cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Антонимы синонимы омонимы задания – Тестовые задания по русскому языку на тему «Синонимы, антонимы, омонимы» (2 класс)

Тестовые задания по русскому языку на тему «Синонимы, антонимы, омонимы» (2 класс)

Омонимы

Омонимы – это слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению.

  1. Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы, запиши их рядом. Устно объясните значения этих слов.

Суслик выскочил из норки

И спросил у чёрной норки:

— Где вы были?

— У лисички!

— Что вы ели там?

— Лисички! _______________________ , __________________________

2. Сравните звучание, написание и значение слов коса, ручка, ключ.

Со словом коса составьте два предложения. ____________________________________________

__________________________________________________________________________________

Со словами ручка, ключ составьте словосочетания, чтобы показать разные значения этих слов. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Синонимы.

Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

  1. К данным словам подобрать и записать синонимы.

Товарищ — ________________________ Большой — ___________________________

Безмолвие -_______________________ Храбрый- ____________________________

Неправда — _______________________ Худой — ______________________________

Команда — ________________________ Смеяться -____________________________

Солдат- __________________________ Колотить — ___________________________

  1. Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами. Придумай название. Запиши текст в исправленном виде.

Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антонимы.

Антонимы – это слова с противоположным значением.

  1. К данным словам подобрать слова антонимы.

Друг — _____________________ Весёлый — ____________________________

Богатство — _________________ Добрый — ____________________________

Богач — _____________________ Тёмный — _____________________________

Встреча — ___________________ Стоять — _____________________________

Храбрец — __________________ Плакать — ____________________________

  1. Сравни два предмета по одному признаку: по величине, цвету, вкусу или высоте. Вставь подходящие по смыслу слова.

По величине: Орёл (какой?) большой, а воробей __________________________. Щука (какая?) крупная рыба, а плотва — ___________________________.

По цвету: Уголь (какой?) чёрный, а мел ___________________________.

По вкусу: Перец (какой?) горький, а сахар _________________________.

По высоте: Дерево (какое?) высокое, а кустик _______________________.

Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы).

  1. Проверьте, понимаете ли вы значение устойчивых оборотов. Выберите из правого столбика значение для каждого фразеологизма. Соедините стрелками.

Задирать нос волноваться, нервничать

Сидеть как на иголках бездельничать

Водой не разольёшь зазнаваться, важничать

Бить баклуши усердно, старательно

Кот наплакал не работает

Взяться за ум очень мало

Засучив рукава неразлучные, очень дружные

Спустя рукава стать умнее, рассудительнее, благоразумнее

Валится из рук кое-как

Бежать сломя голову очень спешить, торопиться

  1. На место пропуска перенесите фразеологизм, который имеет такое же значение, что и слова в скобках.

Играйте спокойно, дети, и (не мешайте мне) _________________________________________.

Сёстры были (очень похожи друг на друга)___________________________________________.

Гости должны были прийти (в самое ближайшее время)_________________________________.

В Москву приезжают люди (ото всюду)_______________________________________________.

Слова для справок: с минуты на минуту, со всех концов, не путайтесь под ногами, похожи как две капли воды.

infourok.ru

Индивидуальные карточки по русскому языку на тему: «Омонимы. Синонимы. Антонимы»

__________________________________

Карточка №1 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»

  1. Омонимы – это слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению.

Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы, запиши их рядом.

Суслик выскочил из норки

И спросил у чёрной норки:

— Где вы были?

— У лисички!

— Что вы ели там?

— Лисички!

_____________________ , ________________________

2. Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

К данным словам подобрать и записать синонимы.

мама — ________________________ храбрый- _______________________

худой — _______________________ мудрый — ________________________

  1. Антонимы – это слова с противоположным значением.

К данным словам подобрать слова антонимы.

друг — ____________________ весёлый — ____________________________

добрый — _________________ стоять — _____________________________

______________________

Карточка №2 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»

  1. Со словом коса составьте два предложения, различные по значению. ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Зачеркни в предложениях повторяющиеся слова синонимами.

Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.

  1. Сравни два предмета по одному признаку: по величине, цвету, вкусу или высоте. Вставь подходящие по смыслу слова.

По величине: Орёл (какой?) большой, а воробей __________________________.

Щука (какая?) крупная рыба, а плотва — ______________________.

По цвету: Уголь (какой?) чёрный, а мел ___________________________.

По вкусу: Перец (какой?) горький, а сахар _________________________.

По высоте: Дерево (какое?) высокое, а кустик _______________________.

______________________

Карточка №3* по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»

  1. Проверьте, понимаете ли вы значение устойчивых оборотов. Выберите из правого столбика значение для каждого фразеологизма. Соедините стрелками.

Задирать нос волноваться, нервничать

Сидеть как на иголках бездельничать

Водой не разольёшь зазнаваться, важничать

Бить баклуши усердно, старательно

Кот наплакал не работает

Взяться за ум очень мало

Засучив рукава неразлучные, очень дружные

Спустя рукава стать умнее, рассудительнее, благоразумнее

Валится из рук кое-как

Бежать сломя голову очень спешить, торопиться

______________________

Карточка №3 по теме «Омонимы, синонимы, антонимы»

  1. Найди соответствия.

Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию

Антонимы

Слова, противоположные по лексическому значению

Омонимы

Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению

Синонимы

  1. Подбери синонимы

печальный- _________________ маленький-__________________

враг- _____________ умный-______________________

отважный — ___________ война-______________________

  1. Подбери антонимы.

мокрый — ______________ быстрый-___________________

тихо- _________________ трудно-____________________

открытый-______________ день- _____________________

  1. Подчеркни омонимы.

Ручка, зебра, воздух, небо, мышка, телефон, кран.

infourok.ru

Тест по русскому языку (3 класс) по теме: Синонимы. Антонимы.Омонимы

_________           _______________________________________

Синонимы

1)К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика и соедините их.

путь

страх

работа

дело

метель

дорога

грусть

вьюга

тревога

нищета

бедность

тоска

родник

лошадь

тропинка

несчастье

друг

противник

враг

приятель

горе

дорожка

конь

ключ

2) Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их.

  • Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.
  • Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.

3) Найдите «лишнее» слово в каждом  синонимическом ряду, зачеркни его.

  • великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный
  • храбрый, бесстрашный, мудрый,  решительный, смелый

4) Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова.

Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.

____________       _____________             _______________

____________       _____________             _______________

          ____________       _____________             _______________

5) Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.

    Пользуйтесь словами для справок.

           Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.

Антонимы

1)      Подберите антонимы к данным словам.

Тьма — _______ , вверх —  _________, холодный — ___________, помогать__________.

2)     Продолжите  начатые  предложения  антонимами.

В поле холодно, а в доме _____________. 

Заяц бегает быстро, а черепаха ползает  ______________ .

3) Подбери антонимы к подчеркнутым словам.

лёгкий чемодан -________,  лёгкая  задача -_________, лёгкий  мороз —  ___________,          мелкий   почерк-__________, мелкое  озеро-___________

4)  Найди     в словаре       антонимы     к  словам .

Успех-_____________,  родина-______________ ,   активный-____________.

Омонимы   

  1. Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы,

      запиши их рядом.

Суслик выскочил из норки

И спросил у чёрной норки:

— Где вы были?

— У лисички!

— Что вы  ели там?

— Лисички!              ____________   ,   ____________

 

2)   Шуточные вопросы.

 Каким ключом нельзя отвернуть гайку?  ______________

 Какую соль не кладут в суп? _________________

       Какой кистью   не  красят  стену? ______________________

добрая- сердитая  

 

добрая- отзывчивая, гуманная, душевная, человечная

nsportal.ru

Тест по русскому языку Омонимы. Синонимы. Антонимы 5 класс

Тест по русскому языку Омонимы. Синонимы. Антонимы 5 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 8 заданий (в части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание).

1 вариант

A1. Укажите ответ, в котором выделенные слова являются омонимами.

1) В зоопарке мы увидели гиппопотама.Бегемоты водятся в Африке.
2) В небе мы увидели косяк журавлей. — Петя больно ударился о косяк двери.
3) Хорошо, когда среди жаркого дня польет дождь. — Плохо, когда слякоть под нога­ми.
4) Красивые стройные ели росли в парке. — Самая большая ель была установлена на главной площади.

А2. В каком предложении есть синонимы?

1) Слабые, чахлые растения надо было срочно пересаживать.
2) Писатели и художники собрались на очередной форум.

3) В картинах великого художника царили искренность и мудрость.
4) Девочки и мальчики подарили ветеранам цветы.

А3. В каком предложении есть антонимы?

1) Общительный, доброжелательный ребёнок понравился всем.
2) Девочка радовалась и улыбалась, получив хорошую оценку.
3) Цветы и кустарники разрослись очень густо.
4) Незнакомцы встретили нас дружелюбно, а не враждебно.

А4. Какая пара слов не является антонимами?

1) светлый — тёмный
2) жизнерадостный — неунывающий
3) радоваться — горевать
4) хвалить — ругать

А5. Укажите верное суждение

1) слова конь и лошадь являются антонимами
2) слова конь и лошадь являются синонимами
3) слова конь и лошадь являются омонимами
4) слова плохой и хороший являются синонимами

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.

Ранним утром я бодро шел по широкой красивой дороге.

B1. Выпишите из предложения слово — синоним к слову быстро.

В2. Запишите антоним(-ы) к слову бодро.

C1. Опишите ребят вашего класса, используя в тексте синонимы и антонимы.

2 вариант

A1. Укажите ответ, в котором выделенные слова являются омонимами.

1) Дед наточил косу. — Мама заплела косу.
2) Лошадь была со светлой гривой. — Конь оказался весьма резвый.
3) Мальчик почти всегда улыбался. — Девочка немного грустная.
4) Яблоня вся покрылась белым цветом. — На яблоне появились пер­вые яблоки.

А2. В каком предложении есть синонимы?

1) Повсюду поднимались горы, а между ними виднелись долины.
2) В лесу были срублены не только сосны, но и ели.
3) Как она ни хитрила и ни лукавила, у неё ничего не получилось.
4) В русской литературе много глубоких, интересных произведений.

А3. В каком предложении есть антонимы?

1) Его ответ был сухой и немногословный.
2) Он немного робел и стеснялся в его присутствии.
3) На этой экскурсии мы не устали, а отдохнули.
4) Мы долго слонялись и блуждали по коридорам здания, пока нашли нужный кабинет.

А4. Какая пара слов не является синонимами?

1) чуткость — душевность
2) говорить — произносить
3) симпатичный — привлекательный
4) счастье — горе

А5. Укажите верное суждение.

1) слова день и ночь являются синонимами
2) слова день и ночь являются антонимами
3) слова день и ночь являются омонимами
4) слова диван и кресло являются синонимами

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.

На нашем пути была широкая река с красивыми берегами.

B1. Выпишите из предложения слово — антоним к слову узкая.

В2. Запишите синоним к слову путь.

C1. Опишите ребят вашего класса, используя в тексте синонимы и антонимы.

Ответы на тест по русскому языку Омонимы. Синонимы. Антонимы 5 класс
1 вариант
А1-2
А2-1
А3-4
А4-2
А5-2
В1. бодро
В2. вяло, тихо
2 вариант
А1-1
А2-3
А3-3
А4-4
А5-2
В1. широкая
В2. дорога

testschool.ru

«Королевство синонимов, антонимов, омонимов» — начальные классы, мероприятия

Тема: «Королевство синонимов, антонимов, омонимов».

Упражнения

  1. Найди синонимы в стихотворении и выпиши их.

Дуб дождя и ветра Ведь до поздней осени

Вовсе не боится. Он стоит зеленый.

Кто сказал, что дубу Значит дуб выносливый.

Страшно простудиться? Значит, закаленный!

  1. Выберите из ряда синонимов слово, которое наиболее точно выражает смысл пословицы.

Герой воюет, а трус — ….(грустит, горюет, печалится).

У себя в глазу бревна не видишь, а у других соринку …(замечаешь, подмечаешь, улавливаешь).

  1. В тексте нужно избежать повторов слова, то есть заменить повторяющееся слово синонимами.

На опушке леса показался медведь. …. подошел к зарослям малины и стал есть ягоды. Вдруг…застыл на мгновение. Затем он бросился назад, в лес.

  1. Расположить синонимы возрастающей или убывающей степени какого-либо признака:

Проследить, как нарастает сила гнева:

Гнев, злость, раздражение, бешенство, ярость.

Слова данного ряда расположить по степени убывания признака:

Огромный, гигантский, большой, крохотный, маленький.

— Составь с этими словами предложение.

Например:

В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки и букашки.

— В каждом ряду выделить слово, в котором признак выражен сильнее:

Большой, громадный, колоссальный.

Стеречь, караулить, охранять.

Храбрый, мужественный, смелый, отважный.

  1. Заменить в словосочетаниях прилагательные синонимами без приставок.

(смелый)

бесстрашный человек

(тихая)

безветренная погода

(чистое)

безоблачное небо

(тревожный)

беспокойный сон

И вот открыл глаза подснежник

вокруг

И озирается….(кругом)

  1. Найдите в стихотворении слова-синонимы. Сравните, чем они различаются.

  1. А у нас на площади

Стоят четыре лошади.

Дед тихонько лошадь тронет,

Скажет: «Лошади – не кони!»

Улыбается отец:

«Лошадь – пахарь,

Конь – боец!»

И тихонько взрослые

Объясняют мне:

«Груз везут на лошади,

Скачут на коне».

(Р. Дышаленкова)

  1. Снег идет, кружит метель –

Белой пыли карусель.

Вьюга всех взъерошила,

Стежки запорошила.

Это, может быть, пурга

Понасыпала снега?

Или так метелица

Под окошком стелется?

Вот когда буран начнется,

В нем никто не ошибется!

  1. Ныть позорно и грешно.

Плакаться противно.

А скулить уже смешно,

Хныкать примитивно.

Стонать? Сетовать? Пенять?

Трудно нытика понять.

Жаловаться можно…

Только осторожно.

  1. Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители,

Как много с ними шума, толкотни,

Как надоели мне они !

(В. Берестов)

  1. Зябнет осина,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

(И. Токмакова)

  1. Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Он стоит зеленый.

Значит дуб выносливый.

Значит, закаленный!

  1. Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках?

— Спеши, не спеши, а поторапливайся.

— Приятелей много, а друга нет.

— Переливает из пустого в порожнее.

  1. Замените высказывание одним словом.

— Очень сильно хотеть что-то. (Желать)

— Искриться, блестеть на солнце. (Сверкать)

— Хворать, быть нездоровым. (Болеть)

— Украсить, придать красивый вид. (Нарядит)

  1. Продолжите высказывания словами – синонимами.

Перечень букв в определенном порядке – это … (алфавит, азбука)

Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это… (градусник, термометр)

Человек на лошади – это… (всадник, наездник)

  1. Подберите синонимы с удвоенными согласными.

Специальность — … (профессия)

Обучение животных — … (дрессировка)

Скорый поезд — … (экспресс)

Асфальтированная дорога — … (шоссе)

Популярная игра на льду — … (хоккей)

Помещение в школе — … (класс)

Вид плавания — … (брасс)

  1. В каждом ряду синонимов выделите слово, в котором признак выражен сильнее:

Большой, громадный, колоссальный.

Стеречь, караулить, охранять.

Храбрый, мужественный, неробкий, смелый, отважный.

Игры

Ход игры: напишите слова – синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены.

Главный – с

Мощный – и

Иностранный – н

Жадный – л

Густой – а

Большой – г

Смышленый – о

Занимательный — н

Прекрасный — и

Кроткий – м

Скорый – ы

Отчетливый – п

Буйный – р

Притворный – и

Жгучий – а

Смелый – т

Выносливый – е

Гостеприимный – л

Заискивающий – ь

Жгучий – и

Роскошный – ы

Бесстрашный – е

Слова для справок: знойный, жаркий, основной, крикливый, отважный, быстрый, терпеливый, иноязычный, сообразительный, живописный, сильный, интересный, огромный, частый, смущенный, лицемерный, алчный, хлебосольный, определенный, льстивый, безбоязненный, пышный.

Ход игры: Учитель говорит предложение, а дети должны заменить в нем выделенное слово.

Журавли караваном летят – стаей

На солнце темный лес зардел — покраснел

После зимней стужи — холода

Запел в лазуре жаворонок – в голубом небе

Журавли курлычут – кричат

Ласточка щебечет – поет, заливается

Жаворонок летает – порхает, кружит, парит

Как называют такие слова?

Ход игры: необходимо подобрать синонимы к словам, написанным на доске. Кто скажет последним своё слово, тот и выиграл.

Смелая – храбрая, бесстрашная, отважная, мужественная, героическая, неустрашимая;

Проворная – ловкая, юркая, увертливая, шустрая;

Красивая – прекрасная, хорошенькая, замечательная, пригожая;

Поёт – свищет, заливается, кричит, трещит, стрекочет, чирикает;

Летает – вьется, проносится, порхает, кружит;

Клюет – ест, питается, кормится, подкрепляется, лакомится.

Ход игры: на доске записаны пары слов, необходимо определить синонимы это или антонимы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. У кого больше фишек, тот и выиграл.

Азбука – алфавит, утро – вечер, беда – горе, ночь – день, война – мир, холод – жара, конец – начало, труд – работа, врач – доктор, радость – печаль, ураган – буря.

Ход игры: водящий выходит. Остальные задумывают слово и распределяют между собой синонимы к нему. Отгадывающий входит и задает вопросы. В ответе на вопрос каждый участник игры должен использовать доставшийся ему синоним. Запомнив синоним, водящий должен отгадать слово. Водящим становится тот участник игры, произнесший фразу, после которой стало ясно, какое слово задумано.

Плохо, большой, умный, двигаться, чисто, ученик, учить, бежать, смелый, хмурый, эгоизм, говорить.

Ход игры: на лицевой стороне лепестков ромашки (изготавливается из бумаги) записаны слова первого столбика, а на оборотной – второго столбика.

Угадавший слово на обратной стороне лепестка переворачивает его и читает слово.

Школьник

Спешить

Говорить

Изба

Дождь

Ученик

Торопиться

Шептать

Дом

Ливень

Ход игры: Педагог называет несколько слов, а дети должны найти лишнее, т.е. слово, которое не подходит к другому по смыслу.

Примерный набор слов:

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Умный, большой, громадный, крупный.

Горячий, раскаленный, тяжелый, жаркий.

В каждом случае ребенок объясняет свой выбор.

Занимательный материал

  1. Прочитайте. Назовите слова, употребленные в значении «дорога».Что общего между ними и в чём разница?

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне. (В. Остин)

  1. По образцу впишите в таблицу слова-синонимы, антонимы.

Неправда

л

о

ж

ь

Темнота

Зной

Ураган

Несчастье

Ребята

Товарищ

Недруг

Слова для справок: враг, жара, буря, беда, мрак, дети, друг (слова записать на доске).

3.Закончите четверостишие словом, близким по значению слову, данному в скобках. (Понравившееся четверостишие запишите по памяти.)

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от… (работы) (труда).

На токах колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу… (торопятся) (спешат).

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникшие ели

Зелень мрачную… (берегут) (хранят).

Мы идем на лыжный кросс.

Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас… (мороз) (холод)

Ребята вы молодцы! Мне бы хотелось узнать мнение каждого об этом уроке, поэтому предлагаю написать эссе – небольшое сочинение по данной теме, включая синонимы, антонимы, омонимы.

Цель урока: развитие личности ребенка на основе формирование учебной деятельности средствами предмета «Русский язык».

Задачи урока: обобщить полученные знания, применить их на практике; формировать устойчивый, познавательный интерес к предмету, через формирование информационной компетентности.

Развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, умению работать в группе, умению слушать и слышать друг друга.

Воспитательные: способствовать воспитанию терпимости по отношению друг к другу; формировать навыки коммуникативного характера.

Необходимое оборудование:

kopilkaurokov.ru

Тест по русскому языку (10 класс) на тему: Задания к теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.»

Слайд 1

Задания к теме « Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.»

Слайд 2

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. И нет у нас иного достоянья, Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья Наш дар бессмертный – речь. И. Бунин

Слайд 3

Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они хранятся в словарях. Так в словаре В.И.Даля более 200 тысяч. Самым большим является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка,» созданный коллективом ученых Института русского языка Академии наук РФ, в котором объяснено более 120 тысяч слов. Каждый из нас согласится со словами В.Белинского: «Русский язык- один из богатейших языков мира, в этом нет никакого сомнения». У каждого языка есть своя картина мира. Своя картина мира, отражающая ход истории, есть и у русского языка. По словам Н.В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». И одной из самых интереснейших страниц языка является его лексическая сторона.

Слайд 4

1) «Третий лишний». Исключите лишнее слово. А) Огонь, дым, пламя В) Алфавит, чистописание, азбука С) Лошадь, конница, кавалерия Д) Бросать, кидать, ловить

Слайд 5

2) Вставить подходящие синонимы: любознательный, пытливый, любопытный. 1. Около подъезда толпились …прохожие. 2. Моя сестра обладает …умом. 3. …ученик постоянно обращается к учителю с вопросами.

Слайд 6

Антонимы Закончить пословицу, используя явление – антонимия Упр № 50 1. Недруг поддакивает,… 2. Маленькое дело… 3. Умел ошибиться -… 4. Добрая слава лежит, … 5. Ученье – свет, 6. Язык длинный — …

Слайд 7

«Перевертыши». Узнай пословицу, подбирая контекстуальные антонимы (устная работа)

Слайд 8

Тренировочное упражнение. «Узнай омоним» 1. Первые все мы в игре набираем. Если их больше – в игре побеждаем. Зренье вторые нам всем улучшают, Летом от солнца глаза защищают. (очки) 2. Первое шумно из пушки стреляют, Ну, а второе спортсмены метают. Третье в скорлупке ореха найдете, Если зубами его разгрызете. (ядро)

Слайд 9

3. Первую находим, вычисляем, Много формул для нее мы знаем. На второй же митинги, парады. Погулять по ней всегда мы рады. (площадь) 4. Первая в норке иль в щелке живет. Кот ее выхода радостно ждет. Дружит вторая с компьютером нашим, Держат в руке ее Саши и Маши. Ну, а под третью, коль что-то болит, Градусник ставит всегда Айболит. (мышка)

Слайд 10

Первая ярко на небе сверкает, Дождь и грозу нам она предвещает. А вот вторую в одежде найдете, Быстро со скрипом ее застегнете. (молния)

Слайд 11

Орфографическая пятиминутка. Подобрать проверочные слова к омофонам. Вставить пропущенные буквы. Ст..рожил нашего города –ст..рожил склад Вышк..лить ребенка – вышк..лить сосуд Ум..лять о пощаде – ум..лять значение Флаг разв..вается – ребенок разв..вается Удариться оз..мь – взошла оз..мь Осв..тить комнату – осв..тить храм Скр..пя сердце – скр..пя зубами во сне

Слайд 12

Исправить ошибки. 1. Олег одел плащ и поспешил на работу. 2. Через три года мы встретились с Сергеем, но он меня не признал. 3. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости. 4. Туристы блудили в лесу полдня. 5.Книга – источник познания. 6. Гончий автомобиль едва не перевернулся на дороге. 7. На нас чуть не обрушилась каменистая глыба.

Слайд 13

Тест по теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы» 1.Лексикология изучает… А) значимые части слова и способы образования слов. В) словарный состав языка С) части речи Д) правила написания слов Е) соответствие между звуками и буквами

Слайд 14

2. Омонимы – это… А) слова, имеющие несколько лексических значений. В) слова, употребляемые в той или иной местности. С) слова с противоположным лексическим значением. Д) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому значению. Е) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению

Слайд 15

3.Укажите строку синонимов. А) Хорошо, плохо В) Днем, ночью С) Холодно, жарко Д) Широко, узко Е) Правильно, верно 4. В составе предложения есть антонимы. А) И голова постоянно кружится, и сердце болит. В) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжелыми чертами лица. С) Тяжелая, одинокая слеза скатилась по его щеке. Д) Сытый голодного не разумеет. Е) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведен в деревню.

Слайд 16

5. Укажите строку омонимов. А) Крыло птицы, крыло самолета В) Сдача мелочью, мелочи жизни С) Ковш с водой, ковш экскаватора Д) Длинная коса, острая коса 6. Паронимы – это… А) слова с противоположным значением В) слова, вышедшие из активного употребления С) слова, схожие по звучанию, но разные по написанию и лексическому значению Д) слова, употребляемые в той или иной местности Е) слова, близкие по лексическому значению, но разные по написанию

Слайд 17

7. Какое слово в синонимическом ряду характерно для детской речи А) Лепетать В) Молоть С) Изъясняться Д) Говорить Е) Плести

Слайд 18

8. Укажите ряд антонимов. А) Передвижение, перемещение В) Жестокость, бессердечие С) Истина, ложь Д) Грусть, печаль Е) Скука, тоска 9. Укажите ряд омонимов А) Акции поднялись, акция протеста В) Железные двери, железные мускулы С) Крыло птицы, крыло самолета Д) Бронзовая статуэтка, бронзовая кожа Е) Невежа, невежда

Слайд 19

10. Укажите слово, которое сочетается с прилагательным «гористый» А) Перевал В) Местность С) Вершина Д) Тропа Е) Водопад 11. Подберите фразеологизм-синоним к понятию «золото». А) Слово в слово В) Презренный металл С) Кот наплакал Д) Голова на плечах Е) Кожа да кости

Слайд 20

12. Укажите строку паронимов . А) Белый, черный В) Искусный, искусственный С) Холодный, теплый Д) Горячий, обжигающий Е) Алфавит, азбука 13. Укажите строку омонимов А) Корень слова, корень растения В) Старый билет, старое здание С) Укрепление здоровья, укрепление позиций Д) Пятый курс, курс на юг Е) Банальный, заурядный

Слайд 21

14. Укажите ряд антонимов. А) Верность, преданность В) Дремлет, спит С) Смотреть, глядеть Д) Любить, ненавидеть Е) Идентичный, тождественный 15. Какие фразеологические единицы являются синонимами к слову «убежать» А) Родиться в рубашке, собраться с духом В) Сжечь свои корабли, перейти рубикон С) Невелика птица, пустое место Д) Заткнуть за пояс, утереть нос Е) Задать стрекача, навострить лыжи, смазать пятки

Слайд 22

Ключ к тесту 1- В 2- Е 3- Е 4- Д 5- Д 6- С 7- А 8- С 9- А 10- В 11- В 12- В 13- Д 14- Д 15- Е

nsportal.ru

Урок руского языка «Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы» в 6 классе

Учитель: Загородняя О.Ф.

Урок русского языка в 6 классе

Дата: 13. 10. 14.

Тема урока: Слово, его лексическое и грамматическое значение. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы

Цели урока:

Обучающие: Продолжить изучение лексических понятий: синонимы, антонимы, омонимы, познакомить с термином паронимы; научить учащихся различать данные понятия; расширять лексический запас обучающихся;

Развивающие: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся; развитию умения работать в группах, умения слушать и слышать друг друга, умения делать собственный выбор, творчески подходить к выполнению заданий, внедрять в процесс обучения техники формативного оценивания для корректировки учебного процесса на раннем этапе, развивать навыки самооценивания и взаимооценивания.

Воспитательные: способствовать воспитанию терпимости по отношению друг к другу; формировать навыки коммуникативного характера.

Ключевая идея урока: Развитие коммуникативной компетенции учащихся через групповое взаимодействие ( создание коллаборативной среды)

Оборудование: тесты, ноутбук, иллюстрации, учебник, карточки сигнальные, листы самооценивания, карточки «речевые образцы», дерево знаний.

Тип урока :Урок новых знаний

Вид урока: урок — практикум

Форма работы: групповая

Ход урока

Этап вызова

Игра «Атомы – молекулы»

Все обучающиеся беспорядочно передвигаются по классу, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы — более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов. Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!», то это значит, что три игрока — «атома» сливаются в одну «молекулу». Сигналом к тому, чтобы молекулы вновь распались на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена».

Ребята рассаживаются по группам из 5 человек

Психологический настрой

Учитель: Поговорим?

Дети: Поговорим.

Учитель: О разном и о прочем.

Дети: О том, что в жизни хорошо:

Учитель: : и хорошо не очень.

Дети: Ведь что-то знаем мы:

Учитель: : а что-то мне известно.

Дети: Поговорим?

Учитель: Поговорим.

Вместе: Нам будет интересно!

Проблемная ситуация. Определение темы. Постановка цели и задач урока.

Работа с иллюстративным материалом.

Ребята, какой сейчас месяц? ( октябрь)

Обратите внимание на картинку. Каким в это время года мы можем видеть лес? ( с ярко – красными листьями)

Подберите похожие по смыслу слова к слову красный ( багряный, пунцовый, алый, огненный, пламенный…)

О каких словах русского языка идет речь? ( о синонимах) Что вы о них знаете?

Посмотрите на след. осенние иллюстрации. Что изображено на них? Какие понятия я здесь зашифровала? ( слова – антонимы – тонкий, толстый, мокрый сухой.)

— Почему я разместила картинку с изображением месяца?

( это омонимы – месяц календарный и месяц светило)

Значит тема нашего урока – Это лексические понятия Омонимы, Синонимы, Антонимы — запишите. А кто может продолжить цепочку данных слов? Какой термин будет уместен?

Паронимы.

Запишите тему урока. Какую цель мы ставим перед собой на данном уроке?

Формулируем цель.

2. Этап осмысления.

1. «Блиц – опрос»

Ребята, что является мельчайшей единицей языка? ( звук)

Что является основной значимой единицей языка ?( слово)

Какая наука изучает совокупность всех слов? ( лексика)

Какое значение имеет слово? ( лексическое и грамматическое)

Если мы не знаем лексическое значение слова, где мы можем его найти? ( в толковом словаре)

Что значит лексическое значение слова? ( то, что слово обозначает)

Грамматическое? ( например, у сущ. это склонение, род, число падеж. А у глагола?)

  1. Работа с терминами.

«Речевые образцы» ( техника формативного оценивания)

  1. Антонимы – это слова___________ и той же_____ ________ с ____________ лексическим __________.

  1. Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают ___________, но отличаются друг от друга _______________ и употреблением в речи.

  1. Омонимы – это слова одной и той же части речи, ____________ по звучанию и ____________, но ___________ по лексическому значению.

  1. Паронимы — слова, сходные по ___________ и частично совпадающие в морфемном составе, но не _________________ по значению.

Учащиеся строят ответ и приводят примеры.

  1. Выборочный ( элективный) тест ( техника формативного оценивания)

Учащиеся получают карточки с буквами «С» ( синонимы), «П» ( паронимы), «А» ( антонимы), «О» ( омонимы) и одновременно отвечают, т. е. поднимают карточку с правильным ответом.

Ученикам предоставляется 20 секунд на выбор ответа.

  1. О каком понятии идет речь?

Полюбил богатый — бедную,

Полюбил ученый — глупую,

Полюбил румяный — бледную,

Полюбил хороший — вредную:

Золотой — полушку медную. ( М.Цветаева)

( Антонимы)

  1. Пекло, жара, зной. «С»

  2. Одеть – надеть. «П» Когда мы употребляем данные глаголы? ( что – либо надевать – пальто, перчатки. Одевать – кого – либо. Одеть ребенка.)

  3. Шел я с сумкой за плечом,

вижу, бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду? ( омоним ключ )

  1. Шляпка гриба и шляпка девочки ( Ни одну карточку не поднимаем, т. к это многозначное слово, отлич. от омонимов внешним сходством)

4.Составить синквейны со словами

Омонимы

Синонимы

Паронимы

5. Мини – тест. ( техника формативного оценивания)

1. Укажите ряд антонимов:

A) Горячий, теплый.

B) Истина, правда.

C) Соединение, разъединение.

D) Вражда, ненависть.

E) Добро, сочувствие.

2. Найдите строчку синонимов.

A) Пурга, буран.

B) Рассвет, полночь.

C) Утро, вечер.

D) Жара, холод.

E) День, ночь.

3. Укажите ряд омонимов:

A) Шляпка гриба, соломенная шляпка.

B) Девичья коса, острая коса.

C) Канцелярская кнопка, кнопка звонка.

D) Хвост самолета, хвост птицы.

E) Гребень горы, гребень петуха.

4..Какие  слова являются паронимами?

А)    Скрытый – скрытный,

В)    Огонь –пламя,

С)    Добрый –ласковый,

Д)    Скупой –жадный.

5. Найдите фразеологизм со словами — синонимами.

А)Ни жив ни мертв

В) От мала до велика

С) Вокруг да около

Д) Всеми правдами и неправдами.

Ключ

  1. С

  2. А

  3. В

  4. А

  5. С

Взаимопроверка

Сдают тест.

Вывод урока : Какую роль играют в нашей речи С, А, П, О?

Разминка ( Физ. минутка)

3.Этап рефлексии

За это время урока у нас выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошло плодотворно, и вы остались довольны, считаете, что узнали что – то новое — прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок ничего нового не принес – зеленые листочки.

Лист оценивания «Мои достижения на уроке»

Ф.И. ________________________

Если справился с заданием, то поставь себе 1 балл.

Блиц — опрос

Работа с терминами

«Речевые образцы»

Выборочный тест ( карточки)

Синквейн

Мини — тест

Итоговая оценка______________

Подведение итогов.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *