cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Легенды и предания симбирского края: ЛЕГЕНДЫ И СКАЗАНИЯ — история Симбирска и Ульяновска

ЛЕГЕНДЫ И СКАЗАНИЯ — история Симбирска и Ульяновска

ЛЕГЕНДЫ И СКАЗАНИЯ. В истории Симбирского–Ульяновского края
происходило немало событий, которые оставили о себе след не
только в официальной истории, но и закрепились в народной памяти
в форме сказаний, легенд, преданий. Многие из них в разное время
были записаны литераторами (Д. Н. Садовников, П. В. Киреевский), о
многих  же осталась только молва. Краткое содержание некоторых из
них приводится в данной статье.
   СКАЗАНИЕ О НИКОЛЕ ПРОМЗИНСКОМ. В нем повествуется о
явлении в 1552 в Промзине городище (ныне р. п. Сурское) на Белой
горе чудотворца Николая, которое отпугнуло полчища татар,
готовившихся к нападению на другой стороне Суры. Чудотворец
Николай явился в образе величественного старца с изображением
храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на белом коне
со смертоносным копьем стоял грозный юноша — Георгий
Победоносец. Белая гора долгое время была  и остается в настоящее
время местом паломничества верующих.


   КЛАД ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЕВА. Легендарная золотая казна атамана
якобы  находится в таинственной пещере недалеко от дер. Котяково
(Карсунский р-н). Оползень, вызванный ливнем, наглухо замуровал
вход в эту пещеру, которая по-прежнему является объектом
притяжения кладоискателей.
   КЛАД СТЕПАНА РАЗИНА. В густом лесу у слияния двух ручьев —
Кандрыша и Песчанки, где позже появился Хутор Ягодный
остановился отряд отступавших разинцев, хоронясь от царских войск
в труднодоступных местах. Кони пришлых людей объелись какой-то
травы и пали. Дальше к Никольску (Инзенский р-н) идти было трудно
— кругом непролазный лес. Вот тогда-то между Оськином и
Никольском они и расстались со своей поклажей — зарыли в землю
на берегу ручья оружие, драгоценности, монеты. Говорят, что кто-то
пытался на этом месте копать и вроде бы что-то находил.
   МАРКОВА ГОРА. Находится на дороге из Сызрани в Москву
недалеко от
р. п. Новоспасское. На этой дороге Марк — симбирский Робин Гуд  —
грабил богатых купцов, а деньги раздавал бедным погорельцам,
обиженным и заступался за них. В пещере, где жил легендарный
Марк, находили ложки, котел, ножи, видели хорошо отделанную
комнату, груду одежды.
   КРЕПОСТЬ ИВАНА ГРОЗНОГО.  Площадка диаметром 200 метров
находится на окраине с. Аппаково (Мелекесский р-н), опоясанная
двумя рвами пятиметровой глубины. Местные жители считают ее
остатками крепости Ивана Грозного, в подвале которой может
находиться клад. Историки полагают, что это либо бывшее булгарское
поселение-городище, либо остаток укрепления Закамской засечной
черты.
   УТЕСЫ НАД ВОЛГОЙ. Много веков на месте Жигулевских гор
простиралась обширная долина с хлебами в рост человека, но
пришли враги-кочевники, и путь им преградила штормом Волга и два
высоких утеса на крутом берегу — Молодецкий курган и Девья гора.
   ЦАРЕВ КУРГАН. Царев курган, часть Жигулевских гор, стоящий от
них через Волгу, был создан по преданию царевым войском, которое
проходило мимо и бросало землю по горсти.
   ЗОЛОТАЯ ЛАДЬЯ С. РАЗИНА. Эта ладья, нагруженная золотом, до
поры до времени хранится в Царевом Кургане. Придет время,
раскроется курган с сокровищами «и всяк их взять сможет».
   УСОЛКА-БОГАТЫРКА. Стоит на крутом волжском берегу могучая
сосна. Корнями в глубь земли уходит, ветвями в небо упирается.
Ствол могучий золотом отливает, кора кольчужными кольцами
поблескивает. Когда-то среди русских поселенцев богатырка была,
звали которую Усолкой. Боялись ее кочевники, как увидят — сразу
коней поворачивают. Стояла Усолка на горе с копьем в руке, людей
охраняла. И до сих пор стоит, только могучей сосной стала.
   УТЕС ШЕЛУДЯК. Спасаясь от стрельцов, сподвижник Разина
Шелудяк прыгнул с утеса на камни, а камень беззвучно разверзся,
бережно принял его в прохладные недра и снова сомкнулся.
   ЛЕГЕНДА О МИРНОМ ГОРОДЕ. Город — это холм-остров под
Сызранью и острова перед ним. В городских складах и помещениях
много чего хранится с древних времен — и кубки, и золото.
Сохраняет все это богатство княжна Волга, жена С. Разина, для его
будущей борьбы. Сам же город — сложное подземно-подводное
сооружение со складами, улицами, домами, башнями. Существуют
свидетельства очевидцев, которые наблюдали этот город-мираж.
   КАМЕННАЯ РОЖЬ. В давние времена богатый купец-хлебник гнал
свои баржи сверху к Астрахани. В низовьях хлеб всегда был в цене,
и купец надеялся получить большой барыш. А в этих местах уже два
года подряд неурожай был. Люди умирали от бесхлебья. При подходе
к Самаре-городку по берегам стоял народ толпами. Протягивают
руки. Хлеба просят. Хотя бы немного, хотя бы детям. Не дал купец.
Мимо голодных людей плывут баржи — плывет хлеб.
   — У-у! Разина бы на тебя! По-другому бы запел!
   И вдруг,  как бы в ответ на голодный стон, с захода, со стороны
Жигулей, тяжелая черная туча ползет. Надвинулась и остановилась.
Нависла над Волгой. И разразились гром, молния, ветер, дождь! А
баржи стали оседать. Думали течь. Открыли трюмы, смотрят: рожь
превратилась в камень, — что ни зернышко, то камушек…
   Что это, кара божья? Нет. Кара, да не божья. Народ говорит, это
оттого небо разбушевалось, что косточки Степана Тимофеевича
перевернулись в земле от великого гнева, от обиды за простой люд…
   Приказал купец подогнать баржи к берегу, выбросили наскоро
ненужный груз. И вот до сих пор на этой стороне, здесь вот, в
Жигулях, каменную рожь местами можно брать горстью.
   ОЗЕРО МАРИШКА. Когда-то, на берегу этого озера, жила
вдова-красавица Маришка; к ее избе постоянно собирались девки и
парни и водили хороводы. Между парнями был Иван Курчавый, по
ремеслу извозчик, красавец собой и играл на гуслях так, что девки
бросали хоровод и заслушивались его. Всем Иван был мил, но для
него была дороже всех Маришка, которая его тоже крепко полюбила.
Вскоре однако сгинул Иван и пришлось Маришке от девок прятаться,
потому что над нею стали смеяться. Не пережила красавица позора,
бросилась в озеро и утонула: искали ее там — не нашли. С тех пор
озеро называется ее именем. Долго горевал Иван Курчавый, когда
вернулся домой: бывало среди озера, на лодке, остановится,
заиграет на гуслях, а к нему выплывает из воды Маришка и садится
на край лодки: он ей играет, а она обнимает и в воду манит. Так и
пропал Иван Курчавый — исчез бесследно, должно быть Маришка
сманила его в озеро.  
   Существует также много других Л. и С.: о происхождении названий
города Симбирска, волжского протока (рукава) Чувич, слободы Туть,
улиц Мартыновой, Шатальной, пер. Курмышки и др.; об основании с.
Собакино Сенгилеевского у. (связ. с третьей женой Ивана Грозного
Марфой Собакиной), о разбойнике Кудеяре и его казне, о кладе на
вершине Шиловской шишки, о явлении иконы Параскевы Пятницы на
Богомольном ключе у с. Тушна, об основании Алатырского женского
Киево-Николаевского монастыря, о раскольнике Афонии Кокуеве, о
явлении чудотворной иконы Казанской Божьей Матери и основании
Жадовского мужского монастыря, об основании мордовского села
Котяково; о кедре, который был посажен императрицей Екатериной II
в 1767 возле Петропавловской церкви г. Симбирска; о ели,
посаженной А. С. Пушкиным в Языковском парке, о разбойничьем
атамане Безруком, о богатстве симбирских дворян Кротковых, о
разбойничьих притонах возле речки Симбирки, в доме купца
Зеленкова и др. местах Симбирска; о подземных ходах между
Симбирским Кремлем, Спасским монастырем и Исакиевским колодцем
на волжском косогоре, от дома Мясникова (Пустынникова) до берега
Волги, про Пряничную гору, о разбойниках и т. д.

Легенды края. Ульяновск — Мы родом … — LiveJournal

Легенды других краёв

Ульяновск. Бункеры Сталина
SmartNews собрал легенды Ульяновской области

Практически каждый город нашей большой страны таит в себе легенды и предания, которые местные жители передают друг другу из уст в уста десятки, а то и сотни лет. Их рассказывают детям и внукам, путешественникам, гостям, собирают в сборники, сочиняют про них песни. Мы собрали самые интересные и содержательные легенды российских регионов, на основе которых можно составить альтернативную историю страны. ©


В Ульяновской области по сей день ищут подземный бункер Сталина, играют в колобкобол и стаптывают сапоги, бродя по темным канализационным подземельям реки Симбирки. SmartNews опросил старожилов и краеведов и собрал самые интересные ульяновские легенды.


Тайны подземелья

Легенда о подземельях родилась в 70-х, когда вовсю кипело строительство Ленинского Мемориала. Обвал в котловане вывел к выложенному красным кирпичом тоннелю. Среди горожан поползли слухи, что заканчивается подземная дорога маленькой комнаткой с единственным окном, забранным решеткой из чугуна. Дальше версии расходились: то ли разбойники схоронили там сундуки с золотом, то ли место оказалось забытым тайником для бочек, забитых драгоценностями, то ли в каморке хранились знаменитые затерянные сокровища атамана Стеньки Разина. Проверить подлинность легенды до сих пор непросто: секретные «подземки» действительно практиковали — сквозь замаскированные тоннели пробирались осажденные, проложенные под землей пути использовали для тайной связи.

В подвале штаб-квартиры ульяновского Министерства культуры пару лет назад строители затеяли ремонт: вскрыли фундамент и под землей увидели сводчатые арки подземного хода. Под кирпичной кладкой вдруг проявилась еще одна — старинная. Краевед Сергей Петров, едва попав в подвальное помещение, сразу определяет: оно могло сохраниться со времен городского пожара, что полыхал в середине XIX века. По документам тут находились гостиничные номера. Возможно, в холодном глубоком подвале хранили продукты для их постояльцев.

— Содержать богатый ресторан можно было только с большими подвалами, где хранились припасы и вино. После родилась даже скандальная версия, что тайная «подземка» связывала бывшее кадетское училище и женский монастырь. Но ее быстро забраковали: кадеты в основном были дворянами и водить дружбу с монахинями-крестьянками не могли.
Сергей Петров, краевед


На выставке «Подземный Ульяновск»

Бункер Сталина

Ульяновские диггеры стоптали сапоги в поисках невероятного по размерам бомбоубежища — брата-близнеца «Бункера Сталина» в Самаре. Толкнула на это их «Тайна волжских подземелий». В книге авторы даже указали номер постановления Комитета обороны: по документу в Ульяновске должны были построить укрытие площадью в 1200 квадратов! Располагается бункер, по подсчетам, аккурат под площадью Ленина: там, как на Ноевом ковчеге современной цивилизации, есть все, чтобы пережить катастрофу, — от крупных запасов еды до элитных сауны и солярия. Но чиновники лишь удрученно вздыхают: под зданием правительства действительно находится бомбоубежище. Но построили его по плану, когда возводили здание. Да и размеры его куда скромнее заявленных — всего 200 кв. метров. Выходит, в «Тайны волжских подземелий» прокралась банальная опечатка.

— Строительство, помимо Куйбышева, производить по типу, принятому для города Горького, с полезной площадью в Горьком — 300 квадратных метров, в Саратове, Ярославле, Казани, Ульяновске, Сталинграде — 200 квадратных метров.
Данные из постановления ГКО N945-СС от 22 ноября 1941 года
——-

— В Ульяновске достаточно разветвленная сеть бомбоубежищ. Они делятся на два класса: одни в компетенции МЧС, другие — ведомственные. Когда-то мы подбирали помещение под молодежный центр и изучили эту систему. Самые большие по площади убежища находятся под крупными предприятиями, в частности, под УАЗом. Но создавались они сугубо в рамках проектов строительства или (как в случае, с УАЗом) переноса предприятий, и каких-то специальных дополнительных убежищ (тем более масштаба ставки главнокомандующего) под ними не предусматривалось. По крайней мере в открытых источниках информации об этом до сих пор ничего нет. Но, чем черт не шутит, — у нас могли и засекретить эти вопросы настолько, что до сих пор не раскопали.
Дмитрий Ежов, краевед

А сталинский бункер старательные фанатики по-прежнему ищут, перерывая архивы и допрашивая ульяновских строителей.

— Если вспомнить про совершенную секретность бункера Сталина в Самаре, в существование которого никто почти не верил до последнего момента, уверенность в том, что нечто подобное было в Ульяновске, только растет. Думаю, что располагался бункер не под площадью Ленина, а на территории автомобильного завода. У меня есть книга 50-х годов про эвакуацию завода — с названием «Ульяновский автомобильный», нынче — библиографическая редкость. В ней говорится о масштабных земляных работах на месте завода. Чуть дальше сообщается, что первую продукцию завод дал «в чистом поле»: то есть, цеха строили еще долго. Конечно, все может быть: если бункер и есть, то, пробравшись в него, думаю, обнаружу там всего лишь навсего… какой-нибудь фитнес-зал или секцию карате.
Александр Волонин, исследователь-доброволец

Каменная пленница

Тайны подземной речки Симбирки до сих пор холодят кровь местным жителям. В начале XX века она снискала себе славу самой зловонной в округе: в ее воды сваливали навоз и другие нечистоты. Несложно догадаться, что Симбирка засорилась, а воды ее стали источниками инфекций. Депутаты Симбирской городской думы пожали плечами и громогласно рявкнули: засыпать! Реку отвели под землю и заковали в кольца из бетона.

— По руслу Симбирки я двинулся к центру города. Но, как назло, разразился сильный ливень. В тоннель хлынула вода, меня сбило с ног и в кромешной тьме понесло под землей. Больше километра я безвольно бултыхался среди арматуры, ям и воды.
Из записок ульяновского диггера Джема

Еще до революции симбирскую речку нарекли «кровавой». Все — из-за душераздирающих историй, связанных с ее водами. Исток Симбирка берет у Маришкина родника, и это место тоже овеяно тайнами. История рассказывает о красавице-вдове Маришке, которая беззаветно полюбила извозчика Ивана Курчавого, виртуозно игравшего на гуслях. Девушки от парня сходили с ума: но выбор красавца пал на Маришку. Позорной для вдовы связи женщина не пережила: сгинула на дне озера.

— Долго горевал Иван Курчавый; бывало, среди озера, на лодке, остановится, заиграет на гуслях, а к нему выплывает из воды Маришка, садится на край лодки: он ей играет, а она его обнимает и в воду манит. Так и пропал Иван Курчавый — исчез бесследно, должно быть, сманила Маришка его в озеро.
Из книги историка-краеведа Павла Мартынова «Город Симбирск за 250 лет существования»

Овраг, где текла Симбирка, стал разбойничьим пристанищем: вдоль берегов орудовали воровские шайки.

— Вдоль оврага стояли дома, где жили вдовы солдат. Они-то и хранили краденное. Когда мы изучали старинные записи об обысках, обнаружили данные о странных находках. Полицейские однажды нашли кинжал Бенкендорфа, грозного сыщика, начальника 3-го отделения. Он потерял его в одной из военных кампаний. Выходит, и вор воевал вместе с ним.
Антон Шабалкин, главный архивист Государственного архива Ульяновской области

Свою легенду сложили и ульяновские автомобилисты: водители считают, что именно из-за того, что под улицей Федерации неистовствует Симбирка, на крутом повороте случается огромное количество аварий. Другие спорят и считают версию мистической чепухой, виня в ДТП всего лишь неудобные изгибы улицы.

Маришкин родник, кстати, существует и по сей день: его расчистили от земляных заносов и грязи, а вода из источника считается кристально чистой.

Хлебобулочная легенда Симбирска

Деревянных Колобков гости Ульяновска скупают охотнее, чем бюстики Ленина. Хлебобулочного кругляша в Симбирске «прописал» местный краевед Сергей Петров. Внимание ученого привлек параграф в словаре Даля: в статье о «колобе» Петров заприметил важное примечание. К слову «колебятка» автор приписывает: «симб., последний хлебец из квашни». Получается, кулинарный рецепт родился на волжской земле. Не раздумывая, краевед в одиночку решается на сказочный ребрендинг: отправляет Колобка на ПМЖ в Ульяновск и прорабатывает «гендерную» мучную историю. «Мальчиков»-Колобков Петров предлагает величать «Колебятко», «девочек» — «Колебятка». Область попала на сказочную карту страны, а в селе Новая Беденьга для персонажа возвели собственную усадьбу: там водят экскурсионные туры, кормят пончиками по старинным рецептам, дарят деревянные фигурки амбарного хитреца. А еще играют в колобкобол (в ворота влетает не мяч, а надутый колобок), колобкобоулинг и колоярд («фирменный» бильярд с мучным колоритом).

Петров мечтает вывести румяного героя на мировую сказочную арену, сделав его символом чемпионата мира по футболу — 2018, и выточить гигантский Царь-Колоб.

Поганая история

Чудеса жутковатого места в ульяновской глубинке успешно конкурируют со знаменитой легендой озера Светлояр, что скрыло своими водами град Китеж. Там, где сейчас находится лесное озеро Поганое, раньше было мордовское село. Избушки в один день закишели змеями, лошади и коровы встали на дыбы, из земляных недр к небу взвились ключи. Почва умчалась из-под ног, а постройки и дома нырнули в пучину. Люди в панике бежали, озерные воды смыли село с лица земли. С тех пор место прозвали Поганым.

— Уровень подземных рек резко поднялся: течение увеличилась с фантастической скоростью. На месте просевшего грунта вымыло котлован. Его заполнила вода. Подземные родники и сейчас питают озеро. К счастью, там есть подземный сток — поэтому-то озеро и не переполняется.
Ольга Букина, директор Старопичеурской средней школы

Поганое уже одним названием страшит туристов. Мордва — издревле жители лесов, их сказочно-детскими рассказами не проймешь. Поэтому и травят легенды, запугивая впечатлительных гостей: толкуют, что обрученная невеста уронила в Поганое кольцо. Жених любимой не поверил и обвинил в измене. Впечатлительная дама утопилась, а юноша во время прогулки у родника разглядел сквозь озерную гладь то самое кольцо! Невеста не слукавила: украшение она обронила в озере, а подземная река вынесла его наружу. Говорят, по берегам Поганого любит гулять и леший. Ночами рыбаков пугает неизвестный шум: ветви деревьев ломаются в безветренную погоду, а осины и березы будто поют человеческими голосами.

Храм в расплату за убийство: Комаровский монастырь

Женскому монастырю Михаила Архангела в Комаровке, небольшом селе под Ульяновском, и лет-то всего 20. А вокруг него уже ходят легенды. Церковь здесь заложили еще в 1885 году, но в суровом 1917-м храм попал в немилость советской власти. И вот тут начались фантастические события: сначала насмерть разбились рабочие, пытавшиеся разобрать колокольню, а потом в архивах вскрылись и подробности о строителе монастыря. По старинному сказу, возвел его купец: в Комаровке у него было большое имение. К усадьбе до сих пор ведет аллея из стройных лип.

— Человек этот имел красавицу-жену, весьма благочестивую. Красота, что роза: много желающих ее сорвать. Друзья купца оказались людьми непорядочными и пытались ухаживать за чужой супругой. Нашелся не побоявшийся греха оговорить честную женщину в отместку за равнодушие. В порыве ревности купец убил свою жену. Когда выяснилось, что женщину оговорили, отчаянью вдовца не было предела. Он дал обет построить храм в честь Архангела Михаила, который является не только воином, но и отмстителем за всякую несправедливость.
Из легенд, рассказанных жителями Комаровки

Сейчас Комаровский монастырь по праву считается сокровищем ульяновского региона. И дело не только в мистике. Тут и огромный сестринский корпус с трапезной, и гостиница для паломников, огороды, сады, собственная пасека с гудящими пчелами, художественные мастерские. А у подножия горы бьет источник, у которого монахини соорудили купальню.

Мифы и легенды Симбирска / ТОП-5

© Первый молодежный телеканал/YouTube, 16 декабря 2012

Татьяна Герман, Марина Карпова,
Елена Федотова, Мария Землянская

SmartNews, 25 февраля 2014

Tags: 20-й век, архивы_источники_документы, видео, города и сёла, история, культура, ленин, мистика и оккультизм, мифы и мистификации, музеи и выставки, нравы и мораль, общество и население, памятники и достопримечательности, поволжье, правители, природа и экология, путешествия и туризм, регионы, реки и водоёмы, ретро и старина, российская империя, россия, секреты и тайны, ссср, сталин и сталинизм, традиции, ульяновск, факты и свидетели, фольклор, храмы и монастыри

Пластовы — Семья художников

Татьяна Пластова

Артикул: 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДИНАСТИЯ

Выпуск журнала: 

№4 2011 (33)

Пластовы — старинный русский род. Их предки, многие из которых были священниками, жили в Арзамасской области. Легенда гласит, что один из Пластовых был священнослужителем в местности, населенной мордвинами (эрзянами). Их родовая фамилия тогда была Синицын, а среди них был, в конце 18-начале 19го века некий Василий Синицын, дьякон увлекался живописью. Один из семьи Синицыных был подмастерьем у иконописца Пластова — он писал иконы вместе с художником, путешествующим из деревни в деревню. Когда его наставник умер, подмастерье взял его фамилию: сначала его звали Пластовым-подмастерьем, а потом просто Пластовым. Первый член семьи, о котором что-либо достоверно известно, — это Гаврила Степанович Пластов (1801—1843), отец которого, как известно, был священнослужителем. Гаврила учился (но не окончил) семинарию в Казани. Учился также в художественной школе в Арзамасе, основанной в 1802 году художником Александром Ступиным. Основанная на академических принципах (сам Ступин учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге), школа имела учебную программу, сочетающую профессиональное образование с большим кругом общеобразовательных предметов, и была одобрена Академией.

Особое внимание в школе уделялось обучению иконописи.

Во многих церквях Поволжья были иконы и росписи, созданные выпускниками арзамасской школы, в которую, вероятно, входил и Гаврила Пластов. Аркадий Пластов в одном из вариантов своей автобиографии упоминал о нем: «Мой дед Григорий учился у своего отца — Гаврила Пластова, выпускника Ступинского училища в Арзамасе. Картин прадедушки я не видел. Единственное, что осталось от него в нашей семье, это рисунки тушью — копии каких-то академических произведений…»

1

Также известно, что Гаврила Степанович работал в церкви Архангелов села Чирково Алатырской губернии, а затем в церкви Христа Спасителя в городе Алатырь. В конце своей жизни он стал священнослужителем низкого ранга. 2

Сын Гаврилы, Григорий Гаврилович (1831-1887) — дед Аркадия Пластова — был иконописцем и архитектором, построившим церковь в Прислонихе. Григорий окончил духовное училище в Алатыре и работал во многих церквях (дольше всего пробыл в Никольской церкви в селе Тетюши Ардатовского уезда Симбирского района и Богоявленской церкви в селе Прислонихе). Он, вероятно, не получил обычного художественного образования, хотя и преуспел в качестве иконописца и церковного архитектора. Аркадий Пластов вспоминал в своей автобиографии, что перед пожаром 1931: «Я наткнулся в бумагах, оставленных отцом, на множество архитектурных чертежей с подписями вроде «Церковь в деревне, проект и чертеж Григория Пластова». Его технические чертежи были использованы для строительства церкви в нашем селе, а также он создал вместе с отцом изображения внутри церкви». Известно, что Григорий Пластов также спроектировал церковь в соседнем селе Жеребятниково (обе церкви были частично разрушены в советское время — «переделаны под гражданское употребление»). Воссозданная церковь в Прислонихе при всей своей простоте поражает стройностью и четкостью пропорций, гармонией с окружающей средой и выдержанностью своего архитектурного замысла.

В храме было два престола — главный, посвященный Богоявлению, и второй, посвященный Казанской иконе Божией Матери. Стены украшали композиции на библейские темы, утраченные в 1930-е годы. Образы для церкви написал Григорий Пластов вместе с сыном Александром (отцом Аркадия Пластова) и художником, известным по фамилии Грошев. Молодой Аркадий Пластов был поражен этими росписями, и это увлечение длилось всю его жизнь: «Меня особенно поразили затемненные евангелисты и Господь Саваоф на внутренней стороне купола, написанные моим дедом, верхняя часть купола иконостас… Я прекрасно помню образы на иконостасе, они врезались мне в память. Мой дедушка любил богатые, чрезвычайно насыщенные тона. Он любил сопоставлять глубокие зеленовато-голубые тона и кроваво-красные, с вставками лимонно-изумрудного, фиолетового, оранжевого; цвета фона были золотыми, почва под ногами — жженой охрой или матово-розовато-серой. Все головы были цвета охры пламени, все тени — из зеленой глины. Носы, локоны, губы, глазницы, пальцы — все было обведено сатурнино-красным, и когда во время вечерни солнце бросало свой луч на иконостас, от этого великолепия невозможно было оторвать глаз». 3

В семье сохранилось лишь несколько икон работы Григория Пластова: «Архангел Гавриил» (фрагмент о Благовещении), «Владыка Саваоф» и «Архангел Михаил», а также фрагменты росписи («Крещение»).

Николай Аркадьевич Пластов (сын Аркадия Пластова) вспоминает об этих образах: «Стиль Гавриила несколько тяжеловат и чопорен. Принимая во внимание, что «Владыка Саваофа», добротно сделанное произведение с насыщенными темными цветами — полупрозрачной умброй, охрой — внушительно и необычно по своей композиции; вероятно, он выполнен по одному из серьезных академических образов, созданных для храма в первой четверти XIX в.век; его сочетание оттенков хорошо сбалансировано, очертания четкие и строгие. Крылатый «Архангел Михаил», несомненно, лучший из трех произведений Григория Пластова. Архангел статный и внушительный. Потемневший от веков слой ваниша защищает темный образ предводителя небесного воинства, вооруженного огненным шаром и развернутым свитком. Складки темных доспехов римского воина переливаются тонкой золотой штриховкой, его платье оторочено золотым ажуром, малиновая мантия, развевающаяся потусторонними стихийными силами, развевается на фоне золотой пластины. Это единственное движение в угрожающей замкнутости фигуры на вершине охристых дымящихся облаков. Сам гневный лик, тонко проработанные очертания рук, изящные следы легких ног — все это говорит о том, что художник обладал большим мастерством и хорошо разбирался в тонкостях современной ему иконописи. 4

Сын Григория Александр Пластов (1862-1908) не получил нормального образования, но был грамотным и «заядлым читателем». Поступая в ученики к отцу, он помогал ему расписывать церкви, а после его смерти «служил псаломщиком» в Прислонихинской церкви. Александр женился на женщине по имени Ольга Ивановна, дочери Ивана Леймана, сельского врача немецкого происхождения. 31 января (18 по старому стилю) 1893 года у пары родился шестой ребенок, которому при крещении дали имя Аркадий. В жизни Аркадия как бы пересеклись два пути — священства и искусства. Его родители мечтали, чтобы Аркадий стал священнослужителем. В десятилетнем возрасте Аркадий был отдан в духовное училище в Симбирске, а позже поступил в семинарию. Но событие летом 1908 сформировал всю его жизнь.

«В 1908 году, — писал в своей автобиографии Аркадий Пластов, — к нам в деревню приехали иконописцы, чтобы подновить росписи, сделанные моим дедом и отцом для нашей маленькой церкви, и добавить еще немного живописи. Местные жители поручили моему отцу управление и надзор за проектом. Когда начали монтировать подмости, растирать пигменты и кипятить льняное масло, я ходил почти как лунатик — настолько увлекательным был весь процесс. А потом мы с отцом поднялись в пространство под куполом, где сидели веселые кудрявые иконописцы. Запах льняного масла, баночки с красками, гигантские пророки, архангелы с переливающимися крыльями привели меня в восторг. Контуры были толщиной с палец, от обычной в иконах гладкости не осталось и следа. Мазки были широкими, грубыми. Словно завороженный, я смотрел и видел, как среди розовых облаков возник какой-то красавец в огненно-красной хламиде, и необыкновенный и незнакомый восторг, какой-то медово-сладкий ужас судорожно сжимал мое сердце. Я немедленно взял с отца обещание, что он купит мне вот такие пигменты и что я буду точить себе эти прекрасные краски — голубые, огненные цвета, и стану живописцем, только живописцем…» 5

На четвертом курсе Аркадия в семинарии декан благословил его на служение народу как художника — не суждено было стать священнослужителем, он уехал в Москву.

Там он учился у Ильи Машкова, Федора Федоровского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова, Александра Степанова и Сергея Волнухина в двух лучших художественных школах Москвы — Строгановском училище и Московском училище живописи, ваяния и зодчества; он считал себя учеником Валентина Серова, Николая Ге, Ильи Репина и Василия Сурикова, изучал и копировал произведения Ганса Гольбейна, Диего Веласкеса, Рембрандта, Франса Хальса, мастеров Возрождения и импрессионистов. Он переварил и использовал в своем творчестве все сокровища изобразительной культуры мира.

Жизненный путь Аркадия Пластова и его становление как художника почти совпадали. «Все наши помыслы должны быть сосредоточены на страстном и неослабевающем желании устроить свою жизнь так, чтобы можно было наслаждаться природой и свободой в тишине и покое… посвятить себя любимому делу без помех и помех со стороны невежественных и бесчестных людей» ( из письма от 16 марта 1950 г.).

В 1925 году Пластов женился на Наталье, дочери А. Н. Фон Вик, бывший глава местной администрации Корсунской губернии Симбирского района и дворянин по происхождению. До замужества Наталья работала в местной церкви и думала стать монахиней. Пластов привлекал ее не только своей личной харизмой и талантом, но и своей православной верой и связью с церковной и религиозной культурой. Она привнесла традиции своей семьи — культуру дворянского дома — в крестьянский быт Прислонихи. В 1930 лет у пары родился сын Николай. Ему было чуть больше года, когда пожар в Прислонихе уничтожил не только их дом, но и все произведения, созданные Пластовым за 37 лет. «С того года я перестал принимать участие в полевых работах. Пришлось восстанавливать разрушенное, и делать это необычайно быстро». 6 Художник зимовал в Москве, оставив жену и маленького сына в деревне. Письма Пластова домой полны тревоги и вины — за разлуку, бездомность, безродную жизнь. Он полностью осознавал цену, которую его семья заплатила за резкое изменение его таланта в середине 19-го века. 30 с.

Николай Пластов вспоминал: «Я никогда не видел отца в те годы в покое; с рассвета до поздней ночи он жонглировал многочисленными задачами, восполняя то, что было потеряно в огне, пытаясь догнать своих друзей, изо всех сил пытаясь заработать мизерные суммы, создавая обучающие плакаты. Похоже, жили мы тогда очень бедно, считая каждую копейку. Помню, в детстве я любил играть под большой вязальной машиной с натянутыми на нее стегаными одеялами. Моя мама шила одеяла для соседей, чтобы заработать немного больше. Мой отец придумал павлинов для украшения одеял, которые потрясли соседей до глубины души. Долгими зимними вечерами я засыпал на лоскутах ткани под крышей, пока мои родители не спали допоздна, терпеливо стегая очередного павлина». 7

С подросткового возраста, совпавшего с Великой Отечественной войной, Николай заменял отца в домашних делах, ходил по будням за шесть километров до школы в соседнем селе Языково и, конечно же, рисовал, не мыслив себя иначе как Исполнитель. Как учитель Аркадий был блестящим, но строгим и требовательным. Его письма к сыну полны заботы о душе мальчика, требуют любви и четких профессиональных указаний.

«Знай, дорогой юноша, что сердце мое наполняется радостью и гордостью, когда я читаю, что ты пишешь и рисуешь и не выставляешь напоказ свои достижения, а относишься к ним вдумчиво и критически. Это правильно. Такое отношение порождает плодотворное и творческое беспокойство души, необходимое для любого продвижения. Конечно, насиловать себя не следует, но душевная дисциплина всегда должна быть на высоком уровне» (в письме от 13 января 19 г.46).

«Умоляю — не тратьте время зря. Делайте больше акварели. Если не можешь писать с натуры, рисуй как с натуры, очень свободно, без рабского подражания оригиналу, копируй мои эскизы бюстов. Не бойтесь немного изменить оригиналу. Постарайтесь передать самую суть — постарайтесь вылепить голову, сделать ее осязаемой, живой, мощной по цвету. Попробуйте нарисовать руки бабушки Сони или бабушки Оли в натуральную величину или чуть меньше. Идите вперед уверенно, не дрожа, тени делайте полупрозрачными, в светлых пятнах старайтесь сделать поверхности перламутровыми. Если ты используешь темный фон, сделай и фон, но лучше белый, светлый фон» (в письме от 20 ноября 19 г.44).

«Акварель делайте как можно светлее и красочнее, больше гармонии между цветами. Берите пример с Веласкеса, Серова или Репина, Сурикова. Если вы внимательно посмотрите на их работы, то увидите удивительную гармонию и изящнейшие сочетания цветов. Избегайте пестроты лоскутного одеяла» (в письме от 20 декабря 1944 г.).

Для Николая отец был первым и самым главным учителем на протяжении всей его жизни. Копирование и рисование с натуры — традиционная основа европейского художественного образования, а также проницательность стилистических задач, хорошее знание системы красок и тональных отношений, наконец, личный пример неутомимого труда и бескомпромиссной самодисциплины. — вот главные уроки, которые Аркадий преподал своему сыну, уроки, сформировавшие Николая как художника. Но у Николая были и другие учителя. Он окончил Суриковский художественный институт в Москве, где учился у Дмитрия Мочальского — блестящего педагога и мастера композиции, умевшего создать изысканную цветовую гамму даже для, казалось бы, очень простой темы. Среди однокурсников Николая по Суриковскому институту были Ефрем Зверьков, Андрей Макаров, Елена Леонова, Ярослав Манухин и Эдуард Браговский, которые впоследствии стали выдающимися художниками. Студенты оставались друзьями, почти братьями, и единомышленниками в искусстве на протяжении всей жизни.

Николай Пластов был отличным рисовальщиком. В начале своей карьеры работал иллюстратором в детском издательстве «Детгиз» и в детских журналах. Огромный талант и слава отца, в тени которых ему суждено было жить, а также осознание им своей ответственности, несомненно, сформировали его как художника. В нем не было отцовского задора и дерзости, просто потому, что тот путь уже был проторен, блестящим результатом хвастался перед миром, но он обладал безупречными способностями, отменным художественным вкусом, эрудицией в литературной и изобразительной культурах. Когда он смотрел на природу, он вооружался всей историей мирового искусства. Подобно отцу, он видел формы и цвета во всех проявлениях жизни — он видел мир только как художник (например, о якобы красивом человеке он говорил, что он «плохо нарисован»). В компании друзей и дома он создавал удивительно острые карикатуры.

Как живописец он, несомненно, принадлежал к той группе представителей московской школы, которая вместе с поборниками строгости в живописи определяла советское искусство 1960-1980-х годов. Традиционный реалист в своих ранних произведениях, позже он сознательно отказался от внимания к деталям в пользу более эффектной цветовой гаммы и форм преувеличенного, максимально выразительного дизайна. Богатые насыщенные цвета, яркие сочетания сближенных тонов красок, глубокие прозрачные тона, создающие дышащую, как бы живую поверхность, — черты его стиля. Бесценный свидетель жизни своего отца, Николай Пластов наблюдал за рождением многих его картин и часто писался им.

Николай Пластов был видным деятелем общественной жизни и культурной политики. В разные годы занимал административные должности в Обществе художников РСФСР и Обществе художников СССР, возглавлял закупочную комиссию Союза. Во многом благодаря его усилиям лучшие произведения, выполненные в самых разных стилях, были куплены у их создателей, чтобы составить «особые резервы» нашего искусства. Вместе с Павлом Кориным, Леонидом Леоновым, Ильей Глазуновым, Борисом Рыбаковым и Георгием Свиридовым Николай Пластов был одним из основателей Российского национального общества охраны памятников истории и культуры и входил в правление общества. Вмешательство художественного и академического сообщества помогло спасти от разрушения десятки исторических зданий и церквей, в том числе Казанский собор и собор Ново-Иерусалимского монастыря, отстроить и отремонтировать их в соответствии с научными нормами.

Николай Пластов сыграл важную роль в восстановлении и открытии Богоявленской церкви в Прислонихе, построенной его прадедом Григорием Пластовым. Много сделал для сохранения и систематизации наследия Аркадия Пластова, организовал две крупные выставки в ЦВЗ в Москве (1976) и в Санкт-Петербурге (1977).

Его ранняя смерть в 2000 году стала символом отвращения к пренебрежительному и потребительскому отношению к национальной культуре, свидетелем которого он стал в последние годы жизни.

Творчество жены Николая Пластова Елены Холодилиной по праву можно считать частью семейного наследия. Дочь профессора химии Елена Николаевна родилась в Луганске, закончила художественную школу в Харькове, затем училась в Суриковском художественном институте в Москве. Когда после свадьбы Елена поселилась у старших Пластовых в Прислонихе, она очень остро это пережила. Близость великого мастера, всегда очень занятого своим делом и поначалу не обращавшего внимания на застенчивую художницу, скорее обескуражила ее, чем стимулировала к работе. Но вскоре, смиренно, но твердо, она выбрала свой путь в искусстве. Несомненно, возможность увидеть композиции Пластова, а затем и опыт работы с ним рядом на пленэре многому ее научили и открыли ей то, чему обычно художнику учатся годы и десятилетия. «Когда я ближе познакомился с искусством Пластова, я был поражен ясностью и силой, ликованием цвета, который есть правда божьего мира. .. Приступая к работе над композицией, Пластов старался на отдельных участках применять полупрозрачные краски. , эти краски иногда держались и в затененных местах. Сиена, умбра, глина. С самого начала работы он старался избегать замутнения смесей и красок белыми красками… «Палитра Делакруа». Как звучит каждый цвет? Какие миксы вводят в игру другие миксы? Теория дополнительных цветов. Меня всю жизнь интересовали эти проблемы. И я попытался применить эти идеи в своей работе. 8

Как художник она сосредоточилась на пейзажах. Умение видеть состояние природы в целом, наделять каждый мазок ценностью и смыслом, материализовывать тонкую семантику пейзажа — все эти качества сделали ее заметным художником 1970–1980-х годов. Хотя влияние Аркадия Пластова на творчество Холодилиной бесспорно, по стилю ее пейзажи ближе к таким художникам, как Станислав Жуковский, Леонард Туржанский, Петр Петровичев. Акцент на отдельных мазках и нарочитая определенность цвета — вот некоторые из важных черт ее произведение.

Пожалуй, главное свойство творчества Холодилиной – поэтичность и открытость, теплота души, которую эта скромная и застенчивая женщина смело сообщает зрителю.

«Пейзаж, однажды завладевший вашим вниманием, должен быть тщательно продуман и композиционно выверен, должны быть тщательно выстроены линии, направляющие взгляд зрителя, — наклон дерева, изгибы веток, пространственные отношения. чтобы у зрителя возник соблазн войти в этот мир и полюбить его. Мне всегда хотелось «поселить» какое-нибудь живое существо в пейзажах. Большой участок вырубленного леса, осталось всего несколько деревьев — сосен. Весь пейзаж залит алым светом заходящего солнца, под ногами опавшие листья, крошечные зеленые сосны, высокие сухие бурьяны с зонтиками. И через все это царство, деловито топая ножками, пробирается ёжик. Позже я переработал свой быстрый набросок в большой пейзаж и назвал его «Время, когда бродят ежи». 9

Единственный и очень любимый внук Аркадия Пластова Николай Николаевич Пластов вырос в Прислонихе с бабушкой Натальей Алексеевной и няней Катей, которые прожили с семьей более 60 лет. Аркадий Пластов наслаждался каждой минутой жизни этого ребенка, снова и снова рисовал портреты мальчика, баловал его, делал ему деревянные игрушки, рассказывал сказки собственного сочинения и приходил на помощь, когда родители были к нему слишком строги, а также учить его живописи… Маленький Коля фигурирует в замечательных портретах Пластова, таких как «Портрет моего внука (у окна)» и «Внук мой рисует», композиции «Бутылек молока». ». Как и его родители, Николай Пластов окончил Суриковский художественный институт (мастерская Дмитрия Мочальского), а затем был ассистентом в Академии художеств у выдающихся мастеров Алексея Грицая и Алексея и Сергея Ткачевых.

Безусловно, на становление Николая Пластова как художника большое влияние оказало творчество его деда и отца. Когда Николай был ребенком, дед расставлял предметы для его натюрмортов, «словом учил, кистью не исправлял»; жесткий и требовательный учитель, он стремился воспитать в внуке то, что считал необходимым, — любовь к живописи и наслаждение искусством. Отец и дед были очень требовательны к себе как к художникам, никогда не идя на компромиссы в своем творчестве. Николай унаследовал это отношение — или, вернее, оно воспитывалось в нем с ранних лет. Достоинство и чувство ответственности за честь семьи – главные его качества и как художника, и как человека.

Почти 200-летняя история семьи Пластовых неразрывно связана с историей России, и каждый из ее членов верно служил России, как мог.

Николай Пластов — сопредседатель жюри, присуждающего Международную премию «Пластов», которое недавно назвало первых победителей в номинации «Мастер» — известных художников, работающих в русской национальной традиции, Ефрема Зверькова и Владимира Телина.

 

  1. Пластов, Аркадий. «Автобиография». (архив Аркадия Пластова).
  2. Авдонин-Бурючевский Александр. «Аркадий Пластов». Издательство «Корпорация технологий движения». Ульяновск, 2006. С. 30.
  3. .
  4. Пластов, Аркадий. «Автобиография». (архив Аркадия Пластова).
  5. Пластов Николай Аркадьевич. «Прислониха. О прошлом’. В: Памятники Отечества. 1998. № 42 (7-8), часть II. С. 164.
  6. Пластов, Академия. «Автобиография».
  7. Там же.
  8. Пластов Николай Аркадьевич. «Введение». В: «Аркадий Пластов. Альбом гравюр». Л.: Художник РСФСР (Художник РСФСР), 1979. С. 9.
  9. Холодилина, Елена. Воспоминания (рукопись).
  10. Там же.

Назад

Теги:

Легенды моего края- часть 2. — Из России с любовью

?

Предыдущая запись | Next Entry

Сегодня другие рассказы      

     
     

Говорят, что на дороге перед городком Барыш появляется призрак невесты — там девушка умерла — ее насмерть сбила лошадь прямо перед свадьбой.. Говорят, силуэт девушки в платье невесты появляется ночью перед машиной, и иногда это приводит к аварии.

 

      

Внутри города Ульяновска находится «Майская гора».. находится на дороге между центральной частью города и его дальней частью, район авиазаводского комплекса и спальный район. Ночью там появился огромный черный волк, и иногда люди слышат его вой или видят 2 сверкающих в темноте глаза.

 

         Возле ж/д станции Налейка — район Кузоватово — появляется призрак машиниста локомотива. Во времена Советского Союза этот человек ночевал в гостинице для служащих вокзала, но ночью умер от сердечного приступа.
     С тех пор люди видят, как его призрак входит или выходит из номера местной гостиницы.

      Также говорят, что возле дороги из Ульяновска в поселок Сенгилей есть аномальная зона.
Там появляется странный туман и невозможно увидеть дорогу. И ебен если продолжать движение в тумане, то можно двигаться час но когда туман рассеется вы окажетесь в том же месте откуда начали движение..

     

По дороге в город Новоульяновск есть участок, где постоянно случаются аварии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *