Природный газ урок 10 класс – План-конспект урока по химии (10 класс) на тему: Разработка урока по теме «Природные и попутные нефтяные газы, их состав и использование в народном хозяйстве»
План-конспект урока по химии (10 класс) на тему: Разработка урока по теме «Природные и попутные нефтяные газы, их состав и использование в народном хозяйстве»
МБОУ «Манычская средняя общеобразовательная школа»
Яшалтинского района
Тема урока: «Природные и попутные нефтяные газы, их состав и использование в народном хозяйстве»
Учитель химии, биологии
МБОУ «Манычская СОШ»
Яшалтинского района
Республики Калмыкия
Литвинова Светлана Александровна
Тема урока: «Природные и попутные нефтяные газы, их состав и использование в народном хозяйстве»
Цели урока:
1. Дать учащимся понятие о природных источниках углеводородов. Познакомить с составом и способами переработки природного и попутного нефтяного газов как источников топлива и сырья для получения многих органических веществ.
2. Уметь составлять уравнения химических реакций, отражающие превращения углеводородов. Знать основные месторождения природного и попутного газов, их области применения.
3. Воспитывать у учащихся чувство гордости за Республику Калмыкия, располагающую значительными природными ресурсами, имеющими большое народно-хозяйственное значение не только для развития Республики, но и для развития страны.
Задачи:
-образовательные: рассмотреть основные природные источники углеводородов, примеры их использования в качестве топлива и сырья для получения продукции современной промышленности органического синтеза; повторить, закрепить и обобщить полученные ранее знания о свойствах и применении важнейших углеводородов;
-развивающие: развивать познавательный интерес, совершенствовать умения сравнивать и анализировать, обобщать и делать выводы обучать самостоятельному поиску необходимой информации; развивать монологическую речь учащихся;
-воспитательные: формировать интерес к предмету и ценностное отношение к знаниям; воспитывать культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения вопросов.
Оборудование: компьютер, таблицы-слайды и раздаточный материал на столах учащихся: Топливно-энергетический комплекс (газовая промышленность, нефтяная промышленность), коллекции природных источников углеводородов и продуктов их переработки (на столах учащихся), географическая карта Полезные ископаемые, карта Топливная промышленность СССР, карта Республики Калмыкия (стенд), карта Калмыкии: Полезные ископаемые (раздаточный материал на столах учащихся), раздаточные жетоны учащимся за правильные ответы.
Формы реализации темы: мини-лекция, беседа, сообщения учащихся, самостоятельная работа: решение задач, химическая эстафета; работа с картой, с коллекциями, с учебником, с дополнительными источниками литературы.
Ход урока
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
План урока (слайд №1)
2.1. Дать понятие об источниках углеводородов:
а) природные и попутные нефтяные газы;
б) нефть;
в) каменный уголь.
2.2. Состав природного и попутного нефтяного газов (в сравнении).
2.3. Природный газ его использование
2.4. Попутный нефтяной газ и его использование.
2.5. Вывод-схема об использовании природного и попутного нефтяных газов в качестве химического сырья.
2.6.Природные источники углеводородов Калмыкии. Месторождения газов, их применение и использование.
2.7. Экологические проблемы, связанные с газовой и нефтеперерабатывающей промышленностью.
Учитель. Вступительное слово. Разработка месторождений углеводородного сырья ставит перед обществом множество проблем. Это в первую очередь социальные проблемы, связанные с освоением труднодоступных районов, где отсутствует социальная инфраструктура. Суровые условия требуют разработки новых технологий добычи и транспортировки сырья. Экспорт сырых нефтепродуктов, не в полной мере развитая промышленная база для их переработки, недостаток их на внутрироссийском рынке – это проблемы экономические и политические. Природа реагирует на деятельность человека, возникают экологические проблемы: загрязнение почвы, воды, воздуха, разрушение биогеоценозов, в том числе таких хрупких, как тундра. Человеческое общество вынуждено искать способы решения всех этих проблем. И сегодняшний урок позволит нам окунуться в эту тему, так как в наше динамичное время, человек не может использовать одни и те же способы решения проблем и сегодня, и завтра. И вам, будущим выпускникам придется отвечать на вопросы не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, принимать решения, делать выводы, отвечать за результаты своей деятельности.
2.1. Ученик. Природные газы – смеси газообразных углеводородов различного строения, заполняющие поры и пустоты горных пород, рассеянные в почвах, растворенные в нефти и пластовых водах. Попутные нефтяные газы – смеси углеводородов, сопутствующие нефти и выделяющиеся при ее добыче на газонефтяных месторождениях. Эти газы растворены в нефти и выделяются из нее вследствие снижения давления при подъеме нефти на поверхность Земли. Состав природных нефтяных газов разных месторождений различен. Основные месторождения природных газов расположены в Северной и Западной Сибири, Волго-Уральском бассейне, на Северном Кавказе, в Астраханской области, Баренцевом море (Приложения 1, 2).
Ученик. Черная нефть струится,
Плещет тайги прибой,
И ощущают ноздри
Запах ее огневой.
Нефть – это ярость света,
Ветра напор у виска.
Нефть – голубая ракета,
Рвущаяся в облака.
Нефть – богатство мира. Она играет огромную роль, как в политике государств, так и в их экономике. Сегодня нефть – основной источник энергии. Жидкое топливо наиболее удобно: оно высококалорийно, легко транспортируется, содержит мало примесей. Нефть – сложная смесь углеводородов различной молекулярной массы. Содержание парафинов, циклопарафинов и аренов в нефти разных месторождений различно. Всего нефть содержит более 100 различных соединений. Основные месторождения нефти расположены в Западной Сибири (здесь добывают 50% всей нефти) (карта), Республике Коми, Башкортостане, Самарской и Саратовской областях, на Северном Кавказе (Приложения 1.1, 2)
Ученик. Каменный уголь – сложная смесь высокомолекулярных соединений, в состав которых входят углерод, водород, азот, кислород, сера. Основные каменноугольные бассейны: Подмосковный, Южно-Якутский, Кузбасс, Донбасс, Печорский, Тунгусский, Ленский (карта России). При коксовании угля протекают физико-химические процессы, сопровождающиеся поглощением энергии. При этом происходит разложение высокомолекулярных соединений с образованием летучих веществ и твердого остатка кокса (Приложение 2)
2.2 Состав природных и попутных газов с использованием географической карты и демонстрацией слайда №2.
Природный газ (содержит по объему) | Попутный нефтяной газ (Грозненское месторождение) |
СН4 – 80-97 % | СН4 – 30 % |
С2Н6 – 0,4 – 4 % | С2Н6 – 7,5 % |
С3Н8 – 0,2-1,5 % | С3Н8 – 21,5 % |
С4Н10 – 0,1-1 % | С4Н10 – 20,4 % |
С5Н12 – 0-1 % | С5Н12 и выше – 19,8 % |
N2 – 2-13 % | N2, СО2, инертных газов — нет |
Вопрос классу: сравните природные и попутные газы по составу. Ответ: (попутные газы более разнообразны по составу, чем природные, поэтому их выгоднее использовать как химическое сырье).
2.3 Природный газ и его использование
Сообщение учащегося. В качестве горючего природный газ имеет больше преимущества перед твердым и жидким топливом. Теплота сгорания его значительно выше, при сжигании он не оставляет золы, продукты сгорания значительно более чистые в экологическом отношении.
Природный газ широко используется в тепловых электростанциях, в заводских котельных установках, различных промышленных печах: доменных, мартеновских и т. д. Сжигание природного газа в доменных печах позволяет сократить расход кокса, снизить содержание серы в чугуне и значительно повысить производительность печи. Большое значение приобрело использование природного газа в домашнем хозяйстве. В настоящее время природный газ применяется и в автотранспорте (в баллонах под высоким давлением), что позволяет экономить бензин, снижать износ двигателя и благодаря более полному сгоранию топлива сохранять чистоту воздушного бассейна.
Учитель. Около 90% природных газов используют как топливо и лишь 19% — в качестве важного источника сырья для химической промышленности, и роль его в этом отношении будет возрастать.
Что же получают из метана? Самостоятельная работа: заполнить схему. Самопроверку осуществить по образцу — (демонстрация слайда№3)
НСl СН4 C2Н2(ацетилен)
Н2 Сажа
Хлорпроизводные Синтез-газ
Н2S
S получают Н2SO4
Если в газе не менее 3% этана, то его используют для получения этилена. В России действует этанопровод Оренбург – Казань, в Казани из этана получают этилен для органического синтеза (Приложение 1).
2.4 Сообщение учащегося. Попутный нефтяной газ и его использование (слайд №4)
Состав Свойства Месторождения
Метан – 40% Очень разнообразны, Сопутствует нефти. Объем
Этан – 20% в основном газа (м3), приходящего на
Пропан – 18% свойства низших 1 т нефти, зависит от усло-
Бутан – 0,2% углеводородов вий формирования и зале-
Более тяжелые Способ гания нефтяных месторож
у/в – 4.7% переработки дений и может изменять-
углекислый газ Перегонка ся от 1-2 до нескольких
сероводород тыс. м3 на 1 т нефти
азот
Газ более широко используют как ценное химическое сырье, т.к. в нем содержатся значительные количества углеводородов ряда метана: этана, пропана, бутана, пентана. Поэтому путем химической переработки попутного газа можно получить больше веществ, чем из природного газа. Чтобы использование попутного газа было рациональным, его разделяют на смеси более узкого состава.
Сообщение учащегося. Продукты переработки попутного газа, их применение
Сухой газ: топливо.
Пропан — бутановая смесь: топливо, распылитель аэрозолей,
Сырье для органического синтеза.
Газовый бензин: добавка к моторному топливу для улучшения его качества.
Применение попутных газов: из попутного газа извлекают для химической переработки и индивидуальные углеводороды: этан, пропан, н-бутан и др. Из них получают непредельные углеводороды реакцией дегидрирования (алкены, ацетилен, бутадиен, бензол, углеводороды разветвленного строения).
2.5 Учитель. Вывод-схема об использовании природного и попутного нефтяных газов в качестве химического сырья (демонстрация слайда №5)
Природные источники | Углеводороды | Продукты переработки углеводородов |
Природный газ | Ацетилен | Растворители Синтетический каучук |
Пластмассы | ||
Водород NН3 | Соли аммония | |
НNO3 | ||
Мочевина | ||
Сероводород | Сера Серная кислота | |
Синтез-газ | Кислородсодержащие органические вещества | |
Попутные газы (с С1-С4) | Этилен | Растворители |
Пластмассы | ||
Этиловый спирт | ||
Пропилен | Пластмассы | |
Бутены | Синтетический каучук | |
Бутадиен | Растворители |
- Физминутка. Упражнения для глаз и опорно-двигательного аппарата.
- Закрепление материала по данному вопросу
Вопросы классу:
1. Какие вещества можно получить из углеводородов, содержащихся в природных и попутных газах? Ответ: (алкены, ацетилен, бутадиен, бензол и др.)
2. Какие химические свойства проявляют эти газы? Ответ: (природный газ – это в основном метан, значит — свойства алканов. Попутный газ – смесь более сложного состава, свойства более разнообразны.)
3. Составьте соответствующие уравнения реакций (Химическая эстафета — запись уравнений реакций учащимися на доске, в тетрадях):
CН4 + О2 = СО2 + 2Н2О + 890 кДж
СН4 = С + 2Н2 (t > 1000C)
2CН4 = С2Н2 + 3Н2 (t > 1500C)
СН4 + О2 = СН2О + Н2О (500С, катализатор)
2СН4 + 3О2 = НСООН + 2Н2О (катализатор)
С2Н6 = С2Н4 + Н2 (550С, катализатор)
С3Н8 = СН3 – СН=СН2 + Н2 (t, катализатор)
С4Н10 = СН2=СН – СН=СН2 + Н2 (t, катализатор)
С4Н10 + 5О2 = 4СН3СООН + 2Н2О (p, катализатор)
3С2Н2 = С6Н6 (С, 450-500С)
4. В чем преимущества природных газов как топлива? Ответ: (Высокая теплотворная способность: при сжигании 1м3 природного газа выделяется до 54400 кДж, дешевизна, экологически более чистое топливо, чем уголь, легкая транспортировка по газопроводам).
5. Решение задач (по вариантам). Кто быстрее?
Вариант 1. Массовая доля углерода 92,3%, водорода – 7,7%, относительная плотность по водороду 39. (С6Н6).
Вариант 2. Массовая доля углерода 85,7%, водорода – 14,3%, относительная плотность по водороду 43. (С6Н12)
2.6.Учитель. Основные месторождения природных газов расположены в Северной и Западной Сибири, в Волго-Уральском бассейне, на Северном Кавказе (Ставрополь), в Республике Коми, Астраханской области, Баренцевом море (Приложения 1, 2). А что мы можем сказать о нашей Республике, о ее топливно-энергетическом комплексе?
Сообщение учащегося. Историческая справка о полезных ископаемых Калмыкии, природных источниках углеводородов (Приложения 2,5,6).
В советское время началось планомерное изучение недр Калмыкии. В результате всесторонних геологических изысканий обнаружены месторождения различных полезных ископаемых, имеющих важное значение для развития хозяйства. От Донецкого кряжа на юго-востоке до полуострова Мангышлак протягивается подземный горный хребет, названный «Валом Карпинского», по имени отца русской геологии академика А.П. Карпинского, который на основании только теоретических расчетов высказал предположение о существовании подземного хребта под толщами осадочных пород на территории Калмыкии. Этот подземный хребет является месторождением таких важных ископаемых, как нефть и газ. А академик И.М. Губкин в предисловии к книге Н.Ю. Успенской «Проблема нефтеносности Калмыцко- Сальских и Нижне-Волжских степей» указывал на то, что главнейшие структурные черты этих степей отвечают основным требованиям, необходимым для образования нефтяных залежей. Запасы нефти и природного газа огромны.
Сообщение учащегося. Природные источники углеводородов Калмыкии, их использование. По предварительным данным запасы нефти на территории Калмыкии составляют около 500 млн. тонн, а запасы природного газа – 480 млрд. м3. Основные месторождения: Каспийское, Олейниковское, Цубукское, Ермолинское, Ики-Бурульское, Тенгутинское, Бугринское и др. В настоящее время на территории Калмыкии открыто более 30 месторождений нефти и газа, которые обнаружены в основном в юго-восточной части Калмыкии, на участке между Элистой и Астраханью. На западе республики имеются два небольших месторождения газа – Ивановское и Радыковское: запасы газа в них незначительны. Эти газы имеют местное значение и использовались для газификации Городовиковского района и нашего Яшалтинского района. Для столицы Элисты имеет большое значение Ики-Бурульское месторождение. На промышленных предприятиях и в квартирах города давно используется «голубое топливо» — газ. Добываемая в республике нефть высокого качества: легкая и средняя по удельному весу, малосернистая, а газ не содержит сероводорода. В природном газе содержится редкий и очень ценный газ – гелий. Некоторые месторождения природного газа содержат «Белую» нефть или конденсат. Конденсат напоминает собой бензин. Путем несложной операции конденсат можно превратить в автобензин. Газоконденсаты могут стать высококачественным сырьем для получения бензола, капрона, пластмасс. На базе месторождений действуют нефтегазодобывающие промыслы, снабжающие топливом не только Элисту и Астрахань, но и ряд районных центров. Нефть по небольшому проводу подается на железнодорожную станцию Зензели, откуда транспортируется на нефтеперерабатывающие заводы в г. Грозный (Приложения 2,5,6, приложение 3 (на столах учащихся).
2.7. Экологические проблемы, связанные с нефтеперерабатывающим производством
Сообщение учащегося. Вопросы поиска перспективного топлива чрезвычайно остро стоят перед современным обществом. В связи с истощением мировых запасов полезных ископаемых и постоянным усложнением процессов их добычи проблема замены углеводородного сырья на другие материалы, становится все более острой. Кроме того, парниковый эффект, вызываемый сжиганием углеводородов, существенно влияет на климат. Антидетонирующие добавки к бензину улучшают его сгорание, но наносят ощутимый вред окружающей среде. Вредные вещества накапливаются в растениях и почве, передаются по пищевым цепям животным и человеку, вызывая рост числа заболеваний. Известно, угарный газ обладает крайне опасным для человека свойством: он способен специфически связываться с железосодержащим белком гемоглобином – переносчиком кислорода в крови. Недостаточное снабжение тканей кислородом приводит к головной боли, снижению эффективности умственной деятельности, отравлению.
Учитель. Сформулируем выводы о важнейших аспектах охраны окружающей среды.
*Необходимо удалять из нефтепродуктов серу и азот, чтобы при сжигании топлива в атмосферу не попадали их оксиды.
*Нефть и природный газ – незаменимое сырье для органического синтеза, поэтому «сжигать их – все равно, что топить печь ассигнациями», по меткому выражению Д.И. Менделеева. Во всем мире ведется поиск альтернативных источников энергии (экологически чистого топлива) для двигателей внутреннего сгорания.
*Водородная энергетика гораздо более перспективна по сравнению с энергетическими системами, использующими углеводороды, с точки зрения охраны биосферы и количества выделяемой энергии.
5. Подведение итогов урока.
а) учитель. Природный и попутный нефтяной газы являются первым звеном в генетической цепи превращений в продукты органического и неорганического синтеза.
б) Выставление оценок за урок наиболее активным учащимся.
6. Задание на дом:
а) гл. 5, п. 16, стр.68-69, стр.78-79;
б) вопросы и упражнения с 1- 4 на стр. 78
в) записи в тетради, уравнения реакций по схемам по ходу урока;
г) задача 1, стр.79,
д)подготовить отдельным учащимся сообщения о развитии нефтеперерабатывающей промышленности.
7. Рефлексия.
В завершении урока учитель предлагает учащимся написать синквейн (нерифмованное стихотворение, включающее 5 строчек).
В 1-й строчке называется тема (одно существительное).
Во 2-й строчке – описание темы (два прилагательных).
В 3-й строчке – описание действия (три глагола).
В 4-й строчке – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме.
В 5-й строчке – синоним к названию темы (желательно с выходом на философский уровень).
В конце урока учитель предлагает учащимся список литературы для дополнительного чтения.
Литература:
1. Научно-методический журнал «Химия в школе» №7 2002, №6, 10 2008, №5 2012
2. Химия. 10 класс: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2011.
3. С.Б. Бадмаев Д.А. Березовская. География Калмыцкой АССР. Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы. Элиста: «Калмыцкое книжное издательство», 1986.
4. Г.Н. Насунов. Природа и экономика Калмыцкой АССР в преподавании географии. Элиста: «Калмыцкое книжное издательство», 1968.
5. С.В. Манджиев, Н.В. Клюкин. Калмыцкая АССР. Экономико-географический очерк. Элиста: «Калмыцкое книжное издательство», 1979.
nsportal.ru
Урок химии в 10 классе «Природные источники углеводородов»
Урок по теме «Природные источники углеводородов»
Цели урока.
На основе межпредметных связей химии, географии, экологии познакомить обучающихся с такими важными источниками углеводородов, как природный газ, нефть, с их составом и способами переработки;
Изучить основные месторождения этих минеральных ресурсов в мировом масштабе и в России;
Показать значения их в народном хозяйстве;
Рассмотреть проблемы защиты окружающей среды.
Оборудование. Коллекции “Нефть и главнейшие продукты её переработки”, “Полезные ископаемые”, сырая нефть, стакан с водой, горелка, политическая карта мира, компьютер, проектор, фрагменты видеофильмов “Почему человек разрушает природу”, “Образцы продуктов нефтепереработки”,
Ход урока.
Углеводороды все такие разные-
Жидкие и твёрдые, и газообразные.
Почему так много их в природе?
Действительно, этот элемент, как никакой другой, “ненасытен”: он так и стремится образовывать то цепи, прямые и разветвлённые, то кольца, то сетки из множества своих атомов. Отсюда множество соединений из атомов углерода и водорода.
Углеводороды – это и природный газ – метан, и другой бытовой горючий газ, которым наполняют баллоны – пропан С3Н8. Углеводороды – это и нефть, и бензин, и керосин. А ещё – органический растворитель С6Н6, парафин, из которого сделаны новогодние свечи, вазелин из аптеки и даже полиэтиленовый пакет для упаковки продуктов…
Важнейшими природными источниками углеводородов являются полезные ископаемые – каменный уголь, нефть, газ.
Нефть известна человечеству с древних времён. На берегу Евфрата она добывалась
6-7 тыс. лет до н. э. Использовалась она для освещения жилищ, для приготовления строительных растворов, в качестве лекарств и мазей, при бальзамировании. Нефть в древнем мире была грозным оружием: огненные реки лились на головы штурмующих крепостные стены, горящие стрелы, смоченные в нефти, летели в осаждённые города. Нефть являлась составной частью зажигательного средства, вошедшего в историю под названием “греческого огня”. В средние века она использовалась главным образом для освещения улиц.
Нефтегазоносных бассейнов разведано больше 600, разрабатывается 450, а общее число нефтяных месторождений достигает 50 тысяч
Различают легкую и тяжелую нефть. Легкую нефть извлекают из недр насосами или фонтанным способом. Из такой нефти делают в основном бензин и керосин. Тяжелые сорта нефти иногда добывают даже шахтным способом (в Республике Коми), и готовят из нее битум, мазут, различные масла.
Нефть наиболее универсальное топливо, высококалорийное. Её добыча отличается относительной простотой и дешевизной, ведь при добыче нефти нет необходимости опускать под землю людей. Транспортировка нефти по трубопроводам не представляет большой проблемы. Главный недостаток этого вида топлива – невысокая ресурсообеспеченность (около 50 лет
В этом, 2007 году российские учёные доказали мировому сообществу, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые находятся в Северном Ледовитом океане являются шельфовой зоной материка, а следовательно принадлежат Российской Федерации. О составе нефти, её свойствах расскажет учитель химии.
Нефть – это “сгусток энергии”. С помощью лишь 1мл. её можно нагреть на один градус целое ведро воды, а для того чтобы вскипятить ведёрный самовар, нужно менее половины стакана нефти. По концентрации энергии в единице объёма нефть занимает первое место среди природных веществ. Даже радиоактивные руды не могут конкурировать с ней в этом отношении, так как содержание в них радиоактивных веществ настолько малы, что для извлечения 1мг. ядерного топлива надо переработать тонны горных пород.
Нефть – это не только основа топливно-энергетического комплекса любого государства.
Здесь к месту знаменитые слова Д. И. Менделеева “сжигать нефть – это то же, что топить печь ассигнациями”. В каждой капле нефти содержится более 900 различных химических соединений, более половины химических элементов Периодической системы. Это действительно чудо природы, основа нефтехимической промышленности. Примерно 90% всей добываемой нефти используется в качестве топлива. Несмотря на “свои 10%”, нефтехимический синтез обеспечивает получение многих тысяч органических соединений, которые удовлетворяют насущные потребности современного общества. Недаром люди уважительно называют нефть “чёрным золотом”, “кровью Земли”.
Нефть – маслянистая темно-коричневая жидкость с красноватым или зеленоватым оттенком, иногда чёрная, красная, синяя или светлая и даже прозрачная с характерным резким запахом. Бывает нефть белая или бесцветная, как вода (например, в Суруханском месторождении в Азербайджане, в некоторых месторождениях в Алжире).
Состав нефти неодинаков. Но все они обычно содержат углеводороды трёх видов – алканы (преимущественно нормального строения), циклоалканы и ароматические углеводороды. Соотношение этих углеводородов в нефти различных месторождений бывает разное: например, нефть Мангышлака богата алканами, а нефть в районе Баку – циклоалканами.
Основные запасы нефти находятся в северном полушарии. Всего 75 стран мира добывают нефть, но 90% её добычи приходится на долю всего 10 стран. Около ? мировых запасов нефти приходится на развивающиеся страны. (Учитель называет и показывает на карте).
Саудовская Аравия, США, Россия, Иран, Мексика.
В то же время больше 4/5 потребления нефти приходится на долю экономически развитых стран, которые являются главными страны-импортеры:
Япония, Зарубежная Европа, США.
Нефть в сыром виде нигде не используется, а находят применение продукты нефтепереработки.
Современная установка состоит из печи для нагревания нефти и ректификационной колонны, где нефть разделяется на фракции – отдельные смеси углеводородов в соответствии с их температурами кипения: бензин, лигроин, керосин. В печи имеется свернутая в змеевик длинная труба. Печь обогревается продуктами сгорания мазута или газа. В змеевик непрерывно подается нефть: там она нагревается до 320 — 350 0С и в виде смеси жидкости и паров поступает в ректификационную колонну. Ректификационная колонна – это стальной цилиндрический аппарат высотой около 40 м. Она имеет внутри несколько десятков горизонтальных перегородок с отверстиями – так называемые тарелками. Пары нефти, поступая в колонну, поднимаются вверх и проходят через отверстия в тарелках. Постепенно охлаждаясь при своем движении вверх, они частично сжижаются. Углеводороды менее летучие сжижаются уже на первых тарелках, образуя газойлевую
После отгонки из нефти светлых продуктов остаётся вязкая чёрная жидкость – мазут. Он представляет собой ценную смесь углеводородов. Из мазута путём дополнительной перегонки получают смазочные масла. Неперегоняющуюся часть мазута называют гудроном, который используется в строительстве и при асфальтировании дорог.(Демонстрация фрагмента видеофильма). Наиболее ценной фракцией прямой перегонки нефти является бензин. Однако выход этой фракции не превышает 17-20% от массы сырой нефти. Возникает проблема: как удовлетворить все возрастающие потребности общества в автомобильном и авиационном топливе? Решение было найдено в конце 19 века русским инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым. В 1891 году он впервые осуществил промышленный крекинг керосиновой фракции нефти, что позволило увеличить выход бензина до 65-70% (в расчёте на сырую нефть). Только за разработку процесса термического крекинга нефтепродуктов благодарное человечество золотыми буквами вписало имя этого уникального человека в историю цивилизации.
Полученные в результате ректификации нефти продукты подвергают химической переработке, включающей ряд сложных процессов, Один из них – крекинг нефтепродуктов (от английского “Сracking”-расщепление). Различают несколько видов крекинга: термический, каталитический, крекинг высокого давления, восстановительный. Термический крекинг заключается в расщеплении молекул углеводородов с длинной цепью на более короткие под действием высокой температуры (470-550
В настоящее время наиболее распространён каталитический крекинг. Он проводится при температуре 450-500 0С, но с большей скоростью и позволяет получать бензин более высокого качества. В условиях каталитического крекинга наряду с реакциями расщепления идут реакции изомеризации, то есть превращения углеводородов нормального строения в углеводороды разветвлённые, например:
Изомеризация влияет на качество бензина, так как наличие разветвленных углеводородов сильно повышает его октановое число. Крекинг относят к так называемым вторичным процессам нефтепереработки. К вторичным относят и ряд других каталитических процессов, например риформинг. Риформинг – это ароматизация бензинов, путём нагревания их в присутствии катализатора, например, платины. В этих условиях алканы и циклоалканы превращаются в ароматические углеводороды, в следствии чего октановое число бензинов также существенно повышается.
Для нефтехимического производства особенно актуальна проблема окружающей среды. Добыча нефти связана с затратами энергии и загрязнением окружающей среды. Опасным источником загрязнения Мирового океана является морская нефтедобыча,также Мировой океан загрязняется при транспортировке нефти. Каждый из нас видел по телевизору последствия аварий нефтеналивного танкера. Чёрные, покрытые слоем мазута берега, чёрный прибой, задыхающиеся дельфины, Птицы, крылья которых в вязком мазуте, люди в защитных костюмах, собирающие нефть лопатами и вёдрами. Хочу привести данные серьёзной экологической катастрофы, которая произошла в Керченском проливе в ноябре 2007 года. В воду попали 2 тысячи тонн нефтепродуктов и около 7 тысяч тонн серы. Больше всего из-за катастрофы пострадали коса Тузла, которая находится на стыке Чёрного и Азовского морей, и коса Чушка. После аварии мазут осел на дно из — за чего погибла мелкая ракушка-сердцевидка-основная еда обитателей моря. На восстановление экосистемы уйдет 10 лет. Погибло более 15 тысяч птиц. Литр нефти, попав в воду, растекается по её поверхности пятнами площадью 100 кв.м. Нефтяная пленка, хотя и очень тонкая, образует непреодолимую преграду на пути кислорода из атмосферы в водную толщу. (По ходу рассказа учитель проводит опыт). В результате нарушается кислородный режим и океан
В природном газе содержатся углеводороды с низкой молекулярной массой, основными компонентами является метан. Его содержание в газе различных месторождений колеблется от 80% до 97%. Кроме метана – этан, пропан, бутан. Неорганические: азот– 2%; СО2; Н2О; Н2S, благородные газы. При сгорании природного газа выделяется много тепла.
По своим свойствам природный газ как топливо превосходит даже нефть, он более каллориней. Это самая молодая отрасль топливной промышленности. Газ ещё проще добывают и транспортируют. Это самое экономичное из всех видов топлива. Есть, правда, и недостатки: сложная межконтинентальная транспортировка газа. Танкеры – метанавозы, перевозящие газ в сжиженном состоянии представляют собой исключительно сложные дорогие конструкции.
Применяется в качестве: эффективного топлива, сырья в химической промышленности, в производстве ацетилена, этилена, водорода, сажи, пластмассы, уксусной кислоты, красителей, медикаментов и др. Попутные (нефтяные газы) – природные газы, которые растворяются в нефти и выделяются при её добыче. В нефтяном газе содержится меньше метана, но больше пропана, бутана и других высших углеводородов. А где газ добывается?
Более 70 стран мира обладают промышленными запасами газа. Причём, как и в случае с нефтью, очень крупными запасами располагают развивающиеся страны. Но добычу газа ведут в основном развитые страны. Они имеют возможности для его использования или способ продавать газ другим странам, находящимися с ними на одном материке. Международная торговля газом менее активна, чем торговля нефтью. На международном рынок поступает около 15% добываемого в мире газа. Почти 2/3 мировой добычи газа дают Россия и США. Бесспорно ведущим регионом газодобычи не только нашей страны, но и в мире является Ямало-Ненецкий автономный округ, где эта отрасль развивается уже 30 лет. Наш город Новый Уренгой по праву признан газовой столицей. К крупнейшим месторождениям относятся Уренгойское, Ямбургское, Медвежье, Заполярное. Уренгойское месторождение включено в “Книгу рекордов Гиннеса”. Запасы и добыча месторождения уникальны. Разведанные запасы превышают 10 трлн. м3, с момента эксплуатации уже добыто 6 трлн. м3. В 2008 году ОАО “Газпром” планирует добыть на Уренгойском месторождении 598 млрд. м3 “голубого золота”.
Несовершенство технологии добычи нефти и газа, их транспортировки обуславливает постоянное сжигание объёма газа на тепло-агрегатах компрессорных станций и в факелах. На долю компрессорных станций приходится около 30% этих выбросов. На факельных установках ежегодно сжигается около 450 тыс. тонн природного и попутного газа, при этом в атмосферу поступает более 60 тыс. тонн загрязняющих веществ.
Заключительное слово.
Нефть, газ, каменный уголь – это ценное сырьё для химической промышленности. В недалёком будущем им будет найдена замена в топливно-энергетическом комплексе нашей страны. В настоящее время учёные ведут поиск путей использования энергии солнца и ветра, ядерного горючего с целью полной замены нефти. Наиболее перспективным видом топлива будущего является водород. Сокращение использования нефти в теплоэнергетике – путь не только к более рациональному её применению, но и к сохранению этого сырья для будущих поколений. Углеводородное сырьё должно использоваться только в перерабатывающей промышленности для получения разнообразной продукции. К сожалению, ситуация пока не меняется, и до 94% добываемой нефти служит топливом. Д. И. Менделеев мудро говорил: “Сжигать нефть – это то же, что топить печь ассигнациями”.
Список литературы:
Л.Ю.Аликберова “Занимательная химия”.– М.: “АСТ-Пресс”, 1999.
О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов “Настольная книга учителя химии 10 класс”.– М.: “Блик и К”, 2001.
О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин “Химия 10 класс”.– М.: “Дрофа”, 2003.
Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский География: экономическая и социальная география мира: ч.1. Общая характеристика мира: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО “ТИД”, “Русское слово PC”, 2007.
География Ямало-Ненецкого автономного округа: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2001.
В.П.Максаковский “Экономическая и социальная география мира 10 класс”, М.: Просвещение, 2004.
В.Н.Холина “География человеческой деятельности: экономика, культура, политика 10-11 класс”, М.: Просвещение, 1995.
В.В.Климанов, О.А.Климанова “География в таблицах 6-10 класс”, М.: “Дрофа”, 1997.
Справочник школьника. Химия / Сост. М. Кременчугская, С. Васильева; Под ред. И Пышнаградовой. – М.: Филолог.об-во “Слово”. Компания “Ключ-С”, 1996.
Газета “Аргументы и факты” № 52, 2007 год.
infourok.ru
Урок химии в 10-м классе «Природные источники углеводородов»
Разделы: Химия
Цель: воспитание образованной, высоконравственной, духовно богатой личности – гражданина России.
Задачи.
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о природных источниках углеводородов и их значении в народном хозяйстве страны;
- дать понятие о различных способах переработки газа, нефти, угля.
Развивающие:
- способствовать развитию мыслительной деятельности, творческих способностей и познавательного интереса, навыков коммуникативного общения;
- создать условия для развития умений самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации.
Воспитательные:
- способствовать формированию чувства патриотизма, гордости за успехи отечественных ученых-химиков;
- продолжить формирование экологического мировоззрения, экономической грамотности.
Оборудование:
- локальная сеть с выходом в Интернет;
- ноутбуки учеников, компьютер учителя;
- мультимедиа проектор, демонстрационный экран;
- принтер и сканер.
Средства обучения:
- О.С. Габриелян. “Химия 10 класс базовый уровень” М, “Дрофа”, 2007 г.
- О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. “Химия 10 класс”. М, “Дрофа”, 2006 г.
- Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков. “Учебное пособие по химии” М, “ОНИКС 21 век” 2004.
- Г.Д. Клинский, Л.Д. Дмитриевский, В.Д. Скопинцев. “Химия. Пособие для абитуриентов” М, издательство МСХА, 2002.
- Медиатека по химии.
Алгоритм модульного урока
1 модуль. Актуализация темы. Мотивация учащихся. Организационные моменты. Изучение нового материала.
2 модуль. Изучение нового материала. Работа с информацией.
3 модуль. Представление презентаций. Подведение итогов. Рефлексия урока.
Этап 1. Организационный.
На данном уроке предусматривается быстрое включение учащихся в деловой ритм урока:
- приветствие;
- чтение стихов В.Высоцкого “Марш шахтеров”, “Тюменская нефть”, анализ которых позволяет выйти на тему урока;
- тема, сформулированная учащимися записывается в тетрадь;
- задачи урока формулируют сами учащиеся.
Этап 2. Актуализация зон ближайшего развития, усвоенных, опорных ЗУН.
Актуализация знаний, которые способствуют последующему восприятию учащимися нового материала.
1.Вводное слово учителя:
“Изучая предельные углеводороды, алкины, диены, циклопарафины, ароматические углеводороды, мы рассматривали их реакции, способы получения, области использования, генетические связи. Сегодня мы в вами познакомимся с природными источниками большинства этих соединений. Это – газ, нефть, уголь.
Итак, каждая группа получает задание: “Изучение природного источника углеводорода”. Каждое задание включает вопросы, на которые вы должны ответить в течение 45 мин и представить найденный материал из различных источников в виде презентации (требования к презентации проговариваются с учащимися).
1 группа.
Природный источник углеводорода – газ.
- Состав природного и попутного газов: из каких углеводородов, каков их процентный состав, чем отличаются месторождения.
- Историческое применение природного газа, уничтожение попутного газа.
- Почему природный газ считается самым экологически чистым топливом?
- Альтернативные источники топлива.
2 группа.
Природный источник углеводорода – газ.
- Присутствие в попутных газах неорганических веществ, что нам это может дать для промышленности?
- Использование попутного газа в качестве ценного химического сырья. Запишите уравнения химических реакций.
- Запасы попутного и природного газа на Земле.
3 группа.
Природный источник углеводорода – нефть.
- Состав и свойства нефти.
- Исторические сведения о происхождении нефти. Интересные факты на ваш взгляд из истории нефти.
- Месторождения нефти, запасы нефти.
4 группа.
Природный источник углеводорода – нефть.
- Сырая нефть обычно не используется, но есть примеры применения какие?
- Первичная переработка нефти. Ректификационная колонна. Схема промышленной установки непрерывной перегонки нефти. Фракции перегонки.
- Значение продуктов перегонки нефти в быту, промышленности.
5 группа.
Природный источник углеводорода – нефть.
- Вторичные методы переработки нефти. Историческая справка.
- Термический и каталитический крекинг. Уравнения реакций. Условия протекания реакций.
- Ароматизация углеводородов. Пиролиз. Каталитический риформинг.
6 группа.
Природный источник углеводорода – нефть.
- Значение продуктов вторичной переработки нефти для человека и промышленности.
- Предложите, какие продукты переработки нефти можно было бы получить, с помощью каких реакций. Великим достижением считается получение из нефтепродуктов черной икры.
- Почему был прав Д.И. Менделеев, когда предсказывал, что сжигать нефть нельзя, топить можно и ассигнациями.
7 группа.
Природный источник углеводорода – каменный уголь.
- Состав каменного угля. Важнейшие месторождения угля. Основной метод переработки угля.
- Использование кокса, каменноугольной смолы, коксового газа.
- Состав коксового газа.
8 группа.
Природный источник углеводорода – каменный уголь.
- Применение коксового газа.
- Применение каменноугольной смолы.
- Уравнения реакций химических производств.
Этап 3. Изучение нового.
Работа в группах, консультации учителя по выполнению задания.
Учащиеся в группах распределили поручения, вопросы поиска материала. Поиск материала в течение 15 минут I модуля (затем перерыв 10 минут) и 25 минут.
Работа с поисковой системой вырабатывает у ученика умение четко формулировать запрос по ключевым словам, бегло просматривать и анализировать найденную информацию, выделять главное, работать с гиперссылками. Это способствует приобретению учеником навыка оперативной обработки большого объема новой информации.
Этап 4. Закрепление знаний (контроль). Презентация работ.
Каждая группа в течение 5-7 минут представляет найденный материал в виде презентации.
Требования к презентации:
- научность материала;
- достоверность сведений;
- полный объем по теме;
- интересная подача материала, мало текста, правильно подобранная цветовая гамма.
Задание на развитие внимания: в некоторых презентациях допущены ошибки по изученному ранее материалу, найдите их.
Презентации учащихся объединяются в темы “Природный и попутный газ” (Приложение 1, Приложение 2), “Нефть” (Приложение 3) и “Каменный уголь” (Приложение 4) и в дальнейшем используются на уроках в классах базового уровня как электронные странички учебника.
Этап 5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Обобщающее и завершающее выступление учителя:
Итак, вернемся к мыслям Д.И. Менделеева.
Любимый афоризм ученого: “Нефть не топливо. Топить можно и ассигнациями” .
Д.И.Менделеев выдвинул предположение о подземной газификации угля.
- Прокомментируйте данные высказывания ученого.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились на данном уроке?
- Что понравилось на уроке?
- Хотели бы вы вновь изучать новый материал в данной форме урока?
Обобщающее и завершающее выступление учителя:
- дается анализ и оценка успешности достижения цели урока;
- намечается перспектива последующей работы.
Домашнее задание: параграф № 8, упр. 2, 3, 5, 6, 7.
26.05.2009
Поделиться страницей:urok.1sept.ru
План-конспект урока химии (10 класс) по теме: Природные источники углеводородов.
Тема: Природные источники углеводородов и их переработка.
Цели: 1) Ознакомить учащихся с природными источниками углеводородов,
составом, свойствами и методами переработки нефти;
2) Обратить внимание на проблему охраны окружающей среды от
загрязнения нефтью и нефтепродуктами.
Тип урока: комбинированный.
Дидактические и материальные оснащения: ноутбук, интерактивная доска, мультимедейный проектор, дидактические карточки.
Содержание и ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний, умений и навыков.
Устный опрос.
- Какими химическими свойствами обладает бензол?
- Расскажите о применении бензола и его гомологов.
Письменный опрос.
Проверка выполнения упражнений заданных на дом.
III. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Углеводороды имеют большое народнохозяйственное значение, так как служат важнейшим видом сырья для получения почти всей продукции современной промышленности органического синтеза и широко используются в энергетических целях.
Наиболее важными источниками углеводородов являются:
- природные и попутные нефтяные газы;
- нефть;
- каменный уголь
Природный газ – смесь газов, основным компонентом которой является метан (от 75 до 98% в зависимости от месторождения), остальное приходится на долю этана, пропана, бутана и небольшого количества примесей – азота, оксида углерода (IV), сероводорода и паров воды. Обычно чем выше молекулярная масса углеводорода, тем меньше его содержится в природном газе. Состав природного газа различных месторождений неодинаков. Средний состав его в процентах по объему следующий:
СН4 | С2Н6 | С3Н8 | С4Н10 | N2 и другие газы |
75-98 | 0,5 — 4 | 0,2 – 1,5 | 0,1 – 1 | 1-12 |
Природный газ образует самостоятельные месторождения.
В качестве горючего природный газ имеет большие преимущества перед твердым и жидким топливом. Теплота сгорания его значительно выше, при сжигании он не оставляет золы, продукты сгорания значительно более чистые в экологическом отношении.
При сгорании природного газа выделяется большое количество теплоты, поэтому 90% его расходуется в качестве топлива (на теплоэлектростанциях, промышленных предприятиях, в быту). Остальные 10% используют как сырье для химической промышленности: для получения водорода, ацетилена, сажи, различных пластмасс, медикаментов.
Попутный нефтяной газ по своему происхождению тоже является природным газом. Особое название он получил потому, что находится в залежах вместе с нефтью – он растворен в ней и находится над нефтью, образуя газовую «шапку». При извлечении нефти на поверхность давление падает, и растворимость газа уменьшается, в результате этого он выделяется из нефти.
Раньше попутный газ не находил применение и тут же на промысле сжигался. В настоящее время его все в большей степени улавливают, так как он, как и природный газ, представляет собой хорошее топливо и ценное химическое сырье.
В попутных газах содержится меньше метана, чем в природном газе, но в них значительно больше гомологов.
Для практических целей попутные газы разделяют на смеси более узкого состава. Иногда их подвергают более тщательному разделению и извлекают из них индивидуальные углеводороды (этан, пропан), из которых затем получают непредельные углеводороды.
Характеристика попутных нефтяных газов
Название | Состав | Применение |
Газовый бензин | Смесь пентана, гексана и других углеводородов | Добавляют к бензину для улучшения запуска двигателя |
Пропан – бутановая фракция | Смесь пропана и бутана | В виде сжиженного газа применяется как топливо |
Сухой газ | По составу сходен с природным газом | Используется для получения С2Н2 и Н2, других веществ, а также как топливо |
Нахождение в природе.
Залежи нефти находятся в недрах Земли на разной глубине, где нефть заполняет свободное пространство между некоторыми породами. Если она находится под давлением газов, то поднимается по скважине на поверхность Земли.
По запасам и добыче нефти наша страна занимает одно из ведущих мест в мире.
Свойства и состав нефти
Нефть – маслянистая жидкость от желтого или светло – бурого до черного цвета с характерным запахом. Легче воды, в воде не растворима. Нефть – смесь различных углеводородов, поэтому у нее нет определенной температуры кипения.
В зависимости от месторождения нефть имеет различный состав. Например, Бакинская нефть богата циклическими углеводородами (до 90%), в грозненской нефти преобладают предельные углеводороды, а в уральской нефти – ароматические. Наиболее часто встречаются нефти смешанного состава. По плотности различают легкую и тяжелую нефть.
Месторождения нефти | С | Н | О | S | N |
Охотинское (Сахалин) Саравак (Индонезия) Кенкияк (Казахстан) Грозненское Шаимское (Западная сибирь) Пенсильвания (США) Бостонское (Узбекистан) Сураханское (Азербайджан) Ромашкинское (Татарстан) Коробсковское (Волгоградская обл.) Белозерское (Самарская обл.) Могутовское (Оренбургская обл.) Первомайская (Татарстан) Радаевская (Самарская обл.) | 87,15 86,5 86,19 85,9 85,8 85,8 85,69 85,3 85,34 85,1 84,66 83,85 83,73 82,78 | 11,85 12,44 12,51 13 12,28 14 14,14 14,1 12,65 13,72 13,41 12,02 13,33 11,72 | 0,27 0,68 0,55 0,8 0,36 0,07 0,54 0,21 0,02 0,02 0,85 0,5 2,14 | 0,3 0,35 0,63 0,13 0,46 0,1 0,01 0,03 1,62 1,07 1,81 3 2,2 3,05 | 0,43 0,13 0,12 0,07 0,1 1,1 0,09 0,03 0,18 0,09 0,1 0,28 0,24 0,31 |
Большая часть нефти используют для производства (90%) используется для производства различных видов топлива и смазочных материалов. Нефть – ценное сырье для химической промышленности. Из веществ, добываемых из нефти получают:
— синтетические каучуки;
— пластмассы;
— взрывчатые вещества;
— лекарственные препараты;
— синтетические волокна;
— жиры.
Нефть, добываемую из земных недр, называют сырой. В сыром виде нефть не применяют, ее подвергают переработке.
Нефть – это смесь углеводородов различной молекулярной массы, имеющих различные температуры кипения, поэтому перегонкой ее разделяют на отдельные фракции.
Перегонка (ректификация) – процесс разделения смесей на отдельные компоненты, или фракции, на основании различия их температур кипения.
Нефтепродукты
Светлые Черные
Бензин керосин лигроин газойль мазут
соляровые смазочные вазелин
масла масла парафин
На нефтеперерабатывающих заводах выделяют несколько фракций нефтепродуктов:
- Газовая (температура кипения до 400С) содержит нормальные и разветвленные алканы СН4 – С4Н10.
- Бензиновая фракция (температура кипения 40 – 2000С) содержит углеводороды С5 Н12 – С11Н24. при повторной перегонке выделяют авиационный и автомобильный бензин.
- Лигроиновая фракция (тяжелый бензин, температура кипения 150 – 2500С) содержит углеводороды состава С8Н18 – С14Н30, его применяют в качестве горючего для тракторов, тепловозов, грузовых автомобилей.
- Керосиновая фракция (температура кипения 180 – 3000С) включает углеводороды состава С12 – Н26 – С18Н38. Ее используют в качестве горючего для реактивных самолетов, ракет.
- Газойль (температура кипения 270 – 3500С) используют как дизельное топливо.
после отгонки светлых нефтепродуктов, остается темная вязкая жидкость – мазут. Его используют как топливо в котельных установках, но основную массу подвергают перегонке при низком давлении. При этом из мазута выделяют:
- Соляровые масла – дизельное топливо;
- Смазочные масла – автотракторные, авиационные, индустриальные;
- Вазелин — основа для косметических средств и лекарств;
- Парафин – применяют для производства свечей и в медицине.
После отгонки остается гудрон, его применяют в дорожном строительстве.
Детонационная стойкость бензинов.
Одной из важнейших характеристик всякого бензина как жидкого горючего является его детонационная стойкость. Детонация – взрывное сгорание бензина.
При работе двигателя внутреннего сгорания в цилиндр двигателя засасывается смесь паров бензина с воздухом, смесь сжимается поршнем и поджигается посредством электрической искры. Образующиеся при сгорании углеводородов газы расширяются и совершают работу. Чем сильнее сжимается смесь паров бензина с воздухом, тем большую мощность развивает двигатель и тем относительно меньше он расходует горючего. Но не все сорта бензина выдерживают сильное сжатие. Некоторые углеводороды при сжатии воспламеняются преждевременно и сгорают с чрезвычайно большой скоростью, со взрывом. От удара взрывной волны о поршень появляется резкий стук в цилиндре, происходит сильный износ деталей, падает мощность двигателя.
Бензин должен обладать достаточно высокой детонационной стойкостью, которая зависит от строения молекул углеводородов, входящих в его состав.
Наименьшей стойкостью к детонации обладают предельные углеводороды неразветвленного строения. Предельные углеводороды с разветвленной цепью, а также непредельные и ароматические более устойчивы к детонации.
Количественно детонационную стойкость бензина характеризуют октановым числом. Чем больше это число, тем выше стойкость бензина к детонации. Детонационная стойкость гептана – С7Н16, который легко детонирует, условно принято за 0, а устойчивого к детонации изооктана — за 100 (2.2,4 триметилпентан). для определения октанового числа бензин сравнивают с эталонными смесями, состоящими из гептана и изооктана.
Бензин получаемы фракционной перегонкой, содержит много углеводородов неразветвленного строения, поэтому имеет низкое октановое число. По мере развития автомобильного и авиационного транспорта возникла необходимость в дополнительном производстве бензина, с более высоким октановым числом. для увеличения выхода высококачественных бензиновых фракций были разработаны химические способы переработки нефтепродуктов. Вторичная переработка нефти основана на химических процессах.
Исходным сырьем при вторичной переработке являются высококипящие нефтяные фракции: керосин, газойль. мазут.
Одним из первых способов химической переработки является крекинг.
Крекинг – процесс расщепления углеводородов, содержащихся в нефти, в результате которого образуются углеводороды с меньшим числом атомов углерода в молекуле. Промышленный крекинг предложен в 1891 году русским инженером В.Г. Шуховым. Различают каталитический и термический крекинг.
С16Н34 —— С8Н18 + С8Н16
С8Н18 —— С4Н10 + С4Н8
С4Н10 —- С2Н6 + С2Н4
Термический крекинг | Каталитический крекинг |
Расщепление молекул углеводородов протекает при сравнительно высокой температуре (470 – 5500С). Процесс протекает медленно, образуя углеводороды с неразветвленной цепью атомов. В бензине, полученном в процессе термического крекинга, наряду с предельными углеводородами содержится много непредельных углеводородов. Поэтому этот бензин обладает большей детонационной стойкостью, чем бензин прямой перегонки. В бензине термического крекинга содержится много непредельных углеводородов, которые легко окисляются и полимеризуются. Поэтому этот бензин менее устойчив при хранении. При его сгорании могут засориться различные части двигателя. Для устранения этого вредного воздействия к такому бензину добавляют антиокислители. | Расщепление молекул углеводородов протекает в присутствии катализаторов и при более низкой температуре (450 – 5000С). По сравнению с термическим крекингом процесс протекает значительно быстрее, при эотм происходит не только расщепление молекул углеводородов, но и их изомеризация, т.е. образуются углеводороды с разветвленной цепью атомов углерода. Бензин каталитического крекинга по сравнению с бензином термического крекинга обладает еще большей детонационной стойкостью, потому что в нем содержатся углеводороды с разветвленной цепью углеродных атомов. В бензине каталитического крекинга непредельных углеводородов содержится меньше, и поэтому процессы окисления и полимеризации в нем не протекают. такой бензин более устойчив при хранении |
Пиролиз нефтепродуктов.
Пиролиз – это разложение органических веществ без доступа воздуха при высокой температуре. Этот процесс протекает при температуре 650 – 8000С. в этих условиях основными продуктами реакции являются непредельные газообразные (этилен, ацетилен) и ароматические (бензол, толуол) углеводороды.
Д.И.Менделеев считал, что нефть является ценным сырьем для производства многих органических продуктов.
IV. Применение знаний, умений и навыков.
1. Составьте уравнения некоторых реакций, протекающих при крекинге углеводорода С12Н26.
2. Составьте уравнение реакции динонилсульфида C9 h29 – S – C9h29 с водородом, идущей с образованием нонана и сероводорода, и уравнения реакций получения серной кислоты из серводорода.
V. Д/З s 14, упр.1-3
Состав природного газа различных месторождений неодинаков. Средний состав его в процентах по объему следующий:
СН4 | С2Н6 | С3Н8 | С4Н10 | N2 и другие газы |
75-98 | 0,5 — 4 | 0,2 – 1,5 | 0,1 – 1 | 1-12 |
Характеристика попутных нефтяных газов
Название | Состав | Применение |
Газовый бензин | Смесь пентана, гексана и других углеводородов | Добавляют к бензину для улучшения запуска двигателя |
Пропан – бутановая фракция | Смесь пропана и бутана | В виде сжиженного газа применяется как топливо |
Сухой газ | По составу сходен с природным газом | Используется для получения С2Н2 и Н2, других веществ, а также как топливо |
В зависимости от месторождения нефть имеет различный состав.
Месторождения нефти | С | Н | О | S | N |
Охотинское (Сахалин) Саравак (Индонезия) Кенкияк (Казахстан) Грозненское Шаимское (Западная сибирь) Пенсильвания (США) Бостонское (Узбекистан) Сураханское (Азербайджан) Ромашкинское (Татарстан) Коробсковское (Волгоградская обл.) Белозерское (Самарская обл.) Могутовское (Оренбургская обл.) Первомайская (Татарстан) Радаевская (Самарская обл.) | 87,15 86,5 86,19 85,9 85,8 85,8 85,69 85,3 85,34 85,1 84,66 83,85 83,73 82,78 | 11,85 12,44 12,51 13 12,28 14 14,14 14,1 12,65 13,72 13,41 12,02 13,33 11,72 | 0,27 0,68 0,55 0,8 0,36 0,07 0,54 0,21 0,02 0,02 0,85 0,5 2,14 | 0,3 0,35 0,63 0,13 0,46 0,1 0,01 0,03 1,62 1,07 1,81 3 2,2 3,05 | 0,43 0,13 0,12 0,07 0,1 1,1 0,09 0,03 0,18 0,09 0,1 0,28 0,24 0,31 |
На нефтеперерабатывающих заводах выделяют несколько фракций нефтепродуктов:
- Газовая (температура кипения до 400С) содержит нормальные и разветвленные алканы СН4 – С4Н10.
- Бензиновая фракция (температура кипения 40 – 2000С) содержит углеводороды С5 Н12 – С11Н24. при повторной перегонке выделяют авиационный и автомобильный бензин.
- Лигроиновая фракция (тяжелый бензин, температура кипения 150 – 2500С) содержит углеводороды состава С8Н18 – С14Н30, его применяют в качестве горючего для тракторов, тепловозов, грузовых автомобилей.
- Керосиновая фракция (температура кипения 180 – 3000С) включает углеводороды состава С12 – Н26 – С18Н38. Ее используют в качестве горючего для реактивных самолетов, ракет.
- Газойль (температура кипения 270 – 3500С) используют как дизельное топливо.
после отгонки светлых нефтепродуктов, остается темная вязкая жидкость – мазут. Его используют как топливо в котельных установках, но основную массу подвергают перегонке при низком давлении. При этом из мазута выделяют:
- Соляровые масла – дизельное топливо;
- Смазочные масла – автотракторные, авиационные, индустриальные;
- Вазелин — основа для косметических средств и лекарств;
- Парафин – применяют для производства свечей и в медицине.
После отгонки остается гудрон, его применяют в дорожном строительстве.
nsportal.ru
Презентация к уроку по химии (10 класс) на тему: презентация на тему» природные и попутные нефтяные газы»
Слайд 1
Презентация Природный и попутные нефтяные газыСлайд 2
Природные газы смеси газообразных углеводородов различного строения, заполняющие поры и пустоты горных пород, рассеянных в почвах, растворенные в нефти и пластовых водах.
Слайд 3
Природный газ
Слайд 4
Природный газ преобладает метан , содержание которого достигает 80-98% Попутные нефтяные газы содержится 30-50% метана , но значительно больше ближайших гомологов — этана, пропана и бутана (до 20% каждого
Слайд 5
Состав природного газа
Слайд 6
Основные месторождения природных газов расположены в Северной и Западной Сибири , Волго-Уральском бассейне , на Северном .’ Кавказе ( Ставрополь ), в Республике Коми .
Слайд 7
Основные месторождения природных газов расположены в Северной и Западной Сибири, Волго-Уральском бассейне. На Северном Кавказе, В Республике Коми, Астраханской области, Баренцевом море
Слайд 8
Попутные нефтяные газы смеси углеводородов, сопутствующие нефти и выделяющиеся при её добыче из газонефтяных месторождениях. Эти газы растворены в нефти и выделяются из неё вследствие снижения давления при подъёме нефти на поверхность Земли.
Слайд 9
Природные и попутные нефтяные газы Попутные нефтяные газы более разнообразны по составу, поэтому их выгоднее использовать как химическое сырье.
Слайд 10
Характеристика попутных нефтяных газов название состав применение Газовый бензин Смесь пентана, гексана и др. углеводородов Добавляют к бензину для улучшения запуска двигателя Пропан-бутановая фракция Смесь пропана и бутана Применяют в виде сжиженного газа как топливо Сухой газ По составу сходен с природным газом Используют для получения ацетилена, водорода и др. веществ, а так же как топливо
Слайд 11
ПРИМЕНЕНИЕ Около 90% природных газов используют как топливо и лишь 10% в качестве химического сырья . Из метана получают водород , сажу , ацетилен . Если в газе не менее 3% этана , то его используют для получения этилена . В России действует этанопровод Оренбург — Казань , в Казани из этана получают этилен для органического синтеза .
Слайд 12
Природный газ Использование Топливо в котельных, печах, ТЭС, в быту; Сырье в хим. промышленности
Слайд 13
ЭФФЕКТИВНОЕ И ДЕШЁВОЕ ТОПЛИВО ИСТОЧНИК СЫРЬЯ ДЛЯ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Применение природного газа
nsportal.ru
План-конспект урока по химии (10 класс) по теме: урок в 10 классе по теме: Нефть. Природные источники углеводородов.
Нефть. Природные источники углеводородов
Цели урока:
Образовательные: актуализация знаний об основных источниках углеводородов; формирование представлений об исчерпаемых ресурсах (природном газе, угле, нефти) и рациональных путях их использования; формирование умения работы с учебным материалом, с источником дополнительной информации.
Развивающие: формирование умения видеть перспективы развития и подходы к решению проблем современности; осознание учащимися значения коллективных действий человечества в условиях обострения глобальных проблем.
Воспитательные: развитие экологической культуры; выработка у учащихся собственного отношения к изученному материалу; формирование гуманного отношения к биосфере; формирование активной жизненной позиции учащихся при оценки глобальных проблем человечества.
План урока:
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
II. Актуализация знаний
– На прошлом занятии мы приступили к изучению природных источников углеводородов.
– Назовите источники углеводородов? (Нефть, природный и попутные нефтяные газы, каменный уголь.)
– Перечислите основные продукты, получаемые из попутного и нефтяного газов? (Растворители, синтетический каучук, пластмассы, этиловый спирт.)
– Природные и попутные нефтяные газы являются ценным химическим сырьем, нефть более ценное сырье. По количеству добываемой нефти судят об экономической мощи страны.
III. Изучение новой темы ( слайды 1,2,3)
– Цель нашего урока: познакомиться с составом, свойствами и переработкой нефти
1. Состав нефти
– Рассмотрите таблицу «Содержание углеводородов в нефти в разных месторождениях» и сделайте вывод о содержание углеводородов в нефти (слайды 4,5)
Учащиеся делают вывод о составе нефти и записывают в тетрадь.
Ответ: нефть-смесь углеводородов, в разных месторождениях состав нефти различный
– Почему нефть разных месторождений имеет разный количественный состав углеводород
2. Теории происхождения нефти (слайд 6)
– Существует три основные теории происхождения нефти:
- Карбидная;
- Биологическая;
- Космическая.
Происхождение нефти
Первоначальное предложение о неорганическом происхождении нефти было высказано в конце прошлого столетия Д. И. Менделеевым, который рассматривал образование нефтяных углеводородов как результат взаимодействия воды с карбидами металлов, и указал на космическое происхождение нефти.
2FeC+3h3O→Fe2O3+C2H6
Образование карбида железа могло произойти на отдельном этапе охлаждения Земли в интервале 1800-1900 . При температуре 1000-1500 , взаимодействует с парами воды, что приводит к образованию углеводородов.
Н.Д. Зелинский полагал, что водород выделяется при действии излучения на воду. СО+Зh3→Ch5+h3O
6СО+4Н2 →C3H8 +ЗСО2
Таким образом, неорганическое происхождение нефти объясняется исходным материалом, которым глубинные слои Земли должны располагать в избытке. Ими могут быть глубинные разломы. Космическое неорганическое происхождение нефти раскрывается в работах В. Д. Соколова, что углеводороды нефти образовались из неорганических компонентов в космическом пространстве и попали в состав земного вещества на нашей планете. Преобразование органического вещества при его погружении может быть представлено следующими этапами:
1. Бактериологический гидролиз клетчатки, белков, жиров.
2. Термокаталические преобразования жирных кислот, спиртов.
Была предложена последовательных преобразований органического вещества осадочных пород в углеводороды нефти:
1. Исходное органическое вещество данных осадков — сапропель C12h28O6 — теряет воду и оксид углерода, переходя в соединение, обеднённое кислородом.
2. Полная потеря кислорода в результате декарбоксилирование приводит к образованию углеводорода.
3. Физические свойства нефти (слайд 7)
Лабораторный опыт: изучение физических свойств нефти.
– нефть в пробирке, описать внешний вид: цвет, запах, агрегатное состояние.
– в пробирку с водой добавить 2–3 капли нефти и встряхнуть; сделать вывод о плотности нефти и растворимости (слайд 6 – физические свойства нефти).
– Нефть различных месторождений имеет различный состав, следовательно, различные свойства (переход количественных изменений в качественные).
4. Переработка нефти (слайд 8)
Вопрос учащимся: какой способ можно предложить для разделения углеводородов входящих в состав нефти?
Ответ: разные углеводороды имеют разную молекулярную массу, следовательно, разную температуру кипения. Вывод: разделение нефти основано на основе нагревания.
Разделение нефти на углеводороды – перегонка, крекинг, риформинг (слайд 7).
А) Перегонка-ректификация (слайд 9)
Строение ректификационной колонны
Вопрос учащимся: расскажите о ректификации нефти.
Вывод: ректификация (перегонка) – физический способ.
Продукты, получаемые из нефти, делятся на две группы: светлые и темные (слайд 10).
Бензин получаемый в результате первичной переработки – риформинга получают низкого качества.
Б) Крекинг (слайд 11)
Разработали вторичную переработку нефти (Шухов, Гаврилов 1891 год) – крекинг термический и каталитический.
В результате крекинга происходит расщепление углеводородов.
Задание учащимся: составьте уравнения крекинга гексадекана, октана.
C16h44 ––> C8h28 + C8h26
гексадекан октан октен
C8h26 ––> C4h20 + C4H8
бутан бутен
Каталитический бензин содержит изомеры углеводородов, возросло октановое число.
В) Понятия: детонация и октановое число (слайд 12.13,14).
Детонация – чрезмерно быстрое сгорание топливной смеси в карбюраторных двигателях. Способность к детонации определяется октановым числом (содержание изооктана и н-гептана детонация изооктана равна 100, гептана 0).
Например, бензин 76 марки содержит 76% изооктана и 24% н-гептана.
Задание учащимся: какой состав будет иметь бензин 95 марки?
Ответ: 95% изооктана и 5% н-гептана.
Полученные бензиновые и лигроиновые фракции нефти, обладают низким октановым числом, подвергают переработки.
Г) Риформинг – ароматизация (слайд 15)
5.Сравнение свойств бензина. Далее идет презентация исследовательского проекта о свойствах бензина. (слайды 16-20)
К сожалению, в наше время не все продавцы отличаются честностью. Разбавленный бензин, топливо низкого качества продается на большинстве заправок. Чтобы не стать источником наживы для недобросовестных продавцов, необходимо уметь опреде5лять качество бензина самостоятельно. Конечно, определить качество бензина опытному водителю не составит труда и без всяких тестов – ему достаточно проанализировать работу машины. Менее искушенные в автомобильных делах могут провести несложные опыты в домашних условиях.
Для первого опыта понадобится листок белой бумаги, на который нужно капнуть немного бензина. Затем подуйте на смоченное топливом место, до тех пор, пока бензин не испарится. Внимательно осмотрите листок бумаги – он должен сохранить свой первоначальный цвет – белый. Если оттенок изменился, остались следы от испарившегося бензина, то топливо имеет плохое качество.
Немаловажный момент – это степень содержания смол в бензине. Если они присутствуют в избыточном количестве, то двигатель 1zz-fe или любой другой в процессе эксплуатации будут повреждаться. Капельку бензина нанесите на выпуклое стекло, например, от часов, и подожгите. На стекле появятся сферические окружности, цвет которых нужно внимательно изучить. Если они обладают коричневатым, желтоватым оттенком – в бензине слишком много смол, если беловатым – все в порядке. На стекле после сгорания бензина остались маленькие капельки? Это означает, что в топливо на заправке разбавили дизелем или маслом.
Для следующего теста, позволяющего определить качество бензина в домашних условиях, понадобится прозрачный сосуд и несколько реактивов, найти которые не составит особого труда – марганцевокислый калий или кусочек грифеля химического карандаша. Налейте бензин в емкость, рассмотрите его на свету – жидкость должна иметь бледно-желтый цвет. Добавьте в нее немного одного из реактивов, изучите на свету произошедшие изменения. Если цвет поменялся, стал розоватым или фиолетовым, то это свидетельствует о том, что проверяемом бензине присутствуют примеси воды.
Для самого просто теста, провести который можно непосредственно на стоянке, потребуется лишь сам бензин. Капельку топлива нужно нанести на руку. Если бензин начнет растекаться, превращаясь в жирное пятно, то в этом топливе имеется немаленькое количество примесей. Если бензин сразу начнет подсыхать, то в его качестве сомневаться не приходится.
Физкультминутка!!!!!!!
6. Применение нефтепродуктов (слайды 21,22)
Продукты, получаемые из нефти и их использование
Нефти продукты в жизни людей имеют огромное значение, так как это ценное химическое сырье. Любое химическое производство требует соблюдение техники безопасности.
Показывается коллекция нефтепродуктов.
7. Экологические проблемы использования нефтепродуктов
Существует ряд экологических проблем использования нефтепродуктов (слайд 23-24).
Сообщение учащихся: «Экологические проблемы использования нефтепродуктов»
1.Опасности, связанные с интенсивной добычей нефти.
Проседание грунта сопровождается сильными землетрясениями.
2 .Загрязнение атмосферы. Гораздо большую опасность таит в себе использование нефти и газа в
качестве топлива. При сгорании этих продуктов в атмосферу выделяются в
больших количествах углекислый газ, различные сернистые соединения, оксид
азота и т.д. От сжигания всех видов топлива, в том числе и каменного угля,
за последние полвека содержание диоксида углерода в атмосфере увеличилось
почти на 288 млрд.т
3.Нефтяное загрязнение Мирового океана.
Безрассудно загрязнет человек и водные бассейны планеты. Ежегодно в
Мировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн.т нефти.
Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что уже почти 30% поверхности
океана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды Средиземного
моря. Атлантического океана и их берега.
Литр нефти лишает кислорода, столь необходимого рыбам, 40 тыс.л морской
воды. Тонна нефти загрязняет 12 км2 поверхности океана. Икринки многих рыб
развиваются в приповерхностном слое, где опасность встречи с нефтью весьма
велика. При концентрации ее в морской воде в количестве 0,1-0,01 мл/л
икринки погибают за несколько суток. На 1 га морской поверхности может
погибнуть более 100 млн. личинок рыб, если имеется нефтяная пленка. Чтобы
ее получить, достаточно вылить 1 л нефти.
Источников поступления нефти в моря и океаны довольно много. Это аварии
танкеров и буровых платформ, сброс балластных и очистных вод, принос
загрязняющих компонентов реками.
4. Загрязнение почвенного покрова.
Общая особенность всех нефтезагрязненных почв — изменение численности и
ограничение видового разнообразия педобионтов
Загрязнение влияет не только на окружающую нас среду, но и на наше
здоровье. С такими быстрыми «разрушительными» темпами , вскоре все вокруг
нас ,будет непригодно для использования : грязная вода будет сильнейшим
ядом, воздух насыщен тяжелыми металлами, а овощи и вообще вся
растительность будет исчезать из-за разрушения структуры почвы. Именно
такое будущее ожидает нас по прогнозам ученых примерно через столетие, но
тогда будет поздно что-либо предпринимать.
8. Добыча нефти.(слайды 25-28)
Нефть- невозобновляемый ресурс…..Или возобновляемый??????
Россия – на 7 месте по разведанным ресурсам а по добыче – на первом месте.
Расположено в Ханты-Мансийском автономном округе, вблизи Нижневартовска, в районе озера Самотлор. В переводе с хантыйского Самотлор означает «мёртвое озеро», «худая вода».
Вопросы учащимся:
- Что собой представляет нефть по составу?
- Перечислите основные свойства нефти.
- Какие способы переработки нефти вы узнали на уроке?
- Почему транспорта используют разные виды топлива? А в разных автомобилях – разные марки бензина. Что нужно знать? Ответ: в состав входят различные углеводороды, следовательно, при горении будет выделять разное количество теплоты. Разные марки зависят от детонационной стойкости.
Выставление оценок.
Задача. Найти объем бутана, который может быть получен при крекинге 245 гр. Октана, если практический выход его равен 60%.
В конце урока – рефлексия. Что понравилось, что нет. Что запомнилось?
nsportal.ru
Урок по теме»Нефть и природный газ»
Урок химии в 10-м классе «Природные источники углеводородов»
Цель: воспитание образованной, высоконравственной, духовно богатой личности – гражданина России.
Задачи.
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о природных источниках углеводородов и их значении в народном хозяйстве страны; дать понятие о различных способах переработки газа, нефти, угля.
Развивающие: способствовать развитию мыслительной деятельности, творческих способностей и познавательного интереса, навыков коммуникативного общения; создать условия для развития умений самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации.
Воспитательные: способствовать формированию чувства патриотизма, гордости за успехи отечественных ученых-химиков; продолжить формирование экологического мировоззрения, экономической грамотности.
Оборудование:
локальная сеть с выходом в Интернет;
ноутбуки учеников, компьютер учителя;
мультимедиа проектор, демонстрационный экран;
принтер и сканер.
Средства обучения:
О.С. Габриелян. “Химия 10 класс базовый уровень” М, “Дрофа”, 2007 г.
О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. “Химия 10 класс”. М, “Дрофа”, 2006 г.
Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков. “Учебное пособие по химии” М, “ОНИКС 21 век” 2004.
Г.Д. Клинский, Л.Д. Дмитриевский, В.Д. Скопинцев. “Химия. Пособие для абитуриентов” М, издательство МСХА, 2002.
1.Вводное слово учителя:
“Изучая предельные углеводороды, алкины, диены, циклопарафины, ароматические углеводороды, мы рассматривали их реакции, способы получения, области использования, генетические связи. Сегодня мы в вами познакомимся с природными источниками большинства этих соединений. Это – газ, нефть, уголь.
Итак, каждая группа получает задание: “Изучение природного источника углеводорода”. Каждое задание включает вопросы, на которые вы должны ответить в течение 45 мин и представить найденный материал из различных источников в виде презентации (требования к презентации проговариваются с учащимися).
1 группа.
Природный источник углеводорода – газ.
Состав природного и попутного газов: из каких углеводородов, каков их процентный состав, чем отличаются месторождения.
Историческое применение природного газа, уничтожение попутного газа.
Почему природный газ считается самым экологически чистым топливом?
Альтернативные источники топлива.
2 группа.
Природный источник углеводорода – газ.
Присутствие в попутных газах неорганических веществ, что нам это может дать для промышленности?
Использование попутного газа в качестве ценного химического сырья. Запишите уравнения химических реакций.
Запасы попутного и природного газа на Земле.
3 группа.
Природный источник углеводорода – нефть.
Состав и свойства нефти.
Исторические сведения о происхождении нефти. Интересные факты на ваш взгляд из истории нефти.
Месторождения нефти, запасы нефти.
4 группа.
Природный источник углеводорода – нефть.
Сырая нефть обычно не используется, но есть примеры применения какие?
Первичная переработка нефти. Ректификационная колонна. Схема промышленной установки непрерывной перегонки нефти. Фракции перегонки.
Значение продуктов перегонки нефти в быту, промышленности.
5 группа.
Природный источник углеводорода – нефть.
Вторичные методы переработки нефти. Историческая справка.
Термический и каталитический крекинг. Уравнения реакций. Условия протекания реакций.
Ароматизация углеводородов. Пиролиз. Каталитический риформинг.
6 группа.
Природный источник углеводорода – нефть.
Значение продуктов вторичной переработки нефти для человека и промышленности.
Предложите, какие продукты переработки нефти можно было бы получить, с помощью каких реакций. Великим достижением считается получение из нефтепродуктов черной икры.
Почему был прав Д.И. Менделеев, когда предсказывал, что сжигать нефть нельзя, топить можно и ассигнациями.
7 группа.
Природный источник углеводорода – каменный уголь.
Состав каменного угля. Важнейшие месторождения угля. Основной метод переработки угля.
Использование кокса, каменноугольной смолы, коксового газа.
Состав коксового газа.
8 группа.
Природный источник углеводорода – каменный уголь.
Применение коксового газа.
Применение каменноугольной смолы.
Уравнения реакций химических производств.
Этап 1. Изучение нового.
Работа в группах, консультации учителя по выполнению задания.
Учащиеся в группах распределили поручения, вопросы поиска материала. Поиск материала в течение 15 минут I модуля (затем перерыв 10 минут) и 25 минут.
Работа с поисковой системой вырабатывает у ученика умение четко формулировать запрос по ключевым словам, бегло просматривать и анализировать найденную информацию, выделять главное, работать с гиперссылками. Это способствует приобретению учеником навыка оперативной обработки большого объема новой информации.
Этап 2. Закрепление знаний (контроль). Презентация работ.
Каждая группа в течение 5-7 минут представляет найденный материал в виде презентации.
Требования к презентации:
научность материала;
достоверность сведений;
полный объем по теме;
интересная подача материала, мало текста, правильно подобранная цветовая гамма.
Задание на развитие внимания: в некоторых презентациях допущены ошибки по изученному ранее материалу, найдите их.
Презентации учащихся объединяются в темы “Природный и попутный газ” (Приложение 1, Приложение 2), “Нефть” (Приложение 3) и “Каменный уголь” (Приложение 4) и в дальнейшем используются на уроках в классах базового уровня как электронные странички учебника.
Этап 3. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Обобщающее и завершающее выступление учителя:
Итак, вернемся к мыслям Д.И. Менделеева.
Любимый афоризм ученого: “Нефть не топливо. Топить можно и ассигнациями” .
Д.И.Менделеев выдвинул предположение о подземной газификации угля.
Прокомментируйте данные высказывания ученого.
Что нового вы узнали на уроке?
Чему научились на данном уроке?
Что понравилось на уроке?
Хотели бы вы вновь изучать новый материал в данной форме урока?
Обобщающее и завершающее выступление учителя:
дается анализ и оценка успешности достижения цели урока;
намечается перспектива последующей работы.
Домашнее задание: параграф № 8, упр. 2, 3, 5, 6, 7.
infourok.ru