Игры и упражнения для развития произвольности у дошкольников: комплексный подход
Что такое произвольность и почему ее важно развивать у дошкольников
Произвольность — это способность человека управлять своим поведением, вниманием, эмоциями в соответствии с поставленными целями и правилами. У дошкольников произвольность только формируется, поэтому им часто сложно контролировать себя, следовать инструкциям, доводить начатое до конца.
Развитие произвольности в дошкольном возрасте критически важно, так как это:
- Основа для успешного обучения в школе
- Фундамент для развития волевых качеств личности
- Необходимое условие для формирования саморегуляции поведения
- Важный компонент готовности к школе
Ключевые компоненты произвольности у дошкольников
Произвольность у детей дошкольного возраста включает в себя несколько важных компонентов:
- Произвольное внимание — способность сосредотачиваться на задании
- Произвольная память — умение запоминать информацию целенаправленно
- Произвольное поведение — способность подчинять свои действия правилам
- Произвольность движений — умение контролировать двигательную активность
- Произвольность эмоций — способность регулировать свое эмоциональное состояние
Игры на развитие произвольного внимания у дошкольников
Для формирования произвольного внимания эффективны следующие игры:
«Да и нет не говорите»
Взрослый задает ребенку вопросы, на которые нельзя отвечать «да» и «нет». Например: «Ты любишь мороженое?», «Какого цвета небо?». Ребенок должен давать развернутые ответы, избегая запрещенных слов.
«Съедобное-несъедобное»
Ведущий бросает мяч, называя предметы. Если предмет съедобный, ребенок ловит мяч, если несъедобный — отбивает. Игра тренирует внимание и быстроту реакции.
«Летает — не летает»
Ведущий называет различные предметы и животных. Если называется то, что может летать, дети поднимают руки. Если то, что не летает — руки остаются опущенными.
Упражнения на развитие произвольной памяти дошкольников
Произвольную память у детей дошкольного возраста можно развивать с помощью следующих упражнений:
«Запомни и повтори»
Взрослый называет 5-7 слов, ребенок должен их запомнить и повторить. Постепенно количество слов увеличивается.
«Что изменилось?»
На столе раскладывают 5-7 предметов. Ребенок запоминает их расположение. Затем он закрывает глаза, а взрослый меняет расположение 1-2 предметов. Задача ребенка — определить, что изменилось.
«Опиши картинку»
Ребенку показывают картинку на 30 секунд. Затем картинку убирают, а ребенок должен подробно ее описать по памяти.
Игры для развития произвольного поведения у дошкольников
Произвольность поведения хорошо формируют игры с правилами. Вот несколько эффективных примеров:
«Море волнуется»
Дети свободно двигаются. По команде «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри» они должны замереть в какой-либо позе.
«Запрещенное движение»
Ведущий показывает различные движения, дети повторяют. Одно движение объявляется запрещенным. Когда ведущий его показывает, дети должны стоять неподвижно.
«Саймон говорит»
Ведущий дает команды, начиная со слов «Саймон говорит». Дети должны выполнять только те команды, которые начинаются с этой фразы.
Упражнения на развитие произвольности движений у детей
Для развития способности контролировать свои движения подойдут такие упражнения:
«Зеркало»
Взрослый показывает движения, ребенок должен точно их повторить, как отражение в зеркале.
«Замри-отомри»
Дети свободно двигаются под музыку. Когда музыка останавливается, нужно замереть в той позе, в которой оказался.
«Черепаха»
Дети ползают на четвереньках, изображая черепах. По команде «Опасность!» нужно замереть и спрятать голову и конечности.
Игры на развитие эмоциональной произвольности дошкольников
Способность контролировать свои эмоции развивают следующие игры:
«Театр эмоций»
Дети по очереди изображают заданные эмоции — радость, грусть, злость, удивление, страх. Остальные угадывают.
«Сдержи эмоцию»
Ребенку дают задание — не смеяться, когда его пытаются рассмешить, не злиться, когда его дразнят.
«Передай настроение»
Дети встают в круг. Первый ребенок придумывает эмоцию и передает ее соседу с помощью мимики. Тот должен угадать эмоцию и передать следующему.
Комплексные методики развития произвольности у дошкольников
Для всестороннего развития произвольности рекомендуется использовать комплексные методики, сочетающие разные виды деятельности:
Методика Д.Б. Эльконина
Включает игры с правилами, графические диктанты, выполнение заданий по словесной инструкции. Развивает все компоненты произвольности.
Методика Н.Гатановой и Е.Тунина
Основана на выполнении игровых заданий с постепенным усложнением правил. Формирует произвольное внимание и поведение.
Методика О.В. Хухлаевой
Сочетает подвижные игры, релаксационные упражнения, этюды на выражение эмоций. Развивает эмоциональную и двигательную произвольность.
Рекомендации по развитию произвольности у дошкольников
При развитии произвольности у детей дошкольного возраста важно придерживаться следующих рекомендаций:
- Начинать с коротких и простых заданий, постепенно усложняя их
- Использовать игровую форму, чтобы поддерживать интерес ребенка
- Чередовать активные и спокойные виды деятельности
- Поощрять ребенка за успехи, формировать позитивную мотивацию
- Заниматься регулярно, но не допускать переутомления
- Учитывать индивидуальные особенности и темп развития каждого ребенка
Заключение
Развитие произвольности — важнейшая задача дошкольного возраста. Регулярные занятия с использованием специальных игр и упражнений помогут ребенку научиться управлять своим вниманием, памятью, поведением и эмоциями. Это создаст прочную основу для успешного обучения в школе и гармоничного развития личности.