Строение и значение нервной системы 8 класс биология – Отделы нервной системы — урок. Биология, Человек (8 класс).
Конспект по биологии 8 класс «Значение, строение и функции нервной системы человека»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Малиновка
Конспект урока по биологии в 8 классе
на тему «Значение, строение и функции
нервной системы»
Выполнил: учитель химии
и биологии
Бурдин М.В.
2017 учебный год
Урок биологии в 8 классе по теме
«Значение строение и функции нервной системы»
«Собраться вместе — это начало.
Держаться вместе — это прогресс.
Работать вместе — это успех»
Генри Форд.
Цель: изучить строение и функции нервной системы человека
Тип урока: комбинированный.
Задачи:
Образовательная : сформировать знания о строении нервной системы, её функциях, раскрыть зависимость выполняемых функций от особенностей нервных клеток, рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции.
Развивающая: продолжать развитие навыков и приёмов умственной деятельности учащихся, сравнение, анализ, обобщение, работы с книгой, самонаблюдения.
Воспитательная: формирование диалектико-материалистического мировоззрения, интереса к предмету.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Предлагаю вам посмотреть друг на друга, улыбнуться и с таким хорошим настроением начать урок!
Актуализация опорных знаний
На прошлом уроке мы с вами изучили эндокринную систему, познакомились с ролью гормонов в обмене веществ и развитии организма.
Вызываются 2 ученика и пишут по памяти на доске названия желез внутренней секреции (1-эпифиз, 2- гипофиз, 3 – щитовидная железа, 4- поджелудочная железа, 5 – надпочечники, половые железы).
Игра «Почтальон»
1. Гормон, образуемый в мозговом веществе надпочечников, способствующий мобилизации ресурсов организма ?(адреналин)
2. Гормон поджелудочной железы, стимулирующий распад гликогена и образование глюкозы? ( глюкагон)
3. Железа, вырабатывающая гормон тироксин? (щитовидная)
4. железа внутренней секреции расположенная на нижней поверхности головного мозга, гормоны которой влияют на гормональную активность других желез? (гипофиз)
5. Назовите железы смешанной секреции? (поджелудочная, половые)
6. Какие железы называют железами внутренней секреции? ( гормоны выделяют в кровь)
7. Гормон поджелудочной железы, стимулирующий образование гликогена из глюкозы? ( инсулин)
8. Какую железу внутренней секреции образно можно назвать «дирижером оркестра» эндокринных желез? (гипофиз).
2. Тестовые задания (Ученикам предлагаются разноуровневые тесты в четырех вариантах)
Тест по теме: Железы внешней и внутренней секреции
Вариант 1
1. К каким железам относится гипофиз?
1. внешней секреции 2 внутренней 3. смешанной 4. вообще не входит в число желез
2. В каком случае развивается базедова болезнь?
1. при недостаточной функции эпифиза 2. при недостаточной функции надпочечников
3. при гиперфункции щитовидной железы 4. при гиперфункции поджелудочной железы.
3. Что развивается при недостатке гормона поджелудочной железы?
1. сахарный диабет 2. гипертония 3. аллергия 4. кретинизм
4. Как называются вещества – регуляторы, которые железы внутренней секреции выделяют в кровь?1. вирусы 2. железы 3. ферменты 4 гормоны.
5. Как называются гормоны, выделяемые надпочечниками и повышающие работоспособность в моменты напряженной физической и психической деятельности ?
___________________________________________________________________________
Тест по теме: Железы внешней и внутренней секреции
Вариант 2
1. К каким железам относится печень?
1. внешней секреции 2. внутренней секреции
3. смешанной секреции 4.не входит в состав желез
2. Какой орган выделяет гормон роста?
1. щитовидная железа 2. эпифиз 3. гипофиз 4. надпочечники
3. Кретинизм у детей развивается при : 1. гиперфункции щитовидной железы
2. недостаточной функции щитовидной железы 3. гиперфункции надпочечников
4. недостаточной функции поджелудочной железы.
4. Как называется гормон поджелудочной железы?
1. тироксин 2. норадреналин 3. адреналин 4. инсулин.
5. Закончите предложение.
Железы смешанной секреции – это половые железы и _________________.
Вариант 3 для «сильных учеников»
1. Эндокринные железы отличаются от других желез тем, что:
а) выделяют секреты на поверхность тела; б) имеют выводные протоки;
в) выделяют секреты непосредственно в кровь; г) выделяют секреты в полость тела.
2.Железа, выделяющая соматотропный гормон (гормон роста)
а) поджелудочная железа; б) щитовидная железа; в)яичник г) гипофиз
3. Какой химический элемент является действующим началом в тироксине – гормоне щитовидной железы:
а) бром б) калий в) йод г) железо
4. Какой гормон продуцируют надпочечники? А) инсулин б) адреналин в) нейрогормоны г) тироксин
5. Какая из перечисленных функций не свойственна гормонам?
а) обеспечение механической защиты организма б) обеспечение роста и развития организма в) контроль процессов обмена веществ г) адаптация организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды
6. Установите соответствие между характеристикой желез и их типом.
Характеристика тип желез
А) имеются выводные протоки 1) внешней секреции
Б) отсутствуют выводные протоки 2) внутренней секреции
В) выделяют секрет в кровь
Г) выделяют секрет в полости тела или органов
Д) выделяют секрет на поверхность тела
Вариант 4 для «слабых учеников»
1. Гипофиз – это а) железа внешней секреции б) отдел спинного мозга в) железа внутренней секреции
г) железа смешанной секреции
2. Инсулин – это а) фермент б) гормон в) кислота г) витамин
3. Щитовидная железа выделяет гормон
а) адреналин б) андроген в) тироксин г) инсулин
4. Сахарный диабет связан с нарушением работы
а) почек б) сердца в) поджелудочной железы г) печени
Изучение новой темы.
Учитель: Ребята, мы с вами знаем, что человек существо биологическое и имеет клеточное строение. Тело человека состоит из более чем ста триллионов клеток.
А как вы думаете:
Каким образом обеспечивается согласованная работа клеток, органов, систем органов?
Как человек реагирует на изменения окружающей среды?
Какая система органов регулирует работу всех клеток, органов и тканей организма?
Какая система в организме человека выполняет эти функции? (нервная система.) (Слайд 1)
Запишем в тетрадях число и тему урока: Значение, строение и функции нервной системы.
Учитель: а сейчас ребята, давайте послушаем сообщения которые вы подготовили об ученых, которые занимались изучением нервной системы человека.Учитель:
Нервная система высших животных и человека представляет собой результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых существ. Развитие центральной нервной системы происходило, прежде всего, в связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней среды.
Вместе с тем совершенствовалась и способность отвечать на эти воздействия координированной, биологически целесообразной реакцией. Развитие нервной системы шло также в связи с усложнением строения организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних органов. Для понимания деятельности нервной системы человека необходимо познакомиться с основными этапами ее развития.
Типы нервной системы у животных.
В процессе эволюции изменялась организация организмов, изменялось и строение нервной системы.
– Давайте вспомним какие типы НС различают у животных. (слайд 3 )
Беседа:
Кишечно-полостные – диффузная.
Черви, членистоногие – узловая.
Позвоночные – трубчатая (рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие – головной мозг).
Исходя из выше сказанного, какой можно сделать вывод?
Вывод: Чем выше организация животного, тем сложнее деятельность и разнообразнее функции нервной системы.
Рассказ учителя 3 – 14 слайд
2. Функции нервной системы:
Работа в группах по 2 человека.
Задание: познакомиться с текстом параграфа 46, сформулировать функции нервной системы, дать пояснения.
План работы:
Распределите между членами группы материал параграфа.
Познакомьтесь каждый со своим материалом, обсудите и назовите функции нервной системы.
Запишите функции нервной системы в тетрадь.
Функции нервной системы человека:
Обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма;
Согласует работу всех органов;
Обеспечивает выживание организма как единого целого;
Обеспечивает осуществление психических процессов.
Далее учащиеся озвучивают полученный результат, комментируют, корректируют записи.
Физминутка.
Дыхание «оживляющее нервы»
исходное положение: стоя, руки опущены;
сделайте полный вдох;
задержите дыхание;
сожмите руки в кулаки;
медленно поднимите руки через стороны вверх;
оставайтесь в этом положении пока хватит воздуха;
медленно выдыхая, опустите руки;
сделайте очищающие дыхание.
3. Строение нервной системы.
— Работа в парах с книгой и дидактической карточкой.
1. Познакомьтесь со структурой нервной системы человека, составьте схему «Строение нервной системы»
Нервную систему (по месту расположения) подразделяют на центральную и периферическую. К центрально нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания.
2. Какой тканью образована нервная система? (Основной тканью нервной системы является нервная ткань.)
3. Что является структурной единицей нервной ткани? (нейроны)
4. Из чего состоят нейроны? (Стр.37-38) (тело и отростки-дендриты и аксоны)
5. Чем образовано серое вещество мозга? (тела и дендриты нейронов)
6. Чем образовано белое вещество в центральной нервной системе? (отростками нейронов)
7. Какие виды нервов существуют в зависимости от выполняемой ими функции? (чувствительные, исполнительные и смешанные).
4. Осмысление.
На доске ученик воссоздает схему, записанную в тетради.
С остальными учащимися учитель проводит беседу по вопросам в карточке.
Повторение изученного
Выполните задание: Верны ли утверждения (скажите да или нет)
Нервная ткань образована нейронами?
Правда ли, что нейроны имеют вид пирамиды, звезды, веретена?
Нервная система подразделяется на ЦНС и ПНС?
Правда ли, что ЦНС состоит из нервов и нервных узлов?
Правда ли, что основной формой деятельности НС является рефлекс?
Правда ли, что в передаче нервного импульса участвуют синапсы?
Правда ли, что соматический отдел НС управляет скелетной мускулатурой?
Правда ли, что вегетативный отдел НС регулирует обмен веществ, работу внутренних органов, ЖВС.
Вывод: нервная система и эндокринный аппарат совместно осуществляют нейрогуморальную регуляцию деятельности организма. (15 слайд)
Подведение итогов урока (оценки за урок)
Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
Достигли ли мы их? Все ли у нас получилось?
VI. Рефлексия. (16 слайд)
Запись на слайде
Своей работой я:
доволен…
не совсем доволен…
я недоволен, потому что…
Сегодня на уроке я…
научился…
было интересно…
было трудно…
мои ощущения…
эти знания мне пригодятся в жизни, например …
VI. Домашнее задание: (17 слайд)
§46, стр.178-181. Прочитать материал параграфа, ответить на вопросы.
Творческое задание. Составить 5 тестовых заданий с тремя вариантами ответов.
Приложение 1
Глубокая осень. Больная девушка, лежа у окна, считает, сколько листьев осталось на оголенных ветвях дерева. «Я умру, — говорит она, — когда упадет последний лист». И вот остается всего один лист. Проходит много дней, и он не падает. Девушка постепенно поправляется. Только тогда узнает она, что сосед — старый художник — нарисовал лист на стене противоположного дома в ту ночь, когда с дерева упал последний лист. Подобный случай мог иметь место в жизни. Девушка могла бы умереть, не будь на дереве последнего листа, поддерживавшего ее надежду выздороветь.Почему нервная система является дирижером нашего организма?
Она регулирует работу органов, обеспечивая постоянство внутренней среды, согласованную работу органов, приспособление организма как целого к внешней среде, психическую деятельность.
ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936), российский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, академик академии наук СССР. Создал классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения, получил (Нобелевскую премию, 1904). Ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики.
СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829-1905), российский ученый и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы, член-корреспондент (1869), почетный член (1904) Петербургской академии наук. В классическом труде «РЕФЛЕКСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА» (1866) обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения. Исследовал дыхательную функцию крови. Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Труды Сеченова оказали большое влияние на развитие естествознания и теории познания.
Тематический тест по разделу «Нервная система человека»
Выберите 1 правильный, по вашему мнению, ответ.
А1. К периферической нервной системе относят
а)головной мозг и нервы б)спинной мозг и нервные узлы
в)нервы и нервные узлы г)спинной и головной мозг
А2. К центральной нервной системе относят
а)головной мозг и нервы б)спинной мозг и нервные узлы
в)нервы и нервные узлы г)спинной и головной мозг
А3.Какой отдел головного мозга обеспечивает координацию движения
а)гипоталамус б)таламус
в)большие полушария г)мозжечок
А4. Верны ли следующие суждения?
А. Рефлекс начинается с раздражения рецепторов.
Б.В рефлекторную дугу входят рецепторы, головной мозг и рабочий орган
а)верно только А б)верно только Б
в)верны оба суждения г)оба суждения неверны
А5.Верны ли следующие суждения?
А. Рефлексы, приобретённые в процессе жизни, называют безусловными.
Б. Рефлекторной дугой называют путь ,по которому сигналы от рецептора идут к исполнительному органу.
а)верно только А б)верно только Б
в)верны оба суждения г)оба суждения неверны
А6. Нервная регуляция функций в теле человека осуществляется с помощью:
электрических импульсов,
механических раздражений,
гормонов,
ферментов.
Тематический тест по разделу «Нервная система человека»
Выберите 1 правильный, по вашему мнению, ответ.
А1. Структурной и функциональной единицей нервной системы считают:
нейрон,
нервную ткань,
нервные узлы,
нервы.
А2. Основу нервной деятельности человека и животных составляет:
мышление,
рассудочная деятельность,
возбуждение,
рефлекс.
А3. Соматическая нервная система, в отличие от вегетативной, управляет работой:
скелетных мышц,
сердца и сосудов,
кишечника,
почек.
А4. Место контактов двух нервных клеток друг с другом называется:
аксон,
нейрон,
дендрит,
синапс.
А5. Нервы – это:
нейронная цепь,
скопление тел нейронов,
пучки аксонов, выходящие за пределы мозга,
рецепторы.
infourok.ru
Конспект урока по биологии 8 класс «Строение и значение нервной системы человека»
Дата:________ Урок № 47
Тема: Значение и строение нервной системы человека.
Цель: формирование знаний об особенностях строения и функционирования нервной системы.
Задачи:
образовательная: способствовать пониманию знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клеток
развивающая: развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи
воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений.
Оборудование: презентация «Значение и строение нервной системы», дидактические материалы к уроку, таблица «.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие.
Анализ контрольной работы.
Мотивационный момент.
Человек существо биологическое и имеет клеточное строение. Тело человека состоит из более чем ста триллионов клеток.
Каким образом обеспечивается согласованная работа клеток, органов, систем органов?
Как человек реагирует на изменения окружающей среды?
Какая система органов регулирует работу всех клеток, органов и тканей организма? (Эти функции в организме человека выполняет нервная система.)
Запишем тему урока: Значение и строение нервной системы человека.
— познакомиться со строением нервной системы человека,
— узнать какое значение нервная система имеет в общей системе органов человека.
3. Изучение нового материала.
1. Значение нервной системы.
Развитие нервной системы
Нервная система высших животных и человека представляет собой результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых существ. Развитие центральной нервной системы происходило, прежде всего, в связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней среды.
Вместе с тем совершенствовалась и способность отвечать на эти воздействия координированной, биологически целесообразной реакцией. Развитие нервной системы шло также в связи с усложнением строения организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних органов. Для понимания деятельности нервной системы человека необходимо познакомиться с основными этапами ее развития.
Типы нервной системы у животных.
В процессе эволюции изменялась организация организмов, изменялось и строение нервной системы.
– Давайте вспомним какие типы НС различают у животных. (слайд презентации ).
Беседа:
Кишечно-полостные – диффузная.
Черви, членистоногие – узловая.
Позвоночные – трубчатая (рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие – головной мозг).
Исходя из выше сказанного, какой можно сделать вывод?
Вывод: Чем выше организация животного, тем сложнее деятельность и разнообразнее функции нервной системы.
2. Функции нервной системы:
Работа в группах по 4 человека.
Задание: познакомиться с текстом параграфа 43, сформулировать функции нервной системы, дать пояснения.
План работы:
Распределите между членами группы материал параграфа.
Познакомьтесь каждый со своим материалом, обсудите и назовите функции нервной системы.
Запишите функции нервной системы в тетрадь.
Функции нервной системы человека:
Обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма;
Согласует работу всех органов;
Обеспечивает выживание организма как единого целого;
Обеспечивает осуществление психических процессов.
Далее учащиеся озвучивают полученный результат, комментируют, корректируют записи.
Физминутка.
1. И.п – стоя или сидя. Руки к плечам, кисти сжаты в кулаки, голову наклонить назад, повернуть руки локтями кверху, одновременно сделать вдох. Вернуться в и.п., выдох. Упражнение выполняется 4–6 раз.
2. И.п. – сидя. Наклон головы вправо, и.п., наклон головы влево, и.п., поворот головы вправо, и.п., поворот головы влево, и.п.
3. Сделать наклон вперед 2-3 раза, стараться дотянуться кончиками пальцев рук до носков обуви.
4. Поднять руки вверх и потянуться. Опустить руки, расслабить мышцы рук и плечь.
В ходе упражнений происходит механическое воздействие на стенки сосудов, повышение их эластичности, расширение сосудов головного мозга и усиление мозгового кровообращения, облегчение и интенсивность умственной деятельности.
3. Строение нервной системы.
— Работа в парах с книгой и дидактической карточкой.
1. Познакомьтесь со структурой нервной системы человека, составьте схему «Строение нервной системы»
Нервная система
Нервную систему (по месту расположения) подразделяют на центральную и периферическую. К центрально нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания.
2. Какой тканью образована нервная система? (Основной тканью нервной системы является нервная ткань.)
3. Что является структурной единицей нервной ткани? (нейроны)
4. Из чего состоят нейроны? (Стр.37-38) (тело и отростки-дендриты и аксоны)
5. Чем образовано серое вещество мозга? (тела и дендриты нейронов)
6. Чем образовано белое вещество в центральной нервной системе? (отростками нейронов)
7. Какие виды нервов существуют в зависимости от выполняемой ими функции? (чувствительные, исполнительные и смешанные).
4. Первичная проверка понимания.
На доске с помощью магнитов воссоздать схему, записанную в тетради.
С остальными учащимися учитель проводит беседу по вопросам в карточке.
5. Закрепление знаний и способов действий.
Задание: продолжите утверждения:
Нервная ткань образована нейронами.
Нейроны состоят из тела и отростков.
Тела нейронов образуют серое вещество.
Различают длинные отростки аксоны и короткие — дендриты.
Отростки нейронов образуют белое вещество.
В процессе один ученик у доски составляет кластер
7. Подведение итогов урока.
Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
Достигли ли мы их? Все ли у нас получилось?
8. Рефлексия.
Запись на слайде
Своей работой я:
доволен…
не совсем доволен…
я недоволен, потому что…
Сегодня на уроке я…
научился…
было интересно…
было трудно…
мои ощущения…
эти знания мне пригодятся в жизни, например …
9. Информация о домашнем задании.
§ 43, 44 (стр. 222), устно ответить на вопросы на стр.221 № 1-5, на стр.227 № 1-2.
Творческое задание: создать макет «Нервная система человека».
www.metod-kopilka.ru
Тест по биологии 8 класс по теме «Строение и значение нервной системы»
СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Вариант 1
Задание. Выберите один правильный ответ.
1. Основу мышления и речи составляет работа:
A. Дыхательной системы
Б. Нервной системы
B. Кровеносной системы
2. К генерации нервных импульсов способны:
А. Лимфоциты
Б. Эритроциты
В. Нейроны
3. Белое вещество мозга образовано:
А. Аксонами
Б. Дендритами
В. Телами нейронов
4. Импульсы от тела нейронов проходят по:
A. Аксонам
Б. Дендритам
B. Рецепторным окончаниям
5. Преобразование внешних раздражителей в нервные импульсы происходит в:
А. Головном мозге
Б. Рецепторах
В. Спинном мозге
6. Нейроны, проводящие импульсы от ЦНС к рабочим органам, называются:
A. Чувствительные
Б. Вставочные
B. Двигательные
7. Скопление тел нейронов за пределами ЦНС называется:
А. Нервные узлы
Б. Нервы
В. Рецепторы
8. Часть нервной системы, иннервирующая скелетные мышцы и кожу, называется:
А. Автономная
Б. Соматическая
В. Центральная
9. Часть нервной системы, иннервирующая внутренние органы, называется:
А. Вегетативная
Б. Соматическая
В. Центральная
10. Мигание, чихание, кашель – это примеры:
A. Условных рефлексов
Б. Приобретенных рефлексов
B. Безусловных рефлексов
11. Нейроны, которые расположены в пределах ЦНС, и участвуют в осуществлении рефлекса, называются:
A. Чувствительные
Б. Вставочные
B. Эффекторные
12. Длина спинного мозга в среднем составляет:
А. 40 см
Б. 45 см
В. 50 см
13. В центральной части спинного мозга расположено:
A. Серое вещество
Б. Белое вещество
B. Нервные волокна
14. Количество спинномозговых нервов составляет:
А. 21 пара
Б. 40 пар
В. 31 пара
Вариант 2
Задание. Вставьте пропущенное слово.
1. Нервные клетки – … состоят из тела и…, способны создавать, воспринимать и передавать нервные…
2. Короткие отростки нейронов – … образуют вместе с телами клеток… вещество мозга, а длинные отростки – … образуют… вещество мозга.
3. Разветвления отростков чувствительных нейронов называются…, они воспринимают внешние… и преобразуют их в… импульсы.
4. Места контакта нервных клеток друг с другом называются…
5. Спинной и… мозг образуют… нервную систему, а нервы, нервные… и нервные окончания – … нервную систему.
6. Скопление отростков… за пределами ЦНС, покрытых оболочкой из соединительной ткани, называются…, а скопление тел нейронов – …
7. Нервы, иннервирующие скелетные мышцы и кожу, образуют… нервную систему, работающую под контролем сознания человека, а нервы, управляющие работой… органов, образуют… нервную систему.
8. Ответная реакция организма на воздействие… среды или изменение… состояния называется…
9. Рефлексы, переданные по наследству, называются… или… и обеспечивают биологическую целостность организма; рефлексы, приобретаемые в течение жизни, называются…
10. Путь, по которому проходит нервный импульс в момент осуществления рефлекса, называется… и состоит из…, чувствительного нейрона,… нейрона и… нейрона.
11. Спинной мозг представляет тяж длиной…, расположенный в… канале и покрытый оболочками.
12. Серое вещество спинного мозга имеет вид…, в центре его расположен… канал, заполненный… жидкостью.
13. Белое вещество спинного мозга содержит нервные…, связывающие нейроны… мозга и нейроны… мозга.
14. От спинного мозга отходит… пара спинномозговых нервов.
15. В спинном мозге находятся центры многих…, он также передает импульсы от органов к… мозгу и обратно, то есть выполняет… функцию.
Вариант 3
Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.
1. В чем значение нервной системы?
2. Каковы особенности строения нейронов?
3. На какие функциональные группы можно разделить нейроны?
4. Как осуществляется взаимосвязь между нейронами?
5. Представьте известную вам классификацию отделов нервной системы.
6. Что такое рефлекс? Виды рефлексов. Значение рефлексов.
7. В чем сущность нервно-гуморальной регуляции?
8. Как устроен спинной мозг?
9. Какие важные функции выполняет спинной мозг?
Вариант 4
Задание. Дайте полный развернутый ответ.
1. Новорожденный крепко захватывает любой предмет, попадающий в его руки. В чем значение этого рефлекса? Что с ним происходит в дальнейшем?
2. Некоторые люди с повреждениями спинного мозга при параличе туловища и конечностей сохраняют жизнеспособность и умственную активность. Как вы это можете объяснить?
3. Скорость проведения возбуждения по нервным волокнам резко возрастает от рыб к млекопитающим и человеку. Какое это имеет значение?
4. Классифицируйте приведенные примеры рефлексов.
A. Ребенок при виде бутылочки с молоком чмокает губами.
Б. Внезапно зазвонил телефон, и вы протягиваете руку.
B. Моментальное отдергивание руки от горячей сковороды.
Г. Если человек выходит из темноты на яркий свет, он зажмуривается.
Д. При попадании лимона в рот выделяется слюна.
Е. В случае резкого запаха человек чихает.
Ж. Чтобы узнать, сколько времени, вы смотрите на руку, даже если забыли часы дома.
infourok.ru
Значение, строение и функционирование нервной системы (биология 8 класс)
Дополнительные сочиненияВ ходе этого урока мы ознакомимся со строением и функционированием нервной системы. А также поговорим о ее значении.
Тема: Нервная и эндокринная система
Урок: Значение, строение и функционирование нервной системы
Нервная система
Нервная система – одна из главных систем, делающих наш организм не просто суммой миллиардов клеток, а уникальным единым организмом.
Нервная система регулирует и координирует работу всех систем и органов, поддерживает постоянство внутренней среды организма, и позволяет человеку успешно выживать в непростых, постоянно изменяющихся условиях.
Конечно, нервная система справляется с этим не в одиночку. Важнейшими системами, обеспечивающими целостность нашего организма, являются также эндокринная и иммунная. Тем не менее, говоря о регуляторных системах человеческого организма, в первую очередь имеют в виду нервную систему. Дело в том, что она первой успевает ответить на изменение ситуации, а ее реакция является самой быстрой и адресной. Для нервной системы характерна точная направленность нервных импульсов, большая скорость проведения информации. Именно работа этой системы служит основой для психической деятельности человека, его мышления, речи, сложных форм поведения.
Нервная ткань
Основа нервной системы – нервная ткань. Нервная ткань состоит из нервных клеток – нейронов и вспомогательных нейроглиальных клеток, или клеток-спутниц. Вспомогательные клетки располагаются между нейронами и составляют межклеточное вещество нервной ткани. Выполняют опорную, защитную и питательную функции.
Рис. 1.
Нейрон – основная структурно-функциональная единица нервной ткани. Основные функции нейронов – генерация, проведение и передача нервного импульса – электрического сигнала, передающегося по нервным клеткам.
Рис. 2.
Нейрон состоит из тела и отростков. Отростки бывают короткими и длинными. Длинные отростки нервных клеток пронизывают организм и обеспечивают связь головного и спинного мозга с любым участком тела. У большинства нейронов длинный отросток имеет оболочку из особого жироподобного вещества миелина. Миелиновая оболочка способствует изоляции нервного волокна. Нервный импульс проводится по такому волокну быстрее, чем по лишенному миелина. По наличию или отсутствию оболочки все отростки делятся на миелинизированные и немиелинизированные.
Рис. 3.
Миелиновая оболочка имеет белый цвет, что позволило разделить вещество нервной системы на белое и серое. Тела нейронов и их короткие отростки образуют серое вещество мозга, а волокна – белое вещество.
Функциональное различие отростков нейронов связано с проведением нервного импульса.
Отросток, по которому импульс идет от тела нейрона, называется аксоном. У большинства нервных клеток аксон – это длинный отросток.
Отросток нейрона, по которому импульс идет к телу клетки, называется дендрит. Нейрон может иметь один или несколько дендритов. Дендриты, отходя от тела клетки, постепенно ветвятся под острым углом.
Рис. 4.
Синапсы
Передача сигнала от клетки к клетки осуществляется в особых образованиях – синапсах. Такое название им дал в 1897 г. Чарлз Шеррингтон. В них конечная веточка аксона утолщена и содержит пузырьки с раздражающим веществом – медиатором. Когда по аксону нервные импульсы дойдут до синапса, пузырьки лопаются и жидкость, содержащая медиаторы, попадает в синаптическую щель. В зависимости от ее состава клетка, регулируемая нейроном, может включиться в работу, то есть возбудиться, или выйти из работы (затормозиться).
Рис. 5.
Классификация нейронов по функциям
Нейроны различаются по своим функциям и подразделяются на чувствительные, вставочные и двигательные.
Чувствительные нейроны – это нервные клетки, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды организма.
Рис. 6.
Двигательные (исполнительные) нейроны – нейроны, иннервирующие мышечные волокна и железы.
Рис. 7.
Вставочные нейроны обеспечивают связь между чувствительными и двигательными нейронами.
Между чувствительным и двигательным нейроном может быть очень большое количество вставочных нейронов. Они собирают, анализируют информацию, полученную от чувствительных нейронов, и принимают решение о том, каким образом отреагировать на изменившиеся условия.
Классификация нервной системы по месторасположению
Нервную систему (по месту расположения) подразделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания.
Рис. 8.
Нервы – пучки длинных отростков, покрытые общей оболочкой, выходящие за пределы головного и спинного мозга.
Если информация по нерву идет от рецепторов в головной или спинной мозг, то такие нервы называют чувствительными, центростремительными или афферентными. Эти нервы состоят из дендритов чувствительных нейронов.
Если информация по нерву идет из центральной нервной системы к исполнительным органам (мышцам или железам), то нерв называется двигательным или эфферентным. Двигательные нервы образованы аксонами двигательных нейронов.
В смешанных нервах проходят как чувствительные, так и двигательные волокна.
Нервные узлы – это скопления тел нейронов вне ЦНС.
Нервные окончания – разветвления отростков нейронов, служат для приема или передачи сигналов.
Классификация нервной системы по функциям
По функциям нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную (автономную).
Рис. 9.
Соматическая нервная система (от греческого «сома» – «тело») регулирует работу скелетных мышц. Благодаря ей организм через органы чувств поддерживает связь с внешней средой. С ее помощью мы можем произвольно (по собственному желанию) управлять деятельностью скелетной мускулатуры.
Деятельностью внутренних органов, реакциями обмена веществ, поддержанием постоянства внутренней среды организма человека управляет автономная или вегетативная нервная система. Ее название происходит от греческого слова «автономия» – самоуправление. Работа этой системы не подчиняется воле человека. Нельзя, например, по желанию ускорить процесс пищеварения или сузить кровеносные сосуды.
Автономная нервная система
Автономная система представлена двумя отделами – симпатическим и парасимпатическим. Симпатический отдел (система сложных ситуаций) включается во время интенсивной работы, требующей затраты энергии (что-то услышал неожиданное – расширяются зрачки, возрастает частота сокращений сердца, замедляется деятельность пищеварительной системы, учащается дыхание). Парасимпатический отдел можно назвать системой отбоя. Она возвращает организм в состояние покоя, создает условия для отдыха и восстановления организма.
Рефлексы
Основной принцип работы нервной системы – рефлекторный. Любая ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая и контролируемая нервной системой, называется рефлексом. Основу рефлекторной реакции составляет рефлекторная дуга. В состав рефлекторной дуги входит рецептор, воспринимающий раздражение. По аксону чувствительного нейрона возбуждение попадает в центральную нервную систему и может распространиться непосредственно на двигательный нейрон или сначала на вставочные нейроны, а уже через них на эфферентный нейрон. По аксону эфферентного нейрона возбуждение достигает исполнительного органа, чаще всего мышцы. В результате возбуждения деятельность этого органа изменяется, например, мышца сокращается.
Рис. 10.
Рефлексы подразделяются на соматические, заканчивающиеся сокращением скелетных мышц, и вегетативные, в результате которых меняется работа внутренних органов. Примером наиболее простого соматического рефлекса может служить дуга коленного рефлекса, состоящая всего из двух нейронов – чувствительного и двигательного.
Список рекомендованной литературы
1. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 М.:Дрофа
2. Пасечник В. В., Каменский А. А., Швецов Г. Г. / Под ред. Пасечника В. В. Биология 8 М.:Дрофа.
3. Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
1. Bibliotekar. ru .
2. Psyera. ru .
3. Nnre. ru .
Рекомендованное домашнее задание
1. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 М.: Дрофа – с. 39, задания и вопрос 6,7,8,9.
2. Какие выделяют отделы нервной системы по месту расположения?
3. Опишите строение нейрона.
4. Подготовьте реферат о заболеваниях нервной системы.
dp-adilet.kz
Строение и значение нервной системы
42. Вспомните материал курса «Зоология». Определите типы нервных систем, изображенных на рисунке. Напишите их названия. На изображении нервной системы человека подпишите ее части.
1. Диффузная нервная система
2. Диффузно-узловая нервная система
3. Узловая нервная система
4. Трубчатая нервная система
а) головной мозг
б) спинной мозг
в) нервы
43. Изучите материал учебника и дополните предложения.
Основу нервной системы составляют нервные клетки — нейроны. Они выполняют функции обработки, передачи и хранения информации. Нервные клетки состоят из тела, отростков и нервных окончаний-рецепторов.
44. Запишите определения.
Дендриты — короткие отростки нейронов.
Аксоны — длинные отростки нейронов.
Серое вещество — скопление тел нейронов в головном и спинном мозге.
Белое вещество — скопление отростков нейронов в спинном и головном мозге.
Рецепторы — нервное окончание разветвленных отростков нейронов.
Синапсы — особые контакты, которые образуются между нервными клетками.
45. Изучите материал учебника и дополните схему «Строение нервной системы».
Нервная система Центральная Периферическая спинной мозг головной мозг нервные узлы нервы нервные окончания
46. Запишите определения.
Нервы — это пучки длинных отростков нервных клеток, выходящих за пределы головного и спинного мозга.
Нервные узлы — это скопления тел нейронов вне центральной нервной системы.
47. Изучите материал учебника и дополните схему «Строение нервной системы».
Нервная система соматическая вегетатиная симпатическая парасимпатическая
48. Объясеите, почему вегетативную нервную систему называют автономной системой.
В отличие от соматической нервной системы, двигательный эффекторный нейрон в автономной нервной системе находится на периферии, и спинной мозг лишь косвенно управляет его импульсами.
49. Запишите определения.
Рефлекс — ответная реакция организма на воздействие внешней среды или на изменения его внутреннего состояния, выполняемые с участием нервной системы.
Рефлекторная дуга — путь, по которому проходит нервный импульс от места своего возникновения до рабочего органа.
50. Рассмотрите риснуок «Рефлекторая дуга сгибательного рефлекса» на с.57 учебника. Зарисуйте и подпишите схему рефлекторной дуги, состоящей из трех нейронов.
pobio.ru
Строение нервной системы. Биология 8 класс Сонин, Сапин
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
resheba.me
Урок биологии в 8 классе Значение нервной системы
Краткосрочное планирование урока биологии в 8 классе
Учитель химии и биологии ГУ «Лозовская СОШ» Успенского района Павлодарской области Чмыхало Эльза Камильевна.
Урок №13 Дата_______
Тема: Значение нервной системы, ее строение и функции. Строение нейрона. Возбуждение и торможение. Рефлекс и рефлекторная дуга. Центральная и периферическая части нервной системы. Лабораторная работа №2 «Изучение коленного рефлекса»
Цель: Дать представление о нервной системе человека, ее строении и функциях
Задачи:
Образовательные: Раскрыть значение нервной системы; сформировать знание о строении нейрона;
Развивающие: Развивать умение проводить опыт по обнаружению коленного рефлекса, объяснять его протекание;
Воспитательные: Создать условия для воспитания и развития культуры общения, коммуникативных качеств личности, чувства ответственности за результаты своего труда.
Ресурсы: Учебник «Биология» 8 класс, Очкур Е.А., Аманжолова Л.Е., Джумабаева Р.Е., Мектеп-2016г; презентация «Строение нервной системы», плакат «Коленный рефлекс»
Этап урокаВремя
Действия учителя
Действия учащихся
Модули/ технологии/оценивание
Вызов
1 мин.
1.Приветсвие, проверка готовности к уроку
1.Отвечают на приветствие
Формативное оценивание
4 мин.
2.Мозговой штурм: Представьте себе такую ситуацию. Вы увлечены каким-либо занятием. Но все время над вами кружит муха и громко жужжит. Какую реакцию она у вас вызовет? Какие органы отвечает за восприятие раздражения? Какой из них самый главный? Какую систему органов он представляет? Из чего он состоит?
3.Выход на тему урока и постановка целей
Учащиеся предлагают ответы: орган слуха, мозг др. Затем выясняют, что главным является мозг человека. Он относится к нервной системе. Нервная система состоит из нервных клеток.
Ученики определяют, о чем пойдет речь на уроке, ставят перед собой цель (можно с записью на доске)
Технология развития критического мышления
Осмысление
7 мин.
Организация работы с учебником. Чтение с пометами Инсерт («+» знаю, «-» думал иначе, «?» новое, требует объяснения.). Выписать определения. Рассмотреть рисунок 24 – строение нейрона – это нервная клетка, из них состоит нервная ткань. (Вспомните лабораторную работу №1)
Индивидуальная работа с текстом учебника, с новыми терминами, краткая запись в тетрадь.
Технология развития критического мышления
5 мин.
Деление класса на группы (в малокомплектных школах – на пары). Работа по составлению вопросов по Блуму (каждая группа составляет по 6 вопросов другой группе)
Составление вопросов на знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценку по изученному материалу
ТРКМ, Управление и лидерство
3 мин.
Обменяйтесь вопросами. Ответьте на них
Учащиеся обмениваются вопросами, отвечают на вопросы другой группы.
Формативное оценивание
Физминутка
2 мин.
Зарядка «Ковбой»
Выполняют зарядку, разминаются
ИКТ
10 мин.
Закрепление. Выполнить лабораторную работу №2 (стр.47), заполните таблицу (стр. 48)
Выполняют лабораторную работу в парах, наблюдают за изменениями, объясняют причину разгибания ноги при ударе ладонью по сухожильной связке в нижней части коленной чашечки. Оформляют лабораторную работу в тетради, заполняют таблицу
Работа в парах
8 мин.
Индивидуально ответить на вопросы теста (Приложение 1). Обменяться тестами в парах, проверить выполнение по готовым критериям (Приложение 2). Оценить работу друг друга
Учащиеся индивидуально выполняют тест. Затем проверяют работы друг друга по критериям, выставляют оценки.
Индивидуальная работа, Взаимооценивание по критериям
Рефлексия
5 мин.
1.Какое настроение у вас было в начале урока и в конце? Какие методы работы понравились больше всего? Ответили ли вы на вопросы, поставленные в начале урока? (цели). Достигнута ли цель урока? Так каково же значение нервной системы?
2.Оцените урок, используя прием «2 звезды и 1 пожелание»
3.Домашнее задание: параграф 12, ответить на вопросы. Оформить Л.Р. *Составить синквейн, кроссворд или загадки.
Отвечают на вопросы, оценивают урок. Записывают д/з
ТКМ
ТиО
Приложение 1
Тест «Значение нервной системы, ее строение и функции»
1 задание: Выбери один правильный ответ (1 балл за 1 правильный ответ)
1.1.Основу нервной ткани образуют клетки, которые называются:
А)Нефроны
Б) Нейроны
В) Аксоны
Д)Дендриты
1.2.Белое вещество мозга образовано:
А)Дендритами
Б)Телами нейронов
В)Аксонами
Г)Дендритами и телами нейронов
1.3.Серое вещество мозга образовано:
А)Дендритами
Б)Телами нейронов
В)Аксонами
Г)Дендритами и телами нейронов
1.4.Одиночный, длинный, неветвящийся отросток нервной клетки называется:
А)Нефрон
Б)Аксон
В)Нейрон
Г)Дендрит
1.5.Разветвленные короткие отростки нервной клетки называются:
А)Нефроны
Б)Аксоны
В)Нейроны
Г)Дендриты
2 задание: Закончить предложение: (1 балл за 1 правильный ответ)
2.1.Разветвления длинных отростков нейронов образуют нервные окончания …
2.2.Место контакта двигательного волокна с мышцей называется мышечный ….
2.3.Передача сигналов через синапс осуществляется с помощью химических веществ — ….
2.4.Рефлекс – это…..
2.5.Регулирует работу органов и систем органов, координирует согласованную работу всего организма, осуществляет связь с внешней средой … система
3 задание: Перечислить компоненты рефлекторной дуги в соответствующем порядке.(3 балла)
Общее количество 13 баллов
Ответы на вопросы теста:
1.1. Б
1.2. В
1.3. Г
1.4. Б
1.5. Г
2.1. Рецепторы
2.2. Синапс
2.3. Медиаторов
2.4. Рефлекс – это ответная реакция организма на внешние или внутренние раздражители, осуществляемая и контролируемая нервной системой
2.5. Нервная
3. Рецептор, чувствительный нейрон, вставочный нейрон, двигательный нейрон, рабочий орган.
Приложение 2
Критерии оценивания:
«5» — 12-13 правильных ответов
«4» — 10-11 правильных ответов
«3» — 7-9 правильных ответов
«2» — 6 и менее правильных ответов
infourok.ru