражнение 1. ШТОРКИ

Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

Упражнение 2. БОЛЬШИЕ ГЛАЗА

Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

Упражнение 3. МАССАЖ

Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Упражнение 4. «СТРЕЛЯЕМ ГЛАЗАМИ»

  • Смотрим вверх-вниз с максимальной амплитудой.
  • Чертим круг по часовой стрелке и обратно.
  • Рисуем глазами диагонали.
  • Рисуем взглядом квадрат.
  • Рисуем глазами бантики (восьмерку).
  • Переводим взгляд из одного угла в другой по диагоналям квадрата.
  • Сводим зрачки к переносице изо всех сил, приблизив палец к носу.

7. Закрепление полученных знаний

Слайд 20 — Ученики работают практически за компьютерами с исполнителем Робот в среде КуМир, в которой выполняют задания с доски.

8. Домашнее задание

Слайд 21 — Сообщение домашнего задания.

Выполнить в программе Кумир задания 20 №20, 160, 300 с Образовательного портала для подготовки к экзаменам РЕШУ ОГЭ ИНФОРМАТИКА — https://inf-oge.sdamgia.ru/test?theme=20

9. Итог урока (2 мин)

Выставление оценок.

Подведение итогов урока.

14.08.2017

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Работа в КуМире с исполнителем Робот. Настройка интерфейса.

Работа в КуМире. Исполнитель Робот. Интерфейс.

Справка для учеников.

  1. Запустите среду КуМир.

  1. Создайте стартовую обстановку для Робота.
    Для этого выполните команду Инструменты-Редактировать стартовую обстановку Робота

Ромб на поле обозначает начальное положение Робота. Щелкайте мышью по границам клеток, чтобы получился лабиринт, указанный в задании. Например:

Переместите Ромб в исходное положение Робота

  1. Сохраните стартовую обстановку: Обстановка-Сохранить как стартовую и закройте окно обстановки. Чтобы проверить, что обстановка сменилась в меню Робот выполните команду Показать окно Робота или нажмите на панели инструментов откроется ваш файл на зеленом поле.


На этом можно закрыть зелёное окно Робота.

  1. Напишите программу для робота. Для этого снимите комментарий с первой строки (прим. Комментарий – это вертикальная палочка перед словом «использовать робот»). Строка станет яркой и слово «робот» станет зелёным цветом

Если изначально этой строки не было, найдите её в меню Вставка.

  1. Напишите текст программы между служебными словами нач и кон.

  2. Запустите программу на выполнение клавишей F9 или командой Выполнение-Выполнить непрерывно.

  3. Откройте окно Робота, чтобы проверить как выполнилась программа.

  4. При необходимости отредактируйте программу.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *