Мир глазами историка 4 класс доклад – Мир глазами историка Окружающий мир 4 класс доклад по теме Окружающий мир
У р о к 7. МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ? | Поурочные планы по окружающему миру 4 класс
У р о к 7. МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?
21.08.2014 6671 0Цели:
1. Познакомить учащихся с наукой историей.
2. Сформировать у учащихся представление об окружающем нас мире с точки зрения историков.
3. Развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать и обобщать, опираясь на полученные знания и собственные наблюдения.
О б о р у д о в а н и е: фотографии или открытки с изображением музеев; схема «Исторические источники»; карточки со словами.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Звенит звонок,
Начинаем наш урок.
Нам надо многое понять,
Чтобы историками стать.
Учитель. Ребята, сегодня мы познакомимся с такой наукой, как история. Узнаем, какие у нее есть «помощницы». И тогда мы сможем посмотреть на окружающий мир глазами историка.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:
– Почему Солнце неодинаково нагревает разные участки Земли?
– Какие тепловые пояса выделяют на Земле?
– Как влияет распределение тепла на Земле на растительный и животный мир?
– Какие страны расположены в умеренных поясах?
– Какие страны расположены в полярных поясах?
Учащиеся работают с тестом «Тепловые пояса».
Учитель. Выберите верное высказывание.
1. Солнце освещает и нагревает разные участки Земли:
а) одинаково;
б) по-разному.
2. В районе экватора солнечные лучи падают на Землю:
а) отвесно;
б) наклонно.
3. В районе Южного и Северного полюсов солнечные лучи падают на Землю:
а) отвесно;
б) наклонно.
4. Тропический пояс проходит через:
а) экватор;
б) Южный тропик;
в) Южный полярный круг.
5. Большая часть России лежит:
а) в умеренном поясе;
б) тропическом поясе;
в) полярном поясе.
6. Полярные пояса ограничены:
а) экватором;
б) Северным и Южным тропиками;
в) Северным и Южным полярными кругами.
О т в е т к тексту: 1(б), 2(а), 3(б), 4(а), 5(а), 6(в).
III. Изучение нового материала.
Учитель. Запишите тему урока «Мир глазами историка».
В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы знаем, когда родились, когда пошли в школу. Все события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку» одно за другим, составляют биографию (жизнеописание) каждого из нас. Мы, живущие сегодня, – и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас, – все вместе составляем человечество. У человечества тоже есть биография – это история.
История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Грек по имени Геродот стал первым ученым-историком. Его называют «отцом истории».
У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки.
Что же изучает история?
Ученики. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.
Учитель. История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность. Запишите определение: «История – наука, изучающая прошлое человеческого общества».
Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Здесь собраны исторические источники, то есть все то, что может рассказать нам о прошлом людей.
Учитель предлагает рассмотреть схему:Учитель. Назовите учреждения, в которых хранятся исторические источники.
Ученики. Библиотеки, музеи, архивы.
Учитель. Давайте поближе познакомимся с этими учреждениями и узнаем, какие исторические источники хранятся в них.
Заранее подготовленные ученики рассказывают, что такое архив, музей, библиотека.
Ученик (рассказывает, что такое архивы). Слово «архив» в переводе с греческого означает «дворец правителя». Но мы этим словом обозначим хранилище документов. Документ – письменное свидетельство событий, происходивших в ту или иную историческую эпоху. Архивы появились у людей с возникновением письменности. Древнейшие архивы – это хранилища глиняных табличек, которые ученые-археологи обнаружили при раскопках древних городов. Современный архив – научное учреждение, которое собирает и хранит документы.
Учитель. В нашем городе тоже есть архив. А исторические документы мы можем увидеть в городском краеведческом музее.
Ученик (рассказывает, что такое музеи). Слово «музей» имеет свою историю. У главного греческого бога Зевса и Мнемосины (богини памяти) было девять дочерей. Называли их музами, и были они покровительницами наук, поэзии и искусств. Для своих богов греки строили жилища – храмы. А храм муз по-гречески назывался «мусейон» – отсюда и произошло слово «музей». Сейчас мы называем этим словом учреждение, где хранятся памятные для людей вещи. Эти предметы называют экспонатами.
Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году. Почти 300 лет первому российскому музею. За это время в нем собрано огромное количество «диковинок» с разных концов света. Эти экспонаты рассказывают о том, как выглядят люди разных стран, каковы их занятия и обычаи.
В этом музее хранились и экспонаты будущего музея – Эрмитажа. Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год.
Учитель. В нашем городе тоже есть музеи. Назовите их.
Учитель предлагает учащимся рассказать о том, в каких музеях они были, какие экспонаты им больше всего запомнились.
Во многих музеях хранятся старинные книги. Но и современные книги рассказывают нам о прошлом человечества. А где хранятся современные книги?
Ученик. Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятся в библиотеках. «Библион» по-гречески значит «книга», а библиотека – книгохранилище. Библиотеки бывают разные: личные и государственные, школьные и городские. Есть библиотеки специальные, посвященные какой-нибудь отрасли знаний: исторические, медицинские, педагогические и др.
Учащиеся повторяют упражнения за учителем.
Звенит звонок,
Начинаем наш урок.
Нам надо многое понять,
Чтобы историками стать.
Раз – читаем летопись,
Два – идем в музей,
Узнаем о прошлом времени
И станем мы мудрей!
Учитель. Многим экспонатам попасть в музей помогают археологи. Вы, наверное, замечали, что, если дома несколько дней не протирать мебель, на ней образуется тонкий слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древних людей, на нем выросли трава, лес, а иногда расположились села и города. Ученые определяют место, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости, и вообще все, на чем сохранились следы деятельности древнего человека. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.
IV. Работа по учебнику.
Учитель. О работе археологов прочитайте статью учебника «Ключи от заветной двери» на с. 37–40.
Учащиеся читают, рассматривают иллюстрации на с. 39, 40.
Учитель предлагает учащимся рассказать о том, как ведутся раскопки.
V. Закрепление.
Учитель.
Что вы хотели бы узнать, изучая историю?Учащиеся высказывают свои пожелания.
Учитель. Подумайте, может быть, в вашем доме или в доме ваших дедушек и бабушек сохранились старинные вещи. Какую историю они могут рассказать?
Учащиеся дают ответы.
Далее учитель проводит дидактическую игру «Исторические источники». Учитель предлагает набор карточек, на которых написаны те или иные источники. Задача учеников: правильно их распределить по группам.
Карточки: мяч, былина, остатки жилищ, утварь, летопись, монеты, одежда, надпись на камне, украшения, щит, сказания.
Учитель поочередно приглашает к доске учащихся, дает карточку. Ученик прикрепляет ее к доске, объясняя свой выбор.
VI. Итоги урока.
Выставление оценок.
Учитель. Запишите в словарик новые определения (учебник, с. 35–41).
Что такое история?
Ученики. История – это наука о прошлом людей.
Учитель. Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»?
Ученики. Археологию.
Учитель. Приведите примеры исторических источников.
Учащиеся читают вывод в учебнике на с. 41.
Домашнее задание.
С. 35–41.
Ответы на вопросы «Проверь себя».
Выполнить задания 1, 2.
tak-to-ent.net
Мир глазами историка
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы узнаем, что такое история, чем занимаются учёные-историки. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников.
Со словом «история» вы, наверное, встречались уже не один раз. В переводе с греческого это слово означает «рассказ о прошедшем». История есть у человека, у народа, у страны. Историю имеет наша с вами школа и наш город. И конечно, собственная история есть у каждого из вас . История окружает нас всюду. На улицах современных городов рядом со зданиями из стекла и бетона — прекрасные старинные сооружения: Московский Кремль, дворцы Санкт-Петербурга, Золотые ворота во Владимире…Среди лесов и полей вдруг встретится старинная барская усадьба или замечательная древняя церквушка.
С точки зрения историка, мир – это неразрывное единство прошлого, настоящего и будущего. Так что же такое история? История – это то, что было в прошлом людей. И наука, которая изучает прошлое, тоже называется историей.
Мир постоянно изменяется. Каждый день в нём происходят тысячи событий. Мы узнаём о них из передач телевидения, сообщений Интернета, из газет и журналов. То, что происходит сегодня, сейчас с вами, с вашими родными и близкими, со всей нашей страной и миром, совершается в настоящем. События, которые происходят в настоящем, неразрывно связаны с прошлым. От этих событий во многом зависит и наше будущее. Историю образно можно сравнить с нитью, на которую нанизываются тысячи и тысячи событий. Есть даже выражение «нить времён». Так история соединяет прошлое, настоящее и будущее.
Учёные-историки кропотливо изучают всё, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах (хранилищах документов), музеях, библиотеках, собирая по крупицам важные знания о прошлом.
Много тайн хранит прошлое. Как открыть дверь в загадочный мир под названием «история»? Сделать это непросто. Грозный стражник – время – охраняет вход. А ключи от него в руках учёных-историков. Учёные знают, что прошлое не ушло бесследно. О минувших временах поведают старинные сооружения, древние рукописи, монеты, сказания и легенды, названия деревень и городов, рек, пословицы и поговорки, сохранившиеся в нашей речи, и многое другое. Всё то, что может рассказать нам о прошлом людей, называется историческим источником.
Конечно, многое пропало безвозвратно, истлело, разрушилось от времени, погибло при стихийных бедствиях, сгорело в пламени пожаров. Поэтому дошедшие до наших дней памятники очень ценны. Многие предметы старины бережно сохраняются в музеях. Первый музей в России – Кунсткамеру – основал царь Пётр Первый в Санкт-Петербурге в 1714 году.
Древние рукописи, книги и другие письменные источники хранятся в архивах.
Около тысячи лет назад на Руси появились летописи. В далёкой древности слово «лето» имело значение года. Отсюда, например, слово «летоисчисление» или фраза «Сколько вам лет?» От лета к лету (т.е. из года в год) записывали люди в древности важные исторические события в книги. Рассказ о событиях каждого года обычно начинался словами: «В лето …» (то есть «в году таком-то»), отсюда название — летопись. Год за годом летописцы вели записи о событиях своего времени. Учёные-историки, изучая русские летописи, многое узнали о прошлом нашей Родины.
Многие исторические источники были обнаружены благодаря археологии. «Архео» переводится с греческого на русский язык как «древний». Археология – наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. Эта наука – одна из главных помощниц истории.
Свои удивительные находки археологи выкапывают из земли. Поэтому археологию иногда в шутку называют историей, вооружённой лопатой. Раскопки – это трудная, но очень увлекательная работа. Копают лопатами очень осторожно, чтобы ничего не повредить. При необходимости лопаты заменяют специальными ножами и кисточками. Каждый ком вынутой земли тщательно перебирают руками. Даже малюсенькая вещичка окажется на ладони археолога. Археологи находят остатки жилищ, старинную посуду, украшения и монеты, оружие и многое-многое другое. Это помогает узнать, какими были поселения людей, как они жили, как одевались, чем занимались и т. д.
Но ценные находки хранятся не только в музеях, библиотеках и архивах. При желании их можно отыскать в каждом доме. Это старые книги, фотографии, предметы домашнего обихода и многое другое.
К сожалению, бывает и так, что памятники старины продолжают гибнуть и в наши дни. А это огромная потеря для нашей культуры. Мы должны сохранять и беречь те сокровища, которые достались нам в память от наших предков.
Что же нам нужно запомнить?
История – это наука о прошлом людей. Свои выводы учёные-историки делают, изучая исторические источники. Историческими источниками мы называем всё то, что свидетельствует о минувших временах: старинные сооружения, древние рукописи, монеты, сказания и легенды, названия городов и деревень, пословицы и поговорки, сохранившиеся в речи, и многое другое. Археология – одна из наук-помощниц истории. Она узнаёт о прошлом, изучая древние предметы и сооружения.
videouroki.net
Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме: Мир глазами историка. — окружающий мир 4 класс
Тема: Мир глазами историка.
Цели: — Сформировать представление об окружающем нас мире с точки зрения историков;
— Ознакомить с наукой историей;
— Развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, основываясь на полученных знаниях и собственном опыте.
Оборудование: тест, словарь, видеосюжеты.
- Организационный момент. Слайд 1.
Прозвенел веселый звонок,
Начинаем наш урок.
Нам надо многое понять,
Чтобы историками стать.
Сегодня нам предстоит посмотреть на окружающий мир глазами историка, узнать, что такое история, и какие у нее есть «помощницы».
- Проверка домашнего задания. Слайд 3.
- Индивидуальные задания.
Тест «Тепловые пояса». 1 – б, 2 – а, 3 – б, 4 – в, 5 — б
- Фронтальный опрос.
Почему Солнце не одинаково нагревает разные участки Земли? (на среднюю часть прямые лучи, на полюса – косые)
Какие тепловые пояса выделяют на Земле?
Влияет ли распределение тепла на Земле на растительный и животный мир?
Какие страны расположены в тропическом поясе? (Бразилия, Перу, Ангола, Заир, Индонезия …)
Какие страны расположены в умеренных поясах? (Россия, Турция, Казахстан, Монголия, Аргентина …)
Какие страны расположены в полярных поясах? (Север России, острова Канады …)
- Времена года в южном и северном полушариях не совпадают. Когда в южном полушарии ходят на пляж? Слайд 4.
1.Месяц подготовки к зиме у белок наших лесов. 2.Первый летний месяц в северном полушарии. 3.Последний летний месяц в северном полушарии. 4.Время года в южном полушарии, которое бывает в июне. 5.Месяц сбора урожая в Австралии. 6.Зимний месяц в северном полушарии.
1.октябрь 2.июнь 3.август 4.зима 5.март 6.декабрь ЯНВАРЬ
- Изучение новой темы. Слайд 5.
Молодцы. Пришло время приступить к изучению новой темы.
В жизни каждого человека происходит множество событий, многие из них мы долго помним, а некоторые не забываем в течение всей жизни. Все события нашей жизни как бы собраны в цепочку, одно за другим, и составляют биографию (жизнеописание) каждого из нас. Мы, живущие сегодня, те, кто жил до нас, и те, кто будет жить после нас, — все вместе мы составляем Человечество. У человечества тоже есть биография – это История. Это огромный мир, о котором мы сегодня начнем разговор.
«История» – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Как толкует это слово С.И. Ожегов. Слайд 6. История – совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества.
Часто историю называют памятью народа. Изучая историю, мы узнаем, как жили наши предки, чем мы похожи на них и чем отличаемся, какие происходили события. Ученые – историки работают в архивах, музеях, библиотеках, изучают документы, оставшиеся от минувших эпох. Более подробно об архивах нам расскажет наш одноклассник.
— доклад 1. Слайд 7.
В нашем городе тоже есть архив. Исторические документы мы можем увидеть в залах городского краеведческого музея. Прошлое не уходит бесследно.
Вы, наверное, замечали, что если дома несколько дней не протирать мебель, на ней образуется слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древних людей, на нем выросли трава, лес, села, города. Ученые сначала определяют места, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, все на чем сохранились следы их деятельности. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.
Как вы думаете, что на улицах нашего города может рассказать о прошлом? (памятники, дома, название улиц)
Все, что может рассказать о прошлом: рукописи, монеты, сказания, пословицы – называют историческими источниками. Дошедшие до нас памятники ценны, и многие предметы старины хранятся в музеях. О первом музее, созданном в России, мы сейчас послушаем.
— доклад 2. Слайд 8, 9.
Не только в архивах и музеях хранятся ценные находки, их можно отыскать в каждом доме.
физминутка
- Работа в тетради. Слайд 10.
Найдите предложения, в которых говорится об исторических источниках. (3, 4, 5, 6) Отметьте эти предложения знаком +.
Слайд 11.
Используя текст учебника, запишите определения.
- Закрепление.
— что вы хотели бы узнать, изучая историю?
— представьте, что у нас есть машина времени и мы в далеком будущем. Какие исторические источники расскажут нашим потомкам о времени, в котором мы живем?
- Итог урока. Слайд 12.
Итак, подведем итоги. Что такое история? (наука о прошлом людей) Что называют историческим источником? (сооружения, монеты, книги, рукописи …) Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»? (археологию)
- Домашнее задание. Слайд 13.
Прочитать текст, ответить на вопросы (с. 35 – 41)
Выполнить задания № 1, 2 с. 41
В тетради с. 12 № 3.
nsportal.ru
Урок № 5. «Мир глазами историка»
Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4классТип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Составлять рассказы о мире, с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого, обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села). Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Планируемые результаты
Предметные ( знать, уметь)
Знать понятие об истории, как науке, значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории.
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории отечества.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
. – строить рассуждения в форме простых суждений, извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников.
Р. – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей.
К. – формулировать собственное мнение и позицию и координировать еȅ с позициями портнȅров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Формулировать свои затруднения;
Личностные результаты
Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно – познавательные мотивы.
Способность к оценке своей учебной деятельности
Основные понятия и определения:
история, историк, исторический источник, архив, летопись, археология, археолог.
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем, что такое история, чем занимаются учёные-историки. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников.
Вспомни, что такое настоящее, прошлое и будущее. С каким памятниками истории и культуры вы знакомы?
Слово «история» все, наверное, слышали. В переводе с греческого оно означает «рассказ о прошедшем». Заглянем в одну из библиотек. Каких книг здесь только нет! И многие начинаются со слова «история»: «История России», «История науки и техники», «История костюма».
Своя история есть у человека, у народа, у страны. Историю имеет твоя семья, твоя школа, твой город, твой родной край. И конечно, у тебя тоже есть собственная история.
История окружает нас всюду. На улицах современных городов рядом со зданиями из стекла и бетона — прекрасные старинные сооружения: Московский Кремль, дворцы Санкт-Петербурга, Золотые ворота во Владимире… Среди лесов и полей вдруг встретится старинная барская усадьба или чудесная древняя церквушка.
Поленово. Таруса.
Дом-музей В. Д. Поленова Воскресенская церковь
Попробуй рассказать о мире с точки зрения историка. Используй для этого слова: прошлое, настоящее, будущее, памятник, музей, библиотека, былина. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ
Изучение нового материала
ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ
С точки зрения историка, мир — это неразрывное единство прошлого, настоящего и будущего. Так что же такое история? История — это то, что было в прошлом людей. И наука, которая изучает прошлое, тоже называется историей
Мы живём в мире, который постоянно меняется. Каждый день происходят тысячи событий. Мы узнаём об этом из передач телевидения, радио, сообщений Интернета, газет и журналов.
То, что происходит сегодня, сейчас с вами, с вашими родными и близкими, со всей нашей страной и миром, совершается в настоящем.
События, которые происходят в настоящем, связаны с прошлым. От этих событий во многом зависит и будущее. Историю можно образно сравнить с нитью, на которую нанизываются тысячи и тысячи событий. Есть даже выражение «нить времён». Так история соединяет прошлое, настоящее и будущее
Часто историю называют памятью народа. Как жили наши предки? Чем мы похожи на них и чем различаемся? Как они заселяли, осваивали и защищали нашу страну? Ответы на эти и многие другие вопросы даёт история
Учёные-историки кропотливо изучают всё, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах (хранилищах документов), музеях, библиотеках
К истории обращаются художники, писатели, музыканты, кинорежиссёры. Каждый находит в ней то, что будет интересно и поучительно сегодня.
КЛЮЧИ ОТ ЗАВЕТНОЙ ДВЕРИ
Много тайн хранит прошлое. Как открыть дверь в загадочный мир под названием «история»? Сделать это непросто. Грозный стражник — время — охраняет вход, а ключи от него в руках учёных-историков.
Учёные знают, что прошлое не ушло бесследно. О минувших временах поведают старинные сооружения, древняя рукопись, монета и печать, сказания и легенды, названия деревень и городов, рек и лесов, слова, пословицы и поговорки
сохранившиеся в нашей речи, и многое другое. Всё то, что может рассказать нам о прошлом людей, называется историческим источником.
Конечно, многое пропало безвозвратно: истлело, разрушилось от времени, погибло при стихийных бедствиях, сгорело в пламени пожаров. Поэтому все дошедшие до наших дней памятники очень ценны. Многие предметы старины бережно сохраняются в музеях. Первый музей в России — Кунсткамеру — основал царь Пётр Первый в Санкт-Петербурге в 1714 году. Древние рукописи, книги и другие письменные источники хранятся в архивах.
Около тысячи лет назад на Руси появились летописи. Год за годом летописцы вели записи о событиях своего времени. Учёные-историки, изучая русские летописи, много узнали о прошлом нашей Родины
Многие исторические источники были обнаружены благодаря археологии. Слово «архео» переводится с греческого на русский язык как «древний». Археология — наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. Эта наука — одна из главных помощниц истории
Свои удивительные находки учёные-археологи выкапывают из земли. Поэтому археологию иногда в шутку называют историей, вооружённой лопатой.
Как ведутся раскопки? Это трудная, но занимательная работа. Копают лопатами очень осторожно, чтобы ничего не повредить. При необходимости лопаты заменяют специальными ножами и кисточками. Каждый ком вынутой земли тщательно перебирают руками. Так даже малюсенькая вещичка окажется на ладони археолога. Учёные находят остатки жилищ, разбитую посуду, оружие, украшения, монеты, печати, орудия труда и многое-многое другое. Это помогает узнать, какими были города и поселения, как жили люди, как они одевались, чем питались, каковы были их занятия и многое другое.
Не только в музеях и архивах хранятся ценные находки. При желании их можно отыскать в каждом доме: старые книги, фотографии, предметы домашнего обихода.
К сожалению, бывает и так, что памятники старины продолжают гибнуть и в наши дни, а это огромная потеря для нашей культуры. Мы должны сохранять и беречь те сокровища, которые достались нам в наследство от наших предков.
Осмысление и понимание полученных знаний
Обсудим!
1.Что вы хотели бы узнать, изучая историю?
2.Какие исторические источники расскажут о нашем времени?
3.Что могут узнать археологи с помощью авиаразведки?
4.Какие науки помогают археологам в их работе?
5.Сохранились ли в твоём доме предметы, которые могли бы заинтересовать историков? Чем интересны эти предметы?
Вывод
История — наука о прошлом людей. Свои выводы учёные-историки делают, изучая исто-
рические источники. Историческим источником мы называем всё то, что свидетельствует
о минувших временах. Археология — одна из наук-помощниц истории
Проверь себя
1. Что изучает история? 2. Что такое исторический источник? 3. Приведи примеры исторических источников. 4. Что такое археология? 5. Почему археологию называют помощницей истории?
Задания для домашней работы
1.Запиши в словарик: история, историк, исторический источник, архив, летопись, археология, археолог.
2.Вспомни или узнай у взрослых, какие исторические музеи есть в твоём городе. Побывай в одном из них и напиши небольшое сочинение о том, что запомнилось тебе больше всего. Оформи его на отдельном листе
Познавательные уроки 2 серия мир глазами историка
Древнейшие люди. Начало истории человечества
ИСТОРИЯ — ЭТО НАУКА!
Летопись веков
Библиотека конгресса : Плоская земля, архив .подлинная карта плоской стационарной земли!!
Древнейшие страницы археологического наследия России». Профессор МПГУ Мария Добровольская
Источники информации:
ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций окружающий мир
— http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Конспект урока по окружающему миру «Мир глазами историка» (4 класс)
Тема: МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА
Цели:
1. Познакомить учащихся с наукой историей.
2. Сформировать у учащихся представление об окружающем нас мире с точки зрения историков.
3. Развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать и обобщать, опираясь на полученные знания и собственные наблюдения.
О б о р у д о в а н и е: фотографии или открытки с изображением музеев; схема «Исторические источники»; карточки со словами.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Звенит звонок,
Начинаем наш урок.
Нам надо многое понять,
Чтобы историками стать.
Учитель. Ребята, сегодня мы познакомимся с такой наукой, как история. Узнаем, какие у нее есть «помощницы». И тогда мы сможем посмотреть на окружающий мир глазами историка.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:
– Почему Солнце неодинаково нагревает разные участки Земли?
– Какие тепловые пояса выделяют на Земле?
– Как влияет распределение тепла на Земле на растительный и животный мир?
– Какие страны расположены в умеренных поясах?
– Какие страны расположены в полярных поясах?
Учащиеся работают с тестом «Тепловые пояса».
Учитель. Выберите верное высказывание.
1. Солнце освещает и нагревает разные участки Земли:
а) одинаково;
б) по-разному.
2. В районе экватора солнечные лучи падают на Землю:
а) отвесно;
б) наклонно.
3. В районе Южного и Северного полюсов солнечные лучи падают на Землю:
а) отвесно;
б) наклонно.
4. Тропический пояс проходит через:
а) экватор;
б) Южный тропик;
в) Южный полярный круг.
5. Большая часть России лежит:
а) в умеренном поясе;
б) тропическом поясе;
в) полярном поясе.
6. Полярные пояса ограничены:
а) экватором;
б) Северным и Южным тропиками;
в) Северным и Южным полярными кругами.
О т в е т к тексту: 1(б), 2(а), 3(б), 4(а), 5(а), 6(в).
III. Изучение нового материала.
Учитель. Запишите тему урока «Мир глазами историка».
В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы знаем, когда родились, когда пошли в школу. Все события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку» одно за другим, составляют биографию (жизнеописание) каждого из нас. Мы, живущие сегодня, – и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас, – все вместе составляем человечество. У человечества тоже есть биография – это история.
История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Грек по имени Геродот стал первым ученым-историком. Его называют «отцом истории».
У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки.
Что же изучает история?
Ученики. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.
Учитель. История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность. Запишите определение: «История – наука, изучающая прошлое человеческого общества».
Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Здесь собраны исторические источники, то есть все то, что может рассказать нам о прошлом людей.
Учитель предлагает рассмотреть схему:
Учитель. Назовите учреждения, в которых хранятся исторические источники.
Ученики. Библиотеки, музеи, архивы.
Учитель. Давайте поближе познакомимся с этими учреждениями и узнаем, какие исторические источники хранятся в них.
Заранее подготовленные ученики рассказывают, что такое архив, музей, библиотека.
Ученик (рассказывает, что такое архивы). Слово «архив» в переводе с греческого означает «дворец правителя». Но мы этим словом обозначим хранилище документов. Документ – письменное свидетельство событий, происходивших в ту или иную историческую эпоху. Архивы появились у людей с возникновением письменности. Древнейшие архивы – это хранилища глиняных табличек, которые ученые-археологи обнаружили при раскопках древних городов. Современный архив – научное учреждение, которое собирает и хранит документы.
Учитель. В нашем городе тоже есть архив. А исторические документы мы можем увидеть в городском краеведческом музее.
Ученик (рассказывает, что такое музеи). Слово «музей» имеет свою историю. У главного греческого бога Зевса и Мнемосины (богини памяти) было девять дочерей. Называли их музами, и были они покровительницами наук, поэзии и искусств. Для своих богов греки строили жилища – храмы. А храм муз по-гречески назывался «мусейон» – отсюда и произошло слово «музей». Сейчас мы называем этим словом учреждение, где хранятся памятные для людей вещи. Эти предметы называют экспонатами.
Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году. Почти 300 лет первому российскому музею. За это время в нем собрано огромное количество «диковинок» с разных концов света. Эти экспонаты рассказывают о том, как выглядят люди разных стран, каковы их занятия и обычаи.
В этом музее хранились и экспонаты будущего музея – Эрмитажа. Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год.
Учитель. В нашем городе тоже есть музеи. Назовите их.
Учитель предлагает учащимся рассказать о том, в каких музеях они были, какие экспонаты им больше всего запомнились.
Во многих музеях хранятся старинные книги. Но и современные книги рассказывают нам о прошлом человечества. А где хранятся современные книги?
Ученик. Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятся в библиотеках. «Библион» по-гречески значит «книга», а библиотека – книгохранилище. Библиотеки бывают разные: личные и государственные, школьные и городские. Есть библиотеки специальные, посвященные какой-нибудь отрасли знаний: исторические, медицинские, педагогические и др.
Учащиеся повторяют упражнения за учителем.
Звенит звонок,
Начинаем наш урок.
Нам надо многое понять,
Чтобы историками стать.
Раз – читаем летопись,
Два – идем в музей,
Узнаем о прошлом времени
И станем мы мудрей!
Учитель. Многим экспонатам попасть в музей помогают археологи. Вы, наверное, замечали, что, если дома несколько дней не протирать мебель, на ней образуется тонкий слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древних людей, на нем выросли трава, лес, а иногда расположились села и города. Ученые определяют место, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости, и вообще все, на чем сохранились следы деятельности древнего человека. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.
IV. Работа по учебнику.
Учитель. О работе археологов прочитайте статью учебника «Ключи от заветной двери» на с. 37–40.
Учащиеся читают, рассматривают иллюстрации на с. 39, 40.
Учитель предлагает учащимся рассказать о том, как ведутся раскопки.
V. Закрепление.
Учитель. Что вы хотели бы узнать, изучая историю?
Учащиеся высказывают свои пожелания.
Учитель. Подумайте, может быть, в вашем доме или в доме ваших дедушек и бабушек сохранились старинные вещи. Какую историю они могут рассказать?
Учащиеся дают ответы.
Далее учитель проводит дидактическую игру «Исторические источники». Учитель предлагает набор карточек, на которых написаны те или иные источники. Задача учеников: правильно их распределить по группам.
Карточки: мяч, былина, остатки жилищ, утварь, летопись, монеты, одежда, надпись на камне, украшения, щит, сказания.
Учитель поочередно приглашает к доске учащихся, дает карточку. Ученик прикрепляет ее к доске, объясняя свой выбор.
VI. Итоги урока.
Выставление оценок.
Учитель. Запишите в словарик новые определения (учебник, с. 35–41).
Что такое история?
Ученики. История – это наука о прошлом людей.
Учитель. Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»?
Ученики. Археологию.
Учитель. Приведите примеры исторических источников.
Учащиеся читают вывод в учебнике на с. 41.
Домашнее задание.
С. 35–41.
Ответы на вопросы «Проверь себя».
Выполнить задания 1, 2.
infourok.ru
Урок окружающего мира по теме: » Мир глазами историка. Что такое история» УМК «Перспектива» 4 класс
У р о к 7.
МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?
Цели:
1. Познакомить учащихся с наукой историей.
2. Сформировать у учащихся представление об окружающем нас мире с точки зрения историков.
3. Развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать и обобщать, опираясь на полученные знания и собственные наблюдения.
О б о р у д о в а н и е: фотографии или открытки с изображением музеев; схема «Исторические источники»; карточки со словами.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Звенит звонок,
Начинаем наш урок.
Нам надо многое понять,
Чтобы историками стать.
Учитель. Ребята, сегодня мы познакомимся с такой наукой, как история. Узнаем, какие у нее есть «помощницы». И тогда мы сможем посмотреть на окружающий мир глазами историка.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:
– Почему Солнце неодинаково нагревает разные участки Земли?
– Какие тепловые пояса выделяют на Земле?
– Как влияет распределение тепла на Земле на растительный и животный мир?
– Какие страны расположены в умеренных поясах?
– Какие страны расположены в полярных поясах?
Учащиеся работают с тестом «Тепловые пояса».
Учитель. Выберите верное высказывание.
1. Солнце освещает и нагревает разные участки Земли:
а) одинаково;
б) по-разному.
2. В районе экватора солнечные лучи падают на Землю:
а) отвесно;
б) наклонно.
3. В районе Южного и Северного полюсов солнечные лучи падают на Землю:
а) отвесно;
б) наклонно.
4. Тропический пояс проходит через:
а) экватор;
б) Южный тропик;
в) Южный полярный круг.
5. Большая часть России лежит:
а) в умеренном поясе;
б) тропическом поясе;
в) полярном поясе.
6. Полярные пояса ограничены:
а) экватором;
б) Северным и Южным тропиками;
в) Северным и Южным полярными кругами.
О т в е т к тексту: 1(б), 2(а), 3(б), 4(а), 5(а), 6(в).
III. Изучение нового материала.
Учитель. Запишите тему урока «Мир глазами историка».
В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы знаем, когда родились, когда пошли в школу. Все события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку» одно за другим, составляют биографию (жизнеописание) каждого из нас. Мы, живущие сегодня, – и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас, – все вместе составляем человечество. У человечества тоже есть биография – это история.
История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Грек по имени Геродот стал первым ученым-историком. Его называют «отцом истории».
У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки.
Что же изучает история?
Ученики. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.
Учитель. История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность. Запишите определение: «История – наука, изучающая прошлое человеческого общества».
Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Здесь собраны исторические источники, то есть все то, что может рассказать нам о прошлом людей.
Учитель предлагает рассмотреть схему:
Учитель. Назовите учреждения, в которых хранятся исторические источники.
Ученики. Библиотеки, музеи, архивы.
Учитель. Давайте поближе познакомимся с этими учреждениями и узнаем, какие исторические источники хранятся в них.
Заранее подготовленные ученики рассказывают, что такое архив, музей, библиотека.
Ученик (рассказывает, что такое архивы). Слово «архив» в переводе с греческого означает «дворец правителя». Но мы этим словом обозначим хранилище документов. Документ – письменное свидетельство событий, происходивших в ту или иную историческую эпоху. Архивы появились у людей с возникновением письменности. Древнейшие архивы – это хранилища глиняных табличек, которые ученые-археологи обнаружили при раскопках древних городов. Современный архив – научное учреждение, которое собирает и хранит документы.
Учитель. В нашем городе тоже есть архив. А исторические документы мы можем увидеть в городском краеведческом музее.
Ученик (рассказывает, что такое музеи). Слово «музей» имеет свою историю. У главного греческого бога Зевса и Мнемосины (богини памяти) было девять дочерей. Называли их музами, и были они покровительницами наук, поэзии и искусств. Для своих богов греки строили жилища – храмы. А храм муз по-гречески назывался «мусейон» – отсюда и произошло слово «музей». Сейчас мы называем этим словом учреждение, где хранятся памятные для людей вещи. Эти предметы называют экспонатами.
Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году. Почти 300 лет первому российскому музею. За это время в нем собрано огромное количество «диковинок» с разных концов света. Эти экспонаты рассказывают о том, как выглядят люди разных стран, каковы их занятия и обычаи.
В этом музее хранились и экспонаты будущего музея – Эрмитажа. Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год.
Учитель. В нашем городе тоже есть музеи. Назовите их.
Учитель предлагает учащимся рассказать о том, в каких музеях они были, какие экспонаты им больше всего запомнились.
Во многих музеях хранятся старинные книги. Но и современные книги рассказывают нам о прошлом человечества. А где хранятся современные книги?
Ученик. Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятся в библиотеках. «Библион» по-гречески значит «книга», а библиотека – книгохранилище. Библиотеки бывают разные: личные и государственные, школьные и городские. Есть библиотеки специальные, посвященные какой-нибудь отрасли знаний: исторические, медицинские, педагогические и др.
Учащиеся повторяют упражнения за учителем.
Звенит звонок,
Начинаем наш урок.
Нам надо многое понять,
Чтобы историками стать.
Раз – читаем летопись,
Два – идем в музей,
Узнаем о прошлом времени
И станем мы мудрей!
Учитель. Многим экспонатам попасть в музей помогают археологи. Вы, наверное, замечали, что, если дома несколько дней не протирать мебель, на ней образуется тонкий слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древних людей, на нем выросли трава, лес, а иногда расположились села и города. Ученые определяют место, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости, и вообще все, на чем сохранились следы деятельности древнего человека. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.
IV. Работа по учебнику.
Учитель. О работе археологов прочитайте статью учебника «Ключи от заветной двери» на с. 37–40.
Учащиеся читают, рассматривают иллюстрации на с. 39, 40.
Учитель предлагает учащимся рассказать о том, как ведутся раскопки.
V. Закрепление.
Учитель. Что вы хотели бы узнать, изучая историю?
Учащиеся высказывают свои пожелания.
Учитель. Подумайте, может быть, в вашем доме или в доме ваших дедушек и бабушек сохранились старинные вещи. Какую историю они могут рассказать?
Учащиеся дают ответы.
Далее учитель проводит дидактическую игру «Исторические источники». Учитель предлагает набор карточек, на которых написаны те или иные источники. Задача учеников: правильно их распределить по группам.
Карточки: мяч, былина, остатки жилищ, утварь, летопись, монеты, одежда, надпись на камне, украшения, щит, сказания.
Учитель поочередно приглашает к доске учащихся, дает карточку. Ученик прикрепляет ее к доске, объясняя свой выбор.
VI. Итоги урока.
Выставление оценок.
Учитель. Запишите в словарик новые определения (учебник, с. 35–41).
Что такое история?
Ученики. История – это наука о прошлом людей.
Учитель. Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»?
Ученики. Археологию.
Учитель. Приведите примеры исторических источников.
Учащиеся читают вывод в учебнике на с. 41.
Домашнее задание.
С. 35–41.
Ответы на вопросы «Проверь себя».
Выполнить задания 1, 2.
kopilkaurokov.ru
Урок «Мир глазами историка»
КОНСПЕКТ УРОКА №3.
Предмет: Окружающий мир, 4 класс, школа России, учебник Плешаков
Тема урока: «Мир глазами историка».
Целеполагания учителя: Сформировать у учащихся представление об истории, как науке, изучающей длинный путь развития человечества и о формировании знаний об исторических источниках, их видах.
Целеполагания учащихся: Первые понятия по теме «История».
Задачи предметные:
Создать условия для формирования представления об истории, как науке.
Способствовать формированию у учащихся представления об окружающем нас мире с точки зрения историков.
Задачи мета предметные:
Развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи, делать выводы.
Задачи личностные:
Ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения проблемных задач, адекватной самооценке.
Планируемые результаты:
Регулятивные: Контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Коммуникативные: Участвовать в диалоге, слушать и понимать других.
Познавательные: Анализировать текст учебника, делать на основе анализа выводы и обобщения.
Личностные: Проявлять интерес к истории, как науке. Выражать в собственных суждениях отношение к историческим событиям. Ориентирование на учет чужой точки зрения, устойчивый учебно – познавательный интерес к новым способам решения задач.
Основные понятия: история, исторические источники, архив, римские цифры, летоисчисление.
Меж предметные связи: история
Ресурсы: — основные: учебник
— дополнительные: интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал
Организационный момент.Задача: Настроить учащихся на учебную деятельность.
— Здравствуйте.
— Я очень рада, что Вы пришли на урок за новыми знаниями в хорошем настроении.
Настраиваются на ситуацию успеха с положительной эмоциональной направленностью.
Проверка ДЗ
— Скажите, пожалуйста, что изучает география?
-Докажите на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.
— Что такое масштаб?
— Кто продемонстрирует у доски свое умение показывать на карте?
Наблюдают, систематизируют знания.
Актуализация знаний.
Задача: Создание проблемной ситуации.
— Как Вы думаете вчерашний день — это история?
— Почему?
— Как Вы думаете, о чем мы сегодня будем размышлять? (об
истории)
— Мы часто говорим: «Я расскажу Вам интересную историю…» или «со мной приключилась история…».
— Так что же такое история?
(История – это наука, которая изучает прошлое людей).
На ИА доске появляется слайд с машиной времени.
— Посмотрите внимательно. Как вы думаете, что это? (машина времени).
— Как вы думаете, что может машина времени? (можно путешествовать в прошлое и будущее)
— Как Вы думаете кто мечтает о такой машине? (историки)
— Почему?
— Нам на урок дали такую машину, чтоб мы помогли историкам.
— Поможем?
— Как вы думаете чьими глазами на сегодняшнем уроке мы будем смотреть на мир? (историков)
На ИА доске появляется слайд с темой урока: «Мир глазами историков».
Анализируют, делают выводы. Формируют через столкновение с проблемной ситуацией личную мотивацию для изучения нового материала.
4.1. Изучение нового материала.
Задача: Постановка учебной задачи.
— Любое путешествие требует тщательной подготовки, поэтому нам надо продумать наше путешествие.
— Как Вы думаете, что нас, как историков, будет сегодня интересовать?
НА ИА появляются слайды: — Что такое история?
-Для чего нам нужно изучать историю?
-Какие бывают исторические источники?
— Разделитесь на 3 команды. Перед началом путешествия, команды выберите своего капитана. Вы готовы к путешествию?
— У каждой команды на столах план путешествия и конверты с заданиями.
— Капитаны читают своей команде задание №1. Команда выполняет задание строго по инструкции. На выполнение этого задания командам отводится 7 минут.
— Время пошло.
ИНСТРУКЦИЯ:
Дорогие ребята! Вы работаете все дружно и вместе, потому что Вы команда.
Прочитайте текст на стр. 29-31 учебника.
Найдите ответы на вопросы.
Запишите ответы в бланке с вопросами.
ВОПРОСЫ:
— Что такое история?
-Как переводится слово «история» с греческого языка?
-Как называют ученых, которые изучают историю?
— Где трудятся ученые – историки?
— Все команды получили по 4 вопроса. Но ответ каждая команда будет давать только на 1 вопрос.
— Выберите представителя от каждой команды, кто будет отвечать.
— Начнем с команды №1. Представитель команды прочитает нам инструкцию и расскажет, как Ваша команда ответила на вопрос №1.
— Представитель команды№2 расскажет, как Ваша команда ответила на вопрос №2.
— Представитель команды№3 расскажет, как Ваша команда ответила на вопрос №3.
— Представители всех 3 команд расскажут, как их команды ответили на вопрос №4.
— Какие новые слова встречались при чтении текста?
— Мы теперь знаем, кого называют историками?
— А что такое архивы? (хранилище документов)
— Каждая команда в своем плане путешествия может сделать отметку о выполнении первого задания.
— Теперь мы знаем, что такое история.
— Для чего нужно изучать историю?
— Как Вы считаете?
— Вы все правильно ответили, а поможет нам более подробно разобраться в этом вопросе задание под номером 2.
— Капитаны читают своей команде задание №2. Команда выполняет задание строго по инструкции. На выполнение этого задания командам отводится 3 минуты.
— Время пошло.
ЗАДАНИЕ №2:
Отвечая на вопрос: «Для чего, мы изучаем историю», выберите из списка утверждений то, которое считаете наиболее верным.
Мы изучаем историю для того, чтобы узнать, как наши предки заселяли, осваивали нашу страну.
Мы изучаем историю для того, чтобы было, о чем поговорить с друзьями.
Мы изучаем историю для того, чтобы научиться читать исторические книги.
Мы изучаем историю для того, чтобы знать, как жили наши предки.
Мы изучаем историю для того, чтобы было весело.
Мы изучаем историю для того, чтобы знать, чем мы похожи, а чем различаемся от наших предков.
-Представитель команды№1 прочитает нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда?
— Представитель команды№2 прочитает нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда?
— Представитель команды№3 прочитает нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда?
— Каждая команда в своем плане путешествия может сделать отметку о выполнении второго задания.
На ИА доске слайд: Дверь с замком.
— Перед нами дверь. На двери замок.
— Куда ведет эта дверь? (в мир истории)
— Мы сможем эту дверь открыть без ключа? (нет)
— Ключ от этой двери мы сможем найти в следующем задании.
— Капитаны читают своей команде задание №3. Команда выполняет задание строго по инструкции. На выполнение этого задания командам отводится 7 минут.
— Время пошло.
ЗАДАНИЕ №3
Прочитайте в учебнике на стр. 31 рубрику «Ключи от заветной двери». Выберите самое важное слово из текста и впишите его в ответ задания №3.
— Команда№1 прочитает нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда? Обоснуйте свое мнение.
— Команда№2 прочитает нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда? Обоснуйте свое мнение.
Команда№3 прочитает нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда? Обоснуйте свое мнение.
— Каждая команда в своем плане путешествия может сделать отметку о выполнении третьего задания.
На ИА доске появляется слайд со словом: АРХЕОЛОГИЯ.
— Мы с Вами говорили об истории, а у нас дверь открылась на слово «АРХЕОЛОГИЯ».
— Какая же связь между археологией и историей?
— Ответ на этот вопрос найдите на стр. 32 учебника.
— Как называют ученых, которые занимаются историческими раскопками? (археологи)
— Хотите побыть немного археологами? Тогда все встаньте.
ФИЗМИНУТКА
— В Ваших планах путешествий задание №4. Капитаны читают его своей команде, а команда при выполнении задания четко следует инструкции.
ЗАДАНИЕ №4: Учащиеся собирают в командах разрезанные картинки (монета, платье, ваза)
— Скажите, как одним словом можно назвать все предметы, которые мы с Вами нашли? (археологические находки)
— А если мы на эти находки посмотрим глазами историков, как тогда они будут называться? (историческими находками)
— Чем являются все эти вещи с точки зрения историков (историческими источниками)
— Какие исторические источники Вам сегодня встречались?
— Каждая команда в своем плане путешествия может сделать отметку о выполнении четвертого задания.
Читают, участвуют в диалоге, анализируют, делают выводы. Высказывают свое мнение, обсуждают.
4.2.Итог. Обобщение.
Осознание учащимися своей учебной деятельности.
— Попробуйте составить краткий рассказ о нашем путешествии, используя новые слова, которые мы сегодня узнали.
— Можете подготовиться командам на подготовку отводиться 4 минуты.
— Кто хочет рассказать свой рассказ о нашем путешествии?
— Кто еще попробует?
Высказывают свое мнение, обсуждают, обосновывают.
5.Рефлексия деятельности.
Организовать рефлексию деятельности на уроке.
— Машину времени пора отдавать.
-Хотелось бы, чтобы каждый из Вас оставил свои впечатления о путешествии.
— Перед Вами последнее задание №5. В нем бланки. Капитаны раздайте всем участникам своей команды по 1 бланку.
— В бланке надо обвести номер высказывания, который соответствует Вашему впечатлению о путешествии.
БЛАНК:
Если сделали для себя много новых открытий.
Если у Вас остались нерешенные вопросы.
Если в путешествии Вы ничего нового не узнали.
— Поднимите руку ребята, которые обвели высказывание №1
— Поднимите руку ребята, которые обвели высказывание №2
— Поднимите руку ребята, которые обвели высказывание №3
Считаю количество, исходя из этого вместе с ребятами делаем выводы об уроке.
— Все команды очень старались, поэтому победила дружба.
— Капитаны команд подойдите за медалями.
— Все Вы молодцы, огромное Вам спасибо.
— Мне с Вами было очень интересно.
Анализируют, осознают качество и уровень усвоенного.
infourok.ru