А прокофьев биография: Прокофьев Александр Андреевич
Персоны
Персоны
Биография
Прокофьев Александр Андреевич – поэт, журналист, партийный функционер.
В биографии пролетарского поэта Александра Прокофьева в 1920-е годы была работа цензора, оперуполномоченного ВЧК ГПУ, в 1950–1960-е он был делегатом партийных съездов, членом Центральной ревизионной комиссии КПСС. Среди наград – государственные премии, звание Героя Социалистического Труда, боевые ордена и медали: в Финскую кампанию (1939–1940) и в Великую Отечественную войну Прокофьев был военным журналистом, после войны – ответственным секретарем Ленинградской писательской организации.
Первый поэтический сборник Прокофьева вышел в 1931 году, а в 1966-м издано четырехтомное собрание его сочинений.
В Большом зале филармонии поэт принял участие в нескольких литературных вечерах – в январе 1934-го, ноябре 1943-го, 27 мая 1946-го и 30 декабря 1951 года.
Концерты
6 января 1934
Сатира и юмор
в театре, литературе и музыке(программа не указана)
7 ноября 1943
Литературный вечер
В программе: И. Авраменко, О. Берггольц, А. Голубева, В. Инбер, В. Лифшиц, Б. Лихарев, А. Прокофьев, А. Решетов, Н. Тихонов27 мая 1946
Вечер московских и ленинградских поэтов
(программа не указана)
22 января 1947
Вечер ленинградских писателей
(программа не указана)
30 декабря 1951
Вечер ленинградских писателей
Читают авторы(больше никакой информации)
Cсылки
Читать
- Биография на проекте Hrono. ru
Поделиться
Другие материалы
Теодор Поляков
Фортепиано 1904–1975Иосиф Прут
Литератор 1900–1996Биография Прокофьева Александра Андреевича — SAVUZ
Содержание
Александр Андреевич Прокофьев
Годы жизни: 1900 – 1971.
Советский поэт.
Вот ещё один творец поэтического слова, оставшийся в памяти людей автором лишь одного произведения. Да и то, не все помнят автора, хотя песня «Товарищ» знакома почти всем, а фраза «Мы хлеба горбушку – и ту пополам!» вошла в число крылатых.
В мае 1970 года песня, исполненная Аидой Ведищевой, победила на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов. «Потом эта песня облетела весь Советский Союз и стала гимном молодёжи», – говорила Ведищева.
Один-единственный текст подчас может дать представление и об авторе, и о его творчестве.
Я песней, как ветром, наполню страну
О том, как товарищ пошел на войну.
«Пошёл на войну»… Александр Прокофьев прошёл несколько войн. В молодости был участником гражданской войны, в зрелые годы побывал на фронтах Финской кампании и Великой Отечественной войны.
Луна, словно репа, а звезды – фасоль!..
Спасибо, мамаша, за хлеб и за соль!
Пожалуй, в наше время уже трудно представить, чтобы кто-то спел нечто подобное. Слишком много неблагозвучных слов, которые сейчас трудно представить в молодёжной (напомню!) песне: «репа», «фасоль», та же «горбушка»… Вот Луну, звёзды и другие астрономические тела популярные исполнители до сих пор любят.
А творчество Прокофьева уходит корнями в народную поэзию, и не случайно. Родился поэт в деревне на берегу Ладожского озера, родителями Саши были бедняки: мать – крестьянка, отец – рыбак и землепашец. “Ладога! – говорил поэт в автобиографии.
– Я навеки полюбил свое родное море с его низкими туманами, с его ветрами – шелонником, меженцем, зимняком, с его безбрежным, то суровым, то ласковым, простором.
Я навеки полюбил леса и перелески Приладожья, простой быт моих родичей и односельчан, небогатую северную русскую природу, рыбацкие деревни и села, где “с печки рукой достанешь до воды”.
Писал Прокофьев не только о природе родного края, но и о войнах, на которых побывал, о патриотизме и мужестве соотечественников, о том, как налаживалась новая жизнь в деревнях – словом, обо всём, что укладывается в термин «соцреализм».
В наше время произведения, написанные в этом стиле, представляют скорее исторический, нежели литературный интерес.
И лишь строки, прославляющие что-то вечное, независящее от политического строя – например, настоящую дружбу – останутся в веках:
Чтоб дружбу товарищ пронес по волнам,Мы хлеба горбушку – и ту пополам!Коль ветер лавиной, и песня лавиной, –
Тебе половина, и мне половина!
Андрей Кузечкин
См. также:
ВикипедиЯ
“Поэт, сошедший на нет”
Предлагаем также литературу по теме из фонда Канавинской ЦБС:
Произведения:
- Прокофьев А. А. Бессмертие : стихи. – Ленинград : Советский писатель, 1970. – 159 с. – (Библиотека поэта. Малая серия).
- Прокофьев А.А. Избранное / сост. Ю. Саенко; худож. В. Медведев. – Москва : Молодая гвардия, 1973. – 240 с.
- Прокофьев А.А. Приглашение к путешествию. – Ленинград : Художественная литература, 1969. – 254 с. – (Библиотека произведений, удостоенных Ленинской премии).
- Прокофьев А.А. Родина : стихи / худож. В. Ветрогонский. – Ленинград : Детская литература , 1983. – 32 с. : ил. – (Школьная библиотека).
- Прокофьев А.А. Россия : стихи / ред. Н.М. Загородная.
– Новосибирск : Западно-Сибирское кн. изд-во, 1976. – 152 с.
- Прокофьев А.А. Стихотворения / сост. Н.И. Нетесина. – Москва : Советская Россия, 1987. – 336 с. – (Подвиг).
- Прокофьев А. А. Стихотворения и поэмы / А. А. Прокофьев. – Ленинград : Советский писатель, 1986. – 592 с. : ил. – (Библиотека поэта. Малая серия).
О жизни и творчестве:
- Александр Прокофьев. Вспоминают друзья : сборник / сост.: П. Жур, Н. Браун. – Москва : Советский писатель, 1977. – 408 с. : ил.
- Ганичев В. Сражаясь за Родину. Литература в годы Великой Отечественной войны // Наш современник. – 2011. – № 6. – С. 246-269.
- Молдавский Д.М. Александр Прокофьев : пособие для учащихся. – 2-е изд. – Ленинград : Просвещение, 1980. – 160 с. – (Биография писателя).
- Прокофьев А.А. “Песня вольная, как ветер…” : литературная композиция // Читаем, учимся, играем. – 2000. – № 6. – С. 73-79.
- Прокушев Ю.Л.Соловьиное горло – Россия // Прокушев Ю.Л. И неподкупный голос мой. Поэты России. – Москва, 1989. – С. 166-171.
Нравится
Источник: http://book-hall.ru/event/311
Биография Сергея Прокофьева
Прокофьев Сергей Сергеевич (23 апреля 1891 – 5 марта 1953) – величайший русский и советский композитор, пианист, дирижёр.
Сочинил 11 опер, 7 симфоний, 8 концертов, 7 балетов, огромное количество инструментальных и вокальных произведений, а также музыку к фильмам и спектаклям.
Лауреат Ленинской премии (посмертно), лауреат шести Сталинских премий, Народный артист РСФСР. Более исполняемого композитора не было в 20 веке.
Детство и учёба в консерватории
В конце 19 века была в Российской империи Екатеринославская губерния, а в ней Бахмутский уезд. Вот в этом уезде 23 апреля в 1891 году в селе, или, как тогда было принято называть, имении Сонцовка родился Сергей Прокофьев (ныне его родина больше известна всему миру, как Донбасс).
Его папа Сергей Алексеевич учёный-агроном, на момент рождения сына работал управляющим в имении у помещика. В семье до этого были рождены две девочки, но они умерли в младенческом возрасте.
Поэтому мальчик Серёжа был очень долгожданным ребёнком и родители отдали ему всю свою любовь, заботу и внимание. Воспитанием практически полностью занималась мама мальчика Мария Григорьевна.
Она из крепостного рода Шереметовых, где детей с раннего возраста обучали музыке и театральному искусству (причём не просто так, а на самом высоком уровне). Мария Григорьевна тоже была пианисткой.
Это и повлияло на то, что маленький Серёжа уже в 5 лет занимался музыкой, и постепенно в нём стал проявляться дар сочинительства. Он придумывал музыку в виде пьес и песенок, рондо и вальсов, а мама писала за ним.
Как вспоминал композитор, самым сильным детским впечатлением для него оказалась поездка в Москву с мамой и папой, там они были в театре и слушали «Князя Игоря» А. Бородина, «Фауста» Шарля Гуно. Увидев «Спящую красавицу» П.Чайковского, мальчик вернулся домой просто одержимым скорее написать что-то подобное.
Уже в десять лет он пишет два произведения под названиями «Великан» и «На пустынных островах».
Второй московский приезд Серёжи был в начале зимы 1901 года. Его слушал профессор консерватории Танеев С. Опытный педагог заметил талант у ребёнка и порекомендовал заниматься музыкой со всей серьёзностью и систематичностью. Летом в село Сонцовку приехал в будущем известный композитор Рейнгольд Глиэр.
Он недавно окончил консерваторию, получил золотую медаль и по рекомендациям Танеева прибыл в имение. Он обучал маленького Прокофьева музыкальным теориям импровизации, гармонии, композиции, стал помощником в написании произведения «Пир во время чумы».
Осенью Глиэр вместе с Марией Григорьевной, мамой Серёжи, снова повезли ребёнка в Москву к Танееву.
По поводу талантливого мальчика было принято решение, и Сергей становится учеником Петербургской консерватории. Его учителя – А.Н.Есипова, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, Н.Н. Черепнин.
В 1909 году он заканчивает консерваторию как композитор, а в 1914 году как пианист. По окончании консерватории Прокофьев получил золотую медаль. А на выпускных экзаменах комиссия единогласно присудила ему премию им. А. Рубинштейна – рояль «Шредер».
Но он не ушёл из консерватории, а продолжил заниматься по классу органа до 1917 года.
С 1908 года солировал, исполнял собственные произведения. После окончания консерватории Прокофьев впервые поехал в Лондон (такой подарок обещала ему мама).
Там он знакомится с Дягилевым, который в то время устраивал во французской столице «Русские сезоны». С этого момента молодому музыканту открылась дорога в популярные европейские салоны.
Его вечера с фортепиано имели в Неаполе и Риме огромный успех.
С детства характер Сергея не был простым, это даже нашло отражение в его ранних произведениях.
Во время учёбы в консерватории он частенько эпатировал окружающих своим внешним видом, всегда старался захватить лидерство и находиться в центре внимания.
Люди, знавшие его в те годы, отмечали, что он всегда выглядел особенно. У Прокофьева был отменный вкус, он очень красиво одевался, позволяя себе при этом яркие цвета и броские сочетания в одежде.
Много позже о нём скажет Святослав Рихтер:
«Однажды солнечным днём я гулял на Арбате и встретил необычайного человека, который нёс в себе силу и вызов, прошёл мимо меня как явление. Он был в ботинках ярко-жёлтого цвета и красно-оранжевом галстуке. Я не удержался, обернулся и посмотрел ему вслед. Это был Сергей Прокофьев».
Под конец 1917 года Сергей принимает решение уехать из России. Как писал он в своём дневнике, решение поменять Россию на Америку обосновывалось на желании увидеть жизнь, бьющую ключом, а не закисание; культуру, а не дичь и резню; давать не жалкие концерты в Кисловодске, а выступать в Чикаго и Нью-Йорке.
Весенним майским днём 1918 года Прокофьев покидает Москву и уезжает из неё, взяв билет на Сибирский экспресс. В первый день лета он добирается до Токио и порядка двух месяцев ожидает там американскую визу. В начале августа Сергей Сергеевич уплыл в Соединённые Штаты Америки. Там он прожил три года и в 1921 переезжает во Францию.
В следующие пятнадцать лет он много работал и выступал с концертами в американских и европейских городах, даже три раза приезжал с концертами в Советский Союз.
В это время он знакомится и очень сближается с такими известными в культурном мире людьми, как Пабло Пикассо и Сергей Рахманинов. Также Прокофьев успел жениться, спутницей его жизни стала испанка Каролина Кодина-Любера.
У пары родилось двое сыновей – Олег и Святослав. Но всё чаще Сергея одолевали мысли по поводу возвращения домой.
В 1936 году Прокофьев вместе с супругой и сыновьями приехал в СССР и обосновался в Москве.
До конца жизни он только два раза выезжал за границу с концертами – в сезоны 1936/1937 и 1938/1939 годов.
Советская жизнь
Прокофьев очень много общался с известными деятелями искусства того времени. Вместе с Сергеем Эйзенштейном они работали над кинолентой «Александр Невский».
2 мая 1936 года в Центральном детском театре состоялась премьера известной на весь мир сказки-симфонии «Петя и волк».
Перед самым началом войны композитор работал над операми «Дуэнья» и «Семен Котко».
Военный период ознаменовался в творческой жизни композитора оперой «Война и мир», Пятой симфонией, музыкой к кинокартине «Иван Грозный», балетом «Золушка» и многими другими произведениями.
В семейной жизни Прокофьева изменения произошли ещё в 1941, перед началом войны. В это время он уже не жил со своей семьёй. Много позже советским правительством его брак признался недействительным, и Прокофьев в 1948 году снова вступил в законные супружеские отношения с Мирой Мендельсон.
Жена Лина пережила арест, лагеря и реабилитацию. В 1956 году она уехала из Советского Союза в Германию. Лина прожила долгую жизнь и умерла в пожилом возрасте. Всё это время она любила Прокофьева и до последних дней вспоминала, как в первый раз увидела и услышала его на концерте.
Она обожала Серёжу, его музыку и во всём обвиняла Миру Мендельсон.
Для самого Прокофьева послевоенные годы обернулись резким ухудшением здоровья, прогрессировала гипертония. Он стал аскетом и никуда не выезжал со своей дачи. У него был строгий медицинский режим, но, несмотря на это, он закончил работу над балетом «Сказ о каменном цветке», Девятой симфонией, оперой «Повесть о настоящем человеке».
Смерть великого композитора прошла незамеченной советскими людьми и средствами массовой информации. Потому что случилось это 5 марта 1953 года, когда не стало и товарища Сталина.
Более того, коллеги музыканта, его близкие и друзья испытали даже немалые проблемы в организационных похоронных вопросах. Композитор умер в московской коммуналке от того, что случился гипертонический криз.
Похороны прошли на московском Новодевичьем кладбище.
Через 4 года советские власти как будто попытались загладить свою вину перед знаменитым музыкантом и назначили ему Ленинскую премию посмертно.
Произведения – шедевры с мировой славой
В мире особенной популярностью и любовью пользуются балеты, написанные С.С. Прокофьевым.
Год премьеры | Название произведения | Место премьеры |
1921 | «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» | Париж |
1927 | «Стальной скок» | Париж |
1929 | «Блудный сын» | Париж |
1931 | «На Днепре» | Париж |
1938, 1940 | «Ромео и Джульетта» по У. Шекспиру | Брно, Ленинград |
1945 | «Золушка» | Москва |
1951, 1957 | «Сказ о каменном цветке» по П.П. Бажову | Москва, Ленинград |
Для оркестров Прокофьевым было создано 7 симфоний, Скифская сюита «Ала и Лоллий», два пушкинских вальса и много других увертюр, поэм, сюит.
Великий композитор написал концерты инструментальные:
- фортепиано с оркестром – 5;
- скрипка с оркестром – 2;
- виолончель с оркестром – 1.
В его творчестве, которое он оставил человечеству, ещё множество произведений для фортепиано, камерно-инструментальные ансамбли, вокально-симфонические произведения.
Знаменитые оперы Прокофьева:
Год премьеры | Название оперы |
1899 | «Великан» |
1902 | «Пир во время чумы» |
1911 | «Маддалена» |
1921 | «Любовь к трём апельсинам» (автор К. Гоцци) |
1927 | «Огненный ангел» (автор В.Я. Брюсов) |
1929 | «Игрок» (автор Ф.М. Достоевский) |
1940 | «Семён Котко» |
1943 | «Война и мир» (автор Л.Н. Толстой) |
1946 | «Обручение в монастыре» (автор Р. Шеридан «Дуэния») |
1948 | «Повесть о настоящем человеке» (автор Б. П. Полевой) |
1950 | «Борис Годунов» (автор А.С. Пушкин) |
В мире помнят великого человека и почитают его произведения. Очень многие музыкальные училища и концертные залы, самолёты и аэропорты, улицы и детские музыкальные школы, симфонические оркестры и музыкальные академии носят имя С. С. Прокофьева. Два музея открыты в Москве и один на его родине, в Донбассе.
Источник: https://stories-of-success.ru/kompozitor/sergeya-prokofeva
Прокофьев, Александр Андреевич
TR | UK | KK | BE | EN |
прокофьев александр андреевич иванов, прокофьев александр андреевич малахов
2 (15) декабря 1900
Алекса́ндр Андре́евич Проко́фьев (19 ноября (2 декабря) 1900 года в деревне Кобона (ныне Ленинградская область) — 18 сентября 1971 года, Ленинград) — русский советский поэт. Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Ленинской (1961) и Сталинской премии второй степени (1946). Старший брат видного советского и партийного работника В. А. Прокофьева.
- 1 Биография
- 2 Произведения
- 3 Память
- 4 Награды и премии
- 5 Интересные факты
- 6 Сочинения
- 7 Примечания
- 8 Ссылки
Биография
Родился в семье крестьянина-рыбака и землепашца.
Окончил сельскую школу и с 1913 по 1917 годы учился в Петербургской учительской семинарии.
В 1919 году вступил в РКП(б). Окончил Петроградский учительский институт РККА (1920). В 1922—1930 годах сотрудник полпредства ВЧК-ОГПУ по Ленинградскому ВО. С 1923 года учился в литературной студии ленинградского Пролеткульта. Печататься начал с 1927 года. В 1931 году выпустил первую книгу стихов.
В 1922—1930 служил оперуполномоченным в органах ВЧК-ОГПУ. Все последующие годы находился в действующем резерве органов госбезопасности.
Во время Советско-финской войны (1939—1940) и Великой Отечественной войны (1941—1945) Прокофьев — военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта. В 1945—1948 годах и 1955—1965 годах был ответственным секретарём Ленинградского отделения СП РСФСР.
Член Центральной ревизионной комиссии КПСС в 1956—1966 годах. Делегат XVIII, XX и XXII съездов КПСС.
Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.
Могила Прокофьева на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.
Произведения
- На стихи Прокофьева были написаны песни, среди которых наиболее известные — «Товарищ» (музыка О. Б. Иванова, первая его песня), ставшая неофициальным гимном молодёжи, и «Тайга золотая» (музыка В. В. Пушкова) из одноимённого кинофильма.
- На стихи Прокофьева композитор Георгий Свиридов написал хоровую поэму «Ладога».
- В 2003 году в честь празднования 1250-летия Старой Ладоги петербургский композитор Владислава Малаховская написала 3 хора на стихи А. А. Прокофьева.
Память
- Именем Прокофьева А А. названа улица на северо-западе Санкт-Петербурга.
Награды и премии
- Указом Президиума ВС СССР от 1 декабря 1970 года за выдающиеся заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельности и в связи с семидесятилетием со дня рождения Прокофьеву Александру Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
- четыре ордена Ленина (1957, 1960, 1967, 1970).
- орден Отечественной войны II степени (1944).
- орден Красной Звезды (1940).
- орден «Знак Почёта» (1939).
- знак «Почётный сотрудник ВЧК-ГПУ (V)».
- Сталинская премия второй степени (1946) — за поэму «Россия» и стихотворения: «Не отдадим !», «За тебя, Ленинград !», «Застольная», «Клятва» и другие.
- Ленинская премия (1961) — за сборник стихов «Приглашение к путешествию» (1960).
Интересные факты
А. Прокофьев (1-й слева) на III съезде писателей БССР. 1954 год
На встрече с Хрущёвым поэт Смирнов сказал:
«Вы знаете, Никита Сергеевич, мы были сейчас в Италии, многие принимали Прокофьева Александра Андреевича за Вас».
Хрущёв посмотрел на Прокофьева, как на свой шарж, на карикатуру; Прокофьев того же роста, с такой же грубой физиономией, толстый, мордатый, нос приплюснут… Посмотрел Хрущёв на эту карикатуру, нахмурился и отошёл, ничего не сказав. (По воспоминаниям Д. Гранина)
Сочинения
- Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1978—1980
- Собрание сочинений в 4-х томах. Л., 1965—1966
- Собрание стихотворений в 2-х томах. Л., 1961
- Сочинения в 2-х томах. Л., 1957
- Избранное в 2-х томах. Л., 1972
- Полдень, 1931
- Победа, 1932
- Стихотворения. Л., 1932
- Дорога через мост, Л. , изд. писателей, 1933
- Сборник стихов. Л., 1934
- Избранное. Л., ГИХЛ, 1935, — 208 с., 6 300 экз.
- Прямые стихи. Л., 1936
- Крылья. М.-Л., 1937
- Стихотворения 1927—1937. Л., 1938
- Знамя. Л., 1940
- Гармонь. Л., ГИХЛ, 1944
- Россия. Л., 1944
- Россия, М., 1946 (поэма)
- Простор. Л., 1945
- Стихотворения. 1927—1947. — Гослитиздат, 1947. — 590 с., 25 000 экз.
- Избранное. — М., Сов. писатель, 1947, — 300 с., 25 000 экз.
- Стихотворения. М.-Л., 1950
- В пути. — М., 1953
- Стихотворения. М., 1954
- Заречье. Л., 1955
- Лирика. Л., 1956
- Стихотворения и поэмы. М., 1959
- Приглашение к путешествию.- Л., 1960
- Присяга. — Л., 1960
- Стихи с дороги, Л., Советский писатель, 1963
- Горислава. М, 1963
- Под солнцем и под ливнями. Л., 1964
- Чудесная тревога. 1965
- Гроздья, Л., Советский писатель,1967
- Пристрастия. Л., 1967
- Прощание с приморьем. Л., 1969
- Бессмертие, Л., 1970.
- Избранные стихи. Л., 1970
- Величальная песня России. М., 1971
Примечания
- ↑ 12 data.bnf.fr: open data platform — 2011.
- ↑ Прокофьев Александр Андреевич — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
- ↑ Центральная Ревизионная Комиссия, избранная XX-м съездом КПСС 25.2.1956, члены
- ↑
Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%84%D1%8C%D0%B5%D0%B2,-%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80-%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87-459150.html
Биография
Подробности Категория: Поэты : 01.03.2016 22:48 Биограф 4910
Прокофьев Александр Андреевич Родился: 19 ноября (2 декабря) 1900 года. Умер: 18 сентября 1971 года.
Александр Андреевич Прокофьев (19 ноября (2 декабря) 1900 года в деревне Кобона (ныне Ленинградская область) — 18 сентября 1971 года, Ленинград) — русский советский поэт. Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Ленинской (1961) и Сталинской премии второй степени (1946).
Родился в семье крестьянина-рыбака и землепашца.
Окончил сельскую школу и с 1913 по 1917 годы учился в Петербургской учительской семинарии.
В 1919 году вступил в РКП(б). Окончил Петроградский учительский институт РККА (1920). В 1922—1930 годах сотрудник полпредства ВЧК-ОГПУ по Ленинградскому ВО. С 1923 года учился в литературной студии ленинградского Пролеткульта. Печататься начал с 1927 года. В 1931 году выпустил первую книгу стихов.
В 1922—1930 служил оперуполномоченным в органах ВЧК-ОГПУ. Все последующие годы находился в действующем резерве органов госбезопасности.
Во время Советско-финляндской войны (1939—1940) и Великой Отечественной войны (1941—1945) Прокофьев — военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта. В 1945—1948 годах и 1955—1965 годах был ответственным секретарём Ленинградского отделения СП РСФСР.
Член Центральной ревизионной комиссии КПСС в 1956—1966 годах. Делегат XX и XXII съездов КПСС.
Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.
Сергей Прокофьев | Сочинения, биография, музыка и факты
Сергей Прокофьев
Смотреть все СМИ
- Год рождения:
- 23 апреля 1891 г. Украина
- Умер:
- 5 марта 1953 г. (61 год) Москва Россия
- Известные работы:
- «Ала и Лолли» «Александр Невский» «Обручение в монастыре» «Классическая симфония» «Ле Пас д’асье» «Петя и волк» «Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ре-бемоль мажор, соч. 10” «Соната для фортепиано № 6 ля ля, соч. 82” «Ромео и Джульетта» «Сарказмы для фортепиано» «Скифская сюита» «Семен Котко» «Огненный ангел» «Игрок» «Любовь к трем апельсинам» «Блудный сын» «Сказка о шуте, который перешутил семерых шутов» «Война и мир»
- Механизм/стиль:
- Неоклассическое искусство
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Сергей Прокофьев , полностью Сергей Сергеевич Прокофьев , (род. 23 апреля [11 апреля по старому стилю] 1891, Сонцовка, Украина, Российская империя — умер 5 марта 1953, Москва, Россия, СССР), 20-й русский (и советский) композитор ХХ века, писавший в самых разных музыкальных жанрах, включая симфонии, концерты, музыку к фильмам, оперы, балеты и программные произведения.
Прокофьев ( Прокофьев в системе транслитерации РАН) родился в семье земледельцев. Деревенская жизнь с ее крестьянскими песнями оставила в нем неизгладимый отпечаток. Мать, хорошая пианистка, стала для высокоодаренного ребенка первым музыкальным наставником и устраивала поездки в оперу в Москву. Талант мальчика высоко оценил московский композитор и педагог Сергей Танеев, по рекомендации которого русский композитор Рейнгольд Глиэр дважды ездил в летние месяцы в Сонцовку, чтобы стать первым учителем юного Сергея по теории и композиции и подготовить его к вход в консерваторию в Санкт-Петербурге. Годы, проведенные Прокофьевым в этом учреждении — 19 лет.с 04 по 1914 год — период бурного творческого роста. Учителя были поражены его оригинальностью, и когда он закончил учебу, он был удостоен премии Антона Рубинштейна по классу фортепиано за блестящее исполнение своего первого масштабного произведения — Концерта № 1 для фортепиано с оркестром ре-бемоль мажор № .
Консерватория дала Прокофьеву прочную основу академических основ музыки, но он страстно искал музыкальных новшеств. Его энтузиазм был поддержан прогрессивными кругами, выступающими за музыкальное обновление. Первое публичное выступление Прокофьева как пианиста состоялось в 1908 на серии концертов Вечера современной музыки , организованной такой группой в Санкт-Петербурге. Чуть позже он встретил дружескую симпатию в аналогичном кругу в Москве, что помогло ему впервые выступить как композитору на московских летних симфонических сезонах 1911 и 1912 годов.
Музыкальный талант Прокофьева быстро развивался. Он изучал сочинения Игоря Стравинского, особенно ранние балеты, но сохранял критическое отношение к блестящим новациям своего земляка. Важную роль в становлении Прокофьева сыграли и контакты с тогда еще новыми течениями в театре, поэзии и живописи. Его привлекало творчество русских поэтов-модернистов; картинами русских последователей Поля Сезанна и Пабло Пикассо; и театральными идеями Всеволода Мейерхольда, экспериментальные постановки которого были направлены против отжившего натурализма. В 1914 Прокофьев познакомился с великим балетным импресарио Сержем Дягилевым, который стал одним из его самых влиятельных советников на следующие полтора десятилетия.
После смерти отца в 1910 г. Прокофьев жил в более стесненных материальных условиях, хотя мать обеспечивала его продолжение учебы. Накануне Первой мировой войны он посетил Лондон и Париж, чтобы ознакомиться с новинками искусства. Напряженная предгрозовая атмосфера, пронизавшая Россию, обострила в нем чувство скептицизма, неверия в романтические идеалы, но не поколебала его в сущности здорового взгляда на жизнь. Освобожденный от военной мобилизации как единственный сын вдовы, Прокофьев продолжал совершенствовать свое музыкальное мастерство на органе и выступал с концертами в столице и других местах. Дореволюционный период творчества Прокофьева отмечен напряженной поисковой работой. Гармоническая мысль и замысел его творчества становились все более и более сложными. Прокофьев написал балет Ала и Лолли (1914), на темы древнеславянской мифологии, для отвергнувшего ее Дягилева. После этого Прокофьев переработал музыку в Скифскую сюиту для оркестра. Его премьера в 1916 году вызвала скандал, но стала кульминацией его карьеры в Петрограде (Санкт-Петербург). Балет «Сказка о шуте, который перешутил семерых скоморохов » (1915; переработан как «Скоморох », 1915–20), также по заказу Дягилева, по мотивам народной сказки; оно послужило толчком к поисковым экспериментам Прокофьева в обновлении русской музыки. Несмотря на утверждение Дягилева о приоритете балета над оперой, которую он считал отмирающим жанром, Прокофьев активно работал в области оперы. После незрелого Маддалена , которую он написал в 1911–1913 годах, сочинил в 1915–16 годах Игрок , блестящую и динамичную адаптацию повести Федора Достоевского. Продолжая оперную традицию Модеста Мусоргского, Прокофьев умело сочетал тонкий лиризм, сатирическую злобу, повествовательную точность и драматический удар. В этот период Прокофьев добился большого признания за свои первые два фортепианных концерта — первый одночастный Концерт ре-бемоль мажор (1911) и второй драматический четырехчастный Концерт соль минор (1913).
1917 год — год двух русских революций — был для Прокофьева удивительно продуктивным. Когда в феврале 1917 года был свергнут царь Николай II, Прокофьев был на улицах Петрограда, выражая радость победы. Словно вдохновленный чувством социального и национального обновления, он написал в течение одного года огромное количество новой музыки: он сочинил две сонаты, Концерт для скрипки № 1 ре мажор , Классическую симфонию и хоровое произведение Seven, They Are Seven ; он начал великолепный Концерт для фортепиано с оркестром № 3 до мажор ; и он задумал новую оперу «Любовь к трем апельсинам» по мотивам комедийной сказки итальянского драматурга 18-го века Карло Гоцци в переводе и адаптации Мейерхольда. Летом 1917 г. Прокофьев был включен в состав Совета работников искусств, руководившего левым крылом художественной деятельности России; но почти девять месяцев он застрял на Кавказе, отрезанный гражданской войной от Петрограда. Только весной 1918 ему удалось вернуться туда. Однако в трудных условиях тех лет он пришел к выводу, что музыке нет места в деятельности совета, и решил временно покинуть Россию, чтобы отправиться с концертами за границу. С официального разрешения Прокофьев проехал трудным путем через Сибирь, где бушевали междоусобицы.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.