cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Методы и приемы критического мышления: Приемы для развития критического мышления

Содержание

Методы и приемы критического мышления

Методы и приемы развития критического мышления

на уроках русского языка и литературы

 

Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат.

 Макс Планк

    ХХІ век – век инновационных технологий,  передовых направлений в сфере экономики, образования, медицины, науки и  промышленности. Этот век оснащен различными технологиями. Новшества, которые происходят в современном мире, так или иначе затрагивают все сферы.  Яркое доказательство этому – признание всего мира, будущее участие нашей республики на выставке ЕХРО-2017. В начале  нового 2014 года 17 января  Президент Республики Казахстан  Н.А.Назарбаев в своем Послании отметил главные стратегии до 2050 года. Среди них особое место занимает и стратегия образования, создание новых возможностей для раскрытия  потенциала  казахстанцев. Для достижения этой цели необходимо создать  качественную  систему образования.

Внедрять инновационные идеи, разрабатывать авторские методики и развивать дистанционное обучение, дистанционные олимпиады  — все эти задачи перед педагогами поставил Президент  в своей стратегии «Казахстан-2050». В помощь учителям  — мультимедийные классы, электронные учебники и интерактивные доски. Тысячи учителей проходят обучение по Кембриджской программе. В последнее время улучшилось  благосостояние народа,  повысился  уровень образования. В новом Послании  Президент РК особо отметил необходимость повышения заработной платы, стипендий, пенсий, пособий. Согласно  новой стратегии, к 2050 году казахстанцы  должны стать одной из самых образованных наций.

    Новый век  в сфере образования принес с собой  течение новых мышлений, модель  современной школы и образ нового учителя.  Если должна измениться система образования, то отсюда следует, что должно измениться и мышление  современного учителя, тип урока, учителю-новатору  необходимо знание языков.  Программа  трехъязычия  дает новые возможности не только для учеников,  но и для родителей.

  Каждый учащийся, каждый родитель понимает важность изучения всех языков в равной мере. Для этого сам учитель должен  идти в ногу со временем,  знать, искать, пробовать себя, падать и, исправляя свои ошибки, снова идти вперед.  Недаром  Президент Н. А. Назарбаев в своих посланиях  обращает внимание на то,  что «будущее свободной страны – в фундаментальном образовании и  передовой науке».   В новом мире  с каждой  долей секунды появляются новые идеи,  новые технологии. Инновационные технологии коснулись и образования.  Для духовно-нравственного воспитания  молодого поколения  используются и с успехом применяются различные методы. Это и критическое мышление, и модульная технология, и проектное  обучение.   Воспитание нового поколения связано с образованием,  с  воспитанием нравственности, чувства патриотизма. Эти  звенья дополняют друг друга. По словам Президента, стабильное государство невозможно без патриотизма. А воспитание чувства патриотизма зависит и от родителей, и от учителей.

  В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, элементы которого можно с успехом применять на уроках русского языка и литературы.

     Мне хотелось бы остановиться несколько подробнее на некоторых их них, которые используются в технологии развития критического мышления.

    Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся  должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

   Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как метод Джигсо,  приемы «Толстые и тонкие вопросы», «Двухчастный дневник», «Бортовой журнал», «Гроздья кластера», «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно и другие.

   Метод  «Шесть шляп мышления». Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума,   креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

  Метод  Джигсо. Метод предназначен для того, чтобы обучающие помогали друг другу учиться. Каждая группа  получает  одинаковое задание: прочитать свой микротекст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на понимание сущности текста. Учащиеся могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или кластеры. После работы с текстом группы перераспределяются таким образом, чтобы в каждой оказались представители всех трех групп. Затем по команде учителя они по очереди объясняют свой вопрос, используя записи и графический материал.  Объяснив и обсудив три микротемы в группе, все возвращаются на свои места и ещё раз обсуждают общую тему, состоящую из трех микротем.

   Прием «Корзина идей».  Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он  позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

  1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

  2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

  3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

  4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

  5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.  Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

 6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

 

   Прием «Фишбоун».   Схема (диаграмма) «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава в 1960 году как метод структурного анализа.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.

   Прием «Толстые и   тонкие вопросы» может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.  Прием «Тонкие и толстые вопросы» может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.

  Прием  «Двухчастный дневник».  Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.  

 

цитата

комментарии

 

 

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они «споткнулись». Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату.

   Прием «Написание эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на  заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

  Прием «Кластер».  Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Ведущим приемом могут стать гроздья (кластеры). Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди — графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть, располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда — это наша тема, вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.

   

  Прием «Знаю, хочу узнать, узнал». Еще одним интересным табличным приемом является  таблица, который получил название «Знаю, хочу узнать, узнал». Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

знаю

хочу узнать

узнал

 

 

 

   Прием   «Ромашка  Блума». Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином  Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

 Самым приемлемым  методом  на уроках русской литературы является  применение метода  Джигсо. На уроке  каждая группа  готовит  краткий пересказ текста с употреблением новых слов,  стараясь  передать точное содержание рассказа. 

  Для  закрепления текста  на  уроке  можно  применилть  прием «Толстые и тонкие вопросы». Этот  прием из технологии  развития критического мышления используется для организации  взаимоопроса.  Стратегия позволяет  ученикам умение формулировать вопросы,  умение соотносить понятия.  «Тонкий вопрос» предполагает однозначный краткий ответ.  Соответственно,  «толстый  вопрос» предполагает ответ развернутый, полный.   

    После изучения темы учащимся предлагается  самостоятельно сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса»,  связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга,  используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  Думаю, что таким приемом  можно научить детей отвечать кратко или дать полный ответ на поставленный вопрос.  Ученик,  у  которого  минимальный  словарный запас слов,  старается давать полноценные  и содержательные  ответы на «толстые вопросы».   Таким образом у ученика развивается устная речь, обогащается словарный объем. 

   Не только на предметных уроках можно использовать инновационные технологии, но и на воспитательных   уроках,  и внеклассных  мероприятиях. 

Особенно ребятам  нравится  применять  технологию «Шесть шляп мышления»  Эдварда  де  Боно.  В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления.  При использовании этого метода  ребята делятся на шесть групп, и  каждая группа,  в соответствии  с  цветом своей шляпы,  приводят аргументы  по определенному проблемному вопросу. Такой метод работы развивает у детей критическое мышление, обогащает словарный запас учащихся, расширяет кругозор, заставляет детей  искать  новые и новые аргументы, исторические факты. Есть и ученики, которые защищали свою групповую работу в стихотворной форме.

        Бесспорно одно: для того, чтобы  идти  в ногу со временем, надо стараться успеть понять, осмыслить и применить на практике все  то новое, что приносит ХХІ век.

 

Методы обучения критическому мышлению

Определение 1

Критическое мышление – тип мышления, при котором отмечается критическое отношение к утверждениям, отсутствие к ним веры без доказательств, но при этом наблюдается открытость новым идеям и методам.

Понятие и сущность критического мышления

Критическое мышление – это сложный мыслительный процесс, который начинается с момента восприятия информации и заканчивается принятием решения по ней.

Критическое мышление является необходимым условием свободы выбора, качества предполагаемого прогноза и в целом ответственности за принятые решения. То есть, критическое мышления, это, по сути, качественное мышление.

Посредством критического мышления, человек способен вынести здравое суждение по рассматриваемой точке зрения или при анализе модели поведения. То есть, можно сказать, что это особый вид умственной деятельности человека.

Замечание 1

Человек, обладающий критическим мышлением, меньше чем другие подвержен манипуляциям со стороны, он находится в большей безопасности от чужого мнения и влияния, так как у него есть собственная система взглядов.

Благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания окружающей действительности приобретает индивидуальность и становится непрерывным, осмысленным и продуктивным.

В настоящее время, существует большое количество методов и приемов, направленных на развитие критического мышления. Большинство из них используется педагогами на занятиях. Важность применения данных методов состоит в систематичности и целенаправленности. Кроме того, необходимо создать благоприятную психологическую атмосферу занятий.

Замечание 2

Таким образом, критическое мышление – это способность оценивать и анализировать ситуации с различных позиций, с целью прихода к обоснованному и твердому решению.

Признаки критического мышления:

  1. индивидуальность понимаемого смысла;
  2. наличие всестороннего взгляда на ситуацию.

Практическая значимость критического мышления:

  • способность создавать и исследовать альтернативы, устанавливать и проверять предпосылки;
  • умение приходить к твердому пониманию поставленной проблемы и быстрое нахождение выхода из нее;
  • способность принимать обдуманные и независимые решения;
  • умение задавать осмысленные и точные вопросы. Значение критического мышления состоит в том, что оно:
  • способствует пониманию сложных и постоянно меняющихся жизненных ситуаций;
  • создает необходимые условия для роста и развития личности.

Характеристика методов обучения критическому мышлению

Выделяют ряд методов обучения критическому мышлению.

Метод «Свертывания информации» (синквейн).

Синквейн – это специфическое стихотворение, без рифмы, состоящее из пяти строк, каждая из которых несет в себе конкретную информацию об описываемом предмете или явлении. По своему содержанию, это ответ на пять вопросов своими словами. В процессе составлении синквейна происходит осмысление темы.

Порядок и правила составления синквейна, построчно:

  • Называние темы, одним словом (существительным)
  • Описание темы двумя прилагательными
  • Описание действия в рамках темы, тремя словами
  • Описания отношения к теме четырьмя словами
  • Синоним, повторяющий суть темы.

Метод «Развертывания информации» (кластер).

Разбивка темы на кластеры – это педагогическая стратегия, направленная на развитие вариативности мышления и способности установления связей в изучаемом понятии (событии или явлении), умение открыто и свободно размышлять, по конкретно поставленной теме.

Данный метод, выступает в качестве стимулирования к мышлению на этапах вызова и осмысления. Стратегия кластера – вызвать свежие ассоциации, дать доступ к имеющимся знаниям, вовлечь в мыслительный процесс новые представления по рассматриваемой теме. Использование этого метода более рационально до того, как тема будет максимально изучена.

Последовательность и правила составления кластера:

  • В центре листа бумаги, где составляется кластер, пишется ключевое слово или предложение
  • Вокруг центрального слова несколько слов или предложения, связанных с темой
  • Установление связей между идеями и понятиями
  • Написание столько вариантов идей по теме, сколько возможно

Метод «Мозгового штурма».

Метод «Мозгового штурма» — является одним из универсальных и наиболее распространенных методов обучения. Суть данного метода заключается в том, что небольшой группе ставится проблема (задача), необходимо за определенный промежуток времени сгенерировать и предложить как можно больше идей и предложений по ее решению. По истечению времени, все предложенные варианты разбираются и анализируются, при необходимости дорабатываются до конечного решения.

Правила организации «Мозгового штурма»:

  • Высказывание как можно большего количества идей и мыслей, чем громче, тем лучше
  • Предложение любой идее, пришедшей на ум
  • Идеи необходимо высказывать максимально коротко, без мотивирования
  • До истечения времени на предложения, не допускается критика предложенных идей и вариантов
  • Фиксирование каждой предложенной идеи и варианта

Метод «Техники проведения дискуссии».

Тонкая грань между дискуссией содержательной и динамичной, и дискуссией выливающейся в бесконечный монолог преподавателя, в то время как, учащиеся скучают. Проводимые таким образом дискуссии не просто скучны и не интересны учащимся, они не эффективны в качестве метода обучения в целом.

Правила организации динамичной и интересной дискуссии:

  • Утверждение. Способ отреагировать, подтвердить понимание или выразить недоумение по поводу сказанного.
  • Вопросы. Учащиеся будут с большим энтузиазмом обсуждать свои вопросы, а не вопросы преподавателя.
  • Сигналы. Иногда речь не воспринимается, если она монотонна и скучна, с целью привлечь внимание учащихся, речь необходимо насыщать жестами, мимикой и т.д.
  • Молчание. После того как задан вопрос не нужно сразу отвечать на него или озвучивать собственное мнение, необходимо дать время учащимся понять и осмыслить суть вопроса.

Приемы и методы технологии развития критического мышления

Критическое мышление сегодня – это не просто индивидуально-типологическая характеристика личности, а критерий, в соответствии с которым руководители престижных фирм подбирают сотрудников. О важности этой способности пишут в интернете, периодических печатных изданиях, говорят в СМИ. Обучение критическому мышлению помогает человеку работать с непрерывно растущим потоком информации, отличать правду от лжи, грамотно интерпретировать предъявляемые ему факты и формулировать умозаключения. Но что же это такое – критическое мышление? Какие существуют методы и средства его развития?

Что такое технология критического мышления?

Технология критического мышления используется в психологии, педагогике, философии, литературе, публицистике и других сферах как фундамент для развития мыслительных навыков, умения принимать взвешенные решения, аргументировать свою позицию, мыслить целенаправленно.

Критическое мышление как образовательная технология направлена на развитие у учащихся следующих навыков:

  • наблюдение;
  • анализ;
  • синтез;
  • дедукция;
  • индукция;
  • интерпретация;
  • наблюдение;
  • логическое суждение;
  • рассуждение от абстрактности к конкретике.

Зачем развивать эту способность

Умение рационально рассуждать — неотъемлемый компонент самых разных сфер жизни человека в социуме.

  • Учебная деятельность. Эта особенность мыслительной деятельности помогает школьнику или студенту самостоятельно подбирать необходимую научно-методическую литературу для написания реферата или курсовой работы и структурировать текст теоретических первоисточников, помогает вскрыть причинно-следственные связи явлений и процессов окружающей действительности. В ходе уроков, семинаров и практических занятий учащиеся с развитыми основами критического мышления аргументированно излагают свою точку зрения, принимают активное участие в дискуссиях, являются лидерами в коллективе.

Принципы критичности и рассудительности востребованы в таких науках, как философия, обществознание, история, политология, социология, психология и педагогика. Чем выше уровень развития мыслительных операций ученика школы или студента колледжа, тем выше его отметки.

  • Сфера профессионального труда. На многих предприятиях сотрудники должны не только знать стандартные схемы технологического процесса, но и уметь принимать нестандартные решения. Это востребованная способность для таких профессий, как инженер, дизайнер-конструктор, менеджер, слесарь-ремонтник, врач. Ключевые навыки критического мышления зафиксированы в профессиограммах.

По Агапову критическое мышление – это профессионально значимая черта любого руководителя, которая лежит в основе способности комплексно видеть проблемы, принимать судьбоносные решения в условиях дефицита информации.

  • Повседневная жизнь. Каждому из нас приходится решать вопросы своей учебы, работы, карьеры, личной жизни и здоровья. Психологи установили, что критичность сознания помогает людям распознать ложь в словах собеседника и тактично указать ему на нее, быть убедительным в горячем споре, успешно и оперативно разрешать семейные конфликты, сохранять взаимопонимание с близкими.

Специалисты в области психологии полагают, что востребованность критического мышления сегодня обусловлена научно-техническим прогрессом. С этим связан постоянно возрастающий объем информации, с которой человек сталкивается ежедневно. Современному жителю мегаполиса необходимо уметь «фильтровать» информацию.

Критическое мышление может развивать у человека следующие качества:

  • находчивость и сообразительность;
  • скорость реакции;
  • аналитический склад ума;
  • рациональность и последовательность;
  • уравновешенность характера;
  • стрессоустойчивость и тактичность;
  • толерантность и терпимость;
  • самосознание;
  • креативность.

Что это дает?

Главная ценность технологии критического мышления и ее приемов – умение объективно воспринимать информацию, не принимать увиденное и услышанное на веру, право сомневаться, предполагать, воспринимать ее как гипотезу, требующую доказательств.

Невозможно манипулировать и управлять человеком, у которого развито критическое мышление, потому что он мыслит целенаправленно и может адекватно оценить любую ситуацию.

Среди других преимуществ необходимо выделить:

  • профессиональную ориентацию и самоопределение;
  • четкую расстановку приоритетов;
  • ответственность за собственное решение и выбор;
  • способность прогнозировать последствия решений;
  • коммуникационные характеристики;
  • формирование устойчивой системы ценностей.

Происхождение термина

Идея критического мышления возникла в древности. Она исходит из деятельности Сократа, который 2500 лет назад провозгласил: никто не может зависеть от авторитетов. Ведь они могут вести себя далеко не рационально. По поводу появления той или иной идеи должны возникнуть глубокие вопросы прежде, чем ей можно будет доверять. Сократом было доказано, что поиск доказательств весьма важен. Самой популярным методом преподавания критического мышления является «сократово выспрашивание», вносящее ясность и логику.

Практику Сократа, скептицизм Аристотеля развил Платон. Появилась традиция мыслить систематически на пути к постижению глубоких реалий. В трудах философов средних веков и эпохи Возрождения возник скептицизм. Глубокомыслие древности было развито ими. Методы развития критического мышления сформировались в понимание силы информации, важности ее тщательного сбора, правильного использования. А ресурсы подобного склада ума приумножились благодаря вкладу множества мыслителей.

Инсерт

Техника Инсерт или условные обозначения обычно используется на этапе вызова. Преподаватель предлагает ученикам делать пометки карандашом при чтении текста.

Условными обозначениями маркируются:

  • новые знания;
  • знакомые вещи;
  • информация, противоречащая представлению учащегося;
  • пункты, по которым ученик хочет углубить знания.

Затем читатели составляют таблицу из четырех столбцов. Название столбца – это условное обозначение по тексту. В каждую колонку нужно кратко записать информацию из текста, затем перечитать написанное и дополнить новыми мыслями и сомнениями.

Таблица – это визуализация пути от старых к новым знаниям. Этот прием помогает систематизировать мыслительный процесс, грамотно классифицировать сведения, выделяя из них новую информацию и легче запоминая ее.

Составление кластера

Кластер переводится как гроздь, пучок. В технологии критического мышления этот прием используется как графическая систематизация материала по конкретной проблеме.

Смысловые единицы выделяются по тексту с помощью графических символов, а затем располагаются по иерархии или в другом порядке. В итоге образуются грозди.

Правила составления кластеров просты: главная тема размещается в центре, ее окружают смысловые единицы, заслуживающие внимания. Рядом с ними – слова-спутники. Логические связи отображаются как линии между ключевыми понятиями.

По факту получается схема из кругов, соединенных между собой прямыми линиями или стрелками. Ценность этого метода в том, что он позволяет охватить и проанализировать больший объем информации, чем при чтении и анализе с листа.

Система кластеров – это графическое отображение размышлений пользователя, его идей, сомнений, логических умозаключений. Кластеры используются на стадиях вызова и рефлексии, подходят для изучения разных тем.

Определение понятия

Критическое мышление – это способность человека к эффективному анализу поступающей информации и аргументированному отстаиванию своего мнения, пониманию позиции партнера по общению, грамотному формулированию выводов и принятию единственного верного решения с опорой на исходные данные. Оно характеризует человека как активного субъекта образовательной деятельности в учебном заведении, а не просто пассивного получателя сухой информации. Оно делает сотрудника действительно ценным кадром для предприятия, так как под ним подразумевается умение рассуждать. Способность человека ясно мыслить сочетает в себе логику и критичность мышления. При отсутствии критического мышления невозможно сформировать элементарные навыки самоанализа и рефлексию у человека. Такой индивид не будет учиться на своих ошибках и припоминать в непонятной ситуации опыт прошлого.

Исходя из определения, можно сделать вывод, что признаками его наличия у индивидуума являются:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и эмоциональными реакциями людей;
  • понимание закономерностей исторических событий;
  • способность из множества фактов и тезисов выбрать те, которые необходимы для решения конкретной ситуации;
  • умение припоминать личный опыт (как положительный, так и отрицательный) в стрессовой ситуации;
  • толерантность к чужому мнению и жизненным принципам другого человека;
  • способность конструктивно воспринимать критику;
  • умение аргументированно излагать свои мысли в диалоге;
  • способность заметить противоречия и нестыковки в высказываниях собеседника;
  • последовательность и доброжелательность в разрешении спорных моментов и конфликтных ситуаций;
  • склонность к разрешению конфликтов мирным путем;
  • отказ от шаблонных вариантов действий и стереотипности мышления;
  • самоактуализация;
  • способность к самоанализу и потребность в непрерывном саморазвитии и самосовершенствовании.

Карусель

Карусель – прием для групповой работы, в технологии критического мышления используется для проработки вопросов открытого характера. Перед обсуждением преподаватель формулирует проблемные вопросы, которые предполагают несколько ответов, на отдельных листах. Количество вопросов должно соответствовать количеству групп.

По команде преподаватели листы с вопросами передаются по часовой стрелке каждому участнику группы – по принципу карусели. Цель приема – совместно найти ответ, не дублируя ранее озвученные версии.

Затем педагог вывешивает ответы групп на доске и объявляет голосование. Учащиеся отдают голоса за тот ответ, который им кажется наиболее точным.

Мои рекомендации

Однажды на тренинге личностного роста один из подростков своими словами объяснил, что такое критическое мышление: это способность личности иметь собственное мнение относительно всего, что происходит вокруг. Наблюдение за групповой работой подростков позволило мне понять, как развить в себе критическое мышление. Свои соображения на этот счет я оформила в виде памятки, которую даю подросткам, когда меня приглашают на тематические классные часы в школы.

  1. Нужно постоянно заниматься саморазвитием: смотреть документальные фильмы и обсуждать их с друзьями или родственниками, читать книги разных жанров, осваивать новые виды деятельности и пробовать себя в различных направлениях декоративно-прикладного и технического творчества. Для критического мышление характерно всестороннее изучение вопроса, которое требует наличия у личности знаний в самых разных областях науки. В ходе обработки поступающей в мозг информации происходит развитие разных составляющих элементов критического мышления.
  2. При изучении какого-либо теоретического вопроса используйте не только рекомендованные преподавателем книги и статьи, но и альтернативные источники информации: тематические форумы в сети интернет, вебинары и интервью с известными людьми. Критическое мышление развивается в ходе формулирования своего совокупного определения того или иного термина на основе трактовок данного понятия разными исследователями.
  3. Анализируйте поведение людей в разных ситуациях. Критическое мышление включает в себя не только способность к рефлексии, но и понимание причин тех или иных поведенческих реакций окружающих людей. Знания в области социальной психологии помогают выстроить эффективное взаимодействие практически с любым человеком. Конечно, для успеха в этом деле понадобятся еще и развитые коммуникативные навыки.
  4. Как у взрослого человека можно развивать критическое мышление? Помочь развить ему навыки самоконтроля. Примером критического мышления в жизни человека можно считать привычку думать о последствиях своих действий.
  5. Столкнувшись с проблемной ситуацией, постарайтесь придумать несколько вариантов ее разрешения, которые вас полностью устраивают. Умение выбрать из нескольких вариантов самый оптимальный – показатель развитого аналитического ума.
  6. Извлекайте максимальную пользу из ошибок. Признаком отсутствия у человека критического мышления является его отказ от продолжения деятельности при первой же неудаче. В психологии ошибки – это факторы и движущие силы развития. Ошибки совершают все, но далеко не каждый умеет правильно к ним относиться. Чтобы извлечь максимальную пользу из ошибки, ее нужно тщательно проанализировать, установить причины ее возникновения, продумать способы ее исключения в будущем.
  7. Не нужно стесняться спросить что-то у незнакомого человека. Неумение задавать вопросы – это признак отсутствия критического мышления. Можно устроить самопроверку: сможете ли вы придумать 50 вопросов собеседнику о его любимой книге?
  8. Упражнения и игры со словами. Чтобы развить у себя навыки критического мышления, можно организовать игры со словами в компании друзей, так как все сложное в игре осуществляется легче. Например, можно выбрать предмет в комнате (к примеру, расческу или линейку) и постараться придумать как можно больше способов нестандартного использования этой вещи. Или сформулировать вопрос, а затем связать с ним случайное слово, найденное на странице в книге.

Чтение с паузами

Этот прием предполагает дозированное чтение текста. Учитель читает вслух часть рассказа, делает паузу и задает проблемный вопрос аудитории. Вопросы могут быть на ассоциации, чувства, дальнейшее развитие сюжетной линии, финала рассказа, но каждый из них должен побуждать группу к поиску ответа и обсуждению.

Обсуждения проводятся в паузах, после чего преподаватель зачитывает следующую часть текста и снова прерывается.

Перекрестная дискуссия

Этот способ похож на предыдущий в том, что предполагает поиск ответов на вопросы по прочитанному фрагменту произведения. Ученики работают в парах с противоположным мнением.

Первая пара высказывает версию и приводит аргументы в ее пользу, вторая – озвучивает контраргументы и обосновывает их. Задача технологии – проработать максимальное количество версий, высказать разные точки зрения и взглянуть на ситуацию с разных ракурсов.

Во время дискуссии ученики могут переходить из одной пары в другую, если их мнение изменилось.

Синквейн

Синквейн в переводе с французского языка означает пятистишие. Его составление – эффективное упражнение для ума. Оно развивает навыки краткого резюмирования после осмысления пройденного материала.

Задача практикующихся – написать 5 строк:

  1. Одно существительное, формулирующее тему.
  2. Два прилагательных, уточняющих тему.
  3. Три глагола, описывающих действия по теме.
  4. Короткая фраза, в которой содержится основная мысль.
  5. Резюме, в котором есть неожиданный поворот, отношение пользователя к теме, ее свежая интерпретация.

Теория и практика требуют от преподавателей и слушателей настойчивости, адекватного восприятия чужого мнения, готовности признавать собственные ошибки, делать выводы и исправлять их. Без этого прогресса не будет.

Как проходить занятия?

Профессионально овладеть критическим мышлением может быть нелегко. Если изначально мышление подчинялось другим законам и шло на поводу привычек, перестройка его на новый лад вызывает отторжение и дискомфорт. Но если есть четкая задача и вы твердо намерены достичь своего, важно быть стойким и использовать все доступные средства. Наш курс станет одним из самых эффективных среди них.

Мы уже упоминали, что представленный материал носит теоретический и практический характер. Это значит, что есть определенная информация, которую нужно прочитать, изучить и усвоить – и здесь все предельно просто. А есть некоторый объем практических рекомендаций – с ними все обстоит немного сложнее. Практические знания нужно как можно скорее переносить в область действий, чтобы новые навыки начали быстрее формироваться и закрепляться. Практика – краеугольный камень любого обучения, и помнить об этом нужно всегда.

Проходить же занятия вы можете так, как вам удобно, но мы все же советуем следовать уже имеющейся очередности. На изучение каждого урока лучше всего выделить 2-3 дня, из которых один будет отведен на прочтение, второй – на повторение наиболее важных моментов и третий – на практическое применение знаний.

Не преминем заметить, что именно третий день имеет наибольшее значение, ведь теория без практики – лишь багаж сведений, не имеющий никакой реальной пользы. Действия же, даже в тех случаях, когда их не подкрепляет теория, всегда приводят к результату, пусть и не всегда к нужному. Но у вас есть все, что необходимо, поэтому можете быть уверены, что и результат будет подобающим.

Отметим также, что обучение критическому мышлению на уроках нашего курса полезно совмещать с использованием вспомогательных материалов, которыми в нашем случае являются книги. Ниже предлагаем вам небольшой список тематической литературы.

8 основных навыков критического мышления и способы их улучшения

Почему критическое мышление необходимо? Во-первых, это то, к чему стремится почти каждый работодатель.


Во-вторых, в эпоху фейковых новостей, противоречащих друг другу данных и большого количества ежедневно обрабатываемой информации критическое мышление — единственный способ разобраться в этом мире. Хорошо, что вы попали в нужное место, чтобы узнать все, что вам нужно знать о навыках критического мышления!

 

Это руководство покажет вам:

 

  • Лучшее определение навыков критического мышления.
  • Как использовать навыки критического мышления шаг за шагом.
  • Список наиболее важных навыков критического мышления на рабочем месте и способы их использования, чтобы получать больше предложений о работе.
  • Инструменты и идеи для быстрого улучшения навыков критического мышления.

 

Хотите сэкономить время и получить свое резюме через 5 минут? Попробуйте наш конструктор резюме. Он быстрый и простой в использовании. Кроме того, вы получите готовый контент для добавления одним щелчком мыши. Посмотрите более 20 шаблонов резюме и создайте свое резюме здесь .

 

Создайте свое резюме сейчас

 

Образец резюме, составленный с помощью нашего конструктора — См. больше примеров резюме здесь .

Один из наших пользователей, Никос, сказал следующее:

 

[Я использовал] хороший шаблон, который нашел на Zety. Мое резюме теперь одна страница длинной, а не три . С теми же вещами.

 

Хотите узнать больше о листинге все вида навыков в резюме? См. наше руководство с окончательным списком Навыки, которые лучше всего использовать в резюме Примеры навыков

  • Примеры навыков творческого мышления
  •  

    1

    Что такое навыки критического мышления и зачем они вам нужны?

     

    Прежде чем перейти к определению навыков критического мышления, давайте проведем небольшой эксперимент.

     

    Мы попробуем выяснить, полезно ли вам пить кофе .

     

    Сначала погуглите «причины не пить кофе».

     

    Вау! Снижение беспокойства (источник), более здоровые зубы (источник), потеря веса (источник), и  более здоровое сердце (источник)!

     

    О Боже! Я больше никогда не прикоснусь к чашке кофе!

    Как насчет «причин выпить кофе?»

     

    Более низкие показатели депрессии (источник), улучшение памяти (источник), долголетие (источник), и, подождите, более здоровое сердце (источник).

     

    Ну ладно. Я больше никогда не буду доверять Интернету.

     

    Поворот? Это не какие-то случайные неподтвержденные онлайн-заявки. Существует законное, рецензируемое исследование, которое подтверждает КАЖДЫЙ из вышеперечисленных выводов.

     

    Так как же примирить эти противоречивые утверждения?

     

    По критически мыслить .

     

    Что это вообще значит?

     

    Что такое критическое мышление?

     

    Критическое мышление — это способность мыслить организованно и рационально, чтобы понимать связи между идеями и/или фактами. Это помогает вам решить, во что верить. Другими словами, это «думать о мышлении» — выявлять, анализировать, а затем исправлять недостатки в том, как мы думаем.

     

    Как мыслить критически?

     

    Чтобы стать человеком, нужно время, практика и терпение. Но кое-что, что вы можете начать делать сегодня, , чтобы улучшить свои навыки критического мышления, — это применять 7 шагов критического мышления к каждой проблеме, с которой вы сталкиваетесь — будь то на работе или в повседневной жизни.

     

    Кроме того, есть несколько вопросов для критического мышления, которые помогут вам на каждом этапе.

     

    Этапы критического мышления

     

    1. Определите проблему или вопрос.

    Будьте как можно точнее: чем уже проблема, тем легче найти решения или ответы.

     

    2. Соберите данные, мнения и аргументы.

    Попробуйте найти несколько источников, которые представляют разные идеи и точки зрения.

     

    3. Проанализируйте и оцените данные.

    Надежны ли источники? Подкреплены ли их выводы данными или это просто аргументы? Достаточно ли информации или данных для поддержки данных гипотез?

     

    4. Определите предположения.

    Вы уверены, что найденные вами источники непредвзяты? Вы уверены, что не были предвзяты в поисках ответов?

     

    5. Установить значимость.

    Какая информация наиболее важна? Достаточен ли объем выборки? Все ли мнения и аргументы имеют отношение к проблеме, которую вы пытаетесь решить?

     

    6. Принять решение/сделать вывод.

    Определите различные возможные выводы и решите, какие из них (если таковые имеются) достаточно обоснованы. Взвесьте сильные стороны и ограничения всех возможных вариантов.

     

    7. Представить или сообщить.

    Сделав вывод, представьте его всем заинтересованным сторонам.

     

    Давайте вернемся к нашему примеру с кофе и рассмотрим его критически, пункт за пунктом.

     

    1. Рассматриваемая проблема заключалась в следующем: «Полезно ли пить кофе?»

     

    Этот подход слишком широк.

     

    Прежде всего, что вообще означает «хорошо»?

     

    Во-вторых, мы не знаем, говорим ли мы о долгосрочных или краткосрочных эффектах употребления кофе. Также возможно, что употребление кофе может принести пользу некоторым аспектам вашего здоровья и навредить другим.

     

    Итак, давайте сузим проблему до: «Полезно ли пить кофе для вашего сердца

     

    2. Из перечисленных выше есть только два исследования влияния кофе на сердце.

     

    Первый предполагает, что употребление кофе «может быть причиной преждевременной смерти в районе 14% от ишемической болезни сердца и 20% от инсульта».

     

    Согласно второму, «умеренное потребление кофе было связано с более низкой распространенностью ишемической болезни сердца».

     

    Мы допустили еще две серьезные ошибки в рассуждениях: во-первых, всего два источника недостаточно .

     

    Во-вторых, мы не учли, что сердце — очень сложный орган: как и в случае с остальным телом, кофе может быть полезен для одних его функций и вреден для других.

     

    3. Обе цитируемые статьи были опубликованы в престижных рецензируемых журналах.

     

    Но—

     

    Первый был основан только на обзоре литературы; нет оригинальных исследований.

     

    Второй второй , хотя и проводился на большой (25 000 участников) выборке мужчин и женщин, включал только корейское население — людей, на сердце которых могут влиять другие факторы, такие как диета или климат.

     

    4. Хотя эти два источника не кажутся предвзятыми, мы были.

     

    Мы основывали наш первоначальный поиск в Google на предположениях: «причины не пить кофе» (при условии, что кофе вреден для нашего здоровья) и «причины пить кофе» (при условии, что кофе стоит пить).

     

    Алгоритмы поиска Google позаботились о том, чтобы мы нашли статьи, соответствующие нашим предположениям.

     

    Итак…

     

    5. Принимая во внимание все вышеизложенное, мы можем с уверенностью сказать, что собранная нами информация не имела существенного значения для решения изначально поставленной задачи.

     

    6. Единственный вывод, который можно сделать, таков: согласно собранным нами данным, употребление кофе может быть полезным или вредным для нашего сердца, в зависимости от многих факторов и переменных, которые мы не учли.

     

    7. Даже если вывод «на данный момент нельзя ответить на вопрос», его все же стоит представить и сообщить.

     

    Полезно знать, каковы ограничения наших знаний по данной теме.

     

    Дело в том—

     

    Очень трудно быть в чем-то уверенным.

     

    И навыки критического мышления необходимы нам, чтобы принять недостатки в наших рассуждениях и пробелы в наших знаниях, и воспользуйтесь ими!

     

    Почему важны навыки критического мышления?

     

    Когда вы мыслите критически, вы постоянно подвергаете сомнению то, что кажется данностью. Скажем, в вашей работе, даже если кажется, что что-то работает нормально, критическое мышление поможет вам найти новые, лучшие решения.

     

    Навыки критического мышления являются краеугольным камнем саморазвития и совершенствования. Вот почему они такие критически важно иметь на сегодняшнем рынке труда.

    Только подумайте об этом —

    Недавний отчет AACU показал, что 93% работодателей ценят критическое мышление выше степени бакалавра кандидата. Итак —

     

    Давайте рассмотрим, как вы можете продемонстрировать свои навыки критического мышления, чтобы повысить свои шансы получить лучшую работу!

    А если вы хотите узнать больше о других способностях, необходимых для получения работы, мы вам поможем! Ознакомьтесь с нашими специальными руководствами:

    • Навыки общения для вашего резюме и успеха на рабочем месте
    • Навыки управления. Компьютерные навыки, которых хотят работодатели
    • Социальные навыки против жестких навыков для работы: что ищут работодатели

     

    При создании резюме в нашем конструкторе перетащите маркеры, навыки и автоматически заполните скучные элементы. Проверка орфографии? Чек . Начните бесплатно создавать шаблон профессионального резюме здесь .

    Создайте мое резюме сейчас

    Когда вы закончите, Создатель резюме Zety оценит ваше резюме и расскажет вам ровно , как его улучшить.

    2

    Список навыков критического мышления для поиска работы

     

    Если вам просто нужен список наиболее важных навыков критического мышления, мы вам поможем.

     

    Основные навыки критического мышления: примеры

     

    • Анализ : способность собирать и обрабатывать информацию и знания.
    • Интерпретация : вывод о значении обработанной информации.
    • Вывод : оценка того, являются ли ваши знания достаточными и надежными.
    • Оценка : способность принимать решения на основе доступной информации.
    • Объяснение : четкое изложение своих выводов и рассуждений.
    • Саморегуляция : стремление постоянно контролировать и корректировать свое мышление.
    • Непредубежденность : принимая во внимание другие возможности и точки зрения.
    • Решение проблем : способность решать неожиданные проблемы и разрешать конфликты.

     

    Поворот?

     

    Необработанные списки навыков довольно бесполезны.

     

    Допустим, вы подаете заявку на работу, и описание работы требует «навыков критического мышления». Вы не можете просто добавить случайные записи из приведенного выше списка примеров в свое резюме.

     

    Вам нужно доказать , что вы умеете критически мыслить, приведя реальные примеры того, как вы использовали свои навыки критического мышления.

     

    Как включить критическое мышление в резюме: примеры

     

    Лучший способ представить и подтвердить ваши навыки критического мышления — включить их примеры в пункты описания вашей прошлой работы.

     

    Как в этих примерах:

     

    Навыки критического мышления в резюме — уход за больными

     

    • Оценка и анализ имеющихся случаев лечения для определения приоритетности лечения.
    • Четко сообщал и объяснял свои доводы врачам и другому медицинскому персоналу.

      

    Навыки критического мышления в резюме — инженерное дело

     

    • Выявлено 8 основных скрытых проектных дефектов с неудачными конструкциями.

      

    Навыки критического мышления в резюме — обслуживание клиентов

      

    • Интерпретация результатов телефонных опросов для разработки новой стратегии работы с жалобами клиентов.

      

    Вы получили дрель, верно? Показывайте, а не рассказывайте.

     

    Ваши навыки критического мышления также могут быть оценены во время собеседований при приеме на работу. Опять же, интервьюеры захотят увидеть конкретные примеры того, как вы применяете свое критическое мышление.

     

    Совет профессионала : Большинство вопросов для интервью, проверяющих критическое мышление, представляют собой ситуационных вопросов для интервью. Вы можете узнать все о том, как обращаться с ними из этого руководства: Самые сложные ситуационные вопросы и лучшие ответы

     

    Вопросы и ответы для критического мышления: примеры

     

    1. Опишите ситуацию, в которой вы работали?

     

    На нашей странице онлайн-заказа клиенты могут заказывать несовместимые компоненты, что вызывает серьезные жалобы. Я спросил, можем ли мы ввести проверку продукта. Инженер-программист добавил предупреждения, когда два продукта несовместимы. Жалобы снизились на 35%.

    Этот ответ показывает:

    • Саморегуляция
    • Решение проблем

    2. Опишите ситуацию, когда вы видели проблему и приняли шаги, чтобы исправить ее.

     

    Наши перезаряжаемые вилочные погрузчики имели две разные вилки. Если вы использовали неправильный, вы можете разрушить батарею за 3500 долларов. Я добавил стяжки в качестве укорачивателей шнура, чтобы вы могли добраться только до нужной розетки. С тех пор мы не потеряли аккумулятор.

    Этот ответ показывает:

    • Оценка
    • Решение проблем

    3. Расскажите мне о времени, когда вы должны были увидеть кого-то, чтобы увидеть вашу сторону.

     

    Владелец был убежден, что наш сувенирный магазин приносит прибыль. Я проанализировал наш денежный поток и обнаружил, что он работает с дефицитом в 10%. Я построил визуализацию данных, которая показала, что мы можем увеличить доход магазина на 40%, сосредоточившись на более популярных продуктах.

    Этот ответ показывает:

    • Анализ
    • Интерпретация
    • Объяснение

    Не чувствуете себя достаточно важным критическим мышлением? Не беспокоиться. Есть простые способы улучшить критическое мышление. Вы действительно можете начать сегодня!

     

    Потому что они вам понадобятся —

     

    Работодатели проверяют ваши навыки критического мышления разными способами, в том числе на этапе собеседования, когда они задают вам множество разных вопросов.

     

    Но эти вопросы на самом деле повторяются, поэтому вы можете заранее подготовить лучшие ответы. Как? Прочтите наше руководство: Наиболее распространенные вопросы на собеседовании и ответы на них, которые произведут впечатление на рекрутера

     

    также включите его в сопроводительное письмо. Попробуйте конструктор резюме Zety и подготовьте свое резюме и соответствующее сопроводительное письмо в одно мгновение . Вот образец резюме и сопроводительного письма, сделанный с помощью нашего конструктора:

     

    Посмотрите другие шаблоны сопроводительного письма и начните писать.

    3

    Как улучшить навыки критического мышления.

     

    • Что я уже знаю?
    • Откуда мне это знать?
    • Что я пытаюсь доказать?
    • Каковы мои мотивы?

     

    2. Противопоставить «здравому смыслу»

     

    Проблема со здравым смыслом в том, что он такой… здравый .

     

    «Эта бизнес-идея никоим образом не может быть прибыльной».

     

    О, правда? Почему именно нет? Рамит Сетхи зарабатывает деньги, продавая онлайн-курс за 300 долларов о том, как выбрать хорошего личного помощника. Если это выгодно, подумайте, что еще может быть.

    3. Имейте в виду свои смещения

    Наиболее распространенные типы когнитивных предвзятостей, которые вам необходимы, — это:

    • . ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. .
    • Предвзятость действия : мы действуем слишком быстро, прежде чем что-то обдумать.
    • Ассоциация Bias : почему танец дождя всегда работал? Потому что они будут танцевать, пока не пойдет дождь.

     

    4. Много читать

     

    Это поможет не только развить навыки критического мышления, но и большинство навыков, о которых вы только можете подумать. Чтобы получить хорошее представление о теории и стратегиях критического мышления, ознакомьтесь с:

      

    • Критическое мышление для чайников
    • Как мыслить критически: краткое руководство
    • : Навыки критического анализа Аргумент и размышление
    • Критическое мышление: ваш путеводитель по эффективной аргументации, успешному анализу и самостоятельному изучению
    • Что такое бессознательное предубеждение? (+Как избежать этого на рабочем месте)

     

    Хотите еще больше практиковать важные навыки? Ознакомьтесь с этими двумя руководствами: Вопросы для ситуационного интервью [+20 ответов, чтобы улучшить ваше интервью] и Вопросы и ответы для поведенческого интервью [метод STAR]

    Ключевой вынос

    Вот все, что вам нужно знать о навыках критического мышления в неотъемлемой части:

    • КЛИЧНОЕ КРИТИЧЕСКИЕ КРЕДИТ , саморегуляция, непредубежденность и умение решать проблемы.
    • Чтобы применить основные принципы критического мышления, выполните следующие действия: определите проблему, соберите данные, проанализируйте и оцените, определите предположения, установите значимость, примите решение и сообщите.
    • Чтобы лучше мыслить критически: задавайте простые вопросы, подвергайте сомнению распространенные предположения, помните о своих предубеждениях и читайте больше.

     

    У вас есть вопросы о навыках критического мышления? Может быть, вы хотели бы поделиться некоторыми советами о том, как мыслить более критически каждый день? Дай мне знать в комментариях. Мне не терпится услышать ваши мысли!

    Критическое мышление и решение проблем | Университет Теннесси в Чаттануге

    Что такое критическое мышление?

    При изучении обширной литературы по критическому мышлению появляются различные определения критического мышления. Вот некоторые примеры:

    • «Критическое мышление — это интеллектуально дисциплинированный процесс активного и умелого осмысления, применения, анализа, синтеза и/или оценки информации, собранной или полученной в результате наблюдения, опыта, размышлений, рассуждений или общения. как руководство к вере и действию» (Скривен, 1996).
    • «Большинство формальных определений характеризуют критическое мышление как преднамеренное применение рациональных навыков мышления более высокого порядка, таких как анализ, синтез, распознавание и решение проблем, вывод и оценка» (Анджело, 19 лет).95, с. 6).
    • «Критическое мышление — это мышление, которое оценивает себя» (Центр критического мышления, 1996b).
    • «Критическое мышление — это способность думать о своем мышлении таким образом, чтобы 1. распознавать его сильные и слабые стороны и, как следствие, 2. переделывать мышление в улучшенной форме» (Центр критического мышления, 1996с).

    Пожалуй, самое простое определение предлагает Бейер (1995): «Критическое мышление… означает вынесение обоснованных суждений» (стр. 8). По сути, Бейер рассматривает критическое мышление как использование критериев для оценки качества чего-либо, от приготовления пищи до заключения исследовательской работы. По сути, критическое мышление — это дисциплинированный способ мышления, который человек использует для оценки достоверности чего-либо (утверждений, новостей, аргументов, исследований и т. д.).

    Назад       


    Характеристики критического мышления

    Уэйд (1995) выделяет восемь характеристик критического мышления. Критическое мышление включает в себя задавание вопросов, определение проблемы, изучение доказательств, анализ предположений и предубеждений, избегание эмоциональных рассуждений, избегание чрезмерного упрощения, рассмотрение других интерпретаций и терпимость к двусмысленности. Стром и Баукус (1995) также рассматривают работу с двусмысленностью как неотъемлемую часть критического мышления: «Двусмысленность и сомнения выполняют функцию критического мышления и являются необходимой и даже продуктивной частью процесса» (стр. 56).

    Еще одна характеристика критического мышления, выявленная во многих источниках, — это метапознание. Метапознание — это размышление о собственном мышлении. Более конкретно, «метапознание — это осознание своего мышления при выполнении определенных задач, а затем использование этого осознания для управления тем, что он делает» (Jones & Ratcliff, 1993, стр. 10).

    В книге «Критическое мышление» Бейер подробно объясняет, что он считает важными аспектами критического мышления. Это:

      • Характер: Критически мыслящие люди скептичны, непредубеждены, ценят беспристрастность, уважают доказательства и рассуждения, уважают ясность и точность, рассматривают разные точки зрения и меняют позицию, когда разум побуждает их к этому.
      • Критерии: Чтобы мыслить критически, необходимо применять критерии. Нужно иметь условия, которые должны быть соблюдены, чтобы что-то было оценено как правдоподобное. Хотя можно утверждать, что каждая предметная область имеет разные критерии, некоторые стандарты применимы ко всем предметам. «…утверждение должно… быть основано на релевантных, точных фактах, основано на достоверных источниках, точно, беспристрастно, свободно от логических ошибок, логически последовательно и сильно аргументировано» (с. 12).
      • Аргумент: Утверждение или предложение с подтверждающими доказательствами. Критическое мышление включает выявление, оценку и построение аргументов.
      • Рассуждение: Способность делать выводы из одной или нескольких предпосылок. Для этого необходимо изучить логические связи между операторами или данными.
      • Точка зрения: то, как человек смотрит на мир, который формирует его смысловое построение. В поисках понимания критические мыслители рассматривают явления с разных точек зрения.
      • Процедуры применения критериев: Другие типы мышления используют общую процедуру. Критическое мышление использует множество процедур. Эти процедуры включают в себя задавание вопросов, вынесение суждений и выявление предположений.

    Назад       


    Зачем учить критическому мышлению?

    Oliver & Utermohlen (1995) считают, что студенты слишком часто являются пассивными рецепторами информации. Благодаря технологиям объем информации, доступной сегодня, огромен. Этот информационный взрыв, вероятно, продолжится и в будущем. Учащимся нужно руководство, чтобы отсеивать информацию, а не просто пассивно ее принимать. Учащимся необходимо «развить и эффективно применять навыки критического мышления в своих академических исследованиях, при решении сложных проблем, с которыми они столкнутся, и при важном выборе, который им придется сделать в результате информационного взрыва и других быстрых технологических изменений» ( Oliver & Utermohlen, стр. 1).

    Как упоминалось в разделе «Характеристики критического мышления», критическое мышление включает в себя вопросы. Важно научить студентов задавать правильные вопросы, критически мыслить, чтобы продолжать продвигаться в тех областях, которые мы преподаем. «Каждое поле остается живым только в той мере, в какой возникают и воспринимаются всерьез свежие вопросы» (Center for Critical Thinking, 1996a).

    Бейер считает преподавание критического мышления важным для самого состояния нашей нации. Он утверждает, что для успешной жизни в условиях демократии люди должны уметь критически мыслить, чтобы принимать обоснованные решения в личных и гражданских делах. Если учащиеся научатся мыслить критически, то они смогут использовать правильное мышление в качестве ориентира в своей жизни.

    Назад       


    Стратегии обучения, способствующие развитию критического мышления

    Том 22, выпуск 1 журнала «Преподавание психологии» за 1995 г. посвящен обучению критическому мышлению. Большинство стратегий, включенных в этот раздел, взяты из различных статей, составляющих этот выпуск.

        • CATS (методы оценивания в классе): Анджело подчеркивает важность использования непрерывного оценивания в классе как способа контроля и содействия критическому мышлению учащихся. Примером CAT может быть просьба к учащимся написать «Протокол», отвечая на такие вопросы, как «Что было самым важным, что вы узнали на сегодняшнем уроке? Какой вопрос, связанный с этим занятием, остается в вашем уме?» Учитель выбирает некоторые из работ и готовит ответы к следующему собранию класса.
        • Стратегии совместного обучения: Купер (1995) утверждает, что размещение учащихся в ситуациях группового обучения — лучший способ развить критическое мышление. «В правильно структурированной среде совместного обучения учащиеся проявляют больше активного критического мышления при постоянной поддержке и обратной связи со стороны других учащихся и учителя» (стр. 8).
        • Пример из практики/метод обсуждения: McDade (1995) описывает этот метод как представление учителем случая (или истории) классу без вывода. Затем, используя подготовленные вопросы, учитель ведет учащихся к обсуждению, позволяя учащимся сделать вывод по делу.
        • Использование вопросов: Кинг (1995) определяет способы использования вопросов в классе:
        • Взаимный опрос сверстников: после лекции учитель показывает список основ вопросов (например, «Каковы сильные и слабые стороны…»). Учащиеся должны написать вопросы по лекционному материалу. В небольших группах учащиеся задают каждому Затем весь класс обсуждает некоторые вопросы от каждой небольшой группы.
        • Вопросы читателей: Требуйте, чтобы учащиеся написали вопросы по назначенному чтению и сдали их в начале урока. Выберите несколько вопросов, которые послужат стимулом для обсуждения в классе.
        • Обучение в стиле конференции: Учитель не «учит» класс в смысле чтения лекций. Преподаватель является ведущим конференции. Студенты должны тщательно прочитать весь необходимый материал перед занятием. Заданные показания должны находиться в зоне ближайшего развития. То есть чтение должно быть не только понятным для учащихся, но и сложным. Класс состоит из студентов, задающих вопросы друг другу и обсуждающих эти вопросы. Учитель не остается пассивным, а скорее помогает «направлять и формировать дискуссии, задавая стратегические вопросы и помогая учащимся основываться на идеях друг друга» (Underwood & Wald, 19).95, с. 18).
        • Используйте письменные задания: Уэйд считает, что использование письма является основой для развития навыков критического мышления. «Письменными заданиями преподаватель может стимулировать развитие диалектического мышления, требуя от студентов аргументировать обе [или более] стороны проблемы» (стр. 24).
        • Диалоги: Робертсон и Ране-Шостак (1996) определяют два метода стимулирования полезных дискуссий в классе:
          • Письменные диалоги: Дайте учащимся письменные диалоги для анализа. В малых группах учащиеся должны определить различные точки зрения каждого участника диалога. Необходимо искать предвзятость, наличие или исключение важных доказательств, альтернативные интерпретации, искажение фактов и ошибки в рассуждениях. Каждая группа должна решить, какое мнение является наиболее разумным. Придя к заключению, каждая группа разыгрывает свой диалог и объясняет свой анализ.
          • Спонтанный групповой диалог: одной группе учащихся назначаются роли, которые они будут играть в обсуждении (например, лидер, информатор, искатель мнения и несогласный). Четыре группы наблюдателей формируются с функциями определения того, какие роли кто играет, выявления предубеждений и ошибок в мышлении, оценки навыков рассуждения и изучения этических последствий содержания.
        • Неоднозначность: Стром и Баукус выступают за то, чтобы в классе возникала большая двусмысленность. Не давайте студентам четкий материал. Дайте им противоречивую информацию, которую они должны обдумать.

    Назад       


    Ссылки и ресурсы

        • Анджело, Т.А. (1995). Начало диалога: Мысли о развитии критического мышления: Оценка критического мышления в классе. Преподавание психологии, 22(1), 6-7.
        • Бейер, Б.К. (1995). Критическое мышление. Блумингтон, Индиана: Образовательный фонд Phi Delta Kappa.
        • Центр критического мышления (1996а). Роль вопросов в мышлении, преподавании и обучении. [Онлайн]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univlibrary/library.nclk
        • Центр критического мышления (1996b). Структуры самооценки учащихся. [Онлайн]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univclass/trc.nclk
        • Центр критического мышления (1996c). Три определения критического мышления [Онлайн]. Доступный HTTP: http://www. criticalthinking.org/University/univlibrary/library.nclk
        • Купер, Дж. Л. (1995). Совместное обучение и критическое мышление. Преподавание психологии, 22(1), 7-8.
        • Джонс, Э. А. и Рэтклифф, Г. (1993). Навыки критического мышления для студентов колледжа. Национальный центр послесреднего обучения, обучения и оценки, Юниверсити-Парк, Пенсильвания. (Эрик Служба воспроизведения документов № ED 358 772)
        • Кинг, А. (1995). Разработка учебного процесса для улучшения критического мышления в учебной программе: Пытливые умы действительно хотят знать: Использование вопросов для обучения критическому мышлению. Преподавание психологии, 22 (1), 13-17.
        • McDade, SA (1995). Педагогика тематического исследования для развития критического мышления. Преподавание психологии, 22(1), 9-10.
        • Оливер, Х. и Утермолен, Р. (1995). Инновационная стратегия обучения: использование критического мышления для предоставления учащимся ориентира в будущее. (Eric Document Reproduction Services No. 389 702)
        • Робертсон, Дж. Ф. и Ране-Шостак, Д. (1996). Использование диалогов для развития навыков критического мышления: практический подход. Журнал подростковой и взрослой грамотности, 39(7), 552-556.
        • Скривен, М. и Пол, Р. (1996). Определение критического мышления: проект заявления для Национального совета передового опыта в области критического мышления. [Онлайн]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univlibrary/library.nclk
        • Стром, С. М., и Баукус, Р. А. (1995). Стратегии развития навыков критического мышления. Педагог журналистики и массовых коммуникаций, 50 (1), 55-62.
        • Андервуд, М.К., и Уолд, Р.Л. (1995). Обучение в стиле конференции: метод развития критического мышления сердцем. Преподавание психологии, 22(1), 17-21.
        • Уэйд, К. (1995). Использование письма для развития и оценки критического мышления. Преподавание психологии, 22(1), 24-28.

    Назад       


    Другое Показание

        • Бин, Дж. К. (1996). Привлекательные идеи: руководство профессора по интеграции письма, критического мышления и активного обучения в классе. Джосси-Басс.
        • Бернштейн, Д. А. (1995). Модель переговоров для обучения критическому мышлению. Преподавание психологии, 22(1), 22-24.
        • Карлсон, Э. Р. (1995). Оценка достоверности источников. Недостающее звено в обучении критическому мышлению. Преподавание психологии, 22(1), 39-41.
        • Facione, P.A., Sanchez, CA, Facione, N.C., & Gainen, J. (1995). Склонность к критическому мышлению. Журнал общего образования, 44 (1), 1-25.
        • Халперн, Д. Ф., и Нуммедал, С. Г. (1995). Заключительные мысли о том, как помочь учащимся улучшить свое мышление. Преподавание психологии, 22(1), 82-83.
        • Исбелл, Д. (1995). Обучение письму и исследовательская деятельность неразделимы: преподаватели-библиотекари. Обзор справочных служб, 23(4), 51-62.
        • Джонс, Дж. М. и Сафрит, Р. Д. (1994). Развитие навыков критического мышления у взрослых учащихся с помощью инновационного дистанционного обучения. Доклад, представленный на Международной конференции по практике образования взрослых и социального развития. Цзинань, Китай. (Служба репродукции документов Эрика № ED 373 159)
        • Санчес, Массачусетс (1995). Использование принципов критического мышления в качестве руководства к обучению на уровне колледжа. Преподавание психологии, 22(1), 72-74.
        • Спайсер, К.Л. и Хэнкс, В.Е. (1995). Множественные меры навыков критического мышления и предрасположенность к оценке критического мышления. Документ представлен на ежегодном собрании Ассоциации речевой коммуникации, Сан-Антонио, Техас. (Эрик Служба воспроизведения документов № ED 391 185)
        • Теренцини, П. Т., Спрингер, Л., Паскарелла, Э. Т., и Нора, А. (1995). Факторы, влияющие на развитие навыков критического мышления учащихся. Исследования в области высшего образования, 36(1), 23-39.

    Назад       


    В Интернете

        • Карр, К. С. (1990). Как научить критическому мышлению. Эрик Дайджест. [Онлайн]. Доступный HTTP: http://ericps.ed.uiuc.edu/eece/pubs/digests/1990/carr90.html
        • Центр критического мышления (1996). Домашняя страница. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/
        • Центр критического мышления (1996a). Роль вопросов в мышлении, преподавании и обучении. [Онлайн]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univlibrary/library.nclk
        • Центр критического мышления (1996b). Структуры самооценки учащихся. [Онлайн]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univclass/trc.nclk
        • Центр критического мышления (1996с). Три определения критического мышления [Онлайн]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univlibrary/library.nclk
        • Эннис, Боб (без даты). Критическое мышление. [On-line], 4 апреля 1997 г. Доступен по протоколу HTTP: http://www.cof.orst.edu/cof/teach/for442/ct.htm
        • .
        • Государственный университет Монклера (1995). Учебный ресурсный центр. Ресурсы критического мышления: аннотированная библиография. [Онлайн]. Доступный HTTP: http://www.montclair.edu/Pages/CRC/Bibliographies/CriticalThinking.html
        • Без автора, без даты. Критическое мышление — это… [On-line], 4 апреля 1997 г. Доступно по HTTP: http://library.usask.ca/usstudy/critical/
        • .
        • Скривен, М. и Пол, Р. (1996). Определение критического мышления: проект заявления для Национального совета передового опыта в области критического мышления. [Онлайн]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univlibrary/library.nclk
        • Шеридан, Марсия (без даты). Страница горячей ссылки на темы интернет-образования. [On-line], 4 апреля 1997 г. Доступен по протоколу HTTP: http://sun1.iusb.edu/~msherida/topics/critical.html

    Назад       

    Критическое мышление — обучение навыкам принятия решений от MindTools.com

    Развитие правильного мышления и навыков

    Каждый день мы принимаем сотни решений, и, осознаем мы это или нет, все мы мыслим критически.

    Мы используем критическое мышление каждый раз, когда взвешиваем наши возможности, расставляем приоритеты в наших обязанностях или думаем о возможных последствиях наших действий. Это важный навык, который помогает нам отсеивать дезинформацию и принимать мудрые решения. Проблема в том, что мы не всегда очень хороши в этом!

    В этой статье мы рассмотрим ключевые навыки, необходимые для развития навыков критического мышления, а также способы формирования критического мышления, чтобы вы могли принимать обоснованные решения.

    Что такое критическое мышление?

    Критическое мышление — это дисциплина строгого и умелого использования информации, опыта, наблюдений и рассуждений для принятия решений, действий и убеждений. Вам нужно будет активно подвергать сомнению каждый шаг вашего мыслительного процесса, чтобы сделать его хорошо.

    Сбор, анализ и оценка информации — важный навык в жизни и очень ценный актив на рабочем месте. Люди с высокими оценками критического мышления также оцениваются их менеджерами как обладающие хорошими навыками решения проблем, креативностью, сильными навыками принятия решений и хорошей общей производительностью. [1]

    Пробивайтесь через шум, чтобы найти правду с помощью критического мышления.

    Ключевые навыки критического мышления

    Критически мыслящие люди обладают набором ключевых характеристик, которые помогают им подвергать сомнению информацию и собственное мышление. Сосредоточьтесь на следующих областях, чтобы развить свои навыки критического мышления:

    Любопытство

    Желание и способность исследовать альтернативные подходы и экспериментальные идеи имеет решающее значение. Можете ли вы продумать сценарии «что, если», создать правдоподобные варианты и проверить свои теории? В противном случае вы склонны слишком рано отбрасывать идеи и варианты и можете упустить лучший ответ в своей ситуации.

    Чтобы подпитывать свое любопытство, будьте в курсе фактов и тенденций. Вы пропустите важную информацию, если позволите себе «заморгать», поэтому всегда будьте открыты для новой информации.

    Но не останавливайтесь на достигнутом! Ищите противоположные точки зрения или доказательства, чтобы оспорить вашу информацию, и ищите разъяснения, когда что-то неясно. Это поможет вам пересмотреть свои убеждения и позже принять взвешенное решение. Прочтите нашу статью «Открытие закрытого разума», чтобы узнать больше о способах оставаться восприимчивыми.

    Логическое мышление

    Вы должны уметь рассуждать и расширять логику, чтобы придумывать правдоподобные варианты или результаты.

    Также важно ставить логику выше эмоций. Эмоции могут быть мотивирующими, но они также могут привести к поспешным и неразумным действиям, поэтому контролируйте свои эмоции и будьте осторожны в своих суждениях. Знайте, когда вывод является «фактом», а когда нет. Выводы «могут быть верными» основаны на предположениях и должны быть дополнительно проверены. Прочтите нашу статью «Логические ошибки», чтобы узнать, как это сделать.

    Используйте творческий подход к решению проблем, чтобы сбалансировать холодную логику. Думая нестандартно, вы можете определить новые возможные результаты, используя уже имеющуюся у вас информацию.

    Самосознание

    Многие решения, которые мы принимаем в жизни, неявно основаны на наших ценностях и убеждениях. Эти влияния называются когнитивными искажениями, и их может быть трудно идентифицировать в себе, потому что они часто бессознательны.

    Практика самосознания позволит вам задуматься о своих убеждениях и выборе, который вы делаете. Тогда вы будете лучше подготовлены к тому, чтобы бросить вызов собственному мышлению и принимать более взвешенные, беспристрастные решения.

    Совет:

    Одним из особенно полезных инструментов для критического мышления является Лестница умозаключений. Это позволяет вам проверить и подтвердить свой мыслительный процесс, а не делать поспешные выводы.

    Подпишитесь на нашу рассылку новостей

    Получайте новые профессиональные навыки каждую неделю, а также получайте наши последние предложения и бесплатную загружаемую рабочую тетрадь по плану личного развития.

    Ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности

    Развитие критического мышления

    Объедините вышеперечисленные навыки с правильным мышлением, чтобы принимать более взвешенные решения и действовать более эффективно. Вы можете развить критическое мышление, следуя этому процессу:

    Сбор информации

    Сначала соберите данные, мнения и факты по проблеме, которую вам нужно решить. Используйте то, что вы уже знаете, и обращайтесь к новым источникам информации, которые помогут вам лучше понять. Подумайте, какие пробелы есть в ваших знаниях, и постарайтесь их заполнить. И ищите информацию, которая бросает вызов вашим предположениям и убеждениям.

    Обязательно проверьте авторитетность и подлинность ваших источников. Не все, что вы читаете, правда! Используйте этот контрольный список, чтобы убедиться, что ваша информация достоверна:

    • Надежны ли ваши источники информации ? (Например, уважаемые авторы, пользующиеся доверием коллеги или коллеги, признанные отраслевые публикации, веб-сайты, блоги и т. д.)
    • Собранная вами информация актуальна ?
    • Получила ли информация какую-либо прямую критику ?
    • Есть ли в информации ошибки или неточности ?
    • Есть ли какие-либо доказательства в поддержку или подтверждение собранной вами информации?
    • Является ли информация, которую вы собрали , субъективной или предвзятой каким-либо образом? (Например, основана ли она на мнении, а не на фактах? Собранная вами информация предназначена для продвижения конкретной услуги или организации?)

    Если какая-либо информация кажется неуместной или недействительной, не включайте ее в свое решение. Но не опускайте информацию только потому, что вы с ней не согласны, иначе ваше окончательное решение будет ошибочным и предвзятым.

    Анализ

    Теперь изучите информацию, которую вы собрали, и интерпретируйте ее. Каковы основные выводы и основные выводы? На что указывают доказательства? Начните строить один или два возможных аргумента на основе того, что вы нашли.

    Вам нужно будет искать детали в массе информации, поэтому используйте свою наблюдательность, чтобы определить любые закономерности или сходства. Затем вы можете анализировать и расширять эти тенденции, чтобы делать разумные прогнозы на будущее.

    Совет:

    Чтобы помочь вам разобраться во множестве идей и теорий, полезно сгруппировать и упорядочить элементы в соответствии с их характеристиками. Отсюда вы можете сравнивать и сопоставлять различные предметы. И как только вы определили, насколько вещи похожи или отличаются друг от друга, анализ парных сравнений может помочь вам проанализировать их.

    Оценить

    Последний шаг включает в себя проверку информации и рационализацию ее аргументов.

    Применение законов разума (индукция, дедукция, аналогия) для оценки аргумента и определения его достоинств. Для этого важно, чтобы вы могли определить значимость и обоснованность аргумента, чтобы представить его в правильной перспективе. Взгляните на нашу статью «Рациональное мышление», чтобы узнать больше о том, как это сделать.

    Когда вы рационально обдумаете все аргументы и варианты, вы, наконец, сможете принять взвешенное решение.

    После этого найдите время, чтобы подумать о том, что вы узнали и что показалось вам трудным. Отойдите от деталей вашего решения или проблемы и посмотрите на более широкую картину. Запишите то, что вы узнали из своих наблюдений и опыта.

    Ключевые моменты

    Критическое мышление включает в себя тщательное и умелое использование информации, опыта, наблюдений и рассуждений для принятия решений, действий и убеждений. Это полезный навык на работе и в жизни.

    Вам нужно быть любопытным и творческим, чтобы исследовать альтернативные возможности, но рациональным, чтобы применять логику, и самосознательным, чтобы определить, когда ваши убеждения могут повлиять на ваши решения или действия.

    Вы можете продемонстрировать высокий уровень критического мышления, проверив свою информацию, проанализировав ее значение и, наконец, оценив аргумент.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *