cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Тесты огэ по географии 9 класс 2018: Я решу ОГЭ : Тесты ОГЭ по географии в 2018

Содержание

Демонстрационные варианты (демоверсии) ОГЭ по географии



На официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы демонстрационные варианты ОГЭ по географии (9 класс) за 2009 — 2023 годы.

Все варианты содержат задания трех типов: задания, где нужно выбрать один из предложенных ответов, задания, где нужно дать краткий ответ, и задания, где нужно дать развернутый ответ. К заданиям первого и второго типов даны правильные ответы, а к заданиям третьего типа дано содержание правильного ответа и критерии оценивания.

В демонстрационном варианте ОГЭ 2023 года по географии по сравнению с демонстрационным вариантом 2022 года изменений нет.

Демонстрационные варианты ОГЭ по географии

Отметим, что демонстрационные варианты ОГЭ по географии представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2009 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2010 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2011 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2012 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2013 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2014 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2015 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2016 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2017 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2018 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2019 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2020 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2021 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2022 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2023 год

Наверх

Электронный справочник по математике для школьников

При подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по математике большую помощь может оказать наш электронный справочник по математике для школьников.

В справочник включены все разделы школьной программы, а также множество сведений для углубленного изучения курса математики.

Каждый раздел нашего справочника содержит не только теоретические сведения, но и решения типовых примеров и задач.

Наши учебные пособия для школьников

При подготовке к ЕГЭ и к ОГЭ по математике Вам могут также пригодиться наши учебные пособия.

  • Решение рациональных неравенств

  • Задачи на проценты

  • Решение показательных неравенств

  • Квадратный трехчлен

  • Метод координат на плоскости

  • Решение иррациональных неравенств

  • Фигуры на координатной плоскости

  • Решение алгебраических уравнений

  • Уравнения и неравенства с модулями

  • Решение показательных уравнений

  • Арифметическая и геометрическая прогрессии

  • Решение логарифмических уравнений

  • Решение логарифмических неравенств

  • Системы уравнений

  • Решение тригонометрических уравнений

  • Тригонометрия в ЕГЭ по математике

  • Степень с рациональным показателем

Онлайн тесты по географии для подготовки к ОГЭ 2018-2019 учебного года с ответами

ОГЭ 2019 по географии (ГИА-9). Вариант 15 (с проверкой ответа)

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по географии состоит из 27 заданий с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом. В данном тесте представлены только 27 заданий, требующие краткого ответа. Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 17 заданиях. В трех заданиях предполагается запись ответа в виде слова или словосочетания, а в оставшихся 7 заданиях — в виде числа или последовательности цифр. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

ОГЭ 2019 по географии (ГИА-9). Вариант 14 (с проверкой ответа)

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по географии состоит из 27 заданий с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом. В данном тесте представлены только 27 заданий, требующие краткого ответа. Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 17 заданиях. В трех заданиях предполагается запись ответа в виде слова или словосочетания, а в оставшихся 7 заданиях — в виде числа или последовательности цифр. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

ОГЭ 2019 по географии (ГИА-9). Вариант 13 (с проверкой ответа)

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по географии состоит из 27 заданий с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом. В данном тесте представлены только 27 заданий, требующие краткого ответа. Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 17 заданиях. В трех заданиях предполагается запись ответа в виде слова или словосочетания, а в оставшихся 7 заданиях — в виде числа или последовательности цифр. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

ОГЭ 2018 по географии (ГИА-9). Вариант 12 (с проверкой ответа)

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по географии состоит из 27 заданий с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом. В данном тесте представлены только 27 заданий, требующие краткого ответа. Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 17 заданиях. В трех заданиях предполагается запись ответа в виде слова или словосочетания, а в оставшихся 7 заданиях — в виде числа или последовательности цифр. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

ОГЭ 2018 по географии (ГИА-9). Вариант 11 (с проверкой ответа)

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по географии состоит из 27 заданий с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом. В данном тесте представлены только 27 заданий, требующие краткого ответа. Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 17 заданиях. В трех заданиях предполагается запись ответа в виде слова или словосочетания, а в оставшихся 7 заданиях — в виде числа или последовательности цифр. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

ОГЭ 2018 по географии (ГИА-9). Вариант 10 (с проверкой ответа)

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по географии состоит из 27 заданий с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом. В данном тесте представлены только 27 заданий, требующие краткого ответа. Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 17 заданиях. В трех заданиях предполагается запись ответа в виде слова или словосочетания, а в оставшихся 7 заданиях — в виде числа или последовательности цифр. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online. ru приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

ОГЭ 2018 по географии (ГИА-9). Вариант 9 (с проверкой ответа)

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по географии состоит из 27 заданий с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом. В данном тесте представлены только 27 заданий, требующие краткого ответа. Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 17 заданиях. В трех заданиях предполагается запись ответа в виде слова или словосочетания, а в оставшихся 7 заданиях — в виде числа или последовательности цифр. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

ОГЭ 2018 по географии (ГИА-9). Вариант 8 (с проверкой ответа)

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по географии состоит из 27 заданий с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом. В данном тесте представлены только 27 заданий, требующие краткого ответа. Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 17 заданиях. В трех заданиях предполагается запись ответа в виде слова или словосочетания, а в оставшихся 7 заданиях — в виде числа или последовательности цифр. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

ОГЭ 2017 по географии (ГИА-9). Вариант 7 (с проверкой ответа)

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2017-го года по географии состоит из 27 заданий с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом. В данном тесте представлены только 27 заданий, требующие краткого ответа. Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 17 заданиях. В трех заданиях предполагается запись ответа в виде слова или словосочетания, а в оставшихся 7 заданиях — в виде числа или последовательности цифр. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

ОГЭ 2016 по географии (ГИА-9). Вариант 6 (с проверкой ответа)

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по географии состоит из 27 заданий с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом. В данном тесте представлены только 27 заданий, требующие краткого ответа. Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 17 заданиях. В трех заданиях предполагается запись ответа в виде слова или словосочетания, а в оставшихся 7 заданиях — в виде числа или последовательности цифр. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

ОГЭ 2016 по географии (ГИА-9). Вариант 5 (с проверкой ответа)

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по географии состоит из 27 заданий с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом. В данном тесте представлены только 27 заданий, требующие краткого ответа. Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 17 заданиях. В трех заданиях предполагается запись ответа в виде слова или словосочетания, а в оставшихся 7 заданиях — в виде числа или последовательности цифр. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

ОГЭ 2016 по географии (ГИА-9). Вариант 4 (с проверкой ответа)

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по географии состоит из 27 заданий с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом. В данном тесте представлены только 27 заданий, требующие краткого ответа. Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 17 заданиях. В трех заданиях предполагается запись ответа в виде слова или словосочетания, а в оставшихся 7 заданиях — в виде числа или последовательности цифр. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

ОГЭ 2016 по географии (ГИА-9). Вариант 3

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по географии состоит из 27 заданий с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом. В данном тесте представлены только 27 заданий, требующие краткого ответа. Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 17 заданиях. В трех заданиях предполагается запись ответа в виде слова или словосочетания, а в оставшихся 7 заданиях — в виде числа или последовательности цифр. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

ОГЭ 2016 по географии (ГИА-9). Вариант 2

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по географии состоит из 27 заданий с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом. В данном тесте представлены только 27 заданий, требующие краткого ответа. Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 17 заданиях. В трех заданиях предполагается запись ответа в виде слова или словосочетания, а в оставшихся 7 заданиях — в виде числа или последовательности цифр. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online. ru приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

ОГЭ 2016 по географии (ГИА-9). Вариант 1

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по географии состоит из 27 заданий с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом. В данном тесте представлены только 27 заданий, требующие краткого ответа. Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 17 заданиях. В трех заданиях предполагается запись ответа в виде слова или словосочетания, а в оставшихся 7 заданиях — в виде числа или последовательности цифр. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

ОГЭ 2015 по географии (ГИА-9). Вариант 4

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по географии состоит из 27 заданий с кратким ответом и 3 заданий с развёрнутым ответом. В данном тесте представлены только 27 заданий, требующие краткого ответа. Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 17 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

ОГЭ 2015 по географии (ГИА-9). Вариант 3

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по географии состоит из 27 заданий с кратким ответом и 3 заданий с развёрнутым ответом. В данном тесте представлены только 27 заданий, требующие краткого ответа. Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 17 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

ОГЭ 2015 по географии (ГИА-9). Вариант 2

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по географии состоит из 27 заданий с кратким ответом и 3 заданий с развёрнутым ответом. В данном тесте представлены только 27 заданий, требующие краткого ответа. Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 17 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

ОГЭ 2015 по географии (ГИА-9). Вариант 1

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по географии состоит из 27 заданий с кратким ответом и 3 заданий с развёрнутым ответом. В данном тесте представлены только 27 заданий, требующие краткого ответа. Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 17 заданиях. Но для удобства прохождения тестов администрация сайта gia-online.ru приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.

ОГЭ 2014. Вариант 1 (ГИА по географии в старой форме)

В тесте представлены вопросы только с выбором одного правильного ответа.
Так что если у вас был номер вопроса 14, а потом вышел 18, то означает, что на 15, 16, 17 вопросы нужно ответить письменно с развернутым ответом, поэтому мы не стали их включать.


Уровень интеллекта как фактор эффективности итоговой сертификации (ОГЭ)

Аннотация

В статье рассматривается влияние познавательных способностей на успешность прохождения итоговой аттестации школьниками. На основе экспериментального исследования, проведенного авторами исследования, подчеркивается влияние уровня развития интеллекта на результаты основного государственного экзамена. Исследование структуры интеллекта учащихся 9-х классов проводилось на базе школ г. Орехово-Зуево Московской области в 2017-2018 гг. Исследование проводилось по тесту структуры интеллекта Р. Амтхауэра, позволяющему углубленно изучить структурно-уровневые характеристики интеллекта. Процедура предусматривала контроль результатов сдачи ОГЭ. Выявлено, что когнитивные трудности во время экзаменов связаны с низким уровнем интеллекта учащихся. Низкий уровень развития когнитивных способностей также сказывается на особенностях восприятия, обработки информации, неумении применять полученные знания и оперировать системой предметных научных понятий на экзаменах. Обнаружены достоверные корреляции между отдельными операциями мышления и экзаменационными оценками у испытуемых. Данные могут быть применены в области теории и технологии обучения, для психолого-педагогического сопровождения познавательного развития учащихся.

Ключевые слова: Интеллектуальные познавательные способностибазовый государственный экзамен

Введение

Реформы в российской системе образования, затрагивающие ее структуру, методику, технологии, итоговый контроль, вызывают серьезные изменения в различных аспектах обучения. Одним из таких изменений является введение ОГЭ (основного государственного экзамена), который содержит определенные требования к подготовке и сдаче экзаменов. При этом требования к организации, условиям подготовки студентов к ЕГЭ из года в год ужесточаются. Следует отметить, что выпускные школьные экзамены в виде тестовых заданий отличаются от традиционных как по подготовке, так и по порядку и условиям проведения.

Известно, что одной из целей ОГЭ является объективизация уровня подготовки выпускников в общеобразовательных учреждениях, преемственность общего и профессионального образования, а также повышение доступности высшего и среднего профессионального образования, но, несмотря на это, экзамены в таком формате вызывают много дискуссий среди педагогов, школьников и родителей. Поскольку ОГЭ и ЕГЭ (ЕГЭ) являются основными формами прохождения итоговой аттестации в образовательных организациях и вступительных экзаменов — в профессиональные учреждения, то с итоговой аттестацией связаны проблемы интенсивной подготовки и выбора выпускником дальнейшего профессионального образования.

. Отмечается, что часто учащиеся, начиная с 9 класса, при подготовке и сдаче ОГЭ испытывают трудности, связанные не только с ожиданием предстоящих экзаменов, возможностью реализовать себя, но и с выбором профессии, что является причиной психологического дискомфорта, беспокойства и страхов.

Не умаляя значения процессуальных и тем более личностных трудностей, очевидна необходимость изучения трудностей познавательных способностей, связанных с особенностями восприятия, обработки информации на экзаменах, спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточностью знаний , неумение применять полученные на уроках знания и оперировать системой научных понятий предмета.

Постановка проблемы

Значительное количество работ посвящено исследованию различных психолого-педагогических аспектов итоговой аттестации, психологических особенностей выпускников, влияющих на успешность учебной деятельности и сдачу экзаменов (Вербицкая, 2017; Еремина, 2007; Моросанова, Фомина, Ковас, 2014 и др. ). Следует отметить, что в центре внимания исследователей, в основном, находится итоговая аттестация одиннадцатиклассников, сведения об экзаменационных испытаниях в формате ОГЭ немногочисленны. Однако если ЕГЭ проводится только для выпускников одиннадцатых классов, то в ОГЭ включаются все девятиклассники, завершающие обучение в школе.

Инновационные процессы, влияющие на итоговую аттестацию обучающихся, со всей очевидностью ставят вопрос о трудностях, с которыми сталкиваются выпускники на экзаменах. Изучая процессуальные трудности проведения итоговой аттестации, а также личностные, обусловленные особенностями восприятия внештатной ситуации на экзамене, его субъективными реакциями и позицией, отсутствием возможности заручиться поддержкой взрослых, следует не забывайте о трудностях познавательных.

Так как, зачастую выпускники, демонстрируя высокие учебные достижения по предмету, проявляют недостаточную эффективность прохождения ЕГЭ в психологически сложных условиях. Большая часть информации касается личностных характеристик студентов, что влияет на результаты итоговой аттестации.

Например, Еремина (2007), исследуя влияние психологических особенностей на личность школьника, на успешность сдачи выпускных школьных экзаменов в разных формах (ЕГЭ и традиционный ЕГЭ), подчеркивает роль мотивации достижения успеха выпускниками школ. . Отмечено, что для успешной сдачи традиционного экзамена выпускнику необходимо наличие лишь склонности к достижению успеха (положительное выражение мотивации), а для ГИА — высокая мотивация достижения успеха. Также повышению эффективности итоговой аттестации способствуют высокий уровень притязаний и самооценки, высокая степень выраженности выпускниками школ своей мотивации на отметку. На результаты экзаменов негативно влияет низкий уровень самооценки выпускников, так как они не справляются с заданиями среднего и высокого уровня сложности, а также высокий уровень притязаний и низкая самооценка из-за личностной девальвации деятельности является результатом их провала на экзамене. Высокая личностная тревожность выпускников на экзаменах не позволяет им быстро адаптироваться и мобилизоваться в ситуации сдачи ЕГЭ (Еремина, 2007).

Моросанова и Филиппова (2009) показывают роль сознательной саморегуляции в опосредовании влияния когнитивных и личностных предикторов, обеспечении надежности действий студентов в психологически напряжённой ситуации ЕГЭ. Высокий оценочный результат экзамена обеспечивается как высоким уровнем знаний, так и развитием осознанной саморегуляции, которая является не только предиктором успешной сдачи экзамена, но и медиатором, снижающим негативное влияние оценочной тревожности на его Результаты. Основываясь на работах зарубежных исследователей по саморегуляции (Baumeister, 2000; Kuhl, 2000), авторы подчеркивают (как перспективное направление) необходимость изучения осознанной саморегуляции в учебной деятельности (Морозанова, Фомина, Ковас, 2014). .

Безусловно, когнитивный уровень развития определяет успешность актуализации знаний и связан с эффективностью сдачи ОГЭ. Современные исследования эффективной актуализации знаний связаны с различными технологиями, дидактическими системами и подходами (Волкова, 2015; Нестерова, Ратанова, 2016), моделями обучения (Будрина, 2017), дидактическими средствами (Холодная, Гельфман, 2016), когнитивными активность личности («Познавательная активность и память», 2010 г. ), уровень обработки материала (Крайк, 2002 г.) на эффективность познавательных процессов. Кроме того, существуют исследования взаимосвязи когнитивного развития и успешности изучения русского языка с эффективностью функционирования системы образования: в менее благоприятных образовательных условиях с успешностью обучения связан только невербальный интеллект, а в более благоприятный — оперативная память обновляется вместе с невербальным интеллектом (Вербицкая, 2017).

Следует отметить, что важнейшей составляющей успешного выполнения тестовых заданий является высокий уровень переключения внимания, так как в тестовых заданиях реализуется принцип мозаичности, то есть вопросы чередования из разных областей по предмету экзамена . Важен и уровень развития памяти, как процесса организации, сохранения и воспроизведения прошлого опыта в деятельности. Часто психическое состояние влияет на концентрацию и качество воспроизведения учебного материала. Кроме того, существенное влияние на эффективность воспроизведения учебного материала оказывают уровень развития естественной памяти, сформированность мнемических приемов и механизмов регуляции мнемических способностей (Осинина, 2015).

Трансформация учебного материала, его сокращение, отсутствие его полного забывания, дополнений и искажений связаны с объективными закономерностями, которые могут сопровождать актуализацию знаний при прохождении итоговой аттестации. Глубина обработки текста, специфика вступлений и дополнений определяются характером и уровнем развития мнемических действий (Черемошкина, Осинина, 2016). Отсутствие ошибок при отсроченной актуализации на экзамене предопределяется не только наличием интеллектуально емких способов обработки материала (например, структурированием), но и зрелостью регуляторных механизмов. Доказана эффективность структурирования запоминаемого материала, в отличие от ассоциаций и опорных пунктов. Результаты, полученные в исследованиях Черемошкиной и Осининой (2018), свидетельствуют о том, что любая обработка запоминаемого материала влияет на специфичность отсроченного воспроизведения. При этом интеллектуальная способность рецепции проявляется как на уровне сознательного воспроизведения, так и на уровне относительно бессознательного воспроизведения информации в процессе решения задач с ее использованием (Черемошкина, Осинина, 2018).

Исследования, длящиеся 3-4 часа, способствуют снижению работоспособности, концентрации внимания и продуктивности памяти. Поэтому становится важным доведение до выпускников соответствующих приемов обработки запоминаемого материала, психотехнических навыков самоконтроля и саморегуляции, что повысит эффективность как подготовки, так и сдачи экзаменов.

Исследовательские вопросы

В связи с этим все более актуальным становится изучение познавательных способностей школьников и их влияния на успешность итогового школьного экзамена.

Как система когнитивных способностей влияет на итоговую аттестацию?

Имеются ли когнитивные трудности, связанные с особенностями восприятия, обработки информации на экзаменах, спецификой работы с тестами, неумением применять полученные знания и оперировать системой научных понятий предмета, уровнем развития интеллекта обучающегося?

Цель исследования

Цель исследования — исследование взаимосвязи показателей интеллекта школьников с результативностью основного государственного экзамена.

Методы исследования

Теоретический анализ и обобщение основных теоретико-методологических аспектов исследования интеллекта, имеющихся в литературе данных об основных факторах, влияющих на эффективность сдачи экзаменов;

Эмпирическое исследование структуры интеллекта учащихся 9-х классов Орехово-Зуевской школы; контроль результатов ОГЭ;

Математические методы исследования взаимосвязи между показателями интеллекта и экзаменационными баллами учащихся.

В исследовании изучались взаимосвязи между показателем интеллекта школьников и эффективностью сдачи ЕГЭ, а также взаимосвязь между показателями мыслительных операций и успешностью сдачи отдельных предметов. В исследовании приняли участие 121 девятиклассник в возрасте 15-16 лет общеобразовательных школ МОУ СОШ № 2, МОУ СОШ №20, МОУ СОШ №26 г. Орехово-Зуево Московской области, Россия.

Изучение интеллекта проводилось с помощью теста интеллекта Р. Амтхауэра, позволяющего углубленно изучить структурно-уровневые характеристики интеллекта. Его использование позволяет оценить способности к естественным, общественным, математическим, техническим наукам, иностранным языкам, предпринимательству, а также прогнозировать успешность обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. Результаты тестирования соотносились с итоговыми баллами, полученными на ЕГЭ. Математическая обработка проводилась с применением корреляционного анализа по rs-критерию Спирмена в программе «Statistica».

Находки

Результаты исследования взаимосвязи между показателями интеллекта и экзаменационными отметками студентов представлены в таблице 01 .

Таблица 1 — Посмотреть полный размер >

На эффективность итоговой аттестации в основном влияют когнитивные способности учащегося.

Общий уровень развития интеллекта связан с эффективностью сдачи таких предметов, как русский язык, математика, биология, география, обществознание, информатика (р

<0,05).

Определенные операции мышления определяют успешность сдачи ОГЭ.

Операции мышления «логический подбор», «аналогия», «классификация», «запоминание слов» связаны с эффективностью произнесения русского языка (р

<0,05).

Такой предмет в формате ОГЭ, как и математика, прямо соотносится с такими мыслительными операциями, как «счет», «классификация» и «запоминание слов» (р

<0,05).

Полученные данные кажутся логичными, так как «счет» (арифметический субтест) ориентирован на уровень развития математического мышления, «классификация» — математическое обобщение и вывод, анализ и синтез в математике. Согласно проведенным исследованиям, «запоминание слов» также играет важную роль в выполнении испытуемыми тестовых заданий.

Успех сдачи ОГЭ по биологии у девятиклассников связан с наибольшим количеством корреляций (р

<0,05) с интеллектуальными операциями: «логический отбор» (осведомленность), «определение общих признаков» (отбор лишнего), « аналогии», «классификация» (определение общее), «счет» (арифметика), «числовой ряд» (определение закономерностей), «выбор фигур» (геометрическая композиция).

Вероятно, эти компоненты вербального и невербального интеллекта, помимо знания предмета, необходимы для эффективной сдачи биологии как системы наук, изучающей живые существа и их взаимодействие с окружающей средой, т.е. все стороны жизни. . Запас элементарных знаний и кругозора (сознательность), умение оперировать словесными понятиями, возможность абстрагирования, выделение общих признаков («определение общих признаков», «аналогии», «классификация», «выбор фигур «), определение существенных признаков предметов и явлений, умение делать выводы необходимы не только для усвоения, но и для успешной сдачи естественнонаучных дисциплин. Для системы (сознания) важен и уровень сформированности научных представлений девятиклассников, что отчасти связано с культурным уровнем последних. Что же касается соотношения «математических» операций мышления и сдачи экзамена «биология», то «математические» особенности интеллекта, склонность к логическому умозаключению являются дополнительными аспектами успешности по биологии в формате ОГЭ.

Склонность к аналитико-синтетической деятельности, способность к абстрагированию, обобщение сравниваемых объектов, умение вычленять значимые абстрактные признаки, являются необходимыми составляющими при сдаче ОГЭ по информатике (операции: «логическое выделение», «определение общих признаков «, «считать»). Существенная корреляция между «счетом» и экзаменационной оценкой по информатике логична, поскольку математические операции имеют отношение к информатике, как науке о методах, процессах сбора, хранения, передачи, анализа и оценки информации с использованием вычислительной техники.

При прохождении итоговой аттестации по обществознанию индуктивное мышление, подача элементарных знаний и их успешная актуализация, соотнесение с определенной информацией, расширение имеющихся знаний, обобщение, сравнение объектов и т. д. («логический отбор», «аналогии », «классификация», «запоминание слов») становятся очень важными (p

< 0,05).

Успешность сдачи ЕГЭ по географии девятиклассниками коррелирует (р

<0,05) с операцией «классификационного» мышления (определения общего), как умением обобщать в системе научных понятий, распределять любые предметы, явления по классам, группам, общим признакам. Также была обнаружена значимая корреляция между экзаменационной оценкой по географии и субтестами «счет» и «числовой ряд», так как навыки счета необходимы для решения конкретных географических задач и выполнения тестовых заданий.

Обнаружена интересная обратная корреляционная связь между экзаменационными отметками по предмету физика и субтестом методики «аналогия». Возможно, умение делать утверждения и умозаключения, свойство идентификации одного предмета в сравнении с другим на основании их сходства, установление сходства в тех или иных отношениях предметов, явлений, понятий вообще, как важный признак словесно-логической мышления, определяет эффективность прохождения дисциплин, раскрывающих законы природы, строения и движения материи.

Исследование не выявило значимых корреляционных связей между индивидуальными показателями интеллекта и такими предметами, как «литература», «химия», «иностранный язык». Можно предположить, что отсутствие корреляционных связей связано с малым количеством участников исследования, выбравших эти предметы (4, 11, 15 школьников соответственно) для сдачи.

Когнитивные трудности при проведении ОГЭ связаны с низким уровнем развития интеллекта обучающегося, а также с неумением применять полученные знания и оперировать системой научных понятий предмета на экзамене.

Заключение

Результаты проверки успешного прохождения ОГЭ у обучающихся с разным уровнем развития интеллекта дополняют научное представление о взаимосвязи когнитивных характеристик выпускников и эффективности прохождения итоговой аттестации как по педагогической, так и по возрастной психологии, а также по психология интеллекта и психология способностей. Также данные, полученные в ходе исследования, могут быть применены в области теории, методики и технологии обучения. Следует отметить, что результаты исследования позволят сформулировать ряд рекомендаций по информационно-психологическому сопровождению педагогов, адресной помощи обучающимся и их родителям, как на этапе психолого-педагогического сопровождения обучения, так и на этапе этап прохождения итоговой аттестации.

Благодарности

Авторы выражают благодарность руководству МОУ СОШ № 2, МОУ СОШ №20, МОУ СОШ №26 г. Орехово-Зуево Московской области, Россия, за предоставление экспериментальной базы для исследования, результаты которого представлены в этой статье.

Ссылки

  1. Baumeister, R.F., Exline, J.J. (2000). Самообладание, мораль и человеческая сила. Журнал социальной и клинической психологии, 19 (1), 29–42.
  2. Будрина Е.Г. (2017). Гендерные особенности интеллекта и успеваемости младших школьников. Procedia — Социальные и поведенческие науки. 237, 1390-1397.
  3. Черемошкина Л.В., Осинина Т.Н. (2016). Закономерности воспроизведения учебного текста на материале лонгитюдного исследования. Психология обучения, 12, 12-25.
  4. Черемошкина Л.В., Осинина Т.Н. (2018). Закономерности актуализации знаний по материалам лонгитюдного исследования. Известия Российской академии образования, д. 2, стр. 79-92 [на рус.].
  5. Крейк, Ф. И.М. (2002). Уровни обработки: прошлое, настоящее… и будущее? Память, 10, 305-318.
  6. Холодная М.А., Гельфман Э.Г. (2016). Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 200 с.
  7. Холодная М.А., Гельфман Э.Г. (2016). Развивающие учебные тексты как основа интеллектуального развития обучающихся при изучении математики (деттехнологии). Психология в России: современное состояние, 9(3), 24-37.
  8. Куль, Дж. (2000). Функционально-дизайнерский подход к мотивации и саморегуляции: динамика взаимодействия личностных систем. В: М. Букертс, П. Р. Пинтрих, М. Зейднер (ред.), Справочник по саморегулированию. Сан-Диего: Academic Press, 111–169.
  9. Моросанова В.И., Филиппова Е.В. (2009). Изучение регуляторных основ психологической успешности учащихся на экзамене. Вестник РУДН. Серия Психология и педагогика, 4, 37–43.
  10. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Ковас Ю.В. В. (2014). Взаимосвязь между регуляторными, интеллектуальными и когнитивными характеристиками у учащихся, успешно обучающихся математике. Психологические исследования, 7(34), 11. http://psystudy.ru.
  11. Нестерова О.В., Ратанова Т.А. (2016). Развитие интеллекта на начальных этапах обучения. Мир психологии, 1, 137-147.
  12. Осинина, Т.Н. (2015). Лонгитюдное исследование воспроизводства учебного материала. Вестник Томского государственного педагогического университета, 6 (159), 50-55.
  13. Познавательная активность и память (2010). [Познавательная деятельность и память]. Стручок красный. Н.И. Чуприковой; Учреждение РАО «Психологический институт». 2-е изд., испр. я доп. М.: МПСИ, 224 с.
  14. Вербицкая, Л. А. (2017). Когнитивные основы успеха обучения русскому языку: кросскультурное исследование. В Л.А. Вербицкой, Ю.П. Зинченко, С.Б. Малых, Т.Н. Тихомирова (ред.) Вопросы психологии. 1, 26–40.
  15. Волкова Е.В. (2015). Динамика структурной организации памяти на предметную информацию в подростковом и юношеском возрасте. Мир психологии, 2, 221-232.
  16. Еремина Л.Ю. (2007). Психологические особенности личности школьников и их влияние на успешность сдачи школьного экзамена: Дисс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *