5 класс вставить пропущенные буквы – Карточки по орфографии — Русский язык
Карточки по орфографии — Русский язык
Орфография
Буквы ы-и после приставок
Задание: списать, вставить пропущенные
без…мянная речка
по…ск из…сканные манеры
роз…ск небез…звестный поэт
пед…нститут меж…нститутские спортив-
контр…гра ные соревнования
без…сходность без…нициативный человек
с…грать в шахматы пред…дущее изложение
по…грать в мяч пред…стория человечества
под…тожить сделанное меж…мпериалистические
по…скать книгу противоречия
без…дейное произведение
без…скусное повествование
раз…грать партию в шахматы сибирский при…ск
провести полит…формацию
транс…ранская магистраль
пред…юньские события
Орфография
Буквы о-е-ё после шипящих
КАРТОЧКА N 6.
1. Вставьте пропущенные буквы.
Трущ…ба, щ…тка, ш…лк, ж…рнов, ш…рник, бесш…вный, крыж…вник,
ш…к, ж…ванный, саж…нки, медвеж…нок, печ…ный, реч…нка, улич…нный,
ж…лтый, ш…рох, тяж…лый, ч…рствый, заш…л, пч…лка, освещ…ннный,
пш…нный, размеж…вка, выкорч…вывать, вощ…ный, червяч…к, грош…вый,
моч…ный, парч…вый, горяч…, певуч…, жж…т, стаж…р, старуш…нка,
свинц…вый, перц…вый, облиц…вать.
2. Поставьте данные существительные в творительном падеже.
падеж кирпич продажа плащ
рубеж меч борщ межа
плач свеча пейзаж дача
Орфография.
Правописание приставок на з-с
Карточка № 1
Задание: списать, вставить пропущенные буквы.
Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.
Орфография.
Правописание приставок на з-с
Карточка № 2
Задание: списать, вставить пропущенные буквы.
Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.
Орфография
Правописание Е-ё-О после шипящих
Ж..лтый, ж..рнов, зач..т, печ..нка, пч..лка, капющ..н, ш_лк, ж..лоб, уч..ба, расч..ска, ч..рный, крыж..вник, сгущ..нка, туш…нка, ноч..вка, щ..голь, печ..ный, уч..т, капюш..н, прош..л, сожж..нный, ш_лк, ш..ковая терапия, ноч..вка, ож..г руку, ож..г руки
Трущ..ба, ч..порный, деш..вый, маж..рный, общ.., ш..колад, ш..мпол, треш..тка, ш..пот, ш_рох, ж..рдочка, ч..рствый, харч.., чаш..ба, трещ..тка, изж..га, печ..ный, ш..фёр, ж..кей, веч..рка, обж..ра, холщ..вый, парч..вый, ж..сткие условия, ож..г лица, плащ..м, грош..вая опера, камыш..вая заросль, суш..ные фрукты, увитый плющ..м, парч..вое платье, тонкая беч..вка, жалкая душ..нка, удруч..нный вид, перч..ная туш..нка,прож..рливая гусеница, моч..ные яблоки, тяж..лая дорога.
Резать нож..м, мой друж..к, светить свеч..й, подойти к реч..нке. пастуш..к уч..ный медведь, молодой стаж..р, без стеснения лж..т, полный боч..нок, туш..ное мясо (туш..нка), сгущ..ное молоко (сгущ..нка), разделить меж..й грядки, больная старуш..нка, вооруж..н пистолетом, писать карандаш..м.
Орфография.
Безударные гласные в корне слова
Карточка №1
Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне
Погл…щать кислород, заг…рать на пляже, насл…ждаться красотой, предпол…гать зан…чевать в ст…рожке, прис…гать на верность, густая р…стительность, пом…гать отцу в течение всего лета, сож…леть о случившемся, бл…снуть на солнце, д…леко в море, проб…раться сквозь зар…сли, зелёная д…лина, распол…житься на н…члег, прик…саться к стене, хорошее возн…граждение, знамя разв…вается.
Орфография.
Безударные гласные в корне слова
Карточка №2
Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне.
Сост…влять план, усм…рённый поток, гл…жу в книгу, обв…нять в недосмотре, прогн…зировать события, спр…вляться в словаре, вы…влять недостатки, костёр разг…рается, дост…вать с полки, распр…мившиеся ветки, глаза сл…паются, раздр…жать всех, препод…ватель математики, прик…сновение к цветку, разд…рать пополам, зам…рать от восторга, д…лёкий г…ризонт, предприн…мать усилия, взгр…моздиться на стол, возр…ждение из пепла, обл…гчить участь, пок…рить зверя.
Пунктуация
Запятая при обращении
Расставьте нужные знаки препинания.
1) Родилась я милые внуки мои под Киевом в тихой деревне
2) Вы откуда будете молодые люди?
3) Тебя ль я вижу милый друг?
4) Отпусти меня родная на простор широкий.
5) Опять я ваш о юные друзья!
6) Ваша телеграмма застала меня врасплох уважаемая Анна Михай-
ловна.
7) Тебе Кавказ суровый царь земли я снова посвящаю стих небреж-
ный.
8) Подруга дней моих суровых голубка дряхлая моя.
9) Я прошу Вас Ольга Ивановна выполнить мою просьбу.
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Пунктуация
Знаки препинания при прямой речи
Выделите нужными знаками препинания прямую речь.
1) Надя сказала выслушайте меня когда-нибудь до конца.
2) Дождь пойдет возразил Калиныч
3) Брат сказал я хочу с тобой поехать.
4) Кто кричит людей беспокоит раздался с моря суровый окрик.
5) Что вы тут делаете промолвил Базаров.
6) То кричит пророк победы пусть сильнее грянет буря!
7) Что же вы теперь делать будете спрашивала Мария Яковлевна сы-
новей.
8) Сын успокоил ее ты не тревожься мама.
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Орфография
5класс
-Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматическую основу предложения, надпишите части речи в грамматической основе.
1. Книга в счастье укр..шает, а в несчастье ут..шает.
2.К большому т..рпенью придет и уменье.
3.Отол..ют(?)ся волку овечьи слезки.
4.Игра( не) стоит свеч.
5. Повинную голову меч(?…)( не) сечет.
6.Кто пахать ленит(?)ся, у того хлеб (не) родит(?)ся.
7.Без первой ласточки весна (не) обходит(?)ся.
8.Порядок время бережет.
9.Несчастья боят(?)ся- счастья (не)видать.
10. Декабрь год к..нчает, а зиму начинает.
Орфография.
5 класс
-Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу, постройте схему любых четырех предложений.
1.Снят(?)ся людям иногда голубые города.(Л.Ошанин).
2.Скво..ь в..лнистые туманы пр..бирается луна, на печальные п..ляны л..ет печально свет она. (А.С.Пушкин).
3. Ро..ко месяц смотр..т в очи. (А.Фет).
4. Звезды меркнут и гаснут. (Н.Никитин).
5. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.С.Пушкин).
6.Кро..т уж лист з..лотой влажную землю в лесу. (А.Майков).
7.В осиннике ос..нь маш..т алым крылом. (Ю.Мельников).
8.Ш..лестит под ногами сухая листва.
9.Тихо дремл..т река. Темный бор(не) шумит. (С.Есенин).
Орфография
5 класс
-Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу, постройте схему любых четырех предложений.
1.По мокрым скверам пр..ходит ос..нь.(Н.Рубцов).
2.И ноч(.?. ) уж на небо взошла. (В.Жуковский).
3. Теплый ветер тихо ве..т.(А.Фет).
4.Кружат(?)ся лист..я. Умолкнули птицы. (Р.Рождественский).
5.Ласково мерцали звезды в выш..не. (Плещеев).
6. Еще ранние птиц.. (не) пели, сереют вверху н..беса.
7. Лист..я кружат(?)ся, шуршат, ветер с шум нал..тает, и гудит,волнуясь, сад, и угрюмо замира..т.
multiurok.ru
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Дидактические карточки-задания по орфографии и пунктуации для 5 класса
Орфография
Буквы ы-и после приставок
Задание: списать, вставить пропущенные
без…мянная речка
по…ск из…сканные манеры
роз…ск небез…звестный поэт
пед…нститут меж…нститутские спортив-
контр…гра ные соревнования
без…сходность без…нициативный человек
с…грать в шахматы пред…дущее изложение
по…грать в мяч пред…стория человечества
под…тожить сделанное меж…мпериалистические
по…скать книгу противоречия
без…дейное произведение
без…скусное повествование
раз…грать партию в шахматы сибирский при…ск
провести полит…формацию
транс…ранская магистраль
пред…юньские события
Орфография
Буквы о-е-ё после шипящих
КАРТОЧКА N 6.
1. Вставьте пропущенные буквы.
Трущ…ба, щ…тка, ш…лк, ж…рнов, ш…рник, бесш…вный, крыж…вник,
ш…к, ж…ванный, саж…нки, медвеж…нок, печ…ный, реч…нка, улич…нный,
ж…лтый, ш…рох, тяж…лый, ч…рствый, заш…л, пч…лка, освещ…ннный,
пш…нный, размеж…вка, выкорч…вывать, вощ…ный, червяч…к, грош…вый,
моч…ный, парч…вый, горяч…, певуч…, жж…т, стаж…р, старуш…нка,
свинц…вый, перц…вый, облиц…вать.
2. Поставьте данные существительные в творительном падеже.
падеж кирпич продажа плащ
рубеж меч борщ межа
плач свеча пейзаж дача
Орфография.
Правописание приставок на з-с
Карточка № 1
Задание: списать, вставить пропущенные буквы.
Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.
Орфография.
Правописание приставок на з-с
Карточка № 2
Задание: списать, вставить пропущенные буквы.
Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.
Орфография
Правописание Е-ё-О после шипящих
- Ж..лтый, ж..рнов, зач..т, печ..нка, пч..лка, капющ..н, ш_лк, ж..лоб, уч..ба, расч..ска, ч..рный, крыж..вник, сгущ..нка, туш…нка, ноч..вка, щ..голь, печ..ный, уч..т, капюш..н, прош..л, сожж..нный, ш_лк, ш..ковая терапия, ноч..вка, ож..г руку, ож..г руки
Трущ..ба, ч..порный, деш..вый, маж..рный, общ.., ш..колад, ш..мпол, треш..тка, ш..пот, ш_рох, ж..рдочка, ч..рствый, харч.., чаш..ба, трещ..тка, изж..га, печ..ный, ш..фёр, ж..кей, веч..рка, обж..ра, холщ..вый, парч..вый, ж..сткие условия, ож..г лица, плащ..м, грош..вая опера, камыш..вая заросль, суш..ные фрукты, увитый плющ..м, парч..вое платье, тонкая беч..вка, жалкая душ..нка, удруч..нный вид, перч..ная туш..нка,прож..рливая гусеница, моч..ные яблоки, тяж..лая дорога.
- Резать нож..м, мой друж..к, светить свеч..й, подойти к реч..нке. пастуш..к уч..ный медведь, молодой стаж..р, без стеснения лж..т, полный боч..нок, туш..ное мясо (туш..нка), сгущ..ное молоко (сгущ..нка), разделить меж..й грядки, больная старуш..нка, вооруж..н пистолетом, писать карандаш..м.
Орфография.
Безударные гласные в корне слова
Карточка №1
Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне
Погл…щать кислород, заг…рать на пляже, насл…ждаться красотой, предпол…гать зан…чевать в ст…рожке, прис…гать на верность, густая р…стительность, пом…гать отцу в течение всего лета, сож…леть о случившемся, бл…снуть на солнце, д…леко в море, проб…раться сквозь зар…сли, зелёная д…лина, распол…житься на н…члег, прик…саться к стене, хорошее возн…граждение, знамя разв…вается.
Орфография.
Безударные гласные в корне слова
Карточка №2
Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне.
Сост…влять план, усм…рённый поток, гл…жу в книгу, обв…нять в недосмотре, прогн…зировать события, спр…вляться в словаре, вы…влять недостатки, костёр разг…рается, дост…вать с полки, распр…мившиеся ветки, глаза сл…паются, раздр…жать всех, препод…ватель математики, прик…сновение к цветку, разд…рать пополам, зам…рать от восторга, д…лёкий г…ризонт, предприн…мать усилия, взгр…моздиться на стол, возр…ждение из пепла, обл…гчить участь, пок…рить зверя.
Пунктуация
Запятая при обращении
Расставьте нужные знаки препинания.
1) Родилась я милые внуки мои под Киевом в тихой деревне
2) Вы откуда будете молодые люди?
3) Тебя ль я вижу милый друг?
4) Отпусти меня родная на простор широкий.
5) Опять я ваш о юные друзья!
6) Ваша телеграмма застала меня врасплох уважаемая Анна Михай-
ловна.
7) Тебе Кавказ суровый царь земли я снова посвящаю стих небреж-
ный.
8) Подруга дней моих суровых голубка дряхлая моя.
9) Я прошу Вас Ольга Ивановна выполнить мою просьбу.
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Пунктуация
Знаки препинания при прямой речи
Выделите нужными знаками препинания прямую речь.
1) Надя сказала выслушайте меня когда-нибудь до конца.
2) Дождь пойдет возразил Калиныч
3) Брат сказал я хочу с тобой поехать.
4) Кто кричит людей беспокоит раздался с моря суровый окрик.
5) Что вы тут делаете промолвил Базаров.
6) То кричит пророк победы пусть сильнее грянет буря!
7) Что же вы теперь делать будете спрашивала Мария Яковлевна сы-
новей.
8) Сын успокоил ее ты не тревожься мама.
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Орфография
5класс
-Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматическую основу предложения, надпишите части речи в грамматической основе.
1. Книга в счастье укр..шает, а в несчастье ут..шает.
2.К большому т..рпенью придет и уменье.
3.Отол..ют(?)ся волку овечьи слезки.
4.Игра( не) стоит свеч.
5. Повинную голову меч(?…)( не) сечет.
6.Кто пахать ленит(?)ся, у того хлеб (не) родит(?)ся.
7.Без первой ласточки весна (не) обходит(?)ся.
8.Порядок время бережет.
9.Несчастья боят(?)ся- счастья (не)видать.
10. Декабрь год к..нчает, а зиму начинает.
Орфография.
5 класс
-Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу, постройте схему любых четырех предложений.
1.Снят(?)ся людям иногда голубые города.(Л.Ошанин).
2.Скво..ь в..лнистые туманы пр..бирается луна, на печальные п..ляны л..ет печально свет она. (А.С.Пушкин).
3. Ро..ко месяц смотр..т в очи. (А.Фет).
4. Звезды меркнут и гаснут. (Н.Никитин).
5. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.С.Пушкин).
6.Кро..т уж лист з..лотой влажную землю в лесу. (А.Майков).
7.В осиннике ос..нь маш..т алым крылом. (Ю.Мельников).
8.Ш..лестит под ногами сухая листва.
9.Тихо дремл..т река. Темный бор(не) шумит. (С.Есенин).
Орфография
5 класс
-Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу, постройте схему любых четырех предложений.
1.По мокрым скверам пр..ходит ос..нь.(Н.Рубцов).
2.И ноч(.?. ) уж на небо взошла. (В.Жуковский).
3. Теплый ветер тихо ве..т.(А.Фет).
4.Кружат(?)ся лист..я. Умолкнули птицы. (Р.Рождественский).
5.Ласково мерцали звезды в выш..не. (Плещеев).
6. Еще ранние птиц.. (не) пели, сереют вверху н..беса.
7. Лист..я кружат(?)ся, шуршат, ветер с шум нал..тает, и гудит,волнуясь, сад, и угрюмо замира..т.
nsportal.ru
Проверочная работа по орфографии. 5 класс
5 класс
Проверочная работа по орфографии.
Вариант 1.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные, поставьте ударение. Кл..вать,к..локольчик, д..рога, в..дитель, в..черний, м..лчать, выс..та, ст..ловый, пож..лтеть, з..мляной.
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Ш..колад, ж..лтый, ч..рствый, ш..фёр, деш..вый, тяж..лый, крыж..вник, ж..сткий, ж..рнов, ш..пот.
Спишите, вставьте пропущенные буквы (где нужно), объясните их написание.
Редкос…ный экспонат; прелес…ная девушка; че…ствовать героев; бесхитрос…ные слова, лес…ный отзыв, вирус…ная инфекция, парус…ный спорт, трос…никовые заросли, кризис…ная ситуация, безвкус…ная пища, опытный наез…ник, че…ствовать гостя, чу…ствовать усталость.
Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, запиши слова в алфавитном порядке.
И(л,лл)юминация, кла(с,сс)ный, ми(л.лл)ион, профе(с,сс)ия, ю(н,нн)ат, ра(с,сс)каз, ба(с,сс)ейн, ро(с,сс)ийский, а(л,лл)ея, те(р,рр)аса, иску(с,сс)тво, гра(м,мм)атика, те(р,рр)итория.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания. Подчеркните орфограммы.
Мы шли по б..льшой д..роге а они к..сили в м..л..дом б..рёзовом л..су 4. Они к..сили и пели и весь б..рёзовый лес, ещё полный цв..тов и зап..хов, звуч(?)но откл..кался им.
Кругом нас были п..ля глуш(?). было пр..дв..чернее время июн(?)ского дня. Старая б..льшая д..рога, заросшая кудрявой муравой, ух..дила в беск..нечную даль. Со(?)нце скл..нялось на запа.. стало зах..дить в красивые лё..кие ..блака.
———————————————————————————————————————————-
5 класс
Проверочная работа по орфографии.
Вариант 2.
1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные, поставьте ударение.
Х..лода, мол..ко, ш..рокий, ж..вой, пч..линый, г..лодный, в..дяной, вес..литься, р..беть, осв..жить. 2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Ш..в, обж..ра, беч..вка, ж..кей, ч..рный, ж..лудь, ч..рточка, реш..тка, ш..ссе, щ..чки. 3. Спишите, вставьте пропущенные буквы (где нужно), объясните их написание. Чес…ный ответ, интерес…ная книга, злос…ный нарушитель; встреча ровес…ников; прекрас…ное настроение; окрес…ные леса; чудес…ный день; дружба сверс…ников; интерес…ный собеседник; уча…ствовать в турнире; громоз…кий шкаф; безопас…ность движения; искус…ная мастерица. 4. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, запиши слова в алфавитном порядке. Ко(л,лл)екция, програ(м,мм)а, жу(ж,жж)ание, иску(с,сс)ный, ра(с,сс)тояние, су(ф,фф)икс, а(к,кк)уратный, ко(м,мм)ентарий, тра(с,сс)а,ю(н,нн)ость, и(л,лл)юстрация, па(с,сс)ажир, ва(н,нн)а. 5. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания. Подчеркните орфограммы. Мы шли по б..льшой д..роге а они к..сили в м..л..дом б..рёзовом л..су 4. Они к..сили и пели и весь б..рёзовый лес, ещё полный цв..тов и зап..хов, звуч(?)но откл..кался им.
Кругом нас были п..ля глуш(?). было пр..дв..чернее время июн(?)ского дня. Старая б..льшая д..рога, заросшая кудрявой муравой, ух..дила в беск..нечную даль. Со(?)нце скл..нялось на запа.. стало зах..дить в красивые лё..кие ..блака.
kopilkaurokov.ru
Тест по русскому языку (5 класс) по теме: 5 кл. Работа с текстом: Орфография и пунктуация
Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы и запятые.
Текст № 1
(Т/т)ося вошла в ш..рокий под..езд (под)н..лась (на)лифт.. и ост..новилась перед б..льшой двер..ю. Затем девоч..ка д..стала (из)кармана бума(ж/ш)ку в клеточ..ку и свер..ла номер кв..ртиры. Всё верно – кв..ртира (А/а)н.. была перед ней. (Т/т)ося а(к/кк)уратно спрятала л..сток обратно. Потом она медленно отр..хнула п..льто, хотя оно было совсем чист..е. После прот..нула руку (к) кнопк.. зв..нка.
Но зв..нить (не)стала. Всё было яс..но: (Т/т)ос.. ужас..но (не)х..телось зв..нить в эту дверь.
Когда ссор..шься с лучш..й п..другой, м..рит..ся т..жело, но ничего (не)подела..шь – надо.
Текст № 2
Вор..бей (Ч/ч)ив и его подру(ж/ш)ка (Ч/ч)ука слож..ли гн..здо в щели (под)карнизом. Выстлали его пер..ями сен..м и тряпоч..ками. П..лучилось скромно но уютно.
Вдруг – скри(б/п), скри(б/п). Что происход..т В под..ёмник.. (к)карнизу прибл..жа..тся штукатур и лопа(д/т)кой своей начина..т з..делывать щели.
Тут такое н..чалось Все вор..бьи (с)окрес..ных крыш к нему скач..т (на)все г..лоса штукатура ругают. Но ч(у/ю)дак их языка (не)понима..т замазыва..т щели и (от)вор..бьёв отмахива..тся. (На)помощ.. (к)нему ещё маляр пришёл. И пол..тели вни(з/с) пер..я сено и тряпоч..ки.
Текст № 3
Всю зиму вороб..ишка (Ч/ч)ив прож..л в старой печ..ной трубе. Ч(у/ю)дом (не)поги(б/п) малыш.. (в)февральск..ю стужу. Но (в)эту ноч.. (Ч/ч)ив почу..ствовал, что стало т..пло. Утром он вып..рхнул (из)трубы и осм..трелся.
Ветви ивы обвисли, стали п..хожи не на ве(д/т)ки дер..ва а на з..лёные вол..сы. Увид..л странные ч(а/я)стые уз..лки (на)каждой вол..синк.. . Да это поч..ки
Д..ждевые капли скатыва..тся вес..ло прыгают (с)поч..ки (на)поч..ку. Так (на)одной но(ж/ш)ке скач..т вни(з/с) по лес..нич..ным ступен..кам р..бята у под..езда. Ива улыба..тся в..сне.
Текст № 4
(В/в)олодя ст..ял (у)окна и см..трел (во)двор. (Во)дворе грелся (на)со..нце пёс (П/п)олкан. (К)нему подб..жал радос..ный крошеч..ный мопс и стал (на)него к..дат..ся. Малыш.. ло(в/ф)ко хв..тал (П/п)олкана зубами за лапы уш.. морду. Он (не)д..вал покоя бол..шой собак.. . (В/в)олодя увид..л это и решил, что (П/п)олкан разозлится. Но мопс прод..лжал играть, а (П/п)олкан л..жал спокойно.
(В/в)олодя уд..вился этому. Папа об..яснил мал..чику пов..дение (П/п)олкана. Почему он не злится Пёс зна..т, что бол..шому и сил..ному стыдно об..жать мален..ких и слабых.
Текст № 5
За Полярн..м кругом можно наблюдать ч..дес..ное зрелище. На ноч..ном неб.. вдру(г/к) загорают..ся и в..ют..ся р..зноцветные полосы ленты дуги вспышки. Они похожи на занавеси з..лёного красного и ф..олетового цвета. Занавеси колыш..т..ся осв..щают полярную ноч… Это настоящая ска..ка! Уд..вительное явление мож..т длит..ся несколько дней. Оно называ..т..ся северным сиянием.
Во мрак.. полярн..й ноч.. блестящие полосы мерца..т беззвуч..но, хотя это настоящий шторм в магнитн..м пол.. Земли. Сказоч..ное св..чение чаще всего можно наблюдать в п..лярных областях.
Северное сияние хр..нит много тайн! Часть их уже име..т об..яснение.
Спиши, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст № 1
Ж..вёт (в)заповедник.. руч..ной вор..н. Он по..вился в..сной. Это был мален..кий птен..чик – л..тать ещё (не)умел. Назвали птенца (П/п)етькой.
(За)лето вор..н подрос и стал бол..шим проказником. Теперь он гоня..тся (за)курами дёрга..т (за)хвост кошку. Боится (П/п)етька тол..ко мес..ного п..туха. П..тух ..громный и очень с..рдитый. (У)него острые шпоры, кре(б/п)кий клю(в/ф).
Раз (П/п)етька схв..тил (за)крыло пёстр..ю курицу. Она громко з..кудахтала. П..тух пришёл (в)ярость. Он нал..тел (на)оби(д/т)чика стал кл..вать его и бить крыл..ями.
(С)тех пор (П/п)етька о(б/п)ходит п..туха ст..роной.
Текст № 2
Д..вным-д..вно слыхал я расска(з/с) про (В/в)ороб..иное оз..ро. Г..ворили, что там лов..тся г..ган..ские лещи и ч(у/ю)довищ..ные щ(у/ю)ки. Уд..вляла меня одна вещ.. . Почему щ(у/ю)ки да лещи такие больш(и/ы)е, а оз..ро – (В/в)ороб..иное
Однажды (до)брался я с (П/п)етькой (до)этого оз..ра. Оно ок..залось совсем неб..льшое. На б..ре(ж/ш)ках рос к..мы(ж/ш).. . Пов..дал я щ(у/ю)ку окуня и лещ(а/я). Правда, они (не)были слишком в..лики, ум..стились (в)одном вёдрышк.. . (До)бав..л я лука карто(ж/ш)к.. и сол.. . (До)лил в..ды и (под)вес..л в..дро (над)к..стром. (До)чего же (в/ф)кус..ная получилась уха
Текст № 3
Однажды в..сной (в)своём горо(д/т)ском дв..ре (В/в)алерка увид..л белку. Ранн..м утром вышел он (на)крыльцо своего под..езда поёж..лся от р..сист..й пр..хлады. К..залось, со..нце (под)м..гнуло (В/в)алерке: пора пр..сыпат..ся!
Белка с..дела на топол.., на т..лстенн..й ветк.., бли(з/с)ко к ств..лу. Мал..чик решил (не)двигаться. Он б..ялся потревожить зв..рька, спугнуть момент, когда гла(з/с)ки-яго(д/т)ки смотр..т только на тебя. Ты ст..ишь – (не)шелохнёшься. Ж..вая пуш..стая белка, настоящ..я, не из телевизора!
Белка точ..но уг..дала мысли (В/в)алерки и перебралась пониже, чтобы мал..чик мо(г/к) луч..ше её разгл..деть.
Текст № 4
Неож..данно лё(г/к)ий занав..с п..днялся. (На)сцен.. была горо(д/т)ская площ..(д/т)ь. Зрители увид..ли, как вспыхива..т фонарики (в)под..ездах д..мов, (в)окнах зажига..тся ог..н..ки. По..вился мороженщик в бел..м фартук.. прок..тил теле(ж/ш)ку с м..роженым. Выб..жали девоч..ки и пом..хали ему. Но он развёл руками. Оказыва..тся, всё м..роженое уже с..ели.
(М/м)альвина и (П/п)ьеро см..трели (на)сцену и (не)м..гли слова вым..лвить от уд..вления. (Б/б)уратино хв..с..ливо задрал нос и вес..ло подм..гнул св..им друз..ям. Они решили, что днём будут учит..ся, а веч..ром играть в этом ч..дес..ном театр..
Текст № 5
На песч..ной отмел.. одного остро(в/ф)ка ж..вут мален..кие ч..йки. Ноч..ю они спят (в)ямк.. . Такая ямка называ..тся лункой. (На)отмел.. много лунок, потому что колония ч..ек очень б..л..шая.
Днём они уч..тся л..тать плавать и л..вить мелк..ю рыбёшку. Поз..ним веч..ром птич..ки отдыха..т. Старые ч..йки уч..т и зорко охр..няют своих птен..чиков.
Когда прибл..жается вра(г/к), они слета..тся стаей и кида..тся (на)него. Птицы так громко крич..т Всякому страшно стан..т. Даже огромный орёл-б..лохвост (не) выдерж..л и посп..шил удрать (от)ч..ек подал..ше.
Текст № 6
Вод..тся (на)б..лотах неб..льшая длинноносая птич..ка – бекас. Охотники (про)звали её в..здушн..м бара(ж/ш)ком. И я (не)мог найти этому об..яснения. Ведь бекас (на)бара(ж/ш)ка не похо(ж/ш). У бара(ж/ш)ка курч(а/я)вая шёрс(д/т)ка р..га, а у бекаса гла(д/т)кие пер..я и длинный клю(в/ф).
Но однажды иду я с (Д/д)жеком (по)б..лоту и слышу, как кто-то бле..т. Что такое (Не)вид..м мы ни б..рана, ни о(в/ф)цы. Кругом коч..ки и камыш.. . См..трю – лета..т (в)неб.. птица. А когда она стремительно ныря..т вни(з/с), пёры(ж/ш)ки (на)её ш(и/ы)рок..х крыл..ях и хв..сте издают такой зву(г/к).
Какая зам..ч(а/я)тельная птица
Текст № 7
Ребята вообще быстро сбл..жаются. А (в)летн..м лагер.. дружба схватыва..тся, как гип(з/с). Смотр..шь, вчера ещё (не)знали, как кого з..вут, а сегодня уже в..дой (не)разол..ёшь. И вот уже (В/в)аря и (Г/г)аля вместе приготов..ли конкурсы нар..совали г..зету.
Может, летн..я дружба не так пр..ч..на, как школ..ная, которая крепн..т год от года. Зато (в)лагер.. ребята мигом узн..ют, кто первым гото(в/ф) т..варищ(у/ю) на помощ.. прийти, а кто и на про(з/с)ьб.. (не)откликн..т..ся. Кто и (в)летн..ю жару дело найдёт, а кому и (в)ненас..ные дни тол..ко бы праз..ник.
Текст № 8
Ж..вёт (у)меня руч..ной ё(ж/ш). Днём он зал..зает в старый с..по(г/к) а ноч..ю выход..т на добычу.
Я ч..сто пр..сыпаюсь от мелкого топ..та и шума, который по н..чам производ..т ё(ж/ш). Мне даже удаёт..ся наблюдать, как он лов..т мышей. В т..мноте зв..рёк выл..зает из уютного убежища. Старател..но обнюхива..т каждую щёлку подбира..т на п..лу мелкие крошки.
Иногда я кл..ду его на стол и громко хлопаю по крышк.. ладон..ю. Ё(ж/ш)сразу же свёртывается в колюч..й клубок. Ужас..ный трусишка! Хоть мы и друз..я, но ост..рожность (не)пом..шает!
nsportal.ru
Карточки по орфографии 5 класс
Карточка №1 (5 класс «Повторение)
Вставить , где нужно, пропущенные буквы.
Сарафан…чики, к птен…чику, о меч..те, с поч..той, купал..ники,к шарман…щику, обязател…но, л…виные,поч..тительно, смор…щитесь, немощ…ное, неизящ…ность, у лапоч…ки, стал..ное, считал…ка, чудовищ…ное, у камен…щика, с бакен…щиком,помеч..таю, проч…тет, кос…ба, мощ…ность, об июн…ских, на январ…ских праздниках, у жен…щины, к дал…нему родственнику, кафтан…чик.
На какие правила встретились пропущенные буквы в словах?
Карточка №2 (5 класс «Повторение»)
Вставить пропущенные буквы.
Взвинч…, ж..ри, сощ…риться, ч..дачит, наморщ.., ш..рокий, ч…чело, ч..щ.., щ..ка, печ…рка, кольч…га, ж..знь, к чудовищ…, отплач…, ч..лки, рю..зак. ч…б, ч…кча ,доч…рка, ворч…н, уч…ять, ч…вство, ж…ла, ч…гун,
параш..т, щ..вель, ш..рокий, брош..ра, лож..сь, чиж.., площ..дка, печ..ль по ноч..м.
На какие правила встретились пропущенные буквы в словах?
Карточка №3 (5 класс «Повторение»)
Вставить пропущенные буквы.
Задр..жать от хол..да, обл..к..титься на стол, ум..лять о пощ..де, скр..пит дверь, зап..вать песню, зап..вать л..карство, местный ст..рож..л, в..рш..ны д..ревьев, л..теть быстро.
На какие правила встретились пропущенные буквы в словах?
Карточка №4 (5 класс «Повторение»)
Вставить пропущенные буквы.
Обез..яна, руж..ем, в..юнок,с..едобный, ш..ем, с..ежиться, с..ели, медал..он, почтал..он,
сер..езный, бар..ер, об..ект, об..ектив, интерв..ю, прем..ера, кон..як, солов..иный.
На какие правила встретились пропущенные буквы в словах?
Карточка №5 (5 класс «Повторение»)
Вставить пропущенные буквы.
Упря..ка, немно..ко, доро..ка, кро..ка, но..ка, руба..ка, подру..ка, стру..ка, поду..ка, фля..ка, вспа..ка, вприпры..ку, лачу..ка, варе..ка, сапо..ки, стару..ка, теле..ка.
На какие правила встретились пропущенные буквы в словах?
Ка
infourok.ru
Осложнённое списывание с грамматическим заданием для учащихся 5 класса
Осложненное списывание (5 класс)
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Я отправился за горо(д/т) в лес погл..деть, заметно ли там прибл..жение в..сны. День был яс..ный, солнеч..ный. Х..р..шо в л..су в эту предв..сенн.. пору. В..сна чу..ствует..ся только в воздух.. . Со..нце сл..пит глаза. Небо по-в..сеннему голубе..т плывут лё..кие белые обл..ка. З..мля ещё покрыта льдом и снегом д..рев..я тоже укрыва..т сне(г/к).
Я шёл по л..сной тр..пинк.. и гл..дел по ст..р..нам.(4) Вот и ш..рокая п..ляна(1), где кажд.. в..сну токуют тетерева. Я зам..р от уд..вления: сколько на ней заяч..их сл..дов! Теперь зайц.. нере(д/т)ко разгулива..т(2) днём: выб..гут на п..лянку и гре..т..ся на ласковом(3) солнышк.. .
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 2
Хмур..т..ся небо р..вёт ветер. Приш..л первый мес..ц ос..ни. Пожухли все р..стения. Высоко над г..л..вой лист..я на д..рев..ях ж..лтеют кр..снеют буреют. Лист..ям (не)хв..та..т со..нца. Они быстро вянут т..ряют яркий з..лёный цвет.(4) Даже в бе..ветренный(2) день вдруг об..рвёт..ся с ветк.. осин..вый лист ле(г/х)ко п..качнёт..ся в воздух.. и бе..шумно ск..льзнёт по з..мле.
Всё чаще будут срыват..ся лист..я с в..твей, пока (не)задуют ветры, (не)сорвут с леса весь р..скошный летний наряд(1). Ласточ..ки и другие перелётные птиц.. соб..рают..ся в б..льшие(3) стаи отбыва..т в дальн.. путь. Х..л..деет в..да: больше уж (не)тянет купат..ся.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 3
Ч..дес..ны лунные мартовские ночи! Сказоч..ным каж..т..ся н..чной(1) лес. Иные, н..чные, слыш..т..ся звуки и г..л..са. Гугукнула сова и от..звались ей где-то д..леко другие нев..димки-совы. Пискнув тихонько, л..сная мыш.. проб..жала по снегу скрылась под пнём в сугроб.. . Опушкой леса проб..жала ост..рожная л..сица. В светл.. ночи выход..т к..рмит..ся на п..ля зайц.. .
Ещё спят в св..их тёплых(3) норах и б..рлогах б..рсуки и м..дведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпа..т..ся м..дведь. Подр..стают(2) в б..рлогах р..дившиеся з..мой м..двежата.
Настоящая в..сна приход..т в с..р..дин.. марта. Радос..но, по-в..сеннему ч..рикают вороб..и. На л..сных тр..пинках провалива..т..ся под н..гами сне(г/к).(4)
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 4
Обл..ка наступают на со..нце. Вот оно выглядыва..т осв..ща..т в последн..й раз горизонт и скрыва..т..ся. Пейза(ж/ш).. напомина..т извес..ную к..ртину художника (М/м)аковского.
Молния, словно ц..ркулем, проч..ртила на н..босвод.. ре(д/т)кие линии. Задр..жала осиновая(3) рощ.. . Макушки берё(з/с) ра(з/с)качивают..ся. В син..м неб.. нос..тся стр..жи и ласточ..ки.(4) Звучит гул, который усилива..т..ся и переход..т(2) в треск. Его отзвук ещё долго слыш..ш.. вдали. Гр..за опас..ное явление.
Дожд..к б..ёт(1) изо всех сил приб..ва..т пыль на под..ёмах просёлоч..н..й дорог.. . Долго он (не)ст..хает но потом осл..бева..т. Через минуту ро(б/п)кий луч.. со..нца бл..стит в огромн..х лужах а на зелен.. травы сверка..т р..са.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 5
Ц..рк был круглый, бол..ш..й. У п..радного под..езда в..сели афиш.. и плакаты.(4) На них нар..сованы борц.. с огромн..ми мускулами. В..рота ц..рка были ра(з/с)крыты.
Мал..чик т..хон..ко приподнял бархатн.. порт..еру на вход.. – з..пахло свеж..ми стру(ж/ш)ками и к..нюшней. Ш..гнув вперё(д/т), (А/а)ртёмка вид..т кругл..ю(3) площ..дку и бар..ер со скамейками.
Вдру(г/к) под звуки оркестра на арен.. по..вля..т..ся бл..стящая л..ша(д/т)ка с наез..ницей. Девушка прыга..т через обруч.. и радос..но маш..т изящ..ной рукой. Она щ..лка..т кнутом а посер..дине площ..(д/т)к.. крут..т..ся рыж.. клоун. (А/а)ртёмка вместе со всеми(1) зам..рает(2) в восторг.. .
Ц..рк самое ч..дес..ное место в мир.. . Мал..чик (не)мож..т теперь думать иначе.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 6
Как хор..шо летом в л..су
Выйд..ш.. за околицу и неш..рок..й доро(ж/ш)кой через поле(3) доб..рёш..ся до самой чащ.. . Заглян..ш.. в непр..лазн.. глуш.. а там ландыш.. цв..тёт. Гиган..ские сосны и ели в..рхушками к небу тянут..ся но достать его (не)могут. Здесь всегда(1) т..шина. Ни одна веточ..ка (не) хрус..н..т.
На полянк.. со..нце (не)обж..га..т кожу а ман..т пр..леч.. на необ..ятн..й тр..вяной к..вёр. Мелкие р..синки на листоч..ках драгоценными к..мнями ра(з/с)сыпают..ся.
Вечером ра(з/с)ведёш.. к..стёр. Зазвучат(2) под г..тару ц..ганские романсы и популярн..
песни. Начнут..ся ра(з/с)сказы о нов.. кни(ж/ш)ках и фант..стическ.. фил..мах.(4) Лето прекрас..ная п..ра для общения с природой и друз..ями.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 7
У каждой из л..сных яго(д/т)(1) в (П/п)одмосковье есть свой адрес.
З..мл..ника р..стёт по опушкам б..рёзовых рощ.. и выру(б/п)кам.(4) Ты пошар..ш..
в тр..ве и найдёш.. ал..ю кап..льку рядом с цв..тами ж..лт..й медуниц.. . Об адрес.. ч..рник.. можно справит..ся у ра(з/с)кидистых елей. Её обыч..но люди ищ..т в елов.. бору. М..лина нужда..т..ся в другой з..мле. Она приютилась на под..ёмах и спусках оврагов. Б.лото адрес клюквы. Мох на б..лот.. все места зап..лняет(2) но с клюквой справит..ся (не)мож..т.
З..мл..ника посп..ва..т в июн.. а ч..рника и м..лина − в июл.. . Клюкву соб..рают в август.. . Лес щедро уг..щает вкус..ными(3) яг..дами. Б..регите лес.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 9
Русская з..ма настоящая волшебница.
В бел.. наря(д/т)(1)одела она м..лодые д..рев..я. Укутала их зимушка пост..лила им мя(г/х)кую п..рину.(4) Она изящ..но ра(з/с)писала хру(б/п)кие стволики и веточ..ки бл..стящим на со..нце инеем.
Под берё(з/с)ками р..стут ни(з/с)кие но пуш..стые ёлоч..ки. Ч..ть п..дальше ст..ят высок.. сосны-кр..савиц.. . С..ребряные(3) укр..шения вплела в..юга в их пышные прич..ски(2). А на макушках сосен вид..ш.. ..громные ша(б/п)ки снега и (не)перест..ёш.. уд..влят..ся. Ведь они так похожи на бел.. д..ковинн.. цв..ты! На земле л..жит необ..ятный сказоч..ный к..вёр. З..ма ра(з/с)шила его узорами сл..дов птиц и зв..рей, з..мующих в (Р/р)осси.. . Как хорош лес з..мой
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 10
Прибл..жа..т..ся з..ма. День стал к..ротким. Воздух поч..ти (не)прогр..ва..т..ся и (не) сохр..ня..т(2) тепла. Ночи ст..нов..т..ся всё дл..ннее и ч..сто заст..вля..т др..жать от хол..да. Уже (не)ра(з/с)п..хнёш.. окно и (не)насл..диш..ся былым ароматом нарц..ссов или сирен.. . Д..вно о..цв..ли кусты ро(з/с).
Ненас..ным днём ни(з/c)ко в..сят т..ж..лые тучи а солнце зам..рает за горизонтом. Мокрые(3) кроны д..рев..ев от..желели пригнулись к з..мле но солнеч..ный луч.. иногда согр..ва..т их. Ветер ре(з/с)ко(1) сотр..сает ветки срывает последн.. л..ству.(4) Лист..я л..тят по воздуху прил..пают к крышам д..мов и беседок.
Всем т..скливо и хол..дно. Ос..нь унылая п..ра. Так называл её (П/п)ушкин, хотя и очень любил.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 11
После ноч..ной в..юги лес пох..р..шел и кажет..ся сказоч..ным теремом царя (Б/б)ерендея. Зима х..зяйка этого снежн.. леса. Сл..пят глаза бл..стящие на со..нце г..ган..ские сугробы в л..дяных(2) панц..рях. От..желевшие ветви под грузом снега поч..ти касают..ся земли. С..нич..ка сяд..т а пуш..стая веточ..ка даже (не)дрогн..т. Под соснами зм..ит..ся сле(д/т) рыж.. лисиц.. серого волка.(4) Ищ..т коварные(3) хищ..ники бе(з/с)помощ..ного перед их зубами зайчика но найти (не)могут.
Веч..ром в чащ.. хмур..т..ся хвойн..е потёмки. Только и вид..ш.. одни бел.. берё(з/с)ки в тёмн.. лесу. А вокру(г/к)(1) притаилась зл..вещая тиш.. . Тут (не)отыщ..ш.. ни у(з/с)к..ю тр..пинку, ни бол..ш..ю д..рогу.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 12
Перед ра..светом на п..ляну л..жит..ся первый м..ро(з/с).(4) Что там только делает..ся, на л..сной(3) п..лян..! Перед во(з/с)ходом со..нца, в полумрак.. м..ро(з/с) невидим.. рукой нач..на..т по всей полян.. ра(з/с)ст..лать белые х..лсты. Первые лучи со..нца(1) уб..рают(2) х..лсты и ост..ёт..ся з..лёное место. На г..лубом неб.. между з..л..тыми д..рев..ями (не)п..ймёшь, что творит..ся. Унос..т ветер сухие лист..я. Соб..рают..ся стайками мелкие птич..ки и несут..ся в тёпл.. далёк.. края.
Ветер з..ботливый х..зяин. За лето везде п..быва..т даже в самых густых м..стах (не) остав..т ни одного незнакомого листика. А вот ос..нь пришла – и з..ботливый х..зяин уб..ра..т свой б..гатый ур..жай.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 13
Кр..сив и п..чален русский лес ранн.. осен..ю. На з..л..том фон.. пож..лтевшей листвы выд..ляют..ся яркие пятна красно-ж..лтых клёнов(1) осин. Медленно кружат..ся в воздух.. и тихо л..жат..ся на землю лист..я.(4) От дер..ва к дер..ву прот..нулись бл..стящие с..р..бристые нити лё(г/х)кой паутины. Отцв..тают(2) поз..ние цв..ты.
Пр..зрачен и чист осенний воздух пр..зрач..на в..да в л..сных канавах овра(ж/ш)ках и руч..ях.
Тихо в осенн..м л..су, лишь ш..лестит под н..гами опавшая листва. Иногда тонко просв..стит где-то в кустах ря(б/п)чик протенька..т с..ница(3) пром..лькнёт среди сосен дроз(д/т).
Ле(г/х)ко и привольно дыш..т..ся в осенн..м л..су. И долго (не)хоч..т..ся ух..дить из него.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 14
Прошл.. летом у моего л..сного домика я увид..л м..л..дую л..сич..ку. Обыч..но л..сиц..
прячут..ся в лесу и даже опытный охотник ре(д/т)ко(1) увид..т(2) вбл..зи ж..вого зверя. А эта л..сич..ка д..верчиво гл..дела на меня ч..рными гла(з/с)ками.
Я принёс из кухн.. кусочек мяса бросил л..сич..ке под ноги. Л..сич..ка спокойно вз..ла мясо и с..ела.(4)
Л..сная гост..я несколько дней ж..ла у домика. Днём она заб..ралась в пустую(3) с..бач..ю конуру возле с..рая. По утрам и в..черам л..сич..ка вых..дила на волю и я её к..рмил. К моему рыж..му к..ту она отн..силась дружески и нере(д/т)ко они ели из одной ч..шки.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 15
По р..ке плывет плотный снег. Кружит..ся над омутами нар..ста..т сугробами у к..мней в к..мышах возле б..р..гов. На ж..лтых кувш..нках лежат сн..говые шапоч..ки.(4) Этот странный снег (не)тает: его по в..де черёмуха ра..сыпала.
Много старых черёмух стоит над р..кой над ..брывами. Они цв..ли как-то незаметно, словно прятали пышные белые кисти в л..стве. А потом осыпались л..п..стки и р..ка по-зимнему поб..лела.
У сп..койн..й р..ч..ной(2) зав..ди видно много и..пуганных ры(б/п). Тон..нькие плотвич..ки выплыли наверх. П..казывая острые плавнич..ки, они черт..т уз..нькие д..ро(ж/ш)ки(3) выскакива..т в воздух. Ры(б/п)ки ужас..но(1) бе..поко..т..ся очень уд..вля..т..ся: неужели зима в..рнулась.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 16
Пора птич..их песен прошла, и в л..су снова стало тихо. Несколько дней д..ржалась эта т..шина а потом у л..сного руч..я опять ра(з/с)д..лись призывные звуки. Кто-то забрен..чал зазв..нил в к..л..кольчик(2). Это ягода смородина.
Густо зар..ста..т чистый ручей смородинов..м кустом.(4) В т..ни ягоды нал..лись крупные, прозрач..ные, будто из красн.. ст..кла. Только никто (не)зна..т про них, никто их (не)б..рёт. Проп..да..т л..сной ур..жай.
Стали ягоды отваливат..ся от кисточек падать в ручей(1). И каждая так звонко брен..чит, будто нароч..но выб..ва..т дро(б/п)ь позвон..че. Ягода терп..ливо ждёт всех у руч..я – наб..райте полные к..рзины спелой(3) смородины.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 17
Без с..ниц зимн.. лес зам..ра..т(2). С..сновая ветка заскр..пит снежная ша(б/п)ка обруш..т..ся с ёлки(1). Но нал..тит стайка с..ниц и лес вновь ож..ва..т.
С..ниц.. с писком перел..тают с ветки на ветку, с дер..ва на дер..во. Они осматрива..т кажд.. трещинку(3) в к..ре ищ..т вкус..ные семеч..ки.
С..ниц.. (не)ул..тают на зиму в тёпл.. края, как другие птиц.. . Они звонко перекл..кают..ся в зимн.. л..су. Летом лес нап..лня..т..ся и радос..но звенит птич..ими г..л..сами. А с..ниц (не)слыхать с их скромн.. пес..нкой. В лют.. стужу с..ниц.. прил..тают к избам.(4) Ребята сыпл..т для них в к..рмушки семеч..ки п..дсолнуха.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 18Ду..т х..лодный ветер. Моро(з/с)(1) бе(з/с)жалос..но ск..вал и ост..новил б..гущий в (В/в)олгу ручей а осенн.. гря(з/с)ь сл..пил в ч..рные ком..я. Голые дерев..я зам..рли в глубок.. сне.(4) Их тонкие ветви од..ноко свет..т..ся в тёмн.. небе. Злые(3) м..тели и суровые в..юги терзают их день и ноч.. .
Томят..ся в снежн.. панц..ре необ..ятные п..ля и з..снувший лес. Теперь (не)встрет..ш..
в лесу ежа бож..ю к..ровку или весёл.. кузнечика. (Не)услыш..ш.. пение лесной птиц.. но увидеть птиц можно. Птич..ки подл..тают(2) за кормом поближе к школ..ному саду к дер..венск.. ог..родам.
Зима трудное время для зв..рей и птиц.
videouroki.net
Урок по русскому языку для 5 класса «Буквы е- и в корнях с чередованием»
Чен Светлана Ивановна
Урок русского языка по теме «Буквы е, и в корнях с чередованием» (5-й класс)
ЦЕЛЬ.
Продолжить формирование умения различать корни с чередованием и корни с безударными гласными, проверяемыми ударением.
Развивать внимание учеников, умение самостоятельно делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к русскому языку.
ТИП УРОКА: урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная установка, тестовые задания, сигнальные карточки, опорный конспект по теме урока, индивидуальные карточки для самостоятельной работы (в конвертах).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Существует древняя притча о двух лесорубах, поспоривших, кто больше срубит деревьев за день. Утром соперники начали наперегонки рубить деревья с разных сторон леса. И вот через некоторое время один из спорщиков услышал, что его противник перестал стучать топором. Затем работа возобновилась. Первый спорщик воспользовался перерывом и стал с удвоенной энергией валить деревья.
Так повторилось несколько раз за день. К вечеру первый лесоруб был абсолютно уверен в своей победе: ведь пока второй отдыхал, он продолжал работать.
Но когда подвели итоги, оказалось что второй лесоруб срубил больше деревьев!
— Как так? — возмутился первый спорщик, — я валил деревья не останавливаясь в течение всего дня, а ты три раза отдыхал.
— Действительно, мне пришлось несколько раз прерваться чтобы наточить свой топор, — невозмутимо ответил победитель.
Мораль притчи: Мастерство требует постоянного совершенствования.
Какую тему урока мы изучали на прошлом уроке? Как Вы думаете, к чему я познакомила Вас с этой притчей?
Чем мы можем заняться на этом уроке?
Сформулируйте тему урока: Буквы е – и в корнях с чередованием.
А какова цель нашего урока: усвоить закономерность чередования Е – И в корнях слов; формировать орфографические умения и навыки по правописанию букв Е–И в корнях с чередованием; развивать навыки рассуждения, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: применять правило правописания Е –И в корнях с чередованием, объяснять языковые явления.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания с помощью сигнальных карточек (упражнение 649)
Ребята, сегодня нам предстоит трудный, но увлекательный путь в волшебную Страну Орфографию. Результат сегодняшнего путешествия будет зависеть от того, насколько хорошо вы знаете орфограмму о правописании буквы Е-И в корнях с чередованием.
Для начала давайте заглянем в сундук с орфограммами.
Учащимся выданы карты – задания
Формулировка изученного правила (сначала в парах, затем один произносит вслух правило)
2. Назовите корни с чередованием
3.Теперь мы с вами перемещаемся в город «Поспешишь – людей насмешишь»
Жители этого города не любят спешки, и Вам советуют не спешить, подумать, прежде, чем вставить ту или иную букву. Они всем гостям дают задание. Вот и вам приготовили задание. Вы должны вставить буквы в слова.
Заб_рает, отд_рать, отт_реть, зам_рать,
переж_гать, заст_лить, расст_лать,
соб_рают, зап_реть, выж_гал, нат_рать,
раст_реть, изб_ру, выб_раю, зам_реть
Обменяйтесь тетрадями, проверьте и поставьте баллы : за каждую правильно вставленную букву по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 15
Ключ для взаимопроверки
Забирает, отдирать,
оттереть, замирать,
пережигать, застелить,
расстилать, собирают,
запереть, выжигал,
натирать, растереть,
изберу, выбираю, замереть
Карта — задание
1. «Сундук с орфограммами» :
А) Сформулируй правило правописания е – и в корнях с чередованием:
. . . .
Б) Перечисли все корни с чередованием букв е – и :
. . . .
.
2. «Поспешишь – людей насмешишь»
Вставь пропущенные буквы в слова:
Заб_рает, отд_рать, отт_реть, зам_рать, переж_гать, заст_лить, расст_лать, соб_рают, зап_реть, выж_гал, нат_рать, раст_реть, изб_ру, выб_раю, зам_реть
3. Выполни тест
1. В каком глаголе пишется -Е-?
а) отп_рать в) зам_реть
б) заст_лать г) заж_гать
2. В каком глаголе пишется -Е-?
а) пост_лить в) отбл_стать
б) изб_рать г) прод_раться
3. В каком глаголе пишется -Е-?
а) расст_латься в) отм_рать
б) выд_ру г) раст_рать
4. В каком глаголе пишется -И-?
а) забл_стеть в) подп_рать
б) (всё) зам_рло г) подст_лить
4 . В предложениях подчеркните слова с орфограммой «Правописание чередующейся буквы Е-И в корне».
1.«Вдруг рыба заметалась во все стороны, стала нырять, извиваться, прыгать и, наконец, замерла» (Андерсен Г.Х)
2. «Она пела эльфам весёлые песни всю теплую зиму, а когда в холодных странах пришла весна, ласточка стала собираться на родину»
3. «Горько заплакала Элиза и тайком ушла из дворца. Целый день брела она по полям и болотам, пробираясь к лесу»
4. «- Что это за сборище у свиных закуток? –спросил он себя, протирая глаза и надевая очки. – Э, да это фрейлины опять что-то затеяли!»
5. «Глаза у этой собаки словно два чайных блюдца. Но ты не бойся. Я дам тебе свой синий клетчатый передник, расстели его на полу и смело хватай собаку»
Каждый подсчитывает количество баллов и переводит это количество баллов в отметку.
5. Игра “Цепочка”
Класс делится на две команды, каждая из команд подходит к листу, прикрепленному на доске, и вставляет пропущенную букву. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок справится с заданием.
6. Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам
Карточки для самостоятельной работы
Вариант 1
Задание: Списать, вставить пропущенные буквы, графически объяснить изученную орфограмму.
Соб…рём хворост, прот…рать глаза, зам…реть от восхищения, соб…раться в школу, проб…раться сквозь заросли, выт…реть посуду, нат…реть пол, уб…рать квартиру, выб…ру кассету.
……………………………………………………………………………………
Вариант 2
Задание: Списать, вставить пропущенные буквы, графически объяснить изученную орфограмму.
Соб…рёмся вместе, раст…рать краски, заб…рать домой, пост…лить постель, забл…стеть на солнце, бл…стать красотой, зам…реть от восторга, расст…лается туман, прид…раться к мелочам
7. Рефлексия, выставление отметок.
В конце урока проводится рефлексия по условным знакам, которые выбирают учащиеся:
! – мне всё понятно, я всё усвоил,
? – у меня есть вопросы,
— — мне надо еще раз все повторить, нужна помощь учителя.
8. Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание: повторить правило на странице 112, написать сочинение-миниатюру о своих домашних делах, используя слова с корнями с чередованием:
-бер- / -бир-
-дер- / -дир-
-мер- / -мир-
-пер- / -пир-
-стел- / -стил-
Ключ
1.и 2.и 3.е 4.и 5.и 6.е
7.и 8.и 9.е 10.и 11.и 12.е
13.е 14.и 15.е
Проверь себя
тест
1 – В
2- А
3 – Б
4 — В
infourok.ru