cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Доклад на тему история развития знаний о строении и функциях организма – История развития знаний о строении и функциях организма человека

История развития знаний о строении и функциях организма человека

Разделы: Биология


Задачи:

Образовательные: Продолжить изучение истории биологии, раскрыть роль наук: анатомии, физиологии, гигиены и психологии для сохранения, укрепления здоровья и самовоспитания. Продолжить углубление знаний о единстве всего живого на Земле.
Развивающие. Развивать логическое мышление и творческие способности учащихся. Продолжить развитие навыков устной речи, умение сравнивать.
Активизировать мыслительные процессы, применяя активные формы обучения.
Воспитательные: Способствовать формированию познавательного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, формировать понятие здоровый образ жизни.

Тип урока: Вводный урок-лекция с элементами беседы с применением компьютерных технологий и игровых форм.

Оборудование. Презентация по истории наук о человеке, листочки для составления таблицы, дополнительная литература, фрагмент ролевой игры, учебник, таблица, листочки для определения человеческих ценностей. Рабочие тетради. Скелеты животных и человека, вскрытый препарат млекопитающего.

План урока.

1.Организационный момент.
2. Введение в тему.
3. Сквозь призму времен.
4. Новые времена – новые имена ученых.
5. Улицы нашего города. (Знакомство с учеными Казани).
6. Кто он, человек?
7. Искусство быть здоровым.
8. Закрепление.
9. Задание на дом.

Ход урока.


Учитель: Как много на свете чудес! Но ни одно из чудес света несравнимо с тем, что всегда с нами. Это чудо мы сами. Ведь человек уже много веков находится в центре внимания мыслителей и ученых, и этот процесс постижения все еще продолжается. И этому, по -видимому не будет конца.

Просмотрите рисунки-слайды и выполните задания (на рабочих столах лежат листочки с кратким описанием биографий ученых, но без имен и после просмотра рисунков-слайдов необходимо выполнить работу в рабочих тетрадях, разместив безымянные листочки в соответствии с именами ученых).

Греция!


Вот человек, имя которого стало символом всех медиков это Гиппократ. Каждый, закончивший медицинское учреждение, дает клятву Гиппократа, смысл которой – “НЕ НАВРЕДИ БОЛЬНОМУ”.

Древнегреческий врач и анатом, живший 460 гг. до нашей эры. Сформулировал учение о четырех типах телосложения и темперамента (кровь, желтая желчь, слизь и черная желчь, которые соответствуют 4 стихиям – воздуху, воде, огню и земле) – которыми управляет жизненная сила –

ПРИРОДА!

Аристотель 384322 гг. до н э. отметил общие черты сходства человека с животными и заложил основы описательной и сравнительной анатомии. Ввел название – аорта! Правда, он считал, что кровь образуется в печени, а к сердцу поступает, чтобы согреться.

Древний Рим КЛАВДИЙ ГАЛЕН 131201 гг., вскрывая животных, изучал их строение и был уверен в сходстве строения тел животных и человека. Описал нервную систему человека, а его медицинские рецепты применяются в наше время и носят название “галеновых препаратов”.

Посмотрите на этот портрет. Удивительная улыбка. С этой улыбкой связано имя художника Леонардо Да Винчи. Этот замечательный человек был инженером, математиком и анатомом, вскрывая трупы, он зарисовывал изучаемые органы и оставил около 800 великолепных чертежей и рисунков. Леонардо Да Винчи считают отцом динамической анатомии.

Андрес Везалий 1514 – 1564 итальянский придворный врач, преподаватель анатомии и хирургии, детально описал скелет, исправил более 200 ошибок Галена. Свои открытия в области анатомии изложил в книге “О строении человеческого тела”. Смелый человек доказал, что количество ребер у женщин и мужчин одинаково, до этого считалось, что бог создал женщину из ребра Адама. За свои еретические убеждения был отдан в руки инквизиции. И только ходатайство короля Филиппа XI спаcло его от сожжения на костре, но жизнь его оборвалась при возвращении с покаяния из Иерусалима в 1564 г.

Учитель: На ваших рабочих столах лежат листочки с кратким описанием биографий ученых, чьи фотографии мы увидели на слайдах и с чьими биографиями познакомились. Вам необходимо открыть рабочие тетради, и давайте поиграем в “анатомическое лото”. Вклеите листочки с информацией о биографии ученых на стр.6 (проверка правильного выполнения работы в тетради)

Учитель: В течение многих веков философы и ученые упорно старались постичь природу человека, понять, в чем же заключается его неповторимость, но точный ответ до сих пор ускользает. Однако человек продолжает удивлять, и правы были древние, которые говорили, что человек столь же неисчерпаем и бесконечен как Вселенная. Исследования продолжались. Накапливался громадный объем знаний и фактов.

– Вильям Гарвей – основоположник современной физиологии, исследовал движение крови по сосудам, открыл законы кровообращения.

– Марчелло Мальпиги — основатель микроскопической анатомии, с этим именем мы встречались, изучая насекомых.

– Карл Бер – основатель эмбриологии, открыл яйцеклетку у млекопитающих.

Учитель: Огромный вклад внесли в изучение человека и отечественные ученые, с их именами мы будем знакомиться, изучая курс анатомии, физиологии, психологии и гигиены человека. Но некоторые имена вам уже известны: Мечников Илья Ильич, Пирогов Николай Иванович, Павлов Иван Петрович. Каков же их вклад в изучении человека?

Для этого откроем учебник и начнем работать по группам:

1 группа – второй абзац, стр.119, Мечников Илья Ильич.

2 группа – стр.22,26, Пирогов Николай Иванович.

3 группа – стр. 196, второй абзац. Павлов Иван Петрович.

Просмотрите указанные страницы и абзацы и дайте короткий обзор о роли ученых в развитии знаний о строении человека. (Групповая работа, один из группы дает информацию).

Учитель: Немало ученых, жизнь которых тесно связана с нашим родным городом – Казанью. Вам знакомы их имена:

– Вишневский Александр Васильевич – основатель местного обезболивания при операциях. Вам это имя встречалось, как название мази Вишневского.

– Сергей Курашов – его основные работы посвящены организации здравоохранения, охране здоровья детей и подростков, его имя присвоено медицинскому университету.

– Груздев Викторин Сергеевич – одна из улиц Казани называется Груздевская, имя В.С.Груздева присвоено и одной из клиник, в этой клинике, может быть, родился кто-то из вас.

Эти имена — не только названия улиц, это удивительные жизни ученых, врачей, посвятивших свою жизнь изучению человека и лечению жителей нашего города.

Учитель: Человек наиболее совершенное создание природы. С давних времен само его существование ставило множество различных нелегких вопросов. В поисках ответов ученые используют животных для изучения строения тела человека (пример из произведения Тургенева “Отцы и дети”)

Беседа Базарова с крестьянским мальчиком.

– А на что тебе лягушки, барин? – спросил его один из мальчиков.

– А вот на что, – отвечал ему Базаров. – Я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только на двух ногах ходим, я и буду знать, что внутри нас делается.

Учитель: Кто же он, Человек?

Ответ: Это один из видов животных.

Беседа: Каковы черты сходства и различия человека и млекопитающих животных? Давайте вспомним особенности строения человека (беседа, демонстрации таблиц и объектов, их сравнение, выявление сходства и различия, составление схемы в тетради).

Сходство:

– внутриутробное развитие и выкармливание молоком;
– интенсивный обмен и постоянная температура тела;
– дифференциация зубов;
– ушные раковины;
– проверим себя “рис.9” (слайд о сходстве)

Отличия:

– прямостоячий скелет;
– подвижные руки;
– трехмерное бинокулярное зрение;

– сложное строение мозга

Именно эти особенности позволили стать человеку – человеком.

Но, отсюда и проблемы! Какие? (Беседа по записям на экране.)

Учитель: Как стать здоровым, сильным, выносливым? Для этого нужно очень хорошо знать себя! А чтобы знать, надо изучать человека. (работа с учебником, стр.23.и в тетрадях записать науки, изучающие человека, перечислить их) Но этих перечень предметов можно продолжить.

В основах законодательства России есть статья “Охрана здоровья населения – обязанность всех государственных органов и общественных организаций”.

Но государство не поможет, если мы сами не будем заботиться о своем здоровье, ведь здоровье это не только отсутствие болезни. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Это определение вытекает из предметов, которые изучают человека.

Задание: Запишите, пожалуйста, в тетради по важности для вас следующие понятия (перечислены на листочке №2 – квартира, деньги, здоровье, путешествия, карьера, дети). Что получилось? Что у вас на 1 месте — здоровье! Но, если бы это было не на уроке биологии, то наши оценки совпали бы с опросами социологов, которые выявили, что у наших школьников здоровье стоит на 4 месте, а по данным газет ученики школ Америки здоровье ставят на 1место.

Учитель: Из чего же складывается здоровье?

Задание. В тетрадях запишите факторы, как укрепляющие, так и ухудшающие здоровье человека. (Работа по вариантам 1 +, 2 –).

1 вариант. (режим, рациональное питание, эмоциональная устойчивость, закаливание, двигательная активность)

2 вариант. (курение, алкоголь, переедание, болезни).

А если все представить в виде дроби- то получиться вот такая формула!

РЕЖИМ+РАЦ.ПИТАНИЕ+ЗАКАЛИВАНИЕ+ЭМОЦ.УСТОЙЧИВОСТЬ

ЗДОРОВЬЕ————————————————————————————-

КУРЕНИЕ+АЛКОГОЛЬ+ПЕРЕДАНИЕ+БОЛЕЗНИ+НАРК

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

История развития знаний о строении и функциях организма

Слайд 1

Выполнила ученица 8-го класса МКОУ СОШ №6 г . Бирюсинска Савченко Алёна История развития знаний о строении и функциях организма человека.

Слайд 2

Анатомия человека (от греч. «анатоме» – вскрытие, рассечение) – наука о строении человеческого тела. Физиология человека (от греч. « физис » — природа) – наука о функциях человеческого организма и его органов. Гигиена (от греч. « гигиенос » – здоровый) -наука, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья Из всех наук, изучающих организм человека выделим самые главные

Слайд 3

Гиппократ (460-377 до н. э.) ЭТО знаменитый древнегреческий врач, вошедший в историю как «отец медицины ». Он сформулировал учение о четырёх типах телосложения и темперамента. В своих работах он обобщил все разрозненные сведения о строении человеческого тела, полученные его предшественниками.

Слайд 4

Дал название главному сосуду- « аорта», отметил общие черты в строении человека и животный. Аристотель утверждал, что кровь образуется в печени и оттуда поступает к сердцу-источнику чувств, где согревается и по венам оттекает ко всем органам тела. Аристотель (384-322 до н. э.)

Слайд 5

Клавдий Гален (131-201) Он первым заинтересовался функциями органов. Из-за существующего тогда запрета на вскрытие трупов людей Гален изучал анатомию человека, вскрывая животных-свиней, собак, овец, обезьян: он был уверен в сходстве строения тел животных и человека.

Слайд 6

Абу Али ибн Сина ( 980-1037) Написал энциклопедический труд «Канон врачебной науки» , в котором содержалось много медицинских сведений того времени. Одна из глав этого труда посвящена анатомии человека. В ней дано общее описание строения и функций человеческого тела, приведены сведения о костях, мышцах, сухожилиях, строении зубов, черепа и нервов.

Слайд 7

Леонардо да Винчи (1452-1519) Замечательный художник, математик, инженер Леонардо да Винчи изучал пропорции тела, впервые составил классификацию мышц, сделал около 800 точных рисунков костей, мышц, сердца и других органов, научно описал их. Эти рисунки не потеряли познавательного значения и в наши дни.

Слайд 8

Андреас Везалий (1514-1564) В своём труде «О строении человеческого тела» впервые описал систематическую анатомию человека, основанную на собственном опыте вскрывая трупов. Не случайно поэтому А. Везалия называют основоположником современной систематической анатомии. В то время анатомия была под запретом, и А. Везалий вынужден был тайно, с опасностью для жизни добывать трупы, извлекая их ночью из могил на кладбище.

Слайд 9

Ученики и последователи А. Везалия Г. Фаллопий (1523-1562) в «Анатомических наблюдениях» впервые тщательно описал строение многих костей, мышц, органов слуха, зрения. Б. Евстахий (1510-1574) занимался изучением зубов, почек, вен, органа слуха, занимался сравнительной анатомией. И. Фабриций (1534-1619) изучал строение пищевода, гортани, описал венозные клапаны.

Слайд 10

В своей книге «Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных» доказал, что кровь движется по замкнутому кругу: по артериям от сердца, по венам – к сердцу. Его работы послужили формированию самостоятельной науки о работе органов – физиологии. Уильям Гарвей (1578-1657)

Слайд 11

Большой вклад в развитие науки о строении человека внесли первые отечественные учёные: А.П Протасов (1724 – 1796) Работы о строении и функциях желудка Работы о телосложении человека С.Г. Зыбелин (1735 – 1802) Опубликовал книгу «Слово о сложении тела человеческого и о способах, как оное предохранять от болезней»

Слайд 12

К.И Щепин (1728 – 1770 ) Первым начал преподавать анатомию на русском языке П.А Загорский (1764-1846) Автор учебника «К сознанию строения человеческого тела» М.И. Шеин (1712-1762) Перевёл на русский язык труд по анатомии Гейстера .

Слайд 13

Создатель новой отрасли науки- топографической анатомии, описывающей взаимное расположение внутренних органов друг относительно друга и по отношению к костям скелета, и учения о расположении основных кровеносных сосудов и нервных стволов. НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ (1810-1881)

Слайд 14

Пётр Францевич Лесгафт (1837-1909) Исследовал индивидуальную изменчивость борозд и извилин головного мозга, органы чувств, издал учебник по анатомии человека, переиздававшийся 14 раз. Дмитрий Николаевич Зернов (1843-1917) Автор многих сочинений по теоритической анатомии, в которых он исследовал взаимосвязь функций органов и их строения.

Слайд 15

http:// upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/3/33/Tonkov_VN.jpg http:// gatd.archives21.ru/images/26565_oc_3091.jpg http:// medarticle.moslek.ru/images/17632.jpg http:// smoking-room.ru/data/pnp/facts_vinci/854400.jpg Используемые ресурсы

nsportal.ru

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

11. Пользуясь учебником, ответьте, какой вклад в развитие знаний о человеке (о строении организма и его функциях) внесли следующие учёные.
Гиппократ – основал свою медицинскую школу. Он рекомендовал тщательное обследование пациента, указал на необходимость обращать внимание на его положение во время сна.
Аристотель – дал названиеглавному кровеносному сосуду «аорта», отметил общие черты в строении человека и животных.
Клавдий Гален – первым заинтересовался функциями органов. Он был уверен в сходстве строения тел животных и человека.
Авиценна – написал энциклопедический труд «Канон врачебной науки»
Леонардо да Винчи – основатель динамической анатомии, сделал около 800 весьма точных и оригинальных рисунков костей, мышц сердца и других органов и научно описал их.
Андреас Везалий – он издал научный труд «О строении человеческого тела», создал подлинно систематическую анатомию человека, которой до него практически не существовало.
Уильям Гарвей – создал учение о системе кровообращения, описал большой и малый круги кровообращения доказал, что сердце является активным началом и центром кровообращения.

12. Пользуясь учебником, впишите фамилии учёных, совершивших данные открытия.
Марчелло Мальпиги – открыл альвеолы и капилляры.
Карл Эрнст Бер – открыл яйцеклетку человека.
И. Фабриций – описал слуховую трубу.
Гиппократ – доказал, что кровь движется по замкнутому кругу.

13. Изучив материал учебника, письменно ответьте на следующие вопросы.
Когда в России были открыты первые медицинские школы?

– В 1654 г. при Аптекарском приказе была создана Лекарская школа.

Кто и когда перевел на русский язык труды Везалия?

– Епифаний Славинецкий 1658 г. перевел на русский язык труды Везалия.

Кто в России впервые начал преподавать анатомию на русском зыке?

– Врач Константин Иванович Щепин первым начал преподавать анатомию на русском языке.

Как вы думаете, на каком зыке преподавали анатомию в России до этого?

– на латинском зыке.

Кто является создателем топографической анатомии?

– Н.И. Пирогов создатель первого наглядного учебного пособия.


14. Какие науки изучают строение и функции организма человека?
Анатомия человека, физиология, гигиена

15. В нашей стране во многих городах и селах есть улицы и площади, институты и больницы, названые в честь ученых-анатомов, физиологов, врачей разных специальностей. Приведите известные вам примеры.
Больница им. Мечникова; ул. Литвинова; институт им. Павлова; клиника им. Вредена; больница им. Эрисмана; Пироговская набережная; институт им. Бехтерёва; больница им. Боткина; ул. Боткинская; больница им. Раухфуса; больница им. Пирогова; институт им. Сеченова; город – Мичуринск.

biogdz.ru

История развития знаний о строении и функциях организма человека. Биология 9 класс Сапин

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья

resheba.me

История развития знаний о строении и функциях организма

История развития знаний о строении и функциях организма человека

Гиппократ (Hippocrates, Hippokrates) Человек всегда стремился познать свое тело. Истоки анатомии уходят в далекие доисторические времена. Наскальные рисунки говорят о том, что первобытные охотники уже тогда знали о расположении жизненно важных органов и их значении для организма. Сведения о строении сердца, легких, почек и других органов содержатся в дошедших до нас древних книгах: китайской «Нейцзин» (XI VII вв. до н. э. ), индусской «Аюр Веда» (IX III вв. до н. э. ). Среди первых известных истории ученых следует прежде всего назвать древнегречес коговрача Гиппократа (460 377 гг. до н. э. ). Он сформулировал учение о четырех типах телосложения и темперамента. В своих работах он обобщил все разрозненные сведения о строении человеческого тела, полученные его предшественниками.

Другой знаменитый ученый грек Аристотель (384 322 гг. до н. э. ) дал название главному кровеносному сосуду «аорта» , отметил общие черты в строении человека и животных. Аристотель утверждал, что кровь образуется в печени и оттуда поступает к сердцу источнику чувств, где согревается и по венам оттекает ко всем органам тела. . Аристотель.

Гален Клавдий (129 -201). Римский врач Древнеримский врач Клавдий Гален (131 201) первым заинтересовался функциями органов. Из за запрета церкви на вскрытие трупов людей Гален изучал анатомию человека, вскрывая животных свиней, собак, овец, обезьян: он был уверен в сходстве строения тел животных и человека. В течение четырнадцати веков его работы были основным источником анатомических и медицинских знаний.

В эпоху раннего феодализма (V Х вв. ) господство церкви тормозило развитие естественных наук в странах Европы. В то же время эти науки быстро развивались в странах Востока. Однако мусульманская религия, как и христианская, запрещала вскрывать трупы, поэтому анатомию изучали по книгам Гиппократа, Аристотеля, Галена. Ученый и врач Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980 1037) написал энциклопедический труд «Канон врачебной науки» , в котором содержалось много сведений по медицине того времени. Одна из глав этого труда посвящена анатомии человека. В ней дано общее описание строения и функций человеческого тела, приведены сведения о костях, суставах, мышцах, сухожилиях, строении зубов, черепа и нервов.

В начале II тысячелетия начинается быстрое развитие торговли, культуры, растут города, развиваются науки, среди них биология и медицина. В Европе возникают первые медицинские школы. Развитию анатомии способствовало открытие в Европе, в ХII XIVвв. первых университетов. В XIV XV вв. университетам было дано право по особому распоряжению для учебных целей вскрывать один два человеческих трупа в год. В 1326 г. Мондино да Люцци (1275 1327) издал первый учебник по анатомии. Особых успехов анатомия, как и другие науки, достигла в эпоху Возрождения. Особенно большой вклад в развитие анатомии внесли Леонардо да Винчи (1452 1519) и Андреас Везалий (1514 1564).

Инфографика от Леонардо да Винчи. Анатомические зарисовки. Замечательный художник, математик, инженер Леонардо да Винчи изучал пропорции тела, впервые составил классификацию мышц, сделал около 800 точных рисунков костей, мышц, сердца и других органов, научно описал их. Эти рисунки долгое время находились в различных частных собраниях, и только в конце XIX в. стало известно об анатомических работах Леонардо. Эти рисунки не потеряли познавательного значения и в наши дни.

Глоссарий. А. Везалий в своем труде «О строении человеческого тела» впервые описал систематическую анатомию человека (по системам кости, мышцы, внутренности и т. д. ), основанную на собственном опыте вскрытия трупов. Не случайно поэтому А. Везалия называют основоположником современной систематической анатомии. В то время анатомия была под запретом, и А. Везалий вынужден был тайно, с опасностью для жизни добывать трупы, извлекая их ночью из могил на кладбище. В своих анатомических трудах А. Везалий указал на анатомические ошибки предшественников, за что подвергался гонениям со стороны противников и недоброжелателей.

Габриеле Фаллопий. Выдающиеся биологи. Учениками и последователями А. Везалия в XVII вв. были сделаны многие важ ные открытия, исправлены допущенные ранее ошибки. Так, Г. Фаллопий (1523 1562) в «Анатомических наблюдениях» впервые тщательно описал строение многих костей, мышц, органов слуха, зрения. Б. Евстахий (1510 1574) изучал анатомию зубов, почек, вен, органа слуха, занимался сравнительной анатомией. И. Фабриций (1537 1619) изучал строение пищевода, гортани, описал венозные клапаны. Именами этих исследователей были названы описанные ими органы: фаллопиева (маточная) труба, евстахиева (слуховая) труба, фабрициева сумка.

Гарвей Уильям (1578 -1657), английский врач. . . В XVII ХIХ вв. анатомия обогатилась новыми фактами и открытиями. В 1628 г. английский ученый В. Гарвей (1578 1657) в своей книге «Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных» доказал, что кровь движется по замкнутому кругу: по артериям от сердца, по венам к сердцу. Его работы послужили формированию самостоятельной науки о работе органов физиологии.

Благодаря усовершенствованию микроскопа А. ван Левенгуком (1632 1723) появилась возможность изучать микроскопическое строение органов и тканей.

В 1661 г. М. Мальпиги (1628 1694), изучая легкие, открыл альвеолы и капилляры, являющиеся связующим звеном между артериями и венами легких. 1628 -1694, Италия. Марчелло Мальпиги. В 1685 г. Г. Бидлоо (1649 1713) доказал, что нервы состоят из скопления тонких нервных волокон.

К. М. Бэр (1792 1876) открыл человека. 1792 -1876, Россия. Карл Максимович Бэр. яйцеклетку

В России первые анатомические сведения можно найти уже в древних рукописях Х ХIII вв. Первые медицинские школы (академии) у нас были открыты в XVIII вв. В 1658 г. Епифаний Славинецкий перевел на русский язык труды Везалия. Большой вклад в развитие науки о строении тела человека внесли первые отечественные ученые анатомы. А. П. Протасов (1724 1796) автор многих русских анатомических терминов, работ о телосложении человека, строении и функциях желудка. С. Г. Зыбелин (1735 1802) опубликовал книгу «Слово О сложении тела человеческого и о способах, как оное предохранять от болезней» , в своих трудах высказал мысль об общности происхождения животных и человека.

Врач К. И. Щепин (1728 1770) первым начал преподавать анатомию и другие науки на русском языке. Первые учебники по анатомии в России появились в начале XIX в. : руководство П. А. Загорского (1764 1846) «К познанию строения человеческого тела» , «Курс анатомии» Е. О. Мухина (1766 1850) и переведенный М. И. Шеиным (1712 1762) на русский язык труд по анатомии Гейстера.

Создателем новой отрасли науки топографической анатомии, описывающей взаимное расположение внутренних органов друг относительно друга и по отношению к костям скелета, и учения о расположении основных кровеносных сосудов и нервных стволов был Н. И. Пирогов (1810 1881). Портрет хирурга Н. И. Пирогова. И. Репин, 1880

П. Ф. Лесгафт (1837 1909) автор многих сочинений по теоретической анатомии, в которых он исследовал взаимосвязь функций органов и их строения. Санкт-Петербург. Памятник П. Ф. Лесгафту.

Большая роль в развитии анатомии принадлежит профессору Московского университета Д. Н. Зернову (1843 1917). Он исследовал индивидуальную изменчивость борозд и извилин головного мозга, органы чувств, издал учебник по анатомии человека, переиздававшийся 14 раз. Харьковский анатом В. П. Воробьев (1876 1937) разработал новые методы исследования нервов сердца, желудка, создал пятитомный «Атлас анатомии человека» . Воробьев изобрел новый метод бальзамирования, который был применен для сохранения тела В. И. Ленина. В Петербурге Ленинграде работал известный анатом В. Н. Тонков (1872 1954), изучавший окольные пути тока крови, нервы многих органов. Он автор известного учебника по анатомии человека.

Литература n n Текст Сонин. Н. И. Биология. Человек. 2002 Материалы сети ИНТЕРНЕТ

present5.com

История развития знаний о строении и функциях организма человека

История развития знаний о строении и функциях организма человека

Цель урока:

Познакомиться с краткой историей развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времен до наших дней

История развития знаний

о строении и функциях организма человека

Краткий справочник

Составители:

учащиеся 8 класса

МКОУ «Ново-Аргванинская СОШ»

Работа в группах

1 группа: Ученые Эпохи Античности и Раннего феодализма.

2 группа: Ученые Эпоха Возрождения.

3 группа: Ученые XIV – XIX веков.

4 группа: Российские ученые X – XX веков.

5 группа: Кроссворд «Науки, изучающие организм человека».

Науки, изучающие организм человека

Наука о строении человеческого тела

Наука о функциях человеческого организма и его органов

Наука, изучающая влияния природной среды, туда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране его здоровья

«Да – нетка»

Гиппократ сформулировал учение о четырех типах телосложения и темперамента

Клавдий Гален дал название главному кровеносному сосуду – «аорта»; отметил общие черты в строении человека и животных

Люцци издал первый учебник по анатомии человека

Аристотель изучал пропорции тела человека; впервые составил классификацию мышц; сделал около 800 точных рисунков костей, мышц, сердца и других органов; научно описал их

Гарвей доказал, что кровь движется по замкнутому кругу: по артериям от сердца, по венам – к сердцу

«Да – нетка»

Левенгук изучил легкие; открыл альвеолы и капилляры

Карл Бэр открыл яйцеклетку человека

Пирогов создал новую отрасль науки – топографическую анатомию и учение о расположении основных кровеносных сосудов и нервных стволов

Воробьев изобрел новый метод бальзамирования

Протасов перевел на русский язык труды Везалия

«Да – нетка»

Гиппократ сформулировал учение о четырех типах телосложения и темперамента

да

Клавдий Гален дал название главному кровеносному сосуду – «аорта»; отметил общие черты в строении человека и животных

нет

Люцци издал первый учебник по анатомии человека

да

Аристотель изучал пропорции тела человека; впервые составил классификацию мышц; сделал около 800 точных рисунков костей, мышц, сердца и других органов; научно описал их

нет

Гарвей доказал, что кровь движется по замкнутому кругу: по артериям от сердца, по венам – к сердцу

да

«Да – нетка»

Левенгук изучил легкие; открыл альвеолы и капилляры

нет

Карл Бэр открыл яйцеклетку человека

да

Пирогов создал новую отрасль науки – топографическую анатомию и учение о расположении основных кровеносных сосудов и нервных стволов

да

Воробьев изобрел новый метод бальзамирования

да

Протасов перевел на русский язык труды Везалия

нет

Продолжи предложение

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я понял, что…

5. Я приобрел…

6. Урок дал мне для жизни…

7. Мне захотелось…

Много есть чудес на свете, человек их всех чудесней.

Софокл

Домашнее задание

(одно, на выбор)

1. Составить синквейн с одним из терминов: анатомия, физиология, гигиена.

2. Оформить электронную версию журнала в одной из программ Microsoft Office.

3. Написать реферат на одну из предложенных тем.

СПАСИБО

ЗА РАБОТУ !

multiurok.ru

Кроссворд «История развития знаний о строении и функциях организма человека»

Кроссворд «История развития знаний о строении и функциях организма человека»

с ответами

без ответов

  1. Ученый и врач, написавший энциклопедический труд «Канон врачебной науки».
  2. Автор руководства по анатомии «Курс анатомии».
  3. Ученый, впервые тщательно описавший строение многих костей, мышц, органов слуха, зрения.
  4. Один из первых отечественных ученых — анатомов, автор многих анатомических терминов, работ о телосложении человека, строении и функциях желудка.
  5. Ученый, сформулировавший учение о четырех типах телосложения и темперамента.
  6. Ученый, открывший альвеолы капилляры и доказавший, что они являются связующим звеном между артериями и венами легких.
  7. Основоположник современной систематической анатомии человека.
  8. Эпоха, где науки достигли особых успехов, в том числе и анатомия.
  9. Автор многих сочинений по теоретической анатомии, в которых исследовалась взаимосвязь функций органов и их строения.
  10. Исследователь доказавший, что нервы состоят из скопления тонких нервных волокон.
  11. Профессор Московского университета, исследовавший индивидуальную изменчивость борозд и извилин головного мозга, органы чувств, издал учебник по анатомии человека, переиздававшийся 14 раз.
  12. Ученый издавший первый учебник по анатомии.
  13. Анатом, изучавший окольные пути тока крови, нервы многих органов. Автор известного учебника по анатомии человека.
  14. Художник, математик, инженер, изучавший пропорции тела, составивший классификацию мышц, сделавший огромное количество рисунков костей, мышц, сердца и других органов и научно описавший их.
  15. Харьковский анатом, разработавший новый метод исследования нервов сердца, желудка. Изобрел новый метод бальзамирования.
  16. Создатель новой отрасли науки — топографической анатомии.
  17. Исследователь, изучавший строение пищевода, гортани, описавший венозные клапаны.
  18. Английский ученый доказавший, что кровь движется по замкнутому кругу.
  19. Автор руководства по анатомии «К познанию строения человеческого тела».
  20. Древнеримский врач анатомию человека на животных.
  21. Знаменитый ученый грек дал название главному кровеносному сосуду — «аорта», утверждавший, что кровь образуется в печени и оттуда поступает к сердцу, где согревается и по венам оттекает ко всем органам тела.
  22. Российский ученый, высказывающий мысль, об общности происхождения животных и человека.
  23. Российский ученый, переведший на русский язык труды Везалия.

biouroki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *