Внеурочная деятельность 3 класс – Рабочие программы внеурочной деятельности 3 класс
План внеурочной деятельности в 3 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ржаксинская средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Советского Союза Н.М. Фролова»
Ржаксинского района Тамбовской области
СогласованоУтверждено
Руководитель МО
____________ Г.А.Иванова
Директор МБОУ Ржаксинская СОШ № 1____________
С.В. Щербатых
Протокол МО №
от
Приказ №
от
3 «А» класса
2015 -2016 уч. год
Нормативно-правовая и документальная основа:
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Программа внеурочной деятельности ОУ.
Анализ работы в классе за 2014-2015 учебный год.
На конец 2014-2015 уч. года в классе 15 человек: 9 девочек и 6 мальчиков. Все дети со средними способностями. Неуспевающих в классе нет, но есть слабоуспевающие дети (Аносов Андрей, Мешков Артём, Хон Елена). В прошедшем году изменилась мотивационно — потребностная сфера школьников. Произошла смена мотивов обучения, проявилось желание участвовать не только в урочной , но и внеклассной и внеурочной деятельности. Многие обучающиеся охотно принимают участие в конкурсах участниками муниципальных этапов конкурсов: «Рождественские миниатюры», «Пасхальная радость». В прошедшем учебном году Воропаева Юлия стала участницей, а Корнеева Варвара – призером муниципального этапа детского экологического форума «Зеленая планета». 5 человек участвовали в заочной олимпиаде по русскому языку «Русский медвежонок».
Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших школьников.
За прошедший год было проведено 28 тематических классных часов по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребенка. Так, классным руководителем проводились занятия по гражданскому воспитанию «О герое (Н.М. Фролов)», «Символы нашей Родины», «На страже Родины», «Ради жизни на земле», «Через тернии к звездам»; экологическому воспитанию «Его величество Хлеб», «Про братьев наших меньших», «Вот и лето пришло»; Нравственно- эстетическому воспитанию «Мир эмоций и чувств», «О чем рассказывает музыка», «Новый год в разных странах» «Что это значит — быть человеком», «Раз в крещенский вечерок», «О культуре поведения», «О товариществе и дружбе», Учимся правильно жить и дружить»; занятия направленные на формирование здорового образа жизни «Ты и улица», «Путешествие по Стране Здоровья».
Все дети были вовлечены в подготовку и организацию мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Наиболее удачными мероприятиями прошлого учебного года я считала бы «Осенины», «Рыцарский турнир», «Мама-главное слово», «Прощание со 2 классом», где все учащиеся класса приняли активное участие. Дети участвовали также в спортивных мероприятиях, Днях Здоровья, «трудовом десанте» по уборке школьной территории.
В прошедшем учебном году многие учащиеся класса были задействованы в деятельности кружков и секций по интересам.
В течение года класс посещал мероприятия, организованные Центром досуговой деятельности.
Социально-психологический микроклимат в классе в целом благоприятный. Дети терпимы друг к ругу, начали помогать и общаться всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников. Таким образом, на конец учебного года начал складываться классный коллектив. За прошедший учебный год классным руководителем было проведено 6 классных родительских собрания по плану: «Снова вместе», «Осторожно, велосипед!», «как помочь ребёнку учиься?», «Первые уроки школьной отметки», «Перелистывая страницы учебного года…»
Родительские собрания проходили один раз в четверть, иногда чаще. Большинство родителей посетили все собрания. На собраниях помимо общепедагогических вопросов обсуждались частные: режим дня второклассника, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков уроков, школьное питание и подвоз детей к месту обучения и обратно.
Помимо родительских собраний проводилось заочное анкетирование родителей, посредством которого классный руководитель выясняла волнующие родителей вопросы, индивидуальные беседы.
Поставленные перед коллективом в прошлом учебном 2011-12 году задачи, я считаю выполненными.
Характеристика класса на начало 2015-2016 уч. года
На начало 2014-2015 уч. года в 3 «а» классе 12 человек. Выбыли в связи с переменой места жительства 3человека. Сейчас в классе 6 девочек, 6 мальчиков разного уровня способностей. Неуспевающих в классе нет, но есть слабоуспевающие дети ( Аносов Андрей, Мешков Артём).
Все дети с желанием посещают школу, дружелюбны, общительны, активны.
Все дети практически здоровы. Детей-инвалидов, детей, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями в классе нет.
В классе 1 человек из неполной семьи, 1 — из многодетной семьи, 6 — из малообеспеченных.
Социально-психологический микроклимат в классе стабильный. Дети терпимы друг к другу, готовы помочь, общаются всем классом. В классе наладились дружеские отношения среди всех учеников. Класс функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется.
К учёбе в школе относятся позитивно. Доброжелательно относятся к учителям, сверстникам, конфликты, возникающие в коллективе, быстро гасятся. Ребята не считают зазорным попросить прощения, если они неправы.
Следует, однако, отметить, что у учащихся класса ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята не в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. На критику со стороны реагируют не всегда адекватно, заранее не принимая советы и замечания окружающих. Считаю необходимым организовать работу в этом направлении.
В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и со взрослыми. В классе есть учащиеся из «группы риска» (Аносов Андрей, Мешков Артем). Эти учащиеся, легко поддаются воздействию со стороны, склонны при определённых обстоятельствах нарушить моральные запреты и совершить плохие поступки. Классным руководителем ведется работа с этими детьми. Установлен контроль за их деятельностью и кругом общения.
Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей формируются ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Родители занимают важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, оказывает влияние на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.
Родители учеников регулярно посещают школу, родительские собрания, интересуются успехами детей. В классе работает родительский комитет.
В целом класс стал более организованным. Отношений эгоизма, вражды нет. Ребята начали более критически оценивать ситуации. У многих хорошо развито чувство ответственности за свои поступки и поступки своих товарищей. Дети коммуникабельны, подвижны.
В новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями, добиться стопроцентного посещения родителями родительских собраний. Считаю необходимым продолжить реализацию целей и задач, поставленных перед коллективом учащихся в прошлом учебном году, продолжить работу по сплочению классного коллектива, развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу.
Цель внеурочной деятельности
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Основные воспитательные задачи
Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с Центром досуговой деятельности, Домом детского творчества, библиотекой, семьями учащихся.
Направления
Научно-познавательное
Развитие общеучебных универсальных метапредметных действий, что послужит основой для дальнейшего интеллектуального развития ребенка.
Спортивно-оздоровительное
Формирование основ физической культуры, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Художественно-эстетическое
Развитие у учащихся способностей умений и навыков в художестве н но й деятельности , приобщение к культурным ценностям, традициям народа.
Духовно-нравственное
Формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
Общественно-полезная деятельность
Развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;воспитание трудолюбия, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, и; развитие творческих способностей.
Формы занятий:
беседы
экскурсии
сюжетно-ролевые игры
элементы занимательности и состязательности
конкурсы, викторины
праздники
Планируемые результаты:
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
укрепление здоровья воспитанников;
развитие творческой активности каждого ребёнка;
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
Сентябрь
Научно-познавательноеРазвитие общеучебных универсальных метапредметных действий, что послужит основой для дальнейшего интеллектуального развития ребенка.
День Знаний
Кл. час
«Чтение — вот лучшее учение»
История моей малой Родины.Экскурсия в музей
О наших именах
Беседа
Спортивно-оздоровительное
Формирование основ физической культуры, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Кл. час «Готов к труду и обороне(ГТО)»
Предотвращение угрозы терактов. Презентация
Кл. час «Безопасная дорога в школу»
«Красен человек статью» (о правильной осанке). Беседа
Художественно-эстетическое
Развитие у учащихся способностей умений и навыков в художестве н но й деятельности , приобщение к культурным ценностям, традициям народа.
Беседа «Красота окружающей природы»
Кл. час «Осенние мелодии»
Экскурсии на тему
«В гостях у осени»
Конкурс рисунков «Богатый урожай»
Славная осень!
Духовно-нравственное
Формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
Ты — ученик. (О правилах поведения в школе)
Правила этикета. Знакомство. Беседа
«Зависть». Беседа.
Кл. час «Моё Отечество»
Общественно-полезная деятельность
Развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, и; развитие творческих способностей.
Организация дежурства по классу.
«Цена ломтика» Кд.час
Беседа «Правила поведения в столовой»,
Соблюдение чистоты класса, рабочего места за партой
Октябрь
Направления1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Научно-познавательное
Развитие общеучебных универсальных метапредметных действий, что послужит основой для дальнейшего интеллектуального развития ребенка.
Поле – чудес «Планета загадок»
Аукцион знаний
Беседа «Река золотых зорь»
Интеллектуальный ринг
Спортивно-оздоровительное
Формирование основ физической культуры, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
«Веселые старты»
Что вы знаете друг о друге. Педагогическая профилактика наркотизма среди младших школьников.
Кл. час «Здоровье — главное
богатство.
«Как уберечься от гриппа» Беседа.
Художественно-эстетическое
Развитие у учащихся способностей умений и навыков в художестве н но й деятельности , приобщение к культурным ценностям, традициям народа.
Конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии»
Кл.час. «Природы неповторимая краса»
Кл.час. «О чем рассказывает музыка».
Экскурсии на тему
«В гостях у осени»
Духовно-нравственное
Формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
Кл. час «Об отношении к старшим в семье»
Герой земляк. (Н.М. Фролов)
Презентация «Покров Пресвятой Богородицы»
Беседа «Считаете ли вы себя культурным человеком».
Общественно-полезная деятельность
Развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, и; развитие творческих способностей.
«Посиделки с друзьями»
Выставка детских рисунков по безопасности дорожного движения
Беседа. «И одежда должна быть аккуратной»
Операция «Уют» в классе
Ноябрь
Направления1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Научно-познавательное
Развитие общеучебных универсальных метапредметных действий, что послужит основой для дальнейшего интеллектуального развития ребенка.
Игра-викторина «В мире интересного»
Внеклассное занятие «Почему так говорят»
Викторина «Там на неведомых дорожках»
Устный журнал «Математика-царица наук»
Спортивно-оздоровительное
Формирование основ физической культуры, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
«Мы хотим расти здоровыми» Круглый стол.
Беседа «Как правильно одеваться осенью и зимой».
«В счастье и спорте радуйтесь дети». Подвижные игры.
Беседа «Гигиена питания»
Художественно-эстетическое
Развитие у учащихся способностей умений и навыков в художестве н но й деятельности , приобщение к культурным ценностям, традициям народа.
Конкурс рисунков «Как прекрасен этот мир»
Игра «В мире сказок»
Беседа. «Что такое красота природы и почему ее воспевают люди?»
Кл.час
«Книга наш друг и помощник»
Духовно-нравственное
Формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
Кл. час «К Дню народного единства»
Классный час Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Беседа «День толерантности».
Кл. час «Давайте друзья потолкуем о маме» (К Дню Матери)
Общественно-полезная деятельность
Развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, и; развитие творческих способностей.
Кл. час «Причины возникновения пожаров»
Беседа «Как улучшить экологию окружающей среды»
Изготовление поделок к Покровской ярмарке
Операция «Уют» в классе
Декабрь
Направления1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Научно-познавательное
Развитие общеучебных универсальных метапредметных действий, что послужит основой для дальнейшего интеллектуального развития ребенка.
«Все профессии важны, все профессии нужны»
Устный журнал
«Зимушка-зима»
Кл. час
«Народный календарь зимы. Приметы, обычаи и обряды.»
Кл. час «Культура
умственного труда в классе и
дома»
Спортивно-оздоровительное
Формирование основ физической культуры, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Экскурсия. Здравствуй, гостья Зима!
Беседа «Меры безопасного
поведения на водоёмах покрытых
льдом. Способы самоспасения»
«Здоровье сгубить новое не купить» — круглый стол
«Физкульт-ура!» Подвижные игры
Художественно-эстетическое
Развитие у учащихся способностей умений и навыков в художестве н но й деятельности , приобщение к культурным ценностям, традициям народа.
Конкурс рисунков на тему «Зимушка-зима!»
Конкурс новогодней игрушки «Елка-шоу»
Акция «Укрась класс»
Праздник «Путешествие в новогоднюю сказку»
Духовно-нравственное
Формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
Беседа на тему: «Скоро Рождество!»
Кл.час «День Конституции РФ».
Беседа «Плохо природе — плохо человеку
Кл.час. «Ответственность»
Общественно-полезная деятельность
Развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, и; развитие творческих способностей.
Кл. час о правах и обязанностях ребенка «Лучше знать, чем догадываться»
Операция «Кормушка»
Информационная беседа«Признаки наличия взрывных устройств».
Операция «Уют» в классе
Январь
Направления1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Научно-познавательное
Развитие общеучебных универсальных метапредметных действий, что послужит основой для дальнейшего интеллектуального развития ребенка.
Игра «Эрудицион»
«Выучи русский язык» Игровая программа.
«Праздник загадок» Викторина.
Лесные тайны. Игра
Спортивно-оздоровительное
Формирование основ физической культуры, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Беседа «Профилактика инфекционных заболеваний.»
Кл.час «Поговорим о коже человека».
«Зарядка в жизни школьника» Беседа.
Беседа «Правила безопасности при общении с животными»
Художественно-эстетическое
Развитие у учащихся способностей умений и навыков в художестве н но й деятельности , приобщение к культурным ценностям, традициям народа.
Информацион
ный час «Новый год шагает по планете»
Кл. час. «Раз в крещенский вечерок…»
Кл. час «Веселей ребятки – началися святки»
Экскурсия «В гости к зиме»
Духовно-нравственное
Формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
Тренинг «Как помириться после ссоры»
Познавательная беседа «Правила хорошего тона»
Кл. час «В царстве вежливости и доброты».
«Любить всё живое».
Общественно-полезная деятельность
Развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, и; развитие творческих способностей.
Беседа «Как улучшить экологию окружающей среды»
Операция «Кормушка»
«Посиделки с друзьями»
Операция «Уют» в классе
Февраль
Направления1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Научно-познавательное
Развитие общеучебных универсальных метапредметных действий, что послужит основой для дальнейшего интеллектуального развития ребенка.
Кл. час «Зелёный мир вокруг нас»
«Эти забавные животные» Игра
«Наш верный друг компьютер»
Игра по сказкам Г.-Х. Андерсена
«Эти старые, старые сказки»
Спортивно-оздоровительное
Формирование основ физической культуры, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Беседа.
«Твои шаги к здоровью»
«Веселые старты»
Игра «Путешествие в Страну Здоровья»
Беседа «О профилактике заболеваний органов зрения»
Художественно-эстетическое
Развитие у учащихся способностей умений и навыков в художестве н но й деятельности , приобщение к культурным ценностям, традициям народа.
«Наполним музыкой сердца»
Беседа «Поэты о зиме»
Конкурс стихов «Зимушка – зима»
Конкурсная программа к Дню Защитника Отечества «Турнир на шахматном поле»
Духовно-нравственное
Формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
Как воспитать свой характер. Тренинг
Беседа «Зависть»
Поведение дома
(Ситуативные задачи, тест)
Кл. час «Они сражались за Родину»
Общественно-полезная деятельность
Развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, и; развитие творческих способностей.
Беседа – практикум «Причины возникновения пожаров».
Беседа – презентация «Современное состояние природы и её охрана»
Сувениры-самоделки « С Днем Защитника Отечества »
Операция «Уют» в классе
Март
Направления1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Научно-познавательное
Развитие общеучебных универсальных метапредметных действий, что послужит основой для дальнейшего интеллектуального развития ребенка.
Интеллектуально-творческая игра «Заморочки из бочки»
«Весна пришла» Устный журнал
«Что такое Интернет» Беседа
«Наши друзья детства» Тематическое
занятие
Спортивно-оздоровительное
Формирование основ физической культуры, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
«Чистота – залог здоровья» Тематическое занятие.
Беседа «Профилактика
простудных
заболеваний»
Беседа «Рядом опасный человек»
Беседа. «Наступает весна. Как ваше здоровье?»
Художественно-эстетическое
Развитие у учащихся способностей умений и навыков в художестве н но й деятельности , приобщение к культурным ценностям, традициям народа.
Выставка рисунков «Цветы для моей мамы»
Праздник
«Ух ты, Масленица!»
Кл.час «За чашкой чая»
«Праздник красок»
Духовно-нравственное
Формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
Экскурсия в Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Кл. час «Слово о батюшке» (Серафим Саровский)
Кл. час «Тайное всегда становится явным»
Конкурс рисунков на тему «Православные традиции»
Общественно-полезная деятельность
Развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, и; развитие творческих способностей.
Открытки, сувениры-самоделки «8 марта»
Экологический час. «Птицы – наши друзья»
Кл.час, посвященный Всемирному Дню воды
Операция «Уют» в классе
Апрель
Направления1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Научно-познавательное
Развитие общеучебных универсальных метапредметных действий, что послужит основой для дальнейшего интеллектуального развития ребенка.
Викторина «Нам космос покоряется»
Веселые конкурсы
Интеллектуально-познавательная игра «В Солнечном царстве
«Звездный час»
Викторина
Спортивно-оздоровительное
Формирование основ физической культуры, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Игра «Зов Джунглей»
Практическое занятие «Правила перехода перекрёстка».
Беседа «Влияние курения на организм человека»
Экскурсия. Наблюдения за весенними изменениями в природе. Подвижные игры.
Художественно-эстетическое
Развитие у учащихся способностей умений и навыков в художественной деятельности , приобщение к культурным ценностям, традициям народа.
«Давайте улыбнёмся!»
Юмористическая викторина
«Здравствуй, книга!»
Экскурсия в районную библиотеку
Конкурс рисунков
«Весенняя капель»
Духовно-нравственное
Формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
Кл. час «Я работаю волшебником»
Диспут «Как научиться жить дружно»
Кл.час «Пасха – главный христианский праздник»
Беседа «лучше ссоры избежать, чем её прекращать»
Общественно-полезная деятельность
Развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, и; развитие творческих способностей.
Беседа «Осторожно, ледоход!»
Конкурс рисунка об охране природы «Живой мир ждёт твоей помощи»
«Трудовой десант»
Операция «Уют» в классе
Примечание
Индивидуальные занятия
Ежедневно
Посещение группы продленного дня
Клубные часы, занятия по интересам, подготовка домашнего задания.
Кружок «Бисероплетение».
Кружок «Лепим, рисуем»
Секция «Футбол»
«Танцевальный»
2 раза в неделю
2 раза в неделю
1 раз в неделю
2 раза в неделю
Май
Направления1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Научно-познавательное
Развитие общеучебных универсальных метапредметных действий, что послужит основой для дальнейшего интеллектуального развития ребенка.
«Ты и улица» Викторина
«Кругозор» Игра
«Волшебная трава» Устный журнал
«Люблю березку русскую» Беседа
Спортивно-оздоровительное
Формирование основ физической культуры, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
«Если хочешь быть здоров – закаляйся! » Кл. час
Беседа «Твои привычки»
«Осторожно ядовитые растения и грибы!»
Беседа
«У похода есть начало…» Экскурсия.
Художественно-эстетическое
Развитие у учащихся способностей умений и навыков в художестве н но й деятельности , приобщение к культурным ценностям, традициям народа.
Кл. час «Стихи, рожденные в огне»
Участие в конкурсе рисунков, посвящённых Дню Победы.
Кл. час «Летняя песенка»
Праздник «Перелистывая страницы учебного года»
Духовно-нравственное
Формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
Акция
« Цветы павшим»(возложение цветов к памятнику павшим)
Кл. час
« День Победы –как он был от нас далёк!»
Беседа «Дружба настоящая и ложная»
Беседа «Скромный не хвастает добрыми делами и поступками»
Общественно-полезная деятельность
Развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, и; развитие творческих способностей.
«Идем в гости»
(Ситуативные задачи)
Беседа «Безопасность на дорогах»
Конкурс экологического рисунка «Здоровье планеты в твоих руках»
Операция «Уют» в классе
Примечание
Индивидуальные занятия
Посещение группы продленного дня
Кружок «Бисероплетение».
Кружок «Лепим, рисуем»
Секция «Футбол»
«Танцевальный»
Июнь
Организация летнего отдыха учащихся при школе
infourok.ru
Программа внеурочной деятельности «Хочу все знать» (3 класс).
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 9»
_______________ / Гафурова Л.Н./
«______» ______________ 2014 г.
Рабочая программа
кружка «Хочу всё знать!»
(базовый уровень)
для 3 класса
Составитель
Фёдорова Е.В., учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Хочу всё знать!» разработана для занятий с учащимися 3 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общеобразовательного среднего образования второго поколения и рассчитана в 3 классе — 35 ч (1 ч в неделю, 35 учебных недель).
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности кружка «Хочу все знать!».
Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов.
Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, истории, изобразительного искусства, химии, астрономии, физики. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Принципы:
— доступность, познавательность и наглядность;
— учёт возрастных особенностей;
— сочетание теоретических и практических форм деятельности;
— усиление прикладной направленности обучения;
— психологическая комфортность.
Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Основные методические подходы:
образовательный процесс базируется на современных педагогических технологиях: организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные ситуации, используется самостоятельная и коллективная поисковая деятельность детей на основе наблюдения, сравнения, выяснения закономерностей, исследований и экспериментов, совместная формулировка выводов,
создаются педагогические ситуации общения на занятии, позволяющие каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Личностно-ориентированный подход предполагает специальное конструирование образовательного процесса, типов диалога с воспитанниками, форм контроля за личностным развитием ребенка в ходе освоения программы. Реализация программы предполагает не только коллективные занятия, но и индивидуальную работу с помощью составления индивидуальных маршрутов развития отдельных воспитанников.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
режим и место проведения занятий
Программа внеурочной деятельности по оздоровительному направлению «Хочу всё знать!» предназначена для обучающихся 3 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Основное содержание программы
Большому кораблю – большое плавание. Азбука Россиянина. Где появились куклы. Русский сувенир. История воздушного змея. Атлас чудес. Что такое зоопарк. В гостях у самовара. Как появился фонтан. История создания музея. Почему люди не летают как птицы. Почему разные вещи называют словом «ключ». Почему рыжие коты ночью серые. А рыбы точно не умеют говорить? Есть ли часы, которые никогда не врут? Почему компас не показывает точно? Как мы придумали буквы. Ваш друг – компьютер. Зачем придумали зеркало. Хочу всё знать о хищниках. А водятся ли сейчас драконы? Чем можно разрезать стекло? Кто придумал суп. Рождение фотографии. Путь меча. История автомобиля. История марки. Житие Сергия Радонежского. Путешествие с искрой. Четыре состояния вещества. Воины мифов (Дедал и Икар). Возвращение с Олимпа. Лабиринт. Подвиги Тесея. Аргонавты. Персей. Прометей. Миф о царе Мидасе.
Исследовательская технология применяется в образовательном процессе как деятельность детей, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением; детское исследование – это процесс решения проблем и практической проверки полученных гипотез.
Применение ИКТ необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Отличительной особенностью мышления детей дошкольного возраста является наглядно — образность. Использование презентаций, наглядности позволяет педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Хочу все знать!»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. [7, с.4].
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ № 9». Содержание программы внеурочной деятельности ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу все знать!» можно считать следующее:
овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
предвосхищать результат;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинно-следственных связей;
К концу третьего года обучения школьники должны знать и уметь:
ЗУН
Универсальные учебные действия
Обучающиеся должны знать:
Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их игры. Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения. Правила ухода за растениями. Правила личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
Характеризовать особенности отдельных игр. Создать простейшую игрушку. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений). Пользоваться отдельными предметами быта. Соблюдать правила безопасности. Применять на практике основные знания по уходу за растениями.
Коммуникативные УУД:
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и точно;
Управление действиями партнера ( оценка, коррекция).
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
Выделение познавательной цели;
Выбор наиболее эффективного способа решения;
Смысловое чтение;
Анализ объектов;
Доказательство;
Установление причинно-следственных связей;
Построение логической цепи рассуждений.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Детское справочное бюро «Почемучка». – М., Педагогика, 1987г.
Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия. М., Росмэн, 2012г.
Горбунова М.А., Граблевская И.И., Иванова А.И., Рокош Е.В., Синькевич Е.Н., Синькевич Л.В. Кто, где и почему? С., Русич, 2008г.
Перечень материально-технического обеспечения:
I. Книгопечатная продукция:
Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Детское справочное бюро «Почемучка». – М., Педагогика, 1987г.
Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия. М., Росмэн, 2012г.
Горбунова М.А., Граблевская И.И., Иванова А.И., Рокош Е.В., Синькевич Е.Н., Синькевич Л.В. Кто, где и почему? С., Русич, 2008г.
II.Технические средства обучения:
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2. Наборная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3. Телевизор.
4. DVD плеер.
5. Аудиоцентр.
6. Мультимедийный проектор.
7. Экспозиционный экран.
8. Компьютер.
9. DVD диск «Хочу всё знать».
10. DVD диск «Детская энциклопедия: Планета Земля».
11. DVD диск «Детская энциклопедия: Из чего это сделано?»
IV. Оборудование класса:
1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
2. Стол учительский с тумбой.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Москотельникова Н.В./
«______» ______________ 2014 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО (РМО)
протокол № ___ от «___» ________ 2014 г.
Руководитель ШМО (РМО)
_____________ /Щербакова С.А./
подпись расшифровка подписи
Календарно — тематический план
Кружка «Хочу всё знать!»
(наименование учебного предмета)
на 2014 – 2015 учебный год.
Номера уроков
по порядку
Номера урока
в разделе, теме
Тема урока
Плановые сроки изучения учебного материала
Скорректированные сроки изучения учебного материала
1.
1
Большому кораблю – большое плавание.
03.09.14г.
2.
2
Азбука Россиянина.
10.09.
3.
3
Где появились куклы.
17.09.
4.
4
Русский сувенир.
24.09.
5.
5
История воздушного змея.
01.10.14г.
6.
6
Атлас чудес.
08.10.
7.
7
Что такое зоопарк.
15.10.
8.
8
В гостях у самовара.
22.10.
9.
9
Как появился фонтан.
29.10.
10.
10
История создания музея.
12.11.14г.
11.
11
Почему люди не летают как птицы.
19.11.
12.
12
Почему разные вещи называют словом «ключ».
26.11.
13.
13
Почему рыжие коты ночью серые.
03.12.14г.
14.
14
А рыбы точно не умеют говорить?
10.12.
15.
15
Есть ли часы, которые никогда не врут?
17.12.
16.
16
Почему компас не показывает точно?
24.12.
17.
17
Как мы придумали буквы.
14.01.15г.
18.
18
Ваш друг – компьютер.
21.01.
19.
19
Зачем придумали зеркало.
28.01.
20.
20
Хочу всё знать о хищниках.
04.02.15г.
21.
21
А водятся ли сейчас драконы?
11.02.
22.
22
Чем можно разрезать стекло?
18.02.
23.
23
Кто придумал суп.
25.02.
24.
24
Рождение фотографии. Путь меча.
04.03.15г.
25.
25
История автомобиля. История марки.
11.03.
26.
26
Житие Сергия Радонежского.
18.03.
27.
27
Путешествие с искрой. Четыре состояния вещества.
01.04.15г.
28.
28
Воины мифов (Дедал и Икар).
08.04.
29.
29
Возвращение с Олимпа.
15.04.
30.
30
Лабиринт. Подвиги Тесея.
22.04.
31.
31
Аргонавты.
29.04.
32.
32
Персей.
06.05.15г.
33.
33
Прометей.
13.05.
34.
34
Миф о царе Мидасе.
20.05.
35.
35
Резерв.
27.05.
Итого
часов
по программе
35
выполнено
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Москотельникова Н.В./
«______» ______________ 2014 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО (РМО)
протокол № ___ от «___» ________ 2014 г.
Руководитель ШМО (РМО)
_____________ /Щербакова С.А./
подпись расшифровка подписи
infourok.ru
Внеурочная деятельность 3 класс УМК «Школа здоровья»
Методический сценарий проведения учебного занятия
Название программы внеурочной деятельности «Мир без опасности»
Тема занятия «Безопасная дорога»
Форма проведения: проектная деятельность.
Место проведения: МКОУ «Екатеринославская СОШ» имени Лыхенко С.А.
Учитель начальных классов Водневская Любовь Анатольевна.
Цель занятия – разработать с помощью алгоритма правила игры «Безопасная дорога», освоить социальный опыт участников дорожного движения.
Планируемые результаты:
-учащиеся узнают о правилах личной и общественной безопасности на дороге;
— получат опыт:
—распознавания опасности на дороге,
—выхода из опасной дорожной ситуации,
— анализа и решения опасной ситуации,
-исследовательской, проектной и игровой деятельности;
—смогут:
-планировать, выполнять и анализировать свои действия с целью обеспечения личной и общественной безопасности,
Получат возможность формирования универсальных учебных действий.
Личностные:
— умение оценивать жизненную ситуацию с точки зрения личностной и общественной безопасности,
— самостоятельно формировать правила безопасного поведения;
Регулятивные:
— умение определять цель и пути достижения цели,
— умение работать по плану,
— умение осуществлять самооценку на основе критериев;
Познавательные:
— научатся видеть опасную ситуацию на дороге,
— пользоваться доступными источниками информации,
— выстраивать высказывание о своих действиях, направленных на сохранение здоровья и безопасного поведения на дороге;
Коммуникативные:
-с помощью учителя учатся выражать свои мысли, объяснять свою позицию по вопросам безопасного поведения на дороге,
-учатся взаимодействию в группе, различному ролевому поведению.
Этапы занятия
Способы организации деятельности обучающихся
Содержание деятельности обучающихся
Организационно-мотивационный этап
Педагог знакомит учащихся с названием нового раздела.
-предлагает открыть страницу дневника здоровья на странице 14 и рассмотреть иллюстрацию.
Учитель предлагает познакомиться с заданием №1 дневника здоровья.
Педагог выясняет, на сколько учащиеся поняли алгоритм выполнения задания. С помощью наводящих вопросов подводит учащихся к планируемому результату данного задания.
Предлагает правильное решение
Педагог подводит итог выполнения задания №1, отмечает особенности.
Предлагает продолжить работу над данной иллюстрацией и перейти к заданию №2
Учитель читает задание с возможным пояснением.
После выполнения задания учащимися, педагог ведет обсуждение всех представленных ситуаций , предлагает сделать самооценку данного задания.
Подводит итог задания №2 и подводит, с помощью проблемных вопросов к цели данного занятия.
Выслушивает предположения учащихся, обобщает, фиксирует цель на доске.
Ребята открывают дневник и изучают представленную картинку, кратко рассказывают о том , что они на ней увидели.
Учащиеся читают задание.
Планируют результат и способы его достижения.
Выполняют задание.
Оценивают свои достижения в листе самооценки №1 (Приложение)
На общем листе самооценки все участники занятия отмечают с помощью стикера свой результат.
Учащиеся выполняют задания №2 на странице 15 дневника здоровья с обсуждением в паре.
Ведут обсуждение использованных ими ситуаций.
Заполняют лист самооценки №2 (Приложение)
Заполняют общий лист самооценки всей группы, используя значки разной формы и цвета.
Высказывают свои предположения по цели занятия.
Содержательный этап
Предлагает учащимся для достижения цели обратиться к заданию №3 дневника здоровья.
Распределяет учащихся по группам, напоминает правила работы в группе.
Направляет участников занятия, помогает выбрать оптимальный вариант игры «Безопасная дорога».
Предлагает анализ своей работы в группе.
Проводит обобщение по заданию №3
Знакомятся с заданием №3, объединяются в группы по 4-5 человек. Пользуясь алгоритмом, разрабатывают правила игры.
Представляют продукт групповой работы, обсуждают деятельность других групп. Находят искомый результат.
Заполняют листок самооценки №3 (Приложение)
Заполняют общий лист самооценки всей группы, используя значки разной формы и цвета.
Рефлексивный
Предлагает заполнить план на странице 6-7 дневника и выполнить самооценку.
Подводит итог занятию.
Выполняют заполнение и оценивают себя по представленным критериям. Представляют результат самооценки с комментариями.
Приложение.
Лист самооценки №1 (для задания №1)
Нашел все 5 ситуаций сам
Нашел все 5 ситуаций, обращался к помощи друга
Не смог найти 5 ситуаций даже с помощью друга
Лист самооценки №2 (для задания №2)
да
нет
не совсем
Я правильно определил опасную ситуацию
Я знаю, чем опасна эта ситуация
Я знаю правила, нарушаемые пешеходом в данной ситуации
Я знаю, как выйти из опасной дорожной ситуации
Лист самооценки №3 (для задания №3)
да
нет
не совсем
Я в полной мере участвовал в выполнении задания
Я с уважением относился к мнению других участников группы
Если я был не согласен с мнением группы, то выдвигал собственное мнение
Я не перебивал других участников, когда они высказывали свое мнение
infourok.ru
Программа по внеурочной деятельности по ФГОС в 3 классе
Холина Зоя Николаевна, учитель начальных классов МКОУ Коротоякская СОШ Острогожского района, Воронежской области.
Планирование внеурочной деятельности в 3 классе
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся.
Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) — для формирования здорового образа жизни.
Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Организация информационной поддержки учащихся.
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Принципы программы:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Направления реализации программы
Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Предполагаемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В процессе реализации Программы произойдет:
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
укрепление здоровья воспитанников;
развитие творческой активности каждого ребёнка;
укрепление связи между семьёй и школой.
Планирование внеурочной деятельности в 3 классе
№
Направление
Название
час
Программа
1.
Спортивно – оздоровительное
Корригирующая гимнастика
1
П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.С. Сафронов. «Программы внеурочной деятельности. Спортивно — оздоровительная деятельность» — М.: Просвещение, 2011. Корригирующая гимнастика для учащихся 1-4 классов. с. 32-47.
2.
Общекультурное
В гостях у сказки
1
Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн.1 \сост.О.М.Корчемлюк – М: Баласс,2013, с. 259- 282.
3.
Художественно — эстетическое
Смотрю на мир глазами художника
1
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. М.: Просвещение, 2011. С.22-30. Автор Е.И. Коротеева. Смотрю на мир глазами художника.
4.
Научно — познавательное
Математика и конструирование
1
Программа «Математика» в комплекте «Школа России» Математика и конструирование. (авторы С.И.Волкова, О.Л.Пчелкина) М.:Просвещение,2012
Д. В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя»- М.: Просвещение, 2010.
5.
Научно — познавательное
Для тех, кто любит математику
1
Программа «Математика» в комплекте «Школа России» – М.:Просвещение,2012
Д. В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя»- М.: Просвещение, 2010.
6.
Проектная деятельность
Наши проекты
1
Д. В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя»- М.: Просвещение, 2010.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. М.: Просвещение, 2011
Итого
6
infourok.ru
Рабочая программа (1, 3 класс) на тему: Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах «Всё обо всем»
- Пояснительная записка
Актуальность
В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, проектом Концепции «Российское образование – 2020» меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий средствами учебной и внеучебной деятельности.
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности кружка «все обо всем».
Рабочая программа «все обо всем» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе авторской программы Шевченко Е.А., учителя начальных классов МОУ СОШ №160 г. Тайги.
Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа кружка «все обо всем» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МОУ «ООШ №43»
Программа «все обо всем» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. У обучающихся МОУ «Основная общеобразовательная школа № 43» слабо развиты память, концентрация внимания, наблюдательность, воображение, низкий уровень общего кругозора.
Отличительными особенностями программы кружка «все обо всем» являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
- Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Принципы:
— доступность, познавательность и наглядность
— учёт возрастных особенностей
— сочетание теоретических и практических форм деятельности
— усиление прикладной направленности обучения
— психологическая комфортность
Формы и объем занятий:
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
- Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
- Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа «Хочу все знать!» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Объем: Программа «Хочу все знать!» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 4 года :
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
«Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности «Хочу все знать!»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. [7, с.4].
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ № 43». Содержание программы внеурочной деятельности ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу все знать!» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
- Регулятивные универсальные учебные действия
- -предвосхищать результат.
- — адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- — стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
- -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- — предлагать помощь и сотрудничество;
- — определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- — договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- — формулировать собственное мнение и позицию;
- — координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
- Познавательные универсальные учебные действия
- — ставить и формулировать проблемы;
- — осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- — узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- — установление причинно-следственных связей;
В программе «Хочу все знать! » описаны требования к обучающимся по годам обучения.
Содержание программы 1 класс
Тема 1 Экскурсия по территории школы
Урок – прогулка.
Тема 2 наша школа
Урок – презентация
Тема 3 Наша безопасность
Беседа. Разбор игровых ситуаций
Тема 4 наша безопасность
Игровые ситуации
Тема 5 краски осени
Беседа.
Тема 6 краски осени
Композиции из природных материалов
Тема 7 краски осени
Урок – презентация. Выставка работ.
Тема 8 подвижные игры
Разучивание подвижных игр
Тема 9 настольные игры
Оригами игрушки
Тема 10 калейдоскоп
Мозаика из разной крупы
Тема 11 что нам известно об игре в шашки
Обучение игре в шашки
Тема 12 конкурс Золотая шашечка
Соревнование по шашкам
Тема 13 «Зажгите, пожалуйста, свечи»
Лепка из пластилина подсвечника
Тема 14 как появился чайник
Правила чаепития
Тема 15 Посередине гвоздик
Вырезание фигур из бумаги
Тема 16 Свет мой зеркальце
Изготовление зеркала для куклы
Тема 17 кто изобрел расческу для волос
Прическа для куклы
Тема 18 королевская шкатулка
Рисование узоров для шкатулки
Тема 19 не лает не кусает
Лепка из пластилина ключей
Тема 20 клад римских воинов
Забивание гвоздей
Тема 21 откуда пришли тарелки
Тарелка папье – маше
Тема 22 как баклуши бить
Роспись ложки
Тема 23 соловые приборы
Сюжетные игры
Тема 24 преграждая вход. Дверь
Дизайн двери
Тема 25 от бусинки до окна
Бусины из стекла
Тема 26 история возникновения мебели
Урок – презентация
Тема 27 проектирование спальни
Изготовление шкафа из картона
Тема 28 когда было впервые изготовлено мыло
Рисование упаковки для мыла
Тема 29 время не ждет
Изготовление циферблата
Тема 30 из чего построен дом
Лепка дома
Тема 31 скатерть самобранка
Сюжетная игра
Тема 32 висячие сады
Тема 33 висячие сады
Уход за комнатными растениями
.Учебно-тематический план
1год обучения 33 час (1 час в неделю)
№ п\п | Тема | Кол-во времени | |||
всего | теоретических | ||||
Наша школа | 33 | ||||
1 | Экскурсия по территории школы | ||||
2 | Наша школа | ||||
3-4 | Наша безопасность | ||||
5-7 | Краски осени | ||||
8-9 | План красного уголка | ||||
10 | Кто придумал мяч | ||||
11 | Настольные игры | ||||
12 | Подвижные игры | ||||
13 | Настольный театр | ||||
14 | Калейдоскоп | ||||
15 | Что нам известно об игре в шашки | ||||
16 | Конкурс «Золотая Шашечка» | ||||
ll. | Все для дома | ||||
17 | «Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник) | ||||
18 | Как появился чайник | ||||
19 | Посередине гвоздик (ножницы) | ||||
20 | «Свет мой зеркальце…» | ||||
21 | Кто изобрел расческу для волос | ||||
22 | Королевская шкатулка | ||||
23 | Не лает, не кусает (замок) | ||||
24 | Клад римских воинов (гвозди) | ||||
25 | Откуда пришла тарелка | ||||
26 | Как баклуши били (ложки) | ||||
27 | Столовые приборы | ||||
28 | Преграждающая вход. Дверь | ||||
29 | От бусинки до окна (стекло) | ||||
30 | История возникновения мебели | ||||
31 | Проектирование спальни | ||||
32 | Когда было впервые изготовлено мыло | ||||
33 | Время не ждет! (часы) |
Содержание программы 3 класс:
Тема 1 Экскурсия по территории школы
Урок – прогулка.
Тема 2 наша школа
Урок – презентация
Тема 3 Наша безопасность
Беседа. Разбор игровых ситуаций
Тема 4 наша безопасность
Игровые ситуации
Тема 5 краски осени
Беседа.
Тема 6 краски осени
Композиции из природных материалов
Тема 7 краски осени
Урок – презентация. Выставка работ.
Тема 8 с каких пор применяют носовые платки
Изготовление носового платка
Тема 9 юбки и брюки
Пошив для куклы
Тема 10 когда впервые стали использовать тутового шелкопряда
Урок – путешествие
Тема 11 домик для пальчиков
Варежка – прихватка
Тема 12 что такое мода
Экскурсия в ателье
Тема 13 итоговое занятие
Тема 14 первые украшения
Бусы из бумаги
Тема 15 новогодние игрушки
Изготовление елочки
Тема 16почему на пасху красят яйца
Роспись яйца
Тем 17 история воздушных шаров
Рисование воздушных шаров
Тема 18 история фейерверков
Аппликация салют
Тема 19 широкая масленица
Урок – путешествие
Тема 20 широкая масленица
Урок – путешествие
Тема 21 приглашаем к столу
Сервировка стола
Тема 22 а раньше было так
Урок – путешествие
Тема 23 бал – маскарад
Изготовление маски
Тема 24 рождественские частушки
Разучивание частушек
Тема 25 ярмарка
Поделки из разных материалов
Тема 26 не красна изба углами
Аппликация пирога
Тема 27 Вкусные украшения
Украшения для елки
Тема 28 мишура
Поделки из фольги
Тема 29 толковый словарь маркиза Этикета
Оформление приглашения
Тема 30 приглашение гостей
Урок –презентация
Тема 31 семейные праздники
Составление календаря семейных праздников
Тема 32 вечеринка
Конкурсная программа
Тема 33 -34 конкурс золушек и рыцарей
обучения 34 часа (1 час в неделю)
№ п\п | Тема | Кол-во времени | ||
Всего | теория | практика | ||
l. | Одежда | 34 | ||
1 | Экскурсия по территории школы | |||
2 | Наша школа | |||
3 | Наша безопасность | |||
4 | Наша безопасность | |||
5 | Краски осени | |||
6 | Краски осени | |||
7 | Краски осени | |||
8 | С каких пор применяют носовые платки | |||
9 | Юбки и брюки | |||
10 | Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда | |||
11 | Домик для пальчиков. Варежки | |||
12 | Что такое «мода» | |||
13 | Итоговое занятие по теме «Одежда» | |||
ll. | Праздник | |||
14 | Первые украшения | |||
15 | Новогодние игрушки | |||
16 | Почему на Пасху красят яйца | |||
17 | История воздушных шариков | |||
18 | История фейерверков | |||
19 | Широкая масленица | |||
20 | ||||
21 | Приглашаем к столу | |||
22 | А раньше было так… | |||
23 | Бал-маскарад | |||
24 | Рождественские частушки | |||
25 | Ярмарка | |||
26 | «Не красна изба углами» | |||
27 | Вкусные украшения | |||
28 | Мишура | |||
29 | Толковый словарь маркиза Этикета | |||
30 | Приглашение гостей | |||
31 | Семейные праздники | |||
32 | Вечеринка | |||
33 | Конкурс Золушек и Рыцарей | |||
34 | Конкурс Золушек и Рыцарей |
Список литературы
Литература для учителя
Основная литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] — М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. — М.: Просвещение, 2008. 108 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] — М.: Просвещение, 2009. 41 с.
6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. — 14- 36 с.
Дополнительная литература
- Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
- История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
- История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. — М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
- Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. — М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
- Шпагин М. Что было до …[Текст] / — М.: Детская литература, 1989.
Литература для обучающихся
- Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
- Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
- Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
- Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.
- Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).
- Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
- Крутогоров Ю.А. Сто профессий автомата: Научно-художественная литература.- М.: Дет. лит., 1989. – 87 с.
- Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.- 80 с.
- Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с.
- Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 1982. – 333 с.
- Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.
7. Словарь
Дизайн — (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.
Лайнер — (англ. liner, от line — линия), термин, которым обычно называют крупные быстроходные транспортные суда дальнего плавания (обычно пассажирские), совершающие регулярные по расписанию рейсы.
Кулинария — (от лат. culīna «кухня») — область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи. Включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов (см. кулинарный рецепт).
Микроскоп — (от микро… и греч. skopéo — смотрю) — оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом.
Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует продукцию либо оказывает услуги.
Ребус — (от лат. rebus — при помощи вещей) — загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.
Скотч — самоклеящаяся лента, основанная на полипропиленовой основе, с высокой степенью эффективности используется во всех отраслях.
Этикет — (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.
Флюгер — (от голл. vleugel — крыло) — прибор для определения направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки (флюгарки), поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра.
nsportal.ru