cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация информатика 8 класс измерение информации – Презентация к уроку (информатика и икт, 8 класс) по теме: Презентация к уроку по теме «Измерение информации»

Единицы измерения информации (8 класс), презентация и конспект урока

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

имени Героя России Андрея Завьялкина

Количество информации.

Единицы измерения информации

Конспект урока по информатике в 8 классе

Автор: Куркова Ирина Геннадьевна,

учитель информатики

Ногинск 2015 г.

Цель урока:

  • выделить основные подходы к измерению информации и ввести единицу измерения информации;

  • уметь определять информационный объём в различных единицах измерения количества информации;

  • уметь решать задачи на определение количества информации;

  • дать представление о способе хранения текстовой информации в памяти компьютера.

Задачи:

обучающие:

  • изучить понятия: «измерение информации», «алфавит», «мощность алфавита», «единица информации»;

  • научить вычислять количество информации по формуле;

  • научить учеников решать практические задачи на измерение информации;

развивающие:

  • развивать элементы логического мышления: обобщение, сравнение, аналогия, синтез;

  • учить ставить и разрешать проблемы, делать выводы; развивать коммуникативные навыки;

  • навыки самостоятельной работы;

  • развивать образное, критическое мышление.

воспитательная:

Тип урока: Изложение нового материала.

Формы работы учащихся: Фронтальная, Практическая работа.

Необходимое техническое оборудование: ПК, интерактивный комплекс или проектор с экраном.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Повторение и закрепление материала, пройденного на прошлом уроке.

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что мы живём в мире информации. Мы привыкли к таким словам и фразам как, «информационный процесс», «информационный кризис», «информационное общество», «информационная защита» и др. Мы попытались определить, что же такое «информация»? Что есть «информация» для человека, и что есть «информация» для технической системы, в частности для компьютера.

Давайте коротко повторим:

  • Какие свойства информации, представленной в форме сообщений, знаний вы знаете?

  • Каковы должны быть свойства информации, распространяемой СМИ?

  • Каковы должны быть свойства информации, которую вы получаете на уроке?

  • А какими свойствами должна обладать информация, распространяемая через Интернет?

  1. Объяснение нового материала

Итак, информация измеряема. А теперь давайте попробуем ответить на вопросы — Как определить информационный объём сообщения? От чего он зависит?

Существуют два подхода к определению количества информации: смысловой и алфавитный (презентация «Единицы измерения информации», слайд 3).

При смысловом подходе количество информации можно рассматривать как меру уменьшения неопределенности при получении информационных сообщений. Например, какая сторона монеты выпадет при бросании, «орел» или «решка»? В данном случае, ответ уменьшает неопределенность ровно в два раза, это и будет минимальная единица измерения информации, которая называется бит (слайд 4).

Итак, при смысловом определении количества информации за единицу измерения количества информации принимается такое количество информации, которое содержится в сообщении, уменьшающем неопределенность знания в 2 раза. Такая единица называется битом.

(Показ слайдов сопровождается комментариями учителя, содержание слайдов конспектируется учениками.)

Нам известно, что одна и та же информация может существовать в различных формах. И удобнее всего использовать для представления информации знаковые системы. Знаковая система состоит из определенного набора знаков и правил работы с ними. Более привычными для нас с вами понятиями являются — ЯЗЫК и АЛФАВИТ. Итак, рассмотрим АЛФАВИТНЫЙ ПОДХОД к измерению информации (слайд 5).

Самые известные знаковые системы — это языки. Любой язык имеет свой алфавит (набор знаков) и правила работы с ним. Языки делятся на естественные (русский, китайский и т.д.) и формальные (азбука Морзе, языки программирования, язык математики, язык записи музыки- ноты).

Мы с вами знаем, что компьютер работает с двоичным алфавитом, в его представлении вся информация записывается с помощью нулей и единиц. Цифровая двоичная форма представления информации – это представление информации в виде двоичных кодов. Объем информации (информационного объекта) в цифровой двоичной форме определяется числом цифр (разрядов) в записи информационного объекта.

При алфавитном подходе к измерению информации бит (bit) – это разряд (цифра) в двоичном коде.

Достаточно часто в качестве единицы информации используют байт.

Информационные объекты в современном компьютере имеют достаточно большие объемы, поэтому существуют и другие, производные единицы измерения информации (слайд 6).

А какие современные носители информации вы знаете? Какие информационные объемы на них можно записать? (слайды 7-8)

При решении задач нам придется работать с разными единицами измерения информации, давайте посмотрим на соотношения этих единиц (слайд 9).

А теперь, попробуем это на практике! (слайд 10). Нам нужно заполнить пропуски в таблице, где одни и те же объемы информации выражены разными единицами измерения. Все тексты задач у учащихся есть в распечатанном виде на рабочих местах.

Решение задач (слайды 11-13).

Домашнее задание (слайд 14).

  1. Итоги урока

Мы сегодня познакомились с измерением информации.

Итак, давайте подведем итоги урока:

  • Минимальная единица измерения информации это …

  • Какие единицы информации вы еще знаете?

  • Какие носители информации вы знаете?

  • Какие подходы для измерения информации вы сегодня узнали?

  1. Домашнее задание

Решить задачи в тетради.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздаточный материал для урока – распечатки с задачами и справочной информацией

ЕДИНИЦЫ ИНФОРМАЦИИ

1 байт = 8 бит

1 килобайт = 1 Кб = 1024 байта = 210 байтов

1 мегабайт = 1 Мб = 1024 Кб = 2

20 байтов

1 гигабайт = 1 Гб = 1024 Мб = 230 байтов

1 терабайт = 1 Тб = 1024 Гб = 240 байтов

1 петабайт = 1 Пб = 1024 Тб = 250 байтов

Заполните таблицу соответствующими значениями:

Задачи:

  1. Книга содержит 256 страниц, причем на каждой 32 строки по 64 символа. Какой информационный объем книги в Килобайтах?

  2. Объем проекта дизайнера 600 Мбайт. Сколько таких проектов он сможет разместить на флешке объемом 32 Гбайт?

  3. Объем курсовой работы 7 Мбайт. Профессор записывает работы студентов на флешку объемом 2 Гбайта. Сколько таких курсовых он сможет записать?

Задачи на дом:

1. В учебнике 512 страниц, на каждой странице 48 строк по 64 символа в каждой. Каков объем данного учебника в килобайтах?

2. Каков объем школьной библиотеки, состоящей из 50 000 таких учебников? Дайте ответ в Мбайтах и Гбайтах

3. Сколько CD-дисков объемом 700 Мбайт понадобится для записи такой школьной библиотеки?

Используемые материалы

  1. Быкадоров, Ю.А. Информатика и ИКТ. 8 класс: учебник – М.:Дрофа, 2014

  2. Босова, Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

  3. Босова, Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 8 класса – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

  4. Иллюстрации https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8%20%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D

    0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8

infourok.ru

Презентация на тему «Измерение информации. Единицы измерения информации»

Тема урока:

Измерение информации. Единицы измерения информации.

8 класс

Единицы измерения информации

8 бит –

это характерная величина в информатике и ей присвоили название:

1 байт = 8 бит

Крупные единицы измерения:

1 Кб  (один килобайт)= 1024 байт=2 10 байт 1 Мб  (один мегабайт)= 1024 Кб=2 10 Кбайт=2 20 байт 1 Гб  (один гигабайт)= 1024 Мб=2 10 M байт=2 30 байт 1Тбайт (один терабайт)=2 10 Гбайт=1024Гбайт=2 40 байт 1Пбайт(один петабайт)=2 10 Тбайт=1024Тбайт=2 50 байт 1Эбайт(один экзабайт)=2 10 Пбайт=1024Пбайт=2 60 байт 1Збайт(один зетабайт)=2 10 Эбайт=1024Эбайт=2 70 байт 1Йбайт(один йотабайт)=2 10 Збайт=1024Збайт=2 80 байт. 

Алфавитный подход к измерению информации.

Позволяет измерять информацию, заключенную в тексте на некотором языке (естественном или формальном), не связанный с содержанием этого текста.

Под алфавитом понимают только буквы, но в нашем случае в тексте могут встречаться знаки препинания, цифры, скобки , пробел — поэтому мы их тоже включим в алфавит.

Пример: Я учусь в 8 классе школы №4

Полный перечень символов в алфавите называют МОЩНОСТЬЮ АЛФАВИТА и обозначают N

При алфавитном подходе считается, что каждый символ имеет свой определенный «информационный вес» , который зависит от мощности алфавита.

Алфавит, который использует компьютер считается наименьшим, он содержит только два символа – 0 и 1 , поэтому его называют

двоичным алфавитом .

Определение:

Информационный вес двоичного алфавита принят за единицу измерения информации и называется БИТ .

С увеличением мощности алфавита увеличивается информационный вес символов этого алфавита.

Итак: мощность двоичного алфавита = 2

N = 2 ,

обозначим через i- информационный вес символа ,

и еще мы знаем, что наименьший алфавит – двоичный.

Свяжем их формулой: 2 i = N → 2 i = 2

Вычислим i :

i = 1

Значит информационный вес двоичного алфавита равен 1

Вычислим , чему будет равен информационный вес одного символа из четырехсимвольного алфавита

Рассуждаем:

N = 4, подставим мощность алфавита в формулу:

2 i =N

2 i = 4 , отсюда получим i=2 бит весит один символ в четырехсимвольном алфавите.

А если мощность равна 8, то i будет равно ?

Рассуждаем:

N = 8, подставим мощность алфавита в формулу:

2 i =N

2 i = 8 , отсюда получим i=3 бит весит один символ в восьмисимвольном алфавите (символ будет занимать 3 бита).

Подсчитайте самостоятельно

вес одного символа

16-ти символьного алфавита

Ограничения на максимальный размер алфавита не существует, но есть алфавит, который считается

достаточным, его мощность = 256 символов и в него помещаются все необходимые символы.

Сколько весит один символ этого алфавита?

Проверим, что у вас получилось:

N =256

Подставим в нашу формулу:

N=2 i

256=2 i

i=8 бит

Для перевода из одной единицы измерения информации в другую следует запомнить следующее правило:

При переводе из меньших единиц измерения к большим надо заданное значение делить, в противном случае умножать.

Пример: перевод от бит к Мб:

Бит – байт – Кб – Мб

Значение в битах : на 8 : на 1024 : на 1024

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Задача 1.

Сообщение, записанное буквами из 256-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объем информации оно несет?

Задача 2.

Для записи сообщения использовался 64-х символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк. Всё сообщение содержит 8775 байтов информации и занимает 6 страниц. Сколько символов в строке?

  • Задача 2. Для записи сообщения использовался 64-х символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк. Всё сообщение содержит 8775 байтов информации и занимает 6 страниц. Сколько символов в строке?

Домашнее задание:

Записи в тетради

videouroki.net

Урок по теме «Измерение информации» (8 класс)

План-конспект урока информатики в 8 классе.

Учитель информатики МОУ «СОШ с. Багаевка

Саратовского района Саратовской области»

Кузнецова Елена Владимировна.

Тема «Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации».

Цель урока: сформировать у учащихся понимание алфавитного подхода к измерению информации.

Задачи:

Образовательная: научить решать задачи на определение информационной емкости сообщения, познакомить с единицами измерения информации.

Развивающая – развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Воспитательная – повышать мотивацию учащегося путем использования интерактивных средств обучения, формировать информационную культуру.

Здоровьесберегающая — соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, исключающие переутомление.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы работы на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

Мы с вами говорили, что в основе нашего мира лежат три составляющие – вещество, энергия и информация. А как много в мире вещества, энергии и информации? Можно ли измерить количество вещества и как именно? Можно ли определить количество энергии?

  1. Актуализация и фиксирование затруднений в деятельности.

Вопросы к классу:

  1. Что такое «информация» для каждого из нас?

  2. Как человек получает информацию?

  3. Назовите три основных вида информационных процессов.

  1. А как узнать сколько информации мы передали, обработали или сохранили?

Вы можете передать другу килограмм конфет, получить у продавца три метра ткани, а как измерить, сколько информации вы получите сегодня на уроке?

Какой объём информации содержится в книге, на диске?

  1. Формулирование темы и задач урока.

Оказывается информацию также можно измерять и находить её количество.

— Сформулируем тему урока. (Измерение информации).

— Чему мы сегодня с вами на уроке научимся и что узнаем нового? (Научимся находить количество информации в сообщении)- учитель конкретизирует задачи урока.

  1. Формирование новых знаний.

Как же оценить количество получаемой информации? Существует два подхода к измерению информации. Один из них называется содержательный или вероятностный.

А). Измерение информации в быту (информация как новизна).

-Вы получили какое-то сообщение (например, прочитали статью в журнале). В этом сообщении содержится какое-то количество информации. Как оценить, сколько информации вы получили? Другими словами, как измерить информацию?

Можно ли сказать, что чем больше статья, тем больше информации она содержит?

Разные люди, получившие одно и то же сообщение, по-разному оценивают количество информации, содержащееся в нем. Это происходит оттого, что знания людей об этих событиях, явлениях до получения сообщения были различными. Поэтому те, кто знал об этом мало, сочтут, что получили много информации, те же, кто знал больше, чем написано в статье, скажут, что информации не получили вовсе. Таким образом, количество информации в сообщении зависит от того, насколько ново это сообщение для получателя. В этом случае мы рассматриваем информацию с своей точки зрения — с позиции человека. Для нас количество информации зависит от её содержания, понятности и новизны.

Б). Измерение информации в технике. Алфавитный  подход.

Содержательный подход к измерению информации рассматривает информацию с точки зрения человека, как уменьшение неопределенности наших знаний.

Однако любое техническое устройство не воспринимает содержание информации. Поэтому в вычислительной технике используется другой подход к определению количества информации. Вокруг нас везде и всюду происходят информационные процессы. Информацией обмениваются между собой люди, животные, технические устройства и т. д. во всех этих случаях передача информации происходит в виде последовательностей различных сигналов. В вычислительной технике такие сигналы кодируют последовательности знаков – букв, цифр, кодов цвета точек и т.д. Такой подход называется алфавитным подходом.

При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы.
Проще всего разобраться в этом  на примере текста, написанного на каком-нибудь языке. Для нас удобнее, чтобы это был русский язык.
Все множество используемых в языке символов будем традиционно называть алфавитом. Обычно под алфавитом понимают только буквы, но поскольку в тексте могут встречаться знаки препинания, цифры, скобки, то мы их тоже включим в алфавит. В алфавит также следует включить и пробел, т.е. пропуск между словами.

Алфавит — множество символов, используемых при записи текста.

Мощность (размер) алфавита — полное количество символов в алфавите.

Будем обозначать эту величину буквой N.

i — количество информации, которое несет один символ в тексте (информационный вес символа).

К – количество символов в тексте, включая пробелы и знаки препинания.

Чтобы найти количество информации во всем тексте, нужно посчитать число символов в нем и умножить на i.
При алфавитном подходе к измерению информации количество информации зависит не от содержания, а от размера текста и мощности алфавита.

ЦОР   1.  Алфавитный подход к измерению информации

Демонстрация к лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/view/

При использовании двоичной системы (алфавит состоит из двух знаков: 0 и 1) каждый двоичный знак несет 1 бит информации.

Применение алфавитного подхода удобно, прежде всего, при использовании технических средств работы с информацией. В этом случае теряют смысл понятия «новые — старые», «понятные — непонятные» сведения.

Алфавитный подход является объективным способом измерения информации в отличие от субъективного содержательного подхода.

Удобнее всего измерять информацию, когда размер алфавита N равен целой степени двойки. Например, если N=16, то каждый символ несет 4 бита информации потому, что 24 = 16. А если N =32, то один символ «весит» 5 бит.

Правило для измерения информации с точки зрения алфавитного подхода.

  1. Найти мощность алфавита N/

  2. Найти информационный объём одного символа i.

  3. Найти количество символов в сообщении – К.

  4. Найти информационный объём всего сообщения: I=K*i.

Ограничения на максимальный размер алфавита теоретически не существует. Однако есть алфавит, который можно назвать достаточным. Это алфавит мощностью 256 символов. В алфавит такого размера можно поместить все практически необходимые символы: латинские и русские буквы, цифры, знаки арифметических операций, всевозможные скобки, знаки препинания. Поскольку 256 = 28, то один символ этого алфавита «весит» 8 бит. Причем 8 бит информации — это настолько характерная величина, что ей даже присвоили свое название — байт.  1 байт = 8 бит.

Для измерения информации используются и более крупные единицы

(http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75298/?interface=pupil&class=50&subject=19):

 

В 100 Мб можно уместить:

страниц текста

50 000 или 150 романов

цветных слайдов высочайшего качества

150

аудиозапись речи видного политического деятеля

1.5 часа

фильм высокого качества записи

15 секунд

протоколы операций с банковским счетом

за 1000 лет

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (Решение задачи по алгоритму в парах. Текст задачи и запись условия после обсуждения на слайде)

Задача.

Найти объём текста, записанного на языке, алфавит которого содержит 128 символов и 2000 символов в сообщении.

Дано: К=2000, N=128

Найти: I — ?

Решение:

  1. N=2i

128=2i

i=7 (бит) – объём одного символа.

  1. I=K*i

I=2000*7

I=14000 (бит)

Ответ: Объём текста 14000 бит.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Индивидуальная или парная формы работы. Ученики самостоятельно выполняют задания, сравнивания с эталоном).

ЦОР  4.  Интерактивный задачник. Раздел «Измерение информации»

Отработка навыков решения задач по теме «Измерение информации» в режиме тренировки.

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/view/

 

  1. Рефлексия деятельности.

Оцените свою деятельность на уроке. Что у вас сегодня получилось лучше всего? В чем были затруднения?

Оценить работу учащихся на уроке, поставить оценки.

  1. Домашнее задание.

П. 4,  домашнее задание №4 на dnevnik.ru. (Учитель прикрепляет файл, ученики выполняют задание и также прикрепляют файл или записывают решение в тетради).

ЦОР2.  Домашнее задание N 4

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5e8b1f0-8b97-4e5d-988e-31c57f1720f2/view/

Домашнее задание №4

Тема: Измерение информации

1. Алфавит племени Мульти состоит из 32 букв. Какое количество информации несёт одна буква этого алфавита?

 

2. Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объём информации оно несёт?

 

 

3. Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-ти символьного алфавита, если его объём составил 1/16 часть Мегабайта?

 

 

4. Сколько килобайтов составит сообщение из 384 символов 16-ти символьного алфавита?

 

 

5. Два сообщения содержат одинаковое количество символов. Количество информации в первом тексте в 1,5 раза больше, чем во втором. Сколько символов содержат алфавиты, с помощью которых записаны сообщения, если известно, что число символов в каждом алфавите не превышает 10 и на каждый символ приходится целое число битов?

 

 

infourok.ru

Презентация к уроку по информатике и икт (8 класс) по теме: Презентация к уроку информатики в 8 классе на тему «Измерение информации»

Слайд 1

Человек и информация Материк Информация

Слайд 2

Материк Информация

Слайд 3

Измерение информации

Слайд 4

Измерение информации Информационный объем текста, единицы информации 4 . Алфавитный подход к измерению информации 1. Алфавит, мощность алфавита 2. Информационный вес символа 3. Задачи и их решения 5 .

Слайд 5

Алфавитный подход позволяет измерять информационный объем текста на некотором языке (естественном или формальном), не связанный с содержанием этого текста. Алфавитный подход к измерению информации 1. Существует и другой подход к измерению объема информации – содержательный. В нем информационный объем сообщения напрямую связан с содержанием этого сообщения.

Слайд 6

Алфавит, мощность алфавита 2. Алфавит – это набор букв, знаков препинания, цифр, скобок и других символов, используемых в тексте. Полное число символов алфавита принято называть мощностью алфавита – N . Например, в русском алфавите 54 таких символа, это 33 буквы, 10 цифр, 11 знаков препинания, скобки, пробел. Мощность алфавита из русских букв и дополнительных символов равна 54, то есть для русского алфавита N =54.

Слайд 7

Информационный вес символа 3. Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу информации и называется 1 бит. Наименьшее число символов в алфавите равно 2 ( N =2), такой алфавит используется в компьютере. В нем всего два символа: 0 и 1. С увеличением мощности алфавита увеличивается информационный вес символов этого алфавита.

Слайд 8

Информационный вес символа 3. Например, если N =4, то символ «весит» 2 бита. Все символы такого алфавита можно закодировать всеми возможными комбинациями из двух цифр двоичного алфавита. Комбинацию из нескольких знаков двоичного алфавита назовем двоичным кодом . Порядковый номер символа 1 2 3 4 Двухзначный двоичный код 00 01 10 11 Если использовать 3 двоичные цифры, то можно составить 8 комбинаций, т.е. если N =8, то символ «весит» 3 бита. Порядковый номер символа 1 2 3 4 5 6 7 8 Двухзначный двоичный код 000 001 010 011 100 101 110 111 Если N =16, то 4 бита. Таблицу составьте сами. И так далее.

Слайд 9

Информационный вес символа 3. Найдем зависимость между мощностью алфавита( N ) и количеством знаков в двоичном коде (b) – разрядностью двоичного кода. N 2 4 8 16 b 1 бит 2 бита 3 бита 4 бита Заметим, что 2=2, 4=2×2, 8=2×2×2, 16=2×2×2×2. Значит получим формулу N=2 b Разрядность двоичного кода это и есть информационный вес символа. Информационный вес символа, выраженный в битах( b ), и мощность алфавита( N ) связаны между собой формулой: N=2 b

Слайд 10

Информационный объем текста, единицы информации 4 . 1000110000111011100010001110001111100010 Данный текст, записанный с помощью двоичного кода, содержит 40 символов (K) , значит информационный объем (I) этого текста равен 40 битам (I=40) Текста, который вы сейчас видите, подготовлен с помощью компьютера. Алфавит такой «компьютерный текст» содержит 256 символов, это все необходимые буквы, цифры, знаки, различные скобки и т.д. Так как 256=2 8 , то один символ компьютерного алфавита бесит 8 битов. Величина, равная 8 битам, называется байтом. 1 байт = 8 битов. Для измерения больших информационных объемов используются более крупные единицы: 1 килобайт = 1 Кб = 2 10 байтов = 1024 байта 1 мегабайт = 1 Мб = 2 10 Кб = 1024 Кб 1 гигабайт = 1 Гб = 2 10 Мб = 1024 Мб 1 терабайт = 1 Тб = 2 10 Гб = 1024 Гб

Слайд 11

Задачи и их решения 5 . Задача № 1 Информационный вес символа алфавита равен 7 бит. Найдите мощность алфавита. Решение. записываем рассуждаем Мы знаем, что b=7 , значит, используя формулу N= 2 b , найдем N=128 . Мощность алфавита равна 128. 1. b=7 2. N=2 b , 2 7 =128 3 . N =128 Ответ: N =128

Слайд 12

Задачи и их решения 5 . Задача № 2 Текст составлен с использованием алфавита мощностью 32 символа и содержит 80 символов. Каков информационный объем текста? Решение. записываем рассуждаем 1. N =32 2. N=2 b , 32=2 5 3 . b =5 (бит) 4. K=80 5 . I=K × b, 80× 5 =400 6. I= 400 (бит ) Ответ: 400 бит Мы знаем, что N =32, значит, используя формулу N= 2 b , найдем b =5 (бит). 5 бит весит один символ этого алфавита. У нас таких символов 80, K =80, поэтому применим формулу I= K ×b : 80×5=400(бит) Информационный объем текста 400 бит.

Слайд 13

Задачи и их решения 5 . Задача № 3 Информационный объем текста, составленного с помощью алфавита мощностью 64, равен 1,907Кб. Каков информационный вес символа этого алфавита и сколько символов содержит этот текст? Решение. записываем рассуждаем 1. N =64 2. N=2 b , 64=2 6 3 . b =6 (бит) 4. 1,907Кб ≈ 1953 байта 5. 1953 байта = 15624 бита 6. I =15624, b =6 7. I= K×b , K=I : b , 15624:6 = 2604 8. K =2604 (символа) Ответ: 6 бит, 2604 символа Мы знаем, что N =64, значит, используя формулу N= 2 b , найдем b =6 (бит). Одно искомое нашли. Переведем 1,907Кб в биты, для этого 1,907 ×1024=1953, получили байты, и 1953×8=15624 – биты. Теперь зная I =15624 и b =6 найдем количество символов, используя формулу I= K×b , K=I : b — 15624:6=2604

nsportal.ru

Презентация к уроку по информатике и икт (8 класс) на тему: Презентация «Измерение информации. Алфавитный подход»

Слайд 2

«38 попугаев» Эталон длины – шаг попугая

Слайд 3

Тема урока: «Измерение информации. Алфавитный подход»

Слайд 4

Что вы называете алфавитом? Алфавит — множество символов, используемых при записи текста . Мощность алфавита — полное количество символов алфавита N

Слайд 5

А в каком же алфавите меньше всего символов? Какова его мощность? Порядковый номер 11 10 01 00 4 3 2 1 Следовательно, каждый символ четырёхзначного алфавита весит 2 бита (4=2 2 ). Наименьшую мощность имеет алфавит , содержащий только два знака: “0” , “1” . Используется в компьютере , его называют двоичным алфавитом. Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу измерения информации и называется 1 бит .

Слайд 6

Закодируем алфавит из четырех символов Следовательно, каждый символ четырёхзначного алфавита весит 2 бита (4=2 2 ). 1 2 3 4 00 01 10 11

Слайд 7

Закодируем алфавит из восьми символов Следовательно, каждый символ восьмизначного алфавита весит 3 бита (8=2 3 ). 1 2 3 4 5 6 7 8 000 001 010 011 100 101 110 111

Слайд 8

Найдите закономерность 2=2 1 4=2 2 8=2 3

Слайд 9

N Мощность алфавита- полное количество символов алфавита пробел знаки препинания буквы цифры скобки 2 i = N Информационный вес 1 символа используемого алфавита i А бит Таблица степеней интерактивная доска

Слайд 10

N = 2 i i = 8 бит «вес» 1 символа 1 байт = 8 бит Информационный «вес» 1 символа компьютерного алфавита 1 байт .

Слайд 11

Задача. Статья содержит 30 страниц, на каждой странице — 40 строк, в каждой строке 50 символов. Какой объём информации содержит статья? Решение: 1) На каждой странице 50 • 40 = 2000 символов; 2) во всей статье 2000 • 30 = 60000 символов; 3) т.к. вес каждого символа равен 1 байту, следовательно, информационный объём всей статьи 60000 • 1 = 60000 байт или 60000 • 8 = 480000 бит.

Слайд 12

Единицы измерения информации 1 килобайт = 1 Кб = 2 10 байт = 1024 байт 1 мегабайт = 1 Мб = 2 10 Кбайт = 1024 Кбайт 1 гигабайт = 1 Гб = 2 10 Мбайт = 1024 Мбайт 1 терабайт = 1 Тб = 210 Гбайт = 1024 Гбайт КИЛОБАЙТ МЕГАБАЙТ ГИГАБАЙТ БАЙТ ТЕРАБАЙТ ПОСМОТРЕЛИ НА СТЕНД

Слайд 13

Решение задач ГИА-9 Статья, набранная на компьютере, содержит 48 страниц, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 64 символа. Определите размер статьи в кодировке КОИ-8, в которой каждый символ кодируется 8 битами.

Слайд 14

Реферат, набранный на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 50 строк, в каждой строке 64 символа. Для кодирования символов используется кодировка Unicode, при которой каждый символ кодируется 16 битами. Определите информационный объём реферата. Решение задач ГИА-9

Слайд 15

Решение задач ГИА-9 Ученик набирает сочинение по литературе на компьютере, используя кодировку KOI-8. Определите какой объём памяти займёт следующая фраза: Молекулы состоят из атомов! Каждый символ в кодировке KOI-8 занимает 8 бит памяти.

Слайд 16

Определите свое настроение в конце урока

Слайд 17

Домашнее задание Вычислить информационный объем учебника по информатике.

nsportal.ru

Урок информатики для 8 класса «Измерение информации»

Урок информатики в 8 классе.

Тема урока: «Измерение информации».

Цели урока:

  • ввести понятие единицы измерения информации;

  • научить решать задачи на вычисление информации;

  • способствовать развитию умения анализировать, делать выводы.

Основные понятия:

Этапы урока:

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания.

3.Изучение нового материала.

4. Решение задач.

5.Работа на ПК.

6.Подведение итогов урока.

7.Домашнее задание.

Обеспечение урока: компьютерная обучающая программа, слайдовая презентация.

1.Организационный момент: а) подготовка к уроку; б) мотивация познавательной деятельности; в) постановка целей и задач (для учащихся). (1 минута).

2.Проверка домашнего задания. (4 минуты)

Проверить какие 10 примеров систем, в которых должны быть выделены источник и приемник информации, носитель и канал передачи информации составили дома дети. (2 ученика зачитывают свои примеры, а остальные учащиеся добавляют те примеры, которые не были названы).

3.Изучение нового материала. (8 минут)

Как измерить информацию?

Ответить на этот вопрос непросто. Это зависит от того, что понимают под словом информация.

Информация — это знания человека.

Отсюда следует вывод, что сообщение информативно (содержит ненулевую информацию), если оно пополняет знания человека. Например, прогноз погоды на завтра — информативное сообщение, а сообщение о вчерашней погоде неинформативно: нам это уже известно.

Слайд №2


Пример: a2 +b2 =c2 (новое и непонятное), a//b, b//c значит a//c (новое и понятное)

Для того, чтобы измерить информацию, нужна единица измерения. Единица измерения информации была определена в науке, которая называется теорией информации. Эта еди­ница называется «бит». Ее определение звучит так:

Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза, несет 1 бит информации.

В этом определении есть понятия, которые требуют пояснения.

Что такое «неопределенность знаний»? Лучше всего это объяснить на примерах.

1.Допустим, вы бросаете монету, загадывая, что выпадет: орел или решка? Есть всего два варианта возможного результата бросания монеты. Причем, ни один из этих вариантов не имеет преимущества перед другим. В таком случае говорят, что они равновероятны.

Так вот, в этом случае перед подбрасыванием монеты неопределенность знаний о результате равна двум.

2.Игральный кубик с шестью гранями может с равной вероятностью упасть на любую из них. Значит, неопределенность знаний о результате бросания кубика равна шести.

Сообщение о том, что произошло одно событие из двух равновероятных, несет 1 бит информации.

Слайд №3

Задача №1. Требуется угадать задуманное число из диапазона от 1 до 8. Определить сколько бит информации несет сообщение о задуманном числе.

1

2

3

4

5

6

7

8

Число меньше 5?

нет

1 бит

5

6

7

8

Число меньше 7?

да

1 бит

5

6

Это число 5?

нет

1 бит

Ответ: 6 загаданное число, 3 бит информации.

Слайд №4

Задача №2. На книжном стеллаже 16 полок. Книга может быть поставлена на любую из них. На какой полке стоит книга. Сколько информации содержит сообщение о том, где находится книга?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Ниже 9 полки?

да

1 бит

1

2

3

4

5

6

7

8

Ниже 5 полки?

да

1 бит

1

2

3

4

Выше 2 полки?

нет

1 бит

1

2

Это 1 полка?

да

1 бит

Ответ: 1 полка, 4 бит информации.

Слайд №5

Обозначим за N количество возможных событий.

i – количество информации

Задача №1.

N = 8 i = 3 2*2*2=8 2- повторяется 3 раза

Задача №2.

N = 16 i = 4 2*2*2*2=16 2- повторяется 4 раза

Это повторение можно выразить формулой: 2i = N

По-другому N называют мощностью алфавита.

Мощность алфавита – это число символов в алфавите.

Алфавит – это всё множество символов, используемых в некотором языке для представления информации.

Слайд №6

Количество информации в тексте, состоящем из К сим­волов, равно К х i, где i — информационный вес одного символа алфавита (смотреть по таблице учебника).

Мощность алфавита из русских букв = 54. Используя таблицу учебника определим i = 5,755 бит.

Задача №1.

Посчитать количество информации на одной странице.

Пусть страница содержит 50 строк, в каждой строке 60 символов. Значит, на странице уменьшается 50*60 = 3000 знаков.

5,755*3000 = 17265 бит (объём информации)

При алфавитном подходе к измерению информации ко­личество информации от содержания не зависит. Количе­ство информации зависит от объема текста и от мощности алфавита.

4.Решение задач (тексты задач представлены в презентации на слайде №7). Ребята делятся на две группы. 1 группа (сильные учащиеся) садится за компьютеры и самостоятельно в специальной программе выполняют решение задач самостоятельно. 2 группа (слабые учащиеся) вместе с учителем выполняют решение задач на доске. (6минут)

Задача 1. Сколько бит информации несет сообщение о том, что из колоды в 32 карты достали даму пик?

Дано:

N =32

i = ?

Решение:

2i = N

2i = 32

2i = 25

Ответ: 5 бит.

Задача 2: Проводятся две лотереи: «4 из 32» и «5 из 64». Сообщение о ре­зультатах какой из лотерей несет больше информации?

Решение:

i1 = 5 i2 = 6

Ответ:2>1

Задача 3: Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст составлен в алфавите мощностью 32 символа, второй — мощностью 64 символа. Во сколько раз отличается количество ин­формации в этих текстах?

Решение:

N1=32 N2=64

2i = N

i1 = 5 i2 = 6

Ответ: 6/5=1,2

Физкультминутка (2 минуты)

1.Положить ладони на стол. На счет раз – делая упор на ладони, поднять все пальцы; на счет два – вернуть пальцы в исходное положение.

2.Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева на право. Затем справа на лево. Повторить 3 раза в каждую сторону.

5. Работа на компьютере. (15 минут)

Лабораторная работа №1.

Создание структуры вложенных папок.

1.Запустите программу Проводник, щелкните правой клавишей мыши по Пуску, появится контекстное меню, выберите в нем Проводник.

2.Выделите устройство Диск 3,5(А:) на дереве папок, щелкнув по его имени левой кнопкой мышки.

3.Выполните команду Файл/Создать/Папку.

4.В правой части окна Проводника появится папка с название Новая папка, замените это название именем Школьная, набрав его с помощью клавиш клавиатуры. Завершите набор имени папки нажатием на клавишу Enter.

5.Выделите папку с именем Школьная.

6.Выполните команду Файл/Создать/Папку.

7.В правой части окна Проводника появится папка с название Новая папка, замените это название именем Класс, набрав его с помощью клавиш клавиатуры. Завершите набор имени папки нажатием на клавишу Enter.

8.Выделите папку Класс.

9.Выполните команду Файл/Создать/Папку.

10. В правой части окна Проводника появится папка с название Новая папка, замените это название именем 6а класс, набрав его с помощью клавиш клавиатуры. Завершите набор имени папки нажатием на клавишу Enter.

11.Выделите папку Класс.

12.Выполните команду Файл/Создать/Папку.

13.В правой части окна Проводника появится папка с название Новая папка, замените это название именем 6б класс, набрав его с помощью клавиш клавиатуры. Завершите набор имени папки нажатием на клавишу Enter.

14.В итоге у вас должна получиться следующая структура:

А:\

Школьная

Класс

6а класс

6б класс

15.Щелкните правой клавишей мыши по папке 6а класс, появится контекстное меню. Выберите в нём команду Переименовать и задайте папке новое имя 7а класс.

16. Щелкните правой клавишей мыши по папке 6б класс, появится контекстное меню. Выберите в нём команду Переименовать и задайте папке новое имя 7б класс.

17. .В итоге у вас должна получиться следующая структура:

А:\

Школьная

Класс

7а класс

7б класс

18. Выполните удаление папки (выделите папку 7б класс и нажмите клавишу Delete).

19. Покажите сделанную работу преподавателю.

6.Итоги урока (Повторить основные понятия, изученные на уроке, выставить оценки за выполнение лабораторной работы №1). (3 минуты)

7.Домашнее задание. (1 минута)

§2 вопросы 1,2,3

§3 вопросы 1,2

www.metod-kopilka.ru

Презентация к уроку по информатике и икт (8 класс) по теме: Измерение объёма текстовой информации.

Слайд 1

Измерение объёма текстовой информации

Слайд 2

А Л Ф А В И Т Алфавит – это совокупность символов используемых в языках для представления информации. Мощность алфавита – число символов в нём. Двоичный алфавит – алфавит из двух символов. Величину, способную принимать лишь два различных значения (0 и 1), называют бит. Бит – минимальная единица количества информации. 1 байт = 8 бит 1 0 0 0 1 1 1 0 1 1

Слайд 3

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕС С И М В О Л А АЛФАВИТ Зависит от МОЩНОСТИ алфавита 2 i = N ГДЕ: I – информационный вес символа N – мощность алфавита ( Измеряется в БИТАХ ) Например: Мощность алфавита N =16 символов → i=4 бит информации Мощность алфавита N =32 символов → i= 5 бит информации Мощность алфавита N =64 символов → i= 6 бит информации Мощность алфавита N =128 символов → i= 7 бит информации Мощность алфавита N = 256 символов → i= 8 бит информации Информационный вес символа

Слайд 4

X Информационный объём текста K Количество символов в тексте I Информационный вес символов При выяснения информационного объёма текста содержание текста не учитывается. АЛФАВИТНЫЙ ПОДХОД К ИЗМЕРЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ Первобытное племя отправило сообщение для всех соплеменников: МИРУ – МИР!! РЕШИМ ЗАДАЧУ: Выяснить какой объём сообщения в байтах, известно, что сообщение создано с помощью алфавита в котором 16 символов.

Слайд 5

АЛФАВИТНЫЙ ПОДХОД К ИЗМЕРЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ: Посчитаем количество символов в сообщении: МИРУ – МИР!! — 12 символов (включая пробелы) 2. Выясним информационный вес символа. Мощность алфавита N =16 символов → информационный вес символа i=4 бит информации. 3. X=K ·I → 12·4=48 бит, 48 : 8=6 байт Ответ: объём сообщения = 6 байт. (в 1байт=8бит)

Слайд 6

Решаем задачи Решите задачу. Страница детской книжки содержит 20 строк, в каждой стоке 60 символов. Книжка содержит 10 страниц. Для набора текста в этой книжке использовали алфавит мощностью 256 символов. Выяснить информационный объём книжки в байтах, в Кбайтах. Ответ: 12000 байт, 11.71Кб Информация для проверки

Слайд 7

Сообщение располагается на двух страницах и занимает объём 1/16 Кбайта информации. На каждой странице записано 256 символов, какова мощность использованного алфавита? Решение 1 Килобайт (Кб) = 2 10 байт = 1024 байта 1024:16=64 байт на двух страницах, 32 байта – на одной странице, 32*8=256 бит – на одной странице. 256 бит: 256 символов = 1 бит на 1 символ. 2 i = N ; 2 1 = 2 ; Решите задачу. Ответ: 2 символа мощность алфавита. Информация для проверки Решаем задачи

Слайд 8

Решаем задачи Решите задачи самостоятельно в интерактивном режиме Щелкните указателем мыши по картинке – перейдёте в интерактивную среду LearningApps Задания подготовлены для среды LearningApps автором Larisa Agraba

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *