cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Корень это часть слова 3 класс: Корень слова, что это такое?

Корень слова, что это такое?

Корень слова — это его главная значимая часть, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Узнаем, что такое корень слова, если подберем слова и вычленим в их составе общую значимую часть, которая объединяет их в одну семью.

Корень — главная морфема

Как главная морфема, корень объединяет слова по общности их значения, например:

водный — подводный — водяной — водник — подводник — водянистый.

Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношения к водной стихии, так как в их морфемном составе прослеживается один и тот же корень вод-.

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

В слове может быть один или два корня

водный — водолаз — водосброс— водохранилище.

Следует различать слова с совпадающими по звучанию и написанию корнями, но разными по значению:

  • гора — гористый — горный — горняк- горняцкий;
  • угореть — загорать — перегореть — нагорать — пригореть.

В морфемном составе этих слов вычленим корень гор-, но это не один и тот же корень, а разные морфемы, не совпадающие по своему лексическому значению.

Корень в составе различных слов

Слов, состоящих из одного корня и окончания, в русском языке насчитывается немного, например:

вода, село, поле, земля, небо, юный, белый, зелёный, первый, пятый, веду, несу, иду.

Корни этих слов способны выступать без приставок и словообразовательных суффиксов, поэтому их называют свободными.

Большинство слов русского языка состоят из сочетания разных морфем:

1. корня, суффикса, окончания

  • сельский
  •  домик   
  •  юность   
  • голосок

2. приставки, корня , окончания

  • предобрый
  •  соавтор   
  • побежим

3. приставки, корня, суффикса, окончания

  • заплывать
  •  пришкольный
  •  украшение

4. приставки, корня, суффикса, суффикса

  • по—дружески
  • набросив
  • уплотнив

и т.  д.

Некоторые корни в свободном виде не встречаются. Они являются связанными с приставками, суффиксами или с другими корнями:

  • -сяг- присяга, досягнуть, посягать;
  • -у- разуть, обуть, обувь;

Как определить корень в слове?

Чтобы определить корень в слове, подбираем родственные слова и вычленяем в них общую значимую часть, в которой содержится их основное лексическое значение, например:

лес — лесной — лесник — лесничий — лесничество;

Общей частью, имеющей значение «множество деревьев в природе», этого ряда однокоренных слов является морфема лес-, которую назовем корнем.

Рассмотрим другой ряд слов:

трава — травка, травинка, травушка, травяной, затравенеть.

Главной морфемой этого ряда родственных слов является часть трав-, которую выделим в качестве корня.

Видео «Корень слова.

Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах»

Урок русского языка, 3 класс,» Школа России» , по теме «Корень слова. Однокоренные слова» | План-конспект урока по русскому языку (3 класс):

Русский  язык    3 класс    В.П. Канакина, В.Г. Горецкий      УМК «Школа России»                                        

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя.

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Мы путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

Проверка домашнего задания. 

-Дома вы должны были подготовить проект «Рассказ о слове». Кто готов выступить?

ВЫСТУПЛЕНИЕ. (5-7 минут)

— Понравились проекты? Что интересного узнали? Для чего нужны проекты? Где в жизни могут пригодиться эти знания?

— Прочитайте  предложения: (3 мин.)  

                    Учиться всегда пригодится.

                    Учёба и труд всё перетрут.

                     Корень учения горек, а плод сладок.

— Как можно назвать эти предложения, одним словом?

— Какую пословицу выберем девизом урока? Объясните смысл пословиц.

(Выслушиваются мнения детей, идёт работа над смыслом пословиц)

1 пословица: знания никогда не бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни;

2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.

3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся.

Ученики проверяют готовность к уроку.

Выступают с проектами.

Пословицы.

Учиться(ца) всегда пригодится.(ца)

Р3

II.Актуализация знаний

1. Минутка чистописания. (3 мин.)

— Запишите эту пословицу каллиграфически правильно. Какие орфограммы встретились? Орфограмма №23 в 4 классе вы будете изучать орфограмму  ться и тся в глаголах. Если есть в вопросе Ь, то в глаголе тоже есть, если нет ь в вопросе, то и в слове нет.  В слове « ВСЕГДА» непроверяемая гласная Е.

— А для чего проводится этот этап урока?

2.Словарная работа. Работа в парах. (3 мин.)

— Возьмите карточку №1. Вставьте в слова пропущенные буквы и запишите их в окошечки ниже.

Проверим по слайду. СЛАЙД 1

Красная площадь, мороз, Россия, метро, Инна, компьютер.

— Что можете сказать про эти слова?

— Где можно посмотреть правописание этих слов?

— Какое слово получилось в клеточках?

Посадка при письме, положение тетради.

Чтобы писать грамотно, красиво, правильно соединять буквы.  

— Слова с безударной гласной непроверяемой ударением.

— Все слова им.сущ.

— Красная площадь, Россия и слово Инна им.сущ собственные, а остальные нарицательные. 

В конце учебника, в орфографическом словаре.

К о р е н ь

П1

Р2

К1

Л

III.Мотивация учебной деятельности

1.Работа над лексическим значением слова  «корень»

 (3 мин.)

— Давайте исследуем, какое же лексическое значение имеет слово «Корень»?

— Где мы можем найти подробную информацию о толковании слова? Найдите и прочитайте.

Вспомните из уроков окружающего мира,  какая часть    дерева главная? СЛАЙД 2

        

— Какое значение слова корень имеет отношение  к предмету «Русский язык»?

                                                 

— Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 3

Открываю запись на доске.

— Какую  цель перед собой ставим на урок?  СЛАЙД 4

                               

1.Посмотреть в учебнике, стр.152-153.

 2.В толковом словаре Ожегова. — Это слово многозначное: корень растения, корень зуба, корень слова.

Это – корень, так как дерево начинает расти от корня, от него оно питается и развивается.  

«Корень слова»

Корень слова

 

— Вспомнить, какие слова называются    однокоренными.  

 — Ответить на вопрос:

 «Что называется корнем слова?»

— Научиться находить и выделять корень в словах.

П2

Р1

К2

Л

 IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач

1. Открытие нового. (3 мин.)

— Вспомним цель урока. Каков первый вопрос? СЛАЙД 5

— Для того чтобы ответить на него, проведем небольшое исследование. Перед вами слова,  прочитайте и определите, являются ли они однокоренными? Докажите.

                     

                       вода,   водитель,     водичка

          Какое слово лишнее? Почему?

                       мороз  вьюга   стужа

— А эти слова будут однокоренными? Докажите.

Вывод.

— Какой вывод вы сделали, выполнив это задание?

— Какие слова мы будем называть однокоренными?

СЛАЙД 6

— Очень хорошо. Молодцы!

Какие слова называются    однокоренным?  

— Эти слова нельзя назвать однокоренными. Они не близки по смыслу.

Слова вода и водичка однокоренные, а водитель – нет.

— Нет, это синонимы. Значение слов близко по смыслу, но у слов разные корни.

 

П3

Р2

К2

Л

                                                                                              Физминутка

— Если я назову пару однокоренных слов, вы поднимаете руки вверх. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете. Постарайтесь посчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо.

Маленький – малыш, река – ручей, дом – домашний, маленький – мальчик, ветер – вихрь, гриб – грибной, поле – полюшко, ученик – школьник.

3. Работа с учебником. Понятие корень слова.

-Работаем по с.74, упр.130.

— Прочитайте текст.

— Какую работу нужно провести по упр .130?

Назовите однокоренные слова. Почему вы так считаете? Объясните лексическое значение каждого слова. Какая орфограмма встретилась в этих словах?  

–Выпишите однокоренные слова столбиком, чтобы корень в словах стоял под корнем. Какой корень будет во всех этих словах?  Выделите корень дугой.

– Что заметили?
– Как пишется корень в однокоренных словах?

Корень-это главная значимая часть. В корне заключено общее лексическое значение.

СЛАЙД 7 Давайте убедимся в правильности выполнения задания. Верно, выполнено упражнение?                        

С какой целью выполняли данное упражнение?

 Вывод:  В корне заключен смысл слова. От него “растут” другие слова.

Слово с деревом похоже,
Ведь у слов есть корень тоже.
Он, конечно, самый главный,
Выполняет всё исправно.
И назад, и вперёд
Слово от него растёт.
Часто так случается
Корни повторяются,
В разные слова встают,
Общий смысл им придают.

— Обратите внимание эти выводы есть у нас в учебнике. Прочитать.

— Вот мы ответили  на второй вопрос, поставленный в начале урока.

Фронтально, затем работают самостоятельно.

Непроверяемая безуд.гласная О

-ОСИН-

Одинаково.

Да.

С целью закрепить знания по теме Однокоренные слова.

 

V.Включение нового знания в систему знаний и повторений

Учебно-познавательная игра «Найди родственника».  (Валеопауза по системе здоровьесберегающего обучения  Ф. Базарного. Снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата)

В классе развешаны карточки со словами:

 гора

 сокол

 сок

 горевать

 соколиный

горняк

горный

— Сейчас проведём игру «Найди родственника»

— Встаньте, пожалуйста. Не меняя положения ног, только поворачивая туловище и голову, найдите в классе карточки с однокоренными словами. Обоснуйте свой ответ.

-Объясните значение слова горняк.

-Назовите лишние слова. Почему?

Вывод: Слова, похожие по написанию, но разные по

смыслу, не являются однокоренными.

Работа с диском. Как найти корень слова?

Предлагаю выполнить упр. по диску. Диск.

Какое задание вам предлагают выполнить?

Какие? Прочитайте.

Что заметили? Докажите.

Кто выйдет, вставит слова и прочитает предложение?

Какая часть всех слов хранит общее лексическое значение всех однокоренных слов? Как пишется корень во всех этих словах?

Да, ребята в слове ЛЕС заключено общее лексическое значение всех названных вами слов.

Значит, чтобы найти корень в словах,  нужно подобрать однокоренные слова и выделить в них общую одинаковую часть – КОРЕНЬ.

Ответили мы на вопрос как найти корень?

Какая орфограмма встретилась во всех этих словах? Какое из слов является проверочным?

Значит, это слово вы запишите первым. А потом все остальные.

Запомните слова. Запишите по памяти. Поставьте ударение. Подчеркните орфограмму. Выделите корень.

Проверка по диску.

Ребята, давайте восстановим алгоритм нахождения корня. Обратимся к правилу на с. 75. СЛАЙД 8

Разделите правило на 3 части.

1.Подобрать однокоренные слова.

2. Выделить общую часть-корень.

3.Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Так зачем нужно уметь подбирать однокоренные слова?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

-Предлагаю поработать в группах.

Карточка №2

Цель: умение находить однокоренные слова, объединять их в группы.

Задание. Найдите однокоренные слова, объедините их в группы.

Чистота,  сказывать, масло, звонить, сказка, масляный, звонкий, звон, чистить, маслить, сказочный, чистый, звонок, чистенький, маслице.

Проверка.  СЛАЙД 9

Для чего выполняли данное задание?

Вывод: Какие слова являются однокоренными?

Слова, у которых одинаковый корень и общее лексическое значение.

СОК, ГОРЕВАТЬ.

Вставить пропущенные слова.

Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые.

Они однокоренные.

Объясняют.

-ЛЕС-

Одинаково.

Да

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. –ЛЕС-

С целью закреплять умение находить однокоренные слова, выделять в них корень.

Проверять орфограмму №1,№3,№4

П1,3,2

Р2,1,3

К1,2

Л

VI.Итог урока

-Ребята, наш урок подходит  к концу.

— Обратите внимание на пословицы, с которых начался наш урок. Можно ли сказать, что  слова из пословиц подходят к теме нашего урока?

— А какую еще связь с нашим  уроком  вы заметили?

— Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

— Мы достигли цели урока?

— Что такое корень слова?

— Какие слова мы называем однокоренными?

— Как найти в слове корень?

ДА.

В пословицах есть однокоренные слова.

 -Да. Мы смогли ответить на поставленные вопросы.

Отвечают.

Р1,2,3

Л

VII.Рефлексия

 — Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок?

— Почему корень учения горек, а плод сладок?

— Выберите любое предложение и продолжите. СЛАЙД 10.

Сегодня на уроке я узнал …

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Я понял, что …

Мне было интересно, потому что…

— Учиться тяжело, зато много пользы от учения…

Р1,2,3

Л

YIII. Домашнее задание

СЛАЙД 11.

Правила с.74-75 выучить правило, № 133.

Р1,2,3

Л

Что такое корневое слово?

Мы объясняем, что такое корневое слово и как можно добавлять префиксы и суффиксы к корневым словам, чтобы превратить их в слова с другим значением.

или Зарегистрируйтесь, чтобы добавить к своим сохраненным ресурсам

Что такое корневое слово?

Корневое слово — это простое слово, к которому не добавлен ни префикс, ни суффикс. (префикс — это последовательность букв, которые идут в начале слова; слово). Добавляя префиксы и суффиксы к корневому слову, мы можем изменить его значение.

Суффиксы -er и -est также используются для образования сравнительной и превосходной степени прилагательных (например, легкий / легче / самый легкий).

Получите высшие баллы в орфографических тестах!

  • БЕСПЛАТНАЯ РАБОЧАНИЕ ПРАВДА
  • Пошаговая программа
  • Пакет орфографических испытаний
  • 100S Workshets & Games

Скачать сегодня

. астро 9К 0010 можно добавить суффикс -nomy , чтобы получилось слово astronomy .

«Астро» означает «звезды», а «номы» означает изучение чего-либо. Астрономия – это изучение и знание звезд.

К корневому слову lingual можно добавить префикс bi-, чтобы сделать слово двуязычным .

«Би» означает два, а «лингвальный» означает относящийся к языку. Тот, кто говорит на двух языках, свободно говорит на двух языках.

Некоторые корневые слова могут иметь как префиксы, так и суффиксы, прикрепленные к ним , чтобы превратить их в слова с различными значениями:

9006 образование0069
Корневые слова с добавленным префиксом 9 с добавлением с добавлением 9 9009 с сустафсом.
нормальный ненормальный нормальный, нормализовать
могучий всемогущий могучий co-education educational, educationally
legal illegal legalise, legality
mature immature maturity
behave misbehave behaviour, behaved
художественная литература документальная литература вымышленный, вымышленный
платье раздеться одет
Happy несчастный Happier, счастливее

Дети Учат ряд слов с суффиксами и префиксами на протяжении всего времени в начальной школе , как правило, начиная с 2 года и год. детям будет дан список вариантов написания для изучения дома, все они имеют один и тот же суффикс или один и тот же префикс.

Им полезно знать корневые слова, так как изучение одного корневого слова (например, образование) поможет им писать другие слова, содержащие это слово, такие как совместное обучение и образование.

Изучение корневых слов, суффиксов и префиксов также помогает детям лучше понимать слова , поскольку они начинают видеть связи между разными словами и определять семейств слов .
 

Игры и упражнения с корневыми словами

Игры и упражнения с корневыми словами — Обучение детей корневым словам

Слова могут вызывать недоумение у учащихся, поскольку они часто состоят из множества разных частей слова (морфем). Одно слово может содержать префикс, суффикс, корень и основу или корень слова, причем каждая часть содержит важную информацию. А корневое слово можно определить как основное отдельное слово, в которое можно добавлять аффиксы для создания новых слов. Корень является основой слова и обычно не стоит сам по себе. Обучение детей корневым словам может помочь улучшить навыки учащихся в определении корней и формировании полных слов.

1

Образец списка корневых слов
Нажмите «Продолжить», чтобы поиграть с этим списком, или введите свой собственный

  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

2

Выберите
Действие

3

Играй и учись
Играй в игру, используя слова


Очень важно начинать обучать детей корневым словам как можно раньше, чтобы учащиеся могли развить понимание корневых слов, корней и других морфем, чтобы разобрать слова и построить значение слова. Наши списки правописания корневых слов, используемые в сочетании с увлекательными играми и упражнениями, являются отличным способом улучшить понимание учащимися того, как образуются слова.

Морфемы , также называемые подсказками частей слова, представляют собой единицы языка, которые содержат значение, но не могут быть далее разбиты на более мелкие значимые части. Существуют два основных типа морфем: связанные и свободные.

Связанные морфемы не могут стоять сами по себе и должны быть присоединены к другим морфемам, чтобы образовать слово, выступая в качестве строительных блоков слова. Аффиксы ( префиксы и суффиксы ) и латинские и греческие корневые слова являются связанными морфемами. Свободные морфемы , с другой стороны, могут стоять отдельно. Свободные морфемы включают английских корневых слов , таких как корневое слово «teach» в «teacher». Две свободные морфемы могут соединяться, образуя составное слово , например, «собака» и «дом» образуют «собачья будка». Морфемы необходимы при обучении детей корневым словам, а наши игры, упражнения и списки слов с корневыми словами могут помочь учащимся справиться с головоломками создания слов.

Префиксы и суффиксы могут быть добавлены к корневому слову для образования множества новых слов и изменения значения слова. Часто термин «базовое слово» используется как синоним корневого слова. Когда к ним добавляются аффиксы, они служат якорем слова, потому что они удерживают основное значение слова.

Хотя существует множество противоречащих друг другу определений корневых и базовых слов, учителям необходимо помнить о важности преподавания этих тем. Знание морфем, таких как корни слов, помогает в беглости чтения, развитии словарного запаса и понимании прочитанного.

Списки правописания корневых слов

Корневые слова с префиксами
  • исчезнуть
  • вновь появиться
  • не одобрять
  • плохо себя вести
  • дискомфорт
  • перенаправление
  • несчастный
  • недобрый
  • распаковать
  • повтор
Список корневых слов с аффиксами
  • нечестность
  • неудобно
  • недоброжелательность
  • недостойный
  • ненормально
  • несчастье
  • необоснованный
  • вряд ли
  • неуважительно
  • неудачный
Корневые слова с суффиксами
  • внешний вид
  • взлом
  • бьющийся
  • осторожно
  • небрежный
  • надежда
  • безнадежный
  • доброта
  • милый
  • прекрасный

Списки латинских и греческих корней

Многие слова в английском языке имеют греческий или латинский корень. Ниже приведен список часто используемых греческих и латинских корней, их значений и слов, содержащих их, которые можно использовать при обучении детей корневым словам.

Греческие и латинские корневые слова

Корневое слово Значение Происхождение Пример
астро звезда Греческий астрономический морской
и услышать Латинский и ио
авто себя Греческий авто матик
бене хорошо Латинский бене волент
кредит верить Латинский кредит ибли
дикт скажем Латинский дикт ели
метр мера Греческий кг
метров
микро маленький Греческий Микроскоп
форма форма Латинский форма
график напишите Греческий авто график
гидр вода Греческий де гидр ели
литр буква Латинский литр натурный
мульти много Латинский мульти многослойный
до повесить Латинский ap ожидание ix
порт нести Латинский транс порт ация
раздел разрезать Греческий дис сек
структура сборка Латинский кон структура
теле издалека Греческий теле телефон
терм тепло Греческий термометр
вакуум пустой Греческий e вакуум uate

Списки корневых слов английского языка

Корневые слова сами по себе являются словами, но также являются основой многих других слов. Префиксы, суффиксы или оба аффикса могут быть добавлены для расширения корневого слова. Ниже приведены слова, содержащие английские корневые слова. Чтобы сделать обучение детей корневым словам проще, чем когда-либо, вы можете получить доступ к дополнительным спискам слов на

VocabularySpellingCity и сочетать их с играми и упражнениями для увлекательной практики!

Корневые слова английского языка

Корневое слово Примеры
появляются re появляется , появляется ance, dis появляется
перерыв перерыв в состоянии, перерыв ing, un перерыв в состоянии
сборка re build , build er, un build
уход кари нг, уход полный, уход меньше
комфорт dis комфорт , комфорт способный, ип комфортный способный
количество отсчет ing, отсчет er, отсчет меньше
нанять ООН Нанять , Нанять Мент, ООН Нанять Мент
вера вера полная, вера полностью, un вера ful
страх страх меньше, страх полный, страх инг
друг друг лет, друг корабль, ООН друг лет
счастливый счастье ness, un happy , un happi ness
надежда надежда полная, надежда меньше, надежда д
радость джой
полный, джой мент, более джой изд
вид un вид , вид ness, un вид ness
любовь любовь способность, любовь ly, любовь д
упаковка и упак.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *