cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Повторение по теме лексика и фразеология 6 класс – План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Лексика и фразеология. Повторение.

Конспект урока русского языка в 6 классе «Обобщение изученного по теме «Лексика. Фразеология»»

Обобщающий урок по теме «Лексика. Фразеология» в 6 классе

Цели урока:

  • Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

  • Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.

  • Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

  • Прививать интерес к изучению русского языка.

  • Развивать умение работать в группах.

  • Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: на диалоговой и игровой основе.

Оборудование: презентация, словари, оценочные листы, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Обобщение и систематизация изученного.

  1. Сообщение темы и задач урока.

Замени буквы цифрами:

а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.

Составь слова из цифр:

Запишите тему урока: Лексика. Фразеология.

Задачи:

Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.

Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

Выполняя разные виды работ, мы будем заполнять оценочный лист.

2. Терминологический диктант.

Вопросы:

1. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

  1. Слова, противоположные по лексическому значению.

  2. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.

4. Слова, которые употребляют люди той или иной местности.

5. Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления.

6.Слова, которые употребляют люди той или иной профессии, специальности.

7. Слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой.

8. Слова, вошедшие в русский язык из других языков.

9. Новые слова, недавно появившиеся в языке.

1.Омонимы. 2. Антонимы. 3. Синонимы. 4. Диалектизмы. 5. Устаревшие (историзмы и архаизмы). 6. Профессионализмы. 7. Жаргонизмы. 8. Заимствованные. 9. Неологизмы.

3. Работа с выставкой словарей.

Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях отражается словарное богатство языка.

Существуют языковые (лингвистические, орфографические, толковые, фразеологические, антонимов, синонимов, иностранные словари).

Эти словари могут быть вашими друзьями и помощниками.

  1. Работа с синонимами и антонимами.

Укажите предложения с синонимами, антонимами.

  1. Ученье- свет, а неученье — тьма.

  2. Ох, какое было солнце! Оно светило, сияло изо всех сил.

  3. Я шел во двор, чувствуя себя чемпионом, рекордсменом, победителем.

  4. Мягко стелет, да жестко спать.

  5. Маленькое дело лучше большого безделья.

  6. С нами не приключилось ничего такого невероятного и фантастического.

7. Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие.

Придумайте к слову сначала антоним, потом синоним.

Храбрость-

Мрак-
Плакать-

Умный-

Какова роль синонимов и антонимов? /делают нашу речь ярче, выразительнее, помогают избегать повторов.

5. Работа с профессионализмами. (по рядам)

— Какие слова мы называем профессионализмами? Работаем по рядам.

— Выберите и сгруппируйте термины, которыми пользуются люди той или иной профессии.

опера артиллерия микстура император аккумулятор адвокат

кларнет снаряд бронхит крестьяне карбюратор прокурор

романс десант ингаляция воевода шиномонтаж судья

скрипка патрон прививка феодализм бампер свидетель

нота батальон фурункул реформа тормоз обжалование

1)Музыканты Военные 2)Врачи Историки 3)Шофёры Юрист

6.Работа с диалектизмами

/инсценирование.

Мы попали в одну деревню. А вот и люди, которые здесь живут. Давайте прислушаемся к их разговору :

— Сходи, внучек, в ригу, принеси мялицу.

— Хорошо, бабушка. А бураков для борща взять?

— Возьми. Да еще в сенях молока кринку. Пряженцев я напекла да каравайцев. Полудневать будем.

— Я мигом, бабушка.

— Все ли вам, ребята, понятно? А почему мы не все поняли из их разговора? (они употребляют слова, которые встречаются только в той или иной местности).

— Как называются такие слова? (Диалектные).

Задание: выпишите диалектные слова (минимум 5 слов, замените их общеупотребительными).

Проверка

Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы.

Мялица — мялка, снаряд, которым мнут лен и коноплю, очищая волокна от кострицы.

Баять — говорить

Кринка — молочный горшок, узковатый и высокий.

Пряженец — лепешка, оладья на масле; блин из черной муки, с маслом.

Каравайцы — пшеничные блины.

Полудневать — обедать

Бурак — свекла

• Оценка задания: 1 балл за каждое  слово.

  1. Работа с заимствованными словами. (диффреренцированная работа)

а) Замени заимствованные слова исконно русскими.

презентация (представление)

шоу (зрелище)

имидж (облик)

прогресс (развитие)

космос (Вселенная)

менталитет (обычаи-привычки)

диалог (беседа)

презентация (представление)

интегрировать (объединять)

коммуникабельный (общительный)

консенсус (согласие)

 б) Найдите заимствованные слова, определи из какого языка они пришли.

Задание: Прочитайте названия блюд. Сделайте заказ, в который войдут только блюда, в название которых входит хотя бы одно заимствованное слово. По каким графическим приметам вы догадались? Определите заимствованные слова, из какого языка пришло к нам название того или иного блюда.

 Салаты

Салат (итал.) с авокадо (португ.)

Теплый салат из филе кролика

Салат из осетрины

Салат из языка с грибами

Супы

Борщ красный с фасолью (гречес.)

Суп куриный

Окрошка с квасом

Гарниры

Гречка с луком и грибами

Пюре картофельное

Рис (гречес.) отварной

Картофель фри (француз.)

Десерты

Ассорти  из ягод

Мороженое с сиропом (француз)

Торт (итальянс.) с лесными ягодами

Яблоки в карамели (француз.)

Напитки

Кофе (гол, араб) со сливками

Коктейль (англ.)  ягодный

Чай ( тюркс, китайск) черный

Квас русский

Сок яблочный

Аж,пю, бю,кю,ню, шт, хт,тч, дж

Взаимопроверка. Оценка.

8. Работа с устаревшими словами. Установите соответствие между словами 1 2 групп.

Очи, чело, ланиты, десница

уста, перст, баталия, выя,

глаголет, брадобрей, рамена

Щеки, глаза, губы, шея,

лоб, говорит, палец,

битва, парикмахер, рука, плечи

брадобрей – парикмахер; очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.

9. Работа с фразеологизмами

Запишите фразеологизмы, в состав которых входит

  • названия животных,

  • частей тела человека. Разводить руками, прибрать к рукам, рукой подать, из рук в руки, чужими руками жар загребать.

Вопросы-шутки:

  • Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много?
    Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.

  • В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
    Как дважды два (знать).

  • Может ли вопрос заболеть?
    Да, во фразеологизме «больной вопрос».

  • Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным?
    Да, во фразеологизме «И след простыл».

  • Может ли горе быть в жидком состоянии?
    Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».

  • Есть ли глаза у правды?
    Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».

  • Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
    Каша.

  • Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает?
    «Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).

  • Может ли правда иметь неприятный вкус?
    Да, «горькая правда».

Какого цвета бывает тоска?
Зеленого; «тоска зеленая».

  1. Тестирование
    1. Укажите заимствованное слово.
    а) стена,
    б) белокурый,
    в) ветеран,
    г) стул.
    2. Укажите устаревшее слово.

    а) приказчик,
    б) бумага,
    в) писатель,
    г) отрывок.
    3. Укажите профессиональное слово.
    а) книга,
    б) изобретение,
    в) печать,
    г) зубило.
    4. Укажите диалектное слово.
    а) морковь,
    б) овощи,
    в) свекла,
    г) бурак.
    5. Укажите неологизм.
    а) соревнование,
    б) луноход,
    в) аппарат,
    г) корабль.
    6. Укажите фразеологизм.
    а) Петя плохо работал.
    б) На уроке Петя работал спустя рукава.
    в) Он не выполнил задания.
    г) Он бездельничал.

7.Определите, где верно указаны синонимы:

а) жажда – увлечение;

б) благородный – спокойный;

в) одаренный – талантливый.

8.Определите, где верно указаны антонимы:

а) могучий – глупый,

б) робкий – скупой,

в) презирать – уважать
8. Какая из помет в толковом словаре указывает, что слово диалектное?

а) перен.,
б) обл.,
в) спец.,
г) устар.

3. Итог урока.

Посчитайте средний балл.

Давайте наш урок закончим фразеологизмом.

Вы устали, так как работали прилежно, хорошо (до седьмого пота).

Многие выполнили работу безупречно (комар носа не подточит)

Но некоторые работали плохо. (Спустя рукава)

 

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: План – конспект по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение разделов «Лексика» и «Фразеология»».

План – конспект  по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение разделов «Лексика» и «Фразеология»».

Тип урока : повторительно — обобщающий

Цели :

Образовательные:                                                                                                                                                                       1.Повторить и обобщить тему «Лексика» и «Фразеология».                                                                                      2.Способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по  разделам «Лексика» и «Фразеология».                                                                                                                                              3.Закрепить навыки и умения учащихся по изученным  темам.                                              Развивающие:                                                                                                                                                            1.Повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка.   2.Совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.    Воспитательные:                                                                                                                                                     Воспитывать любовь к родному языку, содействовать воспитанию уважительного интереса к родному языку.

                                                                        Ход урока

  1. Организационный момент

— Добрый день ,ребята !Наш сегодняшний урок посвящен повторению разделов «Лексика» и «Фразеология». Сдайте ,пожалуйста ,ваши тетради с домашним заданием.

  1. Выполнение  теста на повторение

— Сейчас вы будете выполнять тест на повторение разделов «Лексика» и «Фразеология». Сейчас я раздам вам тесты ,всего два варианта .

Вариант 1

1.Найдите соответствия ,соединив  с цифрой нужную букву

1.Омонимы

А) – это раздел науки о языке ,изучающий лексическое значение ,употребление и происхождение фразеологизмов.

2.Фразеология

Б) – это слова ,имеющие несколько лексических значений .

3.Многозначные слова

В) – это слова одной и той же части речи ,которые обозначают одно и то же ,но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи.

4.Синонимы

Г) – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию ,но совершенно разные по лексическому значению.

1.___2.___   3.___   4. ___

2.Выберите пример , в котором  прилагательное употреблено в прямом значении:

А) железный человек                 В) железная дисциплина

Б) железная воля                         Г) железная кровать

3.Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении:

А) светлый ум, общий язык, горячий чай;

Б) горькая судьба, чистая скатерть, чёрные мысли;

В) золотые руки, холодный ум, горячее сердце.

 4. Определите пару слов , не являющихся антонимами :

А) снимать –разнимать                  В) сгибать – разгибать

Б) сжимать —  разжимать                Г) сводить — разводить

5. Укажите строку ,в которой все слова являются многозначными :

А) съедобный, утомление;           В) лист , ручка;

Б) хохот, шезлонг;                            Г) компьютер, ландыш.

 6. Укажите строку ,в которой все слова являются синонимами :

А) время, период, эпоха, эра;        В) сосна, тополь, береза;

Б) фрукты, овощи, вишня;              Г) тарелка, вилка, ложка.

7. Отметьте строку , в которой все слова являются неологизмами :

А) видеоигра ,кафтан , спутник ,луноход ;
Б) дискета , дисковод , гамбургер ,интернет ;

В) компьютер , огонь ,комбайн ,радиотелефон.

 8. Укажите строку ,в которой все слова являются профессионализмами:

А) учитель, наставник, педагог;         В) метель, пурга, буран;

Б) отечество, родина, отчизна;          Г) аккорд, вокализ, мольберт.

 9. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?

А) как в воду глядел;                    В) выйти сухим из воды;

Б) набрать в рот воды;                 Г) как рыба в воде.

10. Определите, в каком варианте даны общеупотребительные  слова:

А) десница, работа, слеза;           В) нечто, выкаблучиваться, ступай;

Б) акварель, гуашь, палитра;       Г) кирпич, свекла, идти.

11. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова :

А) кино , аквариум ,пальто ;        В) ладонь, корова, дочь ;

Б) поле, береза, сосед ;                 Г) место, дом, тетрадь .

 12. Укажите предложение, в котором есть архаизм :

А ) Леса стоят в жемчужном инее.

Б)  Шуми, шуми, послушное ветрило.

В)  Принцесса отвернулась и заплакала.

 13. Укажите верное утверждение :

А). Диалектизмы – это слова, одинаковые по звучанию.

Б). Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности.

В). Диалектизмы – это слова, связанные с особенностями работы людей определенной профессии.

14. Укажите предложение, в котором есть историзм :

А). Шестого числа каждого месяца он получал небольшое жалованье.

Б). На голове его была новая треуголка.

В). Некоторые термины употребляются только специалистами в определенной области.

15. Укажите предложение, в котором есть фразеологизм:

А. До моего дома рукой подать.

Б. Этот доклад я прочитал в Интернете.

В. Над лесом взошла луна.

Ключ к тесту для первого варианта  :

1.1 -г) ; 2-а) ;  3- б) ; 4 — в).

2.Г

3.В

4.А

5.В

6.А

7.Б

8.Г

9.Б

10.Г

  1. 11.А
  2. 12.Б
  3. 13.Б
  4. 14.Б
  5. 15.А

Вариант 2

 1.Найдите соответствия , соединив  с цифрой нужную букву :

1.Однозначные слова

А) –это слова , известные всему народу.

2. Синонимы

Б) – это слова ,имеющие одно лексическое значение .

3. Антонимы

В) – это слова одной и той же части речи ,которые обозначают одно и то же ,но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи.

4.Общеупотребительные слова

Г) – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

1.___2.___   3.___   4. ___

2. В каком словосочетании прилагательное употреблено в прямом значении:

А) медная руда ;                                            В) медные волосы ;

Б) медный цвет ;                                           Г) медный месяц.

3. Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении:

А) старые туфли, золотое сердце, чистое небо;

Б) тёплые отношения, старый друг, горький перец;

В) каменное сердце, громкая слава, лёгкие деньги.

4.Опреедлите пару ,в которой слова не являются синонимами :

А) думать – мыслить ;                                В) мороз – оттепель ;

Б) бой – побоище ;                                      Г) ошибка –промах.

5.Отметьте строку ,в которой все слова являются неологизмами :

А) кольчуга ,золотник , дискозал  ,приказы ;

Б) картридж , плеер , дискета , видео  ;

В) луноход , атом ,цирюльник ,проспект.

6. Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание» :

А) печаль                                                        В) тоска

Б) смятение                                                    Г) блаженство

7. Укажите слово ,которое является диалектизмом :
А) бежать                                                        В) бурак

Б) четыреста                                                   Г) время

8. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов:

A) лист, ручка ;                                            В) телевизор, фужер ;

B) телеграмма, телезритель ;                  Г) съедобный, утомление.

9. В какой строке фразеологизмы являются  синонимами к слову «убежать» :

A) смазать пятки, навострить лыжи ;     В) родиться в рубашке, собраться с духом ;

Б) бить баклуши , летать в облаках ;      Г) заткнуть за пояс, утереть нос .

10. Укажите предложение, в котором есть профессионализм :

А). Шкатулку принесли в комнату и вытерли с нее пыль.

Б). В сарае то стучал молоток, то визжала пила.

В). Эспланада – это широкая улица с аллеями.

11. Укажите предложение, в котором есть историзм :

А). Русские толковые словари имеют многовековую историю.

Б). На юноше был надет праздничный кафтан.

В). Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.

12. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм :

А). Во поле березонька стояла.

Б). Туристы зашли в дремучий бор.

В). Бригада работала засучив рукава.

13. Укажите верное утверждение :

А). Профессионализмы – это слова, одинаковые по звучанию.

Б). Профессионализмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности.

В). Профессионализмы– это слова, связанные с особенностями работы людей определенной профессии.

14 . Укажите предложение, в котором есть неологизм :

А). Вдоль берега плавали парусники.

Б). Этот доклад я прочитал в Интернете.

В). В доме зажглись огни.

15. Укажите предложение, в котором есть архаизм:

А. Шуми, шуми, послушное ветрило .

Б. Рыцари были в кольчугах.

В. Князь оказался человеком великодушным.

Ключ :

  1. – б) ; 2 – в) ; 3 –г) ; 4 – а).

2. А

3. В

4. В

5.Б

6.Г

7.В

8.А

9.А

10.

11.Б

12.В

13.В

14.Б

15.А

После выполнения теста учащиеся сдают его учителю.

  1. Самостоятельная работа

-Итак ,вы справились с тестом ,а теперь я раздам карточки ,с которыми вам нужно поработать самостоятельно.

Карточка №1 (первый вариант)

1.Найдите соответствия и укажите стрелками :

А) длань                                                    рыбак

Б)ланита                                                    глаза

В)рыбак                                                     щека

Г)очи                                                           губы

Д)уста                                                        ладонь          

— Как называются слова ,записанные в левом столбике?________________________________

2. Определите устаревшие слова .Подчеркните их.

Дубровский знал сии места ..Через десять минут въехал он на барский двор .Дворня высыпала из людских изб.(А.С. Пушкин)

— Дайте толкования устаревших слов: ____________________________________________________________________________________

3. Найдите диалектизмы и профессионализмы в предложениях и выпишите их по группам :

а)Мшары-это сухие болота б)Казаки собирались в прогулках и курениях в)Для сварки часто применяется сварочный трансформатор г)Рабочие использовали трайлер д)Мы проснулись от кочетиного крика е)У нас такого человека называют ледящим,то есть ни какую работу не годным ж)Горизонтали-это линии на географической карте з)Мельник щеголял в кумачовой рубахе и новых пимах .

Диалектизмы :________________________________________________________________________

Профессионализмы :__________________________________________________________________

4. Напишите три слова , имеющие в своём составе следующие иноязычные словообразовательные элементы:

А) аква (- греч. )_______________________________________________________________________

Б)фон (греч.)_________________________________________________________________________

В) теле (греч.)_________________________________________________________________________

Составьте три предложения , в каждом из которых должны быть слова , имеющие в своём составе данные иноязычные словообразовательные элементы.

5.Подберите синонимы к фразеологизмам:

1. Куры не клюют -____________________________________________________________________

2. Бежать во все лопатки — ______________________________________________________________

3.В час по чайной ложке — ______________________________________________________________

4.Прикусить язык — ____________________________________________________________________

5.Пальчики оближешь -________________________________________________________________

Ключ для первого варианта :

  1. Длань – ладонь , ланита – щека , рыбак – рыбарь , очи – глаза ,уста – губы

Слова ,записанные в левом столбике называются архаизмами.

  1. Устаревшие слова : сии( места )– эти (места) ,барский (двор ) – двор ,принадлежащий барину , дворня – дворовые люди .
  2. Диалектизмы : мшары , куренях , кочетинный ,ледящий ,пимы.

Профессионализмы : трансформатор ,трайлер ,горизонтали .

  1. Аква (греч.) :аквариум ,акваланг ,акварель .

Фон(греч.) : фонетика ,магнитофон, телефон.

Теле (греч.): телефон , телеграф ,телевизор.

  1. 1. Куры не клюют – много ;

2. Бежать во все лопатки – очень быстро ;

3.В час по чайной ложке – медленно ;

4.Прикусить язык – замолчать ;

5.Пальчики оближешь – вкусно.

Карточка №2  (второй вариант)

1.Найдите соответствия и укажите стрелками :

А) чело                                                    волосы

Б) власы                                                  палец

В) ланиты                                               золото

Г) злато                                                   лоб

Д) перст                                                 щёки      

— Как называются слова ,записанные в левом столбике?________________________________

2. Определите устаревшие слова .Подчеркните их.

Восстань , пророк , и виждь ,и внемли …( А.С. Пушкин .)

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает (А.С. Пушкин.)

 — Дайте толкования устаревших слов: ____________________________________________________________________________________

3. Найдите диалектизмы и профессионализмы в предложениях и выпишите их по группам :

а)Казак доехал до станицы .б)Для изготовления этой детали нужно использовать фрезу. в)В это время собирают дикую редьку, жалицу, медуницу. г)Книга была отпечатана на ротапринте. д)Суппорт-часть металлорежущего станка. е)Казак напоил коня из криницы ж)Тропинка терялась в частой молодой поросли, или ,как ее тут называют, чапыге. з)Грунтовка холста занимает много времени.

4. Напишите три слова , имеющие в своём составе следующие иноязычные словообразовательные элементы:

А) био (- греч. )_______________________________________________________________________

Б) гео (греч.)_________________________________________________________________________

В) микро (греч.)_______________________________________________________________________

Составьте три предложения , в каждом из которых должны быть слова , имеющие в своём составе данные иноязычные словообразовательные элементы.

5.Подберите синонимы к фразеологизмам:

1.Бить баклуши –______________________________________________________________________

2. Заткнуть за пояс –___________________________________________________________________

3.Шевелить мозгами –_________________________________________________________________

4.Наломать дров –____________________________________________________________________

5.Перемывать косточки -_______________________________________________________________

Ключ для второго варианта :

1.        Чело – лоб, власы – волосы  , ланиты – щёки , злато — золото , очи – глаза , перст – палец.

Слова ,записанные в левом столбике называются архаизмами.  

2.Востать — встать  , виждь –увидь , внемлить – внимательно слушать,  хлад – холод.

3. Диалектные слова: станица, жалица, криница, чапыга, казак.

Профессионализмы: фреза, ротапринт, суппорт, грунтовка.

4.Био(греч.) – биология ,биография ,биополе.

Гео (греч.) – география ,геология ,геолог.

Микро(греч.) – микрофон ,микроскоп ,мкроб.

5.1.Бить баклуши – бездельничать ;

2. Заткнуть за пояс – превзойти ;

3.Шевелить мозгами –думать ;

4.Наломать дров – испортить ;

5.Перемывать косточки – обсуждать .              

  1. Творческая работа

— Составьте пять предложений ,используя следующие фразеологизмы :

Считать ворон,  в час по чайной ложке , тертый калач , потерять голову , как рыбы в воде.

-Определите ,каким членом предложения являются фразеологизмы и подчеркните их.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

—  Что вызывало затруднения при выполнении сегодняшних заданий?

— Какие задания вызывали трудности?

— Что было для вас интересным ?

  1. Домашнее задание

— На следующий урок у вы будете писать контрольный диктант . Дома повторите параграфы 20 – 30.

Вариант 1

1.Найдите соответствия ,соединив  с цифрой нужную букву

1.Омонимы

А) – это раздел науки о языке ,изучающий лексическое значение ,употребление и происхождение фразеологизмов.

2.Фразеология

Б) – это слова ,имеющие несколько лексических значений .

3.Многозначные слова

В) – это слова одной и той же части речи ,которые обозначают одно и то же ,но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи.

4.Синонимы

Г) – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию ,но совершенно разные по лексическому значению.

1.___2.___   3.___   4. ___

2.Выберите пример , в котором  прилагательное употреблено в прямом значении:

А) железный человек                 В) железная дисциплина

Б) железная воля                         Г) железная кровать

3.Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении:

А) светлый ум, общий язык, горячий чай;

Б) горькая судьба, чистая скатерть, чёрные мысли;

В) золотые руки, холодный ум, горячее сердце.

 4. Определите пару слов , не являющихся антонимами :

А) снимать –разнимать                  В) сгибать – разгибать

Б) сжимать —  разжимать                Г) сводить — разводить

5. Укажите строку ,в которой все слова являются многозначными :

А) съедобный, утомление;           В) лист , ручка;

Б) хохот, шезлонг;                            Г) компьютер, ландыш.

 6. Укажите строку ,в которой все слова являются синонимами :

А) время, период, эпоха, эра;        В) сосна, тополь, береза;

Б) фрукты, овощи, вишня;              Г) тарелка, вилка, ложка.

7. Отметьте строку , в которой все слова являются неологизмами :

А) видеоигра ,кафтан , спутник ,луноход ;
Б) дискета , дисковод , гамбургер ,интернет ;

В) компьютер , огонь ,комбайн ,радиотелефон.

 8. Укажите строку ,в которой все слова являются профессионализмами:

А) учитель, наставник, педагог;         В) метель, пурга, буран;

Б) отечество, родина, отчизна;          Г) аккорд, вокализ, мольберт.

 9. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?

А) как в воду глядел;                    В) выйти сухим из воды;

Б) набрать в рот воды;                 Г) как рыба в воде.

10. Определите, в каком варианте даны общеупотребительные  слова:

А) десница, работа, слеза;           В) нечто, выкаблучиваться, ступай;

Б) акварель, гуашь, палитра;       Г) кирпич, свекла, идти.

11. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова :

А) кино , аквариум ,пальто ;        В) ладонь, корова, дочь ;

Б) поле, береза, сосед ;                 Г) место, дом, тетрадь .

 12. Укажите предложение, в котором есть архаизм :

А ) Леса стоят в жемчужном инее.

Б)  Шуми, шуми, послушное ветрило.

В)  Принцесса отвернулась и заплакала.

 13. Укажите верное утверждение :

А). Диалектизмы – это слова, одинаковые по звучанию.

Б). Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности.

В). Диалектизмы – это слова, связанные с особенностями работы людей определенной профессии.

14. Укажите предложение, в котором есть историзм :

А). Шестого числа каждого месяца он получал небольшое жалованье.

Б). На голове его была новая треуголка.

В). Некоторые термины употребляются только специалистами в определенной области.

15. Укажите предложение, в котором есть фразеологизм:

А. До моего дома рукой подать.

Б. Этот доклад я прочитал в Интернете.

В. Над лесом взошла луна.

Вариант 2

 1.Найдите соответствия , соединив  с цифрой нужную букву :

1.Однозначные слова

А) –это слова , известные всему народу.

2. Синонимы

Б) – это слова ,имеющие одно лексическое значение .

3. Антонимы

В) – это слова одной и той же части речи ,которые обозначают одно и то же ,но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи.

4.Общеупотребительные слова

Г) – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

1.___2.___   3.___   4. ___

2. В каком словосочетании прилагательное употреблено в прямом значении:

А) медная руда ;                                            В) медные волосы ;

Б) медный цвет ;                                           Г) медный месяц.

3. Укажите ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении:

А) старые туфли, золотое сердце, чистое небо;

Б) тёплые отношения, старый друг, горький перец;

В) каменное сердце, громкая слава, лёгкие деньги.

4.Опреедлите пару ,в которой слова не являются синонимами :

А) думать – мыслить ;                                В) мороз – оттепель ;

Б) бой – побоище ;                                      Г) ошибка –промах.

5.Отметьте строку ,в которой все слова являются неологизмами :

А) кольчуга ,золотник , дискозал  ,приказы ;

Б) картридж , плеер , дискета , видео  ;

В) луноход , атом ,цирюльник ,проспект.

6. Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание» :

А) печаль                                                        В) тоска

Б) смятение                                                    Г) блаженство

7. Укажите слово ,которое является диалектизмом :
А) бежать                                                        В) бурак

Б) четыреста                                                   Г) время

8. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов:

A) лист, ручка ;                                            В) телевизор, фужер ;

B) телеграмма, телезритель ;                  Г) съедобный, утомление.

9. В какой строке фразеологизмы являются  синонимами к слову «убежать» :

A) смазать пятки, навострить лыжи ;     В) родиться в рубашке, собраться с духом ;

Б) бить баклуши , летать в облаках ;      Г) заткнуть за пояс, утереть нос .

10. Укажите предложение, в котором есть профессионализм :

А). Шкатулку принесли в комнату и вытерли с нее пыль.

Б). В сарае то стучал молоток, то визжала пила.

В). Эспланада – это широкая улица с аллеями.

11. Укажите предложение, в котором есть историзм :

А). Русские толковые словари имеют многовековую историю.

Б). На юноше был надет праздничный кафтан.

В). Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.

12. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм :

А). Во поле березонька стояла.

Б). Туристы зашли в дремучий бор.

В). Бригада работала засучив рукава.

13. Укажите верное утверждение :

А). Профессионализмы – это слова, одинаковые по звучанию.

Б). Профессионализмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности.

В). Профессионализмы– это слова, связанные с особенностями работы людей определенной профессии.

14 . Укажите предложение, в котором есть неологизм :

А). Вдоль берега плавали парусники.

Б). Этот доклад я прочитал в Интернете.

В). В доме зажглись огни.

15. Укажите предложение, в котором есть архаизм:

А. Шуми, шуми, послушное ветрило .

Б. Рыцари были в кольчугах.

В. Князь оказался человеком великодушным.

Карточка №1 (первый вариант)

1.Найдите соответствия и укажите стрелками :

А) длань                                                    рыбак

Б)ланита                                                    глаза

В)рыбак                                                     щека

Г)очи                                                           губы

Д)уста                                                        ладонь          

— Как называются слова ,записанные в левом столбике?________________________________

2. Определите устаревшие слова .Подчеркните их.

Дубровский знал сии места ..Через десять минут въехал он на барский двор .Дворня высыпала из людских изб.(А.С. Пушкин)

— Дайте толкования устаревших слов: ____________________________________________________________________________________

3. Найдите диалектизмы и профессионализмы в предложениях и выпишите их по группам :

а)Мшары-это сухие болота б)Казаки собирались в прогулках и курениях в)Для сварки часто применяется сварочный трансформатор г)Рабочие использовали трайлер д)Мы проснулись от кочетиного крика е)У нас такого человека называют ледящим,то есть ни какую работу не годным ж)Горизонтали-это линии на географической карте з)Мельник щеголял в кумачовой рубахе и новых пимах .

Диалектизмы :________________________________________________________________________

Профессионализмы :__________________________________________________________________

4. Напишите три слова , имеющие в своём составе следующие иноязычные словообразовательные элементы:

А) аква (- греч. )_______________________________________________________________________

Б)фон (греч.)_________________________________________________________________________

В) теле (греч.)_________________________________________________________________________

Составьте три предложения , в каждом из которых должны быть слова , имеющие в своём составе данные иноязычные словообразовательные элементы.

5.Подберите синонимы к фразеологизмам:

1. Куры не клюют -____________________________________________________________________

2. Бежать во все лопатки — ______________________________________________________________

3.В час по чайной ложке — ______________________________________________________________

4.Прикусить язык — ____________________________________________________________________

5.Пальчики оближешь -________________________________________________________________

Карточка №2  (второй вариант)

1.Найдите соответствия и укажите стрелками :

А) чело                                                    волосы

Б) власы                                                  палец

В) ланиты                                               золото

Г) злато                                                   лоб

Д) перст                                                 щёки      

— Как называются слова ,записанные в левом столбике?________________________________

2. Определите устаревшие слова .Подчеркните их.

Восстань , пророк , и виждь ,и внемли …( А.С. Пушкин .)

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает (А.С. Пушкин.)

 — Дайте толкования устаревших слов: ____________________________________________________________________________________

3. Найдите диалектизмы и профессионализмы в предложениях и выпишите их по группам :

а)Казак доехал до станицы .б)Для изготовления этой детали нужно использовать фрезу. в)В это время собирают дикую редьку, жалицу, медуницу. г)Книга была отпечатана на ротапринте. д)Суппорт-часть металлорежущего станка. е)Казак напоил коня из криницы ж)Тропинка терялась в частой молодой поросли, или ,как ее тут называют, чапыге. з)Грунтовка холста занимает много времени.

4. Напишите три слова , имеющие в своём составе следующие иноязычные словообразовательные элементы:

А) био (- греч. )_______________________________________________________________________

Б) гео (греч.)_________________________________________________________________________

В) микро (греч.)_______________________________________________________________________

Составьте три предложения , в каждом из которых должны быть слова , имеющие в своём составе данные иноязычные словообразовательные элементы.

5.Подберите синонимы к фразеологизмам:

1.Бить баклуши –______________________________________________________________________

2. Заткнуть за пояс –___________________________________________________________________

3.Шевелить мозгами –_________________________________________________________________

4.Наломать дров –____________________________________________________________________

5.Перемывать косточки -_______________________________________________________________

nsportal.ru

Урок-повторение по теме: «Фразеология» 6 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: Фразеология

Тип урока: обобщение и систематизация изученного

Вид урока: урок-калейдоскоп с презентацией

Цель: обобщение и систематизировать знания, полученные в процессе изучения темы «Фразеология».

Задачи:

Образовательные:

— развитие умение учащихся распознавать различные единицы лексики и объяснять лексическое значение слова на основе творческих заданий; формировать умение отличать фразеологизмы от не фразеологизмов, находить фразеологизмы в тексте и в толковом словаре.

Развивающие:

— развитие устной и письменной речь учащихся.

Воспитательные:

— создание положительного эмоционального настроя учащихся для изучения родного языка и бережного отношения к нему.

Основные этапы урока:

Оргмомент.

Мотивация. Постановка цели урока.

Решение учебных задач через систему заданий.

Физкультминутка.

Тест. Итоги урока.

Домашнее задание.

Рефлексия.

Средства обучения:

Выставка словарей, «визуальная доска», на которой расположились яркие фигурки с фразеологизмами в виде калейдоскопа, калейдоскоп, презентация.

Ход урока (1 слайд)

Здравствуйте, дети! Сегодня у нас урок – калейдоскоп по теме «Фразеология». Я верю, что сегодня у нас не будет тех, кто захочет плевать в потолок, работать спустя рукава, а мы будем шевелить мозгами, подливать масла в огонь, работать бок о бок, душа в душу, плечом к плечу, не покладая рук. И зададим всем жару. Ведь мы семи пядей во лбу, стреляные воробьи. И мы возьмём любые геркулесовы столбы, преодолеем самый мощный Всемирный потоп, чтобы все были от нас без ума и мы оказались на седьмом небе от счастья. А те, кто ни в городе Богдан ни в селе Селифан, пусть отправляются куда Макар телят не гонял. А я сегодня задам вам жару, буду ставить вас в тупик, обводить вокруг пальца, чтобы вы заткнули всех за пояс. Ведь игра стоит свеч!

1.Лексическая работа. (2 слайд)

Через проектор на доске появляется слово «калейдоскоп». У детей в руках тоже есть калейдоскоп, они смотрят в него.

— Что происходит, когда мы поворачиваем его?

(Быстро меняются картинки)

Один учащийся даёт лексическое значение слова (предварительное домашнее задание)

Калейдоскоп – трубка, внутри которой по длине расположены три вертикальные пластинки, скреплённые под углом 60 градусов друг к ругу. Изобретён английским физиком Д.Брюстером в 1817 году, впоследствии стал детской игрушкой.

Ученики записывают значение слова в словарь.

— Часто слово калейдоскоп употребляется в переносном значении, чтобы подчеркнуть быструю смену явлений. Именно в таком контексте сегодня мы будем употреблять слово «калейдоскоп», так как нам предстоит большая работа в очень быстром темпе. Нам нужно повторить большое количество фразеологизмов. Вы готовы?

2. Назовите фразеологизм. (Слайд 3,4)

(Как кошка с собакой, спустя рукава, как курица лапой, море по колено, как с гуся вода, волчий аппетит, класть зубы на полку, носом к носу, как пить дать)

А сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов. Дополните их, соединяя стрелками. (Слайд 5)


Хитёр как лиса
Труслив как заяц
Голоден как волк
Здоров как бык
Изворотлив как уж
Надут как индюк
Нем как рыба
Грязный как свинья
Упрям как осёл
Болтлив как сорока
Колючий как ёж.

3. Вертушка. (Слайд 6)

На экране фразеологизмы, в которых отдельные слова заменены. Нужно восстановить фразеологизмы и объяснить их лексическое значение.

Купить слона в мешке, выйти разбитым из воды, совать руки в колёса, вешать лопухи на уши, навешивать на ус.

4. Синтаксическая роль фразеологизмов. (Слайд 7)

(По ходу чтения стихотворения учащиеся должны подчеркнуть как члены предложения фразеологизмы со словом «вода»)

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!… Что скажут потом?
На дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».

5. Подберите синонимы к фразеологизмам. (Слайд 8)

6. Подберите антонимы к фразеологизмам. (Слайд 9)

7. Источники русских фразеологизмов. (Слайд 10) (Предварительное домашнее задание)

Театрализация. Миф о суде Париса. Действующие лица: Гера, Афина, Афродита, Парис.

Гера: Смотри, яблоко!

Афина: Чьё оно?

Афродита: Здесь написано: «Прекраснейшей».

Гера: Оно должно принадлежать мне, ведь я самая старшая из богинь, я богиня домашнего тепла и очага.

Афина: Нет, мне. Я богиня мудрости, дарую воинам победу, я – смелая, решительная и красивая.

Афродита: Я самая прекрасная, потому что я Афродита – вечно юная богиня любви и красоты.

Гера: Что же нам делать?

Идёмте к Парису, он нас рассудит.

Гера: Присуди яблоко мне, и я сделаю тебя властителем всей Азии.

Афина: Если ты отдашь яблоко мне, я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться.

Афродита: Парис, обещаю, тебя полюбит самая красивая женщина в мире- Елена Прекрасная из Спарты.

— О каком фразеологизме идёт речь? Объясните его лексическое значение.

8. Физминутка

9. Фразеологизмы-загадки.

  • Её бьют, если надо предотвратить опасность (тревогу).

  • Их вешают, когда приходят в отчаяние (нос и голову).

  • Она уходит в пятки, когда вы испытываете страх (душа).

  • Её ломают, когда усиленно над чем-то думают (голову).

  • Их кладут на полку, когда нечего есть (зубы).

10. Найди фразеологизмы.

Я вам прочитаю текст , а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов

Кашу маслом не испортишь.
— Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, — сказала мама.
А Саша стучит.
— Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
— Как об стенку горох, — говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
— Отдай!
— Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
— Я машину чиню, — заплакал Саша.
А бабушка:
— Всему своё время.
— Зачем молоток унесла?
— Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать.
Папа сказал:
— Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
— Кашу маслом не испортишь.

( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, )

— Ребята, а почему у бабушки такая живая речь?

11. Фразеологические словари. (Слайд 11)

— Ребята, обратите внимание на порядок расположения слов в словарях. Фразеологизмы расположены по начальным буквам главных слов в словосочетаниях.

12. Тест по теме урока.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

А.

1. Раз уж идти, то она возьмёт в театр свой класс.

2. Может, от скуки, народ и соберётся.

3. Алины ученики умирали от смеха.

Б.

1. Коля был доволен экскурсией в краеведческий музей. Он убил двух зайцев: и отдохнул, и узнал много нового и интересного о своём городе.

2. Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте.

3. Птицы улетают в теплые страны.

4. Временами небо покрывается тучами, идет дождь

В.

1. Витя рассказал, как стайка мальков выпрыгнула из воды, спасаясь от щуки.

2. Ворона каркнула во всё воронье горло.

3. Дни стали короче, ночи длиннее

4. С деревьев падают последние листья.

Г.

1. А Таня поймала большую улитку, а на улитке еще сидела маленькая улиточка.

2. Фруктовых деревьев на нашем садовом участке мало.

3. На дворе очень холодно. Зуб на зуб не попадал.

4. Пригласил нас как – то сын лесника к себе.

13. Подведение итогов.

Наш урок подошёл к концу, перед нами прошёл настоящий калейдоскоп фразеологизмов. Теперь осталось только впустить их в свой лексикон и сделать их своими друзьями. Уверяю вас, что это обогатит вашу речь, сделает её более насыщенной, образной, красивой. Удачи вам в этом процессе.

14. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение с любым из фразеологизмов.

15. Рефлексия.

— Понравилось вам изучать фразеологизмы?

— Продолжите вы их изучение?

infourok.ru

Урок-игра по русскому языку в 6-м классе «Повторение по теме «Лексика.Фразеология»».

Урок русского языка в 6-м классе: «Повторение по теме «Лексика. Фразеология»

Цели урока:

  1. Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.
  2. Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.
  3. Учить определять лексическое значение фразеологизмов.
  4. Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.
  5. Прививать интерес к изучению русского языка.
  6. Развивать умение работать в группах.
  7. Формировать умение применять на практике полученные знания.
  8. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: на диалоговой и игровой основе.

Оборудование:

1. мультимедийная установка

2. карточки с заданиями

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Наш сегодняшний урок будет необычным, так как он пройдет в форме  игры. Для этого классу нужно разделиться на 3 команды.(можно играть по колонкам, так как расставлены парты в классе)

 

II. Конкурсные задания и викторины.

Конкурс 1: «Викторина-разминка

 Ребята, начнем мы наш сегодняшний урок с конкурса — разминки в форме викторины.

 В этом конкурсе побеждает команда, набравшая большее количество очков. За правильный ответ команде присуждается 1 очко. Отвечает первый поднявший руку из любой команды. Если ответ неверный –отвечает следующий поднявший руку.

 

— В каком слове сорок гласных? (Сорока)

—В каком глаголе сто отрицаний? (Стонет)

— Кто написал стихотворение “Бородино”? (М.Ю.Лермонтов)

— Что стоит в слове перед корнем? (Приставка)

— Какой писатель родился 31 февраля 1940 г. ? (Никакой)

— Какие местоимения мешают автотранспорту? (Ямы)

— Что принадлежит только тебе, но употребляется чаще другими, чем тобой самим? (Имя)

— Сколько падежей в русском языке? (6)

— На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (Кого? Чего?)

— Назовите главного героя сказки “По щучьему веленью”? (Емеля)

— Сколько спряжений у глагола? (2)

— Чем заканчивается день и ночь?(ь)

— Назовите автора произведения “Муму”. (И.С.Тургенев)

— Как называются в русском языке такие слова, как: большой, огромный, гигантский? (Синонимы)

— Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли)

— Как называют слова, противоположные по смыслу? (Антонимы)

— Печь – это глагол или существительное? (И то и другое)

— Кто из героев народных сказок похож на мяч? (Колобок)

 

Конкурс 2: «Назови фразеологизм»

На экран проецируются картинки. Рассмотрите их внимательно, назовите фразеологизм, изображенный на картинке

Кто в лес, кто по дрова.

•       Клевать носом

 

•       Валиться из рук

 

•       Вставлять палки в колеса

 

•       Метать громы и молнии

 

Считать ворон

 

 

1.      Конкурс 3 :«Реши перекресток».

В этом конкурсе побеждает команда,  которая выполнила задание быстрее всех и правильно. (Задание проецируется на экран)

 

А

 

 

 

А

 

А

 

А

 

 

 

А

 

 

 

А

 

А

 

А

 

 

 

А

  1. садовый цветок  (астра).
  2. жвачное млекопитающее (баран)
  3. сочетание слов (фраза)
  4. осмотр войск (парад)
  5. одноклеточный организм (амеба)

 

Конкурс 4: «На загадку дай отгадку».

  1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)
  2. Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)
  3. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
  4. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)
  5. Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)
  6. Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)

 

Конкурс 5: «Этимологический словарь».

Ребята, сейчас вы  попробуете себя в роли настоящих этимологов. Дело в том, что ваши сверстники составили маленькие словарики из предложенных им слов. Посмотрите, что у них получилось.(Каждая команда получает по 1-й карточке с четырьмя словами)

 I

Астрология- раздел ботаники, где рассказывается о разведении астр.

Бездарь- тот, кому ничего не подарили.

Графин- муж графини.

Дурман- глупый человек.

II

Жатва- обмен рукопожатиями.

Пломбир- стоматолог.

Стриж- парикмахер.

Тысячелистник- толстый роман.

III

Хлопоты- аплодисменты.

Четвертовать- выставить оценки за четверть.

Этажерка- соседка по этажу.

Противень- мерзавец, гадкий тип.

 

Ваша задача — исправить ошибки ваших сверстников и найти верное толкование слов. Победит та команда, которая благодаря своим слаженным действиям первая выполнит задание.

 

Конкурс 6: «Фразеологический зверинец»

Какие животные упоминаются в следующих фразеологизмах? Выберите один из фразеологизмов и объясните его смысл. Какие еще фразеологизмы с этим животным вы знаете? (таблица выводится на экран)

1. Пишет как … лапой

2. Делить шкуру неубитого…

3. На сердце … скребут

4. …носа не подточит

5. Лить … слезы

6. Белая…

7. Биться, как … об лед

8. Вот где … зарыта

9. Денег … не клюют

10. Заморить…

11. Как … языком слизала

12. Как … в воде

13. Когда … на горе свистнет

14. Купить … в мешке

15. …на смех

16. Считать…

 

Конкурс 7:«Собери пословицу».

На экране- перепутанные пословицы. Участникам необходимо за 1 минуту  собрать пословицы.

1.      семь раз отмерь- а речь короткая.

2.      без грамоты хоть плачь  — а корень свеж.

3.      веревка хороша длинная – а один раз отрежь.

4.      старый дуб – а с грамотой хоть вскачь.

5.      бояться несчастья – в лес не ходить.

6.      волков бояться- и счастья не видать.

 

III. Подведение итогов урока.

IV.Рефлексия.

 

www.metod-kopilka.ru

Конспект урока русского языка на тему «Лексика. Фразеология» (6 класс)

Савчук Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы

Конспект урока русского языка в 6 классе.

Тема урока: Путешествие по стране Лексика и Фразеология.

Вид урока: урок-путешествие.

Тип урока: урок-повторение изученного материала.

Урок предполагает повторение не только разделов русского языка «Лексика» и «Фразеология», но и повторение орфографии, пунктуации.

В основе урока – разноуровневая технология (использованы дифференцированные индивидуальные задания для учащихся высоких, средних и низких учебных возможностей).

Цели: Обучающая – повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания учащихся о фразеологических оборотах, об особенности определения их лексического значения.

Развивающая – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работ со словарями; развивать речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи).

Воспитывающая – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.

.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний, умений и навыков, необходимых для закрепления темы.

Фронтальный опрос:

— Что является объектом изучения предмета русский язык? (Слово)

-Какой раздел русского языка изучает написание слова? (Графика)

-Какой раздел русского языка изучает правильность написания слова? (Орфография).

Какой раздел русского языка изучает произношение слов? (Фонетика).

Какой раздел русского языка изучает словарный состав языка? (Лексика).

Какой раздел русского языка изучает устойчивые выражения и сочетания?

( Фразеология).

3. Повторение. Орфографическая и синтаксическая пятиминутка.

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

А) Музыка об…рвалась когда в окнах заполыхал б…гровый закат.

Б) Скрипнула дверь и Чайковский вышел на крыльцо.

В) З..л..неет цв..тет поет бл..стит и в..с..ли(т, ть)ся все ж..вое.

Г) Ра..бегайтесь руч..и ра..текайтесь лужи!

Проверка (слайд)

4. Постановка цели урока, закрепление. (слайд)

Цель нашего урока — повторить лексику как раздел науки о языке;

закрепить знания о группах слов в лексике; закрепить знания о фразеологических оборотах, об особенности определения их лексического значения.

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и посетим только две страны Лексику и Фразеологию. Какие понятия изучаются в разделе «Лексика»? (слайд)

1 задание. (слайд)

Вспомните, что такое синонимы? В каждом ряду синонимов выделить слово, где признак выражен сильнее:

Большой, громадный, колоссальный

Храбрый, мужественный, смелый

Яркий, блистательный, ослепительный

Огромный, значительный, исполинский

Работа с Толковым словарем. Давайте попробуем определить значение слова « исполинский».

Учащиеся выписывают в тетрадь все значения слова « исполинский».

1. Необычайно большой.

2. Необычайный по своему значению, размаху, гигантский.

Многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.

Ребята, когда вы работали со словарями, определяя лексическое значение слова « исполинский», что вы заметили? Сколько значений имеет это слово? (два значения)

1. Как называются слова, которые имеют несколько значений? (многозначные)

2. Найдите в словаре и запишите 5-7 многозначных слов.

3. Как вы понимаете значение выделенных в предложении слов? (слайд)

Я больно прикусила язык.

Так вкусно, что язык проглотишь.

Чтобы не сказать лишнего, нужно прикусить язык.

4. В каком предложении слово «язык» употреблено в прямом значении, а в каких — в переносном? ( в первом — прямое значение, во втором и третьем — переносное)

Карточка 1 (для детей высоких учебных возможностей ВУЗ)

Какое слово повторяется и как называются в лексике такие слова?

Он купил ириску,

Решил ее не есть.

Но как не съесть ириску,

Когда ириска есть.

(Эти слова называются Омонимы.)

Карточка 2. (для детей ВУВ)

Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?

Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт

Мы назовем его….. (антракт)

На время что-то прекратив,

Мы объявляем ….. (перерыв)

В борьбе, в труде устали слишком,

Дают уставшим …… (передышку)

После урока непременно

Нужна ребятам ….. (перемена)

(Эти слова называются Синонимы.)

Карточка 3. (для детей средних учебных возможностей)

Как называются слова с противоположным лексическим значением? Приведите примеры антонимов.(антонимы)

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна

Да и в школе я нужна!

Называюсь …….(тишина) (проверка)

Физкультурная минутка.

Итоги раздела «Лексика».

Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу.

Что мы вспомнили об этой стране?( слова могут быть многозначными, они могут иметь прямое и переносное значение, повторили синонимы, антонимы и омонимы.)

Ребята, вы правильно отметили, что мы в стране Лексика встречаемся со словами, имеющими переносное значение, а в каком еще разделе языка встречаются такие слова?( в разделе языка Фразеология).

Правильно. Слова с переносным значением живут в двух странах, одна из которых Фразеология, куда мы сейчас и отправимся. (слайд)

Вам необходимо объяснить значения фразеологизмов, которые автор рисунков изобразил в прямом смысле. (слайд)

Запишите фразеологизмы, объясните их значение.(слайд)

1. Дать по рукам; 2. Зуб на зуб не попадает; 3. Медвежья услуга; 4. Волчий взгляд;

5. Черные мысли; 6. Сесть в калошу; 7. Бить баклуши; 8. Попасть впросак;

9.Заклятый враг; 10. Сломя голову; 11. Точить лясы; 12. Закадычный друг;

13. Кромешная тьма; 14. С гулькин нос и др. (можно пользоваться фразеологическим словарем)

Устная работа «На загадку дай отгадку».

Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)

Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)

Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)

Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)

Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)

Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)

Запишите предложения, после каждого предложения в скобках запишите фразеологизмы, которыми можно заменить выделенные слова из предложения. (слайд)

1. Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать. ( ни с того ни с сего).

2. Задание написано совершенно четко, определенно. ( черным по белому).

3. Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось. ( как ни в чем ни бывало).

4. Много прошло времени с той поры. (много воды утекло). Проверка (слайд)

Итоги раздела Фразеология.

Ребята, что нового вы узнали в стране Фразеология? А что повторили, вспомнили? Для чего нам нужны фразеологизмы?

5. Итоги всего урока, рефлексия.(слайд)

По каким странам мы сегодня путешествовали?

Какая страна вам особенно понравилась и запомнилась, почему?

Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (изучает словарный состав языка).

Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (изучает устойчивые выражения и сочетания)

Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их применить? (слайд)

6. Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Для чего нам нужны фразеологизмы?» или «Судьба фразеологизма» (слайд)

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Повторение по теме «Лексика и фразеология», «Орфография»

 

Урок обобщающего повторения по теме

« Лексика и орфография» .Тест.

 

Тема:  Повторение по теме  «Лексика и фразеология», «Орфография»

  Цель: 1.Закрепить умения и навыки, полученные в разделе  «Лексика и   

                  фразеология».

              2.Развивать познавательные процессы (память, воображение,         

                 мышление,  внимание, речь).

              3.Воспитывать любовь к родному языку.

  Тип урока: обобщение пройденного материала.

   Вид урока: комбинированный

  Оборудование:  презентация

      Ход урока

Орг. Момент.

1. У нас сегодня урок обобщения   по теме « Лексика и фразеология», также мы  будем выполнять задания , которые помогут нам повторить орфографию.

Слайд №2

Диалектизмы

Расставить знаки препинания, оформить в виде диалога

Сходи-ка внучек на огород   принеси бураков для борща.

Чего принести бабушка

Бураков.

А что это такое?

Ну у нас свеклу так называют.

-Давай проверим , правильно ли ты расставил знаки.

— Скажи с  каким интересным , непонятным словом мы встретились?

-Диалектизм. Правильно.

Слайд №3

2.  Жаргонизмы

посмотри , пожалуйста  на экран  компьютера.

Слайд №4   «переведи»  на литературный язык  слова.

Прикольный     Я тащусь    Клево    Шпора    Отвали   Прикид

— а теперь давай проверим, правильно ли мы «перевели» с русского на русский.

Слайд №5

Мы с тобой вспомнили , какие бывают жаргонизмы

Давай устно  выполним  упражнение в учебнике. Упр. №

3. Архаизмы и неологизмы.

Слайд №6 .

 На с лайде даны предложения, давай поработаем с ними.

 В сие  вр..мя  подн..сли  в  лукошке Кирилу Петровичу  новорожденных   щ..нят.

 Луноход   п..редал на  землю  данные о лунотр..сении.лайде даны предложения, давай поработаем с ними.

 

4. Физкультминутка.   Слайд №7.

5. Фразеологизмы.

 — ну а теперь мы с тобой вспомним все что узнали о фразеологизмах.

-Расскажи, что это такое?

 Задание : соотнеси фразеологизмы и их значения.

Слайд №8 ( карточка)

Клевать носом;

 идти в ногу;

вставлять палки в колёса;

 бесструнная балалайка;

заячья душа;

играть первую скрипку;

заблудиться в трёх соснах.

Для справок:

Трусливый человек;

дремать;

мешать;

робкий человек;

 быть самым главным;

действовать согласованно;

не суметь разобраться в чём-то простом.

 

 

И следующее задание, устное.  Слайд №9

  И давай немного  посмотрим интересный материал о присхождении  некоторых фразеологизмов. Слайд №10

 5 . Тест .

Ну а теперь у нас осталось время для работы с тестом.

6 . Рефлексия.

7. Домашнее  задание. 

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме: Методическая разработка урока -повторения по теме «Лексика и фразеология», «Орфография»

 

Урок обобщающего повторения по теме

« Лексика и орфография» .Тест.

 

 

 

 

                                                            Автор:

                                         Арисова Юлия Николаевна

                                        Учитель русского языка и  литературы

                                        ГБОУ СОШ №277

 

 

 

                         г. Санкт-Петербург

                                   2015

 

Тема:  Повторение по теме  «Лексика и фразеология», «Орфография»

  Цель: 1.Закрепить умения и навыки, полученные в разделе  «Лексика и   

                  фразеология».

              2.Развивать познавательные процессы (память, воображение,         

                 мышление,  внимание, речь).

              3.Воспитывать любовь к родному языку.

  Тип урока: обобщение пройденного материала.

   Вид урока: комбинированный

  Оборудование:  презентация

      Ход урока

Орг. Момент.

1. У нас сегодня урок обобщения   по теме « Лексика и фразеология», также мы  будем выполнять задания , которые помогут нам повторить орфографию.

Слайд №2

Диалектизмы

Расставить знаки препинания, оформить в виде диалога

Сходи-ка внучек на огород   принеси бураков для борща.

Чего принести бабушка

Бураков.

А что это такое?

Ну у нас свеклу так называют.

-Давай проверим , правильно ли ты расставил знаки.

— Скажи с  каким интересным , непонятным словом мы встретились?

-Диалектизм. Правильно.

Слайд №3

2.  Жаргонизмы

посмотри , пожалуйста  на экран  компьютера.

Слайд №4   «переведи»  на литературный язык  слова.

Прикольный     Я тащусь    Клево    Шпора    Отвали   Прикид

— а теперь давай проверим, правильно ли мы «перевели» с русского на русский.

Слайд №5

Мы с тобой вспомнили , какие бывают жаргонизмы

Давай устно  выполним  упражнение в учебнике. Упр. №

3. Архаизмы и неологизмы.

Слайд №6 .

 На с лайде даны предложения, давай поработаем с ними.

 В сие  вр..мя  подн..сли  в  лукошке Кирилу Петровичу  новорожденных   щ..нят.

 Луноход   п..редал на  землю  данные о лунотр..сении.лайде даны предложения, давай поработаем с ними.

 

4. Физкультминутка.   Слайд №7.

5. Фразеологизмы.

 — ну а теперь мы с тобой вспомним все что узнали о фразеологизмах.

-Расскажи, что это такое?

 Задание : соотнеси фразеологизмы и их значения.

Слайд №8 ( карточка)

Клевать носом;

 идти в ногу;

вставлять палки в колёса;

 бесструнная балалайка;

заячья душа;

играть первую скрипку;

заблудиться в трёх соснах.

Для справок:

Трусливый человек;

дремать;

мешать;

робкий человек;

 быть самым главным;

действовать согласованно;

не суметь разобраться в чём-то простом.

 

 

И следующее задание, устное.  Слайд №9

  И давай немного  посмотрим интересный материал о присхождении  некоторых фразеологизмов. Слайд №10

 5 . Тест .

Ну а теперь у нас осталось время для работы с тестом.

6 . Рефлексия.

7. Домашнее  задание. 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *