Сравнительная характеристика штольца и обломова в виде таблицы: Таблица “Сравнительная характеристика Обломова и Штольца” – сравнение героев
Содержание
Таблица “Сравнительная характеристика Обломова и Штольца” – сравнение героев
Обломов и Штольц – центральны персонажи романа А. И. Гончарова «Обломов». Они разные по характеру и мировосприятию. От этого роман получается насыщенным, виден конфликт, столкновение образов, их контраст и различие. Понять основные схожие и различные черты главных персонажей поможет таблица «сравнительная характеристика Обломова и Штольца».
Различия персонажей
Данная таблица наглядно показывает различия между двумя главными персонажами произведения.
Обломов
Штольц
Положение
Дворянин, помещик
Личный дворянин, помещиком не является
Чин
Коллежский секретарь
Надворный советник
Воспитание
Нежное, обломовское, избалованное
Суровое и резкое, отец словно котенка выбросил его на улицу
Внешность
Толстый, с животиком. Он искренне думает, что это бог послал ему такую фигуру, и это никак не связано с его образом жизни.
Худощавый, не толстый
Избалованный
Неизбалованный
Отношение к труду
Ленивый
Трудолюбивый
Глаза
Темно-серые глаза, приятное выражение
Зеленые выразительные глаза
Цвет лица
Не имеет ярко выраженного цвета: ни румяное, ни бледное, ни смуглое – скорее какое-то безразличное.
Ровный смуглый цвет лица
Здоровье
Образ жизни полностью подорвал здоровье Обломова
«Сохранил силу души и крепость тела»
Темперамент
Апатичный, медленный, вялый, больше думает, чем делает
Бодрый, человек дела,
Характер
Мягкий
Твердый и суровый
Самоуверенность
Робкий, скорее наблюдатель, чем деятель
Самоуверенный, решительный
Воля
Слабый, апатичный
Сильный духом
Смелость
Трусливый
Смелый
Общительность
Не любит знакомиться с новыми людьми
Общительный, любит новые знакомства
Отношение к жизни
Жизнь для него как болото
Сравнивает жизнь с огнем
Властность
Замечает, что не управится даже сам с собой
Полный хозяин своей жизни
Мечтательность
Полный мечтатель, любит мечтать, но ничего не делает для достижения целей и воплощения мечты.
Не любит мечтать, не пускает в свою душу ничего таинственного
Цель
Живет без малейшей цели
Целеустремленный, настойчивый
Путешествия
Не любит путешествовать и вообще выбираться из дома
Путешествует много, в Петербурге его можно было застать довольно редко
Чтение
Не любит читать ни газеты, ни романы
Любит читать, интересуется всем
Дом
Почти всегда дома
Дома его не застать
Схожесть и общие черты персонажей
Несмотря на такую разницу, Обломова и Штольца все же объединяют некоторые вещи. Они находятся в одинаково возрасте – обоим по 30 лет. В детстве они вместе учились, а потом каждый из них работал чиновником. Это образованные люди, добрые и отзывчивые по своей природе. Они честные и искренние, их объединяет любовь к музыке.
Получается, что в одном возрасте, с одними и теми же исходными данными люди могут быть настолько разными, и совершенно по-разному относится к жизни. Обломов превратил собственную жизнь в затворничество, спрятался от мира и сам от себя. Штольц же жил полноценной и интересной жизнью, любил все новое и был открыт миру.
Выбор жизни
Сравнение персонажей помогает читателю понять, что каждый – сам хозяин собственной жизни. Каким быть, что брать и получать от жизни, что в нее вкладывать каждый должен решить для себя сам. Можно безвольно закрыться в себе и прожить свою жизнь зря, а можно любить жизнь, быть активным и делать что-то для достижения собственных целей и для общественного блага.
Данная статья поможет грамотно написать сочинение-таблицу «Сравнительная характеристика Штольца и Обломова», сравнить их образ жизни, отношение к различным вещам, найти различные и схожие черты меду персонажами.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Полина Ёж
18/19
Андрей Надежин
19/19
Чупанова Патимат
15/19
Римма Шахбазян
16/19
Вера Матросова
19/19
Дарима Намдакова
18/19
Елена Ермакова
14/19
Ева Шестакова
12/19
Аля Бесталанная
19/19
Валентина Пожидаева
18/19
таблица Обломов и Штольц | Материал по литературе (10 класс) на тему:
Обломов
Штольц
Внешность (когда они предстали перед читателем)
« …лет тридцати двух-
трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами,
но с отсутствием всякой определенной идеи, … во всем лице теплился ровный
свет беспечности»
ровесник Обломову, «худощав, щек у него почти
вовсе нет,…цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя
немного зеленоватые, но выразительные»
происхождение
из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные
выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). Ш. блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России. Образ Ш. строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения. Идеал Ш.— мера и гармония в труде, жизни, отдыхе, любви.(или..из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать-обедневшая русская дворянка
воспитание
Родителям хотелось преподнести Илюше все блага «как-нибудь подешевле, с разными хитростями».родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а после еды- крепкий сон
отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. отец научил его, что главное в жизни—это деньги, строгость и аккуратность
Обломова даже не
выпускали на улицу. «А слуги на что?» Вскоре Илья сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее. Ловкий, подвижный ребенок постоянно останавливается родителями и нянькой из боязни, что мальчик «упадет, расшибется» или простудится, его лелеяли, как оранжерейный цветок. «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая».
« оторвавшись от указки, бежал разорять птичьи
гнезда с мальчишками»,
образование
обучались в небольшом
пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве.
Оба закончили в Москве университет
С восьми лет он сидел с отцом за
географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские
стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с
матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам
же Телемака»
заложенная программа
Мечта. Прозябание и сон-пассивное начало находил утешение в своих любимых «примирительных и успокоительных» словах «авось», «может быть» и «как-нибудь» и ограждал себя ими от несчастий. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности выбранного человека (так он доверился мошенникам, обобравшим его имение)..
Штольц боялся мечтать, его счастье было в постоянстве.энергия и бурная деятельность-активное начало
«Лежанье у Ильи Илича не было ни необходимостью, как у
больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у
того кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным
состоянием».
« Он
беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию
агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить
новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает:
когда он успевает – бог весть».
Взгляды на жизнь
«Жизнь: хороша жизнь!», — говорит Обломов, -«Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества !…Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?»
Штольц познает жизнь, спрашивает у нее: «Что делать? Куда идти дальше? » И идет! Без Обломова…
характеристика
добрый, ленивый больше всего беспокоит собственный покой. для него счастье-это полный покой и хорошая еда. он проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата. ничего не делает, ничем не ин тересуется.любит уходить в себя и жить в созданном им мире снов и мечтаний.поразительная детская чистота его души и самосозерцательность,достойная философа воплощение мягкости и кротости.
сильный и умный, он находится в постоянной деятельности и не гнушается самой черной работой. благодаря своему упорному труду, силе воли, терпению и предприимчивости стал богатым и известным человеком. сформировался настоящий «железный» характер. но чем-то он напоминает машину, робота, настолько четко запрограммирована, выверена и просчитана вся его жизнь перед нами суховатый рационалист
Испытание любовью
«Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!». Испугался, что недостоин любви.
ему нужна любовь не равноправная, а материнская (такая, какую ему подарила Агафья Пшеницына)
ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская). Рад, что встретил её за границей, рад, что она его слушает и даже не замечает, что иногда не понимает Ольгину грусть.
Два «лица» Обломова
Честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность, «золотое сердце».
Инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, «русская лень».
Внешний вид Обломова и Штольца сравнение. Сравнительная характеристика образов главных героев романа Ивана Гончарова «Обломов»
ОБЛОМОВ И СТОЛЦ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (ПО РОМАНУ ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВА»)
1. Введение.
Способы характеристики персонажей.
2. Основная часть.
2.1 Обломов и Штольц: «поэт мечты» и «поэт труда».
2.2 Внешний вид героев.
2.3 Воспитание и образование героев.
2.4 Герои и Ольга Ильинская.
2.5 Дальнейшие судьбы героев.
3. Заключение.
Надежда на будущее.
И. А. Гончаров
Писатели прибегают к различным приемам характеристики героев, чтобы полнее и многограннее изобразить их характер и внутренний мир. Это может быть подробное описание обстоятельств воспитания и образования персонажа, сформировавших его личность. Сон главного героя — популярный прием описания внутреннего состояния характера, неоднократно используемый многими русскими классиками. Еще одним способом характеристики литературного героя является прием антитезы (противопоставления) двух совершенно непохожих актерских произведений. Таковы антагонисты Онегин и Ленский из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов в постановке И.С. Именно непохожесть характеризует героев наиболее ярко и глубоко. Герои романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» совершенно не похожи друг на друга. А внешнее отличие только подчеркивает их антагонизм. Илья Ильич Обломов, главный герой произведения, избалованный и вальяжный. Кожа у него белая, тело пухлое, руки не трудоемкие, пухлые и мягкие. Это настоящий русский джентльмен, медлительный и неторопливый. Его любимая одежда — халат, уютный и вместительный, как нельзя лучше подходил Обломову. Андрей Столц, друг главного героя, подтянутый и стройный. Все это, кажется, состоит из каких-то мышц в непрерывном движении. Его кожа была загорелой от постоянного пребывания на свежем воздухе. Столь непохожие внешне герои – близкие друзья. В детстве они жили по соседству и росли вместе. Усадьба Обломова — образец классической русской усадьбы, райский уголок, расположенный вдали от больших дорог, городов, событий и самой жизни. Жизнь в Обломовке протекает размеренно и подчиняется своим правилам: прием пищи — это своего рода ритуал, а любая работа — наказание. Маленького Илью Ильича всегда окружали любящие родители, многочисленные родственники, гости, няни, следившие за каждым его шагом. Илья, как всякий ребенок, был любознательным и наблюдательным. Однако постоянный надзор и чрезмерная опека со стороны взрослых притупили эти черты. Штольц воспитывался в разных условиях. Родители много внимания уделяли его образованию. И если мать занималась с сыном музыкой и литературой, то отца волновала практическая сторона жизни. Штольца отправили одного по делам, а когда он пропал, отец не пошел искать сына, надеясь на его самостоятельность. С детства Штольца приучали к труду, трудолюбию и самостоятельности. И он вырос упрямым, амбициозным, умным, деловым человеком, который многого добился в жизни. И все же маленького Штольца непреодолимо влекло к сонной Обломовне. Быть может, той гармонии и любви, той атмосферы покоя и уюта, в которой рос Илья Ильич, его другу не хватало в родительском доме… Штольца всегда тянуло к ленивому и безмятежному Обломову. Теплота, нежность, благородство, искренность ценились Штольцем выше деловой хватки и настойчивости других людей. Штольц несколько проигрывает по сравнению с Обломовым. Его эффективность абстрактна. Читатель не видит плодов его деятельности. Он не располагает к себе на первый взгляд, как Обломов. Но герои безусловно дополняют друг друга.
Встреча с Ольгой Ильинской раскрыла с новой стороны характеры обоих друзей, и в первую очередь личность Обломова. Он оказался, в отличие от Штольца, способным на сильную искреннюю любовь, что изменило и главного героя… Ольга, прямая и естественная, после встречи с Ильей Ильичем превратилась из наивной девушки в красивую молодую женщину, тонко и глубоко чувствующую. Она обогатилась внутренне и приобрела колоссальный жизненный опыт, поднявший ее даже над развитым Штольцем. Ольга сразу увидела и оценила душевную красоту Ильи Ильича, но и она не смогла победить обломовщину. Штольц влюбился в «новую» Ольгу, изменившуюся благодаря Обломову, который много терпел, страдал, боролся, но проиграл.
После этого судьбы героев разошлись. Обломов нашел счастье в своем понимании — он застал Обломовну в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Он опустился, обрюзг и уже очень отдаленно походил на бывшего очаровательного хозяина. Штольц создал семью с Ольгой Ильинской. Они кажутся счастливыми, только иногда непонятная грусть и тоска находит Ольгу на Ольге, их посещают воспоминания об Илье Ильиче. Сын Обломова и Андрея становится своеобразным средоточием лучших качеств обоих героев. Наследник Обломова и ученик Штольца в будущем может стать во всех отношениях прекрасным человеком, деятельным и деятельным, но с нежной поэтической душой и золотым сердцем.
И.А. Гончаров в своем романе затрагивает очень актуальную тему противопоставления труда и лени, которая на протяжении веков остается самой обсуждаемой и спорной. В наше время эта тема очень проблемная, так как в нашем современном обществе идет прогресс технологий и люди перестают работать, лень перерастает в смысл жизни.
Герои романа Обломов и Штольц дружат с раннего детства. Их знакомство происходит во время учебы в доме отца Штольца, обучавшего основам важнейших наук.
Илья Обломов из дворянского рода, с раннего детства маленького Илью холят и лелеют. Родители и няни запрещают ему проявлять какую-либо самостоятельную деятельность. Илья, увидев такое к себе отношение, сразу понял, что он ничего не может сделать, так как за него все сделают другие люди. Его обучение проходило в доме Штольца, учиться он особо не хотел, и родители его в этом потакали. Так прошла вся молодость Обломова. Взрослая жизнь ничем не отличалась от детства и отрочества, Обломов продолжает вести спокойный и ленивый образ жизни. Его пассивность и праздность сказываются на быту. Он просыпался к обеду, медленно вылезал из постели, лениво ел пищу и не интересовался никакими делами. Лень, присущая детству, не давала Обломову ни малейшего шанса стремиться к науке, к познанию окружающего мира. Несмотря на все это, его воображение было очень хорошо развито, так как из-за безделья воображаемый мир Обломова был очень богат. Обломов тоже был очень доверчивым человеком, и главным, кому Илья доверял, был Андрей Столц. Штольц — полная противоположность Обломову. С раннего детства Андрей был приучен к порядку, к труду. Родители воспитывали его строго, но справедливо. Отец, немец по национальности, привил Андрею аккуратность, трудолюбие и пунктуальность. С юных лет Андрей выполнял различные поручения отца, закаляя характер. Учился вместе с Ильей, с отцом, в отличие от Обломова, Андрей хорошо разбирался в науках, и изучал их с любопытством. Переход Штольца из детства во взрослую жизнь произошел очень рано, поэтому Андрей был очень деятельным человеком. Он стремился к постоянному пополнению знаний, ведь «учение есть свет, а невежество — тьма. У него был трезвый и практичный взгляд на происходящие события, он никогда ничего не делал поспешно, не подумав о вопросе, который ему нужно было решить. Осторожность и пунктуальность, заложенные с детства, нашли себе место во взрослой жизни Штольца. Подвижность и энергичность помогали ему в любых начинаниях. Рассматривая жизненные позиции Обломова и Штольца по отношению к Ольге Ильинской, можно сделать следующие выводы: Обломов, живя в своем мире — «Обломовщине», был романтиком, долго решавшимся на конкретные шаги в реальной жизни. Их знакомство с Ольгой Ильинской происходит благодаря Штольцу. Их отношения с самого начала не были крепкими. Ольга, много знающая об Обломове из рассказов Штольца, пытается своей любовью вернуть Обломова к жизни, но ей это не удается, и Обломовщина побеждает. Отношения между Ольгой и Андреем складываются сами собой на протяжении всей жизни, «она смеется над его шутками, а он с удовольствием слушает ее пение». У них было много общего, но самое главное то, что они стремились к жизни, это способствовало их сближению и образованию семьи.
Как бы то ни было, судьбы обоих героев складываются относительно удачно. Штольц находит свое счастье с Ольгой, а Обломов находит свою Обломовку в доме на Выборгской стороне и доживает там свою жизнь с женщиной, о которой всегда мечтал. Эта развязка показывает, что позиция автора по отношению к обоим своим персонажам положительна.
Прочитав роман И.А. Гончарова «Обломов», я склонен думать, что события, описанные в этом произведении, могут быть применимы к нашему времени, так как в современном обществе много таких людей, как Штольц и Обломов. И их противостояние будет вечным.
Гениальный роман Ивана Александровича Гончарова знакомит нас с двумя диаметрально противоположными образами: их характеристика может занимать страницы и страницы. Ведь они совершенно разные: по своему темпераменту, по своему отношению к жизни и мировоззрению. Гончаров писал ее десять лет! Как вы думаете, уважаемые читатели, академик Петербургской академии словесности целое десятилетие «парился», сочиняя роман в виде «однослойного пирога»? Что проще члену-корреспонденту сочинить рассказ о двух друзьях! Человек безмерно ленив. Другой удивительно эффективен. Но нет. Про всех нас написан роман! И мы постараемся это доказать. Обломов и Штольц помогут нам в этом исследовании.
Образ Ильи Ильича Обломова
Помещик Обломов внешне пухлый, рыхлый человек с темно-серыми глазами, предпочитающий пассивный образ жизни, лежащий на диване, ничего не делающий. Во всем его облике видна небрежность, но лицо одухотворено. И мысль в нем постоянно присутствует, она светится в глазах, прячется в морщинах лба, изгибается вместе с губами. Однако эта идея «беззубая», она не имеет практического применения. Компаратив и Штольц явно не в пользу Ильи Ильича. Он потомственный помещик. У него 350 крепостных душ. Хороший, добротный особняк в Питере, дача, загородный дом. Обломов понятия не имеет, как распорядиться всем этим имуществом, находящимся в его владении. Он как ребенок, сначала его грабит приказчик, а потом разоряют его мошенники Михаил Андреевич Тарантьев и Иван Матвеевич Мухояров.
Имеет образование, но не имеет практического опыта работы. Под влиянием первых неудач на службе у него сформировался психологический «комплекс лени», преодолеть который Илья Ильич так и не смог.
Образ Андрея Штольца
По сюжету романа знакомы и дружны со школы: Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика указывает на близость их кастового происхождения. Андрей Столц родился в семье немецкого приказчика Ивана Богдановича и простой, но образованной русской женщины. Отношения между его статусом и статусом друга-землевладельца аналогичны отношениям между владельцем бизнеса и топ-менеджером. Отец с детства регулярными занятиями науками, а также бухгалтерией воспитывал в нем трудолюбие. Андрей – худощавый мужчина с впалыми щеками, смуглой кожей и зеленоватыми выразительными глазами. Он гиперактивен: постоянно в движении, как акула. Писатель говорит о своем герое так, как будто он состоит только из мышц и сухожилий. Знает языки, сообразителен, поэтому именно его отправляет торговая компания-работодатель в качестве агента в Бельгию. Кроме того, Штольц умеет творчески использовать свои знания. Поэтому коллеги предпочитают приглашать его для разработки проектов. Обломов и Штольц по-разному относятся к деньгам. Сравнительная характеристика свидетельствует о благоразумии последних.
Тайный подтекст картин Гончарова?
То, что по большому счету образы Штольца и Обломова не самостоятельны, а аллегоричны, автор романа показывает в их отношениях с Ольгой Ильинской. С одной стороны, она не может ни победить, ни удержать, но бесхарактерный Илья Ильич неизменно привлекает своим романтизмом, чистой детской душой. С другой стороны, Штольц, ставший ее мужем, патологически не чувствует разницы между деловым сотрудничеством и искренностью. В романтической свадебной поездке в Париж он, мягко говоря, неубедителен.
Для чего Гончаров создал эти два образа: Обломова и Штольца? Является ли сравнительная характеристика этих изображений просто поучительным выводом? Контрастные персонажи? Или, может быть, нам нужно смотреть на это шире? Ведь каждый из нас, конечно, знает, сколько в нем «Штольца» и сколько в нем «Обломова».
К чему снится, что не касается земли. Глобальная мечта, лишенная всякого стремления к реализации. А что такое Штольц? Это приземленность, деловая хватка, чувство партнерства. Так давайте же зададим себе вопрос: «Если создавать что-то глобальное, можно ли в принципе отказаться от мечты?» (Как вы знаете, Штольц избегал мечтаний.) Вряд ли.
А вы, уважаемые читатели, согласны с выводом ниже? Чтобы создать по-настоящему успешную личность, продвигающую фантастические проекты, нужно смешать в одном стакане 30% мечтателя-Обломова и 70% фанатика творчества Штольца. Не это ли хотел нам сказать Гончаров? Ведь в семье Столцов появился приемный сын. Безусловно, правильное образование разовьет в нем деловую хватку. А как же способность мечтать? Гены ведь, знаете ли…
Ленивые всегда что-нибудь сделают.
Люк де Клапье Вовенарг.
Роман «Обломов» написан И.А. Гончаровым в 1859 году. Когда произведение было опубликовано, оно захватило все внимание общества. Критики и писатели называли роман «знамением времени» (Н.
А. Добролюбов), «самым основным, давно не существовавшим» (Л. Н. Толстой), в быту появилось новое слово: «обломовщина». ЯВЛЯЕТСЯ. Тургенев как-то заметил: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова».
Когда я начал читать эту книгу, честно говоря, я был немного раздражен. С первых глав образ Обломова был для меня непонятен, и даже… у меня была определенная неприязнь к этому персонажу. Не к самой работе, а к ней. Могу объяснить — мой однофамилец сильно возмутил меня своей ленью и апатией. Это было невыносимо. И как же я был рад узнать в процессе чтения этого романа, что у Обломова есть, по выражению Добролюбова, «противоядие» — его друг Андрей Столц. Странно, но я почему-то очень обрадовался. Я заметил, что Гончаров неспроста использовал эту антитезу — он показывает две противоположности, изначально задуманные как противопоставление Запада и России. Но узнал я об этом чуть позже, на уроке литературы…
Как насчет сравнения этих символов? Возьмем, к примеру, образ Обломова в романе. Он нарисован не сатирическим, а скорее мягким, грустным юмором, хотя его лень и косность часто кажутся гротескными, например, в первой части романа описывается день Обломова, во время которого герой долго и мучительно не может собраться с силами, чтобы встать с дивана… Таким предстает перед нами главный герой… Чему удивляться? Все родом из детства! Вспомним Обломовку, деревню, где в детстве жил Илья… Обломовка — деревня мира, благословения, сна, лени, безграмотности, глупости. Каждый жил в нем в свое удовольствие, не испытывая при этом никаких умственных, нравственных и духовных потребностей. У обломовцев не было ни целей, ни бед; никто не задумывался о том, зачем был создан человек, мир. И именно в этой атмосфере рос Илья Ильич Обломов и, не побоюсь этого слова… «воспитывался» Илья Ильич Обломов… Далее, в процессе чтения, мы узнаем о его учебе в пансионе, где он «… слушал, что говорили учителя, потому что ничего другого делать было нельзя, и с трудом, с потом, со вздохами он усваивал те уроки, которые ему задавали.
.. «О том же позже он отнесся к службе. Правда, в самом начале он мечтал служить России, «пока силен был». ленивец и ленивец. Окружающие к этому привыкли. Но не думайте, что Обломов совсем безнадежен. Вся сила и все положительные черты его раскрываются в его романе с Ольгой Ильинской, который, однако, раздирается неспособностью Обломова кардинально изменить свой образ жизни и заняться серьезными практическими шагами пс.
А Штольц? Штольц — полный антипод Обломову. Наполовину немец по национальности, он вырос в атмосфере умственного и физического труда. Штольц с детства приучен к порядку и точно знает, что всего в жизни можно добиться только трудом. Эту мысль он неустанно повторял Обломову. Это естественно, ведь Илью Ильича воспитывали как «экзотический цветок в оранжерее». Штольц, с другой стороны, вырос как «кактус, привыкший к засухе». И все это также легло в основу дальнейшего жизненного пути друга Ильи Ильича. Андрей энергичен, не лишен обаяния, производит впечатление надежного человека.
Что до меня, но я вижу в Штольце сильную и прямую личность, не понимаю, почему Чехов сказал о нем иначе. Штольц — сверхэнергичный, мускулистый, активный, твердо стоящий на ногах, накопивший большой капитал, ученый, много путешествующий. У него везде друзья, его уважают как сильного человека. Он является одним из основных представителей торговой компании. Он веселый, жизнерадостный, трудолюбивый… В этом отличие от Обломова, которое бросается в глаза.
За антитезой Штольца и Обломова скрывается противопоставление Запада и России. Штольц изображается Гончаровым гармоничной, всесторонне развитой личностью, сочетающей в себе немецкий прагматизм и русскую одухотворенность. Он явно идеализируется автором, который видит за Штольцем и ему подобными будущее России, возможность ее поступательного развития, это подчеркивается в сюжете тем, что Ольга Ильинская подает руку Штольцу. Это, на мой взгляд, главное сравнение Андрея Штольца и Ильи Обломова.
Итак, начинаем работать с текстом.
На одном из занятий вам было предложено составить по плану сравнительную цитатно-цитативную характеристику, используя только материал романа. Текст романа.
Зачем это нужно?
Анализ текста, глубокий анализ текста! позволит вам в этом случае понять, из чего складывается образ героя, как выбор лексических средств позволяет Мастеру (писателю!) создать характер персонажа. Мы увидим, что выбор тех или иных позволит нам донести до читателя глубокую мысль, мысль (какой именно мысли — постараемся определить вместе с вами)
Вы находитесь на вики-странице, а значит, можете вносить изменения. Как это сделать — см. Не забудьте указать авторство — так мне будет понятно, кого ставить.
Первый столбец я заполнила для пробы — здесь все, о чем мы говорили на уроке. Если у вас есть желание добавить первую колонку, пожалуйста, это приветствуется.
Сравнительная характеристика изображения
Илья Обломов и Андрей Столц
Илья Обломов
Андрей Столц
Портрет
«Это был мужчина лет тридцати двух-трех лет, среднего роста, приятная внешность, с темно-серыми глазами , нос отсутствие какой-либо некой идеи, любой фокус в чертах лица. Мысль прошла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, сидела на полуоткрытых губах, 0125 спряталась в складках лба, потом совсем исчезла, а потом по всему лицу мерцал гладкий свет невнимательность…»
«…Цвет лица Илья Ильич не был ни румяным, ни темным, ни положительно бледным, а равнодушным ..»
«… тело его, судя по матовости, слишком белое светлая шея, маленькие пухлые руки, мягкие плечи показался слишком изнеженным для мужчины…»
«Штольц ровесник Обломов: ему уже за тридцать лет…»
«…Он весь состоит из костей, мышц и нервов как кровь английский конь. Он тонкий; у него почти нет щек то есть есть кость да мышца но ни следа жирной округлости; Цвет лица гладкий, темный и без румянца; глаза хоть и немного зеленоватые, но выразительные. «.. У него не было лишних движений . ..»
Образ жизни, предметы домашнего обихода
«Комната, где лежал Илья Ильич, на первый взгляд казалась прекрасно убранной. Но опытный глаз человека с чистым вкусом прочел бы лишь желание хоть как-то соблюсти приличия неизбежных приличий, лишь бы избавиться от них».
«На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не было тарелки с солонкой и обглоданной косточкой, не убранной со вчерашнего обеда, и хлебных крошек не валялось. хозяин лежа на нем, то можно было бы подумать, что здесь никто не живет,— так все было запылено, выцветло и вообще лишено живых следов человеческого присутствия». (Киприянова)
«Лежать с Ильей Ильичем не было ни нужды, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайности, как у утомленного, ни удовольствия, как у ленивого: это было его нормальное состояние». (Климова)
«Андрей часто, отрываясь от дел или от светской толпы, вечером, с бала, собиралась посидеть на широком диване Обломова. » (Киприянова)
«Он непрестанно в движении: если обществу нужно послать агента в Бельгию или Англию — его посылают; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить к делу новую идею — выбирают его. А он тем временем едет на свет, и читает: когда успеет — бог его знает.» (Климова)
Мировоззрение
«Эх, если бы Андрей приехал поскорее… Он бы все уладил…»
«А может Захар еще и попробует все уладить, чтобы не пришлось переезжать; может, это будет стоить…»
«Всю вечную беготню и беготню, и град дрянных страстей, особенно жадность, сплетни, скука, скука, скука! Где здесь человек? Его целостность? Свет, общество! Ты меня туда посылаешь, чтобы еще больше отбить охоту там быть! Что искать там? Интересы, ум, сердце? Они все мертвые, спящие люди!…» (А. Устьянцева)
«Простой, то есть прямой, реальный взгляд на жизнь — вот его постоянная задача.
«Жить просто сложно и сложно!»
«Труд есть образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей».
«Он раскрыл зонтик, пока шел дождь, то есть страдал, пока длилось горе, и страдал без робкого послушания, а больше с досадой, с гордостью, и терпел терпеливо только потому, что приписывал себе причину всех страданий, и не висел, как кафтан, на чужом гвозде. И наслаждался им, как цветком, сорванным по дороге, пока не завял в руках моих…»
«Он боялся любого сна, а если и входил в его область, то входил, как входят в грот с надписью: ma solitude, mon hermitage, mon repos, зная час и минуту, когда ты выйдешь оттуда. » (Климова)
Детство, происхождение семьи
» Родители не спешили объяснять ребенку смысл жизни и готовить его для нее как к чему-то хитрому и серьезному; не мучили его над книгами, которые рождают в голове тьму вопросов, но вопросы грызут ум и сердце и сокращают жизнь».0004
«Все ахнули и стали упрекать друг друга в том, как давно ему это не приходило в голову: один — напомнить, другой — приказать исправить, третий — исправить. »
«Он с нетерпением ждал этого момента, с которого началась его самостоятельная жизнь.» (Киприянова)
«Захар, как раньше няня, натягивает на себя чулки, обувается, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчишка только и знает, что подставляет то одну, то другую ногу ему лежа…»( А. Устьянцева)
«Привезли Андрея — но в каком виде: без сапог, в рваном платье и с разбитым носом то ли от него, то ли от другого мальчика.»
«Отец посадил его с собой на рессорную телегу, дал ему вожжи и велел везти его на завод, потом в поля, потом в город, к купцам, в людные места, потом на какую-то глину посмотреть что он берет на палец, нюхает, иногда облизывает, и сыну даст понюхать, и объяснит, какая она, на что годится… А то пойдут смотреть, как добывают поташ или деготь, и как тонет жир»
«— Иди, откуда пришла,— прибавил он,— и приходи опять с переводом, вместо одной-двух глав, а твоя мать выучит роль из французской комедии, которую она просила: не показывайся без нее!»( Киприянова)
«. .. Андрюша хорошо учился, и отец сделал его гувернером в своем маленьком пансионе. Он давал ему жалованье, как ремесленнику, совершенно по-немецки: десять рублей в месяц, и заставлял расписываться в книжке.» (А Устьянцева)
Отношение к обучению
«Отец с матерью посадили избалованного Илью за книгу. Это стоило слез, криков, капризов.»
«И все в доме прониклись убеждением, что школьная и родительская суббота никак не должны совпадать, или что праздник в четверг — непреодолимая преграда для учебы на всю неделю. И вот уже три недели Илюша сидит дома, а там ведь недалеко до страстной недели, а тут праздник, а там почему-то кто-то в семье решит, что на этой неделе не учится, до лета осталось две недели — не стоит ехать, а летом сам немец отдыхает, так что лучше отложить до осени.» (Киприянова)
«Все это вообще считал карой, ниспосланной небом за наши грехи…» (Климова)
» С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал библейские стихи на складах Гердера, Виланда и суммировал безграмотные счета крестьян, мещан и фабричных рабочих, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и анализировал склады Телемака. «(Киприянова)
Сервисное отношение
Илье Ильичу хотелось бы, чтобы служба была чем-то вроде факультативного и необременительного занятия. Если бы это было так, он, без сомнения, охотно пошел бы на работу. Но столкнувшись с действительностью, Илья Ильич понял, что служба требует значительных сил, которые он совсем не готов был на нее тратить.
Интересно, как Гончаров характеризует взгляды Обломова: «Жизнь в его глазах делилась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это были его синонимы; другой из мира и мирного веселья. Из этого главное поле — служба поначалу самым неприятным образом его озадачивала».
Обломов пытается избавиться от службы любой ценой. Он стремится к отдыху и удовольствиям, не понимая, что на самом деле отдых хорош и приятен только после того, как работа сделана. Илья Ильич не готов брать на себя ответственность за свои действия. (Квашенко М.)
Для Андрея Штольца работа — это не способ достижения мира, любое стремление к которому Штольц называл «обломовщиной». Труд для него «образ, содержание, стихия и цель жизни». Штольц относился к службе ответственно, был трудолюбив, никогда не ленился,
всегда до конца выполнял поставленные задачи при выполнении работы. Работал не ради высокой цели, а ради личного благополучия. (Кузьмин Ю.)
Отношение к любви
«Он никогда не отдавался красавицам, никогда не был их рабом, даже не очень прилежным поклонником, уже и потому большие усилия ведут к сближению с женщинами. Редко судьба сталкивала его с женщиной в обществе до такой степени, чтобы он мог вспылить на несколько дней и считать себя влюбленным…» (А. Устьянцева)
«Он не ослеплял красотой и потому не забывал, не унижал достоинства человека, не был рабом, «не ложился в ноги» красавицам, хотя и не испытывал пламенных страстей.» (А. Устьянцева)
…
…
Обломов и Штольц: сравнение изображений
В литературе авторы часто используют прием антитезы. Он состоит из контрастных персонажей как носителей определенных идей и жизненных философий. Часто писатель или поэт таким образом обращается к мировоззрению, мягко намекая читателю на свою симпатию по отношению к тому или иному персонажу.
Антагонисты и протагонисты
Современные писатели часто придерживаются общепринятого формата, согласно которому каждый положительный персонаж (главный герой) является негативным зеркальным отражением в лице антагониста. Такое упрощение делает произведение более доступным для понимания широкого читателя, но у схематизации есть существенный недостаток: абсолютно неприятные или приятные во всех отношениях люди в жизни встречаются крайне редко, а если присмотреться, то уже никогда. Гораздо сложнее, а потому и интереснее дело обстоит в романе И. А. Гончарова. Сравнение Обломова и Штольца, на первый взгляд, приводит к однозначному неприятию бесполезной созерцательной праздности, но как открытие образов все более побуждает читателя задуматься о судьбе и личности двух персонажей. И оказывается, что все не так просто.
Штольц как представитель прогрессивного капитализма
Как видно из фамилии, Андрей Штольц родился в семье обрусевших немцев. Указывая на это, Иван Александрович Гончаров выразил распространенное мнение (общее, кстати, и по сей день), что роль средств массовой информации технического, философского и прочего прогресса в нашей стране играют иностранцы, причем из Европы.
Раньше в России немцами называли всех, независимо от национальности, приезжими с Запада. Но ясно, что предки Андрея происходят из немецких земель. О его матери почти ничего не известно, кроме того, что она была русской дворянкой. С детства у мальчиков другая жизнь. Обломова и Штольца воспитывали по-разному. Отец немца стремится вырастить приличную смену. Он хочет, чтобы его сын был похож на него. Это нормальное желание практически всех отцов, ничего удивительного в этом нет. Он предполагает, что успех достигается трудом. Этот важный жизненный принцип (известный, кстати, не только немцам) заставляет быть жестким и требовательным. Отец просто любит своего сына, учит его всему, что умеет. Это похвально, такой родитель мог бы служить универсальным примером, но дело в том, что есть объекты, для достижения которых не написаны учебники. И тут два антипода, Обломов и Штольц. Сравнение активного немца и ленивого русского — излюбленная тема для шуток, причем в обеих странах. У нас любят иронизировать над собственной глупостью, а в Германии с удовольствием акцентируют внимание на положительных чертах национального характера.
Рекомендовано
LP — женщина или мужчина, и это важно?
Те, кто хоть раз удосужился познакомиться с магическим творчеством певицы LP, были безвозвратно влюблены в ее удивительную харизму, раскрепощенность и увлекательную игру на популярном ныне инструменте укулеле. Ее настоящие поклонники перестали удивляться…
Песня «Гибралтар-Лабрадор». Смыслы и образы
Песня «Гибралтар-Лабрадор» Вячеслава Бутусова стала известна широкой публике в 1997. Она стала частью саундтрека известного фильма Алексея Балабанова «Брат 2». Сегодня ее слушает второе поколение поклонников русского рока. В…
Юэн МакГрегор: фильмография, биография актера
Зрители любят фильмы с участием заурядных актеров. Таким в глазах многих был Юэн МакГрегор. Его фильмография насчитывает более шестидесяти работ, причем разноплановых и многогранных. Эван с одинаковым успехом вникает в образы богатых и бедных…
Breaks
Сравнение Штольца и Обломова было бы необъективным, если не принимать во внимание особенности детского воспитания двух мальчиков. Если отец Андрея постоянно держал в напряжении и учился всему, чему мог, то Илья, напротив, провел свои ранние годы в блаженном расслаблении. Уже один этот факт наносит серьезный удар теории об особой немецкой эффективности, поэтому наши уважаемые «западники» всех возрастов. Возможно, что генетическая природа и взяла бы верх, но велика вероятность, что, получив такую образования, и вырос бы лодырем.Стремление к деятельности вырабатывается в проблемных условиях, это известно каждому психологу. Поэтому мудрый педагог даже в условиях безоблачного детства создает «тренирующую» конфликтную ситуацию с цель — воспитание сильного характера у представителей подрастающего поколения.Если все хорошо, то усилия ни к чему, а воля атрофируется.Тем не менее, у Ильи Ильича Обломова есть и хорошие черты.Он добрый и по-своему мудрый, ему чужды тщеславие и гордыня, у него очень четкое понимание своего места в жизни, правильная самооценка.
Дружба
В нашей жизни много странностей. Иллюстрацией этой мысли в романе Гончаровой может служить дружба Штольца и Обломова. Противоположности притягиваются в физических явлениях и обстоятельствах. Каждый из героев повествования ищет в своем спутнике то, чего ему не хватает. Беспрекословно Илье Ильичу-то хотелось бы быть похожим на Андрея Ивановича, хотя и не всем. И Штольцу симпатична романтическая сентиментальность (кстати, одна из немецких национальных черт) его спутницы. Реалист, боящийся мечтать и мыслить как по прямой, так и конкретно, часто не хватает воображения, чтобы добиться настоящего успеха. К тому же, преуспев в бизнесе, достигнув высокого социального статуса, некоторые люди ловят себя на мысли, что счастья так и не нашли. И это в смысле жизни каждого. И счастливого отела? Сравнение Штольца и Обломова говорит о том, что у каждого из героев есть большие проблемы в жизни, о которых они сами даже не задумываются.
Поведение
Человек известен, когда он столкнулся с серьезной проблемой. Совершенно по-разному реагируют на изменение жизненных обстоятельств Обломов и Штольц. Сравнение манер поведения двух товарищей позволяет оценить степень отцовской заботы, проявленной немцем Иваном (Иоганном?) по отношению к сыну в период его воспитания. В подростковом возрасте юноша получил много полезных знаний об окружающем мире. Но, при всей своей состоятельности, они были скорее набором опций, выбираемых из арсенала, как домработница находит нужный ключ в связке. В век описанных выше событий, возможно, такой подход оправдан, ведь Штольцу удалось стать успешным бизнесменом и добиться успеха. К тому же интересен и характер отношений, которые связывали Обломова и Штольца. Их дружба с детства основывалась на признании главенства Андрея.
Что касается Обломова, то алгоритм его поведения заключался в минимизации беспокойства и беспокойства. Он никогда не хотел учить, но хотел узнать все, что хотел. Как человек образованный, он сомневался в полезности знаний, считая, что при образе жизни они ему ни к чему.
Женщины — герои
Лежа на диване, трудно пользоваться успехом у дам. Это утверждение вряд ли подлежит сомнению, но судьба дала ему шанс и Илье Ильичу, любимым занятием которого было именно это. Ольга Ильинская, юная и красивая, несмотря на многие нелепости поведения Обломова (а может быть, благодаря им, кто понимает женскую душу?) влюбилась в незадачливого героя. Юная прелестница и нравившийся Андрей Иванович, который сначала не придавал значения этому соперничеству, но, почувствовав его реальность, могли переломить ситуацию в свою пользу. Сравнение Обломова и Штольца в контексте человеческой порядочности будет не в пользу последнего, но в любви, как и на войне, все средства хороши. Так, по крайней мере, думают европейцы, особенно французы. Колебание Ивана Ильича по обыкновению работало против него. Обломов нашел счастье с другой женщиной, вероятно, в большей степени ему подходящей, Агатой Пшеницыной, пусть и не такой яркой, как Ольга, но тихой и заботливой.
Различие и сходство
Существует устойчивое мнение, что в лице Обломова И. А. Гончаров обличает позорную марку лености, косности и косности русского дворянства. Если следовать этой логике, то образ Штольца олицетворяет собой прогрессивные устремления формирующегося национального капитала (ведь в конце концов он, несмотря на немецкую фамилию, тоже был русским человеком). Однако, похоже, Гончаров хотел рассказать своим романом нечто большее, и он это сделал. Не такими антиподами были Обломов и Штольц. Характеристика, данная Ильей Ильичем «давно пора», очень резкая и меткая. Он не хотел сидеть за карточным столом, болтать о пустяках, интересоваться всем подряд. Он был склонен к созерцательному отношению к миру и не глупый. Сходство с Обломовым и Штольцем-это желание обоих спать.Только сон первый вполне специфический,физический,а второй-моральный.Илья Ильич осознает пагубность своего дефекта,рассказывает о нем другу,признавая собственное бессилие в борьбе с ленью. Андрей Иванович на самокритику не способен.
Куда идти Обломову?
А разные Обломов и Штольц? Сравнение кажется очевидным. Один всегда лежит, другой в постоянном движении. Обломов не хочет даже слышать претензии кредиторов, он хочет написать план реконструкции собственного имения, пришедшего в упадок, но каждый раз засыпает и не приступает к этому занятию. Штольц постоянно в разъездах, в основном за границей. Он звонит тому же другу, надеясь, что в той жизнедеятельности пробудится атмосфера далеких стран. Илья Ильич никуда не торопился, да и в родной стране хорошо, особенно в то время, когда его личная жизнь начинает меняться. Кстати, двое друзей уже не молоды, им за тридцать (например, «старой» Карениной Толстой было меньше 50 лет).