cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Элективный курс секреты русской орфографии и пунктуации – Программа элективного курса «Секреты русской орфографии и пунктуации»

Программа элективного курса «Секреты русской орфографии и пунктуации»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа элективного курса «Секреты русской орфографии и пунктуации» рассчитана на 34 часа для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.

Цель курса:

  • обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,

  • закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,

  • преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе — формированию навыков грамотного письма.

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл), пунктуации (8-9 кл.).

Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях элективного курса «Секреты русской орфографии и пунктуации» предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)

2. тренировочный (тестовые задания)

3. игровой (шарады, кроссворды)

4. контролирующий (диктанты, тесты)

Ожидаемые результаты

В результате изучения курса обучаемый должен знать:

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

  • условия, от которых зависит написание;

  • норму, действующую при данных условиях;

  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

  • приёмы разграничения схожих написаний;

  • правила постановки знаков препинания.

уметь:

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах прилагательных;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

  • правильно писать не с разными частями речи;

  • правильно писать не и ни с местоимениями и наречиями;

  • отличать предлоги от приставок, наречий и существительных;

  • согласовывать в числе сказуемое с подлежащим;

  • расставлять знаки препинания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕК

занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Введение. Основные факторы современного русского письма.

1 ч

2

Слоговой принцип графики.

1 ч

4

Звуковое значение букв, обусловленное графикой

1 ч

5

Состав опорных написаний.

1 ч

6

Части орфографии.

1 ч

7

Буквенное обозначение звукового состава слов (основные принципы ).

1 ч

8

Морфологический принцип орфографии.

1 ч

9

Нарушения морфологического принципа орфографии

1 ч

10

Орфография и морфология.

1 ч

11

Переход прилагательных в существительные

1 ч

12

Суффиксы прилагательных.

1 ч

13

Переход причастий в прилагательные.

1 ч

14

Замена придаточных частей причастными оборотами

1 ч

15

Отличие предлогов от приставок

1 ч

16

Отличие предлогов от наречий.

1 ч

17

Отличие предлогов от существительных

1 ч

18

Отличие предлогов от деепричастий.

1 ч

19

Отличие НЕ от НИ.

1 ч

20

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со всеми частями речи.

1 ч

21

НЕ с различными частями речи

1 ч

22

НЕ и НИ с местоимениями и наречиями.

1 ч

23

НЕ с глаголами и деепричастиями.

1 ч

24

НЕ с причастиями

1 ч

25

Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях

1 ч

26

Правописание Н и НН во всех частях речи.

1 ч

27

Правописание предлогов

1 ч

28

Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.

1 ч

29

Предложения односоставные

1 ч

30

Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения

1 ч

31

Вводные слова и предложения

1 ч

32

СПП с двумя и несколькими придаточными

1 ч

33

Некоторые недочёты и ошибки в построении СПП

1 ч

34

Знаки препинания в БСП

1 ч

Литература:

Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 1993

Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М.,

Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Знаки препинания. – М., 1998.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1991.

Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). – М., 1991.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.

Львова С.И. Этимология на службе орфографии. – М., 2001.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М., 1991.

Скобликова Д.П. Обобщающая работа по орфографии. – М., 1994.

Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твое имя». – М., 1962

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. – М., 2001

Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». – Ростов н/Д, 1998.

infourok.ru

Элективный курс «Секреты русской орфографии и пунктуации» 9 класс

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РОЩИНСКАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей гуманитарного

цикла

Протокол № ________

от__________________20___г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

__________ О.А.Маненко

«____» ___________ 20____г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ:

___________Н.И.Воеводкина

Приказ № _____

от «___»__________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Секреты русской орфографии и пунктуации»

Класс: _9_

Количество часов в неделю: __1ч

Срок реализации программы: 2017 — 2018 учебный год

Учитель русского языка и литературы:

Ягьяева

Елена

Аркадьевна

Категория: І (первая)

Стаж работы: 27 лет

  

  

  

  

с.Рощино, 2017г. 

Содержание 

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………..

     3

  1. Раздел 1. Требования к уровню подготовки обучающихся…………………………………………………………………………………….. 4

  1. Раздел 2. Содержание учебного предмета………………………………………….  5

  1. Раздел 3. Тематическое планирование …………………………………………….. 6

  

  

                             

Пояснительная записка

Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для учащихся 9 класса. Базируется на программно-методических материалах по русскому языку С.И. Львовой (под редакцией Л.М. Рыбченковой: издательство «Дрофа» М.-2001г.), которая соответствует стандартам по русскому языку. Используется в качестве программно-методического сопровождения.

Цель курса:

  • обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,

  • закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,

  • преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

Элективный курс посвящён одной из важных задач филологического образования в школе — формированию навыков грамотного письма. В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл), пунктуации (8-9 кл.). Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой.

Раздел 1. Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения курса обучаемый должен 

знать:

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

  • условия, от которых зависит написание;

  • норму, действующую при данных условиях;

  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

  • приёмы разграничения схожих написаний;

  • правила постановки знаков препинания.

уметь:

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах прилагательных;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

  • правильно писать не с разными частями речи;

  • правильно писать не и ни с местоимениями и наречиями;

  • отличать предлоги от приставок, наречий и существительных;

  • согласовывать в числе сказуемое с подлежащим;

  • расставлять знаки препинания.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

— совершенствования коммуникативных способностей;

— развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Раздел 2. Содержание элективного курса

Введение. Основные факторы современного русского письма (1 час)

Слоговой принцип графики. Звуковое значение букв, обусловленное графикой. Состав опорных написаний. Части орфографии. Буквенное обозначение звукового состава слов (основные принципы ) ( 5 час.)

Морфологический принцип орфографии. Нарушения морфологического принципа орфографии (2 часа)

Орфография и морфология ( 18 часов)

Переход прилагательных в существительные. Суффиксы прилагательных. Переход причастий в прилагательные. Замена придаточных частей причастными оборотами. Отличие предлогов от приставок. Отличие предлогов от наречий. Отличие предлогов от существительных. Отличие предлогов от деепричастий. Отличие НЕ от НИ. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со всеми частями речи. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Правописание предлогов.

Синтаксис и пунктуация ( 8 часов)

Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим. Предложения односоставные. Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения. Вводные слова и предложения. СПП с двумя и несколькими придаточными. Некоторые недочёты и ошибки в построении СПП. Знаки препинания в БСП.

Раздел 3. Тематическое планирование

 Класс  9

Количество часов по учебному плану  

Всего  34 час; в неделю  1 час.  

Пособие по русскому языку для учащихся 6 – 9 классов. Мы пишем без ошибок: Русский язык: Правописание. Интенсивный курс./Фролова Т.Я. – Симферополь: «Таврида»,2006г.

Русский язык. Орфографический тренинг/ Е.А.Белова. – М.: Изд. «Экзамен», 2016г.

  

Табличное представление тематического планирования 

  

занятия

Тема занятия

Количество часов

1

Введение. Основные факторы современного русского письма.

1 ч

2

Слоговой принцип графики.

1 ч

4

Звуковое значение букв, обусловленное графикой

1 ч

5

Состав опорных написаний.

1 ч

6

Части орфографии.

1 ч

7

Буквенное обозначение звукового состава слов (основные принципы ).

1 ч

8

Морфологический принцип орфографии.

1 ч

9

Нарушения морфологического принципа орфографии

1 ч

10

Орфография и морфология.

1 ч

11

Переход прилагательных в существительные

1 ч

12

Суффиксы прилагательных.

1 ч

13

Переход причастий в прилагательные.

1 ч

14

Замена придаточных частей причастными оборотами

1 ч

15

Отличие предлогов от приставок

1 ч

16

Отличие предлогов от наречий.

1 ч

17

Отличие предлогов от существительных

1 ч

18

Отличие предлогов от деепричастий.

1 ч

19

Отличие НЕ от НИ.

1 ч

20

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со всеми частями речи.

1 ч

21

НЕ с различными частями речи

1 ч

22

НЕ и НИ с местоимениями и наречиями.

1 ч

23

НЕ с глаголами и деепричастиями.

1 ч

24

НЕ с причастиями

1 ч

25

Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях

1 ч

26

Правописание Н и НН во всех частях речи.

1 ч

27

Правописание предлогов

1 ч

28

Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.

1 ч

29

Предложения односоставные

1 ч

30

Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения

1 ч

31

Вводные слова и предложения

1 ч

32

СПП с двумя и несколькими придаточными

1 ч

33

Некоторые недочёты и ошибки в построении СПП

1 ч

34

Знаки препинания в БСП

1 ч

infourok.ru

Программа элективного курса «Секреты русской орфографии и пунктуации»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа элективного курса «Секреты русской орфографии и пунктуации» рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.

Цель курса:

  • обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,

  • закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,

  • преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе — формированию навыков грамотного письма.

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл), пунктуации (8-9 кл.).

Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях элективного курса «Секреты русской орфографии и пунктуации» предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)

2. тренировочный (тестовые задания)

3. игровой (шарады, кроссворды)

4. контролирующий (диктанты, тесты)

Ожидаемые результаты

В результате изучения курса обучаемый должен знать:

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

  • условия, от которых зависит написание;

  • норму, действующую при данных условиях;

  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

  • приёмы разграничения схожих написаний;

  • правила постановки знаков препинания.

уметь:

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах прилагательных;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

  • правильно писать не с разными частями речи;

  • согласовывать в числе сказуемое с подлежащим;

  • расставлять знаки препинания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«СЕКРЕТЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ».

занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Введение. Основные факторы современного русского письма.

1 ч

05.09

10.09

2

Орфография и морфология.

1 ч

19.09

24.09

3

Переход прилагательных в существительные

1 ч

03.10

08.10

4

Суффиксы прилагательных.

1 ч

17.10

22.10

5

Переход причастий в прилагательные.

1 ч

07.11

12.11

6

Замена придаточных частей причастными оборотами

1 ч

21.11

26.11

7

Отличие НЕ от НИ.

1 ч

05.12

10.12

8

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со всеми частями речи.

1 ч

19.12

24.12

9

НЕ с различными частями речи

1 ч

14.01

23.01

10

Правописание Н и НН во всех частях речи.

1 ч

28.01

06.02

11

Правописание предлогов

1 ч

11.02

20.02

12

Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.

1 ч

25.02

06.03

13

Предложения односоставные

1 ч

11.03

20.03

14

Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения

1 ч

01.04

10.04

15

Вводные слова и предложения

1 ч

15.04

24.04

16

СПП с двумя и несколькими придаточными

1 ч

29.04

06.05

17

Знаки препинания в БСП

1 ч

13.05

22.05

Литература:

Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 1993

Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М.,

Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Знаки препинания. – М., 1998.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1991.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.

Львова С.И. Этимология на службе орфографии. – М., 2001.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М., 1991.

Скобликова Д.П. Обобщающая работа по орфографии. – М., 1994.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. – М., 2001

Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». – Ростов н/Д, 1998.

infourok.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Секреты русской орфографии и пунктуации», 9 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – Савкинская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по русскому языку

«Секреты русской орфографии и пунктуации», 9 класс

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Слесаревой Елены Михайловны

2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русской орфографии и пунктуации» в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов.

Элективный курс направлен на решение одной из важных задач филологического образования в школе — формированию навыков грамотного письма. Практика работы в 8-9 классах показывает, что учащиеся, знакомясь с новыми синтаксическими и пунктуационными темами, недостаточное внимание уделяют орфографическим нормам, многие орфограммы, изученные в 5-7 классах, забываются. Уроки повторения орфографии не всегда могут восполнить этот пробел. В данном курсе приводятся в систему знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл), пунктуации (8-9 кл.). Программа кружка опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.

Элективный курс поможет ликвидировать имеющиеся пробелы в орфографии и пунктуации, закрепить навыки правописания тех орфограмм, которые по той или иной причине оказались усвоенными недостаточно. Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практические навыки, необходимые для лучшего овладения общеучебными умениями, которые позволят школьникам успешно подготовиться к сдаче ОГЭ.

Данный курс предназначен для обучающихся 9 класса и рассчитан на 17 часов. Продолжительность одного занятия 45 мин.

Цель курса:

— обобщить, закрепить и углубить знания по орфографии и пунктуации, полученные в курсе основной школы.

Задачи курса:

— продолжить формирование навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;

— активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;

— развить орфографическую зоркость учащихся.

Методы и формы работы:

— тесты;

— семинары;

— практические работы.

Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные тесты по обобщающим темам.

В результате изучения курса обучаемый должен знать:

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

  • условия, от которых зависит написание;

  • норму, действующую при данных условиях;

  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

  • приёмы разграничения схожих написаний;

  • правила постановки знаков препинания.

уметь:

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах прилагательных;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

  • правильно писать не с разными частями речи;

  • правильно писать не и ни с местоимениями и наречиями;

  • отличать предлоги от приставок, наречий и существительных;

  • согласовывать в числе сказуемое с подлежащим;

  • расставлять знаки препинания.

Содержание программы

Данный материал сопровождается лингвистическим, орфографическим, а также пунктуационным анализом текстов, и другими упражнениями для закрепления материала.

Изучение языка, особенно грамматики, играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико – синтетической работой, в процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала. В связи с этим особое место отводится формированию грамотного письма, которое носит практическую направленность.

Основные факторы современного русского письма. Этимологический подход к анализу трудных вопросов орфографии.

Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази- анти-, инфра-, экстра-, контр-, псевдо -) в качестве приставок. Правописание сложных существительных.

Написание глаголов с приставкой недо- и глаголов с частицей не и приставкой до-. Орфографический анализ текста.

Правописание производных предлогов и предложных сочетаний. Сложные предлоги. Слитное и раздельное написание предлогов и предложных сочетаний.

Модели образования сложных прилагательных. Слитное написание сложных прилагательных. Написание через дефис и раздельно.

-Н- и –НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях. Правописание суффиксов страдательных причастий в полной и краткой форме. Правописание бесприставочных причастий, образованных от глаголов совершенного вида. Правописание отглагольных прилагательных.

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Наречия, образованные соединением предлогов – приставок. Наречия, имеющие в своем составе существительные или именные формы, не употребляющиеся в современном русском языке. Зависимость правописания наречий от контекста. Наречия пространственного и временного значения. Раздельное написание наречных сочетаний.

Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями на – мый.

Дефис и тире в орфографии и синтаксисе. Правописание существительных, прилагательных, наречий, частиц через дефис. Дефисное написание повторяющихся слов. Обособленные приложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Словообразование и этимология. Правописание приставок. Отличие приставки от других частей слова. Неизменяемые приставки. Приставки пре- и при— . Употребление слов с иноязычными приставками. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями слова.

Постановка знаков препинания в предложениях, осложнённых обособленными членами. Условия обособления. Обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения.

Пунктуация при сравнительных оборотах и присоединительных членах предложения.

Пунктуация в предложениях, осложнённых однородными членами. Условия однородности. Средства выражения однородности. Структура сочинительного ряда.

Конструкции, не входящие в структуру предложения. Знаки препинания при них. Обращение. «Именительный представления». Вводные конструкции. Вставные конструкции. Междометия.

Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Индивидуально-авторская пунктуация. Пунктуация неполных предложений.

Тематическое планирование

п/п

Тема

часы

дата

1

Вводное занятие. Основные факторы современного русского письма.Этимологический подход к анализу трудных вопросов орфографии.

1

2

Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази- анти-, инфра-, экстра-, контр-, псевдо -) в качестве приставок.

1

3

Написание глаголов с приставкой

недо- и глаголов с частицей не и приставкой до- .

1

4

Правописание производных предлогов и предложных сочетаний.

1

5

Модели образования сложных прилагательных.

1

6

-Н- и –НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях.

1

7

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

1

8

Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями на — мый.

1

9

Дефис и тире в орфографии и синтаксисе.

1

10

Словообразование и этимология.

1

11

Постановка знаков препинания в предложениях, осложнённых обособленными членами. Условия обособления.

1

12

Пунктуация при сравнительные оборотах и присоединительных членах предложения.

1

13

Пунктуация в предложениях, осложнённых однородными членами. Условия однородности.

1

14

Средства выражения однородности. Структура сочинительного ряда.

1

15

Конструкции, не входящие в структуру предложения. Знаки препинания при них.

1

16

Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Индивидуально-авторская пунктуация. Пунктуация неполных предложений.

1

17

Итоговое тестирование.

1

Литература

1. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа

      спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский

      язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.

2. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М., 2004.

3. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2010.

4. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. —  М., 2002.

5. Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты.  – СПб, 2004.

6. Е.В.Михайлова. Тесты и тексты для комплексного анализа. Москва, ВАКО 2007.

7.   Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 2007.

8. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии       и пунктуации. – СПб, 2004.

9. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 2001.

10. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2017.

11. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1994.

infourok.ru

Элективный курс для 9 класса «Секреты русской орфографии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 п. Берёзовка г. Хабаровска»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«СЕКРЕТЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»

9 класс

Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год

Рабочая программа курса разработана на основе

федерального компонента государственного стандарта

основного общего образования

Учитель: Симакова Е.Н.

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа элективного курса «Секреты русской орфографии и пунктуации» рассчитана

на 35 часов для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.

Цель курса:

  • обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,

  • закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,

  • преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе — формированию навыков грамотного письма.

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии

(5-7 кл), пунктуации (8-9 кл.).

Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях элективного курса «Секреты русской орфографии и пунктуации» предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

1. Справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)

2. Тренировочный (тестовые задания)

3. Игровой (шарады, кроссворды)

4. Контролирующий (диктанты, тесты)

Ожидаемые результаты

В результате изучения курса обучаемый должен знать:

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

  • условия, от которых зависит написание;

  • норму, действующую при данных условиях;

  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

  • приёмы разграничения схожих написаний;

  • правила постановки знаков препинания.

уметь:

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах прилагательных;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

  • правильно писать не с разными частями речи;

  • правильно писать не и ни с местоимениями и наречиями;

  • отличать предлоги от приставок, наречий и существительных;

  • согласовывать в числе сказуемое с подлежащим;

  • расставлять знаки препинания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«СЕКРЕТЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ».

занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата

план

Дата

факт

1

Введение. Основные факторы современного русского письма.

1 ч

3.09

2

Слоговой принцип графики.

1 ч

10.09

4

Звуковое значение букв, обусловленное графикой

1 ч

17.09

5

Состав опорных написаний.

1 ч

24.09

6

Части орфографии.

1 ч

1.10

7

Буквенное обозначение звукового состава слов (основные принципы ).

1 ч

8.10

8

Морфологический принцип орфографии.

1 ч

15.10

9

Нарушения морфологического принципа орфографии

1 ч

22.10

10

Орфография и морфология.

1 ч

29.10

11

Переход прилагательных в существительные

1 ч

12.11

12

Суффиксы прилагательных.

1 ч

19.11

13

Переход причастий в прилагательные.

1 ч

26.11

14

Замена придаточных частей причастными оборотами

1 ч

3.12

15

Отличие предлогов от приставок

1 ч

10.12

16

Отличие предлогов от наречий.

1 ч

17.12

17

Отличие предлогов от существительных

1 ч

24.12

18

Отличие предлогов от деепричастий.

1 ч

14.01

19

Отличие НЕ от НИ.

1 ч

21.01

20

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со всеми частями речи.

1 ч

28.01

21

НЕ с различными частями речи

1 ч

4.02

22

НЕ и НИ с местоимениями и наречиями.

1 ч

11.02

23

НЕ с глаголами и деепричастиями.

1 ч

18.02

24

НЕ с причастиями

1 ч

25.02

25

Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях

1 ч

3.03

26

Правописание Н и НН во всех частях речи.

1 ч

10.03

27

Правописание предлогов

1 ч

17.03

28

Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.

1 ч

24.03

29

Предложения односоставные

1 ч

7.04

30

Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения

1 ч

14.04

31

Вводные слова и предложения

1 ч

21.04

32

СПП с двумя и несколькими придаточными

1 ч

28.04

33

Некоторые недочёты и ошибки в построении СПП

1 ч

5.05

34

Знаки препинания в БСП

1 ч

12.05

35

Знаки препинания в БСП

1 ч

19.05

Литература:

Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 1993

Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М.,

Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Знаки препинания. – М., 1998.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1991.

Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). – М., 1991.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.

Львова С.И. Этимология на службе орфографии. – М., 2001.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М., 1991.

Скобликова Д.П. Обобщающая работа по орфографии. – М., 1994.

Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твое имя». – М., 1962

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. – М., 2001

Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». – Ростов н/Д, 1998.

infourok.ru

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русской орфографии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № »

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

На заседании школьной Зам. директора по УР Директор МОУ «СОШ№ »

Ассоциации учителей _______ _____________

русского языка ___________________ Приказ №______________

и литературы от _____________________

Протокол №_________

от__________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«СЕКРЕТЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»

9 класс

Срок реализации программ: 2015-2016 учебный год

Рабочая программа курса разработана на основе

федерального компонента государственного стандарта

основного общего образования

Учитель:

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа элективного курса «Секреты русской орфографии и пунктуации» рассчитана на 34 часа для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.

Цель курса:

  • обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,

  • закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,

  • преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе — формированию навыков грамотного письма.

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл), пунктуации (8-9 кл.).

Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях элективного курса «Секреты русской орфографии и пунктуации» предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)

2. тренировочный (тестовые задания)

3. игровой (шарады, кроссворды)

4. контролирующий (диктанты, тесты)

Ожидаемые результаты

В результате изучения курса обучаемый должен знать:

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

  • условия, от которых зависит написание;

  • норму, действующую при данных условиях;

  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

  • приёмы разграничения схожих написаний;

  • правила постановки знаков препинания.

уметь:

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах прилагательных;

  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

  • правильно писать не с разными частями речи;

  • правильно писать не и ни с местоимениями и наречиями;

  • отличать предлоги от приставок, наречий и существительных;

  • согласовывать в числе сказуемое с подлежащим;

  • расставлять знаки препинания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«СЕКРЕТЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ».

Учитель Фомина Л.Г.

занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Введение. Основные факторы современного русского письма.

1 ч

2

Слоговой принцип графики.

1 ч

4

Звуковое значение букв, обусловленное графикой

1 ч

5

Состав опорных написаний.

1 ч

6

Части орфографии.

1 ч

7

Буквенное обозначение звукового состава слов (основные принципы ).

1 ч

8

Морфологический принцип орфографии.

1 ч

9

Нарушения морфологического принципа орфографии

1 ч

10

Орфография и морфология.

1 ч

11

Переход прилагательных в существительные

1 ч

12

Суффиксы прилагательных.

1 ч

13

Переход причастий в прилагательные.

1 ч

14

Замена придаточных частей причастными оборотами

1 ч

15

Отличие предлогов от приставок

1 ч

16

Отличие предлогов от наречий.

1 ч

17

Отличие предлогов от существительных

1 ч

18

Отличие предлогов от деепричастий.

1 ч

19

Отличие НЕ от НИ.

1 ч

20

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со всеми частями речи.

1 ч

21

НЕ с различными частями речи

1 ч

22

НЕ и НИ с местоимениями и наречиями.

1 ч

23

НЕ с глаголами и деепричастиями.

1 ч

24

НЕ с причастиями

1 ч

25

Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях

1 ч

26

Правописание Н и НН во всех частях речи.

1 ч

27

Правописание предлогов

1 ч

28

Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.

1 ч

29

Предложения односоставные

1 ч

30

Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения

1 ч

31

Вводные слова и предложения

1 ч

32

СПП с двумя и несколькими придаточными

1 ч

33

Некоторые недочёты и ошибки в построении СПП

1 ч

34

Знаки препинания в БСП

1 ч

Литература:

Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 1993

Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М.,

Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Знаки препинания. – М., 1998.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1991.

Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). – М., 1991.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.

Львова С.И. Этимология на службе орфографии. – М., 2001.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М., 1991.

Скобликова Д.П. Обобщающая работа по орфографии. – М., 1994.

Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твое имя». – М., 1962

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. – М., 2001

Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». – Ростов н/Д, 1998.

infourok.ru

Рабочая программа элективного курса Секреты русской орфографии и пунктуации

«Город-курорт Анапа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 10

УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от «30» августа 2017 года
Председатель педсовета
________________ ____________
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Секреты русской орфографии и пунктуации»

Класс 9

Количество часов 17 Уровень базовый

Учитель Ковалёва Тамара Геннадьевна

Рабочая программа разработана на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Пояснительная записка
Программа курса «Секреты русской орфографии и пунктуации» составлена для учащихся 9 класса и рассчитана на 17 часов.

Цель курса:
— обобщить, закрепить и углубить знания по орфографии и пунктуации, полученные в курсе основной школы.
Задачи курса:
— при анализе трудных случаев правописания уделить внимание этимологии, принципам орфографии, лежащим в основе правописания отдельных морфем, а также пунктуации простого предложения;
— развить умение применять теоретические знания на практике на основе анализа текстов с активным применением лингвистических словарей.

Особенности содержания и организации
учебной деятельности школьников
Данный курс нацелен на расширение познавательных интересов учащихся. Практика показывает, что наибольшие трудности у учащихся вызывают такие темы, как правописание сложных слов (в частности, сложных прилагательных), наречий, производных предлогов, частицы не, одного или двух н в суффиксах прилагательных и наречий. Поэтому в программе в качестве главных содержатся следующие темы: « Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази- и другие) в качестве приставок», «Написание глаголов с приставкой недо-, частицей не и приставкой до- », «Модели образования сложных прилагательных», «Правописание производных предлогов и предложных сочетаний», « -Н- и –НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях», «Слитное, дефисное и раздельное написание наречий», « Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями на – мый».
Данный материал сопровождается лингвистическим и орфографическим, а также пунктуационным анализом текстов, а также другими упражнениями для закрепления материала.
Изучение языка, ос

univerfiles.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *