cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Слова буквы согласных в конце слова 3 класс: ГДЗ Русский язык 3 класс (часть 1) Климанова. Звуки и буквы упражнение 44

Содержание

3 класс. Русский язык. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова — Согласные буквы в корне слова

Комментарии преподавателя

§1. Правописание парных согласных на конце слова

В этом уроке поговорим о правописании парных согласных в корне слова.

В нашем русском языке

Ходят пары «налегке».

Часто «хитрые подружки»

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать, писать какую —

Эту букву иль другую.

Предстоит сегодня нам

Всё расставить по местам.

Вспомним, что в русском языке есть парные и непарные согласные звуки.

Звуки б–п, в–ф, г–к, д–т, ж–ш, з–с образуют пары звуков, из которых один – звонкий, другой – глухой.

Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.

Глухие согласные звуки состоят только из шума.

Парные согласные:

звонкие

[б]

[в]

[г]

[д]

[ж]

[з]

глухие

[п]

[ф]

[к]

[т]

[ш]

[с]

Понаблюдаем, что происходит с парными согласными в середине и в конце слова:

Данные пары записанных слов являются однокоренными словами. Выделенные буквы находятся в корне.

Какой же звук обозначает каждая выделенная буква?

Снег, друг, луг – слышим звук [к], а пишем букву г.

Согласный звук в конце слова оглушается.

 

 

Чтобы проверить правильность написания парного согласного в конце слова, после согласного ставим гласный звук:

 

А теперь произнесём и послушаем, что происходит с согласным звуком в середине слова.

Снежки, подружка, лужки – в этих словах слышим звук [ш], а пишем букву ж.

Сказка – слышим звук [с], а пишем букву з.

Согласный звук в середине слова также оглушается.

Почему это происходит? Сравним по глухости/звонкости рядом стоящие звуки.

Снежки, подружка, лужки, сказка.

Если парные согласные находятся перед другим глухим согласным, в данном случае перед [к], то происходит их оглушение.

В слове  просьба слышим звук [з], а пишем букву с. Произошла замена глухого согласного [с] на звонкий звук, потому что он находится перед звонким [б].

Можно сделать вывод:

Парный звонкий согласный звук в конце слова и в середине слова перед глухим согласным оглушается. А парный глухой согласный перед звонким согласным озвончается.

Значит, если согласные звуки находятся в конце слова или перед другими парными по глухости/звонкости согласными, то их надо проверять.

Парные согласные – самые опасные!

В корне ты их проверяй –

Рядом гласный подставляй!

§2. Правописание парных согласных в середине слова

Можно ли, используя знакомое правило, проверить правописание букв согласных в середине слова?

Давайте попробуем:

снежки – снежок, подружка – подружек, сказка – сказ

ать, лужки – лужок.

Если парная согласная в середине слова стоит перед гласной, то её произношение совпадает с написанием. 

 

 

Орфограмма-буква согласного в корне слова обозначается так:

 

Существуют разные способы подбора проверочных слов.

Во-первых, можно изменить само слово, если мысленно подставить перед ним слово «нет».

Во-вторых, к данному слову можно подобрать однокоренное.

В-третьих, можно изменить слова так, чтобы после парного согласного шёл звонкий согласный звук [н].

Отсюда можно сделать вывод:

чтобы правильно написать в конце и в средине корня буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки, нужно так изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного звука был гласный или звук [н]

А теперь разберем, как следует пользоваться правилом:

  1. Произнесем слово и прослушаем, есть ли в слове парный глухой или звонкий согласный звук в конце или в середине корня перед согласным.
  2. Если таковой имеется, то подберем проверочное слово.
  3. Затем определим, какую букву нужно писать.
  4. Записываем слово и проверяем себя, обозначая орфограмму.

Попробуем привести пример рассуждения. Для этого произнесём слово скользкий.

В середине слове слышим три согласных звука подряд: [л’], [с], [к’], среди которых есть парный глухой согласный [с] перед глухим [к’]. Это означает, что в слове есть орфограмма. Написание буквы согласного нужно проверять.

Затем подбираем проверочное слово: скользит – перед гласным [и] слышим [з’].

Пишем букву з. Наконец записываем все слово и обозначаем орфограмму.

§3. Краткие итоги урока

Подведем итоги урока:

  1. Парный звонкий согласный звук в конце слова и в середине слова перед глухим согласным оглушается.
  2. А парный глухой согласный перед звонким согласным озвончается.
  3. Следовательно, если согласные звуки находятся в конце слова или перед другими парными по глухости/звонкости согласными, то их надо проверять. Это орфограмма.
  4. Чтобы правильно написать в конце и в средине корня буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки, нужно так изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного звука был гласный или звук [н].

************************************************************************

Чтобы гра­мот­но пи­сать и знать, когда при­ме­нять пра­ви­ла, нужно на­учить­ся за­ме­чать ор­фо­грам­мы и по­ни­мать зна­че­ние слов и их ча­стей. На уроке вы узна­е­те о пра­во­пи­са­нии звон­ких и глу­хих со­глас­ных в корне и о спо­со­бах про­вер­ки слов с пар­ны­ми со­глас­ны­ми.

Неко­то­рые слова мы пишем пра­виль­но без пра­ви­ла, по­то­му что в этих сло­вах каж­до­му звуку со­от­вет­ству­ет од­на-един­ствен­ная (своя) буква.

Мир, стол, дом, сон, мох.

На конце этих слов непар­ные звон­кие [р, л, м, н] и непар­ный глу­хой со­глас­ный звук [х]. Этим зву­кам при пись­ме можно до­ве­рять. На их месте нет вы­бо­ра букв, а зна­чит, нет ор­фо­грамм.

А можно ли до­ве­рять пар­ным по глу­хо­сти-звон­ко­сти со­глас­ным?

Обо­зна­чим звуки, ко­то­рые слы­шим в ука­зан­ных ме­стах.

1. Повар го­то­вил обе [т],

А тут от­клю­чи­ли све [т].

2. При­шли к нам че­ты­ре ко [ш] ки…

От­ло­жи­ли мы в сто­ро­ну ло [ш] ки.   О. Гри­го­рьев

По­смот­ри­те, как пи­шут­ся эти слова: обед, свет, кошки, ложки.

Срав­ни­те звуки с бук­ва­ми.

Ино­гда буквы пар­ных со­глас­ных со­от­вет­ству­ют зву­кам, а ино­гда – нет.

Звук [т] обо­зна­ча­ет­ся бук­вой 

т или д,

звук [ш] обо­зна­ча­ет­ся бук­вой ш или ж (см. Рис. 1).

Рис. 1. Схема

Пар­ным по глу­хо­сти-звон­ко­сти со­глас­ным зву­кам, когда они на конце слов и перед дру­ги­ми пар­ны­ми со­глас­ны­ми, при пись­ме до­ве­рять нель­зя. А нель­зя по­то­му, что на месте од­но­го и того же звука бы­ва­ют раз­ные буквы.

Пра­виль­ную букву для та­ко­го звука нужно вы­би­рать. Это ор­фо­грам­ма.

Пе­ре­чис­лим буквы пар­ных со­глас­ных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Объ­яс­ним, по­че­му в одних сло­вах буквы пар­ных со­глас­ных на­пи­са­ны, а в дру­гих вме­сто букв остав­ле­ны «окош­ки»?

Повё. – везут, увезли

Ду. – дубок, дубрава

Кни.

ка – книжечка, книжный

Запи.ка – писать, записная

В сло­вах повез, дуб есть ор­фо­грам­ма пар­ных по глу­хо­сти-звон­ко­сти со­глас­ных в конце слов. В сло­вах книж­ка, за­пис­ка эта ор­фо­грам­ма на­хо­дит­ся перед дру­гим пар­ным со­глас­ным. По­это­му на месте ор­фо­грамм остав­ле­ны «окош­ки».

Осталь­ные слова про­ве­роч­ные. Они и по­мо­га­ют узнать нуж­ную букву в корне. Корни в од­но­ко­рен­ных сло­вах пи­шут­ся оди­на­ко­во, по­это­му с их по­мо­щью можем вста­вить буквы.

По­на­блю­да­ем за про­ве­роч­ны­ми сло­ва­ми. Букву пар­но­го со­глас­но­го в про­ве­ря­е­мом слове будем под­чёр­ки­вать одной чер­той, в про­ве­роч­ном слове те буквы, ко­то­рые под­ска­зы­ва­ют ре­ше­ние за­да­чи, двумя чер­та­ми.

Повёз – везут. Ко­рень вёз-, после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука [з] идёт глас­ный [у]. Дуб – дубок

. Ко­рень дуб-, после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука [б] идёт глас­ный [о].  Книж­ка – кни­жеч­ка. Ко­рень книж-, после со­глас­но­го звука идёт глас­ный.

За­пис­ка – пи­сать. Ко­рень пис-, после со­глас­но­го звука [с] идёт глас­ный [а]. По­смот­рим на осталь­ные слова.

Увезли – после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука идёт непар­ный звон­кий [л’]. Дубрава – после со­глас­но­го звука идёт непар­ный звон­кий [р]. Книжный, записная – после со­глас­но­го звука идёт непар­ный звон­кий [н] (см. Рис. 2).

Рис. 2. Об­ра­зец

Как про­ве­рить пар­ный со­глас­ный?

Чтобы про­ве­рить пар­ный по глу­хо­сти-звон­ко­сти со­глас­ный, нужно по­до­брать такое од­но­ко­рен­ное про­ве­роч­ное слово, чтобы после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука был глас­ный.

В ряде слу­ча­ев можно по­до­брать од­но­ко­рен­ное слово, чтобы после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука сле­до­вал непар­ный звон­кий, на­при­мер [р, л, м, н].

Супы, львы, шарфы, труды, лбы.

 Эти су­ще­стви­тель­ные стоят во мно­же­ствен­ном числе.

Есть ли в кор­нях ор­фо­грам­мы пар­ных со­глас­ных?

Нет, так как после пар­но­го со­глас­но­го сле­ду­ет глас­ный.

Из­ме­ним слова, по­ста­вим их в един­ствен­ное число.

Супы – су_

Львы – ле_

Шарфы – шар_

Труды – тру_

Лбы – ло_

В этих сло­вах есть ор­фо­грам­ма на конце слов.

Ис­поль­зуя слова пер­во­го стол­би­ка, вста­вим буквы, под­черк­нём ор­фо­грам­му, вы­де­лим корни.

Супы – суп, львы – лев, шарфы – шарф, труды – труд, лбы – лоб

Корни суп, шарф, труд. Вы за­ме­ти­ли, что в кор­нях льв-лев-, лб-лоб— есть бег­лый глас­ный? (см. Рис. 3)

Рис. 3. Об­ра­зец

Итак, чтобы про­ве­рить пар­ный со­глас­ный в имени су­ще­стви­тель­ном, нужно  из­ме­нить слово по чис­лам.

Вот как можно про­ве­рить слова, ко­то­рые нам встре­ти­лись в на­ча­ле урока.

 Обед – (много) чего? обедов

Свет – (много) чего? света

Кошки – (много) кого? кошек

Ложки – (много) чего? ложек

Можно из­ме­нить слова по ко­ман­де во­про­са кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.)

От слё (с, з) –

у о (с, з) –

в буке (т, д) –

на го(т, д) –

От слё (с, з) – что? слеза или слёзы, пишем букву з в корне слёз-,

у о (с, з) – кто? оса или осы, пишем букву с в корне ос-,

в буке (т, д) – что? букет (это не про­ве­роч­ное слово, на конце пар­ный со­глас­ный), по­ста­вим во мн. ч. – бу­ке­ты, пишем буквут в корне бу­кет-,

 на го(т, д) – что? год (это не про­ве­роч­ное слово, на конце пар­ный со­глас­ный), во мн. ч. – годы или года, пишем букву д в корне год- (см. Рис. 4).

Рис. 4. Об­ра­зец

… – ло (д, т) ка

… – ули (д, т) ка

… – ша (б, п) ка

… – оши (б, п) ка

… – ча (ж, ш) ка

… – кру (ж, ш) ка

 лодочка – лодка

улиточка – улитка

шапочка – шапка

ошибочка – ошибка

чашечка – чашка

кружечка – кружка  

Ещё один спо­соб под­бо­ра про­ве­роч­ных слов – это объ­яс­не­ние зна­че­ния слова с по­мо­щью од­но­ко­рен­но­го.

Когда так го­во­рят?

шу(д,т)ка

про(з,с)ьба

погру(з,с)ка

хо(д,т)ьба

 шутка – шутят (буква т в корне шут-)

просьба – просят (буква с в корне прось-)

погрузка – грузят (буква з в корне груз-)

ходьба – ходят (буква д в корне ход-)

 Как узнать буквы в корнях имён существительных:

Узнать­бук­вы в кор­нях имён су­ще­стви­тель­ных можно так.

1. По­до­брать од­но­ко­рен­ное слово (объ­яс­нить зна­че­ние слова, на­звать пред­мет лас­ко­во).

2. Из­ме­нить про­ве­ря­е­мое слово

1. по чис­лам (ед. ч. – мн. ч.)

2. по ко­ман­де во­про­са (много) кого? чего?

3. по ко­ман­де во­про­са кто? что? (в ед. или мн. ч.)

В сти­хо­тво­ре­нии най­ди­те слова с пар­ны­ми со­глас­ны­ми в корне, под­бе­ри­те про­ве­роч­ные слова.

Скри­пит мороз. Сер­дит мороз.

И снег сухой и кол­кий.

И вяз озяб, и дуб за­мёрз,

На­сквозь про­дрог­ли ёлки. Т. Вол­жи­на

мороз – морозный, (буква з в корне мо­роз-)

снег – снеговик, (буква г в корне снег-)

вяз (лист­вен­ное де­ре­во) – нет чего? – вяза, (буква з в корне вяз-)

дуб – дубок, (буква б в корне дуб-)

на­сквозь – сквозит, (буква з в корне сквозь-)

А как объ­яс­нить буквы со­глас­ных в гла­го­лах озяб и за­мёрз?

Из­ме­ни­те про­ве­ря­е­мые слова по ко­ман­дам  во­про­сов что сде­лаю? что де­лать?

озябну, зябнуть – озяб (буква б в корне зяб-)

замёрзну, мёрзнуть – замёрз (буква з в корне мёрз-)

Узнай буквы со­глас­ных в гла­го­лах, из­ме­нив слова по ко­ман­де во­про­са что сде­лаю?

…. – приля(к,г)

…. – промо(к,г)

…. – выте(к,г)

… – вле(с,з)

…. – внё(с,з)

…. – упол(с,з)

приляг – прилягу (буква г в корне ляг-)

промок – промокну (буква к в корне мок-)

вытек – вытеку (буква к в корне тек-)

влез – влезу (буква з в корне лез-)

внёс – внесу (буква с в корне нёс-нес-)

уполз – уползу (буква з в корне полз-)

А как ре­шать за­да­чи в кор­нях имён при­ла­га­тель­ных?

У_ кая –

Лё_кий –

Кре_кая –

По­про­бу­ем по­до­брать од­но­ко­рен­ное слово (на­при­мер, ска­зать лас­ко­во).

Узкая – узенький

Лёгкий – лёгонький

Крепкая – крепенький

Узна­ли суф­фик­сы -еньк-, -оньк- с умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ным зна­че­ни­ем?

Узенький, лёгонький, крепенький

А как про­ве­рить слово ги_кий? Ведь «ги­бень­кий» так не го­во­рят.

Надо из­ме­нить слово по ко­ман­де во­про­са каков?

Спра­воч­ное бюро: гибок, цепок, робок, хру­пок.

Под­бе­рём эти слова к про­ве­ря­е­мым сло­вам.

Гибок – гибкий

Цепок – цепкий

Робок – робкий

Хрупок – хрупкий

Узнать буквы в кор­нях имён при­ла­га­тель­ных можно так.

1.    По­до­брать од­но­ко­рен­ное слово (на­при­мер, ска­зать лас­ко­во).

2.    Из­ме­нить слово по ко­ман­де во­про­са каков?

Раз­ли­ча­ют­ся слова с про­ве­ря­е­мы­ми и непро­ве­ря­е­мы­ми со­глас­ны­ми. На­пи­са­ние слов с непро­ве­ря­е­мы­ми со­глас­ны­ми опре­де­ля­ет­ся по сло­ва­рю.

На­при­мер, пишем: вок­зал, фут­бол, ковш.

На уроке вы узна­ли, что, чтобы пра­виль­но вы­брать букву со­глас­но­го звука в корне, нужно по­до­брать про­ве­роч­ное слово. Для этого можно из­ме­нить про­ве­ря­е­мое слово или по­до­брать од­но­ко­рен­ное, чтобы после пар­но­го со­глас­но­го был глас­ный звук.

В ряде слу­ча­ев можно по­до­брать од­но­ко­рен­ное слово, чтобы после про­ве­ря­е­мо­го со­глас­но­го звука сле­до­вал непар­ный звон­кий, на­при­мер [р, л, м, н].

 

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/3-klass/russian/Pravopisanie-proveryaemykh-bukv-soglasnykh-v-korne-slova

http://interneturok.ru/ru/school/russian/3-klass/pravopisanie/pravopisanie-zvonkih-i-gluhih-soglasnyh-v-korne-sposoby-proverki-slov-s-parnymi-soglasnymi-v-korne?seconds=0&chapter_id=2221

http://www.youtube.com/watch?v=mmhGuYI-K0s

http://www.youtube.com/watch?v=c_zgoq4p1Y0

http://www.youtube.com/watch?v=rJ591NNbaAQ

http://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-dlya-klassa-cheredovanie-soglasnih-zvukov-v-korne.html

Парные согласные в словах — как проверить? Правила и примеры

Научим писать без ошибок и интересно рассказывать

Начать учиться

120.7K

Парные буквы и звуки могут обманывать нас. Бывают случаи, когда в корне слова стоит буква, которая чаще обозначает звонкий звук, но при этом она звучит глухо, и наоборот. Именно такие случаи мы и рассмотрим в этой статье. После нее вы будете разбираться в правописании парных согласных в корне и легко сможете подбирать проверочные слова. Как обычно, в конце вас будут ждать задания для самопроверки.

Что такое парные и непарные согласные

Всего в русском языке существует 36 согласных звуков — они могут быть глухими или звонкими. Например, в слове «кот» буква т звучит глухо — обратите внимание на то, как мало вы вкладываете голоса в этот звук. Теперь возьмем другое слово — «коды». Буква д в конце звучит звонко, в произнесении этого звука участвует голос. В этом и есть отличие между звонкими и глухими звуками.

Звуки [л], [м], [н], [р], [й`] бывают только звонкими, а [ч], [щ], [ц], [х] — только глухими. Остальные образуют между собой пары по глухости-звонкости. Увидеть их все можно в таблице ниже.

Звонкие[б][в][г][д][ж][з]
Глухие[п][ф][к][т][ш][с]

Запоминаем!

Звуки, у которых есть пара по глухости-звонкости или твердости-мягкости, называются парными. Те, у которых такой пары нет, — непарными.

В этой статье мы разберем правописание парных звонких и глухих согласных. Подробнее о том, как они могут звучать в корне слова, поговорим дальше.

Пятерка по русскому у тебя в кармане!

Все правила по русскому языку под рукой

Оглушение парных согласных в корне слова

Запоминаем!

Парные по глухости-звонкости согласные б, в, г, д, ж, з в конце слова или перед глухими согласными в середине звучат глухо. Это называется оглушением.

Чтобы стало понятнее, как это работает, разберемся на примерах:

  • пруд — [прут],

  • ложка — [лошка],

  • лошадь — [лошат`],

  • узкий — [уск`ий`].

Из этих примеров видно, что мы не всегда можем быть уверены, какая согласная стоит в корне — глухая или звонкая. Это орфограммы, и в таких случаях нужно проверять их написание. Как именно — разберемся чуть позже.

Проверьте себя

Прочтите слова и выберите те из них, которые можно отнести к примерам оглушения парной согласной: нагрузка, вошь, картошка, лаз, салазки, магазин, копоть, приказ, провод.

Озвончение парных согласных звуков в корне слова

Запоминаем!

Парные по глухости-звонкости согласные к, т, п, с, ф, ш звучат звонко, когда стоят перед звонкими звуками. Это называется озвончением.

Примеры:

  • просьба — [проз`ба],

  • сдаваться — [здавац:а],

  • вокзал — [вагзал].

Проверьте себя

Прочтите слова и выберите те из них, которые можно отнести к примерам оглушения парной согласной: футбол, мороз, все, мешок, рюкзак, блузка, тогда, парашют, общий.

2 способа проверить слова с парными согласными в корне

Теперь, когда мы знаем все ловушки парных согласных в корне слова, научимся их обходить на примерах. Для этого поставим звук, который хотим проверить, в сильную позицию. Сделать это помогут 2 способа. Рассмотрим их дальше.

1. Подставляем к слову «нет»

Этот способ хорошо работает в случаях, когда интересующая нас согласная находится в конце существительного. Например:

2. Проверяем с помощью уменьшительно-ласкательного слова

Этот способ эффективен тогда, когда парная согласная стоит в середине или в конце слова:

  • ложка — ложечка,

  • лодка — лодочка,

  • узкий — узенький,

  • клюв — клювик.

То есть в обоих случаях мы просто меняем форму слова так, чтобы после парной согласной шла гласная или сонорная согласная, то есть л, м, н, р, й. Это универсальный способ, который помогает проверить согласные в середине или конце любого слова.

Вот еще несколько примеров с разными согласными.

В этих примерах мы видим обратную картину: на письме парная согласная в корне слова глухая, но мы произносим ее звонко. Такие случаи тоже нужно проверять, чтобы не ошибиться.

[б] — [п]:

  • гриб — грибы;

  • пробка — пробочный;

  • лоб — лобный.

[в] — [ф]:

  • пристав — приставной;

  • устав — уставной;

  • любовь — любовный;

  • уловка — уловить;

  • булавка — булавочный.

[д] — [т]:

  • ягодка — ягодный;

  • лодка — лодочный;

  • площадка — площадочный;

  • тетрадка — тетрадный.

[ж] — [ш]:

  • нож — ножик;

  • ножка — ноженька;

  • дорожка — дорожный;

  • ложь — ложный.

[з] — [с]:

  • повязка — повязать;

  • сказка — сказочный;

  • указка — указать;

  • просьба — просить;

  • вязка — вязать.

Запоминаем!

Буквы, написание которых можно проверить через однокоренное слово, называются проверяемыми. Слова с теми, что проверить нельзя, — непроверяемые — это словарные слова, их придется просто запомнить. Например: космонавт, вокзал, анекдот, рикша, зигзаг, вокзал, Евфрат.

Проверьте себя

Давайте проверим, хорошо ли вы усвоили новую тему парных согласных в конце и середине слов. Выполните задания ниже, чтобы отработать навыки, которые вы получили из этой статьи.

Задание №1

Прочтите предложения ниже, расставьте пропущенные буквы в словах и напишите проверочное слово к каждому из них.

  1. Садово__ посадил молодые саженцы.

  2. Геоло__ открыл новое месторождение руды.

  3. Рыболо__ шел довольный уловом.

  4. Лесору__ повалил огромное дерево.

  5. Сне__ укутал верхушки деревьев.

  6. На ветках бере__ появились сережки.

  7. Сугро__ закрыл выход из избы.

Задание №2

Прочтите слова ниже и измените их так, чтобы они оканчивались на согласную букву.

Уловы, шефы, львы, брови, глаза, клювы, морозы, арбузы, алмазы, посевы, коллективы, берега, рекорды, серпы, молоты, отряды, заводы, лошади, рукава, луга, сторожа.

Задание №3

Вставьте пропущенные слова так, чтобы предложения обрели смысл. Определите, какие парные согласные пишутся во вставленных словах и подбери к ним проверочные слова.

  1. Собака — друг человека, а волк — ___.

  2. Железо тяжелое, а пух ___.

  3. Река широкая, а ручей ___.

  4. Чеснок горький, а яблоко ___.

  5. Кисель густой, а суп ___.

  6. Дом высокий, а сарай ___.

  7. Дождь частый, а гром ___.

Слова, которые нужно использовать: легкий, низкий, враг, редкий, сладкое, узкий, жидкий.

Если вы хотите, чтобы ребенок лучше усвоил правила о парных согласных и другие темы за 2 класс, в этом помогут дополнительные занятия. На курсе русского языка в онлайн-школе Skysmart преподаватели объяснят простыми словами даже самую трудную тему, а интерактивные задания помогут закрепить ее на практике. Начните с вводного занятия — это бесплатно!

Шпаргалки для родителей по русскому

Все формулы по русскому языку под рукой и бесплатно

Алёна Федотова

Автор Skysmart

К предыдущей статье

Непроизносимые согласные в корне слова

К следующей статье

319. 9K

Н и НН в разных частях речи

Получите план развития речи и письма на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

Примеры и списки слов (группы согласных)

Содержание

  • Что такое сочетания согласных?
  • Как преподавать сочетания слов
  • Примеры двухбуквенных списков слов
  • Трехбуквенные примеры списков слов
  • Примеры L-смешений
  • R-Смешанные примеры слов
  • S-Смешанные примеры слов 90 008
  • T-Blend Example List List
  • W-Blend Example Word List
  • Blends vs. Digraphs
  • Примеры диграфов и списки слов
  • Летняя программа чтения 2023

Что такое сочетания согласных?

Смеси согласных — это две или три согласные, которые при смешивании образуют новый звук. Например, сочетание согласных /бл/ дает звук, который вы слышите в слове «черный». Сочетания согласных могут встречаться в начале, середине или конце слов.

Смешение согласных — это когда две или три согласные находятся рядом друг с другом и каждая дает свое звучание. Другими словами, каждый звук по-прежнему произносится отдельно. Например, слово «спин» состоит из согласных букв /s/ и /p/.

Смешение согласных иногда затрудняет чтение и написание слов детьми, потому что каждый звук нужно произносить отдельно. Например, слово «раскол» будет произноситься как /s/ + /p/ + /l/ + /i/ + /t/, а не как один согласный звук /spl/.

Если у вашего ребенка проблемы со смешением согласных, вы можете помочь ему несколькими способами.

Примеры двух согласных звуков, образующих начальную смесь согласных:

  • /bl/ как в bl ack, bl ue и bl ind
  • /cl/ as in cl ean, cl ip и cl ок
  • /фл/ как в фл ower, fl y и fl at
  • /gl/ as in gl ad, gl ue и gl obe

Как учить сочетаниям согласных

Сначала составьте убедитесь, что ваши дети знакомы с отдельными звуками, которые составляют смесь.

Например, потренируйтесь произносить /t/ + /r/ + /a/ + /p/ для слова «ловушка» и /s/ + /p/ + /l/ + /i/ + /t/ для слова «ловушка». слово «разделить».

Затем помогите им разбить слово на отдельные звуки, чтобы они могли произносить каждый звук отдельно.

Например, «т-р-а-п» или «с-п-л-и-т».

Помогите им попрактиковаться в словах, содержащих начальную смесь согласных. Один из самых простых способов сделать это — использовать семейства согласных слов.

Программа Scholar Within по чтению и правописанию включает в себя фонетические карточные игры, в которых дети могут составлять слова с различными сочетаниями согласных в начале и конце.

Начальные сочетания согласных (начальные буквы)

Примеры списков двухбуквенных сочетаний согласных

Примеры списков слов L-смешивания

bl- blends 9011 2 кл- смеси фл- смеси гл — бленды пл- бленды sl- бленды
бл акк кл ас 9013 0 фл аг гл объявление pl ay sl ap
bl ue cl ove 901 30 fl aw gl ow pl ug sl ip
бл уш кл инг фл ип гл уе 9013 0 pl um sl ow
bl ow cl own fl op gl ide pl ot сл ээп
бл об кл уе фл y gl obe pl ant sl ime

R-Blend Примеры списков слов

90 127 кр шт
br- blends cr- blends dr- смеси fr- смеси gr- смеси pr- смеси tr- смеси
90 003 br ead cr ab dr ag fr ame gr ab pr ep tr ade
9000 3 br помощь cr op dr ive fr esh gr een pr ime tr ee
br ide cr дуб dr one fr eeze гр ip pr oof tr ip
br oom др шт фр собственный гр вл пр офит тр ут
бр ick cr собственный dr y fr uit gr ub pr ofit tr y

S-Blend Примеры списков слов

90 111 sc- смеси 9 0127 sm ell
sk- смеси sl- смеси sm- смеси
sc an sk ate sl am
sc are sk ew sl ed sm ile
sc ore sk in sl ime sm og
sc ope ск ип сл уг см оке
сц мк ск г сл г см уг
9 0127 sw eet
sn- смеси sp- смеси st- смеси sw- смеси
sn ap 9013 0 сп ам ст ай sw am
sn eak sp ed st ew
sn ip sp in st ir sw ing
sn ow sp ot st op sw oosh
sn ub sp y st ub sw ung

T-Blend Примеры списков слов

901 10
tr- смеси tw- смеси
tr ade tw eak
tr ee tw ig
tr im tw in
tr ot tw лед
tr uck tw eak

W-Blend Примеры списков слов

901 27 жилище
dw- blends sw- blends tw- смеси
dw arf sw рычаг tw 9 0004 ang
dw ell sw ell tw eed
dw indle sw im tw 9000 4 ist
dw ine sw oop tw inkle
sw ung tw объект
9 0032 Примеры трехбуквенных согласных списков слов 9012 3
scr- смеси shr- смеси spl- смеси spr- смеси str- смеси thr- смеси
шр ам шр анк spl ясень spr ay str ay thr ee
9 0003 scr ew shr ed spl at шпр. шт. стр. шт. шт. шт. 130 shr imp spl it spr ing str ipe thr ob
scr oll shr ug spl int spr out str ong thr ow
scr ub shr ub spl ice 9 0130 spr uce str ut thr овес

Free E -book:


Как научиться писать по буквам

Получите эту электронную книгу, подписавшись на информационный бюллетень Scholar Within:

Обучение сочетаниям согласных

Шаг 1. Обучение сочетаниям согласных с двумя согласными в первую очередь

Общие начальные сочетания согласных включают «смеси l» (bl, cl, fl, pl, sl) и «смеси r» (cr, dr, fr, tr). Вы заметите, что слова со смесями могут иметь множество гласных звуков.

  • бл акк
  • бл уе
  • бл вл
  • бл об 9000 8
  • бл ог
  • тр у
  • тр ап
  • тр ip
  • тр ее
  • tr ade

Шаг 2: Трехбуквенные сочетания согласных

Переходим к более сложным трехбуквенным сочетаниям согласных scr , str , 9000 3 спл

  • скр ам
  • scr ap
  • scr eam
  • scr ipt
  • scr ape
    9000 7 стр ап
  • стр ип
  • стр ав
  • str um
  • str ing

Шаг 3.

Смешения конечных согласных

Переходим к слияниям в конце слов: nt , sp , ст

  • а нт
  • de nt
  • se nt
  • ti nt
  • hu nt
  • pa st
  • ne st
  • li st
  • lo st
  • ru st

Другие слова с двухбуквенными сочетаниями согласных

Вот еще двухбуквенные сочетания согласных. Эти комбинации считаются соседними согласными и смешиваются, поскольку они объединяются, чтобы произвести звуки, немного отличающиеся от типичных начальных сочетаний согласных или конечных комбинаций букв, где каждый согласный дает свой собственный звук. Поскольку мы слышим два звука, они считаются смешанными. Диграфы согласных — это когда две согласные вместе образуют новый звук, например 9. 0003 /ч/ ч воздух; /белый/ белый ru; /ш/ ш ут; /th/ th is или th in.

Более сложные начальные сочетания согласных:

qu (/kw/)
  • qu een
  • qu ick
  • qu ack
  • qu iet
  • qu it

Более сложные конечные согласные смеси:

nk (/ŋk/)
  • sa nk
  • si nk
  • su nk
  • li nk 9000 8
  • wi nk

Практика делает совершенным! С небольшой помощью ваш ребенок будет читать и произносить сочетания согласных, как профессионал, в кратчайшие сроки.

В чем разница между смесями согласных и орграфами согласных?

При использовании сочетаний согласных вы слышите звук каждой отдельной буквы (фонему). Бленды состоят из двух или трех звуков (фонем), которые смешиваются вместе. С другой стороны, с диграфами две буквы образуют один звук.

Примеры диграфов

  • ch ef
  • ch at
  • sh ip
  • th в
  • е e
  • в
  • o
  • так ng

Дополнительные примеры диграфов и списки слов

Начальное чтение

Изучение сочетаний согласных, также известных как группы согласных, является важной частью раннего развития грамотности.

Первым шагом в обучении чтению является фонематическое осознание. Первый шаг — это ваша способность распознавать звук, который издает буква. Например, /k/ — это начальный согласный звук, который вы слышите в слове «кошка».

Как только юные читатели смогут идентифицировать и произнести отдельные звуки, издаваемые буквами, они готовы соединить несколько звуков, чтобы составить слово.

Ранние читатели обычно делают это, произнося один звук за раз, а затем соединяя звуки вместе, чтобы составить слово. Первые читатели обычно начинают учиться читать с коротких гласных слов. /к/ + /а/ + /т/ = кат .

Когда учить сочетаниям согласных

После изучения каждого звука, издаваемого буквами по отдельности, следующим шагом для начинающих читателей является изучение сочетаний согласных. Программа фонетики Scholar Within дает конкретные инструкции по этому поводу.

Знание сочетаний согласных улучшает обучение правописанию. Студенты учатся объединять отдельные части и комбинировать каждую фонему (звук), чтобы составлять слова. Чем больше учащийся знает об общих сочетаниях согласных, тем легче ему будет писать и читать.

Отдельные звуки смешиваются вместе, образуя слова. В более длинных словах, когда каждая большая часть слова или группа слогов соединяются вместе, учащиеся в конечном итоге пополняют словарный запас. Например, «pic/nic» = пикник; «trav/el» = путешествие

Следующие шаги

Вы ищете пошаговые инструкции по фонетике для самостоятельного изучения?

Взгляните на домашнюю и онлайн-программу проверки правописания Scholar Within.

Программы Scholar Within включают разнообразные занятия по сочетанию согласных для всех возрастов, включая карточные игры.

Более 7 200 уверенных читателей и орфографов

Учебная программа Scholar Within для домашнего и онлайн-обучения упрощает обучение чтению и правописанию с помощью пошаговых уроков для самостоятельного обучения.

Подробнее

Обучение сочетаниям согласных + бесплатный список слов

сочетания | 1 класс | Акустика

Кэти

Этот пост может содержать партнерские ссылки. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашей политикой раскрытия информации.

Узнайте все об обучении сочетаниям согласных или группам согласных, со словами и примерами начальных слов l-blend, r-blend, s-blend и w-blend, окончаний t-blend и конечных слов l-blend, а также 3-буквенного сочетания слова.

В качестве дополнительного бонуса вы получите бесплатных печатных списка со 183 смешанными словами и примерами, упорядоченными по смешениям.

Получайте новых халявы каждую неделю!

Содержание

Все о сочетаниях согласных

Сочетания согласных — это две или три согласные буквы, расположенные рядом друг с другом, без гласных между ними. Каждый согласный звук (фонему) можно услышать в сочетании согласных.

Смеси иногда называют кластерами согласных , потому что согласные группируются вместе без гласных между ними.

Эти группы согласных могут располагаться в начале слов (перед гласной) ИЛИ в конце слов (после гласной). Они также могут быть в середине слова, когда добавляется префикс или суффикс.

Обучение сочетаниям согласных

🥤Я объясняю своим ученикам сочетания согласных следующим образом: Когда вы делаете коктейль в блендере, вы можете добавить чернику и бананы и очень быстро смешать их вместе. И когда вы сделаете глоток, вы почувствуете ОБА чернику и бананы, смешанные вместе.

Те же самые идеи в сочетаниях согласных – только вместо того, чтобы пробовать на вкус, мы должны слышать каждый звук букв в сочетании , произнося их очень быстро.

👌 Самое замечательное в блендах то, что нам не нужно учить их как отдельные звуковые единицы. Если учащиеся хорошо владеют отдельными согласными звуками, то мы можем обучать их сочетаниям в качестве продолжения этого.

Детям нужно сосредоточиться на том, чтобы замечать буквы и сопоставлять эти буквы со звуками. Смеси обычно вводятся в первом классе после букв az, коротких гласных, диграфов и зубочисток.

Бленды и диграфы

Вам может быть интересно: В чем разница между блендами и диграфами?

👉 Диграфы — две или три согласные, обозначающие ОДИН звук (фонему). Некоторые примеры включают sh, ch, th, wh, ph, tch и dge. (Прочитайте все об орграфах и возьмите список из 161 слова орграфов.)

👉 Бленды — это два или три отдельных согласных (графемы), которые стоят рядом друг с другом, и можно услышать КАЖДЫЙ отдельный звук (фонему). Некоторые примеры включают cr, fl, st, sp, tw, str, -lt и -ft.

Помогает показать учащимся примеры сочетаний с картинками при обучении различиям!

Начальные сочетания согласных слов

Начальные сочетания согласных появляются в начале слов. Исходные смеси обычно сортируются по трем основным категориям: L смеси, R смеси, S смеси. Иногда также включается дополнительная категория смесей W .

L-смесь

2 согласных L-смесь слова включают bl, cl, fl, gl, pl и sl. Буква л является второй буквой в смеси.

L-смесь Примеры слов:

9 1364 гл
bl cl fl стр сл
блок часы фонарь клей заглушка сон
мерцание сгусток триггер скольжение плюш слайд
синий шип флейта глюк блюдо небрежный
румянец клуб флаттер рад план слабина

R-смесь

2 согласная R-смесь слова включают br cr, др, фр, гр, пр и тр. Буква р является второй буквой в смеси.

Примеры R-сочетания:

901 23
br cr dr фр гр пр тр
метла мелок барабан лягушка виноград приз грузовик
детская кроватка капельница бахрома ручка принт отделка
щетка толкушка тусклая холодильник сорт детская коляска трехколесный велосипед
хвастовство съеживаться земснаряд замораживание гранд опора трюк

S-смесь

2 согласных S- смесь слов, включая sc, sk, sl, sm, sn, sp, st и sw. Эти смеси начинаются с буквы s.

Примеры смешанных слов S:

9136 4 sn
sc sk sm sp st
шарф юбка улыбка змея ложка упор
парша скейт разбить нюхать крутить состояние
масштаб небо ухмылка подхалим искра штамп
шрам скунс запах щелчок пролет к крахмал

W-смесь

Другой меньшей категорией могут быть смеси ‘W’, где вторая буква в смеси – W. 2 согласных W-смесь слова включают dw, tw и sw.

Примеры W-сочетания:

dw tw sw 9013 0
глухой поворотный поворотный
карликовый двойной галечный
Дуайт твик свип

Конечные согласные смешанные слова

Конечные смеси сортируются по следующим категориям: Конец ing T Blends, Ending L Blends, и Other s end blends.

Конечные T-смеси

Final T Смеси включают -ct, -ft, -lt, -nt, -pt, -st и -xt. Все эти сочетания заканчиваются на букву т.

Окончание t-сочетания Примеры слов:

-ct -ft -lt -nt — pt -st -xt
факт подарок ремень изогнутый фиксированный быстрый текст
акт дрейф толчок 90 130 шрифт спал пыль следующий
такт трансплантат встроенный сустав плацента слепок
выброс 9 — xt на самом деле имеет три звука, так как звук /ks/ в слове x имеет две фонемы.

Ending L-Blends

Final L Blends включают -lb, -ld, -lf, -lk, -lp и -lt. Эти смеси имеют букву l в качестве первой буквы в конце смеси.

Окончание l-бленда Примеры слов:

-lb -ld -lf -лк -лп -лт
луковица холодная гольф молоко кожа головы соль
складка полка прогулка глоток одеяло
дикий волк мел помощь болт
лысый эльф желток солод

Другие завершающие смеси

Другие завершающие смеси включают -nd, -nk, -sk, -sp и -mp. Ниже приведены некоторые другие примеры слов с окончанием:

-nd -nch -sk -sp -mp
и ветка сумрак вздох лампа 9013 0
фонд обед письменный стол оса лагерь
изгиб хруст таск застежка педикюр
подставка щипок юркий хрустящий 9 0130 креветка
подвеска скамейка шелуха шепелявость ворчание

Группы согласных с 3 буквами

Термин «группа согласных» превосходен, особенно при описании смеси s, которые включают три согласных. Любой, кто смотрит на эти слова, может ясно увидеть группу согласных, стоящих рядом друг с другом.

3 Сочетания букв Примеры включают: scr, spl, spr, sq, и str.

90 110
scr shr spl spr sq 9 0004 стр. стр.
крик измельчение брызги спрей 9 0130 хлюпающий бренчать три
скрипт шрейк сплит веселье квадрат соломка бросить
винт куст планка спринт кальмар сильный угроза
экран щиток селезенка пружина тыква полоска горло

👉 Некоторые смеси могут включать орграф. Например, слово визг включает диграф sh вместе с согласной буквой r.

Вместе эти два звука образуют согласную смесь. Примеры смесей с орграфом включают: шр и шр.

📃 Список слов и примеры

Получите этот бесплатный список слов, где все сочетания перечислены с примерами! Эта бесплатная одна страница с 183 согласными словами отлично подходит для многих вещей!

🧏🏼‍♂️ Мне особенно нравится использовать его для слуховой части моей тренировки из 3 частей. Например, если я сосредоточен на начальных R-смесях, я беру этот рабочий лист и диктую слово из столбца r-смесей.

Дети слушают смесь, которую они слышат в слове, и записывают только смесь. Они должны произносить смесь, когда пишут ее: «B-R говорит /br/».

💛 Нам нравится использовать его для аудиальной части урока, потому что детям не нужно знать продвинутые фонетические навыки, чтобы иметь возможность практиковаться с блендами.

Помните: если вы записываете слова под диктовку, обязательно используйте только те слова, которые включают фонетические особенности, которым вы научились!

Загрузите и распечатайте

Мы будем рады узнать о вашем опыте работы с этими таблицами!
Пожалуйста, оставьте комментарий ниже или отметьте нас в Instagram @literacylearn.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *