cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок звуки речи и буквы 2 класс презентация – Презентация по русскому языку «Звуки речи и буквы»(2 класс)

Презентация «Звуки речи и буквы» (2 класс, УМК «Начальная школа 21 века»)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

о

и

а

о

о

й

д_ св_дания, сп_сиб_, п_жалу_ста, ф_мили_, адр_с, М_сква, Р_с_ия, с_бака, р_бята, м_дведь, кла_ , д_ревня, гор__, уч_ник, учит_ль, к_ртина, к_рова, р_сун_к

о

с

о

я

а

е

е

сс

о

е

е

од

е

е

о

а

о

и

УРОК № 1

Тема урока:

«Звуки речи и буквы»

Автор презентации: Субаева Е.В.,

учитель начальных классов

КАКИЕ ЗВУКИ РЕЧИ ТЫ ЗНАЕШЬ?

ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ?

ЗВУКИ РЕЧИ

ГЛАСНЫЕ

?

?

При произношении гласных воздух проходит легко и свободно, не встречая на пути никаких преград –ни губы, ни зубы, ни язык не мешают воздуху выходить изо рта.

безударные

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

ГЛУХИЕ

?

МЯГКИЕ

?

?

ПАРНЫЕ

ПАРНЫЕ

НЕПАРНЫЕ

?

?

ПАРНЫЕ

?

При произнесении выдыхаемый воздух на своём пути встречает преграду, которую могут создавать губы, зубы или язык.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

1 ГРУППА

[б], [б’], [п], [п’], [в], [в’], [ф], [ф’], [г], [г’] и т.д.

2 ГРУППА

[а], [о], [у], [ы], [и], [э]

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Как называются знаки, которыми на письме обозначают звуки речи?

БУКВЫ

Назовите буквы алфавита.

ФОНЕТИКА

  • наука, изучающая звуки речи, слоги и ударение

( Фон – значит «звук»)

ГРАФИКА

  • это обозначение звуков речи на письме

( Графо – значит «пишу»)

УПРАЖНЕНИЕ 1, 2

(устно)

УПРАЖНЕНИЕ 3

(письменно)

жар – шар,

лапу – лампу,

УПРАЖНЕНИЕ 4

(письменно)

кепки – щепки,

сушки – ушки,

чарки – чайки,

чаше — чаще

ЗАПОМНИ!

Одно и то же слово можно записать буквами, а можно с помощью транскрипции – так, как слово произносится. Значок транскрипции

[ ]

ПРИМЕР:

парад — [п а р а т]

ЗАПОМНИ!

Не путай звуки и буквы.

ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

ШЕСТЬ :

[а], [о], [у], [ы], [и], [э]

БУКВ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ДЕСЯТЬ :

а, я, о, ё, у, ю, э, е, ы, и

Задание на дом

Выучить наизусть (с. 8, 10)

упр. 1 на стр. 8

упр. 4 на стр. 10

Оцени свою работу!

1.

Старался , у меня всё получилось!

Старался,

но были ошибки.

2.

У меня

не получилось,

но я буду стараться!

3.

СПАСИБО

ЗА

РАБОТУ!

multiurok.ru

Конспект урока по русскому языку «Звуки речи и буквы» (2 класс)

УМК «Начальная школа 21 века»

2 класс

Урок 1. ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ

Способствовать развитию умения различать звуки речи и буквы, выделять звуки в потоке речи, характеризовать звуки

Тип урока

Повторение и систематизация знаний и способов действий

Планируемые
результаты
(предметные)

Различают звуки речи и буквы. Выделяют звуки в потоке речи. Называют основные качественные характеристики звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, ударный – безударный гласный). Определяют место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Анализируют слово из 4 звуков. Умеют находить, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква. Создают звуковые модели слов. Различают произношение и написание слов

Личностные
результаты

Имеют желание учиться, адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности; проявляют доброжелательность и доверие при взаимодействии с учителем и друг с другом

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

П* – осуществляют анализ, сравнение, классификацию; проявляют способность контролировать свои действия, проверять написанное; строят логическую цепь рассуждений.

Р – проговаривают последовательность действий на уроке; учатся работать по предложенному учителем плану.

К – слушают и понимают речь других; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им

Основное содержание темы, понятия, термины

Звуки речи. Основные качественные характеристики звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, ударный – безударный гласный). Звуковые модели слов. Буквы. Фонетика

Образовательные
ресурсы

Русский язык. 2 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций: в 2 ч. / С. В. Иванов [и др.]; под ред.
С. В. Иванова. М.: Вентана-Граф, 2018; Кузнецова, М. И. Пишем грамотно. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций № 1, 2. М.: Вентана-Граф, 2018; Кузнецова, М. И. Учусь писать без ошибок. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций. М.: Вентана-Граф, 2018**

Сценарий урока

Деятельность обучающихся

Форма

контроля

Осуществляемые
действия

Формируемые
умения

I. Мотивирование
к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учеников.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Постараюсь всё понять

И внимательно читать.

Звуки с буквами пришли

И порядок навели.

– Проверим готовность
к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Подготовка к ос-новному этапу занятия.

Знакомство с учебником «Русский язык». Работа с рубрикой «Обрати внимание»

Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, беседа, работа с текстом

– У нас сейчас урок русского языка. Прочитайте название учебника, по которому мы будем работать на уроках.

– О чем говорит название учебника?

– Почему эту книгу называют учебником?

Показывает для сравнения художественную
книгу.

– Что объединяет записанные на доске слова: учить, учебник, учитель?

– Посмотрите учебник.

В нем есть правила, различные упражнения. Чтобы вам можно было быстро находить их, они обозначаются с помощью особых значков и цифр.

Знакомит с условными обозначениями. Рассказывает о правилах работы с учебником.

Организует работу с рубрикой «Обрати внимание»

Слушают учителя.

– Русский язык.

Знакомятся с обложкой.

– Учебник поможет узнать новые слова, которые есть в русском языке, научиться правильно говорить и писать, чтобы можно было поделиться своими мыслями с другими людьми.

– Их объединяют
по смыслу.

Рассматривают учебник, знакомятся
с условными обозначениями, узнают, как надо раскрыватьучебник, переворачивать страницы, бережно относиться
к книге.

Читают и обсуждают текст

Осуществляют знакомство с предметом, учебником, учатся ориентироваться в учебнике, бережно к нему относиться. Высказывают свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других. Осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них. Овладевают умениями работать со знаково-символическими средствами; основами смыслового чтения

Работа с учеб-

ником. Беседа по вопросам

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный. Сообщение учителя,

беседа

Называет тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу

Формулируют учебную задачу

Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Звуки речи

Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа со схемой, беседа, работа с текстом

Организует работу со схемой «Звуки речи», вопросами и заданиями к ней; предлагает прочитать текст рубрики «Обрати внимание»

Рассматривают схему, отвечают на вопросы; читают и об-суждают текст

Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

Беседа по вопросам

Физкультминутка

Коллективная. Практический

1. Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала на одной руке, потом на другой.

2. При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной.

3. Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

4. Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло рук

Выполняют движения в соответствии
с текстом под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Правильное выполнение движений

Звуки и буквы

Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Упражнение, работа с иллюстрациями, беседа, работа с текстом

Организует выполнение упражнений 1, 2, работу
с иллюстрациями, с рубрикой «Давай подумаем»

Различают звуки
и буквы в словах

Проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; устанавливают причинно-следственные связи

Упражнение, беседа по вопросам

V. Закрепление знаний и способов дей-
ствий

Индивидуальная, фронтальная. Практический, словесный. Упражнение, беседа

– Прочитайте стихотворение (упр. 3), выполните задания к нему.

Контролирует выполнение упражнения

Выписывают слова
с ошибками, подписывают правильные
слова

Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществляют анализ

Упражнение

VI. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Какая задача стояла перед нами? Удалось ли ее решить?

– Какой вид работы понравился больше? О чём хотели бы узнать подробнее?

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

VII. Домашнее задание.

Упражнение 4

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание

и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное

задание в соответствии

с уровнем своего развития

Упражнение

infourok.ru

Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему: Русский язык 2 класс (Школа России) Звуки и буквы (презентации)

Слайд 1
Вяжет …. слонёнка носочки,…. ему вышивает платочки,…. плетёт для слонёнка корзинку,…. рисует слонёнку картинку.Какие слова пропущены?Как запишем имена детей?Спишите стихотворение, вставляя имена собственные.Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении
Орфографическая минутка

Слайд 2
Гласные и согласные звуки……тянутся в песенки звонкой Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребёнкаНо не желают шуметь и ворчать.Они могут быть мягкие и твёрдые, звонкие и глухие, парные и непарные
Угадай тему урока

Слайд 3
Сформулируйте цель урока
Повторить и закрепить знания о гласных и согласных звукахРазвивать умения различать гласные и согласные звукиАнализировать. Делать вывод в конце урока

Слайд 4
Короткая разминка
Сколько в русском языке гласных звуков? 6 (А, О, У, Э, И, Ы) Сколько в русском языке гласных букв? 10 А, О, У, Э, И, Ы, Е, Ё, Ю, Я Какие гласные обозначают два звука?Е, Ё, Ю, ЯКакие гласные обозначают мягкость предшествующему согласному?Е, Ё, Ю, Я, И Всегда твёрдые, всегда мягкие согласныеЖ, Ш, Ц Щ, Ч, Й

Слайд 5
Физминутка

Слайд 6
Работа с тестомОзнакомьтесь с заданиями тестаПокажите светофором ваше понимание задания в тесте

Слайд 7
Учебник стр. 91 Упр. 138

Слайд 8
Какую тему повторяли?Какие признаки гласных мы вспомнили?(произносятся голосом свободно, поются, тянутся)Какие признаки согласных мы назвали?(произносятся с шумом, с преградами)

Слайд 9
Выбери и попробуй ответитьСегодня на уроке я научился понимать…Своей работой на уроке я …Урок заставил меня задуматься о …А особенно мне удалось …Сегодня на уроке хорошо работали….Я понял, что такое …Мне было интересно, потому что …Для меня стало открытием, что …Мне показалось важным …Сегодня активно работали…

Слайд 10
Домашнее задание Рабочая тетрадь стр. 11-12работа №1

nsportal.ru

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: «Звуки и буквы»

МКОУ «Вишневская средняя общеобразовательная школа»

Учитель: Черкашина И.Н.

2016 г.

Тема урока: «Звуки и буквы»

Цели:

Обобщить знания о буквах и звуках.

Развивать умения различать звуки и буквы.

Формирование первоначальных представлений о роли звуков.

Повторить правописание словарных слов.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся различать звуки и буквы.

Записывать транскрипцию слов.

Правильно произносить звуки и называть буквы.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слов.

Оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока.

I. Организация деятельности учащихся

Приветствие учащихся.

— Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

II. Актуализация знаний.

1.Минутка чистописания.

1 строка: Пишем заглавную и строчную буквы Бб

2 строка: пословица: Без труда — нет плода.

Работа по развитию речи и обогащению словарного запаса.

-Как вы понимаете смысл пословицы, о каких плодах идет речь? ( В нашем случае плоды — это знания.) Будьте внимательными, знания получают лишь те, кто хочет учиться и не боится трудностей.

2. Словарная работа.

Отгадайте загадки, напишите отгадки

( Работа в парах. Взаимопроверка).

Отгадками являются словарные слова.

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнула, пробежала –

Нет ни дыма, ни пожара.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.

Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Голодная — мычит,
Сытая — жуёт,
всем ребятам
Молоко даёт.

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

А хвост колечком.

3.Знакомство с новым словарным словом.

Назови десятый месяц года (октябрь). Новое слово.

На доске слово ОКТЯБРЬ. (Словарное слово.)

Назовите лексическое значение этого слова (осенний месяц)

— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, написание которой надо запомнить. Рядом запишите слово, разделяя чёрточками для переноса.

— Сколько слогов в этом слове?

— Как это узнали?

— Сколько букв в этом слове? ( 7)

— Сколько звуков в слове ? (6).

Почему звуков меньше? ( Мягкий знак звука не имеет).

Упр.115 с.78

— Прочитайте. Какое настроение создают эти строки? (Грустное, печальное)

— Какие слова создают печальное настроение? (Последние листья, нагих ветвей, отряхнет.)

— Прочитайте, передайте интонацией настроение.

4.Грамматический блицтурнир.

-Ребята я буду задавать вопросы, а вы должны быстренько дать ответы.

-Что такое предложение?

-На что делятся слова?

-Определите сколько слогов в словарных словах, которые мы написали?

-Что такое синонимы?

-Подберите синонимы к словам: большой, грусть.

-Что такое антонимы?

-Подберите антонимы к словам: весёлый, низкий, далеко.

-Что мы знаем об однокоренных словах?

-Подберите однокоренные слова к словам вода, дом.

III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и целей урока.

Отгадайте загадки:

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно (звук)

Черные, кривые от рождения немые

Встанут в ряд, все заговорят (буквы)

Молодцы! А как вы можете объяснить, что такое буквы и звуки, и различаются ли они друг от друга (ответы детей)

— Сформулируйте тему урока.

-Звуки и буквы и их различие.

Какие цели поставим перед собой в начале урока?

— Будем развивать умения различать звуки и буквы, определять значение гласных и согласных звуков.

IV. Физминутка (музыка)

V. Работа над новой темой.

— Закончите предложение:

  • Буквы мы….( видим и пишем)

  • Звуки мы… ( произносим и слышим)

  • Звуки бывают….( гласные и согласные)

  • Гласные звуки бывают …..( ударные и безударные)

  • Согласные звуки бывают……( твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные).

На доске появляется алгоритм сказанного.

ЗВУКИ

Гласные Согласные парные

Ударные безударные твёрдые мягкие

звонкие глухие

непарные

Упражнение 119.

(фото шар, ложка, шарф, лодка)

Запишите слова. Назовите буквы в каждом слове.

VI. Закрепление знаний.

  1. – Догадайтесь-ка, ребята,

От чего ежи, ерши,

Щуки, чайки и волчата

Рассмеялись от души?

(На доске: ежы, ершы, чяйка, волчята, щюка.)

  1. Вспоминаем правила: жи-ши, чу-щу, ча-ща.

  2. -Исправьте ошибки. Запишите правильно, выделите орфограммы.

  3. — Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему?

  4. Звуко-буквенный анализ слова:

ежи – е-жи [й’эжы] – 2 слога, 3 б., 4 зв., 2 согл., 2 глас.

Упражнение 121.

[Й’ олка] –ёлка

[М’ач’]- мяч

[Гус’] –гусь

В чем различие в записях одного и того же слова?

— Чем отличаются буквы от звуков?

— Всегда ли совпадает звуковая запись с буквенной?( Часто слышим одно, пишем другое.)

— Что для этого делаем? ( Подбираем проверочные слова или вспоминаем правила правописания слова.)

VII. Домашнее задание.

Упражнение 122

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Какая была тема урока ?

— Чем отличается буква от звука?

— Чему мы учились на уроке?

— В чём возникли трудности?

— Что понравилось делать на уроке?

-Перед вами лесенка успеха. Прочитайте утверждения, записанные на каждой ступеньке. Вспомните свою работу на уроке и оцените себя. Обведите человечка на той ступеньке, на которой записано утверждение, с которым вы согласны.

ВАМИ МНЕ НЕ НАХВАЛИТЬСЯ: ВЫ УМЕЕТЕ УЧИТЬСЯ.

ВСЕ, ЧТО ВЫ О ЗВУКАХ ЗНАЛИ, МНЕ СЕЙЧАС ВЫ РАССКАЗАЛИ.

ЧТО О БУКВАХ ПОМНИЛИ, – ТОЖЕ МНЕ НАПОМНИЛИ.

И С ФОНЕТИКОЙ ДРУЖИЛИ, И ОШИБКИ УСТРАНИЛИ.

И СЛОВАРНЫЕ СЛОВА НЕ СТРАШНЫ ДЛЯ ВАС ДРУЗЬЯ!

И, НАДЕЮСЬ, ЧТО В ТЕТРАДКАХ Я НЕ ВСТРЕЧУ НЕПОЛАДКИ!

ЗАНИМАЛИСЬ ВЫ ОТЛИЧНО! КАЖДОМУ В НАГРАДУ ЛИЧНО

ДАЮ СЛОВО: МО-ЛО-ДЕЦ!!! ЗДЕСЬ УРОКУ И КОНЕЦ.

ВСТАЛИ. ДРУЖНО НА ПРОЩАНЬЕ ГОСТЯМ СКАЖЕМ:

– ДО СВИДАНЬЯ!!!

infourok.ru

Звуки и буквы. Русский язык. 2 класс. Разработка урока

УМК «Русский язык. 2 класс» Т. Г. Рамзаевой.

Цели:

  • уточнение представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков; развитие умения наблюдать за произношением слов и проводить их звуковой анализ
  • систематизировать имеющиеся у детей знания о звуках и буквах;
  • учить определять звуки, находить и различать их;
  • развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу,
  • развивать орфографическую зоркость;
  • обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями;

Задачи урока:

  • Образовательная: закрепить умение определять звуки и буквы.
  • Развивающая: развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности; развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащегося.
  • Воспитательная: прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка ; культуры общения, чувства взаимовыручки; воспитывать прилежание, активность; воспитывать организованность, усидчивость, ответственность.

Технологии:

  • проблемно-ориентированного обучения;
  • информационно-коммуникативные;
  • технология сотрудничества.

Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, метод проблемного обучения, дедуктивный, наглядный, словесный, поощрение.

Средства обучения:

  • Презентация  Power Point “Части речи”.
  • Компьютер, проектор.
  • Музыкальное сопровождение к физкультминутке.
  • Карточки для индивидуальной работы, листы с текстами для работы учащихся.
  • Толковый словарь
  • Цветные карандаши.
  • Учебник русского языка (Т.Г.Рамзаева) 2 класс, I часть.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода, пыхтит чайник на плите, гремят посудой.

Выходим из дома– и опять нас окружают звуки. Но вот за спиной голос прохожего: «Вы не знаете, который час?». Вы посмотрели и ответили. Каким образом из потока уличных звуков ( шуршания шин, скрип снега, шум дождя) вы уловите те, которые передали вам информацию? Чем отличаются звуки речи от других звуков?

В языке все имеет звуковое выражение. Сами по себе звуки будто бы ничего не обозначают: произнесите звуки [о], [д], [м]– никто ничего не поймет. Но если вы произнесете те же звуки в другом порядке, сразу станет ясно, о чем идет речь ( дом).

С незапамятных времен на протяжении многих тысячелетий звуки речи, складывались в определенном порядке, становились словами, которые имели значение и смысл. Теперь каждый звук в слове занимает свое место. Если заменишь один– меняется смысл целого слова: кот– ток, сила– лиса, аист– лист и т.д.

Звуковую сторону речи изучает фонетика. Само название образовалось от греческого слова phone, сто значит «звук». Фонетика нужна врачам, логопедам, учителям и, конечно, детям. Не случайно обучение в школе начинается с букв и звуков. Вот и вспомните все, что мы говорили о звуках в первом классе.

II. Чистописание

– Сегодня на уроке мы будем работать над буквами п и т.

– На что похожи печатные буквы п и т?

– Вот что себе представляют авторы веселых стихов.

Буква П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.
(А. Шибаев).

На хоккее, на футболе
Буква П– ворота в поле.
(В. Степанов).

Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.
(Е. Тарлаплан).

При написании этих букв следует обратить внимание на параллельность одинаково направленных штрихов, равное расстояние между ними.

– Спишите с доски:

пт пт пт

– Спишите следующие буквосочетания:

Пт пе ти ть

– Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте быстро скороговорку, Спишите.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа, тупа, тупа .

III. Словарно-орфографическая работа

– Отгадайте загадку:

За деревьями, кустами
Промелькнуло, будто пламя.
Промелькнуло, пробежало –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лисица)

– Что вы знаете об этом животном? (Лисица– хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.)

Учащиеся записывают словарное слово в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают безударную гласную.

Учащиеся придумывают предложение с новым словарным словом .Учитель выслушивает предложение учеников, отмечает самые удачные. Одно предложение по мнению учителя ученики с комментированием записывают в тетрадь.

– Поставьте в словах предложения ударение.

IV. Работа по теме урока

1. Картинный диктант

Учитель показывает картинку, ученики записывают существительное в тетрадь.

Лес, птица, ручей, капуста, ежик, орех, юла.

– Подчеркните гласные буквы. Какие буквы они обозначают? Почему они так называются? ( Гласные не встречают на пути ни каких преград.)

– Какие слова нельзя разделить для переноса? Почему?

– В каких словах звуков больше, чем букв.

– Сколько в русском языке гласных букв и гласных звуков?

2. Запись под диктовку

Лева, юра и Сима играли. У Левы мяч. У Юры шар. У Симы кукла.

 – Подчеркните в предложениях буквы, которые обозначают согласные звуки.

– Какие звуки называются со гласными? (Если при произношении звука воздуху приходится преодолевать преграды, которые устраивают губы, зубы, а иногда и нос

То это согласные звуки.)

3. Игра « Подбери словечко»

– Подбери согласные так, чтобы получились новые слова.

..ом, …ом, …ом, пру…, пру…, лу…, лу… .

– Подбери гласные так, чтобы получились разные слова.

Д..м, д…м, д..м, с..к, с..к, ст..л, ст..л, р..ка, р..ка, в..л, в..л.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Учащиеся самостоятельно выполняют упр.9,10.

Во избежание ошибок в упр.9 необходимо вспомнить с учащимися орфограмму « Заглавная буква в именах собственных». Проверку упражнения можно закончить стихотворением «Звуки речи» (отрывок).

Мы – не буквы, мы – звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы – не буквы, мы – звуки речи,
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достигнет,
Кому чередованье их подвластно.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос чувствует, голос зовет
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

– Подберите слова, которые начинаются с гласной буквы.      

Некоторые слова после проговаривания учащиеся записывают. Гласные буквы подчеркивают.

– Подберите слова, которые начинаются с согласной буквы.

Учащиеся записывают с проговариванием несколько слов.

– Подберите слова, которые нужно написать две гласные буквы.

– Сколько слогов в этих словах? Почему?

VII. Звуковой анализ слова

– Отгадайте загадки. В отгадках назовите по порядку каждый звук. Определите гласный он или согласный. Отгадки запишите,

У кого усатая
Морда полосатая?
Спинка, словно мостик?
За мосточком – хвостик (кот)

Приходит по луже,
Уходит по стуже. (Осень)

Лед на речке – мы бежим. (Коньки)

На доске записан текст.

– Найдите в тексте слова, В котором букв больше, чем звуков. Выпишите их.

ЗИМОЙ.

Ребята идут в лес. Они несут корм для птиц. В лесу тихо. У дуба старый пень. Он весь в снегу. Пушистый зверь прыгнул на ель.

VIII. Итог урока

– Давайте подведем итог сегодняшнего урока.

– Чем отличаются буквы от звуков?

– Какие бывают звуки?

– Чем они отличаются? (Произношением, гласный звук образует слог.)

Домашнее задание: упр. 11

rosuchebnik.ru

Презентация по русскому языку 2 класс «Звуки и Буквы»

Открытый урок пр русскому языку

Тема:Как различить звуки и буквы.

МОУ СОШ №12

г.Подольск

2а класс

Учитель:Дурнева С.П.

Звуки и буквы

Как различить звуки и буквы?

Содержание

  • Понятие «звук».
  • Понятие «буква».
  • Гласные звуки.
  • Гласные буквы.
  • Согласные звуки и буквы.

Как различить звуки и буквы?

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно.

Звук

Чёрные, кривые,

От рождения немые.

Станут в ряд –

Враз заговорят.

Буквы

Понятие «звук»

ЗВУКОВ — 42

Понятие «буква»

БУКВ — 33

Алфавит

Гласные буквы

Гласных букв – 10

А О У Э И Ы

Я Ю Е Ё

[ й а ] [ й у ] [ й э ] [ й о ]

Согласные буквы

Согласных букв-21

Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ

Буквы Ь и Ъ

не обозначают звуков

ЗВУКИ бывают:

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

мы произносим голосом,

их можно петь и тянуть, при их произношении

нет преграды

Гласные звуки

Гласных звуков – 6

[ а ] [ о ] [ у ] [ э ] [ и ] [ ы ]

МА НО ТИ КУ СЫ

СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ

СТОЛЬКО И СЛОГОВ

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

мы произносим при помощи

губ, языка, зубов, нёба,

при их произношении

есть преграда

Согласные звуки и буквы

ПАРНЫЕ

Б В Г Д Ж З — ЗВОНКИЕ

П Ф К Т Ш С — ГЛУХИЕ

НЕПАРНЫЕ

ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕ

М Н Р Л Й Х Ц Ч Щ

Согласные звуки и буквы

всегда мягкие

[ й ] [ ч ] [ щ ]

всегда твёрдые

[ ш ] [ ж ] [ ц ]

ПРАВИЛО

  • Звуки мы слышим и произносим.
  • Буквы мы видим, пишем, читаем.
  • Звуки бывают гласные и согласные

Октябрь -десятый месяц года,

второй месяц осени.

Октябрь — мОкрО, хОлОднО, Осень.

Самостоятельная работа

Осень, октябрь, елка

Найдите слова, отличающеся одним звуком друг от друга.

  • ДЫМ
  • МАСКА
  • КРЫША
  • КРЫСА
  • КАСКА
  • ДОМ

Запишите пары

Дым-дом, [ы] — [о].

М аска – к аска, [м] — [к].

Кры ш а – кры с а, [ш] — [с].

Кувыркология

Коля,кол,коллеги,кувырок,Оля,гол, лог,ров………..

Итог урока

  • Звуки мы…
  • Буквы мы…
  • Звуки бывают…

1

2

Домашнее задание

Уч.стр.79 №119 правило

Т.стр. 33

Спасибо за урок

До новых встреч

kopilkaurokov.ru

Презентация «Звуки речи и буквы» (2 класс, УМК «Начальная школа 21 века»)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

о

и

а

о

о

й

д_ св_дания, сп_сиб_, п_жалу_ста, ф_мили_, адр_с, М_сква, Р_с_ия, с_бака, р_бята, м_дведь, кла_ , д_ревня, гор__, уч_ник, учит_ль, к_ртина, к_рова, р_сун_к

о

с

о

я

а

е

е

сс

о

е

е

од

е

е

о

а

о

и

УРОК № 1

Тема урока:

«Звуки речи и буквы»

Автор презентации: Субаева Е.В.,

учитель начальных классов

КАКИЕ ЗВУКИ РЕЧИ ТЫ ЗНАЕШЬ?

ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ?

ЗВУКИ РЕЧИ

ГЛАСНЫЕ

?

?

При произношении гласных воздух проходит легко и свободно, не встречая на пути никаких преград –ни губы, ни зубы, ни язык не мешают воздуху выходить изо рта.

безударные

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

ГЛУХИЕ

?

МЯГКИЕ

?

?

ПАРНЫЕ

ПАРНЫЕ

НЕПАРНЫЕ

?

?

ПАРНЫЕ

?

При произнесении выдыхаемый воздух на своём пути встречает преграду, которую могут создавать губы, зубы или язык.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

1 ГРУППА

[б], [б’], [п], [п’], [в], [в’], [ф], [ф’], [г], [г’] и т.д.

2 ГРУППА

[а], [о], [у], [ы], [и], [э]

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Как называются знаки, которыми на письме обозначают звуки речи?

БУКВЫ

Назовите буквы алфавита.

ФОНЕТИКА

  • наука, изучающая звуки речи, слоги и ударение

( Фон – значит «звук»)

ГРАФИКА

  • это обозначение звуков речи на письме

( Графо – значит «пишу»)

УПРАЖНЕНИЕ 1, 2

(устно)

УПРАЖНЕНИЕ 3

(письменно)

жар – шар,

лапу – лампу,

УПРАЖНЕНИЕ 4

(письменно)

кепки – щепки,

сушки – ушки,

чарки – чайки,

чаше — чаще

ЗАПОМНИ!

Одно и то же слово можно записать буквами, а можно с помощью транскрипции – так, как слово произносится. Значок транскрипции

[ ]

ПРИМЕР:

парад — [п а р а т]

ЗАПОМНИ!

Не путай звуки и буквы.

ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ШЕСТЬ :

[а], [о], [у], [ы], [и], [э]

БУКВ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ДЕСЯТЬ :

а, я, о, ё, у, ю, э, е, ы, и

Задание на дом

Выучить наизусть (с. 8, 10)

упр. 1 на стр. 8

упр. 4 на стр. 10

Оцени свою работу!

1.

Старался , у меня всё получилось!

Старался,

но были ошибки.

2.

У меня

не получилось,

но я буду стараться!

3.

СПАСИБО

ЗА

РАБОТУ!

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *