Сочинение по тексту сологуба егэ: Сочинение ЕГЭ по тексту Сологуба » Рустьюторс
Сочинение ЕГЭ по тексту Сологуба » Рустьюторс
Сочинение по тексту из демоверсии ЕГЭ 2018 года «Вечером опять сошлись у Старкиных…». Автор: Ф. СологубИсходный текст
Какую роль в жизни солдат играли их любимые? Именно этот вопрос волнует Ф. Сологуба.
Автор раскрывает проблему, показывая ситуацию из жизни двух героев. Лиза узнает о том, что ее поклонник Пауль уходит на войну. Она начинает представлять, что он может не вернуться, и в ее голове всплывает ужасающий вопрос: «кого он вспомнит, когда ему будет тяжело?»
Девушке становится стыдно от осознания того, что она лишь смеялась над Паулем, а этот светловолосый юноша сейчас уйдет защищать Родину и, возможно, погибнет, одинокий и несчастный. Но когда Лиза признается ему в любви, все меняется, даже его внешний вид. В ту же секунду глаза Пауля становятся «влажны», а лицо сияет от счастья.
Авторская позиция очевидна: любимые люди придавали сил солдатам в сражениях. Ведь для человека очень важно знать, что где-то на Земле его помнят и ждут. Это помогает справиться со всеми испытаниями. Если тебя любят, даже умирать не страшно. Когда тебя ждут, хочется вернуться домой с победой.
Трудно не согласиться с автором. Действительно, любовь может творить чудеса. Она заставляет сердце биться чаще, вдохновляет на подвиги, помогает вернуться из таких мест, из которых нет обратной дороги.
Ярким примером, иллюстрирующим данную проблему, можно назвать проникновенные стихи К.М. Симонова «Жди меня». Особого внимания заслуживает следующая строчка: «Ожиданием своим ты спасла меня». Даже когда окружающие не верили в его возвращение, солдат знал, что дома его ждет любимая, которая «не потушила свечу» у окна. Лирический герой завершает свой монолог, пожалуй, самыми важными словами: «Просто ты умела ждать, как никто другой». Именно любовь помогла ему вернуться.
Другим примером, подтверждающим мою позицию, являются стихи В. Агатова «Темная ночь». В этом произведении лирический герой делится с читателями самым сокровенным, рассказывает об ужасах войны. Вокруг «свистят пули», а ему спокойно на душе. Главный герой не боится смерти, потому что не чувствует себя одиноким: «Радостно мне, я спокоен в смертельном бою». Солдат уверен, что с ним ничего не случится, потому что любимая женщина ждет его дома. Воспоминания о семье греют его душу и наполняют его существование смыслом.
Нелегкая доля выпала нашим солдатам. Им пришлось пройти через ад, многие не вернулись с этой страшной войны. Хотелось бы верить, что все было не напрасно. Я надеюсь, что мы хорошо усвоили главный урок войны: любовь прекрасна, но она должна помогать нам жить, а не воевать.
В чем заключается долг перед Родиной?Именно над этим вопросом задумывается Ф. Сологуб в своем произведении?
Комментируя данную проблему, стоит обратить внимание на то, как отреагировали Бубенчиков и Козовалов на слух, что призыв на военную службу будет раньше обычного, и отсрочки студентам не предвидится.Молодые люди не хотели воевать.»Бубенчиков слишком любил свою молодую и…ценную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.» Поэтому юноши подумывали об отъезде из России в другие страны, чтобы избежать войны.Их поступки и мысли говорят нам о том, что ничего не связывает их с Родиной ,и они не готовы встать на защиту Отечества.
Полной противоположностью молодым людям является Пауль Сепп.Родиной этого юноши была Эстония, но молодой человек встал в ряды солдат, идущих на защиту России.Пауль изменился как внешне так и внутренне»походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд.»Юноша понимал, что он обязан встать на защиту страны, которая связывает его с самым дорогим человеком, а именно с Лизой.Слова и поступки Пауля дают нам понять, что он готов отдать свою жизнь, но защитить страну, подарившая ему человека, который готов идти за ним даже на смертный бой.
Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу.Долг перед Родиной заключается в том, что человек должен в трудные для страны минуты встать на ее защиту.
Я полностью согласна с мнением Ф Сологуба.Стоит обратиться к событиям истории нашей страны.Когда 22 июня 1941 без предупреждения немецкие войска пересекли границу Советского Союза,тысячи людей добровольно отправились военкомат.Туда шли как студенты, так и старики.Все понимали, что их Родина в опасности, что если они не встанут на ее защиту, то никто не встанет.В каждый дом провожал уходивших на фронт солдат, которые обещали защитить Родину и свою семью, выгнать немецких фашистов назад в Германию и обязательно вернуться.
Таким образом, каждый из нас должен любить свою Родину, защищать ее, чтобы никто не посмел осквернить ее просторы.
Полезный материал по теме:
- рассуждение по тексту Ф. Сологуба (Вечером опять сошлись у Старкиных. Говорили только о войне…)
- по прочитанному тексту (1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (Демоверсия, русский язык, 2018 год)
- Вечером опять сошлись у Старкиных по Сологубу
- В чём заключается долг перед родиной? Проблема долга. («Вечером опять сошлись у Старкиных…» по Ф. К. Сологубу)
- Текст Фёдора Сологуба «Вечером опять сошлись у Старкиных»
Реальный ЕГЭ 2017
Вечером опять сошлись у Старкиных. Говорили только о войне. Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу; и что отсрочки студентам будут отменены.Сочинение
В военные времена защищать честь своего Отечества от врагов было внутренней обязанностью каждого. Добровольное желание исполнить свой гражданский долг было отличительным знаком здорового патриотизма, однако не все «патриоты» были готовы жертвовать своим здоровьем. Об истинном и ложном патриотизме говорит в своем тексте Ф.К. Сологуб.
Рассуждая о проблеме, автор приводит в пример двух молодых людей, которые, узнав об отмене студенческой отсрочки от службы, упали духом, ведь никому из них не хотелось воевать. «Бубенчиков слишком любил…свою жизнь», а «Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьезным» — уточняет писатель, противопоставляя двум этим «патриотам» третий образ. Эстонец Пауль Сепп, узнав о собственном призыве, наоборот, ободрился, и «глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым». Автор также делает акцент на том, что, прощаясь со своей возлюбленной, герой обещает сделать все, чтобы не пропустить немцев на свою землю, показывая тем самым свой героический настрой.
Ф.К. Сологуб считает, что истинный патриотизм – это, в первую очередь, искренняя любовь к своему Отечеству, сопровождаемая стремлением служить на благо своей страны и защищать её от всякого рода невзгод. А ложный патриотизм – это маска, лишь видимость мнимой любви, ничем не подкрепленная.
Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, нельзя назвать истинными патриотами тех, кто не готов рисковать собой на благо Родины. Человек, считающий себя «патриотом своей страны», должен иметь внутреннее, исходящее из сердца желание ей помогать, особенно если кто-то совершает попытки нарушить её целостность.
В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой знакомит нас с большим количеством разнообразных героев и раскрывает их образы, в том числе, через призму поведения на войне. Так, например, на страницах романа мы можем видеть множество настоящих патриотов, отдельных личностей и, в целом, примеры народного патриотизма. Истинным патриотом, например, является Михаил Кутузов, выдающийся полководец, символ народного духа и самый главный выразитель идей патриотизма в романе. Герой был назначен на должность вопреки воле царя, однако Кутузов ни на секунду не заставил нас усомниться в правильности такого решения. Этот полководец был нужен России тех времен, потому что он, как истинный патриот, жил интересами своего народа, верил в своих солдат и вселял в них уверенность в собственные силы. Однако, что примечательно, Кутузов старался лишний раз, если была такая возможность, не рисковать жизнью ни одного солдата. В противовес Кутузову Л.Н. Толстой приводит атмосферу салона Анны Павловны Шерер. В то время, когда сотни людей ежедневно гибли, ценой своей жизни защищая страну он Наполеона, светское лжепатриотическое общество живет по-старому: те же театры, балы и выходы в свет. Лишь изредка они упоминают в своих разговорах войну как что-то совершенно их не касающееся.
В повести «Сотников» В.В. Быков, описывая героизм и патриотизм одного героя, противопоставляет ему лжепатриотизм другого. По сюжету два партизана, Рыбак и Сотников, идут на риск, отправляясь искать пропитание для отряда. Рыбак был здоров полностью, а Сотников мучился от сильного кашля. В.В. Быков подводит нас к мысли о том, что даже при таких условиях, более отважным, более смелым оказывается больной и хилый Сотников, готовый на все ради выполнения своего нравственного долга. Рыбак же с самого начала не готов жертвовать своей жизнью. Он, как истинный лжепатриот, внутренне готов предать своего товарища – что в истоке и происходит.
В заключение хотелось бы отметить что нет ничего хуже личностей, идущих в разрез с тем образом, который они пытаются на себя натягивать. Проблема ложного патриотизма заключается именно в том, что само по себе это словосочетание дискредитирует образ истинного патриота как такового.
Сочинение ЕГЭ
В чём заключается долг перед Родиной? Каждый ли готов оборонять Отечество от захватчиков? Эти вопросы звучат в статье Фёдора Сологуба. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений. Проблема долга перед родиной поднимается в данном тексте русским писателем Фёдором Сологубом.
Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, автор рассказывает…
Авторская позиция по данной проблеме довольно ясна. Фёдор Сологуб считает, что долг перед Родиной заключается в том, чтобы в случае войны защищать Отечество, а не прятаться от призыва. Я согласен с мнением автора и тоже считаю, что каждому военнообязанному гражданину необходимо исполнить свой долг перед Родиной, то есть защищать Отечество, а не пытаться уйти от своих обязанностей.
Данная проблема рассматривается во многих произведениях русской классической литературы. Достаточно вспомнить творчество великого русского писателя Михаила Шолохова. В произведении «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов отправляется служить Родине, как только наступает Великая Отечественная война, при этом герой осознает значимость своего долга и беспрекословно исполняет его. Позднее попадает в плен, но не выдаёт тайны государства и остаётся живым, отказывается выпить за победу Германии. Вот образец по – настоящему верного своим обязанностям солдата.
Вторым аргументом, подтверждающим мои слова, может служить художественный фильм Леонида Фёдоровича Быкова «В бой идут одни старики», повествующий о буднях лётчиков – истребителей в годы Великой Отечественной войны. В кинофильме герои добровольно желали вступить в знаменитую вторую эскадрилью. Каждого солдата так сильно тяготило к боям с фашистами, что приходилось даже нарушать приказы старшего по званию, чтобы сбить как можно больше вражеских самолётов. Вот пример тому, что у солдата есть чувство долга перед Родиной, что он готов пойти на опасный риск, лишь бы отстоять интересы своего Отечества.
Таким образом, данный текст помог мне убедиться во мнении, что нельзя прятаться от призыва на военную службу, а наоборот, необходимо в период военных действий встать на защиту Отечества и исполнить свой долг.
Текст Ф. Сологуба
(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.
(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.
(6)Козовалов говорил уныло:
— Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.
— (8)А я во Францию, — говорил Бубенчиков, — и перейду во французское подданство.
(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:
— И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?
(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы — и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».
(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.
(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, — он держал шляпу в руке, — и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.
(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.
(44)Лиза остановила Сеппа:
— Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.
(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою. (47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:
— Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.
(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:
— Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.
(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:
— Милая, милая!
(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.
(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:
— Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!
(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.
(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:
— Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.
(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:
— А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.
(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:
— Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? — спросила она у дочери.
(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:
— Вот мой жених, мамочка.
(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:
— Лиза, что ты говоришь!
(77)Лиза проговорила с гордостью:
— Он защитник Отечества.
(По Ф. Сологубу*)
Сочинение ЕГЭ. Часть С ( Текст Ф.Сологуба. Демоверси 2018г)
У каждого человека своё понимание Родины. Для одного Родина-это дом, школа, мама. Для другого- это просто красивое слово, за которым стоит отвлечённое понятие. Для героя Сологуба Родина-это земля, которую он идёт защищать. Пауль Сепп знает, что он должен это сделать, потому что он мужчина. Автор рисует его так:» Пауль шёл впереди и пел. Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, – он держал шляпу в руке, – и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым.»Именно в этих словах заключается главная мысль писателя: тот, кто готов отдать жизнь за свою страну, по-настощему прекрасен. Паулю противопоставлены двое- Бубенчиков и Козовалов. Они на войну идти не хотят. С иронией автор говорит о них, что оба были угнетены, когда узнали, что «призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены». Речь идёт о Первой мировой войне, когда каждый считал своим долгом пойти на фронт.
Бубенчиков и Козовалов не понимают Пауля Сеппа, им он кажется смешным и глупым. Они стараются высмеять его патриотизм. И только главная героиня разделяет воодушевление Пауля. Для неё он поистине прекрасен. Раньше она не замечала его душевно красоты, а сейчас поняла, что готова с этим человеком прожить всю жизнь . Вот почему она говорит: «Пауль, в эти дни я вас полюбила. Я поеду за вами. Меня возьмут в сёстры милосердия. При первой возможности мы повенчаемся».Писатель показывает героев счастливыми на пороге грозных испытаний. Каждый хочет принести пользу Родине.
Позиция автора заключается в том, что он с симпатией рисует этих героев, готовы пожертвовать собой во им общего блага. Именно такие люди -настоящие герои.
Нельзя не согласиться с позицией автора. Родина-это дом, который ты должен защищать.
Не раз эту проблему в своих произведениях затрагивали русские писатели. Так, в романе » Война и мир» главный герой, Пьер Безухов, во время Бородинского сражения идёт в ополчение, чтобы быть полезным своему народу. Пьер мог бы этого и не делать, потому что он сугубо штатский человек, но его совесть не позволила ему сидеть дома. Он не только отдаёт свои деньги на снаряжение русской армии, но и принимает участие в боевых действиях. На батарее Раевского оказывается по велению собственного сердца. Толстой показывает своего любимого героя в гуще событий, когда Россия отстаивает свою независимость.
Рассмотрим ещё один пример. В произведении современного писателя-фронтовика Б. Васильева » А зори здесь тихие» рассказывается о девушках-зенитчицах , находящихся далеко от линии фронта. Когда враг проник на советскую территорию, командир поставил перед бойцами задачу- обезвредить немецких диверсантов. И юные девушки, не обстрелянные, ничего не смыслящие в военном деле, смогли противостоять врагу. На первый взгляд, не все были мужественны и смелы. Например, Галя Четвертак просто испугалась, увидев близко немцев, Соня Гурвич была зарезана безжалостно рукой фашиста, Лиза Бричкина утонула в болоте. Рита Осянина и Женя Комелькова до последней минуты сражались с врагом. Их было пятеро. Все погибли. Остался один командир Васков. Каждый год он приносит цветы к скромному обелиску, где высечены имена этих девушек.
Память о них живёт. Ведь они защищали свой дом, свою землю.
Таким образом, долг каждого -защищать свою Родину, когда она окажется в беде. Демокрит писал : «Быть верным долгу в несчастье -великое дело».Во все времена это было святой обязанностью настоящего гражданина.
Проблема влияния Востока и Запада на Россию. И. П. Цыбулько 2020. Вариант №12 («Вот что! – с восторгом Иван Васильевич…»)
В чём проявляется влияние Востока и Запада на Россию? Каковы особенности характера русского человека? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского писателя девятнадцатого века В. А. Соллогуба.
Раскрывая проблему влияния Востока и Запада на Россию, автор использует внутренний монолог своего героя Ивана Васильевича. Историк изучает влияние Востока на Россию и метафорически изображает борьбу Востока и Запада за власть над Россией. Он представляет, как два разъярённых врага кинулись друг на друга врукопашную, не замечая, как стискивают между собой «бедное, исхудалое славянское начало». Европу он представляет в виде «хитрой прелестницы», а Восток в образе «пасмурного седого старика». Россия находится «в странном положении: между Востоком и Западом. На Востоке каждое убеждение свято, там господствует чувство, он презирает суетность житейских треволнений. На Западе нет убеждений, господствует разум, и он погибает в беспрерывном столкновении житейских треволнений. Герой приходит к выводу, что в этом противостоянии можно найти середину. Воспользовавшись чужим опытом и чужими уроками, необходимо идти к истине.
Оба эти примера, дополняя друг друга, ярко свидетельствуют о том, что миссия России особая, она должна слить в себе мысль и чувство и идти к недосягаемой на земле цели совершенства.
Авторская позиция заключается в следующем: влияние Востока и Запада на Россию проявляется в том, что в характере русского человека присутствуют черты как той, так и другой культуры.
Мне близка позиция автора. Действительно, Восток и Запад, два противоположных начала, есть в характере русского человека, который способен воспринимать чужое и перерабатывать в себе. «Русским европейцем» называли Александра Сергеевича Пушкина. Изучив культуру Запада, он стал первым русским национальным поэтом. Всемирная отзывчивость – основное качество поэта, который одинаково хорошо понимал и англичанина, и француза, и немца.
В заключение хочу подчеркнуть, что спор о роли Востока и Запада в судьбе России, о том, к какой стороне тяготеет наша страна больше, — одна из вечных проблем, которая всегда будет волновать историков, философов и вообще общество. Ещё Ф. И. Тютчев писал, что Россию «аршином общим не измерить», «у ней особенная стать».
Текст В. А. Соллогуба
— (1)Вот что! — с восторгом воскликнул Иван Васильевич. — (2)Вот что!.. (3)Надо заделать прореху в нашей истории. (4)Надо написать краткую, но выразительную летопись Восточной России…
(5)Тут жар Ивана Васильевича немного простыл.
«(6)А источники где? — подумал он. — (7)Источники найдутся где-нибудь. (8)А как найдутся? »
(9)Нет, Иван Васильевич, это труд уж, кажется, не по тебе. (10)И в самом деле, кому же охота пожертвовать всей жизнью на дело, которое ещё на поверку может выйти вздором?..
(11)Вдруг Иван Васильевич ударил себя по лбу.
— (12)Нашёл! — закричал он с вдохновением. — (13)Нашёл своё новое, глубокое, громадное воззрение… (14)Я человек русский, я посвятил себя России. (15)Скажет ли она за то спасибо — не знаю; да не в том дело. (16)Я все труды, все мысли отдаю родине, и потому прочие предметы могут иметь для меня ценность только относительную. (17)Итак, я изучу влияние Востока на Россию, в отношениях его к одной России, влияние неоспоримое, влияние важное, влияние тройственное: нравственное, торговое и политическое. (18)Сперва начну с нравственного влияния, которое с давнего времени ведёт на нашей почве упорную борьбу с влиянием Запада. (19)Давно оба врага разъярились и кинулись друг на друга врукопашную, не замечая, что они стискивают между собою бедное, исхудалое славянское начало. (20)Не лучше ли бы им, кажется, помириться, и взять с обеих сторон невинную жертву за руки, и вывести её на чистый воздух, и дать ей поздороветь. (21)Пусть каждый расскажет ей потом исповедь своего сердца, наставит на истинный путь, указав на пагубные последствия собственных заблуждений, на блестящую награду своих доблестей. (22)В самом деле, Россия находится в странном положении. (23)Слева Европа, как хитрая прелестница, нашёптывает ей на ухо обольстительные слова; справа Восток, как пасмурный седой старик, протяжно, но грозно твердит ей вечно свою неизменную речь. (24)Кого же слушать? (25)К кому обращаться? (26)Слушать обоих. (27)Не обращаться ни к кому, а идти вперёд своей дорогой. (28)Слушать для того, чтоб воспользоваться чужим опытом, чужими бедствиями, чужими страшными уроками и надёжнее, вернее стремиться к истине. (29)На Востоке всякое убеждение свято. (30)На Западе нет более убеждений. (31)На Востоке господствует чувство, на Западе владычествует мысль. (32)А России суждено слить в себе мысль и чувство при лучах просвещения, как сливаются на небе цвета радуги от яркого блеска солнца. (33)Восток презирает суетность житейских треволнений; Запад погибает в беспрерывном их столкновении. (34)И тут можно найти середину. (35)Можно слить желание усовершенствования с мирным, высоким спокойствием, с непоколебимыми основными правилами. (36)Мы многим обязаны Востоку: он передал нам чувство глубокого верования в судьбы провидения, прекрасный навык гостеприимства и в особенности патриархальность нашего народного быта. (37)Но — увы! — он передал нам также свою лень, своё отвращение к успехам человечества, непростительное нерадение к возложенным на нас обязанностям и, что хуже всего, дух какой-то странной, тонкой хитрости, который, как народная стихия, проявляется у нас во всех сословиях без исключения. (38)При благодетельном направлении эта хитрость может сделаться качеством и даже добродетелью, но при отсутствии духовного образования она доводит до самых жалких последствий; она приводит к неискренности взаимных отношений, к неуважению чужой собственности, к постоянному тайному стремлению ослушиваться законов, не исполнять приказаний и, наконец, даже к самому безнравственному плутовству. (39)Востоку мы обязаны тем, что столько мужиков и мастеровых обманывают нас на работе, столько купцов обвешивают и обмеривают в лавках и столько дворян губят имя честного человека на службе. (40)Страшно вымолвить, — а привычка в нас сделала то, что мы остаёмся равнодушными, будучи свидетелями самых противозаконных хищений, так что даже первобытные понятия наши с годами изменяются и кража не кажется нам воровством, обман нам кажется не ложью, а какой-то предосудительною необходимостью. (41)Впрочем, слава богу, тут Западом побеждён у нас Восток, и мстительный факел осветил пучину козней и позора. (42) Долго ещё будут у нас проявляться следы сокрушительного начала, но они давно уже переходят в осадки всех сословий, в низшие слои людей разных именований, потому что каждое сословие имеет свою чернь. (43)Как ни говори, как ни кричи, что ни печатай, Россия быстрым полётом стремится по стезе величия и славы — к недосягаемой на земле цели совершенства. (44)И более всех других народов Россия приблизится к ней, ибо никогда не забудет, что одного вещественного благосостояния точно так же недостаточно для жизни государства, как недостаточно для жизни частного человека. (45)Широкой, могучей пятой задавит она мелкие гадины, кровожадные ехидны, которые хотят ползком пробраться до её сердца, и весело отпрянет она, полная любви и силы, к чистому, беспредельному русскому небу…
— (46)Вот, — заключил Иван Васильевич, — предмет так предмет! (47)Влияние нравственное, влияние торговое, влияние политическое. (48)Влияние восточное, слитое с влиянием Запада в славянском характере, составляет, без сомнения, нашу народность. (49)Но как распознать каждую стихию отдельно? (50)Народность-то, кажется, препорядочно закутана. (51)Её придётся распеленать, чтоб добраться до неё, а потом как узнаешь, что пелёнка, что нога? (52)Мужайся, Иван Васильевич: дело великое! (53)Ты на Восток недаром попал; итак, изучай старательно влияние Востока на святую Русь… (54)Ищи, ищи теперь впечатлений. (55)Всматривайся в восточные народы. (56)Изучай всё до последней мелочи… (57)Рассмотри каждую каплю, влитую в нашу народную жизнь, — а потом и найдёшь ты народность. (58)3а дело, Иван Васильевич, за дело!
(По В. А. Соллогубу)
Вариант 12 » 4ЕГЭ
Вот что! — с восторгом воскликнул Иван Васильевич. — Вот что!.. Надо заделать прореху в нашей истории.Сочинение
Россия – это особенная страна, такой её делает уникальное географическое положение: она находится между Европой и Азией. Проблема, поставленная в тексте Владимира Александровича Соллогуба, отражает именно эту особенность – на Россию влияют и Восток, и Запад.
Об этом с жаром размышляет герой произведения – Иван Васильевич, называя Европу и Азию разъярёнными врагами, схватившимися в рукопашную, не замечая, что «они стискивают между собою бедное, исхудалое славянское начало». Художественный приём, использованный здесь, олицетворяет негативное влияние на нашу страну такое срединное положение.
Балансирование между Востоком и Западом — довольно затруднительный процесс, так как провоцирует вечные сомнения и метания: «Кого же слушать? К кому обращаться?». У Ивана Васильевича своё мнение на данную проблему: «Слушать обоих. Не обращаться ни к кому, а идти своей дорогой». Такое простое решение действительно даёт России возможность найти своё место в мире, соединяя весь земной шар в единое целое.
Автор словами своего героя утверждает следующее: Россия за долгие годы существования между двумя частями света, сумела сформировать свой собственный характер, соединив и европейское начало, и азиатское. И наш народ обладает чертами и той и другой культуры.
Конечно же, так оно и есть, в этом легко убедиться, обратившись к самым авторитетным источникам – нашей классической литературы. Сначала А.С.Пушкин. Величайший из поэтов считал, что Пётр I совершил огромное благо, «прорубив окно в Европу»: европейское образование, искусство, архитектура и культура в целом во многом положительно повлияли на развитие России. Будучи убеждённым западником, всё же поэт признаёт, что полная «европеизация» России невозможна, так как татарское нашествие, на долгие века отрезав Русь от Европы, придало народу нашему особую закалку, которую невозможно изжить совершенно. Невиданная сила духа есть следствие долгой борьбы Руси за свою независимость и свою самобытность, при этом даже отчасти заимствованной у этих же самых татар.
Другой гений, задумывавшийся об особенном положении России, – Лев Николаевич Толстой. Его разочарование в европейской культуре отражено в романе «Война и мир». Недаром же все пустые светские разговоры ведутся там на французском языке. Писатель осуждал империализм, колониализм, маниакальное стремление западных стран к мировому господству, его неприятие к буржуазной культуре и цивилизации была общеизвестна. Всё больше его интересовала «восточная мудрость». Особенно притягательной была для Толстого идея о внутренней свободе человека и постулат о мягком и слабом, побеждающем твёрдое и сильное. В этом, как считает писатель, отражается сила духа русского человека, изображённого им в образе Платона Каратаева.
Итак, проблема, поставленная Владимиром Александровичем Соллогубом, была актуальной раньше, актуальна сейчас и будет актуальной всегда. Мы, россияне, являемся особой нацией, совмещающей как европейские, так и азиатские черты характера, и наша судьба – «идти своей дорогой», потому что, как писал Тютчев:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.