cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Программа дополнительного образования шахматы: Программа дополнительного образования Шахматы | Рабочая программа:

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей старшего дошкольного в

 Лицензия на дополнительное образование в МКДОУ «Детский сад с.Мюрего» 

Программа для старших дошкольников «Шахматная азбука» реализует общеинтеллектуальное направление  игровой деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного  образования на основе Программы «Шахматы, первый год», автор И.Г. Сухин. 
Актуальность программы обусловлена тем, что в дошкольном детстве происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается формирующая  функция обучения, в значительной степени способствующая становлению психики старших дошкольников и наиболее полному раскрытию способностей детей. Введение  кружка позволяет реализовать многие позитивные идеи — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как память,  восприятие, внимание, воображение , мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Игра  в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая дея­тельность на занятиях, использование мнемотехнических приёмов для развития памяти , приёмы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

 

Цели и задачи программы:

1. Развитие и тренировка психических процессов:

 —  Обучение  навыкам запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть

     результаты своей деятельности;  развитие логического мышления,   

    ориентировки на плоскости, внимания, памяти;

  — Развитие аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений,  

   умозаключений.

2. Развитие познавательных интересов

  — изучение основ шахматной игры,

  — расширение кругозора;

3. Развитие творческих способностей:

 — развитие творческого воображения, фантазии, изобретательности.

4. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:

— активизирует объективность, самостоятельность, настойчивость,   

  спокойствие, выдержку, усидчивость, собранность, волю;

—  уверенность в своих силах, стойкий характер, умение предвидеть исход

   событий. 

— воспитание умения вести себя в группе во время движения,  

  формирование чувства такта,  культурных привычек в процессе

  группового общения с детьми и взрослыми.

5. Подготовка ребёнка  к школе.     Дети, вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают в школе точные науки  и  быстрее делают домашнее задание.

Объем программы: программа рассчитана на два года обучения.

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов. 

Для закрепления знаний  используются дидактические задания и позиции для игровой практики. 
Содержание программы «Шахматная Азбука»

Программой предусматривается 30 шахматных занятия (одно занятие в неделю) для старшей группы и 30 занятий для подготовительной группы. Учебный курс включает в себя 6 тем. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каж­дой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. Программа разработана для детей старших и подготовительных групп.  

К концу курса  дети должны знать: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, верти­каль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые,черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода  каждой фигуры.

К концу курса  дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами;правильно расставлять фигуры перед игрой;различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.

   Программа дополнительного образования «Шахматная азбука» 

Образовательная программа дополнительного образования детей


©dereksiz.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

управление образования исполнительного комитета нижнекамского муниципального района республики татарстан

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«центр детского (юношеского) технического творчества» НМР РТ

Утверждена

на педагогическом совете

протокол №

от _________ 2015 г.

____________Боровков Е.А.


Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Шахматы»

объединения «Белая ладья»


Педагог дополнительного образования

Крутиков Анатолий Константинович


Возраст детей:

7-17

лет

Срок реализации:

2 года

г. Нижнекамск

2014


  1. Пояснительная записка.

Шахматы являются достоянием нашей национальной культуры, они являются одной из трех форм воспитания, обучения и общения, которые наиболее соответствуют национальной психологии, темпераменту, отвечают мировоззренческому, этическому и эстетическому представлениям российского народа.

Данная адаптированная программа «Шахматы» объединения «Белая ладья» разработана на основе типовой. Программой предусмотрено 144 часа шахматных занятий в год в первом году обучения и 216 во втором году обучения. Занятия проводятся для детей от 7 до 17 лет 2 раза в неделю по 2 часа-первый год обучения и 3 раза в неделю по 2 часа- второй год обучения. Курс обучения включает в себя более 23 тем-первый год обучения и 58 тем-второй год обучения. Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков, сделать обучение радостным для детей.

Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают за игрой своих сверстников, анализируют, сравнивают, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических материалов, сказок и т.д. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальное изучение силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей.

Программа предусматривает постепенный переход обучения от простых к более сложным понятиям шахмат, как например, «позиционная жертва», «висячие пешки» и охватывает все стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, развивает фантазию у детей, комбинационные способности. В разделе «Конкурсы» предусмотрено решение задач-миниатюр и этюдов, тренировка техники расчета, комбинационные возможности в миттельшпиле, которые формируют логическое мышление и развивают творческие способности.

В программе предусмотрено самостоятельное оценивание и анализ детьми сил шахматных фигур уже на первом этапе обучения. К примеру, обещающиеся должны делать выводы о том, что ладья, «сильнее коня, а ферзь сильнее двух слонов», вести записи-нотации.

Главное в шахматах-мысль. Стремление испытать в соревновании умов и характеров свои идеи, фантазию, проверить реальную значимость своих планов и предложений- вот что всегда делала и делает эту древнюю игру столь популярной.

I год обучения

Целью образовательной программы является: формирование развитой личности, отвечающей социальным запросам, способной принимать рациональные решения в различных, не связанных с процессом обучения, ситуациях.

Реализация цели осуществляется через решение задач:
Образовательные:

— расширение кругозора, активизация мыслительной деятельности в процессе изучения шахматной игры;

— обучение умению ориентироваться на плоскости шахматной доски;

— развитие наблюдательности, внимательности и памяти;

Воспитательные:

— воспитание у ребенка морально-волевых качеств: настойчивость, выдержку, волю, стойкость характера, уверенность в своих силах, спокойствие;

— профилактика асоциального поведения детей и подростков.
Развивающие:

— развитие умения анализировать, предвидеть результаты своей деятельности, делать правильный выбор в игровой ситуации.

— формирование творческого воображения и мышления.

Планируемый результат первого года обучения –грамотно и быстро записывать шахматные партии, научиться решать здачи.

II год обучения
Целью образовательной программы является: формирование развитой личности, отвечающей социальным запросам, способной принимать рациональные решения в различных, не связанных с процессом обучения, ситуациях, формирование навыков поведения во время проведения городских и других шахматных турниров.
Реализация цели осуществляется через решение задач:
Образовательные:

— расширение кругозора, активизация мыслительной деятельности в процессе изучения шахматной игры;

— обучение умению ориентироваться на плоскости шахматной доски;

— развитие наблюдательности, внимательности и памяти;

— обучение умению правильно выбирать дебюты во время проведения шахматных турниров;

— развитие комбинационного зрения во время проведения шахматных партий

Воспитательные:

— воспитание у ребенка морально-волевых качеств: настойчивость, выдержку, волю, стойкость характера, уверенность в своих силах, спокойствие;

— профилактика асоциального поведения детей и подростков.
Развивающие:

— развитие умения анализировать, предвидеть результаты своей деятельности, делать правильный выбор в игровой ситуации;

— формирование творческого воображения и мышления;

— развитие умения анализировать стиль игры своих соперников в шахматных турнирах


Планируемый результат второго года обучения – научить детей решать более сложные задачи, знать открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты, уметь находить матовые комбинации.
Шахматы – это игра универсальная, в педагогическом отношении одновременно воспитывающая и развивающая. Возможность одновременно учить шахматам и арифметике, чтению, счету, письму не усложняет, а только облегчает детям жизнь. К тому же восполняется нервная энергия ребенка, что, несомненно, является большим плюсом.

В программу включен тематический образовательный модуль «Дорожная безопасность». Количество транспорта на дорогах и скорость движения растут каждый день, что приводит к увеличению числа дорожно-транспортных происшествий. Часто они происходят с участием детей школьного возраста, так как дети вследствие недостаточной осведомленности в сфере правил дорожного движения недооценивают степень опасности на дорогах. Целью учебного модуля «Дорожная безопасность» является формирование навыков безопасного поведения детей на дороге.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

обучающие:

— приобретение знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения (ПДД), необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;

развивающие:

— развитие правопослушности, сознательного отношения к соблюдению безопасности на дорогах; способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;

воспитывающие:

— воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения.


2. Учебно-тематический план

занятия

п/п


Наименование разделов и тем

Всего

часов


Теория

Практика

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, ПДД и поведению в общественных местах

2

2



Шахматная доска. Белые и черные поля

2

1

1

Горизонтальная линия. Вертикальная линия. Диагонали

2

1

1

Шахматные фигуры

2

1

1

Начальное положение шахматных фигур

2

1

1

Связь между горизонталями, вертикалями и диагоналями

2

1

1

Ладья

2

1

1

Слон

2

1

1

Ладья против слона

2

1

1

Дидактическая игра «Лабиринт»

2

1

1

Дидактическая игра «Перехитри часовых»

2

1

1

Дидактическая игра «Атака неприятельской фигуры»

2

1

1

Дидактическая игра «Взятие», «Защита», «Перехитри часовых»

2

1

1

Дидактическая игра «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры»

2

1

1

Дидактическая игра «Защита контрольного поля»

2

1

1

Ферзь. Ход ферзя, взятие

2

1

1

Ферзь. Дидактическая игра. Захват контрольного поля

2

1

1

Ферзь. Игра на уничтожение

2

1

1

Ферзь против ладьи и слона

2

1

1

Конь

2

1

1

Конь против ферзя, ладьи, слона

2

1

1

Конь против коня

2

1

1

Дидактическая игра «Перехитри часовых»

2

1

1

Игра «Сними часовых»

2

1

1

Игра «Двойной удар», «Взятие»

2

1

1

Игра на уничтожение

2

1

1

Ограничение подвижности

2

1

1

Пешка

2

1

1

Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка

2

1

1

Взятие на проходе

2

1

1

Превращение пешки

2

1

1

Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин»

2

1

1

Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня

2

1

1

Король

2

1

1

Король против других фигур

2

1

1

Дидактические игры «Перехитри часовых», «Сними часовых»

2

1

1

Дидактическая игра «Атака неприятельской фигуры»

2

1

1

Дидактическая игра «Двойной удар»

2

1

1

Дидактические игры «Взятие», «Захват контрольного поля»

2

1

1

Дидактическая игра «Ограничение подвижности»

2

1

1

Шах. Шах ферзем, ладьей.

2

1

1

Шах слоном, конем, пешкой

2

1

1

Защита от шаха

2

1

1

Открытый шах

2

1

1

Дидактическая игра «Шах или не шах»

2

1

1

Дидактическая игра «Дай шах»

2

1

1

Дидактические игры «Пять шахов»

2

1

1

Дидактическая игра «Защита от шаха»

2

1

1

Открытый шах

2

1

1

Двойной шах

2

1

1

Мат. Цель игры

2

1

1

Мат ферзем, ладьей

2

1

1

Мат слоном, конем, пешкой

2

1

1

Дидактическая игра «Мат или не мат»

2

1

1

Ничья. Пат.

2

1

1

Отличие пата от мата

2

1

1

Варианты ничьей

2

1

1

Примеры на пат

2

1

1

Рокировка. Длинная и короткая рокировка

2

1

1

Дидактическая игра «Рокировка»

2

1

1

Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения

2

1

1

Дидактическая игра «Дай мат в один ход»

2

1

1

Игра всеми фигурами из начального положения

2

1

1

Мат в один ход

2

1

1

Дидактическая игра «Мат в один ход»

2

1

1

Дидактическая игра «Два хода»

2

1

1

Демонстрация коротких партий

2

1

1

Дидактическая игра «Мат в два хода»

2

1

1

69-71.

Учебный модуль «Дорожная безопасность»

6

5

1

72.

Итоговое занятие

2

2


Итого: 144 часов

3. Содержание программы

  1. Каталог: upload -> images -> files
    files -> Выплата выходного пособия работающим пенсионерам при увольнении
    files -> Рабочая программа по математике для обучающихся 6-х классов муниципального общеобразовательного учреждения
    files -> Рабочая программа по математике мбоу кудашевская оош
    files -> Рабочая программа по математике для 6 класса моу- большеметескинской средней общеобразовательной школы имени Фатиха Хусни
    files -> Л. Ф. Хабирова Приказ №8/6 от 29. 08. 2015г. Положение
    files -> Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чес- ноков, С. И. Шварцбурд. Казан. » Мәгариф » нәшрияты, 2007
    files -> Рабочая программа по математике для обучающихся 5 А, 5 Б, 5 в классов муниципального общеобразовательного учреждения


    жүктеу/скачать 404.5 Kb.


    Достарыңызбен бөлісу:

Шахматы в образовании Обучение, сертификация и консультирование


ПОДКЛЮЧЕНИЕ ШАХМАТОВ К КЛАССУ

Шахматы меняют жизни

Мы показываем учителям, как использовать шахматы в качестве учебного пособия. Мы считаем, что занятия, связанные с шахматами, помогают учащимся развивать навыки, необходимые для достижения успеха в классе и за его пределами. Наша миссия состоит в том, чтобы продвигать потенциал программы Chess in Education (CIE) в Соединенных Штатах. Работая с лидерами международного движения CIE, мы доносим передовой опыт CIE до американских преподавателей таким образом, чтобы это соответствовало их образовательным целям и стандартам.

Установка стандарта шахмат в образовании в США

Учащиеся, занимающиеся шахматами, …
  • Помолвлены
  • Сфокусированный
  • Совместный
  • Критически мыслящие люди
  • Подготовка с навыками 21 века

ПОДРОБНЕЕ

Узнайте, почему преподаватели США используют шахматы в классе.

Противостояние постпандемической школе Год: 2022-23

Школьные системы по всей стране сталкиваются с постпандемической средой обучения. Педагоги изучают новые источники финансирования программирования, чтобы решать такие проблемы, как потеря обучения и устойчивость .

Мы в Шахматах в школах считаем, что шахматы и занятия, связанные с шахматами, создают среду для решения проблем, стимулирующую развитие логического мышления, способствующую самостоятельному обучению и затрагивающую многие аспекты социально-эмоционального обучения. Наши клиенты использовали федеральное финансирование от ESSER и гранты Title I для финансирования многошкольных программ «Шахматы в образовании». Гранты ESSA Title IV также были рекомендованы в качестве подходящих источников финансирования для наших программ CIE. Многие школы просто используют бюджеты профессионального развития для обучения, чтобы получить сертификат Chess in Education для своих учителей. [ Учителя в восторге от нашего PD!   Спросите нас!]

Из-за различных критериев финансирования, вариантов и ограничений, Chess in Schools понимает необходимость предлагать настраиваемый подход к своим курсам. Свяжитесь с jerry@chessinschools, чтобы обсудить виды высококачественного обучения и ресурсы, которые вам нужны, чтобы предложить учащимся увлекательную шахматную программу, которая развивает важные академические навыки и навыки.

Педагоги во всем мире используют шахматы для обучения навыкам 21 века

 


Комиссия по образованию Европейского шахматного союза выпустила это видео, в котором рассказывается о том, как шахматы развивают навыки, необходимые учащимся в меняющемся обществе.

Пример урока CIE

Чем урок CIE отличается от традиционного обучения шахматам?

Вот пример обучения, которое вы можете пройти на одном из наших курсов CIE.

 

Посетите сайт chessineducation.org

ПОДПИСАТЬСЯ НА

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ CONNECTIONS

(ранее Информационный бюллетень «Друзья шахмат в школах» )

Получайте эксклюзивные отчеты о программе «Шахматы в образовании» в США и других странах мира. Узнайте о шахматах в теории образования и исследованиях, а также о инновационных примерах того, как шахматы используются в классе. Мы также будем публиковать уведомления о наших последних предложениях по обучению и программам «Шахматы в школах». Не пропустите выпуск информационного бюллетеня. Доступ к прошлым выпускам на нашей странице новостей.

ПОДПИСАТЬСЯ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

[email protected]


     © 2022 Chess in Schools LLC. Все права защищены. ООО «Шахматы в школах» является некоммерческой организацией 501(c)(3), EIN 90-1141646.

О программе – Шахматы в школах

 

 

О программе

Миссия «Шахматы в школах»

 

Шахматы меняют жизнь.

Наша миссия — раскрыть потенциал Шахматы в образовании (CIE) в США. Работая с лидерами международного движения CIE, мы предоставляем преподавателям лучшие практики CIE таким образом, чтобы они соответствовали их образовательным целям и стандартам. В результате мы помогаем учителям использовать шахматы в качестве образовательного инструмента, чтобы помочь учащимся развить навыки, необходимые для успеха в классе и за его пределами.

Мы:

  • Адаптация успешных международных моделей CIE для децентрализованного образовательного сообщества США.
  • Развитие сети поставщиков образовательных услуг для реализации программ сертификации CIE и разработки рентабельных программ CIE.
  • Работа с международными партнерами для создания всемирного сообщества «Шахматы в образовании».

 

Наша команда

Шахматы в школах объединяет талантливую команду, объединенную страстью к развитию у детей критического мышления, обучения и жизненных навыков с помощью шахмат. Команда сочетает в себе опыт в области образования, обучения шахматам, технологий и управления.


Управляющий совет директоров
  • Нил Дитш – Управляющий директор
  • Джерри Нэш – Национальный консультант по шахматному образованию
  • Брэд Конэуэй – директор по маркетингу

Управляющий директор

Национальный консультант по шахматному образованию

Директор по маркетингу


Советники, участники, волонтеры
4 Роберт Пол0009
  • Менеджер по работе с СНГ
  • Координатор региональных мероприятий Новой Англии
  • Консультант по образованию
  • Сертифицированный инструктор по шахматам в образовании – уровень 2

Пол присоединяется к программе «Шахматы в школах» после 34-летней карьеры администратора и учителя в начальной, средней и старшей школе, преимущественно в Нью-Гемпшире. Он женат, отец, бабушка и дедушка. Пол играет в шахматы и другие стратегические игры с 7-го класса.

Пол Нагер
  • Финансовый директор СНГ
  • Шахматный тренер
  • Сертифицированный инструктор по шахматам в образовании – уровень 1
    Christie West
    • Консультант по обучению
    • Продюсер и редактор видео
Ренате Оттербах, Ed.D
  • Исследователь и специалист по данным
  • Познание и обучение учащихся
  • Исследования, статистика и оценка
  • Теория и разработка учебных программ
Эрик Шлапак, доктор медицины, доктор юридических наук
Средняя школа Довера (Нью-Гэмпшир)
  • Учитель математики
  • Консультант по образованию
  • Шахматный тренер
  • Писатель
  • Сертифицированный инструктор по шахматам в образовании – уровень 2
Виктория Уинифред
  • Автор, писатель
  • Консультант по образованию
  • Учитель начальной школы

Виктория присоединяется к программе «Шахматы в школах» после публикации в 2022 году « Принцесса, рыцарь и потерянный бог: Шахматная история », 220-страничное мифологическое шахматное фэнтези для детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *