cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Границы россии урок географии 8 класс – Урок по географии 8 класс Границы России

Урок по географии 8 класс Границы России

Автор: Амирова Г.Р.

учитель биологии и географии.

Конспект урока

Тема: Границы России

Дата:

Класс: 8

Цели:

Образовательная: сформировать знания о протяжённости границ России; а также о сухопутных и морских пограничных государствах;.

Развивающая: научить определить пограничные государства; определить моря, омывающие территорию страны с помощью карты, продолжить развивать умения анализировать, делать выводы на основании полученной информации

Воспитательная: выработать коммуникативные навыки при работе в паре

Оборудование: физическая карта России, политико-административная карта России, атласы.

Ход урока:

Орг момент.

Актуализация и домашнее задание.

Задание 1. Определите верно утверждение (+) или нет (-)

  1. Площадь России составляет 17,1 млн.км2

  2. По площади территории Россия занимает 2 место, после США

  3. Россия расположена в северо-восточной части материка Евразия

  4. Наша страна находится в 4 климатических поясах, а большая часть в умеренном климатическом поясе.

  5. Россия омывается водами 4 океанов

  6. Крайняя островная точка России на севере находится на о. Рудольфа

Задание 2. Установите соответствие

Крайние материковые точки России

Название

1. Крайняя северная точка

А. гора Базардюзю

Б. мыс Флигели

В. о. Ратманова

Г. мыс Дежнева

Д. Песчаная Балтийская коса

Е. Мыс Челюскин

2. Крайняя южная точка

3. Крайняя западная точка

4. Крайняя восточная точка

Ответ: 1+; 2-; 3+; 4 +; 5-; 6+

Ответ:

 1-Е; 2-А; 3-Д; 4-Г

Изучение нового материала:

С 1922 до 1991 года Россия входила в состав СССР, в который входило 15 республик. С 1991 года Россия и остальные республики стали самостоятельными государствами и объединились в СНГ (в него вошли 12 республик).

Россия – Москва

Украина – Киев

Белоруссия – Минск

Молдавия – Кишинев

Армения – Ереван

Грузия – Тбилиси

Азербайджан – Баку

Казахстан – Астана

Узбекистан – Ташкент

Киргизия – Бишкек

Таджикистан – Душанбе

Туркмения – Ашхабад

Российская Федерация – федеративное государство, т.е. объединение 89 равноправных регионов – субъектов федерации. В федерации имеются единые органы власти: президент, Государственная Дума, Правительство и др. В числе 89 субъектов:

21 республика

6 краев

49 областей

1 автономная область

10 автономных округов

2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург.

20

21

Бурятия

Якутия (Саха)

Улан-Уде

Якутск

По указу Президента России в мае 2000 года с целью укрепления федеральной государственной власти и контроля за исполнением законов Конституции России, решений федеральной власти с субъектах Федерации Россия была поделена на 7 федеральных округов:

Центральный – Москва

Северо-Западный – Санкт-Петербург

Южный – Ростов-на-Дону

Приволжский – Нижний Новгород

Уральский – Екатеринбург

Сибирский – Новосибирск

Дальневосточный – Хабаровск

Федеральные округа подчиняются Президенту через назначенных им полномочных представителей Президента.

В 2010 году из Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский округ, с центром в Ставрополе.

  1. Территория страны (государственная территория) включает в себя:

  • Суша в пределах государственных границ

  • Внутренние воды

  • Недра под поверхностью суши

  • Территориальные воды (200-мильная, т.е. 370-километровая зона вдоль береговой линии, где страна может вести добычу полезных ископаемых, рыбы и морепродуктов)

  • Воздушное пространство над страной

Россия – самая большая по площади страна мира. Её площадь равна приблизительно 17,1 млн.кв.км. Это составляет 11,3% мировой суши.

Россия расположена в двух частях света:

1/3 – в Европе

2/3 – в Азии

Протяженность России с севера на юг 4400 км, с запада на восток – около10000км.

Крайние точки России:

Северная – материковая м. Челюскин, островная – м. Флигели на о. Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа.

Южная – г. Базардюзю на границе с Азербайджаном.

Восточная – материковая м. Дежнева, островная – на острове Ратманова в Беринговом проливе.

Западная – Балтийская коса Гданьского залива в Калининградской области.

  1. Большая площадь государства: это благо или вред для страны?

Положительные черты:

  • Богатство и разнообразие природных ресурсов

  • Наличие широкого фронта морских границ – развитие морского транспорта и использования ресурсов морей.

  • Наличие экологически чистых неиспользованных территорий.

Отрицательны черты:

  • Большие государственные границы требуют охраны и содержания

  • Большую территорию трудно осваивать.

  • Разнообразие природных условий подразумевает и наличие неблагоприятных условий для жизни и хозяйственной деятельности.

  • Большая территория требует больших транспортных расходов.

  • Моря, омывающие Россию, замерзают на длительный период.

  1. Границы России.

Россия граничит на суше с 14 государствами:

Норвегия Украина

Финляндия Грузия

Эстония Азербайджан

Латвия Казахстан

Литва Монголия

Польша Китай

Белоруссия Северная Корея

Морская граница :

Япония (пролив Лаперуза)

США (Берингов пролив)

Западная граница не привязана к каким-либо природным рубежам, проходит по довольно плотно заселенным равнинным территориям.

Южная граница с Грузией и Азербайджаном проходит по горам Кавказа, с Казахстаном по степям, с Китаем по рекам Амур, Уссури, Аргунь, с Монголией по горным районам Южной Сибири.

Наиболее протяженные у России границы – морские, на севере и востоке.

На севере Россия омывается морями Северного Ледовитого океана:

Белое крупные порты: Архангельск, Мурманск

Баренцево

Карское

Лаптевых

Восточно-Сибирское

Чукотское

На востоке морями Тихого океана:

Берингово крупные порты: Владивосток, Находка

Охотское

Японское

К Балтийскому морю Россия имеет выход через Финский залив ,(порт Санкт-Петербург), а также в Калининградской области.

На юге выход в Черное море – порты Новороссийск, Туапсе.

3. После распада СССР географическое положение России изменилось.

  • Россия отдалилась от стран Европы.

  • Западная граница сдвинулась к востоку.

  • Южная граница сместилась к северу, так как отделились Казахстан и республики Средней Азии.

  • Россия лишилась прямого выхода ко многим европейским и азиатским странам.

  • Сократилось число портов на Балтийском и Черном морях.

4.Работа в контурных картах: границы, республики, моря, океаны, порты, пограничные государства (СНГ, дальнее зарубежье).

Закрепление изученного материал.

Тест по теме «Географическое положение России»

  1. Россия расположена:

а) в северном и западном полушариях;

б) в северном и восточном полушариях;

в) в северном, восточном и западном полушариях;

г) только в северном полушарии.

2. Найдите соответствие:

Крайние точки России:

а) северная; 1) м. Дежнёва;

б) южная; 2) м. Челюскин;

в) западная; 3) г. Базардюзю;

г) восточная; 4) песчаная коса (Куршская).

3. На каком из островов находится крайняя восточная точка России?

а) остров Ратманова

б) остров Рудольфа

в) остров Крузенштерна

г) остров Святого Лаврентия

4. Самая северная точка России находится:

а) в архипелаге Северная Земля

б) в архипелаге Шпицберген

в) в архипелаге Земля Франца Иосифа

г) в архипелаге Новая Земля

5. На границе с каким из перечисленных государств расположена крайняя западная точка России?

а) Норвегия

б) Молдова

в) Эстония

г) Польша

6. Какое утверждение о крайних точках России является верным?

а) Крайняя южная точка находится в Дагестане на границе с Азербайджаном.

б) Крайняя восточная материковая точка находится на полуострове Камчатка.

в) Крайняя северная материковая точка находится на полуострове Ямал.

г) Крайняя западная точка расположена на песчаной косе Гданьского залива Баренцева моря.

7. С каким из перечисленных государств Россия имеет самую длинную по протяжённости сухопутную границу?

а) Казахстан

б) Монголия

в) Белоруссия

г) Финляндия


8. С какой из стран Россия не имеет сухопутной границы?

а) Украина

б) Норвегия

в) Япония

г) Эстония

9. Сухопутную границу с Россией имеют:

а) Азербайджан, Киргизия

б) Польша, Белоруссия

в) Монголия, Молдавия

г) Туркмения, Грузия

10. Какое утверждение о географическом положении России является верным?

а) На северо-западе Россия граничит с Норвегией и Швецией.

б) На юго-востоке Россия граничит с Украиной.

в) Крайняя северная точка страны находится на полуострове Таймыр.

г) Протяжённость морских границ России больше сухопутных.


Ответы:

1.а

2. а-2; б-3; в-4; г-1.

3. а

4. в

5. г

6. а

7. а

8. в

9. б

10. в

Рефлексия.

Закончите предложение:

 1.  Самым интересным на уроке для меня было ___________________

 2.Сегодня на уроке я узнал____________________________________

3.Вопросы, рассмотренные на занятии для меня ___________________

4.Самым скучным на занятии для меня было______________________

5.Теперь бы я хотел ещё узнать о _______________________________

6.Мне понравилось _________________________________________

7.Я научился_______________________________________________ 

Итог урока.

Домашнее задание. параграфы 1,2., изучить границы России.

Приложение

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ

1. Определите координаты крайних точек:

а) крайняя северная материковая — мыс Челюскин________________________________

б) крайняя южная — близ горы Базардюзю ________________

в) крайняя восточная материковая — мыс Дежнева____________________________

г) крайняя западная точка — коса Гданьского залива (близ Калининграда)________________

2. Найдите ошибки в перечне стран, граничащих с Россией:

а) Польша,

б) Япония,

в) КНДР,

г) Армения,

д) Таджикистан,

е) Эстония,

ж) Казахстан,

з) Украина,

и) Молдова,

к) Литва,

л) Монголия,

м) Германия

  1. В каком направлении от Москвы находятся:

а) о. Новая Земля_______________________ б) Астрахань ______________________

в) оз. Байкал ________________________ г) Кавказ_________________________

  1. Определите «адрес» Москвы: широта____________, долгота_____________, преобладающие абсолютные высоты_______________м

  2. На сколько градусов г. Калининград (Калининградской обл.) восточнее или западнее, чем г. Новосибирск?____________________________

  3. Через какие моря проплывают суда из Владивостока в Мурманск?

А)_________________________

Б) _________________________

В) _________________________

Г) _________________________

Д) _________________________

Е) _________________________

Ж) ________________________

З) _________________________

И) _________________________

  1. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

А) Какие порты обозначены на рисунках?

Б) На берегах каких морей они расположены?

В) Определите координаты этих портов.

I


II

III

А) ________________________

Б) ________________________

В) ________________________

А) ________________________

Б) ________________________

В) ________________________

А) ________________________

Б) ________________________

В) ________________________

  1. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.

А) Какие острова изображены на рисунке?

Б) Какие моря их омывают?

В) Как называются проливы, отделяющие их от материка?

Г) Какой из этих островов находится в двух полушариях?



А) ________________________

Б) ________________________

________________________

В) ________________________

Г) ________________________

А) ________________________

Б) ________________________

________________________

В) ________________________

Г) ________________________

А) ________________________

Б) ________________________

________________________

В) ________________________

Г) ________________________

  1. Подпишите крайние точки, моря, омывающие территорию России

infourok.ru

Конспект урока географии в 8 классе «Границы России»

Конспект урока

Тема: Границы России

Дата:

Класс: 8

Цели:

Образовательная: сформировать знания о протяжённости границ России; а также о сухопутных и морских пограничных государствах;.

Развивающая: научить определить пограничные государства; определить моря, омывающие территорию страны с помощью карты, продолжить развивать умения анализировать, делать выводы на основании полученной информации

Воспитательная: выработать коммуникативные навыки при работе в паре

Оборудование: физическая карта России, политико-административная карта России, атласы.

Ход урока:

Орг момент.

Актуализация и домашнее задание.

Задание 1. Определите верно утверждение (+) или нет (-)

  1. Площадь России составляет 17,1 млн.км2

  2. По площади территории Россия занимает 2 место, после США

  3. Россия расположена в северо-восточной части материка Евразия

  4. Наша страна находится в 4 климатических поясах, а большая часть в умеренном климатическом поясе.

  5. Россия омывается водами 4 океанов

  6. Крайняя островная точка России на севере находится на о. Рудольфа

Задание 2. Установите соответствие

Крайние материковые точки России

Название

1. Крайняя северная точка

А. гора Базардюзю

Б. мыс Флигели

В. о. Ратманова

Г. мыс Дежнева

Д. Песчаная Балтийская коса

Е. Мыс Челюскин

2. Крайняя южная точка

3. Крайняя западная точка

4. Крайняя восточная точка

Ответ: 1+; 2-; 3+; 4 +; 5-; 6+

Ответ: 1-Е; 2-А; 3-Д; 4-Г

Изучение нового материала:

С 1922 до 1991 года Россия входила в состав СССР, в который входило 15 республик. С 1991 года Россия и остальные республики стали самостоятельными государствами и объединились в СНГ (в него вошли 12 республик).

Россия – Москва

Украина – Киев

Белоруссия – Минск

Молдавия – Кишинев

Армения – Ереван

Грузия – Тбилиси

Азербайджан – Баку

Казахстан – Астана

Узбекистан – Ташкент

Киргизия – Бишкек

Таджикистан – Душанбе

Туркмения – Ашхабад

Российская Федерация – федеративное государство, т.е. объединение 89 равноправных регионов – субъектов федерации. В федерации имеются единые органы власти: президент, Государственная Дума, Правительство и др. В числе 89 субъектов:

21 республика

6 краев

49 областей

1 автономная область

10 автономных округов

2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург.

20

21

Бурятия

Якутия (Саха)

Улан-Уде

Якутск

По указу Президента России в мае 2000 года с целью укрепления федеральной государственной власти и контроля за исполнением законов Конституции России, решений федеральной власти с субъектах Федерации Россия была поделена на 7 федеральных округов:

Центральный – Москва

Северо-Западный – Санкт-Петербург

Южный – Ростов-на-Дону

Приволжский – Нижний Новгород

Уральский – Екатеринбург

Сибирский – Новосибирск

Дальневосточный – Хабаровск

Федеральные округа подчиняются Президенту через назначенных им полномочных представителей Президента.

В 2010 году из Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский округ, с центром в Ставрополе.

  1. Территория страны (государственная территория) включает в себя:

  • Суша в пределах государственных границ

  • Внутренние воды

  • Недра под поверхностью суши

  • Территориальные воды (200-мильная, т.е. 370-километровая зона вдоль береговой линии, где страна может вести добычу полезных ископаемых, рыбы и морепродуктов)

  • Воздушное пространство над страной

Россия – самая большая по площади страна мира. Её площадь равна приблизительно 17,1 млн.кв.км. Это составляет 11,3% мировой суши.

Россия расположена в двух частях света:

1/3 – в Европе

2/3 – в Азии

Протяженность России с севера на юг 4400 км, с запада на восток – около10000км.

Крайние точки России:

Северная – материковая м. Челюскин, островная – м. Флигели на о. Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа.

Южная – г. Базардюзю на границе с Азербайджаном.

Восточная – материковая м. Дежнева, островная – на острове Ратманова в Беринговом проливе.

Западная – Балтийская коса Гданьского залива в Калининградской области.

  1. Большая площадь государства: это благо или вред для страны?

Положительные черты:

  • Богатство и разнообразие природных ресурсов

  • Наличие широкого фронта морских границ – развитие морского транспорта и использования ресурсов морей.

  • Наличие экологически чистых неиспользованных территорий.

Отрицательны черты:

  • Большие государственные границы требуют охраны и содержания

  • Большую территорию трудно осваивать.

  • Разнообразие природных условий подразумевает и наличие неблагоприятных условий для жизни и хозяйственной деятельности.

  • Большая территория требует больших транспортных расходов.

  • Моря, омывающие Россию, замерзают на длительный период.

  1. Границы России.

Россия граничит на суше с 14 государствами:

Норвегия Украина

Финляндия Грузия

Эстония Азербайджан

Латвия Казахстан

Литва Монголия

Польша Китай

Белоруссия Северная Корея

Морская граница :

Япония (пролив Лаперуза)

США (Берингов пролив)

Западная граница не привязана к каким-либо природным рубежам, проходит по довольно плотно заселенным равнинным территориям.

Южная граница с Грузией и Азербайджаном проходит по горам Кавказа, с Казахстаном по степям, с Китаем по рекам Амур, Уссури, Аргунь, с Монголией по горным районам Южной Сибири.

Наиболее протяженные у России границы – морские, на севере и востоке.

На севере Россия омывается морями Северного Ледовитого океана:

Белое крупные порты: Архангельск, Мурманск

Баренцево

Карское

Лаптевых

Восточно-Сибирское

Чукотское

На востоке морями Тихого океана:

Берингово крупные порты: Владивосток, Находка

Охотское

Японское

К Балтийскому морю Россия имеет выход через Финский залив ,(порт Санкт-Петербург), а также в Калининградской области.

На юге выход в Черное море – порты Новороссийск, Туапсе.

3. После распада СССР географическое положение России изменилось.

  • Россия отдалилась от стран Европы.

  • Западная граница сдвинулась к востоку.

  • Южная граница сместилась к северу, так как отделились Казахстан и республики Средней Азии.

  • Россия лишилась прямого выхода ко многим европейским и азиатским странам.

  • Сократилось число портов на Балтийском и Черном морях.

4.Работа в контурных картах: границы, республики, моря, океаны, порты, пограничные государства (СНГ, дальнее зарубежье).

Закрепление изученного материал.

Тест по теме «Географическое положение России»

  1. Россия расположена:

а) в северном и западном полушариях;

б) в северном и восточном полушариях;

в) в северном, восточном и западном полушариях;

г) только в северном полушарии.

2. Найдите соответствие:

Крайние точки России:

а) северная; 1) м. Дежнёва;

б) южная; 2) м. Челюскин;

в) западная; 3) г. Базардюзю;

г) восточная; 4) песчаная коса (Куршская).

3. На каком из островов находится крайняя восточная точка России?

а) остров Ратманова

б) остров Рудольфа

в) остров Крузенштерна

г) остров Святого Лаврентия

4. Самая северная точка России находится:

а) в архипелаге Северная Земля

б) в архипелаге Шпицберген

в) в архипелаге Земля Франца Иосифа

г) в архипелаге Новая Земля

5. На границе с каким из перечисленных государств расположена крайняя западная точка России?

а) Норвегия

б) Молдова

в) Эстония

г) Польша

6. Какое утверждение о крайних точках России является верным?

а) Крайняя южная точка находится в Дагестане на границе с Азербайджаном.

б) Крайняя восточная материковая точка находится на полуострове Камчатка.

в) Крайняя северная материковая точка находится на полуострове Ямал.

г) Крайняя западная точка расположена на песчаной косе Гданьского залива Баренцева моря.

7. С каким из перечисленных государств Россия имеет самую длинную по протяжённости сухопутную границу?

а) Казахстан

б) Монголия

в) Белоруссия

г) Финляндия


8. С какой из стран Россия не имеет сухопутной границы?

а) Украина

б) Норвегия

в) Япония

г) Эстония

9. Сухопутную границу с Россией имеют:

а) Азербайджан, Киргизия

б) Польша, Белоруссия

в) Монголия, Молдавия

г) Туркмения, Грузия

10. Какое утверждение о географическом положении России является верным?

а) На северо-западе Россия граничит с Норвегией и Швецией.

б) На юго-востоке Россия граничит с Украиной.

в) Крайняя северная точка страны находится на полуострове Таймыр.

г) Протяжённость морских границ России больше сухопутных.


Ответы:

1.а

2. а-2; б-3; в-4; г-1.

3. а

4. в

5. г

6. а

7. а

8. в

9. б

10. в

Рефлексия.

Закончите предложение:

 1.  Самым интересным на уроке для меня было ___________________

 2.Сегодня на уроке я узнал____________________________________

3.Вопросы, рассмотренные на занятии для меня ___________________

4.Самым скучным на занятии для меня было______________________

5.Теперь бы я хотел ещё узнать о _______________________________

6.Мне понравилось _________________________________________

7.Я научился_______________________________________________ 

Итог урока.

Домашнее задание. параграфы 1,2., изучить границы России.

multiurok.ru

Модульный урок географии в 8 классе «Границы России»

Модульный урок «Границы России»

Аннотация: Данный урок является вторым в разделе «Пространства России» и предназначен для самостоятельного изучения учащимися границ России после наглядного (с использованием презентации) урока «Россия на карте мира». Модульная технология используется в данном случае для разнообразия видов деятельности на уроках географии, что, на мой взгляд, активизирует школьников. Урок дает возможность учащимся работать в удобном для каждого ритме.

Уровень образования школьников: 8 класс.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: модульный урок

Цель: Сформировать представление о государственной границе России.

Задачи:

  • Образовательные: определить морские и сухопутные границы России, запомнить соседей первого порядка и моря, омывающие Россию.

  • Развивающие: развивать внимание, память и самостоятельность; закрепить умение находить географические объекты на карте и наносить их на контурную карту.

  • Воспитательные: воспитание умения работать в паре, используя технологическую карту урока, а также самостоятельно и аккуратно в контурной карте.

Оборудование: физическая карта России, политическая карта мира, атласы для 8 класса, индивидуальные контурные карты, технологические карты на каждую парту, презентация Кангизер В.Р., ПК, мультимедиа.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний уч-ся

  • Показать крупнейшие по площади страны мира (по порядку первую 10-ку), назвав их столицы

  • Показать все крайние точки России

  • В чем уникальность географического положения России?

  • Какие крайние точки России одновременно являются и крайними точками Евразии?

  • Как вы считаете, Россия больше европейская или азиатская страна?

  1. Изучение нового материала

Технологическая карта ученика «Границы России»

Вид самостоятельной работы

(Ответь на вопросы)

Что делать

(Обсуди)

Контроль (Взаимоконтроль)

  1. Перечислите и покажите страны, граничащие с Россией по карте

  2. Объясните значение цифр:

  • 4400 км

  • 9000 км

  • 17,1 млн. км

  • 60 тыс. км

  • 14 + 2 = 16

  1. Прочитайте и подумайте, Россия является больше морской или континентальной страной? :

«Границы России: 1/3 – сухопутные (22 125 км), 2/3 – морские (38 807 км)»

  1. Закончите предложения:

  • Наиболее протяжённая граница России – с … , а наименее – с …

  • Река, вдоль которой проходит граница России с Китаем — …

  • Озера на границе России с:

Китаем – оз. …

Эстонией – оз. …

Азербайджаном и Казахстаном – оз. …

  1. Ответьте на вопросы:

  • Где проходит самая протяженная морская граница России?

  • Почему она не имеет существенного значения для международных связей?

  • Назовите начальный и конечный пункты Северного морского пути.

  • Вдоль каких морей проходит вторая по протяженности морская граница России? Назовите главные порты этих морей.

  • Как вы думаете, почему наиболее активно используется только южная часть «тихоокеанского фасада»?

  • Почему порты Черного моря имеют большее значение, чем порты Азовского моря?

  • Как вы считаете, какую приморскую территорию следует использовать в перспективе наиболее активно?

  1. «Границы России: 1/3 – сухопутные (22 125 км), 2/3 – морские (38 807 км)»

Россия является больше морской или континентальной страной?

  1. Выполните работу в контурной карте:

  • Выделить красным цветом государственную границу России

  • Подписать соседние государства и их столицы, выделить их границы черным цветом

  • Нанести моря, омывающие берега России.

  1. Дополнительно:

Приведите все возможные на ваш взгляд доводы в пользу утверждения: «Россия является больше океанической страной » и все доводы в пользу «Россия является больше континентальной страной»

Сравните границы запада и юга, севера и востока, юга и севера по протяженности и хозяйственному использованию.

Запишите тему в тетрадь

См. учебник, с. 19- 22

Оцени работу товарища

Работайте в паре с соседом по парте

Прочитайте и запишите предложение в тетрадь. Сделайте вывод

Запишите в тетрадь

См. табл. №1 (стр. 20)

Работайте по физической карте России

Прочитайте «Каковы морские границы России» (учебник, с. 22 – 23), затем ответьте на вопросы.

Работайте в паре с соседом по парте, поочередно отвечая на вопросы и дополняя при необходимости их

Сделайте дополнения к вашему выводу.

Работайте в к/к

Если вы успели выполнить всю работу, то подумайте над этими вопросами

Взаимоконтроль

(статичная пара)

Взаимоконтроль

Взаимоконтроль

Самоконтроль

Учитель

Взаимоконтроль

Взаимоконтроль

Самоконтроль

  1. Закрепление

Проверка с использованием презентации (автор презентации Кангизер В.Р.)

(По времени) Работа у настенной карты

Проверка правильности выполнения работы в тетради (сопровождается показом соответствующих объектов на карте)

  1. Вывод и итоги

  2. Д/З:

  • Параграф 2; завершить работу в к/к + отметить все порты, выделенные курсивом в тексте учебника. Выучить гос-ва-соседи и моря, омывающие территорию России.

  • Задание для желающих: Заполните таблицу (не менее 7 морей)

Моря, омывающие Россию

Глубина

Ресурсы

Значение, использование моря

videouroki.net

Урок по географии 8 класс по теме » Россия по карте мира»

Тема урока: Россия на карте мира.

Цели: 1. Рассмотреть главные черты географического положения России и их влияние на особенности природы.

2. познакомить учащихся с морскими и сухопутными границами, пограничными государствами России.

3.формировать умения выполнять практические задания по географическим картам.

Оборудование: физическая карта России, политико-административная карта России, атласы.

Ход урока

I.Организационный момент

— Приветствие, проверка отсутствующих.

II.Изучение новой темы.

— Ребята как называется страна, в которой мы живем?

— Что вы можете сказать о географическом положении страны?

— На каком материке расположена, в какой части света, какую часть материка занимает?

— Водами каких океанов омывается?

Ответы детей сопровождается показом по карте.

Учитель дополняет ответы детей

Россия – самая большая по площади страна мира – 17,1 млн.км2 , что составляет 11,3 % мировой суши. Доля России в населении планеты – 2,7 %, это около 143 млн. человек. По числу жителей она занимает 9 место среди стран Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, Бангладеш и Нигерии

Задание.

Определить по картам крайние точки России,определить их координаты записать их в

тетрадь и нанести на контурную карту.

Северная материковая – мыс Челюскин.

Южная – гора Базардюзю.

Западная – Балтийская коса.

Восточная материковая – мыс Дежнева.

Северная островная – мыс Флигели.

Восточная островная – на острове Ротманова в Беринговом проливе

— Что такое государственная граница, для чего она нужна ?

Рассказ учителя сопровождается показом по карте.

— С какими странами граничит Россия?

Дети работают по атласу, один ученик работает у доски.

— Ребята, выделите «+» и «_» большой страны

Положительные черты:

Богатство и разнообразие природных ресурсов

Наличие широкого фронта морских границ – развитие морского транспорта и использования ресурсов морей.

Наличие экологически чистых неиспользованных территорий.

Отрицательны черты:

Большие государственные границы требуют охраны и содержания

Большую территорию трудно осваивать.

Разнообразие природных условий подразумевает и наличие неблагоприятных условий для жизни и хозяйственной деятельности.

Большая территория требует больших транспортных расходов.

Рассказ учителя.

Географическое положение влияет на развитие экономики и жизнь

населения России. В связи с расположением на севере Евразии, широким

выходом к морям Северного Ледовитого океана, страна считается северной.

Огромная территория расположена в зоне вечной мерзлоты, отсюда и

неравномерное расселение населения. Наибольшей плотностью населения

обладает территория Восточно-Европейской равнины и южные границы

России.

В экономическом плане благоприятными считаются районы с выходом

к морским путям или расположенные на пересечении транспортных

магистралей. Вся территория России обладает богатыми природными

ресурсами. Это рекреационные, минеральные, лесные, водные,

агроклиматические и т.

IV.Закрепление изученного материала

— Что вы нового узнали на уроке?

— Где проходит условная граница между Европой и Азией? Покажите на карте.

В каком полушарии живем мы? В какой части света находится Республика Башкортостан?

V.Домашнее задание

П.1 с.6-12, выполнить задания по к/к.

infourok.ru

План-конспект урока по географии (8 класс) по теме: ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ГРАНИЦЫ РОССИИ.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ГРАНИЦЫ РОССИИ.

Цель урока: -познакомить учеников с особенностями географического  положения страны.

-развитие умений анализа тематических карт.

-выявить страны граничащие  Россией (первого, второго, третьего порядка).

Оборудование: И.К- Политико-административная карта России И-9кл-18, табл. «Административно-территориальное устройство РФ»

ХОД УРОКА

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМНЕТ.

II        ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  1. Роль и значение географии населения и хозяйства в жизни людей,
  2. Особенности политико-государственного устройства  России  и стран СНГ.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Обобщая ответы учеников, учитель переходит к постановке целей урока, объясняя значимость географического положения в развитии хозяйства страны.

Особенности геополитического и экономико-географического положения России.

Геополитическое положение России, т.е. положение на политической карте мира и отношение к различным государствам, значительно изменилось по сравнению с бывшим СССР. Советский Союз находился в «двухполюсном» мире. Два экономических и военных блока (НАТО и Варшавский пакт), возглавляемые сверхдержавами — США и СССР, находились на стадии противоборства и «холодной» войны. Распад СССР полностью изменил геополитическую обстановку вокруг независимой России.

В связи с этим геополитическое положение России определяется:

  1. необходимостью установления новых форм  взаимосвязей со странами СНГ;
  2. огромной протяженностью территории;
  3. с учетом того, что основная территория (64%) относится к зоне Севера, в связи с этим геополитика России должна быть ориентирована на многие группы государств (СНГ, страны Западной и Южной Европы, страны бассейна Балтийского и Черного морей , страны  Азиатско- Тихоокеанского региона, США, Канаду, страны Северной Европы).

Уровни ЭГП стран:

— макро-Оценка положения страны по отношению  к главным центрам мировой политики, экономики, торговли.

мезо-Оценка положения по отношению к крупным регионам мира, группам стран.

микро-Оценка границ, их отдельных участков, отношения с пограничными государствами, транспортные пути, пересекающие границы, жизнь людей в приграничных районах.

Оценка уровня ЭГП России ( анализ политико-административной карты).

  1. Страны Западной и Южной Европы, объединенные в Европейское сообщество, среди них возрастает роль Германии — лидера нового геополитического полюса, с которым у России установились прочные связи.
  2. Особое значение для России имеют региональные соглашения со странами Балтийского и Черного морей.
  3. Для России важны связи со странами Азиатско-Тихоокеанского  региона.
  4. Особая роль принадлежит укреплению связей с США.

Протяженность сухопутных и морских границ России.

«Сухопутные» и «морские» соседи России. Соседи первого, второго, третьего» порядка.

Страны, граничащие с Россией

Протяженность границ, км

Страны, граничащие с Россией

Протяженность границ, км

Норвегия

Финляндия

Эстония

Латвия

Литва

Польша

Белоруссия

200

1300

440

250

300

240

990

Украйна

Грузия

Азербайджан

Казахстан

Монголия

Китай

Северная Корея

1270

250

370

7200

3400

4350

17

Ш ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Практическая работа. 1) На контурной карт отметить:

— Соседей первого порядка

  •  Соседей второго порядка
  • Соседей третьего порядка

Стрелками (в масштабе) обозначить внешнеторговые связи России со странами Ближнего Зарубежья.

2) Выполнение заданий:

Используя данные таблииы№2 и картосхемы №1, определите: с какими странами ранее граничил Советский Союз? С какими из этих стран продолжает граничить Россия? С какими новыми независимыми государствами Россия граничит на западе и юге? Какие из них входят в СНГ, а какие нет? Какие страны СНГ не являются непосредственными соседями 1-го, 2-го и 3-го порядка?

IV ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ :§ 1

nsportal.ru

Границы России — география, презентации

Западные границы России

Норвегия

Финляндия

Особенности западных границ России.

  • С Литвой и Польшей граничит Калининградская область.
  • Западные границы не привязаны к каким-либо природным рубежам.
  • Граница проходит по густо заселенным местам.
  • Через западную границу проходит множество железнодорожных , автомобильных и воздушных путей сообщения с Европой

Южные границы России.

Грузия

Азербайджан

  • Граница проходит по горам Кавказа.
  • Железные дороги расположены по берегам

Черного и Каспийского морей.

3. Через Кавказ проходят 2 автомобильные

дороги, зачастую перекрытые

в зимнее время года.

Граница с Казахстаном

Граница проходит по степям Заволжья, Южного Урала, и юга Сибири.

Границу пересекают дороги: Астрахань-Самарканд, Оренбург-Ташкент,

часть Транссиба, среднесибирская и южносибирская магистрали,

Барнаул-Алма-Ата.

Через территорию Казахстана Россия связана со странами Средней Азии

Граница с Монголией

  • Граница с Монголией проходит по горным района Южной Сибири

. Граница с Монголией пересекает ответвление

Транссибирской магистрали: Транссиб — Улан-Удэ — Пекин.

Граница с Китаем

с Китае

на 2-ом месте

по

протяженности

Граница проходит по реке Амур

(по притокам Аргунь и Уссури).

Граница дважды пересекается

Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД).

Построена в 1903г. Чита-Владивосток.

Граница с Северной Кореей

1. Граница

с Северной Кореей

Проходит на крайнем

юго-востоке России

(КНДР)

2. Через границу

проходит

железная дорога

на Пхеньян.

Морская граница по Северному Ледовитому океану

Баренцево

море

Карское

море.

Море

Лаптевых

Восточно-

Сибирское

море

Чукотское

море

Юго-западная

часть моря не

замерзает

Все порты Северного Ледовитого океана работают

только во время северной навигации (2-3 мес.)

в большинстве с помощью ледоколов

Вывод: Северный морской путь

имеет для России меньшее значение,

чем морские пути через Тихий океан или внутренние моря

Морская граница по Тихому океану.

1. Моря Берингово, Охотское, Японское.

2. Главные порты: Владивосток, Находка, Советская гавань, Ванино.

3. Трудности: малозаселенная территория, железные дороги только на юге.

  • Российские территориальные воды соприкасаются с японскими между Курилами и о. Хоккайдо.
  • Морская граница с США проходит между островами Ратманова и Крузенштерна.
  • 2 участка границы: Финский залив

(г. Санкт-Петербург и Ленинградская область), Калининградская область.

  • В зимнее время судоходство поддерживается ледоколами.

Граница России по Балтийскому морю

Граница по Азовскому морю

  • Граница от Таганрогского залива до Керченского пролива.
  • Порты: Ейск, Таганрог, Азов.
  • Азовское море мелководно и не доступно для крупных судов.
  • Азовское море замерзает, судоходство поддерживается ледоколами.

Граница по Черному морю

  • Граница пролегает от Керченского залива вдоль Черноморского побережья Кавказа.
  • Крупные порты – Новороссийск и Туапсе.

Граница по Каспийскому морю.

  • Морская граница России на Каспийском море не определена. Прикаспийские государства не решили, будет ли это море поделено на сектора или за пределами территориальных вод будет иметь международных статус.

Задание .

  • Нанести на контурные карты государственную границу России.
  • Подписать все государства, с которыми граничит Россия.
  • Нанести на карту природные объекты по которым проходит граница.
  • Подписать крупные морские порты России.

kopilkaurokov.ru

Презентация к уроку по географии (8 класс) на тему: презентация к уроку «Границы России»

Слайд 1

ГРАНИЦЫ РОССИИ Площадь России 17,1 млн км кв

Слайд 2

Государственная граница России – это линия, определяющая пределы ее государственной территории . Линия границы и проходящая через нее вертикальная поверхность, которая простирается в атмосферу (до 100 км) и литосферу, ограничивают пределы государственной территории страны

Слайд 3

Практическая работа на контурной карте (страница 6-7) отметить государственную границу России (красным цветом)

Слайд 4

Государственная территория России – это часть земной поверхности, на которую распространяется действие ее законов. Государственная территория включает в себя: поверхность суши находящуюся в ее пределах недра внутренние воды суши внутренние морские воды ( воды портов, заливов, бухт) территориальные воды(простирающиеся от побережья страны, включая острова 12 морских миль (22,2 км) воздушное пространство

Слайд 5

Исключительная экономическая зона – зона за границей территориальных вод. 200 миль (370 км). Она не относится к государственной границе страны и открыта для движения судов других государств, прокладки линий связи, трубопроводов. Хозяйственная деятельность (разведка и разработка ресурсов, лов рыбы) для иностранцев здесь запрещена. Исключительная экономическая зона России более 4 млн км кв

Слайд 6

Общая протяженность границ РФ 60 933 км Самая протяженная граница России – морская 38808 км

Слайд 9

Соседи России

Слайд 11

Соседи первого порядка – непосредственные соседи Работа с атласом. Назвать соседей первого порядка. Практическая работа на контурной карте (страница 6 – 7) подписать соседей первого порядка) Соседи второго порядка – соседи наших соседей первого порядка Работа с атласом. Назвать соседей второго порядка. Сдать контурные карты

Слайд 12

Домашнее задание Учебник урок 1 страница 8-9 Вопросы и задания – устно Мои географические исследования страница 9 — письменно

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *