Балет золушка автор: Прокофьев. Балет «Золушка» (Cinderella) | Belcanto.ru
Прокофьев. Балет «Золушка» (Cinderella) | Belcanto.ru
Балет на музыку Сергея Прокофьева в трех актах, шести картинах. Либретто H. Волкова (по сказке Ш. Перро). Балетмейстер Р. Захаров, художник П. Вильямс, дирижер Ю. Файер.
Премьера состоялась 21 ноября 1945 года в Большом театре.
Действующие лица:
- Золушка
- Отец Золушки
- Мачеха Золушки
- Кривляка и Злюка (в другом варианте — Худышка и Кубышка), дочери мачехи
- Принц
- Фея-бабушка
- Феи времен года (Весны, Лета, Осени, Зимы)
- Танцмейстер
- Кавалеры, иноземные принцессы, церемониймейстеры, портнихи, парикмахеры, гномы, птички, кузнечики, снежинки, арапчата, эфиопы, музыканты
Действие происходит в сказочном королевстве в сказочные времена.
- Прокофьев. Сюиты из балета «Золушка» →
История создания
После того как балет «Ромео и Джульетта» был наконец поставлен в Ленинградском Кировском (Мариинском) театре, Прокофьев, на которого исполнительница роли Джульетты Галина Уланова произвела огромное впечатление, решил написать балет специально для нее. Сюжетом послужила всем известная сказка о девушке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую судьбу. «Золушка», волшебная сказка Ш. Перро (1628—1703) из его сборника «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» (1697), много раз привлекала композиторов разных времен. На ее основе написаны несколько опер, из которых самая известная — опера Россини; неоднократно ставились и балеты. В частности, именно «Золушкой» — «Сандрильоной» композитора Ф. Сора открылся московский Большой театр 6 июня 1825 года.
Либретто для Прокофьева написал театральный критик, искусствовед и драматург, юрист по образованию Н. Д. Волков (1894— 1965). Постановщиком спектакля должен был стать талантливый артист балета и хореограф В. Чабукиани, работавший тогда в Ленинграде. Сочинение шло успешно: до лета 1941 года были написаны два акта. Однако начало Великой Отечественной войны перечеркнуло все планы. Прокофьев скитался по стране; отложив балет, он работал над захватившим его замыслом патриотической оперы «Война и мир», сочинял инструментальные произведения. Лишь в 1943 году, приехав в Пермь, где находился эвакуированный Театр имени Кирова, он обсудил все детали балета с либреттистом и, вернувшись в Москву, закончил музыку в клавире. «Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета, — сообщал композитор, — в ней есть pas de deux, adagio, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию». Ленинградский театр его больше не привлекал: Чабукиани еще в 1941 году переехал в Тбилиси, Уланова танцевала на сцене Большого театра. Именно там балетмейстером Р. Захаровым (1907—1984) и была осуществлена постановка балета. На премьере, состоявшейся в Москве 21 ноября 1945 года, партию Золушки танцевала О. Лепешинская. Лишь на следующих спектаклях Уланова вошла в роль. Менее чем через пять месяцев в Ленинграде, в Кировском театре К. Сергеев (1910—1992) также поставил «Золушку». В дальнейшем балет шел на многих сценах мира в различных постановках.
Сюжет
В доме отца Золушки Злюка и Кривляка вышивают шарф, Золушка тихо сидит у очага. Сестры ссорятся из-за шарфа, и Мачеха разрезает его пополам. Помирившись, Злюка и Кривляка начинают дразнить Золушку, но она не отвечает обидчицам. Все расходятся, оставляя Золушку за домашней работой. Обратившись мыслями к умершей матери, Золушка отодвигает занавеску, закрывающую ее портрет, и заслоняет ею портрет Мачехи. Возвращается отец, он хочет приласкать дочь, но врываются жена и ее дочери. Увидев, что ее портрет задернут, Мачеха в ярости бросается на Золушку. В комнате тихо появляется старушка-нищенка, просящая подаяние. Мачеха и сестры презрительно отворачиваются, а Золушка робко протягивает ей кусок хлеба. Незаметно старушка исчезает. Комнату заполняют портнихи, парикмахеры, танцмейстер с музыкантами. После суматохи, вызванной сборами, все, кроме Золушки, уезжают на бал в королевский дворец. Девушка грустит. Появляется та же старушка. Это Фея-бабушка. Она дарит Золушке хрустальные башмачки и вызывает фей времен года, которые собирают Золушку на бал. Фея предупреждает девушку: ровно в полночь исчезнет прекрасный наряд, она снова превратится в замарашку. О наступлении полночи ей напомнят двенадцать гномов, которые появятся из старинных часов. Фея-бабушка уходит. Перед Золушкой появляется роскошная карета, запряженная кузнечиками. Золушка уезжает во дворец.
Бал во дворце, танцы, веселье. Приезжает Золушка в роскошном платье, ее принимают за принцессу. Принц влюбляется в прекрасную незнакомку. Арапчата подносят Золушке три апельсина, которыми она угощает не узнавших ее сестер. Счастливая Золушка забывает о времени, но появляются гномы, и Золушка убегает. Бьет полночь, Золушка в спешке теряет туфельку. За ней мчится Принц, но видит лишь туфельку на ступенях дворца.
Принц призывает сапожников, чтобы они сказали ему, кто и кому сделал найденную туфельку, но у тех нет ответа, и Принц решает отправиться на поиски девушки.
Принц странствует по свету, встречает разных красавиц, но ни одна не похожа на ту, что пленила его сердце, ни одной туфелька не приходится впору.
Дома в уголке спит Золушка, прижимая к груди хрустальную туфельку. Лучи солнца будят ее, она вспоминает бал, который кажется ей прекрасным сном. Но туфелька убеждает ее, что то была явь. Появляются сестры с подаренными апельсинами и снова начинают ссориться. Поспешно вбегают Отец и Мачеха, извещая о прибытии Принца. Он дает примерить туфельку Кривляке и Злюке, потом ее примеряет и Мачеха, но туфелька всем мала. Неожиданно Принц видит, как наклонившаяся Золушка случайно роняет вторую такую же туфельку. За окном медленно проходит Фея-бабушка, словно благословляя Золушку и Принца.
Принц и Золушка в чудесном саду. Они нашли свое счастье.
Музыка
«Золушка» — типично классический балет, продолжающий традиции романтического сказочного спектакля, с обилием вариаций, дивертисментом и апофеозами, построенными на вальсах, с колоритными изобразительными моментами. Один из них — «Сцена с часами», где равномерное движение и повторяющиеся краткие поддевки рисуют неумолимый бег времени. «Отъезд Золушки на бал» — поэтичный, полный очарования вальс. «Большой вальс» — один из самых ярких прокофьевских вальсов, пышный, радостный, с мелодией огромного диапазона. В «Угощении гостей» использован марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». Финал акта — «Полночь» — врывается, словно пробуждая от прекрасного сна. Завершает балет еще один прекрасный вальс с тихим, но торжествующим звучанием тем Золушки, ее мечты и любви.
Л. Михеева
Издавна считалось, что лучшие сюжеты для балетов — сказки. А такая, как «Золушка», рассказанная Шарлем Перро, — сущий клад. Волшебные превращения, придворный бал, замарашка, которая подобно гадкому утенку превращается в «прекрасного лебедя», а затем и в настоящую принцессу. Хореографический театр откликнулся разнообразным и «Ченерентолами» (Италия, 1810) и «Сандрильонами» (Петербург, 1815; Лондон, 1822; Москва, 1824). Известно, что и Мариус Петипа в 1893 году показал свою версию «Золушки» (музыка Бориса Фитингоф-Шеля), где знаменитая Пьерина Леньяни впервые продемонстрировала 32 фуэте подряд. Эта постановка указала на первую опасность — превратить нежную сказку в феерию.
Не об этом думал известный драматург балета Николай Волков: «Я испытывал чувство внутренней необходимости вернуть Золушку в наш балетный театр, как обаятельную „сказку для балета». Мне казалось также, что русскому балету стоит вспомнить о „Золушке» еще и потому, что в работе над этим сюжетом он сумеет продолжить лучшие традиции русской классической хореографии». В союзники сценаристу удалось привлечь самого Сергея Прокофьева. После успеха «Ромео и Джульетты» Кировский театр постарался закрепить сотрудничество с композитором, а Прокофьев, покоренный уникальным талантом Галины Улановой, мечтал создать для нее новый балет.
Композитор уже в начале работы, как всегда четко, сформулировал свой замысел: «Балет „Золушка» я вижу как современный классический балет с его характерными особенностями формы: как па д’аксьон, гран па и т. д. Одновременно с тем мне хочется видеть в героине не сказочный, полуреальный персонаж, а живое лицо с человеческими переживаниями, то есть по возможности расширить ее роль».
Работа над новым балетом началась интенсивно. Балетмейстером был утвержден Вахтанг Чабукиани, художником — Симон Вирсаладзе. Композитор увлеченно писал музыку. Война застает Прокофьева за этой работой и заставляет отложить ее. К счастью, ленинградский театр был настойчив, несмотря на эвакуацию в город Молотов и на отъезд обоих намечавшихся постановщиков. Уже летом Волков и Прокофьев встречаются в Молотове, а к осени, в целом закончив сочинение музыки, композитор пишет: «Основное, что мне хотелось передать в музыке „Золушки» — поэтическая любовь Золушки и Принца: зарождение и расцвет чувства, препятствия на его пути, осуществление мечты». В хореографической эпопее Сергея Прокофьева музыка «Золушки» — пленительное интермеццо между трагедийной мощью «Ромео и Джульетты» и философской драмой «Каменного цветка». Образ героини непривычно скромен, неуловимо привлекателен и явно подсказан уникальным дарованием Улановой. Композитор подчеркивал: «Я писал „Золушку» в традициях старинного классического балета, в ней есть па-де-де, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, буре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию».
Может быть, такое изобилие танцев смущает балетмейстеров, а для создания полноценной драматургии им недостаточно лишь насмешливой иронии в обрисовке отрицательных образов? Чем иначе объяснить, почему при достаточно большом числе весьма разных постановок «Золушки» так мало удачных, достойных прокофьевской музыки.
Мировая премьера состоялась в Большом театре, где с 1944 года работала Галина Уланова. Правда, по разным причинам первой Золушкой стала Ольга Лепешинская, вылепившая свою героиню «лихо и дерзко». Да и весь спектакль вышел пышным, праздничным и помпезным. Героем феерии был художник Петр Вильямс. Ослепительный блеск театрального зрелища явно вторил недавним салютам победы. Герои терялись в этом «великолепии». Найдя Золушку, Принц оказывался окруженным бьющими фонтанами и, вместо того, чтобы обняться с любимой в прокофьевском «аморозо», почему-то доверял ее четырем мальчикам-кузнечикам. К тому же Большой театр позволил себе отказаться от прозрачной и намеренно неброской оркестровки Прокофьева, усилив и отяжелив музыкальную ткань спектакля. Композитор «ответил» по-прокофьевски: сославшись на болезнь, он смотрел «свою» «Золушку» в три приема — каждый раз по одному акту. Уланова танцевала в очередь с Лепешинской и Мариной Семеновой и, как и позже в «Сказе о каменном цветке», не смогла преодолеть недостатки спектакля. Впрочем, официально первая «Золушка» считалась едва ли не триумфом. Газета «Правда» оценила балет как выдающееся произведение, которое «достойно продолжает и развивает…». Сталинская премия первой степени стала наградой всем авторам спектакля, для Прокофьева она была четвертой. Захаровская «Золушка» находилась в репертуаре до 1951 года, была возобновлена через два года, но вскоре уступила сцену новым спектаклям. В период переоценки ценностей ее справедливо относили к образцам упадка эры «драмбалета», но в начале нынешнего века общая ностальгия по «славному» прошлому снова предлагает с теплотой вспоминать ее бесхитростно праздничный характер. Впрочем, для особо любознательных сохранился кинофильм-балет «Хрустальный башмачок», снятый в 1961 году режиссерами Александром Роу и Ростиславом Захаровым.
Для Константина Сергеева постановка «Золушки» 8 апреля 1946 года в Кировском театре была балетмейстерским дебютом. В Ленинграде в отличие от Москвы партитура композитора была сыграна полностью, причем в авторской инструментовке. Балетмейстер декларировал: «Музыка Прокофьева обязывала к очень четкому и лаконичному мышлению, она давала превосходный материал для создания рельефных хореографических образов и яркой драматургии балетного спектакля».
Чуть позже Вера Красовская так оценивала результат: «В противоположность Захарову, чья „Золушка» была решена как обстановочная феерия с минимальным количеством танцев, Сергеев отдал танцу ведущую роль в спектакле. Задача была трудна, так как музыка Прокофьева предъявляла особые требования к академическим формам танца. И Сергееву удалось многое. В сочетании намеренно угловатых, резких партерных движений, акцентированных прыжков и заостренной, „колючей» пальцевой техники он сочинил партии недобрых сестер Золушки: гневной и властной Злюки в исполнении Аллы Шелест и смешной капризницы Кривляки, как ее показывала Татьяна Вечеслова. С их танцем контрастировал прозрачно-хрустальный танец самой Золушки — Натальи Дудинской. Особенно интересной получилась партия Принца у Сергеева. Ирония окрашивала этот образ в музыке, ирония выглядывала и во внешнем облике рыжекудрого принца, в неожиданной стремительности его повадок».
В ленинградской «Золушке» танцевали все: портнихи, парикмахеры, танцмейстер, сапожники. Особый успех у зрителя имели дети — гномики, в танце изображающие ход часов. Спектакль Сергеева с успехом возобновлялся в 1956 и 1964 годах, фрагменты из него до сих пор входят в учебный репертуар Академии Русского балета. В 1985 году по спектаклю был создан телефильм.
После Москвы и Ленинграда «Золушку» ставили в Киеве и Риге, Ереване и Горьком. Ею восхищались любители балета Японии и Югославии, Италии и Польши, Франции и Англии. Из первых постановок наиболее известен спектакль Фредерика Эштона (1946, Лондон). Любопытно, что именно «Золушка» стала первым многоактным балетом театра Сэдлерс Уэллс (ныне прославленный Королевский балет). Гротесковые роли уродливых сестер и их матери исполняли мужчины. Введенная в спектакль роль Шута дополняла мир фарса и эксцентрики, оттенявший лирическую линию героев.
В 1964 году в Новосибирске состоялся дебют молодого хореографа Олега Виноградова. Сочиненная им «Золушка» поразила не только зрителей Сибири, но и специально приехавших столичных критиков. Опираясь на прекрасную музыку Прокофьева, балетмейстер увидел в старой сказке мысль о двух взглядах на жизнь. Миру потребителей жизни, обуреваемых суетностью и тщеславием, противостоит отношение к жизни людей одаренных и незаурядных. Для хореографа Золушка — прежде всего талантливый человек. Добрая Фея помогает девушке не по обязанности крестной матери, а потому что видит в ней еще не раскрывшуюся, но родственную душу. Подарив ей мир классического танца, Фея открывает перед Золушкой неведомые горизонты, доступные лишь творческой личности. В свою очередь, Золушка, обретя Принца, уводит его за собой в волшебный мир. Впоследствии хореограф перенес свой спектакль в различные города и страны, в том числе в ленинградский Малый театр оперы и балета (1977) и московский Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (2006).
В двадцать первом веке балетмейстеры по-прежнему не оставляют скромную Золушку в покое. Они пытаются усовершенствовать сценарий, «обогатив» его своими нестандартными находками. Так в спектакле Марии Большаковой (2001, Ленинградский театр оперы и балета имени М. Мусоргского) Золушка вообще не попадает на бал, а видит его лишь во сне. В небезынтересной в целом «Золушке» Алексея Ратманского (2002, Мариинский театр) вместо фей времен года героине являются панки, а в последнем акте Принц ищет владелицу волшебной туфельки в гей-клубе. В спектакле Юрия Посохова (2006, Большой театр) вместо феи выступает Автор спектакля, живущий на Луне со «свитой» из ворон. Видимо, нежная прокофьевская балетная сказка заколдована, и разгадать ее может человек особого дарования, который способен сочетать поиски нового с уважением к авторам балета.
А. Деген, И. Ступников
Публикации
Артём Овчаренко выступил в балете «Золушка» в Михайловском театре 15.06.2022 в 15:04
На IV Международном форуме «Балет XXI век» 22. 11.2016 в 12:27
Премьера балета «Золушка» в Екатеринбурге 23.10.2016 в 19:47
Новая «Золушка», «Кантос» и Дягилевский фестиваль в Перми 03.09.2016 в 20:00
Алексей Ратманский: пятнадцать лет с Мариинским театром 06.06.2013 в 13:22
Эскизы по «Золушке» 03.06.2013 в 13:12
«Золушка» из Петрозаводска 10.04.2013 в 00:15
Жан-Кристоф Майо: «Театр — настоящий подарок, если зритель влюблён» 23.11.2006 в 22:34
Николай Петров и Александр Гиндин сыграли свою «Золушку» 23.11.2006 в 22:21
Премьера балета Сергея Прокофьева в Латвии 16.06.2005 в 15:32
«Золушка» Ратманского: ловушка для королей 14.03.2002 в 14:34
содержание, видео, интересные факты, история
С. Прокофьев балет «Золушка»
Столь известная сказка постоянно привлекала многих композиторов, на её основе были написаны оперы и балеты в разных странах. Возможно, дело в необычайном тонком сюжете, в котором неизменно добро побеждает зло. Написан балет был в непростое для страны время — в период с 1940 по 1944 год.
Краткое содержание балета Прокофьева «Золушка» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица |
Описание |
Золушка | девушка, вынужденная выполнять всю работу в доме по приказу мачехи |
Отец золушки | родной отец главной героини |
Мачеха | злая мачеха Золушки, которая не любит свою падчерицу |
Кривляка и Злюка | сводные сестры главной героини, которые всячески пытаются ей напакостить |
Принц | наследник престола, влюбленный в Золушку |
Фея-бабушка | волшебница, помогающая Золушке попасть на бал |
Феи времен года | добрые волшебницы, помогающие Золушке собраться на бал |
Краткое содержание «Золушки»
Сюжет спектакля следует за своим литературным источником и начинается в доме Мачехи. Сестры Кривляка и Злюка примеряют шаль и ссорятся из-за этого, в это время Золушка как всегда сидит за работой. Ее родной отец не может противостоять своей супруге и защитить дочь от постоянных нападок. В этот момент в их дом приходит нищенка, но сестры прогоняют ее, лишь Золушка предложила старушке отдохнуть и накормила, и чуть позже таинственная гостья исчезает.
В доме начинается суматоха, все готовятся к грандиозному событию. Сестры приглашены на бал во дворец и мечтают, что их там заметит принц. Собравшись, они вместе с Мачехой в спешке покидают дом, оставляя там лишь одну Золушку. Девушка тоже очень хотела бы посетить бал и в тайне мечтает об этом, но злая Мачеха нагрузила ее домашней работой, да и пойти Золушке совершенно не в чем. На помощь к доброй девушке приходит та самая нищенка, которая оказалась настоящей Феей-бабушкой. Благодаря ей и Феям Времен Года девушка облачается в ослепительный наряд и отправляется на танцевальный вечер в настоящей карете, слово принцесса. Конечно это все создано с помощью настоящего волшебства и в полночь оно рассеется, поэтому Золушка должна успеть в вовремя вернуться домой.
Как только девушка появляется во дворце, все взгляды тут же приковываются к прелестной и таинственной незнакомке. Ее никто не узнает, даже сестры и Мачеха с отцом. Принц настолько очарован красотой Золушки, что влюбляется с первого взгляда. С наступлением полуночи, героиня вынуждена покинуть дворец и в спешке убегает, случайно обронив на ступеньках свою хрустальную туфельку. Ее то и находит Принц.
Юноша пытается найти незнакомку по всему Королевству и за его пределами, но все безуспешно, даже сапожники не помогли ему, которым он показывал потерянную туфельку. Тогда он решает примерять её всем девушкам Королевства, в надежде найти свою возлюбленную. Так, он оказывается в доме Мачехи. Увы, но сестрам хрустальный башмачок оказывается слишком мал. Когда он предлагает примерить ее Золушке, та пытается отказаться, но случайно из ее кармашка выпадает вторая туфелька, к большому удивлению всех присутствующих. Теперь то Принц уверен, что нашел ту самую таинственную незнакомку и счастью возлюбленных теперь уже ничего не может помешать.
Продолжительность спектакля | ||
I Акт | II Акт | III Акт |
40 мин. | 40 мин. | 30 мин. |
Фото:
Интересные факты
- Интересно, что в различных постановках роли мачехи и сестер Золушки были исполнены мужчинами.
- Сказка Ш. Перро неоднократно привлекала внимание различных композиторов. Так, Дж. Россини создал на этот сюжет оперу, а композитор Ф. Сора написал балет, который был представлен в Большом театре в 1825 году. Одноименный спектакль есть и у Иоганна Штрауса. Стоит отметить, что это единственный балет этого композитора, премьера которого успешно прошла в 1901 году.
- Примечательно, что сама музыка спектакля часто исполняется отдельно, как симфоническое произведение. Также на ее основе созданы оркестровые сюиты.
- Существует несколько хореографических редакций спектакля разными балетмейстерами. Так, свои версии представили: К. Сергеев в 1946 году, Ф. Аштон в 1948 году, Р. Нуриев – 1987 год, А. Ратманский – 2002 г.
- Известный поэт Бальмонт называл Сергея Сергеевича «русским богачом» из-за его солнечной и яркой музыки.
- Всего Прокофьевым создано семь балетов.
- В своих произведениях, композитор часто использовал «расширенную тональность», которую иногда еще называют «двенадцатиступенной», также ему принадлежит новое созвучие – «прокофьевская доминанта» с повышенной квинтой и септимой.
- Музыковеды любят отмечать, что в сцене «Угощение гостей» композитор использовал марш из своей оперы «Любовь к трем апельсинам», которая на тот момент еще не исполнялась в стране.
- Режиссер А. Таиров, после премьеры спектакля отметил, что «Золушка» принадлежит к числу тех произведений, которые только появившись уже становятся классическими.
- Впервые спектакль был представлен публике в 1945 году и поэтому он воспринимался слушателями, как салют Великой Победе, не случайно, премьера прошла с огромным размахом и щедростью.
- Балет был несколько раз экранизирован, первая запись (телебалет) появилась в 1960 году благодаря работе А. Роу и хореографа Ростислава Захарова. Вторая запись сделана была в Парижской национальной опере в 2007 году.
- Прокофьев получил Сталинскую премию за свой балет. На тот момент это была самая престижная награда.
- Когда Сергей Сергеевич трудился над этим произведением, в стране велась идеология по значительному укреплению национально-патриотических чувств. Автору пришлось ссылаться на то, что Золушка – это героиня из русской народной сказки А. Афанасьева, а все действие он и вовсе перенес во время правления Елизаветы.
- В свою партитуру Прокофьев включил множество танцев, в том числе и достаточно редкий и чрезвычайно красивый па-де-шаль. Он был популярен в XIX веке в различных салонах и представлял собой танец с большим легким шарфом.
Популярные номера из балета «Золушка»
Вступление (слушать)
Вальс из I действия (слушать)
Полночь (слушать)
Галоп Принца из III действия (слушать)
Принц нашел Золушку (слушать)
Музыка
Что касается музыкальной части, то балет чутко продолжает традиции классических спектаклей. В нем присутствует множество ярких и колоритных номеров, вариации, дивертисменты, а также яркая звукоизобразительность, достаточно привести в пример знаменитую «Сцену с часами», в которой композитор мастерски передал бег времени. Прокофьев отмечал, что очень хотел, чтобы произведение получилось наиболее танцевальным и это у него удалось в полной мере. Пожалуй, одним из главных танцев является вальс, причем он каждый раз разный, особенный. Это нежный и поэтичный танец из сцены «Отъезда Золушки на бал», яркий и пышный «Большой вальс» или вовсе прекрасный и торжествующий финальный, который символизирует собой мечты и любовь главной героини.
История создания «Золушки»
После успешной премьеры балета «Ромео Джульетта», автор был настолько впечатлен Галиной Улановой, которая исполняла партию Джульетты, что у него сразу же возникла мысль сочинить балет именно для нее. В качестве основы была взята хорошо известная сказка Шарля Перро «Золушка», которая входила в сборник «Сказки матушки Гусыни».
Либретто для балета было написано Н. Волковым, талантливым искусствоведом и драматургом. Прокофьев с энтузиазмом взялся за эту работу и уже к лету 1941 года сочинил два акта. Но в связи с началом военных действий планы композитора изменились, а работа над балетом была временно приостановлена. Возобновилась она лишь спустя два года, когда композитор приехал в Пермь, в то время там временно находился Театр имени Кирова. Обсудив мельчайшие детали с Н. Волковым он продолжил написание балета и смог завершить его лишь когда вернулся в столицу. Примечательно, что этот балет Прокофьев сочинял опираясь на классические образцы романтического спектакля, в нем присутствуют все необходимые элементы, присущие этому жанру.
Так как Г. Уланова в то время выступала в Большом театре, то постановка была перенесена именно туда. Первоначально планировалось, что премьера состоится в Ленинграде, под руководством В. Чабукиани. В Москве балетмейстер Р. Захаров сразу же приступил к работе над спектаклем.
Постановки
Долгожданная премьера балета состоялась в ноябре 1945 года в Большом театре. Постановкой занимался Ростислав Захаров. Главную роль исполнила Ольга Лепешинская, лишь в следующих представлениях в этой партии перед публикой предстала Галина Уланова.
Весной 1946 года спектакль был поставлен в Кировском театре в Санкт-Петербурге. Балетмейстером выступил Константин Сергеев. Именно эта версия спектакля появилась в записи, сделанной в 1980 году.
В Новосибирском театре Олег Виноградов представил свой балет «Золушка» в 1964 году. Балетмейстер решил пойти по новому пути и убрать классическую хореографию. В этой версии спектакль трансформировался в философское размышление о поиске души. Теперь на первом плане не противопоставление добра и зла, а глубокие размышления о поиске красоты и духовности в современном мире.
В 2002 году балетмейстер А. Ратманский представил свою версию балета в Мариинском театре. Партию Золушки блестяще исполнила Диана Вишнева, принца – А. Меркурьев. Действие балета неожиданно начиналось с танца парикмахеров, в роли Фей времен года были и вовсе мужчины, с ирокезами на головах.
Стоит отметить, что балет Прокофьева успешно ставился не только в России, но и за рубежом. Фредерик Аштон, вместе с труппой «Сэдлэрс-Уэллс» поставил «Золушку» в 1948 году, причем ранее он никогда не ставил многоактные спектакли. А в 1987 году Рудольф Нуриев познакомил французскую публику в «Парижской опере» со своей версией «Золушки». В этом спектакле все действие разворачивается уже в Голливуде, а главная героиня получается не только любимого, но и контракт с киностудией.
Среди необычных версий, стоит отметить постановку Маги Марен 1985 года, когда на сцене волшебница Фея расхаживала с мечом, а в партитуру добавили детскую речь. Швейцарский балетмейстер Хайнц Шперли переместил все действие в балетную студию, а Кирилл Симонов в своем спектакле, поставленном в Новосибирске в 2000 году, предпочел и вовсе все события представить в предвоенные годы. В этой версии Золушка отправлялась на бал на Единороге. Примечательно, что именно эта работа балетмейстера получила специальный приз «Золотой маски» за столь яркое воплощение партитуры Сергея Сергеевича.
Среди современных постановок, следует отметить работу Алексея Мирошниченко, представленную в декабре 2016 года в Пермском театре оперы и балета. Этот спектакль уже не назовешь детским, ведь налет волшебства и сказки исчезает, их затмевают исторические факты из эпохи СССР, все действие переносится в 1957 год.
Балет «Золушка» обладает удивительной силой, он яркий, искрящийся и невероятно волшебный, такой, каким и должна быть настоящая, добрая сказка, где справедливость обязательно восторжествует, а добро будет вознаграждено. Не даром Владимир Блок отметил, что Прокофьев был наделен удивительным талантом – «подбирать особые ключи к детским сердцам» с помощью своей невероятной музыки. Это действительно так, ведь произведения для детей – это особая и немаловажная часть творчества композитора. Предлагаем вам прямо сейчас познакомиться с творчеством Сергея Сергеевича Прокофьева и посмотреть балет «Золушка». Уверены, это произведение заинтересует не только маленьких любителей классической музыки, но и взрослых.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Сергей Прокофьев «Золушка»
История балета, персонажи, музыка и представления
Узнайте о персонажах, музыке, сюжете, интересных фактах и предстоящих выступлениях Золушки, одного из самых известных классических балетов.
- Кто герои Золушки?
- Какова история Золушки?
- Что за музыка для Золушки?
- Где исполняется Золушка?
- Связанные Истории Золушки
РЕКЛАМА
- Оригинальная хореография: Ростислав Захаров
- Партитура: Сергей Прокофьев
- На основе: «Cendrillon ou la petite pantoufle de verre» Шарля Перро
Золушка Сюжет
и роливидения истории. Следующее предназначено для предоставления общей информации; чтобы узнать подробности о различных версиях, нажмите на каждое представление Золушки ниже.
- ОСНОВНЫЕ ПЕРСОНАЖИ ЗОЛУШКИ (в алфавитном порядке)
Золушка: Одинокая женщина, служанка мачехи
Фея-крестная: Волшебник
Принц: Влюблен в Золушку
Мачеха: Матриарх дома
Сводные сестры: Дочери мачехи
- ЗОЛУШКА СИНОПСИС
⊙ АКТ I: ДОМ ЗОЛУШКИ
В далекой-далекой стране находится дом, в котором живет семья – властная женщина с двумя избалованными дочерьми и Золушка, добрая дочь мужа этой женщины. Мачеха возлагает на Золушку вину за смерть мужа, тем самым направляя свой гнев на молодую женщину. Она требует, чтобы Золушка, по сути, была ее служанкой, и сводные сестры, завидующие красоте изгоя, следуют ее примеру.
Пришло известие, что Королевский дворец планирует бал, во время которого принц выберет свою будущую невесту. Преодолев волнение по поводу перспективы быть избранными, сводные сестры приказывают Золушке поработать над их платьями, в то время как последняя мечтает о невозможном, чтобы она присутствовала и танцевала с принцем.
Фея-крёстная, ценящая добрый нрав Золушки, несмотря на её ужасные условия жизни, исполняет её желание посетить бал. В качестве подарка она волшебным образом делает стеклянные тапочки из домашней обуви и призывает фей Весны, Лета, Осени и Зимы, которые превращают лохмотья Золушки в мерцающее платье, превращают тыкву и мышей в повозку лошадей и создают лакеев из кузнечиков. и стрекозы. Когда Золушка спешит на вечеринку, Фея-крестная напоминает ей, что волшебство заканчивается в полночь, и в это время все, кроме одаренных стеклянных туфель, вернутся к своим первоначальным формам.
⊙ АКТ II: ВЕСЕННИЙ БАЛ
Наряду с десятками других женщин, соперничающих за внимание Принца, сводные сестры пытаются завоевать его расположение. Их усилия — как и усилия других — напрасны, так как у принца нет желания жениться без любви.
Его грусть прерывается запоздалым появлением Золушки, которая неузнаваема даже для своей семьи из-за волшебного преобразования, произведенного феями. Принц сразу же влюбляется в нее и приглашает ее на танец первым вечером. С этого момента пара поглощена собственным счастьем и не обращает внимания на то, что происходит вокруг них.
В разгар празднеств часы начинают бить полночь. Золушка застигнута врасплох, так как она полностью потеряла счет времени и в панике от того, что не хочет, чтобы ее настоящая личность была раскрыта, она внезапно убегает с вечеринки. В спешке одна из ее стеклянных туфелек падает с ее ноги; это единственный след принца от его новой любви, и он клянется найти ее бесплатно.
⊙ АКТ III: ВО ВСЕМ МИРЕ
После того, как местные сапожники отрицают, что они изготовители стеклянных туфель, Принц решает, что его возлюбленной должна быть принцесса из чужой страны. Таким образом, он путешествует по миру в поисках стопы, которая подходит к обуви, но в конечном итоге возвращается домой в унынии.
Его последнее средство — ходить из дома в дом в своем королевстве, примеряя туфельку на каждой молодой женщине, которая там живет.
Услышав это объявление, Мачеха и сводные сестры лихорадочно готовятся к визиту Принца. Конечно, туфелька не подходит ни сестрам, ни их матери, которая, несмотря на то, что находится не совсем в нужном возрастном диапазоне, с силой пытается втиснуть ногу в туфельку. Хотя другие не видят необходимости (поскольку для них она всего лишь служанка), принц просит Золушку попробовать. Для всех, кроме удивления Золушки, выясняется, что это женщина, с которой Принц танцевал на балу.
Сергей Прокофьев начал писать музыку к «ЗОЛУШКЕ» в 1940 году; однако на самом деле он не был завершен еще четыре года. Перерыв был вызван началом Второй мировой войны, вдохновившей Прокофьева на написание оперы «Война и мир». По ее завершении он вернулся к своей балетной партитуре.
РЕКЛАМА
10
ИЗВЕСТНЫЕ КЛАССИЧЕСКИЕ БАЛЕТЫЗолушка
Музыка ПлейлистПредстоящие
Представления ЗолушкиКомпанияAlberta BalletAmerican Ballet TheatreAmerican Contemporary BalletAmerican Repertory BalletAtlanta BalletAvant Chamber BalletBallet ArizonaBallet ArkansasBallet Aus оловоБалет АйдахоБалет ЗападБалетМетБаварский государственный балетБирмингемский королевский балетБольшой балетБалет БостонБалет КаролиныБалет ШарлоттыБалет ЦинциннатиГородской балет Сан-ДиегоБалет КливлендаБалет КолорадоCompañía Nacional de Danza de EspañaГолландский Национальный балетАнглийский национальный балетФинский национальный балетБалет Гранд-РапидсГамбургский балетХьюстонский балетБалет ДжоффриБалет Канзас-СитиБалет театра Ла СкалаБалет Монте-КарлоLes Ballets Трокадеро-де-Монте-КарлоLes Grands BalletsБалет Лос-АнджелесаMadison BalletMiami City BalletMilwaukee BalletNashville BalletNational Ballet JapanNew York City BalletNorthern BalletNorweg ian National BalletOklahoma City BalletOregon Ballet TheatreOrlando BalletPacific Northwest БалетПарижская опера БалетФиладельфийский балетПитсбургский театр балетаПольский национальный балетКвинслендский балетРичмондский балетКоролевский балет ФландрииКоролевский датский балетКоролевский балет Новой ЗеландииКоролевский шведский балетКоролевский балет ВиннипегаБалет Сент-ЛуисаБалет Сан-ФранцискоБалет СарасотыШотландский балетСингапурский балетТеатр балета ТехасаАвстралийский балетНациональный балет КанадаThe Royal BalletStuttgart BalletThe Washington BalletTulsa BalletVail Dance FestivalVienna State Ballet
31 мая – 04 июня
Place des Arts – Salle Wilfrid-Pelletier
Les Grands Ballets: Cinderella
175 Saint-Catherine St W, Montreal, Quebec h3X 3X5, Canada
90 016 08–09 сентябряPlace des Arts – Salle Wilfrid-Pelletier
Les Grands Ballets: Cinderella
175 Saint-Catherine St W, Montreal, Quebec h3X 3X5, Canada
09–31 декабря
Theatre Royal Glasgow 90 017
Шотландский балет: Cinders!
282 Hope St, Глазго G2 3QA, Великобритания
05–20 января
Festival Theater
Scottish Ballet: Cinders!
13-29 Nicolson St, Edinburgh EH8 9FT, United Kingdom
25–27 января
Театр Его Величества
Scottish Ballet: Cinders!
Виадук Роузмаунт, Абердин AB25 1GL, Великобритания
27 января — 09 февраля
Копенгагенский оперный театр
Королевский датский балет: Золушка
Ekvipagemestervej 10, 1438 København K, Дания
07–10 февраля
Theatre Royal Newcastle
Scottish Ballet: Cinders!
100 Gray St, Ньюкасл-апон-Тайн NE1 6BR, Соединенное Королевство
Ни одно событие не найдено!
Загрузить еще
Powered by Modern Events Calendar
РЕКЛАМА
Похожие
Истории ЗолушкиВидео YouTube
Известные балеты
Золушка – Краткая история балета – The Ballet Spot
youtube.com/embed/TcWe_pjm6EM?wmode=opaque» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»> Автор Робин Джастум:Привыкли ли вы к оригинальной сказке Шарля Перро, поучительной сказке братьев Гримм (здесь нет феи-крестной!), мультфильму Диснея 1950 года или к фильму-мюзиклу Роджерса и Хаммерштейна 1997 года с Брэнди и Уитни Хьюстон в главных ролях, большинство из них знакомы с историей Золушки. В духе сезона тыквы и привнося немного волшебства в октябрь, мы рады представить Золушку в качестве темы этого месяца для Cardio Ballet!
Балетная версия Золушки на протяжении многих лет переосмыслялась бесчисленное количество раз. Первые документально подтвержденные версии датируются 1813 годом, затем в 1822 году последовала лондонская постановка. Единственной общей чертой большинства постановок является музыка Сергея Прокофьева, написанная в начале 1940-х годов для дополнения либретто (сюжетной линии) Николая Волкова. Премьера произведения Прокофьева состоялась в 1945 году в Большом театре с хореографией Ростислава Захарова.
Прокофьев начал свой счет в 1941, но не был завершен до 1944 года из-за Второй мировой войны и его работы над оперой «Война и мир». Он пишет о Золушке: «… Я вижу Золушку не только как сказочный персонаж, но и как реальный человек, чувствующий, переживающий и движущийся среди нас… То, что я хотел выразить прежде всего в музыке Золушки, было поэтической любовью. о Золушке и Принце, рождении и расцвете этой любви, препятствиях на ее пути и, наконец, осуществившейся мечте».
Были более ранние версии балета и более ранние партитуры, созданные на основе сюжета, в том числе 1893-я премьера в Мариинском театре с хореографией Энрико Чеккетти и Льва Иванова в постановке Мариуса Петипа («Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик») на музыку барона Бориса Фитинхоффа-Шелла. Главную партию Золушки исполнила итальянская балерина Пьерина Леньяни, и эта версия знаменует собой первое исполнение балета в России, в котором исполняются 32 фуэте подряд.
Через несколько лет после премьеры Прокофьева Фредерик Эштон поставил собственную версию музыки к балету Сэдлерс Уэллс, добавив комедийный слой, который часто ассоциируется с ролями сводных сестер. Премьера балета Эштона состоялась в 1948 в Королевском оперном театре, где сам Эштон танцует роль одной из двух сводных сестер. «Золушку» Эштона ставили многие труппы, включая Joffrey Ballet, Boston Ballet и American Ballet Theatre (ABT).
С момента дебюта хореографии Захарова было много интерпретаций помимо Эштона. В 1979 году Бен Стивенсон представил свою версию па-де-де между Золушкой и ее принцем. На этой премьере принца танцевал Кевин Маккензи, ныне художественный руководитель ABT. Позже Стивенсон представил полнометражную постановку с Houston Ballet, а позже, в 1996, с АБТ. Премьера ABT включала Джули Кент в роли Золушки и Максима Белоцерковского в роли ее принца. ABT представила версию Эштона в 2014 году, в которой Джеймс Уайтсайд сыграл принца, Веронику Парт — фею-крестную, а Хи Со — Золушку.
com/embed/PyLsSej6UGo?wmode=opaque» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»> |
«В этом балете феи-крёстные и говорящие мышки уступают место восхитительной человеческой истории, полной невероятных визуальных эффектов. Благодаря фантастическим декорациям и костюмам Джулиана Крауча, волшебным проекциям Дэниела Броди и захватывающим дух кукольным представлениям, созданным сотрудником Фонда Макартуров Бэзилом Твистом, чтобы придать новый «поворот» старой сказке, Уилдон обновляет эту вечную сказку для современной аудитории любого возраста… В то время как балет имеет некоторое сходство с классическим анимационным фильмом, Уилдон выбрал элементы как из сказки Шарля Перро (из которой снят фильм), так и из «Братьев Гримм», в которой есть несколько более темных тонов».
Как отмечалось выше, помимо музыки, общей чертой, которую вы найдете в разных постановках, является акцент на визуальных элементах, включая впечатляющие декорации, роскошные костюмы и множество спецэффектов. В программах компании стоимость постановки балета часто описывается как «витиеватая», «волшебная», «новаторская» и т. д.
Другие известные интерпретации включают Рудольфа Нуреева для балета Парижской оперы (1986), Кента Стоуэлла для Pacific Northwest Ballet. (1994), Septime Webre для Pittsburgh Ballet Theater (2003) и Эдварда Ляна для Ballet Met (2015).
Процитированные произведенияhttps://www.abt.org/ballet/cinderella/
https://balletandopera.com/?perfomance=1311&page=catalog
https://www.bostonballet.org/cinderella /
Cinderella: An Abridged History of the Ballet
https://germanstories. vcu.edu/grimm/cinder.html
https://www.huffpost.com/entry/the-real-story-behind-eve_n_4239730
http://www.joffrey.org/cinderella
http://joffrey.org/wheeldon
www.pbt.org
chrome-extension://gphandlahdpffmccakmbngmbjnjiiahp/https://www.pbt.org/wp-content/uploads/2016/10/Cinderella- Audience-Guide-2013-FINAL.pdf
Другие записи в блоге
Джордж Баланчин «Кому какое дело?» – Краткая история этого веселого джазового балета.
Автор: Робин Джутсум Кому какое дело? Баланчинский балет на музыку Джорджа Гершвина в оркестровке Херши Кея. Премьера состоялась 9 февраля.0017 Подробнее
«Западная симфония» Джорджа Баланчина — Краткая история.
Написано Робином Джутсумом Американские народные мелодии в аранжировке Херши Кея, ковбойские шляпы и хореография в стиле Баланчина — все это и многое другое вы можете получить
Подробнее«Призрак розы» — краткая история этого важного балета.
Автор: Робин Джутсум Хотя, возможно, «Призрак розы» хорошо известен только среди балетоманов, он представляет собой особую жемчужину балета 20-го века.