cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Биология 5 класс фгос что изучает биология – Уроки по биологии 5 класс

Проведение уроков биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС.

Проведение уроков биологии по теме

«Биология – наука о живой природе». 5-й класс

Несмотря на глобальные изменения общественного развития, учебная книга остается основным средством обучения во всех странах мира. Роль школьного учебника сегодня не только не уменьшилась, но значительно возросла, хотя и принципиально изменилась в условиях ФГОС. В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Что же такое школьный учебник биологии для пятиклассника в условиях внедрения федерального государственного стандарта общего образования второго поколения? Какие же новые задачи ставят все эти изменения перед современным учителем, и как ему в решении этих задач может и должен помочь учебник? Учебник – краткий свод биологических научных сведений, он определяет объём изучаемого материала, уровень и структуру базовых знаний школьников, является методическим пособием по формированию универсальных учебных умений. С помощью универсальных учебных действий учащиеся получают большие возможности на уроках биологии – “умение учиться”, а именно результативно мыслить и работать с информацией, общаться, взаимодействовать с людьми, организовывать свою деятельность, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей, отвечать за свой выбор. Учебник уже не является главным источником информации, но он является навигатором в мощном и противоречивом информационном пространстве, первым помощником учителю в реализации многочисленных задач современного образования особенно на начальных этапах развития самостоятельной деятельности, а также фундаментом организации познавательной деятельности учащихся. Умение работать с ним – важное условие для воспитания самообразования школьников на ступени обучения в основной школе. Особенно важно многократное использование учебника в школьном курсе биологии в пятом классе.

В условиях модернизации российского образования учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках биологии. В начальной школе учителя закладывают элементы работы с учебником. Задача учителя работающего в 5-м классе – продолжить формировать навык работы с учебником, который помогал бы и был практически использован учеником в системе биологических знаний. В настоящее время, когда учитель имеет возможность выбора учебника, необходимо найти такой учебник и эффективные приёмы работы с ним, которые обеспечат формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.

Хорошим помощником учителя в учебном процессе является учебно-методический комплекс Пасечника В.В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 кл., М.:Дрофа. Например, в введении учебника размещена памятка, как составить план к тексту параграфа, предметный указатель, все перечисленное облегчает работу ученику по добыванию познавательного материала, повышает эффективность урока. Составление плана к тексту параграфа развивает мыслительную деятельность, умение выражать точно последовательно свои мысли, развивает монологическую речь, умение слушать и др. Данный вид деятельности повышает уровень понимания текста, что способствует овладению прочными знаниями.

Систематическая работа с текстом создает условия для формирования у школьников информационных компетентностей: умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, умение находить и анализировать информацию, умение использовать необходимую информацию при изучении биологии. Существует огромное количество приёмов работы с учебником, но хочу выделить основные, которые чаще всего использую в школьном курсе, которые помогают формировать регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные умения. Наиболее эффективные приемы, которые использую на уроке для усвоения базового уровня – это нахождение в тексте учебника ответов на вопросы; составление схем и таблиц по тексту учебника; работа с иллюстрациями, рисунками; составление плана, рассказа по плану. Овладение умением работать с текстом проявляется в способности учащихся быстро прочитать и понять его – это очень важно для пятиклассников при переходе из начальной в основную школу. Учащиеся выбирают из текста нужные сведения и составляют ответ на вопрос с учётом основного содержания изучаемого материала в соответствии с поставленными целями урока.

В работе с учебником широко использую разные приёмы составления схем, таблиц для усвоения биологических знаний и овладения умениями в процессе организации познавательной деятельности. Сначала предлагаю готовые схемы и таблицы, выполненные учителем. В дальнейшем работа с таблицами усложняется, (увеличивается число граф), при этом учащиеся учатся делать краткие записи. Организация учебной деятельности по составлению схем особенно необходима при изучении вопросов классификации растений и животных, процессов жизнедеятельности, происходящих в клетке, организме, взаимосвязей в экосистеме и др. Подобная работа способствует обобщению и систематизации знаний, учит проводить отбор нужных сведений, позволяет определить место каждой систематической категории в системе органического мира и установить родственные связи между ними.

Большое значение имеет организация работы с иллюстрациями учебника. Иллюстрации в учебнике биологии составляют небольшую часть, но в них наглядно отображается содержание текста, они дополняют и конкретизируют его. Как правило, у школьников вызывают затруднения рисунки, на которых отображены процессы жизнедеятельности, оплодотворение, размножение и развитие. Усложнением поисковой работы с рисунками могут служить задания на нахождение ответов на вопросы в качестве самостоятельного источника знаний. Таким образом, можно сделать вывод, что для пятиклассников основным источником получения знаний и формирования универсальных учебных действий остаётся учебник, несмотря на современные носители информации, в которых также приходится работать с текстовой информацией.

Предлагаю ознакомиться с возможностями использования учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5-м классе в плане конспекта урока.

План – конспект урока по биологии

Тип урока: урок “открытия” нового знания.

Тема: Биология — наука о живой природе.

Цели урока:

Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Образовательная: формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.

Задачи:

Образовательная: учить учащихся составлять план к тексту параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.

Развивающая: развивать общеучебные компетенции:

Коммуникативные: (владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи).

Интеллектуальные: (анализ, оценивание, классификация, обобщение).

Информационные: (умение извлекать информацию из текста учебника, применять).

Организационные: (умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).

Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия “биология”, “биосфера”, “экология”.

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации.

Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Основные понятия урока: биология, биосфера, экология.

Методы:

Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические ( поиск информации, работа с рисунками)

Дополнительные: частично – поисковый.

Основные вопросы: что изучает биология, значение биологии.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Ход урока (см. технологическую карту)

Этап урока

Содержание, деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД Планируемые результаты ( К- коммуникативные, Л-личностные, П-познавательные, Р-регулятивные)

Формы организации урока

I.Актуализация знаний

Беседа учителя с учащимися о биологии как науке, о жизни, о разнообразии живых организмов.

1) Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание:

“Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”. (Н.И. Пирогов)

Задание на экране

Объясняют смысл, данного высказывании, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке.

2. Осуществляют поиск информации в учебнике. 3. Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи.

Л: оценивают ситуации

К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог

Фронтальная

2) Выделите естественные тела живой природы:

1.Живая природа; 2. Неживая природа; А. Вода; Б. Животные; В. Бактерии; Г. Горные породы; Д. Грибы; Е. Воздух; Ж. Растения; З.Тепло; И.Почва.

Учитель слушает учащихся, записывает на доске ответы 5 учеников из каждой пары, открывает правильные ответы:  1. Б, В, Д, Ж

Учащиеся по очереди объявляют ответы.

П: выбирают основания для классификации объектов

К: доносят свою позицию до других владея монологической речью; слушают собеседника и вступают с ним в диалог

В парах

3) Вопрос: назовите признаки, по которым выделили тела живой природы.

Ответ: раздражимость, обмен веществ, размножение, клеточное строение.

 

 

4) Вопрос: назовите науку, которая изучает жизнь.
Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки.

Ответ: Биология

Учащиеся делают отметки в оценочных листах  (см.приложение № 1)

 

 

II. Знакомство учащихся с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним

Учитель знакомит с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним

Учащиеся слушают учителя, изучают структуру учебника, читают полезные советы в памятке (приложение № 2) задают вопросы учителю.

К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы

Фронтальная

III.Изучение нового материала

1. Целепологание

5) Вопросы:

  1. Что такое биология?

  2. Назовите тему нашего урока.

  3. Сформулируйте цель урока.

Биология – это наука о жизни.

Биология – наука о живой природе

Изучить, что изучает наука биология, определить значение биологических знаний в современной жизни.

Р: определяют цели деятельности

К: принимают, сохраняют цели и следуют им в учебной деятельности; составляют отзыв на ответ одноклассника

Фронтальная

2. Биологические дисциплины

Объяснение учителя “биологические дисциплины” рисунок 1, с.6 учебника

Рассматривают рисунок 1, с.6, слушают учителя

П: учатся считывать информацию со схемы;

В группах

3. Введение и отработка понятий “биология”, “биосфера”, “экология”.

6) Выполните задание №1, с.4 в рабочей тетради (на печатной основе). Найдите в тексте учебника с.6 понятия, указанные ниже и закончите предложения
7) Прочитайте текст на с.7, составьте план, используя инструкцию “Требования к составлению плана параграфа” с.18 учебника. Опиши устно по плану строение биосферы, используя рис.2, с.7

Читают текст, выписывают понятия в тетрадь

Читают текст, составляют план, записывают в тетради, используя план, рис.2 с.7 готовят рассказ

П: осуществляют поиск информации;

П: осуществляют поиск информации; составляют простой план

К: готовят устный рассказ;

Р: работают по инструкции

В парах

4.Значение биологических знаний в жизни человека.

8).Рассмотрите рис 3, с.8, ответьте на вопрос: что будет, если человек лишится биологических знаний…..

Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки.

Выдвигают предположения,

Приводятся факты, которые можно найти в тексте, рисунке, личного опыта.

Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист (см.приложение № 1)

П: выдвигают гипотезы и их обосновывают;

К: выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Индивидуальная

Фронтальная беседа с использование рисунка 3 учебника

IV. Закрепление

Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Биология – это наука, которая изучает жизнь. Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять и улучшать условия жизни.

Объясни:
Экология – это…, Биосфера — это ….
Биология – это…
Учитель выставляет оценки, называет отличившихся учеников

Учащиеся выполняют упражнение.

Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист (см.приложение № 1)

П: мысленное воспроизведение понятий.

К: оформляют свои мысли в устной форме.

Л: подводят итоги своей деятельности

Фронтальная

V. Рефлексия

Учитель просит высказать свои ощущения

Я узнал…
Я научился….
Мне понравилось…
Я затруднялся …..
Мое настроение…

Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет)

Ученики в оценочных листах подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты деятельности с целью урока.

Л: подводят итоги своей деятельности: что получилось? Что не получилось?

Р: Что еще следует повторить?
Адекватно воспринимают оценки и отметки

Индивидуальная

VI. Задание на дом

В учебнике изучить статью “Как работать с учебником” и § 1 “Биология — наука о живой природе”.

Ответить на вопросы (устно) и подготовить сообщение по заданию в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 3, 4 и 5

Записывают домашнее задание, задают вопросы

К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы

Индивидуальная

infourok.ru

Презентация по биологии для 5 класса на тему «Что изучает биология?»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС

«ВВЕДЕНИЕ», «МИР БИОЛОГИИ»

Контрольная работа состоит из 17 различных заданий. Учитель может формировать различные варианты.

Выполнил_____________________ Класс_______________

  1. Соедини стрелками названия наук и объекты, которые она изучает.

Физика Растения

Химия Луна

Биология Гроза

География Горы

Астрономия Кислоты

Экология Загрязнение рек

2. Приведи по три примера тел, веществ и явлений природы:

Тела — ______________________________________________________________

Вещества – __________________________________________________________

Явления природы — __________________________________________________

___________________________________________________________________

3. Заполни таблицу «Методы изучения природы»

Метод

Лабораторное оборудование, приборы

Примеры

Наука

Наблюдение

изучение звезд

астрономия

термометр

температура воды

физика

Сравнение

гербарии растений

ботаника

Эксперимент

химический стакан, химические вещества

превращения веществ

4. Биология — это наука о живой природе. Биологи изучают разнообразие живых существ, строение их тел и работу органов, размножение и развитие организмов, их связи друг с другом и с неживой природой. Кроме того, учёные-биологи исследуют влияние людей на природу и разрабатывают способы её охраны.

Таким образом, биология — это не просто наука, а целый комплекс наук о живой природе.

Докажите справедливость этого высказывания.

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Вспомните ученых, которые внесли вклад в развитие науки биологии.

1 — Роберт Гук, 2 — Карл Линней, 3 — Грегор Мендель, 4 — Уильям Гарвей

_____ предложил такую классификацию организмов, в которой все виды имели латинские названия, состоящие из двух слов. Впервые стал глубоко изучать наследственность организмов австрийский учёный _____. Английский учёный _____ первым увидел в микроскоп клетку, а его соотечественник _____ выяснил, что кровь движется по кругу.

6. Нарисуйте клетку, укажите главные части клетки

7. Составьте схему классификации (снизу — вверх)

1. Класс Млекопитающие

2. Вид Медведь бурый

3.Тип Хордовые

4. Царство Животные

5. Род Медведь

6. Отряд Хищники

8. Распределите признаки царств (Б – бактерии, Р – растения, Ж – животные, Г — грибы)

1. Одноклеточные —

2. Активно двигаются —

3. Имеют грибницу —

4. Способны к фотосинтезу —

5. Растут в течение всей жизни —

6. Не имеют ядра —

9. Приведите по одному примеру, характеризующему значение живых организмов в природе и жизни человека

Царства

Бактерии

Грибы

Растения

Животные

Классификация

Значение в природе

Значение в жизни человека

10. Допишите термины.

Начало новому организму дают особые половые клетки. Женская половая клетка — это __________________. Мужские половые клетки у растений называют ________________, а у животных и человека —_____________________________.

Чтобы началось развитие нового организма, мужская и женская половые клетки сливаются. Этот процесс называется ____________________.

11. Заполни таблицу «Способы размножения».

Группа организмов

Способ размножения

Простейшие

Папоротники, Мхи, Грибы

Цветковые растения, Голосеменные растения

Рыбы, Земноводные

Птицы, Пресмыкающиеся

Звери

Яйца, семена, деление, споры, икра, живорождение

12. Почему дети похожи на своих родителей? Сформулируйте ответ в одно предложение.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

13. Любое живое существо, будь то бактерия, гриб, растение или животное — это неотъемлемая часть природы. Даже мелкие, незаметные и на первый взгляд незначительные существа играют в природе определённую важную роль. Учёные-экологи выделяют несколько групп живых организмов по функциям, выполняемым ими в природе. Это организмы-производители (зелёные растения), организмы-потребители (животные, в том числе и человек) и организмы-разрушители (бактерии и грибы).

Составьте схему с использованием групп живых организмов

14. Докажите, что знания биологии нужны человеку ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Вставьте в текст слова или словосочетания:

_________________________— это список редких и исчезающих видов организмов (грибов, растений и животных).

_______________________________ — это место, где учёные разводят отдельные виды животных и растений.

__________________________

это убежище для редких растений.

_______________ _____ — это место, где содержатся и изучаются редкие виды животных.

_______________________________ — это участок территории, на котором подлежат охране не только отдельные виды организмов, но всё природное сообщество целиком.

16. Напиши 3-5 правил здорового образа жизни:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Внимание! Опасность!

РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ

infourok.ru

План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему: Конспект урока по биологии 5 класс фгос

МКОУ «Тогульская оснвная общеобразовательная школа»

Конспект открытого урока по биологии 5 класс фгос

                                            Составила: учитель I категории

                                                        биолог-гограф

                                                           Боровцова А. В.

Тогул -2016

Автор урока: Боровцова Алена Владимировна

Должность: учитель биологии и географии

Образовательное учреждение: МКОУ «Тогульская ООШ»

Предмет: биология

Класс: 5

Продолжительность: 40 минут

Тема урока: Бактерии

Автор учебника: А. А. Плешаков, Н. И. Сонин Биология: введение в биологию, изд ДРОФА – 2013 год

Цель:

Познакомить учащихся с существенными признаками царства Бактерии, строением бактерий, особенностями жизнедеятельности, местами обитания, их ролью в природе и жизни человека;

Создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с разными источниками информации

Планируемые результаты:

  1. Личностные – сформированность познавательных интересов, направленных на изучение бактерий.
  2. Метапредметные : П- умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний; понимание роли бактерий в природе и жизни человека. К- использование для решения поставленных задач различных источников информации, умение работать совместно в атмосфере сотрудничества. Р- оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.
  3. Предметные – знание существенных признаков строения и жизнедеятельности бактерий; результатов строения бактерий с представителями других царств живой природы; роли бактерий в природе и жизни человека.

Оборудование и организация образовательного пространства:

учебник, презентация учителя, видеофрагмент (Антони Ван Левенгук), гнилые фрукты, материал для аппликации, цветные карандаши, маркер, 3 листа формата А3

Ход урока:

Учащиеся заранее разделены на группы, для удобной работы парты спарены. На доске записаны критерии оценки: 2- самостоятельно справился 1- обращался за помощью 0- требуется помощь

Перед уроком демонстрируется видеофрагмент (Жизнь и деятельность Антони Ван Левенгука)

  1. Определение темы, актуализация изучаемого материала, самоопределение к деятельности.

Здравствуйте – сл.1

Ребята сегодня собираясь к вам на урок, я хотела вам принести эти замечательные яблоки, но посмотрите, что с ними произошло. (демонстрация гнилых фруктов)

Кто их испортил? Ребята, не забывайте о «правиле поднятой руки» при ответе на уроке

Перед началом урока я включала видеофрагмент, кто был внимателен, о чем был фильм?

О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Что будем изучать?

Откройте пожалуйста ваши тетради и запишите тему урока. (учитель записывает тему урока на доске и демонстрируя ее на слайде проговаривает)

Как можно уберечь продукты от бактерий? Сл-3 Это и будет проблемный вопрос нашего урока и к нему мы вернемся в конце урока.

Ребята, посмотрите на тему урока и сформулируйте задачи?

А теперь запишите 1 задачу, которую вы считаете самой главной. (Следим за посадкой, спинку держим прямо, соблюдаем расстояние от ваших тетрадей до глазок.)

На каждом этапе урока я прошу вас себя оценить при помощи листа-самооценки. Возьмите лист и оцените свою работу, критерии самооценки есть на доске.

Сл-4. Я составила для вас план изучения темы нашего урока, что вы примите из моего плана, а что нет?

В какой последовательности мы будем изучать тему, вы согласны со мной или нет?

(после обсуждения сл-5 с правильным планом урока)

  1. Изучение нового материала.

Скажите, а что такое бактерии? Запишите ваши определения в тетрадях. (учитель поправляет ответы учащихся сл 6 определение )

А чем бактерии отличаются? Чтобы ответить на этот вопрос обратитесь к учебнику стр 60-62. (очень важно отметить их микроскопичность и безъядерность)

Таким образом если у бактерий нет ядра, следовательно они прокариоты (прокариоты записать на доске и разобрать его по составу: приставка про – до, корень кариот – ядерные вывод до ядерные)

Молодцы!

  1. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

А теперь, я предлагаю вам выполнить задание. Работа в группах 6 минут. Задания у вас на столах.

1 группа подготовьте аппликацию по строению бактерии

2 группа подготовьте рисунок форма бактерий

3 группа подготовьте схему о размножение бактерий и образовании спор

  1. Физкультминутка

Повторяй за мной тогда.

      Потянулись все вперед,

      Разминаем пальчики.

      Раз, два, три, четыре, пять

      Молодцы все девочки и  мальчики.

      Теперь наклоны головой,

      Из стороны в сторону.

      Поживее, не ленитесь,

И будет все здорово.

Вращения плечами начинай,

Чтоб прогнать усталость.

И не посетить тогда,

Твое тело слабость.

Разминка всем нужна всегда.

Ну что ребята, отдохнули? Да!

(Обсуждение работ по плану, отчеты групп)

1группа строение бактериальной клетки

2группа формы бактериальных клеток (учитель напоминает о чистке зубов стрептококки – это зубной налет)

3 группа способы размножения бактерий и образование спор ( все отчеты учащихся сопровождаются слайдами презентации)

Молодцы! Ребята посмотрите на наш план, что мы уже изучили? Что осталось?  (значение бактерий в природе и в жизни человека)

(Рассказ учеников с использованием текста учебника и собственного опыта)

Мы решили наши задачи?

Оцените свою деятельность, критерии на доске.

Домашнее задание

Прочитать параграф 11, ответить на вопросы и выполнить здания на стр 63.

Дополнительно: ответьте на вопрос Как дикие куры используют бактерий?

Возвращаясь к проблемному вопросу: Как можно уберечь продукты от бактерий?

Рефлексивная деятельность:

Ребята, закончите мою фразу: Я благодарен бактериям…..

Я выражаю недовольство бактериями……

А теперь нарисуйте смайлик у вас в тетради, который выражает ваше отношение к уроку.

Вы все молодцы! Большое спасибо за работу на уроке!

Задание для 1 группы

  1. Прочтите текст учебника и сделайте аппликацию «Строение бактериальной клетки».
  2. Подпишите органеллы клетки
  3. Расскажите о строение клетки бактерий, пользуясь своей аппликацией

Задание для 2 группы

  1. Прочтите текст учебника формы бактериальной клетки
  2. Нарисуйте и подпишите их названия
  3. Расскажите о формах бактериальной клетки используя свой рисунок

Задание для 3 группы

  1. Прочтите текст учебника способы размножения бактериальной клетки
  2. Составьте схему размножение бактериальной клетки, используйте схему при вашем рассказе
  3. Расскажите об образовании спор бактериями

nsportal.ru

Урок по биологии для 5 кл. «Что изучает биология»

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (Осознание проблемной ситуации)

Учитель фиксирует на доске план изучения новой темы:

  1. Что изучает биология (Биология, Экология, Биосфера).

  2. Биологические дисциплины.

  3. Значение биологии.

Обучающиеся слушают рассказ учителя, записывают план урока в тетрадь

Опрос дом.задания.

Изучение нового материала.

Создает условия для повторения изученной темы.

Приём – Личностно-ориентированный подход

  1. На доске схема: Метод:1……..

2……….

3……………

(необходимо дополнить эту схему)

2. Работа с терминологическим аппаратом:

Метод – это….

Наблюдение – это….

Эксперимент – это….

3.Коллективная работа по проверке выполнения задания 3

Создает условия для изучения новой темы.

Приём – Мозговой штурм

Повторение пройденного материала:

Что изучает биология?

_ Составьте синквейн понятия «Биология»

В синквейне5 строк»:

-1- понятие(слово)

2- прилагательные(2слова)

3- глаголы(3слова)

4-предложение (4 слова)

5 – существительное ( слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер.

Рассказывает новый материал, диктует определения под запись учащимся, показывает презентацию.

Биология – «биос»-жизнь, «логос»- учение. Наука о жизни, живых организмах, обитающих на земле.

Биосфера – (шар) включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы.

Приём – создание проблемной ситуации

Семья биологических наук? Как понять это выражение?

Биология:

  • Вирусология (вирусы)

  • Бактериология (бактерии)

  • Микология (грибы)

  • Ботаника (растения)

  • Зоология (животные)

  • Анатомия (строение органов)

  • Цитология (строение и жизнедеятельность клеток)

  • Физиология (функции организмов)

  • Биохимия и молекулярная биология (клеточные функции)

  • Генетика (наследственность и изменчивость организмов)

  • Эмбриология (индивидуальное развитие организмов)

  • Экология отношения организмов между собой и окружающей их средой.

Желающий заполняет схему у доски.

Остальные учащиеся выполняют работу по заполнению т.а.

Работают устно, проверяют правильность заполнения таблицы дома.

Отвечают на вопрос.

Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя,

пробуют составлять синквейн.

Слушают учителя,

Записывают понятия:

«биология, экология, биосфера»,

Пытаются ответить на этот вопрос

зарисовывают схему биологических дисциплин, смотрят презентацию.

5

Домашнее задание

Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости: п.3, определения знать.

Найти картинки, рисунки по отраслям биологии; Составить кроссворд « Семья биологических наук»

Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание.

intolimp.org

Биология-наука о жизни. 5 класс.ФГОС

Автор

Учитель биологии и химии Терюкова Елена Александровна

Предмет

биология

Класс

5

Тип урока

Вводный урок

Методы обучения

Словесные, наглядные, практические

Тема

Биология- наука о жизни

Цель

  1. обучающие: формирование представления об изучаемом предмете, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; ознакомление с учебником: авторами, условными обозначениями, изучение терминологии. Определяют понятия. Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника.

  2. развивающие: определение границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета.

  3. воспитывающие: развитие интереса к предмету «Биология».

Задачи

Образовательные:
— продолжить формирование представлений о царствах живой природы
— сформировать первоначальные представления о многообразии растительного мира
— познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники
безопасности
Развивающие:
— развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности
учащихся
— развивать интерес к биологическим знаниям
— формировать умение применять знания в решении учебных и жизненных задач
Воспитательные:
— формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости
бережного отношения к природе, на примере значения растений, бактерий, грибов
в природе и жизни человека
— создание комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и

Основные термины и понятия

Биология. Биосфера, ботаника, зоология, анатомия, общая биология, микробиология,
цитология, микология, бриология. Альгология, палеоботаника, генетика, биофизика.

Планируемый результат

Предметные умения

Личностные УУД:
— овладение на уровне общего образования
законченной
системой биологических знаний и умений, навыками
их применения в различных жизненных ситуациях
— осознание ценности биологических знаний, как
важнейшего компонента научной картины мира
Регулятивные УУД:
— высказывать свое предположение на основе учебного
материала
— проговаривать последовательность действий на уроке
— работать по плану, инструкции, осуществлять само-
контроль
Познавательные УУД:
формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих результатов
— умение вести самостоятельный поиск. Анализ, отбор
информации, её преобразование, сохранение,
передачу
и презентацию с помощью технических средств
Коммуникативные УУД:
— слушать и понимать речь других
— формирование и аргументация своего мнения и

Организация пространства

Форма работы

Ресурсы

Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
Групповая

Учебник
Рабочая тетрадь
Энциклопедия по биологии

Технические средства обучения:
Компьютер
Медиапроектор

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Мотивационно-ориентированный

Установить тематическую рамку («МОГУ»)
Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через
актуализацию знаний («НАДО»)
Создать условия для включения в учебную деятельность («ХОЧУ»)

Содержательно-деятельностный

Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его
самостоятельному выполнению
Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма
Соотнести свои действия с алгоритмом. Ключом, понятиями
Научить фиксировать индивидуальные затруднения. Определять способы
устранения ошибки

Оценочно-результативный

Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона
Формировать адекватную оценку правильности результатов действия
Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности

ПЛАН УРОКА.


1. Мотивационно — ориентационный этап -10минут
2. Содержательно — деятельностный этап :
— актуализация опорных знаний -5минут
— изучение нового материала -13минут
— первичное осмысление, систематизация
и закрепление полученных знаний -7минут
3. Оценочно — результативный этап — 10минут

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивационно-ориентационный

Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
— определять степень успешности
выполнения работы
Познавательные УУД:
-формирование и развитие по
средствам биологических знаний
познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих
результатов;
-умение вести самостоятельный
поиск, анализ, отбор информации,
её преобразование, сохранение,
передачу и презентацию с помощью
технических средств.

Коммуникативные УУД:
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли;
— формулирование и аргументация
своего мнения и позиции;
— публично защищать свою позицию
Личностные результаты:
-осознание ценности биологических
знаний, как важнейшего компонента
научной картины мира.
Предметные результаты:
— актуализация и систематизация
знаний о Биологии как науки о
живой природе

Приветствие учителя:
Здравствуйте, ребята. Меня зовут
Елена Александровна.


На какой урок вы пришли?


На уроках нам необходим учебник,
рабочая тетрадь, компьютер.
Давайте рассмотрим учебник и
тетрадь:
Даю рекомендации работы с
учебником, ведением тетрадей.
Обращаю внимание детей на памятку «Как работать с учебником
биологии». (прил 1)
Провожу инструктаж по правилам
техники безопасности в кабинете биологии и при выполнении лабораторных работ. (прил 3 и 4)

Приступаем сейчас к изучению первой темы нового предмета «биология»:

— показываю слайд презентации

— Что изображено на слайде?

— Какая наука их изучает?

— Вы хотите узнать, почему корень растет вниз?

— Почему лист зеленеет?

— Можно ли вырастить лист без земли?

Ответив на эти вопросы можно узнать, если изучать науку «биологию».

— Где мы можем найти ответы на наши вопросы??

На урок биологии

Рассматривают учебник, тетрадь, читают памятки, знакомятся с инструкциями по правилам техники безопасности в кабинете биологии и при выполнении лабораторных работ.

Живая природа. Лес. Растения, Деревья. Животный мир.

Называют различные биологические науки.

Учебник, интернет, энциклопедия

Содержательно-деятельностный

Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-самостоятельный учет выделенных
ориентиров в учебном материале,
— проговаривать последовательность
действий на уроке; работать по
плану, инструкции;
— осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
–анализ объектов с целью
выделения признаков,
-определение основной и второстепенной информации
-проводить синтез (восстановление
целого из частей) -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
— учет разных мнений,
— планирование работы учебного
сотрудничества,
— управление поведение партнера –
контроль, коррекция, оценка
действий партнера.
Личностные результаты:
— учебно-познавательный интерес,
— самоопределение, самосознание.
Предметные результаты:
-знание определения «Биология»,
«Биосфера», ее границы, составные
части современной биологии,
-с какими сторонами практической
деятельности человека связана
наука биология
-умение работать с электронными
образовательными ресурсами,
анализировать, делать выводы;
— развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание.

Выполняем первое задание:

— Пользуясь различными источниками, дайте ответ на вопросы:

— Что такое биология?

— Что такое биосфера?

— Что такое экология? (работа с учебником и интернет-ресурсами)

Мы с вами теперь знаем, что биология – это наука о жизни.

-Какими свойствами обладает все живое?

Перечисляем признаки и записываем в тетрадь определения:

— обмен веществ и энергии;

— питание;

— дыхание;

— рост;

— развитие;

— движение;

-раздражимость;

— приспособление к окружающей среде;

— рождение и смерть.

— Вы знаете границы распространения живых организмов?

Показываю слайд «многообразие живых организмов.»

— Все эти организмы изучает одна наука?

Для того, чтобы узнать, какое разнообразие биологических наук существует, заполним таблицу:

Структура науки «биология»

Ботаника

Зоология

Микология

Вирусология

Анатомия

Цитология

Физиология

Экология

— Зачем нам нужно изучать биологию?

Составим схему «Биологические знания в жизни человека».

Работа с учебником рис.3 стр 8

Индивидуальная работа.

Дети записывают в тетрадь определения.

Совместная работа учитель+ученик.

Оформление определений в тетрадь.

Биосфера

Нет.

Индивидуальная работа. Заполнение таблицы.

Индивидуальная работа. Составление схемы в тетради.

Оценочно-результативный

Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
— контроль и оценка процесса и
результатов деятельности,
— выстраивание логической цепочки
рассуждения;
— рефлексия способов и условий
действий.
Коммуникативные УУД:
— уметь устно и письменно
выражать свои мысли, идеи.
Личностные результаты: устанавливать связь между целью
деятельности и ее результатом — адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Предметные результаты:
-уметь давать определение понятия
«биология», «Биосфера»,
«экология»
-раскрыть значение биологических
знаний в современной жизни
-оценить роль биологической науки
в жизни общества

Что вы узнали нового?
Вы убедились, что биология
изучает живые организмы?.
2. Организую процедуру само и
взаимооценки учебной
деятельности на уроке.
3. Выставляю оценки за устный
ответ и коментирую их
Вы смогли найти ответы на
вопросы сегодняшнего урока?
Вы молодцы!
Даю домашнее задание:
1.Изучить параграф1. Ответить на
вопросы в конце параграфа.
2.Дополнительное задание по
выбору:
— составить кроссворд по новым
терминам (не менее 10 слов)
— подготовить сообщение о
растении (по выбору: комнатное.
лекарственное, пищевое, ядовитое
— подобрать пословицы, поговорки
и загадки о растениях.

Творческое задание:

  1. Сочинить сказку, в которой главными героями были бы растения.

  2. Придумать рассказ на тему: «Чтобы произошло, если бы на Земле исчезли все растения?

  3. Собрать информацию о растениях, которые сыграли важную роль в истории стран или судьбах людей. Подготовить доклад.

Осуществляют само

и взаимооценку

своей деятельности

на уроке

Смогли

Записывают домашнее задание.

Приложение №1

Материалы к уроку «Биология – наука о живой природе»


Как работать с учебником биологии
1. Найдите по оглавлению изучаемую тему и страницу, на которой изложен
новый материал.
2. Прочитайте весь параграф. Затем читайте по абзацам и постарайтесь дать
название каждому, выделив главную мысль. Отметьте биологические понятия и
термины, которые встречаются в тексте, запишите их в тетради и дайте им
объяснения.
3. Составьте план изложения материала данного параграфа.
4. Глядя на план, восстановите в памяти содержание изучаемого материала,
используя рисунки, схемы, таблицы, данные к тексту.
5. Ответьте на вопросы к параграфу и выполните рекомендуемые задания.


Как учить биологию дома
1. Возьмите учебник, приготовьте тетрадь по биологии, ручку, карандаш и
линейку.
2. Внимательно прочитайте заданный параграф учебника, посмотрите записи и
зарисовки в тетради, сделанные в классе при изучении нового материала.
Рассмотрите в учебнике все рисунки и схемы к изучаемому материалу, ответьте на
вопросы к параграфу. Устно повторите материал, стараясь не смотреть в учебник.
3. Сделайте необходимые записи и зарисовки. Если возникли вопросы
запишите их, чтобы задать на уроке и обсудить с учителем и одноклассниками.
4. Выучив материал по учебнику, хорошо было бы воспользоваться и другими
источниками информации, в том числе и сетью Интернет для поиска сведений об
изучаемой теме.

Законы запоминания
1. Четко определите, что необходимо запомнить.
2. Выясните, как и для чего нужно проводить наблюдение. возможно большего
числа органов чувств.

  1. Старайтесь опираться, прежде всего, на зрительное восприятие. Оно
    прочнее.
    4. Повторение – основа прочного запоминания.
    5. Старайтесь ассоциировать один факт с другим. Тот, кто умеет обобщать
    полученные сведения и устанавливать между ними взаимосвязи, лучше
    запоминает.

Приложение №2

1.2. Признаки и свойства живого

Биологическая система

– целостная система компонентов, выполняющих определенную функцию в живых системах. К биологическим системам относятся сложные системы разного уровня организации: биологические макромолекулы, субклеточные органеллы, клетки, органы, организмы, популяции.

Признаки биологических систем

– критерии, отличающие биологические системы от объектов неживой природы:

1. Единство химического составаВ состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. В неживой природе самыми распространенными элементами являются кремний, железо, магний, алюминий, кислород. В живых же организмах 98% элементарного (атомного) состава приходится на долю всего четырех элементов: углерода, кислорода, азота и водорода.

2. Обмен веществК обмену веществ с окружающей средой способны все живые организмы. Они поглощают из среды элементы питания и выделяют продукты жизнедеятельности. В неживой природе также существует обмен веществами, однако при небиологическом круговороте они просто переносятся с одного места на другое или меняют свое агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед и др. У живых же организмов обмен веществ имеет качественно иной уровень. В круговороте органических веществ самыми существенными являются процессы синтеза и распада (ассимиляция и диссимиляция – см. дальше), в результате которых сложные вещества распадаются на более простые и выделяется энергия, необходимая для реакций синтеза новых сложных веществ.
Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава всех частей организма и как следствие – постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

3. Самовоспроизведение (репродукция, размножение) – свойство организмов воспроизводить себе подобных. Процесс самовоспроизведения осуществляется практически на всех уровнях жизни. Существование каждой отдельно взятой биологической системы ограничено во времени, поэтому поддержание жизни связано с самовоспроизведением. В основе самовоспроизведения лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в нуклеиновой кислоте – ДНК, которая находится в родительских клетках.

4. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Наследственность обеспечивается стабильностью ДНК и воспроизведением ее химического строения с высокой точностью. Материальными структурами наследственности, передаваемыми от родителей потомкам, являются хромосомы и гены.

5. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства; в ее основе лежат изменения материальных структур наследственности. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней. Изменчивость поставляет разнообразный материал для отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.

6. Рост и развитие. Способность к развитию – всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, изменяется его состав или структура. Развитие живой формы материи представлено индивидуальным развитием (онтогенезом) и историческим развитием (филогенезом). Филогенез всего органического мира называют эволюцией
На протяжении онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организмов. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Индивидуальное развитие часто сопровождается ростом – увеличением линейных размеров и массы всей особи и ее отдельных органов за счет увеличения размеров и количества клеток. 
Историческое развитие сопровождается образование новых видов и прогрессивным усложнением жизни. В результате эволюции возникло все многообразие живых организмов на Земле.

7. Раздражимость – это специфические избирательные ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Всякое изменение окружающих организм условий представляет собой по отношению к нему раздражение, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Отвечая на воздействия факторов среды, организмы взаимодействуют с ней и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить. 
Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы).

8. Дискретность (от лат. discretus – разделенный). Любая биологическая система состоит из отдельных изолированных, то есть обособленных или отграниченных в пространстве, но тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Так, любая особь состоит из отдельных клеток с их особыми свойствами, а в клетках также дискретно представлены органоиды и другие внутриклеточные образования. 
Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности. Она создает возможность постоянного самообновления системы путем замены износившихся структурных элементов без прекращения функционирования всей системы в целом.

9. Саморегуляция (авторегуляция) – способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов (гомеостаз). Саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной, эндокринной и некоторых других регуляторных систем. Сигналом для включения той или иной регуляторной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы.

10. Ритмичность – свойство, присущее как живой, так и неживой природе. Оно обусловлено различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, фазами Луны и т.д. 
Ритмичность проявляется в периодических изменениях интенсивности физиологических функций и формообразовательных процессов через определенные равные промежутки времени. Хорошо известны суточные ритмы сна и бодрствования у человека, сезонные ритмы активности и спячки у некоторых млекопитающих и многие другие. Ритмичность направлена на согласование функций организма с периодически меняющимися условиями жизни.

11. Энергозависимость. Биологические системы являются «открытыми» для поступления энергии. Под «открытыми» понимают динамические, т.е. не находящиеся в состоянии покоя системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне. Живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают из окружающей среды энергия и вещества в виде пищи. В большинстве случаев организмы используют энергию Солнца: одни непосредственно – это фотоавтотрофы (зеленые растения и цианобактерии), другие опосредованно, в виде органических веществ потребляемой пищи, – это гетеротрофы(животные, грибы и бактерии).

Приложение №3

ИНСТРУКЦИЯ №

по правилам безопасности для учащихся в кабинете биологии

I. Общие требования безопасности

1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в

кабинете биологии.

2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.

3. Соблюдать требования инструкции по проведению лабораторно-практических работ.

4. Не разрешается присутствие посторонних лиц при проведении этих работ без ведома учителя.

5. Нельзя в кабинете принимать пищу и пить.

6. Не загромождать проходы портфелями, сумками и т.п.

7. Не передвигать учебные столы и стулья.

8. Не вставлять в электрические розетки какие-либо предметы.

9. Травмоопасность :

  • поражение электротоком

  • порезы разбившейся стеклянной посудой

  • термоожоги и ожоги кислотой и др. органическими жидкостями

  • ушибы при ударе об дверь.

10. Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления.

11. Не приносить посторонние предметы, чтобы не отвлекать и не травмировать товарищей.

II. Требования безопасности перед началом занятий

1. Входить в кабинет после разрешения учителя.

2. Не включать электроосвещение и электроприборы.

3. Не открывать самостоятельно форточки, фрамуги, окна.

4. Подготовить рабочее место и учебные принадлежности к занятиям.

5. Одеть рабочую одежду и средства индивидуальной защиты по указанию учителя.

6. Перед выполнением работы изучить по учебнику, или пособию порядок её проведения.

7. Прослушать инструктаж по ТБ труда при выполнении лабораторно-практической работы.

III. Требования безопасности во время занятий

1. Выполнять практические задания только в рабочей одежде.

2. Приступать к работе и каждому её этапу, после указания учителя.

4. Не проводить самостоятельно опытов, не предусмотренных заданиями работы.

5. Не оставлять без присмотра нагревательные приборы.

6. Соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте.

7. Не устранять самостоятельно неисправности в оборудовании.

8. Не вносить в кабинет, без указания учителя, любые вещества.

9. Не направляйте скальпель, препаровальную иглу, лезвие безопасной бритвы на себя

или своих товарищей.

10.Пользуйтесь специальным держателем для пробирок.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При получении травм (порезы, ожоги) сообщить учителю или лаборанту.

2. В случае возникновения аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов)

по указанию учителя, быстро, без паники, покинуть кабинет .

3. При внезапном заболевании, либо плохом самочувствии, сообщить учителю.

4. Обо всех разливах жидкостей, а также о рассыпанных твёрдых реактивах, сообщить учителю,

не убирать их самостоятельно.

V. Требования безопасности по окончании занятий

1. Уборку рабочих мест производить по указанию учителя.

2. Не выносить из кабинета любые вещества без указания учителя.

3. Не сливать в канализацию растворы и органические жидкости .(только в специальные сосуды)

4. Снять рабочую одежду и индивидуальные средства защиты, сдать лаборанту на хранение.

5. После лабораторно-практических работ тщательно вымыть руки с мылом.

6. Обо всех неполадках в работе оборудования, электросети и т. д. сообщить учителю.

Заместитель директора по учебно-

воспитательной работе __________________

Заведующий учебным кабинетом ___________________________

СОГЛАСОВАНО

Инспектор по охране труда _______________ ( Ф.И.О.) ____________________

Дата ________________ 200 __ г.

Приложение № 4

ИНСТРУКЦИЯ №

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НА ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ

РАБОТАХ ПО БИОЛОГИИ.

Общие требования безопасности

  1. Данная инструкция обязательна для выполнения всеми учащимися на лабораторных

и практических работ по биологии.

2. Опасность возникновения травм:

— при работе со спиртовками;

  • при работе с горючими жидкостями

  • при работе со стеклянной посудой

  • при использовании электроплитки;

  • при работе с растворами кислот и щёлочами.

  1. В кабинете биологии должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми

медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи

пострадавшим.

Требования безопасности перед началом занятий

  1. Не трогать приготовленные к работе материалы и оборудование.

  2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при проведении работы.

  3. Получить учебное задание у учителя.

  4. Одеть рабочую одежду по указанию учителя.

Требования безопасности во время занятий

1. Выполнять все действия только по указанию учителя.

2. Не зажигайте спиртовку одну от другой. Гасить её только колпачком.

  1. Выполнять только работу, определённую учебным заданием.

4. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.

  1. Соблюдать порядок и дисциплину..

6. Пользуйтесь электроплиткой только с закрытой нагревательной спиралью.

  1. Перед выполнением каждого вида работы выслушайте инструктаж учителя.

  2. При нагревании жидкостей не направляйте отверстие пробирки на себя или соседа.

  3. Пробирки закрепляйте надёжно в штативных держателях.

  4. Кипячение горючих жидкостей выполняйте только на водной бане.

  5. Пробирки и предметные стёкла нужно брать легко, не сжимая их пальцами.

  6. Порошковые химикалии брать только пластмассовой ложечкой.

  7. Кислотные растворы и щёлочи наливать только в стеклянную посуду.

  8. Растворы кислот вливать в воду, но не наоборот.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю .

  1. Разбитое стекло убирать только щёткой и совком.

3. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.

4. Разлитые и рассыпанные химикалии не убирать самостоятельно.

Требования безопасности по окончании занятий

1. Приведите в порядок своё рабочее место, проверьте его безопасность.

  1. Снимите рабочую одежду.

3. Не выносите из кабинета ничего без указания учителя.

4. Вымойте лицо и руки с мылом.

  1. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _______________________

Учитель биологии ______________________

СОГЛАСОВАНО

Инспектор по охране труда _______________________

« » ____________________ 200___года

infourok.ru

План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему: ФГОС биология 5 класс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые УУД

1.Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности.

Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.

2. Актуализация

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные нөдочёты.

Проверка домашнего задания.

Графический диктант.

  На прошлом уроке мы с вами начали изучать новое Царство Грибы.

Утверждения:

1. грибы поглощают пищу путём всасывания +

2. Грибы–сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами+

3. хитин –это вещество, входящее в состав клеток некоторых грибов+

4.грибы относят к царству растения-

      5. Грибы играют только положительную роль в природе и жизни человека-

Отвечают на вопросы

Работа в тетради.

Работают в паре.

Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата

( что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?).

Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: оценка действий партнёра.

3. Мотивация

ответить на загадку.

Под сосною у дорожки 
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть — 
Нет головы.

Заслушать ответы учащихся

огласить тему  урока.

Предполагаемый ответ:

4. Изучение нового материала.

Формулируем тему и цель урока .

Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов».

Инструктивная карта:

  1. 1. Рассмотрите  плодовое тело шляпочного гриба. Найдите пенек и шляпку.
  2. 2. Зарисуйте внешнее строение шляпочного гриба.

3. Сделайте вывод к работе, укажите, где образуются споры у шляпочных грибов. Какие грибы вы рассмотрели : трубчатые или пластинчатые?          

2.Грибы трубчатые и пластинчатые

3.Образование спор.

Жизнь царства короткая. В процессе развития под шляпкой каждого гриба появляются чёрные споры . Когда споры попадут в землю, из них прорастут новая грибница, а на ней образуются мелкие бугорки — плодовые тела будущих грибов.

Слайд: ведьмины круги

Собирая грибы, люди давно обратили внимание на то, что некоторые из них растут, образуя правильной формы круг. И что самое удивительное — внутри этих кругов трава чахнет и засыхает,  словно кто ее вытоптал. Грибы, образующие странные кольца, в старину не собирали. Вот и пошло по свету название — «ведьмины круги».

Сегодня ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая в середине. По краям молодой нарастающей грибницы появляются плодовые тела — «грибы». Грибница потребляет большое количество питательных веществ, как органических, так и минеральных, и воды, особенно во время образования плодовых тел. Там, где растет грибница, и пища, и вода, необходимая зеленым растениям, становятся дефицитом. Вот почему в середине грибных кругов плохо растет трава.

  1. Симбиоз грибов и растений

Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определенным древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Подосиновик под осиной. Подберёзовик под берёзой.

Вспомните как называется в природе тесная связь, полезная одному и другому организму? (симбиоз)

Рассмотрите рис. 43, найдите незнакомое вам слово, биологический термин (грибокорень, микориза)

Что вы должны сделать, чтобы узнать определение и значение термина? (прочитать)

Сформулировать определение, записать в тетрадь: микориза-нити грибницы, проникающие в корень дерева.

Слайд: симбиоз

Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.  (вращение головой)Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.

5. Грибы съедобные и ядовитые.

   — Что вы знаете о съедобных грибах?                    

 —  Какие съедобные грибы встречаются в наших лесах?

— Какие грибы нельзя употреблять в пищу?

— Какой гриб считают самым ядовитым?

                                                Грибы

                                            /                 \

                                Съедобные       ядовитые

                                          ?                     ?

Самостоятельная работа: рис 44,45

 При сборе грибов надо уметь отличать ядовитые от съедобных. (обьяснение)

Внимательно прочитайте правила сбора грибов, стараясь запомнить

…воспроизведите, что запомнили.

Записывают тему в тетрадь.

Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели.

Анализ текста в учебнике стр.70-71

Самостоятельная работа.

Слайд

анализ

Рис.43

Проговаривают определение вслух

слайд

Самостоятельная работа: по ходу заполнять схему.

Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные, логические:
синтез как составление целого из частей;

       

  Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений.

Познавательные, общеучебные: применение методов информационного поиска необходимой информации.,

умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

5. Первичное закрепление

Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы

Вопросы в конце параграфа14

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения .

6. Рефлексия учебной деятельности

Слайд:

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Я научился…

Я понял,что…

Меня удивило…

Выбирают начало фразы и формулируют ответ

Познавательные, общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деяьельности.

7. Домашнее задание

1. В учебнике п 14, вопрос №6.

2. Творческое: подготовить сообщение о плесневых грибах: мукор . пеницилл.

Познавательные, общеучебные: выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.

nsportal.ru

Первый вводный урок биологии по ФГОС в 5 классе «Биология- наука о жизни»

План – конспект урока по биологии

Тип урока:урок “открытия” нового знания.

Тема:Биология — наука о живой природе.

Цели урока:

Деятельностная:создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Образовательная:формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.

Задачи:

Образовательная:учить учащихся составлять план к тексту параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.

Развивающая:развивать общеучебные компетенции:

Коммуникативные:(владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи).

Интеллектуальные:(анализ, оценивание, классификация, обобщение).

Организационные:(умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).

Воспитательные:воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия “биология”, “биосфера”, “экология”.

Метапредметные:формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации, умение извлекать информацию из текста учебника, применять.

Личностные:формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Основные понятия урока:биология, биосфера, экология.

Методы:

Основной:наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические ( поиск информации, работа с рисунками)

Дополнительные:частично – поисковый.

Основные вопросы:что изучает биология, значение биологии.

Средства обучения:

  1. Учебник Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;
  2. Рабочая тетрадь;
  3. Оценочный лист.

Оборудование:мультимедийный проектор, экран, компьютер.

obrazbase.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *