Обряды и обычаи в творчестве композиторов 6 класс – Конспект + презентация по музыке 6 класс по теме «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов»
Конспект + презентация по музыке 6 класс по теме «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов»
Музыка 6 класс
Слайд 3. Что такое фольклор?
Слайд 4. Фольклор — народное творчество.
Слайд 5.
Слайд 6. Что такое обычай?
Слайд 7. Обычай — это…
Слайд 8. Что такое обряд?
Слайд 9. Обряд — это…
Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие. Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.
Слайд 10. Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы
Слайд 11. С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились ко дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.
Слайд 12. На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится — слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.
Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.
Слайд 13. Слушание: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы Зыкиной.
— Какое настроение создаёт эта песня?
— Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)
— Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?
Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников. Рассмотрим некоторые их них.(слайд 14-17).
— Что вы видите на этих картинах?
— Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность)
— Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?
Свадебные хоры из опер, воссоздают народный обряд. Сегодня мы познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной песни
познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной
песни.
Слайд 18. Слушание: хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского
Мусоргского;
Слайд 19. Свадебный обряд, где не спели бы традиционных песен, не мог считаться состоявшимся. Песни усиливали эмоциональную сторону обряда и были связаны с конкретной целью обрядового действия.
Слайд 20. Русский народ – один из самых музыкальных во всем мире. Он славился этим с глубокой древности. Сквозь все столетия русский народ, в этом отношении непоколебимый и непотрясаемый, пронес свою народную песнь.
Нигде народная пеня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас.
infourok.ru
Конспект урока по музыке в 6 классе «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов».
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №21, г. Иваново.
Учитель музыки – Тарасова Надежда Николаевна.
Урок музыки в 6 классе.
Урок №7. «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов».
(УЧЕБНИК стр.30-37.)
Повторение:
С какими образами, созданными великим певцом Ф.И.Шаляпиным мы познакомились на прошлом уроке? (Иван Сусанин, Фарлаф, Варяжский гость.)
Каким по тембру голосом он обладал? (Высокий бас – баритон.)
Тема нашего урока «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов». Запишите.
Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и не обрядовый. доп.щелчок.
К обрядовому фольклору относятся:
календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),
семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),
окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю — например, засухи, мора скота).
Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времён года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.
Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.
Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)
Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси.
С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, всё равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.
На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребёнка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится — слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.
Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.
Послушаем обработку русской народной песни Михаила Матвеева «Матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж.Бичевской. Слайд №4.
Звучит песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.
(текст на слайде). Запишите название.
Какое настроение создаёт эта песня? (Очень волнительное, тревожное…)
Эта песня построена в форме монолога невесты? (Нет, есть диалог девушки и матери.)
Рассмотрим мелодический рисунок в нотном тесте на стр.30.
Первая строчка – обращение к матери – очень скоро, вопросительно, вторая и третья строчки – обращение к дочери – сдержанно, медленно.
Вот такая таблица с характеристикой у меня получилась. Посмотрите: Слайд №5.
Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена? (Не хочется без любви выходить замуж, расставаться с родителями…)
Запишите: песня построена на диалоге: тревожное обращение дочери, и успокаивающие ответы матери.
А сейчас мы послушаем русскую народную песню на эти же стихи. Нотный текст на стр.30 – 4-ый вариант.
Звучит русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
(Песня звучит очень сдержанно, строго, довольно широко и распевно, нет такого драматизма, как в песне Матвеева…)
Запишите название песни. И характеристику.
В какой из песен преобладает эпический характер, а в какой драматический? (В песне композитора – драматический, народная песня имеет эпический характер.)
Слайд №7. В песне поётся о тяжёлой судьбе женщины в старой дореволюционной русской деревне, когда девушку выдавали замуж насильно не за того, кого она любила. Без её согласия отдавали в тот дом, где нужна была работница, или когда было выгодно родителям (выгоден был либо богатый (знаменитый) жених, либо богатая невеста). Песня «Матушка…» рассказывает не только о переживаниях дочери – невесты, но и о горе матери, которое она переживает вторично: первый раз, когда её саму насильно выдавали замуж, и теперь, когда она выдаёт так же свою дочь. Эта песня раскрывает глубочайшую трагедию многих поколений русских женщин дореволюционной деревни.
Перед вами репродукция Павла Андреевича Федотова «Сватовство майора». К теме неравных браков обращались многие художники, писатели.
Рассмотрите героев. Охарактеризуйте их.
Почему отец с радостью выдаёт дочь замуж?
Почему дворянин женится на купеческой дочери?
Как художник подчёркивает богатство и роскошь купеческого дома?
Рассмотрите и мелкие детали в картине.
Какова их роль? Что они подчёркивают, детализируют?
Как художник относится к происходящему?
(Жених – беспечный франт. Лицо жестокое. Губы поджаты. Тяжёлый, неподвижный взгляд, в котором читаются злобная ревность, жестокость, бессердечие.
Невеста – мягкая женственность, изящество, очарование юности.
Горничная – сочувствует барышне, соболезнует, волнуется за её судьбу.
Отец – угодлив, с готовностью отдаёт дочь за старого майора-дворянина.
Кошка зазывает гостей. Вино и фужеры на стуле – не успели подготовиться к встречи гостя. Украшения невесты выставлены напоказ, чтобы похвалиться богатством. Стул – ножки стула выгнулись точь – в – точь, как ноги жениха, будто мебель передразнивает промотавшего своё состояние майора.
Художник иронизирует, подшучивает над героями).
Мы видим, что все фигуры расположены симметрично по отношению к центру. Найдите центр картины.
(Дочь, которая в порыве бежит к «спасительным» дверям, ведущим в глубину комнаты).
Все герои картины находятся в движении, и картина как бы оживает, благодаря закономерному чередованию элементов, которое называется в изобразительном искусстве — ритмом.
Слайд №8. Картина «Неравный брак» — одна из самых распространённых и известных, которая тоже отражает те чувства, которые испытывает девушка, когда её выдают замуж не по любви.
На стр.31 учебника мы тоже видим две картины. Рассмотрите их. Слайды №9-10.
Опишите картины.
Какие эмоции переживают героини этих картин? (Смятение и тревогу на 2-ой картине, покорность – на первой картине).
Попробуйте предположить и высказать свои мысли по поводу того, каков диалог героев, которых мы видим на картинах? (Ребята высказывают свои предположения.)
Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»? (Да, очень схожи настроения, особенно со 2-ой картиной.)
Может кто желает разыграть песню по ролям? Выступить в роли матушки и дочери.
(Желающие исполняют песню.)
А сейчас прочитаем текст учебника на стр.30-31. Чтение.
А тепер откройте стр.32-33. «Песня в свадебном обряде». Прочитаем текст на этих страницах.
Чтение.
Такие русские народные песни как «Ты река ль моя, реченька» или «На море утушка купалася» создали образ светлой грусти, печали, нежности, задушевности.
Послушайте фрагмент песни «Ты река ль моя, реченька». Слайд №11.
Звучит фрагмент песни. Запишите.
Откройте стр.34-35.
Свадебные хоры из опер также воссоздают народный обряд. Сейчас мы познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной песни.
Попробуйте определить, какой из хоров имеет лирический образ, а какой величальный.
Как вы думаете, в каком хоре композитором использована русская народная песня?
Звучит хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского
Слайд №12. Запишите.
Звучит хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
Слайд №13. Запишите.
(Ответы ребят).
Слайд №14.
Сравнительный анализ этих музыкальных фрагментов запишем в таблицу в тетради..
Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.
Итог урока:
На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки и русской народной песне «Ты река ль моя, реченька».
Д/З – записи в тетради повторить.
infourok.ru
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов
Разделы: Музыка
Цель: через творческий союз учителя и ученика в музыкально-эстетическом воспитании способствовать становлению высокодуховной личности.
Задачи:
образовательная:ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке,знакомство с историей свадебного обряда на Руси;
развивающая: развитие слушательских, вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, мышления, умения слушать и анализировать музыкальные произведения;
воспитательная: воспитание в школьниках уважения и интереса к родному фольклору и музыке русских композиторов.
Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, экран, ноутбук,баян, текст песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно…».
Ход урока
I. Организационный момент
(Приложение 1.слайд1)
Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов», запишите.
(Приложение 1.слайд 2)
А эпиграфом уроку будут слова нашего великого русского поэта А.С.Пушкина:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…
II. Повторение пройденного материала.
(Приложение 1.слайд 3)
Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока. Давайте вспомним, что значит фольклор?
-Фольклор – народное творчество, чаще всего устное.
(Приложение 1.слайд 4)
Музыкальный фольклор?
— Народная музыка – вокальное, инструментальное, вокально- инструментальное и танцевальное творчество народа.
(Приложение 1.слайд 5)
Так что же нам помогает проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа?
-Знакомство с народными песнями, былинами, старинными преданиями.
-О чем же они нам рассказывают?
— О важных моментах жизни человека, о народных традициях, запечатленных в различных обрядах.
Да, все значительные события человеческой жизни – будь то рождение ребенка, смена времени года, начало и конец сельскохозяйственных работ, вступление в брак сопровождались обрядами.
III. Изучение нового материала
(Приложение 1.слайд 6)
Сегодня мы будем говорить об одном из самых красивейших обрядов – старинной русской свадьбе (в том числе включенной в оперный жанр).
Немного из истории свадебных обрядов на Руси.
В русских селениях свадьба была главным торжественным обрядом. Решение вступить в брак принималось не самими молодыми людьми, а их родителями. Мнение детей практически никогда не учитывалось. Отсюда и поговорка «Стерпится, слюбится».
(Приложение 1.слайд 7)
Итак, старинная русская свадьба представляла собой сложную цепь торжественных церемоний.
«Свадебная игра» проходила, как театрализованное действо, которое длилось несколько дней, а иногда несколько недель. Действующими лицами свадебной игры были сват, сваха, дружка жениха, подруги невесты. Центральным действующим лицом была невеста. Свадебная игра подразделялась на две части.
Первая часть посвящалась прощанию девушки с родной семьей и разыгрывалась в доме невесты. В старину замужество означало конец вольной жизни девушки и переход ее в чужую семью. Песни невесты поэтому были драматичными и назывались плачами, причетами, причитаниями. С моментапросватанья и до самого отъезда к венцу невеста должна была плакать и причитать. А плакала и причитала невеста для того, чтобы показать любовь и уважение к родителям, признательность за то, что они «вспоили, вскормили».Иначе они могли бы сетовать на неблагодарность дочери, без сожаления покидающей отчий дом.Так она прощалась со своей волей, родной семьей.
(Приложение 1.слайд 8)
Ребята, вы посмотрели и прослушали песню-причитание из «крестьянской» мелодрамы — «Тульская свадьба», в исполнении нашего Тульского фольклорного ансамбля»Услада» — уникального ансамбля, участники которого не только поют и танцуют, но и играют, как драматические артисты, таких коллективов больше нет.
(Приложение 1.слайд 9)
Репертуар «Услады» построен на музыкальном фольклоре Тульского края. Ансамбль изучает секреты русской песни в поездках по деревням, собирает предметы крестьянской старины, исторически точно подходит к музыкальному строю песни. Как говорят сами участники коллектива: «надевая лапти, мы чувствуем себя на голову выше, ведь будучи современными молодыми людьми, мы не забываем о традициях родной культуры».
(Приложение 1.слайд 10)
Особую красоту народным свадебным песням придают сравнения, обращенные к природе: девушка сравнивается с рекой, лебедушкой, с утушкой, ягодкой; парень, добрый молодец – с ясным соколом. Слушание русской народной песни«На море утушка купалася».
Как река течет – не колыбнется, так и девушка-невеста сидит – не улыбнется; как утушка горюет, расставаясь с наступлением холодной зимы с синим морем, по которому она вольно плавала, так и девушка в утро свадебного дня горько плачет при мысли о предстоящей разлуке с родителями.
Смятение и тревога, переживаемые девушкой- невестой во время ожидания свадебного поезда, звучат в разных вариантах песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно…» Которую мы сейчас прослушаем в исполнении Ж.Бичевской, а создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения великих русских художников.
(Приложение 1.слайд 11)
— Какое впечатление произвела на вас песня?
-В песне мать и дочь как бы разговаривают
-Т.е. песня построена в форме диалога
— А что мы можем сказать о мелодическом рисунке?
— В теме матери слышно переживание, призыв к покорности, смирению с безысходной ситуацией
— В теме дочери звучит тревога, драма
-Что вы увидели на картинах?
-Какие эмоции переживают героини этих картин?
— Эти эмоции схожи с эмоциями героини песни «Матушка…»?
У каждого из вас на парте лежит текст песни. Давайте разучим ее (исполнение песни).
Молодцы! Продолжаем работать по теме.
(Приложение 1.слайд 12)
Вторая часть свадьбы – традиционный пир, который начинался в доме родителей жениха после обряда венчания. Свадебное торжество сопровождалось пением величальных песен, прославляющих жениха и невесту, шуточных и плясовых песен, а также плясками, катанием на лошадях.
Композиторы часто обращались в своих операх к песням красочного свадебного обряда.
(Приложение 1.слайд 13)
Свадебная игра и ее действующие лица ярко представлены в опере русского композитора, нашего земляка А.С.Даргомыжского «Русалка».
-Что мы знаем о композиторе?
— А.С.Даргомыжский родился в селе Троицкое Белевского уезда Тульской губернии.
— Очень увлекался изучением русского музыкального фольклора.
— А.С.Даргомыжский приглашал к себе в усадьбу крестьян и любил слушать и смотреть их песни, пляски, игры, хороводы.
Вынашивая замысел оперы «Русалка», композитор внимательно изучил все значительное, что было в литературе того времени, — образцы устной народной поэзии, описания народного быта, обрядов. И особенно – русские народные песни. Не удивительно, что русская народная песня занимает большое место во всем его творчестве.
В центре оперы два крестьянских образа: Мельник и его дочь Наташа. Это побудило композитора наполнить все сцены народно-песенными элементами. Некоторые песни подлинно народные, некоторые написаны самим Даргомыжским.
Во втором действии оперы показана картина княжеской свадьбы. В ней большое место отведено хорам.
(Приложение 1.слайд 14)
Действие начинается хором «Как во горнице, светлице». Содержанием его является прославление Князя и Княгини. В основе хора лежит оригинальная тема в стиле русской народной обрядовой и величальной песни. Свадебный хор является замечательным образцом празднично-торжественной русской музыки.Слушание.
(Приложение 1.слайд 15)
Особенно выделяется трехголосный женский хор «Сватушка». В нем композитор очень красочно передал шуточно-бытовую сцену свадебного обряда. По народному обычаю девушки окружают свата и требуют у него подарки. Девушки поют песню, в которой высмеивают незадачливого свата. Хор «Сватушка» носит шуточный характер.
Сватушка, сватушка, бестолковый сватушка;
По невесту ехали, в огород заехали,
Пива бочку пролили, всю капусту полили.Слушание. Анализ.
—Жанр произведения?
-Шуточная свадебная песня. Хор «Сватушка» близок к народным песням, т.к. здесь встречаются распевы.
Музыкальная форма?
-Форма произведения двухчастная куплетная, 2-я часть – это два куплета, между которыми есть проигрыш.
Аккомпанемент играет основную или вспомогательную роль?
-Вспомогательную. Он подчеркивает оживленность сцены, шутку девушек и неуклюжесть свата.
В аккомпанемент включен изобразительный момент. В проигрыше между куплетами аккомпанемент напоминает наигрыш свирели, которая сопровождает народное гуляние.
Что мы можем сказать о дикции?
-Хор «Сватушка» носит легкий, шутливый характер, чтобы подчеркнуть это, нужна четкая дикция.
Скажите,свадебные хоры из оперы, воссоздают народный обряд?
-Да.
IV. Подведение итогов урока.
(Приложение 1.слайд 16)
О чем мы сегодня говорили?
Что означает фольклор?
Музыкальный фольклор?
Красивейший старинный русский обряд?
Как называется Тульский фольклорный ансамбль?
Что можно сказать о репертуаре этого ансамбля?
Назовите композитора и его оперу, где ярко представлена свадебная игра.
Чему отведено большое место в опере «Русалка»?
Что воссоздают хоры в опере?
Что для нас важно? Ведь мы русские люди!
(Приложение 1.слайд 17)
— Очень важно, чтобы народная песня была доступна всем и каждому. Мы должны помнить, что мы русские, что у нас есть русское слово, есть сказки, есть традиции.
Приложение
11.07.2014
Поделиться страницей:urok.1sept.ru
План-конспект урока по музыке (6 класс) на тему: Обряды, обычаи
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве
композиторов
Содержание: Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)
Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни.
Задачи:
· знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;
- формировать умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями;
- развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.
Музыкальный материал:
• народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»;
• хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;
·хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
Оборудование: магнитофон, CDдиск, портреты М. Мусоргского, М. Глинки, раздаточный материал: текст народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
ХОД УРОКА
1 : организационный момент
Здравствуйте, ребята. Обратите внимание не тему урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов» (написана на доске).
— Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР?
Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
2: повторение пройденного материала
ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся:
· календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),
· семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),
· окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю — например, засухи, мора скота).
Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.
Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.
Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)
3: изучение нового материала
Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси
С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.
На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится — слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.
Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.
Слушание: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.
— Какое настроение создаёт эта песня?
— Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)
Рассмотрим мелодический рисунок в нотах. (нотная запись мелодии на доске) Что вы видите?
Тема дочери | Тема матери | ||
взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения | Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств | Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике) | Покорность, смирение с безвыходной ситуацией |
Песня звучит напряжённо, в миноре |
— Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?
Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.
Рассмотрим некоторые их них.(демонстрация картин или слайдов на интерактивной доске).
— Что вы видите на этих картинах?
— Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность)
— Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?
Запишем текст песни в тетрадь и попробуем исполнить её в лицах.
Пение: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
Матушка, что во поле пыльно?
Русская народная песня
— Матушка, матушка, что во поле пыльно?
Сударыня матушка, что во поле пыльно?
— Дитятко милое, кони разыгралися.
— Матушка, матушка, на двор гости едут,
Сударыня матушка, на двор гости едут!..
— Дитятко милое, я тебя не выдам!
— Матушка, матушка, на крылечко идут,
Сударыня матушка, на крылечко идут!..
— Дитятко милое, не бойсь, не пужайся…
— Матушка, матушка, в нову горницу идут,
Сударыня матушка, в нову горницу идут!..
— Дитятко милое, я тебя не выдам!
— Матушка, матушка, за столы садятся,
Сударыня матушка, за столы садятся!
— Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!
— Матушка, матушка, образа снимают,
Сударыня матушка… Меня благословляют…
— Дитятко милое, господь с тобою!
Сцены свадьбы в операх русских композиторов.
Свадебные хоры из опер, воссоздают народный обряд. Сегодня мы познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной песни.
Слушание: хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;
Слушание: хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
Сравнительный анализ этих музыкальных фрагментов запишем в таблицу.
ЛИРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ | ВЕЛИЧАЛЬНАЯ ПЕСНЯ |
Опера «Иван Сусанин» М. Глинки | Опера «Хованщина» М. Мусоргского |
Хор ДЕВУШЕК «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» | Хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» |
Музыка М. Глинки в духе народной песни | Народная песня, включённая в оперу |
Итог: обращение к народному творчеству помогает слушателю почувствовать национальную принадлежность музыки.
4: домашнее задание
Записать в тетрадь текст русской народной песни, нарисовать к ней иллюстрацию.
5 : подведение итогов урока
Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.
На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки.
— Существует интонационная общность этих произведений?
ВЫВОД должны сформулировать ученики: существует родственное внимание к миру, оценке всего происходящего и выражения отношения к жизни.
СПИСОК Литературы:
- Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2007.
ИНТЕРНЕТ-ресурсы:
- И.И. Шангина «Русские традиционные праздники» http://sueverija.narod.ru/Obrjadi/Obrjadi.htm
- Ноты к песне «Матушка…» http://www.a-pesni.golosa.info/rus/matuchka.htm
nsportal.ru
Методическая разработка по музыке (6 класс) по теме: Технологическая карта урока №7 в 6 классе: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.Эта презентация вводит учащихся в эмоционально-образный строй русской музыки,раскрывает особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда; знакомит с произведениями изобрази…
Разработка технологической карты урока математики в 6 классе по теме «Комбинаторика в нашей жизни» с указанием УУД и ЭОР.Элементы комбинаторики в учебниках Виленкина Н.Я. и др. изучаются в 5 классе разрозненно. Авторы предлагают учащимся комбинаторные задачи с разбором решения и с пояснениями, тут же вводятся необходимы…
Технологическая карта урока математики в 6 классе «Отношения и пропорции»Итоговый урок по теме «Отношения и пропорции» входе которого учащиеся открывают понятие «Золотое сечение»…
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образностиВ данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии….
технологическая карта урока технологии в 6 классе на тему: «. Виды заклепочных соединений и способы их выполнения».Технологическая карта урока составлена в соответсттвие с требованиями ФГОС. Знакомит обучающихся с технологическим процессом изготовления заклепочного соединения….
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по ФГОС. Тема: «Избранные басни И.А.Крылова»В данном материале представлена технологическая карта урока литературы в 6 классе (ФГОС). Повторение и обобщение изученного материала по теме «Басни И.А.Крылова»….
Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Изображение Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»»Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Изображение Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»».Данная технологическая карта позволяет провести урок литератур…
nsportal.ru
Конспект урока музыки в 6 классе по теме «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»
Конспект урока музыки в 6 классе
по теме «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»
Назаренко Оксаны Викторовны
Цель урока: сформировать у учащихся умение эмоционально-образно исполнять в ансамбле свадебные обрядовые песни через анализ народной и композиторской песни.
Тип урока – когнитивный
Вид урока – аналитический
Планируемые результаты урока
Метапредметные: уметь сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства; уметь анализировать произведения и проводить аналогии с уже изученными
Предметные: знать как проходили народные обряды; знать жанры народных песен, уметь творчески анализировать образы народных песен и произведений изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов; уметь давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями; знать историю свадебного обряда; уметь образно передать характер музыкальных произведений.
Музыкальный материал:
Песня «Замечательный сосед»
Русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
М. Матвеев «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
Песня для исполнения «Руки женщины»
Оборудование: фортепиано, компьютер, презентация к уроку, проектор, презентация, текст песни.
Ход урока
I.Этап мотивации к учебной деятельности
Добрый день мои друзья!
Снова встрече рада я.
Голосочки разомнем и все дружно запоем!
Исполнение песни «Замечательный сосед» по рядам, отдельно девочки и мальчики.
Надеюсь, что мы создали хорошее настроение на весь урок.
II Актуализация знаний
Сегодня мы вновь обращаемся к народному творчеству.
Вспомните, как оно называется? / Фольклор /
Верно.
Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока. «Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»
ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания).
Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.
Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.
Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из самых красивых обрядов – старинной русской свадьбы.
Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси
С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.
На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится — слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.
Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.
Слушание: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Л.. Зыкиной.
III Постановка проблемы
Беседа по итогам прослушивания
— Какое настроение создаёт эта песня?
— Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)
— Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?
Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.
Рассмотрим некоторые их них.(демонстрация картин или слайдов на интерактивной доске).
— Что вы видите на этих картинах?
— Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность)
— Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?
IV Первичное решение проблемы
Мы сегодня обратимся к двум свадебным песням с одинаковым текстом.
Вы послушали р. н. п. «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы Зыкиной
Каковы особенности этой песни?
Каковы интонации вопросов дочери и ответов матери?
Послушайте вторую песню, написанную композитором М. Матвеевым на те же народные слова.но в исполнении Жанны Бичевской
Найдите сходства и различия.
С каким чувством невеста встречает гостей в народной песне, а с каким – в песне композитора?
А как мать относится к происходящему?
В какой из песен преобладает эпический характер, а в какой – драматический?
Сравните настроение картин В. Феклистова и Ф. Журавлева с двумя вариантами исполнения песни. Что можете сказать?
Это песня – диалог дочери с матерью.
У дочери – взволнованные интонации, а у матери – сдержанные.
(Слушание)
По-разному выражены переживания, вторая песня более эмоциональная. В народной песне больше распевов на один слог, есть ладовая переменность.
В одном случае невеста может быть покорной, готовой смириться с происходящим, в другом – чувствует смятение, страх, безысходность.
В первом случае она как будто рассказывает о том, что видит, и благословляет дочь, во втором – интонации матери напоминают интонации человека, трагически смирившегося с безвыходной ситуацией.
В первой – эпический, во второй – драматический.
Картина В. Феклистова отражает характер народной песни – смирение, а картина Ф. Журавлева – песни М. Матвеева – смятение.
/Учащиеся анализируют два варианта песни, находят сходства и различия; сопоставляют с предложенными картинами, строят рассуждения с использованием новых знаний; высказывают свое мнение; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям/
V Реализация проблемы
Давайте попробуем в таблице отразить все различия двух прослушанных песен.
Заполнение таблицы
Тема дочери | Тема матери | |||
Взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения | Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств | Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике) | Покорность, смирение с безвыходной ситуацией | |
Песня звучит напряжённо, в миноре |
VI Первичное закрепление
Какой вывод мы можем сделать?
Народные песни отличает сдержанность переживаний, эпический характер, композиторские – эмоциональные. Народные песни отличает сдержанность переживаний, эпический характер, композиторские – эмоциональные. Народные песни отличает сдержанность переживаний, эпический характер, композиторские – эмоциональные.
VII Самостоятельная работа с самопроверкой
Давайте обратимся к учебнику на стр. 30.
Рассмотрим мелодический рисунок песен в нотах (нотная запись мелодии в учебниках).
Какая из предложенных мелодий народная, а какая композиторская?
Первая нотная запись – композиторская, вторая – народная (т. к. указан темп, показаны динамические оттенки, во второй нотной записи видим распевание одного слога на несколько звуков)
Да.
О том, что свадебная церемония состояла из двух частей и проходила как театрализованное действо, которое длилось несколько дней, а иногда недель. Подразделялась она на 2 части. Первая часть посвящалась прощанию девушки с родной семьей и разыгрывалась в доме невесты. Поэтому смятение и тревогу, переживаемые девушкой-невестой во время ожидания свадебного поезда, мы можем услышать в свадебных песнях. Вторая часть – это свадебный пир, который начинался в доме родителей жениха после обряда венчания. Вы нашли подтверждение нашим выводам?
Прочитайте информацию о том, как проходила свадьба на Руси на стр. 30-31 учебника.
VIII Повторение и закрепление
О чем еще вы узнали?
Я предлагаю вам исполнить песню из прошлого года, потому что она о женщинах и о их суровой доли, отдадим дань уважения.
Исполнение песни «Руки женщины»
Рефлексия
Получилось ли вам передать эмоционально диалог матери с дочерью?
Вам было трудно это сделать?
Почему?
Что интересного вы сегодня узнали на уроке?
Не всегда.
Да.
Нужно пропустить через себя все, что чувствовали мать и дочь.
Узнали о том, как проходил свадебный обряд на Руси, почему у невесты белое или красное платье, почему свадебные обрядовые песни были тревожные или грустные.
Домашнее задание
Я предлагаю вам выполнить домашнее задание: найти иллюстрации картин русских художников, в которых отражен свадебный обряд и песен как народных, так и композиторских.
Спасибо за урок!
multiurok.ru
Обряды и обычаи в творчестве композиторов
Композиторы через свои музыкальные произведения стараются способствовать становлению человека, как высокодуховной личности. Особое внимание уделяется воспитанию детей.
Обряды и обычаи в творчестве композиторов
Задачи композитора при воспитании детей
- Образовательная: через обряды и обычаи русского фольклора знакомить детей- любителей музыки с историей возникновения обычаев и традиций на Руси.
- Воспитательная. Развитие интереса к народному фольклору и музыке русских композиторов
- Развивающая. Воспитание и развитие навыков слушателя музыки, музыкального слуха, умение анализировать музыкальные произведения.
Задачи композитора в воспитании детей
Новый урок – новые знания
На первоначальном занятии происходят организационные мероприятия. Затем озвучивается тема урока, например, «Обряды и обычаи в творчестве композиторов». На последующих занятиях красной нитью проходит тема народного фольклора. Слушателям объясняют, что фольклор — это форма устного народного творчества. Музыкальный фольклор — это вокально-инструментальное и танцевальное творчество.
Новый урок — новые знания
Совет
Чтобы понять культуру своего народа необходимо знакомиться со старинными народными песнями, преданиями, сказаниями и легендами. Темой всего народного творчества является освещение важнейших событий в жизни человека: крещение, свадьба, похороны.
Творчество Ф.С. Даргомыжского
Опера «Русалка»
Ярким примером проведения свадебного обряда является опера «Русалка» композитора А. Драгомыжского, который увлекался изучение русского музыкального фольклора. Он приглашал в свое имение крестьян и крестьянок и слушал народные песни в их исполнении.
А.С. Даргомыжский
Работая над оперой «Русалка, композитор изучал литературу того времени об обычаях и обрядах, которые отражали народный быт и особенно песенные традиции русского народа. В опере использовались сцены с народно-песенным фольклором. Некоторые песни сочинял сам А. С. Драгомыжский, а некоторые были старинными обрядовыми свадебными песнями в обработке композитора. На протяжении всего действия оперы Драгомыжский использовал хоровое пение. Известная ария из оперы «Как в горнице, светлице» — прекрасный образец русской обрядовой песни, исполненной женским трио. В опере композитор использовал и шуточно-бытовые русские традиции песни. Песня «Сватушка», исполненная женскими голосами — пример шуточно-бытовой русской песни. Музыкальный аккомпанемент только подчеркивает красоту хорового или сольного исполнения песен оперы.
Опера «Русалка» — произведение Даргомыжского
Свадебные хоры из оперы «Русалка» — отличный пример как восстанавливались народные обычаи и обряды русского фольклора. В опере развивались сцены княжеской свадьбы, где были показаны все обычаи и обряды русской свадьбы. На фоне княжеской свадьбы показана повседневная жизнь сельчан, которые также принимали участие в княжеской свадьбе.
Хоровое пение
Что музыкант хотел показать своей оперой?
Композитор в своей опере «Русалка» хотел показать, что все значимые события в жизни человека происходят по традиционным канонам обычаев и обрядов. Поэтому в свадебных обрядовых песнях отражалась светлая грусть невесты, которая прощалась с родным домом, матушкой и батюшкой.
Мысли композитора
Творчество Римского-Корсакова
Отрывок из оперы «Золотой петушок»
Еще одним ярким примером использования в своем творчестве народного фольклора стала опера Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», либретто которой написано по мотивам одноименной сказки А.С. Пушкина
Н.А. Римский-Корсаков
Современные собиратели народного фольклора
Фольклор современный
Новая волна народного фольклора, которая проявилась в творчестве русских писателей В. Распутина, В. Белова появилась и в музыке. Известные композиторы Г. Свиридов Р. Щедрин широко использовали в своих произведениях формы фольклорной музыки. Творческие личности писателей, композиторов и кинематографистов научились смотреть в глубину веков, открывая новые истоки творчества русского народа, и поднимали своими произведениями силу духа русского народа.
Фольклор из древности
Совет
Для того, чтобы почувствовать всю прелесть обрядовых песен, надо ходить на выступление ансамблей народной музыки.
Вывод:Такие ансамбли, как хор имени М. Пятницкого, ансамбль Покровского, казачьи хоровые ансамбли — прекрасные представители русского народного фольклора. Но есть еще и первооткрыватели. Своим творчеством А. Драгомыжский показал, что русские композиторы свое творчество направляли на раскрытие творческого потенциала русского народа, изучение истоков народной песни, которые композиторы музыкально обрабатывали и давали песням новую жизнь. Фольклорное движение началось в 60 годы прошлого столетия и не угасает сегодня.
Народное творчество в современном мире
www.xn——6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai