Антонимы и синонимы презентация 3 класс – Презентация «Синонимы и антонимы» 3 класс скачать
«Синонимы и антонимы» 3 класс
Цель: Продолжить формирование понятий «синонимы» и «антонимы». Задачи: Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы. Учить выбирать антонимы в зависимости от значения слова. — Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса; — Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества. Ход урока
I. Психологический настрой
— Встаньте, ребята, в круг. Перед началом урока хочу вам пожелать творческого настроя, внимания. (Дети по цепочке друг другу произносят пожелания)
Деление класса на группы по цвету. Ученики выбирают кружок понравившегося цвета и объединяются в группы.
— Прошу всех присесть за свои рабочие места.
II. Сообщение темы занятия.
— Язык — и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно —
В огромном море — море слов —
Купаться ежечасно!
— Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.
У каждой команды своё задание лежит на рабочем месте в конверте.
— Вам надо продолжить пословицу и слово вписать в клеточки кроссворда.
Работаем под девизом: «Не спеши языком, торопись делом»
Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их, внося данные, общаясь в команде.
— Кто хочет много знать, тому надо мало ::.(СПАТЬ)
Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)
Правда в огне не горит и в воде не ::.(ТОНЕТ)
Корень учения горек, да плод его ::.(СЛАДОК)
Один за всех и все за ::. (ОДНОГО)
Нет друга — ищи, а нашёл — ::.. (БЕРЕГИ)
Родная сторона — мать, а чужая — :::(МАЧЕХА)
Худой мир лучше доброй :::(ССОРЫ)
— Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.
(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего урока.
— Сегодня тема нашего урока «СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ- закрепление»
Мы продолжим знакомство с этими понятиями, будем учиться определять их в тексте.
III. Путешествие на остров Синонимов.
-Итак, путешествие начинается. Мы на острове Синонимов.
Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить следующее задание
А) Инструкция:
У вас на листочке написано слово, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.
(Ученики выполняет в группе задание на отдельном листочке. У каждой команды своё слово. Время работы — 2 минуты. Один человек (эксперт) из команды работает со словарём, он также выписывает группу синонимов к данному слову).
— ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВУ
РЕБЁНОК
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ
ДЕЛАТЬ
ХОРОШО
Б) Проверка.
Сначала слова зачитывает команда, потом эксперт дополняет ответ.
РЕБЕНОК — дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ — прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный.
ДЕЛАТЬ — сооружать, ладить, работать, совершать, производить, творить, чинить, мастерить, ремонтировать, предпринимать усилия, проделывать, варганить, портачить, вытворять, выкидывать, откалывать, выкамаривать.
ХОРОШО — неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецки, мирово, хоть куда, что надо, на ять.
— Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.
«Какие слова называются синонимами?»
устроена выставка слов — луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка.
— Рассмотрите картины, к каким из них можно подобрать подходящее по смыслу слово?
ЛУНА — МЕСЯЦ СОБАКА — ПЁС ДОКТОР — ВРАЧ
ЛОШАДЬ — КОНЬ БЕГЕМОТ — ГИППОПОТАМ
— Продолжите фразу:
— Полученные подписи — это слова — ::..(синонимы)
— Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)
— Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ).
— Путешествие продолжается.
Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропе.
Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.
IV. Работа в группах.
Задание для 1 группы.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Задание для 2 группы.
Кот ходил, ходил, набрёл на избушку. Захотел есть — пошёл в лес, птичек, мышей наловил. Вот навстречу ему идёт лисица.
Задание для 3 группы.
С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица.
Задание для 4 группы.
Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
Приятелей много, а друга нет.
Свой хлеб слаще чужого каравая.
Проверка.
— Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.
— Какой частью речи они являются?
Посмотрите, ребята, в таких небольших отрывках автор использовал синонимы. Попробуйте сделать вывод: (обсуждение внутри группы)
Ответ спикера.
— Для чего синонимы нужны в речи?
Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы
— Что такое синонимы?
Синонимы — это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.
— Для чего используют синонимы в речи?
Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
V. Динамическая пауза «Игра наоборот»
Учитель поднимает руки вверх — дети опускают вниз.
Вперед — назад
Вниз — вверх
Назад — вперед
Присел — подпрыгнул
Подпрыгнул — присел
VI. На острове Антонимов
Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов.
Каждой группе по очереди задается загадка, обсуждение внутри группы, спикер дает ответ:
Отгадайте загадки.
Я антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня 😕 (прохлада)
Я антоним к слову «лето»,
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я 😕 (зима.)
Я антоним к слову «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? — Это : (плач).
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь : (тишина).
— Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?
Минус — плюс, огонь — вода,
Дерзкий — осторожный:
Все антонимы всегда
Противоположны.
VII. Игра «Противоположные слова»
Блиц – опрос . Ученик — называет антоним этого слова.
1 группа: Враг — друг, холод — жара.
— К какой части речи относятся данные слова? (имена существительные) –дополнительное задание- дайте определение
2 группа: Старый — новый, злой — добрый.
— А эти слова, к какой части речи относятся ? (прилагательные) –дайте определение
3 группа: Бездельничать — работать, огорчаться — радоваться.
— Какой частью речи являются ваши слова? (глаголы) –дайте определение
4 группа: Далеко — близко, высоко — низко. (наречия.) –дайте определение
— Какой можно сделать вывод? ( антонимы есть в каждой части речи.)
VIII. Динамическая пауза- флешмоб под музыку
IX. В пещере Тайн
Посмотрите, перед нами пещера Тайн.
А) Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов- задание на «время»
взаимопроверка
Худой (человек) — ________________, (толстый)
Худой (карман) — _________________, (целый)
Близкий (путь) — _________________, (далёкий)
Близкий (человек) — _______________, (чужой)
Весёлый (праздник) — ______________, (грустный)
Весёлый (смех) — ________________, (невесёлый)
Высокий (голос) — _________________, (низкий)
Высокий (человек) — _______________. (невысокий)
Б) Проверка. обсуждение (спикеры зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)
— Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)
Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.
— Что такое антонимы?
Антонимы — это слова противоположные по смыслу.
— Для чего используют антонимы в речи?
Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.
X. Бухта Творчества
Путешествие продолжается. Наш кораблик причалил в бухте Творчества. Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.
Прочитайте текст.
Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.
— Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)
— С помощью каких слов передается это настроение?
Внимательно прочитайте задание (на карточке) и вместе выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к спасательному кругу, который лежит у вас на парте (на спасательном круге записаны слова-помощники).
-Задание 1, 2 группе заменить пропущенные слова синонимами.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.
-Задание 3, 4 группе заменить пропущенные слова антонимами.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.
-Взаимопроверка (обмен работами, группы оценивают друг друга, обосновывают оценку)
А) Получившийся текст читают 1 и 2 группы.
— Какое настроение передает ваш текст?
— Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова?(использовали синонимы — слова близкие по смыслу)
Б) Получившийся текст читают 3 и 4 группы.
— Какое настроение передает ваш текст?
— Изменилось ли настроение? Почему?(использовали антонимы — слова противоположные по смыслу)
Как приятно выходить на берег в такую погоду!
XI. Пристань «Вопрос — ответ»
Наш кораблик взял курс на пристань «Вопрос — ответ»
Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия?
— Какие слова называются синонимами? А какие слова — антонимами?
— Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?
— Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?
— На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)
Оказывается, ребята, море, по которому мы путешествовали, называется — ЛЕКСИКА.
Лексика — словарный состав языка. На наших уроках мы продолжим путешествие по этой стране и узнаем много нового.
XII. Рефлексия
— Наше путешествие подошло к концу. Кому было интересно и легко путешествовать по морю Лексики, встаньте в круг и возьмитесь за руки.
— Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, поставьте руки в бок.
— Какую оценку поставите мне за урок? А себе?
-Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!
infourok.ru
Урок русского языка 3 класс «Синонимы и антонимы»
Тема: Синонимы и антонимы
Школа:Дата:
Имя учителя:
КЛАСС: 3
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Цели обучения, которым посвящен урок:
3.1.4.1 участвовать в диалоге, планируя свою речь в соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией, соблюдая речевые нормы
3.2.2.1 понимать прямое и переносное значение слов и использовать их в речи
3.3.8.1 различать имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги и союзы; определять их роль в предложении
Развитие навыков:
1.4 Участие в диалоге, соблюдая речевые нормы в зависимости от ситуации общения
2.2 Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте
3.8 Соблюдение грамматических норм
Предполагаемый результат:
Все учащиеся смогут:
Узнать о синонимах, антонимах, омонимах (без термина).
Большинство учащихся смогут:
Выучить стихотворение и написать его по памяти.
Участвовать в диалоге, определяя основную мысль стихотворения.
Подбирать предложения из текста, которое соответствует основной мысли текста.
Озаглавливать текст.
Записывать текст, определяя его части.
Находить синонимы и антонимы в тексте.
Исправлять ошибки при редактировании текста.
Составлять и записывать тематическую группу синонимов.
На основе кластера рассказать о правильном режиме дня.
Использовать в речи антонимы при составлении высказывания.
Исправлять ошибки при подборе антонимов, подбирать соответственно лексическому значению.
Объяснять смысл пословиц.
Находить случаи омонимии в тексте.
Находить в словарях лексическое значение слов.
Записывать по памяти пословицы.
Некоторые учащиеся смогут:
Добавить высказывания об экономном расходовании времени.
Объяснять смысл высказывания.
Приводить свои примеры антонимов.
Языковая цель
Основные термины и словосочетания:
Многозначные, однозначные слова, синонимы, антонимы, слова одинаковые по написанию, но разные по значению, экономия времени, режим дня.
Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский
Вопросы для обсуждения:
Как экономно расходовать время
Какие слова называются синонимами?
Для чего нужны синонимы в тексте?
Как называются слова с противоположным значением?
Материал прошедших уроков
Речь. Устная и письменная речь. Требования к речи. Речевой этикет. Язык – средство общения и познания. Языковые явления. Сопоставление произношения и написания слов. Предложение. Части речи. Состав слова. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Текст. Типы текста. Сравнение текстов описательного и повествовательного характера. Тексты делового и публицистического стиля. Виды орфограмм. Орфографические правила. Произношение и правописание гласных и согласных в корне слова. Твёрдые и мягкие согласные. Непроизносимые согласные в корне слова. Удвоенные согласные в корне. Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Слово. Значение слова. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Высказывание.
План
Временное планирование
Планируемые мероприятия
Ресурсы
Создание положительного эмоционального настроя.
Золотая рыбка
На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета.
Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы (прорисованы только глаза и рот).
Педагог. Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу» (учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).
И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!
http://psy.1september.ru/view_article.php?ID=201000107
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
Минутка чистописания: работа с пословицей – Делу время – потехе час.
Работа с пословицей по плану:
1. Чтение пословицы.
2. Объяснить значение непонятных слов.
3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит?
4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу.
Учебник
Работа над лексической темой урока.
(К) Чтение стихотворения В. Степанова. Заучивание наизусть, письмо по памяти.
(П) Участие в диалоге, определение основной мысли стихотворения, чтение советов по экономии времени, дети добавляют свои высказывания, используя слова для справок.
Дети вспоминают правило об однозначных, многозначных, близких и противоположных словах по значению.
Работа с правилом.
Слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию, называются синонимами. Слова, противоположные по значению, называются антонимами.
(Г) Необходимо выбрать слово из ряда синонимов, которое соответствует смыслу предложения. Озаглавить текст, разделить его на части и записать.
(П) Запись предложений, нахождение и подчёркивание синонимов.
(И) Работа по выяснению роли синонимов в тексте – избежать повторов, уточнение смысла. Замена слов в предложениях синонимами, используя слова для справок.
Работа с правилом.
Синонимы служат для повышения выразительности речи и позволяют избежать повторов.
(К) Творческая деятельность. Подбор прилагательных – синонимов к репродукции картины Н. Сивенкова. Составление предложений по картине, используя составленные словосочетания.
(И) Работа с высказыванием Ж. Руссо, нахождение синонимов, объяснение смысла высказывания.
Учебник
Работа в тетради «Что я знаю и умею». Оценка уровня усвоения навыка по теме.
Тетрадь
«Что я знаю и умею
(Д, К) Динамическая пауза
Мы топаем ногами
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
Мы проверили осанку
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишко,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
Работа над грамматической и лексической темами урока.
(К) Минутка чистописания: работа с пословицей – Делу время – потехе час.
Работа с пословицей по плану:
1. Чтение пословицы.
2. Объяснить значение непонятных слов.
3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит?
4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу.
(Г) Проверка правильности подбора антонимов. Запись правильного варианта.
(П) Подбор антонимов к словосочетаниям, объяснение детей правильности подбора в зависимости от смысловой нагрузки словосочетания. Дети вспоминают, от чего зависит род и число прилагательного.
(И) Объяснение смысла пословиц, выбор слов. Списывание пословиц с пропущенными буквами, нахождение и подчёркивание антонимов.
«Копилка мудрых мыслей» – высказывание о времени Т. Манна – немецкого писателя.
Учебник
(Д, К) Пальчиковая гимнастика
Яркое солнышко
Солнышко яркое в небе сияло,
Лучами своими нас согревало.
(поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук)
Тучки по небу быстро бежали,
Лучики в тучках надолго застряли.
(соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения)
Но появился ветер могучий
И разогнал все мрачные тучи.
(поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вправо–влево)
Солнышко снова на небе сияет,
Жаркие лучики нас согревают.
(снова поднимаем руки вверх и разгибаем пальцы– «лучи»)
Работа над грамматической и лексической темами урока.
(К) Рассмотрение схемы детьми. Дети вспоминают о синонимах и антонимах.
(К) Исследовательская деятельность Определение в стихотворении А. Барто слов омонимов (ключ).
Работа с правилом. Понятие омонимов даётся без термина.
В русском языке есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения. Например, одно слово лук означает «огородное растение», другое слово лук имеет значение «старинное оружие для метания стрел». Не путать с многозначными словами, у которых есть сходство в лексическом значении. Например, левая рука – рука мастера, шляпка гриба – шляпка девочки.
«Хочу всё знать» объясняет, как оформляются в словарной статье слова с разным лексическим значением.
(Г) Нахождение лексических значений в словаре учебника. Записывание пары слов с разным лексическим значением.
(П) Объяснение в пословицах выделенных слов. Письмо по памяти двух пословиц.
(И) Запись предложений с пропущенными буквами, нахождение и подчёркивание омонимов.
Творческая деятельность. Рассматривание рисунков, запись ответа на вопрос стихотворения. Придумывание предложений со словом омонимом в разных значениях.
Учебник
(Д, К) Физкультминутка для глаз.
«Глазкам нужно отдохнуть.»
(Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.»
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.»
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много–много раз моргнут»
(Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.»
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!»
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Итог урока. Рефлексия
Синонимы – это … .Слова с противоположным значением называются … . В русском языке есть слова с … значением, но одинаковым по … .
Приём критического мышления «Взаимоопрос».
Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Рекомендации для учителя.
Тема рассчитана на 3 часа. 1 урок задания с 1 по 5, 2 урок – с 6 по 9, 3 урок – с 10 по 15.
Дополнительная информация
Дифференциация
Оценивание
Межпредметные связи
Мотивированные дети могут добавить высказывания об экономном расходовании времени, объяснять смысл высказывания, приводить свои примеры антонимов.
Формативное оценивание
– Самооценивание по «Шкале трудности» в тетради «Что я знаю и умею».
– Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.
– Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.
– Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»).
– литература
– физическая культура
– самопознание
– познание мира
Рефлексия для учителя:
Важные вопросы
по уроку:
Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)
Какие два момента были наиболее успешны?
Какие два момента улучшили урок?
Что я узнал из урока о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке?
infourok.ru
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме «Прилагательные синонимы и антонимы»
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме «Прилагательные синонимы и антонимы»»
Выдели первую букву, запиши слово:
А пте’ка, н о я’брь,т е тра’дь,
о гуре’ц, н а ро’д, и’н е й, м а ли’на.
Найди пару:
Рассмотри картинки, назови прилагательные-антонимы:
Дерево высокое, а куст низкий
Шар лёгкий, а тыква тяжёлая.
Чай горячий, а мороженое холодное.
Грач чёрный, а снег белый.
Подбери антоним:
длительный
храбрый
искусственный
светлый
расторопный
отечественный
ошибочный
щедрый
кратковременный
трусливый
натуральный
тёмный
медлительный
иностранный
правильный
скупой
Прочитай пословицы. Вставь пропущенные антонимы:
… слава лежит, а … бежит.
… дело лучше … безделья.
… всегда становится … .
На … собака лает, а … кусает.
Слова для справок:
Тайное
явным
Добрая
худая
Маленькое
большого
смелого
трусливого
Сравни слова в каждой группе:
печаль
ный
невесёлый
тоскли
вый
проворный
быстрый
непрочный
сла
бый
Подбери синонимы:
стреми
тельный
Груст
ный
Ско
рый
Хруп
кий
ломкий
Словари синонимов и антонимов
Подбери к словам антонимы и синонимы:
Слово
знойный
Синоним
Антоним
быстрый
скрытный
древний
тяжёлый
пустой
старинный
таинственный
порожний
современный
полный
увесистый
жаркий
морозный
откровенный
скорый
лёгкий
медленный
Спасибо за урок
Интернет-ресурсы
http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2011-0 1/1295378346_akela_from_jungle_book_by_davidekent-d330tfi.jpg
http://www.liveinternet.ru/cgi- bin/adv.fcgi?click=11247377&url=http://www.livei nternet.ru/community/eventail/
http://www.liveinternet.ru/app/fotograf/index.p hp?s=photo_viewer&ev=photo_view&uid=370744 5&bid=3707445&pid=1007820&id=3346535&mode=this
http://900igr.net/photo/o-zhivotnykh/Dikie- 2.files/Dikie-zhivotnye-v-kartinkakh.html
http://www.home- edu.ru/user/uatml/00001232/annot/rik1.html
multiurok.ru
Презентация «Антонимы, синонимы». — Русский язык
Вт о рое о кт я бря Кла сс ная р а бота Тема: Синонимы и антонимы .
С л о в а р н ы й
д и к т а н т
П . ТУХ
Е
А
. РБУЗ
М . ДВЕДЬ
Е
М . ШИНА
А
К . РОВА
О
А льбом
п О года
Грус т но
радос т но
В мире слов
(антонимы и синонимы)
Ходит осень, бродит осень. Ветер с клёна листья сбросил. Под ногами коврик новый Жёлто – розовый – кленовый.
Один скажет: « Солнце! »
Другой скажет: « Тень! »
Один скажет: « Близко! »
Другой: « Далеко! »
Один скажет: « Низко! »
Другой: « Высоко! »
Синонимы – слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.
Антонимы – слова, противоположные по значению.
Грустный клоун громко плачет,
А весёлый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить –
Хочет рёву рассмешить.
Красный сарафан
для Маши,
Чтоб была всех в мире
краше.
А алый – для Алёнки,
Маленькой её сестрёнки.
Вышел в поле
храбрый рыцарь,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка!
Может он с любым
сразиться!
Разворчался старый дед:
«Доживёшь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»
Подумай!
- С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят . Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
Дети
малышей
детворе
Подберите к словам синонимы. Запишите их парами
хохотать –
ветхая –
изба –
храбрый —
смеяться
старая
дом
смелый
Физминутка
Отгадай загадки:
Я антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я…
зима.
Я антоним к слову смех.
Не от радости, утех,
Я бываю по неволе
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это…
плач.
Работаем в группе
Зимой погода холодная,
А летом…
тёплая.
Лев смелый,
А заяц…
трусливый.
Молоко жидкое,
А сметана…
густая.
Работать трудно,
А отдыхать…
Вы молодцы!
Рефлексия
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить антонимы и синонимы и можете помочь другим.
Вы считаете, что научились находить слова –антонимы и синонимы, но вам ещё нужна помощь.
multiurok.ru
Урок русского языка по теме «Синонимы и антонимы» с ИКТ. 3-й класс
Разделы: Начальная школа
Цель: формировать умения распознавать синонимы и антонимы, работать со словарями синонимов и антонимов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать синонимы и антонимы в тексте, в речи; самостоятельно приводить примеры синонимов и антонимов.
Наглядность: плакат “Волшебный замок”, “Смайлы”.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебники.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1). Презентация
II. Актуализация знаний. (Слайд 2)
В русском языке много слов. Каждое слово имеет своё лексическое значение. Например, определите лексическое значение слова весна. Весна – “время года, следующее за зимой”. Определите лексическое значение слова честный. Честный – правдивый, добросовестный.
III. Самоопределение к деятельности. (Слайд 3)
В русском языке есть “слова – друзья” и “слова-спорщики”. У них есть свои определённые названия, с которыми вы сегодня познакомитесь.
Сценка 1. (Выходят два ученика. Один старательно рассказывает другому сказку Г.Х.Андерсена “Дюймовочка”)
1-й – Дюймовочка маленькая…, просто крошечная.
2-й – Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная?
1-й – Я же говорю, маленькая, просто крошечная.
2-й – Ничего не понятно!
— Слова маленькая и крошечная обозначают одно и тоже, но по- разному и отличаются друг от друга оттенками значения и употребления в речи. Эти слова называются синонимами.
Сценка 2. (Выходят два ученика. На улице было прохладно. Они были одеты по-разному)
1-й – Ну и жарко!
2-й — Да ты что? Холодно!
1-й – Я весь покраснел!
2-й – Я весь побелел!
1-й – Ты что такой кислый?
2-й – А ты что – сладкий?
1-й – Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим: жарко – холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они тоже как-нибудь называются?
2-й – Конечно, эти слова – спорщики, как мы с тобой.
— Эти слова называются антонимами.
— Вот мы и определили тему нашего урока.
(Учитель прикрепляет карточки со словами синонимы и антонимы на плакате “Замок”.
В этом замке “живут” синонимы и антонимы, которые ждут нас с интересными заданиями.)
III. Работа по теме урока
1. Работа на интерактивной доске. (Слайд 4)
Синонимы – слова, близкие по значению.
красный — алый
доктор — врач
Антонимы – слова, противоположные по значению.
весело — грустно
загадка — отгадка
2.Найти синонимы и антонимы можно в специальных словарях. Приведите примеры синонимов и антонимов.
3. Работа на интерактивной доске. (Слайд 5)
Помоги мышке спуститься по склону. Для этого правильно соедини флажки.
Объедини пары синонимов.
шалун липучий
сладкоежка озорник
птичка валяться
плакать ротозей
зевака реветь
лежать лакомка
клейкий квакушка
лягушка птаха
4. Работа на интерактивной доске. (Слайд 6)
Прочитайте. Впечатайте в каждое предложение слово-антоним к выделенному слову.
В книге есть вопросы и ______.
Кто хочет много знать, тому надо ______ спать.
Живут в соседстве ______ и радость.
Лучше горькая _______ , чем красивая ложь.
5. Продолжите высказывания словами – синонимами. (Слайд 7)
Перечень букв в определённом порядке – это… (азбука, алфавит).
Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это … (термометр, градусник).
Человек на лошади – это … (всадник, наездник).
5. Подберите синонимы с удвоенными согласными. (Слайд 8)
Специальность — … (профессия).
Обучение животных — …(дрессировка).
Помещение в школе — … (класс).
Популярная игра на льду — …(хоккей).
Вид плавания — … (брасс).
Один из самых главных учебных предметов … (русский язык).
6. Работа на интерактивной доске. (Слайд 9)
Развивай свою речь.
Прочитай. Замени каждое слово синонимом.
С моря дул студёный ветер. (……)
прохладный холодный
В синем небе ярко сверкают звёзды. (…….)
мигают сияют
Стояло жаркое лето. (…….)
знойное безоблачное
По улице пронеслась пожарная машина. (……)
проехала промчалась
IV. Физкультминутка. (Слайд 10)
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
V. Продолжение работы по теме урока
1. Найти пропущенные слова-антонимы. (Слайд 11)
На доске запись:
Ручейку говорила река:
— Ты узок, а я ……!
— Ты мелок, а я …..!
Об одном позабыла река –
Что она началась с ……
2. Загадка. (Слайд 12)
Я антоним к слову зной.
В реке, в тени густой.
Я в бутылке лимонада,
А зовут меня … (Прохлада)
3. Дополнить стихотворение американского поэта Д.Чиарди об игре “наоборот”.
(Учитель читает стихотворение, а учащиеся хором называют подходящие антонимы)
Нам с тобой
Пришёл черёд
Сыграть в игру
“Наоборот”.
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь
Низко,
Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь
Близко.
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь
Пол.
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты:
Нашёл.
Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
Герой.
Теперь
Начало я скажу.
Ну, отвечай
Конец!
3. Работа на интерактивной доске. (Слайд 13)
Дополнить пословицы подходящими по смыслу словами. Назвать синонимы и антонимы.
Приятелей много, а _______ нет.
Ученье — свет, _______ — тьма.
Правой рукой строит, а _______ разрушает.
Кто хочет много знать, тому надо _______ спать.
VI. Рефлексия учебной деятельности. Работа в парах. (Слайд 14)
Работа с карточками.
1. Прочитайте. Отметьте цифрами порядок синонимов в каждой группе так, чтобы они располагались по степени увеличения признака.
2 3 1
? Скорый
? Стремительный
? Быстрый
? Громадный
? Огромный
? Большой
? Ураган
? Ветер
? Вихрь
2. Подберите к словам антонимы.
Вянуть — ……
Прощание — …….
Родной — ……
— Оцените свою работу на уроке при помощи “смайлов”.
VII. Подведение итогов урока. (Слайд 15)
— Что такое синонимы?
— Что такое антонимы?
— Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы?
Домашнее задание: составить 5 предложений с синонимами и антонимами.
7.03.2014
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
| — Сегодня на урок к нам пришёл человечек Пкчаг. Давайте с ним познакомимся. (Пкчаг – пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно) Пиши Красиво Чисто Аккуратно Грамотно — Вместе с человечком Пкчаг мы отправимся в путешествие — Над письмом, каких букв и словом мы будем работать вы узнаете из загадки Без рук, без ног по полю рыщет, Запишите дату, классная работа. | Записывают число, классная работа. Прописывают соединение букв Оо ветер |
| Задание №1 Л…дка, ерш…, к…рабль, с…нтябрь, …ней, к…мпас, …птека. — Какой раздел мы изучаем вы узнаете, когда прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (лексика). Путешествовать мы будем по стране “Лексика” | Вставляют пропущенную букву. Объясняют правописание пропущенной буквы самопроверка, сравнение своей работы с образцом на доске | Оценивание(выставляют балл) |
| Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправимся в путешествие по морю слов. Оно огромно. В нем множество островов. Но мы сможем попасть не на все острова. А на каких островах мы сегодня побываем, вам предстоит сейчас узнать. А чтобы это узнать, нам необходимо справится с первым заданием. Задание №1 — «Допиши словечко» Для того, чтобы добраться к первому острову необходимо пройти испытание. У вас на столе лежит кроссворд, вам необходимо продолжить пословицу и вписать слова в клеточки, тем самым назвать тему нашего урока. Вопросы для команд одинаковы. Готовы? Работаем под девизом : «Не спеши языком, а торопись делом» Я зачитываю пословицы, а вы посовещавшись в команде, записываете ответ.
Команды, прочитайте слово, которое у вас получилось. (Синонимы. Антонимы) | — формулируют цели и задачи урока. Работа в группах. Каждая группа отвечает на вопрос. Проверка по слайду. | Формативное оценивание. |
| Я даю 1 минуту командам, на то, что бы вы вспомнили всё, что знаете о синонимах, и об антонимах. Итак, корабли готовы к путешествию? Тогда отправляемся в путь! Пожелаем друг другу удачи. Задание №2 Остров «Синонимы» 1) Первая остановка у нас на острове “Синонимы”. — Запишите слова парами, найдите лишнее слово. ОГОНЬ ДЫМ ПЛАМЯ (Лишнее слово дым, так как огонь и пламя одно и тоже, только по-разному названы) АЛФАВИТ АЗБУКА ЧИСТОПИСАНИЕ ШАЛУН ТИХОНЯ ОЗОРНИК — Будут ли эти слова синонимы? Почему? (- Пары слов, которые вы оставили, и будут являться синонимами.) — Какие слова называются синонимами? (Это слова с одинаковым значением, но разные по звучанию) Задание №3 — Запишите слово ребёнок и подберите к нему синонимы. (Проверку осуществить по словарю синонимов и дописать слова, которые дети не смогли подобрать: РЕБЁНОК – дитя, деточка, малыш, крошка, малютка, детёныш) — Зачем необходимо умение подбирать синонимы? (Чтобы избежать повторов слов в речи) — Проверка отредактированных текстов. — Что вы теперь скажете? А почему? (Нет повторов, ребята заменили их синонимами) Задание № 4 С.18 упр. 52 2) Интересные были слова, Но в дорогу нам пора. А что это за слова: День – ночь, холод – жара. Что вы заметили, друзья? (У этих слов противоположные значения) — Такие слова называются антонимы. Итак, мы с вами прибыли на остров “Антонимы”. — Какие антонимы здесь скрываются? (Маленький – большой, белый – чёрный, сильный – слабый, толстый — худой) Задание № 5 Добрый, лживый, злой, прилежный, правдивый, гуманный, жестокий, грубый, вежливый, ленивый. — Есть ли среди слов неизвестные вам слова? — Запишите в 1 столбик слова, указывающие на то какими должны быть люди, во 2 столбик – какими не должны. — Найди и соедини чертой антонимы. На пути остров «Отдых». Музыкальная физминутка «Чунга-чанга» Задание №6 А теперь вам предстоит выполнить очень сложное задание. Подберите антонимы к пословицам и объясните, как вы понимаете пословицу: …. кормит, а лень портит. Ученье ….., а неученье тьма. Приятелей много, а ….-нет. Готовим сани летом, а телегу …. . — Итак, антонимы это слова … Помогите мне, подбери антонимы.. (Противоположные по значению) ЛЁГКИЙ портфель (тяжёлый портфель) ЛЁГКАЯ задача (трудная задача) СВЕЖИЙ хлеб (чёрствый хлеб) СВЕЖАЯ газета (старая газета) | Ребята совещаются в группах по истечении времени отвечают по очереди. Проверка, сравнение своей работы с образцом на доске Объяснение. Работа в группах. Проверка по слайду Выполняют самостоятельно Работа в группах на листах, собирают пары- антонимы Самостоятельная работа в группах, защита групп, объяснение пословиц Устная работа | Выставление балла Формативное оценивание взаимопроверка Выставление балла Оценивание группами «Большой пальчик» | Задание №7 Мы хорошо поработали, а теперь на Продолжаем путешествие. И вот остров «Гавань» «Заполни таблицу»
Наше путешествие закончилось и мы подводим итоги. — Мы сегодня на уроке говорили о словах, а точнее об их значении. А раздел русского языка, который изучает слова и их значения называется ЛЕКСИКА. — Кому понравилось путешествие, которое мы совершили сегодня на уроке? — Как вы считаете, всё ли сегодня узнали о лексике? (В стране Лексика ещё много и других островов, на которых вы обязательно побываете на других уроках русского языка Если вам было интересно, то возьмите лодочки с красными парусами и прикрепите на море. Если вы испытывали трудности при выполнении заданий – то с жёлтыми парусами. Ну а если вам на уроке не понравилось, и вы не поняли тему – то с зелёными парусами. — А что вам захотелось сделать после этого урока? VI. Подведение итогов. Урок заканчивать пора, И нам с тобой пришел черед | Работа в группах | Взаимооценка |
kopilkaurokov.ru
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме «Прилагательные синонимы и антонимы»
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме «Прилагательные синонимы и антонимы»»
Выдели первую букву, запиши слово:
А пте’ка, н о я’брь,т е тра’дь,
о гуре’ц, н а ро’д, и’н е й, м а ли’на.
Найди пару:
Рассмотри картинки, назови прилагательные-антонимы:
Дерево высокое, а куст низкий
Шар лёгкий, а тыква тяжёлая.
Чай горячий, а мороженое холодное.
Грач чёрный, а снег белый.
Подбери антоним:
длительный
храбрый
искусственный
светлый
расторопный
отечественный
ошибочный
щедрый
кратковременный
трусливый
натуральный
тёмный
медлительный
иностранный
правильный
скупой
Прочитай пословицы. Вставь пропущенные антонимы:
… слава лежит, а … бежит.
… дело лучше … безделья.
… всегда становится … .
На … собака лает, а … кусает.
Слова для справок:
Тайное
явным
Добрая
худая
Маленькое
большого
смелого
трусливого
Сравни слова в каждой группе:
печаль
ный
невесёлый
тоскли
вый
проворный
быстрый
непрочный
сла
бый
Подбери синонимы:
стреми
тельный
Груст
ный
Ско
рый
Хруп
кий
ломкий
Словари синонимов и антонимов
Подбери к словам антонимы и синонимы:
Слово
знойный
Синоним
Антоним
быстрый
скрытный
древний
тяжёлый
пустой
старинный
таинственный
порожний
современный
полный
увесистый
жаркий
морозный
откровенный
скорый
лёгкий
медленный
Спасибо за урок
Интернет-ресурсы
http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2011-0 1/1295378346_akela_from_jungle_book_by_davidekent-d330tfi.jpg
http://www.liveinternet.ru/cgi- bin/adv.fcgi?click=11247377&url=http://www.livei nternet.ru/community/eventail/
http://www.liveinternet.ru/app/fotograf/index.p hp?s=photo_viewer&ev=photo_view&uid=370744 5&bid=3707445&pid=1007820&id=3346535&mode=this
http://900igr.net/photo/o-zhivotnykh/Dikie- 2.files/Dikie-zhivotnye-v-kartinkakh.html
http://www.home- edu.ru/user/uatml/00001232/annot/rik1.html
multiurok.ru