Изложение под твоей защитой 6 класс – Изложения по русскому языку 6 класс
Подборка текстов для изложений по русскому языку в 6 классе
Обучающее сжатое изложение
Собиратель русских слов.
Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он получил образование морского офицера, затем — врача, был известен и как автор множество сказок, рассказов, очерков. Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. Но делом его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию.
Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он любил и понимал родной язык. Умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.
Работу по собиранию и записи слов он начал ещё юношей и продолжал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь четыре новых слова, которые услышал от прислуги.
Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка». В него Даль включил 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц.
Более сорока лет без помощников, в одиночку собирал, составлял Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюблённого в русский язык.
Сжатое изложение
Заботливая канарейка
Однажды мы с братом нашли в саду под деревом щеглёнка, выпавшего из гнезда. Брат поднял птичку, отнёс домой и положил в клетку, где у нас жили канарейка и щегол.
Как ни странно, щегол не обратил никакого внимания на юного сородича. Канарейка же, наоборот, сразу стала о нём заботиться. Чуть только малыш начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила найдёнышу еду. Но щеглёнок боялся канарейки и не принимал пищу из её клювика.
Канарейка поняла, что щеглёнок просит помощи от своего, и что надо заставить бесчувственного щегла помочь малышу. У неё для убеждения имелось в распоряжении только одно средство: удары клювом…
К ним она и прибегла и усердно долбила ленивого щегла до тех пор, пока он не понял, чего от него требуют. Он начал кормит щеглёнка. Тот живо отъелся, вырос и потом жил в той же клетке со своими приёмными родителями
Подробное изложение по заданному плану.
Дамка-кормилица.
Измученного голодного детёныша косули подобрали пограничники.
Козлёнку требовалась кормилица. А где её найти? Кто-то указал на Дамку – охотничью собаку, у которой были щенята.
Дамка сердито встретила подкидыша. Собака скалила зубы и рычала. Во время кормления люди крепко держали собаку, а малыш сосал молоко. Но скоро Дамка приняла козлёнка в собачью семью.
Козлёнок охотно принимал участие в щенячьих играх. Вместо козьего с удовольствием пил собачье молоко. Так детёныш косули вырос в семье охотничьей собаки Дамки.
План.
1.Маленький сирота.
2. Поиски кормилицы.
4. Неприятное знакомство.5. В собачьей семье.
Изложение с элементами сочинения.
Однажды во время сильной грозы в пассажирское судно , находящееся в Атлантическом океане, попала молния. На корабле начался пожар. Пассажиров охватила паника. Все бросились на палубу, каждому хотелось первому сесть в спасательную шлюпку.
Выскочившая из каюты маленькая дочь капитана в недоумении смотрела на обезумевшую толпу. Она никак не могла понять, почему эти люди так неистовствуют. Она громко и спокойно сказала: «Да успокойтесь же! Папа уже туда отправился и начал тушить огонь!»
Огонь ведь можно потушить. О такой возможности никто даже и не подумал. Все готовились бежать с корабля. Только слова ребёнка заставили взрослых опомниться и бежать тушить пожар, с которым экипажу вряд ли удалось бы справиться. Но помощь сотни добровольных рук значительно облегчила это трудное дело. Спокойная уверенность маленькой девочки совершила настоящее чудо.
Ответьте на вопрос: Как маленькой девочке удалось совершить чудо?
Контрольное выборочное изложение.
Шутка Ван Дейка.
Однажды к знаменитому нидерландскому художнику Франциску Гальсу приехал двадцатидвухлетний Ван Дейк.
В лицо они друг друга не звали, и это дало возможность Ван Дейку сыграть со своим старшим коллегой шутку. Он притворился богатым иностранцем и высказал желание, чтобы Гальс написал его портрет. При этом он прибавил , что у него свободного времени всего два-три часа.
Гальс с обычным своим мрачным видом принялся за работу и закончил её даже ранее обычного срока. Заказчик остался очень доволен качеством работы, но ни сколько не был удивлён той необыкновенной быстротой, с которой работал художник.
Улыбаясь, он прибавил: « Живопись, кажется, искусство более лёгкое, чем я мог предполагать. Мне интересно было бы посмотреть, что я смог бы сделать, поменявшись с вами ролями.
Сказано-сделано. Франциск Гальс сразу заметил, что таинственный иностранец прекрасно владеет кистью. Когда портрет был готов ещё даже скорее первого , Гальс кинулся к своему гостю и воскликнул: «Сделать это мог только Ван Дейк или сам сатана!»
Изложение повествовательного характера с изменением лица.
Цветок-огонёк.
Много лет прошло с тех пор , а люди помнят эту красивую легенду.
Провожала девица Лада из Путивля-города жениха на сечу. Горели костры, и гремел звон набатный повсюду, а Лада всё никак не могла от суженого оторваться. «Я вернусь к тебе»,- говорил ей жених.
Ушёл в поход храбрый русич и домой не воротился. Сложил буйну голову на краю степи половецкой. А Лада всё ждала его, и светился огонёк в её окошке.
Состарилась Лада, умерла, а огонёк заветный в красивый цветок превратился. Цветок, о котором сложена легенда, называют огоньком. Ещё его зовут бальзамин. Как он забрёл в наши края из Африки, сейчас уже никто не помнит.
Многим светил в ночи этот удивительный цветок-огонёк.
Сжатое изложение
Прекрасное мгновенье.
Летний день погас. На баскетбольной площадке в парке вспыхнули яркие лампы. Десятки людей стекаются к ней со всех сторон. Может быть, особо интересный матч и здесь собираются болельщики? Где же тогда игроки?
Между тем люди заняли всю площадку. Они плотно окружили подставку с высоким, более двух метров, растением. Его ветки усыпаны крупными бутонами. Совсем стемнело. И вот верхняя бледно-розовая кожица одного бутона раскололась, сдвинулась, из-за неё проглянули и развернулись трепещущие нежные лепестки. Не прошло и часа, как цветок открылся пушистым, словно снежным, шарм. Почти одновременно на соседних ветках среди плотных полуметровых листьев забелели и другие цветки — их около двадцати. Лепестки развернулись как живые, приоткрыв щёточки тычинок.
Это цветок таньхуа. Он цветет один раз в год и успевает распуститься и увянуть в течении пяти-шести часов. Его разводят во многих парках Китая. В эту летнюю ночь сотни людей приходят полюбоваться этим редким и красивым зрелищем.
Сжатое изложение с элементами сочинения
Сыновья.
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот и говорит одна женщина другой:
-Мой сыночек ловок да силён, никто с ним не сладит.
-А мой поёт, как соловей,- говорит другая.
А третья молчит.
-Что же ты про своего сына не скажешь?- спрашивают её соседки.
-Ничего в нём особенного нету,- отвечает им женщина.
Набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, другой песню поёт, соловьём заливается. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:
-Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? Я только одного сына вижу!- ответил им старик.
Согласны ли вы со старичком? Выскажите своё мнение.
multiurok.ru
Изложение по русскому языку в 6 классе.Тексты для изложений
Изложение как вид работы по развитию речи
Такой вид работы с текстом, как изложение, помогает развитию многих умений и навыков. Это понимание текста, фиксирование, запоминание и передача полученной информации, построение на основе этой информации собственного связного высказывания, редактирование созданного текста, применение знаний по орфографии и пунктуации во время написания изложения. Главной задачей, конечно же, является развитие речи учащихся, когда они создают своё речевое произведение на основе образца – текста изложения. От изложения мы движемся к сочинению, творческой работе, предполагающей высказывание собственных мыслей на определённую тему.
С 2014 года в школах России введено итоговое сочинение как условие допуска к выпускным экзаменам. Выпускное сочинение – это проверка умения письменно размышлять на заданную тему, которое формируется на любом уроке, и развивать это умение нужно на протяжении всего школьного курса. Конечно, особая ответственность здесь лежит на учителях-словесниках, потому что именно на уроках русского языка и литературы учащиеся получают знания о самом процессе, технике написания сочинения на заданную тему. Мышление выпускника, уровень развития и качество его письменной речи – это самое главное в оценивании. Следовательно, при организации работы по развитию речи во всех классах (а не только в выпускном!) мы в первую очередь стремимся к решению основной задачи: научить ребёнка думать, размышлять над темой и передать свои размышления и мысли в форме сочинения. Изложение в этой работе является необходимым и очень важным звеном.
Особенности изложений в 6 классе
Ещё М. В. Рыбникова в своих «Очерках по методике литературного чтения» (первое издание «Книги о языке» М.А.Рыбниковой, в которой были намечены методические приемы работы над словом, относится к 1923 году) наметила своеобразные «тематические круги» в словарной работе, по которым нужно двигаться от класса к классу, обучая детей написанию изложений и сочинений. В 5 классе это повествование, в 6 – описание. При изучении имени прилагательного в 6 классе логично обучать детей использованию этой части речи в письменных высказываниях.
Перед сочинением-описанием картины Николая Рачкова «Девочка с ягодами», на которой девочка держит в руках чашку с хохломской росписью, даём ученикам возможность познакомиться с хохломским народным промыслом, написав изложение о Хохломе.
Объём текста для изложения в 6 классе может составлять 150-200 слов. Можно выбрать один из предложенных текстов, в которых рассказывается об истории промысла. Дополнить изложение можно описанием хохломского изделия, которое будет наглядно представлено на уроке.
Перед изложением детям предлагается составить словосочетания «существительное + прилагательное», которые можно будет использовать в описании предмета. Например: хохломская роспись, золотистый фон, чёрный и красный цвет, яркие цветы, крупные листья, сочные ягоды, деревянная посуда и т. д.
Последовательность работы над изложением
- Первое чтение текста, при котором ученики внимательно слушают и определяют для себя тему текста, основную информацию и её последовательность, структуру текста. Делать записи при первом чтении нежелательно. Если есть слова, значения которых непонятны, их нужно объяснить; названия, даты, собственные наименования можно записать на доске.
- Пауза в 5-7 минут, во время которой ученики записывают примерный план текста, фиксируют его структуру. План составляется в произвольной форме, в чистовик не записывается. Нужно порекомендовать детям делать записи через 2-3 строки, оставляя место для дополнения и уточнения материала при втором прослушивании.
- Второе прослушивание текста, при котором ученики делают записи опорных, ключевых слов, используя сокращения. При втором прослушивании они проверяют правильность определения структуры текста, уточняют основную информацию, о которой идёт речь в тексте.
- Работа по воспроизведению текста изложения. Ученики пишут текст изложения в черновике.
- Проверка написанного текста с точки зрения связности, последовательности, то есть с точки зрения содержания; затем – проверка правильности написания слов, постановки знаков препинания.
- Выполнение творческого задания: описание предмета, наглядно представленного на уроке. Оно должно быть небольшим, 3-5 предложений, с использованием рабочих материалов – словосочетаний, составленных перед уроком развития речи.
- Учащиеся ещё раз перечитывают и проверяют весь текст, переписывают его в чистовик.
На такую работу по развитию речи целесообразно отвести два урока, в течение которых дети успевают выполнить все задания.
Тексты для изложений
Текст №1
Хохломская роспись по дереву возникла в Заволжье, в деревнях, стоящих на реке Узоле, что впадает в Волгу. На карте Нижегородской губернии и сегодня можно найти Новопокровское, Кулигино, Воробьёво, Лебедево, Хохлому – всего более 50 сёл производили посуду с хохломской росписью. Хлеба, выросшего на здешних песчаных почвах, часто не хватало до следующего урожая, и местные крестьяне исстари выделывали на продажу деревянную посуду: долбили ковши, точили блюда и чаши, резали ложки. Впрочем, это ремесло бытовало во многих регионах России, но хохломские изделия легко можно было узнать по особой золотистой росписи. Замечательно, что создавалась она без применения золота. Её рождение местная легенда связывает с мастером-иконописцем, бежавшим после церковного раскола в заволжские леса.
Близость Волги обеспечивала хороший сбыт посуды. Ремесленники свозили свою продукцию в большое торговое село Хохлома, оттуда возы и баржи отправлялись на Макарьевскую, Нижегородскую ярмарки, а затем расходились по всей России, попадали даже в Среднюю Азию и Персию.
Вещи ранней хохломы до нас не дошли, ведь дерево менее долговечно, чем металл или керамика. Сохранились изделия конца XVIII — начала XIX века.
(168 слов)
Текст №2
Выросла золотая трава на ложке. Распустился красный цветок мальвы на плошке. Ягода клюквы поспела на поварешке. Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо. Вы уж подумали – сказка началась? А это быль. Издавна делали да расписывали посуду в заволжских лесных деревеньках Новопокровское, Сёмино, Кулигино, Разводино, Хрящи. Но зовут её не новопокровской или кулигинской, а хохломской. А почему?
Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ! Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики.
Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица-Жар задела золотым крылом чашку с кашей – и чашка стала золотой.
Это, конечно, легенда, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали золотить по такому способу.
(179 слов)
Тексты взяты из пособия для учителя «Русская культура: этнография, декоративно-прикладное искусство», Симферополь, «Антиква», 2011г.; авторы О. А. Дьяченко и Е .А. Поворозная.
olgadyachenko.ru
Изложение «Лечение китов» (6 класс)
Изложение. (6 класс)
Лечение китов
В Калифорнии на океанологической станции находилось множество китов. Во Время эпидемии гриппа они тоже заболели. Киты очень страдали, но не хотели принимать лекарства. Животные потеряли жизнерадостность, отказывались от пищи, худели. Врачи боялись, что киты погибнут. Морские гиганты не умели пить микстуру из ложечки, они не соглашались ждать, когда врач поставит им горчичник. Киты не хотели подплывать к медсестре, которая держала в руках шприц с лекарством. Не желали они и глотать таблетки.
Врачи растерялись, потому что не знали, как вылечить китов. Но скоро выход нашелся. Сотрудники станции стали прятать лекарства в маленьких рыбок, которые любят поедать киты. Киты поглощали лекарство с огромным удовольствием.
Скоро животные стали выздоравливать.
Работа над текстом.
Предварительные упражнения.
Объяснить смысл слов: эпидемия, микстура, горчичник, шприц. Составить с ними предложения.
Повторить правописание частицы НЕ с глаголами.
Вспомнить знаки препинания в сложном предложении.
Дополнить предложения:
Они не знали, когда…
Мы подошли к дому, который …..
Мы вспомнили …., потому что ……., как ……
Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях.
Работа на уроке.
Чтение текста.
Беседы по тексту
Кто такие киты, где они живут?
Где находится Калифорния?
Что такое океанологическая станция?
Что произошло с китами?
Почему они не хотели принимать лекарства?
Что придумали врачи?
Помогло ли такое лечение?
К какому стилю речи относится этот текст? Как автор называет китов? (Морские гиганты) Почему ?
Составление плана
Примерный план.
Киты заболели гриппом.
Они отказывались от лекарств.
Врачи нашли выход.
Животные спасены.
4.Повторное чтение текста
www.metod-kopilka.ru
Тексты для изложения по русскому языку. 6 класс.
ЛЕВ И СОБАЧКА
Однажды в зверинце кинули льву на корм беспризорную собачонку. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел и понюхал ее. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул ее лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, качал головой и не трогал ее. Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером лев лег спать, а собачка легла возле него и положила голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, делился кормом, а иногда играл с ней». Однажды кто-то из посетителей узнал свою собачку и попросил хозяина зверинца вернуть ее. Хозяин стал звать собачку, чтобы взять ее из клетки, но лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, Он все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой. А когда он понял, что она умерла, вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. На шестой день лев умер.
(По Л. Толстому)
Надо ли знать природу?
Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Я перескажу коротко одну сказку В.В. Бианки. Называется она «Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошел дед к сове просить у нее прощения. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл еще и в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!
(по Ю.Дмитриеву)
Задание:
Определите тему текста
Разбейте текст на абзацы;
Определите микротемы;
Напишите сжатое изложение.
Надо ли знать природу?
Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Я перескажу коротко одну сказку В.В. Бианки. Называется она «Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошел дед к сове просить у нее прощения. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл еще и в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!
(по Ю.Дмитриеву)
Задание:
Определите тему текста
Разбейте текст на абзацы;
Определите микротемы;
Напишите сжатое изложение.
infourok.ru
Тексты для изложений в 6 классе — Развитие речи — Русский язык — Методический кейс
У КОГО ДОМ ЛУЧШЕ ВСЕХ?
Не так просто решить, какой дом лучше всех других. Самое большое гнездо у орла. Оно сделано из толстых сучьев и помещается на громадной толстой сосне.
Самое маленькое гнездо у желтоголового королька. У него весь дом с кулачок, да и сам-то он ростом меньше стрекозы. Самый хитрый дом у крота. У него столько запасных ходов и выходов, что никак его не накроешь в его подземной норе.
Самый красивый домик у пеночки-пересмешки. Она свила себе гнездышко на березовой ветке, убрала его лишайником и легкой березовой кожурой, вплела кусочки разноцветной бумаги, которые валялись в саду какой-то дачи.
Самое уютное гнездышко у долгохвостой синицы. Ее маленькое кругленькое гнездо свито изнутри из пуха, перьев и шерстинок, а снаружи — из мха и лишайников.
Самые удобные домики у личинок ручейников. Ручейники — крылатые насекомые. Когда они садятся, они складывают крылья крышей у себя на спине и прикрывают ими все свое тело. А личинки ручейников бескрылые, голые, им нечем прикрыться. Живут они на дне ручьев и речек. Найдет личинка сучочек или камышинку величиной со спичку, склеит на них трубочку из песчинок и залезает в нее задом. Очень удобно получается. Можно совсем спрятаться в трубочку, и никто тебя не увидит. Можно высунуть передние ножки и ползти по дну вместе с своим легким домиком.
Самый удивительный дом у водяного паука-серебрянки. Этот паук растянул паутину под водой между водорослями, а под паутинку на мохнатом брюшке натаскал пузырьки воздуха. Так и живет паук в домике из воздуха.
(По В. Бианки)
ПРЯТКИ ЩУРКОВ
Недавно отшумел дождь, и в осенней тайге стоял крепкий грибной запах. Я шел глухой тропой. На западе сквозь редкие облака проглянуло солнце. Преобразилось и ослепительно засияло все вокруг: старые замшелые кедры, гроздья черемух и островки красной брусники. На калине я увидел стайку алых щурков. Они рассыпались по ветвям и посвистывали грустно и мелодично, словно прощались с лётом.
В небе скользнула стремительная тень. Это парил сокол. Он тоже приметил беззаботных щуркрв. Сокол всегда появляется неожиданно. В бледно-серое стальное перо спрятаны острые когти. Без промаха бьет добычу крючковатый клюв. Сокол сделал вираж и молнией скользнул вниз. Но чуткие щурки опередили его. Мелодичная песня разом оборвалась, в один миг они попадали с веток и спрятались в траве.
Тем временем пернатый разбойник еще раз просвистел крыльями над моей головой. Но птиц не нашел и взмыл в небо.
Порыв ветра сорвал с дерева гроздь калины. На рукав моего пальто упал березовый лист. Он был весь в легкой позолоте. Я оглянулся назад. Щурки снова облепили калину и засвистели по-прежнему мелодично и беззаботно. Словно не было никакой опасности, а они просто играли в прятки.
(По А. Баркову)
МАЛЬЧИК И ПТИЧКА
Один мальчик гулял в лесу и нашел гнездышко. А в гнёздышке сидели малюсенькие голенькие птенчики и пищали. Они ждали, когда мама прилетит и покормит их червячками и мушками.
Мальчик обрадовался, что нашел таких славных птенчиков. Он хотел взять одного и принести его домой. Только он протянул к птенчикам руку, как вдруг с дерева камнем упала к его ногам птичка. Упала и лежит в траве. Мальчик хотел схватить птичку, но она немножко попрыгала по земле и отбежала в сторону. Тогда мальчик побежал за ней. Он подумал, что птичка ушибла себе крыло и поэтому летать не может. Только мальчик подошел к птичке, а она снова запрыгала по земле и немножко отбежала. Мальчик опять за ней. Птичка вспорхнула и снова села в траву.
Тогда мальчик снял свою шапку и хотел этой шапкой накрыть птичку. Только он подбежал к ней, а она вдруг вспорхнула и улетела. Мальчик рассердился на птичку и пошел скорей назад, чтобы взять себе хоть одного птенчика. И он понял, что потерял то место, где было гнездышко.
Тогда мальчик догадался, что птичка нарочно упала с дерева и бегала по земле, чтобы подальше увести его от гнездышка. Так мальчик и не нашел птенчика. Он собрал немножко лесной земляники и пошел домой.
(По М. Зощенко)
ЦВЕТОК СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ
У многих народов есть сказка о спящей красавице. Этот поэтический образ возник из наблюдений за шиповником. Шиповник —: это дикая роза. Сказка о спящей красавице у некоторых народов так и называется: «Дикая розочка».
Побеги шиповника поникают верхушкой, образуют дуги. Из почек появляются новые побеги и тоже изгибаются дугой. Множество побегов вырастают из корней, переплетаются с изогнутыми старыми. Образуются непроходимые заросли, которые покрыты острыми загнутыми шипами. Поэтому молодые веточки шиповника, его цветки и вкусные плоды недоступны ни мышам, ни другим животным. Одни птицы лакомятся созревшими плодами. Подобно спящей красавице, дремлет цветок под защитой веток с острыми шипами и пышно распускается под лучами весеннего солнца.
Колючие кусты шиповника растут в затемненных местах, среди черемухи, рябины, ольхи, березы, по опушкам лесов и оврагам. Шиповник начинает цвести поздней весной. Крупные розовые цветки его полны аромата. Из лепестков шиповника можно приготовить духи. Но наибольшую ценность представляют его плоды. Люди сушат их для приготовления отвара или используют их в свежем виде для повидла и варенья. Из поджаренных плодов шиповника готовят «кофе» с ароматом ванили.
(По Н. Верзилину)
ЦЕНА МОЛЧАНИЯ
В давние времена лев был королем трех тысяч лесов. Он взял себе в жены лису, и вскоре у них родился сын. С виду он был совсем как лев, но только не рычал по-львиному, а лаял по-лисьи. Когда сын стал подрастать, отец-лев призвал его к себе и сказал:
— Сын мой! Ты велик и силен телом, но от своей матери-лисы получил презренный голос. В твоем голосе нет величия, и он не подобает моему царственному отпрыску. Если ты залаешь по-лисьи, звери не станут с тобой считаться. Поэтому уж лучше помалкивай и не подавай голоса. Тогда я смогу подарить тебе тысячу лесов.
Сын запомнил наставления льва. Но однажды вышло так, что он их нарушил. Как-то раз собралось много зверей, и сын льва очень захотел подать голос. Он не выдержал, забыл наказ отца и звонко залаял по-лисьи.
Когда звери услыхали тоненький лисий лай такого большого и сильного зверя, они дружно засмеялись. И тогда отец-лев сказал сыну:
— Если бы ты, сынок, выполнил мой наказ и молчал, ты получил бы тысячу лесов. Но ты не смог унять своей болтливости. Ты не достоин этих лесов.
Так и не получил сын льва тысячи лесов, а люди с тех пор стали говорить: «Молчание — тысячи стоит».
(По бирманской сказке)
СОЙКИНА УДОЧКА
В тот год отпуск мне выпал зимой, и я поехал в деревню к деду. Дом у него небольшой, рубленый. Вблизи за рекой березовая роща. Дни стояли сухие, морозные, без ветра. С утра до сумерек я бродил на лыжах и старался не вспоминать городские заботы. Я окинул взглядом заснеженную поляну и присел на пенек поправить крепления.Сижу и разглядываю свежие следы. Тут заячья тропа, а там рыжая плутовка пробежала.
Вдруг над головой кто-то мяукнул. Откуда кот взялся? Неужели плут Тиш-ка за мной увязался? Быть того не может! Когда из дому выходил, он на печке дремал.
А вверху снова — «мяу!» Затем скворец засвистел. Ну и чудеса! Ведь скворцы давно на юг улетели. Потом желтокрылая иволга прокричала. Сперва я растерялся. Уж больно диковинно звучал в конце декабря ее приглушенный летний разлив. Вскочил, с опаской оглядел ближние деревья. И вдруг вижу, что на березе сидит востроглазая сойка с рыжим хохолком и надо мной посмеивается: «Ловко я тебя провела!» Я покачал головой. Вроде не первый день по лесу брожу, по голосам и повадкам осторожных птиц узнаю, а на сойкину удочку попался!
(По А, Баркову)
СОЛОВЕЙ
В целом мире не нашлось бы дворца лучше, чем дворец китайского императора. Он весь был из драгоценного фарфора. Даже страшно было дотронуться до его тонких и хрупких стен.
Дворец стоял в прекрасном саду, в котором росли чудесные цветы. К самым красивым цветам были привязаны серебряные колокольчики. Когда дул ветерок, цветы покачивались, а колокольчики звенели.
Сад тянулся далеко-далеко. Даже главный садовник не знал, где он кончается. А сразу за садом начинался дремучий лес. Этот лес доходил до самого синего моря, и корабли проплывали под сенью могучих деревьев.
В лесу, у самого берега моря, жил соловей. Его чудесное пение заставляло людей забывать обо всем на свете. «Ах, как хорошо!» — говорили они и вздыхали.
Со всех концов света приезжали в столицу императора путешественники. Все они любовались великолепным дворцом и прекрасным садом. «Но пение соловья лучше всего!» —говорили они. Путешественники возвращались домой и рассказывали обо всем, что видели. Ученые описывали столицу Китая, дворец и сад императора и никогда не забывали упомянуть о соловье. А поэты слагали чудесные стихи в честь крылатого певца, который живет в китайском лесу на берегу синего моря.
(По Г. X. Андерсену)
ТЫКВА — ЛОВУШКА ОБЕЗЬЯН
О тыкве можно рассказать немало интересного. Плод тыквы с ботанической точки зрения является ягодой, так как имеет сочную мякоть и множество семян.
В Средней Азии из тыкв делают различную посуду: бутылки, ведра, ложки. Легкие сосуды из тыкв оплетают сеткой, и получаются удобные сосуды для хранения запасов воды и масла во время путешествий. В больших тыквах хранят зерно и крупу. Из тыквы делают игрушки.
В Африке в дождливую погоду путешественники прячут в тыкву свою одежду. При переправе через реки из тыкв сооружают плот. Негры делают арфы из тыквы.
В Индии же оригинально используют тыкву для ловли обезьян. Индусы просверливают в большой тыкве маленькое отверстие, насыпают в нее немного риса или других семян. Зоркие обезьянки очень любопытные и жадные. Когда люди уходят, обезьяны быстро спускаются с дерева, бросаются к тыквам и запускают в отверстие лапку. Что там? Лапка нащупает зерна риса, наберет их полную горсть.
Но сжатый кулачок уже не проходит в отверстие, и ковыляет обезьянка на трех лапках, волочит большую тыкву. Прибегают люди, но обезьянка продолжает держать кулачок в тыкве. Тогда охотники легко забирают жадного зверька.
Из тыквы не только делают посуду, игрушки, сооружают плоты и ловушки для обезьян. Из тыквы готовят разные кушанья. Тыква очень полезна и вкусна.
(По Н. Верзилину)
ЛЕВ И СОБАЧКА
Однажды в зверинце кинули льву на корм беспризорную собачонку. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел и понюхал ее. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул ее лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, качал головой и не трогал ее. Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером лев лег спать, а собачка легла возле него и положила голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, делился кормом, а иногда играл с ней». Однажды кто-то из посетителей узнал свою собачку и попросил хозяина зверинца вернуть ее. Хозяин стал звать собачку, чтобы взять ее из клетки, но лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, Он все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой. А когда он понял, что она умерла, вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. На шестой день лев умер.
(По Л. Толстому)
МОРКОВЬ — ЛАКОМСТВО ГНОМОВ
В средние века морковь считали лакомством Гномов — сказочных маленьких человечков, которые живут в лесу. Существовало поверье: если вечером отнесешь в Лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье. Доверчивые люди носили в лес миски с морковью, но золота не находили.
Четыре тысячи лет морковь употребляется в пищу. Дикая морковь имеет тонкий и жесткий корень.
Культурная морковь создавалась в течение многих столетий. К нашему времени получено много сортов моркови. Они различны по вкусу, форме и окраске. Корни моркови бывают не только розовые, но и белые, желтые и фиолетовые. Многие знают сорт самой маленькой моркови, которая называется каротель. Но бывает морковь длиной до одного метра и шириной с крупную свеклу. Такую морковь возделывают в Китае и Японии. Для нее обрабатывают почву на глубину в полтора метра.
(По Н. Верзилину)
ЩЕНОК
Щенок заблудился в пригородном поселке. Везде чужие высокие заборы, за ними гавкают и рычат злобные цепные псы.
Над головой темное небо, крупные холодные звезды. Порывистый ветер клонит к земле березы, гудит, завывает в дуплах тополей. Под ногами чавкает сырая земля. В воздухе пахнет горькой осиновой корой.
Усталый малыш вспомнил теплый, просторный дом, коврик в сенях, на котором он любил сладко потягиваться и дремать, шустрого пятилетнего сына хозяина Шурика. Тут щенок разразился на весь поселок тонким, отчаянным визгом. Он бегал по незнакомой тропе и по-своему, по-собачьи молил о помощи. Но никто не внимал его голосу. Люди с трудом отрывали головы от подушек и бранили непутевого пса. И долго еще под самыми окнами слышался вой щенка.
Наконец раздался окрик хозяина. Пес со всех ног бросился к нему, лизнул в щеку и нос, принялся тереться мокрой от слез мордой о широкие теплые ладони.
На всю жизнь запомнится ему сырая осенняя ночь на окраине пригородного поселка, где он впервые в жизни так остро прочувствовал одиночество.
(По А. Баркову)
ЮПИТЕР
Юпитер — верховный бог древних римлян. Он был могущественным властителем неба, олицетворением солнечного света, грозы, бури. В гневе Юпитер метал молнии и поражал ими непокорных его божественной воле. Его обитель находилась на высоких горах. Оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов.
Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц. Иногда он посылал людям вещие сны, в которых открывал им будущее. Жрецы грозного бога совершали особо торжественные церемонии в тех местах, куда ударяла молния. Этот участок огораживался, чтобы никто не мог по нему пройти и осквернить священное место. Жрец воздвигал на этом месте жертвенник и приносил в жертву двухгодовалую овцу. Считалось, что Юпитер — могущественный защитник, который дарует победу и богатую военную добычу. На Капитолийском холме в Риме был воздвигнут грандиозный храм. Когда полководцы возвращались из победоносных походов, они приносили доспехи побежденных вождей и самые ценные сокровища в храм Юпитера.
В честь верховного бога несколько раз в году проводились празднества: при начале посева и окончании жатвы, при сборе винограда. В Риме ежегодно устраивались игры с конными состязаниями и соревнованиями атлетов. Имя Юпитера упоминалось при всяком значительном деле — государственном или частном. Его именем клялись, и клятва считалась нерушимой, ибо скорый на расправу Юпитер жестоко карал клятвопреступников и нарушителей обычаев гостеприимства.
(По А. Нейхардт)
ЯНУС
Древнеримский бог Янус был владыкой всех начал. Под его покровительством находились все входы и выходы: двери в домах и храмах, ворота городских стен. Именем Януса был назван первый месяц года.
Первый день года праздновался в его честь. Богу Янусу приносились жертвы в виде медовых пирогов, вина, плодов. Люди желали друг другу счастья, дарили сладости, чтобы весь наступивший год был счастливым. Ссоры и шумные раздоры в этот день были запрещены законом, потому что бог мог разгневаться и ниспослать всем плохой год.
Внутри храма Януса стояла статуя бога. У Януса было два лица, которые смотрели в противоположные стороны: одно — в прошлое, другое — в будущее. В руке у Януса был ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата. Поскольку Янус был богом времени, то на пальцах его правой руки было начертано число 300, а на левой — 65.
Особую роль храм Януса играл в военных делах Древнего Рима. Когда вооруженные воины отправлялись в поход, они проходили перед ликами Януса. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми. Когда заключался мир, то войска вновь проходили перед статуей бога. После этого тяжелые двери храма вновь запирались на ключ.
Кроме того, бог Янус считался покровителем дорог и путников. Его почитали мореходы, которые верили, что именно он научил людей строить первые корабли.
(По А. Нейхардт)
svitova-litera.at.ua
Урок в 6 классе ФГОС Контрольное изложение в 6 классе. Анализ текста К.Паустовского «Дожди».
Урок в 6 классе ФГОС
Контрольное изложение в 6 классе. Анализ текста К.Паустовского «Дожди».
Цели:
Научить производить комплексный анализ текста.
Развивать умение выявлять языковые, художественные средства для создания картин природы.
Развивать внимательное отношение к значению слов.
Развивать способности сознательно использовать выразительные средства языка.
Воспитывать творческую активность, чувство красоты, любовь к природе.
Ход урока:
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.
К.Г.Паустовский
— Как вы понимаете слова К.Паустовского, которые взяты эпиграфом к сегодняшнему уроку?
(Рассуждение ребят)
Учитель объявляет тему урока и рассказывает о писателе.
Писатель К.Г.Паустовский — один из любимых детьми рассказчиков о природе. Наряду с рассказами Пришвина, Бианки, Аксакова, произведения Паустовского становятся известны людям с раннего детства. Паустовский писал не только о природе. Темами его произведений были жизнь и творчество людей литературы и искусства. замечательных людей прошлого и настоящего. К.Г.Паустовского очень увлекал язык, его богатства, позволяющие делать речь правдивой и точной. Множество его заметок о языке, о том, как следует писать, полезны и взрослым и детям. Особенно в этом отношении ценна его работа под названием «Золотая роза». Из этого произведения, в котором К.Г.Паустовский много страниц посвятил изложению своих представлений о языке, мы берем отрывок о богатстве русского языка. Условно назовем его «Дожди».
(Чтение текста)
Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно ими пользоваться.
Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы — липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба — плотва.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного звука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.
Вот это — только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.
(Предложения связаны по смыслу, грамматически, последовательно расположены слова в предложении, предложения в тексте, следовательно, – это текст).
(Автор рассуждает о нескольких видах дождя).
(Каждый вид дождя красив по-своему).
(Рассуждение, так как есть тезис, доказательства, вывод – все, что характерно для текста рассуждения).
Тезис.
Слово оживает, когда с ним связаны непосредственные впечатления.
Доказательства.
Названия дождей и связанные с ним впечатления.
Сравнение спорого и грибного дождя.
спорый дождь быстрый, шумный, особенно хорош на реке;
грибной дождь сонный, тихий (не звенит, а шепчет), особенно хорош в лесу.
Слепой дождь. Почему о нем говорят: «Царевна плачет»?
Игра света и разнообразие звуков во время дождя
Вывод.
(В данном тексте вывода нет, следовательно, рассуждение сокращенное)
Поработаем над стилем текста.
(Стиль художественный, так как автором нарисованы картины, которые мы мысленно видим при чтении: спорый дождь на реке; грибной – в лесу; слепой дождь – «царевна плачет». Рисуя картины, писатель широко использует языковые средства художественного стиля: сравнение, метафоры, эпитеты, переносные значения).
Приступая к описанию видов дождя, автор указывает, что пример с дождями нужен ему, чтобы показать зависимость значения слова от непосредственных впечатлений. Значит, он будет описывать дожди не просто для самого описания, но и для демонстрации возможности самого слова – его изобразительной силы.
Чем отличается спорый дождь от грибного? Какое предложение по цели высказывания использует автор? С какой целью?
(Чтобы читатель сосредоточился, задумался, сопоставил. Это должно выявить признаки спорого дождя в сравнении с дождем грибным).
(Не идет – льется (отвесно, сильно), приближается с набегающим шумом)
(Сравнение: Капля похожа на жемчуг;
Метафора: Выбивает водяную чашу;
Эпитет: Стеклянный звон;
Олицетворение: Капля выбивает, подскакивает, падает).
(Цепным способом. Сцепляющие слова: лексические повторы и местоимения. Спорый – спорый; дождь – он; дождь – дождь, его капля – дождь; звон – этого звона).
Чтобы сделать и читателя наблюдателем этой картины, автор использует глагол второго лица догадываешься. Эта форма глагола обладает эффектом присутствия.
Как следующая часть соединена с первой частью?
(Противительным союзом А, так как грибной дождь резко отличается от спорого, противопоставляется ему. В нем нет силы, напористости, быстроты. Поэтому и название у дождя грибной. Автор тут же добавляет определение мелкий.
(Льется сильно, с шумом, а грибной сонно сыплется, шепчет усыпительно, чуть заметно возится в кустах. Он медленный, осторожный).
(Олицетворение: шепчет, возится;
Сравнение: будто трогает мягкой лапой то один лист, то другой).
(Звонких нет, немало глухих)
Приглядимся к ряду грибов, перечисленных автором, которые после дождя начинают буйно лезть. Почему не ко всем грибным названиям подыскиваются определения: маслята – липкие, лисички – желтые, рыжики – румяные, даже поганки – бесчисленные. Но при боровиках, опенках определений нет?
(Это ломает музыкальный ритм фразы. Мы как бы спотыкаемся при упоминании о боровиках, останавливаемся от радости и удивления, увидев среди грибного богатства даже самих боровиков).
(Сравнение: капли дождя – слезы;
Риторический вопрос;
Эпитет – жидкий звон;
Метафора: льет стеной;
Льет – не льется, указывает на активность действия)
Из описания дождей сложилась общая картина, общее описание, которую автор завершает итоговым суждением, обобщающим все сказанное в основной части.
К.Г.Паустовский еще раз напомнил, какое это богатство – русский язык. Эту мысль доказал на примере описания дождя.
А.П.Чехов после написания повести «Степь» писал: «Какое богатство, какие залежи красоты остаются еще не тронутыми, и как еще не тесно русскому художнику». Паустовский показал, что и после Чехова не тесно русскому писателю.
Работа над правописанием слов, предупреждение ошибок в тексте.
Отвесно, стеклянный, сыплется, шепчет, подскакивает, впитывает, попахивает, непосредственное впечатление, лезть, бесчисленные.
Пересказать текст, используя план.
Написание изложения.
multiurok.ru
Тексты для выборочных и сжатых изложений в 6 классе
Тексты для выборочных и сжатых изложений в 6 кл.
Учитель Рыбалова Вера Владимировна, МАОУ «СОШ №44» г. Перми.
Текст для выборочного изложения 6 кл. П. П. Бажов. Серебряное копытце. 1.Прослушать текст. Определить его стиль и тип. 2.Написать выборочное изложение — описание Серебряного копытца. 3.Дать своему тексту название. Старик был мастер сказки сказывать, Даренка любила те сказки слушать.
Только после всякой сказки Даренка напомнит:
— Дедо, про козла-то скажи. Какой он?
Кокованя отговаривался сперва, потом и рассказал:
— Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем — там и появится дорогой камень. Раз топнет — один камень, два топнет — два камня, а где ножкой бить станет — там груда дорогих камней.
Сказал это, да и не рад стал. С той поры у Дарении только и разговору, что об этом козле.
— Дедо, а он большой?
Рассказал ей Кокованя, что ростом козел не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая. А Даренка опять спрашивает:
— Дедо, а рожки у него есть?
— Рожки-то, — отвечает, — у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток.
— Дедо, а он кого ест?
— Никого, — отвечает, — не ест. Травой да листом кормится. Ну, сено тоже зимой в стожках подъедает.
— Дедо, а шерстка у него какая?
— Летом, — отвечает, — буренькая, как вот у Муренки нашей, а зимой серенькая. — Дедо, а он душной?
Кокованя даже рассердился:
— Какой же душной! Это домашние козлы такие бывают, а лесной козел, он лесом и пахнет.
Стал осенью Кокованя в лес собираться. Надо было ему поглядеть, в которой стороне козлов больше пасется. Даренка и давай проситься:
— Возьми меня, дедо, с собой. Может, я хоть сдалека того козлика увижу. Кокованя и объясняет ей:
— Сдалека-то его не разглядишь. У всех козлов осенью рожки есть. Не разберешь, сколько на них веток. Зимой вот — дело другое. Простые козлы безрогие ходят, а этот, Серебряное копытце, всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой. Тогда его сдалека признать можно.
Александр Яшин.Чайка.
Вопросы для обсуждения.
1.Сколько птиц нужно описать?
2. Сколько птиц описывается в тексте?
3. Почему чайка описывается каждый раз по – разному?
4. Как правильно и коротко отразить это в тексте?
Написать текст-описание чайки. Дать название своему тексту.
Какой только рыбы не водится в Новозере, каких только птиц не летает над ним. Однажды утром Миша вышел на песчаную косу, чтобы послушать, как далеко–далеко на болотах, за береговой излучиной, кричат журавли. Солнце уже всходило, и озеро то и дело меняло цвета, будто примеряло разные наряды — какой из них больше подойдет на сегодняшний день.
На песчаную косу вдруг спустилась с неба удивительная птица: вся розовая, только клюв черный да черное пятнышко на голове. Миша видел, когда птица летела, и ее длинные тонкие крылья показались ему похожими на гребни волн. Он всегда рисовал море с такими волнами. Села розовая птица на песчаный откос и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, будто кружевной подол платья подобрала.
Прибежал Миша домой, рассказал маме, какую он удивительную птицу видел, а мама выслушала и оказала, что это была чайка.
— Нет, мама, это была не чайка. Чайка же белая!
Вечером того же дня Миша увидел еще одну необыкновенную птицу — совершенно голубую. Голубую, как вечернее предзакатное небо.
Рассказал он маме и об этой птице, а мама подумала и опять сказала, что и это была чайка.
— Нет, мама, это была не чайка, а какаято небывалая птица. Чайка же белая.
— Да, чайка бывает белая, это верно. Сходи на берег, присмотрись к ней хорошенько еще раз.
На закатном огне увидел Миша в небе целую стаю птиц, похожих на чаек, и все они были золотые, огненно–золотые.
— Как в сказке! — сказал про себя Миша. — Но это же чайки. Это все одни и те же чайки.
— Это чайки, мама! — согласился наконец Миша.
— Ты их видел белыми?
Нет, я не видел их белыми. Они белые, но на этом озере все, как в сказке, все сказочное — и восходы, и закаты, и лунные ночи. И птицы и люди — как в сказке.
Текст для выборочного изложения 6 кл.
В. П. Катаев. Белеет парус одинокий.
1.Написать текст выборочного изложения – описания дома Гаврика и дедушки.
В этот же день другой мальчик, Гаврик — тот самый, о котором мы
вскользь упомянули, описывая одесские берега, — проснулся на рассвете от
холода.
Он спал на берегу возле шаланды, положив под голову гладкий морской
камень и укрыв лицо старым дедушкиным пиджаком. На ноги пиджака не хватило.
Ночь была теплая, но к утру стало свежо. Босые ноги озябли. Гаврик
спросонья стянул пиджак с головы и укутал ноги. Тогда стала зябнуть голова.
Гаврик встал, сладко растянул руки, закатал штаны и, зевая, вошел по
щиколотку в воду. С ума он сошел, что ли? Ноги и так озябли до синевы, а тут
еще лезть в море, один вид которого вызывает озноб!
Однако мальчик хорошо знал, что он делает. Вода только на вид казалась
холодной. На самом деле она была очень теплой, гораздо теплее воздуха.
Мальчик просто-напросто грел в ней ноги.
Хибарка стояла шагах в тридцати от берега на бугорке красной глины,
мерцавшей кристалликами сланца.
Собственно, это был небольшой сарайчик, грубо сколоченный из всякого
деревянного старья: из обломков крашеных лодочных досок, ящиков, фанеры,
мачт.
Плоская крыша была покрыта глиной, и на ней росли бурьяны и помидоры.
Когда еще была жива бабушка, она обязательно два раза в год — на пасху
и на спаса — белила мелом хибарку, чтобы хоть как-нибудь скрасить перед
людьми ее нищенский вид. Но бабушка умерла, и вот уже года три, как хибарку
никто не белил. Ее стены потемнели, облезли. Но все же кое-где остались
слабые следы мела, въевшегося в старое дерево. Они постоянно напоминали
Гаврику о бабушке и о ее жизни, менее прочной, чем даже мел.
Гаврик был круглый сирота
Дедушка уже встал. Он ходил по крошечному огороду, заросшему бурьяном,
заваленному мусором, где ярко теплилось несколько больших поздних цветков
тыквы — оранжевых, мясистых, волосатых, со сладкой жидкостью на дне
прозрачной чашечки.
Дедушка собирал помидоры в подол стираной-перестираной рубахи,
потерявшей всякий цвет, но теперь нежно-розовой от восходящего солнца.
Дедушка и внучек не поздоровались и не пожелали друг другу доброго
утра. Но это вовсе не обозначало, что они в ссоре. Наоборот. Они были
большие приятели. Просто-напросто наступившее утро не обещало ничего, кроме тяжелого труда и забот. Не было никакого резона обманывать себя пустыми пожеланиями.
Текст для выборочного изложения 6 кл.
Паустовский К.Г. Ленинградские парки.
Прослушать текст. Описать кабинет профессора ботаники.
Квартира профессора ботаники Петра Максимовича Багалея на Аптекарском острове, в Ленинграде, отличалась многими хорошими качествами. Она выходила окнами в Ботанический сад, в ту его часть, которая была закрыта для посетителей. Поэтому в квартире всегда было тихо и в комнатах стоял зеленоватый полусвет от листвы.
Самой интересной комнатой был, пожалуй, кабинет Петра Максимовича, с низким потолком и множеством одинаково переплетенных книг. Петр Максимович любил поражать по вечерам гостей и студентов одним приемом. Он вводил гостя в полуосвещенный кабинет, приглашал садиться в кожаное кресло и незаметно зажигал ослепительную люстру.
Яркий свет превращал кабинет в уголок цветущего растительного мира. Вазоны с карликовыми соснами стояли прямо на полу. Тут же склонялись плакучими ветками карликовые ивы. На столе цвели оранжевые и белые цветы с мечевидными листьями. На стенах висели под стеклом высушенные травы, венчики цветов и листья, не потерявшие естественного цвета, очень яркие и самых причудливых форм. Все краски, которыми природа в таком изобилии, с таким бесконечным числом оттенков и с таким безупречным вкусом наделила растения, были собраны здесь, как в волшебной шкатулке.
Петр Максимович, несмотря на свои годы и седину, был подвижной, бритый, в выпуклых очках, с несколько удивленными добрыми глазами. Страсть к ботанике соединялась у него со страстью к коллекционированию. Он собирал разные ботанические редкости.
Особенно гордился Петр Максимович отполированным срезом ствола восьмисотлетнего мамонтового дерева. Около слоев, нараставших в те годы, когда в мире происходили великие события, Петр Максимович прикрепил маленькие медные дощечки. На них было выгравировано: «Год открытия Америки», «Смерть Ньютона», «Правление Петра Первого», «Пожар Москвы в 1812 году» — и так далее, вплоть до таблички «Октябрьская революция». Дальше слоев уже не было, так как дерево было спилено в 1918 году.
Текст для сжатого изложения. 6 кл. К. Г. Паустовский. Несколько слов о приметах. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Находить приметы или самим создавать их — очень увлекательное занятие. Мир примет бесконечно разнообразен. Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом — каждую осень встречаешь все тот же огненный куст рябины за Лариным прудом или все ту же зарубку, сделанную тобой на сосне. С каждым летом зарубка все сильнее заплывает твердой золотистой смолой. Приметы на дорогах — это не главные приметы. Настоящими приметами считаются те, которые определяют погоду и время.
Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. В городах приметы нам не нужны. Огненную рябину заменяет эмалированная синяя табличка с названием улицы. Время узнается не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. Предсказания погоды передаются по радио. В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. Но стоит провести две-три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние.
Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света. В приметах заключено много точного знания и поэзии.
1 микротема – Мир примет бесконечно разнообразен, и находить или самим создавать приметы – увлекательное занятие. 2 микротема — Городскому человеку не нужны природные приметы, только на природе у него вновь пробуждаются природные инстинкты. 3 микротема – Народные приметы связаны с жизнью природы , и в них много поэзии.
Текст для сжатого изложения. 6 кл.
А. Яшин. Крапивное семя. Недобрых людей в народе называют крапивным семенем. Немало на свете и самой крапивы.
Вокруг нашего дома крапива разрослась густыми большими кустами. Высокая, жирная, ядовитая, она не дает никому проходу. Молодую, ее можно еще использовать для щей, а разрастется, загрубеет, не выполешь вовремя — тогда беда с ней. Берет верх, наступает, теснит, наглая, жжет, житья не дает.
Каково же семя у этой, у настоящей крапивы? Кто его видал — это крапивное семя? Как оно растет, откуда берется? А попробуй взгляни! Как его возьмешь — жжется крапива. Пропадает у людей всякий интерес к крапивному семени. «Лучше не связываться!» — говорят. Сторонятся. И растет крапива рядом с жильем человеческим, на самых обжитых местах, на самых тучных землях — под окнами изб, вдоль заборов и стен, на приусадебных участках,- растет на глазах у всех. Где люди, там и крапива. Растет и жжется. В тени дома по крапивным местам днем хоронятся комары. Ударишь палкой по кусту – тысячи поднимутся. Так вот ты какое, крапивное семя!
Разыскали мы косу и скосили всю крапиву вокруг дома. Честное слово, легче жить стало. Только надолго ли? Разве всю нечисть можно извести? Только и надежды что на время — оно должно взять свое. 1 микротема — крапива – сильное, живучее растение, заполоняющее собой пространство. 2 микротема – крапивное семя не увидишь, не возьмёшь. Лучше не связываться и с недобрыми людьми, которых крапивным семенем называют. 3 микротема — легче станет жить, если попытаешься нечисть из своей жизни извести.
infourok.ru