cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Обобщающий урок по теме жизнь первобытных людей: Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей».

Конспект Повторительно-обобщающего урока по теме «Жизнь первобытных людей»

 

Повторительно – обобщающий урок в 5 классе по теме «Жизнь первобытных людей».

Дата проведения_________

Цели урока: закрепление, систематизация и обобщение знаний обучающихся по истории и культуре первобытного общества;

Задачи: повторить и закрепить материал по истории первобытного общества;

·         формировать умения логически мыслить, делать выводы, обобщать, сопоставлять факты, высказывать свою точку зрения,

·         осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученному материалу;

·         развивать познавательную активность;

·         воспитывать в детях в ходе игры чувство товарищества, долга, уважения к соперникам.

Тип урока:повторительно-обобщающий.

Форма проведения урока — это игра — путешествие

Оборудование:

·         Атласы.

·         Иллюстрации по теме «Жизнь первобытных людей».

·         Компьютер, мультимедиапроектор.

·         Презентация

На доске: Проблемное задание, на которое нам надо найти ответ

  • 1. Что такое первобытность.
  • 2. Каковы ее черты.

Добрый день, ребята! Мы с вами изучили первую тему по истории – это «Жизнь первобытных людей». Сегодня у нас с вами повторительно – обобщающий урок по данной теме. Мы с вами должны повторить и обобщить, то что уже изучили, а так же оценить ваши знания.  Каждому  из вас я буду давать разноцветные стикеры за правильные ответы и активное участие в уроке . В конце урока мы с вами подведем итоги и каждый из вас должен получить оценку.

Ребята, а урок у нас с вами необычный. Мы сегодня совершим путешествие в эпоху первобытного общества. Мы перенесемся с вами в далекое прошлое, пройдем через все этапы развития человека, а помогут нам в этом ваши знания. Путешествовать мы будем на поезде, останавливаясь на станциях, так как поезда идут от станции к станции совершая остановки.

На каждой станции нам предстоит выполнить задание, чтобы продолжить путешествие.

 I.Начинаем наше путешествие. Мы сейчас находимся на железнодорожном вокзале и ожидаем поезда. Но прежде нам необходимо приобрести билет. А значит выполнить первое задание.

Историческая разминка «Да» «Нет»

1.первым жилищем человека была пещера (да)

2.название первого человеческого коллектива была родовая община (нет)

3.орудие труда древнего охотника было копьё (да)

4.одно из первых каменных орудий труда был рубанок (нет)

5.первый металл, который использовал человек для изготовления орудий труда был свинец (нет)

6.орудием труда для ловли рыбы был гарпун (да)

7.Первым домашним животным была корова (нет)

8.группу родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество называют соседями (нет)

 

II.Приобрели билет и теперь отправляемся в путешествие. И вот первая станция  «Атласово»

выполняем задание: (атлас или с. 9 учебник)

1.Назовите и покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей.(Африка)

2. Покажите предполагаемую область прародины человечества (Восточная Африка).

3. Покажите древнейший район земледелия (Западная Азия)

III. Подъезжая к следующей станции ответьте мне на вопрос:

-Мы узнали, что первые люди появились в Африке, а когда они появились? (более 2 млн лет назад)

-А как мы узнали, что первые люди появились в Африке? ( из археологических раскопок)

— Что находят археологи? (Исторические источники)

— Какие исторические источники характерны для эпохи первобытности? (письменные и вещественные)

II.Станция «Угадайкино»

1.Игра  «Путаница» Задание: назовите правильное слово и объясни значение

-таохо -охота (занятие древних людей)

— мелелизеде — земледелие ( занятие людей. Возникло из собирательства)

-лияреги -Религия (вера в сверхестественные силы)

-шийнаретас -старейшина (опытный и умный из стариков, который управлял родовой общиной)

— тавлимо -молитва (просьба к духам)

2. Угадай -Кто это? (древний человек) слайд

Почему вы решили, что это человек? Он не похож на нас с вами. Как вы узнали, что это не животное? Что у него в руках?

–Чем отличался от современного человека? (внешне + не умел говорить).

– Какой это человек? (человек умелый).

3.Головоломка «Сумей прочитать» Название науки, занимающейся изысканием и исследованием вещественных исторических источников  (

наука-археология— по вертикали)

На доске:

1.средство передвижения человека по воде с древнейших времен и до наших дней.(лодка)

2.группа родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество(род)

3.одно из первых занятий древнего человека (охота)

4.орудие труда из меди 6-5 тыс.лет назад (серп)

5.орудие для возделывания земли 13-7 тыс.лет назад (мотыга)

6 орудие труда землевладельцев  6-5 тыс.лет назад, появившееся в результате усовершенствования мотыги (плуг)

7 Первое домашнее животное(собака0

8.материал для изготолвления посуды на гончарном круге( Глина)

9. орудие труда и оружие человека 200 тыс.лет назад(дубина)

10 объединение родов, живущих в одной местности(племя)

1

 

 

 

      а

 

 

2   р

 

 

 

 

3

    х

 

 

 

 

 

4

    е

 

 

 

 

5

  о

 

 

 

 

 

 

6

    л

 

 

 

 

7

    о

 

 

 

 

 

 

8  г

 

 

 

 

 

 

9

 

 

  и

 

 

 

10

 

 

 

  я

 

Молодцы, ребята! Справились со всеми  заданиями на этой станции.

 

III.Следующая станция «Рассказово»

1.Задание: по опорным словам — подсказкам составьте рассказ:

-дубина, мамонт, копье, скребок, яма;

-корешки, улитки, палка-копалка, от мала до велика;

-дежурство, огонь, пещера.

-пещера, девочка, быки.

-обрыв, дикие козы, копьё, мужчины.

-печь, сосуд, гончарный круг, глина

 

IV. Станция «Загадкино» Задание: отгадать загадки.

1..Первый это коллектив, человек там не ленив.

Он по лесу ходит день, собирает все – не лень.(стадо)

 

2.Назови орудье – то, что придумано давно.

Человеком самым первым, а для нас сейчас оно вовсе даже не нужно.

(палка – копалка, рубило, дубина).

3.Назови это занятье,

Когда целый день – деньской

Плоды, ягоды, коренья –

Что имели вид съестной,

Люди первые искали

Стадом всем потом съедали.(собирательство)

 

4.Этим палку – вырубали и ее же заостряли.

Назови, что это было, ну конечно, же …(рубило)

 

5.Человек пошел на лов, чтобы был большой улов.

И предмет он прихватил, что из кости смастерил.

Назови, что это было и оружием служило.(гарпун)

 

6.Живут в пределах местности одной

Они как брошенное в земля семя,

Собравшись несколько родов,

Они образовали….(племя).

 

7.Из рода выбрали того, кто стар и мудр одновременно.

И выбрали его за то, что опыт свой готов отдать всем непременно. (старейшина).

 

8.Собрав сородичей и всех друзей,

Решил он с ними поживиться

Чужое племя он ограбил побыстрей

И с ними после боя поделился.

(вождь)

 

9.Вожди племен и их друзья прославлены все были.

И по наследству их потомкам досталась слава та и честь.

Людей же этих стали звать, Вы правы, ну конечно …(знать)

 

10.Он из мотыги появился,

Избавив всех от лишних мук.

За животиной он тащился,

Ты, прав, конечно, это,,,,(плуг)

 

Мы очень легко справились с эти заданием. А сейчас будут загадки посложнее.

Задача №1:

Как вам известно, почти все, что мы знаем о жизни первобытных людей, добыто трудом археологов. Подумайте, что может рассказать ученым о древних людях то место, где когда – то горел костер.

Задача №2:

Иногда в наши дни ученые называют старейшин в родовых общинах «первобытными библиотеками» Подумайте почему?

Задача №3:

Какие находки надо нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

 

V.Станция «Словарная» Задание: Дать определения:

— человеческое стадо;

— собирательство;

— рубило;

— гарпун;

— каменный век;

— религия;

— жертвоприношение;

— племя;

— Родовая община;

— старейшина;

— вождь;

— неравенство;

— знать;

— мотыга.

 

VI.Следующая станция «Вопроскино»

Вопросы: Какой силой природы овладел человек 1 млн. лет назад? (огнем)

-Как человек овладел огнем?

— Человек сначала научился использовать огонь или добывать?

– Что дал человеку огонь?

– Какими были первые способы добычи огня?

_ как из охоты возникло скотоводство?

-Древние люди не могли жить поодиночке. Они объединялись в группы-коллективы. Как вы думаете, почему первобытные люди не могли жить поодиночке? Как назывался самый древний коллектив людей?

Физминутка

Станция «Интеллектуальная». Станция находится на отрезке 40 тыс. лет назад. Что значит эта дата? (человек стал разумным, начал говорить). И мы с вами проявим способности и узнаем зашифрованное слово Станция называется «Интеллектуальная».

1.      Материк, где, по предположениям ученых, жили первобытные люди?(Африка)- А

2.      Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии.(лук)-Л

3.      Первая сила природы, которой овладели первобытные люди (огонь)-Ь

4.       Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу.(охота) Т

5.      Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке.(душа) -А

6.      Самое крупное животное, на которого охотились первобытные люди.(мамонт) М

7.      Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники.(бизон) И

8.      Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам Гарпун)  Р.

9.      Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу.(собирательство) А

Слова : _фрика, _ ук, 0гон__, охо_а, душ_, _амонт, б_зон, га_пун, собир_тельство

У нас появилось главное слово – Альтамира. Что это такое? (Пещера в Испании, в которой в 1879г. впервые была найдена пещерная живопись археологом Саутуолой).

Ребята, вы молодцы! Справились и с этим заданием.

VII.Мы отравляемся на следующую станцию «Ошибкино».

 

Ребята перед нами появилась дата:  10 тыс. лет назад.

-О чем говорит вам эта дата? (начало земледелия и скотоводства).

 

Мы путешествуем уже долгое время, все устали. Давайте с вами немножко отдохнем, расслабимся, отклонимся на спинку стула, закроем глазки и представим, что нам снится сон из жизни первых земледельцев и скотоводов.

Задание: найдите не менее 5 исторических ошибок.

Рассказ «О первых земледельцах и скотоводах»

Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими грубыми лицами с приплюснутыми носами и выступающими вперед тяжелыми челюстями они напоминали обезьян.

Три женщины устроили состязание – чей сноп будет больше. Победила самая юная – ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.

-Нечестно! –заметил руководитель родовой общины, черноволосый парень, следивший за работой.

У тебя серп железный, а у них — то серпы медные.

Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке еще не было – в те времена они еще не были приручены. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного, и они растопчут и поле и хижины. Кто – то из родичей догадался поджечь траву и хворост: Едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной.

По хлопку мы все проснулись, потянулись, встряхнули ручки и …вспомнили сон.

Учитель:И так, мы с вами почти добрались до дома. Давайте сделаем вывод по нашему путешествию. Вернемся к нашему вопросу, поставленному в начале нашего путешествия

1.Вопрос. -Что такое первобытность?

— Назовите отличительные черты первобытности.

( Первобытность – это такой порядок жизни людей, при котором а) люди жили большими коллективами и были равны, б) вместе трудились, в) имели общее имущество).

Вам понравилось изучать эпоху первобытности? Что это для вас?

2. Составьте синквейн.

1«Первобытность»

2.древняя, интересная

3.жили, трудились, развивались

4. Люди жили большими коллективами

5.эпоха

VII.Станция «Школа» Подведение итогов урока. Рефлексия

Мы сегодня ___, Мне понравилось____ мне было интересно___

Оценивание детей. Подсчет полученных стикеров.

VIII. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Из жизни первобытного человека…».
Подготовить рисунок на тему «первобытное общество».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если позволит время

Тесты

1. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

а) гарпун

б) лук

в) рубило

2. Первое домашнее животное, прирученное человеком:

а) корова

б) лошадь

в) собака

3. Кто управлял родовой общиной?

а) цари

б) жрецы

в) старейшины

4. Выберите причину появления религии:

а) не умение человеком объяснять явления природы

б) боязнь человека перед стихией природы

в) желание человека отличаться от животных.

5. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?

а) охота

б) скотоводство

в) собирательство

6. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:

а) медь

б) бронза

в) железо

7. Из чего первобытные люди делали первую одежду?

а) из шелка

б) из шкур диких животных

в) из хлопка.

8. Первое орудие труда первобытного человека:

а) мотыга

б) заостренный камень

в) плуг

Повторительно — обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей»

Методическая разработка урока

Предмет: история Древнего мира.

Тема: повторительно – обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей».

Класс: 5 класс;

Технологии: презентация;

Аннотация:

Форма проведения урока — это игра — путешествие. Данный урок проходит после изучения первой небольшой темы «Жизнь первобытных людей и их открытия в курсе «История Древнего мира» в 5 классе, в сентябре месяце. В это время идет адаптационный период у учащихся при переходе из 4 в 5 класс, а так как в младшем школьном возрасте большая роль в обучении отводится игре, то поэтому и выбрана данная форма проведения урока. Изучение истории в 5 классе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Применение игр повысит прочность и качество усвоения знаний учащимися, если игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся.

Конспект урока:

.

Повторительно – обобщающий урок по теме

«Жизнь первобытных людей».

Цели урока: закрепление, систематизация и обобщение знаний обучающихся по истории и культуре первобытного общества;

Задачи:

  • повторить и закрепить материал по истории первобытного общества;

  • формировать умения логически мыслить, делать выводы, обобщать, сопоставлять факты, высказывать свою точку зрения,

  • осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученному материалу;

  • развивать познавательную активность;

  • воспитывать в детях в ходе игры чувство товарищества, долга, уважения к соперникам.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: игра- путешествие

Оборудование:

Добрый день, ребята! Мы с вами изучили первую тему по истории – это «Жизнь первобытных людей». Сегодня у нас с вами повторительно – обобщающий урок по данной теме. Мы с вами должны повторить и обобщить, то что уже изучили, а так же оценить ваши знания. У каждого из вас есть листочки бумаги. На этих листочках вы будете ставить «+» если ответите правильно и «-», если неправильно. В конце урока мы с вами подведем итоги и каждый из вас должен получить оценку.

Ребята, а урок у нас с вами необычный. Мы сегодня совершим путешествие в эпоху первобытного общества. Мы перенесемся с вами в далекое прошлое, пройдем через все этапы развития человека, а помогут нам в этом ваши знания. Наше путешествие мы будем совершать на поезде времени. Вы знаете, что все поезда идут от станции к станции, и нам необходимо будет на каждой станции выполнить какое – то задание, чтобы двинуться дальше.

Вопрос: Мы пройдем все этапы развития человека. А откуда мы начнем наш путь? Где и когда появились первые люди?

Слайд №2

— А как мы узнали, что первые люди появились в Африке? (Археология)

— Что находят археологи? (Исторические источники)

— Какие исторические источники характерны для эпохи первобытности?

И так, мы с вами переносимся в далекое прошлое, на 2,5 млн. назад, туда, где появились первые люди..

Слайд №3. Станция «Угадайкино»

Первая станция называется «Угадайкино»

Вопросы:

Ребята, кто это? Мы видим каких – то обезьян? А где же люди?

– Почему вы решили, что это человек? Он не похож на нас с вами. Как вы узнали, что это не животное? Что у него в руках?

– Чем отличался от современного человека? (внешне + не умел говорить).

– Какой это человек? (человек умелый).

Молодцы! Вы блестяще справились с заданием.

Следующая станция «Вопроскино», находится на рубеже 1 млн. лет назад.

Вопрос: Какой силой природы овладел человек 1 млн. лет назад? (огнем)

Слайд №4

Вопросы:

Как человек овладел огнем?

— Человек сначала научился использовать огонь или добывать?

– Что дал человеку огонь?

– Какими были первые способы добычи огня?

Давайте с вами разведем костер (потрем руки), попробуем как это делал первобытный человек. Тепло стало, согрелись?

Следующая станция «Рассказкино» и находится она в точке 100 тыс. лет назад. Что произошло в данный период времени? (начался ледниковый период).

— Что это такое?

На слайдах изображена охота на мамонтов.

Слайд №5. Что мы видим? Что это?

Задание рассказать об охоте на мамонтов.

Вопросы:

– Что давала человеку охота на мамонтов?

– Какой способ добычи пищи еще был у первобытного человека? (собирательство)

– А у нас с вами есть собирательство?

Станция «Кроссвордово».

Станция находится на отрезке 40 тыс. лет назад. Что значит эта дата? (человек стал разумным, начал говорить). И мы с вами проявим интеллектуальные способности и отгадаем кроссворд. Станция называется «Кроссвордово».

Слайд №6. Кроссворд.

Вопросы для кроссворда:

  1. Материк, где, по предположениям ученых, жили первобытные люди?

  2. Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии.

  3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди.

  4. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу.

  5. Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке.

  6. Самое крупное животное, на которого охотились первобытные люди.

  7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники.

  8. Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам.

  9. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу.

У нас появилось главное слово – Альтамира. Что это такое? (Пещера в Испании, в которой в 1879г. впервые была найдена пещерная живопись археологом Саутуолой).

Слайд № 7 (изображение бизона)

Вопросы:

– Когда появилось искусство? (40 тыс. лет назад).

– Что зародилось вместе с искусством?

– Какой человек овладел искусством? (человек разумный).

– На кого он был похож?

– Для чего человек рисовал?

Молодцы!

Мы переносимся с вами в точку на ленте времени в 10 тыс. лет назад. О чем говорит вам эта дата? (начало земледелия и скотоводства).

Станция «Ошибкино».

Слайд № 8

Мы путешествуем уже долгое время, все устали. Давайте с вами немножко отдохнем, расслабимся, отклонимся на спинку стула, закроем глазки и представим, что нам снится сон из жизни первых земледельцев и скотоводов.

Рассказ «О первых земледельцах и скотоводах»

Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими грубыми лицами с приплюснутыми носами и выступающими вперед тяжелыми челюстями они напоминали обезьян.

Три женщины устроили состязание – чей сноп будет больше. Победила самая юная – ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.

-Нечестно! – заметил руководитель родовой общины, черноволосый парень, следивший за работой. – У тебя серп железный, а у них — то серпы медные.

Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке еще не было – в те времена они еще не были приручены. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного, и они растопчут и поле и хижины. Кто – то из родичей догадался поджечь траву и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной.

По хлопку мы все проснулись, потянулись, встряхнули ручки и …вспомнили сон.

Задание: найдите не менее 5 исторических ошибок.

Следующая станция находится на рубеже 7 тыс. лет назад. Что означает эта дата? (открытие металлов)

Станция «Загадкино», 7 тыс. лет назад.

Слайд № 9 (изображение древних орудий труда).

— Что дало человеку открытие металлов?

Задание: отгадать загадки.

Загадки.

Чем может отличаться древнейший человек,

От тех, кто появился пораньше так на век?

Ведь он такой же голый и так же весь оброс.

Ест все, что попадается. Встает вот, правда в рост (умение изготовлять орудия труда)

Первый это коллектив, человек там не ленив.

Он по лесу ходит день, собирает все – не лень. (стадо)

Назови орудье – то, что придумано давно.

Человеком самым первым, а для нас сейчас оно вовсе даже не нужно. (палка – копалка, рубило, дубина).

Назови это занятье,

Когда целый день – деньской

Плоды, ягоды, коренья –

Что имели вид съестной,

Люди первые искали

Стадом всем потом съедали. (собирательство)

Этим палку – вырубали и ее же заостряли.

Назови, что это было, ну конечно, же …. (рубило)

Человек пошел на лов, чтобы был большой улов.

И предмет он прихватил, что из кости смастерил.

Назови, что это было и оружием служило. (гарпун)

Живут в пределах местности одной

Они как брошенное в земля семя,

Собравшись несколько родов,

Они образовали….(племя).

Из рода выбрали того, кто стар и мудр одновременно.

И выбрали его за то, что опыт свой готов отдать всем непременно. (старейшина).

Собрав сородичей и всех друзей,

Решил он с ними поживиться

Чужое племя он ограбил побыстрей

И с ними после боя поделился. (вождь)

Вожди племен и их друзья прославлены все были.

И по наследству их потомкам досталась слава та и честь.

Людей же этих стали звать, Вы правы, ну конечно …(знать)

Он из мотыги появился,

Избавив всех от лишних мук.

За животиной он тащился,

Ты, прав, конечно, это,,,,(плуг)

Мы очень легко справились с эти заданием. А сейчас будут загадки посложнее.

Задача №1:

Как вам известно, почти все, что мы знаем о жизни первобытных людей, добыто трудом археологов. Подумайте, что может рассказать ученым о древних людях то место, где когда – то горел костер.

Задача №2:

Иногда в наши дни ученые называют старейшин в родовых общинах «первобытными библиотеками» Подумайте почему?

Задача №3:

Какие находки надо нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

Задача № 4:

Все знают поговорку: “Что посеешь, то и пожнешь”. Между тем, ученые утверждают, что некогда люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые? Обоснуйте свой ответ.

Молодцы! Мы уже скоро доберемся до дома. Нам осталось выполнить несколько заданий. Мы переносимся с вами в точку на ленте времени в 5 тыс. лет назад. О чем говорит вам эта дата?

Станция «Терминово» Слайд № 10

Дать определения:

— история;

— всеобщая история;

— исторический источник;

— археология;

— человеческое стадо;

— собирательство;

— рубило;

— гарпун;

— каменный век;

— религия;

— искусство;

— миф;

— идол;

— жертвоприношение;

— присваивающее хозяйство;

— производящее хозяйство;

— племя;

— Родовая община;

— старейшина;

— вождь;

— неравенство;

— раб;

— знать;

— ледниковый период;

— мотыга.

И так, мы с вами почти добрались до дома. Мы перемещаемся в 2014 год.

Давайте сделаем вывод по нашему путешествию.

Слайд № 11 Вопрос. Назовите отличительные черты первобытности.

( Первобытность – это такой порядок жизни людей, при котором а) люди жили большими коллективами и были равны, б) вместе трудились, в) имели общее имущество).

Вам понравилось изучать эпоху первобытности? Что это для вас? Составьте синквейн.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: написать сочинение на тему «Из жизни первобытного человека…»

Литература:

  1. Годер Г.И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. – М., 2009.

  2. Годер Г.И. Задачник по истории Древнего мира. – М., 1995.

  3. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2009.

  4. Михайловский Ф.А. История Древнего мира. Книга для учителя. — М., 2000.

Занимаясь древней историей | Образовательный мир

Цивилизации Древнего Египта, Греции и Рима являются одними из самых привлекательных тем для обучения. На этой неделе Education World представляет пять уроков для обучения этим древним культурам. Уроки предлагают учащимся использовать и переводить иероглифы, решать математические задачи с использованием римских цифр, узнавать о богах и богинях, исследовать общество Древнего Египта и рисовать, как египтяне. Включено: Поделиться ваши лучших идей для обучения древним культурам.

Новый ресурс!

«Математика древней истории» Макса Фишера представляет 100 реалистичных текстовых задач, основанных на жизни различных древних цивилизаций. В задачах подчеркивается использование многочисленных стратегий решения задач, предложенных Национальным советом учителей математики. Математика древней истории позволяет преподавателям математики интегрировать свой предмет в учебную программу по древней истории средней школы, не прерывая преемственность их собственной учебной программы.

Прочтите интервью с учителем социальных наук Максом Фишером о его книге о симуляционных занятиях в классе «Тайны древности: уроки для вовлечения учащихся средней школы в древнюю/средневековую историю».

Цивилизации Египта, Греции и Рима предоставляют учащимся одни из самых интересных возможностей исследовать и узнавать о древних культурах. Изучение этих регионов также может привести к увлекательным урокам в классе.

ПЯТЬ УРОКОВ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ

На этой неделе Education World предлагает пять новых планов уроков по изучению древних культур. Прочитайте описание того, что ваши ученики будут делать на каждом уроке ниже; затем нажмите на заголовок для полного учебного ресурса. В скобках указаны приблизительные уровни обучения.

Иероглифы: для меня это не греческий язык! (Это египетский!)
Используйте иероглифические символы, чтобы составить имя, написать предложение и создать свой собственный «Розеттский камень». Получайте удовольствие, используя онлайн-переводчики иероглифов. (классы 3-12+)

Боги Древней Греции, Египта и Рима
Узнайте о богах Древнего Египта, Греции и Рима. Создайте дневник, отчет от первого лица или открытку, чтобы поделиться этими знаниями.
(3-12+ классы)

Математические римские цифры
Решайте простые математические задачи, используя римские цифры. (3-12 классы)

Работа с 9 до 5 в Древнем Египте
Создайте диаграмму пирамиды, отражающую общественный порядок в Древнем Египте. Сравните древний общественный порядок с общественным порядком в нашем мире сегодня. (6-12 классы)

Рисуй как египтянин
Следуйте четырем основным правилам, чтобы рисовать как египтянин. Покажите картины в классной художественной галерее. (Класс К-12+)

ЕЩЕ ИДЕИ ДЛЯ УРОКОВ

Предложите учащимся попробовать выполнить следующие действия:

  • Издайте газету, в которой будут статьи и, возможно, даже реклама или карикатуры, связанные с изучаемыми древними цивилизациями.
  • Создайте временную шкалу событий, связанных с единицей исследования.
  • Построить карту рельефа изучаемой местности.
  • Разработайте туристические брошюры, которые могли бы использоваться для продвижения туризма в древнем мире.
  • Перепишите миф из древности в читательский театральный сценарий. Предложите учащимся прочитать вслух готовый сценарий.
  • Постройте пирамиду, используя онлайн-план урока 1 или онлайн-план урока 2.
  • Создайте букварь или словарь, связанный с изучаемой цивилизацией.
  • Используйте технологии, чтобы создать открытку из Древней Греции.

Все еще ищете идеи? Нажмите, чтобы просмотреть еще 20 планов уроков, которые мы нашли в Интернете!


Остров Пасхи, урок для всех нас

Категория(и): Экология, История человечества и окружающая среда, Население, тематические уроки

Остров Пасхи — одно из самых удаленных мест в мире, населенных людьми: 2500 миль от ближайшего континента (Южная Америка) и 1200 миль от ближайшего острова (Питкэрн). В то же время это один из самых очаровательных археологических памятников: таинственные огромные головы, усеивающие остров, поражают людей с момента открытия голландскими моряками на Пасху 1722 года. пещеры, ведущие почти непрекращающиеся войны и прибегающие к каннибализму в отчаянной попытке пополнить скудные запасы продовольствия, имеющиеся на острове.

Как люди могли сделать и перевезти огромные скульптуры, которые они нашли повсюду на острове, из карьера на склоне горы на побережье без машин, даже без деревьев? На момент открытия остров был совершенно безлесным.

Остров Пасхи получил название Рапа-Нуи (Великая Рапа) от таитянских моряков в 1860-х годах, так как он напомнил им Рапа – небольшой остров во Французской Полинезии (сейчас его обычно называют Рапа-Ити).

История жителей острова Пасхи трагична, но в то же время является хорошим уроком для всех нас. У них была высокоразвитая цивилизация около 600 лет, но они пренебрегли влиянием своего образа жизни на окружающую среду и закончились катастрофой. Они больше не могли сбежать с острова, потому что все деревья были срублены.

Современные исследования многое рассказали об их жизни в золотой век и о причинах катастрофы.

История островитян

Первые полинезийцы пришли из Юго-Восточной Азии. Они совершали дальние плавания на двойных каноэ, соединенных между собой широкой центральной платформой для перевозки и укрытия людей, растений, животных и пищи. Когда первые люди нашли остров Пасхи, они обнаружили мир с небольшим количеством ресурсов. Остров был вулканического происхождения, но три его вулкана потухли за много веков до прибытия полинезийских поселенцев. Из-за своей удаленности на острове было всего несколько видов растений и животных. Там было тридцать местных растений, млекопитающих не было, но было много морских птиц.

Люди, прибывшие в пятом веке*), вероятно, насчитывали не более двадцати или, самое большее, тридцати человек. Поселенцы на острове Пасхи привезли с собой только цыплят и крыс, а поскольку климат был слишком суровым для многих растений, выращиваемых в других местах Полинезии, они были ограничены диетой, состоящей в основном из сладкого картофеля и цыплят. Единственным преимуществом этой монотонной, хотя и адекватной по питательности диеты было то, что выращивание сладкого картофеля не требовало больших усилий и оставляло много времени для других занятий. У людей было время для культурного развития. Результатом стало создание самого передового из всех полинезийских обществ и одного из самых сложных в мире. Жители островов Пасхи участвовали в сложных ритуалах и строительстве памятников.

Статуи на склоне горы

Важнейшими центрами церемониальной деятельности были аху. На острове построено более 300 таких платформ, в основном у побережья. Некоторые из этих аху имеют сложную астрономическую ориентацию на одно из солнцестояний или равноденствий. Также были найдены наскальные рисунки и надписи на деревянных панелях. На каждом участке сегодня сохранилось от одной до пятнадцати огромных каменных статуй как уникальный памятник исчезнувшему обществу острова Пасхи. Эти статуи требовали огромного количества крестьянского труда. Самой сложной задачей было перевезти статуи, каждая около двадцати футов в длину и весом в несколько десятков тонн, через остров, а затем установить их на вершине аху. Из-за отсутствия тягловых животных им приходилось полагаться на человеческую силу, чтобы тащить статуи по острову, используя стволы деревьев в качестве роликов.

Единственным способом, которым это могло быть сделано, было то, что большое количество людей направляло и двигало их по форме гибкой колеи, состоящей из стволов деревьев, разбросанных по земле между карьером и аху. Потребовалось огромное количество древесины.

Население острова неуклонно росло от изначально небольшой группы до примерно 7000 на пике своего развития в 1550 году. К шестнадцатому веку были построены сотни аху, а вместе с ними и более 600 огромных каменных статуй.

Затем, когда общество было на пике своего развития, оно внезапно рухнуло, оставив более половины статуй вокруг карьера Рано Рараку лишь частично завершенными. Причиной обрушения и ключом к пониманию «тайн» острова Пасхи стала массовая деградация окружающей среды, вызванная обезлесением всего острова

Наука: экологическая и археологическая

Недавняя научная работа, связанная с анализом пыльцы типов, показал, что во время первоначального заселения остров Пасхи имел густой растительный покров, в том числе обширные леса. По мере того, как население медленно росло, деревья вырубались, чтобы обеспечить пространство для сельского хозяйства, топливо для отопления и приготовления пищи, строительные материалы для хозяйственных товаров, дома из шестов и соломы и каноэ для рыбалки. Самым сложным требованием была необходимость переместить большое количество чрезвычайно тяжелых статуй в церемониальные места по всему острову. В результате к 1600 году остров был почти полностью обезлесен, и возведение статуй было остановлено, в результате чего многие статуи застряли в карьере. .

Вырубка леса на острове означала не только конец сложной социальной и церемониальной жизни; это также имело другие радикальные последствия для повседневной жизни населения в целом.

Археологические исследования показывают, что с 1500 года нехватка деревьев вынуждала многих людей отказываться от строительства домов из дерева и жить в пещерах. Они прибегали к каменным убежищам, вырытым в склонах холмов, или к хрупким тростниковым хижинам, вырезанным из растительности, которая росла по краям кратерных озер. Каноэ больше нельзя было строить, и можно было делать только тростниковые лодки, неспособные к дальним плаваниям. Рыбалка также была более сложной, потому что сети раньше делали из бумажного тутового дерева (которое также можно было сделать из ткани), а этого больше не было. Новые деревья не могли вырасти, потому что крысы, завезенные в пищу, поедали плоды и семена. На археологических раскопках были найдены орехи и семена, все они были вскрыты крысами.

Удаление древесного покрова также сильно повлияло на почву острова. Повышенное воздействие вызвало эрозию почвы и вымывание основных питательных веществ. В результате урожайность сельскохозяйственных культур снизилась. Единственным источником пищи на острове, не затронутым этими проблемами, были куры. Общество пришло в упадок и регрессировало ко все более примитивным условиям. Без деревьев и, следовательно, без каноэ островитяне оказались в ловушке в своем отдаленном доме, не в силах избежать последствий своего собственного экологического коллапса. Нарастали конфликты из-за уменьшающихся ресурсов, что приводило к состоянию почти постоянной войны. Рабство стало обычным явлением, и по мере того, как количество доступного белка упало, население обратилось к каннибализму.

Великолепные каменные статуи, слишком массивные, чтобы их разрушить, были снесены. Первые европейцы обнаружили лишь несколько уцелевших, и все они были разрушены к 1830-м годам. Когда европейцы спросили, как статуи были перемещены из каменоломни, первобытные островитяне уже не могли вспомнить, чего добились их предки, и могли только сказать, что огромные фигуры «шли» по острову. Европейцы, увидев безлесный пейзаж, были в равной степени озадачены. Они придумывали самые фантастические объяснения.

Будущее — острова и мира

Несмотря на огромные трудности, островитяне кропотливо построили в течение нескольких столетий одно из самых передовых обществ такого типа в мире. В течение тысячи лет**) они поддерживали образ жизни не только для выживания, но и для процветания. Во многих отношениях это был триумф человеческой изобретательности и явная победа над сложной окружающей средой. Но, в конце концов, растущее число и культурные амбиции островитян оказались слишком велики для имеющихся у них ограниченных ресурсов. Когда окружающая среда была разрушена давлением, общество очень быстро рухнуло вместе с ней, что привело к состоянию, близкому к варварству.

Жители острова Пасхи, осознавая, что они почти полностью изолированы от остального мира, наверняка понимали, что само их существование зависит от ограниченных ресурсов маленького острова. Они, должно быть, видели, что происходит с лесами. Тем не менее, они не смогли разработать систему, которая позволила бы им найти баланс с окружающей средой. Вместо этого жизненно важные ресурсы неуклонно потреблялись, пока, наконец, не осталось ни одного. Действительно, в то время, когда грядущая катастрофа должна была стать совершенно очевидной, все больше и больше статуй вырезалось и перемещалось по острову. Тот факт, что так много осталось недостроенным или застрявшим возле карьера, говорит о том, что не принималось во внимание то, как мало деревьев осталось на острове. Конкуренция между кланами, должно быть, была важнее для людей. Никто не может сказать, что они были глупы, их высокоразвитая цивилизация показывает, что они были очень умными людьми

Пример коллапса популяции — как это происходит с животными, это может случиться и с людьми. Так было на острове Пасхи.

J-образная кривая

Когда население растет (не имея естественных врагов), оно может достигать неустойчивых значений. Результатом является внезапное исчезновение. Население острова Пасхи шло по той же схеме: в период расцвета оно составляло многие тысячи, в XIX веке — не более нескольких сотен.

 

 

 

Урок для всех нас

Судьба острова Пасхи может стать уроком и для современного мира. Подобно острову Пасхи, Земля имеет лишь ограниченные ресурсы для поддержки человеческого общества и всех его потребностей. Подобно островитянам, человеческое население земли не имеет практических способов спастись. Как окружающая среда мира сформировала историю человечества и как люди сформировали и изменили мир, в котором они живут? Попали ли другие общества в ту же ловушку, что и островитяне? За последние несколько тысячелетий людям удалось добыть больше еды и ресурсов для все большего числа людей и все более сложных и технологически продвинутых обществ. Но успешнее ли мы сейчас, чем островитяне, в поиске образа жизни, который не приводит к фатальному истощению доступных нам ресурсов, или мы слишком заняты тем, что необратимо разрушаем нашу систему жизнеобеспечения?

Рост населения и рост потребления энергии человечеством

НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Март 2006:
первая колонизация Рапа-Нуи должна была произойти намного позже, около 1200 г. вместо 400 г. н.э. Старая оценка была сделана более сорока лет назад, когда методы еще не были очень хороши.

Если это правда, значит, крах экосистем острова Пасхи произошел всего за 400 лет!

Урок для мира еще сильнее!

Ходячие статуи!

Островитяне рассказывали, что статуи «ходили», но люди им не верили. Исследователи обнаружили, что вероятное движение действительно было своего рода «ходьбой». Теперь вы можете увидеть это на YouTube «Прогулка Моаи». С помощью 3 команд и прочной веревки они заставляют статую ходить… Было ли это сделано таким образом, мы точно не знаем.

 

**) Если эта последняя информация верна, коллапс произошел менее чем за половину этого времени!

ЗАДАНИЯ

Вы можете делать разные вещи с этой информацией:
1. Прочитайте историю острова Пасхи и ответьте на вопросы; (перед выполнением 2 и/или 3)
а. Европейцы нашли совершенно безлесный остров. Почему лес не вернулся, когда население сократилось после краха?
б. Некоторые люди даже думали, что гигантские скульптуры, должно быть, были принесены туда богами или инопланетянами. Какие аргументы у них были? Почему они не могли поверить, что это сделали люди?
с. Первые поселенцы на острове Пасхи прибыли из Полинезии. Как это можно доказать?
д. Сравните графику в рассказе с кривой численности населения с доисторических времен. (Вероятно, можно найти в вашем учебнике по географии или биологии).
эл. Не только численность населения, но и потребление энергии растет в геометрической прогрессии. Сравните свое ежедневное потребление энергии с потреблением ваших бабушек и дедушек, когда они были молоды (спросите их, если возможно!). Какие возможности у вас есть, чтобы использовать меньше энергии?
ф. Составьте список «экологических ошибок», допущенных островитянами, и сравните его с экологическими ошибками, которые мы совершаем в современном мире. Почему можно назвать историю острова Пасхи полезным уроком для всего мира?
г. Что нужно изменить в нашем обществе (или образе жизни), чтобы предотвратить коллапс?
час. Как мы можем убедить окружающих, что необходимо изменить некоторые вещи, чтобы сделать наш мир более устойчивым?

2. Прочитайте историю острова Пасхи и используйте ее для
a. сделать презентацию (для своего класса, для своего клуба)
б. напишите статью (для школьной газеты, для вашей местной газеты)

, в которой вы объясните
– почему нам всем важно знать эту историю.
— почему планета может пойти по тому же пути, если мы сейчас не изменим свои привычки.

или:

3. После прочтения этой истории (а также, возможно, некоторых веб-сайтов) вы можете провести исследование по вопросу, является ли этот случай уникальным в мировой истории. Были ли другие цивилизации разрушены в результате экологических проблем? (Да, с Мальтой каменного века, культурой майя и, возможно, другими культурами произошло то же самое — конечно, по-другому).

Мальта тоже была густым лесным островом, на котором развивалась культура с впечатляющими зданиями, которые мы можем посетить и сегодня. Самые старые здания мира!

Эта культура тоже загадочным образом исчезла, но совершенно точно из-за вырубки лесов. Даже сейчас остров практически безлесный.

см. также:
www.missgien.net/stone-age/marvels/gallery.html
users.aber.ac.uk/jpg/malta/arch.html

ССЫЛКИ

www.netaxs.com/ ~транс/rapanui.html
Домашняя страница острова Пасхи с множеством дополнительных ссылок

www.netaxs.com/~trance/lunatic.html
На этом сайте вы можете прочитать обо всех объяснениях, придуманных людьми для объяснения тайны статуй (кроме настоящих one)

dieoff.org/page14.htm
Подробнее о грузоподъемности (графика на этой странице взята с этого сайта)

www.netaxs.com/~trance/phrases.html
(современный) язык острова

Остров Пасхи (Рапа-Нуи): сайт с дополнительной информацией об острове и дополнительными ссылками.

КНИГИ

Джон Фленли и Пол Бан: ЗАГАДКИ ОСТРОВА ПАСХИ Остров на краю (Oxford University Press, 2002)

Книга для всех, кто интересуется островом Пасхи. В нем рассказывается история острова, рассказ об открытии настоящих секретов скульптур и таинственном крахе культуры жителей острова Пасхи в результате экологической катастрофы: «Что думал человек, срубивший последнюю из огромных пальм растет только здесь?». Мы никогда не узнаем, но мы можем научиться не повторять ту же ошибку снова.

Джо Энн Ван Тилбург: СРЕДИ КАМЕННЫХ ГИГАНОВ
Жизнь Кэтрин Рутледж и ее замечательная экспедиция на остров Пасхи life с рассказом о жизни и исследованиях на острове Пасхи в первые десятилетия ХХ века одной и той же дамой. Кэтрин Рутледж прожила на острове несколько лет и еще успела пообщаться с людьми, которые помнили жизнь на острове до того, как европейцы стали влиятельными. Джо Энн Ван Тилбург — археолог, долгие годы проработавшая на острове Пасхи.

Jared Diamond: COLLAPSE (2005)
В этой книге Джаред Даймонд рассказывает о крахе острова Пасхи, а также о нескольких других случаях исторических и современных обществ, которые, по-видимому, преднамеренно разрушают экосистему, от которой они зависят.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *