Оп 06 основы экономики – КОС по ОП.06 «Основы экономики»
ОП. 06 Основы экономики
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее — СПО) 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Организация-разработчик:
ГБПОУ «Нижегородский промышленно-технологический техникум»
Разработчик:
Минякова Н.А., преподаватель первой квалификационной категории
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06. Основы экономики
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 15.01.05 Сварщик (ручная и частично механизированная сварка (наплавка)), входящей в укрупненную группу профессий НПО 15.00.00 Машиностроение.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована после соответствующей корректировки в программах профессиональной подготовки по профессиям ОК-016 94:
ОКПР 19906 Электросварщик ручной сварки,
ОКПР 19905 Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина относится к обязательной части общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь
:— находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
— общие принципы организации производственного и технологического процесса;
— механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;
— цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
практические работы24
контрольные работы
5
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
— системная проработка конспектов занятий и учебной литературы по предмету;
— написание рефератов по темам курса.
16
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета оснащенного ПК и необходимыми наглядными и дидактическими материалами для оценки качества освоения учебной дисциплины.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: Автоногмов В.С. Введение в экономику., — М.: Вита-Пресс, 2005;
Дополнительные источники: Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. Курс лекций. – М.: Высшая школа, 1994.; Соколов С.В. Основы экономики, — М.:Издательский дом «Академия», 2002.
Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда
выполнение контрольных работ по темам курса
выполнение заданий дифференцированного зачета по темам курса
Знания:
— общие принципы организации производственного и технологического процесса;
выполнение контрольных работ по темам курса
выполнение заданий дифференцированного зачета по темам курса
— механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;
выполнение контрольных работ по темам курса
выполнение заданий дифференцированного зачета по темам курса
— цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли.
выполнение контрольных работ по темам курса
выполнение заданий дифференцированного зачета по темам курса
Разработчики:
ГБПОУ «НПТТ» преподаватель Н.А. Минякова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
infourok.ru
Рабочая программа по ОП.06 Основы экономики
ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛГОРОДСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 ОСНОВЫ экономики
для профессии: 15.01.05 Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Срок обучения: 2 года 10 месяцев
г. Белгород
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 15.01.05 Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ОГАПОУ «Белгородский
машиностроительный техникум»
_______________А.И. Варакута
«____»_______________2017 г.
РАССМОТРЕНО на заседании ЦК:
Протокол № от « ___» ________ 2017 г.
Председатель ЦК
______________ Е. В. Косякова
Организация-разработчик: ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»
Разработчик:
Черняева Надежда Владимировна — преподаватель ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум».
4
5
9
10
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики организации
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в Профессиональный цикл ОПОП в раздел Общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1- находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1- общие принципы организации производственного и технологического процесса;
З2- механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;
З3- цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 42 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
5
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Основы экономики Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)(если предусмотрены)
Объем
часов
Уровень освоения
Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики.
Содержание учебного материала
6
1
Предприятие в условиях рыночной экономики.
2
2
2
Организационно-правовые формы предприятий.
2
3
Ресурсы предприятия
2
Лабораторные работы
—
Практические занятия
—
Контрольные работы
—
Самостоятельная работа обучающихся:
№1 Заполнить таблицу «Классификация предприятий по формам предпринимательской деятельности и ответственности по обязательствам»
Консультация №1
2
Раздел II. Основные фонды.
Содержание учебного материала
4
1
Основные фонды: Основные производственные фонды. Виды оценок ОФ
2
2
2
Основные фонды: Износ ОФ. Амортизация ОФ. Показатели использования ОФ
2
Лабораторные работы
—
Практические занятия
ПЗ№1 Определение стоимости основных фондов
2
Контрольные работы
—
Самостоятельная работа обучающихся:
№2
— Составление глоссария на тему «Основные фонды»
— Подготовка презентации на одну из указанных тем: «Ресурсы предприятия», «Амортизация основных фондов»
Консультация №2
2
Раздел III. Оборотные средства предприятия.
Содержание учебного материала
2
1
Оборотные средства предприятия: Структура оборотных средств. Источники формирования оборотных средств. Оборачиваемость оборотных средств.
2
2
Лабораторные работы
—
Практическое занятие
—
Контрольные работы
—
Самостоятельная работа обучающихся:
№3
— Составление глоссария на тему «Оборотные средства предприятия»
— Подготовка доклада на одну из указанных тем: «Источники формирования оборотных средств», «Оборачиваемость оборотных средств»
1
Раздел IV. Труд и заработная плата.
Содержание учебного материала
4
1
Труд и заработная плата. Производственный персонал. Текучесть кадров. Производительность труда. Мотивация труда. Оплата труда.
4
2
Лабораторные работы
Практические занятия
ПЗ№2 Расчет показателей производительности труда
2
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
№4
— Подготовка реферата на одну из указанных тем: «Формы и системы оплаты труда», «Материальная заинтересованность работников предприятия»
— Составление глоссария на тему «Труд и заработная плата»
— Подготовка презентации на одну из указанных тем: «Мотивация труда», «Заработная плата»
Консультация №3
2
Раздел V. Издержки производства. Цена.
Содержание учебного материала
6
1
Издержки производства: Сущность издержек производства. Виды издержек производства. Себестоимость продукции.
4
2
2
Цена и ценообразование
2
3
Лабораторные работы
—
Практические занятия
—
Контрольные работы
—
Самостоятельная работа обучающихся:
№5
— Составление глоссария на тему «Издержки производства. Цена»
— Подготовка кроссворда на тему «Какие бывают деньги?»
1
Раздел VI. Планирование деятельности предприятия.
Содержание учебного материала
2
1
Планирование деятельности предприятия: Сущность и виды планирования. Стратегическое планирование. Бизнес-план
2
2
Лабораторные работы
—
Практическое занятие
—
Контрольные работы
—
Самостоятельная работа обучающихся:
Консультация №4
1
Раздел VII. Прибыль и рентабельность.
Содержание учебного материала
4
1
Прибыль и рентабельность: Доход и прибыль предприятия, их сущность и назначение. Виды прибыли. Распределение и использование прибыли. Рентабельность предприятия.
2
2
2
Дифференцированный зачет
2
Лабораторные работы
—
Практические занятия
—
Контрольные работы
—
Самостоятельная работа обучающихся:
№6
— Составление глоссария на тему «Прибыль и рентабельность»
— Подготовка презентации на одну из указанных тем: «Виды прибыли», «Рентабельность предприятия»
Консультация №5
1
Всего:
42
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
— посадочные места по количеству обучающихся;
— автоматизированное рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Сафронов, Н.А. Экономика предприятия [Текст]: Учебник / Е.В.Арсенова, Я.Д. Балыков, И.В.Корнеева; под общ. ред. проф. Н.А. Сафронова – М; Магистр, 2009. – 312 с.
Тальмина, П.В. Практикум по экономике организации (предприятия) [Текст]: Учебное пособие / П.В. Тальмина, Е.В.Чернецова – М; Финансы и статистика, 2007. – 480с.
Чечевицына, Л.Н. Экономика предприятия [Текст]: Учебное пособие / Л.Е. Чечевицина – Ростов н/Д; Феникс, 2008. – 378 с.
Чечевицына, Л.Н. Практикум по экономике [Текст]: Учебное пособие для студентов средних специальных и высших учебных заведений / Л.Н. Чечевицына, О.Н.Терещенко – Ростов н/Д; Феникс, 2009. – 250 с.
Нормативно-правовые акты:
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть…) от 30.11.1994 №51-ФЗ с изм. и доп. от 27.12.2009 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Законодательство
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ с изм. и доп. от 01.01.2010 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Законодательство
Федеральный закон от 12.03.2002 № 26-ФЗ «Об общественных объединениях» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Законодательство
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Законодательство
Дополнительные источники:
Булатов, А.С. Экономика [Текст]: учебник / С.А.Бартенев, А.И.Бельтюк, И.А.Большакова; под. общ. ред. А.С. Булатова – М; Экономист, 2008. – 831с.
Баскакова, О.В. Экономика организаций (предприятий) [Текст]: Учебное пособие / О.В. Баскакова – М; Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 272 с.
Волкова, О.И. Экономика предприятия (фирмы) [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О.И.Волкова, О.В.Девяткина – М; ИНФРА — М, 2007. –601с.
Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / В.Я. Горфинкель,В.А. Швандар – М; Юнити-Дана, 2007. – 670 с.
Жиделева, В.В. Экономика предприятия [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Жиделева, Ю.Н.Каптейн – М; ИНФРА — М, 2010. –133с.
Зайцев, Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием [Текст]: Учебное пособие / Н.Л. Зайцев – М; ИНФРА — М, 2008. – 224 с.
Позднякова, В.Я. Экономика предприятия (фирмы). Практикум [Текст]: Учебное пособие / В.Я. Позднякова – М; ИНФРА – М, 2008. –319с.
Сергеев, И.И. Экономика организации (предприятия) [Текст]: Учебное пособие / И.И.Сергеев – М; ФиС, 2009.- 576с.
10. Титов, В.И. Экономика предприятия [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Титов – М; Эксмо, 2008. – 416 с.
11. Филатов, О.К. Экономика предприятий (организаций) [Текст]: учебник / О.К.Филатов, Т.Ф.Рябова, Е.В. Минаева; под. общ. ред. О.К.Филатова – М; ФиС, 2008.- 512с.
Интернет-ресурсы:
Библиотека: научные, информационно — аналитические материалы по проблемам экономики организации (тексты книг, методических пособий) [Электронный ресурс]: /www.economictheory.narod.ru.— Режим доступа — //www.economictheory.narod.ru/ b_cataloque.htm, свободный. – Загл. с экрана.
Экономический портал: лекции по экономике, книги, учебные материалы [Электронный ресурс]: / www. econportal.ru. — Режим доступа- //www. econportal.ru. / index. php, свободный. – Загл. с экрана.
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда
Оценка результатов выполнения практических работ. Тестовый контроль. Зачёт
Знания:
общие принципы организации производственного и технологического процесса
Оценка выполнения домашнего задания. Тестовый контроль. Зачёт
механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях
Оценка результатов выполнения практических работ. Тестовый контроль. Зачёт
цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли
Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка выполнения домашнего задания. Тестовый контроль. Зачёт
infourok.ru
Программа учебной дисциплины ОП. 06. Основы экономики
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Программа учебной дисциплины
ОП. 06. Основы экономики
программы профессионального обучения (переподготовка) и дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка)
по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Срок обучения: 420 час.
Квалификация: сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом
2 разряда
Форма обучения: очная
Вид обучения: профессиональная переподготовка
Минимальный базовый уровень: основное
общее, профессиональные навыки
Разработал: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения
Седельниково, Омской области, 2016
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29.01.2016), профессионального стандарта «Сварщик» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2013 г. N 701н), учебного плана по профессии сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом, рекомендаций БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум» по формированию нормативно-методической документации по реализации ФГОС СПО, от 01.09.2016 г.
Организация-разработчик: БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум» с. Седельниково Омской области.
Разработчик:
Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум».
Согласовано:
на заседании педагогического совета
протокол №__________
«__»___________2016г.
Рассмотрено:
на заседании методического совета
«__»____________2016г.
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
| 4 |
| 6 |
| 10 |
| 11 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) квалификации:
Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом;
Сварщик частично механизированной сварки плавлением;
Сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе;
Газосварщик;
Сварщик ручной сварки полимерных материалов;
Сварщик термитной сварки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-общие принципы организации производственного и технологического процесса;
-механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;
-цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли.
В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 15 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 10 часов;
самостоятельной работы обучающегося 5 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 15* |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 10* |
в том числе: | |
практические занятия | 4* |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 5* |
Итоговая аттестация в форме контрольной работы |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Основы экономики | 10/15 | ||||
Тема 1.1. Организация (предприятие) в условиях рыночной экономики. | Содержание | ||||
Предприятие – основное звено экономики. Определение предприятия, его основные черты и формы объединения. Организационно-правовые формы организаций. Организационно-правовые формы организаций: хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия. Производственный процесс, его структура и организация. Основные принципы организации производства: пропорциональность; параллельность; непрерывность; прямоточность; ритмичность; гибкость; концентрация; специализация и др. Классификация производственных процессов: основные, вспомогательные, обслуживающие. Простые и сложные производства. Фазы основного производства: заготовительная, обрабатывающая, сборочная. Понятие о производственном цикле и путях его сокращения. Тестирование. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите. | 2 | ||||
Тема 1.2. | Содержание | 2 | 2 | ||
Производительность труда. Понятие производительности труда, производительной силы, интенсивности труда. Показатели производительности труда: выработка, трудоемкость. Факторы и резервы роста производительности труда: характеристика и направление реализации. Нормирование труда. Основные виды норм затрат труда; нормы времени, выработки, обслуживания, численности, нормированные задания, комплексные и операционные нормы при бригадной форме организации труда. Значение совершенствования нормирования труда в повышения эффективности экономики при одновременном усилении ее социальной направленности. Оплата и мотивация труда. Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание. Формы и системы оплаты труда. Сдельная форма оплаты труда, её разновидности, преимущества и недостатки, области применения. Повременная форма оплаты труда, её разновидности, преимущества и недостатки, области применения. Тестирование. | |||||
Практическое занятие | 2 | ||||
Расчёт сдельной заработной платы. Расчёт повременной заработной платы. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите. | 2 | ||||
Тема 1.3. Экономические показатели результатов деятельности организации | Содержание | 1 | 2 | ||
Себестоимость продукции. Понятие и виды издержек. Понятие о себестоимости продукции, работ и услуг, как совокупности всех явных издержек. Группировка затрат, образующих себестоимость, по экономическим элементам. Состав затрат. Смета затрат. Классификация затрат себестоимости. Отраслевые особенности структуры себестоимости. Виды себестоимости продукции: цеховая, производственная, коммерческая. Факторы и основные направления снижения себестоимости. Ценообразование в рыночной экономике. Экономическое содержание, функции цен. Виды цен и их структура. Механизм рыночного ценообразования, методы определения цен. Факторы, влияющие на ценообразование. Прибыль и рентабельность. Прибыль предприятия — основной показатель результатов производственной деятельности предприятия. Сущность прибыли, ее источники и виды. Функции и роль прибыли в рыночной экономике. Распределение и использование прибыли на предприятии. Рентабельность — показатель эффективности работы предприятия. Показатели рентабельности. Расчет уровня рентабельности предприятия и продукции. Пути повышения рентабельности. | |||||
Практическое занятие | 2 | ||||
Расчет себестоимости единицы продукции. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите. | 2 | ||||
Контрольная работа | 1 |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы экономики».
Оборудование учебного кабинета:
— посадочные места по количеству обучающихся;
— рабочее место преподавателя;
— комплект учебно-наглядных пособий «Основы экономики»;
— нормативно-правовые документы.
Технические средства обучения: интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в Интернет
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Экономика предприятия: Учебник / под ред. Н.А.Сафронова. — М.: Юристъ, 2013.
2. Экономика предприятия: Учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля и Швандара. — М.: Финансы и статистика, 2013.
3. Грузинов В.П. и Грибов В.Д. Экономика предприятия — М.: Финансы и статистика, 2012.
4. Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие/под ред. В.М.Власовой — М.: Финансы и статистика, 2014.
5. Бизнес-план: Методические материалы/под ред. Р.Г. Маниловского. — М.: Финансы и статистика, 2013.
Дополнительные источники:
Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002.
Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства. – М.: Дело и сервис, 2001.
Интернет-ресурсы:
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | Текущий контроль в форме: защиты отчётов по практическим занятиям, тестирование и оценка выполнения самостоятельной работы. Итоговая аттестация в форме контрольной работы. |
Находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда; | |
Знания: | |
Общие принципы организации производственного и технологического процесса; | Текущий контроль в форме: защиты отчётов по практическим занятиям, тестирование и оценка выполнения самостоятельной работы. Итоговая аттестация в форме контрольной работы. |
Механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях; | |
Цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли. |
10
videouroki.net
Программа РП_ОП.06 Основы экономики
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Воронежской области
«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
(ГБПОУ ВО «ВГПГК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Основы экономики
Воронеж
2015
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» базовой подготовки.
Организация-разработчик: «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж».
Разработчики:
Решетников Д.С., преподаватель высшей квалификационной категории «ВГПГК».
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Основы экономики»
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах».
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы экономики» входит в профессиональный цикл рабочего учебного плана как дисциплина общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Целью дисциплины является формирование знаний и умений в области основных экономических категорий и законов, установленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования.
Основные задачи дисциплины:
сформировать представление о современной теории экономики;
сформировать представление об основных категориях экономики;
способствовать развитию способностей к экономическому мышлению.
сформировать умения, необходимые для анализа экономической ситуации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
общие положения экономической теории;
-организацию производственного и технологического процессов;
-механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
-материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
-методику разработки бизнес-плана.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации.
В результате изучения дисциплины формируются общие и профессиональные компетенции:
КодНаименование результата обучения
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ПК 2.3
Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
ПК 2.4
Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
Форма итогового контроля — зачёт.
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Практическое занятиеОпределение предмета экономической науки.
Взаимосвязь производства, распределения, обмена и потребления.
Функции и методы экономической науки.
1
Самостоятельная работа:
Изучить основные экономические научные школы.
2
Тема 2. Теория потребительского поведения
Основные предпосылки анализа поведения потребителя. Теория рационального выбора потребителей на основе концепции предельной полезности. Убывающая предельная полезность и рациональный выбор.
Теория потребительского поведения на основе кривых безразличия и бюджетных ограничениях. Максимизация полезности.
Эффект дохода и эффект замещения. Типы экономических благ. Худшие и нормальные товары. Парадокс Гиффена. Кривые Энгеля. Применение теории потребительского выбора в маркетинге, в политике доходов.
2
2
Практическое занятие
Теория потребительского поведения на основе кривых безразличия и бюджетных ограничениях. Максимизация полезности.
Эффект дохода и эффект замещения. Типы экономических благ. Худшие и нормальные товары. Парадокс Гиффена. Кривые Энгеля. Применение теории потребительского выбора в маркетинге, в политике доходов.
1
Самостоятельная работа: Применение теории потребительского выбора в маркетинге, в политике доходов.
2
Тема 3. Теория фирмы
Факторы и процесс производства. Фиксированные и переменные
производственные факторы. Оптимальная комбинация факторов. Производственная функция. Техническая и экономическая эффективность.
Средняя и предельная производительность. Закон убывающей предельной полезности. Взаимозаменяемость факторов производства. Показатели объема производства, затрат на производство продукции,
производительности труда. Принцип наименьших затрат. Изменения масштаба производства. Эффективность от масштаба.
Экономическая природа фирмы. Организационные структуры фирмы и её цели.
Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.
2
2
Практическое занятие
Экономическая природа фирмы. Организационные структуры фирмы и её цели.
Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.
1
Самостоятельная работа: Анализ внутренней и внешней среды организации.
4
Тема 4. Формирование предпринимательского капитала
Капитал – как экономическая категория. Первоначальное накопление капитала – исходное начало становления предпринимательского
капитала.
Исторические формы капитала (ростовщический, торговый, промышленный протекционизм).
Рынок капиталов, его субъекты и объекты. Внутренние и внешние источники формирования предпринимательского капитала.
Кругооборот инвестиционных ресурсов предприятия. Основные и оборотные фонды.
Показатели эффективного использования основного и оборотного капитала и способы их расчета.
4
2
Практическое занятие
Рынок капиталов, его субъекты и объекты. Внутренние и внешние источники формирования предпринимательского капитала.
Кругооборот инвестиционных ресурсов предприятия. Основные и оборотные фонды.
Показатели эффективного использования основного и оборотного капитала и способы их расчета
1
Самостоятельная работа:
Подготовить план стратегического развития бизнеса.
2
Тема 5. Рынки факторов производства и формирование доходов
Рынки факторов производства: труда, капитала, земли. Формирование спроса на факторы производства, его производственный характер. Ценовая эластичность спроса и факторы. Цены факторов и выбор технологий. Оптимальная комбинация факторов. Предельный продукт фактора. Кривая предложения фактора производства.
Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда. Показатели занятости, безработицы. Номинальная и реальная заработная плата.
Роль профсоюзов. Уровень заработной платы, минимальная заработная плата. Эффективность заработной платы. Дискриминация на рынках рабочей силы. Теория человеческого капитала. Инвестирование в образование. Зависимость доходов от возраста.
Роль капитала. Физический и денежный капитал, капитал и ссудный процент. Спрос и предложение заемных средств. Предложение и спрос на капитал в краткосрочном и долгосрочном периоде. Процентная ставка в условиях конкуренции. Реальная и номинальная процентная ставка, равновесная ставка процента.
Инвестиционные решения фирмы. Принцип дисконтирования.
Оценка эффективности инвестиций.
Неопределенность и риск в экономике. Страховые риски. Распределение риска на рынке капитала.
Рынок природных ресурсов. Спрос и предложение на рынке природных ресурсов. Услуги земли как фактора производства. Цена на землю. Земельная рента. Методы регулирования земельного рынка. Аренда земли.
4
2
Практическое занятие Рынки факторов производства: труда, капитала, земли. Формирование спроса на факторы производства, его производственный характер. Ценовая эластичность спроса и факторы. Цены факторов и выбор технологий. Оптимальная комбинация факторов. Предельный продукт фактора. Кривая предложения фактора производства.
1
Самостоятельная работа: Инвестиционные решения фирмы. Принцип дисконтирования. Оценка эффективности инвестиций.
Тема 6. Теория общего равновесия. Эффективность и благосостояние
Понятие равновесия. Подходы А. Маршалла и Л. Вальраса. Анализ частичного равновесия (А. Маршалл). Теория общего экономического равновесия (Л. Вальраса).
Общее равновесие и эффективность.
Анализ взаимодействия различных рынков на основе теории общего равновесия. Значение анализа общего равновесия для оценки функционирования экономики.
Модели взаимоотношения экономики и государства: невмешательства государства в экономику (концепция «невидимой руки»), ограниченного вмешательства (кейнсианская модель) и полное государственное регулирование при помощи механизма авторитарной власти..
4
2
Практическое занятие. Общее равновесие и эффективность.
Анализ взаимодействия различных рынков на основе теории общего равновесия. Значение анализа общего равновесия для оценки функционирования экономики.
Модели взаимоотношения экономики и государства: невмешательства государства в экономику (концепция «невидимой руки»), ограниченного вмешательства (кейнсианская модель) и полное государственное регулирование при помощи механизма авторитарной власти.
1
Самостоятельная работа: Эффективность экономики и благосостояние. Основные положения теории благосостояния А.С. Пигу. Роль государства в повышении уровня благосостояния людей.
2
Тема 7. Общественное воспроизводство
Общественное воспроизводство – как экономическая категория.
Структура совокупного общественного продукта: натурально-вещественная и стоимостная (СОП). Движение СОП.
Типы воспроизводства: простое, расширенное. Схемы воспроизводства (Ф. Кенэ, К. Маркс). Модель межотраслевого баланса (МОБ) В. Леонтьева.
4
2
Практическое занятие. Общественное воспроизводство – как экономическая категория.
Структура совокупного общественного продукта: натурально-вещественная и стоимостная (СОП). Движение СОП.
Типы воспроизводства: простое, расширенное. Схемы воспроизводства (Ф. Кенэ, К. Маркс). Модель межотраслевого баланса (МОБ) В. Леонтьева.
1
Самостоятельная работа: Модель межотраслевого баланса (МОБ) В. Леонтьева
2
Тема 8. Экономический рост – обобщающий результат функционирования национальной экономики
Экономический рост – показатель изменения уровня реального
объема производства в долговременном интервале. Сущность реального экономического роста – разрешение противоречия между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей.
Экономический рост и экономическая конъюнктура. Экономический рост и воспроизводство. Два основных подхода к трактовке форм проявления экономического роста.
Прямые и косвенные показатели и факторы экономического роста. Факторы непосредственного воздействия на экономический рост и факторы, стимулирующие экономический рост.
4
2
Практическое занятие. Экстенсивные и интенсивные типы экономического роста.
Основные модели равновесного экономического роста: классическая и неоклассическая модели.
Концепция стадий экономического роста. Глобальные тенденции экономического роста, переход от концепции количественного увеличения масштабов производства к ресурсосберегающему росту экономики. Экологические и интеллектуальные проблемы увеличения производственных результатов.
Повышение эффективности и качества экономического роста РФ.
1
Самостоятельная работа: Цели, эффективность, качество и социальная направленность
долговременного экономического роста. Противоречие между темпами экономического роста и его качественными результатами.
2
Тема 9. Государственный бюджет. Дефицит и государственный долг
Финансы общества, сущность и роль в обеспечении экономического роста.
Государственный бюджет – главное звено финансовой системы.
Функции бюджета: распределительная и контрольная.
Структура бюджета: доходы, расходы.
Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства. Классификация налогов и ее принципы. Кривая Лаффера.
2
2
Практическое занятие Государственный долг. Причины дефицита бюджета. Внутренний и внешний долг государства. Управление долгом: рефинансирование, конверсия, консолидация.
Самостоятельная работа: Внебюджетные фонды и их назначение.
2
Тема 10 Государственное макрорегулирование экономики. Экономические функции правительства
Экономические функции правительства. Классические и неоклассические модели взаимоотношений экономики и государства. Относительная самостоятельность государства в рыночной экономике. Объективная необходимость и цели государственного регулирования.
Основные экономические функции правительства: обеспечение правовой защиты эффективного функционирования рынков, перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения ресурсов, стабилизация экономики, антимонопольная политика, обеспечение устойчивого денежного обращения, внешнеэкономическая деятельность.
4
2
Практическое занятие: Методы и основные инструменты государственного регулирования. Прямы и косвенные методы: госзаказ, бюджетное субсидирование, дотации, регулирование доходов, внешнеэкономическое регулирование. Общегосударственное и индикативное планирование – один из методов регулирования экономики. Макромаркетинг. Принципы государственного вмешательства в экономику.
Особенности и основные направления государственного регулирования переходной экономики России.
Самостоятельная работа: Стимулирование научно-технического прогресса, отраслевой
структуры экономического роста, поддержка малого и среднего бизнеса.
2
Тема 11 Теория издержек. Производство и издержки
Концепции издержек производства представленные в работах:
А. Смита и Д. Рикардо; К. Маркса; Менгера и Визора; Дж. К. Кларка; Р. Коуза и К.Эрроу.
Классификация издержек производства: явные и неявные; постоянные, переменные и предельные.
2
2
Практическое занятие: Издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Правило минимизации издержек.
2
Самостоятельная работа:
Определите критерии и показатели экономической и социальной эффективности. Перечислите основные методы оценки эффективности экономики.
ВСЕГО:
60
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики и менеджмента. Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя.
— доска, мел.
Технические средства обучения:
мультимедийные и аудиовизуальные средства обучения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Войтов А.Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров.- 2012 г.
2. А.А. Кочетков Экономическая теория: Учебник для бакалавров.- 2013г.
3. И.К. Ларионов Экономическая теория: Учебник для бакалавров.- 2012г.
4. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник. Издательство: «Дашков и Ко», 2013. – 327 с. www.knigafund.ru
5. Экономическая теория: учебник / Под ред. В.Д.Камаева. -13-е изд. –М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2010. – 591с . www.knigafund.ru
Дополнительные источники:
1. В.Ф. Максимова Экономическая теория. Концептуальные основы и практика.- 2012г.
2. И.К. Ларионов, С.Н. Сильвестров Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие: Учебник.- 2012г.
3. Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В. Экономическая теория: учебник для вузов. В 2 т.- 2010г.
4. Современная экономическая наука: учебное пособие, под ред. Н.Н. Думной,И.П. Николаевой, Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. www.knigafund.ru
5. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, Издательство: ВЛАДОС, 2010 г. www.knigafund.ru
6. Экономика: учебник, Гребнев Л.С., Издательство: Логос, 2011 г. www.knigafund.ru
Интернет-ресурсы:
1. http://www.economika.ru
2. http://www.gks.ru
3. http://www.rbc.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Основы экономики» осуществляется преподавателем в процессе проведения лекционных и практических занятий, выполнения самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
ЗНАНИЯ
-общие положения экономической теории;
контрольные вопросы;
подготовка рефератов
-организацию производственного и технологического процессов;
контрольные вопросы;
тестирование
-механизмы ценообразования на продукцию (услуги),
контрольные вопросы;
выполнение практического задания
-материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
контрольные вопросы;
эссе, дискуссия
тестирование
-методику разработки бизнес-плана.
контрольные вопросы;
дискуссия;
— выполнение практического задания
формы оплаты труда в современных условиях.
контрольные вопросы;
подготовка докладов
УМЕНИЯ
контрольные вопросы;
выполнение практического задания
контрольные вопросы;
тестирование;
— подготовка докладов.
infourok.ru
Рабочая программа на тему: Программа учебной дисциплины ОП. 06. Основы экономики
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Программа учебной дисциплины
ОП. 06. Основы экономики
программы профессионального обучения (переподготовка) и дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка)
по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Срок обучения: 420 час.
Квалификация: сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом
2 разряда
Форма обучения: очная
Вид обучения: профессиональная переподготовка
Минимальный базовый уровень: основное
общее, профессиональные навыки
Разработал: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения
Седельниково, Омской области, 2016
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29.01.2016), профессионального стандарта «Сварщик» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2013 г. N 701н), учебного плана по профессии сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом, рекомендаций БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум» по формированию нормативно-методической документации по реализации ФГОС СПО, от 01.09.2016 г.
Организация-разработчик: БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум» с. Седельниково Омской области.
Разработчик:
Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум».
Согласовано:
на заседании педагогического совета
протокол №__________
«__»___________2016г.
Рассмотрено:
на заседании методического совета
«__»____________2016г.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) квалификации:
- Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом;
- Сварщик частично механизированной сварки плавлением;
- Сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе;
- Газосварщик;
- Сварщик ручной сварки полимерных материалов;
- Сварщик термитной сварки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-общие принципы организации производственного и технологического процесса;
-механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;
-цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли.
В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 15 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 10 часов;
самостоятельной работы обучающегося 5 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 15* |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 10* |
в том числе: | |
практические занятия | 4* |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 5* |
Итоговая аттестация в форме контрольной работы
|
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Основы экономики | 10/15 | ||||
Тема 1.1. Организация (предприятие) в условиях рыночной экономики. | Содержание | ||||
Предприятие – основное звено экономики. Определение предприятия, его основные черты и формы объединения. Организационно-правовые формы организаций. Организационно-правовые формы организаций: хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия. Производственный процесс, его структура и организация. Основные принципы организации производства: пропорциональность; параллельность; непрерывность; прямоточность; ритмичность; гибкость; концентрация; специализация и др. Классификация производственных процессов: основные, вспомогательные, обслуживающие. Простые и сложные производства. Фазы основного производства: заготовительная, обрабатывающая, сборочная. Понятие о производственном цикле и путях его сокращения. Тестирование. | 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите. | 2 | ||||
Тема 1.2. | Содержание | 2 | 2 | ||
Производительность труда. Понятие производительности труда, производительной силы, интенсивности труда. Показатели производительности труда: выработка, трудоемкость. Факторы и резервы роста производительности труда: характеристика и направление реализации. Нормирование труда. Основные виды норм затрат труда; нормы времени, выработки, обслуживания, численности, нормированные задания, комплексные и операционные нормы при бригадной форме организации труда. Значение совершенствования нормирования труда в повышения эффективности экономики при одновременном усилении ее социальной направленности. Оплата и мотивация труда. Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание. Формы и системы оплаты труда. Сдельная форма оплаты труда, её разновидности, преимущества и недостатки, области применения. Повременная форма оплаты труда, её разновидности, преимущества и недостатки, области применения. Тестирование. | |||||
Практическое занятие | 2 | ||||
Расчёт сдельной заработной платы. Расчёт повременной заработной платы. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите. | 2 | ||||
Тема 1.3. Экономические показатели результатов деятельности организации | Содержание | 1 | 2 | ||
Себестоимость продукции. Понятие и виды издержек. Понятие о себестоимости продукции, работ и услуг, как совокупности всех явных издержек. Группировка затрат, образующих себестоимость, по экономическим элементам. Состав затрат. Смета затрат. Классификация затрат себестоимости. Отраслевые особенности структуры себестоимости. Виды себестоимости продукции: цеховая, производственная, коммерческая. Факторы и основные направления снижения себестоимости. Ценообразование в рыночной экономике. Экономическое содержание, функции цен. Виды цен и их структура. Механизм рыночного ценообразования, методы определения цен. Факторы, влияющие на ценообразование. Прибыль и рентабельность. Прибыль предприятия — основной показатель результатов производственной деятельности предприятия. Сущность прибыли, ее источники и виды. Функции и роль прибыли в рыночной экономике. Распределение и использование прибыли на предприятии. Рентабельность — показатель эффективности работы предприятия. Показатели рентабельности. Расчет уровня рентабельности предприятия и продукции. Пути повышения рентабельности. | |||||
Практическое занятие | 2 | ||||
Расчет себестоимости единицы продукции. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем) Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите. | 2 | ||||
Контрольная работа | 1 |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы экономики».
Оборудование учебного кабинета:
— посадочные места по количеству обучающихся;
— рабочее место преподавателя;
— комплект учебно-наглядных пособий «Основы экономики»;
— нормативно-правовые документы.
Технические средства обучения: интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в Интернет
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Экономика предприятия: Учебник / под ред. Н.А.Сафронова. — М.: Юристъ, 2013.
2. Экономика предприятия: Учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля и Швандара. — М.: Финансы и статистика, 2013.
3. Грузинов В.П. и Грибов В.Д. Экономика предприятия — М.: Финансы и статистика, 2012.
4. Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие/под ред. В.М.Власовой — М.: Финансы и статистика, 2014.
5. Бизнес-план: Методические материалы/под ред. Р.Г. Маниловского. — М.: Финансы и статистика, 2013.
Дополнительные источники:
- Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002.
- Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства. – М.: Дело и сервис, 2001.
Интернет-ресурсы:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | Текущий контроль в форме: защиты отчётов по практическим занятиям, тестирование и оценка выполнения самостоятельной работы. Итоговая аттестация в форме контрольной работы. |
Находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда; | |
Знания: | |
Общие принципы организации производственного и технологического процесса; | Текущий контроль в форме: защиты отчётов по практическим занятиям, тестирование и оценка выполнения самостоятельной работы. Итоговая аттестация в форме контрольной работы. |
Механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях; | |
Цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли. |
nsportal.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ОП.06 Основы экономики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ОДП.01 Экономика
Департамент образования и науки Кемеровской области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Яшкинский техникум технологий и механизации» УТВЕРЖДАЮ: директор подпись
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ОП.03 Статистика
Департамент образования и науки Кемеровской области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Яшкинский техникум технологий и механизации» УТВЕРЖДАЮ: директор подпись
ПодробнееСпециальность: «Гостиничный сервис»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Северо-Кавказский лесной техникум» КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Преподаватель: Бокоева Зарема Сосланбековна Учебная
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АКСУБАЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Утверждаю Директор ГБПОУ «АТУТ»
ПодробнееПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «БРАТСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» УТВЕРЖДАЮ Директор техникума В. Г. Иванов 2014г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс ЗАПАД» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ОП.07 Бухгалтерский учет
Департамент образования и науки Кемеровской области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Яшкинский техникум технологий и механизации» УТВЕРЖДАЮ: директор подпись
ПодробнееПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Министерство образования Ставропольского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Светлоградский региональный сельскохозяйственный колледж» УТВЕРЖДАЮ: ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ
ПодробнееДисциплина «ЭКОНОМИКА»
Дисциплина «ЭКОНОМИКА» Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена БОУ СПО УР «ИТЭТ» в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 8014 Операционная
ПодробнееПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экономика
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области профессиональное
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Финансовый колледж 35» (ГБПОУ ФК 35) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.0
ПодробнееОП.06.Основы экономики
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ КУРСКИЙ ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРООФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ) СПЕЦИАЛИСТОВ ОТРАСЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМЕРНАЯ
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новокузнецкий техникум пищевой промышленности» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экономические и правовые основы производственной
ПодробнееОП.10. «Экономика организации»
Министерство образования и науки Краснодарского края Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «АРМАВИРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ» Краснодарского
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ 16675 ПОВАР Бохан 2017 1 Рассмотрено на заседании методической комиссии Руководитель МК Л.М. Кузякина Протокол 2017 г Рабочая программа дисциплины
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (СПО)
Лист из РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (СПО) ОП.0 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ основной образовательной программы среднего профессионального образования программы подготовки специалистов среднего звена по специальности:
ПодробнееЭкономика организации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Иркутской области «Ангарский промышленно экономический техникум» (ГБОУ
ПодробнееОГСЭ.05. Основы экономики
Федеральное агентство железнодорожного транспорта ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» Медицинский колледж железнодорожного транспорта РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05.
ПодробнееОГСЭ.05. Основы экономики
Федеральное агентство железнодорожного транспорта ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения» Медицинский колледж железнодорожного транспорта РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05.
ПодробнееОП.06. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский политехнический колледж» УТВЕРЖДАЮ
ПодробнееАДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РАКИТЯНСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» АДАПТИРОВАННАЯ
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Образовательный комплекс градостроительства «Столица» 115419 г. Москва, ул. Академика
ПодробнееОП. 06. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная профессиональная образовательная организация Тульской области «Тульский государственный машиностроительный колледж имени Никиты Демидова» ( ГПОО
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» (углубленный уровень)» предназначена для изучения экономики в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную
Подробнееdocplayer.ru
ОП.06.Основы экономики — PDF
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экономика
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области профессиональное
ПодробнееОП.02. Основы автоматизации производства
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ КУРСКИЙ ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРООФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ) СПЕЦИАЛИСТОВ ОТРАСЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМЕРНАЯ
ПодробнееПРИМЕРНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ КУРСКИЙ ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРООФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ) СПЕЦИАЛИСТОВ ОТРАСЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМЕРНАЯ
ПодробнееОП 04. Основы экономики строительства
Приложение 4. к программе Столяр строительный МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ПодробнееПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «БРАТСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» УТВЕРЖДАЮ Директор техникума В. Г. Иванов 2014г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ОП.06 Основы экономики
Департамент образования и науки Кемеровской области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Яшкинский техникум технологий и механизации» УТВЕРЖДАЮ: директор подпись
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АКСУБАЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Утверждаю Директор ГБПОУ «АТУТ»
ПодробнееСтавропольский филиал
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Ставропольский филиал РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.12 Основы экономической теории Специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Министерство образования и науки Республики Хакасия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Профессиональное училище 15» Рассмотрено: На заседании МО преподавателей
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Департамент образования Вологодской области Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Вологодской области «Вологодский политехнический техникум» УТВЕРЖДАЮ: Директор БОУ
ПодробнееОП 07 Экономика отрасли
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИПЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» УТВЕРЖДАЮ Директор ГОАПОУ «Липецкий
ПодробнееОП. 07. Безопасность жизнедеятельности
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ КУРСКИЙ ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРООФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ) СПЕЦИАЛИСТОВ ОТРАСЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМЕРНАЯ
Подробнее«Повар, кондитер»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.09
ПодробнееОП. 06. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная профессиональная образовательная организация Тульской области «Тульский государственный машиностроительный колледж имени Никиты Демидова» ( ГПОО
ПодробнееПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАРКЕТИНГ»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГОКРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ» ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ
ПодробнееМЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Королевский (г. Королев Московской области) филиал УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной и
Подробнееительная записка 11 А класса базовом
Поясн ительная записка Настоящая рабочая программа составлена для 11 А класса. В соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования в гимназии в этом классе должно обеспечиваться
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа. Примерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) автор Киреев
ПодробнееОП.10. «Экономика организации»
Министерство образования и науки Краснодарского края Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «АРМАВИРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ» Краснодарского
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс ЗАПАД» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКСУБАЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Утверждаю
ПодробнееОП.12 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Тульский государственный машиностроительный колледж имени Никиты Демидова» РАССМОТРЕНА
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новокузнецкий техникум пищевой промышленности» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экономические и правовые основы производственной
ПодробнееОрганизация-разработчик Разработчик:
Рабочая программа дисциплины ОДП. 0 ЭКОНОМИКА разработана на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования
Подробнее«Экономика организации».
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ 6» РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ
ПодробнееПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ» ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ
Подробнее1.Цели и задачи дисциплины.
1.Цели и задачи дисциплины. 1.1. Цели преподавания дисциплины: Основными целями курса по дисциплине: «Экономика» в колледже являются следующие: развитие гражданского образования, экономического образа
ПодробнееСпециальность: «Гостиничный сервис»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Северо-Кавказский лесной техникум» КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Преподаватель: Бокоева Зарема Сосланбековна Учебная
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области «Техникум строительства и городского
Подробнееdocplayer.ru