cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Строение мышц 8 класс биология – Скелетные мышцы — урок. Биология, Человек (8 класс).

Содержание

Мышцы. Типы мышц, их строение и значение

Мышцы состоят из мышечной ткани, которая образована вытянутыми многоядерными клетками, которые имеют вид поперечно-исчерченных волокон. Существует несколько типов мышцгладкие и скелетные.

Гладкие мышцы входят в состав стенок внутренних органов (сердца, кровеносных сосудов, желудка и кишечника). Они играют важную роль в процессах, не зависящих от нашего сознания, например в перемещении пищи по пищеварительному тракту. Работа гладких мышц не зависит от воли человека, сокращаются они медленно и могут долго находиться в таком состоянии.

К скелетным мышцам относятся поперечно-полосатые мышцы головы, туловища и конечностей. Сокращаются они быстро, и их работа обеспечивает произвольные движения.

Строение мышц

Мышца состоит из большого количества мышечных волокон, которые способны сокращаться. Они идут параллельно друг другу и собраны в пучки.

Мышечное волокно образовано тонкими нитямимиофибриллами, которые в свою очередь состоят из тончайших белковых нитей. Благодаря их взаимодействию происходит напряжение и укорочение мышц.

Каждое мышечное волокно покрыто соединительнотканной оболочкой, которая переходит к концам мышц в сухожилия. Сухожилияпассивная, несокращающаяся часть скелета, с помощью которой мышцы крепятся к костям. Они прочно срастаются с надкостницей (оболочкой, которая покрывает кость снаружи). Сухожилия обладают большой прочностью, практически не могут растягиваться и выдерживают нагрузку до 600 килограммов при растяжении.

Снаружи мышца покрыта фасцией тонкой оболочкой из соединительной ткани. Мышцы хорошо снабжаются кровью, которая приносит кислород и питательные вещества и удаляет конечные продукты обмена.

Строение двуглавой и трёхглавой мышц плеча. Тело мышцы, состоящее из мышечных волокон, называется брюшко. То сухожилие, которое прикрепляется к кости, остающейся малоподвижной при движении, называется головка. А другое сухожилие, которое прикрепляется к подвижным костям, называется хвостом.

В мышцах располагаются нервные окончания – рецепторы. Они воспринимают степень растяжения и укорочения мышц и доставляют информацию в спинной и головной мозг, которые управляют движениями. Сокращение мышц происходит тогда, когда они получают сигнал от центральной нервной системы. Если нерв повреждён, мышца не будет сокращаться.

У женщин мышцы составляют около 30 процентов массы тела, а у мужчин – от 35 до 45 процентов. У человека описано 639 мышц, из них только пять – непарные.

Самая маленькая мышцастременная – находится в среднем ухе и имеет длину всего 1,3 миллиметра. Самая длинная мышцапортняжная – начинается от верхней части таза, проходит наискось по передней поверхности бедра и прикрепляется к внутренней части колена. Самые крупныебольшие ягодичные мышцы, они приводят в движение ноги.

В зависимости от расположения у человека выделяют мышцы головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей.

На голове у человека располагается круговая мышца рта, мышца, опускающая угол рта, круговая мышца глаза, височная, затылочная и грудино-ключично-сосцевидная мышцы.

Среди мышц головы выделяют две группы: жевательные и мимические. Жевательные мышцы обеспечивают движение нижней челюсти, пережёвывание пищи и участвуют в формировании звуков. Одним своим концом они прикрепляются к костям черепа, а другим – к нижней челюсти. Жевательные мышцы являются самыми сильными у человека. В книге рекордов Гиннеса указано, что в 1982 году Хоффман смог развить ими усилие в 442 килограмма.

Мимические мышцы, в отличие от всех остальных мышц, крепятся к кости только одним своим концом, а другой заканчивается свободно в коже. С помощью сокращения мимических мышц мы выражаем свои эмоции и настроение.

С помощью мышц шеи человек поворачивает, опускает и поднимает голову. Если повернуть голову в сторону, то легко можно прощупать одну из самых крупных мышц шеи – грудино-ключично-сосцевидную.

К мышцам туловища относятся мышцы груди, живота и спины.

К мышцам груди относятся наружные и внутренние межрёберные мышцы и диафрагма, которые обеспечивают дыхательные движения.

Диафрагма ─ главная дыхательная мышца. Она изогнута в форме купола и отделяет грудную полость от брюшной. Большая и малая грудные мышцы осуществляют движения верхних конечностей.

Мышцы животапоперечные, косые и прямые – образуют брюшной пресс, они участвуют в повороте туловища и его наклонах.

На спине находятся трапециевидная мышца и широчайшая мышца спины. Мышцы спины образуют несколько слоёв: мышцы, лежащие на поверхности, способствуют движению верхних конечностей; глубокие мышцы разгибают позвоночник и обеспечивают сохранение вертикального положения.

Рука человека образована сорока девятью мышцами. При сокращении дельтовидная мышца поднимает руку, двуглавая мышца сгибает руку в локтевом суставе, а трёхглавая – разгибает.

К мышцам нижней конечности относятся портняжная

, прямая и широкая мышцы бедра, передняя большеберцовая, икроножная и большая ягодичная мышцы. Четырёх- и двуглавая мышцы приводят в движение голень.

Названия одних мышц обозначают их форму: ромбовидная, трапециевидная, квадратная. Других – их размеры и величину: большая, малая, длинная, короткая. В название может входить направление мышечных пучков, например поперечная и косая мышцы.

Итог урока. Скелетные мышцы обеспечивают передвижение человека. Они прикрепляются к костям и являются активной частью опорно-двигательной системы. В теле человека выделяют поперечно-полосатые мышцы головы, туловища и конечностей.

Гладкие мышцы обеспечивают двигательную активность внутренних органов.

Мышцы состоят из мышечных волокон, способных сокращаться.

videouroki.net

Урок по биологии 8 класс » Мышцы, их строение и функции.»

Мышцы, их строение и функции»

Задачи урока:

1) образовательная: раскрыть особенности о микро- и макроскопическом строении мышц; строения скелетных мышц, их прикрепления к костям, дать характеристику основным группам мышц; выяснить функции мышц

2) развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

3) воспитательная: воспитывать пробуждение интереса к приобретению знаний о своём организме, роли этих знаний в сохранении и укреплении здоровья.

Оборудование: доска, карточки таблицы, презентация, микроскоп, препараты мышечной ткани

Ход урока.

Здравствуйте, ребята. Скажите пожалуйста, что мы изучаем на уроках биологии в этом году? Ответ : Организм человека.

Н

ОРГАНИЗМ

а доске появляется карточка:

Что такое организм?

Ответ : Это единая система органов, взаимодействующих между собой.

Какой орган самый важный в организме человека?

Ответ Его нет, в организме важны все органы.

Из чего же состоит организм?

Ответ Из клеток.

Что такое клетка?

Клетка – элементарная единица всего живого, поэтому ей присущи свойства живых организмов: обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, регенерация и другие свойства.

Деятельность организма

Ответ сумма жизнедеятельности отдельных клеток.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Сейчас мы увидим небольшой фрагмент из м/ф, и вы узнаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Демонстрируется фрагмент м/ф «Поликлиника кота Леопольда» (содержание фрагмента: Леопольд посещает рентген-кабинет вместе с мышами, которые заявляют, что они – мыши-цы).

Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Мышцы. 1 слайд

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

А в м/ф перед нами действительно были мышцы?

Нет, это был скелет.

А

ОРГАНИЗМ

что такое скелет?

Скелет — это часть организма.

На доске:

СКЕЛЕТ

Из каких частей состоит скелет?

(Скелет = череп + скелет туловища + скелет верхних конеч­ностей + скелет нижних конечностей.?

Какие Функции выполняет скелет?

ответ: — Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов — мозга, легких, сердца, кишечника и т.д..

Учитель: Сегодня я расскажу вам одну древнюю индийскую сказку о сороконожке «Однажды молодая весёлая сороконожка изящно танцевала. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя ловкости её движений. И вдруг она спросила плясунью: «Не объяснишь ли мне, дорогая, как тебе удаётся так замечательно распоряжаться всеми своими ногами? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимется первой , а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается и когда поднимается 11 и 7? И что в это время делают 9 и 21?» Сороконожка остановилась и задумалась. Ей и в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей и самой стало любопытно: как же поступает она, в самом деле? Какую ножку надо поднять, чтобы продолжить танец? Но этого она не знала. Чем больше она об этом думала, тем больше запутывалась. Так она и осталась неподвижной на радость старой жабе»

А как это делаем мы? Давайте проделаем небольшую работу: поднимите руку в верх, кто знает ответы на эти вопрос, и теперь зафиксируйте её в поднятом состоянии. Что тянет нашу руку в верх? Какой вывод можно сделать: мышцы работают под командой головного мозга. 2 слайд Какую систему человека составляют кости скелета. их соединения и мышцы. ( опорнро –двигательную систему). Какую часть опорно — двигательной системы составляют кости скелета (Пассивную)

Мышцы – это активная часть опорно-двигательной системы.

Мышц в организме человека 600 они разнообразны по строению и форме, свойствам и функциям.

3слайд Название «мышца» произошло от слова «мускулюс» — Оказывается, древним ученым сокращение мышц напоминало бегание мышки под кожей. Так что, в нашем мультфильме, с которого мы начали урок, мышки были почти правы, когда заявили, что они «мыши-цы»!

Дадим определение: (записываем в тетрадь)

Мышцы или мускулы (от лат. musculus — мышка, маленькая мышь) — органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. (записываем в тетрадь)

4 слайд И сегодня на уроке нам предстоит узнать : Какие мышцы есть в организме? Как они устроены? Где расположены? Кто знает мне поможет, а кто не знает попробуем разобраться

5 слайд А знаете ли вы, что 30-35% массы тела это мускулатуры или мышечная ткань. Жевательные мышцы – самые сильные (усилие 70 кг.). У плачущего ребенка работает 43 мышцы, а у смеющегося 17 => смеяться энергетически выгодней.

6 слайд Мышцы выполняют функцию движения. Они осуществляют дыхательные движения, движения глаз, глотание, обеспечивают мимику и образование звуков. Мышцы вместе со скелетом придают форму телу, удерживают его в равновесии и перемещают в пространстве. Защищают внутренние органы.

Существует несколько видов мышечной ткани 8 слайд





Рассмотрим Как устроены мышцы: Лабораторная работа

9 слайд Макроскопическое строение мышц то можно увидеть Сухожилие. Брюшко, головка, хвост, сухожилия.

10 слайд Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий. Обычно мышцы одним концом крепятся выше, а другим ниже сустава. При таком креплении сокращение мышц приводит в движение кости в суставах.

Лабораторная работа

11 слайд Микроскопическое строение скелетной мышцы. Скелетные мышцы, образованы поперечно-полосатой мышечной тканью. Каждая мышца состоит из параллельных пучков поперечно-полосатых мышечных волокон.. И вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой, защищающей нежную мышечную ткань.

Каждое мышечное волокно –это многоядерная цилиндрическая клетка имеет снаружи тонкую оболочку, а внутри него находятся многочисленные тонкие сократительные нити — миофибриллы и б Миофибриллы, в свою очередь, состоят из тончайших нитей двух типов — толстых (белковые молекулы-миозина) и тонких (белок- актина). Так как они образованы различными видами белка, под микроскопом видны чередующиеся темные и светлые полосы. Отсюда и название скелетной мышечной ткани : поперечно-полосатая. Давайте рассмотрим поперечно полосатую мышцу под микроскопом.

12 слайд Поперечно полосатая мышца сердца – это особая мышца, которая сокращается помимо наших желаний. Сердце – «неутомимый мотор» За одну минуту через сердце проходит более 5 литров крови. При выполнении тяжелой работы или при беге этот объем может увеличиться в четыре раза! У взрослого человека в организме около 6 литров крови, поэтому сердцу ежедневно приходится перекачивать около 7000 литров. Вот оно какое — твое работящее сердце!

10 слайд Но , кроме скелетных мышц, внутри в организме тоже имеются мышцы ,которые руководят работой внутренних органов – это гладкие мышцы

Они располагаются в соединительной ткани в виде одиночных клеток. В некоторых местах они собраны в пучки.. Они все время, незаметно для нас, работают Много гладких мышц в коже, в глазу вокруг зрачка: при ярком освещении -сужают зрачок, а в темноте сокращаются -мышцы и зрачок расширяется. Гладкие мышцы пищевода, сокращаясь, проталкивают комок пищи или глоток воды в желудок. Сложные сплетения гладких мышечных клеток образуются в органах с широкой полостью — в желудке, мочевом пузыре. микроскоп

11 слайд Мышцы выполняют большую работу, поэтому они богаты кровеносными сосудами, по которым

— кровь снабжает их кислородом, питательными веществами, выносит продукты обмена веществ.

рецепторы – воспринимают степень растяжения и сокращения мышц

13 слайд В зависимости от расположения мышцы можно разделить мышцы головы ,

мышцы туловища и мышцы конечностей.

14 слайд Это большие группы которые делятся на : мышцы головы жевательные и мимические,

мышцы туловища мышцы груди, мышцы спины, мышцы живота

мышцы конечностей.

Давайте попробуем определить местоположение некоторых мышечных групп на нашем теле.

Физминутка.

1 упр. Положите руки к щекам и совершите жевательные движения

Напрягается жевательная мышца.

2 упр. Покачайте головой вперед и назад напрягается трапецевидная мышца.

3 упр. Покачайте головой влево и в право – напрягается кивательная или грудино- ключично- сосцевидные.

4 упр. Отведите одну руку назад, затем другую — напрягается дельтовидная мышца.

5 упр. Поработайте руками сгибая в кулаки —напрягаются мышцы разгибатели кисти и пальцев.

6 упр Перекаты сноска на пятку вызывает сокращение икроножной мышцы.

7 упр Вдох и выдох напрягается межреберные мышцы.

Спасибо тихонечко садитесь и продолжим наш урок.

15 слайд У вас на столе лежит раздаточный материал Пользуясь учебником и карточкой найдите и выпишите в тетрадь под номерами мышцы головы. Проверим себя 16 слайд 17 слайд

Продолжим работу Пользуясь учебником и карточкой найдите и выпишите в тетрадь под номерами мышцы туловища и конечностей. Проверим себя. 18 слайд

Как работаю мышцы, об этом вы узнаете на следующем уроке,

20 слайд А теперь давайте вспомним. Закрепление :

1.Какую часть опорно-двигательной системы. мы рассмотрели на уроке?

2. Из какой ткани состоят мышцы.?

3. Какие виды мышечной ткани вы знаете.?

4. Какие группы мышц можно выделить?

5.Какие функции выполняют мышцы.?

21 слайд Д/.з Я вижу, что вы очень хорошо усвоили все, о чем мы говорили, а чтобы не забыли, прочитайте дома текст учебника. стр 116-121 и ответить на вопросы на стр 121.

У вас лежит еще листок по нему я вам советую выяснить некоторые пропорции своего тела.

Оценки за урок

Определение пропорций фигуры

П = Б:(Н+Р+Ш),

Б – обхват бедра под ягодичной складкой,
P – окружность плеча (руки),
H – окружность голени,
Ш – окружность шеи.

  • Изящество можно определить по формуле:
    И =(Г — Т):(2Н — Б),
    Г – обхват груди,
    Т — обхват талии.
    Показатели должны быть такими:
    для женщин П = 0.54 – 0.62; И =1 – 4,
    для мужчин П = 0. 46 – 0. 52; И = меньше 1.

  • Пропорциональность телосложения можно определить и таким способом:
    П =(длина ног : длина туловища) х 100% или
    П = ((рост стоя — рост сидя) : (рост сидя)) х 100%

  • Еще одна формула пропорциональности телосложения:
    П = ((окружность талии) : (рост))х100%
    В норме 45% +/- 5%.

Если Вы обнаружили, что результаты отличаются от нормы, — не расстраивайтесь. Великая Коко Шанель говорила, что плохая фигура – это фигура, перепуганная с ног до головы. Так что, Ваше обаяние, вкус и уверенность в себе вполне могут затмить маленькие недостатки!

Формула стройной фигуры — какой вес считать оптимальным?

Какой же вес можно считать оптимальным? Для его определения существует множество способов. Предлагаем вам наиболее распространенные.

Формула, предложенная французским антропологом Полем Броком, выглядит так:

Вес (в кг) = росту (в см) — 100 (при росте до 165 см),
Вес (в кг) = росту (в см) — 105 (при росте 166 – 175 см)
Вес (в кг) = росту (в см) — 110 (при росте свыше 176см

Однако, нужно заметить, что многие специалисты считают показатель Брока наиболее верным для женщин 40 – 50 лет. Оптимальный же вес женщин 20 –30 лет, по их мнению, должен быть уменьшен на 10 –12%, а после 50 лет увеличен на 5 –7% от показателя Брока.

Определить необходимый вес можно и по такой формуле:

B = (Р : 2) — (4000 : Р) — для женщин,
В = 4/5хР — 70 — для мужчин,
где В – вес в килограммах, Р – рост в сантиметрах.

Для вычисления оптимального веса тела можно пользоваться и формулой Брунхарда:

В = (Рост (см) х окружность грудной клетки) : 240

Мышцы, их строение и функции»

Задачи урока:

1) образовательная: раскрыть особенности о микро- и макроскопическом строении мышц; строения скелетных мышц, их прикрепления к костям, дать характеристику основным группам мышц; выяснить функции мышц

2) развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

3) воспитательная: воспитывать пробуждение интереса к приобретению знаний о своём организме, роли этих знаний в сохранении и укреплении здоровья.

Оборудование: доска, карточки таблицы, презентация, микроскоп, препараты мышечной ткани

Ход урока.

Здравствуйте, ребята. Скажите пожалуйста, что мы изучаем на уроках биологии в этом году? Ответ : Организм человека.

Н

ОРГАНИЗМ

а доске появляется карточка:

Что такое организм?

Ответ : Это единая система органов, взаимодействующих между собой.

Какой орган самый важный в организме человека?

Ответ Его нет, в организме важны все органы.

Из чего же состоит организм?

Ответ Из клеток.

Что такое клетка?

Клетка – элементарная единица всего живого, поэтому ей присущи свойства живых организмов: обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, регенерация и другие свойства.

Деятельность организма

Ответ сумма жизнедеятельности отдельных клеток.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Сейчас мы увидим небольшой фрагмент из м/ф, и вы узнаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Демонстрируется фрагмент м/ф «Поликлиника кота Леопольда» (содержание фрагмента: Леопольд посещает рентген-кабинет вместе с мышами, которые заявляют, что они – мыши-цы).

Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Мышцы. 1 слайд

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

А в м/ф перед нами действительно были мышцы?

Нет, это был скелет.

А

ОРГАНИЗМ

что такое скелет?

Скелет — это часть организма.

На доске:

СКЕЛЕТ

Из каких частей состоит скелет?

(Скелет = череп + скелет туловища + скелет верхних конеч­ностей + скелет нижних конечностей.?

Какие Функции выполняет скелет?

ответ: — Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов — мозга, легких, сердца, кишечника и т.д..

Учитель: Сегодня я расскажу вам одну древнюю индийскую сказку о сороконожке «Однажды молодая весёлая сороконожка изящно танцевала. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя ловкости её движений. И вдруг она спросила плясунью: «Не объяснишь ли мне, дорогая, как тебе удаётся так замечательно распоряжаться всеми своими ногами? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимется первой , а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается и когда поднимается 11 и 7? И что в это время делают 9 и 21?» Сороконожка остановилась и задумалась. Ей и в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей и самой стало любопытно: как же поступает она, в самом деле? Какую ножку надо поднять, чтобы продолжить танец? Но этого она не знала. Чем больше она об этом думала, тем больше запутывалась. Так она и осталась неподвижной на радость старой жабе»

А как это делаем мы? Давайте проделаем небольшую работу: поднимите руку в верх, кто знает ответы на эти вопрос, и теперь зафиксируйте её в поднятом состоянии. Что тянет нашу руку в верх? Какой вывод можно сделать: мышцы работают под командой головного мозга. 3 щечка

Какую систему человека составляют кости скелета. их соединения и мышцы. ( опорнро –двигательную систему). щечок

Какую часть опорно — двигательной системы составляют кости скелета (Пассивную) щечок

Мышцы – это активная часть опорно-двигательной системы. щечк

Мышц в организме человека 600 они разнообразны по строению и форме, свойствам и функциям.

Щечок Название «мышца» произошло от слова «мускулюс» — Оказывается, древним ученым сокращение мышц напоминало бегание мышки под кожей. Так что, в нашем мультфильме, с которого мы начали урок, мышки были почти правы, когда заявили, что они «мыши-цы»!

Дадим определение: (записываем в тетрадь)

Щечок Мышцы или мускулы (от лат. musculus — мышка, маленькая мышь) — органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. (записываем в тетрадь)

Щечок И сегодня на уроке нам предстоит узнать : Какие мышцы есть в организме? Как они устроены? Где расположены? Кто знает мне поможет, а кто не знает попробуем разобраться

Щечок А знаете ли вы, что 30-35% массы тела это мускулатуры или мышечная ткань. Жевательные мышцы – самые сильные (усилие 70 кг.). У плачущего ребенка работает 43 мышцы, а у смеющегося 17 => смеяться энергетически выгодней.

Щечок Мышцы выполняют функцию движения. Они осуществляют дыхательные движения, движения глаз, глотание, обеспечивают мимику и образование звуков. Мышцы вместе со скелетом придают форму телу, удерживают его в равновесии и перемещают в пространстве. Защищают внутренние органы.

Существует несколько видов мышечной ткани 8 слайд 6 щечков





Рассмотрим Как устроены мышцы: Лабораторная работа

Щечок Макроскопическое строение мышц то можно увидеть Сухожилие. Брюшко, головка, хвост, сухожилия.

Щечок Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий. Обычно мышцы одним концом крепятся выше, а другим ниже сустава. При таком креплении сокращение мышц приводит в движение кости в суставах.

Щечок

Лабораторная работа

Щечок Микроскопическое строение скелетной мышцы. Скелетные мышцы, образованы поперечно-полосатой мышечной тканью. Каждая мышца состоит из параллельных пучков поперечно-полосатых мышечных волокон.. И вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой, защищающей нежную мышечную ткань.

Каждое мышечное волокно –это многоядерная цилиндрическая клетка имеет снаружи тонкую оболочку, а внутри него находятся многочисленные тонкие сократительные нити — миофибриллы и б Миофибриллы, в свою очередь, состоят из тончайших нитей двух типов — толстых (белковые молекулы-миозина) и тонких (белок- актина). Так как они образованы различными видами белка, под микроскопом видны чередующиеся темные и светлые полосы. Отсюда и название скелетной мышечной ткани : поперечно-полосатая. Давайте рассмотрим поперечно полосатую мышцу под микроскопом.

Щечок Поперечно полосатая мышца сердца – это особая мышца, которая сокращается помимо наших желаний. Сердце – «неутомимый мотор» Щечок За одну минуту через сердце проходит более 5 литров крови. При выполнении тяжелой работы или при беге этот объем может увеличиться в четыре раза! Щечок У взрослого человека в организме около 6 литров крови, поэтому сердцу ежедневно приходится перекачивать около 7000 литров. Щечок Вот оно какое — твое работящее сердце!

Щечок Но , кроме скелетных мышц, внутри в организме тоже имеются мышцы ,которые руководят работой внутренних органов – это гладкие мышцы

Они располагаются в соединительной ткани в виде одиночных клеток. В некоторых местах они собраны в пучки.. Они все время, незаметно для нас, работают Много гладких мышц в коже, в глазу вокруг зрачка: при ярком освещении -сужают зрачок, а в темноте сокращаются -мышцы и зрачок расширяется. Гладкие мышцы пищевода, сокращаясь, проталкивают комок пищи или глоток воды в желудок. Сложные сплетения гладких мышечных клеток образуются в органах с широкой полостью — в желудке, мочевом пузыре. микроскоп

Щечок Мышцы выполняют большую работу, поэтому они богаты кровеносными сосудами, по которым

— кровь снабжает их кислородом, питательными веществами, выносит продукты обмена веществ.

рецепторы – воспринимают степень растяжения и сокращения мышц

Щечок В зависимости от расположения мышцы можно разделить мышцы головы ,

мышцы туловища и мышцы конечностей.

Щечок Это большие группы которые делятся на : мышцы головы жевательные и мимические,

мышцы туловища мышцы груди, мышцы спины, мышцы живота

мышцы конечностей.

Давайте попробуем определить местоположение некоторых мышечных групп на нашем теле.

Физминутка.

1 упр. Положите руки к щекам и совершите жевательные движения

Напрягается жевательная мышца.

2 упр. Покачайте головой вперед и назад напрягается трапецевидная мышца.

3 упр. Покачайте головой влево и в право – напрягается кивательная или грудино- ключично- сосцевидные.

4 упр. Отведите одну руку назад, затем другую — напрягается дельтовидная мышца.

5 упр. Поработайте руками сгибая в кулаки —напрягаются мышцы разгибатели кисти и пальцев.

6 упр Перекаты сноска на пятку вызывает сокращение икроножной мышцы.

7 упр Вдох и выдох напрягается межреберные мышцы.

Спасибо тихонечко садитесь и продолжим наш урок.

Щечок У вас на столе лежит раздаточный материал Пользуясь учебником и карточкой найдите и выпишите в тетрадь под номерами мышцы головы. Проверим себя Щечок

Щечок

Продолжим работу Пользуясь учебником и карточкой найдите и выпишите в тетрадь под номерами мышцы туловища и конечностей. Проверим себя.

Как работаю мышцы, об этом вы узнаете на следующем уроке,

21 слайд А теперь давайте вспомним. Закрепление :

1.Какую часть опорно-двигательной системы. мы рассмотрели на уроке?

2. Из какой ткани состоят мышцы.?

3. Какие виды мышечной ткани вы знаете.?

4. Какие группы мышц можно выделить?

5.Какие функции выполняют мышцы.?

22 слайд Д/.з Я вижу, что вы очень хорошо усвоили все, о чем мы говорили, а чтобы не забыли, прочитайте дома текст учебника. стр 116-121 и ответить на вопросы на стр 121.

У вас лежит еще листок по нему я вам советую выяснить некоторые пропорции своего тела.

Оценки за урок

Щечок

Определение пропорций фигуры

П = Б:(Н+Р+Ш),

Б – обхват бедра под ягодичной складкой,
P – окружность плеча (руки),
H – окружность голени,
Ш – окружность шеи.

  • Изящество можно определить по формуле:
    И =(Г — Т):(2Н — Б),
    Г – обхват груди,
    Т — обхват талии.
    Показатели должны быть такими:
    для женщин П = 0.54 – 0.62; И =1 – 4,
    для мужчин П = 0. 46 – 0. 52; И = меньше 1.

  • Пропорциональность телосложения можно определить и таким способом:
    П =(длина ног : длина туловища) х 100% или
    П = ((рост стоя — рост сидя) : (рост сидя)) х 100%

  • Еще одна формула пропорциональности телосложения:
    П = ((окружность талии) : (рост))х100%
    В норме 45% +/- 5%.

Если Вы обнаружили, что результаты отличаются от нормы, — не расстраивайтесь. Великая Коко Шанель говорила, что плохая фигура – это фигура, перепуганная с ног до головы. Так что, Ваше обаяние, вкус и уверенность в себе вполне могут затмить маленькие недостатки!

Формула стройной фигуры — какой вес считать оптимальным?

Какой же вес можно считать оптимальным? Для его определения существует множество способов. Предлагаем вам наиболее распространенные.

Формула, предложенная французским антропологом Полем Броком, выглядит так:

Вес (в кг) = росту (в см) — 100 (при росте до 165 см),
Вес (в кг) = росту (в см) — 105 (при росте 166 – 175 см)
Вес (в кг) = росту (в см) — 110 (при росте свыше 176см

Однако, нужно заметить, что многие специалисты считают показатель Брока наиболее верным для женщин 40 – 50 лет. Оптимальный же вес женщин 20 –30 лет, по их мнению, должен быть уменьшен на 10 –12%, а после 50 лет увеличен на 5 –7% от показателя Брока.

Определить необходимый вес можно и по такой формуле:

B = (Р : 2) — (4000 : Р) — для женщин,
В = 4/5хР — 70 — для мужчин,
где В – вес в килограммах, Р – рост в сантиметрах.

Для вычисления оптимального веса тела можно пользоваться и формулой Брунхарда:

В = (Рост (см) х окружность грудной клетки) : 240

infourok.ru

Группы скелетных мышц — урок. Биология, Человек (8 класс).

В зависимости от расположения и функций в организме человека выделяют следующие основные группы скелетных мышц:

  • Мышцы головы: жевательные и мимические.

Жевательные мышцы приводят в движение нижнюю челюсть. С одной стороны они прикреплены к костям черепа, а с другой — к нижней челюсти.

Мимические мышцы открывают и закрывают рот и глаза,изменяют выражение лица, отвечают за речевую артикуляцию. Как правило, одним концом они прикреплены к лицевой части черепа, а другим — к внутренней поверхности кожи лица. Однако круговые мышцы рта и глаз к костям не прикрепляются.

  • Мышцы шеи поддерживают и приводят в движение шею и голову, опускают нижнюю челюсть.
  • Мышцы спины обеспечивают поддержание вертикального положения тела. Также с их помощью осуществляются движения головы и шеи, лопаток и рук (руки приподнимаются и опускаются), а также ребер при дыхании.
  • Мышцы груди участвуют в движении костей плечевого пояса и рук, ребер при дыхании.
  • Мышцы живота обеспечивают повороты и наклоны туловища, участвуют в дыхательных движениях. К этой группе мышц относят и диафрагму, которая отделяет грудную и брюшную полости и участвует в дыхательных движениях. Мышцы брюшного пресса также выполняют защитную функцию.
  • Мышцы плечевого пояса и руки приводят в движение верхнюю конечность и ее отделы, обеспечивают сложнейшие перемещения и точность их движений.
  • Мышцы тазового пояса и ноги  приводят в движение нижнюю конечность и ее отделы. Движение бедра обеспечивают тазовые мышцы и мышцы бедра. Мышцы бедра участвуют в движениях  голени, а мышцы голени — в движениях стопы. Мышцы стопы обеспечивают сгибание и разгибание пальцев ног.

 

 

 

Источники:

Иллюстрации:
http://school-collection.edu.ru

www.yaklass.ru

Презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему: Строение и работа мышц.

Слайд 1

Опорно-двигательный аппарат человека. Презентация учителя биологии – Елены Леонидовны Кот ГОУ СОШ № 354 Санкт-Петербурга. 2011.

Слайд 2

Опорно-двигательный аппарат , или костно-мышечная система – это комплекс образований, придающий форму и дающий опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве. Опорно-двигательный аппарат: 1. Активная часть (мышцы) Мышечная (мускульная система) – совокупность сократительных элементов мышечной ткани, объединенных в мышцы и связанных между собой соединительной тканью. (у человека примерно 600 скелетных мышц)

Слайд 3

2. Пассивная часть (кости, связки, суставы, хрящи, фасции ) Костная система – опорный остов организма, совокупность всех костей – скелет. (У человека примерно 220 костей) Обе части связаны между собой по развитию.

Слайд 4

Значение опорно-двигательной системы Активная часть (мышцы) Энергетическая функция — превращение химической энергии в механическую и тепловую. Двигательная функция — обеспечивают передвижение тела и его частей в пространстве. Защитная функция – создают полости тела для защиты внутренних органов (брюшной пресс). Формообразующая функция — определяют форму и размеры тела. Пассивная часть (скелет) Двигательная функция — обеспечивают передвижение тела и его частей в пространстве. Защитная функция – создают полости тела для защиты внутренних органов (грудная клетка, череп, позвоночник). Формообразующая функция — определяют форму и размеры тела. Опорная функция — опорный остов организма. Кроветворная функция — красный костный мозг – источник клеточных элементов крови. Обменная (запасающая) функция — кости – источник Са , F , и других минеральных веществ.

Слайд 5

Мышцы, мускулы ( musculi ) – органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов

Слайд 6

Свойства мышц

Слайд 7

Мышечная ткань

Слайд 8

Форма и величина мышц

Слайд 9

Основные мышцы человека

Слайд 10

Работа мышц Работа – необходимое условие существование мышц. Даже в состоянии покоя мышцы находятся в тонусе. Тонус – состояние длительно удерживаемого незначительного напряжения мышц. Атрофия – потеря работоспособности в результате длительной бездеятельности мышц. Утомление – физиологическое состояние временного снижения работоспособности, возникающее в результате деятельности мышц.

Слайд 11

Мышечная координация Движение осущест вляют мышцы, расположенные Сгибание Сгибатели Спереди от сустава Разгибание Разгибатели Сзади от сустава Отведение Абдукторы Снаружи от сустава Приведение Аддукторы Внутри от сустава Вращение Ротаторы Косо или поперечно по отношению к вертикальной оси Синергисты – мышцы, выполняющие одно и то же движение. Антагонисты — мышцы, выполняющие противоположные действия. Мышечная координация — согласованная работа мышц (при сокращении бицепса – сгибателя трицепс – разгибатель расслаблен, и наоборот).

Слайд 12

Строение и функции скелетных мышц . 1 . Брюшко , покрыто фасцией ( плотной соединительнотканной оболочкой) . 2, 3. Сухожилия . 4 . Мышечное волокно ( поперечнополосатая мышечная ткань)

Слайд 13

Строение и функции скелетных мышц.

Слайд 15

Сокращение скелетных мышц Строение миофибриллы Регуляция мышечного сокращения Миофибриллы – состоят из протофибрилл , образованных белками (актином и миозином)

Слайд 16

Проверь свои знания: Поперечно — полосатая мышечная ткань образует: А) скелетные мышцы б) стенки полостей тела в) стенки органов пищеварения Являются ли скелетные мышцы активной частью опорно-двигательного аппарата? А) да б)нет Из чего состоит скелетная мышца? А) поперечно-полосатых мышечных волокон б) гадкомышечных клеток Какая из названных мышц является самой длинной в теле человека? А) портняжная б) четырёхглавая мышца бедра Работа мышц осуществляется по принципу: А) блока б) рычага Какую работу совершают мышцы при подъёме тяжестей : А) статическую б) динамическую

Слайд 17

Ответы: 1 – а; 2 – а; 3 – а; 4 – а; 5 – б; 6 – б. Молодцы!

nsportal.ru

Урок биологии 8 класс. Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц человеческого организма. Работа мышц. Регуляция мышечных движений.

8 класс Дата_____________

Урок 26. Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц человеческого организма. Работа мышц. Регуляция мышечных движений

Цели и задачи:

  • углубить знания о строении и свойствах мышечной ткани;

  • раскрыть особенности строения и функций скелетных мышц;

  • сформировать представление об основных группах мышц тела человека.

Метод: словесный – вводная беседа, объяснительный рассказ

Тип урока: усвоения знаний и умений

Оборудование: Таблицы с изображением скелета и мышц человека, интерактивные таблицы, сантиметр презентация

Ход урока:

  1. Организационный момент.

2. Проверка знаний.

А как это делаем мы? Что тянет нашу руку в верх? Проделаем работы: поднимите руку в верх, кто знает ответ на вопрос, опустите, а теперь зафиксируйте её в поднятом состоянии. И ответьте. Вывод : мышцы работают под командой головного мозга.

Дадим определение:

это МЫШЦЫ. Мышцы или мускулы (от лат. musculus — мышка, маленькая мышь) — органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания. Определение, данное в толковом словаре.

3. Нам предстоит узнать: Какие мышцы есть в организме? Как они устроены? Где расположены? Кто знает мне поможет, а кто не знает попробуем разобраться Поэтому, у нас сегодня просто исследовательская лаборатория.

Знаете ли вы, что 30-35% массы тела это мускулатуры или мышечная ткань. ( Вы можете решить задачу и зная свой вес высчитать сколько кг приходится на мышцы, (решим задачу, вес 47 кг – 14кг мышцы) У человека более 600, Жевательные мышцы – самые сильные (усилие 70 кг.). У плачущего ребенка работает 43 мышцы, а у смеющегося 17 => смеяться энергетически выгодней.-

Около 600 мышц в организме человека.






Медленно сокращаются, мало интенсивен обмен в-в, большая растяжимость, могут находиться в состоянии длительного сокращения.

Быстро сокращаются, интенсивный обмен веществ


В мышцах расположены:

  • кровеносные сосуды – кровь обеспечивает поступление О2 и питательных веществ, уносит продукты распада

  • лимфатические сосуды – способствуют дополнительному оттоку жидкости от мышц

  • нервные окончания:

рецепторы – воспринимают степень растяжения и сокращения мышц

эффекторы – получают команды из ЦНС

Заполните таблицу:

Функции мышцы или мышечной группы
Название мышцы или мышечной группы

Мышцы, одним концом прикрепляющиеся к костям черепа, а другим – к коже или только к коже.

Мимические

Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть

Жевательные

Мышца шеи и спины, откидывающая назад голову

Трапециевидная

Мышцы, наклоняющие голову вперед, когда сокращаются вместе, и наклоняющие голову в стороны, когда сокращаются поодиночке

Кивательные (грудино-ключично-сосцевидные)

Мышца спины, отводящая руки за спину

Широчайшая

Мышцы груди, сводящие плечи и руки, согнутые в локте, вперед

Грудные (большие и малые)

Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки

Межреберные

Мышцы, поднимающие туловище из положения лежа в положение сидя при фиксированных ногах

Пресс

Мышцы, обеспечивающие прямохождение

Ягодичные, глубокие мышцы спины

Мышца руки, отводящая плечо в сторону

Дельтовидная

Мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулак

Предплечье

Жевательные мышцы – самые сильные (усилие 70 кг.).

Самая крепкая связка – бертиниева, укрепляющая тазобедренный сустав (выдерживает 350 кг.)

Свойства мышц:

  • возбудимость – способность реагировать на нервные импульсы – раздражители

  • сократимость – способность уменьшать длину при увеличении толщины

  • растяжимость – способность увеличивать длину при уменьшении толщины

  • эластичность – способность принимать прежнее положение после растяжения

Мышечная координация – согласованная работа мышц.

Синергисты – мышцы, выполняющие одно и то же движение.

Антагонисты – мышцы, выполняющие противоположные действия.






Утомление – временное уменьшение работоспособности, наступающее по мере выполнения работы.

  • чем больше нагрузка, тем скорее развивается утомление

  • при активном отдыхе работоспособность восстанавливается быстрее

У плачущего ребенка работает 43 мышцы, а у смеющегося – 17 => смеяться энергетически выгодней

Определение типа фигуры

IV. Д/з

infourok.ru

Виды мышц, их строение и свойства. | Поурочные планы по биологии 8 класс Казахстан

Цель урока: Обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения, а так же свойствами и классификацией мышц.

Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь на основе материала урока.

Воспит. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Методы активизации мыслительной деятельности 3- 5 мин.

Орг. Момент. План урока.

Основная часть.

МЫШЦЫ, ИХ СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ Мышцы как активная часть опорно­двигательной системы выполняют функцию движения. Они осуществляют дыхательные движения, движения глаз, глотание, обеспечивают мимику и образование звуков. Мышцы вместе со скелетом придают форму телу, удерживают его в равновесии и перемещают в пространстве.

Каждая скелетная мышца состоит из мышечных пучков, покрытых одной общей гладкой соединительнотканной оболочкой. Между мышечными пучками расположены кровеносные сосуды и нервы. Мышечные пучки в свою очередь образованы поперечнополосатыми мышечными волокнами.

В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко (тело) и несокращающуюся — сухожилие, с помощью которого мышцы прикрепляются к костям. Сухожилия обладают большой прочностью. Скелетные мышцы обоими концами прикрепляются к костям, что обеспечивает движение частей тела. Только мимические мышцы прикреплены одним концом к кости, а вторым — к коже.

У человека более 400 скелетных мышц. Они составляют около 1/3 массы тела взрослого человека. Среди скелетных мышц различают мышцы короткие и толстые, широкие и плоские, расположенные в основном на туловище, а также длинные и тонкие, которые находятся на конечностях. Скелетные мышцы перекидываются через один, иногда через два и более суставов (сгибатели предплечья, кисти, пальцев). Сокращаясь, мышца укорачивается, утолщается и движется относительно соседних мышц. Укорочение мышцы сопровождается сближением ее концов и костей, к которым она прикрепляется. В каждом движении участвует обычно несколько групп мышц. Мышцы одной группы, например передние мышцы плеча, сокращаются одновременно. Их называют синергистами.

Мышцы противоположной группы в это время расслабляются. Это мышцы-антагонисты (сгибатель — двуглавая мышца и разгибатель — трехглавая). В каждом движении участвуют мышцы, совершающие его и противодействующие ему, что придает движению точность и плавность.

Мышцы тела человека:

— Двуглавая, 2 — Трехглавая, 3 — Мышцы предплечья, 4 — Мышцы кисти, 5 — Икроножная,

— Ягодичная, 7 — Мышцы затылка, 8 — Большая грудная, 9 — Мышцы брюшного пресса, 10

Мимические мышцы лица, 11 — Дельтовидная

 

НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЦ

Согласованное чередование сокращения и расслабления разных групп мышц обеспечивается нервной системой и носит рефлекторный характер. Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, протекающая при участии нервной системы. Путь, по которому проходят нервные импульсы (возбуждение) от рецепторов к исполнительному органу, называется рефлекторной дугой.

Рефлекторная дуга состоит из 5 звеньев:

воспринимающие раздражение рецепторы

центростремительный (чувствительный) нейрон

вставочный нейрон, или нервный центр, где происходят анализ и переключение возбуждения с чувствительных клеток на двигательные

центробежный нейрон (двигательный)

исполнительный орган, отвечающий на раздражение.

Рефлекторные дуги сухожильных рефлексов, например коленного, состоят из двух нейронов: чувствительного и двигательного (нет вставочного нейрона).

Скелетные мышцы иннервируют часть нервной системы, которая называется соматической нервной системой. Она обеспечивает быструю реакцию мышц на раздражение. Кроме того, мышцы иннервируются и вегетативной нервной системой, стимулирующей их работоспособность.

Работа мышц носит рефлекторный характер. В каждом мышечном волокне есть чувствительные нервные окончания, которые воспринимают информацию о напряжении мышечных волокон и степени их сокращения. По центростремительным волокнам возбуждение от рецепторов поступает в центральную нервную систему (в задние рога спинного мозга и далее — в чувствительные ядра головного мозга), В центральной нервной системе осуществляется передача возбуждения через вставочные нейроны на двигательные нейроны, и по центробежным волокнам в мышцу поступает импульс, вызывающий ее сокращение. Одновременно в мышцах-антагонистах возникает торможение и они расслабляются. При некоторых положениях тела мышцы-антагонисты и мышцы-синергисты могут находиться в одинаковом состоянии, например в расслабленном, когда рука свисает вдоль тела, или в сокращенном, когда рука зафиксирована в локтевом суставе. Мышечный рефлекс может начинаться с раздражения зрительных, слуховых, осязательных рецепторов или рецепторов, находящихся в самой мышце или сухожилиях.

В регуляции безусловно-рефлекторных движений участвует мозжечок. Движения, ставшие автоматическими в результате многократного повторения в течение жизни, регулируются подкорковыми ядрами головного мозга. Кора осуществляет условно­рефлекторную регуляцию произвольных движений, центры которых находятся в передней центральной извилине (зона двигательного анализатора).

В организме мышцы никогда не бывают полностью расслаблены. Даже когда мышцы не работают, они находятся в некотором напряжении — тонусе, благодаря чему обеспечивают устойчивость тела и равновесие.

Работа мышц может быть измерена произведением массы поднятого груза на высоту его поднятия. Работа мышцы равна нулю, если она сокращается без груза. При увеличении массы груза работа возрастает до определенного уровня, а затем начинает снижаться. При своем сокращении мышца способна поднять большой груз, который во много раз превосходит массу самой мышцы. Сила мышцы измеряется максимальной массой груза, который она может поднять, и зависит от числа ее мышечных волокон и их толщины. Наибольшую работу по поднятию или переносу груза человек может совершить, если груз не очень тяжел и не слишком легок. Если груз очень большой и мышца не может его поднять, работа также становится равной нулю. Большое значение имеет ритм работы: и очень быстрая, и очень медленная работа быстро приводит к утомлению, в результате объем выполненной работы значительно снижается. При среднем для данной мышцы грузе и разном ритме его поднятия наибольшей окажется работа мышцы при среднем ритме сокращений. Влияние темпа и нагрузки мышц на их работоспособность установлено русским физиологом И. М. Сеченовым. Средние величины нагрузок и темпа неодинаковы для разных людей и зависят от их профессии.

Мышцы сокращаются в ответ на различные раздражения. В процессе мышечного сокращения участвуют АТФ, белки миофибрилл и ионы кальция. При раздражении мышцы ионы кальция устремляются внутрь мышечного волокна и активируют белок миозин. В результате этого АТФ расщепляется на АДФ и фосфорную кислоту и освобождается энергия, которая идет на сокращение мышцы. Тонкие нити миофибрилл втягиваются в промежутки между толстыми, что приводит к укорочению миофибрилл и сокращению мышцы. Энергия, необходимая для синтеза АТФ, освобождается в результате гликолиза — расщепления глюкозы до молочной кислоты и дальнейшего ее распада с участием кислорода до СО2 и Н2О. При тяжелой мышечной работе благодаря нервной регуляции усиливаются функции дыхания и кровообращения, в результате чего улучшается снабжение мышц кислородом и глюкозой.

При длительной работе возникает утомление, которое развивается тем быстрее, чем больше нагрузка на мышцы и чаще их сокращение. Снижение работоспособности мышц обусловлено двумя основными причинами. Первой является накопление в мышцах в связи с недостатком кислорода недоокисленных продуктов обмена (молочной кислоты и др.). Они вызывают утомление нервных центров, управляющих работой мышц. Второй причиной является истощение в мышцах энергетических запасов (в первую очередь гликогена), так как при длительной интенсивной работе кровь не успевает снабжать мышцы питательными веществами. Когда мышца прекращает работу и находится в состоянии покоя, кровь выносит из нее продукты обмена, приносит кислород и питательные вещества, и работоспособность мышцы восстанавливается. В основе рациональной организации физического труда лежит правильная дозировка нагрузки и ритма работы.

Систематическая интенсивная работа мышц приводит к усилению кровоснабжения мышц и костей, к которым они прикрепляются. В результате увеличивается масса мышечной ткани, что влечет за собой усиленный рост кости. Слабые мышцы плохо поддерживают туловище в нужном положении, появляются сутулость, искривление позвоночника, которые нарушают нормальную деятельность сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения. При хорошем развитии мышц прочнее становится скелет и крепче здоровье. Для предупреждения развития плоскостопия (уплощение свода стопы) в период роста организма нельзя носить тесную обувь, а также длительно носить обувь на высоком каблуке. Высокие каблуки способствуют развитию патологических отклонений в строении стопы и функции нижней конечности, так как центр тяжести переносится на более слабую переднюю часть стопы. В этих условиях расслабляются связки стопы и передние мышцы голени, возможны растяжения и разрывы связок, вывихи. При плоскостопии у людей во время ходьбы и при длительном стоянии возникает боль в своде стопы. Таким образом, физические упражнения и соблюдение гигиенических требований к ношению обуви способствуют правильному формированию скелета и помогают сохранить здоровье.

Физминутка.

Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания). 5- 7 мин.

Составить опорную схему по П. 25,26.

1 в- А(стр 88-89), С(стр 91), 1,4,7,10,13,16,19,22,

2в- В(стр 88-89), А(стр 90), 2,5,8,11,14,17,20,23,

3в — С(стр 88-89), В(стр 90), 3,6,9,12,15,18,21,24,

Итоговый контроль, анализ урока. Д/З П. 25,26.

tak-to-ent.net

Конспект урока по биологии на тему «Общий обзор мышц» (8 класс)

28 ноября 2011 г.

Тема: Мышцы. Общий обзор.

Цель:

1. Ознакомить учащихся со строением мышц, основными группами мышц.

2. Формировать знания в области биологии.

3.Развивать память, воображение.

4.Воспитывать интерес к окружающему миру, строению своего организма.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Потише, пожалуйста, успокойтесь! Меня зовут Елена Игоревна. Давайте сделаем перекличку. Урок биологии сегодня у вас буду вести я.

II. Сообщение темы и цели урока.

Итак, внимание, ребята! Сегодня тема нашего урока «Общий обзор мышц». Мы рассмотрим строение мышц и познакомимся с основными группами мышц. Вы узнаете, какие функции выполняют мышцы, как устроена поперечно-полосатая мышца и как мышцы крепятся к костям.

III. Изучение нового материала.

1).Мышцы — активная часть опорно-двигательного аппарата. Всё, что бы ни делал человек — шёл, стоял, писал — совершается при участии скелетных мышц. У человека насчитывается более 600 скелетных мышц. Они образованы поперечно-полосатой мышечной тканью.

2).Строение мышц.

Каждая мышца состоит из пучков поперечно-полосатых мышечных волокон. Каждый пучок окружён оболочкой. И вся мышца снаружи тонкой оболочкой из соединительной ткани. Она защищает мыщцу. Каждое мышечное волокно — это многоядерная цилиндрическая клетка длиной до 10-12 см. Внутри этой клетки, или мышечного волокна, находятся сократительные нити — миофибриллы. Они образованы двумя видами белков — актином и миозином. Эти белки чередуются, образуя темные и светлые участки. Отсюда и название скелетной мышечной ткани поперечн-полосатая. Когда электрический сигнал поступает из нервной системы к мышце, молекулы этих сократительных белков начинают взаимодействовать, и мышцы сокращается и утолщается.

Мышцы выполняют большую работу, поэтому они богаты кровеносными сосудами. К костям мышцы крепятся при помощи сухожилий, которые срастаются с надкостницей. Одним концом мышца крепится выше сустава, другим ниже. Таким образом, приводятся в движение мышцы в суставах.

3). Основные группы мышц.

В зависимости от расположения все мышцы можно разделить на мышцы головы, мышцы шеи, мышцы туловища, мышцы конечностей. Мышцы головы по функциям делятся на жевательные мышцы. Т.е., они участвуют в процессе переработки пищи, и мимические мышцы. Они находятся вокруг отверстий — ротового, глазных, ушных, носовых. Отражают психическое состояние, настроение человека. У животных они развиты меньше, чем у человека.

Мышцы шей удерживают голову в равновесии, участвуют в движениях головы и шеи, а также в процессах глотания и произнесения. К мышцам туловища относятся мышцы грудных стенок, живота и спины. Межрёберные мышцы и диафрагма участвуют в процессе дыхания. Мышцы живота участвуют в сгибании позвоночника, в дыхательных движениях, влияют на работу внутренних органов. Например, участвуют в опорожнении кишечника, выведении мочи. В области спины мышцы располагаются в несколько слоёв. Большинство из них участвует в движении позвоночника назад и в стороны. Мышцы конечностей участвуют в движении рук и ног.

IV. Закрепление.

Итак, ребята! Что было не понятно? Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1). Какие функции выполняют мышцы?

2). Из чего состоит мышца?

3). Что такое актин, миозин?

4). На какие группы делятся мышцы?

5). Назовите функции мыщц туловища.

Замечательно! Молодцы, ребята!

V. Домашнее задание.

А сейчас откройте дневники и запишите задание на дом: с.106 – 111(белый учебник), уметь отвечать на вопросы на страницах110-111, с.116 – 122 (белый учебник).(Объявляю оценки).

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *