Практическая работа 10 класс системы счисления – Уроки-презентации по теме «Системы счисления» с практическими заданиями
Системы счисления (10 класс)
Тип урока: обобщение и систематизации знаний.
Вид урока: комбинированный урок.
Целью урока являлась повторение и закрепление ранее изученного материала и развитие логического мышления.
На уроке использовались такие формы организации учебно — познавательной деятельности как
фронтальная
работа как в группах, так и индивидуальная
Методы обучения, используемые на данном уроке:
практический
частично-поисковый
словесный
словесно-дедуктивный
объяснительно-иллюстративный
наглядный
Для достижения цели урока на уроке применялось следующее оборудование:
интерактивная доска,
мультимедийный проектор,
компьютер.
Для проведения урока была проведена подготовительная работа:
подготовка учителем презентации в Smart Notebook,
Исходя из задач урока строилась учебная деятельность обучающихся.
1 этап. Организационный момент.
Считаю, что данный этап играет очень серьёзную воспитательную роль, так как на этом этапе закладывается характер взаимоотношений учителя и ученика.
На данном этапе обучающиеся определили цель урока и выполнили 1 задание.
Этот этап прошёл быстро и способствовал настрою на сотрудничество.
2 этап. Обобщение изученного материала
Реализация этого этапа дала установку на плодотворную работу, задала положительный эмоциональный настрой.
Дальнейшая работа обучающихся была направлена на актуализацию знаний и их расширение.
Задания были построены в занимательной игровой форме.
Применялись здоровьесберегающие технологии совместно с информационно-коммуникативными, т.е обучающиеся выполняли задания попеременно выходя к доске.
Использование презентации помогло рационально использовать время на уроке, активизировало познавательную деятельность обучающихся.
3 этап. Подведение итогов урока.
Подвели итог, подсчитав баллы и определив оценку за урок. Был проведен анализ работы обучающихся на уроке, дана качественная оценка деятельности отдельных учеников. Выставлены отметки.
4 этап: Рефлексия.
На этапе рефлексии обучающиеся показали свое отношение к уроку.
Верны ли тождества?
1 вариант
225338 = 100101010110112
1 вариант
Верно
2 вариант
10101110011100
2 вариант
Неверно
Ответ: 256348
3 вариант
1C6316 = 11100011000112
3 вариант
Верно.
Дополнительный материал.
Весь материал — в архиве.
videouroki.net
Открытый урок в 10 классе по теме «Системы счисления»
План-конспект фрагмента урока
«Системы счисления.
Перевод чисел из одной системы счисления в другую»
ФИО: Агеева Екатерина Сергеевна
Место работы : МБОУ «СОШ №12 с УИОП», г. Старый Оскол Белгородской области.
Должность: учитель информатики
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 10.
Тема: Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Базовый учебник: Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса. Базовый уровень. Под ред. Макаровой Н.В.
Цель урока: отработка навыков перевода чисел в различных системах счисления.
Задачи:
-обучающие: научить обучающихся переводить числа из 2-ой системы счисления в 10-ую и наоборот, выполнять арифметические действия в 2-ой системе счисления
-развивающие: развивать познавательный интерес и интеллектуальные умения
-воспитательные: воспитывать аккуратность и внимательность в работе, трудолюбие.
Тип учебного занятия: закрепление изученного
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Техническое оборудование: интерактивная доска, ПК, проектор, компьютерный класс с выходом в сеть Интернет.
Ход занятия
№
Этап урока
Презентация
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
1
Организация начала занятия
Слайд 1
Приветствие учащихся, объявление темы урока. Выдает учащимся задания и раздаточный материал.
Слушают учителя
1 мин.
2
Актуализация знаний
Слайд 2
Задает вопросы:
Что называют системой счисления?
Что называют основанием системы счисления?
Что такое развернутая запись числа? Запишите формулу на доске.
Отвечают на вопросы. Запись формулы развернутой записи числа на белой доске с объяснением.
2 мин.
3
Закрепление материала
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Учитель объявляет начало выполнения задания №1-4. Все ответы учащиеся заносят в личную карточку учащегося.
Задание №1.
Дано А=A716, B=2518. Какое из чисел C, записанных в двоичной системе, отвечает условию A1) 101011002
2) 101010102
3) 101010112
4) 101010002
Решение:
Переведём числа А=A716 и B=2518 в двоичную систему счисления, заменив каждую цифру первого числа соответствующей тетрадой, а каждую цифру второго числа – соответствующей триадой: A716 = 1010 01112; 2518 = 010 101 0012.
Условию A22 отвечает число С = 101010002.
Ответ: 101010002 (вариант 4).
Задание №2.
На какую цифру оканчивается запись десятичного числа 123 в системе счисления с основанием 6?
Решение:
Переведём число 12310 в систему счисления с основанием 6:
12310 = 3236.
Задание №3.
Вычислите сумму чисел X и Y, если X=1101112, Y=1358. Результат представьте в двоичном виде.
1) 110101002 2) 101001002 3) 100100112 4) 100101002
Решение:
Переведём число Y=1358 в двоичную систему счисления, заменив каждую его цифру соответствующей триадой: 001 011 1012. Выполним сложение:
Ответ: 100101002 (вариант 4).
Задание №4.
В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 18 записывается в виде 30. Укажите это основание.
Решение:
Примем за х основание неизвестной системы счисления и составим следующее равенство:
1810 = 30x;
Пронумеруем разряды и запишем данные числа в развёрнутой форме:
Ответ: десятичное число 18 записывается в виде 30 в системе счисления с основанием 6.
Выполняют задания.
Заносят ответы в личную карточку учащегося.
3 мин.
2 мин.
2 мин.
2 мин.
Практическая работа на компьютере
Слайд 7
Выполнение задания №5. На каждом из компьютеров лежит практическая работа с заданием.
х
у
1
1
100
2
100
111
3
110
111
4
1000
1001
5
1010
111
6
1010
100
7
1100
10
8
10
9
1010
11
10
1000
101
11
1000
1
12
110
1
13
110
11
14
100
11
15
100
1
16
10
1
17
10
101
Примеры рисунков – ответов:
Рисунок 1
Учащиеся садятся за компьютерные столы и пользуясь приложением калькулятор выполняют практическую работу.
10 мин.
11
Рефлексия
Слайд 8
Учитель спрашивает учащихся понравился им урок или нет. Что бы ученики хотели добавить к уроку? Чего не хватило?
Отвечают учителю.
2 мин
12
Постановка д/з
Слайд 9
Составить таблицу координат в двоичной системе счисления для изображения компьютера. (Творческое задание)
Записывают д/з
1 мин
infourok.ru
Методическая разработка (информатика и икт, 10 класс) по теме: Самостоятельная работа по теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую».
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
а) 860(10); | a)1001010(2) b) 775(8); c) 294(16). | а) 110110000(2) + 10110110(2) | a) 101101001(2) – 1001112 |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
a) 75710; | a)100111100(2); b) 1233(8); c) 2B3(16). | a)1111011101(2)+1011010; | a)11011011002 — 1101010(2); |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
a) 26510; | a) 1110100012; b) 1461(8); c) 9DI6. | a)1001101110(2)+11011001112; | a) 110001100(2) — 1000111(2); |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
a) 336(|0); | a) 10110102; b)15378); c) 2D9(I6). | a)10111110(2)+1000111002; | a) 1010011112 – 100101112 |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
a) 265(10); | a) 10111101002; b) 13178; c) 2F416. | a) 10111010(2) + 1010110100(2); | a) 1101101002 -1100101002 |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
a) 85(10); | a) 10000100112; b) 1768; c) 3D216. | a) 100000001 (2) + 100011001(2) | a) 1011010002 – 100100002; |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
a) 220(10); | a) 11100101002; d) 1714(8); c) DD16. | б) 1000110(2) + 10011011112; | a) 1110001102 — 1000010112; |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
a) 970(10); | a) 1111001110(2); b) 721(8); c) ЗС9(16). | a) 111010010(2) + 110010111(2); | a) 1010101012 — 1100110012; |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
a) 485(10); | a) 10011000012; b) 10468; c) 388(1б). | a)10110010102+101011010(2); | a) 1010001112 -101000002; |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
a) 556(10); | a)10111001112b) 6758; c) 9416. | a) 10110102 + 10011110012; | a) 1000110002 – 100100112; |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
a) 71(10); | a) 10010011012; b) 1022(8); c) 53(16). | a) 1011110102 + 1000111102; | a) 1000100102 — 11010102 |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
a) 243(10); | a) 1111100112; b) 163416; c) С23(1б). | a) 11110010012 + 100110011(2); | a) 1010000112 – 1001102; |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
a) 767(10); | a) 101100001012 b) 1071(8); c) 18В(16). | a) 101110011(2) + 111110102 | a) 11100101112 — 10111002; |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
а) 898(10); | a) 101111010012; b) 7448; c) 1ЕЕ16. | б) 110000102 + 10011101002; | a) 11110011(2) — 1000012; |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
a) 730(10); | a) 100011010112; b) 1478; c) 1СА(16). | a) 110101101(2) + 1010111(2); | a) 110011012 — 100100(2); |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
а) 737(10); | a) l0l011111112; b) 665(8); c) 246(16). | a) 11011102 + 101001000(2); | a) 10010111(2) — 10101(2); |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
a) 748(10); | a)101000011012; b) 1004(8); c) 103(16). | a) 1011000112 + 1011010102; | a) 1101110112 — 110111012; |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
a) 563(10); | a) 110001101012; b) 533(8); c) 32 16. | a) 1111011112 + 100101002; | a) 101110012 – 11011012 |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
a) 481(10); | a) 11111110012; b) 16348; c) 6ВД|6. | a) 1100011102 + 1100111102 | a) 1110010112 — 11100011(2); |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
a) 336(10); | a) 110100001(2); b) 4148; c) 366(16). | a) 11110011(2) + 11111000(2); | a) 1100010002 — 11000100(2); |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
a) 76310; | a) 1001001112; b) 3358; c) 14СД16. | a) 10111010(2) + 10010100(2); | a) 10101101(2) – 1110102; |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
a) 26410 | a) 1011011112; b) 4168; c) 215(16). | a) 110010102 + 101110001(2); | a) 1110111012 — 11000101(2); |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
a) 28110 | a) 1100001101(2); b) 16018; c) 16Е(16). | a) 11011100112 + 111000101(2); | a) 11101011012 — 101100112; |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
а) 74410; | a) 100101011(2); b) 11776(8); c) 3FA(16). | a) 1110110002 + 11101112; | a) 1000011002 — 10110011(2); |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
a) 585(10); | a) 11000111112; b) 7428; c) 39Д16. | a) 101011100(2) + 10101111(2); | a)1001101102 – 1110112; |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
а) 86010; | a) 110111101(2); b) 1588; c) 17D(16). | а) 11011000002 + 101101102; | а) 101100001(2) – 1001112 |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
№ вар-та | 1задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание |
а) 250(10); | a) 1001010112; b) 4588; c) 95Д16. | а)10101012+100001012; | а) 1001110112 – 1011012 |
Примечание.
1задание: переведите данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
2задание: переведите данное число в десятичную систему счисления.
3задание: сложите числа (выполните проверку).
4задание: выполните вычитание (выполните проверку)
nsportal.ru
Практическая работа 1 системы счисления
Цель работы:
1 Дать понятие о различных системах счисления применяемых в информатике.
2 Привить навыки по переводу числа из одной системы счисления в другую.
3 Научить производить математические операции над целыми и вещественными числами в различных системах счисления.
Краткие теоретические сведения Системы счисления
До изучения информатики Вам приходилось сталкиваться с различными системами счисления: троичная, десятеричная, двенадцатеричная.
Для представления информации в ПЭВМ применяются следующие системы счисления (с/с): двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная, двоично-десятеричная. В таблице 1.1 приведены числа в различных системах счисления. Незначащие нули (это нули, стоящие в целой части числа левее старшей значащей цифры, а в дробной части числа – правее последней значащей цифры) – это скорее дань традиции. Они предназначены для того, чтобы количества бит в числе было кратно четырём, поэтому при операциях с числами в различных с/с они отбрасываются. Хотя результат, записанный в классическом виде, выглядит лучше. Для упрощения подачи материала числа в двоичной с/с компонованы следующим образом:
0 111 – при данной записи: “111” – это триада цифр, а “0111” – это тетрада цифр. Символом апостроф “ ’ ” отделяются друг от друга тетрады.
Система счисления указывается в нижнем индексе, который ставится после самого числа, например:
Таблица представления чисел в различных с/с Таблица 1.1
2 | 8 | 10 | 2-10 | 16 | 2 | 8 | 10 | 2-10 | 16 |
0 000 | 0 | 0 | 0000 | 0 | 001 001 | 11 | 9 | 1001 | 9 |
0 001 | 1 | 1 | 0001 | 1 | 001 010 | 12 | 10 | 0001’0000 | A |
0 010 | 2 | 2 | 0010 | 2 | 001 011 | 13 | 11 | 0001’0001 | B |
0 011 | 3 | 3 | 0011 | 3 | 001 100 | 14 | 12 | 0001’0010 | C |
0 100 | 4 | 4 | 0100 | 4 | 001 101 | 15 | 13 | 0001’0011 | D |
0 101 | 5 | 5 | 0101 | 5 | 001 110 | 16 | 14 | 0001’0100 | E |
0 110 | 6 | 6 | 0110 | 6 | 001 111 | 17 | 15 | 0001’0101 | F |
0 111 | 7 | 7 | 0111 | 7 | 0001’0000 | 20 | 16 | 0001’0110 | 10 |
001 000 | 10 | 8 | 1000 | 8 | 0001’0000 | 21 | 17 | 0001’0111 | 11 |
Двоичная система счисления
Представляет собой набор цифр “0” и “1”. Наиболее удобный способ хранения информации в памяти электронно-вычислительной машины (ЭВМ), так как для хранения цифр достаточно иметь устройство, обладающее двумя устойчивыми состояниями: состоянием логического нуля и состоянием логической единицы. Выполнение арифметических действий в двоичной системе счисления производится по тем же правилам что и десятичной. Правила выполнения арифметических операций над числами в 2-й с/с приведены в таблице 1.2.
studfiles.net
Практическая работа №1. Позиционные системы счисления
Тема: Компьютер и информация
Урок: Практическая работа №1. Позиционные системы счисления
На этом уроке мы поговорим о позиционных системах счисления. Напомним, что позиционной системой счисления называется такая система счисления, у которой количественные значения символов, используемых для записи чисел, зависят от их положения (места, позиции) в коде числа.
Мы обсудим виды позиционных систем счисления и их связь между собой.
Идея приписывать цифрам разные величины в зависимости от того, какую позицию они занимают в записи числа, впервые появилась в Древнем Вавилоне примерно в III тысячелетии до нашей эры.
До нашего времени дошли многие глиняные таблички Древнего Вавилона, на которых решены сложнейшие задачи, такие как вычисление корней, отыскание объема пирамиды и др. Для записи чисел вавилоняне использовали всего два знака: клин вертикальный (единицы) и клин горизонтальный (десятки). Все числа от 1 до 59 записывались с помощью этих знаков, как в обычной иероглифической системе (Рис. 1).
Рис. 1. (Источник)
Все число в целом записывалось в позиционной системе счисления с основанием 60.
Был у вавилонян и знак, игравший роль нуля. Им обозначали отсутствие промежуточных разрядов. Отголоски этой системы счисления мы находим в сохранившемся до наших дней обыкновении делить один час на 60 минут, одну минуту на 60 секунд, полный угол — на 360 градусов (Рис. 2).
Рис. 2. (Источник)
Обычная система записи чисел, которой мы привыкли пользоваться в повседневной жизни, с которой мы знакомы с детства, в которой производим все наши вычисления – это пример позиционной системы счисления.
Рис. 3. (Источник)
В привычной нам системе счисления для записи чисел используются десять различных знаков (цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9). Поэтому ее называют десятичной (Рис. 3). Из двух написанных рядом одинаковых цифр левая в 10 раз больше правой. Не только сама цифра, но и ее место, ее позиция в числе имеют определяющее значение. Поэтому данную систему счисления называют позиционной.
В десятичном числе 377 = 3 • 100 + 7 • 10 + 7 • 1 цифры 7, находящиеся на разных позициях, имеют различные количественные значения — 7 десятков и 7 единиц. При перемещении цифры на соседнюю позицию ее «вес» изменяется в 10 раз.
Рис. 4. (Источник)
Потребовалось много тысячелетий, чтобы люди научились называть и записывать числа так, как это делаем мы с вами. Начало этому было положено в Древнем Египте и Вавилоне. Дело в основном завершили индийские математики в У-УП веках нашей эры. Важным достижением индийской науки было введение особого обозначения для пр
interneturok.ru
Итоговый урок по теме «Системы счисления» 10 класс.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО УРОКА
по теме «Системы счисления» 10 класс
Учебник: К.Ю. Поляков, 10 кл.
Продолжительность урока: 45 мин.
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» — правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием заданий ЕГЭ.
Задачи урока:
Образовательная: Закрепить основные навыки работы. Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию. Получить достоверную информацию о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
Развивающая: Развивать у школьников логическое мышление; формировать умение школьников применять программное обеспечение в решении задач, развивать познавательный интерес.
Воспитательная: воспитывать информационную культуру школьников; способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости. Прививать навыки самостоятельной работы.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная.
Тип урока: урок обобщения систематизации знаний.
План урока
Организационный момент
Систематизация теоретических знаний
Самостоятельная работа
Подведение итогов урока
Домашнее задание.
Учитель. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления». Ваша задача – показать свои знания и умения в процессе выполнения различных заданий.
2. Систематизация теоретических знанийГрафический диктант (слайд 1)
Игра «Слабое звено»
(Слайд 2)
Вопросы:
Какая система счисления используется в компьютере (двоичная)
Сколько цифр в восьмиричной системе счисления (8)
Верно ли, что алфавит троичной системы счисления заканчивается двойкой (да)
Из перечисленных выбрать непозиционную систему счисления
десятичная;
двоичная;
троичная;
римская;
Верно ли, что в троичной системе счисления может существовать число 140 (нет)
Какому числу соответствует буква А в шестнадцатиричной системе счисления (10)
Какой цифры нет в девятиричной системе счисления (9)
В какой системе записано число 1AF (16)
В какой системе счисления нет числа 120 (2)
Верно ли, что в двоичной системе 1+1=11 (нет)
Какое минимальное основание имеет система, в которой записано число 432 (5)
Как записывается максимальное 3-х разрядное число в пятиричной системе счисления 555 или 444 (444)
Какое число следует за числом 11 в двоичной системе счисления (100)
Чему равно двоичное число 10 в десятичной системе счисления (2)
Сколько значащих нулей в двоичной записи числа 7 (0)
Как выглядит число 13 в восьмиричной системе счисления (15)
Что больше 111 в двоичной системе счисления или 111 в троичной системе счисления (3)
Какому десятичному числу соответствует двоичный код 101 (5)
В какой системе 7+5 =14 (8)
I — вариант
Произвести подробные арифметические действия с записями в тетради
и ответить на вопросы следующих заданий:
Задание 1. Сколько нулей в двоичной записи числа 22210?
Задание 2. Переведите число 10010100102 в десятичную систему счисления.
Задание 3. Вычислить сумму чисел x и y, при x = 5А16, y = 508. Результат представьте в двоичной системе счисления.
Задание 4. Для кодирования букв А, Б, В, Г решили использовать двухразрядные последовательные двоичные числа (от 00 до 11 соответственно). Что получится, если таким способом закодировать последовательность символов ГВБА ? Результат запишите шестнадцатеричным кодом.
Задание 5. Дано А = В516, В = 2678. Какое из чисел С, записанных в двоичной системе счисления, отвечает условию А
1) 10110110; 2) 10111000; 3) 10111100; 4) 10111111
______________________________________________________________________________________
II — вариант
Произвести подробные арифметические действия с записями в тетради
и ответить на вопросы следующих заданий:
Задание 1. Сколько единиц в двоичной записи числа 30710?
Задание 2. Переведите число 1011011102 в десятичную систему счисления.
Задание 3. Вычислить сумму чисел x и y, при x = 1D16, y = 618. Результат представьте в двоичной системе счисления.
Задание 4. Для кодирования букв А, Б, В, Г решили использовать двухразрядные последовательные двоичные числа (от 00 до 11 соответственно). Что получится, если таким способом закодировать последовательность символов ГБАВ ? Результат запишите шестнадцатеричным кодом.
Задание 5. Дано А = 3068, В = С816. Какое из чисел С, записанных в двоичной системе счисления, отвечает условию А
1) 11001001; 2) 11000101; 3) 11001111; 4) 11000111.
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
I вариант | 2 | 594 | 10000010 | Е4 | 1 |
II вариант | 5 | 366 | 1001110 | D2 | 4 |
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Использованные средства | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1. | Организационный момент | Создание рабочего настроя, проверка готовности к уроку. | 1 мин. | ||
2. | Систематизация теоретических знаний | Слайд 1,2 | 1) Проводит опрос учащихся в виде графического диктанта. Показывает ответы диктанта, поясняет задания, в которых были допущены ошибки. 2) Проводит игру «Слабое звено» | Ученики выполняют задания в тетрадях, после меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку. Ученики отвечают на вопросы по очереди, кто не справляется с заданием выбывает из игры. | 5мин. 10 мин |
3. | Контрольная работа | раздаточный материал | Следит за ходом выполнения задания. | Ученики выполняют задания контрольной работы. | 25 мин. |
4. | Задание на дом | Слайд 3 | Поясняет выполнение разноуровневых заданий | Слушают учителя, записывают в дневник | 4 мин. |
5. | Подведение итогов | Формулирует выводы и итоги урока. Выставляет оценки. |
multiurok.ru
Урок в 10 классе по теме «Системы счисления»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТЕРЛИТАМАК
МАОУ «СОШ № 24»
Аттестационный урок
по информатике
в 10 классе
по теме «Системы счисления»
учителя МАОУ «СОШ № 24»
ОРЛОВОЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
Стерлитамак 2014
урок информатики 10 класс Учитель информатики: Орлова Елена ВладимировнаТема урока: Системы счисления.
Вид урока: урок систематизации и обобщения изученного материала (обобщающий).
Тип урока: комбинированный.
Технология проведения урока: личностно-ориентированная.
Время проведения урока: второй урок по теме “Системы счисления”.
Цели урока:
1. Обобщение и применение для решения задач знания о способах и методах переводов чисел.
2. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Задачи урока:
Развивающая:
развить алгоритмическое мышление, память и внимательность.
Обучающие:
углубить, обобщить и систематизировать приемы перевода чисел из одной системы счисления в другую.
расширить представления о системах счисления, показать разнообразие применения числа.
Воспитательная:
развить познавательный интерес и логическое мышление.
Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
Организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Материально-техническая база:
презентация “системы счисления ”;
комплекс: мультимедиа;
План урока:
Содержание этапа урока | Время | Вид и формы работы |
1. Организационный момент | 1 мин | Приветствие |
2. Мотивационное начало урока | 2 мин | Постановка цели урока. |
3. Обобщение знаний | 8 мин | Использование слайдов, работа в тетради |
4. Этап проверки полученных знаний | 8 мин | Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную. |
Физическая разминка | 1 мин | |
5. Этап углубления знаний | 15 мин | Перевод дробных чисел из разных систем счисления в десятичную, смешанные десятичные в двоичную систему. |
6. Самостоятельная работа | 6 мин | Работа в тетради. |
7. Подведение итогов | 2 мин | Рефлексия |
8. Домашнее задание | 2 мин | Запись домашнего задания в дневнике |
Ход урока:
1. Организационный момент.
Для урока подготовлена презентация с помощью MS PowerPoint с целью визуализации информации по ходу обобщения материала.
На доске: тема урока «Системы счисления».
На партах детей разложены учебники, рабочие тетради, раздаточный материал.
Учитель приветствует детей.
2. Мотивационное начало урока.
Учитель: На прошлом занятии мы знакомились о способах перевода двоичных целых чисел в десятичную систему счисления и из десятичной системы в двоичную. Поэтому цель сегодняшнего урока — обобщить знания о способах и методах переводов чисел, а также применить их для дробных чисел.
Учитель: Сегодня мы продолжим работу по переводу чисел из десятичной системы счисления в двоичную; из двоичной в десятичную.
Наш урок начну со слов английского философа Фрэ́нсис Бэ́кон «Мы столько можем, сколько знаем».
Ответьте на вопросы:
1. Какую систему счисления мы используем в обычной жизни?
2. Что является основанием данной системы счисления?
3. Как представлена числовая информация в компьютере? Какая система счисления при этом используется?
4. Как перевести число из двоичной системы счисления в десятичную?
Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
3. Обобщение знаний.
Мы переходим к следующему этапу нашего урока. Вам понадобится не только умения и навыки по переводу из одной системы счисления в другую, но и ваша внимательность, сообразительность, смекалка, и тогда вы сможете сделать очень важное для себя открытие.
Но прежде
“Эврика”
Ребята, а вы знаете, сколько глаз у пиявки? А какого размера сапоги носил дядя Степа? На эти вопросы, нам помогут ответить те задания, которые вы сейчас выполните.
Задания разного уровня сложности:
1. УРОВЕНЬ
Шуточный рассказ Алексея Старикова (Приложение 1)
1. Ей было 1100 лет, Она в 101-ый класс ходила, В портфеле по 100 книг носила – Все это правда, а не бред. Когда, пыля десятком(10) ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним(1) хвостом, зато 100-ногий. | Она ловила каждый звук Своими десятью(10) ушами, И десять(10) загорелых рук Портфель и поводок держали. И десять(10) темно-синих глаз Рассматривали мир привычно,… Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. |
Как это возможно? В какой класс она ходила? Сколько книг в портфеле? Сколько лет девочке?
Ответы на поставленные вопросы будете записывать в тетрадь.
2. УРОВЕНЬ
1. Сколько больших планет обращается вокруг солнца?
Подсказка: 10012 ответ 9
2. Сколько вершков в аршине?
Подсказка: 100002 Ответ 16
3. Сапоги какого размера носил дядя Степа?
Подсказка: 1011012 Ответ 45
4. Сколько глаз у пиявки?
Подсказка: 10102 Ответ 10
5.Какое количество компьютеров вы видите?
3. УРОВЕНЬ
6. Определите четное число или нечетное:
а) 10012
б) 110002
в) 11001002
г) 100112
Сформулируйте критерий четности в двоичной системе.
Ответы 9, 24,100,19
7. Какое максимальное число можно записать в двоичной системе счисления восемью цифрами?
Ответ 111111112=25510
Учащиеся выполняют задания выбранного уровня. Проверка с экрана проектора из презентации СЛАЙДЫ.
4. Этап проверки знаний.
Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово в карточке (Приложение 2)
Гимнастика для глаз (Смотри презентацию)
5. Этап углубления знаний.
Итак, научимся переводить дробные числа из разных систем счисления в десятичную.
Задание: Запишите в развернутой форме числа:
N8=764,1=7*82+6*81+4*80+1*8-1
N5=230,43=2*52+3*51+0*50+4*5-1+3*5-2
N16=3A,05= 3*161+10*160+0*16-1+5*16-2
Задание: Запишите число в десятичной системе счисления:
110,112=1*22+1*21+0*20+1*2-1+1*2-2=4+2+1/2+1/4=6 3/4
423,15=4*52+2*51+3*50+1*5-1=100+10+3+1/5=113 1/5
5А,0116=5*161+10*160+1*16-2=80+10+1/256=90 1/256
Далее нас ждут более сложные задания.
Необходимо вспомнить правило перевода из десятичной системы счисления в двоичную систему (или табличный, или столбиком).
Задание: переведите десятичные числа 17; 54 в двоичную систему счисления
Усложняем задачу: учимся переводить десятичную дробь в двоичную систему счисления (N10 àN2) (умножением на 2).
Пример: 0,562510 = N2 = 0,10012
0, | 5625 2 |
1 | 1250 2 |
0 | 2500 2 |
0 | 5000 2 |
1 | 0000 |
Задание: переведите десятичные дроби в двоичную систему счисления:
0,510 0,7510
Теперь соединяем наши знания и переводим смешанные числа из десятичной системы счисления в двоичную.
Алгоритм перевода:
1) перевести целую часть;
2) перевести дробную часть;
3) сложить полученные результаты.
Пример: перевести 17,2510 в двоичную систему счисления.
Решение:
1710 =100012
0,2510= 0,012
17,2510 =10001,012
Задание: переведите в двоичную систему счисления числа:
4,2510 5,7510
Задание: Укажите какие числа записаны с ошибками. Ответ обоснуйте.
1567 ; 3005,234 ; 185,7948 ; 11022 ; 1345,526 ; 112,0113 ; 16,5455 .
Вопрос: Как изменится число 2456, если справа к нему дописать ноль?
6. Задание для самостоятельного выполнения
Переведите координаты точек в десятичную систему счисления. Отметьте точки на координатной плоскости и определите получившийся рисунок.
№ точки | Двоичный код | Десятичный код |
1 | (10; 110) | (2;6) |
2 | (110; 110) | (6;6) |
3 | (110; 10) | (6;2) |
4 | (10; 10) | (2;2) |
5 | (10; 110) | (2;6) |
6 | (100; 1000) | (4;8) |
7 | (110; 110) | (6;6) |
Получившийся рисунок
7. Подведение итогов.
Сегодня на уроке я повторил…
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
8. Домашнее задание:
Составьте свою биографию, записав все числа (дата, месяц, год рождения; дата поступления в школу; класс, в котором вы учитесь) в двоичной системе счисления
Заключительный афоризм:
«Время, затраченное впустую, есть существование; время, употребленное с пользой, есть жизнь»
Эдуард Юнг английский поэт
Приложение 1
Приложение 2
КАРТОЧКА № 1_Фамилия ________________
Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 11012 1002 10102 10112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: _____________
КАРТОЧКА № 2_Фамилия ________________
Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 10112 11002 1002 10002 11102
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ___________
КАРТОЧКА № 3_Фамилия ________________
Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 11002 1002 1012 10112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ____________
КАРТОЧКА № 4_Фамилия ________________
Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 102 10112 10002 11102 102 10112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ______________
КАРТОЧКА № 5_Фамилия ________________
Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 112 1102 10112 11012
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ______________
2
kopilkaurokov.ru