Разнообразие климата россии 8 класс – Разнообразие климата России
Разнообразие климата России
Территория Российской Федерации расположена в пределах четырёх климатических поясов: арктического, субарктического, умеренного и субтропического.
Арктический пояс – самый суровый и холодный в Северном полушарии Земли. Как видно на карте, арктический климат характерен для островов Северного Ледовитого океана и его сибирских побережий, где расположены зоны арктических пустынь и тундр. Здесь в течение всего одного года низкие температуры воздуха определяют образование области высокого давления. Отличительной особенностью территорий, расположенных в пределах пояса, являются полярные дни и ночи.
Территория России с арктическим климатом получает малое количество солнечной радиации. Здесь круглый год господствуют холодные сухие арктические воздушные массы. Средняя температура января (самого холодного месяца) – –24 градуса по Цельсию. Средняя температура июля (самого тёплого месяца) – +2 градуса по Цельсию. Осадков мало – здесь их выпадает около 200-300 миллиметров в год и преимущественно в зимнее время в виде снега.
Субарктический климатический пояс России. Для этой разновидности климата характерна смена типов воздушных масс по сезонам. Летом здесь действуют умеренные воздушные массы, а зимой – арктические. В холодное время года субарктический климат практически неотличим от арктического. Для этого климата зимой также характерны низкие температуры и небольшое количество снега. Средняя температура января – –32 градуса по Цельсию. Стоит добавить, что в субарктическом климатическом поясе крайне холодные зимы. Именно здесь, в селе Оймякон, отмечена самая низкая температура воздуха во всём Северном полушарии Земли – –71 градус по Цельсию. Оймякон также известен всему миру как один из Полюсов холода на планете. По ряду параметров Оймяконская долина – это наиболее суровое место на земле, где постоянно живут люди. Летом в субарктическом поясе благодаря вторжению умеренных воздушных масс наступает относительно тёплая погода. Средняя температура июля составляет от +4 градусов на севере до +12 градусов на юге. Стоит отметить, что умеренные воздушные массы более влажные. Они определяют здесь летом сырую погоду с частыми дождями и туманами. Годовая сумма осадков в субарктическом поясе составляет двести-четыреста миллиметров.
Большая часть территории России (восемьдесят процентов площади) расположена в умеренном климатическом поясе. В течение всего года в умеренном климатическом поясе формируется одна-единственная воздушная масса – умеренная. Умеренные воздушные массы, формируясь в средних широтах, сильно различаются по температурам в зависимости от сезонов года, соответственно, меняется их влагосодержание. Характерными чертами климата являются чётко выраженные сезоны года, их четыре: зима, весна, лето и осень.
Умеренный – самый большой по площади климатический пояс страны. Именно поэтому для него характерны весьма существенные различия в температурных условиях и увлажнении по мере движения с запада на восток и с севера на юг. Вследствие этого на территории России выделяют несколько типов умеренного климата.
Типы климата умеренного пояса
Для европейской части России характерен умеренно-континентальный тип климата. Он формируется под воздействием воздушных масс, которые поступают сюда со стороны Атлантического океана. Лето здесь тёплое, умеренно-влажное. Зима здесь холодная и сухая. Летние температуры формируются под влиянием Атлантического океана. Так, если на севере европейской части России лето прохладное, со средней температурой в июле около +12 градусов, то на юге этой территории оно жаркое – средняя июльская температура повышается здесь до +24 градусов по Цельсию. Зимние температуры в отличие от летних сменяются не с севера на юг, а с запада на восток. Так, на западе средняя температура января составляет –4 градуса по Цельсию, тогда как на востоке она составляет –20 градусов по Цельсию. В области умеренного континентального климата выпадение атмосферных осадков в основном приходится на лето. Их годовое количество составляет 800 миллиметров.
За Уралом формируется область континентального типа климата.
Несмотря на свою относительно небольшую высоту, Уральские горы оказывают большое воздействие на формирование климата России. Дело в том, что в течение всего одного года на Урал проникают влажные воздушные массы, которые приходят со стороны Атлантического океана. При подъёме на западный склон гор воздушные массы охлаждаются и выпадают в виде осадков. А вот опускание воздушных масс по восточному склону сопровождается их иссушением. Именно поэтому на восточных склонах Уральских гор выпадает в два раза меньше осадков, чем на западных.
Континентальный тип климата. Лето здесь жаркое и очень сухое. Средняя температура июля составляет +15 градусов по Цельсию. А вот зима здесь очень холодная. Средняя температура января составляет –25 градусов по Цельсию. Осадков выпадает мало. Годовое их количество составляет 300 миллиметров.
Наличие территории с резко континентальным типом климата является характерной особенностью нашей страны. Этот тип климата распространён в Восточной Сибири. Он отличается постоянным господством континентального воздуха умеренных широт. Для него характерны малая облачность, скудное выпадение осадков, большинство которых приходится на лето. Лето здесь короткое и довольно тёплое, средние температуры июля составляют от +16 до +20 градусов по Цельсию. Зима морозная и малоснежная, средние температуры января составляют от –25 до –45 градусов по Цельсию. Годовое количество осадков составляет 500 миллиметров. В пределах этого климата находится таёжная зона.
Восточное побережье Евразии имеет муссонный тип климата. Лето здесь прохладное и влажное, особенно на юге. Средняя температура июля составляет +20 градусов по Цельсию. Зима холодная и сухая. Средняя температура января составляет минус пятнадцать градусов по Цельсию. Сезон выпадения осадков приходится на лето. Годовое их значение достигает 800 миллиметров.
Субтропический климат имеет в нашей стране весьма ограниченное распространение. Он представлен узкой полосой Черноморского побережья Кавказа. Летом здесь господствует тропический воздух, поэтому сухо и жарко, а зимой приходит умеренный прохладный и влажный воздух, поэтому здесь устанавливается относительно тёплая погода и выпадают дожди. Для России эта территория уникальна. Только здесь в течение всего года средние температуры воздуха не опускаются ниже 0 градусов по Цельсию. Осадков на Черноморском побережье выпадает достаточно много. Их годовое количество превышает 1000 миллиметров.
Разнообразие климатических условий России существенно влияет на характер хозяйственной деятельности и во многом предопределяет специализацию сельского хозяйства в отдельных регионах страны.
videouroki.net
Технологическая карта и план-конспект урока географии 8 класс «Климатические пояса и типы климатов России»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Климатические пояса и типы климатов России» 8 класс
Тип урока: изучение нового материала с использованием ЭОР и самостоятельной деятельности учащихсяЦель урока: создать условия для изучения особенностей типов климатов России.
Задачи урока:
— личностные: воспитывать ответственное отношение к учебе, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
-метапредметные: развивать умения применять полученные теоретические знания на практике при заполнении таблицы , развивать умения применять компьютер для поиска информации, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развитие навыков работы индивидуально (самостоятельно), в группе; формирование навыков использования информационных технологий.
— предметные: получить знания о разнообразии типов климата на территории России, закрепить умения работать с климатической картой, составлять характеристику типов климата
Формы работы учащихся: индивидуальная или в парах
Необходимое техническое оборудование: Мультимедийный проектор; компьютерный класс, оборудованный АРМ учителя с выходом в Интернет и АРМ каждого ученика.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
4
5
6
1.
Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщает тему и ход урока.
Готовность к уроку
Правила техники безопасности при работе на компьютере и поведение в компьютерном классе.
2
2.
Актуализация опорных знаний
Задает вопросы
Отвечают на вопросы географического диктанта и учителя
10
3.
Получение новых знаний
ЭОР №1
ЭОР №2
ЭОР №3
контролирует ход заполнения, осуществляет необходимую помощь и координацию.
Самостоятельно заполняют таблицу, делают вывод
20
4.
Закрепление полученных знаний
ЭОР №4
выводит на экран проектора и мониторы компьютеров задания, содержащиеся в практическом модуле
Выполняют задания практического модуля
5
5.
Подведение итога урока
Формулирует совместно с учащимися итоговый вывод
Формулируют совместно с учителем итоговый вывод Сдают заполненные таблицы.
2
6.
Домашнее задание
Рекомендации по выполнению домашнего задания
Записывают домашнее задание
1
Приложение к плану-конспекту урока «Климатические пояса и типы климатов России»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
Типы климатов России, климатические пояса
Информационный модуль
модуль содержит информацию о типах климатов России: Арктического, Субарктического, Субтропического, Умеренных поясов западной и восточной частей России.
http://fcior.edu.ru/card/22455/tipy-klimatov-rossii-klimaticheskie-poyasa.html
2
Факторы, определяющие климат России
Информационный модуль
Информация о циркуляции воздушных масс, закономерностях распределения тепла и влаги на территории страны.
http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EA%EB%E8%EC%E0%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5+%EF%EE%FF%F1%E0+%D0%EE%F1%F1%E8%E8&tg=&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=50&subject%5B%5D=28
3
Формирование климатов России
Интерактивная карта
Карта включает в себя климатические показатели
http://files.school—collection.edu.ru/dlrstore/5f864e7f-1ed3-4a38-8ad6-3ba9ee405045/005.swf
4
Типы климатов России. П1
Практический модуль
В данном ЭУМ содержатся практические задания по теме «Типы климатов России»
http://fcior.edu.ru/card/11403/klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-tipy-klimatov-rossii-p1.html
КОНСПЕКТ УРОКА: Климатические пояса и типы климатов России
Тип урока: нового материала с использованием ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся
Цель урока: создать условия для изучения особенностей типов климатов России.
Задачи урока:
— личностные: воспитывать ответственное отношение к учебе, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
-метапредметные: развивать умения применять полученные теоретические знания на практике при заполнении таблицы , развивать умения применять компьютер для поиска информации, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развитие навыков работы индивидуально (самостоятельно), в группе; формирование навыков использования информационных технологий.
— предметные: получить знания о разнообразии типов климата на территории России, закрепить умения работать с климатической картой, составлять характеристику типов климата
Формы работы учащихся: индивидуальная или в парах
Необходимое техническое оборудование: Мультимедийный проектор; компьютерный класс, оборудованный АРМ учителя с выходом в Интернет и АРМ каждого ученика.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Ученики занимают свои места. Сообщается тема и ход урока. Напоминаются правила техники безопасности при работе на компьютере и поведение в компьютерном классе.
2. Актуализация опорных знаний
Ученики отвечают на вопросы географического диктанта, находящиеся у них на партах. Ответы фиксируют в своих тетрадях. Первый вариант отвечает на вопросы под четными номерами, а второй – под нечетными.
1. Как называются господствующие ветры умеренных широт? ( Ответ: западные)
2. Как называются ветры, господствующие на Дальнем Востоке? (Ответ: муссоны)
3. Полюс холода Северного полушария (Ответ: Оймякон)
4. Как называется отношение годового количества осадков к испаряемости? (Ответ: коэффициент увлажнения)
5. Наибольшее количество осадков получают : а) котловины, б) наветренные склоны, в) подветренные склоны (Ответ: б)
6. Как называется область высокого атмосферного давления? ( Ответ: антициклон)
7. В Сибири очень холодные зимы, т.к. здесь господствует… ( Ответ: Сибирский антициклон)
8. Как называется область низкого атмосферного давления? (Ответ: циклон)
Проверка ответов.
Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы.
— Россия расположена в трех климатических поясах. Назовите их.. (Арктическом, субарктическом, умеренном)
— Какие пояса основные? (Арктический, умеренный).
— Какой переходный? (Субарктический)
— Самый большой по площади пояс? (Умеренный). Почему?
— Какие показатели характеризуют тип климата? (Средние температуры января и июля, амплитуда, количество и режим осадков, преобладающие типы погод, господствующие воздушные массы).
3. Получение нового знания
— Ученикам выдается таблица, которую они заполняют, используя ЭОРы.
тип климата
расположение
Температура
воздуха
Годовое количество
осадков
Воздушные массы
Типичные погоды
январь
июль
Арктический
Субарктический
Умеренный
А) умеренно континентальный
Б) континентальный
В) резко-континентальный
В) муссонный
— Ученики занимают места за компьютерами. Находят на рабочем столе ПК папку «Модули». Открывают ее. Используют данную информацию для самостоятельного заполнения таблицы. Типы климатов России, климатические пояса — http://fcior.edu.ru/card/22455/tipy-klimatov-rossii-klimaticheskie-poyasa.html
Если данных будет недостаточно, то они могут воспользоваться данными следующих Интернет ресурсов:.. Факторы, определяющие климат России http://schoolсollection.edu.ru/catalog/search/?text=%EA%EB%E8%EC%E0%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5+%EF%EE%FF%F1%E0+%D0%EE%F1%F1%E8%E8&tg=&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=50&subject%5B%5D=28
Формирование климатов России /интерактивная карта/ — http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5f864e7f-1ed3-4a38-8ad6-3ba9ee405045/005.swf
— Время заполнения таблицы 20 минут.
— После заполнения таблицы, учащиеся должны сделать вывод: в чем причина такого разнообразия климатических поясов и типов климата?
-Учащиеся заполняют таблицу самостоятельно. Во время заполнения таблицы учащимися, учитель контролирует ход заполнения, осуществляет необходимую помощь и координацию.
4. Закрепление полученных знаний.
— Учитель выводит на экран проектора и мониторы компьютеров задания, содержащиеся в практическом модуле Климат и климатические ресурсы России. Типы климатов России. П1 http://fcior.edu.ru/card/11403/klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-tipy-klimatov-rossii-p1.html Учащиеся выполняют практические задания.
5. Подведение итога урока: Ученики совместно с учителем формулируют вывод по уроку. Сдают заполненные таблицы.
6. Домашнее задание
— учебник: §21 полностью, ответить на вопросы после параграфа, подготовится к тесту. Подготовить сообщения о неблагоприятных климатических явлениях.
infourok.ru
Презентация к уроку «Типы климата России. 8 класс
Типы климата России
Подготовила: учитель географии МБОУ СОШ №8 г.Моздока РСО-Алания
Суслова Н.В.
Цель урока
- Закрепить знания учащихся об основных закономерностях климата, о его разнообразии на территории России, о роли и значении климата в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.
Задачи урока
- Углубить знания о главных особенностях климата в России, климатообразующих факторах.
- Обобщить материал о закономерностях распределения основных элементов климата как систему знаний.
- Продолжить работу с климатограммами и климатическими картами с целью выявления умений определять типы климата для различных территорий России.
- Расширить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Задачи урока
- Метапредметные
- Продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, структурирование учебного материала, оформление выводов при характеристике влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Развитие приёмов логического мышления при установлении причинно- следственных связей. Развитие коммуникативных навыков.
- Продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, структурирование учебного материала, оформление выводов при характеристике влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
- Развитие приёмов логического мышления при установлении причинно- следственных связей.
- Развитие коммуникативных навыков.
Типы климата России
Цель урока
Повторить и обобщить наши знания о климате и всем вместе создать книгу о типах климата
Задачи урока
Составить климатограмму для каждого типа климата, рассказ о климате, показать, как климат влияет на жизнь и хозяйственную деятельность человека
Работа в группах
- Составление климатограмм по климатическим данным
О каком типе климата идет речь в вашей группе?
2) Составление рассказа о климате:
- На какой территории нашей страны формируется данный тип климата?
- Какая зима характерная для этого типа климата (температура и влажность)
- Какое лето характерно для этого типа климата (температура и влажность)
- Годовое количество осадков и сезонность выпадения осадков.
3) По описанию климатических условий произрастания некоторых культурных растений выбрать и наклеить на страницу изображения тех растений или других иллюстраций, которые показывают особенности хозяйственной жизни человека.
Почему в арктическом поясе количество осадков значительно меньше, чем в субарктическом? (весь год господствует одна – арктическая воздушная масса, а она холодная и сухая)
Почему в субарктическом поясе осадков летом больше и температура выше, а температуры зимы похожи на арктические? ( потому что это переходный пояс, летом приходит более влажная и теплая умеренная воздушная масса )
- Почему в умеренном поясе в трех типах климата количество осадков уменьшается? ( происходит трансформация воздушных масс с запада на восток )
- Чем объяснить большое количество осадков на Дальнем Востоке в условиях муссонного климата? ( влияние Тихого океана )
Почему в условиях резко континентального климата такая большая разница между осадками зимы и лета? ( зимой здесь образуется Азиатский антициклон – зона высокого давления, и ветра направлены из Сибири, они переносят континентальные сухие воздушные массы; летом, наоборот, образуется область низкого давления и влажные воздушные массы с Атлантического океана сюда принесут западные ветра вместе с осадками )
В каком из типов климата умеренного пояса самая холодная зима? Самая большая амплитуда воздуха? Меньше всего осадков?
( резко континентальный )
Как меняется континентальность климата в умеренном поясе? ( она увеличивается с запада на восток и резко уменьшается на Дальнем Востоке )
В каком из перечисленных городов зимы наиболее холодные?
1) Калининград
2) Воронеж
3) Омск
4) Ростов-на-Дону
1
2
4
3
В каком из перечисленных городов зимы наиболее холодные?
1) Владивосток
2) Новосибирск
4) Волгоград
3) Санкт-Петербург
3
4
2
1
В каком из перечисленных регионов самые холодные зимы
2) Сахалинская область
1) республика Коми
3) Республика Саха (Якутия)
4) Мурманская область
4
3
1
2
В каком из перечисленных городов России среднегодовое количество атмосферных осадков наибольшее?
1) Москва
2) Астрахань
4) Екатеринбург
3) Омск
1
4
3
2
В каком из перечисленных городов России среднегодовое количество атмосферных осадков наименьшее?
1) Псков
2) Челябинск
3) Новосибирск
4) Улан-Удэ
1
2
3
4
Для какой из перечисленных территорий России, расположенных в умеренном климатическом поясе, характерен резко-континентальный климат?
1) Кольский пол-в
2) пол-в Камчатка
4) Приморье
3) Забайкалье
Какой из перечисленных пунктов находится восточнее? В доказательство приведите не менее 2 доводов.
Пункт А
Пункт В
Цель урока
Вспомнить и обобщить наши знания о климате и всем вместе создать книгу о типах климата
Задачи урока
Составить климатограмму для каждого типа климата, рассказ о климате, показать, как климат влияет на жизнь и хозяйственную деятельность человека
Закончите предложения
Самым интересным для меня было…
Сегодня на уроке я повторил (повторила) …
Самым трудным было …
Я научился (научилась) …
ТВОРЧЕСКОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Придумайте загадку, ребус, шараду о разных типах климата в России
multiurok.ru
Презентация к уроку по географии (8 класс) на тему: Презентация к уроку «Типы климатов России» 8 класс
Подписи к слайдам:
Типы климатов России
Зорниченко Л.И. учитель географии МКОУ «Антоновская СОШ» с.Антоновка Нижнеомский район Омская область
Ах, как же прекрасна наша планета!Вот – белая лента,Вот – синего цвета,А вот голубеет под ней полоса…Земля в разноцветные ленты одета,Точней – в КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА.Взгляните, вверху, там, где Северный полюс,Вы сразу ПОЛЯРНЫЙ увидите пояс.А что означает пояс ПОЛЯРНЫЙ?Там климат суровый и жутко коварный:Холодные ветры летят как ножи,И мерзнут медведи, и даже моржи.Чуть ниже – пояс УМЕРЕННЫЙ,И климат в нем тоже нужный:Не то чтобы очень северный,Но и не так, чтобы южный.Зачем же наш глобус так разрисован,РасполосованИ распоясован?Зачем? –Чтобы было ясней для народа,Где климат какой,И какая природа! (А. Усачёв)
Климатические пояса
Что мы будем делать на уроке?
1. Выявлять особенности типов климатов.2. Устанавливать закономерности существования различных типов климатов в пределах климатических поясов.3. Анализировать карту атласа.4. Работать с текстом учебника и на основе содержания заполнять систематизирующую таблицу.5. Решать географические задачи по теме.
Для каждого типа климата характерны общие черты:
Температурный режим
Режим осадков
Преобладающие типы погод по сезонам, обусловленные радиационным режимом и господством определённых воздушных масс
Климатические пояса и области
Проведите анализ климатограмм в группах и определите климатический пояс и (если это необходимо) область. Данные впишите в таблицу.
Арктический пояс
Арктический климат имеет низкие температуры зимой. В период дня наблюдается большой приток солнечной радиации, но и большая облачность с туманами. В зонах перехода к субарктическому развивается циклоническая деятельность и увеличивается количество осадков. Большая часть островов и север полуострова Таймыр покрыты снегом и ледниками.
Субарктический пояс
Главная особенность субарктического климата – господство циклонов. Высокие широты отличаются низкими температурами. Зима долгая, до 8,5 месяцев, с маломощным снежным покровом. Весна и осень короткие, в среднем 1 месяц. Лето прохладное. В субарктическом поясе выделяют тундровый пояс – с преобладанием облачной погоды и маленьким количеством осадков (200-300 мм), избыточным увлажнением,летней температурой 4-11˚С. И лесотундровый, который несколько теплее: 11-14˚С летом, но с большим (400 мм) количеством осадков.
Умеренный пояс
В умеренном климатическом поясе ярко выражены 4 времени года. В умеренном поясе можно выделить: Климат тайги – холодная зима и прохладное лето, в июле 15-20˚С, осадков 300-600 мм, увлажнение избыточное, зимой снежный покров.
Климат смешанных лесов – на Восточно-Европейской равнине, велико влияние Атлантики. Лето тёплое, зима мягкая, с оттепелями, осадки 600-700 мм. Муссонный – климат смешанных лесов, определяется влиянием муссонов.
Лесостепной – летом 19-21˚С, осадков меньше, увлажнение нормальное и недостаточное ближе к югу.
Степной – летом 21-23˚С, осадков 300 мм, увлажнение недостаточное.
Климат полупустынь и пустынь – летом 25-29˚С, зимой с севера проникает холодный воздух и температура опускается до — 15˚С. Осадков 100-300 мм, что в 15 раз меньше испаряемости. Велика суточная амплитуда колебания температур.
Переходный к субтропическому – это южное побережье Чёрного моря.
Климатические рекорды России
Найди ошибки в описании климата и исправь их
Найди ошибки в описании климата
Умеренно континентальный климат Восточно-Европейской равнины формируется под влиянием арктических ВМ, равнинности территории, над которой ВМ свободно проникают на юг, зима здесь менее сурова, лето тёплое. Годовые амплитуды температуры достигают 40-65о С и более. Количество осадков примерно одинаково по всей территории равнины – 600 мм. Наблюдается изменение увлажнения от избыточного до недостаточного. На северо-западе равнины наиболее выражена антициклональная деятельность.
Найди ошибки в описании климата
Резко континентальный климат Восточной Сибири сложился в условиях значительной близости к океанам, положения территории в умеренном поясе, наличия высоких гор, которые свободно пропускают морские воздушные массы с Тихого океана. Здесь круглый год преобладают морские массы воздуха. Из-за этого зима холодная и продолжительная, а лето сравнительно тёплое, в южных районах даже жаркое. Зимой случаются морозы до – 60о С и ниже. Чем объясняются такие низкие зимние температуры? Поверхность Земли в это время года медленно охлаждается. Постепенно охлаждаются, уплотняются и нижние слои воздуха. Возникает устойчивый антициклон. Устанавливается ясная, малооблачная и очень холодная погода.
Сравните климатограммы городов, которые расположены почти на одной широте, и ответьте на вопросы:
В какой сезон (зимой или летом) температурные различия между этими пунктами более значительны?Определите наибольшую и наименьшую среднемесячную температуру в каждом пункте. Какова амплитуда в каждом из них? Где наибольшая?Где выпадает максимальное количество осадков? Почему?Какой тип климата характеризует каждый из этих пунктов?Какая климатограмма характерна для Якутска? Петрозаводска? Сургута?
Каким территориям соответствуют климатограммы?
ВладивостокСтавропольМурманскЧитаЯкутск
Объясните свой выбор
Оба города, чьи климатограммы показаны на рисунке, расположены на одной широте.
Определите, какой город расположен на берегу моря, а какой удалён от морей и океанов на значительное расстояние.
Домашнее задание: § 20
1 уровень. Знать основные типы климатов умеренного пояса и их характерные черты. Уметь характеризовать арктический и субарктический климатические пояса. 2 уровень. Уметь сравнивать климатические области, выявлять черты сходства и различия, объясняя их.3 уровень. Составить свой маршрут путешествия по климатическим поясам и областям России, доказывающий разнообразие климатов страны (например с севера на юг по Восточно-Европейской равнине). В рабочей тетради к учебнику на стр. 28 задания №1-№2 к теме «Типы климатов России».
nsportal.ru
Конспект урока по географии на тему «Климат России» (8 класс)
8 класс.
Тема. Типы климатов России.
Цель урока. Познакомить с основными типами климатов России.
Задачи.
1) Закрепить и систематизировать полученные знания и умения по теме «Климат. Климатообразующие факторы», «Распределение тепла и влаги по территории страны»;
2) Сформировать обобщенное представление о климатических поясах и типах климата на территории России.
3) Способствовать развитию умения работать с различными источниками географической информации (климатической картой, текстом учебника, таблицей, климатограммой).
Оборудование. Физическая и климатическая карта России, атлас, интерактивная доска.
Тип урока. Комбинированный, урок-практикум.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята, сегодня мы проводим не совсем обычный урок, посвященный типам климата России.
Наша задача – составить характеристику климатов России, совершив путешествие с севера на юг; познакомиться с климатом Ставропольского края.
Проверить готовность к уроку (учебник, тетрадь для практических работ, атлас).
II. Актуализация знаний.
Устные вопросы.
— Что такое климат?
— Назовите климатообразующие факторы. (ГП, солнечная радиация, циркуляция ВМ, подстилающая поверхность, близость морей и океанов, рельеф)
— Назовите основные элементы климата. (температура, количество осадков и распределение по сезонам года, испаряемость, коэффициент увлажнения, ВМ)
— Как распределяется температура по территории России? (летом — субширотно, т.е. с севера на юг, влияет солнечная радиация, зимой – субмеридианально понижается с юго-запада на северо-восток)
— Как распределяются осадки? (неравномерно, уменьшается с запада на восток, на Дальнем Востоке снова увеличивается)
— Что такое коэффициент увлажнения? (это отношение годовой суммы осадков к испаряемости)
— Каким может быть увлажнение? (достаточное К=1, избыточное К≥1, недостаточное К≤1, скудное К≤0,3)
III. Изучение новой темы.
Ах, как же прекрасна наша планета!
Вот – белая лента,
Вот – синего цвета,
А вот голубеет под ней полоса…
Земля в разноцветные ленты одета,
Точней – в КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА.
Взгляните, вверху, там, где Северный полюс,
Вы сразу ПОЛЯРНЫЙ увидите пояс.
А что означает пояс ПОЛЯРНЫЙ?
Там климат суровый и жутко коварный:
Холодные ветры летят как ножи,
И мерзнут медведи, и даже моржи.
Чуть ниже – пояс УМЕРЕННЫЙ,
И климат в нем тоже нужный:
Не то чтобы очень северный,
Но и не так, чтобы южный.
Зачем же наш глобус так разрисован,
Располосован
И распоясован?
Зачем? –
Чтобы было ясней для народа,
Где климат какой,
И какая природа!
(А. Усачёв)
Типы климата на территории России.
— В результате неравномерного распределения тепла и влаги по территории различаются и особенности климата. Назовите, какие климатические пояса имеются.
— Посмотрите на климатическую карту и скажите, в каких климатических поясах располагается Россия?
— Какие пояса основные?
— Какие переходные?
— Самый большой по площади пояс.
— Что вы заметили в этом климатическом поясе? (выделяются климатические области: умеренно-континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, т.к. меняются с запада на восток температура, количество осадков)
— Какие показатели характеризуют тип климата? (средняя температура января и июля, амплитуда, количество осадков, господствующие ВМ)
2. Практическая работа по группам.
а) Подготовка таблицы (в тетрадях для практических работ сделать таблицу заранее).
Тип климата
Где распространен
ВМ
Температура
Осадки
января
июля
амплитуда
б) Характеристика типов климата в группах по 2 человека. Презентация.
(самостоятельная работа детей)
Тип климата
Где распространен
ВМ
Температура
Осадки
января
июля
амплитуда
Арктический
Субарктический
Умеренный
а) умеренно-континентальный
б) континентальный
в) резко – континентальный
г) муссонный
Острова Ледовитого океана и его сибирское побережье
Территория за полярным кругом на Русской и З.Сибирской равнин, В.Сибири до 60º с.ш.
Европейская часть России
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Южные районы Дальнего Востока
АВМ
УВМ
АВМ
мВУШ
кУВМ
кУВМ
мУВМ
-32ºС
-7ºС, -40ºС
-4ºС, -20ºС
-15ºС, -25ºС
-25ºС, -45ºС
-15ºС, -30ºС
+2ºС,
+4ºС, +12ºС
+12ºС, +24ºС
+15ºС, +26ºС
+16ºС, +20ºС
+10ºС, +20ºС
34º
11º —
52º
16º —
44º
30º —
51º
41º —
65º
25º —
50º
100 -200 мм
200 -400 мм
800 – 500 мм
600 мм
на севере
200 мм
на юге
меньше 500 мм
600 – 800 мм
г) Сравнение типов климата.
— Какой самый холодный климат? (арктический)
— В каком самая холодная зима? (резко-континентальный)
— В каком самое холодное лето? (арктический)
— Какой тип климата имеет наибольшую амплитуду температуры? (резко-континентальный)
— В каком климате зима холодная, сухая, а лето влажное? (муссонное)
3. Климатические рекордсмены России (разместить эти территории на карте)
Самая холодная зима — в Республике Саха (Якутия) (средняя температура января -50°С).
Самая низкая температура зарегистрирована в районе Оймякона: -71°С.
Самая теплая зима — в Сочи (средняя температура января +6,1°С).
Самое жаркое лето — в полупустынях Прикаспия (средняя температура июля +25°С).
Самое холодное лето — на северном побережье Сибири (средняя температура июля -1°С).
Самое большое количество осадков выпадает на западных склонах Кавказа и Алтая — 2000 мм в год.
Самое малое количество осадков характерно для полупустынь Прикаспия (менее 150 мм в год) и арктических пустынь Новосибирских островов (141 мм в год).
4. Изучение климата Ставропольского края. (просмотр видео ролика)
— В каком климате мы живем? (умеренно-континентальный)
Ставропольский край расположен в центральной части Предкавказья и на сереном склоне Большого Кавказа.
Климат Ставропольского края умеренно-континентальный. Существенное влияние на климат оказывают Кавказские горы, а также близость Черного и Каспийского морей. Климат гор и предгорий отличается от климата степной зоны. Восточная часть края отличается засушливостью.
Здесь пролегает граница между Европой и Азией. Вот почему климат Ставрополья немного европейский (морской) и немного азиатский (континентальный). Высокие Кавказские горы не пропускают к нам теплый воздух из Закавказья. А студеные массы воздуха, которые приходят с севера, горы задерживают, и они, словно холодные реки, растекаются по нашим степям.
С востока к нашему краю вплотную подошли пустыни, в которых летом нестерпимо жарко, а зимой — очень холодно. Мелкое Каспийское море никак не может смягчить дыхания пустынь. Это во многом определяет климат в восточных районах Ставрополья.
Мы живем на юге России, и солнце высоко поднимается над горизонтом. 22 июня, например, высота солнца в Ставрополе болые, чем в это же самое время на экваторе: в полдень солнце «взбирается» на 68 с половиной градусов! У нас солнечных дней почти столько же сколько в Крыму.
Климат нашего края во многом зависит от рельефа. На Ставропольской возвышенности, которая занимает значительную часть края, можно провести своеобразные климатические границы между восточными, центральными и западными районами. На западных склонах ветры сильнее, здесь выпадает больше осадков. В центральной части, где расположены Ставропольские и Прикалаусские высоты, где возвышается гора Стрижамент, климат похож на климат предгорий. Самый мягкий климат — на юге. А в Кисловодске, например, почти горный климат.
По территории нашего края «разгуливают» все ветры, за исключением экваториальных. Зимой часто навещают арктические ветры Баренцева моря. Они приносят пасмурную погоду, туманы и метели.
Часто нас навещают тропические ветры. Это сухой, горячий, часто запыленный воздух. С ним связана знойная, суховейная погода. Летние грозы в край приносят морские тропические воздушные массы. Иногда они проникают к нам даже зимой, вызывая резкие потепления. И в январе сверкали молнии, гремел гром.
Большую часть территории края осадки обходят стороной, и год от года их количество в одном и том же месте значительно разнится, что приводит к неурожаям на неполивных землях в засушливые годы. Южное положение в стране предопределило неустойчивость зим – не зря старожилы утверждают, что в крае «Тридцать зим» в году.
Этим объясняются дожди зимой, иногда и грозовые. А такие зимние осадки, как изморозь, гололед и гололедица – частые «гости» в крае в связи с тем, что температуры зимой часто переходят через ноль градусов в обе стороны. Эти явления приносят жителям края много неудобств. Частые туманы зимой – тоже следствие колебаний температуры. Снежный покров в связи с южным положением Ставрополья в стране неустойчив.
Дожди, обложные, распространяющиеся на всю территорию края, типичны для осени. Летние грозовые дожди, зачастую с градом, проходят полосами. На северо-востоке и востоке края грозы наблюдаются реже и проявляются слабее.
Опрос учащихся по просмотренному видео ролику.
1.Какие факторы влияют на климат Ставропольского края? ( широта местности, положение по отношению морских бассейнов, пустынь и горных систем, движением воздушных масс, разнообразием рельефа).
2.Какие воздушные массы влияют на климат? ( мВУШ, кВУШ, АВМ Баренцева и Карского моря, кВТШ).
3.Каковы средние температуры воздуха лета и зимы? ( летом +22-25 ºС, зимой -5ºС)
4.Сколько осадков выпадает в крае? (на западе – 500мм, на востоке – 300мм, максимальное 700мм на Ставропольской возвышенности, большая часть осадков выпадает летом)
5.На какие зоны увлажнения можно разделить территорию края? (крайне засушливая, засушливая, зона неустойчивого увлажнения, зона достаточного увлажнения).
Самый-самый (карточки вклеиваются в тетрадь)
Самые ветреные места края – Ставрополь, Невинномысск и Курсавка.
Самое холодное место – на Кабардинском хребте. Средняя июльская температура здесь не достигает и +15С, а январская приближается к -10С.
Самая большая амплитуда температур отмечена на метеостанции Светлограда – 80 градусов. Зимой -37С, летом — +43С.
Самое «сухое» место в крае – село Величаевское. Здесь за год выпадает всего 20 мм осадков.
Самое большое количество осадков за год выпало в 1932 году в Кисловодске – 903 мм.
Самая малоснежная и теплая зима – в Кисловодске.
IV. Закрепление.
— Чем мы с вами сегодня познакомились?
Игра «Мозаика»
V. Домашнее задание. § 10, к/к.
Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.
Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.
Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.
Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,
Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно люблю!
Автор В. Духанин
infourok.ru
Параграф 12. Разнообразие климата России
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
resheba.me
«Климат России» в 8 классе
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.
Боханова Светлана Александровна
МБОУ Зимовниковская СОШ №10
Учитель
География
8 класс
Климат России. Второй урок.
География России. Природа и население. 8 кл. Под ред. А. И. Алексеева, М., изд. «Дрофа», 2009.
Цель: Сформировать представление об изменчивости погоды на территории России и факторах, влияющих на эти изменения.
Задачи:
Обучающие: Определить значение понятий: циклоны, антициклоны, атмосферный фронт; закономерности движения воздушных масс над территорией России.
Развивающие: Развивать умения определять состояние погоды нашего населённого пункта в данное время; работать с синоптическими картами.
Воспитательные: Воспитывать любовь к родному краю.
9. Тип урока: Изучение новой темы.
10. Формы работы учащихся: беседа с элементами практического применения знаний при наблюдении за погодой.
11. Необходимое оборудование: Мультимедийное оборудование, средства ИКТ с проектором, интернет-ресурсы.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА Таблица 1.
№
Этап урока
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
I
Актуализация знаний.
1. Зависимость климата от циркуляции атмосферы
(N 145507
2. Ветреная погода
3. Дождь , 4. Ураган
5. Смерч.
Просмотр фото. Мы узнаем о движении воздушных масс; научимся определять состояние погоды нашего населённого пункта в данное время; работать с синоптическими картами
Сильный дождь с ветром, пыльная буря или спокойная жаркая погода (нет ветра) показывают нам о значении ветра в атмосфере.
5 мин
II.
1.
2.
3.
III.
1.
2.
Изучение новой темы.
1. Знакомство с новыми понятиями
2. Практическое
значение
3. Наблюдение.
Закрепление
1. Практическое
значение
2. Обобщающий
6.циклон, 8. антициклон,
7.Движения воздушных
масс из космоса
9. Вид из космоса 1
10. Тёплый фронт
11. Холодный фронт.
12.Презентация «Циклоны и антициклоны»
13. Вид из космоса 2,
14.Синоптическая карта
наблюдения за погодой
1.Новые понятия:циклоны, антицик- лоны (вид из космоса), тёплый и холодный атмосферный фронт.
2. Работаем с синоптической картой
3. Учимся определять погоду на территории прохождения циклона и антициклона.
1.Определим погоду нашего края
2. Задание на соответствие новых слов
Домашнее задание: параграф
11 на стр. 73-80.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Беседа с просмотром схем интернетресурсов циклонов и антициклонов.
Просмотр видео атм. фронтов.
Знакомство с синоптической картой. Определяем погоду в г. Казань,Якутск и Ростов-на-Дону
Комментируем состояние погоды сегодня.
25 мин
10 мин
5 мин
Приложение к плану-конспекту урока Таблица 2
«Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны» ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР Таблица 2.
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
(иллюстрация, модель, презентация, тест, видеофрагменты ,и т.д.
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
2
3.
4.
5.
6.
7.
8
9
101112
13
14
Зависимость климата от свойств подстилающей поверхности
Ветер 1
Ветер 2
Ураган
Смерч
Циклоны
Движения воздушных масс из космоса
антициклон
Вид из космоса 1
Тёплый фронт
Холодный фронт
Циклоны и антициклоны
Вид из космоса 2
Синоптическая карта
Информационный
информационный
информационный
информационный информационный
информационный
информационный
информационный
информационный
информационный
информационный
информационный
информационный
информационный
фотография
Гипертекст с
иллюстрациями
иллюстрация
иллюстрация
иллюстрация
иллюстрация
видеофрагмент
иллюстрация
иллюстрация
видеофрагмент
видеофрагмент
презентация
видео
видео
иллюстрации
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/90f9bd41-ad50-4c3b-870d-f9c707956c0e/klimat2_2.swf
http://s017.radikal.ru/i404/1111/ad/038b6d860cf1.jpg
http://www.vseokrasote.ru/linked/userpic/x_90bb510b.jpg
http://stnature.narod.ru/images/urag2.jpg
http://img.liveinternet.ru/images/attach/2/14287/14287883_SCAN18_.JPG
http://festival.1september.ru/files/articles/50/5069/506981/img6.JPG
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/34569d17-4055-4617-89d5-2a51c942f1bb/files/files043a/043a_2.swf
http://festival.1september.ru/files/articles/50/5069/506981/img7.JPG
http://www.crimea.com/~asi/cyclone.htm
http://www.youtube.com/watch?v=xdd1b3XBPCg
http://www.youtube.com/watch?v=UAvlyBF7tb8
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9bdfdf4b-6227-4dec-ac0b-3356c5e5e88d/?
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/34569d17-4055-4617-89d5-2a51c942f1bb/files/files043a/043a_2.swf
http://festival.1september.ru/files/articles/50/5069/506981/img8.JPG
infourok.ru