cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Наука о живой природе 5 класс биология – Биология – наука о живой природе (5 класс)

Биология — наука о живой природе. Видеоурок. Биология 5 Класс

Вы начинаете изучение курса биологии. На этом уроке мы дадим определения биологии и её основных разделов и обозначим границы области интересов этой науки.

Слово «биология» происходит от греческих слов «биос» – «жизнь» и «логос» – «учение».

Биология – наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле. Это животные, растения, грибы, бактерии и др. Каждый день ученые-биологи описывают новые виды живых организмов. Описано более 1500000 видов, но эта цифра далеко не окончательная. Организмы живут везде: на суше, в воде, в воздухе.

Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли – биосферу. Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы. Рис. 1.

Четких границ биосфера не имеет – это условно выделяемая оболочка.

Рис. 1. Биосфера (Источник)

Границы биосферы

Верхняя граница распространения жизни определяется озоновым экраном – тонким слоем газа озона на высоте 15–20 км. Он задерживает губительные для живых организмов ультрафиолетовые лучи солнца. В океанах живые организмы встречаются на дне впадин даже на глубине 10–11 км. В литосфере жизнь (бактерии) местами проникает на глубину до трех и более километров.

Современная биология включает множество разделов, каждый из которых изучает лишь некоторые стороны жизни.

Анатомия изучает строение организмов и отдельных органов.

Предмет физиологии – изучает закономерности функционирования и регуляции организмов.

Систематика работает с разнообразием живого и стремится это разнообразие упорядочить, или классифицировать.

Теория эволюции изучает закономерности исторического развития биосферы.

Эмбриология – изучает индивидуальное развитие организмов.

Сезонные периодические явления в жизни растений и животных изучает фенология. Фенологические наблюдения ведутся круглый год. Они помогают лучше понять особенности сезонности и определить сроки проведения сельскохозяйственных работ.

Все живые организмы тесно связаны друг с другом и со средой обитания. Живые организмы влияют на окружающую среду, а их существование зависит от условий этой среды. Раздел биологии, изучающий отношения организмов между собой и с окружающей их средой, называют экологией.

Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека – сельским хозяйством, различными отраслями промышленности, медициной.

Успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от генетиков и селекционеров.

Без них в настоящее время невозможно эффективное улучшение существующих и создание новых сортов растений и пород животных.

Благодаря достижениям биологии была создана и успешно развивается микробиологическая промышленность. Её предприятия выпускают лекарства, витамины, высокоэффективные кормовые добавки. Не менее важны бактериальные средства защиты растений и удобрения.

Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека и животных.

Население планеты растёт, и с каждым годом человек всё шире использует природные ресурсы. Количество отходов со временем тоже не убывает. Чтобы сохранить разнообразие жизни и нормальные условия для жизни человека, необходимо постоянно следить за состоянием окружающей среды. Делать это могут лишь люди, хорошо знающие законы природы.

Курс 6 класса можно условно назвать ботаникой. Слово «ботаника» появилось давно, когда среди учёных было принято делить всё живое на две большие группы – растения и животные.

Тогда растениями считали и грибы, и бактерии. Сейчас они признаны отдельными царствами, но часто по традиции рассматриваются вместе с растениями.

На уроках биологии вы изучите многообразие бактерий, грибов, лишайников и растений, их строение, среду обитания, значение в природе и жизни человека.

Самый большой раздел курса посвящен растениям. Вы познакомитесь с особеннос

interneturok.ru

Ответ 2 Наука о живой природе

8. Ответьте на вопрос

 

Для чего люди изучают природу.

 

  • Ответ: Для познания окружающего мира. Знания о природе облегчают человеку жизнь..

 

9. Дайте определение.

 

Биология — это

 

  • Ответ: Наука о живой природе.

 

Объясните, что означают слова:

 

  • Ответ: «Биос» — жизнь, «Логос» — наука.

 

10. Полготовьте небольшой рассказ «Как знания о живой природе помогают человеку?». Запишите его план.

 

 

11. Заполните таблицу «Науки о живой природе».

 

  • Ответ:

    Название науки

    Объект изучения
    Химия Вещества
    Геология Состав
    Биология Живая природа
    Астрономия Вселенная
    География Оболочка земли
    Физика Область естествознания

 

12. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия наук, которые изучаю данные объекты.

 

  • Ответ: Утка — орнитология, баран — териология, бактерии — бактериология, грибы — микология, растение — ботаника, девочка — анатомия.

 

13. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение на тему «Аристотель — великий естествоиспытатель». Запишите план сообщение. Укажите источник использованной информации.

 

  • Ответ:

    1) Биография

    2) Вклад в науку

    3) Влияние на современную науку

    Источник — энциклопедия

 

14. Вставьте пропущенные буквы.

 

  • Ответ: Биология, физиология, микрология, энтомология, лепидоптерология.

 

Составьте 2 — 3 предложения с этими словами.

 

  • Ответ: Биология изучает живые организмы. Существуют такие подразделы биологии, как энтомология, физиология, микрология, лепидоптерология и другие.

tetrab.ru

Презентация по биологии для 5класса на тему:»Наука о живой природе».

► Правила поведения в кабинете.

► Знакомство с техникой безопасности.

► Структура школьного учебника и правила работы с ним.

► Требования к урокам. Оформление рабочих тетрадей.

  • Дано, давно, тысячи лет назад, человек был совсем не похож на людей современных. Внешний вид, поведение, ежедневные занятия- все отличало его от нас с вами. В суровых условиях жили те люди: холод или жара, часто голод, ядовитые растения, нападение страшных животных, болезни, темнота, неизвестность.
  • Природа устрашала человека, но в то же время кормила его и одевала, закаляла и давала новые полезные знания.
  • Откройте учебник на с.5 рассмотрите рис.1 и сравните людей, изображенных на двух рисунках, между собой и с человеком современным.
  • А можем ли мы определить, кто ближе к природе: древние или современные люди?

Играем!!!

Природа Так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. Леонардо да Винчи

— Какие науки изучают живые организмы?

— Как человек получает знания о природе?

  • Какое значение имеют живые организмы для человека?
  • Какую науку мы будем изучать?

от греческих слов

«биос» — жизнь

«логос» — наука , учение.

Впервые термин «биология» ввел французский ученый Ж.Б.Ламарк в 1802 году.

  • Биологиянаука о живой природе.

Какие предметы мы называем живыми?

Признаки живой природы:

  • Дыхание Питание Выделение Размножение Рост и развитие Обмен веществ Смерть
  • Дыхание Питание Выделение Размножение Рост и развитие Обмен веществ Смерть
  • Дыхание Питание Выделение Размножение Рост и развитие Обмен веществ Смерть
  • Дыхание
  • Питание
  • Выделение
  • Размножение
  • Рост и развитие
  • Обмен веществ
  • Смерть

Повторим.

-Что такое биология?

-Что является объектами изучения биологии?

-Чем живое отличается от не живого?

-Приведите примеры живых организмов.

-Где живут живые организмы?

Многообразие живых организмов.

  • Но биология имеет целую «семью» биологических наук.

Биология

Экология

Зоология

Микология

Микробиология

Ботаника

Подводим итоги:

  • Человек – часть природы.
  • Человек с древних времен и до сегодняшнего дня познает окружающий его мир, природу.
  • Человек создал науки.
  • Чтобы дружить с природой, нужно ее знать, понимать и любить.
  • Наука о живой природе – биология.
  • Биология имеет целую семью биологических наук.

Домашнее задание:

  • Учебник §1 читать, пересказывать, ответить на вопросы в конце.
  • Печатная тетрадь §1.

videouroki.net

Конспект урока: Биология — наука о живой природе. 5 класс Пономорева.

Предмет: Биология.

Класс: 5.

Тема урока: Биология – наука о живой природе.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока для учащихся: Узнать, что изучает биология.

Образовательные задачи:

  • Сформировать у учащихся знания о биологии как науке, изучающей живые организмы;

  • Познакомить учащихся с частными биологическими науками;

  • Ввести понятия о многообразии живых организмов, их классификации на царства и по роли в биосфере; о классификации сред обитания организмов;

  • Способствовать пониманию и осознанному применению учащимися терминов: «биология», «экология», «биосфера», «среда обитания организма»;

  • Показать учащимся взаимосвязи живых организмов между собой и со средой обитания; их роль в природе и жизни человека.

Развивающие задачи:

Способствовать развитию универсальных учебных действий:

  • познавательных УУД (ПУУД): умений классификации, схематизации учебного материала, сравнения объектов по заданным критериям; анализа и отбора информации, умения обобщать и делать выводы, умений работать с терминами;

  • личностных УУД (ЛУУД): осознанию личностного значения изучения темы;

  • регулятивных УУД (РУУД): целеполагания, рефлексии, самооценивания;

  • коммуникативных УУД (КУУД): умения публичного мини-выступления, изложения своего мнения, аргументации его;

Воспитательные задачи:

  • Способствовать эстетическому восприятию учащимися объектов живой природы.

  • Способствовать формированию экологической культуры учащихся: бережного отношения к живым объектам природы, понимания важности сохранения биологического разнообразия планеты: биосфера – оболочка, охватывающая всю Землю, но все-таки это – «плёнка» жизни.

Методы, приемы работы: методы познания нового материала, определение проблемного вопроса; рефлексия по окончанию урока.

Материалы и оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, учебник, рабочая тетрадь.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная.

Этапы урока:

  • Мотивация, целеполагание;

  • Изучение нового материала;

  • Закрепление;

  • Рефлексия;

  • Домашнее задание.

Первый этап урока: Добрый день, уважаемые ученики!

Вы окончили начальную школу, стали на год взрослее, и мы с вами переходим к изучению очень важного в жизни каждого человека предмета – биологии. Изучение любой науки, в том числе и биологии, это процесс, который лишь однажды начинается, и затем продолжается постоянно. «Нет ничего более изобретательного, чем природа. Нет ничего более упорядоченного, чем природа», — сказал Марк Туллий Цицерон.

Учитель рассказывает о правилах поведения в кабинете.

Хотелось бы рассказать требования к предмету на уроке должны быть – учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для записей, ручка.

Не случайно слова «ученик» и «учёный» — однокоренные. Мы будем проводить учебные исследования, использовать методы биологической науки, освоим еще один иностранный язык, который является международным официальным языком медицины и биологии и, возможно, кто-то из вас в будущем выберет себе профессию, связанную с биологией.

Познакомимся с первым термином. В переводе на русский язык «биос» означает «жизнь», «логос» — «наука». Дайте определение термина биология. — Жизненная наука… Я с вами согласна: биология – жизненно важная для каждого человека наука. Постараемся всё-таки дать научное определение. Кто готов ответить? Совершенно верно. Биология – наука о живой природе. Зная предмет изучения биологии, постарайтесь сформулировать наши цели и задачи.

Ребята! Вами названо много задач, часть из них мы будем решать в течение всего курса биологии.

Целью урока будет знакомство с предметом биологии. Обобщим всё сказанное вами: мы должны будем узнать, что изучает биология.

Для нашего урока мы возьмем только некоторые задачи:

  • Понять смысл терминов: «биология», «экология», «биосфера», «среда обитания организма», «организмы – производители, потребители, разрушители», научиться осознанному их применению;

  • Познакомиться с многообразием живых организмов, постараться запомнить их классификацию на царства и по роли в биосфере; классификацию сред обитания организмов;

  • Рассмотреть взаимосвязи живых организмов между собой и со средой обитания; их роль в природе и жизни человека;

  • Познакомиться с биологическими науками.

Изучение нового материала

Возьмите в руки свой учебник. Как назвал его автор? Правильно Биология. Пономорева 5 класс.

Откройте оглавление учебника. Как называются большие группы организмов, объединяющие бактерии, грибы, растения? – Отлично! Царства!

Представители какого царства «не попали» в данный учебник? Все верно — животных мы будем изучать в 7 классе.

Постарайтесь запомнить эти четыре царства живой природы.

Найдите глазами в начале § 1 «Биология – наука о живой природе» число видов, живущих на нашей планете.

Некоторые ученые говорят о десяти миллионах видов! Открытия новых видов продолжаются…Мы с вами – ученые люди.

Современная биология — это целая система биологических наук.

БИОЛОГИЯ

Ботаника Зоология Микология Микробиология Экология

Под каждым названием нарисуйте какой — нибудь объект, характеризующий данную науку. Например, зоология – рыбка, микология – гриб и т.д.

Взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания изучает специальная биологическая наука — экология («ойкос» — «дом», «логос» — «наука»).

Эти отношения различны: пищевые, использование в качестве мест обитания и др.

Молодцы, а теперь давайте подумаем, Все организмы взаимосвязаны между собой множеством отношений. Самые заметные среди них – пищевые.

Например:

Растения – растительноядные (травоядные) животные – хищники (плотоядные животные).

Бактерии гниения питаются мертвыми остатками организмов, например, опавшей листвой, умершими животными. В биологии есть такое понятие как живая оболочка Земли, как вы считаете, какое название у нее будет?

Хорошо, первое имя будет ей Био а второе? Шар? А как шар по-другому назовем? Правильно – сфера! Биосфера!

Мы с вами познакомимся с понятием «биосфера».

Биосфера – это оболочка Земли, заселенная живыми существами, по-другому это живая оболочка Земли. Давайте запишем определение.

Но в биологии чаще используют термин «среда обитания организма».

Среда обитания – это то место, где обитает живой организм, оказывающая прямое или косвенное воздействие на организм. Давайте запишем определение. Всего у нас есть 4 среды обитания. Каждая из сред обитания имеет свои свойства, и животные или растения к ним приспосабливаются.

— Наземно-воздушная (птицы, насекомые)

— Водная (рыбы)

— Почвенная (животные, черви, насекомые)

Откройте рисунок 10 на странице 19 учебника. Кто из нас ошибся: я, сказав, что сред – 4, или автор учебника, подписав на картинке всего 3 среды?

Все верно, я ошиблась, я вам не сказала про 4 среду обитания – это организменная. По-другому ее еще называют паразитической средой. Это среда, образуемая самими живыми организмами, в которых обитают другие организмы.

Выполним здание в рабочей тетради 1 под цифрой 2.

Второй этап: Закрепление:

— Что изучает наука биология?

— Охарактеризуйте разнообразие живых организмов?

— Что будет, если человек лишится биологических знаний?

(Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять и улучшать условия жизни).

Третий этап урока: Рефлексия: Выскажите свои ощущения

Я узнал…
Я научился….
Мне понравилось…
Я затруднялся …..
Мое настроение…

Четвертый этап: Домашнее задание: прочитать § 1. Выполнить в рабочей тетради задания 3- 5.

infourok.ru

Конспект Биология «Биология-наука о живой природе» (5 класс)

Раздел 1. Биология – наука о живой природе

5 класс

Тема урока. «Биология – наука о живой природе».

Дата проведения. 07.09.2016г.

Тип урока урок «открытия» нового знания

Форма проведения индивидуальная, фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы и приемы обучения частично-поисковый, проблемный, наглядный: просмотр презентации; методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой.

Используемая технология: критического мышления, коллективного творческого дела, проблемного обучения.

Цель урока. Сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы, о роли биологических знаний в жизни человека.
Развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу.
Пробудить интерес к изучению нового предмета.
Воспитывать ответственное отношение к окружающей среде.

Задачи. Образовательные: — продолжить формирование представлений о царствах живой природы — сформировать первоначальные представления о многообразии растительного мира — познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности

Развивающие: — развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся — развивать интерес к биологическим знаниям — формировать умение применять знания в решении учебных и жизненных задач

Воспитательные: — формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения растений, бактерий, грибов в природе и жизни человека — создание комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни

Планируемые образовательные результаты. Личностные УУД: — овладение на уровне общего образования законченной системой биологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях — осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Регулятивные УУД: — высказывать свое предположение на основе учебного материала — проговаривать последовательность действий на уроке — работать по плану, инструкции, осуществлять само- контроль

Познавательные УУД: — формирование и развитие по средствам биологи- ческих знаний познавательных интересов, интеллекту- альных и творческих результатов — умение вести самостоятельный поиск. Анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств

Коммуникативные УУД: — слушать и понимать речь других — формирование и аргументация своего мнения и позиции — уметь устно и письменно выражать свою мысль

Основные термины, понятия. Биология. Биосфера, ботаника, зоология, анатомия, общая биология, микробиология. цитология, микология, бриология. Альгология, палеоботаника, генетика, биофизика

Оборудование Учебник Рабочая тетрадь Энциклопедия по биологии Библиотека наглядных пособий «Природоведение» Технические средства обучения: Компьютер Медиапроектор

План урока.

1

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

5мин

2

Постановка темы и задачи урока

5мин

3

Формирование новых понятий и способов действия

15мин

4

Формирование умений и навыков

10мин

5

Рефлексия

5мин

6

Домашнее задание

5мин

Этап урока (указать название этапа)

Информационный блок (здесь прописываются научные знания в различных формах, которые будут предъявляться учащимся, т.е. собственно содержание учебного материала)

Деятельностный блок (содержит перечень действий учащихся)

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

(УУД)

Методический блок (указываются методы, приемы и педагогические технологии, используемые учителем на каждом из этапов урока)

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности 5мин

1. Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание:

“Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”. (Н.И. Пирогов)

Задание на экране (слайд 2)

Ученик:

1.Объясняют смысл, данного высказывания, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке.

2. Осуществляют поиск информации в учебнике.

3. Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи.

Метапредметные УУД: целеполагание – формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно

Частично-поисковый

Фронтальная работа

Проблемный

2.Постановка темы и задачи урока 5мин

Выделите естественные тела живой природы:

1.Живая природа; 2. Неживая природа; А. Вода; Б. Животные; В. Бактерии; Г. Горные породы; Д. Грибы; Е. Воздух; Ж. Растения; З.Тепло; И.Почва.(слайд 3)

Учитель слушает учащихся, записывает на доске ответы 5 учеников из каждой пары, открывает правильные ответы:  1. Б, В, Д, Ж

3) Вопрос: назовите признаки, по которым выделили тела живой природы.(слайд 4)

4) Вопрос: назовите науку, которая изучает жизнь.
Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки. (слайд 5,6)

Учитель знакомит с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним

5) Вопросы:

1.Что такое биология?

2.Назовите тему нашего урока. (слайд 7)

3.Сформулируйте цель урока.

Учащиеся по очереди объявляют ответы.

Ответ: раздражимость, обмен веществ, размножение, клеточное строение.

Ответ: Биология

Учащиеся делают отметки в оценочных листах 

Учащиеся слушают учителя, изучают структуру учебника, читают полезные советы в памятке задают вопросы учителю.

Биология – это наука о жизни.

Биология – наука о живой природе

Изучить, что изучает наука биология, определить значение биологических знаний в современной жизни.

Предметные умения: учащиеся знакомятся с пониманем, что биология – наука о живых организмах; интерес к изучению биологических наук и объектов.

Метапредметные универсальные учебные действия: познавательные: общеучебные – используют приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизируют информацию; формулируют проблему, коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно используют речевые

средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивают разные точки зрения, аргументируют свою точку зрения, отстаивают свою позицию; регулятивные: осуществление учебных действий – принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя; отвечают на поставленные вопросы, работают с текстом параграфа и его компонентами;

наглядный: просмотр презентации

Групповая работа

Частично-поисковый

3.Формирование новых понятий и способов действия 15мин

Объяснение учителя “биологические дисциплины” рисунок 1, с.6 учебника(слайд 9)

6) Выполните задание №1, с.4 в рабочей тетради (на печатной основе). Найдите в тексте учебника с.6 понятия, указанные ниже и закончите предложения
7) Прочитайте текст на с.7, составьте план, используя инструкцию “Требования к составлению плана параграфа” с.18 учебника. Опиши устно по плану строение биосферы, используя рис.2, с.7

Физкультминутка:

Проводит релаксационные упражнения

8).Рассмотрите рис 3, с.8, ответьте на вопрос: что будет, если человек лишится биологических знаний…..

Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки.

Рассматривают рисунок 1, с.6, слушают учителя, составляют клайстера «Биологические дисциплины»

Выполняют упражнения

Выдвигают предположения,

Приводятся факты, которые можно найти в тексте, рисунке, личного опыта.

Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист

Работа в группах

Наблюдение

Работа парами

Индивидуальная работа

4Формирование умений и навыков 10мин

Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Биология – это наука, которая изучает жизнь. Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять и улучшать условия жизни.

Объясни:
Экология – это…, Биосфера — это ….
Биология – это…(слайд 11)
Учитель выставляет оценки, называет отличившихся учеников

Учащиеся выполняют упражнение.

Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист

Личностные умения: самоопределение – владеют коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе учебной деятельности, владеют адекватной позитивной самооценкой

Метапредметные УУД: целеполагание — осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий

методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой.

5.Рефлексия 5мин

Учитель просит высказать свои ощущения

Я узнал…

Я научился….

Мне понравилось…

Я затруднялся …..

Мое настроение…

Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет

слайд 13)

Ученики в оценочных листах подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты деятельности с целью урока.

Личностные умения: самоопределение-

владеют адекватной позитивной самооценкой

методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой.

6.Домашнее задание 5мин

В учебнике изучить статью “Как работать с учебником” и § 1 “Биология — наука о живой природе”.

В рабочей тетради выполнить задания 3, 4 и 5

Дополнительноу знатьоб одной из биологических наук больше, чем сказано в учебнике, записать коротко 3-5 предложений в тетрадь о ней. Можно сделать зарисовки, найти фотографии, сделать компьютерную презентацию

Записывают домашнее задание, задают вопросы

Предметные:

используют приобретенные знания и умения для выращивания комнатных растений, ухода за ними

Личностные:

проявление

любознательности, интереса к изучению природы

Индивидуальная

Самоанализ урока биологии в 5 классе

МБОУ «Шаташинская средняя школа» Медвецкой Елены Константиновны

Тема урока: «Биология – наука о живой природе».

Краткая характеристика класса, в котором был проведён урок: в классе 14 человек. Успеваемость за все годы обучения 100%. В классе 2 отличницы, 8 учатся на 4 и 5. В классе с начальной школы сформирован интерес к учебе.

Данный урок, второй по теме «Биология – наука о живой природе».  в 5 классе Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и рабочей программы: Биология. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников.  относится к типу урока – открытие новых знаний, с использованием ИКТ (использование ИКТ позволило «уплотнить» урок, применить различные формы работы, кроме этого, с помощью компьютерных технологий была организована деятельность детей, позволяющая активизировать мыслительную деятельность учащихся).

Были поставлены следующие цели и задачи:

Цель:

. Сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы, о роли биологических знаний в жизни человека.
Развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу.
Пробудить интерес к изучению нового предмета.
Воспитывать ответственное отношение к окружающей среде.

Задачи:

Планируемые образовательные результаты. Личностные УУД: — овладение на уровне общего образования законченной системой биологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях — осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Регулятивные УУД: — высказывать свое предположение на основе учебного материала — проговаривать последовательность действий на уроке — работать по плану, инструкции, осуществлять само- контроль

Познавательные УУД: — формирование и развитие по средствам биологи- ческих знаний познавательных интересов, интеллекту- альных и творческих результатов — умение вести самостоятельный поиск. Анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств

Коммуникативные УУД: — слушать и понимать речь других — формирование и аргументация своего мнения и позиции — уметь устно и письменно выражать свою мысль

На уроке использовались компьютерные технологии с целью повышения качества образования (использование интерактивной доски, компьютера, проектора происходит с соблюдением требований СанПиН). Чтобы максимально активизировать обучение, систематически и последовательно раскрыть содержимое ведущих понятий (для визуального восприятия материала, осуществления взаимопроверки, выполнения заданий на развитие внимания, наблюдательности и т.д.),  но при этом большое внимание уделялось живому слову учителя.

На уроке соблюдались все этапы, характерные для данного типа урока, рационально использовалось время каждого этапа. Каждый этап имел свою задачу.

Задача организационного этапа – быстро включить класс в деловой ритм, психологически настроить на урок, привлечь внимание учащихся. Данный момент был кратковременным, так как с первых минут урока установилось взаимопонимание,  доброжелательное отношение между детьми и мною.

Постановка темы и задач второго этапа – актуализация ранее изученного материала, задавались задания для групповой работы.

Этап изучения новой темы начался с задач. Учащиеся активно подключились к формулированию темы урока, задач. Получилось своеобразная проблемная ситуация, повышающая мотивацию к изучению темы.

В течение всего урока, в том числе и при изучении новой темы, старалась как можно больше привлечь ребят к деятельности, то есть использовала активные формы обучения, например. Ребята в классе увлечённые,  поэтому и состоялось выступление девочки (было дано опережающее задание). Заинтересованность учащихся доказывается и вопросами, поступившими после её выступления.

Таким образом, в течение всего урока происходила работа над формированием аналитических навыков учащихся, что предполагается технологией критического мышления, развивающего обучения. Каждый обучающийся работал в зоне своего ближайшего развития.

На этапе рефлексии, кроме вопросов, попросила высказать свои ощущения.

В соответствии с требованиями к современному уроку осуществлялась координация учебного материала с целью формирования у учащихся целостного восприятия.

Содержание урока соответствовало принципам дидактики: доступность, системность, последовательность, связь с жизнью, наглядность. Стремилась выдержать системную структуру урока. Каждый этап имел логическую завершённость.

Реализация целей урока осуществлялась и посредством заданий индивидуального характера и деятельностью всего класса.

На уроке царила атмосфера сотрудничества.

Считаю работу обучающихся в течение урока в целом успешной.

Учащиеся получили дифференцированное домашнее задание (по содержанию, характеру, объёму) для разных групп учащихся с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими.

infourok.ru

Урок биологии по теме «Биология – наука о живой природе». 5-й класс

Разделы: Биология


Несмотря на глобальные изменения общественного развития, учебная книга остается основным средством обучения во всех странах мира. Роль школьного учебника сегодня не только не уменьшилась, но значительно возросла, хотя и принципиально изменилась в условиях ФГОС. В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Что же такое школьный учебник биологии для пятиклассника в условиях внедрения федерального государственного стандарта общего образования второго поколения? Какие же новые задачи ставят все эти изменения перед современным учителем, и как ему в решении этих задач может и должен помочь учебник? Учебник – краткий свод биологических научных сведений, он определяет объём изучаемого материала, уровень и структуру базовых знаний школьников, является методическим пособием по формированию универсальных учебных умений. С помощью универсальных учебных действий учащиеся получают большие возможности на уроках биологии – “умение учиться”, а именно результативно мыслить и работать с информацией, общаться, взаимодействовать с людьми, организовывать свою деятельность, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей, отвечать за свой выбор. Учебник уже не является главным источником информации, но он является навигатором в мощном и противоречивом информационном пространстве, первым помощником учителю в реализации многочисленных задач современного образования особенно на начальных этапах развития самостоятельной деятельности, а также фундаментом организации познавательной деятельности учащихся. Умение работать с ним – важное условие для воспитания самообразования школьников на ступени обучения в основной школе. Особенно важно многократное использование учебника в школьном курсе биологии в пятом классе.

В условиях модернизации российского образования учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках биологии. В начальной школе учителя закладывают элементы работы с учебником. Задача учителя работающего в 5-м классе – продолжить формировать навык работы с учебником, который помогал бы и был практически использован учеником в системе биологических знаний. В настоящее время, когда учитель имеет возможность выбора учебника, необходимо найти такой учебник и эффективные приёмы работы с ним, которые обеспечат формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.

Хорошим помощником учителя в учебном процессе является учебно-методический комплекс Пасечника В.В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 кл., М.:Дрофа. Например, в введении учебника размещена памятка, как составить план к тексту параграфа, предметный указатель, все перечисленное облегчает работу ученику по добыванию познавательного материала, повышает эффективность урока. Составление плана к тексту параграфа развивает мыслительную деятельность, умение выражать точно последовательно свои мысли, развивает монологическую речь, умение слушать и др. Данный вид деятельности повышает уровень понимания текста, что способствует овладению прочными знаниями.

Систематическая работа с текстом создает условия для формирования у школьников информационных компетентностей: умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, умение находить и анализировать информацию, умение использовать необходимую информацию при изучении биологии. Существует огромное количество приёмов работы с учебником, но хочу выделить основные, которые чаще всего использую в школьном курсе, которые помогают формировать регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные умения. Наиболее эффективные приемы, которые использую на уроке для усвоения базового уровня – это нахождение в тексте учебника ответов на вопросы; составление схем и таблиц по тексту учебника; работа с иллюстрациями, рисунками; составление плана, рассказа по плану. Овладение умением работать с текстом проявляется в способности учащихся быстро прочитать и понять его – это очень важно для пятиклассников при переходе из начальной в основную школу. Учащиеся выбирают из текста нужные сведения и составляют ответ на вопрос с учётом основного содержания изучаемого материала в соответствии с поставленными целями урока.

В работе с учебником широко использую разные приёмы составления схем, таблиц для усвоения биологических знаний и овладения умениями в процессе организации познавательной деятельности. Сначала предлагаю готовые схемы и таблицы, выполненные учителем. В дальнейшем работа с таблицами усложняется, (увеличивается число граф), при этом учащиеся учатся делать краткие записи. Организация учебной деятельности по составлению схем особенно необходима при изучении вопросов классификации растений и животных, процессов жизнедеятельности, происходящих в клетке, организме, взаимосвязей в экосистеме и др. Подобная работа способствует обобщению и систематизации знаний, учит проводить отбор нужных сведений, позволяет определить место каждой систематической категории в системе органического мира и установить родственные связи между ними.

Большое значение имеет организация работы с иллюстрациями учебника. Иллюстрации в учебнике биологии составляют небольшую часть, но в них наглядно отображается содержание текста, они дополняют и конкретизируют его. Как правило, у школьников вызывают затруднения рисунки, на которых отображены процессы жизнедеятельности, оплодотворение, размножение и развитие. Усложнением поисковой работы с рисунками могут служить задания на нахождение ответов на вопросы в качестве самостоятельного источника знаний. Таким образом, можно сделать вывод, что для пятиклассников основным источником получения знаний и формирования универсальных учебных действий остаётся учебник, несмотря на современные носители информации, в которых также приходится работать с текстовой информацией.

Предлагаю ознакомиться с возможностями использования учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5-м классе в плане конспекта урока.

План – конспект урока по биологии

Тип урока: урок “открытия” нового знания.

Тема: Биология — наука о живой природе.

Цели урока:

Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Образовательная: формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.

Задачи:

Образовательная: учить учащихся составлять план к тексту параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.

Развивающая: развивать общеучебные компетенции:

Коммуникативные: (владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи).

Интеллектуальные: (анализ, оценивание, классификация, обобщение).

Информационные: (умение извлекать информацию из текста учебника, применять).

Организационные: (умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).

Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия “биология”, “биосфера”, “экология”.

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.

Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Основные понятия урока: биология, биосфера, экология.

Методы:

Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические ( поиск информации, работа с рисунками)

Дополнительные: частично – поисковый.

Основные вопросы: что изучает биология, значение биологии.

Средства обучения:

  1. Учебник Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;
  2. Рабочая тетрадь к учебнику;
  3. Оценочный лист.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Ход урока

(см. технологическую карту)

Этап урока

Содержание, деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД Планируемые результаты ( К- коммуникативные, Л-личностные, П-познавательные, Р-регулятивные)

Формы организации урока

I.Актуализация знаний

Беседа учителя с учащимися о биологии как науке, о жизни, о разнообразии живых организмов.

1) Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание:

“Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”. (Н.И. Пирогов)

Задание на экране

Объясняют смысл, данного высказывании, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке.

2. Осуществляют поиск информации в учебнике. 3. Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи.

Л: оценивают ситуации

К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог

Фронтальная
2) Выделите естественные тела живой природы:

1.Живая природа; 2. Неживая природа; А. Вода; Б. Животные; В. Бактерии; Г. Горные породы; Д. Грибы; Е. Воздух; Ж. Растения; З.Тепло; И.Почва.

Учитель слушает учащихся, записывает на доске ответы 5 учеников из каждой пары, открывает правильные ответы:  1. Б, В, Д, Ж

Учащиеся по очереди объявляют ответы. П: выбирают основания для классификации объектов

К: доносят свою позицию до других владея монологической речью; слушают собеседника и вступают с ним в диалог

В парах
3) Вопрос: назовите признаки, по которым выделили тела живой природы. Ответ: раздражимость, обмен веществ, размножение, клеточное строение.    
4) Вопрос: назовите науку, которая изучает жизнь.
Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки.
Ответ: Биология

Учащиеся делают отметки в оценочных листах  (см. приложение № 1)

   
II. Знакомство учащихся с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним Учитель знакомит с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним Учащиеся слушают учителя, изучают структуру учебника, читают полезные советы в памятке (приложение № 2) задают вопросы учителю. К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы Фронтальная
III.Изучение нового материала

1. Целепологание

5) Вопросы:
  1. Что такое биология?
  2. Назовите тему нашего урока.
  3. Сформулируйте цель урока.
Биология – это наука о жизни.

Биология – наука о живой природе

Изучить, что изучает наука биология, определить значение биологических знаний в современной жизни.

Р: определяют цели деятельности

К: принимают, сохраняют цели и следуют им в учебной деятельности; составляют отзыв на ответ одноклассника

Фронтальная
2. Биологические дисциплины Объяснение учителя “биологические дисциплины” рисунок 1, с.6 учебника Рассматривают рисунок 1, с.6, слушают учителя П: учатся считывать информацию со схемы; В группах
3. Введение и отработка понятий “биология”, “биосфера”, “экология”. 6) Выполните задание №1, с.4 в рабочей тетради (на печатной основе). Найдите в тексте учебника с.6 понятия, указанные ниже и закончите предложения
7) Прочитайте текст на с.7, составьте план, используя инструкцию “Требования к составлению плана параграфа” с.18 учебника. Опиши устно по плану строение биосферы, используя рис.2, с.7
Читают текст, выписывают понятия в тетрадь

Читают текст, составляют план, записывают в тетради, используя план, рис.2 с.7 готовят рассказ

П: осуществляют поиск информации;

П: осуществляют поиск информации; составляют простой план

К: готовят устный рассказ;

Р: работают по инструкции

В парах
4.Значение биологических знаний в жизни человека. 8).Рассмотрите рис 3, с.8, ответьте на вопрос: что будет, если человек лишится биологических знаний…..

Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки.

Выдвигают предположения,

Приводятся факты, которые можно найти в тексте, рисунке, личного опыта.

Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист (см. приложение № 1)

П: выдвигают гипотезы и их обосновывают;

К: выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Индивидуальная

Фронтальная беседа с использование рисунка 3 учебника

IV. Закрепление Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Биология – это наука, которая изучает жизнь. Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять и улучшать условия жизни.

Объясни:
Экология – это…, Биосфера — это ….
Биология – это…
Учитель выставляет оценки, называет отличившихся учеников

Учащиеся выполняют упражнение.

Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист (см. приложение № 1)

П: мысленное воспроизведение понятий.

К: оформляют свои мысли в устной форме.

Л: подводят итоги своей деятельности

Фронтальная
V. Рефлексия Учитель просит высказать свои ощущения

Я узнал…
Я научился….
Мне понравилось…
Я затруднялся …..
Мое настроение…

Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет)

Ученики в о

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок «Биология — наука о живой природе» 5 класс пасечник

Урок 1

Биология – наука о живой природе.

Цели и задачи:

Образовательные:

Развивающие:

  • формирование умений работать с различными источниками информации;

  • формирование самостоятельности и ответственности в работе, умения ставить перед собой цели и добиваться их, навыки самоанализа;

  • формирование умения публичного выступления.

Воспитательные:

  • формирование у учащихся научного мировоззрения;

  • показать роль живых организмов в пищевой цепи питания, защита любого звена этой цепи

Методы: объяснительно-иллюстративный, объясняющая беседа.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: урок изучение нового материала

Технологии: приемы развития критического мышления, …

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, видео.

Структура урока:1. Орг. Момент 2-3 мин.

2. актуализация знаний 1-2 мин.

3. изучение нового материала 20-25 мин.

4. Рефлексия 3-5 мин.

5. д/з 1-2 мин.

  1. Орг.момент

  2. Актуализация знаний

Слайд 1

«Нет ничего более изобретательного, чем природа». «Нет, ничего более упорядоченного, чем природа». Марк Цицерон.

Стр. 6 вопросы «подумайте»

  1. Изучение нового материала

Слайд 2

Тема урока: Биология – наука о живой природе.

Слайд 3

Чтение учебника стр. 6 2-й абзац

Запись в РТ стр.4 №1 1 строчка

Биология – это наука, изучающая строение, жизнедеятельность организмов, их многообразие, сообщества, связи с окружающей средой, законы исторического и индивидуального развития.

  • Назовите признаки жизни (питаются, дышат, размножаются, растут, развиваются)

Игра «»Живое, неживое» (в сумке разные предметы, не глядя достать предмет, определить живой он или нет и объяснить почему)

Слайд 4

Биология это комплексная наука. Она включает в себя: вирусологию (вирусы), микологию (грибы), бактериологию (бактерии), анатомию (строение организма), зоологию (животные), ботанику (растения), цитология ( клетка), генетика (наследственность и изменчивость), экология (отношение организмов между собой и окружающей средой)

Слайд 5

Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Они живут везде: на суше, в воде, в воздухе. Область распространения составляет особую оболочку – биосферу.

Биосфераживая оболочка Земли.

РТ стр.5 №3 – самостоятельно.

Ограничивают оптимальные условия.

Оптимальные условия:

  1. Наличие кислорода

  2. Наличие воды

  3. Наличие питательных веществ

  4. Определенная температура

  • Посмотрите на рис. стр.7 рис.3 или слайд и ответьте: где больше всего организмов? (на границе 3-х сред)

  • Почему? (там оптимальные условия)

Слайд 6

Слайд 7

Выделяют 4 царства живой природы

По каким же признакам можно отнести живые организмы к данным группам?

Слайд 8

Состоят из одной клетки и не имеют ядра.

Имеют хлорофилл и образуют на свету органические вещества, выделяя кислород.

Питаются готовыми органическими веществами и способны к передвижению.

Сочетают признаки растений и животных, питаются готовыми органическими веществами.

Биология имеет огромное значение. Какое именно: стр. 8 и РТ №5.

  1. Рефлексия

Оцените свою работу:

  • Мне было интересно и я активно работал

  • Я работал хорошо

  • Мне было скучно и я плохо работал

  1. Д/з

П.1 – читать и пересказывать, РТ доделать всю тему до конца.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *