Русские народные песни игры: Музыкальные народные игры для дошкольников
Музыкальные народные игры для дошкольников
Вот уже несколько лет культурологи и социологи твердят о том, что современное поколение не знает культуру и традиции своего народа. Многие родители считают фольклор «устаревшим» и практически не используют его для занятий с детьми. Между тем, произведения народного творчества не только отражают жизнь народа, его опыт, традиции и ценности, но и способствуют появлению глубинного чувства родства – своеобразного стержня для дальнейшего формирования всей личности.
Народные песни, музыкальные народные игры для малышей и дошкольников рассказывают о культуре русского народа в образной, доступной для детей форме. Они развивают творческое мышление, способствуют формированию музыкальной культуры и делают детей более восприимчивыми к художественным образам.
Музыкальные игры – одно из наиболее доступных средств развития музыкального слуха, координации движений и способностей к импровизации. Большинство народных игр не имеет чётких правил, так что детям предоставляется возможность в полной мере проявить свои творческие способности.
Мы предлагаем вам подборку лучших народных музыкальных игр для детей дошкольного возраста. Их можно проводить как на детских праздниках или утренниках, так или просто во время прогулки на детской площадке.
Лучшие музыкальные народные игры для дошкольников и младших школьников
Игра «Горелки»
Эта игра подходит для небольших групп детей в возрасте старше 3 лет. Она развивает находчивость, сообразительность и внимательность.
Правила игры: выбирается один ведущий, который смотрит в небо и поёт. Пока исполняется песня, все остальные разбегаются и прячутся. Ведущий ищет спрятавшихся, и тот, кого найдут последним, сам становится ведущим.
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло!
Раз-два, смело,
Глянь на небо –
Звёзды горят,
Журавли кричат:
«Гу-гу-гу, убегу!
Убегу, гу-гу-гу!»
Игра «Рыбаки и рыбки»
Эта музыкальная народная игра подходит как для дошкольников, так и для детей более младшего возраста и даже взрослых. Она развивает ловкость, скорость реакции и умение работать в команде.
Правила игры: сначала нужно выбрать двух «рыбаков», для этого можно использовать любую считалку. Все остальные участники становятся «рыбами». «Рыбки» берутся за руки и начинают петь:
В воде рыбки живут,
Нет клюва, а клюют.
Есть крылья – не летают,
Ног нет, а гуляют.
Гнёзда не заводят,
А детей выводят!
После этого все «рыбки» разбегаются в разные стороны. «Рыбаки» должны взять за руки и поймать «рыбок», захватив их руками, словно сеткой. Пойманная «рыбка» присоединяется к«рыбакам». Когда все «рыбы» будут пойманы, игру можно повторить, выбрав новых «рыбаков».
Игра «Пирог»
Эта игра подходит для довольно большой группы детей, в 10-15 человек. Она развивает внимательность и координацию движений.
Правила игры: среди детей нужно выбрать одного, который будет «пирогом». Остальные дети делятся на две команды и становятся в шеренгу лицом друг к другу. «Пирог» садится посередине между ними. Дальше все начинают петь:
Да какой же он высокенький (при этих словах нужно поднять руки высоко вверх),
Да какой же он широкенький (руки разводятся широко в стороны),
Да какой же он мягенький (нужно погладить свой живот),
Режь его скорей!
При последних словах один ребёнок из каждой команды бежит к «пирогу». Тот, кто первым его коснётся, забирает его с собой, а проигравший становится «пирогом». Игра продолжается, пока водной из команд не останется всего 2 человека.
Игра «Море волнуется»
Эта игра подходит для детей любого возраста. Она развивает творческие способности, фантазию, умение быстро и нестандартно мыслить.
Правила игры: выбирается ведущий, который начинает напевать, в то время как остальные танцуют вокруг него.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская (сюда можно вставить любое другое прилагательное – смешная, большая и т. д.) фигура на месте замри!
Играющие должны замереть на месте, постаравшись изобразить заданную фигуру. Ведущий ходитот игрока к игроку и просит их назвать, кем же они стали (дети постарше могут пытаться угадать это сами). Тот, кто не справился и не смогу придумать фигуру, либо не смогу в ней удержаться доприхода ведущего, сам становится ведущим.
Музыкальные хороводные игры для детей
Для всех хороводов дети становятся в круг вместе со взрослыми, которые по началу будут показывать пример, как и когда нужно исполнять движения.
Хоровод «Три весёлых братца» — подходит детей от 1,5-2 лет.
Три весёлых братца гуляли по двору.
Три весёлых братца затеяли игру.
Делали головками: ник – ник — ник, (все кивают головами вверх и вниз)
Пальчиками ловкими: чик – чик — чик. (хлопают сложенными в щепоть пальчиками)
Хлопали ладошками: хлоп – хлоп — хлоп. (все хлопают)
Топотали ножками: топ – топ — топ. (все топают)
Хоровод «Ветер» — подходит для детей любого возраста.
Дует ветер на всём белом свете,
Сильный ветер на всём белом свете (хоровод, держась за руки, расходится и снова сходится).
Ветер дует, задувает,
Осенью ветер листочки сдувает,
Листики от веточек отцепились
И закружились (все расцепляют руки и кружатся, словно листики).
Мы надеемся, что эта подборка народных музыкальных игр для детей станет вашим подспорьем в преддверии лета. Ведь в тёплую погоду так приятно проводить время на улице, набираясь сил и хорошего настроения!
Читайте также:
Музыкально дидактические игры для детей
3 лучшие музыкальные дидактические игры для дошкольников и младших школьников, которые можно провести у себя дома. Для их проведения потребуются некоторые дидактические материалы, однако время, затраченное на их подготовку, с лихвою окупится пользой и удовольствием от игры!
3 простые занимательные детские музыкальные игры для дошкольников
Эти несложные музыкальные игры помогут вашему ребёнку развить артикуляционный аппарат, улучшить дикцию, поставить правильное дыхание, а также справиться с возможными логопедическими проблемами.
Картотека музыкальных игр. Русские народные игры. | Картотека по музыке на тему:
МБДОУ №57 № «Дюймовочка»
г. Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская область.
В картотеку игр педагогам
«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Гончаренко Дина Юрьевна
г.Сургут
2015
В картотеку игр педагогам
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Народная культура – важнейшее из средств развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов, по радио и ТВ звучат мотивы, отличающиеся от традиционной русской музыки, на новогодние маскарады приходят люди-пауки и бэтмены. Как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро всегда побеждает зло?
Академик Д.С.Лихачев сказал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: нет дерева без корней, дома – без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Важно комплексно подходить к ознакомлению дошкольников с народной культурой. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.), сказки, песни, народные танцы, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр и, конечно же, игры – все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа.
Подробнее хотелось бы остановиться на русских народных играх. Кстати слово играть, если его разобрать по буквицам, означает «передавать завещанную Богами и подтвержденную опытом воплощенных на Земле Богов мудрость». А это уже не столько развлечение, сколько главная функция жизни. Верно? И получается, что с понятием игра, игра актера, игра оркестра, игра света, игра детей, деловая и политическая игры, игра природы, игра ума, игра воображения, стихий, космическая игра, связаны практически все аспекты нашей жизни. Она как бы пронизана игрой на всех ее уровнях. Поэтому, наша с вами задача — самим научиться играть и передать эти знания и умения детям.
Русская народная игра «Солнышко»
Дети встают вокруг «солнышка» и поют:
Солнышко-ведрышко, Идут по кругу за руки,
Выглянь-ка в окошко, «Солнышко» кружится в центре
Посвети немножко!
Солнце заиграло, дети останавливаются, делают «фонарики»
Деточкам сказало: «солнышко» делает пружинку
— А играйте в поле, Поет «солнышко»
Прыгайте на воле
Дети и «солнышко» прыгают врассыпную по залу (прыжки произвольные). Взрослый громко говорит: «Тучка!» Дети должны быстро встать в круг около «Солнышка».
Русская народная игра «Дождик»
Дети встают вокруг водящего-«дождика» и поют, показывая движения
Дождик, дождик, пуще! Поднимают руки и встряхивают кистями
Дам тебе гуще, Пр.руку на пояс, левую отводят в сторону
Хлеба краюшку, Правую руку отводят в сторону
Щей черепушку, Соединяют руки «чашечкой»
Дам тебе ложку, Поднимают пр.руку вверх, пальцы в кулак
Кушай понемножку. Слегка наклон. вперед, протягивая руки, ладони
вверх
Кто под дождик попадет, Подним. руки вверх и плавно опускают,
быстро шевеля пальцами.
Тот у нас плясать пойдет! Ставят руки на пояс, выставл.ноги на пятку
Русская народная игра «Шла утица»
Музыкальное сопровождение: две русские народные мелодии – спокойная, плавная и подвижная, озорная.
Все дети стоят в кругу. Руки опущены. Ведущий — в центре.
Первая (спокойная) мелодия: Ведущий на каждую музыкальную фразу, двигаясь спокойным шагом, подходит к кому-либо из детей, кланяется ему, приглашает. Ребенок отвечает поклоном и присоединяется к ведущему. Так проводится приглашение. Затем стоящие в кругу читают считалку:
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий навсегда
Закрываем ворота! (Берутся за руки «воротами»)
Вторая (подвижная) мелодия: Ведущий и приглашенные им легко бегают в кругу и через круг. По окончании музыки «ворота» закрываются. Кто не успел выбежать из круга, считается проигравшим.
Русская народная игра «Бай, качи, качи»
Бай, качи, качи, качи! Последняя пара проходит через все воротца и
Глянь, баранки, калачи! Встает впереди. То же самое делают следующие
Глянь, баранки, калачи пары, пока звучит песня (как «ручеек»)
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи,
Все румяны горячи.
Налетели тут грачи,
Похватали калачи.
Пара, оказавшаяся первой, расцепляет руки. Дети встают спина к спине. Все остальные считают: «Раз, два, три – беги!» Водящие бегут в противоположные стороны, обегая все стоящие пары, и возвращаются. Победителем считается участник, выхвативший у ведущего кольцо («калач»).
Русская народная игра «Шел козел по лесу»
(«Шла коза по лесу»)
Дети в кругу держатся за руки. В центре водящий-«козел»(«коза»). Все идут по кругу и поют.
Шел козел по лесу, козел идет противоходом внутри круга
По лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу,
Принцессу, принцессу. Хоровод останавливается. Козел выводит в
Середину круга девочку.
Давай с тобой попрыгаем, Все дети выполняют «пружинку».
Попрыгаем, попрыгаем. «Козел» и «принцесса» выполняют движения,
Ножками подрыгаем, о которых поется в песне.
Подрыгаем, подрыгаем.
Ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем.
Ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Хвостиком помашем, помашем, помашем,
А потом попляшем, попляшем, попляшем!
Игра «Лошадки»
Дети делятся на «лошадок» и «кучеров». На земле проводят черту, по одну сторону которой становятся «лошадки», по другую – «кучера».
«Лошадки» (взявшись за руки, подходят к черте):
Та-ра-ра, та-ра-ра,
Ушли кони со двора.
Затем они разбегаются, щелкая языком. «Кучера» стараются поймать «лошадок» и увести их в огороженное место – «двор». Когда всех «лошадок» поймают, дети меняются ролями.
Русская народная игра «Мороз и волк»
Дети (встают вокруг Волка, взявшись за руки, водят хоровод и поют)
Стоит волк под горой, Волк стоит и притопывает одной ногой
Подпершися кочергой.
Эй, морозец, пощипли, Идет противоходом.
Волка с поля прогони.
Волк на последний слог топает перед любым ребенком. Дети останавливаются и поднимают руки, образуя воротца. Ребенок («морозец»), которого Волк выбрал, выходит за круг и стоит на месте, пока Волк под счет детей делает пять шагов в сторону от водящего-«морозца». Затем дети кричат: «Лови!» Волк и водящий бегут, то забегая в круг через воротца, то выбегая из него. Водящий-«морозец» должен догнать Волка и пощипать его легонько.
Русская народная игра «Никанориха гусей пасла»
Дети идут по кругу и поют:
«Никанориха гусей пасла,
Да пустила в огород козла,
Никанориха ругается,
А козел-то улыбается»
Затем расходятся врассыпную «топотушками» (руки на «полочке»), когда заканчивается музыка, каждый должен найти себе пару, оставшийся без пары – «козлик». Ему дети говорят: «Раз, два, три, козлик будешь ты!»
Козлик говорит «ме», становится в круг, идет противоходом, игра повторяется с «козликом»
Русская народная игра «Кучер и лошадки»
Участники делятся на тройки, в каждой из них – «кучер» и две «лошадки», на которых надеты вожжи. Ведущий (Иван) по ходу игры подает различные команды. «Лошадки» их выполняют, а «кучер» управляет и внимательно следит за правильностью движений «лошадок». По команде Ивана «лошадки» шагают, бегут галопом по кругу, поворачиваются налево, направо, скачут в обратном направлении и т.д. На слова «Лошадки, в разные стороны!» «кучер» отпускает вожжи, и лошадки» быстро разбегаются. На слова «Найдите своего кучера!» «лошадки» стараются как можно быстрее найти своего «кучера»
Русская народная игра «Ворон»
Дети стоят по кругу. Заранее выбирается «ворон». Он стоит в кругу со всеми детьми.
Ой, ребята, та-ра-ра! Дети идут к центру дробным шагом.
На горе стоит гора,
А на той горе дубок, Тем же шагом идут, пятясь, на место, оставляя
А на дубе воронок. В центре ворона: он кружится, руки в стороны.
Ворон в красных сапогах, Ворон пляшет, дети повторяют движения.
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу, Поочередное выставление ноги на пятку.
Он играет во трубу,
Труба точеная, Все хлопают, ворон пляшет.
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончанием песни ворон выбегает из круга. Все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в общий круг. С повторением песни осаленный выходит в круг – он ворон. Никому неизвестно, кто будет вороном. Для детей этот момент является занимательным. Ворон не должен выдавать себя.
.Русская народная игра «Молчанка»
Кони, кони, мои кони. Дети ритмично «тянут вожжи», пружиня ногами
Мы сидели на балконе. Руки «полочкой», покачивают ими
Чай пили, Левую ладонь раскрывают, прикасаются к ней
пальцами правой, подносят пальцы к губам.
Чашки били, Стучат правым кулаком по ладони левой.
По-турецки говорили: Покачивают головой вправо-влево
«Чаби-челяби, волнообразные движения кистями рук
Челяби-чаби-чаби!»
Прилетели журавли Взмахивают руками, как крыльями
И сказали всем «Замри!» Грозят пальцем.
А кто первый отомрет, Руки на пояс, пальцы сжаты в кулаки.
Тот получит шишку в лоб. Ударяют ладонью по лбу.
Шишка не большая, Трут лоб ладонью.
Просто золотая.
Не смеяться, не болтать, отрицательный жест указат. пальцем
А солдатиком стоять! Замирают и молчат. Водящий их старается
рассмешить мимикой и жестами
Вадим Прохоров — Русские народные песни: музыкальные жанры и история
Общее введение
отрывок
«Русские народные песни есть живая история русского народа, богатая, яркая и правдивая, раскрывающая всю его жизнь», — писал великий русский писатель Николай Гоголь (1809-1852).
«Если историк желает узнать о быте народа, о стихиях его характера, обо всех оттенках его чувства; об их заботах, их страданиях и их развлечениях; если он захочет понять дух прошедшего века, природу народа в целом и каждого в отдельности, то история народа откроется ему во всем величии».
Действительно, песни сопровождали все виды деятельности русского человека и являлись отражением его психической и эмоциональной сфер жизни. «Уже в колыбели, — писал литературовед Николай Добролюбов (1836—1861), — детей убаюкивали песнями; взрослея, они научились петь сами. Молодежь собирается на вечер, там звучат песни. Приходит весна — селяне встречают ее, водят хороводы, плетут венки и неминуемо поют песни. Идет крестьянин пахать — тяжесть работы облегчает песней. Когда крестьяне собирают урожай, их освежает песня. Песня сопровождала сельчан не только во всех их трудовых и общественных делах, но и сопровождала их в семейной жизни». Русский народ рождался, женился и хоронился с песнями.
Зарубежные гости также отмечали, что песни были постоянным и верным спутником русского народа. «На нашем пути по России я был очень удивлен склонностью туземцев к пению», — писал Уильям Кокс, путешествовавший по России 18 века.
«Даже крестьяне, выступавшие в качестве кучеров и форейторов, как только садились верхом, начинали напевать дудочку и продолжали ее, без малейшего перерыва, несколько часов… Форейторы поют от начала до конца сцены, солдаты постоянно поют во время своего марша, крестьяне поют во время самых трудных занятий, трактиры отзываются эхом своих гимнов, и тихими вечерами я часто слышал, как воздух вибрирует от нот окрестных деревень.
”Русские люди действительно пели свои песни во всех ситуациях и во все времена. Впоследствии могло сложиться впечатление, что русские народные песни составляют однородный организм, упорядоченно развивающийся во времени и пространстве. Нет ничего более далекого от правды. Термин «русская народная песня» охватывает множество музыкальных и поэтических жанров, которые правильнее называть категориями или группами, так как термин «жанр» не может быть правомерно применен — настолько разнообразны и переплетены эти группы. Например, что касается музыкальных и поэтических приемов, конкретная календарная песня может принадлежать хоровод жанр, включающий в себя танцевально-игровую деятельность и который может иметь как земледельческое обрядовое, так и лирическое необрядовое содержание. Огромные географические размеры России, сложность ее истории и этнографии составляют еще одну проблему, выразившуюся в огромном разнообразии региональных традиций русского фольклора. Поэтому неудивительно, что классификация русских народных песен всегда была кропотливой и первостепенной задачей.
Изучение генезиса русской народной песни в исторической перспективе также представляет собой зачастую непреодолимую проблему. Бесспорно, что многие русские народные песни (например, календарные и трудовые песни) могут быть связаны с эпохой первобытного или патриархального общества древних восточнославянских народов. Некоторые прослеживаются до времени формирования русского народа как нации. Но сделать это можно только теоретически — изучая музыкально-поэтические особенности, принимая во внимание, однако, что за время своей многовековой эволюции русские народные песни претерпели существенные изменения, так как первые сборники русских народных песен появились только в 18 веке.
(Тексты народных песен стали собираться в XVII в., сначала иностранными путешественниками.) Все они были неполными и ненаучными.Тем не менее, есть несколько основных способов классификации русских народных песен. Это может быть сделано в соответствии с их происхождением, их назначением и социальной функцией, местом их исполнения, их тематикой (содержанием), их поэтическим текстом и их музыкальной формой. Чаще всего русские народные песни группируются по их тематическому (сюжетному) сходству (песни о любви, семейные песни, солдатские песни и др.) или по их применению в общественной жизни и назначению (календарные песни, свадебные обрядовые игры). , танцевальные песни и др.). Это не строго жанровая группировка, так как она не учитывает музыкальных и поэтических особенностей, не говоря уже об их исторических и диалектических особенностях. Следует, однако, иметь в виду, что в случае с русскими народными песнями указанные факторы часто переплетаются неразрывно. В той или иной песне некоторые факторы берут на себя более заметную функцию, а некоторые из них вообще не следует принимать во внимание, если не хочется запутаться в лабиринте факторов, зачастую относящихся к разным жанрам.
Прежде всего русские народные песни следует разделить на народные, или крестьянские, песни и городские песни. До начала 20 века Россия была в основном аграрной страной, где в городах проживало лишь 20 процентов населения. Так что большинство известных народных песен было создано в русских деревнях. Традиционные крестьянские песни можно разделить на обрядовые и необрядовые, имея в виду, что необрядовые песни, скорее всего, образовались из обрядовых. Обрядовая группа состоит из сельскохозяйственных песен, называемых календарными, которые связаны с сезонными работами языческого народа и вначале несли неэстетическую функцию, и семейно-обрядовых песен, таких как свадебные песни и причитания (или причитания). Календарные песни — одна из древнейших групп русского фольклора.
Внеобрядовые песни — самая многочисленная категория русских песен. К ним относятся рабочие песни, также один из древнейших видов русской народной музыки; былины и песни исторические, русский музыкальный героический эпос; и лирические песни, включающие в себя необрядовые хоровод и танцевальные песни-игры, протяжные песни (тематически заключающие любовные и семейные сюжеты, солдатские песни, рекрутские песни, разбойничьи и арестантские песни, некоторые трудовые песни), юмористические и сатирические песни, и детские песни; словом, все, что не связано с сезонными сельскохозяйственными работами или семейными ритуалами.
Рост городских центров и развитие городской культуры в XVIII-XIX вв. коренным образом изменили ход эволюции русской народной песни. Появились новые музыкальные, преимущественно городские, жанры.
Среди них кант , городская лирическая песня (песня-романс), патриотические песни, тостовые и застольные песни, походные солдатские песни. Эти жанры повлияли на традиционную песню благодаря быстрому распространению печатных литературных текстов и музыки профессиональных композиторов. С последней четверти 19 в. частушек , один из самых популярных жанров среди городского пролетариата и сельского крестьянства.Матрешка (Фестиваль русской народной песни) (Ноты) Easy Music For Strings (04491932) Hal Leonard
Ряд: Легкая музыка для струнных Формат: Мягкая обложка Партитура и партии Аранжировщик: Джеймс Керноу
Уровень: 2
Матрешка — это русская кукла, вырезанная таким образом, что маленькие помещаются в большие куклы разных размеров. Они вообще красиво расписаны вручную яркими красками представителей русского крестьянства. Матрешка — это музыкальная композиция, включающая в себя три разные русские народные песни, очень похожие на русские матрешки… одна песня следует за другой.
Приборы | Количество деталей | страниц на часть |
---|---|---|
ОЦЕНКА ПРОВОДНИКА (ПОЛНАЯ ОЦЕНКА) | 1 | 8 |
СКРИПКА 1 | 8 | 2 |
СКРИПКА 2 | 8 | 2 |
СКРИПКА 3 (альтовый скрипичный ключ) | 4 | 2 |
ВИОЛА | 4 | 2 |
ВИОЛОНЧОНКА | 4 | 2 |
БАС | 4 | 1 |
УДАР | 2 | 1 |
ТИМПАНИ | 1 | 1 |
ПИАНИНО | 1 | 3 |
Образец аудио
$40.