cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока по географии 6 класс география в средние века европа – Учебно-методический материал по географии (6 класс) на тему: Урок в 6 классе по теме «География в Средние века (Европа)».

Учебно-методический материал по географии (6 класс) на тему: Урок в 6 классе по теме «География в Средние века (Европа)».

Слайд 1

6 класс. Урок 2. Тема: «География в Средние века (Европа)» Автор: Кондрашкина Татьяна Владимировна, учитель географии ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный, Самарской области

Слайд 2

Домашнее задание § 2 ВидеоГеография Стр.14 Задание№7(на контурной карте)- нанести маршрут путешествия Марко Поло.

Слайд 3

Проверка домашнего задания Ответьте письменно на вопросы: 1.Перечислите три направления в географии. 2. Как выглядела Вавилонская карта мира? 3. Перед вами фотографии древних философов, географов. Определите, кто на них? (выберите соответствующую цифре букву) 1. 2. 3. 4. А) Страбон Г) Клавдий Птолемей Б) Эратосфен В) Аристотель 4. Можно ли считать доказательством шарообразности Земли приближающийся корабль из-за горизонта?

Слайд 4

Проверяем! Направления в географии: физическая география, страноведение, математическая география (картография). 2. На камне. 1-Б, 2-В, 3-А,4-Г Да, можно

Слайд 5

ВидеоГеография Что Вам больше всего запомнилось из видеофильмов? Фильм о Клавдии Птолемее Фильм о Аристотеле

Слайд 6

Актуализация знаний Какие материки и части света вам известны? Правильно ли называть Америку материком, а Африку частью света? Почему? Какие стороны горизонта вы знаете? Как вы думаете, кто открыл Америку? Когда произошло это событие? Что вам известно о развитие географии в Средние века ( X — XV век)в Европе? Что хотите узнать о развитии географии в Средние века?

Слайд 7

В 5 веке география пришла в упадок! Земля снова стала изображаться плоской, а идею о шарообразности нашей планеты объявили ересью. Очень многое европейцы не знали. Так например они думали, что Балтийское море это пролив, а Скандинавский полуостров – остров. Даже очертания Европы они представляли неверно!

Слайд 8

Задание Прочитай стр. 10-11 учебника. Скажи, кто такие викинги? Где они жили? Чем занимались? Викинги- мореходы, проживавшие на территории Скандинавии (современная Швеция и Норвегия). Занимались ловлей рыбы, земледелием и скотоводством.

Слайд 9

Объясни, что такое «Драккар викингов»? (Стр.10 рис.2.). Подумай. Сколько человек могло управлять одновременно эти драккаром? 2. Рассмотри рис.3 на стр.10 в учебнике. Найди Скандинавский полуостров, остров Гренландия, полуостров Лабрадор. Задание: соверши воображаемое путешествие. С соседом по парте проследите маршруты поход викингов в 7-9 веках, при этом не забывайте называть все географические объекты, которые будете проплывать. Сначала начните свой путь из Скандинавского полуострова, плывите до полуострова Лабрадор. Затем из Скандинавского полуострова в Европу и Африку. ( Походы викингов обозначены красной стрелкой). 3. Рассмотри фотографию знаменитого купца, путешественника Марко Поло (стр.13). Прочитай стр. 12-13 учебника. Скажи, какую книгу написал Марко Поло? С какой целью жители Европы отправлялись в путешествия на восток (в Азию)?

Слайд 10

Школа географа-следопыта Стр. 13-14. Прочитаем фрагмент книги Марко Поло «Книга о разнообразии мира», в котором описывается Россия. Выполним задания: Для задания нам потребуется простой карандаш.

Слайд 11

Какие черты внешности русских людей упоминает Марко Поло? Найди в тексте ответ и подчеркни его карандашом. На какие природные богатства Росси обращает внимание Марко Поло? Найди их в тексте и подчеркни простым карандашом. Проверь свои ответы с товарищем по парте.

Слайд 12

Рефлексия Сегодня я узнал… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

Слайд 13

Отметки за урок

Слайд 14

Спасибо за урок!

nsportal.ru

План-конспект урока по географии (6 класс) на тему: Технологическая карта урока №2 географии в 6 классе.

                                                              Белякова С,Г., учитель географии МОУ «СОШ с. Кутьино»»

                                                             

                                                  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  КОНСТРУИРОВАНИЯ   УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет   География

Класс                   6                     

Дата урока   11     сентября

 № урока 2

 §  2

Тема урока

 География в Средние века (Европа).

Цель урока

Дать представление о географии в Средние  века.

Задачи урока

1. Дать представление о Средневековье.

4.Формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (учебником, энциклопедиями, интернет-ресурсами).

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Решаемые учебные проблемы

География в Средние века.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Физическая география, страноведение, математическое направление в географии (картография)

Ресурсное обеспечение занятия (средства)

Образовательные ресурсы

Компьютер, мультимедийный проектор с экраном.

Учебник, дневник следопыта, атлас, презентация

Глобус, карта полушарий, видеоролик.

Используемые элементы технологий

Проблемный диалог, ИКТ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Содержание

и деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Р – регулятивные

П — познавательные

К — коммуникативные

1.Мотивация, определение темы и постановка целей урока

Приветствует учащихся, определяет их готовность к работе.

Работа с учебником.

«География в Средние века»

-Что мы будем изучать в этом разделе?

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места

Высказывают свое мнение, отвечая на вопрос.

И определяют тему урока:

География в Средние века.

Принятие и освоение социальной роли обучающего

Формирование личностного смысла учения

Р. Организация рабочего места

Р. Восприятие информации- слушание

Р. Самостоятельно определять цель учебной деятельности.

К. Высказывать свою точку зрения, аргументируя ее.

2. Создание проблемной ситуации

Демонстрирует презентацию

Задает вопросы:

  1. География-наука древняя. Люди изучали её во все времена.

Добивается формулирования ПРОБЛЕМЫ урока в виде темы или цели.

Просматривают презентацию

Высказывают свое мнение

Формулируют вопрос, определяющий проблему.

Чем интересна география  Среднего века?

Р. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П. Анализировать, сравнивать и обобщать факты.

К. Умение отвечать на вопросы.

К. Высказывать свою точку зрения, аргументируя ее.

3. Актуализации и пробного учебного действия (построения проекта выхода из затруднения)

Задает вопросы:

1. Кого называют «отцом географии»?

2. Как учёные Древнего мира изучали природу?

Ведет диалог по определению последовательности действий, их направленности, возможных источников информации

Опираясь на знания географии 5 класса

отвечают на вопросы

Просматривают презентацию.

Выдвигают гипотезы

Составляют план действий:

1.Античный период развития географии.

2.Три направления в античной географии

3.Правила работы с контурными картами.

Мотивация к творческому труду.

Мотивация на результат.

Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях.

Р. Выдвигать версии решения проблемы, выбирать из предложенных,  искать самостоятельно средства достижения цели.

Р. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

К. Приводить примеры из жизненного опыта.

4. «Открытие» нового знания

Организует просмотр видеофильма «Эратосфен»

Организует работу с учебником стр.6

Демонстрирует презентацию, формируя понятия:

Физическая география

Страноведение

Картография

 Просматривают видеофильм.

Работают с текстом учебника.

Выполняют упражнение в дневнике следопыта стр. 3

Просматривают презентацию.

Делают выводы о направлениях античной географии

Мотивация на результат

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками

Выстраивать толерантное (уважительно-доброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя.

Осознанно осваивать разные роли и формы общения.

Р. Умение работать в соответствии с планом

П. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

П. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

 П. Предъявлять информацию в разных формах (рис, текст, план, таблица, схема, тезисы)

К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

К. Умение работать в паре, группе

К. Использовать ИКТ для достижения своих целей.

Пояснять термины:

Физическая география, страноведение, математическое направление в географии (картография)

Физминутка

5. Применение новых знаний

(включения в систему знаний и повторения)

1) Организует выполнение задания 1 в дневнике стр.3

Контролирует выполнение задания

2) Правила работы с контурными картами.

Выполняют задания.

Делают выводы

Принято считать, что названия частей света Европа и Азия были позаимствованы древними греками у вавилонян.

Выполняют задания в группах

Выстраивать толерантное (уважительно-доброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Р. Осознавать конечный результат деятельности.

П. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

 

К. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

К. Умение работать в паре, группе

К. Использовать ИКТ для достижения своих целей.

Составлять свою «Карту мира» в «Дневнике географа-следопыта».

 «Картой мира» в «Дневнике географа-следопыта».

6. Рефлексия (итог урока)

1. Подведение итогов (обобщение)

1. Какие направления географической науки (картография, страноведение, физическая география) развивали Аристотель, Птолемей и Страбон?

2. Подумайте, можно ли считать научным доказательством шарообразности Земли наблюдение за приближением корабля к берегу, когда сначала появляется из-за горизонта мачта, а затем корпус корабля. Обоснуйте свой ответ.

2. Рефлексия

Задает вопросы:

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто получил отметку в дневнике? За что?

Просит высказать мнение об уроке.

Отвечают на вопросы.

Делают выводы.

Отвечают на вопросы

Осознавать результаты работы

Осознавать свои эмоции.

Р. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Р. Осознавать конечный результат деятельности.

Р. Оценивать способы достижения целей.

К. Корректировать свое мнение, достойно признавать его ошибочность

7. Домашнее задание

Комментирует домашнее задание.

Записывают домашнее задание

Задают вопросы

Формирование ответственного отношения к учебе

Р. Планировать свою деятельность

§ 2  Вопросы учебника. Упражнения  дневника следопыта.

Творческое задание:

 

КАК НАКАПЛИВАЛИСЬ СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЛЕ?

1. Первобытные люди-собирательство-знали природу близ жилья. На коре — метки.

2.Гребные судна – вдоль берегов.

3.Компас – дальние расстояния.

4.7тыс.лет назад – чертежи Земли. Размеров не знали и представления были разные.

5.Ученые пришли к выводу, что земля шарообразная – по приближающим и удаляющимся кораблям.

Изучая земную поверхность люди, поняли, что она разнообразна.

(Показ слайдов)

Что изображено на фотографиях, какие участки земной поверхности?

(море, остров, город, степь, горы)

Все это элементы земной поверхности.

Элементы з. поверхности, со всем, что на них расположено, называется географическими объектами.                   Географические объекты (Природные (природа)   Антропогенные (человек))

 

        Впервые размеры Земли вычислил астроном и географ Эратосфен в III веке до н.э. Путешествуя по Нилу, он заметил, что 22 июня в южном городе Асуане солнечные лучи падают вертикально. Солнце освещает дно глубоких колодцев, пальмы не отбрасывают тени. В этот же день в городе Александрии, находящемся севернее, лучи солнца падают под углом. Эратосфену удалось измерить этот угол, равный 7°12‘. Эта величина – 1/50 часть окружности, которая содержит 360°. Значит, если измерить расстояние между Асуаном и Александрией и умножить его на 50, можно узнать длину окружности всей Земли. Расстояние Эратосфен определил, зная, за сколько дней и с какой скоростью его преодолевают торговые верблюжьи караваны. Длина окружности Земли составила 39500 км. Расчеты Эратосфена оказались весьма точными: окружность Земли составляет 40 000 км. Эратосфен составил первую карту известного к тому времени мира с учетом шарообразности Земли.

Выводы о шарообразности земли древнегреческих ученых.

Достижения Аристотеля.

        Греческий ученый Аристотель, наблюдая за тенью от Земли на Луне во время лунного затмения. Тень была круглой, а значит, её отбрасывала Круглая Земля. Эратосфен составил первую карту мира (см. атлас рис. 1) и рассчитал размеры Земли.

  6. Впервые размеры З. вычислил греч.  уч. Эратосфен в III веке до н.э. Путешествуя по Нилу, он заметил, что 22 июня в южном г. Асуане солнечные лучи падают вертикально. Солнце освещает дно глубоких колодцев, пальмы не отбрасывают тени. В этот же день в г. Александрии, находящемся севернее, лучи солнца падают под углом. Длина окружности З. сост. 39500 км. Расчеты Эратосфена оказались точными: окружность З.= 40 000 км. Эратосфен сост.1 карту известного к тому времени мира ( моря, Евразия и Африка).

  7.Во 2 веке н.э. гр.уч.Птолемей – усовершенствовал карту.

8.Мартин Бехайм – создал глобус. (Европа, Азия, Африка).Америки вообще нет.

9.Достижения Аристотеля.     Греческий ученый Аристотель, наблюдая за тенью от Земли на Луне во время лунного затмения. Тень была круглой, а значит, её отбрасывала Круглая Земля.

ТЕМА: Что изучает география. Как накапливались сведения о земле.

Цель урока: Сфор-ть представления о географии как о науке, раскрыть знач-е географ.знаний для человека.

У-к должен знать: имена и вклад ученых-исследователей в открытии и исследовании Земли.

 Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли

Задачи: — Показать практич. значение географич. знаний на разных этапах разв-я человеческого общества.

— Формировать умения наблюдать, фиксировать и объяснять наблюдения за природными явлениями и объектами, вызвать интерес к предмету — география.

Оборудование: атласы, карта полушарий, глобус портреты путешественников.

Ход урока:

Учитель: Дорогие ребята, в этом учебном году вы будете изучать новый предмет — География.

Что изучает география, как возникла эта наука — вы узнаете на нашем уроке.

Итак, ГЕОГРАФИЯ  — наука о природе земной поверхности, населении и его хозяйственной деятельности.

 Название этой наук дал древне — греческий ученый Эратосфен, живший в 3в.до н.э.

По-гречески  «Гео» —  Земля,  «графо» — пишу.(описание земли).

    Современная география состоит из 2отраслей                     физическая        экономическая

                                                                                                        (природа)        (население, хоз-во)

— Ребята, так зачем же нам география?

Значение информации в наше время еще более возросло: современный мир стал почти «единым». Сети Интернета и телефонов опутали его своей незримой паутиной, а главный фактор успеха в любом деле — владение информацией.

Какую же информацию для современного человека и лично для каждого из вас поможет получить география? Что для всех нас важно?

Во-первых, знание о развитии природы и хозяйстваВо-вторых, практические вопросы, которые каждому приходится решать в повседневной жизни.

В-третьих, выбор профессии. Военные, летчики и моряки обязаны хорошо знать географическую карту. Геологи — горные породы. Строители — особенности поверхности и грунта застраиваемого участка. Предприниматели — особенности размещения предприятий и связи между ними. Работники туристического бизнеса — все о разных странах и регионах.

Какие задачи и методы у науки географии?

ГЕОГРАФИЯ — НАУКА  отвечает на вопросы: Что? Где? Почему?                                                                                                    

ЗАДАЧИ  ГЕОГРАФИИ

 Описание

Где  нах-ся,

Как живет,

 развивается

До 19в.

Объяснение

Почему так происходит?

Нач.19в.

Прогноз

Что будет через день, месяц, год, 10 лет?

Управление

Как сделать так, чтобы…

Проектирование новых объектов с заранее заданными свойствами

Строительство городов, водохранилищ, каналов…

ОПИСЫВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПРОЦЕССЫ — ЗАДАЧИ НАУКИ ГЕОГРАФИИ.

КАК НАКАПЛИВАЛИСЬ СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЛЕ?

1. Первобытные люди-собирательство-знали природу близ жилья. На коре — метки.

2.Гребные судна – вдоль берегов.

3.Компас – дальние расстояния.

4.7тыс.лет назад – чертежи Земли. Размеров не знали и представления были разные.

5.Ученые пришли к выводу, что земля шарообразная – по приближающим и удаляющимся кораблям.

Изучая земную поверхность люди, поняли, что она разнообразна.

(Показ слайдов)

Что изображено на фотографиях, какие участки земной поверхности?

(море, остров, город, степь, горы)

Все это элементы земной поверхности.

Элементы з. поверхности, со всем, что на них расположено, называется географическими объектами.                   Географические объекты ( Природные (природа)   Антропогенные (человек))

 

  6. Впервые размеры З. вычислил греч.  уч. Эратосфен в III веке до н.э. Путешествуя по Нилу, он заметил, что 22 июня в южном г. Асуане солнечные лучи падают вертикально. Солнце освещает дно глубоких колодцев, пальмы не отбрасывают тени. В этот же день в г. Александрии, находящемся севернее, лучи солнца падают под углом. Длина окружности З. сост. 39500 км. Расчеты Эратосфена оказались точными: окружность З.= 40 000 км. Эратосфен сост.1 карту известного к тому времени мира ( моря, Евразия и Африка).

  7.Во 2 веке н.э. гр.уч.Птолемей – усовершенствовал карту.

8.Мартин Бехайм – создал глобус. (Европа, Азия, Африка).Америки вообще нет.

9.Достижения Аристотеля.     Греческий ученый Аристотель, наблюдая за тенью от Земли на Луне во время лунного затмения. Тень была круглой, а значит, её отбрасывала Круглая Земля.

nsportal.ru

План урока — География в средние века (Азия)

Конспект урока.

6 класс.

Тема урока: «География в Средние века (Азия)»

Цели и задачи урока:

  1. Образовательная: сформировать у учащихся представление о географии в Средние века в Азии, научить измерять высоту Солнца и следить за изменениями высоты Солнца в течение дня с помощью модели гномона, научить самостоятельно делать компас.

  2. Воспитательная: сформировать у учащихся познавательный интерес к предмету, формирование представлений о географии как науки в Средневековой Азии.

  3. Развивающая: развивать познавательные интересы, мышление, умение наблюдать и делать выводы, умение работать с учебником и моделями.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: Представления о достижениях средневековой географии, умение измерять высоту Солнца и следить за изменениями высоты Солнца в течение дня

  2. Метапредметные: умение работать с моделями, умение извлекать информацию из различных источников, выполнять познавательные и практические задания.

  3. Личностные: формирование интереса к географическому пространству, формирование нравственно-ценностного отношения к окружающей среде

Средства обучения: учебник, основа и составные части модели гномона, магнит, игла, компьютер, проектор.

Ход урока:

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Проверка отсутствующих.

Заходят в класс. Готовятся к уроку. Садятся за парту. Называют отсутствующих

Самоорганизация.

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель проходит по рядам и проверяет наличие домашнего задания.(в конце урока учитель собирает рабочие тетради)

Далее происходит проверка домашнего задания в форме тестовой диагностической работы.

Показывают домашнее задание в тетради. Выполняют диагностическую работу на отдельных листочках.

3.Практическая работа.

Учитель вместе с учениками собирает модель гномона.

После этого показывает ученикам, как измерять по этому прибору высоту Солнца и следить за изменениями высоты Солнца в течение дня.

Ученики собирают модель вместе с учителем, учатся измерять высоту Солнца и следить за изменениями высоты Солнца в течение дня.

Какой способ (метод) мы использовали, чтобы выполнить задание по определению длины тени гномона в разное время дня? (моделирование)

4.Актуализация знаний

Учитель задает вопросы перед параграфом 2 учебника, на которые ученики отвечают:

  1. Как определить направление на другие стороны горизонта, если известно направление на север?

  2. Как называют уменьшенные или упрощенные предметы, повторяющие главные свойства реальных объектов природы или объектов, сделанных человеком

Ученики отвечают на вопросы:

1.

2. Модель

Какие источники географической информации нам известны? Можно ли использовать компас для получения географической информации? Какую информацию можно получить с помощью компаса?

5. Изучение нового материала.

Работа с текстом учебника § 3 и рабочей тетрадью «Дневник географа-следопыта» (задания 1-2).

Показ презентации на данную тему в процессе заполнения тетради.

(Приложение 1)

Выполняют задания в тетради вместе с учителем и обсуждают их, просматривая слайды презентации.

По двум примерам (способы вычисления длины экватора, величина модели квадранта и главного инструмента обсерватории Улугбека) мы можем сделать предположение о том, что влияет на точность получения географических данных и расчётов по ним. (способ получения необходимых значений и размеры инструментов, с помощью которых эти значения получают)

6. Практическая работа.

Школа географа-

следопыта» в § 3

«Почувствуйте себя

путешественниками!»

(начало), создание

самодельного компаса

двумя способами (с. 18

учебника), сравнения

показания самодельного и

школьного компасов.

(выполняют группами по 4 человека)

Делятся на группы по 4 человека и создают компас одним из способов. Сделанные выводы записывают в рабочую тетрадь.

Различия в показании самодельного и школьного компаса совпадают. Можем ли мы высказать предположение о способе и точности наших измерений? (да, мы выбрали правильный способ, размеры самодельного компаса не повлияли на показание самодельного компаса)

7. Домашнее задание.

1. Вопросы и задания 1-2, 5-6 после § 3 (с. 21 учебника).

2. Посмотреть один из фильмов в «ВидеоГеографии» об Улугбеке или магнитном поле Земли.

Записывают домашнее задание.

Приложение 1.

infourok.ru

Конспект Урока 6 класс «Великие географические открытия»

План-конспект урока географии в 6 классе

«Великие географические открытия»

Форма урока: Урок-путешествие.

Цель: выяснить причины Великих географических открытий, познакомить обучающихся с их ходом и последствиями.

Задачи:

Образовательная: сформировать у учащихся систему знаний о Великих географических открытиях, выяснить их причины; совершенствовать умение работать с картой, учебной литературой, применять  знания для решения проблемных ситуаций, работая индивидуально и в сотрудничестве с учителем.

Коррекционная: коррекция образной памяти на основе упражнений в узнавании; коррекция пространственных представлений на основе упражнений в анализе; коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе; развитие навыка связного устного высказывания.

Воспитательная: воспитывать любознательность и уважение к историческому прошлому человечества.

Оборудование:

  • Настенная карта «Великие географические открытия»

  • Контурные карты.

  • М/м презентация.

  • Иллюстративный материал.

  • Раздаточный материал для учащихся: карточки со словами, лото, жетоны для  оценивания.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Прозвенел для всех звонок,
Начинается  урок,
Посмотрите на тетрадки,

На учебник – все в порядке?
Смотрим мы на план и  тему,
Формулируем проблему!

II. Постановка учебной задачи. Целепологание.

– Тема нашего совместного урока «Великие географические открытия, исходя из темы урока, постарайтесь определить цели урока? Что будем изучать на уроке?

Возможные ответы учащихся:

– Узнать какие открытия были сделаны.
– Почему их называют великими.
– Что дали людям.

III.  Основная часть

1. Ознакомление с формой и содержанием урока, методом оценивания (фишками).

Сегодня ребята, у нас необычный урок, мы отправимся с вами в увлекательное кругосветное путешествие, также вместе с нами будут путешествовать и наши гости, возьмем их с собой в путешествие?

Люди путешествовали и совершали открытия во все времена.В 21 веке –веке компьютерных и космических технологий можно совершить кругосветное путешествие всего за 50 минут, а когда-то люди на это тратили годы, жертвовали своей жизнью, рисковали ради новых открытий .

Больше всего открытий было сделано в период с конца 15 до начала 17 века. Именно поэтому он стал называться эпохой В.Г.О.Поэтому именем этой эпохи назван наш урок: «Великие географические открытия».

Отчаянные ,смелые плавания мореходов и сделанные ими открытия новых континентов и народов, не только раздвинули границы мира, но и изменили жизнь самих европейцев.

Давайте мы сегодня на нашем необычном уроке заглянем в то далекое прошлое и проплывем сложный путь вместе с первооткрывателями новых земель.

Выясним причины, побудившие европейцев отправиться в далекие страны и выявим значение этой эпохи для последующих поколений.

В процессе решения этих задач мы будем заполнять таблицу, изучим карту великих экспедиций и новых открытий. Вам придется на время стать моряками этих экспедиций.

2.  Подготовка к путешествию.

Но прежде чем отправиться в путешествие мы должны немного подготовиться к нему, т.е. собрать снаряжение.

А)   Сбор снаряжения
– Мы отправляемся по следам великих путешественников. Нас влечет интерес к дальним странствиям, новым странам. А что же влекло мореходов, что толкало их на открытия?

Работа со  схемой у доски. Учащиеся по схеме определяют цели.

«Причины географических открытий»

Изменения в Европе

Причины географических открытий

Увеличение производства товаров,
расширение торговли, отток золота и серебра из Европы на Восток

«Жажда золота, пряностей»

Рост населения, перенаселенность Европы

Поиск новых земель

Жажда обогащения от торговли пряностями

Поиск путей на Восток, в Индию, чтобы присвоить доходы от торговли с Востоком

Торговлю с Востоком захватили арабы и
перепродавали товары в 8-10 раз дороже

Снаряжение собрано, но отправиться в путь не позволяет погода. Прогноз будет благоприятным, если вы отгадаете загадки.

Б) «Метеосводка» (на интерактивной доске)

1.   Каравелла

Ветер боковой гуляет,
Большой корабль он подгоняет,
А тот бежит себе в волнах,
На треугольных парусах.

2.   Компас

Качается стрелка
Туда и сюда,
Укажет нам север
И юг без труда.

3.   Карта

Моря и реки есть,
А воды в  них нет.

3. «Нашли материк, доселе еще не открытый никем». (Экспедиция Х.Колумба).

Снаряжение собрано, погода нам улыбается, значит, пора в путь. А начнем мы наше кругосветное путешествие по следам экспедиции Христофора Колумба.

Христофор Колумб – самый знаменитый мореплаватель в истории человечества. Свои первые плаванья совершил еще подростком.
У Колумба  созрел  великий замысел – достичь Индии западным путем.  Ему удалось убедить испанского короля принять проект.
Колумб знал, что Земля имеет форму шара, но в тоже время, не сомневался, что суша намного больше океана. Рассчитывая быстро достичь берегов Индии, Колумб ошибся в расчетах в 3,5 раза.

Первое плавание Колумба через Атлантический океан было очень опасным. Испанский король предоставил ему три корабля. Экипажи состояли в основном из преступников и отказывались повиноваться Колумбу. Через 33 дня плавания на горизонте впервые показалась Земля. Это был небольшой остров. Обследовав его и соседние острова, Колумб вернулся в Испанию. Докладывая королю об открытии нового пути в Индию, он показывал привезенных с этих островов жителей, названных им «индейцами», золотые украшения, необычные растения, перья невиданных птиц. Вслед за первым плаванием, Колумб совершил еще три. Однако ни одно из них не было кругосветным. Открытые Колумбом Земли оказались не Индией, а совершенно новыми материками – Северной Америкой и Южной Америкой.

Практическая часть

Ребята, давайте попробуем исследовать маршрут экспедиции Х.Колумба.

(Исследование маршрута экспедиции. Работа учащихся с интерактивной доской).

1. Испания 2. Канарские острова. 3. Багамские острова 4. Куба  5. Гаити.

Ребята, а кого это мы встретили на своем пути? (пираты). Что же делать? Они предлагают нам задания, только после этого мы сможем продолжить свое путешествие. (Вопросы и задания для учащихся).

Привязан кустик к колышку.
На кустике – шары:
Бока подставив солнышку,
Краснеют от жары (Томаты)

Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Клубни весом удивляли (Картофель)

Ребята, давайте откроем тетради и запишем:

Значение путешествия Колумба

– Открыл новые материки – Центральную Америку и северное побережье Южной Америки.
– В  Европе появились ранее неизвестные культуры:  перец, томаты, картофель, кукуруза, фасоль.
– Расширились знания о Земле.

Физминутка (фрагмент видеоролика)

Дети проговаривают слова с характерными движениями.

У индейцев побывали,
Как живут они, узнали.
Встретили они гостей,
Семь красавцев без бровей.
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,

Вот с такими усами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой,
Они не пили и не ели,
На Колумба все глядели
И делали вот так….

4. «Привезенный груз пряностей стоил в 60 раз дороже, чем обошлась организация экспедиции». Экспедиция Васко да Гама.

Молодой, смельчак Васко да Гама возглавил в 1497 (8 июля 1497) первую экспедицию из трёх кораблей для открытия морского пути  в Индию. Экипаж судов насчитывал  168 человек. Весной 1490 г. да Гама отправился на поиски Индии вдоль берегов Африки. Через 4 месяца после выхода из Лиссабона обогнули мыс Доброй Надежды. В конце января эскадра вошла в устье реки Замбези. Здесь они пробыли месяц, ремонтируя корабли. Выйдя в море, они сначала шли вдоль берегов Сомали. Через некоторое время они отплыли от берегов и взяли курс на северо-восток. Через 23 дня, корабли встали на якорь в Каликуте. Наконец-то Португалия имела свой торговый путь в Индию. Эта торговля принесла доходы и самому Гаме, который сделался одним из самых богатых вельмож Португалии.

Васко да Гама, уже 64-летний старик, вновь был вызван к королю. Ему было предложено отправиться в качестве вице-короля в Индию и восстановить там процветание португальских колоний.

Да Гама успешно совершил длинное путешествие. Но, пробыв в Индии 3 месяца, заболел и умер, оставив о себе славу выдающегося мореплавателя.

Практическая часть.

Исследование маршрута экспедиции. Работа учащихся с настенной и контурной картами. Нанести на контурную карту маршрут путешествия Васко да Гама.

Португалия. Лиссабон. 2. Острова Зеленого мыса 3. Африка. Мыс Доброй Надежды. 4 Устье реки Замбези. 5. Индия. Порт Каликут

Ребята, опять на нашем пути пираты, давайте узнаем, что они хотят на этот раз.

Предметы в  «Черном ящике»

1)  По вопросам определите, что находится в черном ящике (Пряности)

1. Это части растений,
2. Их добавляют в пищу.
3.  В малых дозах с целью улучшения вкуса мясных, так и  сладких блюдах.(пряник)
4.  Это: Ваниль, Гвоздика, Имбирь, Корица, Мускатный орех , Перец . Слайд
5.  Ежегодно 16 ноября отмечается Всемирный день пряностей.

Ребята, давайте запишем:

Значение путешествия Васко да Гама:

– Проложен морской путь в страны Южной  Азии,
– Португалия стала сильнейшей морской державой,
– стала развиваться торговля с Индией,

5. «Земля имеет форму шара». Экспедиция Ф. Магеллана 1519 – 1521 гг.

265 человек на нескольких кораблях направились к Канарским островам и без приключений  переплыли через Атлантический океан. У берегов Южной Америки пришлось зимовать. Недовольные моряки подняли мятеж, но Магеллан убедил их  продолжить путешествие. Моряки искали и нашли пролив, позднее названный Магелланов пролив. Пройдя по нему, корабли оказались  в неизвестном ранее океане. Пока моряки плыли по нему, не было ни одной бури. Магеллан назвал новый океан Тихим. Путешественники достигли Филиппинских островов, а затем и Молуккских островов (островов Пряностей).

– Во время пути Магеллан вмешался в войну между местными правителями и погиб. На островах моряки дешево купили пряности и отправились в обратный путь. Возвращались они известным тогда путем мимо Африки через Атлантический океан. От однообразной пищи у половины экипажа проявилась цинга – гноились и кровоточили десны, распухли колени и голени, многие не могли даже ходить. Часть экипажа погибла, часть попала в плен. В Испанию вернулся один корабль, на нем 18 человек. Так завершилось первое кругосветное путешествие.

Практическая часть

Ребята, давайте исследуем маршрут кругосветного путешествия Магеллана. (Работа с интерактивной картой).

1. Испания 2. Канарские острова 3,4. Восточный берег Южной Америки. 5.Магелланов пролив,  о. Огненная Земля 6,7. Тихий океан 8. Филиппинские острова 10. Острова Пряностей (Молуккские острова) 11,12.. Индийский океан.  13. Африка 14,15 Атлантический океан. 16. Испания

И опять на нашем пути пираты.

Вопросы «Морской почты»

1. Когда Магеллан плыл через Тихий океан, ему «повезло». В чем это везение?
2. Почему корабль отправился в путь на запад, а вернулся с востока?
3. От какой болезни погибали моряки?

Ребята, давайте запишем:

Значение путешествия Магеллана:

– Положило конец спорам о шарообразности Земли,
– Доказано наличие единого Мирового океана.

Ребята давайте посмотрим и повторим:

Последствия Великих географических открытий:

– Изменились представления о мире.
– Получила небывалое расширение торговля,  торговые пути переместились из Средиземного моря в океаны.
– В Европе появился новый товар  – картофель, томаты, фасоль, какао, табак, чай, кофе, шоколад.
– Началось угнетение коренных народов Америки, Африки, Азии.
– Обогащались купцы и предприниматели Европы.

Комментированное объяснение учителя, постановка вопроса:

– Какие последствия можно отнести к положительным, какие к отрицательным

IV. Закрепление

Тест

V. Заключительная часть

Проверка итогов теста.

Рефлексия

Ребята, понравилось ли вам наше кругосветное воображаемое путешествие?

Если да, прикрепить капитана на корабль, если нет, то пирата.

Если останется время: Если бы вы жили в 15 – 16 веках, то какое открытие хотели бы совершить? Почему?

VI. Домашнее задание

Творческое задание по выбору учащихся – рисунок, кроссворд, сочинение (письмо другу, дневник путешественника…), модель.

infourok.ru

Урок в 6 классе по теме география в средние века. Европа


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Автор: Кондрашкина Татьяна Владимировна, учитель географии ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный, Самарской области 6 класс. Урок 2. Тема: «География в Средние века (Европа)» Домашнее задание §2 ВидеоГеографияСтр.14 Задание№7(на контурной карте)- нанести маршрут путешествия Марко Поло. 1. 2. 3. 4. А) Страбон Г) Клавдий Птолемей Б) Эратосфен В) Аристотель 4. Можно ли считать доказательством шарообразности Земли приближающийся корабль из-за горизонта? Проверка домашнего задания Ответьте письменно на вопросы:1.Перечислите три направления в географии.2. Как выглядела Вавилонская карта мира?3. Перед вами фотографии древних философов, географов. Определите, кто на них? (выберите соответствующую цифре букву) Проверяем! Направления в географии: физическая география, страноведение, математическая география (картография).2. На камне.1-Б, 2-В, 3-А,4-ГДа, можно ВидеоГеография Что Вам больше всего запомнилось из видеофильмов?Фильм о Клавдии ПтолемееФильм о Аристотеле Актуализация знаний Какие материки и части света вам известны?Правильно ли называть Америку материком, а Африку частью света? Почему?Какие стороны горизонта вы знаете?Как вы думаете, кто открыл Америку? Когда произошло это событие?Что вам известно о развитие географии в Средние века (X-XV век)в Европе?Что хотите узнать о развитии географии в Средние века? В 5 веке география пришла в упадок! Земля снова стала изображаться плоской, а идею о шарообразности нашей планеты объявили ересью.Очень многое европейцы не знали. Так например они думали, что Балтийское море это пролив, а Скандинавский полуостров – остров. Даже очертания Европы они представляли неверно! Задание Прочитай стр. 10-11 учебника. Скажи, кто такие викинги? Где они жили? Чем занимались?Викинги- мореходы, проживавшие на территории Скандинавии (современная Швеция и Норвегия). Занимались ловлей рыбы, земледелием и скотоводством. Объясни, что такое «Драккар викингов»? (Стр.10 рис.2.). Подумай. Сколько человек могло управлять одновременно эти драккаром?2. Рассмотри рис.3 на стр.10 в у

educontest.net

Конспект урока по географии 6 класс география в средние века европа

Слайд 1

6 класс. Урок 2. Тема: «География в Средние века (Европа)» Автор: Кондрашкина Татьяна Владимировна, учитель географии ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный, Самарской области

Слайд 2

Домашнее задание § 2 ВидеоГеография Стр.14 Задание№7(на контурной карте)- нанести маршрут путешествия Марко Поло.

Слайд 3

Проверка домашнего задания Ответьте письменно на вопросы: 1.Перечислите три направления в географии. 2. Как выглядела Вавилонская карта мира? 3. Перед вами фотографии древних философов, географов. Определите, кто на них? (выберите соответствующую цифре букву) 1. 2. 3. 4. А) Страбон Г) Клавдий Птолемей Б) Эратосфен В) Аристотель 4. Можно ли считать доказательством шарообразности Земли приближающийся корабль из-за горизонта?

Слайд 4

Проверяем! Направления в географии: физическая география, страноведение, математическая география (картография). 2. На камне. 1-Б, 2-В, 3-А,4-Г Да, можно

Слайд 5

ВидеоГеография Что Вам больше всего запомнилось из видеофильмов? Фильм о Клавдии Птолемее Фильм о Аристотеле

Слайд 6

Актуализация знаний Какие материки и части света вам известны? Правильно ли называть Америку материком, а Африку частью света? Почему? Какие стороны горизонта вы знаете? Как вы думаете, кто открыл Америку? Когда произошло это событие? Что вам известно о развитие географии в Средние века ( X — XV век)в Европе? Что хотите узнать о развитии географии в Средние века?

Слайд 7

В 5 веке география пришла в упадок! Земля снова стала изображаться плоской, а идею о шарообразности нашей планеты объявили ересью. Очень многое европейцы не знали. Так например они думали, что Балтийское море это пролив, а Скандинавский полуостров – остров. Даже очертания Европы они представляли неверно!

Слайд 8

Задание Прочитай стр. 10-11 учебника. Скажи, кто такие викинги? Где они жили? Чем занимались? Викинги- мореходы, проживавшие на территории Скандинавии (современная Швеция и Норвегия). Занимались ловлей рыбы, земледелием и скотоводством.

Слайд 9

Объясни, что такое «Драккар викингов»? (Стр.10 рис.2.). Подумай. Сколько человек могло управлять одновременно эти драккаром? 2. Рассмотри рис.3 на стр.10 в учебнике. Найди Скандинавский полуостров, остров Гренландия, полуостров Лабрадор. Задание: соверши воображаемое путешествие. С соседом по парте проследите маршруты поход викингов в 7-9 веках, при этом не забывайте называть все географические объекты, которые будете проплывать. Сначала начните свой путь из Скандинавского полуострова, плывите до полуострова Лабрадор. Затем из Скандинавского полуострова в Европу и Африку. ( Походы викингов обозначены красной стрелкой). 3. Рассмотри фотографию знаменитого купца, путешественника Марко Поло (стр.13). Прочитай стр. 12-13 учебника. Скажи, какую книгу написал Марко Поло? С какой целью жители Европы отправлялись в путешествия на восток (в Азию)?

Слайд 10

Школа географа-следопыта Стр. 13-14. Прочитаем фрагмент книги Марко Поло «Книга о разнообразии мира», в котором описывается Россия. Выполним задания: Для задания нам потребуется простой карандаш.

Слайд 11

Какие черты внешности русских людей упоминает Марко Поло? Найди в тексте ответ и подчеркни его карандашом. На какие природные богатства Росси обращает внимание Марко Поло? Найди их в тексте и подчеркни простым карандашом. Проверь свои ответы с товарищем по парте.

Слайд 12

Рефлексия Сегодня я узнал… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

Слайд 13

Отметки за урок

Слайд 14

Спасибо за урок!



Source: nsportal.ru

vodakarta.ru

Конспект урока по географии 6 класс

Класс: 6

Тема урока: Что изучает география.

Цель урока: Сформировать представление о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека.

Ученик должен знать: имена и вклад ученых-исследователей в открытии и исследовании Земли.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли

Задачи: — Показать практическое значение географических знаний на разных этапах развития человеческого общества.

— Формировать умения наблюдать, фиксировать и объяснять наблюдения за природными явлениями и объектами, вызвать интерес к предмету — география.

Оборудование: атласы, карта полушарий, глобус портреты путешественников,

учебники, видеофрагменты.

Ход урока:

Учитель: Дорогие ребята, в этом учебном году вы будете изучать новый предмет — География.

Что изучает география, как возникла эта наука — вы узнаете на нашем уроке.

Мы живем на удивительной, красивой планете — Земля, нас окружает огромный и сложный мир, который мы считаем своим домом. За его пределы не выходят ни величавые облака, плывущие над нашей головой, ни свирепые тайфуны и ураганы. Внутри него находятся самые высокие горы, самые глубокие океаны, проходят воздушные трассы самолетов, залегают самые глубокие месторождения полезных ископаемых. Как удается этому хрупкому миру противостоять разрушительным ударам окружающим его глубинных и космических стихий, сохранятся на протяжении многих миллионов лет? Как поддерживается строгая дисциплина в этом многосложном переплетении? На этот и многие другие вопросы отвечает современная наука — география.

География долгое время занималась описанием природы земной поверхности и населения отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря, несколько тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.

Итак, ГЕОГРАФИЯ — наука, изучающая поверхность земли как среду, где возникло и развивается человечество. Название этой наук дал древне — греческий ученый

Эратосфен. По-гречески «Ге» — Земля, «графо» — пишу.

— «Как вы объясните тот факт, что, давая название новой науке, отец географии Эратосфен на­звал ее география, а не ойкуменография, как называли греки населяемую ими сушу?»

(Эратосфен расширил предмет новой науки, включив в него не только известные и населенные зем­ли, но и еще не открытые, еще не известные)

— Что было необходимо древнему мореплавателю, чтобы благополучно доплыть до места назначения?

Прежде всего, моряк должен был знать об очертаниях бе­регов, о мелях или коварных рифах, преобладающих ветрах, погоде (когда штиль, когда шторм, как спасаться от него и т. д.). И обязательно — о людях, живу­щих на далеких берегах. Как они относятся к чужакам? Какие у них обычаи и верования? Как они одеваются и в каких домах живут? А для купцов самое главное — что можно купить или обменять у заморских жителей, и по каким ценам, а какие товары они сами хотят купить. Это значит, что очень важна бы­ла информация — описание моря и суши, природы, хозяйства и жителей разных стран.

Постепенно между странами налаживался взаимовыгодный обмен — например, оливковое масло из Греции меняли на пшеницу из Скифии (северное побережье Черного моря). Постепенно возникали территориальное разделение труда и организованные потоки товаров меж­ду странами — развивалась международная торговля. И сейчас мы можем видеть, как во многих странах мира, в том числе в России, едят бананы из Эквадора, пьют кофе из Бразилии, чай из Индии. Сотрудничать друг с другом — это всегда гораздо полезнее, чем конфликтовать: вместе мы, жители Земли, можем сделать нашу жизнь намного лучше.

ГЛАВНЫМ «ДВИГАТЕЛЕМ» РАСШИРЕНИЯ ГЕОГРА­ФИЧЕСКОГО КРУГОЗОРА БЫЛА ТОРГОВЛЯ.

— Ребята, так зачем же нам география?

Значение информации в наше время еще более возрос­ло: современный мир стал почти «единым». Сети Интер­нета и телефонов опутали его своей незримой паутиной, а главный фактор успеха в любом деле — владение инфор­мацией.

Какую же информацию для современного человека и лично для каждого из вас поможет получить география? Что для всех нас важно?

Во-первых, знание процессов развития природы и хозяйства. Это позволит ответить на множество вопросов. Как «живет» наша природа? Почему различаются природ­ные условия и виды деятельности человека в разных странах и регионах? Куда отправляют товары из вашего города или района и откуда привозят к вам? Как будет меняться природа и хозяйство вокруг вас? Что ждет человека и всю нашу Землю в ближайшем и отдаленном будущем?

Во-вторых, практические вопросы, которые каждому приходится решать в по­вседневной жизни.

  • По какой дороге лучше доехать до дачи друга? Какой наилучший маршрут выбрать для поездки на летние каникулы?

  • Удобно ли по­звонить в 9 ч вечера из Москвы дедушке в Новосибирск?

  • В какое время года лучше отправиться в путешествие, например в Индию или Таиланд?

  • Откуда у нас дома еда на столе, и из какой страны домашняя техника?

В-третьих, выбор профессии. Военные, летчики и моряки обязаны хорошо знать географическую карту. Геологи — горные породы. Строители — особеннос­ти поверхности и грунта застраиваемого участка. Предприниматели — особеннос­ти размещения предприятий и связи между ними. Работники туристического биз­неса — все о разных странах и регионах.

ГЕОГРАФИЯ ПОМОГАЕТ НАМ ВИДЕТЬ ОБРАЗ МИРА И ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЕМ.

Какие задачи и методы у науки географии?

География — это наука не только о расположении географических объектов. Она изучает природу и общество — людей, ведущих совместную деятельность, создавших цивилизации и государства. Посмотрите на схему, она поможет вам понять главные задачи современной географии.

ГЕОГРАФИЯ — НАУКА отвечает на вопросы: Что? Где? Почему? изучает, исследует, прогнозирует, объясняет.

Какие задачи и методы у науки географии? Описание

Где что находится,

Как живет,

Как развивается

Объяснение

Почему это так происходит?

Прогноз

Что будет через день, месяц, год, 10 лет?

Управление

Как сделать так, чтобы…

Проектирование новых объектов с заранее заданными свойствами

Строительство городов, водохранилищ, каналов…

В каждой науке есть свои методы исследований (метод исследования — это способ, путь познания).

Есть такие методы, которые используются в самых раз­ных науках:

  • логический,

  • исторический,

  • математический метод,

  • методы наблю­дения,

  • моделирования и др.

Они так и называются — общенаучные. Все они активно используются и в современной географии.

Но есть и такие пути познания, которые зародились в самой географии, — методы географической науки.

Самый древний из них — сравнительно-описа­тельный метод. Человек описывает какую-то новую для него местность и срав­нивает с той, которая ему уже известна. Давно используют в географии экспе­диционный метод — исследования непосредственно на местности.

Важнейший метод в географии — картографический. Ученые сначала наносят на карту объекты или явления, а затем изучают уже готовые карты. Карта дает очень много информации, и нужно научиться ее правильно читать. Это удиви­тельный труд, созданный Человеком. Многими из методов исследований восполь­зуемся и мы, изучая географию Земли.

ОПИСЫВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПРОЦЕССЫ — ЗАДАЧИ НАУКИ ГЕОГРАФИИ. ДЛЯ ЭТОГО СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДЫ ГЕО­ГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

География долгое время занималась описанием природы земной поверхности отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря, несколько

тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.

Изучая земную поверхность люди, поняли, что она разнообразна.

(Показ слайдов)

Что изображено на фотографиях, какие участки земной поверхности?

(море, остров, город, степь, горы)

Все это элементы земной поверхности.

Элементы земной поверхности, со всем, что на них расположено, называется географическими объектами.

Географические объекты

Природные (природа) Антропогенные (человек)

Люди живут и работают на равнинах и в горах, среди лесов, на степных просторах, в холодной тундре и знойной пустыне. Они строят дома, электростанции, выплавляют металлы, выращивают хлеб. Все необходимое для жизни — воздух, воду, пищу, полезные ископаемые — дает людям природа. Чтобы пользоваться благами природы нужно очень хорошо ее знать. Эти знания людям дает география, она не только отвечает на вопросы что и где находится на земле, но и объясняет причины разнообразных явлений и процессов:

  • Почему на полюсах всегда холодно, а на экваторе наоборот жарко

  • Почему в Австралии не бывает землетрясений

  • почему в одних местах лесные массивы, а в других песчаные пустыни

Впервые размеры Земли вычислил астроном и географ Эратосфен в III веке до н.э. Путешествуя по Нилу, он заметил, что 22 июня в южном городе Асуане солнечные лучи падают вертикально. Солнце освещает дно глубоких колодцев, пальмы не отбрасывают тени. В этот же день в городе Александрии, находящемся севернее, лучи солнца падают под углом. Эратосфену удалось измерить этот угол, равный 7°12‘. Эта величина – 1/50 часть окружности, которая содержит 360°. Значит, если измерить расстояние между Асуаном и Александрией и умножить его на 50, можно узнать длину окружности всей Земли. Расстояние Эратосфен определил, зная, за сколько дней и с какой скоростью его преодолевают торговые верблюжьи караваны. Длина окружности Земли составила 39500 км. Расчеты Эратосфена оказались весьма точными: окружность Земли составляет 40 000 км. Эратосфен составил первую карту известного к тому времени мира с учетом шарообразности Земли.

Выводы о шарообразности земли древнегреческих ученых.

Достижения Аристотеля.

Греческий ученый Аристотель, наблюдая за тенью от Земли на Луне во время лунного затмения. Тень была круглой, а значит, её отбрасывала Круглая Земля. Эратосфен составил первую карту мира (см. атлас рис. 1) и рассчитал размеры Земли.

5. 1492 г.- экспедиция Х.Колумба- открытие Америки.

Сообщение о путешествии.

Колумб: I и II экспедиция

3 августа 1492г. из порта Палос в плавание вышли три корабля: Санта-Мария, Пинта и Нинья с 90 участниками. Экипажи кораблей в основном состояли из осужденных преступников. После ремонта корабля “Пинта” у Канарских островов потянулись томительные дни. Прошло 33 дня после того как корабли покинули Канарские о-ва, а земли все не было. Вскоре появились признаки близости суши: изменился цвет воды, появились стайки птиц. Корабли вошли в Саргассово море. Вскоре за этим морем, 12 октября впередсмотрящий увидел полоску суши. Это был небольшой остров с пышной тропической растительностью, который Колумб назвал Сан-Сальводор и объявил владением Испании. Колумб был уверен, что достиг Азии.

Колумб оставил на о-ве Эспаньола несколько людей во главе со своим братом и отплыл в Испанию, взяв в доказательство несколько индейцев, перья невиданных птиц и несколько растений. 15 марта 1493 года в Палосе его встречали с триумфом как героя.

Снарядив немедленно новую экспедицию, Колумб отправился из города Кадикса во второе плавание, которое продолжалось с 1493 по 1496. Было открыто много новых земель в гряде Антильских островов (Доминика, Гваделупа, Антигуа), о-ва Пуэрто-Рико, Ямайка, обследованы южные побережья Кубы, Эспаньолы. Но и на это раз Колумб так и не достиг Материка. С богатой добычей корабли возвратились в Испанию.

Оказывается, до сих пор не установлено достоверно, на каком именно острове, названном именем Сан-Сальвадор «Спаситель», высадился Колумб, достигнув берегов неведомого тогда континента. Считалось, что он расположен в группе Багамских островов и называется ныне Самана Кай.

Колумб: III и IV экспедиция

Третье плавание Колумба состоялось в 1498-1500 гг. на шести судах. Он отплыл из г. Сан-Лукар. На о-ве Эспаньола Колумба ожидал тяжелый удар. Вероломные правители Испании, опасаясь, что Колумб может стать правителем открытых им земель, послали за ним корабль с приказом его арестовать. Колумба заковали в кандалы и привезли в Испанию. Почти два года потратил Колумб чтобы доказать свою невиновность. В 1502 году он вновь пустился в свое плавание на запад. На этот раз Колумб посетил многие открытые им острова, пересек от южного берега Кубы Карибское море и дошел до берега Южной Америки. Из четвертого плавания Колумб возвратился в 1504 году, слава его померкла. В 1506 году Колумб умер в одном из маленьких монастырей.

6. 1522 г.- первое кругосветное путешествие Ф.Магеллана

Вопрос: » Какой Океан был открыт во время этого плавания?»

— Сравнить в атласе карты XV и XV11 веков с современной.

— Какие материки и океаны не были известны составителям этих карт.

ФЕРНАН МАГЕЛЛАН

Магеллан (подлинное имя Магальянш) родился в Португалии около 1480 г. Бедный португальский дворянин воевал в Северной Африке, где был ранен. Вернувшись на родину, он просил у короля повышения по службе, но получил отказ. Оскорбленный Магеллан уехал в Испанию, где он заключил договор, по которому Карл I снарядил 5 кораблей с припасами на 2 года. Магеллан стал единоличным начальником экспедиции.

20 сентября 1519 г. флотилия вышла из порта Сан-Лукар в устье Гвадалквивира.

26 сентября флотилия подошла к Канарским островам, 26 ноября достигла побережья Бразилии близ 8 ю.ш., 13 декабря — бухты Гуанабара, а 26 декабря — Ла-Платы.

К месту зимовки подходили индейцы очень высокого роста. Они были названы патагонцами (по-испански «патагон» — большеногий) С того времени их страна именуется Патагонией.

21 сентября 1520 г. за 52 ю.ш. был найден залив или против, ведущий на запад, после того, как Магеллан открыл Атлантическое побережье Южной Америки. Магеллан шел несколько дней на юг через узкие проливы, пока не увидел 2 канала у о. Доусон: один на юго-восток, другой на юго-запад. Магеллан послал одного моряка на юго-восток, другого — на юго-запад. Моряки вернулись через 3 дня с известием, что видели мыс и открытое море. Адмирал прослезился и от радости назвал этот мыс «Желанным».

Следуя вдоль северного берега Патагонского пролива, он обогнул самую южную точку Южно-Американского континента — мыс Фроуорд и еще пять дней вел три корабля на северо-запад, будто ко дну горного ущелья. Высокие горы и голые берега казались безлюдны, но днем был видны дымки, а по ночам — огни костров. И Магеллан назвал эту южную землю “Земля Огня”, на наших картах она неточно называется Огненной Землей. Через 38 дней Магеллан нашел атлантический вход в пролив, соединяющий 2 океана, он прошел мыс «Желанный» (теперь «Пилар» у тихоокеанского выхода из Магелланова пролива).

ПЕРВЫЙ ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ТИХИЙ ОКЕАН

28 ноября 1520 г. Магеллан вышел из пролива в открытый океан. Нельзя, конечно, говорить, что во время 15 дневного плавания на север от пролива Магеллан открыл побережье Южной Америки, но он, по крайней мере, доказал, что в диапазоне широт от 53 15 до 38 ю.ш. западный берег материка имеет почти меридиональное направление. К счастью погода все время была хорошая, потому-то Магеллан и назвал океан «Тихим».

На деле Магеллан доказал, что между Америкой и тропической Азией лежит гигантское водное пространство гораздо шире Атлантического океана. Открытие прохода из Атлантического океана в Южное море и плавание Магеллана через это произвело настоящую революцию в географии. Оказалось, что большая часть поверхности земного шара занята не сушей, а океаном, и доказано было наличие единого Мирового океана.

ФИЛИППИНСКИЕ ОСТРОВА И ГИБЕЛЬ МАГЕЛЛАНА

Из осторожности, Магеллан 17 марта перешел к необитаемому острову Хомонхон, чтобы запастись водой и дать отдохнуть людям. Жители соседнего острова приносили испанцам фрукты, кокосовые орехи, пальмовое вино. Они сообщили, что в этом краю много островов. У местного старейшины испанцы видели золотые серьги и браслеты, хлопчатобумажные ткани вышитые шелком, холодное оружие украшенное золотом. Через неделю флотилия двинулась на юго-запад. И Магеллан, побывавший на о. Амбон (128 в.д.) в составе экспедиции А. Абреу, завершил, таким образом, первое в истории кругосветное плавание.

Магеллан погиб в 1521 г. На пустынном берегу о. Мактан, где нашел смерть Магеллан, ему поставлен памятник в виде двух кубов, увенчанных шаром.

XV11 век- ОТКРЫТИЕ АВСТРАЛИИ (ЯНЦ, ТОРРЕС, ТАСМАН)

Частью Южного материка считалась Новая Гвинея. Первые попытки об открытии голландцами Австралии относятся именно к попытке об открытии Новой Гвинее.

28 ноября 1608 г. к Южному материку отправился Виллем Янсзон, более известный под сокращенным отчеством Янц. В начале 1606 г. обойдя с севера остров Ай и Ару, он достиг «Болотистой земли» (юго-западного берега Новой Гвинее у 6 ю.ш.), проследил ее на 400 км до 8 ю.ш.

Потом пересек центральную часть Арафурского моря и наткнулся на западный берег полуострова Кейп-Йорк. Продолжая движение к северу проследовали побережьем этого острова до северной оконечности, длина открытой части австралийского полуострова, которую Янц окрестил Новой Гвинее, составила около 350 км

Луис Ваэс Торрес (1560-1614) 3 октября 1606 г. лишь увидел в отдалении берег Австралии, что было спустя четыре с лишнем месяца, открыл южный берег Новой Гвинеи, проплыв между Новой Гвинеей и Австралией. Пролив назван его именем.

ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ТАСМАНА: ОТКРЫТИЕ ВАНДИМЕНОВОЙ ЗЕМЛИ, НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ И ОСТРОВОВ ТРОПИЧЕСКОЙ ОКЕАНИИ

В 1642 г. небольшая экспедиция (110 чел.) во главе с Абелем Тасманом направилась из Банталии на о. Маврикий. От Маврикия Тасман должен был попытаться на высоких широтах обнаружить Южный материк, обогнув с юга Новую Голландию через цепь Соломоновых островов, вернуться в Банталии, разведать более удобный путь от Индии к Чили.

8 октября 1642 г. Тасман отплыл от о. Маврикия на юг, а затем на восток 44-49 ю.ш. Потом Тасман повернул на северо-восток и 24 ноября открыл у 42 25 ю.ш. высокий берег, названный им Вандименовой Землей (теперь Тасмания). После девятидневного плавания в восточном направлении через акваторию, позже названную Тасмановым морем, 13 декабря 1642 г. у 42 10 ю.ш. голландцы увидели — Южные Альпы Южного острова Новой Зеландии.

Шесть недель потребовалось Тасману на преодоление 2100 км. 1 апреля Тасман подошел к юго-восточной части о. Новая Ирландия и через восемь дней обогнул ее и о. Лавонгай с севера, повторив открытие Ле-Мера и Схаутена. Он пересек в меридиональным направлении Новогвинейское море и утром 13 апреля усмотрел гористый о. Новая Британия.

ВТОРАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ТАСМАНА: НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ — ЕДИНЫЙ МАТЕРИК

29 января 1644 г. маленькая флотилия (111 чел.) Тасмана вышла из Баталии в восточном направлении. Из чертежа, освещающего голландские открытия Австралии, видно, что суда Тасмана провели непрерывную съемку южного берега Новой Гвинее на протяжении 750 км от 7 до 9 ю.ш., завершив открытие залива Карпентария. Все побережье залива показано непрерывной линией.

Тасман и Вискер нанесли на точную для того времени карту побережье Северной и Западной Австралии — приблизительно от пункта на 12 ю.ш., 137 в.д. до 23 45 ю.ш., 113 30 в.д.

4 августа 1644 г. Тасман вернулся в Банталию.

Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс?

В своих воспоминаниях Джеймс Кук писал: «Я обошел океан Юж­ного полушария на высоких широтах и совершил это таким обра­зом, что неоспоримо отверг возможность существования матери­ка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания».

Менее чем через 50 лет это утверждение было полностью опро­вергнуто русскими мореплавателями Фаддеем Фаддеевичем Бел­линсгаузеном и Михаилом Петровичем Лазаревым. В 1820 г. ко­рабли под их командованием подошли на расстояние всего в несколько километров к берегам Антарктиды. Таким обра­зом, был открыт последний материк Земли. Можно только восхи­щаться искусством российских флотоводцев, которым на деревян­ных парусниках приходилось лавировать у берегов «ледяного» ма­терика среди огромных айсбергов при сильнейшем встречном ветре.

Сплошь покрытый льдом, самый холодный, самый темный и самый ветреный материк завладел умами людей. И, прежде всего манил к себе Южный полюс, расположенный почти в центре Ан­тарктиды. Однако его достигли лишь спустя девяносто лет после открытия Антарктиды при довольно трагических обстоятельствах.

В природном отношении Южный полюс ничем не отличается от окружающей территории. Это точка в ледяной пустыне, кото­рая простирается на сотни километров вокруг. И все же в нашем воображении это совершенно особая точка земного шара. Здесь про­ходит земная ось, и сходятся все меридианы. Здесь нет ни востока, ни запада, а всюду — север.

В октябре 1911 г., когда в Южном полушарии была весна, на штурм полюса примерно в одном и том же направлении выступи­ли две экспедиции. Одну возглавлял норвежец Руаль Амундсен, дру­гую — англичанин Роберт Скотт. Обеим группам предстояло пре­одолеть без малого 2500 км по изрезанному глубокими расселина­ми и открытому всем ветрам ледяному куполу Антарктиды.

Амундсен на собачьих упряжках сравнительно быстро достиг полюса и вернулся в базовый лагерь. Скотт, к великому своему разочарованию, пришел к полюсу на месяц позже норвеж­цев. По дороге его партия собирала геологические образцы и вела метеорологические журналы. Скотту очень трудно далась дорога к поставленной цели, а возвращение и вовсе завершилось трагичес­ки — экспедиция пропала. Тела Скотта и его товарищей несколько месяцев спустя нашла поисковая партия на расстоянии одного дня пути до склада с продовольствием и горючим. В найденных днев­никах Скотта есть такая запись: «Мы шли на риск. Обстоятельства роковым образом повернулись против нас… Никто на свете не мог ожидать той температуры и того состояния пути, какие мы встре­тили в это время года. У нас довольно регулярно днем было -34 °С, ночью -44 °С при постоянном противном ветре…»

Примерно 5 тыс. лет накапливались знания о природе земной поверхности. Давно открыты все материки и океаны, острова и новые земли.

Как вы думаете, почему и в наше время ученые, географы продолжают исследовать нашу планету?

— Какие исследования необходимы человеку в наше время?

Открытия новых материков, океанов, островов, рек и озер, горных хребтов ос­тались в прошлом. Лишь в самых труднодоступных местах Земли — глубоко на дне океанов или высоко в горах — остались неисследованные участки. На карту нанесены тысячи и тысячи географических объектов, созданы подробные описания. Но, как и раньше, нам необходимо знать, что и где лучше строить, добывать, вы­ращивать. Как защититься от стихийных бедствий, уменьшить потери от них? Как и чем торговать? Где отдыхать? Какие изменения происходят в природе и хозяй­стве? Чем больше информации получит человек о территории, тем с большей ответственностью он сможет осваивать ее.

— Как сегодня собирают информацию о Земле?

Еще сто лет назад для того, чтобы узнать что-то о неизвестных землях, на­до было самому направиться туда — на судне или пешком. После того как был изобретен самолет, возникла авиаразведка.

Непрерывное наблюдение за поверхностью Земли стало возможным с созданием искусственных спутни­ков Земли — космических аппаратов, постоянно обра­щающихся вокруг нашей планеты. Русское слово спутник вошло во все языки мира и теперь везде понимается без перевода. А 12 апреля 1961 г. был совершен и первый пилотируемый полет: первым в мире космонавтом был русский, уроженец Смоленской области Юрий Гагарин.

Спутники собирают огромное количество информа­ции. Они фотографируют Землю, наблюдают за пого­дой, обеспечивают связь между странами и конти­нентами. На основе космических снимков разные исследования территории. Например, тщательно изучают все свойства поверхности и грунта перед строительством дороги или нефтепровода, для объяснения прогноза погоды, стихийных явлений (ураганов, землетрясений, извержения вулканов.)

Множество спутников, постоянно летающих вокруг Земли, позволило решить очень важную задачу — достаточно точно вычислять местоположение любого объекта. Человек научился создавать навигационные системы, помогающие пило­там, лоцманам и даже водителям автомобилей.

ИНФОРМАЦИЯ, ПОЛУЧАЕМАЯ СО СПУТНИКОВ И ПИЛОТИРУЕМЫХ КОСМИ ЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ, ПОЗВОЛЯЕТ ИССЛЕДОВАТЬ ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ.

Откуда получают и где хранят географическую информацию?

Традиционные источники географической информации— геогра­фические карты и атласы. На них нанесено все то, что человечество открыло на Земле за века. Изучая географию, вы будете знакомиться с разными видами карт.

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

  • Интернет

  • Путеводители

  • Книги,

  • Газеты,

  • Журналы

  • Географические информационные системы

  • Графические карты, атласы

  • Справочники, энциклопедии

Результаты исследований используются в промышленности, сельском хозяйстве. Они необходимы и важны для жизни человечества.

Как современные географы изучают природу Земли?

— с помощью аэрокосмической фотосъёмки,

специальных приборов и опытов.

— в научно-исследовательских экспедициях.

— наблюдениями на метеостанциях и полярных станциях.

Возможно кто-то из вас, сегодняшних учеников станет ученым, геологом- разведчиком, вулканологом, океанологом или космонавтом и внесет свой вклад в дело изучения природы. Кем бы вы не были вы всегда должны знать по каким законам живёт наша планета, беречь её, улучшать и преобразовывать для себя и будущих поколений.

На каждом уроке в классе вы будете узнавать все больше об окружающем вас мире. Дома вы будете выполнять домашнее зада­ние и готовиться к новому уроку. И всегда верным помощником будет учебник,

Как лучше работать с учебником, чтобы достичь успеха?

Что сделать, прежде чем изучать параграф

1. Подготовьтесь к работе. Подумайте, что вам понадобится, кроме учебника. Не забывайте, что рядом с учебником должен лежать географический атлас.

2. Если вы приступаете к новой теме, сначала познакомьтесь с информацией 1еред ее началом. Определите, что вам уже известно по этой теме.

3. Заполняйте календарь погоды так же, как на уроках природоведения.

На что нужно обращать внимание, читая параграф

1. Каково содержание параграфа.

2. Какие ключевые термины, понятия и сведения выделены в тексте.

3. Какие карты, диаграммы, графики, таблицы, фото есть в параграфе.

4. Как соотносятся вопросы и выводы в тексте параграфа.

5. Как можно связать полученные знания с окружающей жизнью и вашим личным опытом.

6. Работая с картой, схемой, таблицей, сопоставляйте их с текстом, находите взаимосвязи между ними и обязательно делайте вывод.

Что сделать, прочитав параграф

1. Проверить себя, ответив на вопросы и выполнив задания.

2. Повторить все самое главное, пройдя по маршруту «Легкий экзамен».

3. Если тема завершается, проверить себя, прочитав обобщение в конце темы

4. Решить для себя: как и где вам могут пригодиться знания по этой теме как и где вы сможете получить дополнительную информацию.

Полезные советы

1. Учитесь работать самостоятельно, всегда начиная с постановки цели и планирования «по шагам».

2. Консультируйтесь у учителя, если появляются затруднения. Обсуждайте проблемы с товарищами и родителями.

3. Очень полезно делать собственный конспект параграфа — на бумаге или на компьютере, в виде текста или схемы. Конспект должен содержать: главную идею; новые термины, понятия, географические названия; основные мысли.

4. Создайте личную папку — «портфолио». Собирайте в нее работы, позволяющие судить о ваших успехах. Это могут быть ваши проекты, доклады, рисунки, фотографии, грамоты и благодарности, отзывы учителей и товарищей.

5. Помните, что многое зависит от вашего желания, настойчивости, упорств;

ГЕОГРАФИЯ — ИНТЕРЕСНЕЙШАЯ НАУКА, НЕОБХОДИМАЯ ЛЮДЯМ. ЕЩЕ МНОГО НЕИЗВЕСТНОГО ЕСТЬ В РАЗВИТИИ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА, ПОЭТОМУ НУЖНЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ О МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ.

И Т О Г: Вы познакомились с новым предметом, узнали, что изучает география.

География древняя наука. Вы узнали, как накапливались знания о земле.

Как вы думаете, какое значение география имеет для человека, или какие задачи решают географы?

Домашнее задание: § 1

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *