Высказывания об истории философов: Цитаты об истории | Цитаты известных личностей
Цитаты про историю.
Высказывания, афоризмы и цитаты об истории.
Показано 1-30 из 169
Сортировка: Нет Популярность А-Я Длина
Like
+
86
−
Анекдот — кирпич русской истории.
• Максим Горький
Анекдот, История, Россия
Like
+
103
−
В России нет ничего невозможного, кроме реформ.
• Оскар Уайльд
Жизнь, История, Россия
Like
+
85
−
«Что скажет история?» — «История, сэр, солжет, как всегда».
• Бернард Шоу
История
Like
+
101
−
Историческое деяние бывает закончено не тогда, когда оно свершилось, а лишь после того, как оно становится достоянием потомков.
• Стефан Цвейг
История, Потомки
Like
+
76
−
В истории отсутствует основной признак науки, субординации познанных фактов.
• Артур Шопенгауэр
Знание, История, Мудрые цитаты, Ученье и наука
Like
+
97
−
История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.
• Вольтер
История, Невзгоды, Трагедия
Like
+
100
−
Дело художника — восстанавливать связь, расчищать горизонты от той беспорядочной груды ничтожных фактов, которые, как бурелом, загораживают все исторические перспективы.
• Александр А. Блок
История, Перспектива, Художник
Like
+
103
−
История — это ложь, с которой все согласны.
• Вольтер
История, Ложь
Like
+
88−
История — это философия в примерах.
• Фукидид
История, Мудрые цитаты
Like
+
105
−
История повторяется дважды — сначала в виде трагедии, потом в виде фарса.
• Карл Маркс
Вид, История, Трагедия
Like
+
131
−
Не читайте историю, читайте биографии, потому что это жизнь без теории.
• Бенджамин Дизраэли
Биография, История, Теория
Like
+
92
−
Какой бы ни была история, но она родила нас.
• Георгий Ф. Александров
Истина, История
Like
+
114
−
Первая задача истории — воздержаться от лжи, вторая — не утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности.
• Марк Туллий Цицерон
Воздержание, Враждебность, История
Like
+
95
−
Газеты — это секундные стрелки истории.
• Артур Шопенгауэр
Газета, История
Like
+
83
−
Все слагается в историю, и все в ней разлагается.
• Станислав Е. Лец
История
Like
+
106
−
Не знать истории — значит всегда быть ребенком.
• Марк Туллий Цицерон
История
Like
+
65
−
В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений.
• Василий О. Ключевский
История, Явление
Like
+
117
−
Величайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов.
• Дени Дидро
История, Мораль, Недоразумение
Like
+
100
−
Русская История до Петра Великого — одна панихида, а после Петра Великого — одно уголовное дело.
• Фёдор И. Тютчев
История, Русские
Like
+
92
−
Террор — это большей частью бесполезные жестокости, совершаемые для собственного успокоения людьми, которые сами испытывают страх. Я убежден, что вина за террор в 1793 г. падает почти исключительно на перепуганных, выставляющих себя патриотами буржуа, на делающих от страха в штаны мещан и прохвостов, обделывающих свои делишки при терроре.
• Фридрих Энгельс
Вино, Жестокость, История, Патриотизм, Терроризм
Like
+
100
−
Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков.
• Бернард Шоу
История, Урок
Like
+
88
−
Всё о чём повествует история, в сущности лишь тяжкий, затянувшийся и запутанный кошмар человечества.
• Артур Шопенгауэр
История, Кошмар, Мудрые цитаты
Like
+
96
−
В Государственной думе четырех созывов не было с самого же начала ровно ничего государственного; в ней не было самой заботы о Государственном и Государевом деле, и она только как кокотка придумывала себе разные названия или прозвища…
• Василий В. Розанов
Жизненные цитаты, История, Политика, Россия
Like
+
97
−
Женщины творят историю, хотя история запоминает лишь имена мужчин.
• Генрих Гейне
Женщины, История, Мудрые цитаты
Like
+
92
−
Человек не выявляет себя в истории: он пробивается сквозь нее.
• Рабиндранат Тагор
История
Like
+
85
−
Иные есть есть грамотеи, историей признают только то, что написано на бумаге. А если в те времена книги еще не писались, тогда как быть?
• Чингиз Т. Айтматов
Времена, История, Книга
Like
+
74
−
Помимо воли память воскрешает трагическую историю Армении конца XIX начала XX веков, резню в Константинополе, Сасунскую резню, «великого убийцу», гнусное равнодушие христиан «культурной» Европы, с которыми они относились к истреблению их «братьев во Христе», позорнейший акт грабежа самодержавным правительством церковных имуществ Армении, ужасы турецкого нашествия последних лет, — трудно вспомнить все трагедии, пережитые этим энергичным народом.
• Максим Горький
Безразличие, История, Народ, Прошлое
Like
+
108
−
Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда — в результате может вообще ничего не остаться
• Станислав Е. Лец
История, Результат
Like
+
87
−
История любит повторяться.
• Фукидид
История
Like
+
120
−
История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса.
• Георг В. Ф. Гегель
Вид, История, Мудрость
Топ 10 авторов
Омар Хайям | 525 |
Ошо | 462 |
Фаина Раневская | 263 |
Оскар Уайльд | 459 |
Игорь М. Губерман | 726 |
Станислав Е. Лец | 805 |
Уильям Шекспир | 410 |
Марк Твен | 343 |
Лев Н. Толстой | 436 |
Сенека Луций Анней | 421 |
Больше популярных авторов
Топ 10 тем
Война | 309 |
Вера в себя | 28 |
Вор | 33 |
Любовь к себе | 31 |
Врачи | 98 |
Трудности | 93 |
Красота | 467 |
Дружба и Друзья | 382 |
Гармония | 59 |
Вера | 508 |
Больше популярных тем
Афоризмы об истории — letter.com.ua
учшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм. Иоганн Вольфганг Гёте (Гете)
стория есть совокупность всего того, что не имеет отношения к математике.
стория — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины. Марк Туллий Цицерон
стория есть наука о развитии человечества в целом. Лев Платонович Карсавин
о, что люди не учатся на ошибках истории, — самый главный урок истории. Олдос Леонард Хаксли
действительности не история принадлежит нам, а мы принадлежим истории. Ханс Георг Гадамер
сторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а потому, что они дали нового сравнительно с своими предшественниками. Владимир Ильич Ленин (Ульянов)
егче историку соблюсти беспристрастие, когда он доверится своему жизненному чувству, чем когда он станет применять односторонние теории объяснительной психологии. Вильгельм Дильтей
овременная история — это механизм, преобразующий документ в памятник. Поль Мишель Фуко
аждый может творить историю, но лишь великие люди способны её писать. Оскар Уайльд
семирная история — это всемирный суд. Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер
тветственность перед историей освобождает от ответственности перед людьми. В этом её удобство. Альбер Камю
аже история, называющая себя всеобщей, всё же не что иное, как сочленение нескольких локальных историй, среди которых (и между которыми) пустоты гораздо более многочисленны, чем заполненные места. Клод Леви-Строс
стория — это философия в примерах. Дионисий Галикарнасский
истории, как и у природы, есть свои законы. Лион Фейхтвангер
стория никогда не поворачивает назад, не восстанавливает прошлого, она всегда неизменно идёт вперёд.
ризнак недоброжелательного характера историка — стремление из двух или многих версий рассказа всегда отдавать предпочтение той, которая изображает исторического деятеля в более мрачном свете. Плутарх
стория человечества складывается из того, что определённые личности либо более или менее многочисленные группы людей доказывают остальному человечеству преимущество образа жизни и веры, предлагаемых ими, перед образом жизни и верой, которые исповедуют в данное время все. Чабуа (Мзечабук) Ираклиевич Амирэджиби
еловек — творящее историю существо, которое не может ни повторить свое прошлое, ни избавиться от него. Уистен Хью Оден
истории любого народа найдется немало страниц, которые были бы великолепны, будь они правдой. Дени Дидро
еличайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов. Дени Дидро
еродот — отец истории. Марк Туллий Цицерон
еловеческая история, лишенная идеи прогресса, представляет лишь бессмысленную смену событий, вечный прилив и отлив случайных явлений, которые не укладываются в рамки общего мировоззрения. [… ] Лев Ильич Мечников
диной истории человечества нет, а есть лишь бесконечное множество историй, связанных с разными аспектами человеческой жизни, и среди них история политической власти. Карл Раймунд Поппер
стории надлежит не судить, а объяснять. История не судья, а адвокат. Бенедетто Кроче
11 12 13 14 15
Философия истории | Резюме, теории, философы и факты
Джейкоб Буркхардт
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель Никколо Макиавелли Джамбаттиста Вико Иоганн Готфрид фон Гердер Вильгельм Дильтей
- Похожие темы:
- историография модель закона покрытия историзм цикличность Verstehen
См. весь соответствующий контент →
философия истории , изучение либо исторического процесса и его развития, либо методов, используемых историками для понимания своего материала.
Термин история может использоваться в двух совершенно разных смыслах: он может означать (1) события и действия, которые вместе составляют человеческое прошлое, или (2) рассказы об этом прошлом и методы исследования, посредством которых они достигнуты или построены. При использовании в первом значении это слово относится к тому, что на самом деле произошло, а при использовании во втором значении оно относится к изучению и описанию этих событий (9).0025 см. также историографию ).
Понятие философского осмысления истории и ее природы, следовательно, открыто для более чем одной интерпретации, и современные авторы сочли удобным рассматривать его как охватывающее два основных типа деятельности. С одной стороны, они выделяют философию истории в традиционном или классическом смысле; это считается исследованием первого порядка, его предметом является исторический процесс в целом, а его цель, вообще говоря, состоит в том, чтобы дать общее разъяснение или объяснение хода и направления этого процесса. С другой стороны, они выделили философию истории как исследование второго порядка. Здесь внимание сосредоточено не на фактической последовательности самих событий, а на процедурах и категориях, используемых историками-практиками при подходе и осмыслении своего материала. Первая, которую часто называют спекулятивной философией истории, имеет долгую и разнообразную карьеру; последняя, широко известная как критическая или аналитическая философия истории, не получила известности до 20 века.
Спекулятивные теории
Идея порядка или замысла в истории
Вера в то, что в ходе человеческой истории можно различить некую общую схему или замысел, некую всеобъемлющую цель или закономерность, очень стара и имеет находили выражение в различных формах в разное время и в разных местах. Причин его стойкости и жизнеспособности много, но можно выделить два очень общих соображения, которые оказывали довольно продолжительное влияние. Во-первых, часто предполагалось, что если отказаться от веры в общую закономерность, то приходится согласиться с мнением, что исторический процесс состоит не более чем из произвольной последовательности событий, простой агломерации или лоскутного одеяла случайных происшествий. и эпизоды. Но такая точка зрения (утверждается) не может быть принята всерьез, хотя бы потому, что она противоречит основному требованию системы и порядка, которое лежит в основе и управляет любым рациональным исследованием, всеми осмысленными размышлениями о мире. Во-вторых, часто считалось, что отказ признать, что история, наконец, стала понятной в требуемом порядке, означает скептицизм в отношении ценности человеческой жизни и существования, который представляет собой оскорбление достоинства человеческой природы. Немецкий философ 18-го века Иммануил Кант, например, говорил об «отвращении», которое неизбежно возникает, если рассматривать прошлое9.0003
как будто вся паутина человеческой истории была соткана из глупости, детского тщеславия и исступления разрушения, так что едва ли знаешь, в конце концов, какую идею сформировать у нашей расы, при всем том, что она так гордится своим прерогативы.
В более поздние времена аналогичная позиция просматривалась за бескомпромиссным отказом Арнольда Тойнби от идеи, что история — это «хаотический, беспорядочный, случайный поток, в котором нельзя различить какой-либо закономерности или ритма». Таким образом, целью целого ряда теоретиков, представляющих самые разные точки зрения, было продемонстрировать, что такой пессимизм неоправдан и что исторический процесс, если его правильно рассматривать, можно рассматривать как рационально и морально приемлемый.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Западные спекуляции о смысле истории, происходящие в первую очередь из богословских источников. Вера в то, что история соответствует линейному развитию, в котором можно различить влияние провиденциальной мудрости, а не повторяющемуся циклическому движению, которое подразумевается во многом греко-римской мысли, уже становилось преобладающим в начале нашей эры. Следы такого подхода можно найти в концепции прошлого, разработанной в IV веке святым Августином в его De civitate Dei ( Город Божий ) и в других местах; например, однажды его сравнивают с «великой мелодией какого-то невыразимого композитора», причем его части представляют собой «устроения, подходящие для каждого отдельного периода». Тем не менее осторожная тонкость предложений Августина и принципиальное различие, которое он проводил между священной и светской историей, делают важным не путать его тщательно продуманные доктрины с более грубыми позициями, выдвинутыми некоторыми из его самопровозглашенных преемников. Это относится, в первую очередь, к работам самого известного и тщательного из них, Жака-Бениня Босуэ. Написанная через 1250 лет после смерти Августина, Босуэ Discours sur l’histoire Universelle (1681; Рассуждения о всемирной истории ) насквозь проникнуты наивной уверенностью, что весь ход истории обязан своим всепроникающим характером замыслу «высшей мудрости». В глазах Босуэ схватить и понять великое шествие империй и религий означало «постичь в уме все великое в человеческих делах и иметь ключ к истории вселенной». Ибо возвышение и падение государств и вероисповеданий в конечном счете зависели от тайных приказов Провидения, которое было источником той явной исторической справедливости и возмездия, о чем почти на каждой странице анналы прошлого ясно и безошибочно свидетельствовали. . Обширный обзор Босуэ был, по сути, последним крупным вкладом в этот жанр. Хотя книга произвела значительное впечатление, когда была впервые опубликована, она появилась незадолго до того, как открытия сэра Исаака Ньютона произвели массовую трансформацию европейского мировоззрения, и влияние книги было недолгим. Таким образом, развитие исторических спекуляций в 18 веке в целом было отмечено тенденцией отвергать теологические и провиденциальные интерпретации в пользу подхода, более близкого по методу и цели к тому, который был принят естествоиспытателями в их исследованиях физического мира. .
Философия истории | Резюме, теории, философы и факты
Джейкоб Буркхардт
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель Никколо Макиавелли Джамбаттиста Вико Иоганн Готфрид фон Гердер Вильгельм Дильтей
- Похожие темы:
- историография модель закона покрытия историзм цикличность Verstehen
См. весь соответствующий контент →
философия истории , изучение либо исторического процесса и его развития, либо методов, используемых историками для понимания своего материала.
Термин история может использоваться в двух совершенно разных смыслах: он может означать (1) события и действия, которые вместе составляют человеческое прошлое, или (2) рассказы об этом прошлом и методы исследования, посредством которых они достигнуты или построены. При использовании в первом значении это слово относится к тому, что на самом деле произошло, а при использовании во втором значении оно относится к изучению и описанию этих событий (9).0025 см. также историографию ).
Понятие философского осмысления истории и ее природы, следовательно, открыто для более чем одной интерпретации, и современные авторы сочли удобным рассматривать его как охватывающее два основных типа деятельности. С одной стороны, они выделяют философию истории в традиционном или классическом смысле; это считается исследованием первого порядка, его предметом является исторический процесс в целом, а его цель, вообще говоря, состоит в том, чтобы дать общее разъяснение или объяснение хода и направления этого процесса. С другой стороны, они выделили философию истории как исследование второго порядка. Здесь внимание сосредоточено не на фактической последовательности самих событий, а на процедурах и категориях, используемых историками-практиками при подходе и осмыслении своего материала. Первая, которую часто называют спекулятивной философией истории, имеет долгую и разнообразную карьеру; последняя, широко известная как критическая или аналитическая философия истории, не получила известности до 20 века.
Спекулятивные теории
Идея порядка или замысла в истории
Вера в то, что в ходе человеческой истории можно различить некую общую схему или замысел, некую всеобъемлющую цель или закономерность, очень стара и имеет находили выражение в различных формах в разное время и в разных местах. Причин его стойкости и жизнеспособности много, но можно выделить два очень общих соображения, которые оказывали довольно продолжительное влияние. Во-первых, часто предполагалось, что если отказаться от веры в общую закономерность, то приходится согласиться с мнением, что исторический процесс состоит не более чем из произвольной последовательности событий, простой агломерации или лоскутного одеяла случайных происшествий. и эпизоды. Но такая точка зрения (утверждается) не может быть принята всерьез, хотя бы потому, что она противоречит основному требованию системы и порядка, которое лежит в основе и управляет любым рациональным исследованием, всеми осмысленными размышлениями о мире. Во-вторых, часто считалось, что отказ признать, что история, наконец, стала понятной в требуемом порядке, означает скептицизм в отношении ценности человеческой жизни и существования, который представляет собой оскорбление достоинства человеческой природы. Немецкий философ 18-го века Иммануил Кант, например, говорил об «отвращении», которое неизбежно возникает, если рассматривать прошлое9.0003
как будто вся паутина человеческой истории была соткана из глупости, детского тщеславия и исступления разрушения, так что едва ли знаешь, в конце концов, какую идею сформировать у нашей расы, при всем том, что она так гордится своим прерогативы.
В более поздние времена аналогичная позиция просматривалась за бескомпромиссным отказом Арнольда Тойнби от идеи, что история — это «хаотический, беспорядочный, случайный поток, в котором нельзя различить какой-либо закономерности или ритма». Таким образом, целью целого ряда теоретиков, представляющих самые разные точки зрения, было продемонстрировать, что такой пессимизм неоправдан и что исторический процесс, если его правильно рассматривать, можно рассматривать как рационально и морально приемлемый.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Западные спекуляции о смысле истории, происходящие в первую очередь из богословских источников. Вера в то, что история соответствует линейному развитию, в котором можно различить влияние провиденциальной мудрости, а не повторяющемуся циклическому движению, которое подразумевается во многом греко-римской мысли, уже становилось преобладающим в начале нашей эры. Следы такого подхода можно найти в концепции прошлого, разработанной в IV веке святым Августином в его De civitate Dei ( Город Божий ) и в других местах; например, однажды его сравнивают с «великой мелодией какого-то невыразимого композитора», причем его части представляют собой «устроения, подходящие для каждого отдельного периода». Тем не менее осторожная тонкость предложений Августина и принципиальное различие, которое он проводил между священной и светской историей, делают важным не путать его тщательно продуманные доктрины с более грубыми позициями, выдвинутыми некоторыми из его самопровозглашенных преемников. Это относится, в первую очередь, к работам самого известного и тщательного из них, Жака-Бениня Босуэ. Написанная через 1250 лет после смерти Августина, Босуэ Discours sur l’histoire Universelle (1681; Рассуждения о всемирной истории ) насквозь проникнуты наивной уверенностью, что весь ход истории обязан своим всепроникающим характером замыслу «высшей мудрости». В глазах Босуэ схватить и понять великое шествие империй и религий означало «постичь в уме все великое в человеческих делах и иметь ключ к истории вселенной». Ибо возвышение и падение государств и вероисповеданий в конечном счете зависели от тайных приказов Провидения, которое было источником той явной исторической справедливости и возмездия, о чем почти на каждой странице анналы прошлого ясно и безошибочно свидетельствовали.